В данной публикации рассмотрим очень важный аспект для управленцев — ответственность образовательной организации по месту жительства обучающегося, который нуждается в длительном лечении.
Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому ребенку гарантированы, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, повсеместная доступность и бесплатное получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Узнай стоимость своей работы
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации (Зафиксировано в ст.
5, 41 и 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.
Обратите внимание! Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается (ч. 6 статьи 34 и ч. 4, 8, 9 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ).
Узнай стоимость своей работы
- Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.
- Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства.
- Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.
- Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения ребенка нацелен на его возвращение без потерь к обычной школьной жизни в период выздоровления.
Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.
?
В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т. д.):
- форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
- особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;
- способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице;
- необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
- любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.
Следует учитывать, что в ряде случаев по причине тяжелого заболевания ребенка его родители (законные представители) находятся в особом эмоциональном состоянии, связанном с переживаниями, дополнительными заботами, изменением уклада жизни семьи, необходимостью переезда в медицинский стационар, находящийся вне места жительства ребенка и его семьи, и многими другими изменениями. Внимательное отношение со стороны образовательной организации, поддержка образовательных устремлений больного ребенка, сохранение контактов с участниками образовательного процесса, гибкость в подходах к организации обучения ребенка в период его длительного лечения являются факторами, стабилизирующими и адаптирующими семью больного ребенка к изменившимся обстоятельствам жизни. Роль образовательной организации как социального института в этом значима, а ресурсы системы образования наряду с лечением помогают процессу выздоровления.
Наличие сведений о том, что обучающийся образовательной организации находится на длительном лечении в медицинской организации вне места жительства, обязывает ее руководство осуществлять постоянное взаимодействие с образовательной организацией, которая реализует временное обучение ребенка в период нахождения на длительном лечении (принимать участие в выборе оптимальной образовательной программы с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей, осуществлять мониторинг полученных знаний и текущей успеваемости ребенка, оказывать информационную и методическую помощь педагогам). Это позволит обеспечить преемственность обучения после завершения лечения в медицинской организации вне территории постоянного проживания ребенка. При возвращении ребенка и продолжении лечения по месту жительства обучение ребенка в образовательной организации по месту жительства возобновляется. В этом случае организация обучения ребенка выстраивается с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей. Следует заметить, что образование детей, после длительного лечения, может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
pen
Также Федеральным законом № 273-ФЗ предусматривается, что обучение детей, находящихся на длительном лечении по адаптированной основной общеобразовательной программе может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В силу специфических психолого-педагогических особенностей детей, находящихся на длительном лечении, образовательная программа должна дополняться психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций.
При организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, выборе формы обучения, комплектации группы, времени проведения и длительности занятий, объема педагогической нагрузки педагогам следует учитывать санитарно-эпидемиологические требования медицинской организации.
После выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения. Также наличие права на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний (Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»), либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 15–3/10/2–5810).
Таким образом, организация обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, требует индивидуального подхода в выборе образовательных условий, формы и содержания, а также эффективного междисциплинарного взаимодействия, в результате чего реализуется конституционное право детей на получение образования и социальную адаптацию.
Рекомендуется обратить внимание руководителей образовательных организаций на необходимость наличия в локальных нормативных актах положений об обучении ребенка на дому или в медицинской организации с актуализацией на сайте образовательной организации порядка действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае их длительного лечения и отсутствия в образовательной организации по уважительной причине.
Отсутствие в образовательной организации по месту жительства ребенка информации о порядке действий его родителей (законных представителей) при нахождении обучающегося на длительном лечении ведет к социальной дезадаптации ребенка и его семьи, формированию представлений о том, что длительное лечение прерывает планы личного развития и может привести к потере социального окружения, проявлению тревоги и различных страхов. Именно руководитель образовательной организации при обращении родителей (законных представителей) о нахождении ребенка на длительном лечении, а в ряде случаев в инициативном порядке при отсутствии ребенка в школе по причине болезни обязан объяснить все возможные варианты продолжения получения ребенком образования в образовательной организации с акцентированием внимания на позиции, что школа приложит все усилия для поддержки образовательных и социальных устремлений своего ученика в период длительного лечения.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении
Актуальность использования дистанционных образовательных технологий для детей, которые в силу особенностей своего развития и состояния здоровья не могут посещать школу, нуждаются в обучении на дому, ранее обозначена в Методических рекомендациях Минобрнауки России по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07–832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).
