- Кем стать?
-
Где учиться?
- Как расти?
- Что пробовать?
ico 29.08.2019 Читать: 3 мин.
Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх
Узнай стоимость своей работы
Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?
Описание профессии учителя
Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара.
С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать.
В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.
К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления.
Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности.
Узнай стоимость своей работы
А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.
Какая профессия подходит мне? ПРОЙТИ БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ >>
Плюсы и минусы профессии
Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.
Плюсы + Общение с людьми + Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения + Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым + Длинный отпуск + Благодарность выпускников | Минусы — Бывают «трудные» и конфликтные дети — Бывают «трудные» родители — Не всегда достойная оплата труда — Большая ответственность за жизнь и здоровье детей — Много работы по составлению планов и отчетов — Давление руководства, родителей и самих учащихся |
Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.
Профессия воспитатель, педагог дошкольного образования >> |
Какими качествами должен обладать учитель
Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?
Какими качествами важно обладать педагогу:
✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект) ✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость) ✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу ✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным ✎ Уметь мотивировать ✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде
Где учиться на учителя
Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.
00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель».
Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.
Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.
1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10 • ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат» • Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского • Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
2. Педагогический вуз В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 44.05.01 Педагогика девиантного поведения БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ НА ПРОФИЛИ >>
Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов: • МГОУ — Московский государственный областной университет • МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет • МГПУ — Московский городской педагогический университет • МПСУ — Московский психолого-социальный университет • МПГУ — Московский педагогический государственный университет • МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
3. Профильный вуз Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз.
Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.
Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.
Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»: ✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках) ✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)
Где работать учителю
✔ Муниципальные и частные школы ✔ Индивидуальная работа (репетиторство) ✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров ✔ Детские сады ✔ Учреждения дополнительного образования
Сколько получают учителя
Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.
Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)
Карьерные возможности
Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-uchitel.html
Михаил Кожевников: «Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика»
Образование должно трансформироваться под вызовы современного мира. Как изменится роль учителя, когда у каждого ребенка появится персональный ассистент на основе искусственного интеллекта, в чем суть цифровизации обучения и какие российские образовательные технологии востребованы за рубежом, рассказывает Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение»
– «Просвещение» ассоциируется в первую очередь с книжным издательством, но это группа компаний. Как устроен сейчас бизнес «Просвещения»?
– Книжное издательство, которое выпускает учебники и учебные пособия, – это лишь часть группы компаний, и сегодня «Просвещение» уже ассоциируется не только с ним.
Изменения начались восемь лет назад, когда «Просвещение» стало частным. Мы проанализировали ситуацию в системе образования, опыт других стран и пришли к выводу, что работать нам нужно по трем основным направлениям.
Во-первых, это совершенствование инфраструктуры образовательных организаций – их полное оснащение, включая естественно-научные и инженерные лаборатории.
Во-вторых, это повышение квалификации и обеспечение профессионального роста учителей, работа с их мотивацией.
В-третьих, это разработка содержания и методов обучения: чему и как учить.
По итогам 2018 г. выручка группы компаний «Просвещение» с учетом НДС составила 20 136 млн руб., рост по сравнению с 2018 г. – 12%. Выпущено 3401 название книг и брошюр общим тиражом 81 747 650 экз. Источник: годовой отчет группы компаний «Просвещение» за 2018 г.
Эти направления были зафиксированы в нашей стратегии развития.
Сегодня в структуру группы наряду с издательством входят компания «Просвещение-Регион», которая занимается оснащением школ, и Академия «Просвещение», которая обучает педагогов.
Мы работаем по трем направлениям комплексно, объединив их на единой платформе, – добиваемся, чтобы при разработке методик учитывались возможности оборудования, чтобы учителя владели методиками и умели это оборудование применять и т. д.
Таким образом, «Просвещение» развивается как национальный образовательный интегратор. Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика, а значит, и результатов школы, региона, в целом страны.
– Какую долю выручки вам сейчас приносят учебники, а какую – остальные направления бизнеса?
– Учебники, к которым мы все так привязаны, – это на сегодняшний день 25% всей выручки. Доля вспомогательной учебной литературы меньше, еще меньше – пособий для учителей.
При этом выручка у Академии «Просвещение» и «Просвещение-Региона» растет кратно, а продажи учебников достаточно стабильны, здесь показатели зависят только от количества детей в школе.
/olimp.itteachers.ru
– Все это, по сути, госзаказ?
