С -лейкой и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистики

4 декабря в канун Дня воинской славы России — Дня начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 году собрались ветераны журналистики, фронтовики.

Открывая круглый стол, председатель СЖМ, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев отметил особую роль в Великой Отечественной войне журналистов. В общей сложности на фронт с самого начала войны ушло более десяти тысяч работников СМИ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Армия ежемесячно получала более 19 миллионов экземпляров центральных газет и один миллион экземпляров журналов. Издавалось 19 фронтовых и 103 армейские газеты общим тиражом 3 500 000 экземпляров.

В 1944 году общее количество газет, издававшихся на фронте, достигло восьмисот. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей журналистского цеха.

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиСреди фронтовых корреспондентов был и журналист и писатель Константин Симонов, 100-летие которого на днях отмечалось. В честь этого события Министерство обороны РФ учредило памятный знак «100 лет Константину Симонову». Эту награду Павел Николаевич вручил фронтовикам, ветеранам журналистики Евгению Ельшову, Борису Есину, Якову Ломко, Игорю Осипову, Льву Корзуну, Юрию Транквиллицкому и другим. Многие из награжденных лично были знакомы с автором знаменитого стихотворения «Жди меня» и поделились воспоминаниями.

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиОдна из страничек круглого стола была посвящена вышедшей в год 70-летия Великой Победы энциклопедии «Москва в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». О работе над книгой рассказал член редколлегии, ветеран СЖМ Степан Тюшкевич. Эту бесценную книгу получил каждый участник мероприятия.

О менее известной странице истории Великой Отечественной – Движении Сопротивления рассказал Юрий Виногин, бывший узник фашистского концлагеря в местечке Ля-Жодер на территории Франции. Этой теме посвящена выставка, которая проводится Союзом журналистов Москвы совместно с Объединением «Фотоцентр» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 

С большим интересом участники встречи слушали рассказ журналиста Юрия Белкина – биографа Юрия Левитана. Прозвучала запись выступлений легендарного диктора: заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР и сообщение от 8 мая 1945 года о капитуляции Германии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю со 2 по 7 мая

Оценим за полчаса!
  • По традиции были подняты и фронтовые «сто грамм» за тех, кто не дожил до Победы.
  • С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиВ мероприятии приняли участие
    первый секретарь СЖМ Людмила Щербина и секретарь СЖМ Виктор Черемухин
    4 декабря 2015 г.
  • *****
  • С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиО встрече с ветеранами в Союзе журналистов Москвы
    читайте также  в «Красной звезде» от 13 декабря 2015 г.в материале Марины Елисеевой  «Их оружие – слово»
     
  • *****
  • Фрагменты военной кинохроники, посвященные контрнаступлению Красной Армии  под Москвой в декабре 1941 г.

Источник: http://ujmos.ru/s-leykoy-i-bloknotom-i-po-prezhnemu-v-stroyu/

С лейкой и блокнотом..

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистики

Термин «военный журналист» появился давно. В основном, речь идет о репортерах, делающих материалы с территорий противостояний. Многие заблуждаются, думая, что слово «военный» всегда означает принадлежность к вооруженным силам. В действительности, это чаще всего один из самых опасных журналистских жанров. Люди этой профессии порой не хуже военных понимают всю специфику объявленных и необъявленных войн.

В конце прошлого века покойный ныне журналист, фотокорреспондент Юрий Романов написал книгу «Я снимаю войну». К сожалению, ее не переиздавали. Лишь коллеги и просто счастливчики, купившие ее когда-то, могут оценить опыт военного репортера и воспользоваться ей как учебным пособием. У Романова был колоссальный опыт деятельности в «горячих точках» по всему миру.

Он работал в ведущих российских электронных и газетных СМИ, в Reuters и CNN. Романов не просто рассказывал о том, что ему пришлось пережить, а учил, как военкору подготовиться к войне, на которой он враг для всех и для каждого. Эта также важно, как для разведчика детально разработать план «отхода».

Ведь если исполнитель не вернется с творческими материалами или с ценными данными, выполнение самого задания может потерять всякий смысл. Не случайно боевики и даже профессиональные контрразведчики часто принимают журналистов за шпионов и соответственно обращаются с ними. На этом сходство не заканчивается, потому что те и другие всерьез интересуются «кухней» политических событий.

Нередко почти в равной степени они представляют опасность для одной из сторон, а иногда и для всех сразу.

Тот, кто отправляет своих сотрудников на задания, должен нести ответственность за все последствия. Журналистов это касается в большей мере, потому что они не вооружены, пускай и цели их открыты, а права на информацию подтверждены сотнями международных документов.

