Космические дети: как стать илоном маском

Основатель PayPal и Space X Илон Маск — главная бизнес-звезда современности, с которой был списан герой Энтони Старка из «Мстителей»: гений, миллиардер, плейбой и филантроп. Каждая новая инициатива Маска широко обсуждается в СМИ и соцсетях и расходится на мемы — предприниматель настолько популярен, что многих даже начал раздражать.

Мать бизнесмена Мэй Маск в России не так известна, но не менее крута, чем сын. 69-летняя женщина вот уже 54 года работает моделью, великолепно выглядит и сотрудничает с крупными брендами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основная ее профессия — диетолог, и у нее две магистерских степени, а еще женщина называет себя нердом и любителем науки.

У нее трое детей, которых она несколько лет воспитывала одна, десять внуков и собака.

Космические дети: как стать Илоном Маском

Мэй Маск родом из швейцарских немцев. Ее предки иммигрировали из Европы в Нью-Йорк во время Войны за независимость США, а впоследствии разъехались оттуда по Среднему Западу.

В 1948 году ее отец Джошуа Норман Халдеман женился на канадской учительнице танцев Уиннифред Жозефин Флетчер, и 19 апреля у них родились дочери-близнецы Кэй и Мэй.

Халдеман был авиатором, и семья много путешествовала по Северной Америке на собственном одномоторном самолете с пропеллером.

Космические дети: как стать Илоном Маском

Родители Мэй Маск

В 1950 году, когда дочерям было всего два года, Халдеманы покинули Канаду и перебрались в Южную Африку, в город Претория недалеко от Йоханнесбурга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Чемодан, вокзал, гарвард: куда и почему утекают мозги

Оценим за полчаса!

Родители Мэй были одержимы идеей затерянного города Фарини в пустыне Калахари и десять лет его искали, так что выходные семья проводила в поисках этого мифического места, а в 1952 году авантюрная чета на собственном самолете облетела земной шар.

Тем временем Мэй Халдеман в 15 лет поступила в школу моделей и начала выходить на подиум и фотографироваться для журналов, а в 1969 году даже попала в финал конкурса «Мисс Южная Африка».

Космические дети: как стать Илоном Маском

Работая моделью, девушка получила степень бакалавра по диетологии, а потом, пока училась в вечерней модельной школе, окончила магистратуру.

Она еще не знала, что будет всю жизнь работать моделью, поэтому усердно трудилась над образованием: «Мне приходилось хорошо учиться, чтобы доказывать, что я не глупая, ведь многие именно так привыкли думать о моделях».

Мэй всюду носила с собой книги и приучила себя постоянно читать — даже на велосипеде во время тренировки.

Космические дети: как стать Илоном Маском

В 1970 году Мэй вышла замуж за инженера-строителя Эррола Маска. Они с будущим мужем выросли в одном районе и впервые встретились, когда девочке было 11 лет. Эррол с детства был влюблен в Мэй и семь лет за ней ухаживал.

Космические дети: как стать Илоном Маском

28 июня 1971 года, через девять месяцев после свадьбы, у пары родился первенец Илон. Через год с небольшим у него появился брат Кимбал, а вскоре и сестра Тоска. В 1979 году, когда Илону было восемь лет, его родители подали на развод.

По словам Мэй, в первый год после разрыва с мужем ей было совсем непросто: она с детьми переехала в Торонто и оказалась без финансовой поддержки: деньги на ее счетах в банках ЮАР были заморожены (такая политика страны должна была предотвращать отток населения).

«Я плакала, когда дети проливали молоко, ведь у меня не было денег, чтобы купить им еще пачку», — вспоминала Мэй в недавнем интервью.

Космические дети: как стать Илоном Маском

Женщина пребывала не в лучшем расположении духа, к тому же за год она набрала 18 килограммов.

Уже потом она стала шутить, что это было одним из лучших событий в ее жизни: лишний вес помог ей понять, как сложно бывает похудеть, и учитывать это в своей практике диетолога.

Тогда, в 32 года, она стала одной из первых популярных плюс-сайз-моделей, но от лишних килограммов все же избавилась. Зато теперь дети в шутку рассказывают в интервью, что в их доме никогда не было еды.

Космические дети: как стать Илоном Маском

В Торонто Мэй Маск продолжила работать моделью с агентством Elite Modeling Agency, получила вторую магистерскую степень по нутрициологии (наука о питании) в Университете Торонто, пересдала экзамены и получила лицензию диетолога, действующую в Канаде и США. Она устроилась на работу в Университет Торонто, чтобы дети учились там бесплатно, вела модельные курсы и мастер-классы по здоровому питанию, а также работала диетологом. Всего, по утверждению Мэй Маск, она трудилась на пяти работах.

В семье тогда не было лишних денег: «Первое, что мы сделали, когда я получила зарплату, — это купили ковер на пол, чтобы сидеть на нем. Никакой мебели у нас не было. А со следующей зарплаты купили Илону компьютер, так что он сидел за компьютером прямо на полу».

Поэтому Тоска после школы подрабатывала в магазине. Через два года совместной жизни 10-летний Илон заявил, что будет жить с отцом, и через несколько лет они с Кимбалом переехали. По словам основателя Tesla, сейчас это одно из немногих решений, о которых он жалеет.

Космические дети: как стать Илоном Маском

В 50 лет Мэй Маск переехала в Нью-Йорк, и ее карьера стала развиваться с новой силой, она стала участвовать в крупных рекламных кампаниях. Отметив 60-летие, Маск перестала подкрашивать седые волосы и коротко их остригла.

Новая внешность принесла ей контракты с Virgin America и Joe Fresh, билборды с ее изображением на Таймс-сквер, появление на обложках «Elle Квебек», New York Magazine, «L’Officiel Азербайджан», Vogue Italia и Vogue Korea и даже в клипе Бейонсе Haunted.

Также Мэй Маск получила звание It-girl (этим непереводимым термином в медиа называют известных, модных и современных девушек) от издания Vanity Fair.

Маск даже пришлось пересмотреть график работы в качестве нутрициониста из-за множества предложений фотосессий и дефиле.

Она считает, что седина сейчас актуальна, а конкуренция среди возрастных моделей меньше, чем среди молодых: если под фотографией достаточно лайков, то можно даже получить работу без кастинга.

