Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

Одна из самых авторитетных экспертных компаний в области оценки высшего образования Quacquarelli Symonds (QS) опубликовала ежегодный предметный рейтинг университетов мира QS World University Rankings by Subject 2020.

В этом году Университет ИТМО оказался ранжирован в семи предметах, что на один предмет больше чем в прошлом году.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Так, петербургский вуз во второй раз подряд признан лучшим представителем российского высшего образования в предметной области «Электроника и электротехника» (в мире он находится в ТОП-250).

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

Каждый год британская компания Quacquarelli Symonds (QS), специализирующаяся на образовании и обучении за рубежом, публикует предметный рейтинг университетом мира. Вузы разных стран сравниваются по четырем показателям: репутационная оценка вуза академическим сообществом и работодателями, количество цитирований на одну публикацию сотрудников вуза и индекс Хирша.

В QS World University Rankings by Subject университеты мира ранжируются по 48 предметам, сгруппированным в пять больших предметных отраслей: естественные науки, технические науки, гуманитарные науки, социальные науки и науки о жизни. Чтобы попасть в рейтинг, вуз должен иметь бакалаврские, магистерские и аспирантские программы как минимум в двух из пяти предметных областей.

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге Источник: www.topuniversities.com

По сравнению с прошлым годом Университет ИТМО заметно укрепил свои позиции почти по всем предметам, в которых оказался представлен. Так, по направлению «Физика и астрономия» петербургский вуз переместился из группы мировых университетов, делящих места 251-300, в группу 201-250 (это седьмой результат среди российских высших учебных заведений).

По направлению «Материаловедение» вуз переместился из группы 301-350 в группу 251-300 (четвертый результат по России).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учебники по русскому языку и математике проверят на экспертизе

Оценим за полчаса!

Еще в двух естественнонаучных дисциплинах Университет ИТМО дебютировал: в «Математике» расположился в группе, поделившей 351-400 места (восьмой результат для России); в «Химии» вуз оказался среди университетов, делящих 451-500 место (10 место в России).

Все это позволило Университету ИТМО подняться на 84 позиции вверх по предметной области «Natural Sciences» с прошлогоднего 379 на 295 место.

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

Также был продемонстрирован рост в предметной области «Engineering & Technology» (технические науки) — с 256 на 215 место. Это стало возможно благодаря тому, что Университет ИТМО сохранил или улучшил свои позиции по трем предметам этого широкого направления.

Так, в «Электронике и электротехнике» вуз остался в группе 201-250, сохранив тем самым первое место по России. В «Компьютерных науках и информационных системах» петербургский университет остался в группе 101-150 (2 место в России).

А вот в предмете «Машиностроение, аэрокосмическая и промышленная инженерия» произошел рост — с 351-400 места на 301-350.

«QS World University Rankings by Subject — это, в первую очередь, репутационный рейтинг, баллы за репутацию в академическом сообществе и отзывы работодателей здесь имеют критически важное значение, — объясняет причину успеха директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырёв

Источник: https://news.itmo.ru/ru/university_live/ratings/news/9219/

​Российские вузы укрепили позиции в рейтинге университетов QS

  23.07.2018  Российские вузы укрепляют свои позиции в международном рейтинге лучших университетов британской компании Quacquarelli Symonds (QS) по показателю «Объем научных исследований» , сообщил РИА Новости руководитель отдела исследований компании Бен Саутер.

     В рейтинге QS лучшие учебные заведения мира ежегодно определяются на основе шести критериев: авторитетности в области научных исследований, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутации вуза среди работодателей, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей.

     «Для России картина начала меняться с появлением инициативы „5-100“.

Одна из слабостей, которые демонстрируют многие страны в рейтинге — и это не только Россия — количество научных публикаций в престижных международных журналах.

В России долгое время исследования публиковались только на русском языке, и международное научное сообщество этих исследований отследить не могло. Но с тех пор ситуация очень сильно поменялась», — заявил Саутер.

Он подчеркнул, что компания сравнивала и изучала изменения, произошедшие за последние 5 лет, которые показали, что объем исследований российских ученых вырос на 41,5%, тогда как во всем мире средний показатель роста составляет лишь 12,2%.

«Что касается индекса цитируемости, среднее изменение по странам составляет 22,2%. Для РФ это 63,5%. Динамика, которую показывает Россия в рейтингах, позволяет нам думать, что в ближайшие 3-4 года ситуация с российскими университетами будет улучшаться», — добавил он. 

     Саутер отметил, что еще десять лет назад все российские университеты, кроме МГУ, были малоизвестны вне страны.

Однако за это время ситуация значительно изменилась также, как и для Китая, Южной Кореи, Саудовской Аравии.

По его мнению, изменения в российском высшем образовании — одни из наиболее значительных на фоне остальных стран. Также наиболее интенсивно развивается высшее образование в Малайзии и Китае, отметил Сауте

Инициатива «5-100» — государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, запущенная министерством образования и науки РФ в соответствии с указом Владимира Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

МОСКВА, 21 мая — РИА Новости.