При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.
Хорошо себя зарекомендовали такие способы обучения больного ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях госпитальности общение и взаимодействие со сверстниками:
- включение ребенка из больничной палаты в работу группы детей в школьном секторе детской больницы, в работу своего класса образовательной организации по месту жительства;
- онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.
Необходимо соблюдать этические нормы по отношению к больному ребенку, другим детям в больничной палате и согласовывать такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения больного ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.
При обучении детей, находящихся на длительном лечении, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются важными инструментами в работе педагогов, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой комплексного решения проблем обучения таких детей.
При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.
В данной публикации рассмотрены лишь некоторые рекомендации Минпросвещения РФ и Минздрава РФ. Ознакомиться подробно рекомендация об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации можно в данном письме.
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.11.2019
- Все консультации автора
Источник: https://eduface.ru/consultation/pravo/organizaciya_obucheniya_detej_kotorye_nahodyatsya_na_dlitel_nom_lechenii_i_ne_mogut_po_sostoyaniyu_zdorov_ya_posewat__obrazovate
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по организации обучения детей на длительном лечении
В Московском центре качества образования состоялось Всероссийское совещание, посвященное итогам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА) в 2019 году и подготовке к проведению ГИА в 2020 году.
В мероприятии приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Жанна Садовникова
Она рассказала о работе, проводимой Министерством для решения проблем обучения детей, которые находятся на длительном лечении в медицинских организациях, а также сообщила о разработке ведомством совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» новых методических рекомендаций по организации такого учебного процесса.
«Отсутствие в настоящее время законодательных механизмов регламентации данной образовательной деятельности не может являться основанием для ограничения конституционного права ребенка на получение общего образования вне зависимости от жизненной ситуации, в которой он находится», – подчеркнула она.
- Методические рекомендации включают пункты, касающиеся лицензирования, междисциплинарного взаимодействия в работе с детьми, роли педагогов, организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения, возвращения ребёнка в образовательную организацию, а также предлагают способы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- В рекомендациях также прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.
- По словам Садовниковой, рекомендации помогут «снять ряд проблемных вопросов, станут алгоритмом для выработки региональных моделей организации обучения длительно болеющих детей».
- Методические рекомендации будут размещены на официальном сайте Минпросвещения России.
Минпросвещения назвало среднюю стоимость школьного питания в России
Средняя стоимость питания школьников по стране составляет 113 рублей в день.
Родители учащихся считают, что психолог в школе необходим
Почти 95% из 2,5 тыс. опрошенных родителей считают, что в школе должен быть психолог, сообщает АГН «Москва».
Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/minprosveshhenija-rossii-razrabotalo-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-obuchenija-detej-na-dlitelnom-lechenii/
Опубликованы методические рекомендации Минпроса РФ по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении
По данным Минздрава РФ в медицинских организациях России длительно (более 21дня) находятся на лечении порядка 250 тыс. детей, которые не могут посещать школу. В то же время Федеральным законом об образовании в РФ установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации.
Вместе
с тем, как отметила директор
Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения
РФ Ж.В. Садовникова, в настоящее время
отсутствуют законодательные механизмы регламентации данной образовательной
деятельности.
На официальном сайте Минпросвещения России edu.gov.ru опубликованы разработанные Минпросвещения России совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» Методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (далее – Рекомендации).
В
представленных Рекомендациях даны разъяснения по вопросам лицензирования,
организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения,
возвращения ребёнка в образовательную организацию, предлагаются способы
применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении
государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.
Рекомендации направлены на оказание методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъекта РФ, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.
Согласно Рекомендациям, длительное лечение – это система медицинских мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребёнка, для реализации которой требуется более 21 дня.
Обучение длительно болеющих детей может быть организовано в медицинской организации (госпитальная школа), образовательной организацией, осуществляющей обучение на базе медицинской организации, в том числе санаторной, специализированным структурные подразделением медицинской организации.
- Обратим внимание на ряд положений Рекомендаций, которые следует учитывать в случае возникновения необходимости направления ребёнка на длительное лечение в медицинском учреждении, санаторий или на обучение на дому.
