Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Вообще, жить в XXI веке и не пользоваться дарами технологий, попросту преступно.

Вспомните, как радовалось человечество, когда перед ним впервые замаячила перспектива интернета: «Ура, информация!», «Ура, знания!» Безграничные, подробные, на расстоянии вытянутой руки и не стоящие практически ничего (уж точно меньше семестра обучения в вузе). А ведь объемы информации, доступной для современного человека, стали только больше!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Самые разные курсы, на любой вкус и кошелек, библиотеки, приложения и сервисы — все это создано для того, чтобы мы каждый день могли узнавать что-то новое и поддерживать гибкость ума в мире, который становится слишком уж быстрым. Специально для тех, кто тянется ко всему новому, 10 советов, рекомендаций, шагов (нужное подчеркнуть), которые помогут выжать из самообразования максимум.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Как правило, большинство не имеет возможности выделить отдельную комнату в своем доме под кабинет, где было бы приятно учиться, но на самом деле этого и не требуется.

А что нужно? Чтобы у вас было небольшое личное пространство для обучения — скажем, стол, — куда вы сможете положить тетради, книги, ноутбук и прочие предметы, которые понадобятся вам в процессе.

Все лишнее нужно убрать из поля зрения, добавить удобный стул (это правда важно: если вам будет некомфортно сидеть, вы очень быстро сбежите из-за стола) и спокойное освещение, которое тем не менее будет давать достаточно света.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Тенденция в сторону экологичности и засилье электронных книг и форматов постепенно оттесняют на задний план бумажные носители информации, но они действительно будут вам полезны, если вы решите заняться самообразованием.

Каким образом? Несмотря на то что в детстве нас учат, что «писать на страницах книг нельзя, это плохо», делать это можно и нужно. Пушкин рисовал на полях женские ножки, мы советуем следовать великому автору если не в вопросах содержания, то как минимум в вопросах метода.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Art sience проект -2020 - 2070 в мисис

Оценим за полчаса!

Запасайтесь цветными маркерами: подчеркивайте, выделяйте, делайте красивые закладки, клейте бумажки и складывайте книги в стопочку. Кроме того, в старых книгах можно найти залежи ценной информации.

Чисто психологически вы будете запоминать больше информации, если для этого вам понадобилось совершить какое-то механическое действие. Просто «скопировать — вставить» в файл на компьютере не работает так хорошо, как яркая череда закладок в книге на вашем столе.

Кроме того, так проще ориентироваться в количестве важной информации, структурировать ее и, наконец, впоследствии находить самое важное — если у вас на компьютере есть файл с 20+ страницами «Заметок», которые вы только пополняете, но никогда не читаете, вы знаете, о чем идет речь.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Но, конечно, долгое и упорное чтение учебника со временем рискует превратиться если не в каторгу, но в очень скучное занятие, которое захочется бросить.

Именно здесь и наступает время вновь вспомнить о прелестях технологий и посмотреть, что еще предлагает интернет.

Например, обучаясь, вы можете не только читать статьи по теме, но и смотреть соответствующие документальные фильмы или видеолекции, слушать подкасты или аудиокниги, записаться на курс. Или вновь вернуться в офлайн и сходить на какой-нибудь воркшоп.

Комбинируйте различные форматы, и самообучение станет чуть более эффективным и нескучным, а результат вас порадует. В качестве бонуса при таком подходе, собирая информацию из самых разных источников, вы чисто автоматически будете сравнивать ее, оценивая адекватность и достоверность. Доверяй, но проверяй!

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Как правило, статьи в интернете сопровождаются ссылками на источники информации — не игнорируйте их. Именно в этих неприметных ссылках в конце огромного текста скрывается огромный пласт информации, который поможет погрузиться в тему еще детальнее. Именно в источниках скрывается еще больше фактов, графиков или схем, так что рекомендуем почаще переходить по ссылкам.

Если же вы почувствуете, что после просмотров источников информации стало слишком много, а разобраться в ней стало слишком сложно, попробуйте найти человека, который поможет разложить все по полочкам. Найти такого человека можно, например, через знакомых.

Если же таких знакомств у вас не имеется, отличный и доступный способ разыскать подходящего эксперта в интернете — начать общаться в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Скорее всего, там вы найдете либо того самого эксперта, либо того, кто вас сможет с ним свести.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Самообразование будет иметь смысл только в том случае, если уделять ему время вы будете ежедневно. Здесь главное не переусердствовать и найти баланс. Чтобы не стало скучно, делайте следующее:

  • Ставьте цели, но не стройте наполеоновских планов. Маленькими шагами вы добьетесь больших результатов.
  • Бросайте себе вызов, прочитывая и делая каждый день/неделю/месяц все больше и больше. Но старайтесь делать это постепенно и снижать обороты, когда почувствуете первые симптомы выгорания.
  • Записывайте мысли и идеи, которые показались вам интересными, необычными или новыми, и регулярно перечитывайте записанное.
  • Слушайте подкасты, пока едете на работу, учебу или домой.
  • Чередуйте занятия, чтобы они не приелись, обучайтесь чему-то новому каждый день.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Подробнее об этом методе недавно рассказала Надя Макова в своей колонке про быстрое обучение, но все равно напомним: один из наиболее эффективных способов чему-то научиться — рассказать об этом кому-то другому.

В процессе диалога вы закрепите знания, которые у вас уже есть, а также увидите пробелы и вопросы, на которые пока еще не знаете ответа. Или же ваш собеседник поинтересуется чем-то, о чем вы пока еще не думали.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

В вопросе получения знаний хаос точно не ваш друг и не приведет к хорошему результату, поэтому постарайтесь систематизировать свои занятия.

Посмотрите, от чего вы можете отказаться в пользу обучения, если испытываете недостаток времени, и определите время, в которое вы будете заниматься тем или иным делом.

