Россия примет участие в международных исследованиях качества образования

Россия примет участие в международных исследованиях качества образования PIPS, PIRLS, TIMSS и PISA: для чего нужны эти исследования? Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова рассказывает о повышении качества образовательной деятельности и улучшении образовательных результатов школьников и раскрывает цели международных исследований.

В материале использованы данные, подготовленные под руководством Г. С. Ковалевой в Центре оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Новый виток интереса к международным исследованиям связан с поручением президента правительству РФ обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Топовая позиция в мировом рейтинге международных исследований — не самоцель. Прежде всего, всех волнует качество полученных знаний и конкурентоспособность российской образовательной системы. Это зафиксировано и в государственной программе «Развитие образования»».

1. Высокое научное и техническое качество международных исследований — высокое доверие — использование результатов исследований для реформирования системы образования. 2. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами. 3. Международные исследования становятся основой для создания качественных национальных исследований в области оценки качества образования. 4. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые технологии в области оценки качества образования.

Особенности международных сравнительных исследований

1. Наличие четких концептуальных положений. Формируются за несколько лет до начала цикла исследования. Сначала создается концептуальная рамка, а потом — создание конкретного инструментария для решения целей.  2. Очень строгие подходы к выборке и математической обработке результатов. 3. Регулярность проведения. 4. Уровневый подход в описании результатов. 5.

Сбор контекстной информации (анкеты учащихся, родителей, учителей, администрации).

«Несмотря на неоспоримые отличия, в каждом цикле есть то, что объединяет все исследования — грамотность. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской и т. д.

»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Университеты станут центрами технологического развития

Оценим за полчаса!

В каждом цикле один из компонентов является доминирующим. И на его оценивание направлено больше заданий, чем на остальные из трех компонентов. Хотя все они обязательны. В 2018 году факультативным компонентом был навык решения проблем, а в 2021 году таким компонентом будет оценка креативного мышления, свойственного 15-летним школьникам.

В образовании должны быть тесно переплетены знания, умения, отношения и ценности:

  • Настоящая мотивация не сложится, если мы не передадим отношение и ценности ребенку.
  • Мы отвечаем не только за академизм знаний, но и за передачу умения использовать эти знания.
  • Мы учим применять знания и умения даже в таких задачах, которые выходят за рамки учебного процесса.

При выполнении математических задач в PISA нередко необходимо отсеивать дополнительные, ненужные сведения и вычленить математическую составляющую ситуации: Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Так происходит и в жизни: мы анализируем информацию, учимся понимать, что нам нужно, а что нет.

«Жизнь ставит перед нами задачи, не предупреждая о том, какие навыки она будет проверять. Нужно быть готовым действовать по обстоятельствам, принимать верные решения в непростой момент».

Выборка регионов, обработка результатов

Для того чтобы сделать объективное заключение о том, нравится вам суп или нет, нужно попробовать его не чайной ложкой, и даже не столовой, а съесть хотя бы тарелку, при этом не обязательно съедать всю кастрюлю, — это аналогия к выборке регионов страны при проведении исследования.

Всю страну исследовать не обязательно, одного города и даже региона мало, а вот нескольких субъектов будет вполне достаточно для сбора актуальных данных об уровне грамотности учеников по всей стране. На обработку результатов исследования уходит год-полтора.

Тест PISA, например, был проведен в июне 2018 года, но результаты будут опубликованы лишь в конце 2019-го. Согласно данным исследования PIRLS, результаты девочек из года в год стабильно лучше, чем результаты мальчиков: Россия примет участие в международных исследованиях качества образования И это кажется логичным: речевое развитие мальчиков, приходящих в школу, отличается от речевого развития девочек. Кстати, исследование направлено в том числе на то, чтобы мы увидели эту разницу воочию, хотя многие и так знают о ней на интуитивном уровне, ведь не секрет, что в младшем школьном возрасте развитие девочек происходит действительно немного быстрее. Исследуя причины разного уровня читательской грамотности, эксперты выявили, что тематика текстов из заданий может демотивировать именно мальчиков.

Регулярность проведения исследований

Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA – проводит сравнительные исследования. Организация экономического сотрудничества и развития – OECD – изучает, насколько качество образования соответствует требованиям современности. Всем международным исследованиям свойственна цикличность.

