Как справиться со списком литературы на лето

Лето в самом разгаре, хочется гулять, встречаться с друзьями, тусоваться — в общем, развлекаться по полной. И, надо сказать, отдых заслуженный: ведь позади целый год учебы и впереди он же только сложнее.

Но не дает покоя (или дает?) список литературы на лето, составленный преподавателем и лежащий где-то, уже и неясно где.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как заставить себя прочитать из него хотя бы половину? Особенно когда тебя окружает хорошая погода, интернет, кино, сон до победного и прочие прелести отдыха?

Первый и самый скучный совет (но без него никак): есть такое слово — «надо». Прочесть хотя бы что-то надо, чтобы потом не было проблем с успеваемостью по литературе в школе.

Тебе они нужны? Нет, конечно! Представь, ты прочитал(а) летом книжку, и в течение года ее уже не надо читать, ты и так все знаешь! А освежить память можно и кратким содержанием — в интернете их полно (кстати, отличная штука).

Как справиться со списком литературы на лето

Второй совет (наверно, он более действенен, чем первый): если тебя и правда тяготит мысль об отложенном куда-то списке литературы, соберись и начни. Понемногу, избирательно. Начни с того, что тебе интересно — с любовных или, скажем, приключенческих романов.

И наберись терпения: первые несколько страниц могут идти очень тяжело, может показаться, что книгу прочитать целиком невозможно — зачастую это не так. Собери волю в кулак, прочти эти «несколько страниц», и дальше все пойдет как по маслу. Проверено, работает: вся редакция ctclove.

ru прошла через это во время учебы в школе.

Третий совет: если первые два совета тебя никак не мотивируют к чтению, то знай, что читать и много знать сейчас просто модно. Окружающие будут о тебе высокого мнения, им будет с тобой интересно; ты, возможно, даже заведешь новые знакомства, если люди поймут, что с тобой есть о чем поговорить.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Российские школьники продолжают завоевывать медали

Оценим за полчаса!

Как справиться со списком литературы на лето

У чтения (помимо того, что оно влияет на эрудицию, словарный запас и пр.) есть большой плюс: удивленные родители увидят, как ты стараешься, будут тобой гордиться и всячески поощрять. Так, тебя будут проще отпускать гулять, давать деньги на сладости и кино и, в конце концов, ставить тебя в пример всем подряд! А что может быть приятнее?

А для тех, кто хочет все успеть (и с подругами время провести, и книгу прочитать), есть отличный вариант: организовать своеобразный книжный клуб со своими друзьями. Выбираете книгу, читаете ее, встречаетесь и обсуждаете! Это не так скучно, как может показаться на первый взгляд. 

Ну а если чтение совсем не твое и чтобы открыть книгу, тебе стоит приложить немало усилий, то смотри фильмы по заданным книгам. Так и содержание знать и будешь, и, возможно, тебе, в конце концов, захочется что-то и почитать. Кстати, если будешь смотреть иностранные фильмы по зарубежной литературе, смотри с субтитрами! Так и английский язык можно подтянуть.

Как справиться со списком литературы на лето

Мы понимаем, что заставить себя читать крайне сложно, но уверяем тебя, что чтение невероятным образом преображает человека: он становится образованным, интересным в общении и совершенно точно не занудой (как принято считать). С такими людьми хочется общаться, дружить и равняться на них!

Пиши в х, какие книги ты уже успел(а) прочитать с начала лета? Что понравилось, а что нет?

Источник: https://ctclove.ru/news/kak-spravitsya-so-spiskom-literatury-na-leto/

Список книг на лето: надо ли читать все?

Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и… Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето?

Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.

Как составляются списки книг на лето

Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова.

И это у вчерашних второклассников! Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена… Так что чему тут удивляться? Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка.

  • Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.
  • Поэтому начните с того, что разделите список на группы:
  • книги, которые могут заинтересовать ребенка и которые ему по силам прочесть самостоятельно;
  • книги, которые вы сможете читать с ним вдвоем, по очереди, страничку за страничкой;
  • книги, которые нравятся лично вам и вы прочтете их ему вслух;
  • книги, знакомство с которыми можно свести к пересказу, прослушиванию аудиоверсии или даже просмотру кинофильма.
  • Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя

Как справиться со списком литературы на лето

Как составляются списки книг на лето

Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса.

То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.

Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно.

Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам. Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?

Должны ли дети читать

  — Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.

Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте. Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование.

Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок? Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?

Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.

