С дипломом — на выход: где учиться и работать

Не так давно мы спросили читателей Т—Ж, что они думают о высшем образовании.

С дипломом — на выход: где учиться и работать

Катя Прокудина

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

читала истории

По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ-сфере влияет на доход и правда ли программисты могут научиться всему за домашним компьютером.

С дипломом — на выход: где учиться и работать

  • На кого учился: переводчик с китайского
  • Кем работает: звукорежиссер и саундпродюсер
  • Доход: 150 тысяч рублей в месяц

Меня с детства программировали на то, что высшее образование крайне необходимо для успеха.

Но сделать осмысленный выбор после выпускного сложно: в жизни я видел еще совсем немного, как и мои родители, поэтому просто плыл по течению.

Многие друзья поехали поступать в Томский государственный университет, мама тогда тоже жила в Томске — вообще, я из маленького города Юрги Кемеровской области, — вот я и решил, что это хорошая идея.

Поскольку в школе мне очень нравились иностранные языки, решил поступать на специальность «Перевод и переводоведение». Хотел изучать английский, но плохо подготовился к вступительному и не набрал достаточного количества баллов. Зато прошел на китайский — и в очередной раз дал себя убедить, что это перспективно, хорошие деньги в будущем и так далее.

Проучился там до второго курса. Я не мог понять, зачем будущему переводчику с китайского постоянно пересдавать зачет по античной культуре и мифологии Древней Греции или как успеваемость по физкультуре может повлиять на дальнейшую карьеру.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Нарушителей выведут на чистую воду

Оценим за полчаса!

Это довольно быстро убило во мне желание учиться, несмотря на то что язык оказался интересным.

Меня все сильнее затягивало мое хобби — музыка. Образовательный кредит рос, и я решил, что хватит тратить время и деньги на то, что не приносит удовольствия. Так и отчислился.

Само собой, мое увлечение не сразу стало работой со стабильным доходом. Поэтому, пока жил в Томске, я работал и на лесопилке, и на стройке, и промоутером в МТС, но адекватных денег там не было. Помогала мама, пока музыка не начала приносить какой-то заработок.

Я переехал в Москву, обзавелся семьей и ощутил совсем другие масштабы трат. Мой нестабильный месячный доход от музыки — 15–30 тысяч рублей — совсем не позволял тут жить. Пришлось на первое время устроиться через аутсорсинговую фирму кассиром в «Ашане», это была самая высокооплачиваемая вакансия из тех, что позволяли работать в любом удобном мне графике.

Я начинал с того, что нарабатывал портфолио и оттачивал навыки на своей музыкальной группе, потом разместил объявление о сведении песен на тематическом форуме. Откликнулся один человек.

Стали работать с ним. Его работы услышал другой, обратился ко мне — и так по цепочке. Процесс был небыстрый, но самый честный, я считаю.

За 8 лет я пока ни разу не использовал никакие маркетинговые инструменты.

Если спрос вырастает, у меня есть выбор: либо работать больше, либо уравновесить его, подняв цены, и получать больше при меньшем объеме работы. Наемные сотрудники такого, как правило, лишены.

К тому же сейчас у меня нет потолка заработка и четкого графика.

Если сравнивать с вакансиями преподавателей и переводчиков с китайского, то я получаю в полтора-два раза больше.

Я думаю, с такой специальностью хорошо зарабатывать можно только на репетиторстве. Но тогда вдобавок к знанию языка нужен еще педагогический навык.

Конечно, где-то зарплаты выше, но для них нужны и опыт, и удача, и много чего еще.

Я слежу за тем, что нового происходит в моей сфере, смотрю или посещаю наши и зарубежные мастер-классы и пытаюсь применить то, что узнаю. Если бы я сейчас пошел учиться, то не столько ради знаний, сколько ради связей.

По-моему, это одно из неоспоримых преимуществ высшего образования над самообразованием: ты общаешься с людьми из своей отрасли, обзаводишься знакомствами, которые в будущем могут тебе помочь. Возможно, я еще буду учиться, но в другой стране.

Например, моей нынешней специальности хорошо учат в США. Но это дорого.

С дипломом — на выход: где учиться и работать

  1. На кого училась: химик, экономист и педагог
  2. Кем работает: менеджер ИТ-проектов
  3. Доход: 120–150 тысяч рублей в месяц

В школе я была отличницей, книжным ребенком, но что такое профессия и как ее выбирать в 16 лет — понятия не имела.

