Рособрнадзор прислушался к советам выпускников

Рособрнадзор прислушался к советам выпускников

Освободить школу от Единого государственного экзамена (ЕГЭ), сделать апелляцию «прозрачной» и увеличить промежутки между экзаменами — эти и другие предложения поступили либо в ближайшее время поступят в Рособрнадзор. После объявления итогов экзаменационной кампании глава ведомства Сергей Кравцов сообщил, что готов прислушаться к общественному мнению по вопросу совершенствования ЕГЭ, передает корреспондент Накануне.RU.

«Рособрнадзор открыт для обсуждения темы совершенствования государственной итоговой аттестации с экспертным сообществом. Многие из таких предложений уже были приняты и встроены в систему ЕГЭ в предыдущие годы», — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Одно из новых «пожеланий» уже вылилось в петицию, под которой подписались более 52 тыс. человек.

Россияне попросили увеличить промежуток между экзаменами, поскольку существующий интервал в один день не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ними, между экзаменами должно пройти не менее двух дней. Автор петиции отмечает, что за один день школьники не успевают передохнуть от одного экзамена и подготовиться к следующему.

«В предыдущие годы, в случае, если между экзаменами промежуток составлял один день, ученику разрешалось сдавать второй экзамен в резервный день. В 2016 г.

ученикам в этом было массово отказано под предлогом того, что ЕГЭ по обществознанию является экзаменом по выбору.

Но санитарно-эпидемиологические нормы от этого не меняются, а ведь они направлены на сохранение здоровья школьников», — сказано в обращении.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Горе от ума: слабые стороны сильных классов

Оценим за полчаса!

Еще одна петиция только набирает обороты. Житель Смоленска Олег Митрофанов предложил обеспечить «прозрачность» проведения апелляции. По его словам, апелляции по тестовой части не существует, поскольку ответы части А проверяет компьютер. Между тем, не исключены технические сбои и ошибки в шаблонах.

«Со всей ответственностью заявляю: КИМы по второй части на апелляции предоставляют. По первой (тестовой части) увидеть свои КИМы невозможно. Даже сама процедура апелляции тестовой части не предусмотрена. Об этом есть информация на официальном сайте ЕГЭ.

 Конкретный случай: я сам лично ходил на апелляцию, пытался там поднять большой скандал, но сдержался. Был максимально корректным, приводил аргументы, настойчиво требовал предоставить КИМы по первой части — получил отказ. На следующий день лично общался с директором нашего РЦОИ.

Он объяснил, что по инструкции они все пакеты с КИМами пакуют в какие-то там специальные опечатанные коробочки, и более туда доступа никому предоставлено быть не может. Официальная формулировка похожа на детскую отмазку: «Составленный вариант является интеллектуальной собственностью разработчика…

нужно предотвратить возможные сливы информации…» Бред полный. Экзамен ведь уже закончен! Вот такая система. Считаю ее полностью непрозрачной и несправедливой. В данной ситуации ребенок абсолютно беспомощен.

Он не может отстаивать свою позицию, потому что ему не предоставляют текстов вопросов, на которые он отвечал две недели назад», — пояснил Накануне.RU Митрофанов. 

  • Общественник предлагает обеспечить возможность для всех, кто сдавал ЕГЭ, видеть не только свои бланки ответов, но и КИМы, а также правильные ответы.
  • Отметим, что скандал, связанный с несправедливым заключением апелляционной комиссии, возник в Нижневартовске.
  • Кардинальное изменение предлагает движение «За возрождение образования».

«Движение «За возрождение образование» всегда предлагало и продолжает предлагать только одно: отменить ЕГЭ.

Из-за невозможности сделать это сразу без серьезных социальных последствий, в качестве первого шага — отделить школу от ЕГЭ, то есть вывести подготовку к экзамену и сдачу его за рамки школы.

Глубоко ошибается тот, кто считает, что ЕГЭ — это только форма контроля знаний, и что она никак не влияет на содержание образовательного процесса.

Практика показала обратное — на примере ЕГЭ можно наглядно демонстрировать, как работает механизм обратной связи: уровень, содержание и смысл тестирования переформатировали систему образования в считанные годы и продолжают свое деструктивное воздействие«, — сообщила Накануне.RU представитель движения Дарья Иванова.

Об этих механизмах в своих лекциях рассказывает профессор Петрозаводского государственного университета, доктор физико-математических наук Александр Иванов. «Рособрнадзору можно посоветовать отыскать их на «Ютубе» и, поняв, что хватит уже пилить сук, на котором сидим, заняться работой над ошибками», — добавила Иванова.

Рособрнадзор прислушался к советам выпускников

Члены движения отмечают, что, по данным последних опросов, 84% жителей страны выступают за возвращение в школу традиционных экзаменов. «Против ЕГЭ выступают студенты, учителя, выпускники, успешно сдавшие экзамены.