Засчет этого мы можем наблюдать динамику. Например, исследование TIMSS проверяет естественно-научную грамотность школьников на 4-м и 8-м годах обучения. Так легко можно проследить, какие результаты показывает одно поколение в разные годы. Россия примет участие в международных исследованиях качества образования

Уровневый подход в описании результатов

Очень важный аспект в подсчете результатов исследований — деление на уровни. Это не сухое отметочное представление результатов, а более глубокое и более четкое понимание способностей и недостатков ученика. Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Еще один пример — уровни описания результатов PISA: Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Отметочный подход не позволяет разбираться в сути: что уже получается у ребенка и куда стоит двигаться дальше. 

«Стандартных ситуаций становится все меньше, чаще жизнь проверяет, как мы можем мыслить в неординарных обстоятельствах. Задача международных исследований заключается в том, чтобы раскрыть способности каждого, оценив его возможности».

Сбор контекстной информации

После тестирования ребята заполняют анкеты. Все руководство школы, учителя и даже родители учеников тоже обязаны это сделать. Информацию из анкет анализируют эксперты и сопоставляют с результатами учеников. Важно иметь представление о том, в каких обстоятельствах живет и развивается школьник: семья, окружение, ситуации в школе и дома. Один из примеров – PIRLS. Читательская грамотность школьников имеет прямую зависимость от отношения к чтению в семье. Дети, чьи родители не проявляют интерес к книгам, дали низкие результаты. И наоборот: у детей, родители которых любят читать, показатели заметно выше.  Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Рекомендуем узнать дополнительную информацию о международных исследованиях на сайте центра оценки качества образования ИСРО РАО centeroko.ru. Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/razbiraemsya-v-kontseptsii-osnovnykh-mezhdunarodnykh-sravnitelnykh-issledovaniy-kachestva-shkolnogo-/

Фиоко — статьи по международным сопоставительным исследованиям

Россия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образованияРоссия примет участие в международных исследованиях качества образования  Россия примет участие в международных исследованиях качества образования Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов. Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

  • Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 
  • PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
  • TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
  • PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
  • TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
  • PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
  • Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семёрку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц. Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвящённые вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт — исполнительный директор IEA. В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования. Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующей статьи:

  • Основные исследования исследования TALIS-2018 Данные исследования TALIS-2018 свидетельствуют о том, что реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект, однако можно определить ряд традиционных и новых вызовов, с которыми российской школе предстоит справиться. В контексте реализации Национального проекта «Образование» эти вопросы привлекают к себе особое внимание.   Качественный состав школы   Можно наблюдать небольшое снижение темпов омоложения контингента учителей относительно исслед
  • PISA-2018. Краткий отчёт по результатам исследования
  • Что можно ожидать от результатов PIAAC второго цикла? (Перевод статьи (https://www.oecd-ilibrary.org/education/how-much-will-the-literacy-level-of-the-working-age-population-change-from-now-to-2022_3fbc48a8-en) и комментарии подготовлены Центром международных и национальных исследований качества образования ФГБУ «ФИОКО») К 2022 году средний уровень грамотности взрослого населения трудоспособного возраста (16-65 лет) должен незначительно увеличиться в большинстве стран, которые пр
  • В 4 странах – Австралии, Канаде, Дании и Швейцарии – проследили за изменениями во взрослой жизни учащихся, которые участвовали в исследовании PISA в 2000 и 2003 годах. Во всех четырех странах 15-летние учащиеся, которые по результатам набранных баллов по читательской грамотности исследования PISA оказались в ¼ лучших студентов, с большей вероятностью получили образование в университете в возрасте около 25 лет, чем учащиеся, которые набрали меньше баллов. Также 15-летни
  • Результаты исследования PISA-2018 по чтению, математике и естественным наукам были опубликованы 3 декабря 2019 года. В оценке грамотности приняли участие более 600.000 15-летних учащихся из 79 стран и экономик. Впервые участниками исследования стали Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина, а также провинция Чжэцзян (Китай). PISA-2018 сосредоточила внимание на читательской грамотности учащихся. Новая структура для оценки ч
  • Обучение в сельских школах и образовательные результаты В среднем по странам ОЭСР результаты учащихся сельских школ по естественным наукам на 31 балл ниже по сравнению с учащимися городских школ; в целом данный разрыв может быть объяснен различиями в социально-экономическом статусе учащихся и школ. Ожидается, что в среднем по странам ОЭСР лишь 30% учащихся сельских школ получат высшее образование. Для сравнения, среди учащихся городских школ этот показатель может достигать 50%. Этот разрыв сохраняется при сравнении учащихся сельских и городских шк
  • Почему сравнительно мало девочек выбирают научную карьеру? В 22 странах-участницах исследования PISA мальчики показывают более высокие результаты по естественнонаучным предметам чем девочки, в то время как девочки опережают мальчиков по этому показателю в 19 других странах. Однако мальчики показывают относительно высокую успеваемость по естественнонаучным предметам в 65 из 67 участвующих странах. Это значит, что их результаты по исследованию естественнонаучной грамотности выше, чем средние результаты в трех областях, которые оцениваются в исследовании
  • Почти во всех странах-участницах исследования PISA 15-летние учащиеся, демонстрирующие значительную мотивацию достижения, показывают более высокие результаты и в исследовании. Учащиеся, находящиеся в выгодном социально-экономическом положении, показывают более высокие результаты в исследовании PISA и демонстрируют повышенную мотивацию по сравнению с учащимися из неблагополучного окружения. Мотивация, особенно вызванная внешними факторами, связана с тревожностью. В рамках исследования
  • Когда учителя естественных наук удовлетворены своей работой? В рамках исследования PISA-2015 впервые были собраны данные дополнительного анкетирования учителей 15-ти летних учащихся в 19 странах. Было выявлено, что учителя, которые говорили о том, что стать учителем было их целью после окончания школы, показали более высокий уровень удовлетворенности своей работой и профессией в целом. Для них становление учителем было реализацией их амбиций, а не случайностью на рынке труда. На самом деле, по результатам проведенного анализа, достижение цели становления
  • По результатам исследования PISA-2015 в Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Гонконге (Китай), Ирландии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Словении, Вьетнаме более 30% учащихся из семей с низким социально-экономическим положением* показали высокие образовательные результаты (на уровне 3** или выше по читательской, математической и естественнонаучной грамотности). При этом в Алжире, Доминиканской Республике, Косово, Перу и Тунисе менее 1% учащихся из семей с низким со
  • Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В 2021 году основное направление исследования PISA — математическая грамотность. Что лежит в основе исследования можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (Схема 1). Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их
  • Международное исследование PISA: краткая информация Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач

Источник: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов: С 2022 года к перечню обязательных предметов ЕГЭ добавится иностранный язык

Россия примет участие в международных исследованиях качества образованияРегулярные нововведения в области образования принесли положительные результаты. Если в 2013 году российские школьники на международных олимпиадах завоевали 35 медалей, то в 2014 году медалей было уже 38. Порадуют ли нас результаты этого года – пока неизвестно: олимпиады еще продолжаются и итоги года не подведены. Так, вчера состоялось открытие XX Международной астрономической олимпиады в Казани. Однако наша команда уже завоевала четыре золотые и одну серебряную медаль по физике, две золотые и две серебряные медали по химии, две золотые, одну серебряную и одну бронзовую медаль по биологии. «В состязании по математике мы в этом году, к сожалению, остались без золотых медалей: все шесть участников привезли серебро, хотя некоторые из них были очень близки к золоту», – рассказал Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Но олимпиада – не единственный показатель всеобщего признания российской системы образования. Это подтвердили все эксперты Первой международной конференции «Эволюция оценки качества образования», которая собрала вчера в Москве ведущих экспертов в области школьной аттестации.

Во время последнего Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, проведенного в 2011 году, наши четвероклассники заняли второе место и уступили лишь сверстникам из Гонконга. В последнем туре данного исследования приняли участие около 325 тыс.

детей из 50 стран мира, из них 4,5 тыс. – российские школьники.

А во время оценки знаний учащихся в рамках Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS четвероклассники из России заняли 10-е место, а восьмиклассники – 6-е.

При этом всего в исследовании принимало участие более 600 тыс. учеников начальной школы из 62 стран.

Таким образом можно констатировать, что наша страна занимает лидирующие места в различных международных исследованиях.

Однако хорошие результаты школьников не означают конец образовательной реформы. Так, Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что сейчас в ведомстве активно обсуждается вопрос обязательной сдачи ЕГЭ по истории, а с 2022 года к перечню обязательных предметов добавится иностранный язык.

Кроме того, Рособрнадзор планирует через 3-4 года внедрить при проведении ЕГЭ новую технологию: измерительные материалы будут печататься непосредственно в пункте сдачи экзамена, а после его завершения – сразу сканироваться и отправляться на обработку.

По мнению Сергея Кравцова, это позволит полностью исключить человеческий фактор до и после проведения ЕГЭ, а значит, приведет к более объективным результатам.

Останавливаться на достигнутом в Минобрнауки России и Рособрнадзоре не собираются.

По словам Дмитрия Ливанова, ключевыми задачами политики в этой области являются обеспечение доступности образования для всех граждан страны, улучшение качества результатов образования на всех его уровнях, укрепление единства образовательного пространства и повышение международной конкурентоспособности образования и науки.