Из всех уроков химия казалась мне самой интересной, поэтому поступила на химический факультет в ННГУ имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Училась на вечернем и работала.

Работа была интересной, а учеба — нет, так что я все чаще вечером оставалась на работе, пока вообще не перестала ходить в университет. Отучилась меньше трех лет.

Второй раз поступила на заочное отделение чего-то экономического уже в Муроме. Хватило, кажется, на год. Я окончательно поняла, что высиживать часами разную скукоту в течение пяти лет ради корочки — не мое.

В третий раз я решила попробовать по-настоящему: нереализованный педагог во мне рвался наружу. Я переехала в Москву и поступила в педагогический вуз.

Но, увы, интересная работа, от которой я получала деньги, пусть маленькие, и отдачу прямо сейчас, снова постепенно свела на нет скучную учебу. Об этом я, пожалуй, жалею: условия на работе позволяли высидеть пять лет учебы без особых проблем.

Но, видимо, не хватало мотивации: педагогическое образование у нас скорее мертво, а диплом для меня мотивация все-таки недостаточная.

Оказывается, выезжать на отличных коммуникационных скилах и общей эрудиции можно только до определенного момента.

Это повергло меня в ужасную тоску, потому что становиться технарем я категорически не хотела, мне всегда казалось, что лучший мой талант — умение балансировать между технарями и бизнесом. В этом состоянии экзистенциального кризиса меня нашел мой нынешний работодатель.

Теперь у меня идеальная работа: с одной стороны, знакомый и родной мне мир ИТ, с другой стороны — мне не надо прикидываться тем, кем я пока не могу быть.

Работать в крупную ИТ-компанию меня позвал давний друг, директор одного из подразделений, которое занимается заказной разработкой и внедрениями.

Любой директор на подобной работе рано или поздно обнаруживает, что в основном занимается зарабатыванием денег, немного успевает присматривать за текущими клиентскими проектами и вообще не успевает выстраивать и налаживать какие-то процессы внутри.

Внутренняя инфраструктура дряхлеет, регламенты морально устаревают, никто уже толком не помнит, почему в 2008 году решили считать вот этот показатель так, а не иначе, все ноют, всем все неудобно.

Нужна отдельная голова, которую не будут отвлекать клиентские — априори более важные — задачи, но очень мало где такая есть. У нас этим занимаюсь я. Формально моя должность называется «заместитель директора», но, по сути, я менеджер внутренних проектов.

Что делать, чтобы росла зарплата

Мой доход сейчас где-то в районе 120–150 тысяч и дальше должен расти. Если бы у меня было техническое образование — не просто диплом! — и я была бы технически подкованным менеджером проектов, то и зарплата была бы больше.

Я могла бы уже сейчас зарабатывать от 200 тысяч и больше: рынок в этой сфере щедр.

Все самое сложное, перспективное и высокооплачиваемое программирование сейчас связано с математикой: анализ данных, нейросети, роботы, искусственный интеллект и так далее.

При этом программирование, в смысле кодинг, — штука прикладная, ей можно научиться за домашним компьютером. А вот освоить дома математику на уровне, на котором ее преподают где-нибудь вроде ВМК МГУ, — это сложно, да и с какого-то момента чисто технически перестанет хватать мощностей.

И получается, если вам нужен программист, чтобы писать код, вы берете опытного, адекватного и не смотрите, где он учился и учился ли.

А если нужна звезда, чтобы двигать вас куда-то в сторону переднего края современных технологий, — то вы отсеиваете кандидатов по весьма короткому списку вузов и факультетов.

С дипломом — на выход: где учиться и работать

  • На кого учился: ИТ-специалист
  • Кем работает: программист
  • Доход: 175 тысяч рублей в месяц

Примерно до 10 класса я думал, что буду поступать на экономиста, так как у меня в семье многие работали в финансовой сфере. Я активно готовился сдавать математику, у меня был опытный преподаватель. Он посоветовал пойти в ИТ, так как, имея образование в области информатики и математики, можно найти себе применение в любой сфере.

Выбирали вуз, учитывая не только историю и значимость, но еще современные тенденции в образовании, сотрудничество с крупными компаниями вроде Яндекса или «Мэйл-ру».

Рассматривали Плехановку, МЭСИ и РАНХиГС, но в приоритете была Вышка — в итоге поступил на бюджет в МИЭМ НИУ ВШЭ на факультет прикладной информатики.

