Родителям расскажут о возможностях обучения в крупном мегаполисе

01.08.2018 14:31:00

Новый мониторинг сообщает, что более трети педагогов не верят в возможности школьного обучения

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Родителям расскажут о возможностях обучения в крупном мегаполисе Учиться в столичном вузе — хорошо, но вот жить в Москве хорошо не всегда получается. Фото с сайта msu.ru

Большая часть сельских семей ориентируется на университеты своего региона. И только 5% – на московские и петербургские.

Жители региональных столиц также в основном предпочитают местные вузы (на столичные и расположенные в иных регионах сориентированы только около 20%), а вот обитатели рядовых городов чаще «смотрят на сторону» (около 35%).

Таковы данные очередного выпуска аналитического обзора исследования экономики домохозяйств, недавно опубликованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

Как оценивают ситуацию эксперты в динамике, количество желающих покинуть родной город идет на убыль. И сегодня уже меньше людей, желающих учиться в столичных городах. Если даже обучение в вузе обходится без затрат, сама жизнь в столичном регионе многим оказывается просто не по карману.

«Получение высшего образования, как и в предшествующие годы, остается для семей социальной нормой», – констатируют авторы нового мониторинга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 3 по 9 июля

Оценим за полчаса!

Этот тезис подтверждается позицией 89,4% респондентов, и, как отмечают эксперты, тип поселения, в котором проживают такие семьи, особой роли не играет.

Кроме того, доля опрошенных жителей сельской местности, выступивших в пользу высшего образования, растет. Например, в 2014 году она составила 61,8% респондентов, а в 2017-м – уже 87,7%.

Притом что значимость высшего образования для категорий родителей из разных регионов довольно высока, в 10-й класс школы идут всего лишь 45,93% ребят из сельской местности (в городах – 60,94%). Эксперты полагают, что профобразование остается сегодня для них более доступным либо оно рассматривается родителями как трамплин для дальнейшего получения их детьми высшего образования.

Безусловно, причина здесь кроется в плохой школьной подготовке. Поэтому более половины родителей убеждены в необходимости дополнительных занятий для получения высоких баллов на обязательном государственном экзамене (ОГЭ) и ЕГЭ (53,7%).

Причем доля родителей, надеющихся только на школу, постепенно растет, однако пока это лишь половина от общего числа. (Эксперты объясняют это скорее не только изменением политики в самой школе, но и отчасти невозможностью оплачивать работу отдельных репетиторов для ребенка.

) По данным мониторинга РАНХиГС, в 49,2% семей дети посещают платные занятия в различных организациях дополнительного образования, 16,7% – в школе, 28% занимаются с репетиторами.

Но и политика школьного начальства становится более гибкой. Например, для учителей, подопечные которых показывают хорошие результаты на ЕГЭ, предусмотрено материальное вознаграждение.

Вообще «хорошая» школа, навык к самостоятельным занятиям и посещение дополнительных занятий – эти факторы большинство родителей назвали наиболее важными условиями для получения качественного общего образования (86,3, 85,5 и 81,7% респондентов соответственно).

Еще один штрих – родители подчеркивают значимость патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе. Это отметили 55,2% семей, и, по мнению 56%, в рамках общего образования оно осуществляется на хорошем уровне.

Что касается выбора профиля будущей специальности, то большинство семей (75,6%) прежде всего ориентируются на интересы и способности своих детей.

Как показывает мониторинг, предпочтения семей при выборе вузов для своих детей постепенно меняются. Все меньше их прочат в экономисты и юристы, все больше – в инженеры.

Наиболее же перспективными родители считают специальности, связанные со сферой информационных технологий, медициной и работой в силовых структурах.

Еще мониторинг интересен тем, что были проведены и опросы учителей.

Например, как учителя оценивают сегодня собственные возможности по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ? Способна ли школа обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации без дополнительной подготовки? Вывод таков: в учительском сообществе считают по-разному.

Не верят в возможности школьного обучения 37,9% респондентов, 30,3% полагают, что такую подготовку могут дать только лучшие школы, а 31,8% – что большинство школ в состоянии обеспечить соответствующий уровень.

И, как утверждают эксперты РАНХиГС, за последние годы число настроенных позитивно практически не изменилось. При этом их стало больше в сельских поселениях, тогда как в городах прибавилось учителей-пессимистов. По мнению специалистов, это объясняется тем, что сельские педагоги субъективно оценивают результаты своей профессиональной деятельности.

Неоднозначно высказались учителя и о влиянии введения ОГЭ и ЕГЭ на уровень подготовки школьников: 24,1% считают, что он снизился, 66,1% видят улучшение знаний по предметам, выбранным для сдачи экзаменов. Тех же, кто отметил рост уровня школьной подготовки в целом, оказалось лишь 9,8%.

Источник: http://www.ng.ru/education/2018-08-01/8_7279_pessimist.html

Сергей Собянин: Каждая школа должна интегрировать все возможности мегаполиса

Согласно международным исследованиям PIRLS и PISA, московская система образования входит в пятерку ведущих образовательных систем мира. Об этом рассказал Сергей Собянин на международной конференции «Образ будущего и компетенции выпускника — 2030».

Это подтверждают и результаты столичных школьников на олимпиадах и экзаменах. Мэр Москвы объяснил: «Сегодня изменения уже налицо. У нас все больше и больше московских школ готовят победителей и городских, и российских, и международных олимпиад. Все лучше и лучше становятся результаты ЕГЭ, они в среднем улучшились практически в два раза, как и все остальные качественные показатели».