– Учебники – это госзаказ, дополнительные образовательные пособия – это коммерческий рынок. Академия «Просвещение» работает как по заказу регионов, так и с частными лицами.
– Как меняется подготовка педагогов? Чему нужно учить современного учителя?
– Считается, что учителям не нравится, когда их учат. И наш опыт показывает, что они любят учиться сами.
Поэтому задача Академии «Просвещение» – предложить такие курсы, которые помогут учителю повысить мотивацию работать в соответствии с современными требованиями. Одно из таких требований – метапредметность.
Появилось множество профессий на стыке разных областей знания, и учитель должен показывать детям, как комплексно применить в жизни то, чему учили в школе.
Источник: https://www.vedomosti.ru/partner/characters/2019/12/09/818136-mihail-kozhevnikov
Михаил Кожевников: Учить педагогов нужно по-новому
В Якутске на прошлой неделе прошел XI Международный летний институт — масштабный проект повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных организаций республики. Гость мероприятия, первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников рассказал ЯСИА о новых подходах к повышению квалификации педагогов, о перспективах развития человеческого капитала в Якутии и о влиянии учебников на качество жизни.
— Михаил Юрьевич, чему, на ваш взгляд, нужно учить современных учителей? Каких профессиональных навыков им не хватает?
— Во-первых, каждый учитель должен в совершенстве знать свой предмет, понимать требования образовательных стандартов, уметь подготовить детей к ОГЭ, ЕГЭ и другим стандартизированным формам оценки знаний. Если он преподает в старших классах, то должен своевременно узнавать о последних достижениях науки в своей предметной области.
Во-вторых, учителю необходимо постоянно осваивать методические новшества, прежде всего связанные с использованием в учебном процессе новых технологий, виртуальной реальности.
Он должен уметь работать с электронными учебниками, с технологическим оборудованием, если речь идет о естественнонаучных и технических дисциплинах.
Сейчас во многих регионах, в том числе в Якутии, создаются классы предпрофессиональной подготовки — инженерные, медицинские, оборудованные не хуже, чем научные лаборатории.
Есть и третий аспект, которому раньше почти не придавали значения, — формирование у учителей так называемых soft skills, навыков XXI века, необходимых для успешной работы. Это креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация, в том числе в условиях стресса, при взаимодействии с людьми разных темпераментов.
И еще учитель должен уметь воспитывать детей. Ведь образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Неслучайно название Международного летнего института — «От обучения к образованию».
Нужно развивать личность ребенка, создавать условия для его самоопределения и социализации, и эту задачу каждый учитель решает и на уроке, и во внеурочной деятельности, пусть даже не каждому это удается в полной мере.
Учителя, обладающие всеми этими компетенциями, смогут и детей учить по-новому.
При этом совершенно необходимым и естественным условием является достойная мотивация таких учителей, как материальная, так и нематериальная.
Повторю фразу одного глубоко уважаемого мною человека из системы образования: чтобы в школе через десять лет были хорошие учителя, надо десять лет тем учителям, которые есть, платить достойную зарплату.
— Какие достижения системы образования Якутии заметны на федеральном уровне?
— У республиканской системы образования огромный потенциал, который в значительной мере удается реализовать. Благодаря объединению всех уровней образования и региональной науки в одном министерстве эффективность взаимодействия между ними была значительно усилена в самые короткие сроки. Руководство республики понимает, что система образования — это основа дальнейшего процветания региона.
Известно, что в последние несколько лет в Якутии были сделаны огромные вложения в материальную базу школ, что не могло не отразиться на качестве образования. Остается актуальным строительство детских учреждений, так как в Якутии высокие показатели рождаемости.
Здесь также развивается предпрофессиональное образование, что крайне важно для прогресса региональной экономики, — это хорошая возможность решить проблему нехватки квалифицированных кадров в компаниях, которые работают в регионе. По большому счету выпускники таких классов готовы не только к обучению в вузах по выбранным направлениям, но и к работе по соответствующим профессиям.
Айсен Сергеевич Николаев, назначенный месяц назад врио главы региона, заявил, что «Якутия может и должна стать одним из лидеров развития Дальнего Востока и всей России», подчеркнув, что для этого в республике есть «образованные и очень активные люди», «уникальный человеческий потенциал». В развитии этого потенциала, а в конечном счете — в повышении качества жизни граждан в регионе Группа компаний «Просвещение» уже сегодня принимает участие.