Но учился я не очень ответственно, много прогуливал, и после первого курса меня отчислили за неуспеваемость.

Несмотря на это, ИТ-сфера мне очень нравилась, и я изучал верстку сайтов по разным туториалам в интернете.

Потом перепоступил в РЭУ имени Плеханова на факультет математической экономики, статистики и информатики (ФМЭСИ). Учился неплохо, на втором курсе начал подрабатывать.

Сначала на «Авито» нашел человека, которому нужно было поддерживать интернет-магазин и верстать новые. Проработал с ним примерно три месяца: отношения не заладились, так как он стал платить меньше той суммы, которую мы обсуждали, а работали мы без договоров, на честном слове.

После двух курсов в Плехановке я решил переехать в Краснодар: там жила моя девушка, сейчас уже жена. Близкие поддержали меня, и я перевелся в Кубанский государственный университет на факультет компьютерных технологий и прикладной математики на 3 курс. Для этого нужно было досдать 17 дисциплин.

  1. Продолжал работать удаленно с теми же ребятами и, конечно, не переставал повышать свои навыки: уже изучал программирование на джаваскрипте.
  2. Я решил, что при приеме на работу важны технические навыки, а образование играет не такую большую роль, и бросил университет, чтобы сосредоточиться на практике и создании репутации в ИТ-сфере.
  3. Хотя решение далось нелегко.

Все сверстники продолжали учиться, давило мнение окружающих.

С тех пор работал еще в нескольких местах. Например, в немецком стартапе в сфере гастрономии и доставки еды. Зарплаты в иностранных компаниях намного выше. При этом им тоже выгодно работать с нами: в Европе разработчик среднего уровня получает примерно 18 евро в час, а мне платили 10 евро, это 115–120 тысяч в месяц, что очень неплохо для разработчика среднего уровня в России.

О высшем образовании меня там не спрашивали: их интересовали проекты, которые я делал, и мой опыт работы в команде.

Теперь я переезжаю в Москву, буду работать в компании «Ай-теко» на позиции «старший разработчик на джаваскрипте». Там моя зарплата будет 175 тысяч рублей. Это в несколько раз больше, чем у сверстников, которые получили диплом.

Многие сверстники сейчас учатся в магистратуре и зарабатывают 40–50 тысяч рублей.

Но если бы мне предложили вернуться в 2013 год, я бы все равно пошел в университет. Во-первых, подготовка к ЕГЭ и стремление поступить закаляют. Во-вторых, только там я понял, как работает образование, в чем его главная проблема и почему я могу достичь большего без него и за более короткий срок.

Мне пришлось не только освоить определенную сферу самостоятельно, но и научиться учиться. В основном я изучал все по видеоурокам, так как их много и они бесплатны. Правда, фильтровать хорошие уроки сложно, было очень много дилетантов.

Видеоуроки я подкреплял статьями с «Хабрахабра» и «Медиума», просто гуглил вопросы, которые требовали ответов. И, конечно, нужно стараться как можно быстрее, любыми способами находить работу, потому что очень сложно давать самому себе задания.

А реальные проекты требуют качественного выполнения, при этом в команде всегда помогут и подскажут. Но главное — возможность увидеть результат работы в реальной жизни и быстро набить портфолио.

Переехав в Москву, планирую восстановиться в Плехановке и закончить обучение, если будет возможно совмещать с работой. Сложно сказать, почему хочу это сделать. Конечно, немного соскучился по учебе в университете.

С дипломом — на выход: где учиться и работать

Источник: https://journal.tinkoff.ru/no-diploma-cash/

Что делать в вузе, чтобы не пойти с дипломом работать в «Макдоналдс»?

― Профессор, что вы говорите своим выпускникам при встрече?― Большую колу и картошку фри, пожалуйста.

С дипломом — на выход: где учиться и работать
Люди выпускаются с дипломом и прямиком шагают работать в «Макдоналдс». И зачем были эти мучения, спрашивается? Govorim-vsem.ru

Думаю, каждый сегодняшний студент, который более-менее отошел от ужасов ЕГЭ и прорвался в вуз, в конце концов начинает задавать себе вопрос ― а зачем? В школе цель «поступить в вуз» заменяет все, это ― предельная перспектива. Для мальчиков еще есть и отрицательная мотивация ― не попасть в армию.