Как справиться со списком литературы на лето

 Прочитанные книги: обсуждать или нет?

Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы. У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги.

Ведению такого диалога нужно учиться. Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге.

Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное.

И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент…».

Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.

Как справиться со списком литературы на лето

 Читательский дневник: вести или нет?

Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.

Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет: «Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой.

Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».

В х к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»? Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать…»

Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей».

И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него? А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить. Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить. Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.

Источник: https://www.7ya.ru/

Что делать со списком литературы в начальной школе? Вести ли читательский дневник?

Источник: http://www.detki55.ru/biblio/category135/category138/4284/

Список книг на лето: надо ли читать все? Список для чтения в начальной школе

Содержание:

Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и… Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето? Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.

Как справиться со списком литературы на лето

Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова. И это у вчерашних второклассников!

Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена… Так что чему тут удивляться?

Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка.

Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.

Поэтому начните с того, что разделите список на группы:

  1. книги, которые могут заинтересовать ребенка и которые ему по силам прочесть самостоятельно;
  2. книги, которые вы сможете читать с ним вдвоем, по очереди, страничку за страничкой;
  3. книги, которые нравятся лично вам и вы прочтете их ему вслух;
  4. книги, знакомство с которыми можно свести к пересказу, прослушиванию аудиоверсии или даже просмотру кинофильма.

Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя.

Как составляются списки книг на лето

Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса. То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.

Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно.

Читайте также:  5 шагов к успеху: как помочь ребенку реализоваться?

Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам.

Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?

Как справиться со списком литературы на лето

Должны ли дети читать

— Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.

Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте.

Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование. Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок?

Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?

Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.

Прочитанные книги: обсуждать или нет?

Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы.

У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги. Ведению такого диалога нужно учиться.

Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге. Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное. И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент…».

Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.

Читательский дневник: вести или нет?

Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.

Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет:

«Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой. Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».

В х к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»?

Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать…»

Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей». И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него?

А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить.

Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить.

Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Spisok-knig-na-leto-nado-li-chitat-vse/

Как можно прочитать всю заданную литературу на лето

Как справиться со списком литературы на летоСписок литературы на лето, с одной стороны, замечательное средство, с помощью которого можно эффективно подготовиться к следующему учебному году. Улучшить навыки чтения у учеников младших классов и значительно обогатить запас знаний у тех, кто постарше. Однако при неправильном подходе к преодолению «гранита знаний» можно начисто отбить желание читать у младших школьников, а также убить любовь к чтению у старшеклассников.

Для того чтобы как можно более эффективно справиться с задачей и прочитать всю заданную на лето литературу, следует просто найти свой, максимально удобный именно для вашего ученика способ.

Существует множество рекомендаций как наиболее быстро и с наименьшими потерями сил и нервов одолеть страшный учительский список.

Прежде всего, лучшим помощником детей и их родителей станет планирование. Не стоит отпускать увлекательный процесс изучения литературы на самотек. Составив план, хотя бы примерно его, придерживаясь, можно без особых трудностей справиться с летним заданием.

Распределите список по дням или даже неделям и старайтесь неуклонно его соблюдать. Составляя план, лучше брать в учет индивидуальные особенности ученика. Кто-то лучше справится с задачей, читая установленное количество страниц в день, а кому-то удобнее будет читать «по настроению».

Однако в таком случае лучше установить временные рамки, в пределах которых нужно одолеть запланированное произведение. Важно не делать больших перерывов в чтении: можно и навыки утратить, и забыть, о чем читали вначале.

Носите книгу с собой, ведь читать можно и в поездке, и на пляже, и даже в очереди в поликлинике.

Несмотря на то что книги в наше время достаточно доступны, стоит заранее продумать, где вы будете брать необходимую литературу. Для начала стоит обратиться к личной библиотеке. Книги, которые есть дома, можно прочесть в последнюю очередь, ведь они всегда под рукой.

А вот на произведения, которые придется одолжить в библиотеках, может найтись очень большое количество желающих, что создаст немалую конкуренцию. Отличным выходом станут электронные книги. Кроме того, не стоит пренебрегать и аудиокнигами.

Конечно, навыки чтения они не улучшат, но получить удовольствие от процесса изучения литературы вполне могут помочь.

Очень важным для школьников, в том числе и старших, является участие родителей в преодолении летнего списка. Во-первых, личный пример заразителен. Довольно глупо ожидать от чада большой любви к чтению, если самих родителей с книгой в руках никто никогда не видел.

