Проект по обучению детей на длительном лечении поддержало минобрнауки рф

В данной публикации рассмотрим очень важный аспект для управленцев — ответственность образовательной организации по месту жительства обучающегося, который нуждается в длительном лечении.

Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому ребенку гарантированы, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, повсеместная доступность и бесплатное получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации (Зафиксировано в ст.

5, 41 и 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проект по обучению детей на длительном лечении поддержало Минобрнауки РФ

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.

Обратите внимание! Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается (ч. 6 статьи 34 и ч. 4, 8, 9 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Синхронизировать учебники по всемирной истории и истории рф

Оценим за полчаса!
  • Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.
  • Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства.
  • Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.
  • Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения ребенка нацелен на его возвращение без потерь к обычной школьной жизни в период выздоровления.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.

?

В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т. д.):

  • форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
  • особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;
  • способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице;
  • необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
  • любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.

Следует учитывать, что в ряде случаев по причине тяжелого заболевания ребенка его родители (законные представители) находятся в особом эмоциональном состоянии, связанном с переживаниями, дополнительными заботами, изменением уклада жизни семьи, необходимостью переезда в медицинский стационар, находящийся вне места жительства ребенка и его семьи, и многими другими изменениями. Внимательное отношение со стороны образовательной организации, поддержка образовательных устремлений больного ребенка, сохранение контактов с участниками образовательного процесса, гибкость в подходах к организации обучения ребенка в период его длительного лечения являются факторами, стабилизирующими и адаптирующими семью больного ребенка к изменившимся обстоятельствам жизни. Роль образовательной организации как социального института в этом значима, а ресурсы системы образования наряду с лечением помогают процессу выздоровления.

Наличие сведений о том, что обучающийся образовательной организации находится на длительном лечении в медицинской организации вне места жительства, обязывает ее руководство осуществлять постоянное взаимодействие с образовательной организацией, которая реализует временное обучение ребенка в период нахождения на длительном лечении (принимать участие в выборе оптимальной образовательной программы с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей, осуществлять мониторинг полученных знаний и текущей успеваемости ребенка, оказывать информационную и методическую помощь педагогам). Это позволит обеспечить преемственность обучения после завершения лечения в медицинской организации вне территории постоянного проживания ребенка. При возвращении ребенка и продолжении лечения по месту жительства обучение ребенка в образовательной организации по месту жительства возобновляется. В этом случае организация обучения ребенка выстраивается с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей. Следует заметить, что образование детей, после длительного лечения, может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

pen

Также Федеральным законом № 273-ФЗ предусматривается, что обучение детей, находящихся на длительном лечении по адаптированной основной общеобразовательной программе может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В силу специфических психолого-педагогических особенностей детей, находящихся на длительном лечении, образовательная программа должна дополняться психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций.

При организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, выборе формы обучения, комплектации группы, времени проведения и длительности занятий, объема педагогической нагрузки педагогам следует учитывать санитарно-эпидемиологические требования медицинской организации.

После выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения. Также наличие права на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний (Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»), либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 15–3/10/2–5810).

Таким образом, организация обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, требует индивидуального подхода в выборе образовательных условий, формы и содержания, а также эффективного междисциплинарного взаимодействия, в результате чего реализуется конституционное право детей на получение образования и социальную адаптацию.

Рекомендуется обратить внимание руководителей образовательных организаций на необходимость наличия в локальных нормативных актах положений об обучении ребенка на дому или в медицинской организации с актуализацией на сайте образовательной организации порядка действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае их длительного лечения и отсутствия в образовательной организации по уважительной причине.

Отсутствие в образовательной организации по месту жительства ребенка информации о порядке действий его родителей (законных представителей) при нахождении обучающегося на длительном лечении ведет к социальной дезадаптации ребенка и его семьи, формированию представлений о том, что длительное лечение прерывает планы личного развития и может привести к потере социального окружения, проявлению тревоги и различных страхов. Именно руководитель образовательной организации при обращении родителей (законных представителей) о нахождении ребенка на длительном лечении, а в ряде случаев в инициативном порядке при отсутствии ребенка в школе по причине болезни обязан объяснить все возможные варианты продолжения получения ребенком образования в образовательной организации с акцентированием внимания на позиции, что школа приложит все усилия для поддержки образовательных и социальных устремлений своего ученика в период длительного лечения.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении

Актуальность использования дистанционных образовательных технологий для детей, которые в силу особенностей своего развития и состояния здоровья не могут посещать школу, нуждаются в обучении на дому, ранее обозначена в Методических рекомендациях Минобрнауки России по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07–832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).

