Минобрнауки и роскосмос будут готовить кадры вместе

Будущий авиационный конструктор: кто он? Как готовить сегодня инженеров-самолетостроителей? Когда появятся управляющие дирижаблями и регулировщики дронов? И как студенту попасть на Байконур? Об этом и не только рассказывает ректор МАИ академик Михаил Погосян.

Минобрнауки и Роскосмос будут готовить кадры вместе

Михаил Асланович, начнем с самого «горячего» вопроса: в связи с угрозой коронавируса Минобрнауки рекомендовало вузам переходить на дистанционное обучение. Вуз готов к такому повороту событий?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Михаил Погосян: Безусловно. В МАИ есть развитая система онлайн-обучения, позволяющая эффективно осуществлять образовательную деятельность практически в полном объеме.

Хочу отметить, что онлайн-образование — это целая среда, которая позволяет не просто удаленно давать знания, но и сохранять полный контакт студента с преподавателем. Кстати, с начала марта наши иностранные студенты, не имеющие возможности въехать в Россию, уже перешли на дистанционную форму обучения.

А вчера, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки, мной принято решение о переводе на онлайн-обучение всех студентов.

Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика

«Молодежь, на самолет!», «Овладевай авиационной техникой!»… Это самые популярные лозунги из 30-х годов прошлого века, когда создавался Московский авиационный институт. А какие сегодня, спустя 90 лет, лозунги в МАИ?

Михаил Погосян: С 30-х годов авиастроение, а с начала 60-х — космос стали главными приоритетами развития высокотехнологичных отраслей индустрии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 26 июня по 2 июля

Оценим за полчаса!

Эти позиции они сохраняют, но сегодня развитие аэрокосмической промышленности неразрывно связано с информационными технологиями. С одной стороны, это расширяет возможности, но с другой — усложняет задачу выбора профессиональной и образовательной траектории.

Поэтому привлечь талантливую молодежь в университет можно, только проектируя вместе будущее в индустрии высоких технологий.

Ваш нынешний абитуриент — кто он?

Михаил Погосян: Современная молодежь выбирает не столько систему образования, сколько свое будущее. Раньше была «устойчивая траектория полета» с четко очерченными возможностями: вуз — распределение — работа на одном из предприятий авиакосмической отрасли. Теперь возможностей намного больше: в МАИ идут за знаниями и навыками, которые позволят быть гибкими в карьере.

Добиваться успехов как на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, авиакосмической индустрии, IT-компаниях, так и в малом бизнесе. Инженерная подготовка дает возможность проявить себя человеку в самых разных областях. Именно это всегда было отличительной особенностью и преимуществом МАИ. Мы готовим специалистов, которые могут решать задачи будущего. Готовим элиту инженерных кадров.

Читать далее  Игрушки для взрослых

МАИ вошел в тройку лидеров по подготовке специалистов в области IT-технологий среди московских вузов. Какие самые популярные направления на стыке IT и авиации?

Михаил Погосян: За последние два года у нас появились новые программы в сфере информационных технологий: искусственный интеллект, кибербезопасность инфокоммуникации, управление цифровым производством, виртуальная реальность, интернет вещей. Мы смотрим, как эти технологии могут раскрыться в реальных разработках в области авиации, космоса и других направлениях.

Еще одно из быстро развивающихся направлений — математическое моделирование. Здесь у МАИ большой опыт работы по сертификации авиационных комплексов. Решение сложных задач математического моделирования требует подготовки специалистов, которые могут наряду с инженерными задачами глубоко понимать возможности современных информационных технологий.

Даже супертехнологии живут сегодня от силы года три. Как вы подгоняете вузовские программы?

Михаил Погосян: Наше конкурентное преимущество — ориентация на тесное взаимодействие с индустриальными партнерами.

Собираем междисциплинарные команды с участием молодежи, где есть и инженеры по конкретным направлениям, айтишники, экономисты, которые могут посмотреть комплексно на развитие новых проектов.

