Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Последние новости сообщают, что в 2020 году зарплата учителей повышается дважды: первый раз – с января, путем проведения значительной по размеру индексации, второй – с 1 апреля. Такое повышение будет проводиться по итогам первого квартала наступившего года.

Краткий обзор ситуации

Последние новости в России напомнили длинную историю обещаний, которые правительство давало работникам образовательной сферы. Информационные порталы извлекли даже выдержки из давней речи, произнесенной нынешним Президентом 14 января 2000 года, в которой он обещал повышение зарплаты бюджетникам в 1,2 раза, и тоже с первого апреля.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Читайте еще: Мысли и страхи, которые мешают стать успешным

Были еще так называемые майские указы, датированные 2012 и 2018 годом. В них тоже немало говорилось о необходимости повышения зарплаты учителей, врачей, работников сферы социальной защиты, культуры и туризма.

2020 год, как сообщают последние новости, ознаменуется индексацией на 5,5 % с января, ростом з/п с 1 апреля, повышением пенсионного возраста, запуском общероссийской программы «Земский учитель».

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Теперь должностной оклад учителей не может быть ниже 200 % по отношению к региональному МРОТ, а фиксированная часть зарплаты – менее 70 % среднестатистической зарплаты по региону проживания. Это же правило становится обязательным к соблюдению во всех регионах Российской Федерации, и касается всех категорий бюджетников, неоднократно упомянутых в майских указах.

Механизмы повышения заработной платы

Правительство планирует задействовать сразу несколько механизмов, чтобы добиться значительного увеличения объема средств, начисляемых работникам образовательной сферы. Некоторые из них уже состоялись в начале года, другие – намечены к проведению с 1 апреля, есть долгосрочные проекты, действие которых будет проводиться поэтапно, на протяжении нынешнего года и последующих.

В планах улучшения материального благосостояния фигурируют все категории педагогов: работники ДОУ, учителя средних специальных учебных заведений, школ с профессиональным уклоном и интернатов, преподавателей высших учебных заведений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Москва готовится к крупному книжному фестивалю

Оценим за полчаса!

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Читайте еще: Можно ли покупать молочные продукты в “Магните” и хорошего ли они качества

Задействованные механизмы роста зарплаты учителей многообразны:

  1. Индексация на 5,5 % в 2020 году, с дальнейшим ростом в 2021 и 2022 году.
  2. Введение программы «Земский учитель», согласно которой каждый из выразивших желание занять свободную вакансию в российской глубинке, после переезда получит суммы от 1 до 2 млн. руб., не облагаемых налогом.
  3. Проведение масштабной реформы, над методическими рекомендациями к которой уже работают специалисты. После реформирования и прохождения экзамена на профпригодность педагоги будут получать средства по новой должностной сетке.
  4. Масштабные сокращения и оптимизация, в ходе той же реформы, которая позволит начислять 30 % надбавок и бонусов из общего фонда, а зарплаты оставшимся увеличить за счет числа сокращенных.

В январе 2020 года Лилия Гумерова, сенатор из Башкортостана, прокомментировала требования к увеличению удельного объема должностного оклада в получаемой зарплате. По ее мнению, не все приводимые цифры отвечают реальному положению вещей.

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Введение экзамена на профпригодность – еще один способ оптимизировать штатное расписание. Каждый учитель, подтвердивший свою категорию, вправе претендовать на получение повышенного объема обязанностей, стимулирующие выплаты и надбавки, сохраняя при этом прежние – за выслугу лет, квалификацию, полученное образование и его усовершенствование.

Читайте еще: Можно ли покупать рыбу в “Магните”

Что произойдет в апреле текущего года

Общеизвестно, что с января должностные оклады учителей (и других бюджетников, упомянутых в майских указах), были увеличены на 5,5 % посредством проведенной индексации. Остальным работникам бюджетного сектора повезло меньше – их должностные оклады будут увеличены с 1 октября и только на 3 %. Такой официальный уровень инфляции определен Росстатом на основе статистических данных.

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Еще в июне прошлого года президентом был подписан указ «Об основных направлениях развития…», в котором указывалась насущная необходимость усовершенствовать оплату труда и оптимизировать структуру денежного содержания гражданских служащих.

Он рассчитан на 3 года – с 2019 по 2021, и с 1 апреля 2020 и 2021 намечено проведение отчета федеральных структур президенту о ходе его выполнения. В них входит та самая необходимость доведения должного оклада учителя до 70 % от средней зарплаты по региону проживания.

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Последние новости сообщают, что с 1 апреля комиссия по реформам будет проверять и работу по формированию законодательно определенной базовой ставки, обязательным ее внесением в трудовой договор с преподавателем при его оформлении на работу.

Большинство аналитиков и представителей государственной власти весьма расплывчато представляют себе, как будет проходить намеченное реформирование российской системы образования. Возможно, с 1 апреля 2021 года картина прояснится, поскольку будут подготовлены методические рекомендации, а некоторые термины, упоминаемые в них, получат законодательное определение.

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Читайте еще: На полках в России будет продукция со специальными маркировками

Пока в апреле 2020 года существенных изменений не произойдет. Последние новости сообщают, что работа над реформой ведется при участии трех сторон – работодателей, профсоюзов и законодателей. Из-за правовой комиссии Госдумы, приостановившей работу до выработки основной терминологии, первые результаты можно ожидать в конце 2020 года.

Источник: https://xn——7kcbekeiftdh9amwkb4d2o.xn--p1ai/zarplata-uchiteley-1-aprelya-2020.html

О финансировании образования и учительских зарплатах

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

Об этом, казалось бы, уже сказано достаточно, в том числе на страницах «Новой газеты». Именно «Новая» год назад организовала сбор реальной информации о том, сколько зарабатывают учителя и врачи. И если бы не статья Анастасии Мироновой, содержащая, помимо авторских мнений, ряд фактов, не соответствующих действительности, я не стал бы в очередной раз разъяснять азбучные истины.