Космические дети: как стать Илоном Маском

После 60 лет Маск снялась для New York Magazine обнаженной и с накладным животом: эта работа с фотографом Энн Лейбовиц стала ремейком знаменитой журнальной обложки с беременной Деми Мур.

Она работает с одним из крупнейших международных агентств IMG Models WorldWide, которое сотрудничает с Джиджи Хадид и Карли Клосс.

А в 69 лет, в сентябре 2017 года, женщина стала лицом косметического бренда Cover Girl.

«Думаю, для женщин станет вдохновением видеть, что в 69 лет они еще могут стать звездой рекламной бьюти-кампании. Для меня возраст — это не проблема, а замечательная вещь. Вы становитесь увереннее, проще справляетесь с трудностями. Я модель своего возраста. Я не пытаюсь его скрыть, говоря, что мне 50. Скоро мне будет 70 лет, и я этим горжусь. Все только начинается».

Маск признается, что за 2017 год работала больше, чем за всю свою жизнь. Причем родство с Илоном Маском если и влияет на карьеру его матери, то меньше, чем может показаться со стороны: на съемках она до сих пор часто слышит вопрос, есть ли у нее дети.

Как воспитать миллиардера

Илона Маска знает весь мир, но двое других детей Мэй тоже добились больших успехов. Младший сын Кимбал владеет сетью ресторанов The Kitchen и состоит в совете директоров компаний Tesla Motors, SpaceX и сети закусочных Chipotle Mexican Grill. Он запустил проект «Обучающие сады» (Learning Gardens) в 200 школах США.

Дочь Маск Тоска — голливудский режиссер и продюсер, недавно представивший свой фильм на Каннском кинофестивале. Разумеется, Мэй Маск часто спрашивают, как вырастить таких детей.

Женщина отвечает, что ее родители позволяли детям делать все, к чему лежит душа, и своих детей она воспитывала так же: не читала им нотаций, только подавала личный пример.

Космические дети: как стать Илоном Маском

Мэй никогда не беспокоилась, найдут ли ее дети свой путь в жизни: «У меня не было на это времени».

Действительно, она не планировала жизнь детей от и до, не проверяла их домашние задания, и в школе те даже научились подписываться за маму на контрольных работах.

Ребята были часто предоставлены сами себе и росли очень независимыми. Маск не терзается, что уделяла детям мало внимания, и невозмутимо признается: «Я была идеальной матерью».

Больше всего Маск хотела, чтобы ее дети научились упорно работать, ведь именно это делает человека счастливым и не дает стареть. Ее рецепт прост: «Чем больше работаешь, тем успешнее становишься.

Мои дети знают меня как человека, который очень много работал. Они и сами трудоголики». В то же время Мэй уверяет, что их успех — полностью их заслуга: «Я никогда не помогала моим детям.

Я слишком много и тяжело работала, они всего добились сами».

На самом деле женщина помогала сыновьям, в том числе материально. Когда в 1995 году Илон и Кимбал запустили софтверную компанию Zip2, Мэй поддерживала их стремления: «Кимбал приходил ко мне, чтобы обсудить бизнес с Илоном по телефону. Когда я увидела счет за телефон 800 долларов в месяц, я сказала, чтобы он бросал работу и летел в Кремниевую долину».

Каждые шесть недель она навещала детей в США и давала им советы, помогала составлять бизнес-план, а однажды даже до двух часов делала вместе с ними презентацию для инвесторов. «В тот день мы так устали, что потом пошли в ресторан в Пало-Альто, и я сказала: «Это последний раз, когда я плачу за наш ужин». С тех пор я действительно ни разу не платила за них».

В 1996 году Мэй Маск вложила все свои сбережения — 10 тысяч долларов — в компанию сыновей, чтобы они оплатили аренду офиса и другие расходы. В 1999 году компанию купил производитель софта Compaq за 307 миллионов долларов, а Илон заработал на сделке 22 миллиона. Мэй шутит, что это была ее лучшая инвестиция.

Пока дети Маск еще не добились такого успеха, у них не было денег на дорогие подарки, и тогда они дали ей обещание: «Они подарили мне маленький игрушечный дом и маленькую игрушечную машинку размером со спичечный коробок и сказали: «Когда-нибудь мы купим тебе настоящие». Конечно, обещание они сдержали. Илон Маск подарил матери автомобиль Tesla. Правда, новую модель Tesla 3 ей придется подождать: перед ней в очереди примерно 300 тысяч человек.

О своем звездном сыне Мэй говорит так: «Я была ботаником, а Илон — суперботаник. Однажды я ему сказала, что в моем классе не было никого, кто знал математику лучше меня. А он засмеялся, потому что он знал математику еще лучше меня». На вопрос, чему Илон научился у матери, она ответила: «Надеюсь, что он перенял мои взгляды на жизнь».

По ее словам, Илону не нужны яхты и дорогие вещи, потому что он жил в сложных финансовых условиях: «Его цель — использовать знания физики, чтобы сделать этот мир лучше. Люди думают, что им движет корыстный мотив. Но это не так. И меня очень расстраивает, когда люди говорят о сыне: «О, да он просто хочет побольше заработать». Нет, деньги для него никогда не были важны.

Он просто одержим своей идеей».

Сейчас у Мэй Маск прекрасные отношения с Илоном, и в прошлом году они вместе появились на оскаровской вечеринке Vanity Fair. Женщина подшучивает над старшим сыном и говорит, что стала знаменитой раньше него.

Как сохранить фигуру до 70 лет

Мэй Маск приходится все время думать о правильном питании, иначе она быстро набирает вес. Каждое утро она проводит полчаса на велотренажере и никогда не забывает про растяжку.

Маск знает, как важно планировать рацион, и старается составить перечень всех блюд на следующий день: «Иначе это выйдет из-под контроля, и я наберу вес. У меня восьмой размер, я совсем не худенькая».

Также Маск обязательно спит не менее восьми часов в день, старается не очень поздно ложиться и вставать пораньше. Молодых коллег она предостерегает от курения: вредная привычка портит цвет лица и разрушает модельную карьеру.