Совместное чтение поможет ребенку разобраться в незнакомых словах, понять какие-то сложные моменты, в конце концов, чтение «по ролям» сделает процесс более увлекательным.  А обсудив прочитанное, вы убьете двух зайцев одним выстрелом: и покажете ребенку, что вы рядом, вы его помощник, и поможете закрепить полученную информацию.

Кстати, обсудить книгу можно не только с родителями, поделиться впечатлениями стоит с родственниками, а лучше всего прочитать и обсудить книгу с друзьями, одноклассниками.

Как стать ландшафтным дизайнером в России

Мало кто знает, что список не является обязательным. Не стоит заставлять читать совсем уж тяжело дающиеся произведения. Намного больше пользы принесет книга, которую прочли с удовольствием, даже если в список она и не внесена.

В крайнем случае стоит обратиться к аудиокнигам и даже просмотреть фильм по мотивам заданного произведения. Кроме того, все-таки придется осилить классику. В любом случае спросят, да и есть такие произведения, прочитать которые должен любой образованный человек.

Если есть в списке книги, которые прочесть совсем не хочется, но очень надо, стоит просто чередовать интересные книги и не совсем.

Как справиться со списком литературы на летоКроме непосредственно самого списка рекомендуемой к прочтению литературы, нас ожидает еще одна, подброшенная системой образования «радость» – читательский дневник. И если сам процесс чтения может увлечь ребенка, то мало кто из детей радуется перспективе заполнять дневник. Здесь также не обойтись без родительской помощи. Более целесообразно, наверное, взять на себя процесс заполнения, а ребенка привлечь, например, к дополнению дневника иллюстрациями, как собственноручно нарисованными, так и вырезанными из журналов или использованных раскрасок. Это поможет еще раз закрепить прочитанное и не отбить окончательно тягу к чтению.

Несмотря на то что списки литературы на лето вещь всеми нелюбимая, при определенном творческом подходе, вполне возможно извлечь из нее максимум пользы и возможно даже получить удовольствие.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Источник: http://VuzyInfo.ru/sovety/kak-mozhno-prochitat-vsyu-zadannuyu-literaturu-na-leto.html

Читать или отдыхать: реально ли школьникам осилить 100 книг за лето?

Закончился учебный год, школьники, получив оценки, отправились на каникулы. Казалось бы, три месяца отдыха, никаких занятий и полная свобода. Однако учителя снабдили своих подопечных обширным списком литературы, в котором 30, 50, а то и 100 книг на лето. Реально ли ребенку осилить весь рекомендованный список, выяснял корр. PRIMPRESS.

Давайте разберемся с этим списком. Обычно в него входят произведения из школьной программы, которые будут изучать на уроках в течение следующего учебного года. А помимо этого, учителя дополнительно включают в перечень книги для общего развития. Детям выдают список произведений, чтобы они смогли с ними ознакомиться заранее и не перегружаться во время учебы.

Никаких возражений

Педагоги при составлении списка литературы на лето ориентируются на перечень, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, — это список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Он довольно обширен: от «Денискиных рассказов» до «Анны Карениной». Учителя выбирают книги, подходящие по программе, но реально ли осилить такой объем? Ведь у школьников есть и другие занятия, например хобби, занятия в спортивных секциях, некоторые летом подрабатывают, да и, в конце концов, отдых никто не отменял. А получается так, что в день ребенок должен читать минимум по одной книге.

«Я люблю читать, но в этом году выдали большой список литературы — 50 книг. Некоторые произведения, которые в него входят, считаю, лучше разбирать во время уроков. Например, «Мертвые души».

Сложный сюжет, не каждый ученик поймет смысл. Таких произведений в списке достаточно. Вообще, помимо чтения, мне есть чем заняться летом.

Я подрабатываю и хожу в спортивную секцию самбо», — говорит Данила Федоров, ученик 9-го класса.

Как правило, список носит рекомендательный, а не обязательный характер. Значит, нужно выбрать из него объем, посильный ученику. Возможно, это будет три, пять или больше книг.

Но родителям не стоит все лето трясти у ребенка перед носом списком из 50-100 произведений. Такой объем не только пугает, но и вызывает равнодушие.

Летом ветер в голове, на улице благодать, ребенок понимает, что столько прочитать невозможно, а значит, вообще не стоит пытаться.