Начнем с принципов финансирования государственных и муниципальных школ.

Во-первых, действительно, дошкольное и школьное образование финансируется в основном не из федерального, а из регионального и муниципального бюджетов. Именно так прописано в законе «Об образовании», и именно это сразу же вызвало возмущение педагогов, потому что из-за этого за одинаковую работу люди получают разную зарплату (разброс составляет от 4 до 30 тысяч за ставку).

Федеральная власть фактически сняла с себя ответственность за финансирование дошкольного, начального, среднего и среднего профессионального образования.

Но вместо обсуждения этой реальной проблемы А. Миронова заявляет, что федеральный бюджет — это не из наших налогов, а вот региональные — это наши с вами деньги…

Минобрнауки не может повлиять на зарплаты учителей в регионах

Во-вторых, у нас нормативно-подушевое финансирование образования. Это значит, что регион рассчитывает норматив на 1 учащегося и именно из этих денег формируется школьный бюджет. При расчете норматива должны учитываться все потребности школы, а не только зарплата педагогов.

По имеющимся в профсоюзе «Учитель» данным, эти нормативы в большинстве регионов не растут уже много лет, а в некоторых регионах сокращаются.

Повлиять на разработчиков этих нормативов (как правило, это сотрудники региональных департаментов образования) очень сложно, информация о том, как производились расчеты, не публикуется и не выдается даже по запросам (например, в московской Общественной палате уже несколько лет безуспешно пытаются получить эти расчеты).

Незарплатные расходы растут (инфляция как-никак), и директора вынуждены сокращать долю зарплат в общем школьном бюджете.

Ведь оставить школьные кабинеты без оборудования нельзя — тут же кто-нибудь из родителей начнет жаловаться на то, что школа не обеспечивает уровень образования.

И региональное руководство часто бывает заинтересовано в том, чтобы школы приобретали учебники определенного издательства и технику определенных фирм, так что на этом не сэкономишь.

При этом региональное начальство требует от директора красивых отчетов о росте зарплат, и директору остается один путь — увеличивать количество платных образовательных услуг.

Но все это не интересует А. Миронову. Она вместо этого утверждает, что именно из-за роста зарплат сокращается ремонт и строительство школ.

В-третьих, все сказанное относится не только к школам, но и к детским садам, учреждениям дополнительного и среднего профессионального образования. Заявлять, что из-за учителей страдают преподаватели техникумов и детсадовские воспитатели — либо некомпетентность, либо сознательный обман читателей.

Как раз сейчас разворачивается борьба преподавателей Бийского государственного колледжа за сохранение (даже не повышение!) зарплат. В этом году рекомендуемые размеры ставки зарплаты преподавателей (всех, кроме вузовских) в Алтайском крае установлены следующие:

  • Преподаватель — 3055-4381
  • Преподаватель 1 категории — 5272
  • Преподаватель высшей категории — 5656.

Если эта зарплата покажется А. Мироновой высокой, она всегда может устроиться на работу в Бийский государственный колледж: там сейчас много вакансий, очень нужны высококвалифицированные специалисты, готовые работать за целых 5 тысяч.

А теперь поговорим собственно о «высоких» учительских зарплатах. Постараюсь не повторять аргументы, известные всем, кроме А. Мироновой.

Начнем с главного: почему учителям надо платить больше, чем «налоговикам, дорожным инженерам или работникам торговых сетей»? Ответ прост: потому что есть труд простой и сложный, более и менее квалифицированный, предполагающий не только специальную подготовку, но и определенный уровень заработка работника.

Желающие могут ознакомиться с результатами исследования, проведенного 8 лет назад сотрудниками Всероссийского центра уровня жизни. По мнению исследователей, учительский труд по сенсорным и эмоциональным нагрузкам является  напряженным трудом. Это труд с ненормированным рабочим днем.

Хотя, конечно, по степени физических нагрузок он уступает ряду профессий (например, шахтерам), но отнюдь не является легким трудом. Труд учителя — это сложный труд. Кроме затрат на получение профессионального образования, он требует постоянного самообразования и поддержания квалификации.

При оценке труда учителя необходимо учитывать его социальный статус. Учителю доверено образование и воспитание детей. Это делает его труд очень ответственным и требует от него повышенных затрат энергии и внимания.

По словам В. Н. Бобкова, доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, генерального директора ВЦУЖ, в 2010 году зарплата за ставку часов начинающего педагога, имеющего одного ребенка, должна была бы составлять не меньше 33 тысяч рублей в месяц.

Насколько я знаю, эта сумма все еще является недостижимым идеалом для большинства учителей. Не во всех московских школах есть такие ставки.

Продолжим сравнение с работниками иных профессий. Представьте себе реакцию спасателя или наркополицейского, которому его начальник скажет: «В этом месяце ты поработаешь бесплатно, причем работа будет для тебя новая, в трудовом договоре не предусмотренная».

А вот педагогов во многих регионах заставляют бесплатно работать на ЕГЭ, несмотря на то что в законе «Об образовании» предусмотрена отдельная оплата этой работы.

И хотя есть письма Рособрнадзора и Генпрокуратуры о том, что во всех субъектах РФ должны быть приняты специальные Положение о работе на ЕГЭ, региональное начальство не шевелится, а местные суды выносят решения в пользу ответчиков — департаментов образования.

Региональные власти пытаются сэкономить на любой мелочи: например, предлагают директорам оплачивать эту дополнительную работу, нужную не школе, а региону, из школьного фонда стимулирующих выплат. То есть забрать деньги у тех педагогов, которые хорошо работают в школе, и заплатить тем, кто — не менее хорошо — работает на ЕГЭ.

