Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне во время разбора старой кирпичной кладки обнаружили портфель, который выпал из дымохода. Портфель принадлежал простому советскому школьнику, а внутри него находились учебники, тетради и дневник за 1939 — 1940 учебный год. Содержимое портфеля оказалось весьма интересным, поэтому мы решили рассказать о нем.

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

В конце марта 1940 года ленинградский школьник Юра Капустин потерял портфель. Вместе с дневником, тремя тетрадками и шестью учебниками. Мы не знаем, как он объяснил это маме, но, вероятно, со школьными принадлежностями он расставался в том учебном году не впервые.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Записи в дневнике, обнаруженном в Петроградском районе в сентябре 2016 года, начинаются с ноября 1939 года. В расписании уроков, помимо прочих, значится предмет «арихметика». По мнению классного руководителя, Юра вел свой дневник «грязно» – отпечатки написанных чернилами строчек видны на соседних страницах.

В конце ноября Юра «плохо занимался и очень плохо себя вел на уроке физкультуры», а на уроке пения так и вообще вел себя «безобразно». Через две недели, в середине декабря, учительница просит родителей немедленно «притти» в школу.

После этой беседы нареканий нет целых пять недель, но в феврале школьник Капустин попадается на том, что «подсказывает на уроках».Дневник ведет по-прежнему грязно. К тому же начинает постоянно опаздывать. В середине февраля родителей снова вызывают в школу.

16 марта в дневнике ни к селу ни к городу посреди строчек, не занятых уроками, появляется выведенное Юриным почерком имя – «катя», с маленькой буквы. Следующую неделю Юра рассеянно нумерует теми же датами, что и предыдущую. На этом записи обрываются.

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

На последней, 96 странице, выставлены оценки за три четверти. Начинался учебный год из рук вон: в первой четверти из 9 предметов по пяти – «плохо», по остальным – «посредственно». Во второй четверти Юра берется за ум, получает «отлично» по географии и естествознанию, но все остальное – «посредственно».

К третьей четверти «плохо» у Юры только с «письменным» русским языком (отдельно оценивается еще и «устный»), «отлично» – по истории и естествознанию, «хорошо» – по рисованию и географии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

Оценим за полчаса!

Можно предположить, что портфель Юра потерял после уроков в четверг 23 марта или в пятницу 24 марта 1940 года, потому что домашнее задание по арифметике (которую Юра начал-таки писать через «ф») на пятницу записано, а перед этим арифметика была по расписанию в четверг.

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

С ноября по март Юрина мама расписалась в дневнике всего три раза — простым карандашом вывела фамилию «Капустина».

Последняя подпись сделана коряво, пером — то ли Юра обвел написанное мамой, то ли попытался расписаться за нее.

Сам дневник в серой картонной обложке был изготовлен в 1939 году в калужской типографии Госпланиздата им. Воровского. Внушительным, кстати, тиражом — 1 млн экземпляров.

«Дворник упражнений»

О Юре Капустине известно, что в 1939-1940 году он учился в 3г классе ленинградской школы №18 Приморского района. Правда, на обложке дневника он написал «4г», но на тетрадках значится 3г класс.

Приморский район в те годы простирался от Долгоозерной улицы до Большого проспекта Петроградской стороны. Хрестоматия по литературе, учебники по русскому языку, географии и естествознанию, сборники упражнений по правописанию и арифметике предназначались для третьего класса.

В портфеле, кроме учебников, тетрадей и дневника, лежала пластиковая ручка-«вставочка» со стальным пером.

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

В учебниках вместо библиотечной печати — лаконичный штамп с цифрой 18, без каких-либо уточнений. Хрестоматия по литературе начинается со стихотворения Маршака «Отряд». Басни Крылова, сказки Пушкина, «Дед Мазай и зайцы», «Каштанка», «Кавказский пленник» – основная часть изучаемых в школе текстов за 77 лет не изменилась.

Правда, некоторые произведения представить сегодня в школьной хрестоматии трудно. И не только «Детские и школьные годы Ильича» или «Песню стройки» с портретом Сталина во всю страницу.

Короткий рассказ Серафимовича «Две божьи матери» про ткачиху, которая молилась «доске с почернелым ликом», но так и не вымолила выздоровления своей новорожденной дочке (да еще и поп, пришедший отпевать дочку) ей пригрозил «пещью огненной», вряд ли найдет место в современных учебниках.Страна, в которой жил Юра Капустин, была «еще не открыта».

