Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Истории

27-28 октября в Екатеринбурге вузы-участники программы 5-100 защитили свои программы развития, международный совет согласовал распределение финансирования между ними.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В итоге в следующем году томские вузы на двоих получат больше миллиарда рублей на реализацию программ. ТГУ удалось добиться повышения финансирования более чем в полтора раза, а ТПУ — сохранить его на прежнем уровне.

Кроме того, эксперты заговорили о пролонгации проекта после 2020 года.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Напомним, ТГУ И ТПУ вошли в программу «5-100» в 2013 году. Всего в программе участвует 21 российский университет.

Одна из целей — выполнение указа президента о вхождении пяти отечественных университетов в первые сотни ведущих мировых рейтингов вузов.

Важными условиями предоставления университетам субсидии на реализацию программ является выполнение ими планов мероприятий «дорожных карт», в том числе обеспечение университетами софинансирования из внебюджетных средств.

Обстановку, в которой в этот раз вузы готовились к защите своих «дорожных карт» и отчетов о деятельности, спокойной назвать нельзя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 11 по 17 декабря

Оценим за полчаса!

За месяц до распределения денег на следующий год на общем собрании ректоров 21 ведущего университета России глава Минобрнауки Ольга Васильева предложила перераспределить бюджетное финансирование в рамках госпрограммы «5-100».

Она сообщила, что считает необходимым отдать все бюджетные деньги (порядка 30 млрд рублей), которые предусмотрены до 2020 года шести университетам, добившимся наиболее эффективных показателей.

Остальные должны отчитаться об уже израсходованных средствах и далее участвовать в проекте уже без дополнительного финансирования. Томские вузы в числе тех, чье финансирование предлагалось сохранить, Васильева не называла. Речь шла о НИУ ВШЭ, МФТИ, НИУ ИТМО, НИЯУ МИФИ, НИТУ МИСиС и НГУ. 

Васильева напомнила, что за время реализации программы на нее было выделено более 50 млрд рублей. Против «резких движений» тогда высказалась вице-премьер Ольга Голодец. Однако до последнего никто не знал, как будет распределяться финансирование.

В итоге университеты, как всегда, распределили на три группы. Первая будет получать порядка 780 млн рублей в год, вторая — порядка 480 млн, третья — немногим более 100 млн. Окончательное решение о распределении средств примет Правительство РФ.

«Вы помните, была дискуссия, министр предложила сократить число участников программы до 5-6 вузов и сделать ставку на них. Все два дня, что шел совет, были дискуссии по этому поводу. Но решение совета показывает, на мой взгляд, выбор правительства в сторону системного влияния проекта на российское образование», — рассказал ректор ТГУ Эдуард Галажинский после совета.

Более того, после заседания эксперты заговорили о возможном продолжении программы и после 2020 года.

Процедура защиты важна потому, что именно после нее международный совет ставит оценки и распределяет финансирование между вузами.

Годом ранее ТГУ и ТПУ по итогам защиты вошли во вторую группу вузов. В 2017 году они получили по 482,5 млн рублей.  Уже весной, когда вузы предоставили отчеты о работе в 2016 году и планах на 2017 год, их распределили в разные группы проекта. ТГУ вошел в число лидеров, а ТПУ остался во второй группе.

К защите вузы подошли максимально подготовленными. Свои программы они уже традиционно держали в секрете, чтобы удивить международных экспертов.

Тем не менее, на что сделает ставку ТПУ, можно было предположить. Масштабная реформа, которая активно обсуждалась и сотрудниками, и студентами, уже стартовала в вузе. Ее главной целью, по словам ректора Петра Чубика, было улучшение подготовки инженерных кадров. На основе изменений готовилась и новая дорожная карта вуза до 2020 года.

Поскольку не все сотрудники и студенты приняли изменения положительно, вузу было еще важнее защититься успешно. Противники реформы потирали руки в ожидании.

Сейчас отдельные сотрудники ставят в вину ректору Перту Чубику попадание ТПУ во вторую группу и указывают на классический университет, которому удалось пробиться в первую группу без глобальных реформ.

Как сообщила пресс-служба вуза по итогам защиты, ставку действительно делали на те изменения, которые произошли в вузе.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

«Приоритеты «дорожной карты» связаны, прежде всего, с повышением качества подготовки инженерных кадров, выполнением задачи подготовки инженеров будущего, способных максимально быстро и грамотно ориентироваться в большом массиве информации, готовых к использованию новых и разработке еще несуществующих технологий», — сообщает пресс-служба.

Для этого и придумана новая структура университета.

Она включает в себя Школу базовой инженерной подготовки с семью отделениями, две Исследовательских школы, шесть Инженерных школ суммарно с 14 отделениями и Школу инженерного предпринимательства.

Каждый тип школы имеет свои целевые функции, образовательные программы, показатели результативности, интеллектуальные продукты и источники дополнительного финансирования. Подробнее о том, как менялась структура, мы сообщали раньше.

В рамках «дорожной карты» на 2018-2020 годы «политех» запланировал увеличить доходы от коммерциализации знаний. Для этого в вузе придумали переход к модели «открытых инноваций».

В основе этой модели лежит выполнение научно-исследовательских и научно-производственных проектов совместно с внешними партнерами.

По планам это позволит создавать новые инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью, существенно сокращать затраты и сроки для вывода их на рынок.

В эту систему коммерциализации знаний будет входить и создаваемая в вузе Школа инженерного предпринимательства. Через предпринимательскую магистратуру она будет готовить техностартеров, а через дополнительные профили, программы и курсы — обучать предпринимательству не только студентов вуза — будущих инженеров и исследователей, но и всех желающих за его пределами.

С этой программой эксперты совета поставили ТПУ на 11 позицию среди всех вузов. Итоговое распределение университетов по группам зависело от суммы оценок по трем показателям.

Первый — «Позиции университета в рейтингах». По нему ТПУ занял шестое место среди вузов-участников проекта.

Второй — «Показатели выполнения программы повышения конкурентоспособности» (оценка производилась по 10 индикаторам), у ТПУ — также шестое место.

По оценке «дорожных карт» Томский госуниверситет существенно обогнал политехнический, хотя и проиграл ему по местам в рейтингах.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Мы сделали акцент на два ключевых момента. Ясно, что даже тех ресурсов, которые выделяются по программе, недостаточно для  амбициозных задач. Для них нужны, как минимум миллиарды.

Их получают зарубежные вузы, — рассказал Эдуард Галажинский, — Единственный выход в данном контексте — формирование университетской экосистемы. Это означает постоянный обмен информацией, формирование связанности с нашими ключевыми партнерами.