В сотый раз объяснять, что учителя (воспитатели, преподаватели техникумов) вынуждены работать с двойной нагрузкой, — надоело. Я не знаю в регионах ни одного учителя, который работает на 1 ставку (в Москве такие встречаются, потому что у московских учителей есть много возможностей подработки помимо школы).

Недавно одна учительница решилась потребовать оплаты сверхурочной работы: у нее больше 36 уроков в неделю, а в Трудовом кодексе сказано, что у педагогических работников сокращенная рабочая неделя — не больше 36 часов.

Так вот наш самый справедливый суд отказал ей в иске, сославшись на подзаконные акты — постановления правительства и приказы Минобрнауки.

Разумеется, юристы Центра социально-трудовых прав помогут учительнице составить апелляцию, но уверенности в торжестве справедливости в данном вопросе у нас нет.

Можно, конечно, твердить, что учительская профессия «и без того привлекательна». Это очень выгодно работодателям: раз вы, учителя, — такие подвижники-идеалисты, то и платить вам незачем. Платить надо таким журналистам, как А. Миронова.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2016/12/24/71018-reaktsiya-o-finansirovanii-obrazovaniya-i-uchitelskih-zarplatah

Особенных не будет: зарплаты учителей уравняют

Российские учителя должны получать зарплату по единой для всей страны системе. С предложением проработать эти принципы начисления оплаты труда Совет Федерации планирует обратиться к правительству.

Как отметили в верхней палате парламента, сейчас даже в пределах одного субъекта учителя одной и той же квалификации могут получать разные зарплаты, поскольку их рассчитывают региональные власти.

В Совфеде считают необходимым создать общую для всех регионов систему оплаты труда школьных учителей. Это позволит уравнять их зарплаты и сделать процесс начисления более справедливым.

В комитете СФ по науке, образованию и культуре сообщили, что планируют обратиться с соответствующим предложением к правительству, вопрос может быть проработан в рамках нацпроекта «Образование».

Зампредседателя комитета Виктор Смирнов пояснил, что сегодня систему оплаты труда в конкретном образовательном учреждении устанавливает его учредитель. В общеобразовательных школах это, как правило, муниципалитет, то есть вопросом нормирования оплаты труда фактически занимаются власти региона.
Отсутствие на федеральном уровне единой нормативно-правовой базы в итоге приводит к перекосам в системе оплаты труда учителей: даже в пределах одного субъекта РФ учителя одной квалификации могут получать разные зарплаты за свой труд.

Читайте также:  Математическая вертикаль: у детей разбудят спящие способности

Эта проблема — одна из основных, волнующих педагогическое сообщество.

«Такое положение дел совершенно недопустимо, поскольку каждый учитель, если вести речь об общем образовании, реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт и должен за свой труд получать оплату, рассчитанную на основе единых принципов», — приводит слова сенатора издание «Известия».

Задача федеральных властей — создать прозрачную понятную для общества систему оплаты труда, чтобы все учителя получали зарплату по единым принципам. По мнению Смирнова, на размер зарплаты должны влиять такие показатели, как количество часов аудиторной нагрузки, уровень образовательной программы, которую преподает учитель, и его профессиональная квалификация.

Кроме того, оплата труда должна расти при повышении квалификации учителя, причем подходы к вознаграждению также должны быть одинаковыми во всех регионах. Сенатор также призвал сохранить систему стимулирующих выплат.

После достижения согласия между профессиональным сообществом, финансово-экономическим блоком правительства и профсоюзами станет ясно, следует ли ввести минимальный оклад учителей, который будет единым сразу для всех регионов или для каждого в отдельности.

«Единая минимальная зарплата учителей должна, безусловно, превышать МРОТ. На сколько? Вопрос для дискуссии. Ради точности следует отметить, что с 2007 года из российского законодательства понятие минимальной заработной платы исчезло», — сказал Виктор Смирнов.
В комитете надеются, что правительство РФ совместно с Совфедом и профсоюзами сможет сформировать принципы единой системы оплаты труда для учителей в течение года.
По официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной школы за январь — сентябрь этого года составила 40 337 рублей. Самый высокий показатель зафиксирован на Чукотке (99 тыс. рублей), затем следуют Ямало-Ненецкий автономный округ (97,5 тыс. руб.) и Москва (97,2 тыс. руб). Самая низкая зарплата у учителей Северной Осетии (21,9 тыс. рублей).
Однако профессиональное сообщество нередко заявляет о том, что официальная статистика демонстрирует завышенные цифры. Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечал, что данные для статистики в Росстат поступают от директоров школ и региональных управлений образования. Например, не учитывается, что учителя получают свои зарплаты, совмещая работу на нескольких должностях, то есть получая повышенную нагрузку.

«Не так давно мы попросили в соцсетях московских учителей прислать нам свои расчетные листки. Там идет примерно так: 27 часов — 50 тыс. руб., 31 час — 63 тыс. руб. Безусловно, в Москве есть учителя, которые зарабатывают и больше 100 тыс.

Показатели статистики созданы специально для того, чтобы давать хорошие средние результаты. Я знаю очень мало педагогов, которые не занимаются репетиторством.

При том, что зарплата в Москве гораздо выше, чем в регионах», — заявил Луховицкий в эфире НСН.

18 ноября стало известно, что правительство РФ не поддержало проект о дополнительных гарантиях в части оплаты труда педагогических и медицинских работников. Согласно этой инициативе, зарплата учителей, врачей и сотрудников учреждений культуры, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, не может быть ниже двойной величины регионального прожиточного минимума.

Однако, как считают в кабмине, принятие законопроекта приведет к тому, что зарплаты «отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры» понизятся, что будет противоречить майским указам президента 2012 года.