Если следовать расписанию сложно, попробуйте работать по будильнику или по более продвинутому методу «помидора» (это когда вы делите все время своих занятий на части: скажем, после каждых 30 минут учебы идет 10 минут отдыха).

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

В дневник нужно записывать всю интересную и новую для вас информацию, а также отслеживать свой прогресс. То, как именно это делать, выбирайте сами, здесь вы ограничены только собственным воображением.

Главное, чтобы записи были понятными и чтобы вам ничего не мешало их делать — только в этом случае ежедневное заполнение дневника превратится из тяжкой рутинной обязанности в простое и интересное занятие.

Дневник можно вести как бумажный, так и электронный на специальных сервисах (хотя мы в T&P предпочитаем бумагу: нет ничего более приятного, чем оформлять свои заметки рисунками и наклейками и писать разноцветными ручками). Простые заметки в телефоне тоже подойдут, но только если вы привыкли именно к такому формату: в противном случае заметки могут попросту затеряться.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

На пути самообразования, как и на любом другом пути, могут быть свои взлеты и падения, вдохновение может заменяться разочарованием и наоборот. Главное правило здесь — не бояться того, что у вас что-то не получается. Воспринимайте это как повод стать лучше и разобраться в вопросе подробнее.

Любые препятствия должны служить не тому, чтобы у вас появилось оправдание отступить, но тому, чтобы, наоборот, появилась возможность возрасти до той ступени, о которой вы раньше и подумать не могли. В конечном счете вы разовьете в себе привычку бороться с трудностями, а не бежать от них — кстати, отличный навык для жизни вообще.

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Несмотря на то что знания — прекрасный ресурс сами по себе, их может быть недостаточно. Какой смысл копить что-то в своей голове, если вы это не используете? Соответственно, обучаясь чему-то самостоятельно, заранее подумайте о том, зачем вы это делаете и как будете применять полученные знания в реальной жизни.

Это не обязательно должно быть что-то глобальное из серии «на миллион». Может быть, вы давно хотели вести блог, но не было знаний и стоящей идеи? Или же хотели подучить итальянский, чтобы комфортно чувствовать себя в отпуске? Подтянуть какой-то навык, чтобы быстрее выполнять свою работу? Или узнать больше про динозавров, чтобы радовать интересными рассказами своего ребенка?

Человеческий мозг обладает огромным потенциалом, так что советуем воспользоваться его возможностями и превратить жизнь в увлекательное путешествие. Интересное, разнообразное, увлекательное, безусловно полезное и, конечно, не для галочки.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17798-glavnoe—vovremya-prosnutsya-10-prostykh-shagov-k-samoobrazovaniyu

Как заставить свой мозг работать максимально эффективно?

В некоторых ситуациях у человека не остается другого выхода, кроме как включиться максимально в работу и выжать из себя максимум продуктивности.

Часто мы до конца не осознаем, как много может наш ум, и по этой причине не используем весь его потенциал. Но, каждый из нас способен активировать свой умственный, творческий и энергетический потенциал для максимальной продуктивности.

Давайте рассмотрим несколько советов, как это можно сделать.

Оптимальный режим

Многие люди привыкли эксплуатировать свой мозг на протяжении длительного времени, не давая ему никаких передышек. Это неправильный подход к организации рабочего времени. Важно понимать несколько простых секретов, которые были открыты учеными и исходя из низ выстраивать свой рабочий процесс, используя максимальный потенциал своего ума. Итак, как устроен мозг?

  • Он может работать максимально продуктивно короткий промежуток времени.
  • Мозг может максимально продуктивно, если в этот короткий промежуток времени вписана только 1 задача, независимо от уровня ее сложности.
  • Мозг для дальнейшей продуктивной работы нуждается в восстановлении на протяжении 15-20 минут.

Именно так работает наш мозг, и мы не в силах как-то изменить такое положение вещей.

Поэтому, делая выводы, можно сказать – для решения задачи нужно дать мозгу отдохнуть, настроиться на короткий промежуток времени, выжать из него максимум и дать восстановиться перед следующей задачей.

Попробуйте выстраивать свою деятельность так, и вы увидите, как буквально за 20 минут решаются задачи, на которые раньше вам приходилось тратить по несколько часов.

Регулярные тренировки

Самые большие проблемы с концентрацией, памятью и продуктивностью работы головного мозга наблюдаются у тех людей, которые предпочитают не нагружать его. Элементарно – при каждой умственной нагрузке формируются новые нейронные связи, мозг сохраняет гибкость, дополнительно углубляются его способности.

Исходя из этого, нейробиологи рекомендуют регулярно нагружать свой мозг по максимуму, устраивать ему своего рода тренировки, чтобы расширять свой потенциал. Что можно использовать в качестве тренировки? Абсолютно все, что заставляет активно думать. Можно использовать головоломки, учить наизусть стихи и тексты, углубляться в интересующие темы, много читать.

Подпитка для мозга

Мозг – это важный орган, от которого зависит не только функционирование прочих систем. Мозг так же отвечает за все сферы нашей жизни, поэтому он должен получать полноценное питание для того, чтобы все его функции могли работать полноценно. Чем нужно питаться, чтобы мозг получал достаточное количество необходимых ему веществ?