Чем больше будет партнеров, которые заинтересованы в университете, готовы вкладываться в его развитие ресурсами, тем сильнее будет университет. И конкуренция в мире на самом деле идет на уровне этих экосистем.

Эдуард Галажинский подчеркнул, что путь системных изменений, который выбрал ТПУ, не подходит классическому университету. В этом второй ключевой момент.

«Мы делаем ставку на сочетание трех режимов развития. Первый — это базовые процессы. Касается это тех подразделений, которые работают хорошо и являются конкурентоспособными. Это 64 лаборатории мирового класса. Мы их поддерживаем, не вмешиваемся в их деятельность, даем им свободу. Академическая свобода — часть культуры университета.

Второй процесс — изменения. Мы считаем, что важно экспериментировать с форматами. Например, переход от стандартной классно-урочной системы и обучению по дисциплинам, к обучению по проблемам. То есть берется какая-то проблема и вокруг нее строится образовательный процесс.

И третье — деструктивные технологии, то есть те, которые имеют потенциал к созидательному разрушению. Пример все хорошо знают. Это Uber. Когда он пришел, сломался рынок такси, услуга стала дешевле, удобнее и качественнее. Это также связано с внедрением в обучение искусственного интеллекта. Эти проекты имеют горизонт до 2028 года.

Надеюсь, что 150-летие университета мы отметим торжеством деструктивных технологий», — рассказал Галажинский.

По его словам, залог развития и роста университета — сочетание трех этих режимов с опорой на то, что университет уже имеет — людей, традиции, культуру.

Такой программе эксперты поставили высокие оценки. Это помогло ТГУ стать шестым в общем рейтинге и войти в группу лидеров вместе с ВШЭ, Университетом ИТМО, МИФИ, Физтехом, НГУ, МИСиС.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

На защите дорожной карты было четко сказано, что выделение группы лидеров, в которую вошел и ТГУ, означает, что правительство РФ делает ставку именно на эту группу прорыва, – прокомментировал ТВ2 результаты защиты ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

– Эксперты международного совета проекта 5-100 отметили и оценили, что динамику развития ТГУ обеспечивает вовлеченность коллектива в процесс трансформаций вуза, качество управления в университете и нацеленность на развитие экосистемы для взаимодействия академической среды и бизнеса.

Все вузы распределили на три группы не просто так. От попадания университета в ту или иную группу будет зависеть и коэффициент его финансирования.

Как сообщила вице-премьер Ольга Голодец, для первой группы это коэффициент 6 (примерно 780 млн руб. в год), для второй — 3,5 (480 млн руб.), для третьей — 1 (100 млн руб.).

Всего, по ее словам, на программу планируется тратить по 10 млрд руб. ежегодно.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Первая группа — абсолютные лидеры. Они нас порадовали даже в неожиданных областях, на которые мы не делали ставки, например, социология и политология. Это костяк нашей программы, на который мы будем ориентироваться и в дальнейшем,— цитирует «Коммерсант» Ольгу Голодец.

Томский политехнический университет вошел во вторую группу вузов вместе с Казанским федеральным университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Уральским федеральным университетом, Сеченовским медицинским университетом, Тюменским государственным университетом и Российским университетом дружбы народов, поэтому может рассчитывать на получение 480 млн рублей.

Эти деньги нужны вузам в том числе на реализацию вполне конкретных проектов.

Так, ТПУ в рамках реализации «дорожной карты» на 2017 год, заявлял три крупных научных проекта.

Это проект «Ядерные технологии персонализированной тераностики диссеминированных форм рака», предусматривающий разработку и сертификацию новых уникальных методов обнаружения и лечения онкологических заболеваний при помощи радиофармпрепаратов и диагностических-терапевтического комплекса на базе бетатрона ТПУ.

Проект «Прорывные технологии аддитивного производства и неразрушающего контроля жаропрочных композиционных материалов для экстремальных условий» направлен на создание новых жаропрочных материалов, а также новых бездефектных технологий изготовления из них элементов ракетно-космической техники, в том числе способных работать в химически активных окислительных средах.

Третий проект — «Комплексная технология преобразования твердых топлив с повышенной энергоэффективностью и малой эмиссией парниковых газов». В его рамках планируется на базе опытно-промышленного комплекса по газификации угля создать уникальные технологии производства электрической энергии из генераторного газа (продукт газификации угля), минимизировав вредные выбросы в атмосферу.

ТГУ презентовал ключевые проекты действующих в университете стратегических академических единиц.

Первый – «Сверхранняя диагностика и терапия онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний», в его реализации будут задействованы две стратегические единицы «Институт биомедицины» и «Умные материалы и технологии».

Проект сформирован на основе прогнозов развития в области «Медицина и здравоохранение» и «Биотехнологии».

В частности, он обеспечит подготовку специалистов, ориентированных наперсонифицированную медицину, клеточные, геномные, постгеномные, метаболомные технологии.

Второй проект – «Технологии функциональной наноэлектроники для новых рынков и глобальных научных экспериментов (электроника и фотоника будущего)». Над ним будут работать «Институт биомедицины» и «Умные материалы и технологии». Ученые будут создавать детекторы, медицинские приборы, чувствительные рентгены и так далее.

Кроме того, на заседании совета шла речь о том, что проект может продолжиться и после 2020 года. «В 2020 году завершится этот этап проекта, ставились вопросы о его пролонгации», — рассказал Эдуард Галажинский.

Заместитель председателя совета, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков также рассказал «Коммерсанту», что рассчитывает на «второй раунд» проекта за пределами 2020 года. После 2020 года к программе могут привлечь к ней больше университетов.

По мнению Галажинского, проект может переориентироваться на попадание вузов в предметные рейтинги.

Могу высказать гипотезу, что речь может идти о вхождении вузов, например, в различные предметные рейтинги. Несколько раз было сказано о важности представленности России в предметных рейтингах, потому что глобальные общие рейтинги — сложная системная история, которая зависит от методологии.

Часто бывало так, что при исключении одного параметра, автоматически менялся ландшафт, вузы меняли позиции. Но репутационно важно, чтобы мы были в рейтингах.

Мы для себя определили задачу попадания в сотню лучших в том числе в философии, антропологии, химии, инжиниринге, геологии, — сказал Галажинский.

В ТПУ также сообщили, что особенно гордятся высокими местами в предметных рейтингах.

«Для нас особенно важно, что в последнее время мы добились существенного прогресса в предметных рейтингах, в том числе по ключевому для нас направлению «Инженерные науки и технологии» (Engineering & Technology).