И вот ты в вожделенном вузе ― и читаешь статьи про то, какой ничтожный процент выпускников трудоустраиваются по специальности. Про то, что люди выпускаются с дипломом буквально на улицу и прямиком шагают работать в «Макдоналдс». И зачем были эти мучения, спрашивается? Зачем я здесь? А где я, собственно, собираюсь работать? Профориентировать себя приходится уже в процессе.

Когда-то я поступала в вуз наивной девицей с комплексом отличницы и уверенностью, что мы поступаем в вуз, чтобы там ― учиться! Теперь, почти десять лет спустя после выпуска, я сделала вывод, что учиться в вузе нужно только затем, чтобы сдать сессию на троечку. Исключение ― действительно выдающиеся исследователи, которые собираются делать научную карьеру.

А остальным? Остальным стоит обратить внимание на совершенно другие вещи. Теперь, оглядываясь назад, я могу отделить зёрна от плевел в своей собственной студенческой жизни. И иногда мне даже становится жаль тех часов, которые были потрачены на зубрежку.

Заводите друзей

С дипломом — на выход: где учиться и работать
В Кембридж и Сорбонну люди отдают своих детей потому, что там учится будущая элита. В МГУ работает похожая логика. Fotohomka.ru

В Кембридж и Сорбонну люди отдают своих детей вовсе не потому, что там дают самое фундаментальное образование. А потому, что там вместе с их детьми будут учиться, играть на гитаре и лазить в окошко общежития будущие топ-менеджеры, директора крупных корпораций и члены парламента ― одним словом, элита.

В МГУ работает похожая логика.

То, что продвинутые менеджеры называют словом «нетворкинг» ― главная задача студента, который хочет реализоваться в жизни.

Это вовсе не значит, что нужно скрупулезно высчитывать, у кого богаче папа, чтобы дружить только с этими сокурсниками.

Читайте также:  Быстрее. выше. сильнее: олимпиады стали альтернативой егэ

Это значит, что иногда прогулять лекцию ради дружеских посиделок или вечерней прогулки с новыми знакомыми ― это настоящий вклад в будущее, хотя со стороны кажется иначе.

Это значит, что не менее важно, чем ходить на лекции, будет общаться с интересными преподавателями во внеурочное время или участвовать в их исследовательских проектах.

Взаимодействие, общение, тусовка ― это то, что формирует ваш социальный капитал. И этот капитал вам серьезно пригодиться при поиске работы. Возможно, пригодится значительно сильнее, чем вузовская корочка.

Мою первую работу мне предложила моя преподавательница, вторую ― моя соседка по общежитию.

Участвуйте в студенческих проектах

С дипломом — на выход: где учиться и работать
Команда КВН МГУ «Университетский проспект»

А еще одну свою работу я получила благодаря портфолио из моих студенческих проектов.

Сейчас я думаю о том, что мое участие в студенческом КВН дало мне гораздо больше, чем все лекции вместе взятые.

Когда я организовывала студенческие фестивали, «Тотальный диктант» или медиану (студенческий праздник, посвящённый середине учёбы в вузе; в МГУ чаще называется «экватором» ― «ТД»), когда клеила для выступления гитару из бумаги ― именно в эти моменты я получила свой самый ценный опыт, за который я потом смогла получать деньги: опыт публичных выступлений, принятия решений, взаимодействия в команде, планирования проектов ― и даже немного графического дизайна. По факту все эти мероприятия были бесплатными и бесконечно увлекательными курсами дополнительного образования. Эти «курсы» дали мне навыки, которые потом не раз пригодились мне при поиске работы.

То, что мне казалось развлечением (и отвлечением от учебы) на самом деле и стало моим главным университетом.

Работайте

С дипломом — на выход: где учиться и работать
Самое главное, что дали мне лекции ― это понимание, что я ничего, в сущности, не понимаю

Самое главное, что дали мне лекции ― это понимание, что я ничего, в сущности, не понимаю. Что надо исследовать, думать и анализировать. Что дважды два не всегда равно четыре, как уверяли в школе.

Но если вы идете не в науку, а в мир людей, то там вас ждет серьезное разочарование: весь этот ваш глубокий внутренний мир не интересен работодателю, если вы хороши только в теории.

Помните этот порочный круг: «На работу не берут без опыта работы, а как получить опыт работы, если на работу не берут?» Выход из этого круга есть ― начать работать до того, как выпуститесь. Тем более что в хорошем университете для этого всегда есть масса возможностей.

Исследовательские проекты, подработки и стажировки в крупных компаниях ― это то, что позволит вам к окончанию вуза уже стать ценным и желанным специалистом.

