Лайфхак абитуриента: как я сдала егэ по литературе на 100 баллов

  • О том, как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, стать призером Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку и поступить в МГИМО с суммой 403 балла за четыре экзамена, рассказала Дарья Назарова, студентка 1 курса факультета международной журналистики МГИМО.
  • Дарья Назарова, студентка 1 курса факультета международной журналистики МГИМО
  • Лайфхак абитуриента: Как я сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов

Смелые мечты

Впервые я осознала, что должна рискнуть и попытаться «взять штурмом» ведущие университеты Москвы, когда мне, тогда еще десятикласснице, вручали диплом призера на моей первой Всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку.

Этот момент стал своеобразным водоразделом моей судьбы, ведь диплом призера Всероса позволял поступить без экзаменов в любой университет страны по профильному направлению (в моем случае это была лингвистика).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако для меня, мечтающей влиять на мнение людей и связать свою жизнь с искусством слова и журналистикой, диплом означал получение 100 баллов за ЕГЭ по французскому языку и подстраховку на случай неудачи.

В моем родном городе — Нижнем Новгороде — я училась в гимназии № 53 с углубленным изучением французского языка. После 7 класса я поступила в билингвальное отделение нашей гимназии, где на протяжении четырех лет изучала литературу и экономику на французском языке.

Особое внимание в моей школе уделялось преподаванию предметов гуманитарного цикла — иностранным языкам, русскому языку и литературе, истории и обществознанию.

Чтобы поступить на факультет журналистики МГУ (а именно туда я вознамерилась попасть в начале 11 класса), мне необходимо было сдать литературу, иностранный язык, русский язык и дополнительное вступительное испытание.

100 баллов по литературе

Литература пугала меня объемом работы (казалось, чтобы успешно сдать, нужно «объять необъятное»), субъективностью оценки и структурой экзамена, требующей написать за четыре часа одно полноценное сочинение и четыре мини-сочинения-анализа.

Но «сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть», как мудро заметил Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире», и слова эти стали моим девизом на весь год.

В подготовке к литературе мне помогло то, что я всегда много читала, поэтому в выпускном классе не пришлось «заглатывать» всю школьную программу, и я приступила к изучению прочитанных произведений на более глубоком уровне.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Прием документов продолжается: специальности и вузы

Оценим за полчаса!

Я штудировала лекции по литературоведению, разбирала статьи критиков, постоянно писала сочинения, ходила на курсы подготовки к экзамену. Полезным также оказался онлайн-курс журфака МГУ, где публиковались лекции по журналистике и литературе, позволяющие взглянуть на школьную программу под новым, более журналистским углом.

Надо сказать, что в меня безоговорочно верили мои учителя, и благодаря их вере я сама себе ставила высокую планку, не разрешая даже думать о результате меньшем, нежели максимальный.

Но, обновляя после экзамена в тысячный раз страницу на портале ЕГЭ, я теряла уверенность в реальности получения 100 баллов.

Когда же увидела заветную цифру, испытала невероятное чувство облегчения и счастья от осознания того, что все усилия в полной мере окупились.

98 баллов по французскому

ЕГЭ по французскому языку абсолютно не вызывал у меня опасений, так как его уровень сложности не сравним с уровнем Всероссийской олимпиады и международного экзамена DELF уровня B2, который я и мои одноклассники сдавали в обязательном порядке.

Целенаправленной подготовкой к формату экзамена я занялась непосредственно за месяц до ЕГЭ, поскольку за четыре года обучения в русско-французском отделении, проектов на французском языке, подготовки к олимпиадам, конкурсам и семинарам язык Мольера, Вольтера и Гюго стал мне практически родным. Однако набрать 100 баллов на ЕГЭ по иностранному языку почти невозможно, так как самая мелкая ошибка ведет к потере балла, поэтому я была довольна своими 98 баллами. Тем более, благодаря диплому Всероса мне засчитали максимальный результат при поступлении в вуз.

Самым тяжелым испытанием было, пожалуй, ожидание результатов. Но это стоило того. 100 баллов по литературе, 98 по русскому языку и 100 по французскому, плюс дополнительные 4 балла за золотую медаль и 2 балла за второй диплом Всероссийской олимпиады — с суммой 303 балла я была готова к подаче документов в вузы.