  • Аминокислоты и белки, которые нужны для создания новых нейронных связей и поддержания существующих. Эти вещества можно найти в сое, чечевице, фасоли.
  • Для нормальной работы мозга и хорошей памяти рекомендовано включить в рацион брокколи, цветную капусту, шпинат. В них содержится витамин К, витамины группы В, а главное несколько незаменимых соединений калия и других минералов.
  • Жирная рыба – это продукт, который должен появляться на столе, хотя бы 2 раза в неделю. Вегетарианский, альтернативный источник получения жирных кислот – употребление семечек, орехов, оливкового и арахисового масла.
  • Тыква и тыквенные семечки – содержат магний, кальций и калий, а так же ряд важных аминокислот, отвечающих за восстановительные процессы в нервной ткани.
  • Обычную соль на столе лучше заменить морской, мелкого помола – в ней намного больше минералов. Магний, калий, кальций и другие соединения способствуют улучшению умственного потенциала и быстрому запоминанию.
  • Злаковые культуры, особенно пшеница, ячмень, гречка – это продукты, которые могут заменить витаминные комплексные препараты, кроме этого, они богаты и минеральными соединениями. Если нет желания часто кушать каши, можно заставить себя с утра принять ложку отрубей и запить ее теплой водой – как лекарство.
  • Сладости – очень важный компонент питания для мозга. Сахар незаменим для продуктивной работы нервной системы, однако, важно потреблять его умерено, и лучше, в безопасных для организма формах. Фрукты, мед шоколад – это обязательные ингредиенты меню человека, который хочет выжать максимум из своего мозга.

  Как уменьшить чувство вины?

Питьевой режим

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразованияgeralt / Pixabay

Без воды невозможна жизнь – это знают все, причем с раннего детства. Такие простые истины, однако, забываются с возрастом. Недостаток воды – неполноценное функционирование нервной системы. Питьевой режим – идеальный вариант решения проблемы недостатка жидкости в организме. Если вам сложно помнить о том, что нужно попить воды, скачайте себе приложение на телефон, которое будет напоминать, когда и сколько нужно употребить жидкости.

Глубокое восстановление

Важно понимать, что без глубокого восстановления, которое происходит во время сна, невозможна продуктивная работа головного мозга. Ваш ум нуждается в перезагрузке, а мозг – в глубоком восстановлении. Рассмотрим самые распространенные проблемы сна и вариант их решения.

  • Долго не удается уснуть – распространенная проблема. Помогает прием мелатонина (с разрешения врача), абсолютная темнота, расслабляющий массаж перед сном.
  • Частые пробуждения по ночам. Решить проблему можно антистрессовыми препаратами, успокаивающим чаем из мяты или валерьяны.
  • Ненормированный режим сна. С этим нужно разбираться волевым решением – просто определить для себя приоритеты и заставить отправляться в определенные часы в кровать, и так же само определить время утреннего подъема.
  • Поверхностный, малоэффективный сон. Проблема решается успокаивающей ванной перед сном, расслабляющей гимнастикой или, опять же, приемом мелатонина.

  Пять шагов для улучшения самооценки

Мозг человека имеет мощный потенциал. Наша жизнь того стоит ,чтобы мы смогли раскрыть его и за счет этой мощи реализовать все, ради чего мы родились и живем! Помните, что все в ваших руках и уже сегодня вы можете использовать свой умственный потенциал в большей мере!

И, конечно же, не забывайте, что прежде чем начать заботиться о своем здоровье, первое, что надо сделать, это посетить врача и определить оптимальные нагрузки, диеты и препараты, которые наилучшим образом подойдут именно вам.

  • Об авторе
  • Авторские материалы
Читайте также:  Рост зарплаты учителей и открытие новых школ

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования Здравствуйте, я Андрей Петраков. Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии — ведь все, что связано с людьми довольно интересно. Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации 3000 руб./час. т. +7 926 211-18-64, очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype (barbaris71).Связаться со мной Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Источник: https://psy-zoom.ru/2018/01/30/brain-better.html

Вспомнить все: как выжать максимум из своей памяти, что из еды полезно для мозга, и почему таблетки не работают

Когда забывчивость становится поводом насторожиться и обратиться к врачу

Это самый сложный вопрос, который ставят перед собой не только пациенты, но и врачи-неврологи. Разные проблемы памяти и концентрации внимания возникают у человека в течение дня, недели, месяца. Понятно, что, если нарушения становятся заметны родным, то это повод обратиться к врачу.

Сложнее обстоит дело с субъективной оценкой, когда человек сам чувствует нарушения памяти. Тут объективных критериев не разработано.

Но нарушения памяти важно поймать на начальном этапе, и если человек считает, что его память ведет себя хуже, чем месяц, два или год назад, лучше показаться врачу. 

К какому врачу идти с проблемами памяти

Память — это сложный механизм, за который отвечает много разных структур в головном мозге. А чем сложнее механизм, тем больше вероятность, что он где-то повредится. На нашу способность фиксировать воспоминания влияют тревожные расстройства, патология щитовидной железы, нарушение обмена веществ, снижение витамина В12, нарушения сна и многое другое.

Поэтому нарушения памяти — это междисциплинарная зона, в которой неврологу часто требуется помощь эндокринолога, терапевта, психотерапевта, кардиолога и многих других специалистов.

Чтобы найти источник проблемы, лучше обращаться в специализированные центры, отделения при больницах или поликлиниках, в так называемые Лаборатории памяти, которые есть по всему миру и в России в том числе. 

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования
 Мария Можарова

Про болезнь Альцгеймера и моральную ответственность врачей 

Иногда ко мне приходят молодые люди лет 30-35 со словами «Доктор, у меня болезнь Альцгеймера — я вчера не смог вспомнить, как звали кошку, которая была у меня в детстве». Болезнь Альцгеймера — это проблема пожилого возраста.

Чаще всего она появляется около 60-65 лет, крайне редко она дебютирует раньше. И по большей части проблемы памяти молодых связаны с тревожными расстройствами.

Но тем не менее переубедить молодых пациентов в том, что у них не болезнь Альцгеймера, порой оказывается не так просто. 

Дело в том, что при проведении нейропсихологических тестов мы нередко наблюдаем у пациентов с жалобами на снижение памяти затруднения при выполнении определенных заданий. Подобные изменения называются легкими или по-другому субъективными когнитивными нарушениями, а более грубые расстройства — умеренными когнитивными нарушениями.

Эти расстройства могут не означать ровным счетом никаких проблем и не требовать ни лечения, ни наблюдения. Но часто они бывают предпосылкой к болезни Альцгеймера. И тут важно понимать, что все препараты, которые на сегодняшний день существуют, эффективны на стадии, когда деменция еще в самом начале.