В недавних интервью 100-балльники Ростовской области все, как один, заявили, что надеются, что ко времени окончания их детьми школы ЕГЭ отменят.

Хорошо бы Рособрнадзору прислушаться к голосу народа», — заключила Дарья Иванова, посоветовав ведомству содействовать воплощению в жизнь предложений карельских депутатов, которые в первый день старта основного этапа сдачи внесли в Госдуму законопроект об отмене обязательных ЕГЭ.

«Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровень знаний, которым он обладал в пятом классе, учиться становится необязательно. Выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников.

В ситуации, когда качество обучения в различных школах различается в десятки раз, и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким.

Любая попытка усложнения заданий ЕГЭ приведет к массовым провальным результатам», — сказано в пояснительной записке.

Ранее дать выпускникам возможность выбора формы сдачи вступительных экзаменов предлагали госдумские депутаты от КПРФ. Они подготовили объемный законопроект «об образовании для всех».

Отметим, что предложения Рособрнадзору можно направлять на электронную почту ege2017@obrnadzor.gov.ru до 10 августа.

Источник: https://www.nakanune.ru/news/2016/7/5/22440711

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов ответил на вопросы выпускников

Рособрнадзор прислушался к советам выпускников     Пойду сдавать математику и базового и профильного уровня. Если получу «два» на профильном уровне, но сдам базу, мне дадут аттестат? Полина, Подгоренский район, Воронежская область

Сергей Кравцов:Да, аттестат вы получите. Для этого достаточно набрать минимальный балл либо на профильном, либо на базовом ЕГЭ по математике. Для профильного экзамена это 27 баллов из 100, для базового — 3 балла из 5 возможных.

Допустим, выпускник получил неудовлетворительную оценку сразу и на базе и на профильной математике. Ему разрешат пересдать математику, выбрав базовый или профильный уровень. Но тому, что получит снова «неуд», придется прийти на экзамен в следующем году.

Большинство школ оценивают базовый экзамен по системе «зачет — незачет». Результаты ЕГЭ никак не влияют на отметки в школьных аттестатах. К слову, в открытом банке заданий добавились вопросы по математике базового уровня ЕГЭ.

Опубликованы реальные варианты заданий по всем предметам ЕГЭ досрочного периода, так что есть возможность потренироваться.

Могу я пересдать экзамен в резервный день, если меня не устроит полученный балл? Александр, Москва

Сергей Кравцов: Вам разрешат это только в том случае, если по одному из обязательных предметов — русскому языку или математике — вы не наберете минимального балла. В резервный день можно сдать или пересдать экзамен тому, кто не пришел на ЕГЭ по уважительной причине или по уважительной причине не смог завершить экзамен.

Что считается уважительной причиной для неявки на экзамен? Безусловно, болезнь и медицинская справка, которая это подтверждает. Участие спортсменов в соревнованиях, сбой по вине организаторов экзаменов, форс-мажорные обстоятельства. Например, паводок, буран, отключение света в пункте проведения ЕГЭ.

Тем, кто хочет улучшить оценку, придется прийти на следующий год.

Заканчиваю школу в этом году, буду сдавать ЕГЭ. Летом мои родители уезжают на два года работать в другую страну. Если я уеду с ними и буду поступать в вуз после возвращения, будут действительны мои результаты? Или ЕГЭ мне надо будет сдавать заново? Анна, Санкт-Петербург

Сергей Кравцов:Нет, не надо снова сдавать ЕГЭ. Результаты действительны в течение четырех лет, следующих за годом получения таких результатов. Иными словами, пять лет.

Результаты ЕГЭ, полученные в 2016 году, будут действительны до 2020 года включительно.

При этом вы имеете право пересдать экзамены заново, чтобы попытаться улучшить свой результат и набрать более высокий балл.

Если я испортил экзаменационный бланк, его можно заменить? Артем, Тула

Сергей Кравцов: Если вам кажется, что испорчен бланк, нужно пригласить организатора. Он оценит: нужен новый бланк или можно сделать исправления на старом. Описки или опечатки не считаются основанием для замены.

Хочу напомнить: менять комплект можно только целиком, при этом экзаменационные задания изменятся тоже, и лишь до того, как человек начал выполнять их.

Испорченный бланк сдается организатору в аудитории, а экзамен придется пересдавать в резервный день.

Могу я отказаться от сдачи предмета по выбору и просто не приходить на экзамен? Школьное руководство сказало, что для этого мне придется написать заявление аж на имя главы республики! А просто не приходить на экзамен я не могу, так как нельзя так делать. Это все правомерно? Диана, Татарстан

Сергей Кравцов:На обязательные предметы прийти придется. Иначе есть риск остаться без аттестата. На ЕГЭ по выбору можно не приходить, даже если вы подали заявление на участие в экзамене. Писать заявление об отказе в этом случае не нужно. Просто в федеральную базу данных не будут занесены сведения о ваших результатах экзамена.

