Почему егэ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

«В апреле мы писали пробный тест, и, когда я увидела, что допустила две ошибки, у меня случился нервный срыв. Я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию, что ничего не знаю и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами… Но я жутко нервничала, и у меня на фоне стресса даже развился гастрит, пришлось в больницу ложиться.

В общем, к лету я была, кажется, меньше готова, чем в начале года. Когда шла на экзамен по химии, меня просто трясло. В голове все перемешалось.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ну и в результате допустила несколько глупых ошибок и сдала хуже, чем рассчитывала. Думаю, оттого, что перенервничала. Смогла поступить только на платное. Летом попробую перевестись на бюджет.

Если, конечно, справлюсь с волнением и сдам летнюю сессию на отлично».

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию и подсказать, как выйти из экзаменационного «клинча», наших экспертов, клинического психолога Елену Морозову и детского психолога Галию Нигметжанову.

«Перед экзаменами ко мне на прием приходит особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, — рассказывает клинический психолог Елена Морозова. — Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители и педагоги в них не верят.

И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы. В прошлом году мне пришлось работать с ученицей 11-го класса Настей.

Она всегда была старательной и благополучной девочкой, но перед экзаменами вдруг перестала справляться со школьными нагрузками.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вернется ли упк в школы?

Оценим за полчаса!

Она не могла заниматься, не хотела ничего делать, перестала общаться с друзьями, ее успеваемость резко снизилась. Но учителя и родители, вместо того чтобы разобраться, что происходит, стали нагнетать ситуацию: соберись, иначе ты никуда не поступишь, ты не думаешь о своем будущем…

Ребенку, который находится в состоянии депрессии, вместо занятий нужен отдых

Настя искала какой-то выход, и лучшее, что смогла для себя придумать, — покончить с жизнью. Она порезала себя бритвой, и только по счастливой случайности все обошлось, ее успели остановить. Вот тогда родители привели ее к психологу. Выяснилось, что Настя находилась в тяжелой депрессии и ей вместо занятий нужен был отдых, восстановление».

Психологическая помощь была оказана вовремя: взрослые перестали нагнетать ситуацию, Настя выдохнула, смогла собраться с силами и поверить в себя. В итоге она благополучно закончила школу и поступила в институт.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные вопросы, чем заниматься в жизни, куда поступать, как не ошибиться с выбором. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять.

Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных.

В этой ситуации непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.

Помогите ребенку составить план занятий

Родители особенно и не скрывают, что их в данный момент беспокоят прежде всего высокие баллы. «Некоторые взрослые ставят перед ребенком очень высокую планку и при этом не помогают по-настоящему, — рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова.

— Вся их помощь заключается в жестком контроле и критике.

Чувствуя сильную тревогу, они начинают манипулировать ребенком: «Я так за тебя волнуюсь» или: «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты не имеешь права плохо сдать ЕГЭ», вызывая у него чувство вины и подрывая его и без того шаткую уверенность в своих силах».

Нагнетание ситуации усугубляет положение. Действительно ли результат, которого вы добиваетесь, стоит здоровья вашего ребенка? Взвесьте все риски. Работайте на ребенка, а не против него. Вот несколько рекомендаций родителям от Елены Морозовой и Галии Нигметжановой.

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее. И не читайте нотаций. Помощь должна быть реальной, действенной — разобрать, проверить.

Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы — занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы — восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему…

Подскажите эффективную технику запоминания. Если ребенок к весне уже выжат как лимон, помогите ему сделать паузу: вывезите на природу, дайте возможность не ходить в школу и полноценно отдохнуть.

Ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставлять одного

Если вы чувствуете, что не можете никак помочь, лучше отойдите в сторону и не мешайте. Особенно это относится к тем детям, которые всегда учились самостоятельно и могут сами регулировать свои нагрузки.

Но ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставить одного. Главное — оставайтесь заинтересованными. Родительское обесценивание («у тебя не получится») только усугубляет положение.

Верьте, что ребенок справится с испытаниями. Говорите ему об этом.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Чувствуя сильную тревогу, спросите себя: «Что самого страшного случится, если ребенок не сдаст ЕГЭ?» Задайте этот же вопрос ребенку, если видите, как сильно он переживает: «Что произойдет, если ты напишешь не на 100, а на 96 баллов?»

А потом вместе разберите эту пугающую ситуацию. Очень часто в трудные моменты жизни нам кажется, что возможны только два решения, два выхода — один хороший, а другой плохой. У нас всегда есть несколько выборов.

Поступить в колледж и лучше подготовиться к экзаменам на следующий год.

Поступить в менее престижный (желанный) вуз и попробовать перевестись… Пойти работать по выбранному направлению и поступать уже осознанно, имея опыт работы…

Скажите ребенку, что ему предстоит важное, но не единственное решение. И он может совершать ошибки

Поищите возможные решения и поживите с ними. Это поможет расширить границы горизонта, уйти от бинарности выбора. Спросите ребенка, кем он видит себя в 28 лет.

Что с ним может случиться за эти годы? Поговорите о том, что путь его не сразу будет определен, и он не обязан выбирать сейчас профессию сразу на всю жизнь, что ему предстоит важное решение, но не единственное.

Он может совершать ошибки. И у него всегда будет шанс их исправить.

Некоторые родители смотрят на своих детей слишком нереалистично. Они видят то, что хотят, не замечая объективной картины. «Мы планируем поступление в МГУ, это как минимум», — говорят родители мальчика, у которого в дневнике две четверки, одна тройка и 11 двоек — по всем предметам.

Поговорите с ребенком: как он сам относится к этой идее, комфортно ли ему будет учиться среди ребят, успевающих намного лучше его, по силам ли ему будет эта нагрузка, интересно ли ему это направление настолько, чтобы преодолеть все барьеры?