Разрабатываем краткосрочные курсы, позволяющие за 1-3 месяца получить базовые знания в новой области, а потом самостоятельно развиваться в этом направлении. Так формируется новая образовательная среда, которая воспитывает не столько инженера, сколько человека, успешного в цифровом мире, в постоянно меняющейся среде.

Читайте также:  Что ищет он: чем заняты дети в интернете

К каким принципиально новым технологиям вы готовите своих студентов?

Михаил Погосян: Управление жизненным циклом изделий, моделирование — эти технологии уже появились и позволяют оптимизировать сложные технические процессы. Существенное увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров позволяет решать принципиально новые задачи на самых ранних этапах разработки.

Говоря о новых технологиях в производстве, я бы отметил развитие аддитивных технологий, композитных конструкций, роботизацию производства, повышение уровня электрификации инженерных систем, интеграцию авионики, развитие систем искусственного интеллекта… Все это сделает возможным прогнозирование отклонений поведения конструкций от штатных режимов работы.

Читать далее  Салон красоты

Будущее космических технологий видится в создании глобальных информационных спутниковых систем, автоматических космических аппаратов, спутниковых группировок, обеспечивающих оказание комплексных космических услуг.

Сегодня ценится не просто диплом, но и дополнительные навыки?

Михаил Погосян: Безусловно. Индивидуальная образовательная траектория — современный тренд. Важен не просто диплом, например, инженера-механика по самолетостроению, но и навыки проектирования под заданную стоимость.

Управление проектами — еще один плюс к диплому инженера. Один из важнейших факторов конкурентоспособности в нашей отрасли — сервис продукции, управление жизненным циклом изделий.

Это только небольшая часть знаний вокруг базовых программ, которая определяет индивидуальную траекторию каждого студента.

Атлас новых профессий дает прогноз до 2035 года: появятся управляющий дирижаблями, регулировщик дронов, разработчик инфраструктуры для воздухоплавания… Это возможно?

Михаил Погосян: Мы сейчас как раз работаем над созданием образа транспортной инфраструктуры будущего. На большей части нашей страны невысокая плотность населения, и чтобы обеспечить связанность территории, необходимы в том числе инновационные транспортные средства, включая и дирижабли нового поколения, и беспилотники.

А у вас есть личный прогноз на ближайшие пять лет: кто будет наиболее востребован в авиакосмической отрасли?

Михаил Погосян: Можно даже не сомневаться: будут востребованы специалисты по тем новым направлениям, о которых я уже говорил.

Наряду с этим важной задачей является проектирование транспортных систем с использованием беспилотных технологий.

Гиперзвук, сверхзвуковые технологии будут определять конкурентоспособность индустрии в ближайшие пять лет. А уже после 2030 года начнутся более революционные изменения.

Какие?

Михаил Погосян: Возможно, появятся нетрадиционные аэродинамические компоновки летательных аппаратов. Для этого нужны люди, которые смогут видеть картину будущего, формировать перечень критических технологий. Которые обладают комплексным видением, междисциплинарными знаниями и не боятся новых задач.

Пятая часть студентов-маевцев — целевики. Кто заказывает вам специалистов?

Михаил Погосян: Основные заказчики: Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», «Технодинамика», «Роскосмос», министерство обороны. Новые правила целевого приема, которые повышают ответственность и студента, и работодателя, конечно, заставили многих более ответственно подойти к выбору будущей профессии.

Читать далее  С помощью чего разжечь угли для кальяна?

До 2024 года количество иностранных студентов в наших вузах должно увеличиться в два раза. В МАИ в прошлом году приняли 600 иностранцев. Чему они учатся?

Михаил Погосян: Авиастроение, космос, двигателестроение, IT. По этим направлениям подготовки у нас есть также англоязычные программы. Кроме того, мы уделяем большое внимание программам двойных дипломов с ведущими университетами, в первую очередь — КНР. Развивается филиал МАИ на Байконуре.