Источник: https://ambilive.ru/articles/137-rossiiskie-vuzy-ukrepili-pozicii-v-reitinge-universitetov-qs.html

Сеченовский университет укрепил позиции в предметном рейтинге QS

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге4 марта британское аналитическое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало пять ежегодных предметных рейтингов, где более 1350 вузов мира оценивались по 48 дисциплинам. Сеченовский Университет, единственный из вузов — участников Проекта «5-100», сохранил позиции в предметном рейтинге QS Medicine, подтвердив статус международного университета мирового уровня. При этом университет продемонстрировал улучшение по ряду индикаторов, используемых при ранжировании вузов.

Российскую высшую школу в отраслевых рейтингах QS представляют 22 университета, 13 из них являются участниками Проекта 5-100. Российские университеты присутствуют во всех пяти отраслевых рейтингах: «Искусство и гуманитарные науки», «Инженерные науки и технологии», «Науки о жизни и медицина», «Естественные науки» и «Социальные науки и менеджмент».

В этом году оценка Сеченовского Университета в рамках рейтинга QS проводилась по 9-ти узким предметным областям, в т.ч.

впервые по «Психологии», в которой индикатор «репутация среди работодателей» показал достаточно высокую востребованность выпускников университета.

Показатели данного индикатора также выросли в ключевых предметных областях «Биологические науки» и «Медицина», и в области знаний «Науки о жизни и медицина» в целом.

Отмечается уверенный рост международной академической репутации в областях «Медицина», «Биологические науки» и «Сестринское дело».

По всем предметным областям произошел значительный рост количества цитирований на одну публикацию, а h-индекс в среднем по университету вырос на 11%.

Отметим, что в 2019 году было опубликовано 2224 научных статьи: двадцать процентов из них – это статьи, написанные сотрудниками Научно-технологического парка биомедицины, еще 15 процентов публикаций подготовлены совместно с сотрудниками кафедр Сеченовского Университета.

На остальные кафедры университета приходится 65 процентов научных статей, при этом значительно вырос объем публикаций в журналах первого квартиля.

«Присутствие в мировых предметных рейтингах оказывает позитивное влияние на глобальную конкурентоспособность Сеченовского Университета.

За последние годы мы наблюдаем последовательное наращивание исследовательского потенциала, рост качества научных исследований и академической репутации, получившие сегодня высокие международные рейтинговые оценки.

Сеченовский Университет ведет системную работу по повышению конкурентных позиций на мировом рынке науки и образования, реализуя концепцию трансформации в Университет наук о жизни мирового класса, со сбалансированным акцентом на мультидисциплинарное образование, исследования и внедрение разработок в практическое здравоохранение»,— отметил ректор Петр Глыбочко.

Источник: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/sechenovskiy-universitet-ukrepil-pozitsii-v-predmetnom-reytinge-qs/

Политех укрепил позиции в рейтингах лучших вузов России

05 Июня 2019

Ежегодную аналитику провели агентства INTERFAX и RAEX

Российские университеты укрепили позиции в мировом рейтинге

Самарский политех вновь вошел в список ведущих отечественных вузов –соответствующие выводы сделали на основе своих исследований группа «Интерфакс» и РАЭКС-Аналитика.

Так, международная информационная группа «Интерфакс» представила результаты X ежегодного Национального рейтинга университетов по итогам 2018/2019 учебного года. Список лучших возглавил Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, второе место занял Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, третье – Московский физико-технический институт (МФТИ).

В 2019 году рейтинг расширил состав участников: оценивалась работа 327 ведущих университетов России, что на 39 вузов больше, чем в прошлом году.

Исследовалась деятельность всех статусных университеты страны: 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных, 33 опорных, 21 университет, участвующий в Проекте 5-100, а также семь негосударственных университетов.

По типам учебных заведений была проведена оценка 96 классических университетов, 100 технических и технологических университетов (к ним отнесены также транспортные и архитектурно-строительные), 19 экономико-социальных университетов, 24 аграрных университета, 20 медицинских университетов, 26 педагогических и 5 юридических университетов.

Деятельность вузов оценивалась по шести параметрам: бренд, образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социальная среда; интернационализация (международное сотрудничество); инновации и технологическое предпринимательство. Самарский политех улучшил свои позиции по двум критериям: в направлении «социализация» поднялся на 52-ю строчку со 105-106-й, а в категории «интернационализация» – на 135-ю со 150-154-го места.

К старту приемной кампании 2019 года рейтинговое агентство RAEX тоже выпустило рейтинг 100 лучших вузов России, а также составило Топ-50 университетов в сфере IT, где Самарский политех занял 42-е место.

– Исследование IT-образования в России показало, что качественную подготовку в этой сфере можно получить не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах, – отмечают авторы рейтингов. – В топ-50 сильнейших вузов вошли учебные заведения 27 российских городов.

Победителем рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место занял МФТИ, а на третьем месте расположился Университет ИТМО из Санкт-Петербурга.