Чья вообще это проблема — сдача экзаменов? Ребенок — инструмент, который должен поддержать ваш статус, или он дорог и интересен вам сам по себе, как человек? Дайте ему понять, что у него есть качества, которые вам ценны и которые будут с ним всегда, независимо от его реальных достижений.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

  1. Дышите. Сделайте 10 глубоких вдохов, с выдохом, который глубже, чем вдох, чтобы следующий вдох получился еще глубже. Делайте небольшую паузу после длинного выдоха. Можно дышать со звуком. Это помогает лучше сконцентрироваться на дыхании.
  2. Разомните кисти рук — правой левую, левой правую. Во-первых, там много биологически активных точек, их массаж помогает восстановить гормональный баланс. А кроме того, когда мы волнуемся, у нас сужаются мелкие венозные сосуды. Выброс адреналина увеличивает нагрузку на сердце, оно пытается разогнать кровь и начинает страшно колотиться. Когда мы разминаем кисти, происходит расширение мелких венозных окончаний, кровоток восстанавливается.
  3. Массируйте внешнюю сторону ушных раковин обеими руками, снизу вверх, начиная с мочек ушей, потом возьмитесь за верхние кончики ушей и потяните их наверх.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Елена Морозова – сотрудник кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, детский клинический психолог, директор общественной организации «Нелишние дети».

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Галия Нигметжанова – детский, возрастной, семейный психолог, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт», ведущая тренингов и семинаров для подростков и взрослых.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/spravitsya-s-volneniem-i-sdat-ege/

Илья Плужников: «Проблема не в стрессе, а в том, что его вызвало» – интервью на ПостНауке

TALKS Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Постоянный стресс приводит к обострению хронических заболеваний — и отодвигает проявления болезни Альцгеймера. Для нормального развития ребенку полезен стресс в спортзале и за партой, но не в общении с одноклассниками и родителями. Стресс может разрушить психику — или выявить давно возникшие проблемы. О противоречивой природе этого важного механизма соучредитель ПостНауки Роман Авдеев поговорил с психологом Ильей Плужниковым. 

— Поговорим о стрессе. Как он влияет на нас и как мы можем с ним справиться? Что такое «плохой» и «хороший» стресс: можно ли плохой превратить в хороший, может ли хороший помочь справиться с плохим? И что вообще такое стресс?

— Стресс — это понятие, которое появилось, когда биологи занялись изучением адаптации. Как только окружающая среда от нас что-то требует, мы должны к этому требованию адаптироваться — это эволюционный механизм. И вот этот момент адаптации к новому требованию среды назвали стрессом.

— Есть ли разница между стрессом у человека и у животного?

— У человека есть дополнительные виды стресса — информационный, социальный стресс. Но на нейрофизиологическом уровне стресс у всех проявляется примерно одинаково.

— Стресс можно как-то измерить? Какие метрики используют ученые, изучая стресс?

— Биологическим маркером стресса является уровень кортизола в крови. Его можно измерить.

Исследования показывают, что повышенный уровень кортизола коррелирует с психическими расстройствами, с дезадаптацией, с частыми соматическими заболеваниями и так далее.

Автор одного из исследований о нейробиологии стресса прямым текстом говорит: чтобы снизить стресс, врач может проверить уровень кортизола и при необходимости прописать снижающие его препараты. 

В психологии используются опросники.

В конце 1970-х годов американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй разработали шкалу стресса (она кочевала из одной классификации психических расстройств в другую, и только в DSM-5 ее не было).

Они опросили огромное количество людей о том, какие события были для них самыми стрессовыми, и сделали список: смерть близкого человека — 100 баллов, развод — 73 балла и так далее.

Есть там и такие пункты, как, например, отпуск (13 баллов), женитьба (50 баллов). Вы в самом начале упоминали хороший стресс.

Действительно, еще Ганс Селье, который считается отцом-основателем теории стресса, выделял[1 ]Hans Selye. Stress without Distress. Signet, 1974 эустресс и дистресс.

Первый — хороший, мобилизует организм. Второй тоже мобилизует, но с ним организм не в силах справиться.

— Что, если человек длительное время испытывает дистресс?

— В 1970-х годах психиатр Джордж Энджел разработал биопсихосоциальную концепцию — диатез-стресс-модель[2 ]Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. 1977. № 196. P. 129-136. Он показал (а после него и многие другие), что большинство хронических заболеваний содержат в себе и биологические, и психологические, и социальные факторы. А стресс их запускает.

— То есть каких-то специфических стрессогенных заболеваний нет — стресс может способствовать возникновению любого?

— Именно. За исключением так называемых стрессовых расстройств. Это отдельная рубрика в психиатрической классификации, куда входит очень узкий спектр заболеваний. 

Прежде всего это острая реакция на стресс, когда у человека из-за каких-то ужасных событий возникает острая депрессия или он впадает в длительный ступор.

Это и всем известное посттравматическое стрессовое расстройство: события, связанные с угрозой жизни и значительно меняющие картину мира субъекта, повреждают психику. Например, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» — примеры боевого ПТСР.

— Иммунитет связан со стрессом?

— Очень сильно. Например, первым симптомом депрессии могут быть частые простуды. 

  • — Влияет ли стресс на умственные способности?
  • — Да, повышенный кортизол коррелирует с результатами тестов на память.
  • — Может ли стресс привести к структурным изменениям в головном мозге?

— Исследования показывают, что у пациентов с ПТСР действительно есть изменения в мозге. Но тут сразу возникает вопрос о причинно-следственной связи. Это у них изначально была плохая резистентность к стрессу, поэтому они заболели ПТСР? Или ПТСР вызвало изменения в мозге? Я считаю, что, скорее всего, первый вариант.

— А на гены стресс может влиять? Передаваться по наследству? 

— «Впаять» в гены ничего нельзя. Но можно повлиять на их экспрессию — то, как они будут работать у конкретного человека, как будут взаимодействовать. Условно говоря, изменить не анатомию, а физиологию.

Но обычно это очень тонкие изменения, последствия которых неочевидны. Нельзя сказать, что «дети военного времени» все одинаково «ненормальные». У них может быть другая биохимическая картина вследствие голода. А могут быть последствия отсутствия контакта с отцом.