Для достижения поставленных целей в России с 2014 года проводится национальное исследование качества образования. «Мы примерно понимаем, какое место занимает Россия на международной арене, но мы мало знаем о ситуации в регионах.

Поэтому с прошлого года в субъектах федерации начали проводиться исследования, аналогичные международным TIMSS и PIRLS. Мы смотрим на результаты и в случае необходимости оказываем помощь тем или иным школам», – поделился Сергей Кравцов.

Кроме того, ведомство разработало программу Всероссийских проверочных работ, которая позволит учебным заведениям проводить ежегодную самодиагностику по общеобразовательным предметам с учетом единых федеральных стандартов. Теперь любая школа сможет оценить свой уровень и выявить насущные проблемы.

Интересно, что хотя такая проверка не является обязательной, ее результаты заносятся в единую информационную систему. «Я думаю, было бы целесообразно создать международный совет по обсуждению критериев оценки школьников и учителей, а также региональной системы оценки. Важно понимать, какие решения должны следовать по итогам оценочных процедур. Объективная оценка и корректное использование ее результатов повышают качество образования и служат стимулом для его развития», – заявил Сергей Кравцов.

Напомним, формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций поручено Правительству РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 

Материалы по теме: 

Качество образования на отлично! Помимо независимой оценки и общественно-профессиональной аккредитации вузов в России может появиться студенческий мониторинг качества высшего образования.

Мнение:  

Основные проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов Федеральные государственные образовательные стандарты – это принципиально новые для отечественной школы документы.

Они стандартизируют в школьной жизни практически все: какие документы требуются для процесса обучения, в каком объеме, какое оборудование необходимо для ведения учебного процесса.

Единственно, чего в них нет, так это конкретного содержания образования.

Журин Алексей, Заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения Российской академии образования», д.п.н. 

Источник: https://www.garant.ru/news/665103/

Россия будет активно участвовать в международных исследованиях качества образования — Рособрнадзор

Россия примет участие в международных исследованиях качества образования

Россия будет активно участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Координатором данных проектов традиционно выступает Рособрнадзор.

В 2018 году пройдет исследование PIAAC по оценке компетенций взрослых. Кроме того, в будущем году состоятся очередные этапы международных исследований: TALIS, в котором примут участие представители учительского корпуса, и PISA, направленного на оценку учебных достижений обучающихся 15-летнего возраста.

В 2019 году в России будет проведен мониторинг качества математического и естественнонаучного образования в 4, 8, 11-ых классах в рамках исследования TIMSS. В 2021 году – качества чтения и понимания текста у 4-х классов в рамках PIRLS.

«В России сегодня идет формирование единой системы оценки качества образования, которая наряду с ЕГЭ и ГИА включает всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО).

Важной частью объективной системы оценки является участие в международных исследованиях с целью совершенствования процесса обучения, использования самых передовых образовательных технологий», — сказал начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Кроме того, в сентябре 2017 года Рособрнадзор организует Третью международную конференцию «Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение». Мероприятие пройдет с целью обмена опытом в области оценки качества образования.

Конференция состоится на ВДНХ в рамках Первого Московского международного форума «Город образования».

Семченко подчеркнул, что анализ и обобщение не только российского, но и международного опыта позволяет говорить, что шаги, пройденные системой образования Российской Федерации, были проделаны в правильном направлении. По его словам, по ряду исследований Россия существенно улучшила свои позиции.

Источник: Российское образование

Любящая школу выпускница обратилась к учителям России

В одной из групп социальной сети, выпускница оставила сообщение учителям, где призналась в своей любви к школе.

Необходимо пересмотреть методики спортивной подготовки детей и молодежи – Путин

Необходимо пересмотреть методики и подходы спортивной подготовки детей и молодежи, заявил президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта в Краснодаре.

Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/rossija-budet-aktivno-uchastvovat-v-mezhdunarodnyh-issledovanijah-kachestva-obrazovanija-rosobrnadzor/

Более 10 регионов России примут участие в исследовании по стандартам PISA

2019-10-01T14:44+0300

2020-03-03T16:31+0300

https://sn.ria.ru/20191001/1559318296.html

Более 10 регионов России примут участие в исследовании по стандартам PISA

https://cdn22.img.ria.ru/images/155192/99/1551929949_0:38:1500:882_1036x0_80_0_0_9390d6f8876e824039b45cb07d99f3c6.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 1 окт — РИА Новости. Четырнадцать регионов России примут участие в пилотном исследовании качества образования по международным стандартам PISA, которое стартует в октябре.