И каждый школьник должен был стать разведчиком. Но не военным, а разведчиком-геологом — чтобы выяснить, какие полезные ископаемые есть в окрестностях его города или деревни, чтобы не приходилось ввозить сырье из-за рубежа.

«Попы учили, что погоду посылает бог. При царе большинство крестьян было неграмотно и не знало о науке, которая изучает погоду. Крестьяне слушались попов и думали, что можно изменить погоду, если отслужить богу молебен», – утверждает Юрин учебник географии.

Тропический лес Юра изучал по рассказу «одного путешественника»: «Пошел негр в лес на охоту, а вернется ли живым — неизвестно. Вокруг дикие звери…» В учебнике естествознания важное место занимает рассказ о труде углекопов и портрет улыбающегося человека – «А. Г.

Стаханов с отбойным молотком».

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

В тетрадках у Юры в идеальном состоянии сохранились промокашки. На семь строчек диктанта — 10 ошибок. Тетрадка по русскому языку открывается прописными истинами: «Ручей — быстрый. Флаг — красный. Дом — каменный. Дуб — могучий». Девятилетний Юра был человеком с чувством юмора. Он подправил название одного из своих учебников — получился «Дворник упражнений по правописанию».

ИСТОЧНИК

Источник: https://www.drive2.ru/c/455093911124181223/

Чем необычна выставка в Русском музее об искусстве Ленинграда второй половины ХХ века

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

Выставка рифмует работы Олега Котельникова (слева) и «Ленинградский пейзаж» Тимура Новикова 1982 г. /Дмитрий Горячев / ГРМ

«Месторождение экспрессионизма» – такими словами называет Петербург, а точнее, город Ленинград второй половины прошлого века Екатерина Андреева, автор идеи и куратор выставки «Эхо экспрессионизма», открывшейся в Русском музее в залах Мраморного дворца.

Искусство 60 разных художников со времени ленинградской блокады и до начала перестройки представлено здесь сквозь экспрессионистическую призму и обладает важнейшими общими чертами: обостренным чувствованием, стремлением к художественной и личной свободе прежде всего и вопреки условиям советской действительности.

Эта же свобода нашла выражение в составе и структуре экспозиции, выстроенной Андреевой абсолютно авторски и полной неожиданных и смелых сопоставлений.

Слово «Ленинград», употребленное в подзаголовке проекта, оказывается важнее собственно «экспрессионизма» в его названии – предпринята попытка осмысления всего искусства, созданного во второй половине ХХ в. в этом городе.

Решительно соединены художники, которые в советскую эпоху существовали в разных углах, но спустя полвека становится очевидно, что они принадлежали к одной художественной вселенной.

Широко понятый как способ мировосприятия, экспрессионизм оказывается в изложении куратора одним из главных векторов развития отечественного искусства.

Экспрессионизм в том виде, в каком он возник в Германии эпохи Первой мировой войны, обошел стороной Россию с ее авангардом, большевистской революцией и Гражданской войной, оставив разрозненные следы в творчестве многих художников.

Такое представление решил опровергнуть Русский музей, год назад собрав под заголовком «Экспрессионизм в русском искусстве» произведения первой половины ХХ в. – как хорошо знакомые, так и не покидавшие прежде музейные фонды.

Читайте также:  Замахнуться на святое: что нужно убрать из школы и что — добавить

Внешних признаков – необыкновенного сочетания цветов или надрывной деформации фигур – для авторов той выставки оказалось достаточно, чтобы приложить общее понятие к работам, авторы которых никогда не аттестовали себя экспрессионистами.

Однако на русской почве влиятельный художественный стиль проявился не в пластических приемах, а скорее в особом ощущении мира: обнаружить его можно в фигурах рабочих, запечатленных Павлом Филоновым и его учениками. Энергия труда и преодоления зримой тяжести, свойственная этим работам, отразилась затем как мучительное рождение новых форм у послевоенных ленинградцев.

Сочиненная куратором выставка снабжена несколькими изобразительными эпиграфами, среди них есть не только фотографии непарадного Ленинграда 1960-х гг.

– ставшие классическими работы Бориса Смелова и Бориса Кудрякова, – но и картина Ивана Сотникова 2009 г.

: вид на Неву и судостроительные доки Балтийского завода с надписью «Тихий ход», которая символически предупреждает зрителя, что надо рассматривать показанное искусство медленно и внимательно, чтобы увидеть и понять задуманные сопоставления.