В 2017 году ТПУ впервые вошел в предметный рейтинг ARWU (Шанхайский рейтинг университетов) по направлению Машиностроение (Mechanical Engineering), в предметные рейтинги QS и THE по направлению Engineering & Technology, причем, в последнем мы заняли позицию, близкую к топ-100 ведущих вузов мира, а среди российских находимся на втором месте после МГУ», — рассказали в ТПУ.

Кроме того, с 2013 года в рейтинге Times Higher Education Томский политех прошел путь с нулевой позиции до места в группе 301-350, это третий показатель среди российских университетов после МГУ и МФТИ. В рейтинге QS World University Rankings мы находимся на 386 месте (в 2013 году были в группе 600+).

В ТПУ заявляют, что университет за время участия в программе добился одного из самых высоких темпов продвижения в рейтингах. Это дает основание рассчитывать на выполнение обязательств вуза войти к 2020 году в топ-100 предметных мировых университетских рейтингов.

ТГУ на данный момент в мировом рейтинге вузов QS World University Rankings находится на 323-м месте, в рейтинге стран БРИКС занимает 43 строчку (QS BRICS).

Кроме того, в предметном рейтинге QS Ranking by Subject отмечены сильные позиции ТГУ в таких областях знаний, как «Искусство и гуманитарные науки» (328-е место), и «Естественные науки» (группа 401–450).

Также по данным предметного рейтинга ТГУ вошел в число 250 лучших вузов мира предметной области «Физика и астрономия», в число 300 лучших вузов по «Современным языкам» и в топ-500 по направлению «Химия».

О местах ТГУ в рейтингах можно узнать здесь.

Источник: https://tv2.today/Istorii/Podelili-milliard-tgu-i-tpu-poluchili-finansirovanie-na-sleduyushchiy-god

Зарплата ректора ВУЗа в 2019-2020 году: сколько получают в МГУ и других российских университетах

Педагоги в высших учебных заведениях, считаются отдельной кастой педагогов, задачи которых сходит передача студентам углубленных знаний по профильным или общим предметам. К преподавателям и прочим сотрудникам ВУЗов предъявляются высокие квалификационные требования.

Ведь именно они, ответственны за выпуск квалифицированных специалистов, устраивающихся в дальнейшем на работу в промышленном, экономическом, коммерческом и прочих секторах экономики.

Однако насколько хорошо стимулируется труд учителей, на фоне повышенных обязательств и квалификационных требований? Зарплата преподавателя в университете зависит от нескольких факторов, узнать о которых будет интересно как специалистам, претендующим в дальнейшем на работу в ВУЗе, так и прочим читателям.

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Средние показатели зарплаты в 2018-2020 году

По данным статистики средняя заработная плата преподавателей, работающих в высших учебных заведениях по стране составляет около 45 тысяч рублей в месяц. Однако, на практике, доходы сотрудников на местах, могут в значительной степени отличаться друг от друга. На конкретные показатели, влияют следующие факторы:

  • Стаж и квалификация преподавателя или научного сотрудника;
  • Регион расположения ВУЗа – наиболее высокие зарплаты отмечаются по Москве;
  • Престижность учебного заведения;
  • Наличие дополнительной нагрузки сказывающейся на оплате труда.

На практике, специалисты с одинаковым уровнем квалификации при том же уровне нагрузки, могут получить существенно различающиеся оклады.

В частности, средняя заработная плата преподавателей по Москве, составляет 63 тысячи рублей, в то же время показатели в регионах значительно ниже и находятся в районе 35 тысяч.

Также, на показатели средней заработной платы среди сотрудников высших учебных заведений, виляют высокие оклады старшего преподавательского состава. К примеру, зарплата проректора, может превышать сумму в 100-120 тысяч, не говоря уже об окладе ректора.

Наименьшая зарплата у научных сотрудников без стажа, работающих от 1 до 3 лет. Они получают в среднем около 24 тысяч рублей, с учетом возможных надбавок.

Таким образом, однозначно ответить на вопрос: какая средняя зарплата преподавателей ВУЗов в 2020 году достаточно сложно, слишком много сопутствующих факторов, обеспечивающих формирование оклада на конкретном месте, для конкретного специалиста.

Если Вы планируете, трудоустройство в качестве преподавателя или научного сотрудника, рекомендуем ознакомиться со статистикой по конкретному ВУЗу и региону его расположения.

Наиболее высокие оклады у специалистов престижных учебных заведений, входящих в топ-50 по стране. Это обеспечивается благодаря дополнительной государственной поддержке, привлечению сторонних средств на исследовательскую и прочую деятельность. Однако и к специалистам, работающим в них, применяются более высокие требования по уровню квалификации.

Из чего складывается зарплата преподавателя в ВУЗе?

Сколько получают преподаватели ВУЗов в первую очередь, зависит от стажа на месте работы. Так, специалисты с опытом ценятся значительно больше и для них могут быть предусмотрены надбавки.

Читайте также:  Михаил кожевников: -учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

Значение имеет и уровень занятости специалиста, работает человек на 1 или 1,5 ставки, какое количество часов обучения ведет.

Исследовательская и научная деятельность оценивается дополнительно, и прибавка начисляется к заработной плате.

Важным фактором в формировании оклада, является наличие ученой степени, кандидата или доктора наук, наличие опубликованных научных работ и прочие достижения. Это является подтверждением высочайшего уровня квалификации и говорит о сотруднике как о высококвалифицированном специалисте в своей области.

К примеру, зарплата доцента отвечающего за ведение обучения, работающего в качестве лектора, имеющего собственные научные труды, в среднем составляет 46 тысяч по стране. Зарплата профессора может быть значительно выше, ее среднее значение по стране, составляет 63 тысячи рублей.

Наличие изданных научных трудов, прочие заслуги, могут послужить стимулом для прибавки.

Наиболее высокой является зарплата ректора – руководителя высшего учебного заведения.

Здесь отсутствуют средние показатели как таковые, так как колебание в сумме, между столичными и периферийными ВУЗами, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

Высокий оклад руководителя бюджетного образовательного учреждения, объясняется большим объемом выполняемых работ и высоким уровнем квалификации.

На практике, помимо ставки, которая чаще составляет 50-70% от общего объема заработной платы, сотрудники учебных заведений получают следующие надбавки:

  • Премии – назначаются при качественном исполнении возложенных обязательств, а также по поводу общегосударственных, профильных праздничных дат;
  • Компенсации – выплачиваются в случае переработок, превышения общего объема часов или в других схожих случаях;
  • Вознаграждения – начисляются за инициативную деятельность, ведение дополнительных занятий и прочие дополнительные нагрузки, взятые по собственной инициативе;
  • Надбавки к окладу – начисляются за большой стаж работы в учебном заведении, при наличии ученой степени и прочих заслуг в выбранном аспекте научной деятельности.

