Михаил кожевников: -учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

  • Кем стать?
  • Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый деньГде учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 29.08.2019 Читать: 3 мин.

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара.

С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать.

В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления.

Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

Оценим за полчаса!

А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Какая профессия подходит мне? ПРОЙТИ БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ >>

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы + Общение с людьми + Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения + Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым + Длинный отпуск + Благодарность выпускников Минусы Бывают «трудные» и конфликтные дети Бывают «трудные» родители Не всегда достойная оплата труда Большая ответственность за жизнь и здоровье детей Много работы по составлению планов и отчетов Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Профессия воспитатель, педагог дошкольного образования >>

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)

Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект) Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость) Быть гибким и творчески походить к учебному процессу Быть уверенным, организованным и дружелюбным Уметь мотивировать Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.

00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель».

Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж

Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.

Например, в Москве это:

• Педагогический колледж №10 • ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат» • Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского • Педагогический колледж «Медведково»

• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

2. Педагогический вуз В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.02 Психолого-педагогическое образование 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 44.05.01 Педагогика девиантного поведения БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ НА ПРОФИЛИ >>

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов: • МГОУ — Московский государственный областной университет • МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет • МГПУ — Московский городской педагогический университет • МПСУ — Московский психолого-социальный университет • МПГУ — Московский педагогический государственный университет • МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз.

Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.

Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»: ✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках) ✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы ✔ Индивидуальная работа (репетиторство) ✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров ✔ Детские сады ✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:

✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-uchitel.html

Михаил Кожевников: «Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика»

Образование должно трансформироваться под вызовы современного мира. Как изменится роль учителя, когда у каждого ребенка появится персональный ассистент на основе искусственного интеллекта, в чем суть цифровизации обучения и какие российские образовательные технологии востребованы за рубежом, рассказывает Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение»

– «Просвещение» ассоциируется в первую очередь с книжным издательством, но это группа компаний. Как устроен сейчас бизнес «Просвещения»?

– Книжное издательство, которое выпускает учебники и учебные пособия, – это лишь часть группы компаний, и сегодня «Просвещение» уже ассоциируется не только с ним.

Изменения начались восемь лет назад, когда «Просвещение» стало частным. Мы проанализировали ситуацию в системе образования, опыт других стран и пришли к выводу, что работать нам нужно по трем основным направлениям.

Во-первых, это совершенствование инфраструктуры образовательных организаций – их полное оснащение, включая естественно-научные и инженерные лаборатории.

Во-вторых, это повышение квалификации и обеспечение профессионального роста учителей, работа с их мотивацией.

В-третьих, это разработка содержания и методов обучения: чему и как учить.

По итогам 2018 г. выручка группы компаний «Просвещение» с учетом НДС составила 20 136 млн руб., рост по сравнению с 2018 г. – 12%. Выпущено 3401 название книг и брошюр общим тиражом 81 747 650 экз. Источник: годовой отчет группы компаний «Просвещение» за 2018 г.

Эти направления были зафиксированы в нашей стратегии развития.

Сегодня в структуру группы наряду с издательством входят компания «Просвещение-Регион», которая занимается оснащением школ, и Академия «Просвещение», которая обучает педагогов.

Мы работаем по трем направлениям комплексно, объединив их на единой платформе, – добиваемся, чтобы при разработке методик учитывались возможности оборудования, чтобы учителя владели методиками и умели это оборудование применять и т. д.

Таким образом, «Просвещение» развивается как национальный образовательный интегратор. Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика, а значит, и результатов школы, региона, в целом страны.

– Какую долю выручки вам сейчас приносят учебники, а какую – остальные направления бизнеса?

– Учебники, к которым мы все так привязаны, – это на сегодняшний день 25% всей выручки. Доля вспомогательной учебной литературы меньше, еще меньше – пособий для учителей.

При этом выручка у Академии «Просвещение» и «Просвещение-Региона» растет кратно, а продажи учебников достаточно стабильны, здесь показатели зависят только от количества детей в школе.

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

/olimp.itteachers.ru

– Все это, по сути, госзаказ?

– Учебники – это госзаказ, дополнительные образовательные пособия – это коммерческий рынок. Академия «Просвещение» работает как по заказу регионов, так и с частными лицами.

– Как меняется подготовка педагогов? Чему нужно учить современного учителя?

– Считается, что учителям не нравится, когда их учат. И наш опыт показывает, что они любят учиться сами.

Поэтому задача Академии «Просвещение» – предложить такие курсы, которые помогут учителю повысить мотивацию работать в соответствии с современными требованиями. Одно из таких требований – метапредметность.

Появилось множество профессий на стыке разных областей знания, и учитель должен показывать детям, как комплексно применить в жизни то, чему учили в школе.