Об этом сообщили участники круглого стола «Оценка качества образования на основе международного опыта в рамках федерального проекта «Современная школа», который состоялся в МИА «Россия сегодня».

Эксперты подчеркнули аналитические цели тестирования школьников и практическую значимость результатов.

«Это не оценка региона, учителя или ребенка. Это исследование состояния образования с использованием масштабной выборки. В первых 14 субъектах России в нем примут участие 1400 школ. Так, мы получим большой аналитический материал, с которым будем работать.

Рекомендациями, которые будут разработаны по результатам исследования, мы будем делиться с министерствами, регионами и выстраивать траекторию нашей работы», — отметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Россия не первый год участвует в международных исследованиях качества образования. Результаты прошлых лет определили методику предстоящего тестирования.

«В исследовании TIMSS участвуют восьмиклассники, и мы входим в десятку лучших стран, но по результатам PISA мы только тридцатые. На очень средних позициях. В чем причины? Разница состоит в подходах к оценке.

TIMSS оценивает уровень предметной подготовки, эта оценка привычна и понятна нашим школьникам и учителям.

PISA оценивает умение детей использовать полученные знания на практике», — сообщил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.

По мнению эксперта, эта особенность формирует осознание того, зачем нужно изучение того или иного предмета, а такое понимание очень важно для мотивации ребенка к учебе. Для того, чтобы улучшить качество образования, нужно заинтересовать и самих школьников, а также объяснить, что от этого зависит их успех в будущем.

«Наша задача обеспечить детям успешное будущее. На сегодняшний день в требованиях работодателей преобладает наличие практического опыта, а профессии быстро меняются.

Мы видим, что необходимость применения знаний на практике становится не просто обязательной, но и массовой, потому что задачи человека со временем могут меняться, и он должен уметь адаптироваться к тому месту работы, которое он будет занимать», — подчеркнул президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.

В рамках исследования проанализируют не только результаты выполнения работ школьниками, но и соберут информацию о школах, инфраструктуре, об управленческих идеях и практиках, ожиданиях и удовлетворенности граждан от системы образования. Положительный опыт и рекомендации по результатам тестирования будут оформлены в методические материалы.

Источник: https://sn.ria.ru/20191001/1559318296.html

Международные исследования качества школьного образования

В последние годы названия международных сравнительных исследований, оценивающих знания и умения учеников школ, часто попадают в новости, поскольку страны-участницы глубоко заинтересованы в результатах этих соревнований.

Самыми известными из них являются PISA, TIMSS и PIRLS, которые оценивают навыки чтения и уровень знаний в области математики и естественных наук. Список продолжают сравнительные исследования ICCS и ICILS, выявляющие лидеров в области граждановедения и компьютерной грамотности соответственно.

Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2008 года проводит исследование TALIS, которое собирает статистические данные об учителях. 

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS

Тестирование TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) было проведено самым первым, ещё в 1995 году. Его целью стал сравнительный анализ качества обучения в области математики и естественных наук. В 1995 году для исследования были приглашены учащиеся третьего, четвёртого, седьмого, восьмого и одиннадцатого классов.

Сегодня же в нём участвуют только ученики четвёртого и восьмого классов. Проводится TIMSS раз в четыре года и следующее тестирование состоится в 2019 году.  Его организатор — Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Составители тестов стараются сделать вопросы интересными и творческими, чтобы превратить тестирование в интересный для школьников процесс, однако для каждого задания необходимы базовые знания по указанным предметам. Кроме основного тестирования создатели иногда проводят TIMSS Advanced — исследование, участие в котором принимают выпускники школ.

На сегодняшний день такое исследование проходило три раза: в 1995, 2008 и 2015 годах. 

В различных подразделах тестирования принимает участие неравное число участников. К примеру, в 2015 году в соревновании среди восьмиклассников поучаствовали только 39 стран мира, а вот список участников конкурса среди четвероклассников был чуть больше. Российские школьники показали тогда хорошие результаты, войдя в десятку лидеров во всех направлениях. 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

В 2000 году было создано тестирование PISA (Programme for International Student Assessment). Раз в три года ОЭСР проводит его среди школьников в возрасте 15 лет. PISA проверяет навыки чтения участников и их знания по математике и естественным наукам.

При этом каждый раз составители тестов выбирают один из трёх разделов и уделяют ему особое внимание, включая в него большинство заданий. Это позволяет дать наиболее глубокую и точную оценку обучению в каждой выбранной области знания.

