Наталья тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

С каждым годом растет число абитуриентов колледжей среди выпускников девятых классов, и 2018 г. не станет исключением. Среднее профессиональное образование (СПО) перестало быть вариантом для троечников, это подтверждает статистика ссузов при университетах: конкурс туда настолько высокий, что проходят его только отличники с красными аттестатами. В то время как студенты колледжей получают прикладные профессии, которые позволят им быстро начать зарабатывать, студенты вузов меняют специальность после первого же курса, разочаровавшись в программе. Что выбрать – вуз или ссуз; стоит ли гнаться за образованием в Москву и Питер; где больше всего бюджетных мест, а где самый высокий конкурс, читайте в материале Накануне.RU.

Поступление в вуз после школы давно перестало быть правилом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С каждым годом СПО становится все популярнее, колледжи выбирают не только выпускники девятых классов, которые не верят, что сдадут ЕГЭ и поступят в вузы, но и отличники с золотыми медалями и красными аттестатами.

Эту информацию подтвердили участники пресс-конференции, посвященной выходу ежегодного исследования «Навигатор абитуриента: колледжи России 2018», в МИА «Россия сегодня».

«Сейчас в систему среднего профобразования идет чуть больше 40%. В прошлом году из девятых классов в колледжи ушли 41% по России, в городах [такое решение приняли] 36% выпускников, в селах – 53%, там СПО значительно более востребовано.

Так, в 10 класс перешли 60%, в вузы после 11-го класса – 80% выпускников.

Итого, в бакалавриате мы получаем 48% из тех, кто пришел в первый класс, а в системе среднего профобразования – 52%», – рассказала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Она добавила, что 30% из поступивших в ссузы «отсеиваются» до выпуска, и проследить их дальнейшую образовательную траекторию сложно: одни возвращаются в колледжи, другие идут в армию, а потом поступают в вузы.

«После окончания СПО 83% собираются потом поступать в вузы, но вопрос в том, сколько из них реально потом поступают», – заметила эксперт.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как поступить и учиться в мади

Оценим за полчаса!

Резкий скачок востребованности среднего профессионального образования произошел в 2015-2016 гг., эта тенденция продолжится до 2024 г.

«Наш прогноз до 2024 г. показал, что мы можем получить в полтора раза больше студентов СПО по сравнению с текущей ситуацией. Система среднего профобразования не готова к такому массированному и быстрому наращиванию контингента. Она не сможет справиться», – заявила Татьяна Клячко.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Трудности связаны в том, что СПО – это исключительно очное, практико-ориентированное обучение, требующее обновления недешевого оборудования.

«Напрягают» бюджет и выпускники ссузов, которые поступают в вузы: государство не получает вовремя те кадры, в обучение которых оно инвестировало. Вероятно, с этим связано снижение расходов на этот формат образования.

За последние три года расходы на одного студента СПО упали почти на 30%. В этой ситуации СПО может спасти помощь высшей школы, добавила эксперт.

Колледжи при вузах, действительно, находятся в более выгодном положении, ведь затраты на их материально-техническую базу обеспечивает не регион.

«Передача системы СПО регионам создала проблемы для системы. Полностью удовлетворить систему СПО региону сложно. Университет действует четко, мы направлены на то, чтобы обеспечить в полном объеме нормальную материально-техническую базу», – сообщил ректор Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. Игорь Плеве.

Колледжи страны стали избирательнее в абитуриентах.

Если раньше среди ссузов были такие, которые принимали выпускников со средним баллом аттестата 2,8-2,9, то теперь прием начинается с «твердой тройки», привела данные исследования начальник управления проектов в области образования и в социальной сфере МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина. Самые низкие требования – на направлении «технологии строительства», самые высокие – в медицинской сфере, информатике, юриспруденции, экономике и управлении.

Самыми «избирательными» колледжами являются колледжи при вузах. Обучение в них престижно, а трудоустройство после выпуска практически гарантировано.

«Колледжи в составе университетов пользуются большим уважением, в основном там работают профильные кафедры», – подтвердил ректор Донского государственного технического университета –опорного вуза с шестью колледжами в составе – Бессарион Месхи.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Саратовский государственный технический университет заключает порядка 300 договоров с работодателями на практику и дальнейшее трудоустройство студентов. При этом предприятия охотно берут специалистов, получивших среднее профессиональное образование, а затем – высшее, добавил Плеве. Колледж с такими перспективами готов принять не каждого абитуриента.

«Мы не хотим всех брать, берем тех, кто с красным аттестатом!» – заявил ректор вуза.

Аналогичные требования у колледжей при Тюменском индустриальном университете, туда принимают абитуриентов со средним баллом аттестата 4,5.

Эта ситуация переворачивает систему. «В 11 класс придут ребята с аттестатами не в том ранге, чтобы сдать ЕГЭ, придут те, кто не попал в СПО», – отметил начальник управления профессиональной ориентации и довузовской подготовки Тюменского индустриального университета Альберт Мальшаков.

Репутация среднего профессионального образования изменилась. Теперь в ссузы поступают не только «слабые» ученики, которые боятся не потянуть ЕГЭ, но и отличники, желающие поскорее освоить выбранную специальность и сразу начать зарабатывать.

СПО – выход для семей со средним достатком. Обучение в колледжах заметно дешевле обучения в вузах, правда, есть и исключения.