Метка: Опорный университет, Рейтинг, Топ

Источник: https://samgtu.ru/news/view/politex-ukrepil-pozicii-v-rejtingax-luchshix-vuzov-rossii

Эксперты: российские вузы укрепили позиции в рейтинге QS благодаря своему потенциалу

Всего в нем представлены 25 отечественных университетов

Российские вузы смогли укрепить свои позиции в рейтинге лучших университетов мира по версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS). Представители отечественных учебных заведений связывают рост с успехами в образовательной деятельности, работе с зарубежными коллегами и привлечении иностранных студентов, рассказали они ТАСС.

QS 19 июня опубликовала всемирный рейтинг университетов QS World University Rankings.

В этом году в рейтинге представлено 25 университетов РФ — 15 (60%) улучшили свои позиции и только пять (20%) заняли более низкие места. Российским лидером остается Московский госуниверситет имени М.В.

Ломоносова, который занял 84-е место. На втором месте среди вузов России — Новосибирский госуниверситет (НГУ), расположившийся на 231-й позиции.

Британская компания публикует рейтинг лучших вузов мира с 2004 года, оценивая учебные заведения по шести критериям. Среди них — академическая репутация (40% от общего балла), соотношение преподавательского состава к числу студентов (20%), индекс цитируемости (20%), репутация среди работодателей (10%), доля иностранных студентов (5%) и доля иностранных преподавателей (5%).

Читайте также:  Определены вузы, которые могут присуждать ученую степень

Экспорт образования

Томский государственный университет (ТГУ) за год поднялся на девять позиций и занял 268-е место в QS World University Rankings 2019.

«Тот факт, что ТГУ не просто улучшил свои позиции, а вошел в первый квартиль [25%] сильнейших вузов мира, подтверждает правильность выбранного нами вектора на формирование экосистемы вуза и на экспорт образовательных технологий.

Сейчас эти акценты легли в основу создаваемого в области научно-образовательного центра [НОЦ] мирового уровня», — рассказал ТАСС ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Он добавил, что особенно вуз превосходит своих конкурентов по показателю соотношения между количеством академических кадров и количеством студентов — 29-е место среди университетов мира. «По мнению составителей рейтинга, это является косвенным показателем высококачественного обучения», — отметил он.

Галажинский отметил, что всего за пять лет ТГУ поднялся в рейтинге на 283 позиции и с каждым годом продвигаться становится все труднее — чем выше позиции университета, тем глобальнее конкуренция и тем весомее даже небольшое продвижение вперед.

Стратегия развития и нацпроект

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана в рейтинге поднялся с 299-й на 284-ю позицию.

По словам ректора вуза Анатолия Александрова, улучшение позиций связано с реализацией стратегии развития университета: запуском новых образовательных программ, проведением исследований на стыке разных наук, созданием инженерных центров, лабораторий, публикационной активностью.

«Рейтинг — это хорошее зеркало, оно порой может казаться нам кривым, неправильным, но игнорировать то, что отражается в этом зеркале, нельзя.

Мы, конечно, внимательно следим за рейтингами, и нас радует то, что мы занимаем в них хорошие позиции, но специальных действий, направленных исключительно на рост цифр, не делаем.

Наша задача сегодня — осуществлять комплексную стратегию развития университета, это обеспечивает устойчивость вузу», — сообщил ТАСС Александров.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) также показал рост — поднялся с 343-й позиции на 322-ю. В самом вузе улучшение позиций связывают с реализацией нацпроекта «Образование».

«Национальный проект «Образование» ориентирует российские вузы на вхождение в топ-10 ведущих стран по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов. В связи с этим интерес к продвижению в глобальных рейтингах российских университетов только растет.

Для такого молодого университета, как ВШЭ, репутация которого в мире складывается на наших глазах, это одна из уникальных историй успеха университетов: ВШЭ стабильно, год за годом видимо улучшает свой результат в мировом рейтинге QS, в этом году укрепила и умножила свои репутационные позиции», — сказала ТАСС старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ Ирина Карелина.

Ресурс для роста

Московский физико-технический институт (МФТИ) поднялся на 10 позиций и занял 302-е место. Как сообщил ТАСС проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, во многом вуз демонстрирует положительную динамику благодаря сотрудничеству с ведущими институтами Российской академии науки (РАН) и высокотехнологичными компаниями.

«Безусловно, этот ресурс дает результаты — наши молодые ученые получают медали РАН, становятся первыми авторами статей в ведущих научных журналах. Увеличивается эффективность аспирантуры — в прошлом году диссертации защитили 42% выпускников. Аспиранты стали авторами 270 публикаций в журналах первого квартиля», — сказал он.

Он добавил, что усилению МФТИ способствует также выделение приоритетных направлений исследований — прикладных и фундаментальных. Вокруг них системно и наращивается потенциал для научного прорыва.