Таких результатов удалось достичь благодаря серьезным изменениям в московской школе — и структурным, и финансовым. Но столичному образованию есть куда двигаться дальше. «Такое достижение, как равное финансирование всех систем, должно логически завершиться тем, что в любой московской школе можно будет получить очень хорошее, качественное образование», — подчеркнул Сергей Собянин.

Важно поддерживать и развивать лучшие практики. В столице появился удобный для учителей и учеников проект «Московская электронная школа». «Это платформа, которая позволяет каждому педагогу поделиться своим опытом и знаниями, создать уникальные сценарии по каждому предмету и к каждому уроку, — добавил Мэр Москвы.

— И сегодня в этой системе есть уже не сотни, а десятки тысяч сценариев уроков». Проект позволяет ученикам, родителям и педагогам более тесно взаимодействовать. А качество контента «Московской электронной школы» оценивают сами учителя. Они могут делать и собственные сценарии на основе материалов коллег.

По словам Сергея Собянина, эта работа всего педагогического сообщества, направленная на создание лучшего контента, — основа будущего образования.

«Я считаю, что электронная школа уже пришла к нам — это электронные журналы и дневники», — сказала Ольга Васильева, Министр образования и науки России.

Развитие системы образования, начиная с детского сада и заканчивая профессиональным образованием, — один из главных приоритетов. И процесс обучения не должен быть ограничен только школьной средой.

Необходимо интегрировать все ресурсы города: учебные заведения, музеи, технопарки, предприятия и так далее.

«Каждая школа должна быть центром интеграции всех возможностей, которые есть в мегаполисе», — сказал Сергей Собянин.

Для этого в столице создают инженерные, научные, медицинские и другие классы, где школьники, по сути, получают предпрофессиональное образование. Таких классов в Москве уже десятки.

Сергей Собянин объяснил: «Это создаст представление о следующем этапе жизни школьника, о переходе его во взрослую жизнь, о подготовке к ней, о применении тех знаний, которые он получает в школе для будущей реальной жизни».

Когда «Московская электронная школа» и система предпрофессионального образования будут эффективно работать в каждом образовательном учреждении, дети смогут получать знания, нужные для современной жизни.

В то же время работать над развитием образовательной отрасли должно не только государство: «Это очень важно, чтобы в поиске будущего образования участвовало не только государство, но и бизнес и общественность», — добавил Сергей Собянин.

Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/4608050/

Уровень развития территории влияет на успехи школьников

Образовательные амбиции школьников и степень образовательного неравенства могут отчасти определяться территориальными факторами: структурой местного рынка труда и экономической специализацией населенного пункта, выяснили в исследовании социологи НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и Светлана Савельева.

На образовательные запросы школьников могут влиять многие факторы, в частности – уровень образования родителей, их социально-экономический статус и степень влияния на детей, круг друзей ученика (см. статью «Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения»), а также сама внутришкольная среда, которая либо мотивирует детей к учебе, либо отталкивает.

Замдиректора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, завлабораторией «Социология образования и науки» Даниил Александров и заместитель завлабораторией Светлана Савельева обратили внимание на то, что при одинаковом социально-экономическом статусе школьники населенных пунктов разного масштаба могут сильно отличаться по образовательным притязаниям и достижениям.

Это наводит на мысль о значимости местных обстоятельств – социопрофессиональной структуры и сферы занятости, доминирующей на территории. В конечном счете эти факторы влияют на доступ к качественному образованию, а значит, и на образовательное неравенство.

Как именно это происходит, эксперты изучили в исследовании «Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования».

Александров и Савельева взяли три кейса в Ленинградской области: высокоразвитый мегаполис Санкт-Петербург, благополучный в социально-экономическом плане малый город Кириши и неравномерно развивающийся сельский район Приозерский.

Анализ кейсов показал, что состояние экономики территории, ее «профиль», специфика местного рынка труда, а также особенности селекции образовательных систем (конкуренция школ по качеству, распределение учеников с разным социально-экономическим бэкграундом по школам и пр.) ощутимо сказываются на образовательных запросах детей.

Эмпирическую базу работы составили данные проектов лаборатории «Социология образования и науки» (в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2008-2014 годах). Они позволили оценить ситуацию с образовательными амбициями с разных сторон – учеников, их семей и педагогов.

Массив информации включал количественные данные об учениках 9-х классов Санкт-Петербурга (8104 учащихся из 211 школ; всего в городе 716 школ), всех 9-классниках города Кириши (8 школ, 368 учеников) и Приозерского района (18 школ, 493 ученика), а также интервью с родителями, детьми и местными учителями.

Население Санкт-Петербурга оценивается в 5,132 млн человек, города Кириши – в 50 тысяч человек, Приозерского района – в 63 тысячи человек. Самая высокая средняя зарплата – в Киришах (40400 рублей), далее идут Санкт-Петербург (34100 рублей) и Приозерский район (27500 рублей).

Дети мегаполиса серьезнее относятся к обучению

Исследователи приводят экономический контекст образовательной ситуации в трех кейсах – своего рода «условия задачи».

Развитие сферы рекреации и новых производств – такова специализация Приозерского района. Он развивается неравномерно (так, среди трех кейсов там наименьшая средняя зарплата).

В районе 18 школ, и, хотя возможности минимальной селекции все же существуют (селяне в ряде случаев могут выбирать, куда отдавать детей учиться), но настоящей конкуренции нет: школ повышенного статуса не отмечено.

В итоге большинство семей отправляют детей в ближайшее образовательное учреждение.

Более благополучная ситуация в Киришах – центре нефтехимической промышленности и ряда других производств, отмечают эксперты. У города высокое социально-экономическое положение. В нем 8 школ, но территория его так компактна, что детям удобно посещать любую из них. Этим нередко пользуются местные жители, отправляя детей в гимназию/лицей (школ повышенного статуса – две).