— Я занимаюсь бегом. Когда пробежишь марафон, уровень кортизола зашкаливает. Значит, это стресс?

— Да, это стресс. Но к периодически возникающим небольшим дозам стресса организм приспосабливается. Вы закаляетесь не только физически, но и психологически. Это хороший стресс.

Социальная активность тоже хороший стресс: каждое новое знакомство — маленький выброс кортизола. Как и смена работы, карьерный рост, новые задачи.

— Как хороший стресс влияет на организм в долгосрочной перспективе?

— Исследования показывают, что у людей, которые в течение жизни постоянно испытывали позитивный стресс, снижается риск проявления болезни Альцгеймера. Сама болезнь никуда не девается: она генетически запрограммирована. Но поражение клеток не приводит к слабоумию. Человек не знает, что болеет. Только лет через десять резко становится слабоумным.

А у тех, кто вел спокойную жизнь, но перенес хотя бы две или более настоящие травмы (потерю близкого человека, развод, я уж не говорю об онкозаболеваниях, изнасилованиях, войнах и так далее), риск возникновения старческого слабоумия повышается очень сильно.

— Что могут сделать родители, чтобы наполнить жизнь ребенка хорошим стрессом? Про физическую активность понятно: пусть занимается физкультурой, участвует в соревнованиях…

— Поддерживать самооценку. Если ребенок участвует в соревнованиях и у него получается, он знает, что дальше будет сложнее, но уверен, что выдержит, — он этот стресс перенесет с достоинством и самоуважением, с принятием себя.

А если родители-перфекционисты задирают планку, начинается плохой стресс: «Что будет, если я не выиграю? Что скажет мама, если я надену не те пуанты?» Важно мягко продвигать ребенка вперед и всячески давать положительную обратную связь.

— Если мы ребенка максимально изолируем от стресса, то его умственные способности…

— Не разовьются. Но при этом, если стресс будет слишком сильным, — например, его буллят в школе, — он просто не сможет учиться, усваивать знания.

Должен быть баланс. Чтобы на ребенка не давили, но постоянно ставили ему новые задачи.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справитьсяЭмоции в семье и развитие ребенка

  1. — Давайте поговорим о борьбе со стрессом. Все мы знаем такие методы, как бутылочка пива на ночь, курение, заедание…
  2. — Вы говорите об ужасных вещах.
  3. — Но они же работают!

— Предположим, человек живет счастливо, но тут у него случается небольшой стресс. Если ему в этой ситуации приходится «лечиться» алкоголем, значит, вся предыдущая жизнь не подготовила его к этому пустяку. А если стресс постоянный и сильный и человек вдруг открывает для себя, что ему становится легче от рюмашки, это путь к алкоголизму.

Лучший способ защиты от стресса — активность. Физическая нагрузка, спорт — это все реально работает. 

Другой способ — когнитивный. Включите рефлексию, интроспекцию. Не называйте то, что с вами происходит, стрессом: стресс лишь проявление некоего неблагополучия, которое вы в данный момент переживаете.

Поймите, какие события в прошлом к этому привели и есть ли у вас ресурсы на будущее, чтобы совладать с ситуацией. Попробуйте переосмыслить ситуацию, взглянуть на нее с другой стороны; выпишите «за» и «против».

Задействуйте социальные связи, попросите помощи у близкого человека. Всему этому психотерапевты учат пациентов.

— Можно ли лечить стресс сном?

— Исследования показывают, что люди, которые правильно спят — без недосыпа, но и не пересыпая, — живут дольше, у них меньше проблем с психическим здоровьем. Существует целая концепция связи тревожных расстройств с циркадными ритмами, выработкой мелатонина.

Но тут снова вопрос о причинно-следственных связях. Вы не спите, потому что вы в стрессе? Или у вас стресс из-за недосыпа? Возникает порочный круг.

  • — Как-то расплывчато.
  • — Давайте скажем так: есть корреляция между ведением здорового образа жизни и отсутствием дистресса. 
  • — Помогает ли справиться со стрессом медитация?

— Да, это тоже активный метод. Сложный метод, которому нужно учиться, чтобы он начинал работать. Так называемая третья волна когнитивной психотерапии основана на медитации: психотерапевты в определенный момент открыли, что практики, применяемые буддистскими монахами, помогают пациентам справиться с тревогой.

— Кстати, как психотерапевты работают с людьми в стрессе?

— Зависит от того, с чем пришел пациент. Один решил сменить работу, а там нагрузка, к которой он не привык. А другая подверглась сексуальному насилию, для нее весь мир разрушен.

В первом случае будет что-то вроде коучинга: будем учить человека задействовать внутренние ресурсы, налаживать связи с новыми коллегами или просить помощи у друзей.

А во втором речь пойдет, метафорически выражаясь, о реконструктивной психотерапии: нужно будет доказывать пациентке, что мир, может, не идеален, но все же достаточно хорош. 

— Помогают ли антидепрессанты справиться со стрессом?

— Если антидепрессанты выписал врач, то да. Потому что врачу природа вашего расстройства виднее: возможно, проблема уже не в стрессе, а в более серьезных вещах.

— Можно ли точно сказать, в какой момент хороший стресс переходит в плохой?

— Для ПТСР перечислены конкретные ситуации (онкология, изнасилование, война, стихийное бедствие и так далее) — если вы попадете в одну из них, есть высокая вероятность, что вы заболеете ПТСР. 

Если говорить о повседневном стрессе, то для европейского взрослого человека, я думаю, это осознание неадекватности эмоциональной реакции: тревоги слишком много, она доставляет слишком сильный дискомфорт, возникают вегетативные проявления — от потеющих ладоней до панических атак, — а стрессоров, которые должны были бы ее вызывать, нет. Если на протяжении какого-то времени — у каждого своя норма реакции — человек не может справиться сам или справляется при помощи неадекватных методов вроде алкоголя, значит, с ним что-то не так.

— Если появилась тревога, то человек уже живет в стрессе?

