Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

В предыдущем номере «АО» (№ 80) было начато обсуждение актуальной темы – «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня».

Проект «МЕДИАпланерка», запущенный редакцией журнала летом, способствовал значительной активности представителей вузов, которые включились в обсуждение, ответив на вопросы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Какие шаги необходимо предпринять сегодня для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования?
  2. Назовите наиболее перспективные направления международного сотрудничества образовательных организаций в реалиях сегодняшнего дня.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияРОГАЛЕВ Николай Дмитриевич, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» (г. Москва), доктор технических наук, профессор:

– (1,2) Национальный исследовательский университет «МЭИ» стал совместно с МГУ одним из первых высших учебных заведений СССР, получивших право готовить иностранных специалистов еще в 1946 году. С тех пор МЭИ находится на переднем плане международного сотрудничества.

За прошедшие годы реализовано множество международных проектов. МЭИ выпустил свыше 9 тыс. иностранных специалистов из более 100 стран. Но мир постоянно изменяется, и, следовательно, необходимо не только удерживать уже завоеванные высоты, но и непрерывно штурмовать новые.

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Отметим некоторые из них, в которых МЭИ принимает активное участие.

Проект «Время учиться в России!», реализуемый под эгидой Россотрудничества, – один из самых масштабных за рубежом за последние годы.

Он включает организацию олимпиады, мероприятия по развитию прямых межвузовских связей, презентации российского образования с распространением справочника университетов, просветительские мероприятия с участием российских преподавателей-лекторов, семинары для сотрудников российских вузов, мероприятия для иностранных студентов в России. Цели проекта – продвижение российского образования за рубежом, отбор наиболее талантливых выпускников иностранных школ и бакалавриата иностранных вузов на обучение в России, в том числе за счет средств федерального бюджета, развитие межвузовского сотрудничества и разработка совместных образовательных программ, повышение квалификации руководителей и сотрудников международных служб российских вузов, адаптация иностранных студентов российских университетов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Осенью в россии откроется центр компетенций блокчейн

Оценим за полчаса!

Для координации усилий российских университетов по реализации проекта в феврале 2014 года подписано соглашение о создании консорциума «Время учиться в России!». В него входят 11 российских вузов (председателем консорциума в 2015 году является ректор МЭИ. – Прим. ред.).

Это значительный вклад в осуществление Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым в марте 2014 года.

Разработана, получила одобрение Минобрнауки РФ и утверждена Россотрудничеством концепция одноименных олимпиад выпускников старшей школы иностранных государств.

Чтобы оценить масштабы и динамику проекта, достаточно упомянуть, что в 2015 году в российские университеты зачислено 485 победителей олимпиады «Время учиться в России!».

Еще одним прорывным направлением в международном сотрудничестве является Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, созданный в сентябре 2013 года в Бишкеке на общем собрании вузов.

В настоящее время он объединяет 21 российский и 6 киргизских университетов (председателем правления консорциума избран ректор МЭИ. – Прим. ред.).

Основная задача взаимодействия – поддержка двусторонних совместных образовательных программ.

Пример только этих двух проектов демонстрирует, что российские университеты не только адаптировались к изменившейся внешнеполитической обстановке, но и успешно реализуют новые прорывные направления в области международного научного и образовательного сотрудничества.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияПАНИН Владимир Алексеевич, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор физико-математических наук, профессор:

– (1) Актуальные задачи повышения конкуренто-способности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, предполагают проведение анализа современной геополитической обстановки и определение новых стратегических ориентиров в международном сотрудничестве в сфере науки, образования и инновационного развития. Такой анализ будет первым шагом на пути к определению способов повышения конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических реалий.

– (2) Хотелось бы подчеркнуть значимость межвузовского сотрудничества как одного из направлений международной деятельности университетов, и, следовательно, их позиционирования как в национальном, так и в большинстве международных рейтингов.

Убежден, создание межвузовских консорциумов является перспективным инструментарием развития международного образовательного и научного сотрудничества на современном этапе.