Видео дня. Голосование за поправки в конституцию пройдёт 22 апреля

Источник: https://news.rambler.ru/politics/43297990-osobennyh-ne-budet-zarplaty-uchiteley-uravnyayut/

Профлидер: Минимальную зарплату учителю должен гарантировать федеральный центр, а не регион

Предложение министра просвещения РФ об изменении структуры оплаты труда учителей не приведет к росту зарплат педагогов, считает председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. Как рассказала профлидер корреспонденту «Росбалта», в предложении министра не указано механизмов повышения зарплат.

По словам профсоюзного деятеля, заявление министра пока выглядит очень неконкретным: не указаны механизмы и сроки перемен. «Говорится о гарантированной части зарплаты, которая должна составлять 70%. Но нет четкого указания — за что будут платить эти 70%.

Может, учитель будет получать их, работая на полторы ставки, а, может, на две ставки? От чего же мы будем считать эти 70%, от какого показателя? Может, увеличат гарантированную часть зарплаты, но тогда уменьшат стимулирующие выплаты, а человек, как получал жалкие 20 тыс. рублей, так и будет получать? Также в информации министра я не увидела сроков, что меня смущает. Ведь о проблемах можно говорить вечно, но не сказано, когда новые правила будут разработаны, в каком виде, и будут ли консультации с профсоюзами», — перечислила Наталия Кукушкина.

Профлидер подчеркнула, что основной проблемой является то, что за размеры зарплат учителей отвечают регионы, а не федеральные структуры. «Когда в 2008 году была убрана тарифная сетка, то уровень зарплаты фактически был отнесен к обязанностям регионов. Но регионы у нас разные.

Есть дотационные, такие, у которых еле-еле душа в теле, а есть одна территория, которую можно назвать благополучной. Это Москва. Ну, и Санкт-Петербург к ней приближается.

Например, в Москве педагог может получать 100 тысяч за ту же работу, которую и в Вологодской области учитель делает, но получает здесь 15-20 тысяч. Это несправедливо. Получается, что мы развели удельные княжества, и у нас еще и сегрегация есть.

В результате, в регионах остро стоит проблема кадров. Молодые педагоги уезжают работать в Москву и Петербург, так как регионам нечего предложить им, чтобы они остались», — рассказала Кукушкина.

Профсоюзная активистка уверена, что нужны изменения в формировании принципов оплаты труда.

«Профсоюзы обращались и в министерство, и к депутатам, и в Совет Федерации, и вообще куда только мы не обращались с простым предложением: чтобы в Трудовом кодексе РФ закрепили понятие минимальной базовой ставки педагогического работника на уровне не менее двух МРОТ.

Эту часть, я уверена, должна обеспечить не региональная власть, а федеральная. А вот уже остальное, в том числе доведение зарплаты до среднего уровня по региону, может сделать и субъект Федерации. Тогда, может, и наша область сможет больше выделить денег и сделать зарплату даже выше, чем средняя по региону.

А если в Москве будет возможность платить по 200 тысяч, я буду только рада за москвичей. Но по всей стране нужен либо возврат к единой тарифной сетке, либо реформирование системы оплаты труда с установлением общих правил — единый минимальный базовый оклад, единые надбавки», — сказала Наталия Кукушкина.

Напомним, что в РФ изменят структуру оплаты труда учителей. Об этом в интервью «Российской газете» заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она уточнила, что сейчас разрабатываются поправки в Трудовой кодекс, которые позволят ввести модель структуры оплаты труда с базовыми гарантиями на федеральном уровне.

Источник: https://www.rosbalt.ru/russia/2020/01/14/1822417.html

Дискриминация по профессиональному признаку. Учителям в разных регионах хотят уравнять зарплату | Программы | ОТР

Петр Кузнецов: Переходим к первой теме нашего информационного потока в рамках «Отражения». Зарплаты учителей хотят уравнять. Совет Федерации намерен создать общую систему такую, оплаты труда преподавателей. Сейчас ее не существует. Т. е. учителя в разных регионах за одну и ту же работу получают разные деньги.

Ольга Арсланова: Но, впрочем, такая ситуация у нас, наверное, не только с учителями в стране. Это общая тенденция. Но почему так происходит?

Петр Кузнецов: Раз уж хотят уравнять учителей, давайте с них и начнем.

Ольга Арсланова: Давайте начнем с них. Каждый субъект высчитывает ставку учителя по-своему. Совет Федерации предлагает ввести следующую схему. Оклад за 18 часов в неделю должен быть не меньше 2 минимальных размеров оплаты труда.

Петр Кузнецов: 18 уроков то есть?

Ольга Арсланова: Да. А последующие рабочие часы, которые очень часто случаются в школах (например, постоянные переработки), должны оплачиваться по фиксированному тарифу. Кроме того, необходимо установить единый способ начисления премий и надбавок за квалификацию. Т. е.

чем опытнее, чем качественнее работает педагог, тем выше его зарплата. Ну, и окончательно единую систему сформируют в течение года, как обещают сенаторы. Давайте посмотрим, в каких реалиях мы живем сейчас.

Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь-сентябрь 2019 г. составила чуть более 40 тыс. руб. Самая высокая при этом зарплата – на Чукотке: почти 100 тыс. А самая низкая – в Северной Осетии: не дотягивает даже до 22 тыс. руб.

Хотя, скорее всего, выполняют люди на Чукотке и в Северной Осетии примерно одну и ту же работу и работают по одним и тем же образовательным стандартам.

Петр Кузнецов: Но при этом эта общая система, значит, позволит, условно говоря, ну, так хочется Северной Осетии, например, получать столько же учителю, сколько и в Чукотке: по 99 тыс., вне зависимости от региона.