— Нет. Тревога, как и первичная стрессовая реакция, — это базовый адаптационный механизм. Сигнал о том, что что-то идет не так и нужно принимать решение. Если человек живет совершенно без тревог и забот, в какой-то эйфории, это тоже своего рода безумие. 

Феноменологически и даже, наверное, биологически стресс и тревога — похожие вещи. Тревога — это психологическое понятие. А стресс — та же тревога, но на языке эволюционной биологии.

— Так как же определить, что вот сейчас уже накроет?

Читайте также:  Инструкция: как сдать часть 2 егэ по истории

— Все очень индивидуально. Люди годами живут с паническими атаками, депрессией, психосоматическими расстройствами и не обращаются к врачам и психологам, потому что считают, что «ну вот жизнь такая». Живут в очень тяжелом стрессе, истощают свой организм; у них нарушается синаптическая передача в нейронах, изменяются физиологические процессы в сердце, в периферической нервной системе…

— Мне наш разговор напоминает анекдот про сына, который обращается к папе: «Папа, как правильно выпивать, где мера?», а тот ему: «Да если бы я знал, сынок». 

— В середине прошлого века, когда активно изучали стресс, всем казалось, что одно простое понятие может многое объяснить. Но все гораздо сложнее. Стресс оказался лишь неспецифической реакцией, которая запускает цепочку других процессов, уже специфических. 

Представьте человека, который едет в трамвае, прикладывает карточку, она не срабатывает, и он разносит весь трамвай. Это стресс? Ну да, фрустрация. Но проблема не в том, что карточка не сработала. И не в том, что человек разнес трамвай. А в том, почему у него гипертрофированная или парадоксальная реакция на небольшой стрессор. Это может быть признаком какого-то расстройства. 

Поэтому для психологии стресс интересен только с точки зрения стрессовых и постстрессовых расстройств. Во всех остальных он является лишь триггером. Очень часто пациенты жалуются на низкую стрессоустойчивость. Начинаешь расспрашивать — а там депрессия. Но говорить о депрессии людям тяжело, проще сказать, что стрессоустойчивость барахлит, надо ее подкачать, как мышцу.

— Но при этом стресс необходим?

— Ганс Селье на последней странице своей книги писал, что вся наша жизнь — стресс. Как в том анекдоте: если вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться Узнать больше

Источник: https://postnauka.ru/talks/154902

«Мама, я боюсь ЕГЭ» – как не довести выпускника до истерики прямо перед экзаменами

Нужно ли завтракать перед экзаменом через силу и специально отдыхать после сдачи, как понять, что именно поможет и что помешает вашему ребенку, чем опасен эффект заражения – перед началом череды Единых государственных экзаменов говорим с заведующим лабораторией «Психология здоровья» Института междисциплинарной медицины Константином Бочавером.

– Многие учителя и родители считают ЕГЭ судьбоносным пропуском во взрослую жизнь. При этом очевидно, что от того, как сам ребенок относится к экзамену, зависит его поведение на итоговом испытании. Как себя вести педагогам и родителям, чтобы правильно настроить ребенка?

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Константин Бочавер

– Во-первых, в последнюю неделю перед экзаменом не стоит ничего менять в образе жизни. Любые перемены являются дополнительным стрессом для детей.

Во-вторых, установки и ценности в семье ребенка имеют определяющее значение. Говорить с ребенком об экзамене (ЕГЭ) нужно определенным образом: в зависимости от того, как сама семья относится к высшему образованию для ребенка и его дальнейшей жизненной траектории.

Если образование вами расценивается как самостоятельная ценность, то с мотивацией у ребенка, возможно, будут трудности.

Если же вы показали ребенку, что образование – это не просто диплом, а то, что в будущем даст ему свободу не делать скучной работы, а заниматься чем-то интересным, общаться с хорошими людьми и не общаться с плохими, путешествовать и открывать новое – тогда с высокой долей вероятности ребенок будет мотивирован и вдохновлен. Ему самому будет важно сдать экзамен хорошо. Для него это будет пропуск в интересное и светлое будущее.

В-третьих, взрослым надо понимать, что высшее образование само по себе не главное. Возможность заниматься интересными вещами связана сегодня с образованием не напрямую.

В интеллектуальном, физическом, творческом труде многие организации обращают внимание не на диплом института, а на человеческие, практические навыки.

Образование само по себе ускоряет карьеру, определяет направление жизненного пути, но возможны достойные варианты и без него.

В-четвертых, не в последнюю неделю, а, конечно, заранее ребенку стоит давать вдохновляющие примеры успеха из жизни семьи, друзей, знакомых, известных людей. Это не только создаст приятную и легкую атмосферу подготовки к экзамену. Это научит относиться к ЕГЭ, ОГЭ, любому другому испытанию не как к наказанию, но как к ответственному празднику.

В ситуации стресса у ребенка может возникнуть путаница в голове. Он может забыть и не вспомнить то, чему его учили, растеряться, не сообразить.

В момент сильного стресса у нас изменяются когнитивные процессы, меняется доступ как к памяти, так и к мышлению, воображению, внимание работает иначе.

Последняя неделя перед экзаменом должна идти привычно, понятно, «по накатанной», без резких движений.

Экзамен – не конец света

– Почему же несданный или плохо сданный ЕГЭ все равно иногда становится концом света? Зависит ли отношение от характера самого ребенка, его окружения, будущих перспектив? Например, не поступившим в вуз мальчикам предстоит идти в армию.

– ЕГЭ – это просто экзамен. Да, он трудный, ответственный. Возможно, ребенок волнуется из-за него, но превращать экзамен в катастрофу, конец света и событие планетарного масштаба не стоит.

В медицине и психологии такое отношение к чему-либо, в том числе к экзамену, называется катастрофизацией. Это форма когнитивной ошибки, которая развивает небольшую проблему до масштабов всеобъемлющего явления.

Есть поговорка «делать из мухи слона». Она лучшим образом описывает этот процесс.