МГИМО vs МГУ

Оглядываясь назад, я осознаю, что самым ценным для меня оказалось то, что я не натаскивала себя на ЕГЭ, а росла, расширяла и систематизировала свои знания. В этом мне помогло участие в олимпиадах, как во всероссийских, так и в перечневых.

Подготовка к олимпиаде «Ломоносов» по журналистике и литературе дала мне огромный багаж знаний, пригодившийся, безусловно, на экзамене, а победа в этой олимпиаде стала гарантией поступления на журфак МГУ без экзаменов, что позволило мне задуматься о следующей ступени, кажущейся более чем неприступной, — факультет международной журналистики МГИМО.

Во-первых, количество бюджетных мест на журфаке МГУ (196) в разы больше, нежели на журналистике МГИМО, где их 24. Соответственно, проходной балл в МГИМО значительно выше, к тому же традиционно большую часть бюджетных мест в МГИМО занимают победители и призеры Всероса по литературе и олимпиады «Умники и умницы».

На факультете журналистики МГУ же иное соотношение числа ребят, поступающих без экзаменов, с общим количеством абитуриентов. Так, в этом году без экзаменов были приняты восемь человек, и основная часть бюджетных мест осталась для поступления по конкурсу.

И, конечно, стереотипы о невозможности попасть в МГИМО «обычным людям» сыграли свою роль — захотелось доказать самой себе, что моя детская мечта о поступлении в этот вуз вполне реальна и может воплотиться в жизнь.

166 человек на место

С моей суммой баллов я неожиданно для себя оказалась первой в рейтинге поступающих на международную журналистику в МГИМО, но оригинал аттестата подала на журфак МГУ, куда проходила вне конкурса благодаря победе в олимпиаде «Ломоносов».

С каждым днем ситуация с конкурсными списками в МГИМО становилась все более драматичной — количество бюджетных мест уменьшалось в геометрической прогрессии из-за поступающих без экзаменов по диплому Всероссийской олимпиады по литературе и победителей «Умников и умниц».

В итоге ко дню творческого конкурса (эссе на общественно-политическую или профессиональную тему и собеседование) на единственное оставшееся из 24 бюджетных мест претендовало 166 человек.

Казалось бы, шансы были близки к нулю, но я готовилась к экзамену, штудировала статьи международных журналистов, повторяла историю России и не собиралась сдаваться.

При подготовке я уделила внимание лекциям по истории журналистики, мониторингу СМИ, чтению статей политического характера, чтобы быть в курсе текущей ситуации на мировой политической арене.

Я рассуждала сама с собой на тему профессиональной этики, формулировала вслух ответы на вопросы о моих любимых журналистах и причинах выбора этой профессии, что принесло свои плоды на вступительном испытании.

Из предложенных на экзамене для эссе тем я выбрала «Каких журналистов вы можете назвать своими кумирами» и во время собеседования с членами комиссии смогла аргументировать свой выбор. Результат творческого конкурса превзошел все мои ожидания — 99 баллов и сохранившееся за мной первое место в конкурсных списках с 403 баллами в сумме. Но, как оказалось, оставшееся бюджетное место уже было занято еще одним олимпиадником, поступающим вне конкурса.

Специально для меня

Следующие две недели прошли в непрерывных звонках в приемную комиссию, мониторинге списков, безрезультатных обращениях руководства МГИМО в Министерство образования с просьбой выделить дополнительные бюджетные места для поступающих по конкурсу, в ожидании чуда и готовности в любой момент купить билет на поезд Нижний Новгород — Москва, чтобы забрать оригинал аттестата из МГУ. В конце концов, все усилия оправдались — раздался звонок от декана, пригласившего меня принести оригиналы документов в МГИМО. Деканат принял решение о предоставлении 25 бюджетного места на направление «Международная журналистика» специально для меня. Осознать реальность всего происходящего я с трудом смогла только вечером 3 августа, когда увидела приказ о зачислении.

Самое невероятное, немыслимое случается, если ты не пугаешься трудностей и абсолютной невозможности задуманного и шаг за шагом покоряешь недоступную вершину, с твердой уверенностью желая победить. И я готова к покорению новых вершин, ведь, как гласит девиз моей гимназии, наш путь лежит через тернии к звездам — per aspera ad astra!

Источник: Учеба.ру

Источник: https://intalent.pro/article/layfhak-abiturienta-kak-postupit-v-mgimo-s-kosmicheskoy-summoy-ballov.html

Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий. 