Через сколько дней после экзаменов нам скажут результат? Светлана, Владимирская область

Сергей Кравцов: Обработка экзаменационных работ занимает от 10 до 18 дней.

К примеру, в этом году ЕГЭ по русскому языку выпускники будут сдавать 30 мая, значит, не позднее 15 июня в регионах будут известны результаты.

Читайте также:  Art sience проект -2020 - 2070 в мисис

Тогда же объявят и результаты ЕГЭ по базовой математике, итоги профильной можно будет узнать 21 июня, обществознания — 22 июня. График есть на сайте ege.edu.ru.

Как подавать апелляцию и правда ли, что первую часть заданий эксперты не рассматривают? Павел, Нижегородская область

Сергей Кравцов:Первую часть ответов проверяет компьютер, апелляцию на них подать нельзя. Как и нельзя подать апелляцию на какой-то один конкретный вопрос. Работа перепроверяется целиком.

Подавать апелляцию можно в течение двух дней после объявления результатов. Не забывайте, что при перепроверке баллы могут быть не только увеличены, но и снижены.

Если ученика что-то смущает в процедуре проведения экзамена, то апелляция подается прямо в день экзамена.

Что можно взять с собой на экзамен? Андрей, Екатеринбург

Сергей Кравцов:Гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета и паспорт. При необходимости можно взять с собой лекарства и питание. На экзамен по математике разрешается принести линейку, по физике — линейку и непрограммируемый калькулятор, по химии — непрограммируемый калькулятор; по географии — линейку, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Участникам с ограниченными возможностями здоровья разрешено пользоваться специальными техническими средствами. Это, например, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты, звукоусиливающая аппаратура, индивидуальное освещение, увеличительные устройства.

Источник: http://novobr.ru/novosti/glava-rosobrnadzora-sergei-kravtcov-otvetil-na-voprosy-vypusknikov

Рособрнадзор обнаружил существенные нарушения в оценках работ ЕГЭ

03:58 24.06.2013

Рособрнадзор прислушался к советам выпускников

Фото с сайта krasstudent.ru

Рособрнадзор, проведя закрытую выборочную перепроверку высокобалльных работ ЕГЭ, обнаружил, что в половине из них оценки неоправданно завышены. Как пишет 24 июня «Коммерсант», ведомство рекомендует провести полную перепроверку таких работ, но сомневается, что в во всех регионах прислушаются к этому совету.

Под перепроверку попали работы из тех регионов, где было отмечено резкое увеличение количества высокобалльных работ по отдельным предметом. В их числе оказались Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Воронежская, Брянская и другие области. В общей сложности на данный момент было перепроверено 1,36 тысячи работ (по итогам первой волны Единого госэкзамена планируется перепроверить пять тысяч работ).

Специалисты обнаружили существенные нарушения в более 70 процентов случаев. Оценки были завышены на 1-4 и более баллов. Словам ревизоров, это может свидетельствовать о низкой квалификации проверяющих в регионах или о злом умысле. При этом они отметили, что для поступления в престижный вуз порой достаточно двух лишних баллов.

Эксперты обнаружили, что в ряде случаев задания экзамена на одном бланке выполнены разными почерками. В Дагестане данное нарушении выявлено в работах по биологии, в Ставропольском крае — по математике, в Ингушетии — по математике и истории.

Еще одно нарушение — оценка несуществующего задания. Оно зафиксировано в работах из Дагестана, Брянской области, Ставропольского края.

Другими словами, несколько баллов выпускникам начислены просто так: например задание С отсутствует, а оценка за него стоит.

Кроме того, ревизоры обнаружили, что многие работы списаны. Часть из них слово в слово повторяли друг друга, а некоторые точно копировали текст стандартного ответа, используемого при проверке. Авторами наибольшего количества списанных работ являются выпускники Дагестана: 70 процентов по биологии, 94 процента по истории.

Напомним, в нынешнем году проведение ЕГЭ сопровождалось чередой громких скандалов. Ответы на задания Единого госэкзамена заранее появлялись в Сети, где из можно было приобрести за деньги или скачать бесплатно. Кроме того, в случаях мошенничества во время ЕГЭ были уличены некоторые педагоги.

Источник: https://www.km.ru/v-rossii/2013/06/24/problemy-ege/714307-rosobrnadzor-obnaruzhil-sushchestvennye-narusheniya-v-otsenk

Рособрнадзор расширил перечень выпускников, имеющих право сдавать ЕГЭ в июле

Рособрнадзор прислушался к советам выпускников

Ведомство регламентировало правила подачи заявлений на сдачу госэкзаменов.

Рособрнадзор выпустил приказ, регламентирующий правила подачи заявлений на сдачу ЕГЭ в июле. Об этом сообщает портал Российское образование.