По данным исследования «Навигатор абитуриента: колледжи России 2018», самым дорогим по стоимости обучения стал Амурский колледж искусств, где цена обучения составила 175 тыс. руб. в год.

А самое дешевое обучение – в колледже технологий и менеджмента в Саратовской области. Там по направлению «машиностроение» и «экономика управления» обучение будет стоить от 3 тыс.

за небольшую программу в 3,5 месяца.

«Родители считают, что сейчас, в период экономической турбулентности, ребенок должен пойти в систему СПО, получить хотя бы профессию, чтобы он был самодостаточным в жизни, начал зарабатывать, а потом смог пойти в вуз и самостоятельно оплачивать обучение. Снимается нагрузка с семьи. Даже хорошо учащиеся ребята стали идти в СПО, что раньше было непрестижно, потому что это довольно быстрый путь на рынок труда и к заработку, который важен для семьи», – добавила Клячко.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Для тех, кто в этом году поступает в вузы, ситуация мало поменялась. По-прежнему больше всего бюджетных мест – на инженерных и педагогических специальностях, меньше всего – на гуманитарных.

«Самый высокий конкурс – на все специальности, где принимаются результаты ЕГЭ по английскому языку, обществознанию и истории, потому что именно эти направления подготовки выбрали на ЕГЭ больше всего выпускников.

Кстати, по данном набору предметов только 17% университетов России представляют направления подготовки, их не больше 23.

То есть около половины абитуриентов будут биться за 17% университетов«, – рассказала руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

Уходят в прошлое стереотипы по поводу престижности отдельных профессий и эксклюзивности обучения в Москве и Санкт-Петербурге.

Сама по себе профессия не может быть престижной: престиж определяют университеты, их кадровый состав и содержание учебных программ, подчеркнула Тюрина. То же самое касается и географического положения вузов.

«Абитуриенты считают, что лучше всего учиться в Москве и Питере, но это уже не совсем так.

У нас есть прекрасная Тюмень с прекрасным набором университетов, есть Томск, который дает огромное количество выбора прекрасных вузов, есть Казань, Владивосток, Калининград, Екатеринбург.

Имеет смысл смотреть на университеты рядом с домом. Есть такие примеры, когда ребята из Питера переезжают учиться в Калининград», – рассказала руководитель «Социального навигатора».

Реальность изменилась, появляются новые профессии, напомнил проректор по внеучебной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. Он посоветовал родителям не строить карьеру детей с оглядкой на себя и свои нереализованные амбиции.

Растет уровень подготовки абитуриентов. В прошлом году средний балл ЕГЭ при поступлении в НИТУ «МИСиС» составил 82,7, рассказала ответственный секретарь приемной комиссии вуза Мария Баранова.

«К нам приходят наиболее подготовленные дети, мотивированные на получение технического образования. Каждый третий аттестат – с отличием», – сказала она.

Наряду с колледжами от статуса «пристанища двоечников» избавляются педагогические вузы. Так, у Московского городского педагогического университета – лучший результат среди педагогических вузов по среднему баллу ЕГЭ.

При этом туда поступают абитуриенты, которые знают, чего хотят – они внимательно знакомятся с образовательными программами, узнают, какие дополнительные компетенции смогут получить, рассказал проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат.

К слову, изучать образовательные программы перед поступлением очень важно, чтобы избежать разочарований. Зачастую абитуриенты торопятся с выбором профессии, не изучают план обучения и после первого же курса меняют направление подготовки.

Абитуриентам также важно понимать, что сегодня все больше вузов учитывают индивидуальные достижения при поступлении. С 2015 г. у университетов есть право добавлять баллы за серебряную и золотую медаль, победу в олимпиадах, значки ГТО.

«Приносит баллы ЕГЭ и портфолио – медали, значки ГТО, грамоты победителя в олимпиадах, все это дает баллы. Но эти баллы каждый университет устанавливает самостоятельно! 350 баллов одного вуза и 350 баллов другого – это будут баллы про разное», – подчеркнула Наталья Тюрина.

«Единственная возможность набрать высокий балл – это результативное участие в олимпиадах. Единицы набирают 300 баллов по ЕГЭ», – прокомментировал ответственный секретарь приемной комиссии НИЯУ МИФИ Владимир Скрытный.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/113907/

Российские студенты рассказали о том, что их не устраивает в своих вузах

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него ​По результатам исследования вузы получили зеленые или красные метки. Первыми отмечают университеты, признанные качественными поставщиками образовательных услуг на основе студенческих отзывов. Красные метки достаются вузам с однозначно выявленными проблемами, которые получили от студентов наихудшие оценки.

Зеленую метку в этом году получили: 

Государственный университет управления, Горный университет, МГИМО, Московский государственный лингвистический университет, МГТУ им.

Баумана, МИФИ, Новосибирский государственный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет, РАНХиГС, Российский университет нефти и газа, РЭУ им. Г.В.

Плеханова, СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Красная метка досталась: 

Санкт-Петербургскому университету ИТМО, Казанскому федеральному университету, РНИМУ им. Пирогова, РУДН и Уральскому федеральному университету.

Во время презентации руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина неоднократно повторила, что о составлении рейтинга в этом случае речи не идет. Результаты опроса студентов призваны помочь абитуриентам во время выбора будущего учебного заведения и самим университетам в решении их внутренних проблем, о которых стараются лишний раз не говорить.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

– Для меня как ученого читать отзывы из года в год становится интереснее и полезнее. Мне кажется, университеты тоже должны присоединиться к чтению [отзывов] и очень внимательно их проработать.