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть фильмы, снятые по классике. Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.
Читайте также:  Создан национальный центр компетенций в области цифровой экономики

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы.

Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее.

За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в «репетициях». Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою… Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/kak-sdat-ege-po-literature-esli-nichego-ne-chitala/

«Если ты хочешь сдать ЕГЭ на хорошие баллы, то просто школьных знаний недостаточно». Личным опытом делится стобалльница по литературе

Что испытывает выпускник во время подготовки к ЕГЭ? На протяжении года он, кажется, проходит все эмоциональные стадии — от гнева до наслаждения. Такие перепады настроения приводят ученика к депрессии, замкнутости, агрессивности.

Но как сохранить в себе бодрое расположение духа и не потеряться в пучине сборников и тетрадей? На эти и многие другие вопросы постаралась ответить стобалльница ЕГЭ по литературе Юлия Мурашова, выпускница МБОУ СОШ №3 города Воскресенска.

Как ЕГЭ повлиял на твою повседневную жизнь?

— Очень сильно. Все свободное время я посвящала исключительно подготовке к экзаменам. Иногда даже приходилось прогуливать школу. Я была отличницей, поэтому учеба давалась мне легко, но ЕГЭ — это лотерея, поэтому приходилось зубрить дни и ночи. 

— Личная жизнь и ЕГЭ могут существовать вместе?

— Конечно! Все зависит от настроя. В момент подготовки к ЕГЭ у меня был молодой человек, который тоже сдавал экзамены.Свободного времени у нас было мало, поэтому я приезжала к нему домой, и мы оба сидели за вебинарами и учебниками.

Нас это только сблизило. Очень много зависит от того, осознают ли ребята всю важность экзамена. По сути, от этого зависит, поступят ли они туда, куда хотят, и получат ли должное образование.

Если это понимает и их семья, друзья и вторая половинка, то вместе они все преодолеют.

ЕГЭ совершенствует или губит?

— Сложно сказать однозначно. Скорее, что-то среднее. Лично я узнала много нового, ведь если ты хочешь сдать ЕГЭ на хорошие баллы, то просто школьных знаний недостаточно, нужны дополнительные материалы.

Это позволяет самосовершенствоваться в ходе подготовки, изучать что-то новое.

Но сколько же нервов убил единый государственный экзамен! Я не спала ночами, у меня случались панические атаки, периодически я просто сидела и смотрела в одну точку, а в голове крутилось только: «Я ничего не знаю, я ничего не сдам».

Мне абсолютно не нравится, как ЕГЭ преподносят ученикам. Это простая оценка знаний. А учителя говорят, что если не сдать экзамен, то ничего не добьешься в жизни. Это не так, но разрушает изнутри, ведь на подростковое сознание очень легко надавить — дети начинают нервничать и паниковать. 

— Как ты справлялась со стрессом?

— Я не справлялась. Серьезно, нет какого-то универсального способа успокоиться и перестать нервничать. Единственный способ — сдать ЕГЭ.

Но уже ближе к маю я поняла, что если не буду давать себе отдых, то до вступительных испытаний просто не доживу. Я стала находить в своем расписании время для прогулок с друзьями, чтения книг перед сном, общения — меня это успокаивало.

Важно понимать, что если ты потратишь час своего времени не на подготовку, то из-за этого ты не завалишь экзамен. 

— Были у тебя дни когда хотелось всё бросить? Как ты справлялась?

— Да, я даже бросала — целый месяц ничего не делала. Мне казалось, что и так ничего не сдам, какой тогда смысл вообще что-то делать. Я целыми днями гуляла, смотрела сериалы, чем только не занималась, только не готовилась.

А потом я узнала о результатах пробника по обществознанию моей знакомой — 96 баллов.

Вот тогда я поняла, что нужно постараться и сдать так, чтобы все, кто говорил, что я ничего не смогу, потому что ленюсь, открыли рты от удивления. 

— Возможно подготовится к ЕГЭ по литературе за год?

— Именно так я и сделала. Хотя не скажу, что я готовилась с нуля. Я сдавала ОГЭ по литературе (к нему я не готовилась абсолютно, просто слушала учителя на уроках в школе). Самое сложное — прочитать все произведения.

Разобраться вы с ними успеете даже трижды за год, а вот на прочтение может уйти гораздо больше времени. Но, при желании, реально все! При подготовке советую обратить внимание на термины. Я сейчас работаю в центре подготовки к ЕГЭ куратором по литературе и очень многие ребята абсолютно игнорируют их.