Беда в том, что террористы никаких соглашений не признают. Они могут воспользоваться этим в собственных целях, но могут и уничтожить того, кто, казалось бы, охраняется легитимными для всего цивилизованного мира решениями.

Направляя съемочные группы в «горячие точки», инициаторы таких командировок просто обязаны учитывать баланс проблемы: насколько риск оправдан и в какой степени результат важнее его. Иначе, это следует трактовать как халатность.

Даже если члены съемочной группы сами «выпрашивают» рисковую командировку, хладнокровная оценка ее есть непременная обязанность организатора. От некомпетентности таких людей до равнодушной жестокости — один роковой шаг.

То, что произошло с Орханом Джемалем, Александром Расторгуевым и Кириллом Радченко в ЦАР, удивляет еще и потому, что все трое, а в особенности журналист Орхан Джемаль, в наставлениях своих коллег и в ознакомлении с обязательными правилами поведения в «горячих точках» совершенно не нуждались. Они не раз бывали в самых рисковых ситуациях, а Орхан был даже серьезно ранен. Но на этот раз с ними стряслось непоправимое.

Зная о том, что в этой части Африки действуют боевики крайне жестоких вооруженных формирований, они все же предприняли поездку. Каждый из нас, кто на практике знаком с такими командировками, всегда искренне надеется на то, что его «пронесет».

Смерть — это якобы не о нас, это — о ком-то другом, менее опытном. Всегда, мол, есть возможность что-то объяснить даже самым «отмороженным» негодяям. Но это чаще всего не так. Снаряду или пуле ничего не объяснишь и не докажешь.

Так же, как ни в чем не убедишь беспринципных убийц, устроившим засаду по всем правилам диверсионных операций.

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиИсточник фото: pixabay

В самом конце двадцатого столетия мне и коллеге Роману Бабаяну выпала командировка от программы «Вести» в Боснию и Герцеговину. Мы разыскивали тайные лагеря подготовки исламистских боевиков для своего документального фильма «База».

Тогда никому и в голову не могло придти, что это слово ляжет в основу арабского названия одной из самых жестоких террористических организаций, очень скоро принесшей всему человечеству неисчислимые беды. Как раз в одно из их осиных гнезд на Балканах мы, четыре сотрудника съемочной группы, и угодили.

Нам казалось, что мы полностью подготовлены, о нашем пребывании в горах, нашпигованных минами, знают в телекомпании, в МИДе и местной полиции. Но исламским боевикам, прибывшим из Пакистана, все наши профессиональные полномочия были безразличны.

Нас захватили, скорым решением приговорили к казни и, если бы не журналистское везение и не наша отчаянная решимость освободиться, нас бы постигла судьба, подобная той, что досталась съемочной группе во главе с Орханом Джемалем.

Позже мы сами нашли немало огрехов в своей подготовке. Профессиональная незрелость в оценке реального риска — основная причина того, что с нами случилось. Фильм показали по государственному каналу, но урок этот мы усвоили крепко. А ведь все мы уже имели большой опыт работы в подобных условиях.

Но все же первый яркий трагический эпизод гибели съемочной группы случился как раз почти там же, поблизости, в Костайнице — во время войны между Сербией и Хорватией. 1 сентября 1991 года погибли журналисты Гостелерадио СССР Виктор Ногин и Геннадий Куринной.

Они были опытными, профессиональными репортерами, хорошо знавшими языки и обычаи местных народов. Их машина попала в засаду, устроенную спецназом сербской милиции. Сначала машину с двумя журналистами расстреляли, потом их добивали уже в упор.

А ведь Ногин даже успел отдать командиру отряда документы аккредитации и советские паспорта. Но и это не уберегло: якобы в машине были военные бронежилеты и каски. Такая амуниция ведь до сих пор полагается военным корреспондентам.

Это чудовищное преступление многому тогда научило, но цена все же всем нам показалась слишком высокой. Как и на этот раз в ЦАР.

Среди известных писателей были отчаянные военные репортеры. Эрнест Хемингуэй, автор десятков репортажей с войн, написавший знаменитый роман «Прощай оружие», хорошо знал цену журналистскому риску. Ему не раз приходилось бывать в почти безвыходных обстоятельствах, но судьба оказывалась благосклонной.

Он — один из основателей жанра военной журналистики, в конце жизни был поражен острой депрессией, корни которой уходят именно в его профессиональное прошлое. Там он выжил, но тяжелое бремя памяти и накопившиеся страхи сыграли свою роль. Никому не проходит даром подобное хождение по острию ножа.

Это и есть тот самый «военный синдром».

Из советских военных корреспондентов более всего был известен Юрий Нагибин, в дальнейшем писатель и сценарист. Он вспоминал, что на военных журналистов, военных врачей и техников не распространялась Женевская конвенция о военнопленных. Они якобы являлись гражданскими людьми, втянувшими сами себя в войну.