При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.

Хорошо себя зарекомендовали такие способы обучения больного ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях госпитальности общение и взаимодействие со сверстниками:

  • включение ребенка из больничной палаты в работу группы детей в школьном секторе детской больницы, в работу своего класса образовательной организации по месту жительства;
  • онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.
Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в ноябре

Необходимо соблюдать этические нормы по отношению к больному ребенку, другим детям в больничной палате и согласовывать такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения больного ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.

При обучении детей, находящихся на длительном лечении, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются важными инструментами в работе педагогов, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой комплексного решения проблем обучения таких детей.

При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.

В данной публикации рассмотрены лишь некоторые рекомендации Минпросвещения РФ и Минздрава РФ. Ознакомиться подробно рекомендация об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации можно в данном письме.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.11.2019
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/pravo/organizaciya_obucheniya_detej_kotorye_nahodyatsya_na_dlitel_nom_lechenii_i_ne_mogut_po_sostoyaniyu_zdorov_ya_posewat__obrazovate

Минпросвещения России разработало методические рекомендации по организации обучения детей на длительном лечении

В Московском центре качества образования состоялось Всероссийское совещание, посвященное итогам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА) в 2019 году и подготовке к проведению ГИА в 2020 году. 

Проект по обучению детей на длительном лечении поддержало Минобрнауки РФ

В мероприятии приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Жанна Садовникова

Она рассказала о работе, проводимой Министерством для решения проблем обучения детей, которые находятся на длительном лечении в медицинских организациях, а также сообщила о разработке ведомством совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» новых методических рекомендаций по организации такого учебного процесса.

«Отсутствие в настоящее время законодательных механизмов регламентации данной образовательной деятельности не может являться основанием для ограничения конституционного права ребенка на получение общего образования вне зависимости от жизненной ситуации, в которой он находится», – подчеркнула она.

  • Методические рекомендации включают пункты, касающиеся лицензирования, междисциплинарного взаимодействия в работе с детьми, роли педагогов, организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения, возвращения ребёнка в образовательную организацию, а также предлагают способы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • В рекомендациях также прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.
  • По словам Садовниковой, рекомендации помогут «снять ряд проблемных вопросов, станут алгоритмом для выработки региональных моделей организации обучения длительно болеющих детей».
  • Методические рекомендации будут размещены на официальном сайте Минпросвещения России.

Минпросвещения назвало среднюю стоимость школьного питания в России

Средняя стоимость питания школьников по стране составляет 113 рублей в день.

Родители учащихся считают, что психолог в школе необходим

Почти 95% из 2,5 тыс. опрошенных родителей считают, что в школе должен быть психолог, сообщает АГН «Москва».

Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/minprosveshhenija-rossii-razrabotalo-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-obuchenija-detej-na-dlitelnom-lechenii/

Опубликованы методические рекомендации Минпроса РФ по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении

По данным Минздрава РФ  в медицинских организациях России  длительно (более 21дня) находятся на лечении порядка 250 тыс. детей, которые не могут посещать школу. В то же время Федеральным законом об образовании в РФ   установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации.

Вместе
с тем, как отметила  директор
Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения
РФ  Ж.В. Садовникова, в настоящее время
отсутствуют законодательные механизмы регламентации данной образовательной
деятельности.

На официальном сайте Минпросвещения России edu.gov.ru    опубликованы разработанные  Минпросвещения России совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» Методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (далее – Рекомендации).

В
представленных Рекомендациях даны разъяснения по вопросам лицензирования,
организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения,
возвращения ребёнка в образовательную организацию, предлагаются способы
применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении
государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.

Рекомендации направлены на оказание методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъекта РФ,  руководителям образовательных и   медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно Рекомендациям, длительное лечение – это система медицинских     мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребёнка, для   реализации которой требуется более 21 дня.

Обучение    длительно болеющих детей может быть организовано в медицинской организации (госпитальная школа),  образовательной организацией, осуществляющей обучение на базе медицинской организации, в том числе санаторной, специализированным структурные подразделением медицинской организации.