— «Просвещение» известно во всей стране как издательство учебной литературы, по чьим книгам учились поколения советских людей, а теперь учатся многие российские граждане. Как через учебники можно повлиять на качество жизни?
— Чем лучше дети учатся в школе, тем эффективнее они потом смогут работать, в том числе на благо региона, способствуя развитию его экономики.
Некоторые предметы или учебные курсы формируют навыки, которые позволят человеку существенно влиять на улучшение качества своей жизни.
Например, благодаря курсу финансовой грамотности школьники учатся планировать семейный бюджет, рационально тратить деньги, не попадаться на удочку финансовых мошенников.
Но современное «Просвещение» — это уже не только и не столько издательство, сколько национальный образовательный интегратор.
Мы реализуем комплексные программы развития образования регионов — инвестируем в образовательную инфраструктуру, работаем со школьниками и их родителями, например по вопросам профориентации.
По нашим методикам проводится мониторинг детей, которые приходят учиться в начальную школу, и на его основе учителя могут разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории. Точно так же мы оцениваем готовность учеников основной школы к сдаче ОГЭ, выпускников старшей школы — к сдаче ЕГЭ.
— Якутия — полиэтнический регион, и здесь особое внимание уделяется изучению языков. Какие методики применяются для улучшения качества их преподавания?
— Умение эффективно использовать в общении несколько языков — устойчивое явление для Якутии, где государственными являются два языка – русский и якутский. Неудивительно, что в Якутии уделяется особое внимание методикам изучения и русского, и родного, и иностранных языков.
Известно, что еще в 1999 году английский язык в Якутии был объявлен «рабочим языком», так как республика вносит свой вклад в интеграцию страны в мировое экономическое сообщество, и тогда межгосударственное общение становится интенсивнее.
И сегодня, чтобы якутские школьники лучше говорили на английском, необходимо внедрять в школах новые методики, современные учебно-методические комплексы.
Это также поможет им сдать ЕГЭ по английскому, который будет обязателен во всех школах страны в 2022 году.
Современная тенденция преподавания иностранных языков в России — это акцент не только на изучение достопримечательностей страны изучаемого языка, но и на презентацию собственного региона на иностранном языке — на рассказы об истории, природе, памятниках архитектуры, государственном устройстве, особенностях повседневной жизни людей.
Эти и другие меры по совершенствованию системы образования помогут Якутии стать лидером в Дальневосточном федеральном округе, укрепят ее позиции среди регионов России.
Источник: https://prosv.ru/presscenter/interview/show/203.html
Михаил Кожевников: Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика
Президент группы компаний «Просвещение» о школе будущего
Образование должно трансформироваться под вызовы современного мира. Как изменится роль учителя, когда у каждого ребенка появится персональный ассистент на основе искусственного интеллекта, в чем суть цифровизации обучения и какие российские образовательные технологии востребованы за рубежом, рассказывает Михаил Кожевников, президент группы компаний «Просвещение».
– «Просвещение» ассоциируется в первую очередь с книжным издательством, но это группа компаний. Как устроен сейчас бизнес «Просвещения»?
– Книжное издательство, которое выпускает учебники и учебные пособия, – это лишь часть группы компаний, и сегодня «Просвещение» уже ассоциируется не только с ним. Изменения начались восемь лет назад, когда «Просвещение» стало частным. Мы проанализировали ситуацию в системе образования, опыт других стран и пришли к выводу, что работать нам нужно по трем основным направлениям.
- Во-первых, это совершенствование инфраструктуры образовательных организаций – их полное оснащение, включая естественно-научные и инженерные лаборатории.
- Во-вторых, это повышение квалификации и обеспечение профессионального роста учителей, работа с их мотивацией.
- В-третьих, это разработка содержания и методов обучения: чему и как учить.
- Эти направления были зафиксированы в нашей стратегии развития.
Сегодня в структуру группы наряду с издательством входят компания «Просвещение-Регион», которая занимается оснащением школ, и Академия «Просвещение», которая обучает педагогов.
Мы работаем по трем направлениям комплексно, объединив их на единой платформе, – добиваемся, чтобы при разработке методик учитывались возможности оборудования, чтобы учителя владели методиками и умели это оборудование применять и т. д.
Таким образом, «Просвещение» развивается как национальный образовательный интегратор. Наша бизнес-задача – повышение образовательных результатов каждого ученика, а значит, и результатов школы, региона, в целом страны.