Это прекрасная обратная связь.

По сути дела, «Типичный абитуриент» по уровню, глубине и качеству студенческих эссе становится полноценным зеркалом российской системы высшего образования, – подчеркнула Наталья Тюрина.

Исследование проводится ежегодно на протяжении пяти лет. Оставить отзыв на портале «Табитуриент» может каждый студент, выпускник, преподаватель и научный сотрудник вуза. В конце календарного года эти тексты подвергают экспертному анализу, а после презентуют общественности.

Уже четыре года подряд эксперты наблюдают значительное сокращение количества положительных отзывов. Каждый раз их численность уменьшается практически на пять процентных единиц. Наибольшее количество нареканий получают педагогические и медицинские вузы – 66.

Читайте также:  В апреле начнет работу -школа наставников проектного обучения

1% и 50.9%. Однако, в университетах по этим направлениям наблюдаются и позитивные изменения. Несмотря на то, что количество негативных комментариев о них по сравнению с другими вузами по-прежнему велико, количество положительных отзывов становится больше.

Всего было проанализировано почти две тысячи отзывов. Отмечается, что их содержание стало качественнее и объемнее.

Многие студенты, понимая, что их материалы будут размещены в открытом доступе, относятся к откликам более внимательно и стараются взглянуть на проблемы вуза аналитически.

Необходимо понимать, что отзывы не считаются объективной экспертной оценкой, но являются качественным показателем внутреннего устройства университетов.

– В этом году у нас нововведение – мы начали собирать статистику правдивости отзывов, – отметил руководитель проекта «Табитуриент» Владислав Белый. – Начали только в декабре 2019, но в процессе уже успели принять участие более 66 тысяч человек.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Каждый отзыв маркирован цветом, в зависимости от его содержания: зеленый (положительный), желтый (нейтральный) или красный (негативный).

Помимо этого, разработчики добавили кнопки «Верю – не верю», с помощью которых гости сайта могут выразить согласие или несогласие с написанным.

Таким образом, на сайте можно не только прочесть отзыв о том или ином университете, но и оценить, насколько он правдив.

Наталья Тюрина отметила, что содержание студенческих текстов часто зависит от сезонов. Например, с января по апрель появляется большое количество положительных отзывов. Это можно объяснить по-разному.

Некоторые студенты в корне не согласны с опубликованными результатами исследования, других попросили руководители, измеряющие качество образования вуза исключительно его положением в рейтинге, третьи – никак не связанные с исследованием – просто делятся своим мнением.

Безусловно, эти отзывы также достойны доверия. Есть и другие маркеры:

– Если мы хотим посмотреть более реальную картину, имеет смысл почитать, например, июньские отзывы. Отзывы, оставленные после приемной кампании или заселения в общежития.

Ещё очень интересен осенний период – сентябрь, октябрь.

Это, видимо, связано с тем, что часть студентов заканчивают обучение и все, что не могли сказать администрации университета на протяжении 4-5 лет, они говорят, – рассказала Наталья Тюрина.

Что же беспокоит студентов? Общие для подавляющего большинства учащихся проблемы эксперты разобрали на примере вузов, получивших в этом году красную метку.

1. Реорганизация

Больше всего беспокойств вызывает процесс реорганизация учебного процесса, например, после присоединения университетов к программе «5-100». Желание создать конкурентоспособное в мире высшее образование требует серьезных изменений на различных уровнях.

Изменение программы, обновление преподавательского состава и новые требования к нему, формирование иных внутриуниверситетских структур. Даже при тщательном контроле ситуации, столь глобальные изменения отражаются на студентах и преподавателях.

Однако обобщать и подводить черту под всеми вузами, участвующими в программе, все же не стоит.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

– Если рассмотреть отзывы об ИТМО за 2019 год, можно заметить, что студенты оценивают университет нейтрально, отмечают плюсы и минусы. А вот преподаватели и молодые ученые настойчиво говорят, что новые правила лежат вне поля их понимания, – прокомментировала Наталья Тюрина.

2. Общежитие

Не все высшие учебные заведения готовы принимать большое количество студентов из других городов и регионов. Из-за этого часто возникают проблемы с общежитиями – мест хватает не всем.

Проблемы иного характера возникают с расселением зарубежных студентов. Принципы распределения молодых людей по комнатам не всегда оправдывают ожидания. Вместе могут поселить студентов из разных стран.

В действительности, это не вызывает катастрофических последствий, но нельзя забывать о столкновении различных культур.

– Одна девочка рассказывает, что живет с представительницей африканской страны и представительницей исламского мира.

Она, приехавшая учиться в Москву из российского региона, оказывается в сложной ситуации, когда у неё в комнате пять раз в день ведется намаз, а африканская подруга жарит на кухне насекомых.

В ее привычный мир ни одно, ни другое не ложится. «А мне-то куда деться?» – спрашивает она, – рассказала Наталья Тюрина.

3. Иностранный язык

2/3 студентов, оставивших отзывы на сайте, отмечают, что уровень языка, с которым они поступили в университет, к четвертому курсу изменился в худшую сторону. Второй язык в крупных международных образовательных центрах, чаще всего, является платным. По мнению учащихся, качество его преподавания не соответствует норме.

– Уровень отказов, неудовлетворение занятиями, вопросы «за что я плачу деньги?». Эти моменты, относящиеся к качеству преподавания, очень остро озвучиваются ребятами, – отметила Наталья Тюрина.

