Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

По последним из имеющихся на этот счет данным Росстата за 2015 год, в среднем по России на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходилось 106 детей (в возрасте от 1 года до 6 лет), их посещающих (уровень практически не изменился с 2008 года). В трети регионов страны этот показатель был еще выше, и во всех восьми федеральных округах средний показатель превышал 100%.

При том что “доступность” дошкольного образования в стране для детей в возрасте от 3 до 7 лет еще к концу 2015 года составила 98,97%, только за первые 10 месяцев 2016 года количество очередников в детские сады увеличилось с 62 тысяч до почти 65 тысяч детей, констатировали аудиторы Счетной палаты России в декабре прошлого года, а для самых маленьких (в возрасте до 3 лет) очередь превысила 391 тысячу.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

​На прошлой неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил итоги опроса, приуроченного к Дню матери в России. Судя по ответам его участников, нехватку мест в дошкольных учреждениях они относят к числу главных для себя проблем в сфере материнства и детства.

Дело в том, что сам по себе высокий показатель “доступности дошкольного образования” вовсе не означает еще наличия соответствующего количества мест для желающих.

Из пояснений Министерства образования и науки РФ следует, что он “рассчитывается как доля детей в соответствующих возрастах, которым предоставлено место на программах дошкольного образования, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди на получение такого места в текущем учебном году”. И еще в 2014-м, как отмечалось в отчете министерства, этот показатель (для детей 3–7 лет) составил 93,9% (в 2013-м – 92,7%).

Довести его до 100% к 2016 году правительству поручалось “майскими” указами президента России от 2012 года. “Задача, поставленная в майском указе, практически выполнена: доступность дошкольного образования составила 99%”, – отчитался теперь уже бывший руководитель Минобрнауки в январе прошлого года.

По состоянию на 1 апреля 2017 года, как следует из отчета правительства, уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по России составил 98,73%, в том числе 99% – в 74 регионах из 85 и 95–99% – еще в четырех.

В отличие от этого, “расчетного” показателя, более наглядным оказывается показатель “охвата” дошкольным образованием. Его Росстат определяет в процентах от общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет по каждому из регионов и в целом по России.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Проект по обучению детей на длительном лечении поддержало минобрнауки рф

Оценим за полчаса!

И в этом случае ни о каких “близких к 100%” уровнях речь не идет. Например, в 2008 году показатель “охвата” для России в целом составлял 59,3%, в 2015-м – 66,2%, в 2016-м – 66,5%.

При этом разрыв между регионами, как видим, может быть кратным, а более чем в трети регионов показатель оказывается ниже среднероссийского.

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

О том, что мест в дошкольных учреждениях России явно не хватает, свидетельствуют и результаты недавнего мониторинга общественного движения “Общероссийский народный фронт” (ОНФ). В его опросах приняли участие 500 воспитателей дошкольных учреждений в 63 регионах страны. Из них почти 17% заявили о переполненности групп.

Полгода назад правительство России отчиталось, что наполняемость групп детских садов (дети в возрасте 3–7 лет) в среднем по России составляет 25,3 человека.

При этом в постановлении Главного санитарного врача России еще от 2010 года санитарные нормы формулировались так: “Для детей в возрасте от одного года до 3 лет – не более 15 человек в группе, для детей 3–7 лет – не более 20 (оптимальная – 15 человек)”.

В ходе же опроса, проведенного ОНФ, 15,5% воспитателей отметили, что в их группах насчитывается по 30–39 детей, а еще 1,4% воспитателей – от 40 до 46 детей. В некоторых случаях численность групп оказывалась даже большей.

“Мы видим, что для достижения необходимых показателей регионы вынуждены раз за разом принимать сомнительные меры: уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады, – отметила руководитель рабочей группы ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – В этих условиях говорить о доступности, которая бы не только учитывала всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала наличие свободных мест, не приходится”.

Источник: https://www.factograph.info/a/28884428.html

Глава Минобрнауки отчитался о результатах программы обеспечения доступности дошкольного образования

Дмитрий Ливанов принял участие в совещании президента РФ Владимира Путина с членами кабмина России. В рамках своего выступления на встрече он рассказал о текущих итогах реализации программы по ликвидации очередей в детсады. Предваряя речь министра, глава государства напомнил, что программа исполняется с 2013 по 2016 год.

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

По словам руководителя Министерства образования, за время реализации программы удалось мобилизовать серьезные управленческие и финансовые ресурсы на разных уровнях. Он указал, что задача перед ведомством стояла очень масштабная.

Так, на момент начала программы в 2013 году более 500 тыс. детей стояли в очереди в детсады.

Кроме того, согласно прогнозам, за три года количество детей данной возрастной категории благодаря активной демографической политике должно был вырасти на 750 тыс., рассказал министр.

Как сообщил Дмитрий Ливанов, в ходе реализации программы уже построено около 1,5 тыс. новых зданий детсадов, примерно 300 ранее переданных в эту систему образования зданий был оснащены всем необходимым и на данный момент являются детсадами. Всего за три года действия проекта было создано 1,15 миллиона новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, подчеркнул министр.