В Петербурге самая развитая система образования (716 школ), а также сфера занятости. Высокая плотность населения и большое число школ на компактной территории создают явную конкуренцию между образовательными учреждениями и, соответственно, их дифференциацию.

Сравнение образовательных амбиций учеников обнаруживает ощутимые их различия. На селе очень высок процент подростков, желающих уйти из школы после девятого класса: таких свыше половины – 53%. Доля таких ребят в мегаполисе – 20%, в малом городе – лишь 15%.

В сельском районе учащиеся с большей вероятностью выбирают начальное профессиональное образование (НПО), в малом городе – среднее специальное, а в Петербурге – высшее.

Школьники с одинаковым социально-экономическим статусом имеют различные притязания в зависимости от территории.

Ученики с низким статусом в Приозерском районе чаще решают покинуть школу после девятого класса по сравнению с такими же детьми в мегаполисе или малом городе.

Образовательные успехи учеников имеют похожую градацию: лучше всего учатся школьники Петербурга, за ними идут дети из города Кириши, а в арьергарде – сельские ребята.

На селе и в мегаполисе девушки стремятся в вуз

Внутри каждой исследуемой территории есть гендерные различия в образовательных достижениях школьников: девочки учатся лучше. Мальчики из Приозерского района оказываются по результатам ниже всех, а девочки успевают в школе так же, как мальчики в Киришах.

На селе и в мегаполисе девушки с большей вероятностью выбирают высшее образование. Такой эффект возникает в связи с разрывом в успеваемости мальчиков и девочек: в большом городе и на селе он особенно велик, отметили авторы доклада.

Вторая причина популярности высшего образования среди девочек – отсутствие «женских» специальностей (например, бухгалтер) в локальной системе НПО и сильное ограничение таких специальностей в системе среднего профессионального образования (СПО).

«Если в сельской местности это для них самая популярная стратегия, то в большом городе они также выбирают СПО», – добавляют исследователи.

На успеваемость детей влияет степень образованности родителей

Уровень образования матери, согласно ряду исследований, существенно влияет на образовательные запросы и успехи детей.

В Петербурге и Киришах матерей с высшим образованием свыше половины (52% и 56% соответственно), в Приозерском же районе – ровно четверть.

Семьи этого района отличаются наименьшим социально-экономическим статусом среди трех кейсов (максимально высок он в мегаполисе). Исследователи изучили влияние образования матери на оценки учеников. Везде проявились локальные эффекты.

В мегаполисе каждый уровень образования матери дает значимый отрыв в оценке ребенка. На селе преимущество в виде высокой отметки дает только высшее образование матери. В малом городе такой же эффект есть и у СПО.

Воспроизводство неравенства зависит от территории

В мегаполисе очевидна школьная сегрегация, когда лучшие учебные заведения собирают учеников с высоким социально-экономическим статусом.

В малом городе сегрегация иная. В целом система отличается от большого города более высоким индексом диссимилярности по социально-экономическому статусу родителей, но в школах повышенного статуса этот индекс меньше.

Таким образом, система селекции в Киришах основана не на статусе родителей – значимой оказывается социопрофессиональная структура.

Хороший уровень жизни в Киришах может обеспечить даже среднее профессиональное образование, если удастся устроиться на успешный завод.

Социопрофессиональный статус родителей играет определенную роль и в мегаполисе. Семьи с высшим образованием, отправляющие детей в обычную школу, обладают более низким социальным статусом, чем семьи с высшим образованием, выбирающие гимназию или лицей.

Рынок труда корректирует образовательные амбиции

«Различный эффект от образования и социально-профессионального статуса в каждой локальности связан со структурными условиями местного уровня», – обобщают Александров и Савельева. В сельском районе образовательная система ориентирована на местный рынок труда, на котором востребованы работники со средним образованием.

Поэтому школьники, планирующие получить высшее образование, обычно не связывают свою жизнь с районом. Высокие образовательные притязания характерны для местной элиты, имеющей высшее образование, которая желает повысить или сохранить статус в достижениях своих детей (эта прослойка готова к инвестициям в образование детей).

В малом городе с развитым промышленным производством востребованы специалисты со средним специальным и высшим образованием, поэтому «значимых отличий в дифференциации не наблюдается».

В большом городе у семей, казалось бы, немалый спектр возможностей. В то же время, там более устойчивая система образовательного неравенства. И межшкольная дифференциация только закрепляет его, подчеркивают эксперты. Тем самым, неравенство воспроизводится через систему образования.

См. также:

Оценки одноклассников влияют на выбор вуза Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации Занятия в кружках повышают самооценку школьников Подростки редко откровенничают в соцсетях Родители нацеливают детей на успех в профессии Родителей и детей разделяет масс-культура Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 августа, 2015 г. Образование Апрельская конференция 2015 образование Школа

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1857837.html

Один в большом городе: навигатор по детской безопасности в мегаполисе

Для начала поговорим о том, как избежать самого страшного – насильственных действий со стороны злоумышленников. Поисковый отряд «Лиза Алерт» провел эксперимент: волонтеры отряда в людном месте пытались увести с собой детей, родители находились недалеко. Результаты неутешительные: 49 из 50 детей добровольно ушли вместе с незнакомцами.

Вот несколько простых правил, которые нужно обсуждать с ребенком ДО того, как он будет готов передвигаться по городу один:

1. Начинаем с азов: договариваемся, что есть ближайший круг семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат и сестра (если есть). Этим людям мы доверяем безоговорочно, им можно открывать дверь, с ними можно уходить с площадки или из школы. С другими – нельзя.