Несмотря на то, что существуют стандарты определяющие размеры надбавок и компенсаций, они часто назначаются на основании политики конкретных учебных заведений, что также сказывается на обще статистике заработной платы.

Как повысить заработную плату, может ли на это повлиять сотрудник?

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Как было сказано выше, оплата труда преподавателей включает в себя несколько основных составляющих, включая ставку, доплаты, премии и компенсации. При желании, по мере набора опыта и стажа работы в конкретном ВУЗе, специалист может приложить усилия для повышения собственной заработной платы, сделав это следующим образом:

  • Увеличить количество часов;
  • Взять дополнительную работу со студентами;
  • Заниматься научной и исследовательской деятельностью, если это входит в компетенцию учебного заведения;
  • Получить ученую степень.

Стаж и выслуга лет являются одним из главных стимулирующих факторов, определяющих конечный размер оклада. Учебные заведения ценят опытных сотрудников, особенно успешных в своей сфере, поэтому готовы предлагать более высокую оплату труда для специалистов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны.

Зависит ли оплата от престижности учебного заведения?

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Престижность учебного заведения определяется качеством подготовки студентов, количеством трудоустроившихся по специальности студентов, наличием исследовательской деятельности, количеством преподавателей с учебными степенями и т.д. Обратите внимание, престижные и успешные вузы, готовящие действительно нужные кадры, вправе рассчитывать на получение дополнительного финансирования со стороны государства, различных грантов для научной работы, которые в том числе идут на стимулирующие выплаты при оплате услуг сотрудников, преподавателей, научных работников и т.д.

Таким образом, работники престижного учебного заведения получают больше своих коллег на тех же должностях, но в менее популярных и востребованных учебных заведениях. Наиболее высокие показатели у ВУЗов из ТОП-100 по стране.

Рекомендуем эти статьи:

Каковы перспективы для преподавателей в 2020 году?

Преподавательская деятельность, по праву считается недооцененной с точки зрения оплаты труда. Это является Российской действительностью, изменить которую призвано множество государственных программ.

В частности, Майские указы президента от 2012 года, предполагают проведение индексации и повышения зарплат работников высших учебных заведений до окончания 2020 года.

Предполагается увеличение зарплат на 200% по сравнению с показателями от 2012 года.

В значительной степени данное поручение удалось реализовать и сейчас процент подъем составляет 120-130, в зависимости от региона, учебного заведения, специализации персонала и т.д.

Однако, эти показатели существенно отстают от запланированного графика в соответствии с проводимыми реформами. В 2020 году, следует ожидать дополнительных повышений и индексации заработных плат, возможно, будет проведено существенное повышение ставки преподавателей.

Внедрение решений зависит от возможностей разрешения кризисных вопросов, касающихся размеров бюджета страны.

В данном материале, мы постарались рассмотреть, сколько получают в ВУЗах России, определить от чего зависит объем оплаты труда, как добиться больше зарплаты и где платят лучше.

Обратите внимание, все данные имеют усредненный характер и оперировать точными цифрами в данной среде достаточно сложно, так как многие ВУЗы имеют собственную политику работы с кадрами. Предлагая существенные или незначительные вознаграждения поверх стандартной ставки лектора, научного работника или любого другого сотрудника.

Более точную и объективную информацию необходимо собирать по конкретным регионам, а лучше по отдельным учебным заведением, чтобы получить актуальную информацию.

Зарплата ректора

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Многие думают, что зарплата ректора выше зарплаты в правительстве и круче, чем доходы знаменитых спортсменов. Так ли это и сколько на самом деле зарабатывают ректоры российских вузов и обычные преподаватели?

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Кто такой ректор

С латинского языка это слово означает ‘правитель’. В эпоху Возрождения так называли заведующих учебными заведениями и главных учителей. В РФ ректор является главой вуза. До Второй мировой войны эта должность значилась как директор. В западных странах ректора иногда называют канцлером, директором и президентом.

Как стать ректором

Критерии, которым должен соответствовать ректор:

  • Не старше 65 лет.
  • Должен иметь диплом о высшем образовании.
  • Педагогический или научный стаж работы — не менее пяти лет.
  • Должна быть научная степень.
  • Диплом о дополнительном образовании в сфере управления персоналом, менеджмента или экономической деятельности.

Российская система имеет определенные отличия от европейской. В РФ ректора выбирают на собрании главных представителей (ученом совете) университета. После этого его кандидатуру должно утвердить Министерство образования.

В западных странах выборы ректора постепенно отходят в прошлое. В Европе ректора после согласования с министерством выбирают только в Турции (обычно из трех кандидатур). В некоторых странах, например, в Германии, выборы проходят даже тогда, когда кандидат всего один.

Ректора выбирают на пятилетний срок, но есть возможность пойти на перевыборы. Среди основных функций ректора следующие:

  • Организация работы сотрудников вуза.
  • Обеспечение соблюдения порядка замещения педагогического состава и других работников учебного заведения.
  • Принятие мер по охране трудовой дисциплины.
  • Соблюдение финансовых и хозяйственных договоров и др.
  • Утверждение должностных окладов работников.

Источник: https://daimnevizu.ru/rabota-v-rf/zarplata-rektora-vuza-v-2019-2020-godu-skolko-poluchayut-v-mgu-i-drugih-rossijskih-universitetah

Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют? :: РБК Тренды

Отвечаем на вопросы — в пяти карточках

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Brian Snyder / Reuters

1

Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация, которая, в свою очередь, влияет на его привлекательность в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов.

Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов.

Для участия в рейтинге вузы в своей работе должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. По результатам «Проекта» не менее 5 университетов России к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов.

2

Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты конкретной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

3

Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд.

В последнее годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

4

Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии.

Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS).

Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, к примеру, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который высчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурирует академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

5

Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Место того или иного вуза в рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже. Но прямой связи между местом вуза в глобальном рейтинге и уровнем образования в нем, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда лучше задействовать здравый смысл и оценивать любые рейтинги с точки зрения именно выбранной специальности и профиля ВУЗа.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d6965ba9a794773337665ff

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

Британский журнал Times Higher Education (THE) представил новый рейтинг лучших вузов мира. В этот раз в него вошли сразу 24 российских вуза (в прошлом году — только 13), среди которых, например, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Times Higher Education формируется на основании 13 индикаторов, отражающих такие области превосходства, как образование, исследования, цитируемость, доход от промышленности и интернационализация.