– Какую долю выручки вам сейчас приносят учебники, а какую – остальные направления бизнеса?
– Учебники, к которым мы все так привязаны, – это на сегодняшний день 25% всей выручки. Доля вспомогательной учебной литературы меньше, еще меньше – пособий для учителей.
- При этом выручка у Академии «Просвещение» и «Просвещение-Региона» растет кратно, а продажи учебников достаточно стабильны, здесь показатели зависят только от количества детей в школе.
- – Все это, по сути, госзаказ?
- – Учебники – это госзаказ, дополнительные образовательные пособия – это коммерческий рынок.
- Академия «Просвещение» работает как по заказу регионов, так и с частными лицами.
- «Сделать жизнь учителя более яркой»
– Как меняется подготовка педагогов? Чему нужно учить современного учителя?
Источник: http://www.KremlinRus.ru/article/197/110673/
«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде
Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно получать новые знания: читать профессиональную литературу, оканчивать курсы повышения квалификации и онлайн-программы.
Особенно это касается тех, чья профессия — учить других.
«Цех» поговорил с четырьмя учителями о том, что они делают для саморазвития, где черпают вдохновение и получают новую полезную информацию.
Мы живем в быстро развивающемся и конкурентном мире, учиться и изучать новые технологии нужно постоянно.
Я в свое время думал, что обойдусь одним высшим образованием, в результате получил четыре (кроме учителя информатики, у меня диплом инженера связи, специалиста по аналитике и социальным манипуляциям и руководителя образовательной организации) и окончил больше 78 курсов. Если будет возможность получить еще одно высшее или пройти еще какой-то курс, сделаю это с большим удовольствием.
Я однажды абсолютно случайно попал на курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами, а в результате это пригодилось и в работе
Я стараюсь идти в ногу со временем, и мне в этом очень помогают не только мастер-классы и форумы, но и интернет-ресурсы. Например, на profil.mos.ru всегда есть информация о мероприятиях образовательных организаций по профильному обучению в Москве, snt.mos.
ru позволяет принимать вместе с детьми участие в различных чемпионатах, на stepik.org — огромная база бесплатных онлайн-курсов по любым предметам.
А еще я активно пользуюсь Московской электронной школой — этот ресурс очень помогает в подготовке к урокам, благодаря обширной библиотеке электронных материалов и сценариев, а также позволяет «подсмотреть» за коллегами.
Из необычного — я однажды абсолютно случайно попал на курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами (сертификат на обучение подарили друзья), а в результате это пригодилось и в работе. В 2016 году мы вместе с учениками приняли участие в Чемпионате Европы по этой компетенции и заняли первое место.
Свободного времени у меня практически нет, но если вдруг появляется, я посвящаю его бегу или чтению. Из последнего, что прочитал, понравилась книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
Важно, что в ней не просто дается набор отдельных психологических приемов или новомодных инструментов саморазвития, а системный подход к развитию характера. Она помогает стать лучшей версией себя.
Из всех соцсетей больше всего предпочитаю youtube, там я подписан сразу на несколько каналов: Информатик БУ, Computer Science Center, Академия Яндекса, Технострим MAILGROUP, Лекториум, Фоксфорд.
Последние годы в Москве проходит процесс модернизации школ. Главное требование к учителям — массовое качественное образование, а для этого необходимо выстроить правильную систему повышения квалификации и мотивации учителей.
Раньше было много теоретических занятий и мало по формированию практических навыков, сейчас второму наоборот уделяют большее внимание, увеличивается количество значимых бесплатных профессиональных конкурсов и олимпиад для учителей. Я уже второй год подряд принимаю участие в олимпиаде «Новый учитель для новой информатики». В прошлом году стал призером по результатам увлекательных и непростых испытаний. Я считаю, главное — никогда не останавливаться на достигнутом.
Новые принципы системы образования помогают нашим детям достичь высоких результатов на международном уровне. Конечно, многое зависит от учителя.
Если педагог не продолжает сам учиться и развиваться после школы, училища или вуза, то и его ученики будут ограничены ровно тем, какие знания он получил во время учебы.
Важно не только углубляться в свою профессиональную область, но быть развитым всесторонне, чтобы уроки были интереснее. Мне кажется, нужно стремиться к метапредметным занятиям: когда на уроке, скажем, музыки вспоминают и историю, и физику.