Источник: https://www.vedomosti.ru/partner/characters/2019/12/09/818136-mihail-kozhevnikov

Михаил Кожевников: Учить педагогов нужно по-новому

Михаил Кожевников: -Учитель — это профессия, где нужно учиться каждый день

В Якутске на прошлой неделе прошел XI Международный летний институт — масштабный проект повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных организаций республики. Гость мероприятия, первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников рассказал ЯСИА о новых подходах к повышению квалификации педагогов, о перспективах развития человеческого капитала в Якутии и о влиянии учебников на качество жизни.

— Михаил Юрьевич, чему, на ваш взгляд, нужно учить современных учителей? Каких профессиональных навыков им не хватает?

— Во-первых, каждый учитель должен в совершенстве знать свой предмет, понимать требования образовательных стандартов, уметь подготовить детей к ОГЭ, ЕГЭ и другим стандартизированным формам оценки знаний. Если он преподает в старших классах, то должен своевременно узнавать о последних достижениях науки в своей предметной области.

Во-вторых, учителю необходимо постоянно осваивать методические новшества, прежде всего связанные с использованием в учебном процессе новых технологий, виртуальной реальности.

Читайте также:  Замахнуться на святое: что нужно убрать из школы и что — добавить

Он должен уметь работать с электронными учебниками, с технологическим оборудованием, если речь идет о естественнонаучных и технических дисциплинах.

Сейчас во многих регионах, в том числе в Якутии, создаются классы предпрофессиональной подготовки — инженерные, медицинские, оборудованные не хуже, чем научные лаборатории.

Есть и третий аспект, которому раньше почти не придавали значения, — формирование у учителей так называемых soft skills, навыков XXI века, необходимых для успешной работы. Это креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация, в том числе в условиях стресса, при взаимодействии с людьми разных темпераментов.

И еще учитель должен уметь воспитывать детей. Ведь образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Неслучайно название Международного летнего института — «От обучения к образованию».

Нужно развивать личность ребенка, создавать условия для его самоопределения и социализации, и эту задачу каждый учитель решает и на уроке, и во внеурочной деятельности, пусть даже не каждому это удается в полной мере.

Учителя, обладающие всеми этими компетенциями, смогут и детей учить по-новому.

При этом совершенно необходимым и естественным условием является достойная мотивация таких учителей, как материальная, так и нематериальная.

Повторю фразу одного глубоко уважаемого мною человека из системы образования: чтобы в школе через десять лет были хорошие учителя, надо десять лет тем учителям, которые есть, платить достойную зарплату.

— Какие достижения системы образования Якутии заметны на федеральном уровне?

— У республиканской системы образования огромный потенциал, который в значительной мере удается реализовать. Благодаря объединению всех уровней образования и региональной науки в одном министерстве эффективность взаимодействия между ними была значительно усилена в самые короткие сроки. Руководство республики понимает, что система образования — это основа дальнейшего процветания региона.

Известно, что в последние несколько лет в Якутии были сделаны огромные вложения в материальную базу школ, что не могло не отразиться на качестве образования. Остается актуальным строительство детских учреждений, так как в Якутии высокие показатели рождаемости.

Здесь также развивается предпрофессиональное образование, что крайне важно для прогресса региональной экономики, — это хорошая возможность решить проблему нехватки квалифицированных кадров в компаниях, которые работают в регионе. По большому счету выпускники таких классов готовы не только к обучению в вузах по выбранным направлениям, но и к работе по соответствующим профессиям.

Айсен Сергеевич Николаев, назначенный месяц назад врио главы региона, заявил, что «Якутия может и должна стать одним из лидеров развития Дальнего Востока и всей России», подчеркнув, что для этого в республике есть «образованные и очень активные люди», «уникальный человеческий потенциал». В развитии этого потенциала, а в конечном счете — в повышении качества жизни граждан в регионе Группа компаний «Просвещение» уже сегодня принимает участие.

— «Просвещение» известно во всей стране как издательство учебной литературы, по чьим книгам учились поколения советских людей, а теперь учатся многие российские граждане. Как через учебники можно повлиять на качество жизни?

— Чем лучше дети учатся в школе, тем эффективнее они потом смогут работать, в том числе на благо региона, способствуя развитию его экономики.

Некоторые предметы или учебные курсы формируют навыки, которые позволят человеку существенно влиять на улучшение качества своей жизни.

Например, благодаря курсу финансовой грамотности школьники учатся планировать семейный бюджет, рационально тратить деньги, не попадаться на удочку финансовых мошенников.

Но современное «Просвещение» — это уже не только и не столько издательство, сколько национальный образовательный интегратор.

Мы реализуем комплексные программы развития образования регионов — инвестируем в образовательную инфраструктуру, работаем со школьниками и их родителями, например по вопросам профориентации.