  • Обратим  внимание на ряд положений Рекомендаций, которые следует учитывать в случае возникновения необходимости направления  ребёнка на длительное лечение в медицинском учреждении,  санаторий или на обучение на дому.
  • Основанием для организации обучения в  стационаре или на дому являются   заключение медицинской организации и письменное заявление родителей.
  • Отсутствие ребенка в школе по причине проведения в отношении него   медицинской реабилитации или санаторно-курортного лечения является   уважительной причиной.
  • За ребёнком и его родителями сохраняется право выбора образовательной   организации.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую организацию, которая организует его обучение во время его нахождения в медицинской организации, и пока ученик не может посещать школу по месту жительства.

Обращено внимание, что школа по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

Обучение ребенка, находящегося   на лечении в медицинском стационаре    кратковременно (менее 21 дня) осуществляется образовательной организацией  (далее – школа) по месту жительства, обучающимся которой он является.

Построение индивидуального учебного плана (далее – ИУП)  для ребенка, находящегося на длительном лечении,  осуществляется образовательной  организацией при непосредственном участии медицинской организации,   медработников и родителей. Форма обучения и ИУП, расписание и режим   обучения, особые образовательные потребности, способы и формы  информирования согласовываются с родителями.

При формировании ИУП обучающегося следует учитывать, что им в силу   определенных периодов болезни может быть пропущено изучение части  материала.

Дети, временно отсутствующие в школе по болезни, имеют право на  продолжение образования в школе именно по месту жительства, которая  является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом возникшей ситуации. Эта школа постоянно взаимодействует с семьёй и   организациями, где он временно обучается. В рамках взаимодействия   рекомендуется оформлять акт договоренностей.

  1. Обучение детей после возвращения с длительного лечения может     осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных    образовательных технологий.
  2. Обучение по адаптированной образовательной программе может
    осуществляться только с согласия родителей.
  3. В школе должны быть локальные акты об обучении детей на дому или  в медицинской организации с размещением их на школьном сайте.

Максимальный  общий объём недельной образовательной нагрузки

Источник: https://eduinspector.ru/2019/10/21/opublikovany-metodicheskie-rekomendatsii-minprosa-rf-po-organizatsii-obucheniya-detej-nahodyashhihsya-na-dlitelnom-lechenii/

Рекомендации Минобрнауки России

Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г.

№ 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

Организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, (далее – Организация) обладая автономией (самостоятельностью в принятии решений) в осуществлении образовательной деятельности, целесообразно принимать решения по организации образовательного процесса с учетом сложности эпидемиологической ситуации в регионе расположения организации и наличия или отсутствия угрозы заражения обучающихся и с учетом различных ситуаций для отдельных категорий обучающихся (наличие хронических заболеваний, беременность, проживание с членами семьи старшего возраста, посещение стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и иное).

Варианты реализации образовательных программ, изложенные в приказе Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397, позволяют организациям использовать для отдельных групп обучающихся различный набор организационных мероприятий как в совокупности, так и индивидуально в зависимости от ситуации, в частности:

Сценарий 1.

Временный переход на обучение с использованием только дистанционных образовательных технологий должен рассматриваться в условиях сложной эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.

При принятии решения о временном переходе на обязательное обучение всех обучающихся с использованием только дистанционных образовательных технологий рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 1 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий полного перехода на дистанционные образовательные технологии).

Сценарий 2. 

Перевод отдельных обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану должен рассматриваться в ситуации некритичной эпидемиологической обстановки в регионе.

При принятии решения о предоставлении возможности обучающимся, добровольно изъявившим желание по персональным причинам осваивать образовательную программу дистанционно, рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 2 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий частичного перехода на дистанционные образовательные технологии).

  • Оба сценария ставят целью минимизировать количество личных контактов между людьми в процессе обучения и полностью укладываются в действующее законодательство Российской Федерации, включая вопросы применения дистанционных образовательных технологий, предоставления обучающимся индивидуальных учебных планов, в том числе с переносом части занятий на другой учебный период.
  • В обоих сценариях большим подспорьем организациям станут массовые открытые онлайн курсы (далее – МООК), уже разработанные ведущими российскими университетами, а также имеющаяся в организациях электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС), наличие которой предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами.
  • Скорость перехода на Сценарий 1 или Сценарий 2 будет зависеть от наличия у образовательной организации опыта использования МООК и ЭИОС в реальной практической деятельности.
  • Для организаций, со стороны Минобрнауки России, при поддержке ведущих университетов будет организована информационная поддержка, консультационная линия и обзор типовых решений (как технологических, так и нормативных).
  • Материалы, поддерживающие деятельность системы высшего образования в условиях эпидемии, будут аккумулироваться на сайте Минобрнауки России.
  • Настоящие рекомендации будут актуализироваться в постоянном режиме.