Развиваться и повышать квалификацию учителю любой специальности значительно помогают ресурсы московского образования. На сайте dpomos.
ru есть всё — от курсов логопедии и работы со школьной библиотекой до курсов по управлению организацией и подготовке к проверке ГИА (Государственной итоговой аттестации).
Причем, курсы как оффлайн, так и онлайн, что очень удобно.
В Москве проводят очень много очных мероприятий. Главное — форум «Город образования», один из самых больших в мире.
Там всегда много полезных лекций, мне в последний раз запомнилась лекция о мотивации учеников. Полученные на ней знания очень помогают в работе.
В октябре РБК также организовывал интересную конференцию о трендах в образовании.
Моя главная страсть — путешествия. Мне нравится оказываться в совершенно незнакомом месте и узнавать, чем там живут люди. В свободное время я люблю собираться с друзьями и играть в настольные игры.
Кстати, они сильно прокачивают умение понимать людей — это очень важно для любого педагога. На книги времени практически нет, но очень вдохновляют истории из сообщества «Подслушано у учителей». Там учителя советуются друг с другом, задают вопросы, жалуются на проблемы.
Это мотивирует развиваться, чтобы потом помогать другим и менять образование к лучшему.
В сфере дополнительного образования сейчас происходит много интересного.
Руководство города очень заинтересовано в развитии этой области, потому что во-первых, это помогает лучше подготовить учеников в олимпиадам, результаты которых влияют на рейтинг школы, и в целом делает жизнь учеников интереснее. В том же рейтинге есть такой показатель, как «удовлетворенность образовательной организацией», который зависит от того, какой процент детей остается в своей школе. И тут очевидно, что если у ребенка, помимо обязательных предметов, есть возможность посещать какие-то кружки, и он получает от этого удовольствие, то и родителям не захочется никуда его переводить.
Как говорит Владимир Михайлович Лизинский (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО — Прим. «Цеха»): «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Я придерживаюсь того же принципа: раз учишь — учись сам.
Вообще, город предоставляет учителю огромное количество возможностей и ресурсов для самореализации.
Так, в 2019 году «Московский центр качества образования» провел акцию «5 на 5» — тренинг для учителей в формате ЕГЭ по любым пяти выбранным предметам.
Победители отправились в Финляндию обмениваться опытом с зарубежными коллегами.
Если учитель подготовил два сценария урока в МЭШ (Московская Электронная Школа — Прим.«Цеха») и получил за них грант, то он смело может подавать заявку на повышение квалификационной категории.
Вообще МЭШ — это один из самых успешных проектов за последнее время, он даже вошел в 100 лучших проектов в мире. Там есть абсолютно все, что нужно для проведения урока, поэтому на подготовку теперь уходит минимум времени.
И главное, что авторы всех уроков, учебных пособий, приложений и тестов —практикующие учителя.
Чтобы быть актуальным и оставаться в курсе главных тенденций в сфере образования, я стараюсь посещать различные мастер-классы своих коллег, вебинары, форумы — например, «Город образования», который проводят в Москве каждый год.
Недавно я закончил курсы от МЦРКПО «Азбука управления» — о том, как начинающему руководителю образовательного учреждения стать успешным. Занятия проводили директора, заместители и сотрудники департамента образования.
Работа с подрастающим поколением требует от педагога железной выдержки, гибкости, быстроты реакции и психологической грамотности.
Что касается последнего, я посетил психологические тренинги во время всероссийского форума «Учитель будущего» в 2013 году.
Он оказался очень полезным, на нем выступали известные в сфере образования люди, авторы-составители материалов ЕГЭ. Многие средства, приемы и новаторские методики я успешно применяю в своей работе и по сей день.
Меня вдохновляет моя работа, я каждый день открываю для себя что-то новое. Особенно в детях, которых обучаю: их победы, улыбки и простое «спасибо». Ради этого стоит приходить на работу.
Что касается соцсетей, я зарегистрирован в инстаграме и фейсбуке, но использую их в основном для общения с коллегами, учениками и выпускниками.
Много читаю, но в основном, классическую литературу — благодаря ей, я приобретаю для себя гораздо больше, чем когда читаю научные, мотивационные или психологические книги.
Например, недавно перечитал «Героя нашего времени» Лермонтова.
Быть учителем — значит ни на минуту не переставать учиться самому.