Давайте разбираться, на что может прямо сейчас, до введения этой общей системы, повлиять регион. С нами Сергей Комков, это президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте. На прямой связи.

Сергей Комков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. А можно сразу вопрос концептуальный: а нужна ли вообще эта справедливость, учитывая, что у нас совершенно разные регионы, климат просто даже совершенно разный в Северной Осетии и на Чукотке, цены разные, коммунальные услуги стоят по-разному, – так откуда же взяться равным зарплатам?

Сергей Комков: Вопрос о том, чтобы оплата труда за один и тот же труд, за одну и ту же квалификацию, была одинаковая, стоит уже давно. И уже более 20 лет эксперты ведущие в этой сфере ставят вопрос о том, чтобы этот вопрос был решен. Вообще-то в Советском Союзе так и было.

За одну и ту же работу везде, на всей территории нашей страны, оплачивали одинаково. А вот у нас в России новым законодательством почему-то передали все это в ведение регионов.

И сегодня получается так: в одном регионе за одну и ту же работу учитель получает одну заработную плату, а в другом регионе он может получать в 2, а то и в 3 раза меньше. И поэтому сегодня во многих регионах просто нет учителей. И учить детей некому. И это совершенно ненормальная ситуация.

Поэтому, извините, это называется на русском языке «дискриминация по профессиональному признаку». Такого быть вообще не должно.

Петр Кузнецов: Т. е. все начинается, так или иначе, с неопределенного базового оклада учителей, верно? Где-то он равен МРОТ, где-то ниже.

Сергей Комков: Должно вообще-то быть не к МРОТу привязано, а должна быть единая тарифная ставка, для всех учителей по всей территории России одинаковая.

Петр Кузнецов: Вот то, что предлагает Совет Федерации, да? Вы тезисы эти поддерживаете?

Сергей Комков: Да.

Ольга Арсланова: Хорошо. А скажите, пожалуйста, Сергей Константинович, откуда взять деньги на зарплаты учителям в 100 тыс. руб., как на Чукотке, например, северокавказским регионам, у которых…

Сергей Комков: Из федерального бюджета.

Ольга Арсланова: А, из федерального бюджета вы предлагаете все-таки? Потому что сам регион, совершенно точно, не сможет заработать.

Сергей Комков: Потому что всегда учитель, извините, это федеральная фигура, а не региональная. Он учит граждан России, а не гражданина региона. И это будущие граждане Российской Федерации. Вы знаете, в паспорте у этого человечка будущего будет написано, что он гражданин Российской Федерации. Поэтому он обучается, как будущий гражданин Российской Федерации.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а не будет ли так, что для того, чтобы уравнять эти зарплаты, – да, тем, у кого они самые низкие, чуть-чуть поднимут, а тем, у кого они адекватны ценам того или иного региона, просто понизят? Т. е. будут уравнивать вот где-то по среднему, по ватерлинии.

Петр Кузнецов: Т. е. опасения по типу исполнения майских указов президента по…

Сергей Комков: У нас, у нас и в Советском Союзе, была система региональных коэффициентов. Если есть определенные климатические условия, если есть определенные какие-то особенности региональные, там вводились определенные коэффициенты. Значит, там можно доплаты вводить. Но базовая оплата везде должна быть одинаковой.

Петр Кузнецов: А что сейчас нам… Безусловно, мы постоянно возвращаемся к этой теме – к теме зарплат учителей. Нам писали, я помню, из какого-то региона, что стимулирующие не выплачивают, например, 4 года. Это все, вот в данном случае, на конкретном примере сейчас, это все на усмотрение директора?

Сергей Комков: Сегодня в этом вопросе творится полный произвол. Произвол чиновников. Такого быть не должно. Это все должно быть отрегулировано и должно контролироваться соответствующими профсоюзными органами.

Ольга Арсланова: Извините, пожалуйста, Сергей Константинович, каких вы имеете в виду чиновников, если зарплаты распределяет в итоге директор?

Петр Кузнецов: Мы тут сразу с директора начали, а чиновник…

Ольга Арсланова: А чиновнику в общем-то все равно. Сумму направили в школу, а как уже деньги там распределяются – это личное дело конкретной школы.

Сергей Комков: Но только – а денег-то в школу это кто? Это тот же самый чиновник фактически, только…

Ольга Арсланова: Это чиновник. Т. е. о нем речь.

Сергей Комков: …только определенный чиновник. Да. Его тоже ведь ввели в ранг чиновника. Раньше директор по статусу значился: руководитель педагогического коллектива. А теперь это чиновник, мелкий.

Петр Кузнецов: И можно сказать так: в ряде, если не в большинстве учебных учреждений, очень многое в этом плане зависит от взаимоотношений с директором.

Сергей Комков: Конечно. Есть ситуации, когда у директора есть некие любимчики, и им приписывают дополнительные нагрузки, дополнительные часы. Здесь огромная масса конфликтных ситуаций возникает. Начинают работать муниципальные органы, руководящие органы образовательные, органы региональные образовательные. И возникает огромная масса конфликтных ситуаций на сегодня.

Петр Кузнецов: Другими словами, чиновник, скажем так, тот, что выше, он может на директора повлиять? Мэр, губернатор, тот, кто региональное образование…

Сергей Комков: Может. И влияет. И идет, как правило, очень хорошая такая, знаете, такая спайка порой бывает. И поэтому педагогические коллективы, как правило, не влияют на деятельность своих руководителей. И здесь идет полный произвол. Это надо все отрегулировать.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Конечно же, тут же нам начали писать учителя из разных российских регионов. Омская область: «Учительница, 30 часов нагрузка, 19 тыс. руб. Это нормально?» Риторический вопрос. «Откуда средняя зарплата 40 с лишним тыс. руб.