Ректору важно найти именно «своего» студента?

Михаил Погосян: Мы стремимся к тому, чтобы в МАИ студенты приходили осознанно.

Проводим профориентационные мероприятия, в которые вовлечено более 25 тысяч школьников: олимпиады, проектные команды, тематические смены в «Артеке» и «Сириусе», посещение предприятий. И это дает хорошие результаты.

Средний ЕГЭ у наших абитуриентов вырос больше чем на 10 баллов. В прошлом году открыли школу при МАИ — Предуниверсарий для 8-11-х классов, где уже более 150 школьников. В нынешнем примем еще около 200. Интерес колоссальный.

А как вы отбираете тех, кто идет в Предуниверсарий?

Михаил Погосян: Следим за теми, кто участвует в профильных олимпиадах, приходим с лекциями и мастер-классами в школы. Мозг старшеклассника уже заточен на ЕГЭ, его сложно заинтересовать «с нуля».

Поэтому наша аудитория — основная школа, а иногда и первоклассники.

Мы рассказываем, какие возможности дают авиация и космос, какие технологии будут определять развитие в будущем, показываем шоу дронов, вместе делаем модели самолетов, ракет и беспилотников.

Вопрос ребром

Среди выпускников МАИ помимо 23 летчиков-космонавтов и легендарных авиаконструкторов есть и дипломаты, и артисты, и писатели. Как вам кажется, почему?

Погосян | Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика, основанная на хорошей математической подготовке. Но не менее важны среда и атмосфера творческого взаимодействия, которыми уже 90 лет славится МАИ. У нас раскрываются таланты, и успеха может добиться каждый, кто по-настоящему увлечен своим делом.

Источник: http://koreaphone.ru/rektor-mai-akademik-mihail-pogosian-my-gotovim-elity-injenernyh-kadrov.html

Минобрнауки России и ОРКК «Роскосмос» заключили соглашение о подготовке кадров

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.

Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.

Площадка ФЦИОР также используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями.

31 августа 2017 г.

Документ подписали министр образования и науки России Ольга Васильева и глава ОРКК «Роскосмос» Игорь Комаров

Министерство образования и науки России и ОРКК «Роскосмос» заключили соглашение о подготовке кадров для объединенной ракетно-космической корпорации, сообщает пресс-служба Минобрнауки России. 

Документ подписали министр образования и науки России Ольга Васильева и глава ОРКК «Роскосмос» Игорь Комаров.

Подписание договора состоялось в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Мы долго шли к этому, и это неслучайно. Сегодня мы присутствуем при подписании соглашения между Министерством и «Роскосмосом». Год от года мы будем увеличивать число бюджетных мест на «космические» специальности. Не надо забывать, что мы первые в космосе, и что космос говорит по-русски», — сказала Ольга Васильева. 

Стороны планируют объединить усилия в обеспечении соответствия ФГОС профессионального образования отраслевым стандартам и способствовать профориентации выпускников образовательных учреждений.

Еще одним направлением станет научно-техническое сотрудничество вузов с научными и конструкторскими организациями ракетно-космической промышленности, создание научно-образовательных и инновационно-образовательных центров космических услуг, лабораторий, центров коллективного пользования научным оборудованием. 

Также министр посетила традиционную церемонию посвящения в студенты и поздравила первокурсников МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Я от всей души хочу пожелать всем первокурсникам великих свершений, потому что сегодня начинается вся ваша счастливая жизнь. У вас еще так много впереди! По окончании университета вы станете успешными людьми. Людьми, которые будут работать на страну, которая дала вам все возможности. А страна, в которой мы живем, — это лучшая страна в мире, это Россия», — отметила Васильева. 