Маск придерживается довольно простых правил питания: во-первых, никогда не пропускать завтрак. Иногда она специально мало ест вечером, чтоб к утру как следует проголодаться. Утром тост из цельнозернового хлеба и омлет с томатами и грибами.

Если рано утром нужно на съемку, то завтрак — чашка кофе, зерновая каша и половина банана.

Она готовит себе кашу с высоким содержанием клетчатки: из изюма, отрубей, пшеницы и ячменя, сушеной клюквы, рубленых орехов и орехов пекан, а также семян подсолнечника.

На обед Маск готовит себе салат из разных ингредиентов: в него могут входить салат ромэн, лук, морковь, помидоры, авокадо, тунец или лосось, нут и вообще все виды бобовых.

Она заправляет салат лимонным соком и оливковым маслом. Ужинать она любит супом. Ее фирменное блюдо — суп из 12 видов бобовых, который полтора часа варится на медленном огне.

Туда она добавляет брокколи, цветную капусту, морковь, помидоры и дикий рис.

Любимая еда Маск — мясо ягненка, богатое питательными элементами. Она ест и картофель, хотя диетологи его не жалуют. Разделяет его на три приема пищи и комбинирует с овощами.

Когда ее спросили о моде на сыроедение, ее лицо «исказилось в гримасе, как будто она увидела таракана», рассказал журналист, который ходил к Маск на интервью в ресторан ее сына Кимбала.

«Я пошла в ресторан сырой пищи, но в итоге сказала: «Пожалуйста, дайте мне гамбургер!» Я не смогла ничего есть».

Мэй Маск старается не пить фруктовых соков: они слишком калорийны и не насыщают. Она советует пить воду, а фрукты есть отдельно. Она любит сладкое, но старается себя ограничивать и бороться с искушением.

Читайте также:  Молодые ученые смогут получить свой первый грант

На десерт она ест фрукты: яблоки, виноград, сливы. Еще она всегда носит с собой перекусы — например, орехи или чернослив.

«Когда вы голодны, вы смотрите на еду, и это никогда не салат — это всегда кексы! Так что мой принцип — не голодать».

Сейчас у Мэй Маск два сайта: один о ее модельной карьере, а второй — о работе диетолога с советами по здоровому образу жизни.

Она все еще консультирующий диетолог-нутриционист, но теперь сосредоточилась на рассказах, как добиваться хорошего здоровья и самочувствия в любом возрасте, а потом поддерживать этот результат.

Мэй Маск более 45 лет ведет собственный бизнес по диетологии, который работает в восьми городах и трех странах: в ЮАР, Канаде и США.

Маск была первым диетологом, который сфотографировался для коробки хлопьев со своей книгой Feel Fantastic (ее можно бесплатно прочесть в блоге).

Как эксперт по питанию она читает лекции для компаний, ассоциаций, больниц и университетов по всему миру.

Также Маск участвует в программе своего сына «Обучающие сады»: в 200 американских небогатых школах разбивают огороды, где дети могут сами выращивать фрукты и овощи и забирать их домой.

Публикация от Maye Musk (@mayemusk) Янв 28, 2018 в 7:48 PST

Пожалуй, главное высказывание Маск, которое помогает понять эту деятельную женщину, звучит так: «Да, мне нравится быть занятой дамой!» Даже на пороге 70-летия ее любимый хештег #justgettingstarted — «Все только начинается».

Такой оптимизм может показаться искусственным, но у Мэй есть прекрасный пример для подражания — ее мать. Уиннифред Жозефин никогда не думала о пенсии, в 94 года освоила Macbook, чтобы заниматься компьютерной графикой, и была весьма активной до 96 лет. «Я такая же.

Слова «пенсия» в моем лексиконе нет», — подчеркивает Мэй Маск.

В интернете Мэй Маск сравнивают с героиней мультфильма «101 далматинец» и шутят, что они с Илоном — идеальные персонажи мема о «сыне маминой подруги», который во всем успешнее ровесников. Ну а журналисты не находят ничего удивительного в том, что Илон Маск разводится и бросает всех своих женщин (иногда и по несколько раз): ведь невозможно найти совершенство, когда у тебя такая мама.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1012702

Настоящий Железный человек: как Илон Маск стал главным изобретателем современности

В фильме «Исчезнувшая» режиссера Финчера злоумышленница хочет выставить мужа инфантильным злодеем — и набивает его кладовку вещами, о которых может мечтать образцово-показательный подросток 30 лет. Дроны, электрические автомобили на радиоуправлении — десятки вещей, которые летают, ездят, стреляют и жужжат.

Если свести в один список все бизнесы Илона Маска, получится нечто похожее на эту кладовку. Автомобили на батарейках. Огнеметы. Вакуумные поезда. Ракета для полета на Марс. Разница только в том, что здесь все в натуральную величину. Будущее — это когда игрушки становятся большими.

Вообще это самое популярное слово в заголовках про Маска — будущее. «Человек из будущего», «Архитектор будущего», «SpaceX и дорога в будущее». Но любят его, кажется, потому, что он — стопроцентно узнаваемый герой из прошлого. Персонаж приключенческих книг, написанных с 1860-х по 1920-е многими фантастами — от Жюля Верна до Айн Рэнд.

Изобретатель-одиночка, который приходит со своим изобретением раскручивать планету в обратную сторону, как инженер Гарин с гиперболоидом. Даже главные предметы интереса Маска — не какая-нибудь заумь из словаря современной науки вроде РНК-интерференции и квантовых вычислений, а поезда и ракеты, про которые еще Жюлю Верну было что сказать.

Нам хочется, чтобы мир был проще, а успех технологии зависел от того, насколько сильная воля у человека, который взялся ее двигать. В 2015-м журналист Эшли Вэнс опубликовал биографию Маска, где попробовал собрать все свидетельства, подходящие для таких прогнозов.

Скажем, хороший лидер не теряет времени даром, а как насчет нашего героя? «Все, что он делает, происходит быстро. Он даже справляет малую нужду быстро. Как пожарный гидрант — три секунды, и готово», — делится своими соображениями с автором книги сооснователь Hyperloop.

Говорит ли нам это что-нибудь о будущем электромобилей и полетов на Марс? Не стоит исключать такую возможность.

