Реформа профессионального образования: что-то будет?

Начиная с 2018 года в России начали проводить ряд реформ, направленных на улучшение сферы образования, и продлится этот процесс до 2020 года. Изменения затронут как дошкольное образование, так и высшее. В Министерстве планируют менять все: и методы обучения, и технологии. Что уже было сделано, а какие реформы еще предстоят?

Изменения в Министерстве науки

В прошлом году в Госдуме было одобрено решение о разделении Министерства науки на 2 ведомства: Минпросвещения, отвечающее за дошкольный и средний уровень, а также Министерство науки и высшего образования. Федеральное агентство научных организаций будет ликвидировано.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Реорганизация полностью закончится в первой половине 2019 года. Кроме того, руководство над российскими школами перейдет в одни руки – региональным органам власти. В 2018 такой подход был успешно применен в 19 регионах РФ, поэтому принято решение утвердить его по всей стране. Подобные изменения должны положительно сказаться на состоянии сферы образования в целом.

Под новым руководством планируется провести ряд реформ. Нацпроект «Образование», который был принят осенью 2018, включает в себя 10 проектов, затрагивающих школы, средние и высшие учебные заведения. Реализовывать его будут на протяжение 5 лет. Главные цели проектов:

  • создать современную образовательную среду, а также развитую инфраструктуру в учебных заведениях;
  • сделать обучение качественным и доступным (в том числе для детей с ограниченными способностями);
  • найти и поощрить талантливых молодых людей;
  • развить эффективные системы дополнительного образования детей;
  • подготовить высококвалифицированных специалистов, обучая их на основании передовых технологий;
  • развить потенциал педагогов.

Реформа профессионального образования: что-то будет?

Президент Путин поставил задачу вывести образование в стране на конкурентоспособный уровень, чтобы Россия входила в 10-ку стран-лидеров по его качеству. Минобрнауки уже подготовило обновленную систему воспитания и обучения.

Были приняты лучшие мировые методики и выпущена подходящая литература для педагогов. Постепенно меняется концепция преподавания различных предметов, а также критерии оценивания.

Что конкретно ждет каждый уровень образования в ближайшие годы?

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 26 июня по 2 июля

Оценим за полчаса!

Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб.

По плану государственного проекта, до окончания 2020 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

Школы

Ближайшие реформы образования, которые теоретически должны произойти в России до 2020 года, включают:

  • Создание единой базы учебной литературы для школ. Все будут обучаться по одним и тем же учебникам, чтобы качество подготовки оставалось приблизительно на одинаковом уровне. Для сравнения: только по русскому языку зарегистрировано 80 учебных пособий.
  • Разработку обновленной учебной программы. В ней могут быть добавлены такие предметы, как астрономия, семьеведение, технология и шахматы. Школьники будут изучать 2 иностранных языка: один – с 1-го класса, и второй – с 5-го.

Реформа профессионального образования: что-то будет?

  • Переход на 12-бальную систему. Начиная с 1937 года и по сей день в русских школах применятся 5-бальная система, поэтому логично, что она уже устарела. Такая система не эффективна, во многих странах от нее давно отказались.
  • Добавление истории в число обязательных предметов, которые сдают на ЕГЭ.
  • Реализацию проекта «Учитель будущего», который предполагает создание новой системы аттестации директоров и учителей. Также у педагогов будет возможность карьерного роста, исходя из достижений в работе. Появятся дополнительные должности – старший и ведущий учитель.

Для родителей планируют открыть сайт, на котором можно получить консультацию по вопросам обучения. Этот проект носит название «Современный родитель».

Помимо этого, правительство намерено выделить средства на улучшение материальных ресурсов. Главными направлениями в этой области являются:

  • ремонт образовательных учреждений, а также дорог, которые к ним ведут;
  • обеспечение дополнительных учебных мест;
  • закупка транспорта для перевозки детей, проживающих далеко от школы;
  • строительство лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», центров по типу «Сириус», а также оздоровительных лагерей.

Интересно: строительство новых школ позволит вскоре отменить многосменное обучение (сейчас уроки проводят в 2 и 3 смены).

Если будет реализован проект «Цифровая школа», то обучение перейдет в цифровой формат. Для этого каждой школе будет обеспечен доступ к интернету. Печатные издания заменят на цифровые, и вся отчетность тоже будет сдаваться в цифровом формате.

Школьники даже смогут просмотреть уроки онлайн, если они отсутствуют по причине болезни.

В более отдаленной перспективе – применение технологии дополненной реальности и внедрение учебно-методических комплексов на базе искусственного интеллекта, который будет подстраиваться под возможности и потребности каждого ребенка.

Реформа профессионального образования: что-то будет?

На такие инновации требуется много времени и средств. Даже покупка электронных устройств для каждого ребенка может стать препятствием для некоторых семей. Так что до полной реализации проекта пройдет еще много лет. Тем не менее, в 2020 в учебный процесс обещают ввести электронные обучающие игры и симуляторы.

Колледжи и техникумы

По мнению экспертов, если вовремя не реформировать систему среднего образования, вскоре возникнет проблема из-за того, что в колледжи и техникумы будет поступать большее количество учеников, чем на них выделяется средств из бюджета.

Людям нужны профессии, которые гарантируют трудоустройство, поэтому около 40-50% школьников собираются уходить после 9-го класса. С такой тенденцией через 2-3 года в СПО учреждениях будет учиться на треть больше студентов.