- Основанием для организации обучения в стационаре или на дому являются заключение медицинской организации и письменное заявление родителей.
- Отсутствие ребенка в школе по причине проведения в отношении него медицинской реабилитации или санаторно-курортного лечения является уважительной причиной.
- За ребёнком и его родителями сохраняется право выбора образовательной организации.
Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую организацию, которая организует его обучение во время его нахождения в медицинской организации, и пока ученик не может посещать школу по месту жительства.
Обращено внимание, что школа по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.
Обучение ребенка, находящегося на лечении в медицинском стационаре кратковременно (менее 21 дня) осуществляется образовательной организацией (далее – школа) по месту жительства, обучающимся которой он является.
Построение индивидуального учебного плана (далее – ИУП) для ребенка, находящегося на длительном лечении, осуществляется образовательной организацией при непосредственном участии медицинской организации, медработников и родителей. Форма обучения и ИУП, расписание и режим обучения, особые образовательные потребности, способы и формы информирования согласовываются с родителями.
При формировании ИУП обучающегося следует учитывать, что им в силу определенных периодов болезни может быть пропущено изучение части материала.
Дети, временно отсутствующие в школе по болезни, имеют право на продолжение образования в школе именно по месту жительства, которая является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом возникшей ситуации. Эта школа постоянно взаимодействует с семьёй и организациями, где он временно обучается. В рамках взаимодействия рекомендуется оформлять акт договоренностей.
- Обучение детей после возвращения с длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Обучение по адаптированной образовательной программе может
осуществляться только с согласия родителей. - В школе должны быть локальные акты об обучении детей на дому или в медицинской организации с размещением их на школьном сайте.
Максимальный общий объём недельной образовательной нагрузки
Источник: https://eduinspector.ru/2019/10/21/opublikovany-metodicheskie-rekomendatsii-minprosa-rf-po-organizatsii-obucheniya-detej-nahodyashhihsya-na-dlitelnom-lechenii/
Рекомендации Минобрнауки России
Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г.
№ 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
Организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, (далее – Организация) обладая автономией (самостоятельностью в принятии решений) в осуществлении образовательной деятельности, целесообразно принимать решения по организации образовательного процесса с учетом сложности эпидемиологической ситуации в регионе расположения организации и наличия или отсутствия угрозы заражения обучающихся и с учетом различных ситуаций для отдельных категорий обучающихся (наличие хронических заболеваний, беременность, проживание с членами семьи старшего возраста, посещение стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и иное).
Варианты реализации образовательных программ, изложенные в приказе Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397, позволяют организациям использовать для отдельных групп обучающихся различный набор организационных мероприятий как в совокупности, так и индивидуально в зависимости от ситуации, в частности:
Сценарий 1.
Временный переход на обучение с использованием только дистанционных образовательных технологий должен рассматриваться в условиях сложной эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.
При принятии решения о временном переходе на обязательное обучение всех обучающихся с использованием только дистанционных образовательных технологий рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 1 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий полного перехода на дистанционные образовательные технологии).
Сценарий 2.
Перевод отдельных обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану должен рассматриваться в ситуации некритичной эпидемиологической обстановки в регионе.
При принятии решения о предоставлении возможности обучающимся, добровольно изъявившим желание по персональным причинам осваивать образовательную программу дистанционно, рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 2 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий частичного перехода на дистанционные образовательные технологии).
- Оба сценария ставят целью минимизировать количество личных контактов между людьми в процессе обучения и полностью укладываются в действующее законодательство Российской Федерации, включая вопросы применения дистанционных образовательных технологий, предоставления обучающимся индивидуальных учебных планов, в том числе с переносом части занятий на другой учебный период.
- В обоих сценариях большим подспорьем организациям станут массовые открытые онлайн курсы (далее – МООК), уже разработанные ведущими российскими университетами, а также имеющаяся в организациях электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС), наличие которой предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами.
- Скорость перехода на Сценарий 1 или Сценарий 2 будет зависеть от наличия у образовательной организации опыта использования МООК и ЭИОС в реальной практической деятельности.
- Для организаций, со стороны Минобрнауки России, при поддержке ведущих университетов будет организована информационная поддержка, консультационная линия и обзор типовых решений (как технологических, так и нормативных).