«Эхо экспрессионизма» открылось накануне годовщины снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 г. и начинается работами военного времени.

Блокадная графика лидера ленинградского зодчества архитектора Александра Никольского удивительно похожа на сделанные в лондонских бомбоубежищах рисунки знаменитого скульптора Генри Мура, и такая ассоциация не будет лишней: куратор не просто связывает в экспозиции воедино творчество разных художников, но доказывает общую европейскую судьбу русского искусства в ХХ в. поверх политических запретов и идеологических барьеров, убедительно демонстрируя, что экспрессионизм – органически свойственный городу и его художникам способ говорить о себе.

«Сама судьба города сделала этих художников экспрессионистами», – утверждает Андреева. И первый большой раздел выставки – «Экспрессионизм в городской жизни» раскрывает кураторскую концепцию. В блокадных мемуарах не раз можно встретить слова об остром переживании истощенным и находящимся на грани смерти человеком красоты города.

Война и блокада, явившие ужас разрушения и пересмотревшие антропологические основы, ставили вопрос уместности искусства, сравнимого с происходящей трагедией, и требовали от него новой выразительности.

Первыми это поняли далекие от советского бравурного соцреализма мастера: Александр Русаков, Владимир Стерлигов и Татьяна Глебова, Георгий Траугот и Вера Янова, чьи идеи впитали принятые в их круг молодые художники.

Обнаженность композиции, максимальное переживание цвета – эти подлинно экспрессионистические черты отличают маленький 10-сантиметровый этюд Александра Арефьева, написанный в 1949 г. 18-летним учеником Средней художественной школы при Академии художеств, вскоре изгнанным оттуда «за формализм».

Те, кто знаком с книгами Екатерины Андреевой – «Все и ничто» и в особенности «Угол несоответствия», посвященной направлениям отечественного нонконформизма, – знают, что автор прослеживает в судьбах и поступках художников индивидуальный героизм и особенно ценит их свободу и навык безоглядного существования.

В экспозиции эта мысль раскрыта чередой монографических залов. Евгений Михнов-Войтенко создает собственный вариант абстрактного экспрессионизма в серии работ конца 1950-х гг.

«Тюбик», выдавливая чистую краску на холст прямо из тюбика и таким способом покрывая весь холст знаками, которые стоит сравнить с расшифрованным в это время сотрудником Кунсткамеры петербургским ученым Юрием Кнорозовым иероглифическим письмом индейцев майя.

Вслед за залом с работами «школы Сидлина», тренировавшего у своих учеников тонкость живописного слуха и чувствительность к темной цветовой гамме, идет зал, посвященный Соломону Россину, который стремится предъявить в живописи всю вселенную в собственном исполнении, для этого переписав по новой Рембрандта с учетом свершений Пикассо.

Вокруг скульптуры Пелагеи Шуриги 1971 г. «Мексика» закомпонованы графические работы из бесконечного проекта Бориса Кошелохова «Два хайвэя», а решительность и строгость написанного в 1962 г.

холста Евсея Моисеенко «С нами Бог» поддерживается камерным пафосом близкой к рэди-мейду скульптуры Константина Симуна «Пьета» в разделе «Мистический экспрессионизм» – наиболее пестром по составу имен и произведений на выставке. Молодые неоэкспрессионисты из группы «Новые художники» во главе с Тимуром Новиковым, чьи работы представлены в финальном разделе, с новой силой бросаются расцвечивать город ударами своих кистей.

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории

Скульптор Дмитрий Каминкер (слева) и коллекционер и издатель Исаак Кушнир около работы Пелагеи Шуриги «Мексика» (1971) /Дмитрий Горячев / ГРМ

Выставка заканчивается работами, созданными на рубеже 1990-х. Потом Ленинград исчезает, так что к нашим дням сменилась вся фактура времени.

Нынешний город приглажен и однообразен по сравнению с тем, что виден на фото Бориса Смелова и Бориса Кудрякова, рисунках Рихарда Васми и Шолома Шварца, картинах Геннадия Устюгова и Владимира Шинкарева.

Подлинному художнику в Петербурге всегда приходится быть «человеком без кожи», экспрессионистом по сути. Реальные и ощущаемые шестым чувством швы городской ткани, которые были следами нанесенных в ХХ в.

ран и шрамов, хранили память недавней истории и образ жизни предыдущего поколения, теперь заглажены косметическими операциями, даже изображенные на работах места требуют припоминания. Эхо экспрессионизма оставляет в наследство идущим следом художникам и зрителям одно, но самое верное правило: все необходимо пережить на собственном опыте, и никак иначе.

Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2020/01/29/821767-chem-neobichna-vistavka

Портфель Юры Капустина, потерянный 77 лет назад, можно увидеть в Купчино

Портфель ленинградского двоечника выставят в музее истории 20.03.2017

«Фонтанка» совместно с книжным клубом «Буквоед» на Балканской площади открыла экспозицию «Портфель Юры Капустина».

Школьный портфель с тетрадями, учебниками, дневником и ручкой был найден в сентябре 2016 года при разборе старого дома на Ораниенбаумской улице.

Для редакции это еще одна попытка найти возможных потомков ленинградского школьника, который в марте 1940 года потерял школьный портфель, а для книжного клуба — показать детям и родителям, как выглядели привычные школьные принадлежности во времена их бабушек и дедушек.

Для ребенка важно вписать себя в «историю рода», и знания о том, какими раньше были учебники, портфели и сама школьная жизнь, — один из способов это сделать, считает детский психолог и писатель Екатерина Мурашова.

О Юре Капустине на сегодняшний день доподлинно известно только то, что в 1940 году он учился в 3-г классе школы №18 Приморского района (в те годы он включал в себя почти весь нынешний Петроградский район). В школу до войны дети шли, как правило, с 8 лет.

Так что возможные годы рождения Юры — 1929 или 1930, менее вероятен 1931 год. Номер 18 раньше носила нынешняя гимназия № 85 в Певческом переулке.

Кроме того, под таким номером значилась неполная средняя школа в Приморском районе, которая находилась на Гатчинской, 35.

В базах эвакуированных в блокаду жителей Ленинграда удалось найти двоих возможных владельцев портфеля 1931 года рождения. Это Капустин Юрий Александрович и Капустин Юрий Федорович.

Однако Юрий Александрович, как сообщили редакции его родственники, никогда не учился в школе на Петроградской стороне, так как семья жила в Центральном районе.

С родственниками Юрия Федоровича связаться не удалось.

В архивном комитете Петербурга «Фонтанке» сообщили, что никаких сведений о Юре Капустине предоставить не могут — по закону о защите персональных данных, такая информация может быть предоставлена только родственникам.

Экспозиция с портфелем Юры Капустина будет доступна для свободного посещения до 15 апреля, после чего, если родственники так и не откликнутся, редакция примет решение, в какой музей определить эти ценные с исторической точки зрения предметы. 

http://www.fontanka.ru/2017/03/17/142/

В «Полутора комнатах» Бродского запускают лекторий

Лекции о литературе можно будет послушать в петербургской квартире, где с 1955 по 1972 год жил поэт Иосиф Бродский. Лекторий «Часть речи» 31 марта запускает Фонд создания музея нобелевского лауреата.

«В рамках лектория в знаменитых «Полутора комнатах» в доме Мурузи выступят известные литературоведы, историки и знатоки Петербурга», – сообщил фонд 16 марта на своей страничке «ВКонтакте».

Первым выступающим станет российский историк и публицист, соредактор журнала «Звезда», друг Бродского Яков Гордин.

«Он расскажет об удивительных параллелях в судьбе и творчестве двух величайших поэтов своего времени – Александра Сергеевича Пушкина и Иосифа Александровича Бродского», – отмечает фонд.

Напомним, бывшую коммунальную квартиру Бродского в доходном доме Мурузи по адресу: Литейный, 24, петербургская общественность пытается превратить в музей с 1990-х. Но инициативе мешает соседка поэта Нина Федорова, не готовая выселяться из жилья, и нерасторопность городских властей.

В 2015 году знаменитые «Полторы комнаты», описанные Бродским в сборнике эссе «Less than one», открылись для публики на один день – к юбилею поэта. С тех пор в квартире периодически проводятся творческие вечера, театральные постановки и чтения стихов.

Лекция 31 марта начнётся в 19.00, узнать подробности можно в Фонде музея Бродского. Перед началом для посетителей проведут экскурсию по комнате и квартире нобелиата.

Елена Кузнецова

http://calendar.fontanka.ru/articles/4927/

Источник: http://mirpeterburga.ru/news/PortfelYUryKapustinapoteryannyy77letnazadmozhnouvidetvKupchino/

Народный музей в Ленинградской области может исчезнуть в канун 75-летия Победы. Новости. Первый канал

В Коккорево под Санкт-Петербургом под угрозой исчезновения оказался уникальный музей, посвященный легендарной Дороге жизни.