Иностранные студенты, в свою очередь, отмечают, что некоторые университеты не обеспечивают им должную программу обучения на английском языке. Ребятам приходится отчисляться или переводиться, т.к. преподавание ведется только на русском.

4. Платное обучение

Одной из самых ярких тенденций приемной кампании-2019 стал высокий конкурс на внебюджетные места.

Многие ребята с высокими баллами ЕГЭ вынуждены платить за обучение из-за недостаточного количества бюджетных мест, плохо сданного вступительного испытания, общего количества абитуриентов, поступающих на эту же специальность и других причин. Некоторые после разочаровываются в собственном выборе, заявляя, что образовательные программы не стоят тех денег, которые они платят.

– Когда молодой человек говорит, что он собрал деньги, приехал учиться в Москву, принес эти – немаленькие для семьи – деньги, чтобы поступить, а потом качество образования начинает вызывать у него – даже не у родителей – определенные вопросы, это показатель, – подчеркнула Наталья Тюрина.

В основном вопросы у студентов вызывают заявленные изначально, но отсутствующие в учебном плане программы, работа деканата, система информирования о мероприятиях и изменениях, дисциплина некоторых преподавателей.

Говоря о положительных сторонах обучения в университете, студенты часто отмечают ярких преподавателей, интересные методики ведения занятий и улучшающиеся в целом условия получения образования. Возвращаясь к проблеме педагогических и медицинских вузов, стоит отметить, что проблемы их студентов не отличаются от большинства, но решаются пока менее успешно.

После презентации и результатов исследования, экспертов попросили дать совет руководству университетов.

– От одного из ректоров я услышал такую фразу: «Студенты обнаглели, многого хотят, поэтому и растет недовольство». Мне бы хотелось посоветовать вузам не искать проблему в своих студентах, а искать проблему в себе, начать прислушиваться к их мнению. Ведь это те люди, для которых вузы и работают, – подвел итог руководитель проекта «Табитуриент» Владислав Белый.

Фото из архива «УГ»

Источник: http://www.ug.ru/article/1160

К чему готовиться абитуриенту-2018

19 Апреля, 2018

В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция на тему: «Приемная кампания – 2018: что ждет абитуриента».

Ее участниками стали представители вузов: проректор Тюменского госуниверситета Иван Романчук, проректор Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин, директор Центра довузовской подготовки и организации приема НИТУ «МИСиС» Мария Баранова.  

На пресс-конференции был представлен обновленный ресурс «Вузы России: навигатор абитуриента». Его подготовила команда «Социального навигатора» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

В проект вошли 483 государственных и 116 негосударственных вузов из 83 регионов России. Навигатор дает возможность абитуриентам и их родителям выбирать высшие учебные заведения по направлениям подготовки, баллам ЕГЭ прошлого года, стоимости обучения, котировкам в международных рейтингах.

Руководитель проекта Наталья Тюрина обратила внимание на то, что сегодня все направления подготовки престижны. Но престижность эта определяется содержанием программ и кадровым потенциалом, который ее осуществляет.

Она развеяла миф о том, что лучше учиться в Москве и Санкт-Петербурге. «Это совсем не так. У нас есть прекрасная Тюмень с ее вузами, великолепные Томск, Калининград, Владивосток, Казань, Екатеринбург.

Сегодня это крупнейшие центры научного, исследовательского знания с сильными, прекрасными командами», – отметила Наталья Тюрина и добавила, что имеют место обратные перемещения, когда, к примеру, ребята из Питера едут учиться в регионы.

Проректор ТюмГУ Иван Романчук сделал акцент на том, что в сегодняшнем быстро меняющемся мире мы не знаем, какие профессии будут востребованы завтра. Поэтому вузы начинают подготовку не по профилям, а по компетенциям, которые позволят человеку в будущем успешно трудоустроиться.

Так, в Тюменском госуниверситете реализовали два проекта: обучение с применением индивидуальных образовательных траекторий и Школу перспективных исследований, которые позволяют выбирать направление после одного или двух лет обучения.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него«Самое главное, это возможность формировать учебную траекторию под себя, выбирать те курсы, которые именно тебе пригодятся, развивать те дополнительные компетенции, которые будут нужны тебе для реализации карьеры».

Кроме того, проректор ТюмГУ отметил, что талантливые абитуриенты могут рассчитывать на особые преференции. Например, в Школе перспективных исследований на договорные места предусмотрены скидки до 100% на весь период обучения в зависимости от успеваемости.

Также Иван Романчук добавил, что абсолютно для всех абитуриентов, желающих поступить в ТюмГУ, работает круглосуточная консультационная линия (8-800-700-05-53).

Напомним, в 2018/2019 учебном году ТюмГУ выделено 2396 бюджетных мест. Это на 79 мест больше, чем в 2017 году.

Вся необходимая информация по приему размещена на сайте Приемной комиссии ТюмГУ  https://abiturient.utmn.ru/.

К сведению:

Больше всего бюджетных мест в российских вузах выделено на инженерные и педагогические специальности.

Самый высокий конкурс ожидается на специальности, где принимаются результаты ЕГЭ по обществознанию, английскому языку и истории, так как максимальное количество абитуриентов выбрали эти предметы. Но только 17% вузов предлагают такие специальности, в том числе Тюменский госуниверситет.