Соглашение между Минобрнауки России и Роскосмосом направлено на установление партнерских отношений и развитие долгосрочного и эффективного взаимодействия сторон по следующим направлениям: повышение эффективности подготовки кадров, поддержка и развитие олимпиадного движения по естественно-научным дисциплинам (в том числе по астрономии), создание условий для включения учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного в учебный план основного общего образования, а также внедрение системы проведения научных экспериментов с применением космических аппаратов нано-класса.

  • Рекламодателям
  • Карта сайта

Источник: http://fcior.edu.ru/news/minobrnauki-rossii-i-orkk-roskosmos-zaklyuchili-soglashenie-o-podgotovke-kadrov

АмГУ будет готовить космические кадры при поддержке «Роскосмоса»

Амурский госуниверситет и «Роскосмос» подписали соглашение о сотрудничестве по подготовке высококвалифицированных кадров для космодрома Восточный и других объектов. Встрече состоялась в Жуковском во время проведения Международного авиационно-космического салона.

Свои подписи под соглашением поставили исполнительный директор по персоналу и социальной политике ГК «Роскосмос» Алла Вучкович и ректор АмГУ Андрей Плутенко. Они подчеркнули, что плодотворное и продуктивное сотрудничество между корпорацией и вузом длится уже на протяжении нескольких лет, сообщает пресс-служба вуза.

— Благодаря нашим совместным усилиям в 2017 году на Восточный придут работать не менее 30 бывших студентов Амурского государственного университета. Всего на сегодняшний день на космодроме трудятся 83 обучавшихся у нас молодых специалиста. Мы уверены, что в следующем году университет перешагнет рубеж 100 студентов, — отметил Андрей Плутенко.

Нынешнее соглашение между университетом и госкорпорацией дополнительно акцентирует внимание на подготовке молодых специалистов для отрасли в целом и космодрома Восточный.

Освоив теоретическую базу, студенты из АмГУ будут проходить практику на объектах ракетно-космической промышленности, участвовать в перспективных проектах.

Зарекомендовавшие себя учащиеся смогут попасть в число кандидатов для трудоустройства на Восточном и в других организациях отрасли.

Также партнеры решили уделить внимание технической составляющей обучения. В планах —заняться оснащением лабораторий и кафедр АмГУ современным оборудованием. В образовательном процессе собираются использовать виртуальную и дополнительную реальность.

— Мы надеемся, что подписанное соглашение не только укрепит наше взаимодействие с госкорпорацией «Роскосмос», но и привлечет еще больше талантливой амурской молодежи для обучения на инженерных специальностях в Амурском государственном университете, — поделился Андрей Долиевич.

  • Анна Сергеева

  • Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

    Последние новости Амурской области по теме:АмГУ будет готовить космические кадры при поддержке «Роскосмоса»

    АмГУ будет готовить космические кадры при поддержке «Роскосмоса» — Благовещенск

    Амурский госуниверситет и «Роскосмос» подписали соглашение о сотрудничестве по подготовке высококвалифицированных кадров для космодрома Восточный и других объектов.18:37 24.07.2017 Амурская правда

    Источник: https://Blagoveshensk.BezFormata.com/listnews/kadri-pri-podderzhke-roskosmosa/59349103/

    Роскосмос, МГУ и Минобрнауки объявили конкурс проектов по освоению Луны

    Москва, 12 апреля 2018, 14:15 — REGNUM В России стартует конкурс научно-технических проектов по освоению Луны «Луна: город первых». Об этом 12 апреля сообщается на сайте всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+».

    «Как должна выглядеть лунная база? На чем перевозить грузы по Луне? Как построить медицинский модуль на спутнике? 12 апреля стартует Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов «Луна: город первых», — говорится в сообщении.

    Конкурс организован госкорпорацией Роскосмос, Министерством образования и науки РФ и Московским государственным университетом (МГУ) им. Ломоносова.

    Принять участие в конкурсе могут как дошкольники, школьники и студенты, так и сотрудники конструкторских и архитектурных бюро. Они должны изобразить своё видение первой космической лунной станции России в одном из визуальных форматов.