? Средняя зарплата учителей у нас за 18 часов 15 тыс.» «Тариф может быть одинаковым, людям северных районов просто северные надбавки нужно платить, как раньше».

А может быть, тариф вот этот в 20 максимум тысяч – это и есть средний? А все остальное – надбавки? Может быть, считается сейчас у нас в стране, что это и есть нормальная зарплата для среднего учителя в регионах? Давайте разбираться.

Давайте разбираться, в каких условиях живут и работают учителя сегодня. Поговорим с учителем высшей категории, Почетным работником общего образования Леонидом Перловым. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Леонид Перлов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как распределяются бюджетные деньги внутри школы сегодня? Кто решает, у кого будет какая зарплата?

Леонид Перлов: Ну, я не финансист, я просто учитель.

Ольга Арсланова: Но по вашим наблюдениям.

Леонид Перлов: Сегодня внутри в школе я получаю, вот вчера буквально получил расчетный листок, в котором написана очень короткая строчка: «Внутришкольная оплата». Все.

Из чего она там сложилась и каким образом мне какая работа оплачивается, я в этом листочке не вижу. Все это великая тайна. Получить информацию о том, сколько, собственно, стоит мой час, я лишен возможности.

Ну, секрет, вот не знаю.

Ольга Арсланова: Скажите, а ваша зарплата, давайте определим условно, больше или меньше средней по стране (там 40 с чем-то тыс.).

Читайте также:  Россия примет участие в международных исследованиях качества образования

Леонид Перлов: Моя зарплата – зарплата – больше средней по стране. Но проблема в том, что уже стало хорошей практикой для нашего руководства избегать слова «ставка». На эти грабли уже наступали после пресловутых майских указов президента. «Зарплата учителя должна быть вот такой или такой». Ставка и зарплата – понятия абсолютно разные.

Учителя работают на полторы, две, а то и больше ставки, для того, чтобы начальство могло отчитаться о том, что указы президента выполнены, зарплата вот такая вот. Например, средняя или не меньше той, которую определило региональное руководство. То, что при этом учитель работает 40 часов в неделю, в документах не фигурирует. А это не работа.

Это не качество.

Ольга Арсланова: 40 часов в неделю – это ваша нагрузка, правильно?

Леонид Перлов: Моя нагрузка много меньше. Я старый учитель, я уже не могу просто столько работать. Поэтому моя зарплата сегодня в 2 с лишним раза меньше, чем официально объявленная средняя зарплата по городу Москве.

Петр Кузнецов: Тут у учителей есть две позиции в этом плане. Одни говорят: работаешь много, перерабатываешь, а зарплата никакая. А другие говорят: заработать в школе можно – чем больше работаешь, тем больше получаешь.

Леонид Перлов: Вот. Ключевое слово «чем больше работаешь». Опять-таки с точки зрения начальства, рабочее время учителя – это ничем не ограниченное понятие. Учитель не слесарь, он не может работать 2, 3, 4 ставки, выполнять 2, 3, 4 нормы.

Другой принцип, другой характер работы совершенно. Ставка в 18 часов была определена многолетней практикой. 18 часов позволяют учителю работать качественно, повышать свою квалификацию, да еще и жить при этом. И еще и отдыхать когда-то.

Сегодня слово «ставка» ушло начисто совершенно из документов, речь только о «зарплате».

Петр Кузнецов: Очень коротко, в качестве итога: ваше отношение к предлагаемой Советом Федерации общей системе?

Леонид Перлов: Мое отношение отрицательное к этому предложению. Потому что речь опять идет о зарплате. Регионы разные совершенно. И по условиям работы, и по контингенту учащихся, и по всему. И по ценам, в первую очередь.

Есть такое интересное понятие: «паритетная покупательная способность». Так вот, покупательная способность рубля паритетная в Москве и в Новосибирске и, там, в Весьегонске совершенно разная. Поэтому бессмысленно устанавливать одинаковый уровень.

Вопрос таким образом не решается.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Леонид Перлов, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. А у нас сейчас Ольга, учитель, наша телезрительница. Здравствуйте, Ольга.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Ольга.

Петр Кузнецов: Да? Вы же учитель, Оля? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Да. Я учитель химии и биологии. Но достаточно долго работала на Камчатке, поэтому я не…

Петр Кузнецов: А регион Краснодарский край?

Зритель: Регион сейчас Краснодар, да. Так вот, что я хочу сказать. Сравнить и обобщить всех поровну… Если, например, в Ингушетии или в Чечне где-то хотят получать 100 тыс.

, ну пусть они в Ханты-Мансийский округ поедут, и они получат. Дело в том, что это совершенно разные, действительно, покупательная способность и цены. Поэтому вот уравнять всех абсолютно – это совершенно нереально.

А получаю я – я вот имею нагрузку 19 часов, это чуть-чуть больше ставки…

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: …и получаю я 18 тыс. руб.

  • Ольга Арсланова: А на эти деньги можно у вас прожить в Краснодарском крае?
  • Зритель: Ну, в Краснодаре можно.
  • Петр Кузнецов: Можно?
  • Зритель: В Краснодаре можно. Да…
  • Петр Кузнецов: Но вы за счет чего-то еще можете увеличить себе зарплату?

Зритель: …хотя очень скромно, это хочу сразу сказать. Ну, есть и на 10 тыс. живут, пенсионеры-то. Но очень скромно. Очень скромно. А хочешь ехать…

Петр Кузнецов: Ольга, скажите, в своей школе, работая в своей школе (сейчас мы не говорим о каких-то частных уроках, о подработке)…

Зритель: Угу…

Петр Кузнецов: …вы как-то можете еще повлиять на размер зарплаты? Увеличить ее хоть чем-то, добавками какими-то?