В начале декабря я защитила магистерскую диссертацию по педагогике и уже подумываю над следующим образованием по специальности менеджмент в образовании, осталось только определиться с вузом.
Кстати, современные технологии — то, что позволяет сделать уроки более интересными, полезными и вдохновляющими. Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.
Быть учителем значит ни на минуту не переставать учиться самому
Вообще, к саморазвитию и самомотивации учителей подталкивает сама образовательная система — в 2020-м вступят в силу очередные обновления в схеме повышения квалификации.
Так, для оценки коммуникативных и психологических навыков педагогам предложат записать видео-урок по план-конспекту и выполнить кейс — составить план действий на основе вымышленной ситуации, например, социализации детей из неблагополучных семей.
Я каждый месяц хожу на тренинги и форумы, активно участвую в проекте «Управленческая среда молодого педагога», в начале ноября посетила тренинг по профориентации для школьников, а в апреле планирую пройти курс ораторского мастерства в школе «Король говорит».
Мне было важно понять, что тайм-менеджменту сейчас надо начинать обучать уже в школьном возрасте. Даже при составлении плана урока преподавателю стоит думать о том, сколько времени ученик затратит на выполнение того или иного задания.
А еще вместе с классом я регулярно посещаю «Субботы московского школьника», например, на очереди у нас — посещение Mosobr.TV.
Меня всегда вдохновляли учителя, которые «горят» своим делом и которым есть, чем поделиться с коллегами и учениками. Сейчас я состою в нескольких группах во «ВКонтакте», в том числе Teaches who care и Ege expert, где мы обмениваемся информацией и создаем вебинары.
На очереди — вебинар по подготовке к ЕГЭ. Кстати, если говорить о современных технологиях, я стараюсь использовать их и во время уроков. Это позволяет сделать их более интересными, полезными и вдохновляющими.
Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.
Еще я подписана на Ted Talks и Teen Talks в youtube и много читаю. Из последнего очень запомнилась книга народного учителя России Ю. В. Завельского «Еще раз об учителе.
Мысли вразброс» про смысл педагогики.
Ее точно будет интересно прочитать педагогам, руководителям образовательных учреждений и вообще всем, кто неравнодушен к проблемам воспитания.
Материал опубликован при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Источник: https://zeh.media/praktika/obrazovaniye/475318-zachem-uchitsya-uchitelyam-departament-obrazovaniya
Михаил Кожевников: необходимо принципиально иначе проектировать школы
Плюс ко всему, мы плотно работаем с работодателями и, конечно, они заинтересованы в инвестициях, потому что тогда их работники спокойны, зная, где находятся их дети, и для самих работников вечером прийти на танцы или плавание — вполне нормально.
И здесь, как вы понимаете, речь идет не просто о количестве свободных квадратных метров в школе, это более серьезные и сложные вещи. Если мы эту программу реализуем, мы получим до пяти миллионов современных школьных мест.
Соответственно, мы говорим про одну смену, потому что я плохо верю в эффективность образования при двухсменной учебе. А уж если три смены — считайте, образования нет.
— Но кто же будет в этих школах преподавать и откуда возьмутся современные программы, по которым дети будут заниматься?
— Преподавать будут учителя. Мы считаем, что, если современный учитель сможет брать на себя больше часов и уроков с помощью современных технологий (когда компьютер проверяет работы и строит образовательные траектории каждому ребенку, а учитель только вносит «человеческий фактор»), это существенно освободит его от рутинной работы, и он сможет вести классы от 40 детей, а не по 20-25 детей.
— А хорошо ли это? Считается, чем меньше класс, тем эффективнее обучение.
— Это хорошо, особенно для старшей школы. Вы работаете в редакции, вокруг вас очень много разных людей, вы понимаете, насколько важны социум и команда. Поэтому к этому надо приучать со школьной скамьи, особенно если вы с 7-8 класса занимаетесь предпрофессиональным образованием. И понятно, что здесь уже нужны учителя-тьюторы.
— А где брать таких учителей? Где они будут учиться быть тьюторами?
— Там же, где и сегодня их учат. Просто нужны другие программы, должны быть другие учителя учителей. Вы знаете, что в каждом регионе есть свой институт повышения квалификации учителей, институты развития образования.
Достаточно много у нас и педагогических институтов, мы с ними тоже работаем. На самом деле, в этом плане уже много сделано. Меняются программы, меняются технологии. Очень много ребят из магистратур профильных университетов, которые обучаются дидактике, приходят на работу в школы.