По нашим методикам проводится мониторинг детей, которые приходят учиться в начальную школу, и на его основе учителя могут разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории. Точно так же мы оцениваем готовность учеников основной школы к сдаче ОГЭ, выпускников старшей школы — к сдаче ЕГЭ.

— Якутия — полиэтнический регион, и здесь особое внимание уделяется изучению языков. Какие методики применяются для улучшения качества их преподавания?

— Умение эффективно использовать в общении несколько языков — устойчивое явление для Якутии, где государственными являются два языка – русский и якутский. Неудивительно, что в Якутии уделяется особое внимание методикам изучения и русского, и родного, и иностранных языков.

Известно, что еще в 1999 году английский язык в Якутии был объявлен «рабочим языком», так как республика вносит свой вклад в интеграцию страны в мировое экономическое сообщество, и тогда межгосударственное общение становится интенсивнее.

И сегодня, чтобы якутские школьники лучше говорили на английском, необходимо внедрять в школах новые методики, современные учебно-методические комплексы.

Это также поможет им сдать ЕГЭ по английскому, который будет обязателен во всех школах страны в 2022 году.

Современная тенденция преподавания иностранных языков в России — это акцент не только на изучение достопримечательностей страны изучаемого языка, но и на презентацию собственного региона на иностранном языке — на рассказы об истории, природе, памятниках архитектуры, государственном устройстве, особенностях повседневной жизни людей.

Эти и другие меры по совершенствованию системы образования помогут Якутии стать лидером в Дальневосточном федеральном округе, укрепят ее позиции среди регионов России.

Источник: https://prosv.ru/presscenter/interview/show/203.html

Михаил Кожевников: Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика

Президент группы компаний «Просвещение» о школе будущего

Образование должно трансформироваться под вызовы современного мира. Как изменится роль учителя, когда у каждого ребенка появится персональный ассистент на основе искусственного интеллекта, в чем суть цифровизации обучения и какие российские образовательные технологии востребованы за рубежом, рассказывает Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение».

– «Просвещение» ассоциируется в первую очередь с книжным издательством, но это группа компаний. Как устроен сейчас бизнес «Просвещения»?

– Книжное издательство, которое выпускает учебники и учебные пособия, – это лишь часть группы компаний, и сегодня «Просвещение» уже ассоциируется не только с ним. Изменения начались восемь лет назад, когда «Просвещение» стало частным. Мы проанализировали ситуацию в системе образования, опыт других стран и пришли к выводу, что работать нам нужно по трем основным направлениям.

  • Во-первых, это совершенствование инфраструктуры образовательных организаций – их полное оснащение, включая естественно-научные и инженерные лаборатории.
  • Во-вторых, это повышение квалификации и обеспечение профессионального роста учителей, работа с их мотивацией.
  • В-третьих, это разработка содержания и методов обучения: чему и как учить.
  • Эти направления были зафиксированы в нашей стратегии развития.

Сегодня в структуру группы наряду с издательством входят компания «Просвещение-Регион», которая занимается оснащением школ, и Академия «Просвещение», которая обучает педагогов.

Мы работаем по трем направлениям комплексно, объединив их на единой платформе, – добиваемся, чтобы при разработке методик учитывались возможности оборудования, чтобы учителя владели методиками и умели это оборудование применять и т. д.

Таким образом, «Просвещение» развивается как национальный образовательный интегратор. Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика, а значит, и результатов школы, региона, в целом страны.

– Какую долю выручки вам сейчас приносят учебники, а какую – остальные направления бизнеса?

– Учебники, к которым мы все так привязаны, – это на сегодняшний день 25% всей выручки. Доля вспомогательной учебной литературы меньше, еще меньше – пособий для учителей.

  1. При этом выручка у Академии «Просвещение» и «Просвещение-Региона» растет кратно, а продажи учебников достаточно стабильны, здесь показатели зависят только от количества детей в школе.
  2. – Все это, по сути, госзаказ?
  3. – Учебники – это госзаказ, дополнительные образовательные пособия – это коммерческий рынок.
  4. Академия «Просвещение» работает как по заказу регионов, так и с частными лицами.
  5. «Сделать жизнь учителя более яркой»

– Как меняется подготовка педагогов? Чему нужно учить современного учителя?

Источник: http://www.KremlinRus.ru/article/197/110673/

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

Что­бы идти в ногу со вре­ме­нем, необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но по­лу­чать но­вые зна­ния: чи­тать про­фес­си­о­наль­ную ли­те­ра­ту­ру, окан­чи­вать кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и он­лайн-про­грам­мы.

Осо­бен­но это ка­са­ет­ся тех, чья про­фес­сия — учить дру­гих.