Фото с сайта ria.ru

Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Источник: https://Abiturient.utmn.ru/novosti/524408/

Студенты составили антирейтинг вузов — МК

Какие университеты оправдали ожидания абитуриентов, а какие нет?

04.04.2016 в 15:23, просмотров: 14669

До сих по рейтингованием высших учебных заведений занимались все кому не лень, за исключением тех, кто там учится. 4 апреля проекты «Социальный навигатор» и «Типичный абитуриент» восполнили этот пробел. И вот итог. Ситуация глазами учащихся оказалась совсем не той, что рисуют ректоры и чиновники: иные лидеры, иные антилидеры и иные критерии оценки вуза.

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Свое мнение об альма-матер студенты высказали в виде «сливов» — эссе с аргументацией положительной или отрицательной характеристики данной вузу. Информацию обобщили. Но «вбросы», искусственно возвышающие свой университет либо топящие конкурентов, удалили.

Вычислить их, по словам главы проекта «Типичный абитуриент» Владислава Белого, не составило труда: ну как еще расценить 20-30 эссе, полученных за один вечер и одними словами расхваливающих один вуз, поливающих другой, или повествующих, как плохо было учиться в одном из самых сильных отечественных университетов, и как «жизнь наладилась» сразу после перевода оттуда в весьма посредственное учебное заведение?

Полученная и выверенная таким образом информация позволила не только узнать, какие вузы студенты считают лидерами, а какие антилидерами, но и понять, что волнует их вузе в первую очередь.

Пятерка вузов-лидеров для студентов выглядит так. 1-е место — Финансовый университет при правительстве; 2-е — Московский государственный юридический университет им. Кутафина; 3-е — МИФИ; 4-е — Московский государственный лингвистический университет (бывший Иняз); 5-е — РАНХиГС.

Вплотную к лидерам примыкают «Бауманка» и Физтех. А вот такие бренды, как МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики или, скажем, МГИМО, подотстали.

Как считают исследователи — «из-за завышенных ожиданий, связанных с ними: золотые люстры в каждой аудитории вуза, а после окончания — огромные зарплаты и начало трудовой деятельности сразу с гендиректорской должности».

Больше всего, согласно положительным «сливам», студентам нравится в вузах: «заинтересованность преподавателей; сложная учеба; хороший ремонт и оснащение корпусов; хороший ремонт общежития; отсутствие коррупции; атмосфера в вузе; именитые выпускники; хорошая столовая; легкая учеба (последнее доказывает, что, в отличие от тех, кто к плюсам вуза относят сложность обучения, часть студентов по-прежнему ищет в вузе не столько знаний, сколько получение «корочки» — «МК»); позиции вуза в рейтингах».

Примечательно, что главными факторами недовольства студентов, как явствует из «сливов» негативных, также являются преподавательские: «низкая заинтересованность преподавателей» и «пожилые преподаватели».

Кроме того в топ-десятку главных ситуденческих претензий входят также: «не оправдавшиеся ожидания; легкая учеба (все-таки и работяг среди студентов у нас немало — «МК»); отсутствие студенческой жизни; сильный разброс корпусов; наличие коррупции; отсутствие свободного времени; отсутствие общежития; плохой ремонт и оснащение корпусов». На этом основании в пятерку вузов-антилидеров попали: Уральский федеральный университет (УрФУ) им. Ельцина; МАИ; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Госуниверситет управления; Санкт-Петербургский госэкономуниверситет; Санкт-Петербургский госполитех Петра Великого.

Примечательно, что практически все вузы-лидеры, подчеркнула руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина, входят в топ-20 национального рейтинга по востребованности выпускников вузов у работодателей.

А антилидеры отличаются чрезвычайно высокими ценами на обучение для платников (к примеру, в УрФУ это удовольствие стоит 165 тыс. руб., в МАИ — 175 тыс. руб. и т. д.).

Между тем условия, в которых ребята учатся и живут, смахивают на разруху, хотя «если семьи платят деньги, то студенты имеют право учиться в нормальных условиях: чтобы в стенах не было дыр, кровати не падали, а краны не текли»,- отметила она.

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/04/04/studenty-sostavili-antireyting-vuzov.html

Наталья тюрина: нужна качественная социальная информация

Спрос на объективные данные о жизни общества стремительно растет.

Интерес к социальным рейтингам и мониторингам сегодня проявляют не только профессионалы, используюзщие статистику для принятия решений в социальной сфере, но и рядовые россияне, стремящиеся делать осмысленный выбор в многообразии услуг и продуктов, самостоятельно оценивать происходящие в обществе процессы и строить собственные прогнозы. Как реагируют на эти и другие вызовы составители рейтингов и мониторингов в общественной сфере, объясняет Наталья Тюрина, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия Сегодня».

Наталья Владимировна, как, на Ваш взгляд, будет меняться доступность и открытость социальной информации в будущем? Какие изменения в ее качестве и количестве нас ожидают?

Сегодня, с одной стороны, открытой социальной информации очень много, и с каждым днем все большее число разных источников делается доступным. Но, с другой стороны, качественных сведений, которые позволяли бы понимать, что происходит, и принимать грамотные решения, не хватает.

Кроме того, люди сталкиваются с некачественной интерпретацией данных и начинают испытывать недоверие к самим источникам. Мы пытаемся эту ситуацию изменить к лучшему, хотя это требует очень большого количества ресурсов.

 Потребность населения в информации, в первую очередь, в сфере образования, быстро растет. Люди получают из интернета и соцсетей множество сведений – частные мнения, экспертные позиции, статистические данные и т.д.