Я знаю, что вы читали прошлым летом

Будущий девятиклассник Данила поделился некоторыми произведениями из списка, которые нужно прочитать: «Горе от ума», «Собачье сердце», «Герой нашего времени», «Пир во время чумы», «Судьба человека». Большая часть произведений входит в школьную программу, а значит, во время учебы не нужно будет тратить время на чтение этих текстов.

«Вот этот приведенный список для будущих девятиклассников на удивление адекватен. Большая часть произведений входит в школьную программу. Положа руку на сердце — кто из нас особенно ему следовал на каникулах? Читающий ребенок скорее найдет то, что интересно ему самому, нечитающий — выкинет бумажку, как только выйдет с последнего в году урока литературы. Если отметить галочками вещи, которые будут потом в программе, остальные строчки все равно что вычеркнуть. А если попытаться разнообразить перечень интересными внепрограммными книгами, есть шанс получить возмущение от родителей «перегруженных» школьников, что им и без того слишком много нужно читать. Ученик, действительно увлеченный литературой, влюбленный в книги, получит нужный багаж знаний и без таких шпаргалок», — считает филолог Наталия Лебедева.

Родители, конечно, положительно относятся к подобному списку на лето. Ведь от того, какой объем будет прочитан, зависят дальнейшая успеваемость и количество проводимой работы для подготовки к занятиям. Поэтому чем больше прочитаешь, тем меньше будет нагрузки в учебном году.

«В рамках школьной программы дети не успевают охватить многие произведения, поэтому им дают список литературы на лето. Я своего ребенка заставляю, он противится, но читает. Вы видели, сколько книг в списке? Я сама не успею его прочитать за лето, даже если буду это делать каждый день после работы.

Тем не менее понимаю, что это просто необходимо, так как сейчас, чтобы сдать ЕГЭ, нужно написать сочинение. Многие темы берутся из произведений, которые проходят в школе.

Нужно читать классическую литературу, и желательно старые издания, где нет ошибок в тексте», — рассказала Татьяна, мама девятиклассника.

Каждый ученик должен приложить хотя бы минимум стараний для того, чтобы список все-таки покорился. Конечно, только самые усердные осиливают все произведения за лето. Полезно читать, но важнее понимать и запоминать прочитанное.

Кстати

Есть в Интернете сайт, где сами подростки рекомендуют книги. Список огромный, но довольно интересный. Школьники пишут аннотации простым языком и делятся впечатлениями о произведениях. К тому же есть много книг из школьной программы и почти нет Гарри Поттера.

Есть мнение

Татьяна Климкович, психолог:

«Список литературы как домашнее задание на лето. Родители сразу думают, что нужно прочитать все. То есть ребенок вместо дач и пляжей должен сидеть все лето, уткнувшись в чье-то собрание сочинений? Такая позиция родителей неправильная.

Преподаватели иногда переходят допустимую грань. Они дают как можно больше произведений на каникулы, зная, что из всего списка будет прочитано в лучшем случае 20-30 процентов. Есть одержимые учителя, которые считают, что надо прочитать все, но ведь тогда у школьников будет стресс.

Наше поколение вообще не привыкло читать, в основном пользуется гаджетами. Тем не менее заставляйте ребенка читать. Его нужно наполнять полезной информацией. Однако к этому делу нужен разумный подход. Количество книг в списке литературы — всего лишь формальность. Помните, что вашему ребенку тоже надо порой отключить голову и просто отдохнуть».

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/37190207-chitat-ili-otdyhat-realno-li-shkolnikam-osilit-100-knig-za-leto/

Читать ли все из списка литературы на лето? Мнение родителей и педагогов

В интернете сегодня гуляет миллион ссылок на различные списки литературы для чтения летом. Составлять их придумали в прошлом веке, видимо, чтобы помочь ребятам провести с пользой три долгих месяца каникул.

Самые ответственные родители уже в апреле начинают требовать перечень книг с учителей.

А что школьники? Ответственно ли они подходят к летнему чтению? Нужно им это или нет? Разбираемся вместе с Алексеем Олейниковым, учителем литературы частной школы «Лицей «Ковчег-XXI» и Александром Демахиным, преподавателем МХК, «победителем конкурса «Учитель года – 2012». 

Прочтен по собственному желанию

Произведения из летнего списка не входят в школьную программу по литературе на следующий год. Не должны входить. Нет никаких официальных документов (ни на федеральном, ни на региональном уровнях), которые бы устанавливали его обязательный характер.

Но, в силу перегруженности школьной программы (в 7-ом классе, например, всего два урока литературы в неделю!) и большого количества объемных произведений в ней, некоторые учителя по своему усмотрению (это важно!) включают в список на лето тексты из обязательной учебной программы.