Это как если ребенок, разбив коленку, кричал бы родителям: «У меня все болит!» Мы же понимаем, что болит у него не все, а только поцарапанная коленка.

Если наблюдаете такое отношение, важно понимать, что это нездоровая реакция. Ребенку стоит поработать с психологом или, как минимум, поговорить по душам с родителями, наставниками, репетитором. Очевидно же, что никаких очень плохих последствий быть не может.

Если экзамен сдан плохо, то с большой степенью вероятности – это закономерный результат не самой хорошей учебы.

Многое упирается в то, как выстроены отношения в семье. Если близкие люди чувствуют тревогу, показывают ее, то она неизбежно передается другим. Так работает эффект заражения.

Если бабушки, дедушки, родители везде видят плохое, печальные перспективы, если сами с тревогой относятся к экзамену, если говорят о нем лишь в негативном ключе, то, безусловно, ребенок будет воспринимать его через призму их отношения. Чувствуя тревогу близких, он будет почти неизбежно ею заражаться.

– Так как относиться к экзамену?

– Ответственно, но позитивно. Как к важному событию, празднику. К ситуации, напоминающей поход на день рождения, где соберется множество гостей и будет интересно. На дне рождения мы должны хорошо выглядеть, подготовить подарок, никого не забыть и придумать поздравление. Экзамен – это важное, но приятное дело. Ничего плохого в нем нет.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Нельзя изменить человека за час перед экзаменом

– Бывают активные и самоуверенные дети, которые не боятся никаких экзаменов. Многие родители могут считать самоуверенность формой неадекватности. Нужно ли таких детей как-то настраивать на серьезный лад в вопросе сдачи ЕГЭ? Если да, то как?

– Уверенность в себе – это личностная черта, свойство, от которого не избавиться накануне экзамена. Не надо пытаться сделать уверенного ребенка сомневающимся или, наоборот, робкого и застенчивого – активным и смелым. Личность не изменить за несколько часов и даже дней. Оставьте такие попытки.

К экзамену надо относиться как к выступлению. Существует даже наука о выступлениях – performance psychology. Она показывает, что выступления по сути схожи и в творчестве, и в спорте, и в учебе.

Можно порекомендовать родителям вместе с подростком вспомнить, как проходили его пробные экзамены, ответственные контрольные, выступления в школьном театре или на олимпиадах. Проговорить, в каком состоянии ребенок показывает хороший результат, а в каком – плохой. Понимание собственных реакций позволит ребенку компенсировать сильные процессы нервной системы накануне и во время экзамена.

Если в момент выступления (сдачи экзамена) доминируют процессы торможения, если ребенок в апатии, сонный, вялый, стоит привести его в тонус, сделать зарядку, выпить кофе.

Если ребенок перевозбужден, нужно вместе придумать, как ему успокоиться, например, подышать свежим воздухом, пройтись вокруг школы пешком перед экзаменом, снизить пульс, чтобы он не стучал в ушах.

Такие простые вещи позволят прийти на экзамен в спокойном состоянии.

Как его вызвать – полностью зависит от ребенка. Менять человека перед экзаменом мы не можем, не будем, не стоит даже пытаться. Поменять же состояние, сделать его рабочим вполне возможно. Для этого нужно просто хорошо знать своего ребенка.

Избегать лишнего стресса

– Бывают умные, но нервные дети, которых может в любой сложной ситуации охватить паника. Что делать с ними, как настраивать?

– Паника – типичная и здоровая реакция на сильный стресс. Когда наши далекие предки встречали опасного зверя, у них включалась реакция «бей или беги». Они были готовы либо искать спасения, либо сражаться до последнего. Эта реакция защищает наш организм, в ней нет ничего плохого.

Но в случае с экзаменом паника – неадекватная реакция. Это как стрелять из пушки по воробьям.

Когда мы готовимся к экзамену, когда сдаем его, мы должны просто хорошо сделать свою работу: быстро соображать и вспомнить, чему нас учили, к чему готовили.

Если организм ведет себя так, будто ребенок встретил тигра, понятно, что здесь не до воспоминаний об учебе и не до решений математических задач.

Чтобы снизить лишний стресс, нужно сделать несколько простых вещей.

Он должен четко понимать, когда стоит повторять пройденное, когда пришло время погладить рубашку, которую планируешь надеть на экзамен, когда стоит погулять, отвлечься, лечь спать, проснуться. Борьба с паникой состоит в том, чтобы все вокруг ребенка – среда, время – было комфортным, понятным, привычным. Ну и, конечно, в избегании лишнего стресса.

Важно избежать опозданий в школу, да и любого другого форс-мажора. Задача родителей одна и простая: создать комфортную среду и подвести ребенка к экзамену без лишних отвлекающих моментов. Это лучшая гарантия спокойствия.

Кому-то надо выплеснуть эмоции

– Бывают дети, которые начинают нервничать сильно заранее, досрочно. Закапываются в книгах и пособиях, плохо едят, не спят и охвачены тревогой, с которой не в состоянии справиться даже дома. Что делать в такой ситуации?

– Если ребенок нервничает досрочно, даже будучи готовым к экзамену, это свидетельствует о высокой тревоге. Это не страх чего-то конкретного, темноты или паука. Тревога – это неоформленный страх. «Вот грядет плохое, но никто не скажет, что именно». Увы, здесь нет одного совета. Зато важным остается необходимость поддержать ребенка.

Хорошие родители знают поведение своего сына или дочери, понимают, как он или она реагирует на стресс, как беспокоится, главное – догадываются о способах преодоления стресса. В зависимости от того, как это происходит обычно, так и нужно поддерживать.

Одним детям, например, нужно дать выговориться. Другим требуется поддержка друзей и близких. Так обеспечьте ее. Кого-то надо оставить в покое, не приставать, позволить побыть в одиночестве. Кому-то надо дать возможность переключиться, тогда, возможно, стоит куда-то поехать и погулять, сходить в музей.