Этот информационный поток формирует их ожидания и требования и провоцирует еще больший информационный голод. Насколько специалисты готовы этот голод удовлетворять — это большой вопрос и вызов нового времени.

Читайте также:  Здравствуй школа, новый год: как в разных странах начали учиться

Ресурсов много, и материалов на них много. Насколько доступны самые востребованные аудиторией данные — они не теряются в общем массиве информации?

Да, здесь есть проблема. Существует множество инструментов для получения информации, но самих сведений от этого больше не становится. Наши последние исследования в области оценки сайтов региональных органов образования, здравоохранения и ЗАГС показывают одну и ту же тенденцию.

Законодательство требует от государственных органов размещать на своих сайтах большие объемы разных регламентов, нормативных актов и специальных документов, но информации, нужной гражданину, – куда пойти, как получить услугу, связаны ли с ней какие-то проблемы, – не хватает.

И эта нехватка качественных сведений при многообразии информационных ресурсов встречается везде.

Стоит отметить еще одну тенденцию — развитие любительской «журналистики данных». Сегодня все большее число заинтересованных людей пробуют свои силы в области предоставления и интерпретации информации для широкой аудитории.

Если раньше такие вещи, как анализ и интерпретация статистических данных, заметки о социальных событиях и явлениях, были прерогативой профессионалов, то сегодня на это поле выходят журналисты-любители.

Используя простейшие общедоступные средства работы со статистическими данными, они начинают обрабатывать и интерпретировать информацию, при этом не всегда понимая, какое содержание скрывается за теми или иными цифрами и показателями, можно ли эти данные сравнивать между собой, и т.д. Иногда это провоцирует возникновение некоторых спекуляций на оживленном информационном фоне.

Все эти тенденции приводят к тому, что спрос со стороны потребителей, специалистов и управленцев в качественной, объективной, доступной, полезной информации растет с каждым днем.

Растущий спрос, как известно, рождает предложение. Вы готовы предлагать своим читателям что-то новое, а главное, качественное? Вам удается «доставать» нужную информацию?

Еще год-два назад мы радовались тому, что впервые получили общую оценку школ со всей России, впервые собрали базу по российским вузам, которая позволяет сопоставлять их по качеству и условиям приема. Сейчас мы понимаем, что простого сопоставления недостаточно.

Читатель говорит: «Я хочу больше». Условно говоря, ему дали рейтинг школ и показали, какая школа лучше, а он захотел разобраться, почему это так, как учителя работают в ней с детьми. Непрерывно растет потребность в детализации и в объемах качественной информации.

 В то же время удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствие в виде ограниченного числа ресурсов. Работа с огромными объемами информации, их регулярное обновление требует большого количества людей, времени, денег и техники.

С этой проблемой сталкиваются исследователи разных стран, и ее непросто решить.

Сегодня в России формируется система оценки качества образования. Рейтинги детсадов, школ и вузов, созданные в рамках проекта «Социальный навигатор», по-видимому, дали большой опыт в этой сфере. К каким выводам Вы пришли за время работы?

Я вижу здесь несколько вызовов для специалистов. Первый из них таков: чтобы быть эффективными, нужно проводить как можно больше исследований.

Но как обеспечить их качество? Раньше мы много времени тратили на разработку и тестирование инструментов, формирование качественных подходов к исследованиям. Сейчас у нас этого времени нет, потребители не хотят ждать.

А большое число исследований за короткое время при ограниченных ресурсах – это проблема.

Второй серьезный вызов связан с глобализацией информационных процессов. Раньше событие, которое происходит в регионе или в стране, вызывало интерес лишь в своем локальном информационном пространстве.

Региональный исследователь мог рассказывать жителям региона о результатах ЕГЭ, например. Сегодня возрастает число общенациональных исследований, локальная информация все чаще оказывается в центре внимания за пределами региона.

Местных исследователей и экспертов перестают воспринимать в качестве оракулов.

В процессе расширения информационного обмена у пользователей формируется некий синтетический взгляд на развитие социальных институтов внутри региона, страны и на международном уровне. Это хорошо и для них и для тех, кто принимает решения, но это формирует конкуренцию среди исследователей.

Вы пытались ответить на эти вызовы в своей работе?

Да, в последние годы на площадке РИА Новости мы опробовали разные модели исследований, и все они предполагают интеграцию различных ресурсов для формирования большого числа качественных информационных продуктов. Эти продукты ориентированы на разные аудитории и позволяют нашим читателям видеть ситуацию в межрегиональном и международном сравнении.

Какие ресурсы интегрируются?

Во-первых, разработка и развитие методик и инструментов.

На площадке РИА Новости созданы качественные методики, которые сегодня опубликованы в открытом доступе для использования любыми другими специалистами по оценке качества, в том числе на региональном и международном уровне.

При их создании произошла консолидация разных экспертных групп. Экспертные советы по образованию, городской среде и здоровью помогли нам очень оперативно отрабатывать подходы по оценке качества и строить новые методологические схемы и инструменты.

Во-вторых, речь идет о кадровой интеграции, о возможности работы с лучшими экспертами из разных сфер и регионов. Люди, живущие далеко от Москвы, могут обращаться за консультациями и сотрудничеством к ведущим столичным и российским экспертам.