Общая доступность дошкольного образования по стране среди детей 3-7 лет на сегодня достигла 99%, сообщил Ливанов. Около 60 тыс. детей пока еще находятся в очереди, отметил он.

Дефицит мест в детсадах локализирован в двух федеральных округах, рассказал глава Минобрнауки, — в Северо-Кавказском и Крымском. При этом только в шести регионах доступность дошкольного образования менее 95%.

Это Республика Тыва, город Севастополь, Забайкальский край, Дагестан, Республика Крым, Ингушетия.

Министр указал, что отставание в реализации программы в этих регионах объясняется субъективными и объективными причинами. К первым он отнес плохую организацию работы на местах. В связи с этим, рассказал Ливанов, сегодня принимаются определенные кадровые решения. Кроме того, по его словам, есть и объективные факторы — плохая начальная ситуация с доступностью дошкольного образования.

При этом министр указал, что параллельно с созданием новых мест внедрялся новый образовательный стандарт. Поэтому все созданные места в детсадах соответствуют современным требованиям и стандартам.

Кроме того, он указал, что за три года практически 100% педагогов дошкольного образования прошли повышение квалификации. Также им была повышена заработная плата, что сделало работу в этой сфере более привлекательной для выпускников педвузов.

На данный момент, подчеркнул министр, в сфере дошкольного образования практически нет вакансий для педагогов.

Главной задачей, которая стоит на повестке дня Дмитрий Ливанов назвал обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет.

По его словам, новые места для детей 3-7 лет создавались не за счет детей младшего возраста, однако в очереди в детсады сегодня находится около 400 тыс. детей до 3 лет.

В каждом регионе страны уже приняты соответствующие дорожные карты для решения этой проблемы. В течение ближайших нескольких лет планируется активно решать данную задачу.

Со своей стороны президент РФ отметил, что доступность дошкольного образования очень важна, ведь женщина должна иметь возможность выйти на работу своевременно. Он подчеркнул, что в проблемных регионах тоже нужно довести поставленную задачу до конца. 

Источник: https://www.vedu.ru/news-o-rezultatah-programmy-dostupnosti-doshkolnogo-obrazovanija/

Стали известны регионы РФ с самым низким уровнем доступности дошкольного образования, Новости дошкольного образования

По данным доклада Правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования в 2017 году, по состоянию на январь текущего года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по России составила 99,01%.

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования Дошкольное образование / http://paidagogos.com/

В документе отмечается, что обеспечить стопроцентную доступность смогли 66 регионов РФ, 99%-99,9% — 8 субъектов, ещё у четырёх данный показатель колеблется на уровне от 95% до 99%. В семи регионах зафиксирован уровень менее 95%. Речь идёт о Республике Крым, Дагестане, Бурятии, Тыве, Северной Осетии – Алании, Забайкальском крае, а также об Ингушетии.

Что же касается доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, то по состоянию на 1 января текущего года она составила 79,81%.

Стопроцентная доступность достигнута в Ульяновской области и Чукотском автономном округе, от 98,99% до 99% — в семи регионах и от 50% до 98,99% — в 69 субъектах РФ.

Уровень менее 50% зафиксирован в Бурятии, Ингушетии, Татарстане, Дагестане, Республике Крым, Новосибирской области и Севастополе.

Также в докладе говорится о существующей в данной сфере проблеме, которая требует постоянного внимания и принятия решений. Речь идёт о росте в ряде регионов «платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, который зачастую превышает уровень инфляции».  

Согласно исследованию, в целом по стране произошло увеличение размера родительской платы на 1,1% (с 1907 рублей до 1929 рублей в месяц). При этом базовая инфляция на этот период составила 2,5%.

Как отметили в российском правительстве, в текущем году планируется изучить и распространить лучшие региональные практики по решению упомянутой проблемы. Данные мероприятия будут проведены в целях «недопущения необоснованного роста родительской платы».  

Представители кабмина также акцентировали внимание на том, что с 2018 года стартует реализация ведомственного проекта, получившего название  «Содействие созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования на 2018-2020 годы». Подробнее о нём говорится в разделе «Организация проектной деятельности в Минобрнауки России».

Кроме того, в докладе обозначены основные задачи, касающиеся совершенствования и развития дошкольного образования. Вот некоторые из них:    

  • обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования (ДО) для детей от 3 до 7 лет;
  • создание дополнительных мест в организациях ДО для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • реализация ФГОС дошкольного образования в детских садах;
  • стимулирование развития формы семейного образования через создание сети консультационных служб  (центров) для родителей с детьми дошкольного возраста.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/news/4804_stali-izvestny-regiony-samym-nizkim.html

Дошкольное образование в эпоху перемен: итоги всероссийского съезда

Повысилась доступность дошкольного образования

Большой интерес вызвало выступление министра образования и науки Ольги Васильевой. Она рассказала о том, что за 3 года из федерального бюджета на проект модернизации дошкольного образования было израсходовано 130 млрд. рублей, региональное софинансирование составило 82,3 млрд. рублей. Итог работы — 1 млн.135 тыс. 246 новых мест в детских садах.