2. Учите ребенка говорить «нет». Нам с детства внушали, как важно быть хорошо воспитанным, уважать и слушаться взрослых. Объясните, что если происходит что-то не то – нужно очень громко звать на помощь, кричать: «Я вас не знаю!» Воспитанный ребенок – это хорошо, но ребенок, с которым не случилось ничего плохого, гораздо лучше.

3. Наложите категорический запрет разговаривать, а тем более, уходить с ЛЮБЫМ человеком, кроме тех, кто входит в близкий круг.

Ребенка несложно обвести вокруг пальца: «Как, разве ты меня не помнишь? Я же подруга твоей мамы, недавно в гости к вам приходила.

Мама попросила тебя забрать…» Ребенок должен знать, что о любых таких встречах родители обязательно предупредят заранее. Еще раз – не разговаривать ни с кем, кто не входит в твою семью. Невежливо? Может быть, зато безопасно.

4. Объясните ребенку, что незнакомый человек никогда не будет просить ребенка о помощи. Помочь донести сумки в квартиру, подержать дверцу у машины – сразу нет. Пусть ребенок научится в ответ на эти просьбы говорить: «Давайте я попрошу помощи у другого взрослого».

5. В любой непонятной ситуации свяжись с родителями. Кажется, что какой-то человек наблюдает именно за тобой? Почему-то страшно выходить со школьного двора? Малознакомый приятель из школы настойчиво зовет в гости? Сразу звони. Родитель, в свою очередь, должен быть готов отреагировать даже на странную, на первый взгляд, просьбу ребенка и не журить его, если тревога была ложной.

Когда родители слышат «потерялся» о ребенке, в их головах сразу всплывают ужасные картины: неизвестные, крадущие детей «на органы», зловещие цыгане, маньяки и тому подобное. Городские легенды переплетаются со сводками новостей из телевизора и сплетнями от соседей.

В реальности же, как говорят в волонтерских организациях по поиску пропавших детей, лишь около 10% — это действительно криминальные случаи. Остальное – вполне бытовые истории, конец у которых бывает разный: нашелся через несколько часов у друзей или поссорился с родителями, сбежал из дома и не вернулся…

Эти простые советы помогут избежать неприятностей:

✔ Запреты должны быть понятными, логичными и правдивыми. Нужно обязательно объяснить последствия.

При этом не стоит специально запугивать ребенка: перебежишь дорогу в неположенном месте – сразу насмерть собьет машина! Если он все-таки решится так сделать, и ничего не произойдет – он усомнится и в разумности других запретов.

Лучше спокойно рассказать, как плохо в темноте видны пешеходы, какие травмы могут быть при столкновении. Запретов не должно быть чересчур много, иначе среди бесконечных «нельзя» нетрудно проглядеть настоящую опасность.

✔ Вещи – ценные, ребенок – бесценный. К сожалению, немало случаев, когда ребенок рискует, стараясь найти потерянную ценную вещь: возвращается темной дорогой, пытается пробраться в канаву или подвал. Волонтеры рассказывают истории, когда ребенок, разбив дорогой телефон, уходил из дома, боясь гнева родителей. Объясните ребенку, что ни одна вещь на свете этого не стоит.

✔ Правила – единые для всех. Если мы учим ребенка переходить дорогу только по переходу, а сами, когда торопимся, перебегаем, как придется, вряд ли стоит рассчитывать на то, что ребенок будет нас слушать. Если мама запрещает ходить короткой, но опасной дорогой – бабушка тоже не должна этого разрешать.

✔ Лучше перестраховаться.

У ребенка всегда должен быть с собой заряженный мобильный телефон (идеально, если еще и с портативным зарядным устройством); небольшая сумма денег (чтобы хватило на проезд, если потерялся проездной); заламинированная бумажка с фамилией, именем, адресом и телефонами родителей.

Запоминайте, в какой одежде ребенок сегодня вышел из дома, почаще его фотографируйте. Подумайте, как сделать передвижения ребенка максимально простыми и безопасными. Например, если до кружка можно быстро добраться на двух видах транспорта или чуть дольше на одном – выбирайте второй вариант.

✔ Держите руку на пульсе. В течение дня вы всегда должны точно знать о перемещениях вашего ребенка. Просите звонить или отправлять сообщения из всех стратегически важных пунктов: вышел из школы, зашел в магазин, сел в автобус, дошел до дома, ушел на секцию. Заранее позаботьтесь о том, чтобы у вас были телефоны всех педагогов и руководителей кружков, соседей, одноклассников.

✔ Повторение – мать учения. Повторяйте эти правила очень часто. Распечатайте и повесьте их на видное место в квартире. Прежде чем отправлять ребенка одного, несколько раз пройдите с ним новый маршрут. Обращайте внимание на разные ситуации на улице, на опасные места: открытые люки, заброшенные здания, скоростные дороги, крутые повороты и так далее.

✔ Разговаривайте. Больше общайтесь с ребенком, будьте в курсе его новых друзей, интересов и увлечений. Не осуждайте то, что вам не нравится, найдите более мягкие выражения. На недавно поднятой волне паники многие родители запрещают пользоваться детям соцсетями.

Не стоит этого делать: ребенок все равно найдет способ обойти запрет. Пусть лучше у него будет страничка, о которой вы будете знать, и сможете периодически мониторить записи и списки друзей.

И, конечно, почаще говорите, как сильно любите ребенка и будете любить (и искать, конечно!), что бы ни случилось – провинился, поссорились.

Что делать, если ребенок потерялся?