«Цех» по­го­во­рил с че­тырь­мя учи­те­ля­ми о том, что они де­ла­ют для са­мо­раз­ви­тия, где чер­па­ют вдох­но­ве­ние и по­лу­ча­ют но­вую по­лез­ную ин­фор­ма­цию.

Мы жи­вем в быст­ро раз­ви­ва­ю­щем­ся и кон­ку­рент­ном мире, учить­ся и изу­чать но­вые тех­но­ло­гии нуж­но по­сто­ян­но.

Я в свое вре­мя ду­мал, что обой­дусь од­ним выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, в ре­зуль­та­те по­лу­чил че­ты­ре (кро­ме учи­те­ля ин­фор­ма­ти­ки, у меня ди­плом ин­же­не­ра свя­зи, спе­ци­а­ли­ста по ана­ли­ти­ке и со­ци­аль­ным ма­ни­пу­ля­ци­ям и ру­ко­во­ди­те­ля об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции) и окон­чил боль­ше 78 кур­сов. Если бу­дет воз­мож­ность по­лу­чить еще одно выс­шее или прой­ти еще ка­кой-то курс, сде­лаю это с боль­шим удо­воль­стви­ем.

Я од­на­жды аб­со­лют­но слу­чай­но по­пал на кур­сы по управ­ле­нию бес­пи­лот­ны­ми ле­та­тель­ны­ми ап­па­ра­та­ми, а в ре­зуль­та­те это при­го­ди­лось и в ра­бо­те

Я ста­ра­юсь идти в ногу со вре­ме­нем, и мне в этом очень по­мо­га­ют не толь­ко ма­стер-клас­сы и фо­ру­мы, но и ин­тер­нет-ре­сур­сы. На­при­мер, на pro­fil.mos.ru все­гда есть ин­фор­ма­ция о ме­ро­при­я­ти­ях об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций по про­филь­но­му обу­че­нию в Москве, snt.mos.

ru поз­во­ля­ет при­ни­мать вме­сте с детьми уча­стие в раз­лич­ных чем­пи­о­на­тах, на stepik.org — огром­ная база бес­плат­ных он­лайн-кур­сов по лю­бым пред­ме­там.

А еще я ак­тив­но поль­зу­юсь Мос­ков­ской элек­трон­ной шко­лой — этот ре­сурс очень по­мо­га­ет в под­го­тов­ке к уро­кам, бла­го­да­ря об­шир­ной биб­лио­те­ке элек­трон­ных ма­те­ри­а­лов и сце­на­ри­ев, а так­же поз­во­ля­ет «под­смот­реть» за кол­ле­га­ми.

Из необыч­но­го — я од­на­жды аб­со­лют­но слу­чай­но по­пал на кур­сы по управ­ле­нию бес­пи­лот­ны­ми ле­та­тель­ны­ми ап­па­ра­та­ми (сер­ти­фи­кат на обу­че­ние по­да­ри­ли дру­зья), а в ре­зуль­та­те это при­го­ди­лось и в ра­бо­те. В 2016 году мы вме­сте с уче­ни­ка­ми при­ня­ли уча­стие в Чем­пи­о­на­те Ев­ро­пы по этой ком­пе­тен­ции и за­ня­ли пер­вое ме­сто.

Сво­бод­но­го вре­ме­ни у меня прак­ти­че­ски нет, но если вдруг по­яв­ля­ет­ся, я по­свя­щаю его бегу или чте­нию. Из по­след­не­го, что про­чи­тал, по­нра­ви­лась кни­га Сти­ве­на Кови «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей».

Важ­но, что в ней не про­сто да­ет­ся на­бор от­дель­ных пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мов или но­во­мод­ных ин­стру­мен­тов са­мо­раз­ви­тия, а си­стем­ный под­ход к раз­ви­тию ха­рак­те­ра. Она по­мо­га­ет стать луч­шей вер­си­ей себя.

Из всех соц­се­тей боль­ше все­го пред­по­чи­таю youtube, там я под­пи­сан сра­зу на несколь­ко ка­на­лов: Ин­фор­ма­тик БУ, Com­puter Sci­ence Cen­ter, Ака­де­мия Ян­дек­са, Тех­но­ст­рим MAIL­GROUP, Лек­то­ри­ум, Фокс­форд.

По­след­ние годы в Москве про­хо­дит про­цесс мо­дер­ни­за­ции школ. Глав­ное тре­бо­ва­ние к учи­те­лям — мас­со­вое ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние, а для это­го необ­хо­ди­мо вы­стро­ить пра­виль­ную си­сте­му по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и мо­ти­ва­ции учи­те­лей.