В рейтинг, в который в этом году вошло 980 учебных заведений, также попали три Петербургских учебных заведения — Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, а также Высшая школа экономики, которая, в частности, имеет подразделение в Петербурге.

Для учебных заведений, не попавших в топ-200, создатели рейтинга не определяли конкретное место в рейтинге, а лишь отмечалось, в какой сотне они оказались.

Не один из российских вузов снова не вошел в первую сотню списка (ранее «ДП» уже писал о том, почему так происходит), но тем не менее включение в такие рейтинги все равно имеет большое значение.

Хорошо, но субъективно

  • В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, вошедшем в список лучших вузов THE, отмечают, что рейтинг — это достаточно субъективная оценка результатов реализации различных ключевых процессов вуза за прошедший период.
  • «Это хороший способ посмотреть на то, как университет выглядит со стороны, и скорректировать свои действия», — говорят в вузе.
  • А вот в петербургском подразделении ВШЭ говорят, что попадание в международные рейтинги сказывается в итоге на всем процессе обучения, но и для того, чтобы быть включенными в подобный список, вузу изначально приходится перестраивать свою работу.

«Вузам есть смысл заниматься тем, чтобы попасть в подобные рейтинги, если учебное заведение работает для международного рынка. И здесь надо понимать, что мы меняем что-то в своей работе не после того, как случайно попали в рейтинг или продвинулись в нем, а наоборот, мы меняемся ради того, чтобы нас начали замечать.

Но вместе с тем, когда вуз открывается для международного рынка, ему в любом случае приходится менять механизмы работы. Ведь когда открываешься международному рынку, это касается не только потребителей услуг, то есть студентов, но и зарубежных преподавателей. Если что-то в учебном заведении будет не так, например, в сфере управления персоналом, в него просто никто не поедет. Думаю, это сильно влияет и на качество образования», — объясняет директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников.

Кто дороже

Попавшие в рейтинг, в том числе и впервые, петербургские вузы не планируют в связи с этим повышать стоимость обучения для студентов, но при этом отмечают, что попадание в международный рейтинг повлияет на последующее восприятие выпускников на рынке труда.

«Основная задача университета — это не обеспечение себе финансовой поддержки через привлечение студентов-контрактников. Главное для нас — собрать элиту.

Под словом “элита” мы подразумеваем таких абитуриентов и студентов, которые будут способны решать задачи, которые не решались до них.

По ценовой политике никаких серьезных изменений не планируется», — отмечает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Сергей Кадочников отмечает, что попадание вуза в такие рейтинги делает выпускников узнаваемыми для международных компаний и тех российских компаний, которым важно работать с иностранными партнерами.

При этом умение студентов работать в межкультурной среде на рынке должны расценить как дополнительную компетенцию, а это, в свою очередь, дает выпускнику основания рассчитывать на более высокие доходы после окончания вуза.

Каждому — по инициативности

Сами работодатели при отборе кандидатов значение всевозможных рейтингов стараются не переоценивать. Как рассказывают в компании HeadHunter, они интересуются не местом учебы соискателя, а тем, насколько он инициативен, ответственен и готов работать в команде.

«Практику указания в требованиях к специалистам дипломов конкретных вузов скорее можно назвать исключением, чем правилом. Чаще встречаются упоминания о типе образования, например финансовое или  юридическое, или уровне (высшее, среднее)», – объясняет представитель службы HeadHunter в СЗФО Ирина Жильникова.

Также в компании рассказывают, что среди работодателей из Петербурга котируются дипломы вузов — участников проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов, таких как ИТМО, СПбГУ, СПбПУ и др. То есть как раз те учебные заведения, которые вошли в этом году и в рейтинг THE.

В компании Superjob, представившей в этом году несколько собственных рейтингов, основанных на получаемых выпускниками зарплатах, рассказывают, что для большинства вузов попадание в рейтинг, вне зависимости от занятого места, служит подтверждением самого важного тезиса: их выпускники действительно востребованны как профессионалы на рынке труда.

«За лучшими вузами работодатели «приглядывают» заранее: организуют программы стажировок, учебные лаборатории, всевозможные конкурсы и гранты. Но после выпуска преимущество уже будет иметь тот специалист, который сумеет лучше убедить работодателя в своем профессиональном потенциале», — рассказывает представитель компании Владислав Гладенков.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/09/22/Na_chto_vlijaet_popadanie_v

Отраслевые ВУЗы: как увеличить финансирование?

Место вуза в рейтинге повлияет на дополнительное финансирование

На сегодняшний день в финансировании учреждений высшего образования наблюдается явная диспропорция. Так, финансирование на одного студента сельскохозяйственного вуза составляет 67 тыс. руб. в год, на подготовку одного врача тратится 90 тыс. руб. в год, учителя – около 170 тыс. рублей. Причина в отраслевой принадлежности вузов: специалистов в области сельского хозяйства готовят в высших учебных заведениях при Минсельхозе, педагогические университеты подчиняются Минобрнауки, медицинские – Министерству здравоохранения… Эту и другие проблемы обсудили на парламентских слушаниях на тему: «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов», которые провёл Комитет Госдумы по образованию и науке., Проблемы отраслевых вузов обсуждали на парламентских слушаниях впервые за 25 лет.

Выступая на слушаньях, первый заместитель министра образования и науки Валентина Переверзева отметила, что при формировании подходов к объемам государственного задания вузов на 2018 год было принято во внимание мнение отраслевых министерств и рабочих (межведомственных) групп, удалось найти способы совершенствования финансирования отраслевых вузов.

Сформированные подходы позволяют обеспечить рост финансирования данных вузов по государственному заданию по сравнению с 2017 годом. Валентина Переверзева отметила, что дополнительно повысить финансирование позволит решение трех системных проблем.

Первая из них — это недостаточный уровень средств, выделенных на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с майскими указами Президента РФ. Вторая — это недостаточное финансирование госзадания вузов. В проектировании бюджета сокращены расходы высших учебных заведений на оплату коммунальных услуг, уплату налогов, текущий ремонт.

И третья проблема — увеличение средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт учебных заведений. Ранее вопрос недостаточного финансирования отраслевых вузов был поднят депутатами Государственной Думы, которые выявили дифференциации выделения средств ведомственным учреждениям высшего образования.

Больше всего вопросов у парламентариев было к учебным заведениям министерства сельского хозяйства, министерства транспорта, министерства спорта, министерства здравоохранения и министерства культуры. По итогам обращения парламентариев, Правительство выделило «отраслевикам» дополнительное финансирование в размере 26, 8 миллиарда рублей.