По словам Ольги Васильевой, помимо строительства новых ДОУ, широко используются альтернативные формы организации дошкольного образования. Например, в регионах действуют 9,5 тыс.

консультационных центров, оказывающих  родителям бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь.

 Есть семейные дошкольные группы, а также группы, где осуществляются только присмотр и уход, без образовательной составляющей.

Кроме того, министр образования и науки отметила, что Закон «Об образовании в РФ» позволяет открывать дошкольные группы при самых разных образовательных организациях, включая вузы. И уже сегодня такие группы  созданы в 27 вузах в 14 регионах.

В результате проведенной работы, количество детей, получающих дошкольное образование, с 2012 года выросло на 23%. И все-таки, как с сожалением констатировала Ольга Васильева, еще остаются субъекты РФ, в которых сохраняются большие очереди в детские сады. В их числе — республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Крым.

Министр заверила, что проблема в этих территориях обязательно будет решена  в ближайшее время.

В центре внимания

Если до сих пор ставилась задача  обеспечить доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, то теперь главной целью является повышение качества дошкольного образования и создание мест в ДОУ для малышей от 0 до 3 лет. По разным подсчетам, число детей этой категории, родители которых хотели бы отдать их в дошкольные учреждения, колеблется от 150 тыс. до 400 тыс.

Некоторые специалисты видят выход в развитии негосударственного сектора в дошкольном образовании — в настоящее время он составляет чуть более 2% от общего числа ДОУ. Этого явно недостаточно. Поэтому необходимо поддерживать частную инициативу, снимать ненужные барьеры, мешающие развитию частных детских садов.

Об этом шла речь на заседании секции, посвященной актуальным вопросам поддержки семьи и развития негосударственного сектора дошкольного образования.

 Также на секциях обсуждались вопросы, связанные с организацией дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;  подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

Интересное обсуждение развернулось на секции, посвященной основным направлениям развития дошкольного образования как первого уровня системы общего образования. Этот новый статус ДОО  был определен Законом «Об образовании в РФ», а осенью 2013 года был принят ФГОС дошкольного образования. Какие изменения произошли в этой сфере благодаря нововведениям?

На пути к перестройке

Читайте также:  Жесткие проверки перед егэ могут исчезнуть

Этой теме было посвящено выступление председателя общественного Совета по дошкольному образованию Госдумы РФ Татьяны Дороновой. Она рассказала о том, что, по данным мониторинга, проведенного Минобрнауки, в регионах составлены дорожные карты реализации стандарта дошкольного образования, почти 99% педагогов повысили свою квалификацию.

 В то же время более половины ДОУ заявили о серьезных трудностях, возникающих в ходе внедрения стандарта.

Несмотря на большое количество  методических материалов, разработанных учеными для практического использования в детских садах (они размещены на сайте ФИРО), многие педагоги продолжают работать так же, как и раньше, не меняя методик и подходов.

«Основная масса детских садов не увидела новизны в стандарте, а значит, педагоги не станут перестраивать свою работу», — отметила Татьяна Доронова.

Если же перестройка и происходит, то не всегда в правильном направлении — по той причине, что   многие  воспитатели по-своему интерпретируют  те или иные требования ФГОС ДО.  

Татьяна Доронова подчеркнула, что главной формой организации образовательного процесса в ДОУ, согласно стандарту, должна стать совместная партнерская деятельность детей и взрослых, а главная задача воспитателя — мотивировать ребенка к познавательной деятельности. Было отмечено, что очень важно привлечь для оказания консультационно-методической поддержки ДОО все возможные ресурсы, включая авторов-разработчиков программ и технологий.

Светлана Максимова, Заведующая редакцией дошкольного образования ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»: «К вышесказанному добавим, что методическая служба ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» ведет активную работу по поддержке педагогических коллективов, реализующих выпускаемые программы и УМК.

Регулярно организуются семинары, вебинары, мастер-классы, которые проводят как авторы, так и методисты. Совместно с региональными ИРО проводятся курсы повышения квалификации для педагогов, работает «Летняя школа».

Во многих регионах открыты инновационные площадки, а по программе «Тропинки» — Федеральные площадки ФИРО».   

Выводы и предложения

Как считает заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карабанова, выполнить эту задачу нелегко, так как у современных детей крайне низкий уровень любознательности: они «перекормлены»  информацией. Растет и число детей, испытывающих различные трудности в развитии, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для них  необходимо создавать условия в детских садах. Однако проблема, по мнению заместителя начальника управления образованием администрации г.

Снежинска Челябинской области Артура Мухитдинова, заключается в том, что в настоящее время нет ни одного документа, в котором были бы прописаны конкретные условия для детей, имеющих те или иные заболевания. Предложение о создании такого документа было  внесено в резолюцию съезда.

Кроме того, было внесено предложение об уточнении функциональных обязанностей медицинских работников детских садов и упрощении требований к лицензированию специальной медицинской деятельности в ДОУ (включая оснащение медицинских кабинетов).