Лучше выучить сейчас и повторять в течение года, чем потом на экзамене судорожно копаться в шпорах в туалете. 

— Расскажи подробнее о работе куратором.

— В прошлом году, когда я занималась литературой в онлайн-школе «УМСКУЛ», у меня был прекрасный куратор Миша, который всегда меня (да и всех ребят) поддерживал и очень мотивировал. Благодаря ему, я поняла, что тоже очень хочу помогать ребятам. Как только я набрала 100 баллов по литературе, работа куратором стала вопросом времени.

Сейчас я работаю в онлайн-школе «PARTA»: проверяю домашние работы и отвечаю на вопросы ребят. Для меня эта работа — глоток свежего воздуха. Я прихожу в дикий восторг, когда объясняю что-то мастерам, а они говорят, что теперь им стало гораздо понятнее, благодаря мне.

Я радуюсь, когда у них все получается и горжусь тем, что я к этому причастна.

— Какой самый сложный этап при подготовке к ЕГЭ?

— Начало. Начинать всегда трудно. Возникают вечные отмазки: «сделаю завтра», «мы это пока не проходили, разберусь потом». Если заставить себя отложить телефон и начать заниматься, то со временем втягиваешься в процесс. Мне даже нравилось. Главное сесть и взять в руку ручку, и тогда сочинения польются сами собой.

— Возможно ли подготовится к литературе самостоятельно?

— Если честно, я в этом сильно сомневаюсь. Во всяком случае, ты не сможешь быть готов ко всему, если будешь готовиться сам. Конечно, на ЕГЭ может попасться самый легкий вариант, однако из-за незнания нюансов допускаются самые глупые ошибки.

Лучше всего будет узнать советы выпускников прошлых лет, преподавателей и опытных репетиторов.

Полезно будет узнать разные лайфхаки, выигрышные структуры сочинений, интересные моменты в произведениях, на которые ты не обратил бы внимания, — все это играет огромную роль и, безусловно, пригодиться на экзамене.

— Сколько времени уходило у тебя в день на литературу?

— Сложно сказать. Бывали дни, когда я просыпалась и до самого вечера писала сочинения, читала критические статьи и искала сочинения стобалльников.

А случалось и так, что я весь день посвящала отдыху или другому экзамену, который сдавала, поэтому к литературе даже не прикасалась. Лучше всего распределять время на разные занятия, потому что очень полезно сменять деятельность.

Если готовиться, например, к одной литературе сутки напролет, то тебе точно быстро надоест, а вся информация смешается в голове.

— Как распределить время на экзамене, чтобы всё успеть?

— Все очень индивидуально. Самое оптимальное: 15 минут на тест, по 15 минут на сочинения 8 и 15, по 30 минут на 9-е и 16-е сочинения, а все остальное время уделить последнему сочинению и проверке всей работы.  

— Какой главный совет ты дашь выпускнику, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

— Для начала, не забывать про отдых. К концу подготовки многие ученики напоминают тень от прежних себя: бледные, угрюмые и напряженные.

Давайте себе отдых, потому что ваше моральное здоровье в сотни раз важнее любых экзаменов. И самое главное — не бояться. Именно из-за волнения допускаются самые глупые и обидные ошибки.

Во время пробников и самого экзамена надо максимально абстрагироваться. Ты все знаешь. Ты все учил. У тебя всё получится!

Источник: https://5uglov.ru/post/15693_esli_ti_hochesh_sdat_ege_na_horoshie_balli_to_prosto_shkolnih_znaniy_nedostatochno_lichnim_opitom_delitsya_stoballnica_po_literature

Как сдать ЕГЭ по литературе на 90 баллов и выше

Автор сайта ГодЛитературы.РФ, студент МГИМО, рассказывает, как он получил за ЕГЭ по литературе 91 балл

Александр Смолин
newtonew

ЕГЭ по литературе я сдавал в 2014 году. С тех пор ЕГЭ пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл — самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек — я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор — перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, «Левши» или «Очарованного странника» Н. С. Лескова, тургеневской «Аси», которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки Салтыкова-Щедрина туда вошли.

Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4) — вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Читайте также:  За организацией детского отдыха будет следить минобрнауки

«Оттепель» русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни Ахмадулиной, ни Вознесенского, ни Евтушенко, ни Окуджавы, ни Бродского — хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте — это не так. Лично я не смог осилить «Тихий Дон» и «Обломова».