В надежде на то, что потом, в течение учебного года, ребятам будет легче, если они прочитают летом «Дон Кихота» или «Войну и мир». Но так или иначе, списки литературы, которые учителя дают для чтения летом, носят рекомендательный характер. Произведения из этих списков не обязательны, но желательны к прочтению.

Обязательный список педагог литературы вручает школьнику в начале года на одном из первых уроков. И вот это уже будет официальное задание на год. А пока лето – выбирай сам. Заинтересовало что-то из списка? Отлично, читай! Нет? Ничего страшного, читай, что нравится. 

К этим спискам можно относиться по-разному, – говорит Алексей Олейников. – Для кого-то это своего рода дубинка, «помогающая» усадить ребенка за чтение.

Но это лишь в том случае, если стоит задача «впихнуть» в школьника дополнительный «половник» классики в довесок к обширнейшей школьной программе. Хочется верить, что у большей части педагогов цель иная: заинтересовать чтением как практикой. Познакомить с тем, мимо чего ребенок может пробежать, не узнав.

В этом задача образования: приподнять человека повыше. Списки литературы на лето – дополнительная возможность расширить образовательное поле ребенка.

Невозможный список

Скажем сразу, списки литературы, которые дают детям на лето в разных классах, целиком прочитать за одно лето вряд ли получится. Перечень произведений на лето для восьмиклассников, размещенный на одном из популярных образовательных сайтов, например, насчитывает 55 наименований.

Прочитать целиком такой объем, конечно, невозможно, – говорит Олейников. – Хотя при хорошей скорости чтения… Но тогда у человека просто не будет лета. Чтение – серьезная работа. Но я делал и буду делать списки литературы на лето принципиально большими. Такими, что прочитать их априори за три месяца нереально.

Читайте также:  Инструкция: как сдать часть 2 егэ по истории

Список «от Оленикова» избыточен, классики дай Бог треть, если не четверть, там много современных текстов, тех, что вышли в ближайшие годы. Есть и фантастика, графические романы (комиксы) и нон-фикшн – такой литературный винегрет. 

Отправляя эту «простыню» родителям, крупными буквами пишу сверху, что это вообще необязательно, – отмечает учитель. – Прошу прочитать с детьми максимум один большой роман, что-то вдумчивое, неторопливое, что можно обсудить с родителями и даже поработать со словарем.  

Обратный эффект

В каждом классе найдется увлеченный чтением ученик или просто отличник, который будет галочками отмечать прочитанные летом произведения. Но есть ли смысл так досконально подходить к делу? 33-летний Александр Демахин хорошо помнит, как в школе был одним из немногих одноклассников, кто летом действительно читал все книги из списка литературы. 

Вплоть до 11-го класса я шел в библиотеку, брал все книги по списку, пересчитывал количество страниц в заданных произведениях, делил на количество летних дней и действительно в течение всего лета старательно читал возрастающую с каждым годом «норму», – делится «лайфхаком» учитель. – Помню, что чтение «Преступления и наказания» вызывало у меня буквально физическое недомогание, помню, с каким трудом продирался сквозь «Поднятую целину», но стойко держался.  

Но, несмотря на такую прилежность, в течение учебного года на уроках у Александра Демахина возникали проблемы: мелкие факты из текста, о которых спрашивала учительница, лучше помнили те, кто полистал произведение перед уроком.

У меня эти мелочи в памяти не сохранялись.

А поскольку для оценки за урок нужно было 4-5 «плюсиков» за правильные ответы, то после одного ответа наша учительница литературы начинала сама спрашивать тебя по этим самым фактам, чтобы накопить необходимое количество «плюсиков». Так я еще в седьмом классе решил не поднимать руку на уроке литературы и действительно ни разу не поднял ее до выпускного вечера, – вспоминает Демахин.  

Вот такой вот обратный эффект. 

В принципе, идея списков литературы на лето – неплохой «навигатор» для летнего чтения. И всего лишь один из так называемых инструментов образования. Конечно, если список на лето не будет прочитан, вселенской катастрофы не произойдет.

Просто ребенку будет немного труднее на уроках литературы. Хотите облегчить школьную жизнь – увлекайте чадо чтением. Заинтересуйте. Читайте сами. Читайте вместе. Обсуждайте. Делайте постановки по небольшим отрывкам, квесты по прочитанному рассказу, в конце концов.