Сетевые формы взаимодействия университетов с зарубежными вузами-партнерами способствуют увеличению контингента иностранных студентов (важный показатель большинства рейтингов), повышению качества образования, поскольку предполагают использование новых образовательных технологий на основе программной интеграции, а также контроль качества преподавания и обучения со стороны партнеров по консорциуму.

К перспективным направлениям международного сотрудничества следует также отнести продвижение российских образовательных и научных услуг (экспертное и институциональное сопровождение) посредством проектирования, реализации и организационного сопровождения международных образовательных и научных программ и проектов.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияШУЛЬЦ Ольга Геннадьевна, декан по работе с иностранными учащимися Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, кандидат юридических наук:

– (1) Во-­первых, для вхождения в международное образовательное пространство на правах активно конкурирующих российским вузам крайне необходимо разработать свой «бренд», в понятие которого войдут международные контакты, связи, механизмы привлечения иностранных учащихся и преподавателей, рекрутинговая деятельность, эффективная система управления персоналом. Особое внимание следует уделить тем информационным каналам, которые могут быть наиболее востребованными при принятии решения иностранным преподавателем или абитуриентом о возможном трудоустройстве или учебе в российском вузе. Прежде всего речь идет о сайте вуза на английском или нескольких иностранных языках.

Во-­вторых, работа российских агентств по продвижению вузов за рубежом не всегда эффективна, так как этот опыт является для страны в целом относительно новым.

Однако такой опыт есть у зарубежных агентств, чьими услугами можно пользоваться для выхода на международный рынок. Например, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами Индии, МВА им. К.И.

 Скрябина вышла на индийский образовательный рынок, который заинтересован в подготовке ветеринарных специалистов высокого уровня.

В-третьих, на сегодняшний день серьезной проблемой интеграции российских вузов в Болонский процесс является отсутствие во многих из них программ обучения на иностранных языках, а также непризнание выданных ими дипломов за рубежом.

Целесообразно разработать программы обучения по востребованным зарубежными абитуриентами направлениям подготовки на иностранных языках с привлечением высококвалифицированных преподавателей, имеющих соответствующий опыт работы.

Прийти к единообразному пониманию и признанию российского аграрного образования в мире поможет реализация программ по признанию двойных дипломов по ведущим направлениям подготовки.

– (2) Международная деятельность МВА им. К.И. Скрябина направлена, в частности, на привлечение зарубежного интеллектуального и материального потенциала, обогащение российской системы образования ценностями мировой культуры и опытом зарубежных вузов, продвижение вуза в международное образовательное пространство. Среди перспективных направлений международного сотрудничества академии:

  • разработка проектов по признанию программ подготовки по специальности «Ветеринарная медицина» на английском языке для ряда зарубежных стран;
  • реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами (академия уже имеет успешный опыт в этом направлении, сотрудничая на постоянной основе с Даманхурским университетом, Египет);
  • участие профессорско-преподавательского состава в международных проектах (ППС академии длительное время участвует в крупном международном проекте STAR-IDAZ, посвященном исследованиям болезней животных и зоонозам).
  • развитие международной академической мобильности учащихся, преподавательского и административно­-управленческого состава.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияБАРХАТОВА Татьяна Викторовна, проректор по международной деятельности и молодёжной политике Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар), доктор технических наук, профессор:
Читайте также:  Планы на неделю с 22 по 28 мая

– (1) Думается, для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профобразования необходимы такие шаги, как:

  • внедрение инновационных образовательных программ, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
  • реализация программ обучения на английском языке;
  • развитие дистанционных форм обучения;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности.

– (2) В настоящее время наиболее актуальны следующие направления международного сотрудничества:

  • создание сети академического обмена на основе двусторонних и многосторонних договоров университетов с российскими и зарубежными партнёрскими учебными заведениями;
  • привлечение иностранных преподавателей и специалистов, сотрудников крупных иностранных компаний, работающих в одном территориальном округе с вузом и имеющих передовой опыт инжиниринга, к участию в учебном процессе;
  • вовлечение преподавателей и обучающихся в участие в международных программах на конкурсной основе.
Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияТИХОМИРОВА Наталья Владимировна, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор:

– (1) В ближайшие пять-десять лет в России необходимо введение новых форматов, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования.