Однако, в отличии от TIMSS и PIRLS, которые проверяют скорее качество усвоения теоретических знаний, получаемых в рамках школьной программы, PISA ставит своей задачей проверку практических навыков школьников, их умения использовать теоретические знания для решения конкретных задач.

Такие задания даются непросто школьникам из России, где система образования нацелена на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, состоящие в основном из теоретических вопросов. По итогам тестирования 2015 года, Россия, к примеру, заняла лишь 32-е место среди 72 стран-участниц. 

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS 

В 2001 году было создано исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Его целью является проверка навыков чтения и навыков понимания текста среди выпускников начальной школы.

В России это ученики четвёртого класса, которые, к слову, показывают очень хорошие результаты, начиная с 2006 года. В рейтинге наша страна занимает промежуточное положение между первым и вторым местом, то уступая, то обгоняя Гонконг.

Всего же в соревновании принимают участие в среднем около 40 стран. Проводит это исследование каждые пять лет Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA.

Участникам предоставляют два текста: художественный и научно-популярный, к каждому из которых составлен ряд вопросов, проверяющих умение школьников находить в тексте необходимую информацию, обобщать и анализировать сказанное. 

Международное исследование качества граждановедческого образования ICCS

В 2009 году учёными из IEA было проведено тетирование ICCS (The International Civic and Citizenship Education Study). По его результатам исследователи составили рейтинг качества граждановедческого образования в различных странах.

Делают они это для того, чтобы подготовить школьников к их взрослой жизни в государстве, в гражданском обществе, познакомить их со своими правами и обязанностями. Также они исследуют атмосферу в школах, профессионализм учителей и их отношение к гражданским правам и обязанностям. В тестировании принимают участие школьники 13-14 лет.

Как правило, это ученики восьмого и девятого классов. Во втором соревновании, которое состоялось в 2016 году, Россия заняла седьмое место. Новое тестирование проведут в 2022 году. 

Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS 

Тестирование ICILS (International Computer and Information Literacy Study) было проведено пока только один раз. В 2013 году в нём приняли участие ученики восьмого класса из 21-ой страны.

В ходе исследования у школьников выявляют навыки владения компьютером и различными его инструментами.

К примеру, участник должен уметь быстро находить в интернете необходимую информацию, пользоваться почтой и социальными сетями, а также программами для создания документов и презентаций.

Кроме заданий исследование включает в себя анкету, которая призвана собрать информацию об ученике-участнике исследования, о преподавателе и о школе. 

Россия занимает 13-е место в рейтинге, сформированном его создателями.

Международное сравнительное исследование учительского корпуса TALIS

В анкетах, которые раздают участникам, их просят рассказать о своих взглядах на профессию учителя, об отношениях с руководством, о карьерном и профессиональном росте.

Результаты этого опроса не преобразуются затем в какие-либо рейтинги, как в случае с другими исследованиями.

Его основная задача — обозначить проблемы, с которыми сталкиваются учителя по всему миру и в конкретной стране, показать, как смотрят они на процесс образования. Это исследование помогает составить наиболее полную картину жизни в школах.

Другие исследования IEA

IEA является самой крупной организацией, которая занимается сравнительными исследованиями. Именно она проводит TIMSS, PIRLS, ICCS. Но кроме этих крупных тестирований организацией были созданы и другие проекты.

К сожалению, многие из них оказались не столь успешными и так и не были проведены во второй раз. К примеру, исследование дошкольного образования ECES (Early Childhood Education Study) временно заморожено, так как организаторы сейчас ищут участников.

В прошлый раз в исследовании приняли участие восемь стран, в том числе и Россия.

Исследования SITES-M (Second Information Technology in Education Study), SITES-M1 и SITES-M2 собирали информацию о том, насколько хорошо оснащены школы современным оборудованием и насколько тесно с ним общаются учителя и ученики. Также существовали проекты соревнований по литературе, иностранным языкам и другим предметам, однако все они не проводятся сегодня.

Какова основная задача таких сравнительных исследований? 

Данные соревнования помогают странам-участницам, во-первых, объективно оценить свою систему образования, поскольку организаторы исследования не ограничиваются только составлением рейтингов, и, в случае необходимости, можно внести какие-то изменения в школьную программу. Во-вторых, сравнивая рейтинги, составленные в разное время, участники могут отследить, появился ли прогресс и какие-то улучшения в их системе образования. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/mezhdunarodnye-issledovaniya-kachestva-shkolnogo-obrazovaniya/

Россия показывает высокие результаты в международных исследованиях

Первый цикл исследования TIMSS прошел в 1995 году. Российская Федерация и IEA – крупнейшая международная организация, проводящая сопоставительные исследования достижений учащихся – начали совместную работу над этим проектом еще в 1992 году.