В то же время никакого увеличения финансирования не предвидится.

Чтобы избежать беды, Минобрнауки предлагает проект по созданию Центров профессиональной мобильности, которые будут работать на базе колледжей и техникумов. В таких заведениях люди смогут получить профессиональную подготовку по определенному профилю, либо повысить квалификацию. По данным статистики, именно кадров среднего звена сейчас и не хватает.

Всего должно быть построено не менее 7 центров, в которых будут обучать 50 самым востребованным профессиям. Причем обучать будут не только выпускников школ, но и взрослых, которые желают получить дополнительную профессию или повысить квалификацию. Для лиц с ограниченными возможностями в течение 2-х лет откроют не меньше 30 центров получения профильного образования.

Реформа профессионального образования: что-то будет?

ВУЗы

В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:

  • внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
  • внедрение передовых технологий;
  • осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
  • устранение дефицита мест в общежитиях;
  • разработка новых инструментов оценки качества обучения.

Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.

Чтобы сохранить специалистов с высшим образованием на своих местах, планируется произвести ряд изменений:

  • открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
  • увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
  • открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.

Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.

Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Источник: https://2020-god.com/reforma-obrazovaniya-v-rossii-do-2020-goda/

В россии будут реформировать систему среднего профобразования

Минобрнауки готовит масштабную реформу техникумов и колледжей. Проект стратегии развития профессионального образования в России сейчас находится в высокой степени готовности, сообщила «Известиям» замминистра образования и науки Ирина Потехина.

В его основе — создание на базе колледжей региональных центров профессиональной мобильности, рассказал «Известиям» источник, знакомый с содержанием документа.

В этих заведениях будут обучать не только вчерашних девятиклассников, но и взрослых людей, которые столкнулись с невостребованностью на рынке труда.

Проект реформы системы среднего профобразования (СПО) создан по итогам мониторинга состояния колледжей в регионах страны. Главная проблема, которая была выявлена, — серьезно устаревшая материальная база, сообщила «Известиям» замминистра образования Ирина Потехина.

— Поменять ее сейчас во всех 3,5 тыс. заведениях СПО не хватит никаких денег — это очень дорогостоящее мероприятие. И не всегда это имеет смысл: если мы сейчас полностью поменяем материальную базу, уже через пять лет многое устареет, — пояснила Ирина Потехина.

Она отметила, что сейчас разрабатывается проект стратегии развития профобразования в России, но не стала раскрывать детали. 

Собеседник «Известий», знакомый с содержанием проекта, сообщил, что он предполагает создание в каждом субъекте центра профессиональной мобильности на базе колледжей и техникумов. Это будут своего рода региональные «опорные пункты».

Такие центры будут ориентированы не только на выпускников школ, но и на непрерывное образование взрослых. Вопрос об источниках финансирования и суммах, которые понадобятся для их создания, сейчас обсуждается.

Предполагается, что участие в материально-техническом обеспечении будут принимать, в том числе работодатели.

По словам замглавы Минобрнауки, спрос на кадры среднего звена постоянно растет, причем в последние годы всё больше со стороны малого и среднего бизнеса.

— И совершенно новая тенденция — стартапы. Особенно востребованы специалисты в сфере IT и медработники. Появляются новые рынки, к примеру, социальных услуг, где требуются сиделки, воспитательницы, гувернантки. Это частный рынок, и там хотят видеть людей со специальным образованием, — рассказала Ирина Потехина.

Недавно эксперты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС подсчитали, что в ближайшие годы учреждения СПО ждет наплыв абитуриентов.

В своем нынешнем виде система к нему просто не готова, заявили они в докладе «Среднее профессиональное образование. Состояние и прогноз развития», подготовленном для правительства (документ есть в распоряжении «Известий»).

При сохранении нынешней тенденции к 2024 году в техникумах и колледжах будет учиться 3,2 млн студентов, что на треть больше, чем сейчас.

При этом финансирование учреждений СПО в последние годы остается практически на прежнем уровне. Согласно данным, размещенным на портале Минобрнауки «Бюджет для граждан», из федеральной казны в 2015 году на них было направлено 10,2 млрд рублей, в 2016-м — 9,9 млрд, а в 2017-м — 9,3 млрд.

Регионы, на которые возложены основные полномочия по финансированию системы, за последние три года несколько увеличили объем выделяемых средств — с 189 млрд рублей в 2015 году до 198 млрд рублей в 2017-м.

По мнению экспертов РАНХиГС, вряд ли в ближайшие годы регионы будут иметь возможность серьезно увеличить финансирование техникумов и колледжей.

— Согласно расчетам ЦЭНО, в России 41% учащихся девятых классов планируют уходить из школы и поступать в техникум или колледж. В сельской местности эта доля доходит до половины, в городах — 36%, — рассказала директор центра Татьяна Клячко.

По ее мнению, если систему оставить в нынешнем виде, качество среднего профобразования будет ухудшаться, студенты станут учиться в две-три смены, а на выходе не будут ничего уметь. И в итоге у колледжей и техникумов останется лишь одна функция — «социального сейфа». То есть они будут занимать молодых людей, пока те не найдут себе применение. 