Да, это будет работа и для вас. Но результат того стоит. 

Чего не должно быть в школьной программе по литературе. Мнения педагогов

Black List Алексея Олейникова:

  1.  «Дубровский», А.С. Пушкин. Если мы хотим поговорить про честь и честность, про весь сложный комплекс подобных качеств, то разговор этот с лихвой перекрывается «Капитанской дочкой». Это законченный роман уже самостоятельного состоявшегося Пушкина, в отличие от «Дубровского», который не дописан, и где автор еще «не созрел».
  1. «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь. Это очень спорная повесть. Преподавать его как уроки патриотизма, как у нас часто и делают – в корне неправильно. Гоголь – великий мистик своего времени. Это наше русское фэтнтэзи. В повести «Тарас Бульба» очень много вымысла. И приводить его фантасмагории в качестве примеров патриотизма нельзя.
  1. Слово о полку Игореве. Нежно люблю этот текст, но проходить его стоит только в специализированных гимназиях. Он непостижим без специальных знаний.
  1. «Муму», И.С. Тургенев. Этот рассказ необходимо «перетащить» из начала средней школы ближе к 10 классу. Это текст не просто про собачку. Дети у нас рыдают от повести «Белый Бим, Черное Ухо», а мы им еще «Муму» вдогонку. Перебор . 

Black List Александра Демахина:

  1. А. Толстой «Петр Первый» 
  2. Фадеев «Разгром»
  3. Горький «Мать»
  4. Чернышевский «Что делать?»
  5. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 

«Эти произведения для меня лишние в силу сочетания факторов «социального уклона» и литературной ценности текстов, учитывая также перегруженность программы. Как мне кажется, одна из главных задач литературы в школе – работа с языком как материалом словесности, в то время как школьный список несет еще следы «советской» структуризации по «социальной составляющей» содержания текстов»

Мнения родителей

Ксения Корзун, мама второклассника Александра

Список литературы нам выдали перед первым классом. Разъяснили, что носит он рекомендательный характер и распространяется на первый и второй классы. Но с детей никто не спрашивает знания текста. Летом между первым и вторым классом список не обновляли. Во время учебного года отсылок к этим книгам нет. А у детей нет стимула их прочитать.

Екатерина Щеголева, мама семиклассницы Дарьи и второклассника Даниила

Мои дети сами, конечно, ничего летом читать не начнут. Им дай волю — будут сидеть с планшетами. Но у нас в семье строго: есть список, значит надо осилить. Мне удобно, что в школе дают перечень рекомендованной литературы: не приходится искать самой. Поэтому я точно ЗА летние книжки. За полчаса чтения в день дети не перетрудятся. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/opinion/nuzhno-li-chitat-vse-iz-spiska-literatury-na-leto-mnenie-roditeley-i-pedagogov/

Список литературы на лето: как заставить ребенка читать?

Чтобы дети развивались во время летних каникул, им задают список литературы на лето, которую рекомендуется прочитать. Если ребенок выполнит план, он разовьет мышление, фантазию, улучшит кругозор и качество речи. Но школьники не в восторге от задания, даже если книги интересные. Почему?

Все зависит от подхода учителя. Если заинтересовать школьников предложенными произведениями, их воспримут как увлекательную литературу, которую хочется изучить. Но любое занятие становится ненавистным, если оно должно выполняться принудительно. Поэтому не нужно настаивать на чтении, как на необходимом уроке.

Список литературы

В основном, книги, которые входят в список – классические произведения. Они сложно даются ребенку, мечтающему о долгожданном отдыхе. Это приводит к тому, что ученики просто изучают краткое содержание, узнают имена главных героев, но упускают многие важные моменты, формирующие мировоззрение.

Если ребенок не прочел всю рекомендованную литературу, это не значит, что он не любит читать. Например, многие зрелые люди не читали «Войну и мир», но это не означает, что у них нет любимых книг. Кому-то нравится классика, кому-то фантастика или детективы, нужно учитывать предпочтения.

Проблема списка литературы в том, что он не под силу детям определенного возраста. Ученикам нравится классика, как правило, тогда, когда они могут себя увидеть в героях.

>>  7 эффективных советов по организации учебного процесса

Что делать?

Чтобы обязательный список литературы не стал настоящим испытанием, просмотрите его и выберите книги, которые вам нравятся. Их читайте в первую очередь, чтобы получить удовольствие от процесса.