Более того, два новых препарата сейчас заканчивают клинические испытания, в том числе в России, и в ближайшее время появятся на рынке — это адуканумаб (aducanumab) и кренезумаб (crenezumab). Второй препарат показал свою эффективность на ранней стадии болезни Альцгеймера, когда еще нет грубых структурных изменений головного мозга.

И потому перед всем профессиональным мировым сообществом стоит очень сложный вопрос: как из общего числа людей с легким и умеренным когнитивным расстройством выявить ту группу, которая перейдет в болезнь Альцгеймера?  

А теперь представьте: приходит пациент и говорит «Доктор, у моего дедушки была болезнь Альцгеймера, и я хочу исключить для себя такую вероятность». Сегодня у такого пациента врачи проводят все возможные тесты и анализы, выявляющие предпосылки заболевания.

Сначала мы исключаем такие факторы, как депрессия, тревога, снижение концентрации витамина В12, витамина D, нарушение щитовидной железы. Проводим нейропсихологические тесты, берем на анализ небольшое количество цереброспинальной жидкости, которая омывает спинной мозг.

В ней мы смотрим несколько белков, которые при болезни Альцгеймера откладываются в головном мозге. И, наконец, мы делаем магнитно-резонансную и, при возможности, позитронно-эмиссионную томографию головного мозга со специальными метками. Этот метод дает возможность диагностировать Альцгеймера иногда за 15-20 лет до дебюта болезни.

Но даже проведя все анализы и найдя предпосылки, мы тем не менее не можем гарантировать, что без лечения у этого пациента через 15-20 лет развилась бы болезнь. И тут перед врачами встает моральный выбор: нужно ли давать на этой стадии лекарства пациенту.

Ведь человек, получив потенциальный диагноз, всю жизнь будет жить с опасением, что вот-вот болезнь так или иначе проявится. Мы рискуем попусту и без четких доказательств сделать из здорового человека пациента, который всю жизнь будет чувствовать себя больным.

Как влияет современный образ жизни на память и концентрацию

Есть несколько типов памяти. Первый — непосредственная память. Все, что мы воспринимаем органами чувств — зрением, слухом, обонянием — попадает в нее. Второй тип — оперативная память или кратковременная. Та, которой мы пользуемся в течение дня.

Затем идет долгосрочная память, которая хранит весь наш жизненный опыт. Из трех видов, только оперативная память имеет ограниченный объем.

И все проблемы с запоминанием, связанные с современным образом жизни, порождает именно эта ограниченность оперативной памяти.

Для того, чтобы запомнить информацию, нам нужно ее выделить, то есть заинтересоваться ей. Десятки вкладок в браузере, социальные сети и многозадачность, в которой мы все вынуждены работать, создает ситуацию интерференции.

То есть среди конкурирующих сигналов нам сложно выделить тот самый, который мы должны запомнить, в результате мы не запоминаем почти ничего. Это цепляет следующую проблему — чувство, что мы не справляемся с нагрузкой, оно порождает тревожное состояние. Тревога в свою очередь еще больше снижает концентрацию. Получается порочный круг.

Добавьте сюда еще и недостаток сна, который мы все испытываем, и получите тот самый дефицит внимания, о котором все говорят. 

О том, как память связана со сном

Сон имеет две разные стадии — быструю и медленную. Переход воспоминаний из краткосрочной памяти в долгосрочную, иначе говоря, консолидация следов памяти происходит в период медленного (или глубокого) сна. Если мы мало спим, количество смен фаз недостаточное.

Это значит, что консолидация проходит хуже. Когда человек высыпается, у него идет четкая смена фаз сна, вероятность запомнить информацию, полученную в течение прошлого дня, гораздо выше.

Есть еще одна проблема — остановки дыхания во сне или апноэ, которые часто проявляются как раз на стадии глубокого сна. Из-за остановок дыхания человек, сам того не замечая, пробуждается на секунду и дальше засыпает. Таких пробуждений бывают десятки за ночь.

Нормой считается менее пяти раз в час, что не требует лечения и никакого динамического наблюдения. Если же апноэ случается более 30 раз в час, у пациента будет очень тяжелое расстройство памяти. 

Как улучшить память

Во-первых, конечно, ограничить поток отвлекающей информации — это работает. Кроме того, существует множество способов нейрокогнитивного тренинга. Понятно, что если мы просто скажем пациенту учить стихи и решать кроссворды, то толку от этого не будет.

Поэтому специалисты разработали разные более интересные тренинги — программы в интернете и приложения (Lumocity, Peak, Nrain+, Elevate и другие), которые развивают концентрацию внимания и скорость реакции.

Некоторые специалисты неврологи и нейропсихологи в зависимости от типа и степени нарушения памяти, могут разработать индивидуальные программы по когнитивному стимулированию. Изучение языка – очень хороший нейрокогнитивный тренинг, потому что височные доли отвечают не только за речь, но и за память.

Но важно понимать, что все это работает как фитнес для мозгов — то есть занятия имеют эффект только в том случае, если выполняются регулярно.

Кроме того, нужно иметь в виду, что занятия эффективнее, если у человека нет кардиологических проблем. Повышенное артериальное давление, глюкоза и холестерин в крови очень сильно влияют на нашу память. И в долгосрочной перспективе могут вызывать сосудистую деменцию, то есть грубое нарушение интеллекта. 

О диете для хорошей памяти и бабушкиных методах

Безусловно, физическая активность, различные аэробные нагрузки благоприятно воздействуют на память. И всех пациентов мы ориентируем на средиземноморскую диету.

Большое содержание клетчатки, морская рыба с высоким содержанием омега-3, орехи, ягоды, красное вино, оливковое масло с липопротеидами высокой плотности — все это считается профилактическим.