В Минобрнауки согласны с оценками экспертов о том, что в ближайшие годы востребованность учебных программ СПО будет серьезно расти. Как ответ на этот вызов и разрабатывается сейчас стратегия развития профобразования, сказала Ирина Потехина. 

Сейчас в России подготовку кадров по программам СПО ведут более 3,5 тыс. образовательных организаций, из которых 60% — технического профиля. Оставшиеся 40% поровну делятся между колледжами социальной сферы (здравоохранения, образования и культуры) и сферы услуг.

В 2015 году Минобрнауки запустило этап реформы системы высшего образования, связанный с объединением вузов в многопрофильные «опорные университеты», которые получают расширенную финансовую поддержку. По замыслу разработчиков, это должно решить проблему оттока самых талантливых абитуриентов в Москву и Петербург. На данный момент в России действуют более трех десятков «опорных университетов».

Источник: https://iz.ru/708484/roman-kretcul/v-rossii-budut-reformirovat-sistemu-srednego-profobrazovaniia

Российским колледжам не доверяют ни граждане, ни работодатели

Реформа среднего профессионального образования (СПО) в России пока не достигла поставленных задач. Об этом во вторник заявили эксперты-участники обсуждения системы СПО в рамках V Национального чемпионата WorldSkills в Краснодаре.

К всемирному движению развития рабочих профессий РФ присоединилась в 2012 году, когда президент Владимир Путин заявил о необходимости повышения престижа этих специальностей. Осенью 2016 года правительство утвердило приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», на который из бюджета будет выделено более 24 млрд руб.

Впрочем, работодатели все еще не удовлетворены уровнем подготовки выпускников СПО, а общество все еще считает рабочие профессии недостаточно престижными.

Международное движение WorldSkills создано в 1953 году для повышения престижа рабочих специальностей через проведение международных профессиональных соревнований среди студентов колледжей и техникумов. В ассоциацию входят 76 стран.

Россия присоединилась к организации в 2012 году с одобрения наблюдательного совета набсовета Агентства стратегических инициатив под председательством главы правительства Владимира Путина.

За несколько дней до выборов президента, в феврале 2012 года господин Путин на встрече с представителями ОНФ заявил о необходимости поднять престиж рабочих профессий и намерении «восстановить рабочую аристократию».

О реформировании системы СПО в России в Минобрнауки заявили в 2014 году. Для этого Минобрнауки был разработан приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», рассчитанный до 2020 года. Куратором проекта стала вице-премьер Ольга Голодец.

Паспорт программы, предполагающий выделение финансирования из федерального бюджета в размере более 24 млрд руб., утвержден правительством в ноябре 2016 года. В целях проекта — обеспечение к 2020 году численности выпускников СПО до 50 тыс.

человек, «продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Россия».

По данным Минобрнауки, в 2016 году около 42% от числа всех учащихся девятых классов в России пошли в колледжи и техникумы, а не в десятый класс. В некоторых регионах, например в Краснодарском крае, такой выбор сделали почти 60% учащихся.

Читайте также:  5 сфер работы для выпускника филфака

Несмотря на это, «сегодня мнение о том, что диплом о высшем образовании позволяет решить все проблемы в жизни, все еще устойчиво», сообщил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев на пленарном заседании V Национального чемпионата WorldSkills в Краснодаре во вторник. «Мы должны развернуть эту психологию.

Молодежь должна снова поверить в то, что быть поваром, механизатор, водитель трактора и комбайна — это престижно и позволяет комфортно жить»,— обратился к присутствующим на заседании вице-премьеру Ольге Голодец и замминистра образования и науки Людмиле Огородовой господин Кондратьев.

О «недостаточной привлекательности профессий рабочих» для населения говорится и в выпущенном в марте 2016 года докладе аналитического центра при правительстве РФ, посвященном реформе СПО.

Обратить внимание на то, что претензии к системе СПО есть и у работодателей чиновников призвала исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Юлия Чечет.

«Бизнес жалуется на низкое качество и закрытость системы образования, профессиональные стандарты не поспевают за обновлениями, также мешают развитию консерватизм работников и дефицит ценности роста в российской культуре».

По ее словам, крупные компании заявляют о том, что сейчас в России экономическая эффективность приносится в жертву социальной стабильности, а компании несут бремя социальной ответственности, поддерживая скрытую безработицу.

Вице-премьер Ольга Голодец с упреком в консерватизме не согласилась: «Мнение о том, что наше население консервативно и не готово к изменениям, не соответствует действительности».

По ее мнению, сейчас в России существует «серьезный запрос на изменения и преобразования» со стороны общества. «У России есть уникальный шанс, и он заключается в особенности нашего населения, которое очень креативно.

Многие говорят, что умеют трудиться и готовы на работу ходить каждый день, но такого придумать, как могут придумать русские, не могут»,— добавила чиновник.

Замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова уверена, что поставленная задача о повышении престижности рабочих профессии в целом выполняется.

«За последние годы мы видим рост баллов абитуриентов в СПО, но главное растет конкурс: есть специальности в информатике и робототехнике, где конкурс оставляет десять человек на место, конечно, это свидетельствует о престижности этих профессий»,— сказала госпожа Огородова “Ъ”.