Например, нужны онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, пиринговые системы оценки курсовых и дипломных работ.

Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.

Активное использование в повседневной жизни интернета, информационно­ коммуникационных технологий и гаджетов требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов.

Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (геймификация).

Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали мегапопу-лярными. Время и России присоединиться к общемировому тренду.

Необходимо обратить внимание и на готовность, а точнее, неготовность самих российских вузов к активному выходу на международную арену. У большинства из них нет ясно сформулированной стратегии и плана развития международной деятельности, приема иностранных студентов, без чего добиться повышения конкурентоспособности российского образования очень сложно.

– (2) Сегодня создание прочных международных связей вузов невозможно без реализации совместных масштабных научных исследований. Вузы должны формировать многочисленные программы международных студенческих обменов, двойных дипломов и стажировок.

Необходимо обратить внимание на исключительную важность международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов.

Сегодня за счет программ международного сотрудничества, стажировок, академических обменов у них есть возможность учиться, представлять себя на мировом образовательном рынке, обмениваться опытом с зарубежными специалистами, формировать научные школы.

Важно также международное сотрудничество российских вузов и зарубежного бизнеса.

Отечественные вузовские аналитики, аспиранты и студенты способны на высоком уровне выполнять исследовательские проекты по заказу зарубежных компаний, ставящих целью выход на российский рынок.

Такая совместная деятельность позволяет решить задачу сближения вузов и бизнеса, сделать образование более практикоориентированным.

Актуальным направлением является сотрудничество с различными зарубежными аккредагентствами и компаниями с целью аккредитации своих образовательных программ.

Это дает возможность получить внешнюю независимую оценку программ, повысить их качество.

Перспективно активное участие в работе авторитетных ассоциаций, организаций, сетевых университетов, что позволяет повысить узнаваемость вузов, увеличить количество партнеров, укрепить деловую репутацию.

Активный прием иностранных студентов дает возможность создания интернациональной студенческой среды в образовательном учреждении.

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияМОЧАЛОВ Олег Дмитриевич, ректор Поволжской государственной социально-­гуманитарной академии (г. Самара), доктор исторических наук, доцент:

– (1) К наиболее действенным мерам повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, на наш взгляд, относится развитие материально­технической базы и инфраструктуры отечественных вузов.

Также необходимо увеличить количество и расширить спектр основных образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, что позволит привлечь в отечественные вузы высококвалифицированных профессионалов и абитуриентов из стран дальнего зарубежья.

  • – (2) Теперь что касается наиболее перспективных направлений международного сотрудничества на сегодняшний день.
  • Во-­первых, это академическая мобильность, приобретающая все большую привлекательность, поскольку российские вузы с недавнего времени могут становиться полноправными участниками различных международных грантовых программ, – например, «Эразмус+», «Мевляна», – финансирующих долгосрочные стажировки российских студентов и преподавателей в зарубежных вузах­партнерах.
  • Во­-вторых, реализация программ двойных дипломов, что позволит привлечь большее количество абитуриентов в российские вузы и повысить качество образования.
  • И, в­-третьих, проведение совместных научных исследований с последующей публикацией результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению имиджа российского образования и науки.

Источник: https://akvobr.ru/meri_povyshenia_konkurentosposobnosti_rossiiskogo_obrazovania.html

Статья на тему "Как повысить конкурентоспособность образовательной организации"

Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

Имидж и репутация влияют на конкурентоспособность образовательной организации

В современном обществе все яснее осознается возрастающая роль образования в процессе дальнейшего развития страны, а система образования начинает восприниматься не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития, но и как важное условие и показатель ее конкурентоспособности. Главная идея системы – здоровая конкуренция между образовательными организациями (далее – ОО), которая позволит в конечном счете повысить качество образования. Переход на подушевое финансирование и привлечение внебюджетных средств делают «борьбу за ученика» реальным фактом. Cтихийное формирование репутации является условием низкой конкурентоспособности образовательной организации. Поэтому возникает потребность в разработке и научном обосновании системы обеспечения повышения конкурентоспособности образовательной организации.