Благодаря этому маршруту в Великую Отечественную во время страшной блокады были спасены тысячи людей, а сам город устоял и не сдался.

Чтобы увековечить подвиг тех, кто самоотверженно трудился и воевал, была устроена экспозиция, причем самими участниками тех событий.

Октябрь 41-го, валка деревьев, узкоколейка, сваи в воде. В этом альбоме практически ежедневная летопись Дороги жизни, бережно собранная и сохраненная ее строителями.

Делались, руками создавались ветеранов, на их средства, подчеркиваю! Их документы, их фотографии в единственном экземпляре зачастую, – говорит Сергей Панин, председатель объединенного совета ветеранов «Дороги жизни» и их потомков.

Этот музей народный. Один из малых музеев, что стихийно создавались при школах и предприятиях. В деревне Коккорево располагался штаб Дороги жизни. Деревянное здание на самом берегу Ладоги чудом уцелело в войну. В 60-е местные жители сюда начали приносить самые ценные реликвии. А в 70-е коллекцию украсили карта и панно во всю стену.

– Это созданная в конце 60-х, написанная самим ветеранами, – рассказывает Ольга Сапожникова, член инициативной группы по сохранению народного музея.

– Это «проклятый» 7-9 километр трассы, где постоянно были воронки, трещины. Образовывались пробки, и немцы это видели из Шлиссельбурга и начинался обстрел. Вот Шлиссельбург, вот крепость Орешек, вот Коккорево, – делится Константин Степанов, член инициативной группы по сохранению народного музея.

– Это действительно уникальная вещь. Сделали люди, которые, знаете, они сами прошли, своими ножками вот это и проехали на машинах, – считает Ольга Сапожникова, член инициативной группы по сохранению народного музея.

В перестройку, когда воссоздавали Музей обороны Ленинграда, разоренный по указу Сталина, Коккоревский народный оформили как филиал.

Но в 90-е годы приватизация, путаница с документами, и владельцем стал частный собственник, общество охотников и рыболовов.

Они занимают большую часть здания, а в единственной сохранившейся комнате вещи, пропитанные кровью защитников Ленинграда или поднятые со дна Ладоги: фонарик погибшего офицера или письмо девчонки-подростка, управлявшей целым кораблем на Дороге жизни.

– Я маленькая, мне не достать. И мне поставили два ящика из-под снарядов, чтобы я доставала до штурвала, – вспоминает Ася Бернштейн, ветеран «Дороги жизни». Ася Бернштейн в училище осваивала профессию радиста. Но ее поставили рулевой. Вспоминает, снаряды сыпались как горох.

А еще штормило, ее трехпалубный пароходик кидало, как щепку. От весны до осени ни одной, буквально ни одной остановки для отдыха не сделали: причаливали и сразу назад. В этом огненно-водном кошмаре она выжила.

В Коккорево собраны воспоминания и про это, и про подвиг летчиков, железнодорожников, водителей, грузчиков, строителей.

Потомки тех ветеранов, кто создавал этот музей, просят сохранить его именно в этом историческом здании. Его нынешние владельцы даже готовы к переговорам. Но…

– Ленинградская область не будет принимать никаких мер по выкупу этого здания или какие-то действия, потому что, как я уже говорил, мы считаем, что у нас есть три прекрасных музея, которые полноценно выполняют свою функцию, и у нас нет в планах создания четвертого, – сообщил Владимир Цой, председатель комитета по культуре Ленинградской области.

– Ну, осталось нас сколько? Тех, кто помнит блокаду? Кто? Сколько осталось? Это память ведь наша. Нас не будет, а как они узнают, те, кто потом после нас, так что музей очень нужен, – уверена Ася Бернштейн, ветеран «Дороги жизни».

Энтузиасты народного музея установили более 5000 имен людей, работавших на Дороге жизни. Но список далеко не полный. А сколько погибло эвакуируемых детей, женщин? Все это еще предстоит уточнить, найти.

Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в ноябре

Вряд ли все эти данные вместит один, даже самый современный музей. Коккоревский – любительский, существует на общественных началах. Но без него здание бывшего штаба Дороги жизни превратится обычный дом.

И вот как стало известно, ситуацией заинтересовался Следственный комитет. Его председатель Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку. На место уже выехали следователи и криминалисты, начата работа, по ее результатам будет вынесено решение. 