В своем выступлении Юлия Чечет отметила, что сейчас «мы стоим перед непростым выбором, куда пойдет Россия: будет поддерживать социальную стабильность и низкий уровень безработицы, но, к сожалению, ценой снижения конкурентоспособности, или стимулировать рост и движение к экономике знаний, но ценой массового высвобождения персонала и необходимости переквалификации».

Анна Макеева, Краснодар

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3298399

Образовательные реформы, которые нужны: как часто и о чем

Международные исследования и новые тенденции в области образования вызывают вопросы о необходимости проведения реформ в этой сфере. Что сегодня может быть в фокусе образовательных преобразований корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказал старший специалист по вопросам политики в Европейском фонде образования (Италия) Михайло Милованович.

— Как быстро меняется и развивается система образования?

— Чтобы увидеть результаты реформ в сфере образования, понадобится время. Иногда для этого необходимо, чтобы целое поколение школьников или студентов закончили обучение.

Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, учеба длится долго, а результаты фиксируются раз в несколько лет.

Кроме того, время требуется и сотрудникам системы образования, и учреждениям, чтобы приспособиться к изменениям.

В то же время, во многих странах внедрять изменения нужно как можно быстрее в силу политических, социальных и экономических факторов.

Нередко это приходится делать, когда еще непонятны результаты прошедших реформ. Но в этом случае, если поторопиться и не отследить должным образом ход развития, могут возникнуть противоречия.

А люди, которые работают в сфере образования, могут просто устать от частых изменений.

— В таком случае, как часто нужны реформы?

— Я думаю, что определить идеальную частоту проведения преобразований невозможно.

Кроме того, не нужно разрабатывать оптимальный интервал проведения реформ, важнее обеспечить системе образования условия для адаптации к переменам: мотивировать к росту участников системы образования и дать им определенную долю самостоятельности. Это необходимо, чтобы достигнуть согласия между руководством страны, педагогами и обучающимися по вопросам о целях, причинах и способах осуществления реформ.

— Какие тренды современного образования вы могли бы отметить?

— Как сделать так, чтобы дети не только получали знания, но и понимали, как использовать их в будущем? Сегодня это один из центральных вопросов в образовании. Просто дать знания школьникам и студентам уже недостаточно. Их нужно научить применять эти знания, чтобы они могли найти свое место в сложном и быстро меняющемся мире.

В то же время, ключевую роль в достижении этих целей играют учителя и школьное руководство. Для многих стран в приоритете обеспечить учителям больше самостоятельности и поддержки со стороны профессионального сообщества, предоставить возможности для профессионального развития, повысить вознаграждение, а также привлечь лучших студентов в учительскую профессию.

Еще одна тенденция – решение с помощью образования социально-экономических проблем общего характера.

Например, проблемы с трудоустройством выпускников, ограниченные возможности для получения образования, вопросы повышения квалификации действующих специалистов.

Все чаще в качестве решения этих проблем предлагают профессионально-техническое образование и обучение дополнительным навыкам и специальностям.

В настоящее время многие страны проводят реформы по внедрению в систему образования регулярных курсов повышения квалификации, чтобы учиться можно было непрерывно на протяжении всей жизни. Причем в центре таких реформ находятся программы профессионально-технического образования, которые пойдут на пользу, как молодежи, так и взрослым.

— Кто, по вашему мнению, задает эти тенденции?

— На самом деле, какого-то одного источника нет. Они возникли в результате международного профессионального сотрудничества преподавателей, профессоров, практиков и исследователей по вопросам о том, как нужно реагировать на происходящие в мире перемены. Также тенденции могут быть результатом аналитической работы на основе данных, полученных в ходе международных исследований.

— От чего зависит успех образовательной политики в стране?

— Успех реформирования системы образования в каждой стране зависит от множества факторов. По своему опыту могу выделить три из них, которые мне представляются наиболее значимыми. Во-первых, наличие консенсуса. Необходимо, чтобы в реформировании активное участие принимали те, кто разрабатывает политику образования, сотрудники сферы, учащиеся и их семьи.

Во-вторых, очень важно создать для педагогов мотивацию и благоприятные условия для максимально эффективной работы.

Наконец, большую роль в оценке успеха играют данные: их наличие и использование. Как отмечают эксперты, результаты, полученные в ходе исследований в области образования, могут быть неприятными, но они необходимы, чтобы принять важные государственные решения и составить рекомендации для улучшения показателей.

— Российская система образования, по различным международным оценкам, имеет хороший потенциал для развития. На что имеет смысл обратить внимание уже сегодня?

— У России огромный потенциал для совершенствования системы развития педагогов, что особенно актуально для профессионально-технического образования. Нужно совершенствовать систему признания, мотивировать и поощрять качественный труд, давать возможности бесплатно повышать квалификацию.

Было бы неплохо больше доверять педагогам в разработке и реализации школьных программ, предоставить им возможность активно взаимодействовать друг с другом в рамках совместных проектов, а для этого скорректировать их нагрузки.

Наконец, я бы предложил повысить роль преподавателей в разработке и реализации политики в области образования, которая, как мне кажется, пока преимущественно принадлежит руководству.

Интервью подготовлено в рамках проведения семнадцатой ежегодной конференции Тенденции развития образования: «Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы», которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН, «Шанинка») 13-15 февраля.

Источник: https://sn.ria.ru/20200210/1564277845.html

Реформа образования: что будет?