* * *

Самое странное переживание, которым я обязан Илону Маску, — короткий ролик на YouTube про ракету, передумавшую лететь в космос. Кончается обратный отсчет, стартовую площадку заливает огонь, минималистичная ракета — ровный белый 32-метровый столб — медленно поднимается в воздух и начинает заваливаться набок.

На переднем плане в панике бегут коровы — дело происходит не на большом космодроме, с которых мы привыкли смотреть трансляции космических запусков, а в сельской местности где-то в Техасе. Ракете потребовалось несколько секунд, чтобы выровняться и идти вверх строго вертикально. Сто метров. Двести.

А потом она просто останавливается. Белый столб просто висит в воздухе и никуда не движется. Дальше кажется, будто ролик прокручивают в обратную сторону: ракета так же вертикально опускается и встает, не покачнувшись, на стартовую площадку.

Это 2013 год, испытания аппарата Grasshopper («Кузнечик»): SpaceX Маска в то время учился возвращать домой запчасти космической техники.

Космические дети: как стать Илоном Маском SpaceX

Grasshopper («Кузнечик») — экспериментальная ракета, на которой инженеры SpaceX отрабатывали взлет и посадку. Стала основой для серийных ракет Falcon («Сокол»)

Такие ролики, сделанные на полпути проекта к успеху, почему-то цепляют даже сильнее, чем финальные и гарантированно эффектные — вроде вишневого кабриолета Tesla с манекеном в скафандре за рулем, который Маск при помощи Falcon Heavy отправил за орбиту Марса.

Камера смотрит сквозь лобовое стекло, где-то на втором плане проплывает Земля — самая странная из возможных картинка в зеркале заднего вида. Журнал Advertising Age назвал трансляцию из космоса «лучшей автомобильной рекламой всех времен».

(«Пиар» — любимое слово российских критиков Маска, которое несколько теряет в своей обесценивающей силе, если вспомнить, что уже Гагарин на борту корабля «Восток» был живой рекламой — только рекламировали с его помощью возможности советской межконтинентальной ракеты Р-7, где космонавт занимал место боеголовки.)

Что такого особенного в первом видео? Пока ракета летит, она кажется чем-то вроде пули, очень большой пули.

Когда она останавливается — она превращается в канатоходца, на которого с разных сторон давят сотни конкурирующих сил: ветер, сила тяжести, яркий солнечный свет, собственная дрожь.

А он мгновенно все это просчитывает — и балансирует на тонкой веревке при помощи своего шеста. Особенность ракеты из видеоролика в том, что ей приходится балансировать без шеста на веревке, которой нет.

На канатоходца всегда интереснее смотреть, чем на пешехода, который стоит на земле обеими ногами. Весь бизнес Маска — всегда на грани банкротства, всегда под вопросом — сам из разряда таких вещей.

Третий подряд запуск окончился неудачей, переговоры с инвесторами провалились, батареи электромобиля взрываются от перегрева — в этот момент обычно и начинается самое интересное.

***

К слову о советских межконтинентальных ракетах: космическими успехами Маска мы обязаны именно им — точнее, тому обстоятельству, что Маску их не продали.

В феврале 2001-го Маск прилетел в Москву с намерением приобрести две или три — он только-только загорелся идеей запускать коммерческие спутники и искал дешевое средство их доставки на орбиту.

Эшли Вэнс, биограф Маска, благодаря которому эта история всплыла в 2015-м, пересказывает в своей книге подробности переговоров с НПО имени Лавочкина: несколько дней американцев поили водкой, угощали бутербродами с вареной колбасой, поднимали тосты за русско-американскую дружбу — и отказывались переходить к сути дела. Потом попросили по 8 миллионов долларов за ракету. Маска расстроило, что с ним разговаривают без уважения. На обратном пути из Москвы, утверждает Вэнс, у него и появилась мысль создать SpaceX.

Прежде чем расшифровывать расплывчатое слово «создать», полезно для начала разобраться с вопросом: чья заслуга — полет в космос? Смотря какой полет.

Например, самый первый: Гагарина — или конструктора Сергея Королева? Создатель «Востока», в котором Гагарин был по большому счету пассажиром (у Гагарина не было возможности управлять кораблем), не был упомянут ни в одной советской газете до самой смерти; все передовицы достались Гагарину.

В случае с первым частным космическим кораблем SpaceShipOne все было иначе: все слышали про сам космический аппарат, похожий на бомбу и моторную лодку одновременно, но попробуйте вспомнить имя пилота.

А как насчет человека, на деньги которого он был построен? Первого зовут Майк Мелвилл, второго — Пол Аллен, и он больше известен как сооснователь Microsoft. Проверочный вопрос: ассоциируется ли у вас его имя с покорением Вселенной?

Создателя ракетных двигателей Merlin, которые выводят на орбиту все ракеты SpaceX, зовут Томас Мюллер. Про него, в отличие от Маска, слышали единицы. Для всех остальных Маск — изобретатель своих ракет и своих электромобилей. Как Тони Старк из «Железного человека».

Космические дети: как стать Илоном Маском SPACE X/SIPA/East News

Запущенная в космос Tesla

В жизни все не так, как в кино про супергероев. Компанию Tesla учредили в 2003-м двое инженеров, Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (название тоже принадлежит им). К Маску они пришли за инвестициями год спустя чуть ли не с готовым прототипом электромобиля — и тот без колебаний предложил им $6 млн в обмен на позицию главы совета директоров. Обоих отцов-основателей он со временем уволит.

Компания SolarCity, которая придумала способ пустить солнечные батареи в массы, была проектом двоюродных братьев Маска. В 2016 году ее поглотила Tesla.

А вот SpaceX Маск действительно основал, но заниматься собственно «ракетной наукой» сразу позвал професси­налов. Задним числом Маск объяснял, например, почему он когда-то назвал нереалистичные сроки первого запуска: «Тогда я просто не понимал, о чем говорю. Перед этим у меня был опыт работы только с программами». Ракеты были для него целиком и полностью новым сюжетом.

Спрашивается: что тогда Маск сделал сам?

* * *

Раз в год в Неваду, или в Техас, или в Ка­лифорнию на конкурс ISEF (буквально — «Международная ярмарка науки и инженерии») приезжают 1800 школьников со своими научными проектами. Каждый такой проект должен быть небольшим планом улучшения мира. Борьба с космическим мусором при помощи машинного обучения.