Ребенку

Ребенок должен заранее знать, как действовать, если он потерялся, а мобильный телефон не работает. Проговаривайте с ним эти шаги как можно чаще.

► Остановись. Как только понял, что потерялся – встань на месте. Это самое важное и одновременно самое сложное.

Если ребенок шел по улице с родителями и потерял их, первый порыв – броситься искать маму с папой. Расскажите ребенку, что, если стоять на месте, шанс найтись гораздо выше. Можно внимательно посмотреть по сторонам, громко покричать имена родителей.

Если ребенок шел один (например, провожал друга до дома) и внезапно понял, что заблудился, правило остается тем же.

► Подумай, кто может помочь. Научите ребенка, что обращаться за помощью можно к людям в форме – полицейским или охранникам, например. Если в зоне видимости таких людей нет, просите помощи у продавца или человека с ребенком. Напомните, что уходить ни с кем никуда нельзя – пусть ребенок попросить позвонить, но остается на месте. Убедитесь, что ребенок наизусть помнит ваши ФИО и телефон.

► В транспорте выходи на первой остановке. Если ребенок ехал с родителями и не успел выйти (или, наоборот, родители не успели зайти в вагон) – нужно выходить на ближайшей остановке и оставаться на месте. Не нужно возвращаться на ту станцию, где вы виделись последний раз – можно бесконечно «догонять» друг друга по кругу.

Если ребенок ехал один и внезапно понял, что сел не на тот автобус , тоже нужно сразу же выходить и просить помочь сориентироваться. Проверьте, что ребенок на зубок знает свой адрес и ближайшие станции метро. Обратите внимание ребенка на то, что на каждой станции метро установлены колонки SOS, расскажите, как ими пользоваться.

Родителям

► Начинайте искать как можно раньше. Зафиксируйте время, когда вы поняли, что ребенок пропал. Обзвоните все места, где он может быть – школу, кружки, друзей. Волонтеры говорят: все самое страшное случается в первые два часа после пропажи. Действуйте!► Если прошел час, а вы не нашли ребенка, обращайтесь в полицию: на заявления о пропаже полиция реагирует сразу же с момента их поступления. Никаких трех суток ожидания давно уже нет! Запишите ФИО сотрудника, принявшего заявление. ► Обзвоните травмпункты, больницы.► Подключите к поиску как можно больше людей. Не бойтесь показаться смешным, просите о помощи родителей одноклассников, соседей, родственников.► Запросите у мобильного оператора распечатку последних звонков.► Звоните на горячую линию волонтерских организаций по поиску пропавших людей, например, в «Лизу Алерт».► Не скрывайте от волонтеров и полиции семейных обстоятельств: если накануне была ссора с ребенком или близкими, расскажите об этом. ► Кто-то должен дежурить дома на случай, если ребенок вернется самостоятельно.

► Если вы были с ребенком вместе и потеряли его, возвращайтесь туда, где видели его в последний раз. Если его там нет, медленно проделайте весь ваш маршрут в обратной последовательности. Спрашивайте у всех встречных людей, не видели ли они вашего ребенка.

Когда ребенок нашелся, постарайтесь не ругаться, даже если кажется, что это произошло по его вине. Переведите все свои сильные эмоции в другое русло, расскажите, как переживали и обрадовались, когда нашли.

Что делать, если вы видите ребенка, который потерялся? ► Убедитесь, что ребенок действительно потерялся. Ребенок плачет, зовет родителей, а взрослых рядом не видно? Малыш на ваших глазах бежит к дороге? Действуйте, не проходите мимо.е► Подойдите к ребенку, спросите, знает ли он, где его родители? Как его зовут? Помнит ли он номер телефона родителей? Попытайтесь связаться с ними по телефону.► Не уводите ребенка с того места, где он находится. Единственное исключение – стойка информации в торговых центрах: пропавшего объявляют по громкоговорителю, родители подходят к точке встречи. Во всех остальных случаях оставайтесь на месте, даже если ребенок готов показать, где он живет. Тем более, не отводите ребенка к себе домой.

► Вызывайте полицию, звоните на горячую линию волонтерского поискового отряда. Сообщите место и время обнаружения ребенка, и то, что удалось о нем узнать. Обязательно дождитесь приезда полиции, перепишите данные тех, кто принял ребенка.

Источник: https://eva.ru/kids/childrens-garden/read-odin-v-bol-shom-gorode-navigator-po-detskoj-bezopasnosti-v-megapolise-59272.htm

Школа большого города

Проект «Урок в Москве» начал свой отсчет с 2013 года. За это время методистами Городского методического центра и учителями образовательных организаций города Москвы разработано и размещено на сайте ГМЦ более 1000 уроков для начального, основного и среднего уровней образования. Уроки разработаны по всем предметам учебного плана НОО, ОРКСЭ, 22 предметам ООО и СОО.

Задача проекта – помочь юным москвичам освоить неисчерпаемое образовательное пространство нашего города, научиться ценить, чтить и уважать то пространство, в котором они живут.

«Урок в Москве» можно провести в музее, в парке, на территории завода, поликлиники, библиотеки, на тренировочной базе МЧС или стадионе, на природной территории, в школьном саду, на прилегающей к школе улице, в колледже, у которого есть собственные производственные мощности или смоделированные пространства, на перманентно действующей выставке, в ботаническом саду или зоопарке, в океанариуме или на ВДНХ. В рамках проекта возможна организация выездного учебного дня в образовательном пространстве музея, природной территории или выставочного комплекса.

Второй вариант: «Москва на уроке». В рамках такого занятия проводится обучение работе с московскими ресурсами: сайтами округов Москвы, муниципальных ведомств, государственных услуг, виртуальными экспозициями музеев и т.д. Здесь на первый план выходит виртуальное образовательное пространство.