Первые публикации на тему формирования репутации и имиджа ОО появились в середине 90-х гг. Но вплотную занялись разработкой этой проблемы сравнительно недавно, после 2000-го г. В основном авторы, изучающие репутацию и пути улучшения имиджа ОО, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной (1995), Т.Н. Пискуновой (1998), Е.Б. Карпова (2002), О.Я. Нестерчук, Е.А. Петровой и М.С. Пискунова.

Понятие «имидж» (от лат. imago – изображение, образ) трактуется как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы.

В современной литературе наиболее часто встречается такое определение: «имидж ОО – эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» (Т.Н. Пискунова).

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо.

Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор.

К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.  

СПРАВКА Репутация (reputation) – это общественное мнение о ком-либо; мнение о достоинствах или недостатках товаров, фирмы-производителя и т. п.

При описании значения этого слова прослеживается прямая связь репутации с таким понятием, как честь (honour) – положение организации или человека в обществе, а также чувство уважения, возникающее в связи с таким положением.

С понятием имиджа тесно связана и репутация ОО, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Конкурентоспособность образовательной организации

Ежегодно тысячи родителей задаются вопросом: кому доверить образование своего ребенка? Перед началом учебного года можно наблюдать длинные очереди в одни ОО и систематические недоборы учеников в другие.

Конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации (О.А. Абдуллина, 1996).

Действительно, конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека. 

Формирование конкурентоспособной личности учащихся возможно только в условиях конкурентоспособной образовательной организации, которая основывается на профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на формирование конкурентоспособности личности учащихся. При этом конкурентоспособная ОО характеризуется следующими показателями:

  • оптимальное осуществление инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;
  • освоение маркетинговой деятельности, способствующей реализации стратегических задач ОО, анализ изменений потребительского спроса с целью создания конкурентоспособного продукта;
  • обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям педагогической теории и практики, способного удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;
  • ведение успешной финансово-экономической деятельности за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами;
  • повышение профессионального роста педагогов.

Что может служить лучшим показателем авторитетности ОО и как повысить ее конкурентоспособность? Предлагаем модель повышения конкурентоспособности образовательной организации (см. рисунок).

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

В целях повышения конкурентоспособности определены группы участников проекта по повышению конкурентоспособности образовательной организации, показана их возможная заинтересованность в участии в проекте (табл. 1).

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

Конкурентоспособность образовательной организации: репутационный навигатор

Для выполнения повышения конкурентоспособности образовательной организации разработана пошаговая инструкция формирования репутации ОО «Репутационный навигатор» и определены управленческие действия, которые будут предприниматься в ходе реализации проекта в ОО регионов. Данный алгоритм включает в себя ряд шагов.

1-й шаг. Проведение репутационного аудита. Комплексный анализ репутации дает возможность получить информацию о том, как ОО воспринимается аудиторией сегодня и как она должна выглядеть завтра. Цели проведения репутационного аудита:

  • выявить и описать существующий образ ОО и ее руководства в представлении внешних целевых аудиторий;
  • определить «профиль репутации» ОО, описать основные составляющие характеристики ее деловой репутации, определяющие отношение различных целевых групп;
  • выявить сильные и слабые стороны образа ОО и ее руководства (репутационные активы и пассивы);
  • сравнить основные имиджевые и репутационные характеристики ОО с имиджем и репутацией конкурентов;
  • определить наиболее значимые факторы репутации, влияющие на восприятие ОО во внешних целевых аудиториях;
  • выработать рекомендации по имиджевому позиционированию и управлению репутацией ОО и ее руководства в целевых группах.

Репутационный аудит можно использовать не только в качестве основы для выработки коммуникационных стратегий, но и как индикатор эффектив-ности деятельности в области связей с общественностью.