Генерация биогаза внутри первой марсианской колонии. Добыча ископаемых на астероиде. Чтобы вый­ти в финал, мало сочинить план, нужно сделать что-нибудь руками: поставить эксперимент, смастерить робота.

Если вы придумали фабрику-вездеход для терраформирования Марса, пусть это будет хотя бы прототип в масштабе 1 к 100 на батарейках.

Источник: https://esquire.ru/hero/131232-nastoyashchiy-zheleznyy-chelovek-kak-ilon-mask-stal-glavnym-izobretatelem-sovremennosti/

Космические войны

Основные игроки

Еще четыре года назад рынок коммерческих космических запусков делили между собой фактически два игрока: Россия и Евросоюз. Доля США, Индии, Китая и Японии на нем была незначительной.

Расклад сильно изменился с появлением на этом рынке американской частной компании SpaceХ, которая не только довольно быстро отвоевала себе место в «коммерческом космосе», но и смогла занять в нем лидирующую позицию.

Пусковые услуги — это вывод космических аппаратов на орбиту Земли. 90% этого рынка составляет запуск телекоммуникационных спутников, остальные 10% — это вывод экспериментальных космических аппаратов, спутников дистанционного зондирования Земли и т.д.

Еще в 2014 году стоимость вывода спутника связи на геостационарную орбиту при помощи одноразовой ракеты-носителя «Протон-М» составляла около $90–100 млн (в зависимости от условий контракта).

Цена запуска европейской Ariane 5 была примерно $180–200 млн (ракета выводит два спутника одним запуском).

В 2012 году SpaceX впервые провела коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon 9. За три года компания совершила 20 удачных пусков, полная стоимость одного составляет $62 млн. В связи с этим в 2015 году, чтобы остаться на рынке, России пришлось снижать цену запуска «Протона» почти на треть, до $70 млн.

Демпинг на рынке

Первая ступень — одна из самых дорогостоящих частей в ракете (30–40% ее стоимости). Успешный повторный запуск Маск считает «революцией в космических полетах».

По его расчетам, перезапуск использованных ракет позволит уменьшить затраты на последующие старты на 30%, или почти на $20 млн.

Если эти оценки верны, то очередной виток демпинга на рынке космических запусков приведет к падению стоимости одного запуска до $40–45 млн.

Глава SpaceX не приводит реальной стоимости повторн​ого запуска, парирует​​ главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин.​ «Маск не сказал, сколько он затратил на проверку этой ступени и ее доработку перед повторным пуском», — подчеркнул аналитик. По его мнению, снижение затрат будет не таким огромным.

Снижение стоимости действительно вряд ли превысит отметку в 20%, что, впрочем, также существенно, считает член Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. Для России, у которой ракетная техника давно устарела, любое снижение себестоимости запуска — «выдающаяся вещь», отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Проблемы «Роскосмоса»​

«Роскосмосу» снизить цену будет довольно сложно, согласны собеседники РБК в отрасли. «Дело и в устаревшем оборудовании, и в кадровых проблемах. Возможно, выбрана немного неправильная стратегия развития космической отрасли в нашей стране», — считает Железняков.

С учетом того, что «Роскосмос» планирует перейти к летным испытаниям космической ракеты с многоразовой первой ступенью только в 2031 году, пойти на снижение стоимости запусков госкорпорации будет сложно.

Россия не только не догоняет, а сдает позиции, считают собеседники РБК. В итоге все идет к тому, что Маск переманивает у Москвы клиентов и фактически выталкивает ее с рынка пусковых услуг, отмечают они.

Космические дети: как стать Илоном Маском

Запуск ракеты-носителя «Протон-М» с аппаратами совместной российско-европейской межпланетной миссии «Экзомарс-2016» со стартовой площадки космодрома Байконур. 14 марта 2016 года ( Сергей Савостьянов / ТАСС)

Россия довольно долго лидировала в этом сегменте, впервые уступив США и Китаю в 2016 году, подчеркнул Железняков.

Он напомнил, что за прошлый год Россия совершила 18 удачных запусков (из них два — коммерческие), Штаты — 22 (половина — коммерческие), Китай — 21 (один коммерческий).

Европа запускала свои ракеты 11 раз (все по коммерческому заказу, для двух запусков использовались российские ракеты-носители «Союз»).

«Сдача позиций» объясняется постоянным сокращением финансирования и падением репутации из-за неудачных пусков, отмечает академик.

Так, в июне 2016 года запуск «Протона» перенесли из-за проблем с наземной системой электрооборудования. В декабре пуск «Протона» отменили из-за обнаруженного мусора в двигателе ракеты, сообщал ТАСС.

В январе 2017 года все двигатели производства Воронежского механического завода для второй и третьей ступеней «Протона-М» были отозваны. Оказалось, что в них использовался припой без драгоценных металлов, не предусмотренный технологией. Сообщалось, что в двигателях также мог находиться мусор.

Потеря клиентов связана не столько со снижением надежности российских ракет, сколько следствием санкций, введенных в отношении российской ракетно-космической отрасли в 2014 году, считает Андрей Ионин. По его словам, на фоне противостояния между Москвой и Вашингтоном никто не хочет заключать «рискованные» контракты с Россией.

«Спутник стоит $150–300 млн. Он должен приносить прибыль. Допустим, за 15 лет принести миллиарды долларов. И никто не будет рисковать возможностью каких-то осложнений проекта из-за взаимоотношений между Россией и США», — сказал Ионин.​

При этом бюджет «Роскосмоса» сейчас составляет порядка $3 млрд, а NASA — почти $18 млрд, добавил он. «Это больше космического бюджета всех остальных стран вместе взятых. Суммарный бюджет Китая, ЕС, России и Индии не дотягивает и до половины этой цифры», — подчеркнул Ионин. Половину же заказов Маска обеспечивает именно NASA, отметил аналитик.

Достижения SpaceX омрачают и без того печальную для России ситуацию, считает Иван Моисеев. «За последние несколько лет расклад поменялся таким образом, что Европа смогла сохранить свою долю на рынке коммерческих запусков, а вот Россия и США поменялись местами», — заключает он.