В соответствии с приказом, перечень категорий граждан, которые могут сдавать ЕГЭ в июле, расширен.

В него теперь входят:• закончившие учреждения начального или среднего профессионального образования в текущем учебном году и не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в мае-июне;• получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях;• выпускники прошлых лет, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в основные сроки;• выпускники текущего года, пропустившие сдачу ЕГЭ в основные сроки по уважительным причинам;• выпускники текущего года, получившие неудовлетворительный результат по одному обязательному предмету и по уважительным причинам не воспользовавшиеся правом пересдать его в резервные дни основного срока ЕГЭ (17, 20 июня);

• выпускники текущего года, желающие сдать ЕГЭ по предметам по выбору, которые не были заявлены ими ранее для сдачи в основные сроки в мае-июне.

  • Выпускники текущего года и обучающиеся в НПО и СПО сдают ЕГЭ в субъекте Федерации по месту нахождения образовательного учреждения, в котором они учатся, другие могут сдать ЕГЭ на территории любого региона.
  • Заявление на участие в ЕГЭ подается до 5 июля:• либо в учреждения среднего или высшего профессионального образования (далее — ссузы/вузы), в которые абитуриенты планируют поступать;
  • • либо в региональный или муниципальный орган управления образования.

Объявления о местах регистрации на сдачу ЕГЭ должны быть размещены на сайте местного органа управления образованием, а также в средствах массовой информации, в которых официально публикуются документы региональных органов государственной власти.

Абитуриент, не имеющий результаты ЕГЭ, при поступлении в ссуз/вуз подает:• заявление о приеме;• оригинал или заверенную ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;• оригинал или заверенную ксерокопию документа государственного образца об образовании и необходимое количество фотографий;• заявление на сдачу ЕГЭ.

Информацию о месте подачи заявления на ЕГЭ для абитуриентов, не имеющих результатов ЕГЭ, а также о сроках, месте и порядке проведения ЕГЭ обязана представить приемная комиссия ссуза/вуза, куда планируют поступать абитуриенты.

Нашли ошибку?

Ctrl/Cmd + Enter

Источник: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/43467-rosobrnadzor-rasshiril-perechen-vypusknikov—imeyushchikh-pravo-sdavat-ege-v-iyule

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов посоветовал выпускникам не забывать дома голову

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов ответил на вопросы выпускников и их родителей. Публикуем самое важное с прошедшей горячей линии. 

Прежде всего: никаких особых изменений в заданиях ЕГЭ не предвидится. Но все же не стоит расслабляться: есть и новшества, которые многих тревожат. 

Обязательный иностранный 

В этом году к английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам добавился китайский. Говорят, что очень сильно бояться не стоит, экзамен проходит в режиме апробации, но уже в следующем году с 1 октября вузы начнут засчитывать ЕГЭ по китайскому как сдачу иностранного языка. 

Китайский сдают 289 человек, в Москве — 99, в Санкт-Петербурге — 24, остальные 166, в основном, это жители Дальнего Востока, где китайский активно изучают.

С 2022 года иностранный все-таки станет обязательным предметом, значит, есть повод задуматься нынешним восьмиклассникам. Глава Рособрнадзора обещает, что при составлении заданий будет учитываться реальный уровень подготовки выпускников и, вполне возможно, экзамен разделят на профильный и базовый, ведь сегодня ЕГЭ по иностранному сдают очень хорошо подготовленные ребята. 

  • Также обязательными могут стать история и география, но конкретных дат по-прежнему нет.
  • Сменить выбранные экзамен можно за две недели
  • Если у вас уважительная причина, вы можете сменить предмет за две недели до экзамена. 
  • Кстати, Кравцов не исключил, что дата, к которой надо определиться с выбором, может измениться — традиционно это было 1 февраля. 
  • Сколько баллов за медаль? 

Чтобы получить золотую медаль, необходимо набрать минимум 70 баллов по русскому и профильной математике (по базовой получить пятерку). Ориентация на баллы делается потому, говорит глава Рособрнадзора, что в некоторых школах отличники, случается, не набирают даже минимальный балл на ЕГЭ. И в этом случае возникают вопросы к таким отличникам при поступлении. 

Если не сдал профильную математику, во время пересдачи можно выбрать базовую

В этом году можно выбрать только один уровень ЕГЭ по математике — базовый или профильный. Это поможет выпускникам лучше определиться с выбором вуза, ведь раньше они часто путались и для подстраховки сдавали и базу, и профиль. 

Для сравнения: в прошлом году базовую математику сдавали 567 тысяч человек, в нынешнем — почти в два раза меньше — 316 тысяч. А вот профиль сдают примерно столько же: 407 тысяч (в 2018 году — 421 тысяча).

И вот наконец в этом году дилемма разрешена: выбирать экзамен по математике приходится тщательнее, но, возможно, это поможет лучше понимать, что тебе нужно. 