Зритель: Дополнительные…

Петр Кузнецов: Что-то делая.

Зритель: …конечно, можно взять больше часов, можно взять и, там, кружки и т. д. Можно, в конце концов, 3 ставки взять и работать…

Петр Кузнецов: Можно?

Зритель: …не в одной школе. Но я хочу сказать, что это не работа. Это называется халтура. Просто халтура. Когда каждый день учитель должен выдавать по 6 уроков, и еще, может быть, не в одну смену по 6 уроков, то это уже конвейер, и о качестве тут говорить не приходится.

Петр Кузнецов: Да. Позиция…

Зритель: Поэтому мы и удивляемся тому, что такое…

Петр Кузнецов: …позиция честного настоящего преподавателя. Спасибо. Это Ольга, учитель из Краснодарского края.

Ольга Арсланова: Да, нельзя забывать о том, что работа учителя же не заканчивается в школе. Он же приходит домой и должен постоянно что-то новое изучать и готовить уроки. Поэтому, когда мы говорим… У нас просто многие зрители возмущаются и пишут: «18 часов это так мало!» – Но это всего лишь нагрузка в школе. Но ею все не ограничивается. Ну что ж, мы продолжаем. Сейчас о других темах.

Источник: https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/diskriminaciya-po-professionalnomu-priznaku-uchitelyam-v-raznyh-regionah-hotyat-uravnyat-zarplatu-40180.html

Министр просвещения Васильева анонсировала изменение системы оплаты труда учителей — МК

Пообещала российским педагогам достойную зарплату за одну ставку

Министр просвещения Ольга Васильева анонсировала изменения в системе оплаты работы учителей.

В ближайшее время планируется внести поправки в Трудовой кодекс, в соответствии с которыми 70% зарплаты учителя должен составлять оклад за 18 часов, и лишь 30% — различные стимулирующие надбавки и премии.

В данный момент в ряде регионов базовая ставка порой не превышает 3-7 тысяч рублей, а дополнительные надбавки всегда можно урезать по решению регионального руководства или администрации школы.

«Мы сейчас боремся за то, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30% должно выделяться на различные надбавки. Регионы получают рекомендации по выплате заработной платы учителям каждый год.

Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, набавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все пропорцию «70 на 30» соблюдают.

Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на 1,5 ставки и больше», — пояснила глава Минпросвета.

По словам Васильевой, поправки в Трудовой кодекс предоставят учителям гарантию достойной оплаты труда за одну ставку на федеральном уровне. В данный момент ситуация с зарплатами педагогов в ряде регионов страны остается аховой.

Учителям приходится работать на 1,5–2 ставки, брать классное руководство и дополнительные занятия, но и при такой нагрузке им не удается заработать даже среднюю зарплату по региону, которая, по идее, должна выплачиваться за одну ставку (18 часов).

Естественно, в данной ситуации в стране наблюдается нехватка учителей, которую наконец официально признала и сама Васильева. Глава Минпросвета оценила эту нехватку в «процентов десять». Больше всего школы в данный момент нуждаются в учителях иностранных языков, математики, информатики и физики. Кроме того, в данный момент каждый третий школьный учитель является пенсионером.

Свое мнение о том, помогут ли новые поправки защитить права педагогов и повысить их благосостояние, в чем проблема нынешней системы оплаты труда, на условиях анонимности с нами поделился учитель одной из школ:

— На самом деле основные проблемы с зарплатами заключаются в том, что решение об их размере отдается на откуп регионального руководства и директоров школ. Цель, поставленная перед любым руководителем учебного заведения, — это строжайшая экономия бюджетных средств, за которую они лично и получают огромную зарплату.

Со стимулирующими выплатами и премиями ситуация вообще достаточно темная: при желании директор может начислять повышенные надбавки приближенным учителям, а других, пусть и более достойных, обходить стороной.

В некоторых школах существует даже система откатов, когда учителя возвращают в конверте начальнику часть полученных премиальных…    

Безусловно, если поправки о выплате 70% зарплаты за одну ставку будут приняты, они принесут пользу учителям, которые сейчас работают с утра до ночи и получают зарплату ниже средней по региону. Но директора будут продолжать разными способами выкручиваться в условиях новых поправок.

Например, можно обязать педагогов брать дополнительные часы с доплатой по пониженной ставке, резко сократить или вообще не выплачивать премии и стимулирующие.

В школе, где я работал раньше, нам однажды предложили на выбор: подписать заявление либо об увольнении, либо о согласии на сокращение зарплаты за счет отмены надбавок.

На самом деле способов обобрать учителя очень много, и ничего, кроме как уволиться, в нынешней системе педагоги сделать не могут. Боюсь, что изменить ситуацию только поправками в Трудовой кодекс вряд ли получится — нужно менять общую политику страны, в том числе и объемы финансирования.

Источник: https://www.mk.ru/social/2020/01/13/ministr-prosveshheniya-vasileva-anonsirovala-izmenenie-sistemy-oplaty-truda-uchiteley.html

Зарплата учителей в 2020 году в России

Большинство аналитиков утверждают, что следующий 2020 год готовит для граждан Российской Федерации достаточно много испытаний, которые будут связаны с многочисленными изменениями в экономике страны.

В первую очередь данные изменения в законодательстве предусматривают повышение заработной платы педагогам.

Чтобы разобраться, насколько повысится жалование учителям в 2020 году, и к каким последствиям это может привести, рекомендуется ознакомиться с данной статьей.

Сколько будут получать учителя в 2020 году

С 1 января 2020 года заработная плата сотрудников трудящихся в сфере образования должна подняться на 5,4%, в результате чего средний размер зарплаты будет составлять около 38 тыс. рублей в месяц. Кроме того, следует учитывать, что в каждом отдельно взятом регионе будет проводиться дополнительные повышения окладов и надбавок к ним.