Рань­ше было мно­го тео­ре­ти­че­ских за­ня­тий и мало по фор­ми­ро­ва­нию прак­ти­че­ских на­вы­ков, сей­час вто­ро­му на­обо­рот уде­ля­ют боль­шее вни­ма­ние, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство зна­чи­мых бес­плат­ных про­фес­си­о­наль­ных кон­кур­сов и олим­пи­ад для учи­те­лей. Я уже вто­рой год под­ряд при­ни­маю уча­стие в олим­пиа­де «Но­вый учи­тель для но­вой ин­фор­ма­ти­ки». В про­шлом году стал при­зе­ром по ре­зуль­та­там увле­ка­тель­ных и непро­стых ис­пы­та­ний. Я счи­таю, глав­ное — ни­ко­гда не оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том.

Но­вые прин­ци­пы си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния по­мо­га­ют на­шим де­тям до­стичь вы­со­ких ре­зуль­та­тов на меж­ду­на­род­ном уровне. Ко­неч­но, мно­гое за­ви­сит от учи­те­ля.

Если пе­да­гог не про­дол­жа­ет сам учить­ся и раз­ви­вать­ся по­сле шко­лы, учи­ли­ща или вуза, то и его уче­ни­ки бу­дут огра­ни­че­ны ров­но тем, ка­кие зна­ния он по­лу­чил во вре­мя уче­бы.

Важ­но не толь­ко углуб­лять­ся в свою про­фес­си­о­наль­ную об­ласть, но быть раз­ви­тым все­сто­ронне, что­бы уро­ки были ин­те­рес­нее. Мне ка­жет­ся, нуж­но стре­мить­ся к ме­та­пред­мет­ным за­ня­ти­ям: ко­гда на уро­ке, ска­жем, му­зы­ки вспо­ми­на­ют и ис­то­рию, и фи­зи­ку.

Раз­ви­вать­ся и по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию учи­те­лю лю­бой спе­ци­аль­но­сти зна­чи­тель­но по­мо­га­ют ре­сур­сы мос­ков­ско­го об­ра­зо­ва­ния. На сай­те dpo­mos.

ru есть всё — от кур­сов ло­го­пе­дии и ра­бо­ты со школь­ной биб­лио­те­кой до кур­сов по управ­ле­нию ор­га­ни­за­ци­ей и под­го­тов­ке к про­вер­ке ГИА (Го­су­дар­ствен­ной ито­го­вой ат­те­ста­ции).

При­чем, кур­сы как оф­флайн, так и он­лайн, что очень удоб­но.

В Москве про­во­дят очень мно­го оч­ных ме­ро­при­я­тий. Глав­ное — фо­рум «Го­род об­ра­зо­ва­ния», один из са­мых боль­ших в мире.

Там все­гда мно­го по­лез­ных лек­ций, мне в по­след­ний раз за­пом­ни­лась лек­ция о мо­ти­ва­ции уче­ни­ков. По­лу­чен­ные на ней зна­ния очень по­мо­га­ют в ра­бо­те.

В ок­тяб­ре РБК так­же ор­га­ни­зо­вы­вал ин­те­рес­ную кон­фе­рен­цию о трен­дах в об­ра­зо­ва­нии.

Моя глав­ная страсть — пу­те­ше­ствия. Мне нра­вит­ся ока­зы­вать­ся в со­вер­шен­но незна­ко­мом ме­сте и узна­вать, чем там жи­вут люди. В сво­бод­ное вре­мя я люб­лю со­би­рать­ся с дру­зья­ми и иг­рать в на­столь­ные игры.

Кста­ти, они силь­но про­ка­чи­ва­ют уме­ние по­ни­мать лю­дей — это очень важ­но для лю­бо­го пе­да­го­га. На кни­ги вре­ме­ни прак­ти­че­ски нет, но очень вдох­нов­ля­ют ис­то­рии из со­об­ще­ства «Под­слу­ша­но у учи­те­лей». Там учи­те­ля со­ве­ту­ют­ся друг с дру­гом, за­да­ют во­про­сы, жа­лу­ют­ся на про­бле­мы.

Это мо­ти­ви­ру­ет раз­ви­вать­ся, что­бы по­том по­мо­гать дру­гим и ме­нять об­ра­зо­ва­ние к луч­ше­му.

В сфе­ре до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния сей­час про­ис­хо­дит мно­го ин­те­рес­но­го.

Ру­ко­вод­ство го­ро­да очень за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии этой об­ла­сти, по­то­му что во-пер­вых, это по­мо­га­ет луч­ше под­го­то­вить уче­ни­ков в олим­пи­а­дам, ре­зуль­та­ты ко­то­рых вли­я­ют на рей­тинг шко­лы, и в це­лом де­ла­ет жизнь уче­ни­ков ин­те­рес­нее. В том же рей­тин­ге есть та­кой по­ка­за­тель, как «удо­вле­тво­рен­ность об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ци­ей», ко­то­рый за­ви­сит от того, ка­кой про­цент де­тей оста­ет­ся в сво­ей шко­ле. И тут оче­вид­но, что если у ре­бен­ка, по­ми­мо обя­за­тель­ных пред­ме­тов, есть воз­мож­ность по­се­щать ка­кие-то круж­ки, и он по­лу­ча­ет от это­го удо­воль­ствие, то и ро­ди­те­лям не за­хо­чет­ся ни­ку­да его пе­ре­во­дить.