Но подстраховка все же есть: если ты завалил профильный ЕГЭ по математике, для пересдачи можно выбрать базовый уровень, об этом сказал Сергей Кравцов. Аттестат вы тогда получите, но шансы поступить на технические специальности — нет. 

Главное, не забудьте голову 

Сергей Кравцов посоветовал взять с собой три вещи — паспорт, гелевую ручку и знания. Впрочем, даже два первых предмета можно все-таки оставить дома: лишняя ручка, наверняка, найдется у одноклассника, а сдать экзамен без паспорта вполне реально, как это сделать, читайте тут. 

Выпускников стало больше 

На двадцать тысяч, в 2018 году ЕГЭ сдавали 730 тысяч человек, в этом будут 750. Наша страна выходит из демографической ямы, и число выпускников растет, а конкуренция увеличивается. Это тревожит, но не стоит пугаться: тот, кто хорошо подготовился, не растеряется. 

фото: surfingbird.ru

Источник: https://5uglov.ru/post/14981_glava_rosobrnadzora_sergey_kravcov_posovetoval_vipusknikam_ne_zabivat_doma_golovu_i_zaodno_napomnil_o_vazhnom

Егэ с ограниченными возможностями | милосердие.ru

Прежде всего следует уточнить: у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) есть выбор. В отличие от обычных выпускников, они могут отказаться от ЕГЭ (единый государственный экзамен) и сдавать ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

В чем разница? По форме ГВЭ больше похож на экзамены прошлого века – проводится по билетам, а не в виде тестов как ЕГЭ.

По мнению специалистов, такой вариант сдачи экзаменов является наиболее комфортным, особенно для ребят с повышенной тревожностью.

Однако у ГВЭ есть большой минус: при поступлении в вузы результаты этого экзамена не засчитываются (в отличие от ЕГЭ). То есть вступительные экзамены придется сдавать отдельно.

Другое правило, которое распространяется на всех выпускников-инвалидов: для них продолжительность ЕГЭ увеличивается на полтора часа. А экзамен по иностранному языку (в разделе «Говорение») – еще на 30 минут.

Во время проведения ЕГЭ для его участников с инвалидностью также предусмотрены организация питания и перерывы «для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий».

Что касается остальных спецусловий при сдаче единого госэкзамена, они зависят от характера заболевания выпускника. Так, для слабослышащих участников ЕГЭ аудитории, где проходит экзамен, оборудуют звукоусиливающей аппаратурой, а для совсем глухих ребят приглашают сурдопереводчика.

Инвалидам-опорникам организаторы ЕГЭ должны обеспечить возможность беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и другие помещения. В пунктах проведения экзаменов (ППЭ) обязательно наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов. Если лифта нет, аудитория располагается на первом этаже.

Кстати, о пунктах проведения экзаменов. По данным Рособрнадзора, в этом году организованы 5576 ППЭ, причем 66 из них – за рубежом. Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья организованы еще 14 таких пунктов в лечебных учреждениях и более 300 ППЭ на дому.

Метод Брайля и электронная лупа

Фото с сайта idist.ru

Как сдают ЕГЭ инвалиды по зрению, мы попросили рассказать Павла Суворова, директора специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 г. Москвы:

– Начну с новшества. В декабре прошлого года на базе нашей школы состоялся совместный координационный совет по вопросам организации государственной итоговой аттестации для детей с ОВЗ.

В этот совет входит профильный комитет Госдумы по образованию, руководство Рособранадзора, департамента образования Москвы, руководители ряда профильных учреждений науки в области дефектологии и, конечно, эксперты из школ некоторых регионов России.

Обсуждались вопросы проведения ЕГЭ для слабовидящих детей. В частности, был уточнен ряд деталей проведения государственной итоговой аттестации.

Один из результатов той встречи касается детей, которые ослепли недавно и пока не освоили рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля. Рособрнадзор прислушался к мнениям, которые звучали на совете, и выпустил обновленные методические инструкции к проведению государственной итоговой аттестации для детей с ОВЗ.

Например, слабовидящим во время проведения экзамена теперь разрешено использовать компьютер с синтезатором речи.

На той же встрече уточнялся вопрос и о дополнительном освещении. В частности, шел разговор о том, что это должны быть обязательно светодиодные лампы, современные.

Причем лампы, возможно, с динамическим изменением освещения, что важно для некоторых категорий людей.

Потому что есть светобоязнь, еще какие-то такие специфические вещи, которые довольно трудно учесть не специалистам в этой области.

Надо иметь в виду, что, если человек слабовидящий, совсем не обязательно давать ему масштабированный контрольно-измерительный материал (КИМ). Речь о бланках с увеличенным шрифтом, какие раздают нашим выпускникам.