Разрабатываемая на его основе система ключевых показателей коммуникационной деятельности может служить одним из методов определения степени результативности PR-активности ОО и служить основой для формирования бюджетов в области коммуникационной деятельности.

СПРАВКА

PR (англ.

Public Relations, связи с общественностью) – это управленческая и аналитическая деятельность, направленная на изучение отношения общественности к какой-либо услуге, бренду или организации с целью установления взаимовыгодных, гармоничных отношений, от которых зависит успех функционирования бизнеса. Это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы ОО и повышения ее репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Современная ОО может использовать такие виды рекламы:

  • публикации информации о деятельности ОО в адресных справочниках (в больших городах);
  • создание сайта в системе Интернет (эффективно для платных образовательных услуг в ОО);
  • публикация информации о работе ОО в местной печати;
  • демонстрация содержательной информации и рекламных роликов по местному или кабельному телевидению;
  • выпуск рекламных буклетов, рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в жилых домах, автотранспорте, железнодорожных и автовокзалах;
  • установка рекламных щитов в период активного выбора родителями (законными представителями) и обучающимися ОО (март–август);
  • создание сувениров-предметов с символикой ОО (майки, ручки, карандаши и т.д.).

Аудит проводится посредством использования следующих диагностических инструментов:

  • рейтинг ОО;
  • анкетирование групп участников проекта;
  • контент-анализ образовательного процесса ОО;
  • блицопрос;
  • интервьюирование.

2-й шаг. Обработка результатов аудита. Результат репутационного аудита – три вида оценок от групп участников проекта (табл. 2).

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

Данные анализа позволяют определить сильные и слабые стороны в деятельности ОО, по мнению групп участников проекта, выявить существующие преимущества и репутационный потенциал через фокус-группы. Окончательную формулировку целей, факторов, механизмов формирования репутации и методов ее управления можно произвести только после обработки результатов аудита.

3-й шаг. Разработка плана репутационных мероприятий. Согласно полученной оценке осуществляются конкретные мероприятия, направленные на улучшение общественного мнения групп участников проекта (табл. 3).

Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияКак повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образованияКак повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

Повышение конкурентоспособности образовательной организации: индикаторы эффективности проекта

Главными лицами, ответственными за эффективную реализацию проекта, являются руководитель и менеджер проекта. Мониторинг эффективности проекта необходимо проводить не менее трех раз за все время его реализации.

Корректировать ход реализации проекта можно путем организации совещаний, круглого стола. Оповещение общественности о результатах проекта осуществляется через СМИ и сайт ОО.

Сформулируем набор индикаторов, позволяющих отслеживать эффективность запланированных мероприятий.

Индикаторы эффективности реализации педагогического исследования

1. Содержательно-деятельностный:

  • создание алгоритма, в состав которого входят мероприятия, повышающие репутацию ОО.

2. Организационно-управленческий:

  • достижение нового уровня взаимодействия с социальными партнерами.

3. Образовательный:

  • овладение педагогами основами репутационного менеджмента;
  • повышение учебной мотивации у учащихся в связи с широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

4. Социальный:

  • повышение репутации ОО;
  • улучшение психологического климата в коллективе за счет активной позиции педагогов;
  • увеличение численности педагогов, участвующих в совместной инновационной деятельности ОО;
  • рост числа выпускников, выбирающих педагогические специальности;
  • увеличение количества молодых педагогов, пришедших работать в ОО;
  • создание благоприятного климата в ОО;
  • повышение частоты и качества общения педагогического коллектива, родителей и обучающихся через участие в совместных мероприятиях.
Читайте также:  Мгу и нгу заняли первые строчки рейтинга qs

5. Профессиональный:

  • эффективное распространение передового опыта;
  • повышение личной заинтересованности и ответственности педагогов за результаты своего труда.

Спецификой модели повышения конкурентоспособности образовательной организации является создание пошаговой инструкции стратегического планирования процесса формирования репутации ОО «Репутационный навигатор». Пошаговая инструкция дает возможность перейти от стихийного формирования репутации ОО к управляемому процессу, тем самым повысить ее конкурентоспособность.