- Материалы, поддерживающие деятельность системы высшего образования в условиях эпидемии, будут аккумулироваться на сайте Минобрнауки России.
- Настоящие рекомендации будут актуализироваться в постоянном режиме.
Источник: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/other/info_koronavirus/recommend/
Сайт МАОУ "Порецкая СОШ"
Проект «УчимЗнаем», стартовавший в 2014 году в Москве на базе Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, продолжается в регионах России.
5 сентября в Санкт-Петербурге, в Ленинградской областной детской клинической больнице, открылся мультимедийный школьный кабинет. Учебное помещение оборудовано в отделении детской травматологии, хирургии и нейрохирургии.
Сенсорная телевизионная панель, компьютеры, планшеты и другая техника поступила в больницу в рамках образовательного проекта «УчимЗнаем — Ленинградская область».
Реализация проекта позволяет обучаться пациентам-школьникам дистанционно и не отставать от одноклассников.
Проводить онлайн-уроки будут учителя реализующего адаптированные образовательные программы школы-интерната «Красные Зори» г. Петергофа. Три преподавателя: русского языка, математики и учитель начальных классов смогут работать непосредственно на месте – в клинической больнице.
В учебном процессе в обязательном порядке учитывается состояние здоровья каждого ребенка. Первыми участниками проекта стали 15 пациентов отделения детской травматологии и ортопедии.
В дальнейшем планируется вовлечь в проект детей, находящихся на длительном лечении и в других отделениях больницы.
Открытие школ и обучающих центров для детей, находящихся на длительном лечении, поддерживается Минобрнауки России.
Во время встречи с учениками школы при Национальном научно-практическом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в Москве в октябре прошлого года Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева высказалась за расширение проекта «УчимЗнаем».
Цель проекта — обучение детей с тяжелыми заболеваниями, которые в течение длительного времени вынуждены находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений.
— В нашей стране появилась возможность объединить прекрасных врачей, учителей и людей неравнодушных. Министерство идею поддерживает, – сказала Министр, подчеркнув, что такие центры должны работать во всех субъектах РФ.
В течение прошлого учебного года Ольга Юрьевна неоднократно посещала Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Министр награждала учащихся, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах и конкурсах, проводила урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры.
— Мы чувствуем поддержку Правительства, Министерства образования и науки, поддержку регионов. Интерес Министра, ее заинтересованность в такой работе вдохновляет и региональные органы власти, — прокомментировал ход реализации проекта «УчимЗнаем» директор московской школы №106, академик РАО Е.А. Ямбург.
- Евгений Александрович подчеркнул, что у детей, находящихся на длительном лечении, есть серьезная мотивация к получению знаний, поэтому «очень важно давать им такую возможность, привлекая специалистов из различных областей».
- В начале стартовавшего нового учебного года сотрудничество с Центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева включил в направления своей деятельности и Фонд новых форм развития образования.
- Теперь дети, находясь на лечении в центре, смогут обучаться по таким направлениям детского технопарка «Кванториум», как «Робоквантум», «IT-квантум» и «VR/AR» (дополненная и виртуальная реальность).
- Первые мастер-классы, организованные Фондом новых форм развития образования, уже прошли в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева 1 сентября: на интерактивной лекции направления «Робоквантум» ребята узнали о применении робототехники в строительстве, промышленности, авиации и других сферах.
- На мастер-классе по направлению «VR/AR» для детей были представлены уникальные технологии «оживления» книг и журналов, Слушатели «IT-квантума» получили первые знания о перспективных разработках в области информационных технологий, о принципах «интернета вещей» и проверили некоторые данные на практике.
- Фонд новых форм развития образования, организующий эти программы, планирует развивать как материально-техническую базу Центра, так и количество реализуемых направлений обучения.
Источник: https://sosh-porezk.ru/index.php/novosti-2017/2980-minobrnauki-rossii-podderzhivaet-sozdanie-shkol-i-tsentrov-dlya-detej-nakhodyashchikhsya-na-dlitelnom-lechenii
Об организации образования учащихся на дому , от 13 июня 2019 года №ТС-1391/07
Министерство просвещения Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями направляет для учета в работе разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.