В частности, сегодня активно идет обсуждение так называемой диеты MIND, в основе которой как раз лежат перечисленные продукты и обязательно исключается сладкое, избыточное потребление мяса и продуктов, жаренных во фритюре.

Все остальное — настойка чеснока, разные травки — это бабушкины методы, которые, конечно, не работают. Исследования показали, что из всех веществ на память и концентрацию внимания позитивно влияют только кофеин и никотин.

При этом понятно, что никотин приносит гораздо больше вреда, чем пользы. А кофеин часто провоцирует тревожное расстройство, которое в свою очередь в итоге приводит к снижению памяти. Так что и это палка о двух концах.

 

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования
 Мария Можарова

О лекарственной профилактике

Все хотят улучшить свою кратковременную память, не прилагая к этому больших усилий. Единицы готовы следовать советам врача и заниматься упражнениями, заниматься профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Люди предпочитают заглотить таблетку и ждать эффекта.

Тем более в России очень любят заниматься самолечением и назначать себе самостоятельно разные сосудистые и ноотропные средства. Иногда их по-прежнему назначают врачи в поликлиниках.

Поэтому хочется еще раз сказать: препаратов эффективных для профилактики болезни Альцгеймера или для улучшения концентрации не существует.

Проведено огромное количество больших исследований по всем препаратам, доступным на рынке, и ни один из них не доказал свою эффективность. В лучшем случае они безвредны. Но при неправильной дозировке они могут вызвать побочные эффекты. 

На самом деле такие исследования ведутся во многих лабораториях мира — фарминдустрия пытается синтезировать препарат, который позволил бы нам улучшать наши когнитивные функции.

В США, Европе и некоторых странах есть два препарата — модафинил и метилфенидат —  это стимуляторы, которые мощно повышают уровень бодрствования и внимания пациентов. Они используются при некоторых заболеваниях, вроде нарколепсии.

Но эти препараты имеют краткосрочный эффект только на время пока ты их принимаешь, а метилфенидат (Риталин) также имеет ряд серьезных побочных действий

В античности студенты, которые хотели улучшить свою память, вплетали ростки розмарина в волосы и считали, что это помогает. К сожалению, со времен античности в решении этой проблемы наука не недалеко продвинулась. 

Проблемы, характерные для России 

В клинике нервных болезней Сеченовского Университета исследовали представленность различных типов деменции в структуре нарушений памяти россиян.

Исследование показало, что на первом месте среди деменций, как и во всем мире, у нас стоит болезнь Альцгеймера (больше 50% заболеваний), на втором — сосудистые нарушения. Так что в этом смысле мы ничем не отличаемся от остального мира.

Но у нас есть национальная особенность, которая заключается в том, что мы в принципе очень поздно обращаемся к врачу. К тому же пациенты крайне редко приходят к врачам с повышенным артериальным давлением и высоким уровнем холестерина.

В результате очень часто пациенты с сосудистой деменцией приходят к нам уже на стадии развернутых нарушений, когда они становятся очевидны окружающим. Вернее, обычно к нам таких пациентов, к сожалению, уже приводят родственники. 

Но важно помнить, что даже в случае, когда у пациента отмечается развернутая картина грубых нарушений памяти, ему можно помочь. Пока речь не идет о полном излечении от болезни Альцгеймера или других деменций. Но у нас есть возможности улучшить качество жизни таких больных, снизить нагрузку на родных, продлить активность и самостоятельность в быту людей с расстройствами памяти. 

Ася Чачко

Источник: https://tvrain.ru/lite/teleshow/partnership/chajka_nevrolog-438558/

Чем полезно самообучение (самообразование)

Хочу все знать: как выжать максимум пользы из самообразования

Однако, к сожалению, в большинстве школ не дают никаких навыков самостоятельной работы: учебный процесс организован так, что весь необходимый материал по предмету уже заранее отфильтрован и преподнесен на блюдечке школьнику. Ну а последнему остается лишь запомнить способ решения задачи и использовать готовый шаблон далее. Конечно, в младших и средних классах школы имеет смысл подробно объяснять весь материал: не все школьники обладают хорошими способностями к самостоятельному анализу и сбору информации, но знать основы главных предметов, таких, как математика, русский язык и физика, при этом обязательно.

Ситуация кардинально меняется при попадании студента в университет, в особенности в технический. Разумеется, в вузе студент рассматривается как взрослый самостоятельный человек, который осознанно сделал выбор при поступлении.

Под осознанным выбором здесь подразумевается желание чему-то действительно научиться, а также получить навыки, которые пригодятся в будущем. Поэтому и отношение преподавателя к обучающемуся не такое, как в школе.

Перед студентом ставят более сложные, серьезные задачи, которые требуют не только знания основных шаблонов решений, но и некоторой нестандартной работы ума. При этом часто многие преподаватели выдают задания, которые можно выполнить только предварительно самостоятельно изучив довольно много материала.

Следует отметить, что многие студенты, особенно на младших курсах, часто не справляются с подобными заданиями и предпочитают брать работы у товарищей и выполнять свои по образцу. Это приводит к тому, что материал усваивается хуже (если вообще усваивается), а предмет остается недоученным.

Так почему же в университете делается такой большой акцент на самообучение и почему оно так важно для человека?

Самообучение развивает мозг

Самообучение – самый действенный способ развить свои умственные способности. Сталкиваясь с незнакомой задачей, человек расширяет свои познания в той или иной области, упражняет мозг. А чем больше новых задач решает мозг, тем больше в нем образуется нервных связей. Стоит отметить, что пожилые люди, которые занимаются самообразованием и самообучением, дольше остаются в трезвом уме.

Самообучение – это ваше преимущество перед конкурентами

Несмотря на всю полезность самообучения, далеко не все люди испытывают в нем потребность или заставляют себя заниматься.

Однако самообразование хорошо тем, что увеличивает познания человека в той или иной области и выгодно выделяет его среди тех, кто самообучением заниматься не способен.