Повышение престижа

Российский университет дружбы народов (РУДН) в рейтинге QS поднялся на 54 позиции и занял 392-е место. Рост в вузе связывают с участием в проекте «5-100», задача которого — повышение престижа российского высшего образования в мире.

«За 3,5 года участия в программе «5-100» университет показал рост на 258 позиций в рейтинге QS.

РУДН взял курс на развитие как исследовательский университет  Переход РУДН в топ-400 и признание заслуг по интернационализации образования — результат работы коллектива накануне 2020 года, когда университету исполнится 60 лет и когда будет формироваться повестка на новую дорожную карту развития», — приводит пресс-служба вуза слова ректора РУДН Владимира Филиппова.

Проректор по программам развития Новосибирского госуниверситета Алексей Окунев также связывает смещение вуза с 244-й на 231-ю позицию с реализацией проекта «5-100». «Мы видим в международной конкурентоспособности две основных составляющих — это актуальность и заметность, и программа «5-100» позволила усилить эти акценты.

В плане актуализации научных направлений мы постепенно переходим от исследований с горизонтом внедрения через десятилетия к таким, по которым можно получить практический результат за несколько лет, — это глубокое машинное обучение, квантовая информатика, точное геномное редактирование, ядерная медицина», — сообщил ТАСС Окунев.

Он добавил, что росту репутации вуза в мире способствовало проведение около 200 конференций, более 3 тыс. студентов и молодых ученых представили свои результаты на крупных и специализированных международных площадках.

Плоды многолетней работы

Такого же мнения придерживается и директор Центра рейтинговых исследований петербургского Университета ИТМО Илья Куфтырев.

По его словам, за год вуз поднялся на 70 позиций и смог войти в топ-500 рейтинга, заняв 436-ю строку, однако, чтобы совершить такой же скачок в будущем, вузу придется проделать столько же работы, сколько было сделано за последние три года. В целом же, чтобы войти в топ-500 вузов РФ, вузу потребовались годы работы.

«Войти в топ-500 — это стратегически важная для нас высота. У нас был ребрендинг вуза, с 2013 года Университет ИТМО, в каком-то смысле, новый университет — с новым брендом, новым лицом, с новыми подходами в образовании и науке. Чтобы двигаться дальше, нужны все больше успехи — каждая новая сотня требует новых усилий, уровень конкуренции увеличивается с каждым местом», — сказал он.

В проектах, которые университет начал несколько лет назад, ИТМО видит ресурс для дальнейшего роста. «Есть такой показатель как цитируемость.

Три года назад по сравнению со среднемировыми наша бальная оценка в рейтинге по цитируемости была весьма скромной.

Сейчас, спустя три года, показатель у нас серьезно растет и в ближайшие три-пять лет он догонит среднемировой. Это эффект тех усилий, которые мы приложили раньше», — отметил Куфтырев.

Кроме того, по его словам, сейчас вуз будет занят укреплением образовательной и научной «экосистемы», в частности, расширять взаимодействие с зарубежными партнерами, промышленными компаниями, поддерживать сетевое взаимодействие с другими образовательными центрами.

Больше мировых исследований

Как сообщил ТАСС ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров, вуз за год смог подняться с 412-й до 364-й позиции благодаря работе с усилением академической репутации, цитируемости исследований вуза, а также благодаря его интернационализации. Так, за год выросла доля иностранных преподавателей до 8,2% от общего количества, а доля иностранных студентов, которые представляют 84 страны, составляет 11%.

Как уточнил ТАСС проректор по науке УрФУ Владимир Кружаев, также вуз в последние годы уделял большое внимание международному сотрудничеству своих ученых, поддерживая их через участие в международных конференциях, через привлечение к работе зарубежных ученых и совместные научные публикации.

«Все это привело к тому, что наш университет стал более заметен в международном академическом сообществе, чем это было раньше.

Раньше был определенный разрыв между нашим реально высоким научным уровнем и тем, что про нас знают в мире. Мы пытались через указанные механизмы этот разрыв уменьшить, и нам это удалось.

Надеюсь, эта позитивная тенденция в следующие годы продолжится, и рост УрФУ в рейтинге за счет этого показателя увеличится», — сказал он.

Источник: https://nangs.org/news/education/eksperty-rossiyskie-vuzy-ukrepili-pozitsii-v-reytinge-qs-blagodarya-svoemu-potentsialu

Китайская грамота. Почему российские вузы не выдерживают конкуренции | Карьера и свой бизнес

Растущая конкуренция и глобализация в высшем образовании отражается и на появлении новых рейтингов, построенных специально, чтобы подсветить некоторые современные тенденции.

Так, для молодых университетов был создан рейтинг THE Young Universities, потому что вузам, которым несколько десятков лет, сложно конкурировать с теми, кому несколько сотен (а именно столько большинству вузов-лидеров).

Можно перечислить ряд других примеров: рейтинг сайтов вузов Webometrics; индонезийский рейтинг самых «экологически чистых» университетов мира UI GreenMetric Ranking of World Universities; европейский U-Multirank.