Кому-то и это не помогает, зато ребенку надо выплеснуть эмоции. Важно отнестись к этому с терпением. Позволить такому ребенку покричать, поплакать, понервничать. Важно понимать: истерика или даже скандал – это его личный (пусть не лучший!) способ справиться со стрессом.

У нас у всех разный цвет глаз и способы преодоления стресса тоже разные. Поэтому стоит подойти к этому вопросу индивидуально.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

shutterstock

Длительный отдых и награда могут повысить стресс

– О чем вообще говорить с детьми? Существуют ли какие-то общепринятые рекомендации?

– Общих рекомендаций нет. Но помните: если ваши друзья рассказывают о том, как их ребенок готовится к экзамену, это не значит, что тот же способ подготовки поможет и вашему подростку. Нельзя ориентироваться на другого. Всегда ориентируйтесь только на своего ребенка, на его исключительные и индивидуальные особенности.

Нужно сделать все возможное, чтобы, например, не опоздать. Заранее обговорить, когда проснуться. Собрать накануне все необходимое. Если ребенку хочется есть, лучше вкусно позавтракать.

Если не хочется, не надо в него запихивать еду. Если ему не хочется спать, не надо заставлять спать во что бы то ни стало. Нужно одеться так, как комфортно и нравится самому подростку, а не как хочет мама или папа.

Любое насилие усиливает стресс.

Попытайтесь снизить напряжение, тогда это позволит ребенку, не отвлекаясь на переживания, вспомнить то, что ему нужно вспомнить во время экзамена, придумать решение, которое ему нужно придумать, у него не будет паники и реакции «бей или беги». Он будет рационально, спокойно, по-деловому относиться к процессу.

Если учащийся готов к экзамену, надо помочь ему этот экзамен спокойно сдать. Если он не готов, плохо учился весь год, пропускал занятия, то, что бы мы ни делали, не надо рассчитывать на удачу и шанс.

Экзамен не чудо или наказание. Экзамен – закономерный результат продолжительной учебы. В ваших силах помочь ребенку разобраться с эмоциональным состоянием: чуть успокоить, вдохновить. И все.

– Существует ли норма отдыха после экзамена, о которой стоит знать родителям? Как вообще восстанавливаться после экзаменов?

– Есть нюансы. Если мы делаем из экзамена событие, даже очень важное, то мы искусственно повышаем его значимость. Вот мы экзамен сдали, теперь нужно вознаграждение, например, длительный отдых.

Но именно это повысит стресс на следующем экзамене. Ребенок почти гарантированно будет сильнее нервничать. Специально обозначать экзамен как большое событие не стоит. Запомните, экзамен – рутина, одно из важных событий, но не самое важное на свете.

Кроме того, у всех разная нервная система. Кто-то долго восстанавливается, кто-то быстро приходит в хороший тонус, и ему лучше «не сбавлять обороты» перед следующим испытанием. Самое простое средство узнать реакцию ребенка – поговорить с ним.

Если он чувствует себя выжатым лимоном, значит, надо дать возможность отдохнуть. Если чувствует себя превосходно, то так и есть, вряд ли он станет вас обманывать. Если ребенок переутомится, он сам ляжет и уснет вне зависимости от возраста и особенностей. Сон – лучший отдых и саморегуляция организма.

И родителям, и детям стоит понимать, что экзамен – не операция, не опасность, не собеседование на прекрасную работу, не свадьба, это закономерный итог учебы, который не стоит того, чтобы мы чувствовали себя плохо или расплескивали свои эмоции. В нем нет ничего страшного. Важно подготовиться и просто сдать его.

Кроме того, ответственность для подростка – крайне важное понятие.

Здесь все зависит только от него и он точно должен справиться сам.

Важное замечание. Категорически не стоит менять состояние препаратами. Никаких стимулирующих, расслабляющих и прочих медикаментов. Они не для этого, и на экзамене только навредят.

А вообще, экзамен – это здорово. Подчеркивайте это, обсуждая предстоящие испытания. Например, говорите, что сын или дочь молодец, справится, готов и сумеет показать, насколько хорошо готов. Главное, постарайтесь сами обойтись без истерик.

Источник: https://www.pravmir.ru/mama-ya-boyus-ege-kak-ne-isportit-vse-v-posledniy-moment/

Что такое школьный стресс и как с ним бороться

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

Анастасия Пахомова, психолог

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца.

Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время.

Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги.

Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе.

Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет.

Читайте также:  Пролетарии, соединяйтесь: колледжи будут работать по системе worldskills

Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс.

Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно.

Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4.

Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

Анастасия Пахомова, психолог

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться «Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга.

Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением.

Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше.

Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний.

Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Анна Симонова, нейропсихолог

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны.

Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой.

Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно.

У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование.

Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник: https://profi.ru/media/chto-takoe-shkolniy-stress-i-kak-s-nim-borotsya

Почему школьники и родители боятся ЕГЭ и как справиться со стрессом?

В начале и середине учебного года ученики 11-х классов стремительно выходят на «финишную прямую» — начинается подготовка к ЕГЭ, от которой зависит поступление в высшее учебное заведение.

Но стресс от одной мысли о ЕГЭ школьники начинают испытывать гораздо раньше — чуть ли не с первого класса. Он связан с запутанными формулировками заданий, запугиванием со стороны учителей и повышенной родительской тревожностью.

Результатами напряженности вокруг ЕГЭ являются неуверенность школьника в своих знаниях и силах и частые нервные срывы.

Почему ЕГЭ вызывает стресс у школьников?

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Не так давно школьники сдавали гораздо больше экзаменов, чем сегодня. Помимо выпускных экзаменов их ждали вступительные испытания в университетах. Подготовка к экзаменам всегда была дополнительным фактором стресса для выпускников и абитуриентов. Необходимость запоминать большие объемы информации, разговаривать с экзаменаторами порождало волнение и высокую тревожность. Кроме того, будущие студенты часто забывали о сне, питании и других любимых дела и целиком посвящали себя подготовке к экзаменам. То же самое происходит и сегодня.