  • Эффективность данного инструмента позволит решить целый ряд других проблем, напрямую связанных со стратегией развития ОО: привлечение высокомотивированных педагогов, обеспечение профессионального роста учителя и, как следствие, повышение качества образования в самом широком смысле.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации: постпроектное сопровождение
  • Постпроектное сопровождение включает в себя три основных направления:
  1. Совершенствование содержательной стороны в рамках алгоритма «Репутационный навигатор», т. к. в условиях здоровой конкуренции в конце каждого завершенного цикла применения алгоритма ОО будет подниматься на более высокий уровень, для чего потребуется более совершенный инструментарий.

  2. Прогнозирование ожиданий основных групп участников проекта на ближайшие 3–5 лет, т. к. их требования к ОО в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики также будут увеличиваться.

  3. Распространение опыта на муниципальном и региональном уровне будет способствовать созданию ассоциации ОО – участников проекта.

Источник: https://www.menobr.ru/article/59992-qqe-16-m7-model-povysheniya-konkurentosposobnosti-obshcheobrazovatelnoj-organizacii?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_02052018&ustp=F

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-kak-povisit-konkurentosposobnost-obrazovatelnoy-organizacii-2965745.html

Как повысить конкурентоспособность медицинских вузов на мировом рынке

В рамках «Недели медицинского образования – 2018» прошел круглый стол «Экспортный потенциал российского медицинского образования: актуальное состояние, проблемы, перспективы», участники которого обсудили способы и возможности повышения конкурентоспособности российских медицинских вузов за рубежом.

Его модератором выступил директор Центра международного образования Сеченовского университета Олег Глазачев. Он предложил концепцию создания полного жизненного цикла иностранных обучающихся в медицинском вузе.

Были затронуты вопросы об отсутствии соглашений с некоторыми странами о взаимном признании документов об образовании, несовершенство нормативно-правовой базы (срок действия учебной визы, порядок миграционного учета), несоответствие продолжительности образования в ординатуре запросам отдельных стран, перенос на более поздние сроки начала учебного года иностранным студентам 1 курса.

«Потенциал российского медицинского образования как одного из самых весомых в доле экспорта образовательных услуг достаточно высок, — отметил Олег Глазачев.

— Практически каждый пятый иностранный студент (18%) обучается в России по направлению «Здравоохранение и медицинские науки» — более 42 тыс. человек.

Нужна кропотливая аналитическая и маркетинговая работа по освоению новых рынков».

С докладом «Особенности признания медицинского образования» выступила Директор «Главэкспертцентра» Вера Скоробогатова.

Главная идея её выступления — увеличение экспорта медицинского образования, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы и процессов признания документов об образовании (международная сертификация и аккредитация российского образования).

Декан по работе с зарубежными студентами Волгоградского государственного медицинского университета Дмитрий Емельянов представил результаты исследования о разных программах преподавания русского языка («Русский язык как основа освоения медицинских знаний иностранными студентами»).

Об опыте организации и реализации совместных образовательных программ с зарубежными партнерами из Болгарии, Италии, Ирландии, Китая рассказала директор Центра Магистерских программ Сеченовского университета Юлия Федорова. Начальник отдела по работе с филиалами Первого МГМУ Дмитрий Морозов обрисовал особенности работы зарубежных филиалов российских вузов на примере Бакинского филиала.

Декан международного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Надежда Былова обозначила сложности и преимущества разработки и внедрения программ двойного диплома на примере своего вуза и Миланского университета.

Она рассказала, как проходит согласование учебных планов, контролируется посещаемость занятий и усвоение знаний студентами, качество преподавания (в т.ч. со стороны учащихся), решаются вне учебные проблемы.

Для программ иностранных обучающихся (с обучением на иностранном языке) участники предложили обмениваться учебно-методическими материалами и учебными пособиями, изданными в мед.

вузах для иностранных студентов, ускорить коррекцию нормативно-правовой документации, регламентирующей пребывание иностранных обучающихся в РФ.