Источник: https://www.1tv.ru/news/2020-03-15/381983-narodnyy_muzey_v_leningradskoy_oblasti_mozhet_ischeznut_v_kanun_75_letiya_pobedy

Новые поступления. 2013–2018

с 27 Сентября 2019 по 16 Февраля 2020

Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина

Выставка представляет около 150 предметов, поступивших в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга за последние пять лет.

Коллекция ГМИ СПб ежегодно пополняется новыми предметами, связанными с историей, культурой и повседневной жизнью Петербурга и его жителей. Сотрудники музея тщательно отбирают уникальные или типичные для своего времени вещи, а реставраторы помогают вернуть им первоначальный вид.

За 2013–2018 годы в музей поступило более 7,5 тысяч экспонатов. Выставка в Иоанновском равелине представляет наиболее интересные из них, раскрывая многообразие направлений, по которым ведется собирательская работа музея.

Традиционно музей уделяет большое внимание теме Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. На выставке ей посвящен целый раздел. Здесь можно увидеть записи ленинградского школьника Даниила Мухортова, пополнившие Рукописно-документальный фонд музея.

Они начинаются с 22 июня 1941 года и заканчиваются 12 мая 1942 года. В 1942 году Даниил в числе лучших закончил школу № 155 Смольнинского района и поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, а вскоре был призван в армию. 15 августа 1943 года младший сержант Д. И.

Мухортов погиб в Смоленской области.

В Фонд науки и техники поступил полевой телефонный аппарат — один из тех, с помощью которых обеспечивалась связь на фронтах Великой Отечественной войны. Телефонные аппараты данного типа поставлялись в Красную армию из США в рамках программы военной помощи «Ленд-лиз». Известен владелец аппарата — старший политрук стрелкового батальона Ленинградского фронта А. В. Сурнаков.

Жителю блокадного Ленинграда Николаю Михайловичу Машкову принадлежал аккордеон фирмы Settimio Soprani (Фонд музыкальных инструментов). Владелец инструмента был участником художественной самодеятельности завода «Красный выборжец».

Все фонды ГМИ СПб в 2013-2018 годах пополнились новыми экспонатами.

В Книжный фонд поступил сборник нот, принадлежавший Марии Васильевне Унжениной — матери Петра Петровича Вейнера, с именем которого связан целый комплекс хранящихся в ГМИ СПб документов и предметов. П. П.

Вейнер (1879–1931) был искусствоведом, создателем и директором Музея Старого Петербурга, редактором и издателем журнала «Старые годы», членом Кружка любителей изящных изданий.

 В 1931 году по постановлению тройки ПП ОГПУ в ЛВО он был расстрелян. В 1988 году – реабилитирован.

Коллекция Фонда живописи и графики истории города пополнилась картиной «Пристань у Академии художеств зимой» (около 1908, холст, масло) кисти художника Г. О. Калмыкова — пейзажиста, мариниста, учившегося у И. К. Айвазовского. Приобретение этой картины позволило расширить тематические и хронологические рамки коллекции петербургской школы пейзажной живописи конца XIX – начала ХХ века.

К большой удаче можно отнести приобретение «Портрета Ларисы Костиной» (1971) работы Татьяны Николаевны Глебовой, который расширит музейную коллекцию произведений этого замечательного художника (Фонд современной живописи и графики). Лариса Васильевна Костина (1941–1994) была научным сотрудником Русского музея, занималась изучением школы П. Н. Филонова и в 1960–1970-х годах входила в круг В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой.

Интерес представляют столовое полотенце с монограммой цесаревича Александра Николаевича («А» под короной) и столовые салфетки с гербом княжеского рода Долгоруковых (Фонд ткани и знамен).

Эти предметы бережно сохранила  и передала в дар музею живущая ныне в Висбадене (Германия) Клотильда фон Ринтелен, урожденная графиня Меренберг, правнучка императора Александра II и праправнучка А. С.

Пушкина.

На выставке демонстрируется собрание дореволюционных фотографий из архива выдающегося русского мыслителя, публициста и литературного критика Михаила Осиповича Меньшикова (1859–1918), а также комплекс фотографий из архива Ивана Александровича Фомина (1872–1936) – знаменитого архитектора, художника-графика, историка и теоретика архитектуры (Отдел хранения фотоматериалов).

Музею был подарен целый комплекс современных изделий Императорского фарфорового завода: пасхальное яйцо «Петропавловская крепость» (автор Т. Б. Баранова, 2012), чайный сервиз «Русский модерн» (автор формы М. А. Сорокин, автор рисунка О. Г. Вебер, 2016), ваза «Арго» (автор М. А. Сорокин, 2014) и тарелка «Кунсткамера» (автор Н. Е. Троицкая, 2010) и другие (Фонд керамики и стекла).