Как го­во­рит Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич Ли­зин­ский (кан­ди­дат пе­да­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор ка­фед­ры пе­да­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии АП­КиП­ПРО — Прим. «Цеха»): «Учи­тель — это че­ло­век, ко­то­рый учит­ся всю жизнь, толь­ко в этом слу­чае он об­ре­та­ет пра­во учить». Я при­дер­жи­ва­юсь того же прин­ци­па: раз учишь — учись сам.

Во­об­ще, го­род предо­став­ля­ет учи­те­лю огром­ное ко­ли­че­ство воз­мож­но­стей и ре­сур­сов для са­мо­ре­а­ли­за­ции.

Так, в 2019 году «Мос­ков­ский центр ка­че­ства об­ра­зо­ва­ния» про­вел ак­цию «5 на 5» — тре­нинг для учи­те­лей в фор­ма­те ЕГЭ по лю­бым пяти вы­бран­ным пред­ме­там.

По­бе­ди­те­ли от­пра­ви­лись в Фин­лян­дию об­ме­ни­вать­ся опы­том с за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

Если учи­тель под­го­то­вил два сце­на­рия уро­ка в МЭШ (Мос­ков­ская Элек­трон­ная Шко­ла — Прим.«Цеха») и по­лу­чил за них грант, то он сме­ло мо­жет по­да­вать за­яв­ку на по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ка­те­го­рии.

Во­об­ще МЭШ — это один из са­мых успеш­ных про­ек­тов за по­след­нее вре­мя, он даже во­шел в 100 луч­ших про­ек­тов в мире. Там есть аб­со­лют­но все, что нуж­но для про­ве­де­ния уро­ка, по­это­му на под­го­тов­ку те­перь ухо­дит ми­ни­мум вре­ме­ни.

И глав­ное, что ав­то­ры всех уро­ков, учеб­ных по­со­бий, при­ло­же­ний и те­стов —прак­ти­ку­ю­щие учи­те­ля.

Что­бы быть ак­ту­аль­ным и оста­вать­ся в кур­се глав­ных тен­ден­ций в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, я ста­ра­юсь по­се­щать раз­лич­ные ма­стер-клас­сы сво­их кол­лег, ве­би­на­ры, фо­ру­мы — на­при­мер, «Го­род об­ра­зо­ва­ния», ко­то­рый про­во­дят в Москве каж­дый год.

Недав­но я за­кон­чил кур­сы от МЦРК­ПО «Аз­бу­ка управ­ле­ния» — о том, как на­чи­на­ю­ще­му ру­ко­во­ди­те­лю об­ра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния стать успеш­ным. За­ня­тия про­во­ди­ли ди­рек­то­ра, за­ме­сти­те­ли и со­труд­ни­ки де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния.

Ра­бо­та с под­рас­та­ю­щим по­ко­ле­ни­ем тре­бу­ет от пе­да­го­га же­лез­ной вы­держ­ки, гиб­ко­сти, быст­ро­ты ре­ак­ции и пси­хо­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти.

Что ка­са­ет­ся по­след­не­го, я по­се­тил пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги во вре­мя все­рос­сий­ско­го фо­ру­ма «Учи­тель бу­ду­ще­го» в 2013 году.

Он ока­зал­ся очень по­лез­ным, на нем вы­сту­па­ли из­вест­ные в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния люди, ав­то­ры-со­ста­ви­те­ли ма­те­ри­а­лов ЕГЭ. Мно­гие сред­ства, при­е­мы и но­ва­тор­ские ме­то­ди­ки я успеш­но при­ме­няю в сво­ей ра­бо­те и по сей день.

Меня вдох­нов­ля­ет моя ра­бо­та, я каж­дый день от­кры­ваю для себя что-то но­вое. Осо­бен­но в де­тях, ко­то­рых обу­чаю: их по­бе­ды, улыб­ки и про­стое «спа­си­бо». Ради это­го сто­ит при­хо­дить на ра­бо­ту.

Что ка­са­ет­ся соц­се­тей, я за­ре­ги­стри­ро­ван в ин­ста­гра­ме и фейс­бу­ке, но ис­поль­зую их в ос­нов­ном для об­ще­ния с кол­ле­га­ми, уче­ни­ка­ми и вы­пуск­ни­ка­ми.