Кроме того, Россия ‒ активный участник Международного исследования качества граждановедческого образования ICCS и Международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS.

На протяжении многих лет Россия демонстрирует очевидную динамику образовательных результатов, особенно это касается чтения и грамотности. Сегодня Россия и Сингапур ‒ страны с самыми высокими результатами в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – 2016.

Исполнительный директор IEA Дирк Хастедт в своем интервью ria.ru так объясняет успех российских школьников в этом исследовании:

«Школьники РФ показали самую высокую читательскую грамотность среди 50 стран.

Это отличные результаты, которые свидетельствуют о наличии серьезной ориентации на предоставление всем учащимся равных образовательных возможностей.

Наряду с Казахстаном Российская Федерация имеет наибольший процент учащихся (среди стран-участниц исследования PIRLS), вовлеченных в образовательный процесс уже на дошкольном этапе, что может являться одной из причин успеха российской системы образования».

«Однако сложно изучить все аспекты образования в рамках одного исследования, – убежден Дирк Харстед, – поэтому у нас есть такие проекты, как исследование граждановедческих знаний ICCS, результаты которого рассматриваются во взаимосвязи с другими исследованиями по математике, естественными науками и грамотности.

“Мягкие навыки” и креативность важны для учащихся, но наличие фундаментальной базы также необходимо. Более того, решение математических задач также может требовать наличия определенного уровня креативности.

Поэтому креативность может быть изучена и в рамках исследований по математике или естественным наукам, необходимо лишь разработать отвечающие данной цели задания теста».

По мнению Харстеда, один из вызовов, стоящих сегодня перед современной системой образования ‒ увеличение использования информационных технологий в школе. В то же время в исследовании компьютерной грамотности ICILS был выявлен существенный недостаток подобных знаний во многих странах.

Учителя не чувствуют себя достаточно уверенными и компетентными для того, чтобы эффективно использовать компьютеры в образовании. Очевидно, что необходимо уделять дополнительное внимание подготовке учителей в этой сфере.

Результаты ICILS 2018, которые скоро будут опубликованы, станут источником ценной информации по данной проблеме.

С учетом возрастающей значимости Интернета как источника информации на работе, дома и в образовании в IEA разрабатывают методы оценки способностей учащихся с использованием дистанционных технологий.

В 2016 году некоторые страны участвовали также и в цифровой версии исследования ePIRLS. Не исключена вероятность, что в следующем цикле PIRLS Россия сделает выбор в пользу компьютерного варианта исследования.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/8/30/quality_of_education/4468-rossiya_pokazyvaet_vysokie_rezultaty_v_mezhdunarodnyh_issledovaniyah

Коми впервые примет участие в международных исследованиях качества образования

Республика примет участие в международных исследованиях качества образования, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Фото Марии Шумейко

Россия более 20 лет принимает активное участие в международных исследованиях качества образования. Очередной цикл международных сравнительных исследований качества образования пройдет в с 2018 по 2021 год. Впервые в них примет участие Коми.

Весной 2018 года шесть образовательных организаций Коми станут участниками международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS (Teaching and Learning International Survey). Целью исследования является мониторинг и сравнение систем образования с точки зрения условий преподавания и обучения в школах разных стран.

В 2019 году Коми войдет в число 49 регионов-участников исследования качества математического и естественнонаучного образования в 4 и 8 классах TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). Исследование проводится на компьютерной основе. Помимо вопросов с выбором ответа, часть заданий будет представлять собой лабораторные эксперименты или моделировать ситуации реального мира.

«В республике идет формирование единой региональной системы оценки качества образования, которая включает в себя наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами (ВПР), национальными исследованиями качества образования (НИКО) и международные сравнительные исследования. Результаты международных исследований помогут определить положение республиканской системы образования как на общероссийском, так и на международном уровне», – отметила замминистра образования, науки и молодежной политики региона Наталья Якимова.

*** Итоги международных исследований последних лет свидетельствуют о стремительном росте результатов российских школьников по математике и естественнонаучным дисциплинам. Так, по результатам исследования PIRLS, Россия заняла первое место. Исследование направлено на оценку качества образования в начальной школе.

Также Россия показала достаточно высокие результаты по международному исследованию TIMSS – качество естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, заняв первое место по одиннадцатиклассникам и войдя в пятерку стран по математическому и естественнонаучному образованию шестиклассников и восьмиклассников.