Коллекция женского костюма (Фонд костюма) пополнилась свадебными платьями и аксессуарами 1948-2008 годов, женскими платьми 1930-х годов и шляпками 1940-1950-х годов.

Музей истории Санкт-Петербурга собирает не только мемориальные вещи, принадлежавшие известным петербуржцам, но и простым горожанам.

Так, в музей поступил комплекс предметов (подарочный поднос, столовые приборы, документы, фотографии) семьи Лемешевых, жившей в Петербурге–Петрограде с 1888 по 1917 год, а после революции в Твери.

Глава семьи Иван Фаддеевич Лемешев был владельцем ресторана «Иматра» и летнего кафе рядом с Исаакиевским собором. Интересен факт, что сын И. Ф. Лемешева Константин стал тренером футбольной команды «Зенит».

Под его руководством «Зенит» выиграл Кубок СССР в матче с ЦДКА (стадион «Динамо», Москва) 27 августа 1944 года. В 2012 году на стадионе «Петровский» в его честь установлена памятная доска. Сын Константина Лемешева – Владимир – также стал футболистом, играл за ленинградское «Динамо», а позднее, после смерти отца, тоже тренировал «Зенит».

Школьный портфель с учебниками, тетрадями, дневником и ручкой для письма, принадлежавшие обычному ленинградскому школьнику Юре Капустину, был найден осенью 2016 года при разборе здания по адресу Ораниенбаумская ул., 9–11. Строители принесли находку в редакцию интернет-агентства «Фонтанка.

ру», откуда она уже была передана в дар музею.  Судя по подписям на тетрадях и дневнике, портфель был потерян в марте 1940 года и пролежал в дымоходе 77 лет.

О владельце портфеля доподлинно известно только то, что звали его Юра Капустин и в 1939/1940 учебном году он учился в 3 «Г» классе школы № 18 Приморского района Ленинграда.

Также на выставке также можно увидеть поступившие в музей предметы мебели (Фонд декоративно-прикладного искусства), печные изразцы (Фонд архитектурных деталей), обширную коллекцию памятных жетонов и монет (Фонд нумизматики), плакаты объединения «Боевой карандаш» (Фонд тиражированной графики).

К выставке выпущен каталог «Новые поступления. 2013–2018».

Видеоролик о выставке

Стоимость билетов: взрослый — 200 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры) — 100 руб. Также выставку можно посетить по комплексному билету на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости

Источник: https://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/50936/

Музей истории ГУЛАГа отказал в проведении выставки, посвященной репрессиям во время блокады Ленинграда

Музей истории ГУЛАГа отказал в проведении фотовыставки «Запрет на образ», один из блоков которой был посвящен истории фотографа-любителя, осужденного за шпионаж за фотографирование улиц блокадного Ленинграда. Об этом на своей странице в фейсбуке рассказал фотограф Максим Шер, планировавший организацию выставки.

Фотограф-любитель Александр Никитин был осужден за шпионаж в 1942 году при фотографировании улиц блокадного Ленинграда. После этого он был отправлен в соликамский лагерь, где и скончался в том же году в возрасте 35 лет.

Шер подробно рассказал, что отправил заявку на проведение фотовыставки в музее в феврале 2017 года.

Спустя четыре месяца, в течение которых от представителей культурного пространства не последовало никакого ответа, фотограф сам дозвонился в Музей истории ГУЛАГа и узнал, что его проект уже давно отвергнут научно-методическим отделом музея. В неофициальном разговоре ему объяснили, что арест и отправка в ГУЛАГ по законам военного времени не относятся к теме музея.

«Короче, «значит, было за что». Репрессии военного времени все заведомо обоснованные, говорить не о чем», — написал Шер по итогам ответа из музея.

После запрета на проведение выставки, посвященной репрессиям во время блокады Ленинграда, Шер обратил внимание, что в стенах Музея истории ГУЛАГа успешно проводился перформанс Росселлы Бискотти «Судебный процесс» о репрессиях против коммунистов в Италии в 1970-е годы.

«Они, значит, больше связаны с темой политико-идеологического террора и репрессий ГУЛАГа, чем репрессии во время блокады Ленинграда?» — задается вопросом Шер.