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступит в силу с сентября 2013 года. Он пришел на смену закону 1992 года, который многие эксперты оценивали как один из наиболее прогрессивных законодательных актов, принятых в девяностые. Новый же документ касается всех уровней образования: от дошкольного до высшего и дополнительного. О том, какие изменения он принесет, нашим читателям рассказала начальник областного управления образования Наталья Георгиевна Астафьева.

— Наталья Георгиевна, есть ли преемственность между действующим Законом РФ «Об образовании» и новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Не ухудшится ли в результате положение всех участников образовательного процесса?
   — Обсуждение проекта закона велось с 2009 года.

За это время  было рассмотрено 3 версии проекта закона. Очень активное участие в обсуждении приняло не только профессиональное сообщество, но и общественность. По некоторым оценкам, за период обсуждения проекта закона было получено свыше 3 млн. поправок.

Даже на этапе обсуждения проекта закона в Государственной Думе было рассмотрено почти 2 тысячи поправок. Тамбовская область тоже принимала активное участие в процессе обсуждения проекта закона, нами также было инициировано внесение ряда поправок, которые нашли отражение в принятом законе.

Фактически это первый закон в стране, который прошел от начала до конца всю процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное отражение.

— В чем новизна федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
  — Отличие нового закона от действующего заключается в том, что он не просто описывает систему образования.

Он устанавливает правила и нормы, по которым каждый может двигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими потребностями, возможностями, предпочтениями. При этом сохраняются государственные гарантии получения бесплатного дошкольного и общего образования, а также на конкурсной основе высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование теперь также является общедоступным и бесплатным без всякого конкурса.
   Согласно новому закону расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане могут получить бесплатное общее и дошкольное образование.

Частные образовательные организации будут также финансироваться по нормативу из бюджета, а значит, бремя затрат родителей будет существенно сокращено; предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребенку доступа к дошкольному образованию: как в форме семейного образования, так и в образовательных учреждениях — не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей. Обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов как в самой школе, так и вне ее — в рамках использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. То есть теперь у школьников и их родителей появится возможность не только выбирать школу, но и предметы в разных школах. На практике это может выглядеть следующим образом: ученик школы N физику осваивает в школе № 5, а иностранный язык — в языковом центре при вузе. При этом школа обязана учесть результаты обучения по физике и иностранному языку.
  Законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации — среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих (сейчас — это образовательные программы начального профессионального образования).  
Кроме того, закрепляются особенности получения образования для граждан, проявивших выдающиеся способности,  граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также получения образования в сфере искусства и культуры, медицины и фармацевтики, обороны и безопасности государства.

   Расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность (в их число включаются коммерческие организации с правом реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения).

— Один из наиболее важных вопросов, который волнует родителей: сохранится ли бесплатное общее образование?
— Однозначно.

Норма в том, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение доступного и бесплатного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами очень четко прописана и в новом законе.

Более того, теперь закон четко устанавливает, что платные услуги не могут быть оказаны взамен услуг, гарантированных стандартом.

— Будет ли обязательным и платным дошкольное образование?
— Нет, не будет. Однако новый закон существенно изменил правовые нормы в сфере дошкольного образования. Во-первых, признав дошкольное образование самостоятельным уровнем общего образования. Во-вторых, закрепив, что дошкольное образование может быть получено в семье.

При этом будет активно развиваться сеть разного рода центров, оказывающих помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста дома. Речь идет о психолого-педагогической, консультационной, коррекционной помощи. У нас в области уже не первый год работают такие консультпункты для родителей.

В-третьих, разделив дошкольное образование на две самостоятельные услуги: услугу по реализации образовательных программ (т.е. по обучению и воспитанию) и услугу по присмотру и уходу, включая питание. Услуги по реализации образовательных программ должны быть оказаны бесплатно, а вот за услуги по присмотру и уходу учредитель вправе устанавливать родительскую плату.

При этом в целях материальной поддержки родителей им, как и прежде, будет выплачиваться компенсация части родительской платы.

— Правда, что не будет льгот для поступления в вуз?
— Главная цель закона — обеспечить всем равный доступ  к высшему профессиональному образованию на конкурсной основе. Поэтому в законе система льгот и преимуществ при поступлении несколько изменена.

Право на поступление без экзаменов сохранено для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также чемпионов и призеров Олимпийский игр, Паралимпийских игр по направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

В отношении таких категорий, как дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, право на поступление вне конкурса заменено на другие формы государственной поддержки:

— прием в пределах установленной квоты при условиях успешного прохождения вступительных испытаний;
— обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;

— преимущественное право приема при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.  На наш взгляд, это поможет не только обеспечить доступ к высшему образованию наиболее подготовленным, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных программ.

— В связи с  принятием нового закона «Об  образовании» будут ли какие-либо изменения в региональном законодательстве?
— Обязательно. Мы сейчас осмысливаем новый федеральный закон, изучаем законотворческий опыт других субъектов.

В самом ближайшем будущем нам предстоит подготовить новый закон области об образовании и уже летом этого года вынести его на общественное обсуждение.

Ключевой идеей этого закона, по нашему мнению, должно стать создание правовых условий, гарантирующих каждой семье  и каждому ребенку качественное образование в соответствии с их образовательными запросами, а также в приемлемой для них форме.