Инна Сидоркова

Источник: https://www.rbc.ru/politics/03/04/2017/58e0f01a9a7947534460c4f1

Илон Маск заявил, что современная школа вообще бесполезна

Илон Маск, как и многие другие миллиардеры, поднявшиеся из самых низов, постоянно в работе. Так, на днях SpaceX провела первый коммерческий космический рейс, выведя на орбиту спутник для Саудовской Аравии.  

Несмотря на множество обязательств, предприниматель успевает время от времени давать интересные интервью. В последнем из них, кстати, он раскритиковал современную систему образования и поделился своим видением ситуации.

Учитывать интересы ребенка

Если ребенок любит математику — позвольте ему ею заниматься, если языки, то путсь будут языки. Общепринятые универсальные программы должны уйти в прошлое. Для каждого ребенка нужно разрабатывать уникальный подход относительно его интересов и способностей.

Связь теории с практикой

Решая абстрактные математические задачи или уравнения, школьники не понимают, зачем это нужно и как это использовать в реальной жизни. А мозг привык отфильтровывать всё ненужное, попросту забывая его.

«Пытаясь решить конкретную проблему, дети поймут, для чего им это нужно. Благодаря этому у них появится мотивация, они будут стремиться учиться и приобретать знания самостоятельно», — утверждает Маск.

Нужно учить детей решать проблемы, а не пользоваться инструментами

«Нужно наладить сломанный двигатель. При стандартном подходе сначала объясняют, что такое отвертка и гаечный ключ и зачем они нужны».

«Я считаю, что куда эффективнее дать ребенку двигатель и попросить его разобрать — тогда он сам поймет, зачем ему нужны инструменты», — убежден Илон Маск.

Знания как семантическое дерево

Маск уверен, что одним из главных минусов современных программ является то, что они часто углубляются в предмет, не объяснив доходчиво основы, главные идеи и спорные вопросы.

«Важно рассматривать знания как семантическое дерево. Сначала разберитесь с фундаментальными принципами — это ствол и большие ветки вашего дерева. Только потом переходите к листьям (подробностям). Иначе им не на чем будет висеть».

Неэффективность тестов

Также Илон уверен, что нынешние проверки знаний в виде тестов не только не дают результат, но и пагубно влияют на обучение. Сама по себе проверка знаний нужна, но только не в виде тестовых заданий.

«Эти идиотские тесты совсем убили американское образование. Выпускники Йеля и Гарварда не могут рассчитать угловую скорость или вращательный момент — они могут только зачеркнуть нужный вариант ответа».

О высшем образовании и престижных курсах

Предприниматель считает, что чем престижнее курсы, тем более бесполезных людей они выпускают. В первую очередь там людей совершенно не учат думать, а в лучшем случае просто учат не тому.

«Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны на обратную связь и не могут беспристрастно анализировать собственные ошибки», — настаивает Маск.

Читайте также:  Защищать диссертации теперь можно на иностранном языке

Физика — царица наук

Бизнесмен считает, что каждый человек должен изучить физику, даже если не собирается связывать с ней жизнь. Достаточно будет фундаментальных основ, это помогает поставить мозги на место.

Далее Илон советует пройти пару-тройку инженерных курсов, а потом уже приниматься за искусство и историю. Также весьма полезным будет прослушать пару экономических курсов, чтобы хотя бы ориентироваться в терминологии.

В целом мысли весьма и весьма здравые, не зря ведь Илон не первый, кто высказывает подобное мнение. Нынешняя система образования критикуется всё чаще и чаще, только вот предложить единый план реформ никто не может. Было бы интересно посмотреть на частную школу, которую спонсировал бы Маск.

Он мог бы взять кое-то полезное из азиатских школ.

Источник: https://ofigenno.com/ilon-mask-o-sovremennom-obrazovanii

Кто такой Илон Маск: биография и малоизвестные факты об известном инженере — Техно 24

Илон Маск – это выдающийся инженер, изобретатель и предприниматель, соучредитель компании PayPal, основатель компаний SpaceX, Tesla, SolarCity и The Boring Company. Кажется, успех преследует Маска, однако не все в его жизни было так хорошо.

Интересно: Состояние Илона Маска за час выросло на 2,3 миллиарда долларов: причины

Родился Илон Маск в 1971 году в южно-африканском городе Претория. Его отец – Эррол Маск – был выдающимся инженером, а мать – Мэй Маск – уже с 15 лет начала карьеру модели. Кроме Илона в семье было еще двое детей: Тоска и Кимбал.

Детство Илона нельзя назвать счастливым. В школе его считали «ботаном», ведь он был замкнутым в себе и много внимания уделял чтению и изучению отдельных предметов. Поэтому в школе над ним издевались. Однажды ему даже сломали нос.

Стоит отметить, что в школе Маск был далеко не отличником. В его классе были дети, которые учились значительно лучше, однако он еще с самого детства научился выделять важные для себя предметы и не забивать голову «ненужной» информацией.

Илон Маск со своим братом Кимбалом и сестрой Тоской

После школы Илон поступил в местный университет, но не закончил его, ведь решил переехать в Канаду. Так как предки Маска были канадцами, ему удалось с легкостью получить визу и улететь в заветную страну, а деньги на перелет он заработал на акциях фармацевтической компании. Но еще одна мечта оставалась несбыточной – Маск хотел жить и работать в США.

Илон Маск в студенческие годы

В возрасте 10 лет Маск получил на день рождения свой первый компьютер Commodore VIC-20, на котором он и освоил основы программирования. В 12 лет уже заработал первый гонорар за создание игры Blastar, в которой игрок стрелял по инопланетянах с лазерного оружия.

Кто такой Джек Ма: сказочная история успеха китайского миллиардера

Первой компанией, которую основал Илон Маск в 1996 году, стала Zip2. Стоит отметить, что соучредителем стал его брат Кимбал. Zip2 занималась программным обеспечением для новостных компаний. Уже в 1999 году компанию Илона и Кимбала Масков выкупила Compaq за 308 миллионов долларов, Илон тогда получил 7% от общей суммы (около 22 миллионов долларов).