Рейтинги оценивают университеты немного по-разному, но при этом рассматривают выполнение главных составляющих миссии вузов институтов высшего образования: качество образования (преподавания), исследовательскую деятельность, служение обществу (социокультурная компонента) и вклад в инновационное развитие.

Методология ранжирования, критерии оценки вузов и веса каждого из факторов различаются в разных рейтингах и даже меняются год от года.

QS и THE в качестве основных критериев в различных пропорциях учитывают академическую репутацию, то есть мнение экспертов мирового академического сообщества, оценки работодателей, активность в научных публикациях, успехи выпускников, уровень интернационализации.

Как правило, на международные рейтинги больше всего внимания обращают абитуриенты и их родители. Все более активно их используют во внутренней конкуренции внутри стран, например, для распределения государственной финансовой поддержки.

Однако в самих университетах они играют более скромную роль.

Ведь понятно, что сложно придумать универсальный рейтинг, в котором одинаково оценивались бы и такой небольшой частный вуз, как Российская экономическая школа (РЭШ), где менее 500 студентов, и университет Сан-Паулу, в котором около 80 000 студентов. Как нас вообще можно сравнивать?

Все время идут дискуссии по поводу того, каким должно быть соотношение разных параметров при оценке вуза, насколько корректны и сопоставимы отдельные критерии.

Например, среди российских вузов у МГУ давняя история формирования большой международной диаспоры выпускников, и благодаря этому при оценке работодателей из зарубежных компаний университет получает более высокий балл.

У молодых вузов с меньшим количеством студентов и партнеров узнаваемость на мировом рынке труда может быть гораздо меньшей. Тем не менее некоторые наши университеты постепенно преодолевают и этот барьер.

В целом равняться и стремиться укрепить свои позиции в мировых рейтингах все-таки стоит. Ведь они формируются с оглядкой на международное образовательное пространство и в особенности на лидеров рынка, которыми всегда являлись именитые американские и британские университеты.

Стремление равняться на флагманов, перенимать лучшие практики, укреплять международную репутацию и повышать привлекательность для академической и студенческой мобильности, внедрять международные стандарты качества преподавания и исследований, укреплять связь с рынком — рецепт и императив вхождения в мировую элиту для российских вузов привлекателен.

В последние годы российские власти активно взялись за укрепление позиций вузов в рейтингах.

В 2012 году был запущен проект 5-100: государство выделило средства для поддержки на конкурсной основе университетов, у которых есть инновационный потенциал.

Цель программы — чтобы к 2020 году пять из этих вузов вошли в топ-100 мировых рейтингов THE, QS и ARWU. В результате конкурсного отбора сейчас в 5-100 участвует 21 российский университет.

Увеличение финансирования вузов и науки в целом — действительно ключ к успеху, но не панацея. Однако то, на что миллиарды тратит государство, поддерживая программу 5-100, точечно и на частные деньги уже давно делается в РЭШ.

Рецепт и прост, и сложен одновременно: чтобы оказаться в мировой научной системе, необходим наем профессорско-преподавательского состава на международном рынке труда (и с конкурентоспособной зарплатой), оценка эффективности преподавателей (их KPI) по публикациям в ведущих мировых реферируемых научных журналах, выступления на международных конференциях, современная экосистема инновационного развития и управления.

К сожалению, известны случаи, когда университеты тратят деньги не на реальные улучшения, а на то, чтобы искусственно подтянуть свои места в рейтингах. Есть случаи, когда вузы нанимают западных ученых с мировым именем, которые нередко фактически только числятся в вузе.

Исследователи получают деньги только за то, что указывают в своих научных публикациях двойную аффилиацию — так эти статьи идут в зачет каждому университету.

Более широко распространена более порочная практика, когда вузы (или отдельные преподаватели) оплачивают публикации в низкокачественных международных журналах, которым тем не менее удается попасть в базу Scopus, занимаются самоцитированием, участвуют в псевдосоавторстве для увеличения индекса Хирша и формального выполнения требований эффективного контракта. Кстати, рейтинги этот «академический бизнес» отлавливают и пытаются нивелировать, меняя методологию.

Несмотря на поступающие по программе 5-100 средства, успехи в продвижении в рейтингах пока не так впечатляют, как хотелось бы. В топ-100 THE ни один российский вуз не вошел, в последнем рейтинге QS МГУ на 95-м месте, в ARWU — на 93-м (а к 2020 году университетов в рейтингах должно быть уже пять). Это можно объяснить разными причинами.

Во-первых, если обратиться к опыту Китая, то для настоящего успеха необходимо направить экономику страны на развитие инноваций, принять и последовательно реализовывать политику развития человеческого капитала. Достаточно сказать, что, по данным на 2012 год, КНР вкладывала в реализацию этой программы $250 млрд в год. Необходимы и финансовая поддержка этой сферы, и внимание к ней в целом.

Во-вторых, должно пройти время — нельзя ожидать моментальных результатов.