Важное дополнение в резолюцию съезда, принятое его участниками,  касается изменения численности детей, приходящихся на одного педагога, в зависимости от возрастной категории и особенностей здоровья дошкольников.

По мнению специалистов, группы в детских садах характеризуются «запредельной наполняемостью», а с учетом введения инклюзивного образования в штатах  ДОУ обязательно должны присутствовать такие специалисты, как психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы. Разнообразие задач, которые сегодня призваны решать дошкольные учреждения, требуют комплексного сопровождения детей, — убеждены специалисты.

Также ряд положений резолюции касается организации просветительской работы с родителями. Кстати, о важности этой проблемы заявила в своем выступлении и Ольга Васильева, подчеркнув, что «родители должны получать исчерпывающие консультации по интересующим их вопросам».

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

В работе первого дня съезда приняли участие сотрудники методической службы и редакции дошкольного образования ОИГ «Дрофа» — «Вентана-Граф».

Была организована выставка учебно-методической литературы, представлены новинки.

 Участники интересовались, в первую очередь, методическим обеспечением программ и возможностью пройти курсы повышения квалификации по реализации ФГОС ДО средствами издаваемых УМК.

Светлана Максимова, Заведующая редакцией дошкольного образования ОИГ «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ»: «Прошедший съезд наметил ориентиры в развитии дошкольного образования, которые, безусловно, должны быть учтены при работе над редакционным портфелем, а именно, серьезное внимание к духовно-нравственному воспитанию дошкольников, развитию детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья; а также показал необходимость усиления методической работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методик и технологий, которые издаются и планируются к изданию, активного участия авторов в повышении квалификации педагогов-дошкольников».

25 октября делегаты съезды знакомились с опытом лучших дошкольных организаций Московской области.

Ольга Дашковская

Источник: https://rosuchebnik.ru/news/doshkolnoe-obrazovanie-v-epokhu-peremen/

Ряд предложений подгруппы по обеспечению доступности дошкольного образования, возглавляемой Александром Никитиным, поддержаны Министерством просвещения РФ

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

  • 13 марта в Москве состоялась встреча губернатора Тамбовской области Александра Никитина с заместителем Министра просвещения Российской Федерации Мариной Раковой и генеральным директором АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Светланой Чупшевой.
  • Участники встречи обсудили вопросы развития и качественного обеспечения доступности системы дошкольного образования, а также создание благоприятных условий для экономической активности родителей, имеющих детей.
  • Глава администрации области проинформировал о результатах работы подгруппы «Обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования» и представил предложения, для их дальнейшего включения в перечень поручений Президента Российской Федерации.

Напомним, под председательством Александра Никитина подгруппа призвана решить задачи, связанные с развитием системы дошкольного образования в контексте социальной политики. 11 марта в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание подгруппы. В её состав вошли заместитель Министра просвещения РФ Марина Ракова, заместители губернаторов ряда регионов страны, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и другие.

На сегодняшней встрече одобрены, в том числе, предложения о возможности создания образовательных комплексов «Детский сад – школа».

Такие комплексы позволят детям спокойно перейти от ступени дошкольного образования к общему, помогут в эффективном использовании кадрового потенциала образовательной организации, трансформируют материально – техническую базу школ для реализации программ дополнительного образования детей.

Участники встречи выразили единое мнение в том, что утвержденные СНИПы и СанПиНы для частных и малокомплектных детских садов, в части требований к площадям отдельных помещений, нуждаются в серьёзных изменениях.

Отдельным предметом для обсуждения стали вопросы развития услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе, разработки типовой программы профессионального обучения будущих нянь. Стоит заметить, что в этом контексте обсуждены вопросы по привлечению к оказанию услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста членов добровольческих движений, например, волонтёрских нянь.

  1. Не осталось без внимания создание современной предметно-пространственной развивающей среды, создание условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов и введение должности «тьютор» в дошкольных образовательных учреждениях, причем не только из числа педагогов, но и родителей.
  2. В ходе встречи поддержана родительская инициатива в том, что необходимо рассмотреть возможность разработки программ для молодых родителей, которые смогли бы повысить их информированность о действующих программах профессионального обучения и поддержки малого бизнеса – «геометрия бизнеса».
  3. Наибольшую заинтересованность, в ходе обсуждения международного опыта в сфере дошкольного образования детей, вызвала идея создания «дружелюбной среды», подразумевающая организацию необходимых условий для родителей с детьми в общественно-государственных организациях.
  4. Реализация инициатив, предложенных в ходе встречи губернатора Тамбовской области Александра Никитина с заместителем Министра просвещения Российской Федерации Мариной Раковой и генеральным директором АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Светланой Чупшевой, к 2021 году обеспечит стопроцентную доступность дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

Напомним, что Указом Президента РФ всего создано 16 рабочих групп по направлениям национальных проектов.