Если на обычном экзамене выпускник мог растеряться и неправильно решить задачу или не дать достаточно развернутого ответа на вопрос, то основная сложность ЕГЭ заключается в необходимости указать в ответе ту формулировку, которую подразумевают составители учебного пособия. Неверная формулировка может запросто лишить школьника достаточного количества баллов.

Стресс вокруг сдачи ЕГЭ формулируют и сами учителя. Самое главное для них — обеспечение высоких показателей успеваемости и сдачи экзаменов. Поэтому школьники и их родители часто жалуются на запугивание со стороны педагогов, и фраза «ты не сдашь ЕГЭ» звучит как самый настоящий приговор. Тем более, что и сами учителя не всегда способны ответить на вопросы экзамена.

Престиж высшего образования развивает и высокую родительскую тревожность. Для многих взрослых недостаток баллов является серьезным препятствием на пути к достойному будущему детей. Поэтому они усугубляют и без того напряженное состояние нервной системы школьников. Родители нынешних старшеклассников и сами не сдавали ЕГЭ, поэтому недостаток информации часто вызывает у них панику.

Почему родители боятся ЕГЭ?

Основной причиной беспокойства родителей по поводу сдачи ЕГЭ является серьезное отношение к получению высшего образования. Ведь высокий балл на экзамене способен открыть выпускнику двери в более престижные высшие учебные заведения, а впоследствии, и к лучшим рабочим местам.

Но для многих выпускников невозможность поступления в университет означает потерю еще одного года и неопределенность будущего.

К тому же финансовые возможности российских семей не столь высоки, чтобы позволить выпускнику школ уехать на год за границу, как это делает молодежь Европы и США.

Многие взрослые испытывают сами находятся в состоянии стресса и тем самым передают свое беспокойство ребенку.

Для некоторых семей характерен авторитарный стиль воспитания, при котором они постоянно сравнивают сына или дочь с другими детьми, которым кажутся им более успешными и интеллектуально одаренными.

Часто родительский страх и паника перед ЕГЭ связаны с недостатком информации и отсутствием четких представлений о характере заданий.

Родительское беспокойство по поводу сдачи ЕГЭ приводит к неуверенности старшеклассника в своих силах и неумению сконцентрироваться на выполнении задания.

Состояние постоянного стресса отрицательно отражается на когнитивных способностях выпускника, поскольку все силы уходят на волнение и нервные переживания.

Подавленное душевное состояние может привести к серьезным последствиям для нервной системы и самооценки школьника.

Чтобы не волноваться заранее и не заставлять детей нервничать, взрослым необходимо создать дома рабочую атмосферу или воспользоваться услугами репетиторов.

Это поможет ребенку сконцентрироваться и почувствовать себя более уверенно в ходе самого экзамена. На дополнительных занятиях выпускник познакомится с «подводными камнями» и формулировками, которые используются на экзамене.

Таким образом, постепенно уменьшится беспокойство, связанное со сдачей экзамена.

Как снять тревожность при подготовке к ЕГЭ?

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Волнение перед экзаменом — нормальное явление. Но когда оно перерастает в панику, оно приобретает нездоровые формы. И таким образом школьник может действительно дойти до нервного срыва. Оно усиливается и дополнительными внешними факторами, например, нахождением в незнакомом классе в присутствии незнакомых учителей, необходимостью заполнения бланков и сдачей личных вещей.

Тревожная атмосфера вокруг экзамена нагнетается учителями и родительским беспокойством. Неудивительно, что в такой напряженной атмосфере старшеклассник может забыть то, что знал. Поэтому тревога лишает его способности к действиям. И лишь немногие убеждают детей в том, что экзамен — это не конец жизни, и низкий балл не способен ее сломать.

Снизить уровень тревоги школьнику поможет, прежде всего, спокойствие взрослых. Безусловно, им важно видеть ребенка успешным во всех отношениях. Но для детей гораздо важнее атмосфера доверия и принятия самыми близкими людьми. Если мать и отец верят в него, то и к настроениями учителей он будет относиться спокойнее.

Подготовка к экзамену — это вовсе не повод забывать об отдыхе. Кратковременные переключения на любимую музыку, кино или прогулки способны «разгрузить» мозг и нервную систему школьника.

Также важно соблюдать режим питания, выполнять физические упражнения и высыпаться.

Хотя многие старшеклассники способны просиживать над учебниками ночи напролет, это может отразиться на их умственных способностях не лучшим образом.

Отношение к ЕГЭ как к судьбоносному событию отрицательно отражается не только на душевном, но и на физическом здоровье школьника. Но именно спокойная рабочая обстановка дома или дополнительные занятия с репетитором помогут ему лучше сконцентрироваться и получить высокий балл.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/ege_osnovnoy_istochnik_stressa_dlya_shkolnikov_i_ikh_roditeley/

Что такое стресс? Причины его возникновения и способы борьбы с ним

Стрессы могут быть вызваны беспокойством по поводу невозможности оплатить счета, обеспечить себя и близких нужными вещами, проблемами общественной жизни: экономическим спадом, дискриминацией и т. д.

Причиной стресса может быть практически что угодно — начиная с технологической катастрофы, заканчивая упавшей неожиданно на голову каплей дождя.

Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

Стресс может вызвать даже одно грубое слово. При этом каждый из нас по-своему реагирует на стрессовые ситуации. Мы чувствуем это физически и эмоционально. Что чувствует при этом человек? Сначала идет перевозбуждение нервной и эндокринной системы.

Человек становится агрессивным, вспыльчивым, плохо управляет своими эмоциями. Затем ресурсы организма истощаются, возбуждение сменяется апатией (снижением настроения), ведущей к депрессии.

Снижается работоспособность, усиливается слабость, сонливость, ухудшается здоровье.

Тяжелый стресс может привести к психической травме, а иногда к тяжелым болезням. А иногда для его возникновения не нужно внешнего воздействия, достаточно только одной мысли. Вспомните рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Герой рассказа чихнул в театре и обрызгал лысину генерала. От своих переживаний по поводу происшествия он вскоре умер.