Инновационные перемены в громоздкой инерционной системе высшего образования, довольно зарегулированной государством, при всех вливаниях и усилиях передовых вузов потребуют самых сложных качественных сдвигов, главным образом, в осознании и принятии университетским сообществом, а на это нужны годы. Тем временем вузы-лидеры тоже не стоят на месте и развиваются. Есть исследования, которые показывают, что даже в течение 10-20 лет новым участникам будет трудно догнать тех, кто уже находится на самых высоких позициях в мировых рейтингах.

Читайте также:  Сборная россии завоевала золото на международной олимпиаде по информатике

Например, в Китае реформы высшего образования и поддержка мегапроектов развития университетов (так называемые проекты 211, 985) начались в конце 1990-х годов, и сейчас они приносят существенные результаты. В КНР более 2000 университетов, однако власти сосредоточились на приоритетной поддержке С9 — «китайской Лиги плюща». Эта группа элитных вузов «поселилась» в рейтингах всерьез и надолго.

Наконец, есть целый ряд внутренних причин. Важны не только финансовые вливания, но и институциональные изменения.

Мне доводилось слышать от сотрудников университетов— участников программы 5-100 признания, что они не знают, на что потратить деньги.

У вузов должно быть больше академических свобод, больше возможностей направлять ресурсы туда, куда это действительно необходимо, нужно снизить бюрократизм в процессе отчетности.

Здесь можно привести пример Российской экономической школы, которая не участвует в 5-100 и других программах государственной поддержки ведущих вузов и не может по формальным критериям (прежде всего из-за небольшого числа студентов, которые обучаются по одному направлению — экономике) участвовать в глобальных рейтингах.

Тем не менее грамотное распределение средств и подбор персонала позволяют добиться того, что РЭШ стабильно входит в топ-25 лучших экономических вузов мира и Европы по рейтингам SSRN и RePEc, а в топ-100 лучших экономических исследовательских институтов Тилбургского университета с большим отрывом заняла первое место в России.

Другой важный фактор, тормозящий интеграцию российских университетов в мировое научное сообщество, культурный. Долгие годы университетская и академическая науки существовали в параллельных реальностях. Главный акцент в вузах делался на образование. Однако современный университетский преподаватель обязан быть включен в исследовательскую работу.

К сожалению, многим преподавателям «старой школы» трудно перестроиться. Они привыкли, что российская наука живет в режиме «междусобойчика».

У нас есть свои вузовские журналы, сборники тезисов и прочие издания, в которые попасть существенно проще, чем в международные реферируемые журналы (процесс написания и публикации статьи для них может занимать несколько лет).

А необходимый для отчетности объем печатных листов всегда было легко получить, ведь сборники докладов публикуются фактически после каждой научной конференции.

В этом плане, как мне кажется, у более молодых университетов даже больше шансов перестроить свою работу. Им не нужно менять отношение сотрудников.

Тот же НИУ ВШЭ сделал колоссальный рывок (который хорошо отразился и на рейтингах) во многом благодаря тому, что у них изначально было понимание, как нужно строить новый университет, в чем отличие PhD от кандидатской диссертации, какого рода публикации можно считать действительно стоящими.

Помочь изменить эту культуру может возвращение ученых из-за рубежа. В Китае уже давно работают подобные программы, нацеленные на массовый возврат преподавателей (в том числе ученых с мировым именем) и молодых специалистов. В России же условия для таких профессионалов пока созданы буквально в нескольких вузах.

В целом России еще есть чему поучиться у Китая, но надо признать, что многое уже делается: открываются новые научные центры, куда, в частности, из–за рубежа возвращаются ученые, перестраивается работа образовательных и административных подразделений вузов, расширяется поток иностранных студентов, диверсифицируются источники финансирования, укрепляются связи с бизнесом, внедряются принципы эффективного контракта. Эти позитивные сдвиги ведут и к укреплению позиций российских университетов в рейтингах. Однако в конечном итоге важны не столько количественные показатели, сколько сам факт того, что высшее образование в стране начинает развиваться в соответствии с самыми высокими международными стандартами.

Вопрос трансформации концепций труда и обучения, обусловленный развитием цифровой экономики, будет обсуждаться на ПМЭФ-2018.

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/pmef-2018361919-kitayskaya-gramota-pochemu-rossiyskie-vuzy-ne-vyderzhivayut

Вузы России вдвое укрепили свои позиции в международном предметном рейтинге компании QS

МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Российские вузы вдвое укрепили свои позиции в международном предметном рейтинге учебных заведений, ежегодно составляемом британской компанией Quacquarelli Symonds (QS). Об этом свидетельствует опубликованный ею в 13-й раз список лучших вузов мира, оцененных с точки зрения качества обучения по 42 предметам (QS World University Rankings by Subject 2016).

Восемь российских вузов в 2016 году заняли 20 мест в первой сотне рейтингов по различным предметам. В прошлом году четыре университета и института РФ занимали восемь мест в Топ-100.