Заместитель директора по развитию Музея истории ГУЛАГа Анна Стадинчук после публикации Шера в фейсбуке привела официальный комментарий руководства музея.

Помимо извинений за задержку с обработкой заявки она признала, что «тема блокады Ленинграда действительно менее других из советской истории связана с темой политико-идеологического террора и репрессий, которым посвящен Музей истории ГУЛАГа».

«Осажденный город жил по законам военного времени, согласно которым предусматривалось существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, не только запрет на фотографирование улиц в неизвестных целях», — заявила Стадинчук.

Музей истории ГУЛАГа был открыт в 2001 году. В 2015 году выставочное пространство переехало в новое здание по адресу 1-й Самотечный переулок, 9, строение 1. «Афиша Daily» побывала в музее главной советской травмы и рассказала, почему его должен посетить каждый.

Источник: https://daily.afisha.ru/news/9685-muzey-istorii-gulaga-otkazal-v-provedenii-vystavki-posvyaschennoy-repressiyam-vo-vremya-blokady-leningrada/

Музей Людвига в Русском музее

В 1994 г. известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ в.

Этот дар образовал особый раздел постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 г. в залах Мраморного дворца.

Постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» является единственной в России институцией, где можно видеть классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.

Обширная и разнообразная коллекция, сформированная супругами Людвиг, представлена ныне во многих музеях и фондах мира, носящих их имена. Она включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии.

Однако известность Людвигов объясняется, прежде всего, их интересом к собиранию искусства авангарда и продвижению современного искусства. В этом деле супруги, обладавшие редкой прозорливостью, безупречным вкусом, точным чувством исторического контекста и не боявшиеся идти на риск, стали едва ли не первопроходцами.

Людвиги умели оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получал всеобщее признание.

Состав дара был определен самими коллекционерами вместе с представителями Русского музея.

Репрезентативен корпус персоналий, включающий самые значительные фигуры, самые громкие имена, такие как Пабло Пикассо, Йозеф Бойс, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джордж Сигал, Джеймс Розенквист, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Джонатан Борофски, Джефф Кунс, Илья Кабаков и другие.

Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, на лучших образцах знакомя зрителя с поп-артом («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.

) и гиперреализмом («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецким неоэкспрессионизмом («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и неоклассицизмом («Мадонна» Клаудио Браво), концептуальным искусством («Сад» Ильи Кабакова).

Собрание демонстрирует появление в современном искусстве новых видов и жанров, методов и технологий: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Снегурочка» А. Р.

 Пенка — трансформирующаяся мягкая скульптура, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича и «Триптих № 14.

Памяти отца» Владимира Янкилевского — ассамбляжи, объединяющие реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» — found objects) и живопись.

«Музей Людвига в Русском музее» запечатлел основные предпочтения Людвига-коллекционера. Прежде всего, Людвиг начал собирательство с работ Пикассо, и одна из них была подарена им Русскому музею.

Ярче и полнее всего в нынешней экспозиции представлены два мощных «узла» собирательской деятельности Людвига. Во-первых, американский поп-арт, масштаб которого Людвиг понял раньше и лучше других.

С поп-арта, самого радикального в ту пору художественного направления, собственно, и началась его коллекция современного искусства. В 1967 г. он купил «Ландшафт № 2» Тома Вессельмана (1964), а уже в 1969 г. открыл в Кёльне выставку «Искусство 1960-х».

Из предпочтений Людвига вторым по значению является немецкий неоэкспрессионизм, вернувший в 1980-х гг. актуальность живописи, а также остро дискуссионный феномен «немецкого» в немецком искусстве.

О качестве и жизнеспособности подаренной коллекции свидетельствует постоянное участие произведений из «Музея Людвига в Русском музее» в крупных международных проектах. В 2014 г.

Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей.

По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» не есть замкнутое в себе целое, и продолжает пополняться.

Новые работы поступают сегодня в коллекцию двумя основными путями: дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», и приобретения, обеспеченные в основном средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.

За время существования «Музея Людвига в Русском музее» зрители могли познакомиться с несколькими вариантами экспозиции.

Сегодня акцент делается на коллекции как таковой и свободе зрительского восприятия, не скованного кураторскими концепциями. Поэтому в фокусе внимания публики оказываются основные имена и произведения.

В одном из залов развеска будет периодически меняться, что даст возможность последовательно и в разных комбинациях показать весь объем собрания.

Источник: http://www.rusmuseum.ru/about/ludwig/

Ссылка на основную публикацию