Вам не придется с отчаянием в глазах гуглить на следующий день после выпускного: «Как правильно составить резюме?» Просто ваши подработки плавно перетекут в работу на фулл-тайм.

Или позволят вам получить хорошую рекомендацию от руководителя проекта, который пристроит вас в дружественную компанию.

А как же диплом?

С дипломом — на выход: где учиться и работать
Выпусники МГУ после вручения дипломов, 2011 год. Фото из архива Игоря Говрякова

Стив Джобс, хотя и отучился в колледже всего полгода, успел ознакомиться там с будущими партнерами по бизнесу и расширить кругозор, свободно посещая симпатичные ему курсы. Регулярно посещать лекции ему было скучно. Однако если вы не уверены, что вы ― второй Джобс, доучиться в университете все-таки стоит. Для многих работодателей диплом ― это гарантия того, что вы готовы выполнять однообразные, но ответственные задачи, доводить дело до конца, бороться с ленью и стрессом и решать возникающие проблемы. А без этих навыков невозможно выполнять практически никакую работу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: http://www.taday.ru/text/2198775.html

Второе высшее по-хитрому — Журнал "Коммерсантъ Деньги" — Издательский Дом КоммерсантЪ

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

  • АННА ВАСИЛЬЕВА
  • Магистр других наук
  • Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

«На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста»,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. «Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы «4+2″ (бакалавриат + магистратура)»,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

«Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный».

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. «Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры».

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа «Коперник», которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», основанный в 2009 году. Цель института — «воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке».

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

«Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста»,— рассказывает директор по коммуникациям института «Стрелка» Александр Острогорский.

«Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе»,— отметил Острогорский.

При этом поступить в «Стрелку» не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. «Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен»,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

«Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады»,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. «График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться»,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у «Билайна», «Северстали», «Ингосстраха», «Ростелекома», «Вимм-Билль-Данна», «Макдоналдса», Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

«Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии «Справедливая Россия» Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем».

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. «Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом»,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. «Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить».

«Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям».

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

«Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

Читайте также:  Зачетки переведут в электронный формат

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась».

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Диплом MBA: престижная «корочка» или качественно новое понимание бизнеса?

Исследовательский центр портала Superjob.ruАвторы статьи:
Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA
Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.

ru совместно с Российской Лигой MBA провели исследование российского бизнес-образования. В результате был составлен рейтинг известности бизнес-школ. Также был определен ТОП-10 бизнес-школ, дипломы которых принесли их выпускникам максимальную прибавку к зарплате.

Мужчины задумываются об MBA чаще, а женщины — раньше На основе результатов анкетирования выпускников программ MBA был составлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса. 69,7% выпускников бизнес-школ – мужчины. Большинство выпускников программ MBA (55%) получили диплом о высшем образовании в возрасте до 35 лет.

Однако при ближайшем рассмотрении становится заметно, что женщины чаще мужчин получают степень MBA в возрасте до 30 лет (36% против 21%). Это может быть связано с тем, что женщинам обычно требуется прилагать больше усилий, чтобы занять должность на уровне высшего руководства, — им нужны серьезные доказательства своей готовности заниматься такой работой, и диплом о бизнес-образовании становится одним из них. Кроме того, женщины понимают, что в какой-то момент, помимо карьеры, их время и силы будут требоваться семье, поэтому думать о профессиональном развитии им приходится раньше, чем мужчинам. 78% выпускников бизнес-школ решили получать бизнес-образование, работая на позиции менеджера среднего или высшего звена. 18% поступили на MBA, будучи линейными специалистами. Это позволяет предположить, что люди, настроенные на успешную карьеру, начинают планировать ее с самых первых ступеней. И лишь 4% менеджеров, поступивших на программу МВА, являются собственниками бизнеса.

Карьерный рост и собственный бизнес – зачем MBA управленцам среднего звена

Половина поступивших на программы MBA сделали это с целью карьерного роста, 45% рассчитывали, что бизнес-образование позволит им успешнее справляться со своими обязанностями на текущей должности, еще 5% посчитали бизнес-образование необходимым для открытия собственного бизнеса. Совершенно логично, что большинство линейных специалистов (71%) и менеджеров среднего звена (52%) получает бизнес-образование с целью карьерного роста, тогда как руководителям высшего эшелона обучение по программе MBA необходимо для успешной работы на текущей позиции. Интересно, что желающих открыть свой бизнес среди менеджеров среднего звена в 3 раза больше, чем среди ТОП-менеджеров. Это объясняется чаще всего трудностью перехода с позиции руководителя среднего звена на позицию руководителя компании. Действующий топ-менеджмент компаний, как правило, не горит желанием принимать в свои ряды амбициозных и более молодых коллег, поэтому последним приходится реализовывать себя, открывая собственный бизнес.