Зато перечитал другие произведения: «Преступление и наказание», «Мертвые души» и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались.

И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать — это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть — очень легкая, нужно всего лишь знать термины.

Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно.

Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело — C-часть. Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8, 9 и 15,16) и одно большое — С-5 (задание 17.1-17.3).

Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим — цветочки.

Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас — 8 и 15) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией — снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было — тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами

В С2 и С4 (сейчас — 9 и 16) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты — нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому — нет

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий — во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить.

В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением.

Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3) — самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 — большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное — содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит.

И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов, при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий — термины, те самые, которые были в B-части.

В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа.

Третье — цитирование, краткий пересказ эпизода, описание — словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое — логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец — то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, — речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий).

Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это — очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь.

Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/kak-sdat-egye-po-literature-na-90-ballov

Подготовка к ЕГЭ по Литературе самостоятельно

Автор статьи Т. В. Воронцова

Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе? И какие трудности ждут абитуриента на этом пути? Какие ошибки совершают старшеклассники, которые готовятся к ЕГЭ по литературе самостоятельно?

Вот что необходимо, чтобы сдать ЕГЭ по литературе:

  • Глубокое знание текстов,
    Отличное знание требований ЕГЭ по литературе,
  • Аналитический склад ума.

Многим старшеклассникам именно этого не хватает

ЕГЭ по литературе сдают в основном те, кто считает себя творческими личностями. И не все при этом понимают, что же от них требуется на экзамене. Недостаточно «любить читать». Надо хорошо знать предмет.

Мало просто написать “красивое” сочинение. Ведь проверяют сочинения на ЕГЭ по литературе по критериям, как и на всех ЕГЭ. Причем в варианте ЕГЭ по литературе (в отличие от математики) нет прямых и единственно правильных ответов на вопрос.

Если вы решили готовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно — нужно хорошо понимать специфику этого экзамена. В чем же она состоит?

В школе мы изучаем литературу как искусство. И если выпускник в сочинении пишет: “мне понравилось” или “я не согласен с автором” — он пишет про свое миропонимание, про впечатления. Но для сдачи ЕГЭ по литературе это не нужно! Требования ЕГЭ по литературе вообще другие.

Необходимо отличное знание теории, терминологии, нужно умение анализировать текст. Требуется показать, насколько сформированы ваши аналитические навыки, которые можно назвать “предметная компетентность”.

Какие ошибки совершают на экзамене те, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по литературе?

Когда вы сдаете ЕГЭ по литературе — надо четко следовать критериям экзамена.
Не надо писать посланий в стихах, обращенных к экспертам ЕГЭ.

Если в задании сказано, что ответом должен быть текст на пять-десять предложений, значит, нужно пять-десять, а не двадцать!

Старшеклассники привыкли формально, не вдумываясь, выполнять школьные требования. Например, приучены, что в тексте обязательно должны быть вступление и заключение.

Однако недостаточно просто написать: «И в этом именно заключается…», или «Это очень важная тема…». Один старшеклассник вообще написал на ЕГЭ: «Спасибо! Я благодарен драматургу Островскому за то, что он дал мне возможность прочитать этот текст».

Ну что это такое? ЕГЭ по литературе – это конкретная аналитика, а не ваши благодарности драматургу Островскому!

ЕГЭ по литературе — это прежде всего формат и технология. Их там не меньше, чем в ЕГЭ по математике. Здесь востребованы аналитическое мышление и четкое знание формата экзамена.

И конечно, недостаточно за 2 дня до экзамена прочитать «Сто золотых сочинений» и написать “что-нибудь”. За это можно получить не больше 50 баллов на ЕГЭ по литературе.

Готовясь к ЕГЭ по литературе самостоятельно, прежде всего следует изучить формат и критерии экзамена.

Порядок действий следующий:

Зайдите на сайт ФИПИ.
Скачайте актуальную демонстрационную ЕГЭ по литературе и изучите ее.
Демо-версия состоит из трех документов: демонстрационный вариант (КИМ — контрольно измерительные материалы), Кодификатор и Спецификация.

3. Главный элемент демонстрационного варианта – это инструкция по выполнению работы и критерии проверки и оценки. Именно этими критериями будут руководствоваться эксперты.