Наши коллеги из стран СНГ — Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии — могут представлять свои лучшие разработки и практики, выступать экспертами в российских проектах. Совместно мы сможем формировать общие подходы работы на евразийском пространстве.

На этом основана интеграция технологий: лучшее, что рождается в странах СНГ, может быть использовано в России и наоборот.

В-третьих, мы опробовали интеграцию площадок предоставления и публикации данных на базе РИА Новости и МИА «Россия сегодня». Лучшие российские и международные эксперты получили здесь возможность обсуждать свой опыт и свои достижения. Очень важно представлять новую информацию на известной, публичной и значимой площадке для того, чтобы эта информация получила доверие населения и специалистов.

По-видимому, «Социальному навигатору» уже удалось достичь этой комплексной интеграции…

Надеюсь, что это так. За последние три года нам удалось подготовить более 40 методик по оценке качества образования, здоровья, городской среды, все они опубликованы в открытом доступе.

Над их созданием работали ведущие российские коллективы экспертов, лучшие в своих областях. Наши продукты доступны всем.

Нам кажется, что открытость наших продуктов и инструментов — достаточно серьезный шаг вперед.

Для нас очень важно межрегиональное и межнациональное взаимодействие. За три года в рамках наших проектов свои усилия объединили уже более 45 регионов Российской Федерации.

Благодаря этому появляются такие масштабные информационно-аналитические продукты как рейтинги школ и детских садов или мониторинг мест детского отдыха.

Это результат большой совместной работы столичных и региональных экспертов.

Не менее важно для нас объединить усилия экспертов из России и стран СНГ. На базе РИА Новости и МИА «Россия сегодня» в Казахстане, Армении, Молдавии, Азербайджане, Грузии уже созданы комплексы информационно-аналитических материалов, выходят и собственные национальные материалы наших зарубежных партнеров.

Следует отметить интеграцию и с партнерами из стран Дальнего зарубежья. В первую очередь, это IREG – международный исследовательский центр в области оценки высших учебных заведений, объединяющий всех ведущих производителей рейтингов вузов, и компания QS – создатель одного из наиболее известных мировых рейтингов университетов.

Наше сотрудничество позволило опубликовать на русском языке лучшие мировые практики по рейтингованию высшей школы. Результатом совместных усилий в 2013 году стало представление широкой общественности более 47 информационно-аналитических продуктов, которые были выпущены на разных площадках, с ними познакомились свыше трех миллионов человек.

Нам кажется, что это свидетельствует о достаточно серьезном росте нашей репутации.

Но самое главное – люди хотят объединять свои усилия. Это очень серьезно экономит ресурсы на создание столь крупных информационных проектов. Поэтому мы хотели бы и дальше развивать эти практики. Мы открыты для сотрудничества.

Что будет с «Социальным навигатором» дальше?

«Социальный навигатор» продолжает свою жизнь. Все ключевые направления нашей работы останутся неизменными. Мы будем развивать уже созданные подходы и практики и, как и прежде, представлять широкой аудитории самые качественные информационно-аналитические продукты.

При этом свою задачу мы видим в том, чтобы совместно со специалистами стран СНГ и дальнего зарубежья формировать единые подходы в области информационно-аналитических ресурсов, создавать их с учетом общих практик. Мы полагаем, что накопили большой положительный опыт, который будем передавать нашим партнерам.

Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2014/04/21/natalya-tyurina/

Тактика поступления: что важно знать при выборе вуза

Какие нюансы должен учитывать абитуриент и его родители, выбирая образовательную траекторию? В какие вузах сегодня больше всего бюджетных мест, где самая большая конкуренция? Выпускники каких университетов будут востребованы через несколько лет и как поступить в такие вузы? Об этом рассказывает Наталья Тюрина, руководитель управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня». Читайте выдержки из ее выступления на Московском дне профориентации и карьеры-2018.

Наталья Тюрина,

начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня»

«На сегодняшний день у нас в стране достаточно сильный пул университетов, которые находятся, в том числе, и не в Москве.

И это уровень не провинциальных вузов, это научно-исследовательские федеральные государственные университеты с высочайшим кадровым и техническим оснащением.

Поэтому сегодня многие абитуриенты едут в Калининград или на Дальний Восток, кто-то едет в Казань, Екатеринбург, кто-то — в Санкт-Петербург. Сейчас тенденции и треки движения очень разные.

Образование не всегда совпадает с будущей карьерой. Это характерно для классических университетов, которые дают базовые знания, основу — так называемые soft skills, позволяющие потом двигаться в этих пространствах.

Технические университеты же дают возможность достаточно точно выбрать направление своей жизни: если вам интересно быть инженером, интересна физика, математика, химия, биология, вы можете уже сразу планировать и трудоустройство, потому что две трети программ сегодня в технических вузах реализуются при поддержке крупных корпораций.

Две трети лучших выпускников, отличников после 9-го класса выбирают колледжи

Первая точка выбора — после 9-го класса, это выбор между колледжем и вузом.

На сегодняшний день система среднего профессионального образования очень интересна, она развивается, и в ближайшее время конкуренция за абитуриента будет разворачиваться не между вузами, а между колледжем и вузом.

Сюда ребенок приходит с аттестатом за 9-й класс, а после может (по некоторым программам), сразу поступить на 3-й курс университета. Не всегда после колледжа надо сдавать ЕГЭ, это привлекает.