Однако некоторым удобно писать на мелком материале, то есть на обычном, как у остальных детей, бланке, но при этом использовать электронно-увеличительное устройство. Это такой монитор, на который проецируется изображение с электронной лупы, установленной непосредственно перед текстом.

Такие устройства обязательно должны быть в ППЭ, где сдают экзамены слабовидящие ребята. Обязательно и присутствие на экзамене ассистента, который должен помочь такому участнику ЕГЭ заполнить все бланки.

Что касается незрячих старшеклассников, у них весь контрольно-измерительный материал переводится в рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля. При сдаче экзамена образуется так называемая тифлокомиссия. Эта комиссия состоит из специалистов, которые владеют шрифтом Брайля. И они переводят бланки из рельефно-точечного шрифта Брайля в обычный вид, в графический.

В принципе, Рособрнадзор пошел навстречу до конца и даже организовал выпуск контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. То есть они выпускают часть материалов для ЕГЭ в рельефно-точечном шрифте Брайля.

Это уникальная вещь! Не школа переводит своими силами – они это делают.

Рособранадзор, так же, как и Мособрнадзор, очень серьезно контролируют вопросы сдачи единого госэкзамена для детей с ОВЗ, что, конечно, в целом способствует уменьшению сегрегации инвалидов в обществе в целом.

Читайте также:  Слишком много победителей: у олимпиадников станет меньше льгот

Не все дети – левополушарные аудиалы

Екатерина Мень. диакон Андрей Радкевич

Менее оптимистично настроена президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень:

– С одной стороны, действительно, можно через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию – ред.), получить довольно большие уступки по чисто пространственной, организационной части, получить какую-то гибкость.

То есть гибкость, которая позволяет, допустим, ребенку с аутизмом, каким-то образом его уединить. Либо сохранить при нем тьюторство, чтобы тьютор (ассистент) не вмешивался в процесс сдачи экзамена, но помогал в каких-то бытовых вопросах.

То есть создать такому инвалиду условия, которые тревожили бы его в наименьшей степени.

Но проблема в том, что сама дидактика, то есть сами контрольно-измерительные материалы, особой гибкостью не отличаются. Я говорю об отсутствии вариативности именно содержательной… Ну хорошо, допустим, вы создадите условия для минимизации у ребенка чисто экзаменационного стресса. Но если материал предполагает апелляцию к каким-то сторонам ученика…

Дело даже не в его академических способностях, а именно в содержании текста – такого, которое требует особого, типичного восприятия. Или сложное содержание задачи.

То есть, например, в математике мы проверяем не только математические действия, а именно: из какой-то задачи вычленяется постановка целей, что нужно решить, для того, чтобы получить правильный ответ.

Вот весь этот контекст, условно говоря, сложен для аутиста, смысл, который в этой задаче предложен, ему непонятен.

Предполагается, что писать изложение нужно от руки. Но в случае с ребенком-аутистом это могут быть две разные задачи.

У него может отставать, например, функция письма, и тогда он не сможет написать изложение, потому что ему не хватает моторных письменных функций. А мы сделаем вывод, что ребенок не понял текст и не смог написать изложение по нему. Но ребенок с аутизмом может хорошо писать на компьютере…

Варианты, когда используются какие-то высокотехнологические средства предъявления того, что ребенок может сделать – их тоже нет.

То есть требуется гибкость – именно дидактическая, именно содержательная, чтобы все возможные варианты предъявления своих знаний и умений у ребенка были. Это касается и детей с моторной, допустим, ограниченностью.

То есть, чтобы дети могли использовать максимальное количество девайсов, максимальное количество каких-то современных приспособлений… Могли набрать предложение на компьютере, на планшете. Вот этих вещей нет!

И еще. Мы хотим проверить, как ребенок понял смысл текста. То есть наша задача: понять, как он владеет внутренней речью, потому что внешняя речь у детей с аутизмом всегда отстает от внутренней.

Если мы не дадим большое количество вариантов, то как он может предъявить то, что он умеет? Ребенку будет очень трудно это сделать. Мы реально не узнаем, а что он там освоил, что он думает. Ну то есть нам очень трудно оценивать его знания и степень его обученности в тех предметах, которые мы проверяем.

Поэтому с одной стороны есть некоторый прогресс, действительно можно, например, договориться об условиях. С другой – в этих условиях дети-инвалиды все равно должны быть, как обычные.

Даже если им добавляют время, сами задания не меняются – они такие же, как у других детей. То есть дидактически, внутренне, по своей когнитивной содержательной логике они никаким образом не меняются. А значит, не учитывают то, как думает этот ребенок.

Довольно известны исследования о том, что модальностей обучения много. Есть аудиалы, есть визуалы, есть кинестетики. И когда учат взрослых, все про это знают. Когда вы идете на какие-то тренинги или учите иностранный язык, все вот эти ваши особенности учитываются. Берется во внимание тот факт, что модальность существует, что есть ведущий канал восприятия информации.