Чаще всего стресс вызывают факты непредсказуемости, недостатка контроля и безысходности. Это могут быть ситуации экзамена, необходимости идти к начальству, публичное выступление, пробки на дорогах и даже информация по телевидению.

Стресс имеет три фазы: тревогу, сопротивление и бессилие. Как определить, что у человека действительно стресс? В отличие от тревожности и депрессии стресс проходит чаще всего с причиной, которая его вызвала. Например, человек, у которого стресс был вызван работой, легко от него может избавиться во время отпуска.

А если стресс не проходит даже в новой обстановке? В этом случае речь идет уже не о стрессе, а о тревоге, которая может перерасти в депрессию. От стресса и тревоги депрессия отличается тем, что в этом состоянии у человека снижается активность, ощущается упадок сил, пропадает интерес ко всему.

В наш высокоскоростной век все куда-то спешат, стараются все успеть. У каждого человека складываются свои представления об окружающем мире, вырабатывается система требований, формируются свои потребности и желания. Несоответствие реальности и наших мечтаний порождает неудовлетворенность.

Но одно дело, когда она вызывает желание совершенствоваться и развиваться дальше ради достижения цели и расти душевно, чтобы понять, чему учат стрессы. Другое дело, когда возникает агрессия на окружающий мир, который не оправдал надежд.

Решить проблемы такого стресса лучше под наблюдением психолога или психиатра, которые обязательно помогут вернуться к спокойной и счастливой жизни.

Многие люди постоянно живут в состоянии стресса, не осознавая причины своих недомоганий и болезней. А всему виной бесконечные житейские проблемы и борьба с повседневными трудностями. Мужчины, женщины и дети по-разному воспринимают стрессы в силу их физиологии и положения в семье и обществе.

Хочу дать рекомендации, которые помогут тем, кто находится в стрессовой ситуации. Прежде всего, остановитесь. Задайте себе вопрос: «Что происходит? В чем причина? О чем мне хочет сказать и что показать данная ситуация?» Важно знать, что стресс — реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Поэтому так по-разному люди реагируют на одно и то же событие.

Далее попробуем найти причины такого состояния, изменения ситуации к лучшему и выбор оптимального поведения. Задайте себе вопрос: «Почему я так делаю? Насколько мне это нужно? Нельзя ли без этого обойтись?» Если выявить стереотип поведения, то можно попытаться изменить отношение к стрессу.

Следующий шаг — антистрессовая защита. Что обычно делают люди, когда им плохо? Бегут к подруге и плачутся в жилетку, усиленно курят, успокаивая нервы, или пьют. Но если постоянно «грузить» своих подруг, то можно их потерять.

Сигареты по несколько пачек в день просто сделают из вас инвалида, а уж алкоголь из антистрессового лекарства превратится в такую проблему, которая даже несоизмерима с вашим стрессом.

Конечно, оптимальным способом избавления от затянувшегося стресса является полное разрешение конфликта, но не всегда это можно сделать.

Я могу дать некоторые приемы антистрессовой защиты. Техники просты в применении, но они не универсальны. Поэтому каждый может выбрать сам то, что ему нравится, лучше подходит или помогает.

Ослабить стресс или предотвратить можно путем отвлечения от данной ситуации. Переключите свои мысли на другой предмет.

Так, если все время думать о событии, которое произвело на вас сильное негативное впечатление, накручивая себя, отдавать этим мыслям всю энергию, значит, самому себе создать стрессовую ситуацию, которая может привести к психологической травме.

Попробуйте посмотреть на ситуацию с чувством юмора. Например, представьте себе человека, который вас унизил или оскорбил, в смешном неуклюжем виде. Представьте, как ваш суровый начальник появляется на важном заседании в семейных трусах в яркий горошек, а то и еще круче.

Вспомните, что он обычный человек, как и вы, со своими слабостями и комплексами. Смех приводит к падению тревожности, мышцы расслабляются, нормализуется сердцебиение и давление.

Стресс является источником очень сильной энергии, значит, организм требует действия. Наши предки «выпускали пар» в драках.

Мы можем воспользоваться спортзалом, где до седьмого пота можно тренироваться, можно привести квартиру в порядок, побить подушку, посуду, яростно отколотить свой матрац теннисной ракеткой и т. д.

Эту энергию нельзя подавлять. Просто действуйте, займитесь чем хотите на благо себя и семьи.

Еще можно изменить значение происходящего. Например, шумное поведение ребенка заставляет нас напрягаться и сердиться. Попробуйте воспринять его резвость как признак хорошего здоровья. Помните, как в фильме «Собака на сене» герой Джигарханяна дает юноше урок, что нужно сделать, чтобы разлюбить девушку: «Пухленькая — скоро лопнет с жиру, щедрую перекрестим в транжиру…»

Другим способом борьбы со стрессом является расслабление, релаксация. С помощью этого метода можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Освоить эти методы легко, но очень важна ваша мотивация, т. е. желание и понимание, для чего вам это нужно. Целью упражнений является полное расслабление.

Есть люди, у которых от стресса пропадает аппетит, и они начинают худеть, поскольку биологические реакции, которые провоцируют стресс, потребляют много энергии. Но у большинства людей стресс вызывает обратную реакцию, они начинают больше есть, заедают стресс.

Они едят больше шоколада, пирожных, конфет, другие продукты с богатым содержанием сахара и жиров, нередко злоупотребляют алкоголем. Все это может привести к значительной прибавке веса и даже ожирению, что ухудшает психическое состояние. Есть продукты, которые содержат питательные вещества и противодействуют стрессу.

Это продукты, содержащие магний, витамины В1 и С, сухофрукты, злаки, гречка, овсянка, бананы.

Учтите эти несложные рекомендации, чтобы не доводить свое тело и душу до разрушений и болезней. Любите себя и заботьтесь о себе, и тогда никакие стрессы не будут вам страшны.

Почему ЕГЭ вызывает такой стресс и как с ним справиться

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/51189/

Ссылка на основную публикацию