Да, это может показаться скучным. Но надо заставить себя разобраться.

4. Обращайте внимание на то, что выделено в черных рамочках в КИМе. Там четко указано, что нужно делать.

5. Изучите демо-версию ЕГЭ от корки до корки.

6. Отвечая на вопросы варианта ЕГЭ, анализируйте свои ответы по литературе по следующим критериям:
— Есть ли фраза, которая дает прямой ответ на вопрос?
Есть ли опора на текст?
Есть ли подтверждение цитаты.

Есть ли связь с позицией автора?

Не надо путать ЕГЭ по литературе с ЕГЭ по русскому языку, как делают большинство старшеклассников. ЕГЭ по русскому – это публицистика, это ваше отношение к чему-либо. ЕГЭ по литературе – это анализ текста. Вам надо уметь видеть текст с точки зрения смысла, с точки зрения литературных приемов, теории литературы.

Например, вы получили текст — экзамен Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Вопрос — в чем комизм этого экзамена?

Чтобы ответить на вопрос, вам надо знать что такое «комизм» с точки зрения теории литературы. Комизм – это не просто «смешно». Надо знать, что, с точки зрения теории литературы, комедия всегда основана на несоответствиях.

По сути дела, вопрос формулируется так: на какие несоответствия опирается автор, чтобы создать смешную ситуацию?

Митрофана спрашивают о высоких вещах, а он отвечает, хоть и не глуп, на приземленном уровне, воспринимает всё на уровне житейском, бытовом. У него спрашивают про историю, а он говорит: «Иногда в такую историю попадешь, что ого-го!» Он ответил верно со своей, житейской точки зрения. Но к предмету «история» его ответ не имеет отношения.

В его голове никаких знаний нет, и он даже не понимает, о чем его спрашивают. Ученик, не знающий теоретической основы, на экзамене будет выглядет так же комично, как Митрофанушка.

Сделаем вывод.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе может очень вдумчивый ученик с аналитическим складом ума

При этом необходимо отлично знать требования экзамена. Первым делом ознакомиться с форматом экзамена. Прочитать все инструкциии и тем более то, что в Демоверсии ЕГЭ по литературе специально выделено в рамках.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/podgotovka/literatura/samostoyatelno/

Как сдать егэ по литературе на 100? 5 лайфхаков

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА 97, НЕ ЧИТАЯ КОДИФИКАТОР Подробнее

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА 100 БАЛЛОВ | советы стобальницы, мои сочинения Подробнее

ЕГЭ ПО ЛИТРЕ НА 90 | Разбираем ВСЁ! Подробнее

как сдать егэ по литературе на 97 баллов без смс и репетитора Подробнее

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА 100 БАЛЛОВ Подробнее

КАК Я СДАЛ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА 91 БАЛЛ? | Советы от успешного раздолбая Подробнее

Как сдать ЕГЭ/ОГЭ на 90-100 баллов? 4 совета/лайфхака — мой опыт. Подробнее

Как я подготовилась к ЕГЭ за месяц — ЛИТЕРАТУРА Подробнее

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ? ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ Подробнее

КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ВЫСОКИЙ БАЛЛ?/ Все секреты и советы‼️???? A k i l i a Подробнее

МОЯ ИСТОРИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В СПБГУ ♡ КАК Я СДАЛА ЕГЭ Подробнее

КАК Я СДАЛА ЭКЗАМЕНЫ ЕГЭ В 2017 ГОДУ! Подробнее

пронесли телефон на егэ и сдали на 100 Подробнее

Как я сдавала ЕГЭ 2018/ Мои баллы ЕГЭ/ Что пошло не так? Подробнее

8 ХИТРОСТЕЙ НА ЕГЭ 2018 / Мой опыт сдачи Подробнее

КАК Я СДАЛА ЕГЭ: Мои Баллы, Апелляция, Аннулировали Эссе Подробнее

Стобальница по литературе Дарья Кондратюк рассказала, как написать ЕГЭ на 100 баллов Подробнее

Как сдать ЕГЭ по литературе? План подготовки Подробнее

ЕГЭ 2017 на 100 баллов по литературе — ПОДГОТОВКА к ЕГЭ 2018 или как не умереть во время экзамена Подробнее

Источник: https://putinizm.ru/kak-sdat-ege-po-literature-na-100-5-layfhakov

Ссылка на основную публикацию