Книги, которые не привлекают, можно оставить на потом, например, на следующее лето. А чтобы заполнить дневник читателя, достаточно прочитать сокращенный вариант или критику. Честно признайтесь учителю, что книги летом читали, но не те, которые были заданны.

Как успеть прочитать все книги по списку?

  • Особое внимание уделите классике. Ее должен прочесть каждый образованный человек. Тем более на экзаменах вопросы задают чаще всего именно о лирических героях и их авторах.
  • Чтобы не тратить солнечные деньки на времяпрепровождение с книгами, воспользуйтесь преимуществами техники. Закачайте на смартфон аудиокнигу и случайте ее во время шоппинга или поездки в общественном транспорте.
  • Смотрите фильмы, но не увлекайтесь. Нередко сюжет видоизменен, а фамилии неправильно переведены. Это может привести к провалу на экзамене. Но для общего впечатления о книге таких знаний вполне достаточно.
  • Читайте критику, даже если ее не задавали. На ЕГЭ вам пригодится знание характеров персонажей. Даже если вы полностью прочитали произведение, не поленитесь прочесть о нем. Так вы точно поймете замысел автора и сможете отстоять свою точку зрения во время ответа.

Не заставляйте себя читать насильно. Литературу нужно любить, и тогда она откроет для вас прекрасный мир.

>>  7 основополагающих правил здорового питания школьника

Но если вам нужно сдавать ЕГЭ по литературе, прочитайте все произведения полностью, потому что вам потребуются аргументы для развернутого ответа. Если есть пробелы в знаниях, воспользуйтесь услугами репетиторов.

Рекомендации родителям

Желание к чтению быстро пропадает, если его сделать наказанием. Родители нередко совершают подобную ошибку и способствуют образованию ненависти. Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил книги, воздержитесь от подобных фраз:

  • не пойдешь гулять, пока не дочитаешь;
  • опять ты ерундой занимаешься, лучше пойди почитай книгу.

Подобными фразами родители обесценивают хобби и занятия ребенка. Запрещая заниматься любимым увлечением, и связывая это с книгами, вы вызываете у школьника неприятные ассоциации.

Понятно, что отказываться от списка литературы не нужно. Просто следует изменить свое отношение к нему. Ведь цель летнего чтения в саморазвитии, образовании и расширении кругозора. Не принуждайте себя читать то, что не нравится. Выбирайте интересные жанры и совершенствуйтесь.

Родителям следует прививать любовь к литературе с детства. Читайте детям в дошкольном возрасте, покажите преимущества книг, которые увлекают в неизведанный мир фантазий. А также соблюдайте простые советы:

  • читайте вслух любимые произведения, правильно расставляя акценты интонацией или попутными объяснениями;
  • заинтересуйте ребенка интересным фрагментом из книги, не говоря, что она из списка внеклассного чтения;
  • связывайте с книгами свои детские впечатления;
  • младшим школьникам читайте книги перед сном, так как они обычно не любят укладываться спать, а так придется слушать классические произведения, которые в последствии увлекут;
  • смотрите фильмы, снятые по книгам школьной программы.

>>  3 определяющих критерия оценки качества университета

Главное не заставляйте читать принудительно. Относитесь к процессу как к увлекательному занятию. Показывайте на своем примере пользу чтения.

Просматривайте список самостоятельно, рекомендуйте ребенку интересные произведения, читайте вместе. Если книги слишком сложные, перескажите их смысл, адаптируя к детскому пониманию. И помните, что не бывает единого способа мотивации. К каждому ребенку должен быть свой подход.

Как мы видим, литература на лето – это не страшно, если полюбить чтение. Помните, что в книгах людям открывается целый неизведанный мир, который развивает воображение и позволяет мечтать. Выбирайте литературу, подходящую по возрасту и изучайте ее. Вам точно понравится стать почувствовать себя частью увлекательных приключений и историй.

Источник: http://rrepetitor.ru/info/minusy-literatury-na-leto/

Список книг на лето. Дети стали меньше читать

Список литературы на лето — одна из главных причин, по которой школьники не могут в полной мере ощутить свободу от учебного процесса. Учителя стараются сделать его весьма внушительным, он носит ультимативный характер, чем угнетает школьников и их родителей.

Стандартный пример: ребенок по прошествии половины каникул даже не пытался открыть хоть одну книгу, а потом под влиянием родителей начинает их поверхностное освоение с большой неохотой. Как не попасть в столь неприятную ловушку и трезво оценить значимость произведений, выданных на лето — об этом расскажем в данной статье.