Каждая будет готовить материалы к заседаниям Госсовета РФ или его президиума, проводить анализ и давать оценку реализации региональных проектов, готовить предложения по совершенствованию деятельности органов власти субъектов РФ, находить и распространять лучшие практики государственного и муниципального управления. Сам же Госсовет пройдет в апреле текущего года.

Источник: https://obraz.tmbreg.ru/srednee-professionalnoe-obrazovanie/normativno-pravovye-dokumenty-federalnyj-uroven/item/4013-ryad-predlozhenij-podgruppy-po-obespecheniyu-dostupnosti-doshkolnogo-obrazovaniya-vozglavlyaemoj-aleksandrom-nikitinym-podderzhany-ministerstvom-prosveshcheniya-rf.html

В минобрнауки россии прошел всероссийский семинар-совещание по вопросам обеспечения доступности дошкольного и общего образования | департамент общего образования томской области

07 декабря, 10:04

Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

Минобрнауки России совместно с ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» провели Всероссийский семинар-совещание, посвященный вопросам реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступности дошкольного и общего образования, для руководителей и специалистов органов управления образования субъектов Российской Федерации.

В рамках проведенного пленарного заседания Семинара обсуждались основные темы, одна из которых – обеспечение доступности дошкольного образования в части выполнения обязательств, взятых субъектами РФ по  реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (далее – МРСДО) за период 2013–2016 годов. Также акцент был поставлен на реализацию мероприятий, направленных на повышение качества показателей обеспечения доступности дошкольного образования, передаваемых субъектами РФ в Федеральную систему показателей.

Еще одним важным направлением  стал блок, посвященный обеспечению доступности общего образования, в разрезе которого  обсуждались вопросы реализации мероприятий по проекту «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы».

Открыл заседание директор ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Кирилл Казаков. От имени Учреждения он поприветствовал участников, определил регламент работы, цели и задачи Семинара.

Первым докладчиком стал Дмитрий Репин – руководитель рабочей группы проекта МРСДО, который в ходе Семинара сообщил, что в рамках реализации программы МРСДО за период 2013-2015 годов 84 субъектам РФ было предоставлено из федерального бюджета 130 млрд руб., реализовано более 9 000 мероприятий, создано 1 136 336 мест в ходе реализации комплекса мероприятий.  

Далее был представлен доклад заместителя министра образования и науки РФ – директора ФГБУ «Дирекция «Школа–2025» Ирины Кузнецовой.

В рамках подробного выступления на тему «Промежуточные итоги реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы» она сообщила о планах работы на 2017 год и обозначила данную программу приоритетной в сфере образования.

Отдельно стоит отметить выступление директора ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Кирилла Казакова, который в своем докладе обратил внимание, что работа по поручению президента России Владимира Путина о необходимости обеспечения функционирования региональных систем учета детей дошкольного возраста подходит к завершению. Также Кирилл Казаков анонсировал выход мобильного приложения по доступности дошкольного образования.

Более подробно новое мобильное приложение в своем докладе представил заместитель директора по информатизации ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Александр Скворцов.

Он подчеркнул, что данная система будет информировать родителей и всех пользователей о доступности дошкольного образования с возможностью выбора детских садов, групп по каждому субъекту РФ.

Мобильное приложение станет доступным для смартфонов на базе Android и IOS, в настоящее время программа работает в тестовом режиме.

Озвучили основные результаты реализации программы МРСДО за период 2013-2016 в своих регионах и руководители органов управления образования субъектов РФ.

Спикеры:

  • Джунаидов Асланбек Сираждиевич – Председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию;
  • Маркачев Евгений Евгеньевич – Министр образования республики Мордовия;
  • Уколов Александр Федорович – Заместитель председателя Комитета образования и науки Курской области.

Завершающими выступлениями в рамках Семинара стали доклады представителей субъектов РФ о региональном опыте информатизации образования и формирования единой образовательной информационной среды на примере своего региона.

Подводя итоги, представители региональных министерств и ведомств субъектов РФ обсудили основные проблемы образования в Российской Федерации, а также важнейшие достижения в рамках обозначенных проектов, кроме того, подробно ознакомились с планами реализации ключевых программ дошкольного и общего образования Минобрнауки России на ближайшее время.

семинарсовещаниедошкольное образование

Источник: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/14140

Минпросвещения России

Минпросвещения России реализует комплекс мер, которые должны обеспечить полную доступность дошкольного образования к 2021 году для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет. Эти меры включают предоставление бюджетных средств на создание дополнительных мест в дошкольных организациях для воспитанников раннего возраста. 

Минпросвещения России ведет работу по созданию новых дошкольных групп – кратковременного пребывания для детей, которые проводят в детском саду неполный день, семейных, а также групп при профессиональных образовательных организациях, организациях высшего и дополнительного образования.

Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусмотрено дальнейшее развитие консультационных центров для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих им бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь. Минпросвещения России оказывает организационно-техническую и экспертно-методическую поддержку образовательным организациям, реализующим программы дошкольного образования, по созданию, функционированию и сопровождению таких консультационных центров.