Важный момент, которому в проекте уделяется особое внимание: это урок, а не экскурсия, на нем планируется достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Урок обязательно должен проходить в рамках деятельностного подхода, все задания – быть практикоориентированными и, по возможности, метапредметными, а также сформулированными таким образом, что выполнить их можно только внутри данного образовательного пространства.

В результате урока школьники должны разработать материальный продукт: это может быть, например, инфографика, ментальная карта, памятка, презентация какого-то явления, модель процесса или объекта, фотогалерея, эссе или историческое сочинение, исторический портрет, 3D-визуализация, база данных, электронная таблица, тематический сайт, разработка заданий, вопросов или викторин, моделирование с помощью графов, диаграмм, разработка социального проекта, подготовка пакета документов, разработка плана действий при определенных обстоятельствах, разработка схемы размещения объектов с соблюдением определенных правил, разработка «инвестиционного портфеля» и макета собственной акции, электронный сборник предметных сказок и задач и т.д.

  • Развитие проекта формирует единую образовательную среду города Москвы, позволяет эффективно использовать ее безграничные образовательные ресурсы, как инструменты образовательной деятельности.
  • Урок в Москве
  • Подробнее: разработки уроков на сайте ГМЦ
Читайте также:  Планы на неделю с 22 по 28 мая

Контакты: Миловзорова Анна Марковна, методист ГМЦ, milovzorovaam@mosmetod.ru, 8(495)912-63-37 (доб. 411)

Источник: http://school-moscow.educom.ru/dirnavigator/1

Конференция "Подросток в мегаполисе: продолженное взросление"

09.04.2019 Приглашаем вас принять участие в XII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению «Подросток в мегаполисе: продолженное взросление» 9-11 апреля 2019 года в Москве.

Мы приглашаем к участию специалистов сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, представителей общественных организаций и волонтерских объединений и других заинтересованных участников.

  

Конференция направлена на актуализацию представлений об особенностях современного детства, поддержку междисциплинарного подхода к современным реалиям развития подростка в мегаполисе и расширение представлений о возможностях работы с детьми и подростками для специалистов.

Основные темы конференции:

  • Особенности современного детства и взросления.
  • Подросток и современная семья в мегаполисе.
  • Подросток в образовательной среде.
  • Интернет как социальная среда ребенка и подростка.
  • Социально-психологические риски подросткового возраста.
  • Индивидуально-личностные и средовые ресурсы в подростковом возрасте.
  • Восстановительные практики в работе с конфликтами и криминальными ситуациями.
  • Профилактика негативных проявлений в детском и подростковом возрасте.
  • Межведомственное взаимодействие в контексте работы с подростками.
  • Позиция специалиста и профилактика выгорания при сопровождении детей и подростков.

Программный комитет конференции:

  • К.Д. Хломов, клинический психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, руководитель психологической службы ИОН РАНХиГС, председатель правления НП СРДП Перекресток Плюс.
  • В.Ф. Спиридонов, заведующий Научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Центра «Школа актуальных гуманитарных исследований» Института общественных наук РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор, Член Ученого совета РАНХиГС.
  • К.Н. Поливанова, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
  • С.Н. Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской Академии Медицинских Наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
  • В.В. Москвичев, психолог, семейный терапевт, нарративный практик, специалист по социальной работе с семьей, ведущий программ нарративного содружества КРАЙ.
  • Н.В. Дворянчиков, кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, член Ученого совета МГППУ, председатель Учебно-методического совета, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ.
  • О.Е. Хухлаев, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования, профессор кафедры, член редакционной коллегии журнала «Социальная психология и общество», руководитель магистерской программы «Практическая этнопсихология для образования».
  • Н.Б. Кедрова, доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ. Гештальт-терапевт, детский психолог, руководитель направления «Гештальт-терапия с детьми и семьями» в Московском Гештальт Институте, член Общества Практикующих психологов (Гештальт Подход), член международной ассоциации развития гештальт-терапии (AAGT).
  • А.А. Бочавер, кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
  • Д.Г. Давыдов, кандидат психологических наук, директор Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии.

Организационный комитет конференции: К.Д. Хломов, Е.М. Бианки, М.Я. Кац, Д.Г. Давыдов, А.А. Бочавер, Н.А. Капорская, Е.М. Лажинцева, А.В. Кондрашкин, Н.А. Ячменева.

Для участия в конференции необходимо заполнить анкету регистрации участника и прислать тезисы доклада /мастерской для публикации в сборнике. Если вы планируете участвовать в роли слушателя, достаточно анкеты: perekrestok.info/podrostok-v-megapolise-2019/

Участие в конференции бесплатно.

Сроки: Заявки и тезисы на выступления в форме докладов и мастерских и статьи для публикации принимаются до 31 января 2019 года. Заявки для участия в качестве слушателя принимаются до 31 марта 2019 года. 

Чтобы подать заявку на выступление/публикацию, необходимо заполнить форму: perekrestok.info/zajavka-conf2019/ После рассмотрения заявки Программным комитетом, организаторы свяжутся с вами.

Адрес проведения конференции: Москва, Пречистенская наб, 11.

Источник: http://ion.ranepa.ru/announcement/4274/konferentsiya-podrostok-v-megapolise-prodolzhennoe-vzroslenie/

Особенности социализации подростков в современном мегаполисе

  • Особенности социализации подростков в современном мегаполисе.
  • Бережной Никита,
  • обучающийся ГБОУ Школа № 491

Каждый горожанин с рождения вовлечен в функционирование городского социума и испытывает на себе его влияние.