Сегодня в ряде регионов уже две трети лучших выпускников, отличников, после 9-го класса выбирают колледжи. Для Москвы эта ситуация не очень характерна. (Подробно о том, когда начинать планировать образовательную траекторию и на что обращать внимание, выбирая колледж или вуз, читайте в материале «Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него».)

За последние восемь лет число вузов сократилось: по данным Рособрнадзора, практически в два раза. В 2011 году было 1500 государственных вузов и 1500 негосударственных. Сегодня государственных вузов насчитывается не более 500, то есть в три раза меньше. Гораздо меньше стало и негосударственных. Конкуренция за бюджетные места растет.

Государство поддерживает два приоритета. Первый — инженерно-техническое образование: две трети бюджетных средств находятся в поле таких направлений, как математика, прикладная математика, физика, информатика и бизнес-информатика. Второе ключевое направление — педагогическое образование.

Поэтому, если вы не инженер и видите себя в гуманитарном направлении, полезно знать, что больше всего бюджетных мест в педвузах.

В Москве находится три лидера из этой сферы — Московский городской педагогический университет, согласно рейтингу, лучший в РФ, а два следующих места делят Московский психолого-педагогический университет и знаменитый МПГУ — Московский педагогический университет, который создавался еще Крупской.

Если посмотреть «Навигатор абитуриента», можно увидеть, что университеты в нашей стране делятся на несколько групп, у лидеров и отстающих разрыв в плане качества образования огромный.

На вершине те, кто собирает лучших абитуриентов страны: НИУ ВШЭ, который набирает по России в год около 3000 студентов, технический «монстр» МФТИ и МГУ, набирающий ежегодно 4000 студентов.

Московский выпускник должен понимать, что в группе лидеров он будет конкурировать не только со столичными школьниками, но и с лучшими выпускниками Камчатки, Екатеринбурга и Питера.

Лидеры российского образования сегодня — технические вузы. Без ложной скромности можно сказать, что это лучшие вузы мира. На сегодняшний день в них, как я уже говорила, в основном, бюджетные места. И качество образования этой группы сегодня самое высокое в РФ.

То есть, если вам нравится физика и математика и вы планируете стать инженером, то, выбирая между классическим университетом (условно говоря, физфаком МГУ, где дают фундаментальное образование), и «Бауманкой», МФТИ, МИФИ и т.д., выбирайте второе.

Знания этих университетов носят прикладной характер, и в них две трети мест — целевой прием.

Целевой прием — это программа, когда абитуриент может заключить с корпорацией договор на обучение в рамках высшей школы.

На сайте университетов есть телефоны и адреса партнеров, туда можно приехать, оставить заявку, подписать бумаги.

И тогда вы будете участвовать не в основном конкурсе на бюджетные места, а в конкурсе на места «целевого набора». Сегодня конкурс там чуть поменьше, и баллы чуть пониже. Что он дает?

Самыми востребованНыми в РФ являются выпускники сельскохозяйственных университетов

Во-первых, вы сразу приходите на специалитет и получаете диплом специалиста с правом работать. Если вы закончили четырехлетнюю программу, то есть бакалавриат, вы не сможете работать на позиции начальника — обязательно надо идти в магистратуру.

В специалитете учатся пять лет, в рамках договора вы уже получаете рабочее место, работодатель дает дополнительную стипендию — 5000—6000 рублей (обычная в московских университетах 1200—1500 рублей).

При этом надо понимать, что если вы не сдали сессию, если вас отчислили, то семья, по договору, все стипендиальные деньги возвращает работодателю. Есть минусы, но это, безусловно, очень интересное предложение.

На социально-экономическом направлении сегодня количество специальностей и мест сократилось на 30%. С прошлого года уже не ведется прием на юридические и экономические факультеты заочного и вечернего отделений, то есть остаются только дневные бюджетные места.

При этом количество выпускников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию, то есть тех, кто будет претендовать на эти места, в два-три раза больше, чем тех, кто выбирает физику.

Поэтому надо понимать, что конкуренция здесь будет высокая и две трети мест уже сегодня небюджетные.

Медицинские университеты — это по традиции востребованное направление, куда идут абитуриенты с высокими баллами. Они, как правило, не имеют целевого приема.

Обучение занимает не менее восьми лет, то есть надо понимать, что в ближайшие 8, 10, а то и 12 лет вам надо будет интенсивно учиться, да и вообще современный врач постоянно находится в состоянии обучения, так как технологии непрерывно развиваются.

Лидеры здесь — «Сеченовка», «первый мед» и «второй мед» в Москве. Но и за пределами столицы есть очень интересные медицинские университеты.

Что до педагогических вузов, то у многих из них есть огромная сеть колледжей, то есть можно уже в 9-м классе начать двигаться по этой траектории.

Педагогическое образование становится очень модным, в этом году конкурс был высоким, максимальный балл в московские университеты был больше 80—85.

Даже на такое направление, как физкультура, про которое всегда говорили, будто «туда берут троечников», в этом году показало похожие результаты: средний балл был больше четверки, и конкурс растет.

Самыми востребоваными в РФ являются выпускники сельскохозяйственных университетов. В Москве их нет, это специфика регионов, особенно южных.

Для столицы актуальны технические университеты — здесь, как мы говорили, две трети студентов — «целевики». Бывает, что уже на 2-м курсе госкорпорации полностью «выкупают» поток.

Затем по востребованности идут выпускники классических университетов и педагогических вузов».

Источник: https://prof-school9tihvin.eduface.ru/articles/post/1336863

Ссылка на основную публикацию