 

Количество воспитанников:

  • 7,6 млн человек воспитанников
  • дети с ОВЗ – 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников)
  • в городской местности воспитанников – 6,08 млн человек (81%)
  • в сельской местности воспитанников – 1,49 млн человек (19%)

Учреждения дошкольного образования:

  • 47,8 тыс. детских садов
  • из них частных детских садов – 1,06 тыс. (2,2% от общего количества детских садов)
  • в городской местности детских садов – 25,9 тыс. (51% от общего количества детских садов), в том числе частных детских садов – 963
  • в сельской местности детских садов – 21,8 тыс. (49% от общего количества детских садов), в том числе частных детских садов – 106
  • доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет: 99,08%

Доступность:

  • доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет: 99,08%
  • количество обучающихся, обеспеченных подвозом до образовательной организации и обратно, —  около 849 тыс. человек

Последнее обновление: 01 августа 2019, 09:01

Источник: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/preschool_education

Материал по теме

  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
  • ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
  • Подготовила:
  •  ст.воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

 Ефремова О.В.

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества к обеспечению права человека на образование, увеличению доступа людей к образованию; повышению качества образования как залога развития общества.

Понимая высокую значимость данных проблем, Организация Объединенных Наций инициировала реализацию широкомасштабной программы «Образование для всех на протяжении всей жизни». Одно из ключевых направлений этой программы — развитие дошкольного образования в различных странах.

Следует отметить, что повышенный интерес к проблемам образования детей дошкольного возраста абсолютно оправдан, поскольку именно в первые семь лет жизни развитие человека идет колоссальнейшими темпами и в значительной степени его результативность предопределяет успешность и жизненную стратегию взрослого.

Осознание данного факта требует особого отношения к созданию полноценных условий для развития маленьких детей в семьях и образовательных учреждениях.

Анализ политики любого государства в отношении дошкольного образования, поддержки и сопровождения семьи сегодня может рассматриваться как показатель развития данного общества.

В результате изучения стратегических ориентиров отечественной образовательной системы перспективными направлениями развития дошкольного образования определяются повышение доступности и обеспечение качества дошкольного образования в России.

В России конституционными гарантиями гражданам являются обеспечение общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей. В обозначенном контексте общедоступность дошкольного образования понимается как возможность выбора и зачисления в избранное родителями дошкольное образовательное учреждение и непрерывного обучения в нем.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал ряд поручений, связанных с обеспечением доступности дошкольного образования.

Минобрнауки, Минфину, Минэкономразвития и Минрегиону поручено внести проект распоряжения правительства России о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.

Согласно документу, Минобрнауки должно будет обеспечить контроль за реализацией поручений. О результатах министерство доложит 1 сентября 2013 года.

«Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов России поручено взять под личный контроль ход реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, в том числе своевременное заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на указанные цели», — сообщается на сайте правительства.

В январе этого года Медведев отчитался перед Путиным о планах правительства до 2018 года, одним из пунктов отчета было дошкольное образование. По словам премьер-министра, к 2016 году 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет смогут посещать дошкольные учреждения за счет реконструкции и строительства новых садов.

Читайте также:  Планы на неделю с 9 по 15 октября

Согласно статистическим данным, дошкольное образовательное учреждение посещает лишь каждый второй ребенок, что приводит к проблеме разного уровня подготовленности детей на пороге школы.

Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе). Выходом из сложившейся ситуации, по мнению специалистов Министерства образования и науки РФ, является введение предшкольного образования.

Главный позитивный момент данного шага заключается в провозглашении на государственном уровне необходимости создания условий для гарантированного получения образовательных услуг для детей старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, в значительной степени повысит доступность и охват дошкольным образованием населения.

Преобразование сложившейся системы образования детей дошкольного возраста потребует уточнения целевых установок данной системы и комплекса организационных механизмов.

В материалах, определяющих стратегические ориентиры развития образования, основное назначение данного уровня образования заключается в обеспечении равных стартовых возможностей детей для последующего обучения в начальной школе.

Безусловно, на сегодня следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования — неготовность ребенка к школьному обучению, значительные трудности на этапе адаптации к школе, возрастающее количество неуспешных детей.

Однако возникает сомнение, насколько адекватен предлагаемый способ ее решения и каким образом могут быть «выравнены» возможности детей? Как сделать равными возможности одаренного ребенка и ребенка с определенными нарушениями в развитии; ребенка из социально благополучной семьи, в которой родители прикладывают максимальные усилия для получения качественного образования, и семьи, где родители не придают значения образованию ребенка? Вероятно, следует говорить не о «выравнивании» возможностей детей, а о создании полноценных условий, обеспечивающих физическое и психическое развитие, обогащение опыта социализации ребенка на этапе дошкольного детства, что послужит основой готовности к школьному обучению (Т. Доронова, Л. А. Парамонова, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков и др.). Отсюда следует необходимость рассмотрения ключевых групп условий, обеспечивающих качество образования детей старшего дошкольного возраста.