Поскольку далеко не каждый обладает способностями к самообучению, те люди, кто действительно это может, ценятся много выше всех остальных и чаще всего быстрее продвигаются по карьерной лестнице или же достигают успехов со своими собственными проектами.

Самообучение делает жизнь интереснее

Неоднократно многие успешные люди советовали заниматься самообучением или самообразованием, по той причине, что это делает жизнь намного ярче.

На самом деле узнавать что-то новое, пусть и с тяжелыми умственными усилиями, — это наслаждение, вполне сравнимое с путешествиями, новыми знакомствами и другими видами отдыха.

Кроме того, люди, развивающие свой мозг, чаще всего намного интереснее и привлекательнее людей, этим не занимающихся.

Эффективность самообучения

Ниже будут приведены несколько советов, которые возможно помогут вам активнее взяться за книжки и быстрее усвоить материал.

Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по русскому языку на 100 баллов

Читая техническую литературу, обязательно добивайтесь полного понимания материала

Особенности изучения технической литературы состоят в том, что нельзя разобраться в чем-либо, пропустив часть предыдущего материала. В отличие от гуманитарных предметов, технические требуют полного, однозначного понимания всех изученных аспектов. Все это объясняется тем, что технические статьи никогда не содержат «воды» или лишних формул.

Записывайте формулы на бумаге

Не стоит техническую литературу изучать так же, как художественную. Даже обладая выдающими умственными способностями, сложно удержать в уме все необходимые формулы и доказательства. Поэтому, если разбираете предмет, связанный с обилием моделей, выводов и вычислений, не ленитесь и еще раз выводите на бумажке весь изложенный материал.

Добивайтесь понимания, а не заучивания

Особенность и сложность изучения технических предметов в том, что простое зазубривание без понимания не приведет ни к какому результату. Заучив теорему или вывод формулы, вы вряд ли сможете их в дальнейшем применять так же легко, как если бы тщательно разобрались и самостоятельно были  в состоянии воспроизвести процесс вывода.

Выделяйте главное в тексте

Основа понимания каждого предмета в умении выделять суть.

Преподаватели и учителя на своих лекциях облегчают изучение дисциплины тем, что уже отфильтровали материал и преподнесли ключевые моменты обучающемуся готовыми.

В  то время как если вы самостоятельно осваиваете предмет, необходимо стараться схватывать главное сразу по прочтению материала. Иначе рискуете забыть прочитанное уже на следующий день.

Ну и напоследок стоит сказать, что если вы решили связать свою жизнь с технической дисциплиной, заранее морально готовьтесь к тому, что придется ежедневно самостоятельно изучать что-то новое, будь то технологии, языки программирования и тому подобное.

Источник: http://fevt.ru/publ/samoobuchenie/22-1-0-234

«Мозгу необходимы шаблоны и алгоритмы». Как выжать максимум из самообразования

Для того, чтобы на пути освоения новой дисциплины или  «прокачки» творческих способностей дойти до конца, лучше опираться на техники и приемы, которые учитывают естественные привычки мозга. Евгений Буянов, экономист и основатель образовательного проекта 4brain.ru, рассказал ресурсу «Что и требовалось доказать», о том, какие именно приемы должны помочь.

Алгоритмы и роли

Алгоритм удобен тем, что его достаточно усвоить один раз, после чего можно будет использовать еще и еще, в разных областях.

Я бы хотел развеять миф, что работать по алгоритму — значит действовать шаблонно.

Советский изобретатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая как раз учит применять алгоритмы в развитии творческого мышления.

Согласно ей, чтобы придумать решение проблемы, вначале нужно найти противоречие — то, что мешает улучшить ситуацию — а затем представить идеальный конечный результат (ИКР) — то, как все должно работать, — говорит Буянов.

В ТРИЗ рассмотрена классическая проблема: есть холодильник, из которого вытекает фреон. Как обнаружить утечку? Фреон бесцветен, не имеет запаха, его сложно найти. Но он вытекает, a мы этого не видим. ИКР здесь будет следующим: мы видим фреон, а холодильника не видим.

Даже у человека, который не имеет технического образования, может возникнуть решение. Например, добавить в резервуар люминесцентный краситель. Тогда в темноте будет видна даже маленькая утечка.

Этот метод эффективен в творческих задачах, где нужно найти оптимальное решение, не используя много приборов. 

Польза ТРИЗ как раз в том, что она учит человека поиску эффективных решений.

Также хорошо работают ролевые игры, особенно если роли четко ограничить. Люди обычно легко принимают роли и быстро увлекаются.

Был такой знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент психолога Филиппа Зимбардо, где одним добровольцам нужно было играть роли заключенных, а другим — охранников. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, его прекратили через шесть дней, потому что «охранники» стали вживаться в роль, проявлять жестокость.

В обучении это работает примерно так: ученику стоит попробовать себя в роли инженера, изобретателя, механика, который пытается ликвидировать проблему.

Дробление задач

Сложные задания часто пугают людей, но если их поделить на маленькие части, справиться будет легче.

Мне очень страшно было изучать высшую математику в университете. Меня окунули в нее на первом курсе, и я просто сходил с ума, когда видел интегралы. Что я понял? Когда ты делишь задачу на части, каждая из них выглядит проще. Когда концентрируешься на одном элементе, страх пропадает.

Примерно так психотерапевты лечат страхи — постепенно сталкивая человека с тем, чего он боится. Это называется систематическая десенсибилизация.

Самодисциплина решает

Люди могут быть сильно мотивированы усвоить новые знания, но проходит некоторое время и следует выгорание. Потребностно-эмоциональная теория хорошо объясняет этот эффект с помощью формулы:

Эмоция = Потребность х (Прогнозируемые усилия — Реальные усилия). Допустим, у вас есть сильная потребность в чем-то. Есть прогнозируемые усилия — насколько, по вашим представлениям, трудно будет эту потребность удовлетворить — и реальные усилия, которые вы затрачиваете. Если мы тратим больше сил, чем планировали, это вызывает сильную негативную эмоцию.