Читайте также:  Как будут повышать престиж российского образования

Мно­го чи­таю, но в ос­нов­ном, клас­си­че­скую ли­те­ра­ту­ру — бла­го­да­ря ей, я при­об­ре­таю для себя го­раз­до боль­ше, чем ко­гда чи­таю на­уч­ные, мо­ти­ва­ци­он­ные или пси­хо­ло­ги­че­ские кни­ги.

На­при­мер, недав­но пе­ре­чи­тал «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» Лер­мон­то­ва.

Быть учи­те­лем — зна­чит ни на ми­ну­ту не пе­ре­ста­вать учить­ся са­мо­му.

В на­ча­ле де­каб­ря я за­щи­ти­ла ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию по пе­да­го­ги­ке и уже по­ду­мы­ваю над сле­ду­ю­щим об­ра­зо­ва­ни­ем по спе­ци­аль­но­сти ме­недж­мент в об­ра­зо­ва­нии, оста­лось толь­ко опре­де­лить­ся с ву­зом.

Кста­ти, со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии — то, что поз­во­ля­ет сде­лать уро­ки бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми. Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Быть учи­те­лем зна­чит ни на ми­ну­ту не пе­ре­ста­вать учить­ся са­мо­му

Во­об­ще, к са­мо­раз­ви­тию и са­мо­мо­ти­ва­ции учи­те­лей под­тал­ки­ва­ет сама об­ра­зо­ва­тель­ная си­сте­ма — в 2020-м всту­пят в силу оче­ред­ные об­нов­ле­ния в схе­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции.

Так, для оцен­ки ком­му­ни­ка­тив­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских на­вы­ков пе­да­го­гам пред­ло­жат за­пи­сать ви­део-урок по план-кон­спек­ту и вы­пол­нить кейс — со­ста­вить план дей­ствий на ос­но­ве вы­мыш­лен­ной си­ту­а­ции, на­при­мер, со­ци­а­ли­за­ции де­тей из небла­го­по­луч­ных се­мей.

Я каж­дый ме­сяц хожу на тре­нин­ги и фо­ру­мы, ак­тив­но участ­вую в про­ек­те «Управ­лен­че­ская сре­да мо­ло­до­го пе­да­го­га», в на­ча­ле но­яб­ря по­се­ти­ла тре­нинг по профори­ен­та­ции для школь­ни­ков, а в ап­ре­ле пла­ни­рую прой­ти курс ора­тор­ско­го ма­стер­ства в шко­ле «Ко­роль го­во­рит».

Мне было важ­но по­нять, что тайм-ме­недж­мен­ту сей­час надо на­чи­нать обу­чать уже в школь­ном воз­расте. Даже при со­став­ле­нии пла­на уро­ка пре­по­да­ва­те­лю сто­ит ду­мать о том, сколь­ко вре­ме­ни уче­ник за­тра­тит на вы­пол­не­ние того или ино­го за­да­ния.

А еще вме­сте с клас­сом я ре­гу­ляр­но по­се­щаю «Суб­бо­ты мос­ков­ско­го школь­ни­ка», на­при­мер, на оче­ре­ди у нас — по­се­ще­ние Mosobr.TV.

Меня все­гда вдох­нов­ля­ли учи­те­ля, ко­то­рые «го­рят» сво­им де­лом и ко­то­рым есть, чем по­де­лить­ся с кол­ле­га­ми и уче­ни­ка­ми. Сей­час я со­стою в несколь­ких груп­пах во «ВКон­так­те», в том чис­ле Teaches who care и Ege ex­pert, где мы об­ме­ни­ва­ем­ся ин­фор­ма­ци­ей и со­зда­ем ве­би­на­ры.

На оче­ре­ди — ве­би­нар по под­го­тов­ке к ЕГЭ. Кста­ти, если го­во­рить о со­вре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях, я ста­ра­юсь ис­поль­зо­вать их и во вре­мя уро­ков. Это поз­во­ля­ет сде­лать их бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми.

Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Еще я под­пи­са­на на Ted Talks и Teen Talks в youtube и мно­го чи­таю. Из по­след­не­го очень за­пом­ни­лась кни­га на­род­но­го учи­те­ля Рос­сии Ю. В. За­вель­ско­го «Еще раз об учи­те­ле.

Мыс­ли враз­брос» про смысл пе­да­го­ги­ки.

Ее точ­но бу­дет ин­те­рес­но про­чи­тать пе­да­го­гам, ру­ко­во­ди­те­лям об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и во­об­ще всем, кто нерав­но­ду­шен к про­бле­мам вос­пи­та­ния.

Ма­те­ри­ал опуб­ли­ко­ван при под­держ­ке Де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки го­ро­да Моск­вы.