Работодатели серьезно стимулируют появление новых учителей.
— Можно ли сказать, что профессия учителя вновь становится популярной?
— Сейчас растет процент учителей в возрасте до 35 лет. Растет привлекательность профессии, зарплата. Нужны новые требования к работе, к обучению. Например, есть проблема в цифровых продуктах, связанная с кибер-безопасностью.
Есть очень много ресурсов, призывающих к суициду, к ведению криминальной жизни, к агрессии и так далее. Закрыть это от детей не получится. Чем больше будете закрывать, тем больше дети будут этим интересоваться. Весь Интернет нельзя закрыть.
Другое дело — работать и объяснять детям, что это такое, к чему это ведет. Это и есть задача современного учителя. СМИ не удержат потока негативной информации, просто надо уметь ее фильтровать, и научить это сделать — это задача школы.
Это новые требования к работе учителей — не просто учить считать-писать, а работать с информацией и анализировать ее.
— А по срокам: когда первые школы в рамках этого проекта распахнут свои двери?
— Уже распахнули. Последние два года работает программа «2025» — 57 школ было построено в 2016 году, 77 школ было построено в 2017 году. Хочу напомнить: «Просвещение» было инициатором этой программы.
Мы обратились к президенту страны, акцентировав внимание на этой проблеме. В результате была создана целая дирекция в рамках министерства образования и науки, в 2016 году было выделено 25 миллиардов рублей, в 2017 году — еще больше.
И уже построено более 150 школ в регионах, в них заложена часть тех принципов, о которых мы говорим.
— Вы говорите о государственном финансировании. А как привлекать частные инвестиции в сферу образования?
— Вы знаете, что образовательная отрасль с точки зрения инвестиций находится на последних местах в рейтинге отраслей именно потому, что непонятны механизмы привлечения частных инвестиций, вложений и так далее. Это не только у нас, это во всем мире так.
Во всем мире есть проблема нехватки бюджетных средств на развитие школьного и дошкольного образования. С другой стороны, когда говорят о привлечении инвестиций, это начинает упираться в различные механизмы — как их вкладывать, как возвращать.
Поэтому мы, посмотрев на достаточно успешный опыт, говорим сегодня о том, что попробуем на рубль государственных инвестиций привлекать еще два рубля — рубль региональный и рубль частный.
Источник: https://ria.ru/20180323/1517111187.html
Учитель
Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко.
К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать.
Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!
История и эволюция учительства
Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.
Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.
С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.
Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.
Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.
В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.
В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.
Описание и специфика профессии
Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.
Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.
В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу.
Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения.
От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.
Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.
Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.
Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.
Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.
Каким должен быть учитель
Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.
Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:
- любить детей;
- владеть навыками педагогического воспитания;
- иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
- быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
- знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
- быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
- интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
- быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
- иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
- обладать самоконтролем и уравновешенностью;
- быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
- иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
- быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
- принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
- быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.
Должностные обязанности педагога
Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:
- Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
- Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
- Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
- Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
- Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
- Осуществляет связь с родителями или опекунами.
- На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
- И другие.
Какой предмет выбрать для преподавания
Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.
В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:
- педагогика и психология;
- дошкольная педагогика и психология;
- филология;
- иностранные языки;
- биология и химия;
- физика, технология и информационные системы;
- математика;
- география;
- история и политика;
- физическая культура, спорт и здоровье;
- изобразительное искусство.
А также:
- социально-гуманитарное образование;
- дефектология;
- журналистика и коммуникации;
- международное образование;
- и т.д.
Где получить профессию учителя
В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.
Топ-10 лучших педагогических вузов России:
- Московский педагогический государственный университет
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Воронежский государственный педагогический университет
- Армавирская государственная педагогическая академия
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- Уральский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный педагогический университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет
Плюсы и минусы профессии учителя
Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.
Плюсы профессии:
- Возможности для творческой реализации.
- Непрерывный процесс совершенствования.
- Отсутствие в работе рутины.
- Наличие социальных гарантий для учителей.
- Реальные результаты вложенного труда.
Минусы профессии:
- Колоссальная ответственность.
- Большое количество обязанностей.
- Круглосуточная занятость.
- Средняя и невысокая зарплата.
- Неоднородный контингент учеников.
Резюме
Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная.
Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом.
Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.
Источник: https://info-profi.net/professiya-uchitel/