Специалистам – престижный диплом, ТОПам – новая система знаний, владельцам бизнеса – полезные связи

Подавляющее большинство выпускников программ MBA в ходе опроса, проведенного Российской Лигой MBA, отметило, что основным результатом обучения стали знания и навыки, необходимые для успешной работы. Характерно, что среди выпускников программ MBA, признавших, что бизнес-образование не принесло им пользы, больше всего владельцев бизнеса – 57%. Можно предположить, что создатели программ MBA в большей степени ориентируются на наемных менеджеров, чем предпринимателей. Зато владельцам бизнеса часто удается установить полезные связи в ходе образовательного процесса. Среди тех, кому MBA дал престижный диплом, можно выделить относительно большую долю линейных менеджеров и менеджеров среднего звена. А вот ТОП-менеджеры делают акцент на полезных знакомствах и новых знаниях. Интересно сравнить мнение людей, имеющих диплом MBA, с мнением тех, кто не получил бизнес-образование. Такое сравнение стало возможным благодаря опросу, проведенному Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди ТОП-менеджеров, не имеющих диплома MBA. Оказалось, что 16% ТОП-менеджеров считают, что MBA вообще не дает никаких значимых преимуществ, тогда как среди окончивших программу MBA такого мнения придерживаются всего 2%. В то же время среди ТОП-менеджеров, не имеющих диплома MBA, распространено мнение, что такой диплом является лишь блестящим фасадом, прикрывающим вполне заурядные знания: 24% этих ТОП-менеджеров считают, что MBA дает лишь престиж в глазах работодателя, 13% уверены, что это «корочка», открывающая двери в крупные зарубежные компании. Недооцененность MBA со стороны ТОП-менеджеров неизбежна: те из них, кто считает MBA достойным вложением средств и времени, в основном уже перешли в группу имеющих диплом MBA.

Карьера и зарплата с дипломом MBA

В среднем 39% выпускников программ MBA продвинулись по карьерной лестнице в течение 2-5 лет после получения бизнес-образования. Среди линейных специалистов и менеджеров среднего звена этот показатель значительно выше и составляет 76% и 61% соответственно. Интересно, что те, кому удалось продвинуться по карьерной лестнице, увеличили свой доход за 2 года после окончания MBA в среднем в 1,5 раза, причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена. Среди тех, кто остался на прежних позициях, наблюдается различие: ТОП-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза, менеджеры среднего звена – на 30%. Анализ базы резюме рекрутингового портала Superjob.ru показал, что зарплатные ожидания соискателей на позиции ТОП-менеджеров могут различаться в зависимости от наличия у кандидата диплома MBA. Особенно интересно сравнить среднее увеличение дохода через 2 года после окончания бизнес-школы у выпускников различных программ MBA. На первом месте в этом списке – Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС: выпускники этой школы бизнеса увеличили свои доходы в среднем на 70%. За ними следуют выпускники школы IT-менеджмента РАНХиГС, средний рост доходов которых составил 60%. Третье место с 55%-ным ростом дохода заняли Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) и Институт бизнеса и экономики.

Работодатели предпочитают оплачивать бизнес-образование специалистов со стажем

Подавляющее большинство выпускников MBA (84%) оплачивало бизнес-образование самостоятельно, 10% обучались за счет компании, еще 6% разделили расходы с работодателем. Сотрудники, получившие диплом MBA в возрасте до 40 лет, чаще оплачивают бизнес-образование самостоятельно, в то время как за сотрудников старшего возраста чаще платит компания. Интересно, что данная тенденция никак не связана с должностью, а только с возрастом сотрудника. Возможно, молодые сотрудники чаще сами заинтересованы в получении бизнес-образования, тогда как в случае с более старшими и опытными специалистами заинтересованной стороной выступает скорее работодатель: он не хочет терять ценные кадры, имеющие редкий опыт работы, но при этом понимает, что постоянно меняющиеся реалии требуют более современного взгляда на бизнес-процессы. Кроме того, вкладывая деньги в развитие сотрудников старшего возраста, работодатель рискует меньше, чем предлагая бесплатное образование молодому специалисту, который, как правило, имеет больше карьерных амбиций и может в любой момент уйти к конкуренту. Можно было бы предположить, что менеджеры, работающие в компаниях, которые готовы оплачивать бизнес-образование своим сотрудникам, менее мотивированы на получение такого образования, а просто пользуются возможностью получить престижный диплом как бесплатный бонус от работодателя. Однако статистика показывает, что мотивация таких специалистов полностью совпадает с той, которую демонстрируют люди, оплачивающие бизнес-образование самостоятельно. Да и фактические результаты, такие как карьерный и зарплатный рост, у этих двух категорий менеджеров не различаются.