Однако этих средств не хватит, чтобы залатать все дыры в бюджете вузов. Почти пять лет отраслевым университетам не индексируют затраты на коммунальные платежи. Учитывая, что многие учреждения располагаются в старинных зданиях, половину транша съедают расходы на капремонт. Кроме того, вузы испытывают дефицит в оборудовании.

Всего 24 медицинских вуза из 46 имеют собственную медицинскую базу, студентов остальных учат на симуляторах, что не лучшим образом сказывается на подготовке будущих врачей. Театральным вузам требуются свои площадки, аграриям — топливо и сельхозтехника и так далее…

Читайте также:  Школьники начнут изучать основы кибербезопасности в этом году

Сейчас эти проблемы будут частично решены в связи с усилением финансирования образовательных учреждений этих ведомств. Так, вузам Министерства культуры финансирование увеличат на 130 млн. руб.

, Министерства здравоохранения – на 1,087 млрд. руб., Министерства сельского хозяйства – на 1,41 млрд. руб., Росрыболовства – на 280 млн. руб., Росавиации – на 960 млн. руб., Росморречфлота – на 570 млн. руб.

, Министерства спорта – на 410 млн. рублей. 

«Сегодня недофинансирование по-прежнему сохраняется, — подытожил глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Но это далеко не единственная претензия участников слушаний в адрес Минобрнауки. В прошлом году ведомство ввело отраслевые корректирующие коэффициенты, согласно которым распределяются дотации из бюджета.

Одним из таких коэффициентов являются результаты ЕГЭ, из-за чего сельхозвузы, где этот коэффициент традиционно невысокий, обречены всегда быть в аутсайдерах. Наконец, Минобрнауки лишило многие отраслевые вузы права готовить непрофильных специалистов: юристов и экономистов, из-за чего количество абитуриентов резко сократилось, а следовательно уменьшилось финансирование.

Ведь согласно принципу подушевого финансирования, деньги в учреждение образования идут следом за учащимися. Хотя было бы логично, если бы подготовкой юристов в области железнодорожного транспорта, или в области сельского хозяйства занимались отраслевые вузы».

Ещё одна проблема, озвученная в стенах Госдумы, в настоящее время единственным источником средств на содержание и обновление технической базы являются внебюджетные средства отраслевых вузов, чего явно недостаточно. Необходимо в рамках государственного задания выделять средства на содержание и оснащение учебно-экспериментальной базы с учётом отраслевой специфики.

Высвободившиеся небюджетные средства вузов при этом будут направляться на дополнительное материальное стимулирование преподавателей и на иные цели развития.

Участники слушаний были едины в понимании необходимости увеличения объёмов финансирования высшего образования, в первую очередь – отраслевого, обеспечивающего подготовку кадров для реального сектора экономики РФ.

Прозвучало предложение консолидировать усилия в вопросе обращения к Правительству по дополнительному финансированию.

На сегодняшний день вузы только за штрафы по сумме предписаний должны заплатить 51 миллиард рублей ! Притом, что на капремонт всех высших учебных заведений выделено всего 2 миллиарда рублей.

Несмотря на различие в финансировании, идея собрать все вузы под крышей одного ведомства – Минобрнауки – отклика у участников парламентских слушаний не нашла.

Участниками парламентских слушаний стали депутаты Государственной Думы, ректоры вузов, эксперты, представители министерств и ведомств.

Среди них: директор Департамента финансов Минобрнауки Андрей Зарубин, заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, представители ректорского корпуса отраслевых вузов: Первого московского медицинского госуниверситета — Петр Глыбочко, Российского университета транспорта (МИИТ) — Борис Лёвин, Российского экономического университета — Виктор Гришин и многие другие.

Вернуться назад или поделиться

Источник: http://www.stolichnoe-obrazovanie.ru/news/962-otraslevye-vuzy-kak-uvelichit-finansirovanie

Подольская А.П., Арефкина Ю.А., Харламова Е.Е. Роль эндаумент-фондов в определении рейтинга ВУЗа

Подольская Анастасия Павловна1, Арефкина Юлия Александровна2, Харламова Екатерина Евгеньевна31Волгоградский государственный технический университет, магистр 1 курса2Волгоградский государственный технический университет, студент 4 курса3Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент

Podolsk Anastasia of Pavlovna1, Arefkina Yulia of Aleksandrovna2, Kharlamova Ekaterina Evgenyevna31Volgograd State Technical University, master of 1 course2Volgograd State Technical University, student 4 courses3Volgograd State Technical University, candidate of economic sciences, associate professor

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская А.П., Арефкина Ю.А., Харламова Е.Е. Роль эндаумент-фондов в определении рейтинга ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14519 (дата обращения: 28.03.2019).

На рынке образовательных услуг с каждым годом растет конкуренция среди высших учебных заведений. В связи с этим, современные вузы вынуждены систематически повышать свои конкурентные преимущества, одним из которых является рейтинг.

Рейтинг выступает одним из самых эффективных форм государственного управления и формирования мнения общественности об имидже и репутации вуза.

Таким образом, рейтинг – это перечень ведущих вузов в той или иной области знаний, который расположен в порядке убывания (возрастания). Благодаря рейтингу можно судить о конкурентоспособности высшего учебного заведения, в условиях постоянно возрастающей конкуренции [1, c. 489].

Можно выделить несколько причин, по которым высшие учебные заведения стремятся занять ведущие позиции в международных и национальных рейтингах.

1.      Основными пользователями рейтинга вуза выступают абитуриенты. Чем выше рейтинг университета, тем больше желающих поступить в данное учебное заведение. Вуз в свою очередь имеет возможность поднимать стоимость за обучение, тем самым увеличивая перспективы развития.

2.      Вхождение вуза в ведущие мировые рейтинги является первостепенным требованием государства к федеральным и научно-исследовательским университетам в их программах развития.

3.      Престижные позиции в рейтингах позволяют вузу привлекать и сохранять высококвалифицированный научный и преподавательский персонал, что способствует укреплению интеллектуального потенциала.

4.      Рейтинг вуза помогает работодателям подбирать квалифицированный персонал, следовательно, рейтинг влияет на репутацию выпускников.

Так, по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в рейтинге вузов 2015 года, критерием которого выступало число выпускников, входящих в состав правления крупнейших компаний России, лидирующие места занимают: МГУ им. М.В.

Ломоносова (166), Финансовый университет при Правительстве РФ (129), РАНХиГС при Президенте РФ (126), РЭУ им. Г.В. Плеханова (69), МГИМО (У) МИД РФ (58), СПбГУ (51) [2].