Одно из важнейших условий качества образования детей дошкольного возраста — повышение доступности дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения. Особая задача обеспечения доступности связана с острым дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Уровень рождаемости с 2002 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается.

Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что в настоящее время заставляет искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста.

Сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70% до 50%. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования.

У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика.

В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста.

Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере.

Успешность заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования.

Цель предшкольного образования — выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

Следующим условием обеспечения качества образования детей старшего дошкольного возраста является определение содержания и организации образования детей старшего дошкольного возраста.

По мнению большинства специалистов, в области дошкольного детства одним из важнейших факторов, влияющих на организацию образования детей дошкольного возраста, является состояние здоровья дошкольников.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в результате обследования пятилетних детей (обследовалось 250 московских дошкольников, 2005 г.

), абсолютно здоровыми оказалось только 5%, ни разу за весь год не болели 10% детей, часто болеющих оказалось 15%.

 Наряду с физиологическими заболеваниями, в последние десять лет констатируется катастрофический рост детей, психологически не готовых к школе. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственного отставания.

Приведенные данные подтверждают необходимость насыщения дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской» деятельности (игровой,

изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т. п.), что служит гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе. Разумеется, реализовывать данную работу необходимо задолго до того, как ребенок окажется в стенах старшей или подготовительной группы ДОУ.

Вместе с тем в связи с расширением круга учреждений, осуществляющих подготовку ребенка к школе (школы, учреждения дополнительного образования), увеличивается количество групп кратковременного пребывания ребенка.

Возникает проблема: каким образом реализовать программу, рассчитанную на полное пребывание в более короткий отрезок времени и при этом не нанести вред здоровью ребенка, не превысить допустимые нагрузки? Зачастую на практике при организации образования детей старшего дошкольного возраста в условиях кратковременного пребывания педагогами выборочно реализуются разделы комплексной программы дошкольного образования (например, «Истоки», «Детство» и т. д.). Безусловно, данный путь не допустим, так как большинство комплексных программ, реализуемых в российских детских садах, охватывают ранний и дошкольный возраст или обеспечивают преемственность работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Качество реализации комплексных программ обусловлено целостностью построения педагогического процесса, его обеспеченностью при работе с детьми различных возрастов.

Другим путем организации образования детей  дошкольного возраста является реализация ряда парциальных программ, которые направлены, прежде всего, на развитие учебных умений ребенка, обучение его счету и грамоте.

К сожалению, реализация педагогического процесса с данных позиций зачастую приводит к отсутствию интеграции педагогического процесса, преобладанию учебной деятельности ребенка и сокращению времени на ведущие виды детской деятельности.

  1. Выходом из сложившейся ситуации является разработка концептуальных подходов и комплексных образовательных программ для детей дошкольного возраста, в том числе и в условиях групп кратковременного пребывания.
  2. Таким образом, определение целевых установок и содержания образования детей дошкольного возраста актуализирует целый ряд проблем, которые требуют дальнейшего изучения:
  3. • создание системы мониторинга достижений детей старшего дошкольного возраста, разработка диагностических пакетов;
  4. • проектирование комплексных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, в том числе имеющих особые образовательные потребности;
  5. • разработка механизмов преемственности образования детей старшего дошкольного возраста и начального образования;
  6. • определение требований к развивающему пространству для групп детей старшего дошкольного возраста;
  7. • апробация организационно-правовых и финансово-экономических механизмов обеспечения образования детей старшего дошкольного возраста.
  8. Анализ социального заказа и государственной стратегии развития системы образования позволяет обозначить проблему обеспечения качества образования детей дошкольного возраста как одну из наиболее актуальных и перспективных проблем современной системы российского образования.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/09/24/obespechenie-dostupnosti-i-kachestva-obrazovaniya-detey

Минобрнауки: доступность дошкольного образования для детей до трех лет составляет 83%

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет составляет на 1 июня 83%. Об этом в пятницу сообщила замминистра образования и науки Татьяна Синюгина на заседании Социальной платформы партии «Единая Россия».

«Доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет на 1 июня составляет 83,15%», — сказала Синюгина. На 1 января доступность яслей в России составляла 76,59%.

Она добавила, что в нескольких регионах доступность яслей составляет менее 50%: в Республике Бурятия, Крыму, Татарстане, Северной Осетии, Еврейской АО, Новосибирской области, Севастополе.

Доступность дошкольного образования для детей от трех лет до семи лет составляет на 1 июня 98,90% (на 1 января — 98,94%).

Синюгина напомнила, что в России с 2014 года действует федеральная система электронной очереди в детские сады.

Эта система позволяет в оперативном режиме следить, как меняется ситуация с постановкой ребенка на учет, продвигается очередь.

«На сегодняшний день эта федеральная система электронного учета позволяет нам говорить о том, что желание попасть в ясельную группу есть у 146,898 тыс. человек», — сказала замминистра.

Синюгина уточнила, что имеются в виду дети в возрасте от двух месяцев до трех лет. Она добавила, что эта потребность неравномерно распределена по регионам. Замминистра отметила, что сейчас в России работают 13,6 тыс. групп кратковременного пребывания для детей до трех лет.