В нынешнем году 17 российских учебных заведений заняли 71 позицию в полной версии результатов исследовании. В 2015 в нем присутствовали 10 российских вузов, которые занимали в общей сложности 46 позиций. В список по каждому предмету вошли 300 мировых вузов.

МГУ подтвердил репутацию лидера среди российских вузов

Наибольшего успеха добился Московский государственный университет им. Ломоносова, который занял места в первой сотне по 12 предметам обучения, в полном списке рейтинга МГУ упомянут 24 раза. Лидирующей дисциплиной МГУ является «Лингвистика», где вуз поднялся с 35 на 17 место.

МГУ также входит в топ-50 в категории «Физика и астрономия» (27-е место, повысил позиции на 9 пунктов по сравнению с 2015) и «Математика» (33-е место, повысил позиции на 9 пунктов по сравнению с 2015). МГУ поднялся по десяти из девятнадцати предметных категорий, в которых он был упомянут в прошлом году, и снизил свои показатели лишь в двух дисциплинах.

Успехи МГУ по гуманитарным и естественно-научным направлениям связаны с принятием программ развития факультетов. Такое мнение высказал ТАСС ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.

«Это очень мощное вхождение, поскольку это почти все университетские науки, и в этом сила Московского университета, потому что он может войти не по узкому перечню дисциплин, а по широкому», — сказал Садовничий.

По его словам, успехи связаны с принятием программ развития факультетов.

«Главное, что в этих программах присутствует, — это публикуемость в топ-журналах, которые входят в Web of Science и Scopus, издательская деятельность — наши монографии, книги, участие в международных конференциях.

Гуманитарные факультеты в этом смысле очень подтянулись, раньше на это меньше обращали внимание. Ну публиковали и публиковали, а сейчас более ответственно относятся к вопросу, где публиковать, как оформлять, на каком языке», — отметил Садовничий.

Он подчеркнул, что в вузе происходит более тщательная подготовка к показу научного потенциала. «Что касается естественно-научных факультетов, то тут сил добавили наши крупные программы, ведь всего через несколько недель мы запускаем спутник «Ломоносов».

Это огромный космический аппарат, и он под силу, может быть, единственным университету — Московскому. Это труд почти всех естественных факультетов. Ну и проект «Ноев ковчег», когда мы создаем депозитарий, хранилище клеточного материала всего живого.

Здесь объединены все факультеты, и я думаю , что это тоже дает нам потенциал в рейтинге», — сказал ректор.

Позиции СПбГУ объясняются оценкой экспертов и репутацией среди работодателей

СПбГУ стал 26-м в мире и первым среди российских вузов в сфере «Инженерии — горного дела и добычи минералов». Эта предметная область введена в рейтинг впервые в этом году. Кроме СПбГУ в ней значатся еще два российских вуза — Университет нефти и газа им. И.М.Губкина и Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

Высокие позиции Санкт-Петербургского государственного университета в рейтинге британской компании Quacquarelli Symonds (QS) объясняются не только оценкой экспертов, но репутацией вуза среди работодателей. Так ТАСС прокомментировали в пресс-службе СПбГУ опубликованный список лучших вузов мира.

«Занять 26-ю позицию рейтинга по данному направлению исследований университет смог не только благодаря высокой оценке работы ученых Санкт-Петербургского университета со стороны мирового экспертного сообщества, но и в силу значительного повышения репутации вуза среди крупных работодателей», — пояснили в пресс-службе СПбГУ со ссылкой на руководство университета.

Согласно рейтингу, в области истории у МГУ и СПбГУ одинаковые позиции, а место в рейтинге — в группе с 100 по 150.

В трех предметных областях — «Философия», «Информационные системы» и «Химия» СПбГУ — второй среди российских вузов после МГУ, в сферах «Политика и международные исследования» и «Экономика и эконометрия» — третий после МГУ и Высшей школы экономики.

«Одной из основных причин высокой оценки СПбГУ в области политических и экономических исследований стал значительный рост числа публикаций ученых университета, индексируемых в базе Scopus», — уточнили в пресс-службе.

В той же категории, в диапазоне мест 51-100, присутствуют Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Санкт-Петербург). Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва) и Новосибирский государственный университет присутствуют в категории «Физика и астрономия», в диапазоне 51-100.

В Топ-100 предметных списков также попали Московская консерватория им. П.И. Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (27-е и 47-е места в категории «Исполнительские виды искусства»).

Российские университеты повышают конкурентоспособность

В 13-й предметный рейтингов Quacquarelli Symonds вошли российские вузы-участники Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих университетов (Проект 5-100).

Лидером среди представителей Проекта стала Высшая школа экономики, включенная сразу в шесть рейтингов: «Экономика и эконометрика» (диапазон мест 101-150), «Социология» (101-150), «Политика и международные отношения» (101-150), «Философия» (151-200), «Бизнес и менеджмент» (151-200), «Математика» (251-300). В 2015 году ВШЭ была представлена только в четырех из них.