    Работа может быть представлена в виде 3D модели, дизайн-проекта, концепт-проекта или рисунка с применением любой технологии.

    Конкурс проводится с 12 апреля по 25 сентября 2018 года. Работы принимаются по проектам: лунной базы, транспортного космического корабля, средств обеспечения исследовательских работ в космосе, автоматизированной системы жизнеобеспечения, медицинского модуля лунной базы.

    Читайте также:  6 профессий, которые позволят много путешествовать

    Церемония награждения состоится в ходе XIII московского фестиваля «NAUKA 0+» в октябре 2018 года. Победитель конкурса отправится на космодром Байконур.

    • Российские учёные измерят температуру лунного грунта
    • Читайте ранее в этом сюжете: Учёные изменили место посадки российской лунной станции «Луна-25»
    • Читайте развитие сюжета: ЦНИИмаш разработает для Роскосмоса сценарии пилотируемых миссий до 2035 г

    История вопроса

    В период с 1957 по 1975 годы СССР и США соперничали по освоению космоса. За этот период СССР осуществил первый в мире запуск космического спутника, первый в мире выход человека в открытый космос, первую в мире мягкую посадку на Луну. Первая женщина космонавт тоже была из СССР. США оказались первыми на Луне. Это произошло 20 июля 1969 года. После распада СССР Россия стала сдавать позиции в космической индустрии. В 2016 году была введена Федеральная космическая программа, которая к 2025 году, призвана улучшить текущие положение дел. В настоящее время в космической отрасли укрепляет позиции Китай, в период с 1990 по 2012 год Китай вывел 43 спутника на орбиту, а с 2010 года производит большее количество космических запусков, чем США, уступая только России.

    Источник: https://regnum.ru/news/2403422.html

    Лучшие решения, доступные для всех

    На «Острове 10-22» собралось более полутора тысяч руководителей университетов, представителей научно-образовательных центров, руководителей регионов и тех, кто связан с системой образования.

    Ключевая тема – это цифровизация университетов, взаимодействие между региональной властью, бизнесом и образовательными организациями. Информбюро 20.

    35 и телеграм-канал Научно-образовательная политика спросили у заместителя министра Минобрнауки Дениса Солодовникова, курирующего тему цифровизации, как ведомство видит трансформацию образования.

    – Поясните, пожалуйста, какие задачи Минобрнауки как организатор интенсива ставит перед участниками «Острова», какую обратную связь от них ожидаете?

    – Министерство науки и высшего образования как ведомство появилось совсем недавно, наша команда пришла в Минобрнауки также не так давно.

    Перед нами были поставлены объемные и важные задачи, которые мы должны были выполнить в кратчайшие сроки.

    Ключевая задача – трансформация образования при помощи современных цифровых технологий, причем речь идет не просто о цифровизации образования, а именно о его трансформации. 

    На «Острове» совместно с вузовскими командами мы обсуждаем, как можно выстроить этот процесс. Сейчас мы работаем над двумя цифровыми платформами, заложенными в нацпроекте «Образование», – современная цифровая образовательная среда и платформа непрерывного образования.

    Нам предстоит создать единую цифровую платформу, где будут представлены все виды образовательных цифровых продуктов, которые будут интегрированы с образовательными платформами всех вузов.

    Отмечу, что мы не хотим пытаться монополизировать рынок и понимаем, что часть продвинутых вузов уже создала свои образовательные платформы, серьезные и интересные наборы продуктов. С основными платформенными продуктами высших учебных заведений мы знакомы.

    И пытаться делать вид, что их нет, мы не будем. Мы рассматриваем эти вузы в качестве партнеров.

    Что касается «Острова», то тут мы встретились с университетскими командами и для меня эта встреча была достаточно положительной и познавательной. Мы получили обратную связь от представителей вузов, от моих коллег, которые занимаются цифровой трансформацией.