Концепция образования дошкольников

Минобрнауки считает перспективным вопрос разработки Концепции образования и воспитания детей дошкольного возраста, сообщила также замминистра образования и науки Татьяна Синюгина.

Последняя подобная концепция — Концепция дошкольного воспитания — была разработана еще в 1989 году и утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР.

«На сегодняшний день, на наш взгляд, есть та необходимая нормативная база, которая позволяет нам говорить о разносторонних возможностях применения всех направлений по работе с детьми дошкольного возраста и раннего дошкольного возраста в том числе. Поэтому создание отдельной концепции — это вопрос достаточно обсуждаемый и, наверное, перспективный», — сказала Синюгина.

Она добавила, что Минобрнауки сегодня активно обсуждает возможность и необходимость разработки концепции. «Мы достаточно активно с коллегами обсуждаем возможность и необходимость разработки и последующее внедрение концепции развития, образования и работы с детьми дошкольного и раннего дошкольного возраста», — отметила замминистра.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4360714

Обеспечение доступности дошкольного образования

«Обеспечение доступности дошкольного образования и ликвидация очередности в детские сады – один из основных приоритетов работы донского правительства».Василий Голубев

В донском регионе по состоянию на 01.01.2018 работают более 1,5 тыс. образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Из них: около 1,3 тыс. муниципальных (государственных, ведомственных), 94 частных организаций (22 частных детских сада, реализующих услуги дошкольного образования, и 72 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих присмотр и уход).

По данным федерального сегмента «Электронная очередь», доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по Ростовской области составила 100%, для детей до 3 лет – 86,4%.

Задача ликвидации очереди в ДОО для детей 3-7 лет до конца 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ № 599 была решена.

За 2010-2017 годы в Ростовской области дополнительно создано около 56 тыс. дополнительных дошкольных мест.

В целях удержания достигнутого в 2015 году показателя нулевой очередности в возрастной группе 3-7 лет и обеспечения потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрастной группе до 3 лет в 2018 году запланировано создание более 2 тыс. дошкольных мест.

Развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования

Осуществляются дополнительные меры по расширению деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования. Заключено соглашение между Правительством Ростовской области и Агентством стратегических инициатив о сотрудничестве, в том числе в области развития индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования.

  • В регионе создана ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в развитии частных детских учреждений», являющаяся партнером минобразования Ростовской области в реализации мероприятий «дорожных карт» в части развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.
  • Частные дошкольные образовательные организации, расположенные на территории области, в полной мере пользуются как законодательной, так и финансовой поддержкой Правительства области.
  • Полномочия Правительства Ростовской области по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях законодательно закреплены в Областном законе от 14 ноября 2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

«Электронный детский сад»

  1. Ростовская область входит в число первых трех субъектов Российской Федерации, где еще в 2013 году стартовала система «электронный детский сад» и в декабре 2013 года интегрировалась с федеральной системой показателей электронной очереди.

  2. Автоматизированная информационная система «Электронный детский сад» создана с целью обеспечить открытость и доступность процедуры постановки детей в очередь на предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях в Ростовской области.

  3. Система позволяет решить целый ряд социально значимых задач для жителей Ростовской области:
  • построение «прозрачной» электронной очереди для детей, ставших на учет в любом из муниципальных районов области;
  • возможность постановки детей в очередь в электронном виде через Единый портал государственных услуг;
  • возможность постановки детей в очередь в электронном виде через МФЦ;
  • возможность отслеживания родителями очередности детей в детские сады;
  • осуществление контроля состояния очередности в детские сады.
  • На Единый портал государственных услуг с 1 марта 2013 года выведены 3 услуги автоматизированной информационной системы:
  • 1. Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
  • 2. Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Ростовской области;

3. Информирование о ходе оказания услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».

Услуги являются бесплатными и позволяют поставить на учет ребенка в детский сад, не выходя из дома. Информацию о ходе оказания услуги можно узнать в личном кабинете на Едином портале государственных услуг.

Дата постановки на учет является основанием для присвоения номера очереди, фиксируется автоматически в электронной системе и не может быть изменена оператором.

Как отслеживать очередь в детский сад?

Учет детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, осуществляется в региональной государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области» https://www.gosuslugi.ru по заявлению родителей (законных представителей).

Статус заявления и номер очереди можно уточнить на указанном портале по номеру заявления в личном кабинете.

Ответы на вопросы по дошкольному образованию можно также получить в органах управления образованием муниципалитета.

Смотри также:

  1. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования»
  2. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области»
  3. Порядок обращения, назначения и выплаты компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования
  4. Положение о порядке оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям Ростовской области для решения вопросов по расширению сети дошкольных образовательных организаций в форме приобретения объектов недвижимости
  5. Комплекс дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Ростовской области, реализуемых с привлечением средств субсидии из федерального бюджета областному бюджету Ростовской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования

Источник: https://www.donland.ru/activity/2142/

Ссылка на основную публикацию