кроме того планируется в разы увеличить зарплату преподавателям, которые работают и проживают в небольших городах и сельской местности. Благодаря этому, на значительное повышение жалования смогут рассчитывать учителя, которые ведут свою преподавательскую деятельность в школах, колледжах, лицеях, и других средне-специальных учебных заведениях.

  • Кроме учителей, заработная плата должна повысится у официально оформленных трудящихся, которые оказывают свои услуги в дошкольных учреждениях и дополнительном образовании.
  • Между тем, стоит сказать, что зарплата учителей не будет меньше прожиточного минимума, который в 2020 году должен составить около 12 780 рублей.
  • В следующем году из государственного бюджета планируется выделить около 6,5 миллиардов рублей. Данная сумма должна распределиться следующим образом:
  • 2,5 миллиарда рублей пойдет на увеличение заработных плат преподавателей, которые осуществляют свою деятельность в федеральных госучреждениях.
  • Четыре миллиарда рублей перечислят для повышения жалования в учреждениях муниципального значения.

Начисление зарплаты в 2020 году

Начисление заработной платы в следующем году останется неизменным, и будет состоять, как и прежде из следующих составляющих:

Фиксированного оклада данный показатель для сотрудников образовательной сферы играет очень важную роль. Так как именно от него начисляется процент премиальных выплат и других надбавок. Начисление же самого оклада рассчитывается в зависимости от фактически отработанного времени. Также стоит учитывать, что от размера оклада планируется и формируется бюджет образовательного учреждения.

Дополнительных надбавок, которые начисляются за переработку, классное руководство, внеклассные занятия и ведение различных секций.

Выслуги лет, которая также имеет процентное соотношение от фиксированного оклада, и стажа работы. То есть, чем больше непрерывный стаж преподавателя, тем больше будет возрастная надбавка.

Премиальных выплат, начисляемых за хорошие показатели в трудовой деятельности.

Квалификации. В данном случае подразумевается должность сотрудника, его достижения и загруженность.

Многие специалисты, приближенные к министерству финансов утверждают, что в следующем году трудящиеся в сфере образования увидят увеличение не только фиксированного оклада, но и премий. Таким образом, учителя будут заинтересованы в получении более высокой премии за хорошие показатели, что соответственно должно отразиться на повышении уровня образования и дисциплинированности среди детей.

Возможные варианты повышения

В настоящий момент соответствующими ведомствами рассматривается два варианта поднятия заработных плат учителям в 2020 году.

Первый вариант предусматривает поэтапное увеличение жалования всем категориям сотрудников в сфере общего образования.

В данную категорию попадают не только учителя, но и социальные работники, такие, как психологи, библиотекари, лаборанты и прочие.

Планируется, что такое повышение будет произведено методом индексирования, то есть, начиная с 2020 года, сумма заработной платы ежегодно будет увеличиваться на 10% в течение 5-и лет.

Такой процесс увеличения позволит улучшить финансовое состояние более, чем 1,5 миллионам людей, которые заняты на работах в сфере образования среднего звена.

Однако стоит учитывать, что для данного повышения государству придется дополнительно выделить внушительную сумму денег (только в 2020 году нужно около 700 млрд рублей), что в условиях не стабильной экономической ситуации в стране, очень тяжело, и практически невозможно выполнить.

Второй вариант представляет собой увеличение заработных плат только преподавателям. Причем это повышение будет произведено одноразово, но уже с 1 января 2020 года.

Таким образом, в следующем году зарплаты для учителей могут повыситься, как минимум на 150% . Для этого из государственного бюджета в фонд оплаты труда должно быть выделено на 275 мрд рублей больше, чем в 2019 году.

В итоге фонд оплаты труда учителей в следующем году увеличится до 820 млрд рублей.

Возможные риски

Согласно статистическим опросам от 67% до 79% педагогов ведущих свою образовательную деятельность в различных регионах Российской Федерации недовольны своей зарплатой.

Также следует сказать, что за последние несколько лет в некоторых муниципальных общеобразовательных учреждениях заработная плата учителей снизилась.

Поэтому обещанное повышение оплаты труда данной категории бюджетных работников в 2020 году должно разрешить финансовые проблемы учителей, и смягчить социальное напряжение в трудовых коллективах.

Однако, несмотря на такой казалось бы весомый положительный момент, многие специалисты с настороженностью относятся к грядущему повышению учительских зарплат. Также негативно к предстоящему увеличению зарплат относится Всеволод Луховицкий, который является сопредседателем профессионального движения «учитель».

Он сообщил, что в связи с заявленным повышением оплаты труда в 2020 году, вся финансовая нагрузка ляжет на регионы, бюджет которых и так находится в плачевном состоянии. Это объясняется тем, что жалование учителям в следующем году будет, как и прежде выплачиваться из регионального бюджета.

В результате планируемая реформа приведет к значительному сокращению сотрудников сферы образования, хотя в настоящее время официально об этом никто не говорит.

Получается, чтобы всем и сразу повысить жалование, необходимо сократить часть учителей, библиотекарей и психологов, а оставшимся трудящимся в разы увеличить и без того существенную нагрузку.

Такого же мнения придерживается аналитик кредитно-рейтингового агентства по РФ Шураков Александр Анатольевич. Согласно его подсчетам, после существенного повышения заработных плат учителям, регионам нужно будет тратить на 600-700 млрд в год больше прежнего.

По его мнению, это может привести только к увеличению региональных долгов, и как следствие к реструктуризации государственных кредитов.

Также федеральным властям нужно будет поддерживать финансирование предстоящей реформы, что негативно скажется на государственном бюджете в конце 2020 года.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777802213/

Ссылка на основную публикацию