Кроме того было предложено подготовить обращение в министерство здравоохранения РФ с просьбой скорейшего разъяснения правил приема иностранных граждан на обучение по программам ординатуры в 2018 году.

Наталья Казакова, Центр международного образования

Олег Кирюшкин, Наталья Казакова

  • Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования
  • Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования
  • Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования
  • Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/kak-povysit-konkurentosposobnost-meditsinskikh-vuzov-na-mirovom-rynke-/

Реализация проекта повышения конкурентоспособности российских вузов на международном уровне

Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость повышения конкурентосособности национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Ни для кого не секрет, что на первых позициях всех известных рейтингов вузов почти всегда находятся университеты Америки или Англии и совершенно нет представителей России. Поэтому Правительство Российской Федерации и Министерство образования и науки учредили проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100».

Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» был запущен в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из целей, обозначенных в документе, — вхождение к 2020-му году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетов-лидеров (согласно международным рейтингам ARWU, QS, THE).

Планы проекта амбициозные, особенно если учесть, что даже самые влиятельные российские вузы редко входят в топ-200, а в последнее время и вовсе теряют позиции в двух рейтингах «большой мировой тройки». Так, если МГУ в 2010-м году занимал 74-е место в авторитетном Шанхайском рейтинге (ARWU), то в этом году университет оказался на 84-ой позиции.

СПбГУ стабильно занимает места в третьей сотне рейтинга. А в списке одного из самых влиятельных и глобальных рейтингов Quacquarelli Symonds (QS) МГУ занимает сейчас 120-ю позицию, в то время как в 2011-м году был на 112-м месте. Как считают специалисты, это во многом связано с разными методиками работы российских и американских/европейских вузов.

Например, QS учитывает при оценке университетов качество научной работы, перспективы трудоустройства, качество преподавания, а также цитируемость публикаций.

И если по количеству лауреатов Нобелевской премии ведущие вузы страны ещё могут конкурировать с западными университетами, то количество статей в «Nature&Science» и индекс цитирования остаются слабыми местами.

Некоторые представители Минобрнауки отмечают: «В России пока слабо стимулируют учёных за публикации в международных научных журналах… Кроме того, проблема в том, что российские научные журналы, даже самые серьезные из них, не включены в международную базу Web of Science».

Чтобы изменить ситуацию и вывести как можно больше российских высших учебных заведений в топ-100 мировых образовательных рейтингов, правительство наметило ряд шагов, среди которых формирование группы ведущих университетов для участия в проекте «5/100», разработка плана мероприятий по развитию выбранных вузов, организация мер государственной поддержки вузов-участников программы, а также создание благоприятных условий для развития долгосрочных конкурентных преимуществ российских университетов.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает: «Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока.

Система высшего образования в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах. Мы должны создать среду, чтобы к нам приезжали зарубежные студенты.

Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития».

Направления Проекта 5-100 имеют условное обозначение и четкое описание. Итак, рассмотрим их подробнее:

«Интеграция». Расширение международного присутствия и укрепление репутации вузов в мире за счет интеграции в международное сообщество, развития академической мобильности и контроля репутации вузов за рубежом.

Целью международного сотрудничества вузов России с вузами других государств является улучшение качества предоставляемого образования российскими вузами, предоставление возможности российским студентам повысить свою квалификацию в зарубежных учреждениях, развивать международные культурные контакты.

«Образование». Повышение востребованности образовательных программ вузов на международном уровне за счет развития двухдипломного образования, совместных образовательных программ и открытых он-лайн курсов.

«Наука». Рост качества и объемов НИОКР, выполняемых вузами.

«Кадры». Привлечение в вузы ученых мирового уровня, перспективных молодых научно-педагогических работников и высококвалифицированных администраторов.

«Кампус». Создание необходимых условий в кампусе для реализации направлений «Интеграция», «Образование», «Кадры», «Наука».

Со времени запуска программы прошло несколько лет, до её завершения также еще много (6 лет), но и сейчас есть определенные результаты.