Значительно улучшил результат и Московский физико- технический институт (МФТИ), сумев попасть в пять рейтингов: «Физика и астрономия» (101-150), «Механическая, авиационная и промышленная инженерия» (201-300), «Инженерное дело в электронике» (251-300), «Математика» (251-300), «Вычислительная техника» (351-400).

«Российские вузы в общей сложности заняли 20 мест в первой сотне предметных рейтингов QS, — отметил замминистра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко.

— Вновь подтвердили свое лидерство в области физики участники Проекта 5-100 НГУ и МИФИ, которые, напомню, в декабре прошлого года вошли в сто лучших и по версии Times Higher Education.

Все больше вузов — участников Проекта попадают в число ранжируемых по отдельным дисциплинам».

Американские и британские университеты доминируют в мировом масштабе

Первые места в большинстве предметных списков заняли вузы США и Великобритании. Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт (MIT) продолжают лидировать в рейтинге, разделяя первенство по 24 предметам — каждый из них занимает по 12 позиций.

MIT стал первым по таким специальностям, как «Физика и астрономия», «Лингвистика», «Экономика», «Компьютерные науки», Гарвард обошел конкурентов в таких сферах, как «Юриспруденция», «Бизнес и менеджмент», «Политические и международные исследования», «Медицина».

Традиционно высокие места занимают британские вузы — Оксфорд лидирует по предметам, как «География», «Современные языки», «Английский язык и литература», Кембридж — «Археология», «Математика».

Самым престижным вузом в категории «Исполнительские виды искусства» признана американская Джульярдская школа.

«Несмотря на то, что США и Великобритания продолжают лидировать, рейтинг показывает, что количество стран, где представлено блестящее образование, растет», — сказал Бен Саутер, глава QS Intelligence Unit.

«Я очень рада видеть в рейтингах QS все больше и больше российских вузов, это несомненно знак того, что и они, и мы делаем правильное дело: университеты улучшают свое международное признание, эффективнее работают с экспертными сообществами и учатся правильно представлять свои научные успехи миру, а мы собираем воедино больше точных данных, которые отражают действительность, а не ситуацию двадцати-тридцатилетней давности» — заявила Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии.

Источник: https://www.msu.ru/press/smiaboutmsu/vuzy-rossii-vdvoe-ukrepili-svoi-pozitsii-v-mezhdunarodnom-predmetnom-reytinge-kompanii-qs.html

Российские вузы укрепили свои позиции в предметном рейтинге QS 2016 года

Семнадцать российских вузов вошли в предметный рейтинг QS World University Rankings by Subject по 28 предметным областям, заняв в общей сложности 71 позицию. Восемь российских вузов попали в топ-100 предметного рейтинга, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Минобрнауки РФ.

Лидером по числу позиций в топ-100 стал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, попавший в первую сотню 12 предметных областей. При этом вуз получил самое высокое место — 17-е
— в области «Лингвистика».

На втором месте оказался Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), попав в топ-100 двух градаций, при этом лучше всего показав себя в дисциплине «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых» (26-е место).

Остальные шесть вузов обеспечили себе по одному месту в топ-100 лишь одной из предметных областей.

Места в топ-50 рейтинга лучших вузов, составленного британской компанией Quacquarelli Symonds, в дисциплине «Исполнительские виды искусства» обеспечили себе Московская консерватория им. П.И. Чайковского (27) и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (47).

Еще два российских вуза — Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина и Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» — попали во вторую половину первой сотни (группа 51-100) по той же специальности, что и СПбГУ — «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых».

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Новосибирский государственный университет обеспечили себе места в группе 51-100 по специальности «Физика и астрономия».

В Минобрнауки РФ подчеркнули успех последних двух вузов, которые являются участниками правительственного проекта по повышению конкурентоспособности российских университетов на мировой арене 5-100.

«Вновь подтвердили свое лидерство в области физики участники Проекта 5-100 НГУ и МИФИ, которые, напомню, в декабре прошлого года вошли в сто лучших и по версии Times Higher Education. Все больше вузов
— участников Проекта попадают в число ранжируемых по отдельным дисциплинам», — отметил замглавы Минобрнауки Александр Повалко.

В министерстве добавили, что участники проекта 5-100 попали на разные места в 13 предметных рейтингов QS.

Лидером среди них по представленности стала Высшая школа экономики (ВШЭ), попавшая в сразу шесть рейтингов — «Экономика и эконометрика» (диапазон мест 101-150), «Социология» (101-150), «Политика и международные отношения» (101-150), «Философия» (151-200), «Бизнес и менеджмент» (151-200), «Математика» (251-300).

В 2015 году ВШЭ была представлена только в четырех из них. «Значительно улучшил результат и Московский физико-технический институт, сумев попасть в пять рейтингов: «Физика и астрономия» (101-150), «Механическая, авиационная и промышленная инженерия» (201-300), «Инженерное дело в электронике» (251-300), «Математика» (251-300), «Вычислительная техника» (351-400)», — сообщили в пресс-службе.

Источник: https://www.newsru.com/russia/22mar2016/qs.html

Ссылка на основную публикацию