Илон Маск и его брат Кимбал

В 1999 году Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году компании X.com и Confinity, одно из подразделений которой называлось PayPal, объединились. Обе компании занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов с помощью электронной почты, и целью соглашения было слияние обеих платежных систем, однако в действительности этого не произошло.

Маск активно выступал за преимущества X.com над PayPal, а это приводило к внутренним конфликтам в компании. Как результат: совет директоров принял решение об увольнении Маска с корпорации. В октябре 2002 года PayPal выкупила компания eBay за 1,5 миллиарда долларов.

На момент продажи Маску принадлежали 11,7% акций компании, что позволило ему выручить 180 миллионов долларов.

Илон Маск

SpaceX

В мае 2002 года Маск основал свою третью компанию – SpaceX. Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

  • В декабре 2008 года аэрокосмическое агентство NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 миллиарда долларов на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.
  • Завод SpaceX
  • По утверждению самого Илона, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды Айзека Азимова на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия.

Астероид или супервулкан может уничтожить нас, к тому же мы подвержены рискам, которые никогда и не снились динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической черной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь еще неизвестная на сегодняшний день технология может прекратить наше существование. Рано или поздно наша жизнь должна выйти за пределы этого сине-зеленого шарика – или мы вымрем, – сказал Илон Маск.

В одном из интервью Илон признался, что основание SpaceX и Tesla было для него огромным риском. Ведь в то время он вложил все свои деньги в эти компании и они либо принесли бы ему огромный успех, или бы оставили без цента в кармане. Тогда он даже не имел денег, чтобы арендовать себе жилье, поэтому ночевал у друзей на полу, или на заводе, полностью погрузившись в работу.

Илон Маск

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том, что его компания надеется совершить полет на Марс в 2020-2025 годах. А уже в сентябре 2017 года Илон Маск выложил в своем Instagram видео, рассказывающее о новой идее использования ракет SpaceX. Заключается она в том, чтобы использовать ракеты и космические корабли для полетов в любую точку Земли вместо самолетов.

Основные достижения SpaceX

  • Первая ракета-носитель с жидкостными двигателями (Falcon 1), которая вывела полезную нагрузку на околоземную орбиту – 28 сентября 2008 год;
  • Космический корабль Dragon успешно выведен на орбиту и возвращен на землю (SpaceX COTS Demo Flight 1) – 8 декабря 2010 год;
  • Первый частный корабль, пристыкованный к МКС (SpaceX COTS Demo Flight 2/3) – 25 мая 2012 год;
  • Запуск спутника (SES-8) на геопереходную орбиту – 3 декабря 2013 год;
  • Первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту – 22 декабря 2015 год;
  • Первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship – 8 апреля 2016 год;
  • Первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 – 31 марта 2017 год;
  • Первый успешный запуск и посадка использованных ступеней сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy – 6 февраля 2018 год. Теперь она – самая мощная из существующих ракет-носителей (способна доставить на низкую околоземную орбиту до 64 тонн груза);
  • Первая частная компания, которая отправила космический корабль с возможностью безопасно доставлять людей в космос (Crew Dragon Demo-1) – 2 марта 2019 год;
  • Первая частная компания, которая автономно пристыковала космический корабль к Международной космической станции (Crew Dragon Demo-1) – 2 марта 2019 год;
  • Первое повторное использование главного обтекателя – 11 ноября 2019 год.

Tesla

Параллельно с SpaceX Маск запустил еще один свой проект под названием Tesla Motors. Илон всегда пропагандировал идеи чистой окружающей среды и хранения электроэнергии, и создание электромобилей было одним из ключевых шагов на пути к улучшению экологии и повышению безопасности на дорогах.

Сергей Королев: биография украинского инженера, который отправил первого человека в космос

Однако в 2018 году компания начала переживать кризисные времена. К моделям электрокаров было много внимания, иногда слишком много.

Общество начало критиковать автомобили, которые все чаще создавали аварийные ситуации на дорогах, однако никто не принимал во внимание невнимательность операторов, которые в то время сидели за рулем этих авто.

Учитывая постоянную критику, акции компании начали стремительно падать, а инвесторы Tesla задумались об увольнении Маска с должности председателя совета директоров компании.

Илон Маск представляет модель электрокара Tesla Model X

В 2019 году компании удалось несколько поправить свои дела. Производитель электрокаров представил новый кроссовер – Tesla Model Y. Теперь новинки находятся на заводах, а их окончательный выход на рынок запланирован на лето 2020 года. Однако, Илон Маск уверен, что компании вдасть выпустить электрокары на несколько месяцев раньше.

Кроме того, 21 ноября 2019 года компания представила электрический пикап под названием Tesla Cybertruck. У автомобиля есть запас хода на 400-800 километров, пневмоподвеска, которая подстраивается под погрузку.

Есть опция герметичности и розетки в кузове на 110 и 220 вольт. Производство автомобилей запланировано на конец 2021 года. Через пять дней после презентации Тesla получила 250 тысяч предварительных заказов.

Сейчас дела компании наладились. Им удалось увеличить цену акций на 12% и на момент закрытия торгов стоимость акций составляет 580,99 доллара за акцию.

Чистая прибыль компании в четвертом квартале 2019 года составила 105 миллионов долларов. По сравнению с четвертым кварталом 2018 года она снизилась на 25%, но компания прибыльная второй квартал подряд.

Сейчас рыночная стоимость Tesla превышает 100 миллиардов долларов.

SolarCity

Компания SolarCity была основана в июле 2006 года братьями Питером и Линдоном Райвами. Идея начать бизнес в области солнечной энергетики пришла их кузену Илону Маску, который стал во главе компании и оказал помощь с запуском проекта.

SolarCity удерживает лидерство в сфере услуг по установке солнечных панелей в Калифорнии с 2007 года – первого полного года работы компании (по данным California Solar Initiative), а также стала номером один среди компаний, которые занимаются установкой солнечных панелей частным пользователям в США в 2013 году (по данным GTM Research).

Илон Маск с командой SolarCity

В 2016 году компания Tesla Motors объявила о том, что акционеры одобрили сделку о покупке Solar City одной транзакцией за 2,6 миллиарда долларов. Слияние компаний создало единственную в мире вертикально интегрированную компанию, которая работает с возобновляемой энергией.