    У большого количества университетов очень продвинутые команды, во многих вузах разработаны и внедрены цифровые образовательные платформы, современные образовательные сервисы и продукты.

    Причем это не просто вузовские сайты, а настоящие образовательные платформы, которые сделаны с учетом образовательной программы и административно-хозяйственной деятельности конкретного вуза. 

    Мы как министерство за этим опытом следим и учитываем его при работе над цифровыми платформами, которые я уже упомянул. Мы будем  создавать все условия, чтобы необходимые продукты были широко представлены на этой платформе и все желающие ими могли пользоваться. Так мы видим стоящую перед нами задачу.

    Допускаю, что нам придется вносить серьезные изменения в те мероприятия, которые сейчас заложены в нацпроекте. Но в этом нет ничего удивительного. Во-первых, меняются технологии, и если какая-то идея была озвучена три года назад, начала проектироваться два года назад, то через год она может быть уже не так актуальна.

    Во-вторых, мы стараемся учитывать экспертные мнения и конструктивную критику. У нас в министерстве есть экспертный совет по цифровому развитию. Мы приглашаем всех коллег, которые хотят и готовы высказывать свое экспертное мнение.

    Любые документы, которые потом ложатся в основу и конкурсной документации, и технических заданий на создание цифровых платформ мы делаем только с учетом их мнения. 

    – Как университеты могут включиться в работу над цифровой платформой, о которой вы упомянули?

    – Мы организуем несколько конкурсов, в которых могут участвовать все бюджетные образовательные некоммерческие учреждения. Победители получат гранты в размере от 107 до 180 млн рублей. Приглашаем всех, в том числе участников «Острова» попробовать свои силы. 

    Университетские команды, которые приехали на «Остров», готовят проекты, решения по цифровой трансформации вузов. Планирует ли министерство эти решения поддерживать? И какие проекты были бы ведомству наиболее интересны?

    Безусловно мы будем пристально следить за решениями и проектами, которые разработают и представят вузы – участники «Острова». Но отмечу, что мы как министерство не хотели бы задавать вузам какие-либо рамки и навязывать решения сверху.

    Мы поддерживаем проекты в сфере цифровой трансформации вузов, которые могут быть успешно внедрены в одном университете и затем тиражированы в других учебных заведениях.

    Совершенно очевидно, что у университетов, приехавших на «Остров», разный потенциал, поэтому нам важно, чтобы лучшие решения были доступны для всех. 

    – Вы рассказали о двух федеральных проектах, которые реализует  Минобрнауки, однако в рамках нацпроекта «Образование» проектов, которые касаются цифровой трансформации гораздо больше.

    Они реализуются в том числе по линии Минпросвещения.

    Как ваша команда взаимодействует с цифровой командой Минпросвещения, планируется ли дальнейшая работа совместная на стыке других федеральных проектов?

    – Мы работаем над многими задачами совместно, иначе и быть не может. Конечно, у нас могут быть разные фокусы, разная аудитория, но в целом мы, конечно, работаем вместе.

    Цифровая трансформация высшего образования в том числе подразумевает серьезные изменения, настройку в нормативно-правовой базе. Например, мы прорабатываем изменения, которые потребуется внести в части цифрового профиля. Одна из наших задач – перейти от бумаги к цифре.

    Если говорить о высшем образовании, то это например, переход к электронным зачеткам, отказ от бумажных дипломов и т.д. 

    К слову, бумажный диплом давно уже потерял свою актуальность, поскольку бланки легко подделываются, а все необходимые данные хранятся в Рособрнадзоре, где их всегда можно запросить.

    То же самое касается и вполне прикладных сервисов типа электронной зачетки. Школьный дневник давно уже представлен в электронном виде. В вузах ситуация ровно такая же: основная масса данных находится в электронных сервисах.

    Мы можем легко ведомственным приказом эту ситуацию изменить и убрать бумагу из оборота. 