5.      Высокое место в рейтингах позволяет укрепить деловую репутацию и бренд вуза. Также иметь возможность получать дополнительное финансирование, в том числе создавать эндаумент-фонд.

Можно с уверенностью сказать, что рейтинг высшего учебного заведения представляет собой оценку способности вуз обеспечить потребности стейкхолдеров: общественности, государства, бизнес-сообщества, профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников вуза.

Таблица 1. Рейтинг вузов России, 2015 год [2].

Место Название Вуза
1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
2 Московский физико-технический институт (государственный университет)
3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
4 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
5 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В общей сложности можно выделить следующие критерии оценки рейтинга ВУЗа: качество образования (предоставления услуг), востребованность выпускников, уровень научно-исследовательской деятельности, деловая репутация и т.д [3, c. 90].

В настоящее время при определении рейтинга вуза учитываются ежегодные сборы в эндаумент-фонд.

Эндаумент-фонды складываются для осуществления некоммерческих проектов за счет добровольных пожертвований. Обычно, эндаументы формируются для финансирования организаций здравоохранения, культуры, образования и т.д.

В международной практике с целью получения прибыли, которая за вычетом расходов на управление эндаументом вся целиком направляется на цели, предусмотренные учредителями. Обычно такие фонды вкладывают свои собственные средства.

От обычной благотворительности эндаумент отличает конкретное направление деятельности (поддержка той или иной организации, например, одного вуза) и целевой характер, а также способ управления финансами путем их инвестирования. Этот подход имеет определенный ряд преимуществ, среди них:

•        финансовая прозрачность операций расходования денег для любых заинтересованных лиц учредителей фонда. Управляющие компании эндаументов представляют регулярную отчетность, проходят каждый год обязательную аудиторскую проверку, поднимающую доверие к фонду как финансируемых организаций, так и благотворителей;

•        предоставление фондам налоговых льгот, обычных для благотворительности. Строгий эндаумент-фонд и комплексный внешний контроль деятельности фондов предотвращает большую часть злоупотреблений, которые обычно возникают при попытках нелегального получения налоговых льгот;

•        независимость от начисления отдельных взносов. Относительное постоянство основной суммы эндаумент-фондов допускает сглаживать колебания финансовых потоков в перерывах между крупными пополнениями, обеспечивая постоянное финансирование уставной деятельности эндаумента.

Основной причиной появления фондов можно считать желание жертвователей обеспечить постоянное финансирование целевой деятельности при разовых взносах. Большое распространение эндаументы получили изначально в тех странах, где господдержка науки, образования и культуры исторически отсутствует. Культурные традиции поощряют частную благотворительность.

В Соединенных Штатах эндаумент-фонды возникли впервые для поддержки высшего образования.

Сегодня в таких фондах собрана весомая сумма средств, например, в фонде Гарвардского университета (один из первых и самый солидный) вложено больше 24 миллиардов долларов, в фонде Йельского университета около 13 миллиардов, Эндаументы Стэнфордского и Принстонского университетов располагают более чем 10 миллиардов долларов каждый.

Появление в России эндаументов — факт своевременный и закономерный. За прошедшие годы фонды возникли у различных некоммерческих организаций: высших учебных заведений, музеев, школ, больниц, а за последний год были зарегистрированы и несколько эндаумент-фондов для поддержки социально значимых тем в регионах.

Учредители эндаумент-фондов – сегодня это жертвователи в целевой капитал – политики, выпускники вузов, люди различных профессий, крупные бизнесмены, зарубежные фонды, коммерческие организации, чиновники и учителя. Размеры пожертвований колеблются от 100 рублей до 10 миллионов долларов.

Для жертвователя эндаумент-фонды являются гарантией прозрачной траты благотворительных средств и того, что они не будут израсходованы за один год, а будут работать в течение длительного периода.

Жертвователь, который дает деньги даром и насовсем, должен быть уверен в том, что существует институциональная основа для того, чтобы деньги работали вечно [4, с. 158].

  • Эндаумент-фонд обеспечивает:
  • •        создание долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности;
  • •        финансовую стабильность путем получения гарантированного дохода;

•        частичную независимость от разовых пожертвований и других добровольных поступлений[5, с. 98].

В России эндаумент-фонд называют целевым капиталом[6, с. 312].

В России процесс формирования фондов идет довольно медленно[7, с. 9]. Это связано, прежде всего, с тем, что:

  1. — некачественно проработаны вопросы, которые связаны с обеспечением сохранности средств эндаумент-фонда;
  2. — устанавливаются ограничения на определенные типы активов, составляющие эндаумент;
  3. — подверженность финансовым рискам;

— высокий уровень инфляции [8, c. 188].

Следовательно, главная задача эндаумента состоит в том, чтобы направить силы на становление фандрайзинговой деятельности с одновременным повышением уровня открытости и прозрачности в деятельности.

Активное взаимодействие с жертвователями, предоставление результатов деятельности фонда, преодоление барьеров в текущей работе, а также использование новых возможностей, в том числе в технологиях – основные составляющие успешного функционирования эндаумент-фонда [9].

Также основной проблемой развития модели эндаумент-фонда остается несовершенное законодательство, которое регулиру.ет деятельность по управлению и формированию целевого капитала.

Возможность участвовать в создании и управлении целевого капитала благотворительных фондов (на определенный момент благотворительные фонды не могут формировать, пополнять эндаументы других организаций и получать доход от управления ими).

Изменение подзаконных актов, которые регулируют деятельность управляющих компаний по доверительному управлению средствами целевого капитала, право самих фондов пополнять свои целевые капиталы, а также льгот для юридических лиц – жертвователей могут значительно изменить ситуацию в нашей стране и будут способствовать более активному развитию сектора социально ориентированной некоммерческой организации.

Следовательно, можно утверждать, что эндаументы имеют очень чёткий целевой характер. Они изобретены для системного финансирования работы организаций. Таким образом, основной целью формирования эндаумента является создание и использование дохода от эндаумента как долговременного и устойчивого источника развития организаций.

Престижные места в национальных и международных рейтингах, бесспорно, являются конкурентными преимуществами высших учебных заведений.

При составлении многих современных рейтингов вузов на основании объема целевого капитала и количества жертвователей рассчитывается индекс эндаумент-фонда.

Поэтому включение объемов эндаумент-фондов в качестве ключевого показателя, учитывающегося при определении рейтинга, побуждают руководство вузов создавать и развивать эндаумент-фонд.