Дополнительно сообщаем, что аналогичные разъяснения были направлены Рособрнадзором в регионы письмом от 7 августа 2018 г.
N 05-283 для организации работы при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и мониторинга организации образования на дому (приложение 2*, 3*).________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
- Для изучения соблюдения норм законодательства в сфере образования учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому в 2018-2019 учебном году, Министерство просвещения Российской Федерации проводит мониторинг.
- Мониторинг проводится специалистами ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в период с июня по ноябрь 2019 г. в 3 этапа:
- 1 этап: мониторинг организации обучения на дому в субъектах Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 3-х таблиц (приложение 4*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «мониторинг образования на дому» и файл в формате Excel на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 июля 2019 года.________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
- Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
- 2 этап: расширенный мониторинг организации образования на дому в 10 общеобразовательных государственных и /или муниципальных организациях.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 8-ми таблиц (приложение 5*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «расширенный мониторинг образования на дому» и файл в формате WORD на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 августа 2019 года.________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
- Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
- Общеобразовательные организации, участвующие в данном этапе мониторинга, отбираются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования на основании результатов 1 этапа мониторинга как организации, в которых выявлено наибольшее количество нарушений в сфере соблюдения прав обучающихся на дому.
- 3 этап: выездной мониторинг сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в 8 федеральных округов Российской Федерации согласно графику (приложение 6*).________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
В ходе выездного мониторинга будет проведен анализ региональных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов образовательных организаций, принимавших участие во 2 этапе мониторинга, в части организации обучения на дому (приложение 7*).________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Контактное лицо по осуществлению мониторинга — Каковкина Антонина Сергеевна, тел. +7 (916) 529-79-59 с 9.00 до 18.00 по московскому времени; e-mail: kakovkina.antonina@fcprc.ru.
Т.Ю.Синюгина
Приложение 1. Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому
Приложение 1
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) образование обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому.
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Заключение медицинской организации оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (пункт 14 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н).
- Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, закрепленной за территорией, на которой проживает учащийся, нуждающийся в длительном лечении, учащийся, который по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.
- Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы — совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.
- Индивидуальные учебные планы разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования:
- приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Источник: http://docs.cntd.ru/document/560524474
Вопросы и ответы "Обучение детей с ОВЗ"
Обучение детей с ОВЗ по АОП и АООП
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, встречающиеся у учителей, работающих с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе.
-
Место АОП и АООП в сфере общего образования
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.
Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно-правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП).
Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»? При поиске ответа на вопрос определили несколько различных позиций:
-
АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.
-
АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных ступеней общего образования.
-
АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.
-
АООП разрабатывается на каждого ребенка.
-
АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.
-
АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.
-
АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.
-
АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.
-
АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.
-
АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).
-
АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
-
АОП – это рабочая программа учителя.
На наш взгляд, данный спор выглядит глупо, но, тем не менее, он возник.
Почему глупый? Это все равно, что спорить над тем, чем образовательная программа (далее — ОП) отличается от основной общеобразовательной программы (ООП), какое понятие шире, а какое уже и т.п.
А почему возник данный спор, возможно, от того, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 (далее ФЗ №273) не описано так подробно место АОП и АООП, как ОП и ООП.
Сначала нужно разобраться с терминологией. В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.
-
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.).
-
«В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы»1.
Образовательные программы*
- Основные
- образовательные программы
- (по уровням общего образования)
- Дополнительные
- образовательные программы
- (для детей и взрослых)
- — ООП НОО (1-4 кл)
- — общеразвивающие программы
- — ООП ООО (5-9 кл)
- — предпрофессиональные программы
- — ООП СОО (10-11 кл)
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерная учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавит слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).
То есть по сути ОП и АОП, это дно и тоже, также как и ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.
- Разница в том, что:
- — ОП составляется на всю школу, а АОП разрабатывается на основе ОП с учетом всех категорий детей с ОВЗ обучающихся в ОО, с ориентировкой на содержание АООП.
- — ООП составляются на ступени общего образования, а АООП на категорию детей и/или разрабатываются на основе ООП, с учетом специальных требований для обучения лиц с ОВЗ.
Источник: https://infourok.ru/voprosi-i-otveti-obuchenie-detey-s-ovz-1472745.html