The Boring Company (также To Be Continued, Tunnels R Us и American Tubes and Tunnels)

Источник: https://24tv.ua/techno/ru/kto_takoj_ilon_mask_biografija_i_maloizvestnye_fakty_ob_izvestnom_inzhenere_n990338

Cамые крутые изобретения Илона Маска, которые изменят нашу жизнь

Экстраординарный инженер Илон Маск приблизил каждого из нас на несколько шагов к тому самому будущему, о котором писали писатели-фантасты.

Так когда же на Марсе зацветут яблони, а поезда будут ездить по земле со сверхзвуковой скоростью?

wikipedia.org

Электрокар Tesla

Маск стал тем человеком, который смог сделать подобную машину объектом вожделения миллионов водителей во всём мире. У него просто звериное чутьё на всё высокотехнологичное и продвинутое.

Именно поэтому инженер Мартин Эберхард (отец-основатель концерна Tesla Motors и автор бизнес-идеи) обратился к нему за помощью в реализации проекта по созданию экологичного и стильного автомобиля будущего.

Обратился, надо сказать, к кому надо!

pixabay.com

Илон Маск вложил в создание концерна кучу денег, вырученных от продажи PayPal – он как раз искал какой-нибудь интересный проект для инвестиций.

PayPal — это самая популярная в мире международная платёжная система. Илон Маск сумел объединить собственный аналогичный проект X.com и  PayPal. На данный момент PayPal является самым безопасным электронным способом оплаты покупок в интернете — все личные данные пользователя защищены даже от самых искушённых хакеров.

В 2002 году Маск выручил почти 200 млн долларов после того, как знаменитый интернет-аукцион eBay приобрёл этот сервис.

Всё мгновенно завертелось, закрутилось, и буквально через несколько лет Tesla Model S стала прорывом в автомобильной индустрии. Огромная панорамная крыша, почти 500 километров автономного хода, сумасшедшая скорость со старта и, конечно, экологичность.

В конце июля этого года состоялась презентация нового творения концерна Tesla Model 3. Никаких ручек, кнопок и переключателей — только невероятных размеров сенсорный экран и руль.

Просто космический корабль, а не машина. Специалисты уверены, что популяризация электрокаров и вытеснение ими с дорог автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, «оздоровит» экологию нашей планеты.

Чистый воздух снова станет обычным делом.

Многоразовые ракеты-носители и колонизация Марса

Ещё 15 лет назад Маск начал воплощать в жизнь свои детские мечты — он принялся проектировать и строить космические корабли. Его компания SpaceX стала символом новой эпохи в покорении космоса. Буквально в прошлом году детище Илона — ракета Falcon 9 вернулась с околоземной орбиты обратно на Землю и села на роботизированную платформу в океане. Небывалое событие!

Вообще, когда многоразовые ракеты станут обычным делом, полёты в космос сильно подешевеют, а это значит лишь одно — мы сможем досконально изучить все планеты Солнечной системы.

Созданный SpaceX космичесий грузовик Dragon способен возвращаться на Землю с несколькими тоннами груза на борту.

В ближайшем будущем Маск планирует использовать этот корабль, а также пилотируемый модуль Dragon V2 и ракету-носитель Falcon Heavy во время первой в истории человечества экспедиции на Марс.

Уже сейчас изобретатель серьёзно работает над проектированием жилых модулей, скафандров, аппаратов жизнеобеспечения и прочих агрегатов, которые помогут людям жить и работать на Красной планете.

В прошлом году Илон Маск во время своего выступления на очередном конгрессе Международной федерации астронавтики в Мексике заявил, что он и его коллеги способны спасти Землю от перенаселения.

Он предполагает, что первые колонизаторы могут появиться на Марсе уже через 50 лет. Маск уже даже придумал специальное ракетное топливо, ингредиенты для которого можно будет добывать из недр столько лет манящей человека планеты.

Вообще весь его проект основан на принципах многоразовости, и возможности дозаправки кораблей в космосе.

  Самые распространенные мифы об ученых, которые нам внушали со школы

Супер-поезд Hyperloop

Ну а теперь с небес на Землю: вполне возможно, что скоро мы будем носиться в придуманных Илоном Маском футуристических вакуумных поездах.

Вообще этот вид транспорта поездом назвать сложно — капсула с пассажирами, по задумке изобретателя, будет «летать» внутри специальной вакуумной трубы.

А может там расположатся мощные магниты — точного решения пока не принято, однако первые испытания проекта, который получил название Hyperloop (Гиперпетля), уже вовсю проходят в американской пустыне Невада.

Разгонный двигатель у капсулы будет само собой электрический. Самое интересное, что «поезд» будет не столько потреблять, сколько вырабатывать электроэнергию. Её можно продавать, а вырученные деньги тратить на строительство новых участков вакуумного трубопровода.

Пока разогнать прототип капсулы до обещанных Маском 1200 км/ч не удалось, однако соратники изобретателя работают не покладая рук, чтобы в ближайшем будущем всё-таки воплотить этот проект в жизнь.

Стоимость постройки первого участка трубопровода для сверхскоростных путешествий составляет 60 млрд долларов. Первые «поезда» по задумке создателей свяжут Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Сам Маск такую сумму не потянет — он надеется на прогрессивных инвесторов. Кстати, окупиться проект должен по предварительным прогнозам в течение 20 лет.

Аккумулятор для дома

Илон Маск находится буквально в одном шаге от решения проблемы дефицита электроэнергии. Tesla Motors уже выпустила революционный аккумулятор для решения вопроса автономного электроснабжения дома или квартиры. Агрегат получил название Powerwall.

Днём он заряжается от солнечных батарей, а ночью питает энергией холодильник, сплит-систему и прочие бытовые приборы, которые работают круглые сутки. Счастливые обладатели Powerwall абсолютно не боятся отключения света. Весит он целый центнер, однако выглядит очень красиво.

Маск вообще «повёрнут» на теме энергосбережения: он буквально завесил тысячи зданий в Калифонии солнечными батареями, которые производит ещё одна его компания Solarcity. Мир уже никогда не будет прежним после того, как в него пришёл такой человек, как Илон Рив Маск.

Источник: https://www.eg.ru/tech/386349/

Ссылка на основную публикацию