Источник: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/other/info_koronavirus/recommend/

Сайт МАОУ "Порецкая СОШ"

Проект «УчимЗнаем», стартовавший в 2014 году в Москве на базе Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, продолжается в регионах России.

5 сентября в Санкт-Петербурге, в Ленинградской областной детской клинической больнице, открылся мультимедийный школьный кабинет. Учебное помещение оборудовано в отделении детской травматологии, хирургии и нейрохирургии.

Сенсорная телевизионная панель, компьютеры, планшеты и другая техника поступила в больницу в рамках образовательного проекта «УчимЗнаем — Ленинградская область».

Реализация проекта позволяет обучаться пациентам-школьникам дистанционно и не отставать от одноклассников.

Проводить онлайн-уроки будут учителя реализующего адаптированные образовательные программы школы-интерната «Красные Зори» г. Петергофа. Три преподавателя: русского языка, математики и учитель начальных классов смогут работать непосредственно на месте – в клинической больнице.

В учебном процессе в обязательном порядке учитывается состояние здоровья каждого ребенка. Первыми участниками проекта стали 15 пациентов отделения детской травматологии и ортопедии.

В дальнейшем планируется вовлечь в проект детей, находящихся на длительном лечении и в других отделениях больницы.

Открытие школ и обучающих центров для детей, находящихся на длительном лечении, поддерживается Минобрнауки России.

Во время встречи с учениками школы при Национальном научно-практическом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в Москве в октябре прошлого года Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева высказалась за расширение проекта «УчимЗнаем».

Цель проекта — обучение детей с тяжелыми заболеваниями, которые в течение длительного времени вынуждены находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений.

— В нашей стране появилась возможность объединить прекрасных врачей, учителей и людей неравнодушных. Министерство идею поддерживает, – сказала Министр, подчеркнув, что такие центры должны работать во всех субъектах РФ.

В течение прошлого учебного года Ольга Юрьевна неоднократно посещала Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Министр награждала учащихся, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах и конкурсах, проводила урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

— Мы чувствуем поддержку Правительства, Министерства образования и науки, поддержку регионов. Интерес Министра, ее заинтересованность в такой работе вдохновляет и региональные органы власти, — прокомментировал ход реализации проекта «УчимЗнаем» директор московской школы №106, академик РАО Е.А. Ямбург. 

  • Евгений Александрович подчеркнул, что у детей, находящихся на длительном лечении, есть серьезная мотивация к получению знаний, поэтому «очень важно давать им такую возможность, привлекая специалистов из различных областей».
  • В начале стартовавшего нового учебного года сотрудничество с Центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева включил в направления своей деятельности и Фонд новых форм развития образования.
  • Теперь дети, находясь на лечении в центре, смогут обучаться по таким направлениям детского технопарка «Кванториум», как «Робоквантум», «IT-квантум» и «VR/AR» (дополненная и виртуальная реальность).
  • Первые мастер-классы, организованные Фондом новых форм развития образования, уже прошли в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева 1 сентября: на интерактивной лекции направления «Робоквантум» ребята узнали о применении робототехники в строительстве, промышленности, авиации и других сферах.
  • На мастер-классе по направлению «VR/AR» для детей были представлены уникальные технологии «оживления» книг и журналов, Слушатели «IT-квантума» получили первые знания о перспективных разработках в области информационных технологий, о принципах «интернета вещей» и проверили некоторые данные на практике.
  • Фонд новых форм развития образования, организующий эти программы, планирует развивать как материально-техническую базу Центра, так и количество реализуемых направлений обучения.
Читайте также:  20 лучших московских школ получат по 30 млн рублей

Источник: https://sosh-porezk.ru/index.php/novosti-2017/2980-minobrnauki-rossii-podderzhivaet-sozdanie-shkol-i-tsentrov-dlya-detej-nakhodyashchikhsya-na-dlitelnom-lechenii

Об организации образования учащихся на дому , от 13 июня 2019 года №ТС-1391/07

Министерство просвещения Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями направляет для учета в работе разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.