То есть если даже сильно замотивированный человек сталкивается с большими трудностями, этого достаточно, чтобы он почувствовал негатив.

Еще есть закон Йеркса-Додсона, который говорит: чем сложнее предстоящая работа, тем мотивация должна быть ниже. Слишком сильное воодушевление мешает трезво смотреть на трудности, которые могут возникнуть, делает ученика нетерпеливым и самонадеянным. Поэтому мотивацию разумно заменять самодисциплиной, это рождает прилежность.

Правильное повторение

Немецкий психолог Герман Эбингауз еще в конце XIX века обнаружил, что мы забываем информацию неравномерно: самое серьезное забывание происходит на ранней стадии. Если что-то новое сразу не повторить, это быстро забудется. Поэтому важно, чтобы в первые часы и дни информация повторялась много раз, это надежно закрепит знания.

Самостоятельное обучение

Минусы коллективного обучения в том, что поведение группы сильно влияет на отдельного человека, и наоборот. Например, неадекватное поведение одного члена группы может подорвать мотивацию у остальных, а из-за эффекта размывания ответственности снижается общая вовлеченность: вы даете групповое задание, но в итоге никто его не делает. Креативность в группе снижается. 

Большое количество знаний лучше передавать индивидуально. И это один из сегодняшних трендов: стандартное образование переходит в формат самообразования.

Источник: https://www.dk.ru/news/mozgu-neobhodimy-shablony-i-algoritmy-kak-vyzhat-maksimum-iz-samoobrazovaniya-237099877

Эксперт: Как выжать максимум из самообразования

Для того, чтобы на пути освоения новой дисциплины или «прокачки» творческих способностей дойти до конца, лучше опираться на техники и приемы, которые учитывают естественные привычки мозга. Евгений Буянов, экономист и основатель образовательного проекта 4brain.ru, рассказал ресурсу «Что и требовалось доказать», о том, какие именно приемы должны помочь.

Алгоритмы и роли

Алгоритм удобен тем, что его достаточно усвоить один раз, после чего можно будет использовать еще и еще, в разных областях.

Я бы хотел развеять миф, что работать по алгоритму — значит действовать шаблонно.

Советский изобретатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая как раз учит применять алгоритмы в развитии творческого мышления.

Согласно ей, чтобы придумать решение проблемы, вначале нужно найти противоречие — то, что мешает улучшить ситуацию — а затем представить идеальный конечный результат (ИКР) — то, как все должно работать, — говорит Буянов.

В ТРИЗ рассмотрена классическая проблема: есть холодильник, из которого вытекает фреон. Как обнаружить утечку? Фреон бесцветен, не имеет запаха, его сложно найти. Но он вытекает, a мы этого не видим. ИКР здесь будет следующим: мы видим фреон, а холодильника не видим.

Даже у человека, который не имеет технического образования, может возникнуть решение. Например, добавить в резервуар люминесцентный краситель. Тогда в темноте будет видна даже маленькая утечка.

Этот метод эффективен в творческих задачах, где нужно найти оптимальное решение, не используя много приборов.

Польза ТРИЗ как раз в том, что она учит человека поиску эффективных решений.Также хорошо работают ролевые игры, особенно если роли четко ограничить. Люди обычно легко принимают роли и быстро увлекаются.

Был такой знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент психолога Филиппа Зимбардо, где одним добровольцам нужно было играть роли заключенных, а другим — охранников. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, его прекратили через шесть дней, потому что «охранники» стали вживаться в роль, проявлять жестокость.

  • В обучении это работает примерно так: ученику стоит попробовать себя в роли инженера, изобретателя, механика, который пытается ликвидировать проблему.
  • Дробление задач
  • Сложные задания часто пугают людей, но если их поделить на маленькие части, справиться будет легче.

Мне очень страшно было изучать высшую математику в университете. Меня окунули в нее на первом курсе, и я просто сходил с ума, когда видел интегралы.

Что я понял? Когда ты делишь задачу на части, каждая из них выглядит проще. Когда концентрируешься на одном элементе, страх пропадает.

Примерно так психотерапевты лечат страхи — постепенно сталкивая человека с тем, чего он боится. Это называется систематическая десенсибилизация.

Самодисциплина решает

Люди могут быть сильно мотивированы усвоить новые знания, но проходит некоторое время и следует выгорание. Потребностно-эмоциональная теория хорошо объясняет этот эффект с помощью формулы:

Эмоция = Потребность х (Прогнозируемые усилия — Реальные усилия). Допустим, у вас есть сильная потребность в чем-то.

Есть прогнозируемые усилия — насколько, по вашим представлениям, трудно будет эту потребность удовлетворить — и реальные усилия, которые вы затрачиваете. Если мы тратим больше сил, чем планировали, это вызывает сильную негативную эмоцию.

То есть если даже сильно замотивированный человек сталкивается с большими трудностями, этого достаточно, чтобы он почувствовал негатив.

Еще есть закон Йеркса-Додсона, который говорит: чем сложнее предстоящая работа, тем мотивация должна быть ниже. Слишком сильное воодушевление мешает трезво смотреть на трудности, которые могут возникнуть, делает ученика нетерпеливым и самонадеянным. Поэтому мотивацию разумно заменять самодисциплиной, это рождает прилежность.

Правильное повторение

Немецкий психолог Герман Эбингауз еще в конце XIX века обнаружил, что мы забываем информацию неравномерно: самое серьезное забывание происходит на ранней стадии. Если что-то новое сразу не повторить, это быстро забудется. Поэтому важно, чтобы в первые часы и дни информация повторялась много раз, это надежно закрепит знания.