Как ни странно, школьные программы, совершенно не учитывают – у кого левополушарная доминанта, у кого – правополушарная. И исследования говорят, что вся типовая школа, типовая программа ориентирована на левополушарных аудиальных детей.

Если ребенок – аудиал (по своей ведущей модальности), если он левополушарный, то он, скорее всего, будет хорошим учеником.

Поэтому дети, которым повезло (они левополушарные и они хорошо воспринимают через аудиальный канал), и тесты хорошо сдают, и ЕГЭ.

Мало кто об этом думает, когда мы говорим о нейротипичных детях, а в случае с ментальщиками это обостряется. Среди аутистов очень мало аудиалов, они либо визуалы, либо кинэстетики. И когда мы их учим, мы учитываем эти вещи. У нас идут программы, мы их учим действительно через другие подходы, через опору на другие сенсорные каналы, на другие типы. А потом они выходят на ЕГЭ…

Им очень трудно сдавать, потому что эти тесты тоже преимущественно для левополушарных аудиалов. Программа эти особенности не учитывает.

Должно быть много пакетов, гораздо больше вариантов КИМ

– Про это весь мир говорит, нужно учитывать данные когнитивных наук, нейрофизиологических, о том, как мозг учится, сколько он может удерживать внимание, – продолжает Екатерина Мень. – Откуда появляется репетиторство? Репетитор занимается в том числе с умными детьми. То есть почему-то школа умному ребенку не додает, а репетитор (хороший репетитор) просто индивидуализирует подход.

Иными словами, школа не справляется не потому, что она плохая или плохие педагоги, а потому, что существует стандарт, который не учитывает разнообразия воспринимающих механизмов (нейросенсорных и т.п.).

Мы говорим не только об умственно отсталых детях или об интеллектуальной недостаточности, мы говорим о детях, которые имеют выраженные особенности когнитивной модели. Они по-другому мыслят. Для них вообще ничего нет. И они, как увеличительное стекло, это все выделяют, укрупняют. Поэтому существует такой феномен: хорошие дети из хорошей семьи почему-то показывают плохие результаты в школе.

На мой взгляд, появление ментальных инвалидов наиболее ярко высветило то, что нужно сделать. А сделать нужно очень много. Например, в контрольно-измерительных материалах (КИМ) нужно добиваться гибкости не только на уровне количественной адаптации: не пять задач, а три, не три часа они решают, а четыре с половиной. Это лишь один из критериев. Нужна содержательная гибкость.

Должно быть много пакетов. Должно быть гораздо больше вариантов КИМ. Сейчас их мало. И их мало именно на уровне дидактики, на уровне содержательного подхода. Об этом речь.

Условия-то можно создать. Но в этих условиях ребенок все равно будет писать то, что задумано для людей, которые думают по-другому. Понимаете? Он так не думает.

Нужно в КИМах достичь такой гибкости, чтобы мы могли предположить наибольшее разнообразие и презентации задач, и способов выражения ребенком его ответа.

Например, у нас невербальный ребенок. Все дети пишут сочинение «Как я провел лето», а этот ребенок делает презентацию. Он хорошо владеет программой PowerPoint, она у него есть в компьютере.

С помощью этой программы ученик готовит презентацию с фотографиями, которые он сделал на свой телефон или на мамин, что-то пишет. То есть ему позволяют сделать визуальный отчет о своем лете. И это принимается. И это уже – опора на его сильные стороны.

Он хорошо понимает сам в компьютере, он может сверстать презентацию, он может ее подписать короткими предложениями.

Сочинение написать тяжело, потому что он в принципе пишет тяжело, он плохо владеет письмом… Ну, моторики у него не хватает письменной и т.д.

Мы можем это в рамках нашей школы делать, а когда он выходит на экзамен, у него таких вариантов нет. Ему никто не предлагает компьютер, на котором он мог бы сделать по определенному заданию презентацию. То есть сделать проект, показать проект. И, таким образом, это было бы принято в качестве его экзаменационного задания. Вот о чем речь.

Ментальная инвалидность связана не только с интеллектуальной недостаточностью. Она связана еще с особенностями мышления, восприятия, переработки информации. Вот что такое ментальные особенности. Интеллект сам по себе может ничего не решать.

И если вы не даете достаточное количество средств выражения знания (или того, что ребенок понял), вы загоняете его исключительно узкую систему. Вы выстраиваете барьер – ребенок не может себя предъявить в полной мере, показать, на что он способен. И это проблема.

«Ложка меда» в поддержку ЕГЭ

Чтобы не заканчивать этот материал на минорной ноте, вернемся к разговору с Павлом Суворовым, директором школы, где учатся дети с нарушением зрения.