Цитата

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов:

«Часто граница между платным и бесплатным в образовании не очень прозрачна, и родители не знают, что государство им гарантирует. Объемы бесплатных благ нечетко зафиксированы. И в этом одна из проблем. В новом законе «Об образовании» эти границы четко определены федеральным стандартом.».
 КОММЕНТАРИЙ:

Геннадий Рувимович ЛЮБИЧ, директор МАОУ  Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина:

«Конечно, новый закон был необходим. Но есть моменты, которые даже людям, имеющим отношение к сфере образования, не совсем ясны. Необходимы пояснения.

И мы ждем комментариев по ряду пунктов, в частности о разграничении ответственности между учредителем,  администрацией образовательной организации и органами управления образования.
По новому закону образовательным организациям дается больше свободы, но, соответственно, возрастает ответственность.

  Но сразу бы хотелось успокоить родителей и учеников: количество бесплатных часов, предусмотренное стандартами, не уменьшается. А все, что сверху, может быть оформлено как дополнительное образование.

Читайте также:  Ученые расскажут о применении больших данных

Еще отмечу один момент: в новом законе нет таких понятий, как лицей и гимназия. Теперь  будет лишь понятие «образовательная организация».  Но я надеюсь, что городская администрация пойдет нам навстречу и позволит оставить в названии слово «лицей». Ведь новому закону не противоречит, если учреждение будет называться, например,  Образовательная организация «Лицей №14 имени А.М. Кузьмина». 

Источник: https://top68.ru/society/reforma-obrazovaniya-chto-budet-17840

Снова грядет реформа высшего образования

Упомянул Владимир Путин в своем выступлении и высшее образование, заявив, что нужно дать возможность студентам после второго курса менять направление подготовки. Чего ждать от большой перестройки высшего образования, выяснял «МН».

ОТ «4+2» К «2+2+2»

Десять лет назад — в сентябре 2011 года — Россия окончательно отказалась от советской пятилетней подготовки специалистов и официально перешла на Болонскую систему высшего образования с бакалавриатом и магистратурой — четырехлетней и шестилетней программами подготовки.

Повышение академической мобильности стало одним из главных преимуществ двухуровневой системы и позволило студентам после четырех лет учебы либо дальше более углубленно изучать выбранные предметы, либо начать изучать что-то новое в следующие два года даже в другом вузе, либо сразу начать работать, получив диплом бакалавра.

Многие поначалу считали бакалавриат не совсем полноценным высшим образованием, но со временем Болонскую систему приняли и студенты, и работодатели. Оказалось, что для практического применения знаний компетенции бакалавра (не для всех, конечно, специальностей, но для многих) вполне достаточно. Тем более что количество бюджетных мест в магистратуре весьма ограничено. И вот только все приспособились к двухступенчатой системе «4+2», как ее предлагают поменять на систему «2+2+2». В профильном комитете Совета Федерации приступили к обсуждению этой идеи и обещают, что уже в следующем году новую модель введут в пилотных регионах, а в 2022 году — по всей стране.
Как водится, ряд экспертов сразу вспомнил, что трехуровневая система обучения используется в некоторых университетах Европы, Гонконга, Японии и особенно распространена в США. Она позволяет студентам дважды (после второго курса и после бакалавриата) определиться со специализацией, что повышает осознанность и мотивацию к обучению и, как следствие, качество профессиональной подготовки.

МИР МЕНЯЕТСЯ, И ВУЗЫ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ

В России у выпускников, до конца не определившихся с профессией, сейчас два варианта: поступить «куда-нибудь» и начать работать «хоть кем-нибудь». У парней есть еще третий вариант — пойти в армию, «а там видно будет».

В такой ситуации молодые люди часто становятся заложниками выбора, который они делают в 17-18 лет неосознанно или под давлением родителей, или следуя веяниям моды, а когда понимают, что пошли не туда, перевод на другую специальность превращается в настоящий квест: перевестись на смежную специальность удается не всем, приходится уходить из вуза, чтобы потом снова пытаться в него поступить.

Впрочем, отдельные российские вузы, уловив мировой тренд на скорость происходящих в мире изменений, начали составлять гибкие программы и постепенно внедрять у себя систему «2+2+2».

Так, перевестись на новое направление подготовки можно в Уральском федеральном университете.

Там ежегодно такую возможность используют более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение после второго курса.

С 2017 года и в Дальневосточном федеральном университете учащиеся могут, продолжая обучаться по своей основной образовательной программе, сверх нее получать дополнительные модули других смежных профессий.

В Санкт-Петербургском политехническом университете последние шесть лет обучение также строится по принципу «2+2+2». Уже после третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки и могут выстраивать траекторию своего обучения на следующие два года.

По сути, пока еще мало используемая трехуровневая система обучения в вузах будет строиться так: первые два года студенты будут знакомиться с фундаментальными науками по широкому спектру направлений — от естественно-научного до гуманитарного, вести практическую и творческую работу, чтобы понять, что у них получается лучше, и после второго курса смогут сделать осознанный выбор и определиться, в каком именно направлении хотят двигаться оставшиеся два года. Дальше получают диплом бакалавра, а в магистратуру, как и сейчас, либо идут, либо нет.