Источник: https://www.BNKomi.ru/data/news/73278/

Национальные и международные исследования качества образования

  • В апреле 2015 года свыше 50 образовательных организаций Москвы примут участие в национальных и международных исследованиях качества образования.
  • Основанием для этого являются письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих  государственное управление в сфере образования.
  • Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое изучает, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development, www.oecd.org/pisa ; http://www.centeroko.ru ). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

В 2015 году будет проводиться шестой цикл исследования. В нем примут участие более 70 стран мира. Компьютерное тестирование 15-летних учащихся по естественнонаучной, математической, читательской грамотности и решению проблем в сотрудничестве, а также тестирование по финансовой грамотности будет проводиться в 10 образовательных организациях Москвы.

Список образовательных организаций г. Москвы,  отобранных для участия в международной программе оценки образовательных достижений 15-летних учащихся PISA-2015*

№ п/п Название образовательной организации
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2100
2 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 960
3 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1798 «Феникс»
4 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 180
5 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2087 «Многопрофильный образовательный комплекс «Открытие»
6 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1432 «Новая школа»
7 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1528»
8 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1516»
9 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1329»
10 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1370

* Список содержится в приложении 1 к письму Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.02.2015 г. № 05-79 «О проведении международного исследования PISA-2015 в субъектах Российской Федерации».

Международное сравнительное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Основной целью международного исследования TIMSS является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе.

Каждые четыре года оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению.

Один раз в 10-15 лет оцениваются образовательные достижения выпускников средней школы по углубленному курсу математики и физики.

В 2015 году исследование TIMSS пройдет в 60 странах мира. В России  в этом исследовании будут участвовать учащиеся 4-х классов из 42 регионов страны, в том числе из 12 образовательных организаций Москвы.

Список образовательных организаций г. Москвы, отобранных для участия в международном исследовании TIMSS-2015 в 4 классах*

№ п/п Название образовательной организации
1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1358»
2 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1987
3 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1542»
4 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002»
5 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная «Школа № 1133»
6 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1130
7 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1356
8 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №664
9 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Вешняковская лингвистическая гимназия № 1389
10 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка №1212
11 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 554
12 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236»
13 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2103
14 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2122»

Список содержится в приложении 1 к письму Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.02.2015 г. № 05-77 «О проведении международного исследования TIMSS-2015 в 4-х классах в субъектах Российской Федерации.

Исследование TIMSS пройдет также и в 8 классах, в нем будут участвовать восьмиклассники и учителя  из 12 образовательных организаций Москвы.

Список образовательных организаций г. Москвы, отобранных для участия в международном исследовании TIMSS-2015*

№ п/п Название образовательной организации
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1416
2 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №2001
3 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением французского языка № 1286»
4 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»
5 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 390 имени генерала П.И. Батова»
6 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка №1207
7 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1811 «Восточное Измайлово»
8 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2083»
9 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №2012
10 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 15»
11 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 629
12 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей №1525 «Воробьевы горы»

* Список содержится в приложении 1 к письму Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.02.2015 г. № 05-76 «О проведении международного исследования TIMSS-2015 в 8-х классах в субъектах Российской Федерации.

Исследование качества граждановедческого образования

Учащиеся 8-х классов из 14 образовательных организаций Москвы станут участниками  первого в истории России исследования качества граждановедческого образования.

Всего  в исследовании примут участие представители 42 регионов, а это порядка 5 тысяч учеников из 250 школ. Организатором и координатором исследования выступит «Учительская газета».

Такого комплексного предмета, как граждановедение, в средних общеобразовательных учреждениях нет. По сути, это междисциплинарная область знаний и представлений о мире, получить которые можно в рамках изучения обществознания, истории, математики, географии, а также экологии, теории государства и права и др.

Исследование качества граждановедческого образования станет основой для выработки дальнейших планов по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения.

Сам процесс исследования будет осуществляться по девяти важнейшим направлениям, включая толерантность и многообразие. Его результаты могут показать наличие тех или иных проблем в дисциплинах граждановедческого комплекса наук в средней школе. По итогам будут подготовлены соответствующие рекомендации по их устранению.

Национальное исследование качества образования НИКО

Национальное исследование качества образования НИКО проводится в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования ( www.eduniko.ru ).

В рамках НИКО в апреле 2015 г. предусмотрено проведение мониторинговых исследований качества начального образования.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.

Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/issledovaniya-kachestva-obrazovaniya/30104945/

Ссылка на основную публикацию