    – На ваш взгляд, как далеко может зайти цифровая трансформация университета? В каких направлениях следует двигаться университетам? 

    – Система высшего образования будет трансформироваться в сторону появления цифровых университетов. Необходимые мероприятиях обсуждаются и реализуются в рамках наших нацпроектов, а также госпрограммы «Цифровая экономика», где мы являемся соисполнителями.

    Мероприятие под названием «Цифровой университет» мы обсуждаем совместно с Высшей школой экономики, АНО «Цифровая экономика». Здесь речь идет о цифровых продуктах, которые, в том числе, должны присутствовать на платформе.

    Мы должны создавать целую экосистему, уходить от сервиса к микросервису, поэтому цифровые продукты нам очень нужны. 

    По ряду специальностей через какое-то время мы можем полностью уйти в онлайн. Конечно, есть специальности, программы обучения, которые не предполагают заочного обучения в принципе, например, творческие или инженерные специальности, где необходимы лабораторные работы и контакт с преподавателем. Но по ряду направлений мы можем экспериментировать уже сейчас.

    Это финансисты, экономисты, юристы и некоторые другие специальности. Все технологии для перевода обучения целиком в онлайн и соответствующий контент уже готовы. Единственный вопрос, который нам осталось решить, касается создания эффективной финансовой модели для вузов.

    Также мы начинаем экспериментировать со смарт-контрактами, биометрическими технологиями, всем, что касается идентификации. 

    – Сегодня один из наиболее острых и часто обсуждаемых вопросов – это подготовка кадров для цифровой экономики? Как она должна осуществляться, на ваш взгляд?

    – Это непростой вопрос.  Есть несколько базовых установок: в нацпроекте установлены показатели KPI, согласно которым мы должны подготовить 120 тысяч таких специалистов. Вопрос заключается в том, что это должны быть за специалисты. Некоторые эксперты считают, что это должны быть программисты.

    У нас огромный дефицит программистов. Но возникает закономерный вопрос, нужно ли нам такое их количество? Для начала отмечу, что программист – это, скорее, среднее специальное образование, нежели высшее. «Цифра» сейчас практически везде.

    И в большинстве специальностей, если человек не обладает соответствующими навыками, если не понимает, что такое цифровизация, если не владеет соответствующими инструментами, у него, скорее всего, нет будущего. Программирование должно входить в программу подготовки, например, инженерных специальностей.

    Возьмем инженера-авиастроителя. Должен ли он обладать навыками программирования? В какой-то части он безусловно должен обладать соответствующими компетенциями, навыками, иначе не сможет быть грамотным инженером. Должен ли быть медик программистом? Наверное, не всегда, но в каких-то областях это было бы полезно.

    Научить медика информационным технологиям можно. Можно ли научить айтишника медицине? Едва ли. Поэтому спор о том, как готовить кадры, идет. Важно учесть в том числе те специальности в КЦП, в которых есть программирование, но которые по факту не являются программистами в итоге, получив образование.

    Вместе с тем, Министерству высшего образования и науки, необходимо, в любом случае, выполнить четко прописанный показатель контрольных цифр приема, установленный в национальном проекте.

    – Расскажите немного о том, как министерство ведет работу над цифровым  профилем и учитывается ли опыт Университета «20.35» – организатора «Острова» – в этом направлении?

    – Цифровой профиль – это базовый ресурс для Минобрнауки и Минпросвещения.  Команда Дмитрия Пескова, спецпредставителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, тоже работает над цифровым профилем. И нам хотелось бы, конечно, двигаться в одном направлении.

    Модель данных, источники данных, хранение данных, персонализация – все должно быть в одном правовом поле или, по крайней мере, дополнять друг друга.

    Сейчас мы ищем форматы партнерства, сравниваем модели, думаем совместно над тем, каким образом нам распределить нормативную базу с Минпросвещения.

    Источник: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1652

    Ссылка на основную публикацию