Какова история появления списка книг на лето?

Самые продолжительные школьные каникулы всегда были предметом гордости отечественной системы образования. Действительно, более длительного отдыха не получают ученики школ ни одной страны мира.

Дабы поддерживать школьников в интеллектуальном тонусе, был разработан летний список литературы.

Поначалу содержащиеся в нем произведения предлагалось брать из библиотеки, затем освоить их в кратчайшие сроки и вернуть книгу в первоначальном состоянии.

Как показала практика, такой алгоритм отличался сложностью в соблюдении. Книги из списка не всегда имелись в наличии, но еще чаще были утрачены школьниками.

Сегодня преподаватели решают не изменять традициям, ежегодно разрабатывая списки, руководствуясь текущей учебной программой.

Разумеется, теперь книга стала куда более доступной, потому вероятность осилить список чтения повысилась в разы.

При желании школьник мог бы прочесть ряд книг из списка в течение года. Но обычно такого стремления не бывает, как и достаточного количества времени. Современные школьные программы отличаются загруженностью, максимально утомляя учеников. По этой причине перечень из категории рекомендованного переходит в разряд настоятельного.

Книги на лето: обязательно ли их читать?

Каникулы — период, когда каждый ребенок желает провести так, как ему хочется. Если ребенок и читает книгу, то причина проста — она ему нравится. Почти всегда такие произведения не числится в списке чтения ввиду несоответствия школьной тематике.

Самая частая причина, по которой чаду непривлекательны книги на лето — отсутствие в них интриги с самых первых строк. В таком случае ребенок не мотивирован на ее прочтение, так как отсутствует элементарное желание усвоить текст.

Осилить за летние месяцы порядка 15 томов внушительного объема — задача, вряд ли посильная даже взрослому человеку, свободному от работы.

Если прибавить к этому факт наличия у подростка определенных планов на лето, нелюбовь к летнему чтению вполне объяснима.

К рекомендованному перечню книг не следует относиться так, будто перед вами норма закона. То, что кажется верным одному, видится другому бессмысленным и неинтересным. Грамотным будет чередование произведений из перечня с более облегченной факультативной литературой.

«Дети стали меньше читать»: правда или вымысел?

Наука утверждает, что данное мнение является обыкновенным стереотипом, которому приказано жить вечно. Если сложить все знаки, складываемые детьми в слова на протяжении одного дня, итог будет значительно превосходить средний результат советского времени.

Почти всегда такие произведения не числятся в списке чтения ввиду несоответствия школьной тематике.

Сейчас же школьник находится в среде, полной инновационных технологий, включая электронные книги, контент сети интернет, кинофильмы в открытом доступе.

Тем самым можно сделать вывод: интенсивность чтения не упала — просто изменился сам процесс. «Если не прочитать все книги из перечня, не избежать плохих отметок»

Данный постулат также можно и нужно подвергнуть сомнениям, но уже с практической стороны. Если произведение было осилено, в прямом смысле, из-под палки — толку от этого никакого не будет.

В итоге ребенок лишь получит дозу бесполезной, по его мнению, информации, пока родители сокрушаются на тему детей, ставших меньше читать.

Скорее она приведет его мысли в беспорядок, чем подарит новые знания.

Существует определенный набор ухищрений, помогающих усвоить непрочитанный материал в краткие сроки:

  • — обращение к определенным главам произведения, ознакомление с ключевыми событиями;
  • — чтение критических отзывов на книгу;
  • — просмотр адаптированных экранизаций, постановок театра.

Конечно, если сверх меры увлекаться такими способами усвоения материала, вы рискуете забить голову школьника искаженной информацией, мало соответствующей сюжету произведения.

Краткое ознакомление — целая наука с рядом определенных требований, потому прибегать к ней стоит лишь изредка.

Составление списка книг на лето является не более, чем одним из инструментов системы образования. Конечно, все хотят, чтобы их ребенок был начитан и стремился к литературным познаниям.

Всем приятно видеть, как их дети с интересом выполняют домашние задания и ходят в школу с неподдельным удовольствием. Увы, на деле для получения такого результата следует находить грамотный баланс между рекомендуемым, нужным и желаемым.

Если относиться к списку книг слишком серьезно, результат вряд ли порадует как родителей, так и учащихся, умейте найти компромисс.

Источник: https://lancmanschool.com/spisok-knig-na-leto/

Ссылка на основную публикацию