  • Какие бизнес-школы считают лучшими обладатели дипломов MBA
  • Источники данных

В результате опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, выяснилось, что самой известной среди ТОП-менеджеров школой MBA является МИРБИС – ее упомянули 30% респондентов, согласившихся назвать известные им российские школы MBA. На втором месте по известности — Высшая школа экономики (21%), третье место поделили РАНХиГС и Moscow Business School (16%). Интересно сравнить эти данные с результатами анкетирования, проведенного Российской Лигой MBA. Выпускников программ MBA попросили назвать 3 бизнес-школы, которые, на их взгляд, являются лучшими (за исключением той, где они сами учились). На первом месте опять же оказался МИРБИС – 40% выпускников бизнес-школ признали ее лучшей. На втором месте – бизнес-школа МГУ (34%), за ней следует Высшая школа экономики (32%).
Кроме того, в числе лучших бизнес-школ были названы ИБДА РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, МШУ «Сколково», ГУУ, Стокгольмская школа экономики, РЭУ им. Плеханова, ЛИНК, Высшая школа менеджмента СПбГУ. Стоит отметить, что большинство топ-менеджеров не выделяют школы бизнеса, входящие в состав крупных государственных вузов (ГУУ, МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова) на правах факультетов. Это говорит о том, что преодолеть сильный материнский бренд и стать узнаваемыми смогли единицы, другие же сознательно отказались от строительства собственного бренда в пользу работы под брендом материнского вуза. Последнее иллюстрирует тот факт, что привязка к государственному вузу для многих бизнес-школ является ключевым фактором успеха. Очевидно, что часть известных бизнес-школ не попала в список лучших, составленный на основе опроса менеджеров. В то же время в списке лучших бизнес-школ оказались и такие, которые трудно отнести к самым известным. Это еще раз подтверждает тот факт, что известность бизнес-школы не всегда отражает качество предлагаемых ей образовательных услуг.


1. С марта по июнь 2012 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2007 по 2012 годы. В опросе приняли участие 838 выпускников 49 российских бизнес-школ из пяти регионов: Москва (33), Санкт-Петербург (5), Поволжье (5), Урал (2), Сибирь (4).

2. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел опрос ТОП-менеджеров, задав им следующие вопросы: «На Ваш взгляд, что, в первую очередь, дает бизнес-образование (MBA/EMBA)?» и «Какие российские школы МВА Вы знаете?» Размер выборки — 500 респондентов. 3. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел анализ базы резюме ТОП-менеджеров (500 резюме) и определил различия в зарплатных ожиданиях ТОП-менеджеров, имеющих и не имеющих диплом MBA.

Российские бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»:

1. Байкальская международная школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
2. Бизнес-школа Московского государственного технического университета им. Баумана 3. Высшая коммерческая школа Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ)
4. Высшая школа агробизнеса Московской сельскохозяйственной академии (МСХА) им. Тимирязева 5. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ) 6. Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве
7. Высшая школа бизнеса МГУ
8. Высшая школа бизнес-информатики НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ)
9. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) 10. Высшая школа маркетинга ГУУ
11. Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС 12. Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ
13. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
14. Высшая школа финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС
15. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (Санкт-Петербург) 16. Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС
17. Институт бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета (Саратов)
18. Институт бизнеса Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
19. Институт делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситет) 20. Институт международного бизнеса и коммуникаций (ИМБиК) Балтийского государственного университета «Военмех» (Санкт-Петербург)
21. Институт менеджмента и маркетинга РАНХиГС
22. Институт мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ) Российского университета дружбы народов (РУДН)
23. Институт экономики и финансов «Классическая бизнес-школа»
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. ЛИНК Новосибирск (Новосибирск)
26. Международная школа бизнеса Финуниверситета 27. Международный институт менеджмента ЛИНК 28. Московская высшая школа социальных и экономических наук РАНХиГС (программа Kingston/АНХ)
29. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
30. Московский технологический институт
31. Новосибирская Открытая школа бизнеса (Новосибирск) 32. НОУ «Институт бизнеса и экономики» 33. Плехановская школа бизнеса «Integral» Российского Экономического университета (РЭУ) им. Г.В.Плеханова
34. Российско-немецкая высшая школа управления (РНВШУ) РАНХиГС 35. Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) (Санкт-Петербург)
36. Саратовский государственный социально-экономический университет (Саратов) 37. Саратовский экономический университет (Саратов)
38. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
39. Стокгольмская школа экономики (Санкт-Петербург-Москва) 40. Урало-Сибирский институт бизнеса (УСИБ) (Екатеринбург)
41. Факультет инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) РАНХиГС 42. Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХи ГС
43. Факультет экономики недвижимости (ФЭН) РАНХи ГС
44. Факультет «Международная школа бизнеса» РЭУ
45. Школа IT-менеджмента РАНХиГС 46. Школа бизнеса «Синергия»
47. First_Business_School (Уфа) 48. Green Сity (Нижний Новгород)

49. Moscow Business School

Источник: https://www.SuperJob.ru/research/articles/110965/diplom-mba/

Международная карьера: какие дипломы ценит работодатель

– Я создала бы матрицу вопросов, на которые предложила бы ответить и родителю, и абитуриенту.

Какие области знаний (математика, биология или журналистика) даются молодому человеку легче? Говорит ли он по-английски, легко ли познает новые языки? Насколько, как студент, конкурентоспособен? 

Хватит ли у него ума и силы воли, чтобы получать в чужих краях стипендию? Есть ли у него желание международной карьеры? Насколько комфортно он будет чувствовать себя в аудиториях Кембриджа, Стэнфорда или Болонского университета?  

Теперь о том, что выбирать. С точки зрения международных карьерных возможностей европейские, американские и некоторые азиатские дипломы дают более высокий карьерный старт. Если ты закончил Сорбонну или университет Рэдинга, европейскому работодателю больше о тебе и знать ничего не нужно. В его глазах выпускник этих брендов автоматически обладает неким знаком качества. 

К сожалению, не обо всех российских университетах можно сказать то же самое.  

– Зато выбор у наших абитуриентов на зависть широкий. Вас не пугает перспектива поголовного высшего образования для россиян?

– Пугает. «Некоторым высшее образование не нужно, а некоторым не поможет», – сказал один выпускник MIT. И я с ним согласна. В стране, насколько мне известно, количество и специфика вымываемых в некоторых областях вакансий таковы, что их вполне могли бы заполнить компетентные выпускники колледжей и техникумов.  

– С вашей точки зрения, какие дипломы с отечественной аббревиатурой обладают стойкой узнаваемостью на международном рынке?  

– Прежде всего, на Западе узнают дипломы наших хороших технических и классических университетов: МГУ, СпбГУ, Физтеха, Бауманки, Новосибирского и Томского госуниверситетов, Томского политехнического университета. 

В ряде стран лучше всего знают РУДН благодаря многочисленным выпускникам еще с советских времен. Поэтому с точки зрения построения карьеры в любой точке мира нужно следовать этой тенденции: заканчивать либо хороший международный, либо хорошо узнаваемый технический или естественнонаучный университет в России. 

К слову, про сильные российские университеты. Мой коллега по консалтинговому подразделению QS, проработавший много лет на европейские и бразильские государственные агентства, правительства и университеты, этим летом едет со своим четырнадцатилетним сыном в Новосибирск, знакомить его с университетом. Думаю, это о многом говорит. 

Слегка перефразируя рекомендацию, которую я слышала от выпускников различных бизнес-школ, скажу так. Если ты хочешь работать в любой точке земного шара, заканчивай американскую бизнес-школу.

Если планируешь трудоустроиться в Европе или на восток от нее, иди в европейскую. А если думаешь работать в Азии, то выбирай американскую или азиатскую.

Этот совет применим и к лучшим мировым университетам.  

В остальном ничего не меняется. Для 98 процентов менеджеров по персоналу, если они видят в резюме название университета, которое не могут за две минуты найти в международных рейтингах, вашего резюме не существует.    

Источник: https://na.ria.ru/20170329/1491033774.html

Ссылка на основную публикацию