– К ЕГЭ все очень по-разному относятся. Некоторые критикуют такой формат экзаменов, мол, много тестового материала. Хотя с течением времени ЕГЭ меняется. Я считаю, что для наших детей ЕГЭ – это благо.

Были ситуации, когда наши дети приходили в институт, сдавали свои аттестаты, где написано: «специальная (коррекционная) школа», а потом они подвергались сегрегации. Их, например, не допускали до вступительных экзаменов в некоторых вузах. Сейчас, имея результаты ЕГЭ, ребенок может поступить туда, куда он считает нужным.

Кроме того, благодаря ЕГЭ повышается качество образования. При выпускных экзаменах в школе бывало по-разному: могли и завысить оценки, и занизить. Был субъективный фактор. Сейчас так не получится. ЕГЭ – это, в первую очередь, независимая оценка. Так что в целом ЕГЭ для детей-инвалидов – это большой плюс, большое преимущество.

Справка
Одновременно с 11-классниками государственную аттестацию сейчас проходят и 9-классники. По данным Рособрнадзора, основной государственный экзамен (ОГЭ) в этом году сдают 1 325 тысяч школьников, что на 74 тысячи больше, чем в прошлом году. В их числе 16,6 тысячи ребят с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения ОГЭ задействованы почти 7,8 тысячи пунктов проведения экзаменов (ППЭ).
Все вопросы, связанные с проведением ЕГЭ и ОГЭ, которые могут возникнуть в ходе экзаменов, выпускники и их родители могут задать специалистам Рособрнадзора по телефону горячей линии +7 (495) 984-89-19.

Обо всех нарушениях на экзаменах можно сообщить по телефону линии доверия: +7 (495) 104-68-38.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/ege-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

Глава Рособрнадзора: все больше выпускников с ОВЗ выбирает единый госэкзамен

Количество выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбирающих форму ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации, растет на протяжении последних трех лет: в 2018 году ЕГЭ сдавали около 7 тысяч таких участников.

Об этом рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на совещании Рособрнадзора и Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов. 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они будут проходить государственную итоговую аттестацию после 11 класса – ЕГЭ или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 

«С 2016 года растет количество участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются особые условия. Мы видим очень хорошую динамику», — сообщил Сергей Кравцов.

По его словам, улучшаются также результаты госэкзамена таких участников: средние баллы выпускников с ОВЗ в 2018 году выросли по русскому языку, математике, литературе и химии, по остальным предметам результаты были сопоставимы с прошлогодними.

Максимальные 100 баллов в 2018 году получили 63 участника с ОВЗ. 

Сергей Кравцов рассказал о том, какая работа была проделана, чтобы создать выпускникам с ОВЗ необходимые условия для сдачи ЕГЭ. Для них создаются пункты проведения экзаменов (ППЭ) в лечебных учреждениях и на дому. 

 Для сдачи ЕГЭ участникам с ОВЗ создаются необходимые материально-технические условия, обеспечивается возможность беспрепятственного доступа в аудитории, наличие специальных кресел, других приспособлений и технических средств, помощь ассистентов.

Созданы и регулярно актуализируются тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ участников с нарушениями зрения. Для участников экзаменов с глубокими нарушениями зрения контрольные измерительные материалы (КИМ) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для слабовидящих участников КИМ копируются в увеличенном размере.

Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ может быть увеличена на 1,5 часа. 

С этого учебного года для выпускников 9 классов введено итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной итоговой аттестации.

Для участников с ОВЗ также были предусмотрены особые условия его прохождения: они могли выполнить только те задания, которые им посильны. Так, участники с глубокими нарушениями зрения могли выполнить только вторую часть работы — монолог и диалог.

Регионы получили право самостоятельно определять минимальный пороговый балл для получения зачета участниками с ОВЗ. Допускалось участие в процедуре собеседования сурдопереводчиков. Процедуру собеседования в 2019 году прошли более 50 тысяч участников с ОВЗ.

«Собеседование было проведено впервые, и все предложения по совершенствованию этой процедуры для участников с ОВЗ мы обязательно проанализируем и учтем в своей работе», — заверил Сергей Кравцов. 

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науки Госдумы РФ Олег Смолин отметил, что за последние годы процедура сдачи ЕГЭ для участников с ОВЗ была существенно усовершенствована. «Даже если не все вопросы уже решены, мы движемся в правильном направлении», — констатировал он. 

Руководители образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, участвовавшие в совещании, рассказали о своем опыте организации итоговой аттестации и высказали ряд предложений по совершенствованию процедур ЕГЭ, ГИА-9 и собеседования для участников с особыми потребностями. 

Глава Рособрнадзора заверил, что все предложения и замечания будут учтены, а встречи в таком формате продолжатся. Он предложил перед началом основного периода ЕГЭ-2019 провести совещание с директорами школ для учащихся с ОВЗ, чтобы ответить на все их вопросы.

Источник: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3001242

Ссылка на основную публикацию