Библиографический список

  1. Резник, С. Д., Юдина, Т. А., Камбург, В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 488–493.
  2. Рейтинговое агентство RAEХ («Эксперт РА») [Электронный ресурс], режим доступа – http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/
  3. Харламова Е.Е. Современные подходы к оценке эффективности деятельности образовательной организации высшего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-1. С. 90-91.
  4. Подольская А.П., Харламова Е.Е.  Эндаумент-фонд в России: понятие, сущность // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет, Российский фонд фундаментальных исследований. 2015. С. 155-158.
  5. Старикова Л.Д. Эндаумент как форма финансирования образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 98-102
  6. Насибова Э.Н.К. Проблемы привлечения пожертвований в фонды целевых капиталов российских вузов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С. 311-314.
  7. Кузьмина Н.Б. Эндаументы как долгосрочный инструмент развития вуза // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России : сб. практ. рек. для уч. межд. науч.-пр. конф., Москва, 27-29 апр., 2010.- С. 7-16.
  8. Сазонов С.П., Сидорова Е.Е., Коваженков М.А., Коротеев М.В. Теория и методология математического моделирования деятельности образовательного учреждения и оценка его эффективности // Волгоград, 2013.
  9. Харламова Е.Е, Роль мониторинга показателей эффективности в построении регионального рейтинга образовательных организаций.//
    Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 186-190.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2016/03/14519

Распределены субсидии ведущим российским вузам

  • Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении субсидий ведущим университета-участникам проекта 5-100 в целях повышения их международной конкурентноспособности. 
  • Текст документа опубликован на сайте правительства.
  • Между 21 вузами будет распределена сумма в размере 9,9 млрд рублей, деньги предусмотрены в федеральном бюджете.

Напомним, решение о выделении субсидий всем вузам проекта 5-100 было принято по итогам заседания координационного совета в ноябре прошлого года.

Тогда же вузы были поделены на три группы по семь образовательных организаций в каждой. Распределение строится на трех параметрах: достижения в рейтингах, показателях научно-образовательной, международной и финансовой деятельности, а также оценке, полученной от членов Совета.

Первая группа вузов в 2019 году получит по 860,96 млн рублей, вторая — по 430,48 млн рублей, а третья — по 122,99 млн рублей.

Вузы распределилсь так. В первой группе — Московский физтех, МИСиС, Новосибирский госуниверситет, ВШЭ, питерский ИТМО, МИФИ и Томский госуниверситет.

Во второй — Казанский федеральный университет, РУДН, Сеченовский университет, Санкт-Петербургский политех Петра Великого, Томский политех, Тюменский госуниверситет, Уральский федеральный университет. В третью группу попали БФУ им. И.

Канта, ДВФУ, Самарский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Сибирский федеральный университет, Нижегородский Университет Лобачевского и Южно-уральский госуниверситет.

  1. Средства распределяются в рамках приоритетного федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
  2. Мария Агранович
  3. Комментарий
  4. Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

— Управленческие команды вузов становятся мощным потенциалом, способным придать образованию новое качество. На базе научных исследований обучаются студенты, что делает их востребованными на рынке труда. Сегодня университеты 5-100 ориентированы на то, чтобы трудоустройство выпускников в ведущие компании мира стало правилом.

Валерий Фальков, ректор ТюмГУ:

— Все выделенные средства запланированы на проекты развития университета. Основная часть средств пойдет на выплату грантов, стипендий, академическую мобильность. Субсидия имеет целевое назначение. Обновление материально-технической базы за счет выделенных средств не предполагается.

Алексей Окунев, проректор по программам развития НГУ:

— Субсидию направим на развитие новых образовательных программ, дополнительную поддержку преподавателей, развитие уже существующих и новых научных направлений, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов, на реконструкцию кампуса. Кроме того, по-прежнему будем поддерживать талантливых абитуриентов — победителей олимпиад и ребят с высокими баллами ЕГЭ — по программе NSU+.

***

9,9 млрд руб. будет распределено между 21 вузом—участником программы «5–100», инициированной в 2012 году президентом Владимиром Путиным и предусматривающей выход пяти российских высших учебных заведений в топ-100 глобальных рейтингов к 2020 году.

По 860,96 млн руб. получат следующие вузы:

  • Московский физико-технический институт (МФТИ),
  • Новосибирский государственный университет (НГУ),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ),
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ,
  • Томский государственный университет (ТГУ),
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

По 430,48 млн руб. получат:

  • Казанский федеральный университет (КФУ),
  • Российский университет дружбы народов (РУДН),
  • Сеченовский университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ),
  • Томский политехнический университет (ТПУ),
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ),
  • Уральский федеральный университет (УрФУ).

По 122,99 млн руб. выделят:

  • Балтийскому федеральному университету (БФУ имени Канта),
  • Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ),
  • Самарскому университету,
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,
  • Сибирскому федеральному университету (СФУ),
  • Университету Лобачевского,
  • Южно-Уральскому государственному университету.

По словам ректора ИТМО Владимира Васильева, финансирование, которое вуз получает по проекту «5–100», является «значительным вкладом в повышение конкурентоспособности вуза», однако «крайне важно уже сейчас закладывать в деятельность университета определенные механизмы, которые позволят продолжать устойчивое развитие и по окончании программы». При этом он отмечает, что в 2019–2020 годах при помощи полученного финансирования вуз займется «реорганизацией инновационной и предпринимательской деятельности».

Ректор УрФУ Виктор Кокшаров заявил “Ъ”, что вуз «продолжит курс на увеличение числа иностранных студентов и привлечение мировых ученых и преподавателей», а ректор БФУ Андрей Клемешев отметил, что для вуза «участие в проекте важно не столько с точки зрения получения денег», но и для «выработки программы нового понимания приоритетов развития».

В конце 2018 года стало известно, что проект «5–100», инициированный в 2012 году президентом Владимиром Путиным и предусматривающий выход пяти российских высших учебных заведений в топ-100 глобальных рейтингов к 2020 году, будет продлен после завершения первого отчетного периода. Сейчас в нем принимает участие 21 вуз. В дальнейшем число участников будет увеличено — на конкурсной основе отберут еще не менее девяти университетов, которые получат государственную поддержку.

Предполагается, что до 2020 года федеральный бюджет ежегодно будет выделять около 10 млрд руб. на программу «5–100» по поддержке российских вузов.

Каждый год объем субсидирования программы составляет примерно 10 млрд руб. (в прошлом году между 21 вузом также было распределено 9,9 млрд руб.). В 2013–2015 годах субсидии в рамках программы получали около сначала 15 (2013), затем 14 университетов.

Ксения Миронова

Источник: http://www.sib-science.info/ru/heis/granits-13022019

Ссылка на основную публикацию