Дополнительно сообщаем, что аналогичные разъяснения были направлены Рособрнадзором в регионы письмом от 7 августа 2018 г.

N 05-283 для организации работы при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и мониторинга организации образования на дому (приложение 2*, 3*).________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

  • Для изучения соблюдения норм законодательства в сфере образования учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому в 2018-2019 учебном году, Министерство просвещения Российской Федерации проводит мониторинг.
  • Мониторинг проводится специалистами ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в период с июня по ноябрь 2019 г. в 3 этапа:
  • 1 этап: мониторинг организации обучения на дому в субъектах Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 3-х таблиц (приложение 4*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «мониторинг образования на дому» и файл в формате Excel на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 июля 2019 года.________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

  1. Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
  2. 2 этап: расширенный мониторинг организации образования на дому в 10 общеобразовательных государственных и /или муниципальных организациях.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 8-ми таблиц (приложение 5*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «расширенный мониторинг образования на дому» и файл в формате WORD на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 августа 2019 года.________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

  • Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
  • Общеобразовательные организации, участвующие в данном этапе мониторинга, отбираются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования на основании результатов 1 этапа мониторинга как организации, в которых выявлено наибольшее количество нарушений в сфере соблюдения прав обучающихся на дому.
  • 3 этап: выездной мониторинг сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в 8 федеральных округов Российской Федерации согласно графику (приложение 6*).________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

В ходе выездного мониторинга будет проведен анализ региональных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов образовательных организаций, принимавших участие во 2 этапе мониторинга, в части организации обучения на дому (приложение 7*).________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Контактное лицо по осуществлению мониторинга — Каковкина Антонина Сергеевна, тел. +7 (916) 529-79-59 с 9.00 до 18.00 по московскому времени; e-mail: kakovkina.antonina@fcprc.ru.

Т.Ю.Синюгина

Приложение 1. Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому

Приложение 1

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) образование обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому.

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Заключение медицинской организации оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (пункт 14 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н).

  1. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. Обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, закрепленной за территорией, на которой проживает учащийся, нуждающийся в длительном лечении, учащийся, который по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.
  3. Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  4. Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы — совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.
  5. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования:
  6. приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  7. приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
  8. приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,
  9. приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,

приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Источник: http://docs.cntd.ru/document/560524474

Вопросы и ответы "Обучение детей с ОВЗ"

Обучение детей с ОВЗ по АОП и АООП

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, встречающиеся у учителей, работающих с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе.

  1. Место АОП и АООП в сфере общего образования

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.

Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно-правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП).

Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»? При поиске ответа на вопрос определили несколько различных позиций:

  1. АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

  2. АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных ступеней общего образования.

  3. АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

  4. АООП разрабатывается на каждого ребенка.

  5. АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

  6. АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

  7. АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

  8. АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

  9. АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

  10. АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

  11. АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

  12. АОП – это рабочая программа учителя.

На наш взгляд, данный спор выглядит глупо, но, тем не менее, он возник.

Почему глупый? Это все равно, что спорить над тем, чем образовательная программа (далее — ОП) отличается от основной общеобразовательной программы (ООП), какое понятие шире, а какое уже и т.п.

А почему возник данный спор, возможно, от того, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 (далее ФЗ №273) не описано так подробно место АОП и АООП, как ОП и ООП.

Сначала нужно разобраться с терминологией. В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.

  1. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.).

  2. «В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы»1.

Образовательные программы*

  • Основные
  • образовательные программы
  • (по уровням общего образования)
  • Дополнительные
  • образовательные программы
  • (для детей и взрослых)
  • — ООП НОО (1-4 кл)
  • — общеразвивающие программы
  • — ООП ООО (5-9 кл)
  • — предпрофессиональные программы
  • — ООП СОО (10-11 кл)

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерная учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавит слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).

То есть по сути ОП и АОП, это дно и тоже, также как и ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.

  1. Разница в том, что:
  2. — ОП составляется на всю школу, а АОП разрабатывается на основе ОП с учетом всех категорий детей с ОВЗ обучающихся в ОО, с ориентировкой на содержание АООП.
  3. — ООП составляются на ступени общего образования, а АООП на категорию детей и/или разрабатываются на основе ООП, с учетом специальных требований для обучения лиц с ОВЗ.

Источник: https://infourok.ru/voprosi-i-otveti-obuchenie-detey-s-ovz-1472745.html

Ссылка на основную публикацию