Самостоятельное обучение

Минусы коллективного обучения в том, что поведение группы сильно влияет на отдельного человека, и наоборот. Например, неадекватное поведение одного члена группы может подорвать мотивацию у остальных, а из-за эффекта размывания ответственности снижается общая вовлеченность: вы даете групповое задание, но в итоге никто его не делает. Креативность в группе снижается.

Большое количество знаний лучше передавать индивидуально. И это один из сегодняшних трендов: стандартное образование переходит в формат самообразования.

Источник http://ekb.dk.ru

Источник: http://oporabiznesa.ru/materialyi-na-slayder/ekspert-kak-vyizhat-maksimum-iz-samoobrazovaniya.html

В чем польза самообучения (самообразования)

Несомненно, для будущего инженера одним из самых необходимых умений является самообучение. Каждый работающий по инженерной специальности может подтвердить, что для того, чтобы стать успешным в своей области или претворять в жизнь свои собственные проекты, необходимо учиться чему-то новому самостоятельно всё время.

К сожалению, не в каждой школе дают навыки самостоятельной работы. В школах учебный процесс организован таким образом, что материал предмета заранее отфильтрован и на блюдечке преподнесен ученику.

Школьнику остается лишь запомнить алгоритм решения задачи и в дальнейшем использовать готовый шаблон. Естественно, в младших и средних классах есть смысл объяснять весь материал подробно, так как не все ученики способны к самостоятельному сбору и анализу информации.

Однако при этом обязательно знать основы главных предметов, таких как русский язык, математика, физика.

Кардинально меняется ситуация при попадании студента в университет, особенно, если это технический ВУЗ. Несомненно, студент в ВУЗе рассматривается как самостоятельный взрослый человек, осознанно сделавший выбор при поступлении.

  Осознанный выбор подразумевает желание действительно чему-то научиться и получить такие навыки, которые пригодятся в будущей деятельности. Именно поэтому и отношение преподавателя  к студенту не такое как к школьнику.

Перед студентам ставятся более сложные и серьезные задачи, требующие не только знаний основных шаблонов решений, но и нестандартной умственной работы. Зачастую преподаватели выдают задания, выполнить которые можно только предварительно самостоятельно изучив довольно большой объем материала.

Надо отметить, что большинство студентов, особенно младших курсов, частенько не справляются с заданиями такого рода, предпочитая брать работы у товарищей и по образцу выполнять свои. Это приводит к тому, что материал усваивается хуже или не усваивается вообще и предмет остается недоученным.

Почему же в ВУЗах большой акцент делается на самообучение и почему оно так важно для человека?

Самообучение позволяет развивать мозг

Самообучение является самым эффективным способом для развития своих умственных способностей.

Столкнувшись с незнакомой задачей, человек углубляет и расширяет свои познания в какой-либо сфере, упражняет мозг. И чем больше новых задач решается, тем больше образуется в мозгу нервных связей.

Надо отметить, что пожилые люди, занимающиеся самообучением и самообразованием, остаются дольше в трезвом уме.

Самообучение будет вашим преимуществом перед конкурентами

Далеко не все люди испытывают потребность в самообучении и заставляют себя им заниматься, несмотря на всю его полезность.

Между тем самообразование хорошо тем, что увеличивает багаж знаний в той или иной области и тем самым выделяет человека среди тех, кто не занимается самообучением.

Так как далеко не каждый имеет способности к самообучению, то те люди, которые действительно это могут, ценятся выше остальных и обычно быстрее продвигаются по карьерной лестнице или достигают больших успехов с собственными проектами.

Самообучение способно сделать жизнь интереснее

Многие успешные люди советуют заниматься самообразованием и самообучением потому, что это делает намного ярче жизнь.

Действительно, узнавать что-то новое, пусть даже с тяжелыми умственными усилиями, — это наслаждение сравнимое с новыми знакомствами, путешествиями и другими видами отдыха.

Да и вообще люди, развивающие свой мозг намного интереснее и привлекательнее тех людей, которые этим не занимаются.

  • Эффективность самообучения
  • Несколько советов, которые помогут вам активнее заняться самообразованием, взяться за книжки и легче усвоить материал.
  • При чтении технической литературы старайтесь полностью понять материал

Особенности изучения технической литературы в том, что пропустив предыдущий материал, нельзя будет разобраться в чем-либо. Технические предметы, в отличие от гуманитарных, требуют полного и однозначного понимания всех изученных конспектов. Особенность здесь в том, что в технических статьях не содержится лишней «воды» или лишних формул.

Выписывайте формулы на бумаге

Техническую литературу не стоит изучать также как художественную. Обладая даже выдающимися умственными способностями, достаточно сложно держать в уме все нужные формулы и доказательства. Поэтому при изучении предмета с большим количеством моделей, вычислений и выводов, не стоит лениться, ещё раз выпишите на бумаге весь изложенный материал.

Не заучивайте материал, а добейтесь понимания

Особенность и сложность при изучении технических предметов состоит в том, что заучивание без понимания не приведет ни к какому результату. Зазубрив теорему или вывод формулы, вы едва ли сможете в дальнейшем применять их также легко, как если бы тщательно разобрались и были бы в состоянии самостоятельно вывести формулу.

Учитесь выделять главное в тексте

В умении выделять суть заключается основа понимания каждого предмета. Учителя и преподаватели на лекциях облегчают усвоение материала тем, что отфильтровали его и преподнесли ключевые моменты обучающимся в готовом виде. При самостоятельном изучении предмета старайтесь уловить суть и выделить главное сразу после прочтения материала. Иначе есть риск уже на следующий день забыть прочитанное.

И последнее, если вы решили связать свою жизнь с технической специальностью, заранее будьте готовы к тому, что вам придется самостоятельно ежедневно изучать что-то новое, будь то языки программирования, технологии и тому подобное. 

Источник: http://ucheba34.ru/articles/article-67.html

Ссылка на основную публикацию