Архитектурные, технические, социальные особенности мегаполиса прямо или косвенно оказывают воздействие на формирующееся сознание маленького человека. Любой район в мегаполисе предлагает конкретные, лишь ему присущие условия для социализации ребенка.

Живя в данном городе, дети живут как бы «в разных городах»: настолько разнообразны районы, если учитывать их структуру, стратификацию внутри и между ними.

Дети в мегаполисе сталкиваются с огромной сетью социальных взаимоотношений с окружением. Город является не только источником познания, радости и ресурсом в социализации, он также таит в себе много опасностей и трудностей. Поэтому важной представляется проблема восприятия самими детьми социально-пространственной среды мегаполиса.

В рамках традиционной теории социализации дети рассматривались обычно как «неполноправные» участники социализационного процесса, благодаря которому они адаптируются и включаются в общество.

Их обозначают как потенциальных участников различных общественных событий: «ребенок осмыслялся как глыба глины, нуждающаяся в формировании, чтобы соответствовать требованиям социальной системы».

Актуальность проблемы социализации подростка заключается в том, что это возрастной период проблем становления и развития личности, выбора будущей профессии и будущего жизненного пути. Каждый подросток проходит через этот жизненный этап и сталкивается со многими трудностями в этом возрасте, особенно это касается подростков крупных мегаполисов, где жизнь очень разнообразна и противоречива.

Особенно актуальной и значимой проблема социализации является для поколения, только вступающего в жизнь.

Поиск своей личностной уникальности, ее содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения.

В связи с этим возникает настоятельная потребность в понимании подростками процесса присвоения своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности конструировать свое будущее в условиях мегаполиса.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Среди возрастных кризисов подростковый – один из самых сложных. Это взросление, это осознание себя, это открытие своего «Я». При взрослении действует закон «неравномерности созревания и развития».

Эта неравномерность может быть как межличностная (отличия между сверстниками), так и внутриличностная (своеобразие в умственном, нравственном, физическом, половом развитии).

В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, проявляется склонность к необдуманному риску, неумение оценить степень его опасности, наблюдается стремление к независимости и самостоятельности.

В современном мегаполисе у подростков большие возможности проведения досуга. Крупный город предоставляет огромные возможности для проведения свободного времени.

Клубы, спортивные секции, театры, кинотеатры, концертные площадки, парки, музеи, бары, рестораны, библиотеки и прочие общественные места позволяют выбрать форму проведения досуга на любой вкус.

Использование многочисленных возможностей мегаполисов может быть ограничено только материальным достатком, наличием свободного времени и, иногда, корпоративными границами.

В мегаполисах у молодежи больший выбор форм социального поведения.

Широкий спектр возможностей, разнообразие культурных влияний, модернизационные процессы и многие другие факторы приводят к тому, что в мегаполисе формируется установка на разнообразие форм социального поведения.

Иначе говоря, в крупном городе человек, следующий необычным формам социального поведения и личностной самопрезентации, вызывает меньшее удивление, чем в провинции. В мегаполисе формируется атмосфера мультикультурности.

В мегаполисе существует более высокая степень автономности людей.

Человек, живущий в мегаполисе, живет в пространстве совершенно незнакомых ему людей, имеет возможность довольно легко входить в сообщества, никак не связанные с его повседневной жизнью, и так же легко эти сообщества покидать. Высокая степень автономности подростков в мегаполисе ведет к формированию определенных стереотипов восприятия и поведения.

Разнообразие социальных форм, свойственное мегаполису, дает индивиду возможность выбрать путь социализации согласно интересам и способностям. Несомненно, большое значение для социализации имеют и стартовые условия развития каждого человека — культурный уровень, социальное положение и достаток семьи, наличие жилья, интеллектуальные и физические данные и т.д.

Однако необходимо отметить, что в мегаполисе возможность выхода за рамки перспектив, обусловленных стартовой ситуацией, значительно выше, чем в средних и малых городах. При этом наиболее значимые личностные характеристики, способствующие осуществлению выбора и прохождению пути социализации, это индивидуальная система ценностей и мотивированность человека.

Социализация – это непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, там, где подросток добровольно выстраивает свою роль в обществе, попутно развивая и совершенствуя себя.

С целью изучения влияния мегаполиса на социализацию подростка было проведено анкетирование в ГБОУ Школа № 491 г. Москвы. В анкетировании приняли участие 94 подростка, обучающихся 9-х и 10 -х классов.

Результаты представлены в диаграммах.

Результаты представлены в диаграммах.

Большая часть опрашиваемых (43%) любит проводить свободное время с друзьями. На втором месте (21%), находится вариант «другое», т.е. отвечающие либо ничего не делают, либо их досуг зависит не от них самих, а от обстоятельств, что говорит не в их пользу.

17 % репондентов — «домоседы», любители книг (а, возможно, и учебной литературы), что положительно характеризует опрашиваемых. Это касается и тех 4% подростков, которые посещают досуговые учреждения. Следовательно, данная категория опрашиваемых планирует свой досуг, т.е. занимается саморазвитием.

10% подростков предпочитают смотреть телевизор, 5% — тусоваться на дискотеках.

Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины опрашиваемых (58 %) заботятся лишь о «весёлом досуге», не приносящем пользы.

25% опрашиваемых выбрали ответ «счастье в семье», можно предположить, что это подростки воспитываются в гармоничной семье. К это категории можно отнести и 17% подростков, которые выбрали «любовь». 16% респондентов выбрали материальную обеспеченность как основную ценность, 13% — здоровье.