В первую очередь, главным событием программы за время её существования стало проведение открытого конкурса среди университетов на получение государственного финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Из 36 допущенных к конкурсу претендентов (всего заявок было 54) Совет по обеспечению конкурентоспособности российских вузов выбрал 15 университетов. Конечно, предпочтение отдавалось вузам, у которых есть реальный потенциал для достижения целей проекта.

Так, среди критериев, которыми руководствовались представители совета при выборе лучших университетов, — уровень развития научной деятельности вузов, вовлечённость вуза в международный академический рынок, привлекательность образовательных программ для абитуриентов, а также позиции университетов в международных рейтингах и т.д.

Среди вузов-победителей можно отметить следующих:

  1. Дальневосточный федеральный университет;
  2. Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»;
  3. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС»;
  4. НИУ «Высшая школа экономики»;
  5. НИЯУ «МИФИ» и др.

Всего 15 университетов, которые при финансовой поддержке правительства на протяжении нескольких ближайших лет будут разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности. Для организации успешного сетевого взаимодействия вузов-участников программы создана ассоциация «Глобальные университеты». Ожидаемые результаты Проекта к 2020 году:

  • – вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (рейтинг университетов мира Times Higher Education, всемирный рейтинг университетов QS, академический рейтинг университетов мира ARWU);
  • – не менее 15% иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе;
  • – не менее 10% иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Дмитрий Викторович Ливанов (Министр образования и науки Российской Федерации в 2012-2016 гг.) прокомментировал создание данного проекта: «Задача вхождения в рейтинги не является самоцелью. Самое главное — выстроить новое качество исследований и преподавания в российских университетах».

Сегодня в рамках этой инициативы вузы обмениваются опытом, рассказывают о лучших практиках своего университета, разрабатывают совместные предложения для Минобрнауки по улучшению работы проекта «5/100», а также занимаются реализацией совместных проектов. Координатором сетевого взаимодействия является НИУ ВШЭ.

Принципы организации международной деятельности университета в рамках описанной программы могут должны быть следующими:

  1. Приоритетность. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии международного сотрудничества объясняется, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
  2. Равноправность партнёров. Каждый университет в рамках заключенного соглашения имеет равные права и возможности в получении выгод от такого сотрудничества, то есть иметь общую информационную вазу, равные квоты на студенческий обмен, равнозначные условия при получении услуг аналогично предоставленным и т.п.
  3. Гостеприимство. Это главный принцип международного сотрудничества. Любому иностранному студенту и преподавателю должно быть оказано радушие, дружелюбие, осведомленность, расторопность, расчет времени, гибкость, вежливость, стабильность, личный контакт с гостем, внушение доверия, превзойденные ожидания гостя.
  4. Непрерывность. Этот принцип означает, что программы международного сотрудничества должны постоянно продляться, совершенствоваться, для того, чтобы желающие поступить в вуз могли рассчитывать на то, что н а определенном этапе обучения они смогут принять участие в международном обмене, совместных исследованиях, получат доступ к информационным ресурсам и т.д.
  5. Ступенчатость управления (увеличение количества участников). Иерархическая структура управления проектами в области международного сотрудничества необходима для четкого разграничения сфер ответственности, обязанностей и компетенций. При этом очень важно, чтобы соблюдался принцип № 2.
  6. Системность. Этот принцип предполагает согласованность действия сторон, наличие определенной общей материальной базы, квалификации, языка общения).
  7. Результативность. Этот принцип будет достигнут при условии соблюдения всех предыдущих, и он определяет насколько эффективно и перспективно международное сотрудничество вузов.

Таким образом, представленные принципы согласуются с нормами международного права, которые включают в себя основополагающие принципы и нормы поведения субъектов международных отношений, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Так, принципы международного права, как некая юридическая константа, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств. В данном случае они дополнились спецификой образовательной отрасли.

Источник: https://vuzru.ru/realizatsiya-proekta-povysheniya-konkurentosposobnosti-rossijskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-urovne/

Ссылка на основную публикацию