Источник: https://zeh.media/praktika/obrazovaniye/475318-zachem-uchitsya-uchitelyam-departament-obrazovaniya

Михаил Кожевников: необходимо принципиально иначе проектировать школы

Плюс ко всему, мы плотно работаем с работодателями и, конечно, они заинтересованы в инвестициях, потому что тогда их работники спокойны, зная, где находятся их дети, и для самих работников вечером прийти на танцы или плавание — вполне нормально.

И здесь, как вы понимаете, речь идет не просто о количестве свободных квадратных метров в школе, это более серьезные и сложные вещи. Если мы эту программу реализуем, мы получим до пяти миллионов современных школьных мест.

Соответственно, мы говорим про одну смену, потому что я плохо верю в эффективность образования при двухсменной учебе. А уж если три смены — считайте, образования нет.

— Но кто же будет в этих школах преподавать и откуда возьмутся современные программы, по которым дети будут заниматься?

— Преподавать будут учителя. Мы считаем, что, если современный учитель сможет брать на себя больше часов и уроков с помощью современных технологий (когда компьютер проверяет работы и строит образовательные траектории каждому ребенку, а учитель только вносит «человеческий фактор»), это существенно освободит его от рутинной работы, и он сможет вести классы от 40 детей, а не по 20-25 детей.

— А хорошо ли это? Считается, чем меньше класс, тем эффективнее обучение.

— Это хорошо, особенно для старшей школы. Вы работаете в редакции, вокруг вас очень много разных людей, вы понимаете, насколько важны социум и команда. Поэтому к этому надо приучать со школьной скамьи, особенно если вы с 7-8 класса занимаетесь предпрофессиональным образованием. И понятно, что здесь уже нужны учителя-тьюторы.

— А где брать таких учителей? Где они будут учиться быть тьюторами?

— Там же, где и сегодня их учат. Просто нужны другие программы, должны быть другие учителя учителей. Вы знаете, что в каждом регионе есть свой институт повышения квалификации учителей, институты развития образования.

Достаточно много у нас и педагогических институтов, мы с ними тоже работаем. На самом деле, в этом плане уже много сделано. Меняются программы, меняются технологии. Очень много ребят из магистратур профильных университетов, которые обучаются дидактике, приходят на работу в школы.

Работодатели серьезно стимулируют появление новых учителей.

— Можно ли сказать, что профессия учителя вновь становится популярной?

— Сейчас растет процент учителей в возрасте до 35 лет. Растет привлекательность профессии, зарплата. Нужны новые требования к работе, к обучению. Например, есть проблема в цифровых продуктах, связанная с кибер-безопасностью.

Есть очень много ресурсов, призывающих к суициду, к ведению криминальной жизни, к агрессии и так далее. Закрыть это от детей не получится. Чем больше будете закрывать, тем больше дети будут этим интересоваться. Весь Интернет нельзя закрыть.

Другое дело — работать и объяснять детям, что это такое, к чему это ведет. Это и есть задача современного учителя. СМИ не удержат потока негативной информации, просто надо уметь ее фильтровать, и научить это сделать — это задача школы.

Это новые требования к работе учителей — не просто учить считать-писать, а работать с информацией и анализировать ее.

— А по срокам: когда первые школы в рамках этого проекта распахнут свои двери?

— Уже распахнули. Последние два года работает программа «2025» — 57 школ было построено в 2016 году, 77 школ было построено в 2017 году. Хочу напомнить: «Просвещение» было инициатором этой программы.

Мы обратились к президенту страны, акцентировав внимание на этой проблеме. В результате была создана целая дирекция в рамках министерства образования и науки, в 2016 году было выделено 25 миллиардов рублей, в 2017 году — еще больше.

И уже построено более 150 школ в регионах, в них заложена часть тех принципов, о которых мы говорим.

— Вы говорите о государственном финансировании. А как привлекать частные инвестиции в сферу образования?

— Вы знаете, что образовательная отрасль с точки зрения инвестиций находится на последних местах в рейтинге отраслей именно потому, что непонятны механизмы привлечения частных инвестиций, вложений и так далее. Это не только у нас, это во всем мире так.

Во всем мире есть проблема нехватки бюджетных средств на развитие школьного и дошкольного образования. С другой стороны, когда говорят о привлечении инвестиций, это начинает упираться в различные механизмы — как их вкладывать, как возвращать.

Поэтому мы, посмотрев на достаточно успешный опыт, говорим сегодня о том, что попробуем на рубль государственных инвестиций привлекать еще два рубля — рубль региональный и рубль частный.

Источник: https://ria.ru/20180323/1517111187.html

Учитель

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко.

К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать.

Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу.

Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения.

От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.

А также:

  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная.

Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом.

Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

Источник: https://info-profi.net/professiya-uchitel/

Ссылка на основную публикацию