Значимо, что для молодых людей важны и такие ценности как «карьера» (12%) и «образование» (12%), что есть подростки, которые смотрят в будущее и ориентированы на профессиональный рост. Лишь 5% подростков выбрали такую жизненную ценность как «нравственность», что может свидетельствовать о снижении уровня духовности в обществе и в нашей школе, в частности.

16% подростков не смогли определить для себя наиболее значимые жизненные ценности, выбрав вариант ответа «другое» без пояснения.

Равные доли опрошенных (по 16%) хотят проводить время на дискотеках или на волонтерских мероприятиях, 15% подростков предпочитают проводить время на спортивных мероприятиях, 21% (10% и 11%) — на фотовыставках, творческих выставках и конкурсах, 14% — на экскурсиях, 8% -на праздничных мероприятиях, 11% — не определились с выбором. Можно сделать вывод, что несмотря на то, что большая доля подростков предпочитает проводить время праздно, все больше молодых людей стремятся к саморазвитию, проводить свой досуг качественно и с пользой, помогать другим людям.

Большая часть опрашиваемых (44%) любит проводить время весело. 12% подростков стремятся быть полезными обществу, почти четверть респондентов (12% и 12%) посещают мероприятия чтобы развить или показать свои достижения. 20% не прокомментировали свой выбор, указав «другое» без пояснения причины выбора.

Большинство респондентов считает Москву городом больших возможностей и перспектив (36%). Москва, по мнению подростков, город, где престижно жить (8%), где протекает светская жизнь страны (7%), где никогда не скучно (7%). При этом 26% опрашиваемых предпочли бы другие города мира.

Почти половина респондентов (47%) предпочитает, чтобы в городе было много центров для развлечений. Значительная часть подростков (26%) ориентированы на образование и развитие. 12% подростков не интересуются возможностями, которые им представляет мегаполис, предпочитая проводить время в соцсетях. 15% опрашиваемых выбрали ответ «другое».

Большинство подростков (36%), считают, что люди, пренебрегая нормами морали, просто пытаются самоутвердиться в обществе (что характерно именно для подросткового возраста), многие считают, что люди не осознают важности моральных норм для общества (21%), что он слишком сложны для соблюдения (4%) или просто не привыкли их соблюдать (13%). Вызывает опасение, что 19% подростков уверены в том, что их не накажут.

Практически все опрашиваемые подростки считают, что безнравственные поступки можно оправдать: юным возрастом (24%), незначительным ущербом (17%), незнанием норм морали.

21% респондентов посчитал, что совершить безнравственный поступок можно в состоянии жизненной необходимости.

Лишь 18% подростков затруднились ответить на этот вопрос, возможно, посчитав, что безнравственность нельзя оправдать.

Большая часть подростков считает, что нравственности можно научить: разъяснением ее важности для общества (17%), личным примером (13%), пропагандой религиозных ценностей (8%).

При этом 28% опрашиваемых высказались за ужесточение наказаний за правонарушения, 23% считают, что надо учиться на своих ошибках, а 11% вообще затрудняются ответить на этот вопрос, что может свидетельствовать о том, что больше половины подростков не готовы к внутреннему принятию моральных норм.

Для подавляющего большинства подростков общение со сверстниками очень значимо: дает возможность быть понятым (39%), узнавать новое для себя (20%), чувствовать себя «на равных» (15%), раскрыть свои личностные возможности (10%), способствует эмоциональному благополучию и стабильности (10%). Лишь 10% опрашиваемых выбран ответ «другое».

Большая часть подростков (66%) воспитывается в полных семьях. Треть (32%) – в неполных.

Таким образом, полученные в проведенном исследовании материалы говорят о том, что, в целом, московские подростки переживают те же трудности процесса социализации, как и все молодые люди в этом возрасте. При этом необходимо отметить, что подростки мегаполиса демонстрируют большую эмоциональную насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией.

Им присуще убеждение в том, что жизнь поддается сознательному контролю и ею можно управлять. В среде городских подростков высоко ценятся смыслы самореализации и собственного престижа одновременно с приятным времяпрепровождением и отдыхом, т.е. проявляющиеся в большей степени в сфере увлечений.

Среди подростков, участвующих в анкетировании, преобладает ценность приятного времяпрепровождения, отдыха и менее всего выражена ценность помощи и милосердия к другим людям.

Для подростков мегаполиса значимой жизненной ценностью являются социальные контакты с ровесниками, которые, реализуясь в расширении межличностных связей, установлении благоприятных отношений, способствуют определению целей в жизни подростков, их стремлению самореализоваться,

Обобщая полученные данные, можно сказать, что в условиях жизни большого города, напряженного темпа жизни, неуверенности в завтрашнем дне подростки не всегда устойчивы к агрессивной внешней среде, что проявляется в инфантилизме, нежелании самостоятельно решать проблемы самореализации и развития собственной духовности.

В каждом возрастном периоде человека существуют ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если их вовремя не развить. Подрастающему поколению важно показать его возможности, помочь их осмыслить, выбрать нужное для себя, сформулировать цель.

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, которые, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь Подростки мегаполиса сталкиваются с огромным числом взаимоотношений в своём окружении.

К тому же город является не только источником познаний, радости, источником в социализации, он также таит в себе опасности и трудности. Поэтому проблема становления подростка в социальной среде мегаполиса является очень важной.

Чтобы подросток понимал социум города и наоборот, чтобы его понимали, ему нужно соответствовать требованиям социальной системы своего мегаполиса.

Источник: https://infourok.ru/user/666299/blog/osobennosti-socializacii-podrostkov-v-sovremennom-megapolise-124736.html

Ссылка на основную публикацию