Чтобы новая система заработала, потребуются не только дополнительные подзаконные акты, но и изменения образовательного госстандарта. Кроме того, самим вузам придется «упаковывать» в нынешние единицы времени новые материалы, составлять новые образовательные программы и уже в рамках бакалавриата менять направления подготовки.

— Поначалу, скорее всего, будут формироваться единые крупные кластеры определенных направлений подготовки, — рассказала «МН» директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. — К примеру, кластер для филологов, лингвистов, психологов и кластер для инженеров, нанотехнологов, металловедов.

После второго курса переток внутри кластеров будет возможен, но, чтобы, грубо говоря, переквалифицироваться из лириков в физики или наоборот, придется, видимо, досдавать необходимые экзамены, которые студент не сдавал на ЕГЭ.

Но если студент изначально думал стать экономистом, а во время учебы понял, что не тянет сложную математику, он может перевестись на менее сложную специальность и попробовать найти себя в другой смежной, но не такой сложной профессии.

Впрочем, сейчас мы можем только гадать, как все будет, но я бы крайне аккуратно опиралась на опыт других стран. Везде есть свои нюансы. В США все высшее образование платное, у нас нет.

В Швеции все высшее образование оплачивается за счет бюджета, но там студенты должны сами оплачивать жилье. В одних странах есть ЕГЭ, как у нас, в других — нет. Я считаю введение гибкой системы «2+2+2» во многом рациональным.

В мире, который быстро меняется, система образования тоже должна быстро реагировать на изменения.

Главное сейчас — в спешке не нагородить огород, не превратить хорошую идею в кампанейщину и просчитать все последствия и риски. Надо сделать переход к новой модели максимально безболезненным и для преподавателей, и для студентов.

Елена Хакимова.

ADOBE STOCK.

Источник: https://news.rambler.ru/education/43637149-snova-gryadet-reforma-vysshego-obrazovaniya/

Минобрнауки затеяло масштабную реформу среднего профобразования

Министерство образования и науки РФ готовит масштабную реформу техникумов и колледжей. По словам заместителя главы ведомства Ирины Потехиной, проект стратегии развития профессионального образования в России сейчас находится в высокой степени готовности, пишет газета «Известия».

Предполагается, что на базе колледжей будут созданы региональные центры профессиональной мобильности, сообщает издание со ссылкой на источник.

В этих образовательных учреждениях предполагается обучать не только вчерашних школьников, но и взрослых людей, которые испытывают трудности с поиском работы по имеющейся специальности.

Мониторинг состояния колледжей в регионах выявил значительные проблемы в сфере среднего профессионального образования (СПО), обусловленные устаревшей материальной базой, пояснила Потехина.

«Поменять ее сейчас во всех 3,5 тыс. заведениях СПО не хватит никаких денег – это очень дорогостоящее мероприятие.

И не всегда это имеет смысл: если мы сейчас полностью поменяем материальную базу, уже через пять лет многое устареет», – рассказала она.

По словам источника газеты, проект предполагает создание в каждом субъекте центра профессиональной мобильности на базе колледжей и техникумов, а финансовое участие в модернизации материально-технической базы будут принимать, в том числе работодатели.

Ирина Потехина также напомнила, что спрос на кадры среднего звена постоянно растет, причем в последние годы всё больше со стороны малого и среднего бизнеса. «Особенно востребованы специалисты в сфере IT и медработники. Появляются новые рынки, к примеру, социальных услуг, где требуются сиделки, воспитательницы, гувернантки.

Это частный рынок, и там хотят видеть людей со специальным образованием», – рассказала замминистра.

По оценкам экспертов Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, в ближайшие годы учреждения СПО ждет наплыв абитуриентов, но в нынешнем виде система к нему не готова. Они считают, что при сегодняшней тенденции к 2024 году в техникумах и колледжах будет учиться 3,2 млн студентов, что на треть больше, чем сейчас.

Проблемой остается уровень финансирования учреждений СПО, который остается практически неизменным на протяжении последних лет. А по оценкам РАНХиГС, в ближайшие годы регионы вряд ли будут иметь возможность серьезно увеличить финансирование техникумов и колледжей.

Как рассказала директор ЦЭНО Татьяна Клячко, если систему оставить в нынешнем виде, качество среднего профобразования будет ухудшаться, студенты придется учиться в две-три смены, а на выходе они не будут ничего уметь. В Минобрнауки согласны с оценками экспертов.

Москва, Иван Гридин

Москва. Другие новости 14.02.18

КПРФ внесла в думу закон о национализации, не дожидаясь выборов: олигархам хотят возместить убытки из бюджета. / Снабженцев ФСИН заподозрили в афере на 140 млн рублей. / Прокуратура разберется, зачем администрации Невьянска автомобиль за 1,5 миллиона рублей. Читать дальше

© 2018, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Источник: https://newdaynews.ru/economy/628068.html

Процесс реформирования профессионального образования в современных условиях

В результате реформ за последние пятнадцать лет образовательные учреждения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям пользователей их образовательными услугами. Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. 

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды образовательных учреждений – колледжи, где ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

Развитие вариативности образовательных учреждений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Техникумы, колледжи, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило выбор обучающимся уровня и вида образования, с другой – в условиях ограниченности бюджетных средств — позволило привлечь в образовательные учреждения дополнительные финансы для их развития.

Помимо личных средств обучающихся в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

В результате перестройки деятельности профессионального образования наметилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям.

Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные.

В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы.

Это позволило начать системно решать задачи преемственных образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы.

Особое значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующие образование лицам и др.) требуется разумное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, образовательными учреждениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, региональные советы директоров средних специальных образовательных учреждений Ассоциация «Роспрофтехобразование», и др.

Тем не менее, действующая система профессионального образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной экономической жизни.

Приходится констатировать, что в условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В создавшихся условиях, как показал проведенный анализ деятельности образовательных учреждений СПО, основными проблемами становятся следующие.

  1. Обеспечение доступности бесплатного среднего профессионального образования в условиях складывающейся демографической ситуации.

Этот вопрос особенно актуален, так как в силу демографических факторов к 2016 г. количество учащихся сократится на 48%. Таким образом, к этому времени будет востребовано всего только 30-40% существующих учреждений СПО при современной модели их функционирования.

В то же время механическое сокращение количества учреждений среднего профессионального образования, учитывая масштабы российских территорий, сразу приведет к транспортной недоступности профессионального образования для значительной части молодежи, особенно с учетом той важной социальной роли, которую играют учреждения СПО в жизни молодых людей, относящихся к группам риска.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что вслед за демографическим спадом последует, спустя несколько лет, демографический подъем, и потери в сети СПО могут оказаться невосполнимыми в дальнейшем.

  1. Усиление соответствия системы обучения в учреждениях среднего профессионального образования текущим и перспективным потребностям региональных рынков труда посредством рационального планирования и интенсивного взаимодействия с социальными партнерами.

В последнее время учреждения среднего профессионального образования смогли усилить взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, поэтому уровень занятости среди выпускников учреждений СПО относительно высок.

Вместе с тем, передача учреждений среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации сразу поставит перед администрациями регионов вопрос – а насколько полно система среднего профессионального образования соответствует потребностям экономики региона? От этого напрямую будет зависеть отношение к ней со стороны органов управления регионами и, в частности, ее финансирования, материально-техническое обеспечение и т.д. Это потребует, в том числе, создания или корректировки региональных компонентов стандартов среднего профессионального образования с учетом географической, климатической, национальной, экономической и другой специфики регионов.

Развивающаяся экономика России создала большое количество вакансий рабочих мест именно на уровне квалифицированных рабочих, т.е. на уровне выпускников учреждений среднего профессионального образования.

В то же время большинство работодателей стали предъявлять повышенные требования к уровню квалификации рабочих – как правило, не ниже 4-5 квалификационных разрядов.

Складывается квалификационный разрыв между возможностями образовательных программ среднего профессионального образования и требованиями работодателей, что вызывает необходимость поиска путей его преодоления.

В то же время учреждения среднего профессионального образования должны все больше внимания уделять переподготовке и повышение квалификации рабочих и специалистов по заявкам предприятий.

Эта обширная и перспективная образовательная сфера  требует соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, информационного и другого обеспечения со стороны региональных органов управления образованием.

  1. Обеспечение устойчивого финансирования учреждений профессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов Российской Федерации.

Работникам региональных органов управления образованием и руководителям учреждений профессионального образования предстоит выстраивать новые отношения с региональными и муниципальными администрациями и их финансовыми, экономическими и другими структурами в части обеспечения бюджетного финансирования среднего профессионального образования с учетом разработанных в регионе нормативов подушевого финансирования в зависимости от профиля профессий, их сложности и т.д.

В то же время устойчивое финансирование учреждений  профессионального образования должно достигаться не только за счет региональных бюджетов, но и за счет интенсивного развития их внебюджетной деятельности как за счет предоставления платных образовательных услуг физическим и юридическим лицам, так и за счет развития их производственной деятельности.

  1. Реструктуризация сети учреждений среднего профессионального образования.

С учетом развития демографической ситуации учреждения среднего профессионального образования будут иметь все меньшее число обучающегося контингента.

Наличие таких учебных заведений затратно и неэффективно с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы и т.д., а также ограничивает гибкость и свободу выбора профессий и специальностей молодежью.

В то же время, необходимо обеспечить доступность профессионального образования, в том числе, транспортную доступность для молодежи на любой территории региона.

Кроме того, необходимо сохранение «резерва мощностей» системы   профессионального образования на случай возможного дальнейшего (после 2014 г.) демографического роста, а также возможного обучения и переподготовки мигрантов во все больших масштабах прибывающих в Россию.

Но при всей вроде бы растущей «избыточности» сети учреждений  профессионального образования до сих пор во многих малых городах, поселках и, особенно, в сельской местности учреждения профессионального образования и их филиалы отсутствуют, и, соответственно, проживающая там молодежь не имеет доступа к профессиональному образованию.

Таким образом, реструктуризация сети учреждений  профессионального образования означает вовсе не ее сокращение.

Очевидно, речь должна идти об укрупнении учреждений из нескольких в одно, но с сохранением остальных в виде «кампусов» (территориальных филиалов) с одной стороны.

С другой стороны, создания новых филиалов, «кампусов» в территориях, до сих пор не охваченных сетью  профессионального образования.

Оригинал работы:

Процесс реформирования профессионального образования в современных условиях

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2692/Process-reformirovanija-professionalnogo-obrazovanija-v-sovremennyh-uslovijah

Ссылка на основную публикацию