Выглядит крайне абсурдно, потому что, с одной стороны, их считали непричастными к боевым действиям, а с другой, в плену с ними обращались как с опасными врагами. Но это вдруг дало мощные корни уже в наши времена. Погибшие в ЦАР журналисты ни в какую войну втянуты не были, ни на какой стороне не выступали и никакой опасности не представляли.

С сутью их творческого задания еще предстоит разбираться, но вряд ли результаты расследования повлияют на выводы в этом смысле.

Сегодняшняя военная журналистика во многом отличается от военной журналистики времен Великой отечественной войны. Тогда фронтовые корреспонденты, по существу, являлись бойцами и даже обязаны были держать в руках боевое оружие. То была наша земля и на кону стояло будущее.

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикиИсточник фото: РИА «Новости»

Но вот нынешние военкоры, взявшие в руки оружие, по мнению очень многих моих коллег, теряют право называться журналистами. Поэтому они идут в свой «бой» лишь «с лейкой и с блокнотом», совершенно открытыми случайной или прицельной пуле. Как это и случилось с расстрелянными журналистами в самом центре беспокойной африканской земли, кишащей «солдатами удачи».

А тем, кто забыл, что означало слово «лейка» для военных репортеров давно ушедших лет, помянутое в стихах Константина Симонова, напоминаю — это немецкие фотоаппараты компании Leica Camera AG.

Ими были засняты многие эпизоды той далекой войны. В той популярной песенке фронтовых корреспондентов есть продолжение — «с лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли».

Те военные журналисты снимали, писали и оборонялись.

Погибшие же наши коллеги возможности защищаться не имели. Они были без «пулемета», только с «лейкой и с блокнотом». Тот самый «пулемет», иными словами, профессиональную охрану, им обязаны были обеспечить посылавшие их туда люди. Или же отказаться от роковой командировки. Но не случилось. Осталась только горечь очередной утраты.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/s-lejkoj-i-bloknotom-01082018/

С лейкой и блокнотом…

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистики

Фото google.com

В мае этого, 2018 года, прочитала
на сайте нашего кубанского Союза журналистов материал Виктора Егоровича
ЖИЛЯКОВА, написанный ко Дню Победы. Увы, жаль, что нечасто метр кубанской, да и
российской журналистики, балует нас своим творчеством. Он сумел найти слова,
берущие за душу читателей…

Суета будней поглощает  в бездонную воронку, поэтому, часто думая об
этой статье,  только сейчас написала
ответ. Вернее, отклик-продолжение…

Около 15 лет я была военным журналистом:
в газете «За Родину» Приволжского военного округа, затем в газете Группы
Советских войск в Германии – «Советская Армия», после объединения Германии –
газете Западной группы войск.

Фронтовых журналистов знаю
лично, вернее, знала. Они ушли в мир иной, но их статьи делали «Красную
Звезду», «Российскую газету» читабельными, тогда люди писали письма в редакции!

Виктор Егорович приводит слова
нашего незабвенного журналиста-фронтовика 
— Ивана Павловича ЛОТЫШЕВА, который писал о своих коллегах – кубанских
журналистах-фронтовиках: «…С лейкой и блокнотом» прошедших дорогами Великой
Отечественной, а после — писавших о мирной жизни Кубани, восстающей из руин
оккупации.

Хочу в память об этом Великом
Поколении опубликовать в продолжение статьи Виктора Егоровича Жилякова строки
«ТОСТА АРМЕЙСКИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ» Анатолия ЧИВИЛИХИНА (1915-1957), который
знали, любили и всегда пели журналисты-фронтовики. Когда-то Иван Павлович
Лотышев  удивился сквозь набежавшие
слезы, что знаю эту песню. Пусть прочитает наше молодое поколение журфака…

  •          ТОСТ АРМЕЙСКИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
  • Сегодня нам выпал веселый час,
  • А завтра нам в путь пора.
  • И тост неплохой найдется у нас:
  • За рядовых пера!
  • Мы «Войну и мир»  не напишем, нет,
  • Хоть записок у нас – гора!
  • Но не обойтись ни одной из
    газет,
  • Без нас – рядовых пера!
  • Мы пишем, дуя на кулаки
  • У тлеющего костра,
  • О подвиге славном четыре
    строки,
  •  И каждая нехитра.
  • Где кончен бой, где бой
    начался,
  • Где сброшен противник с бугра –
  • Обязан всех раньше на полчаса
  • Узнать рядовой пера.
  • На «пикапах» не ездим, бредем
    пешком,
  • Коль не подвезут шофера.
  • В грязи непролазной бодрым
    шажком
  • Завтра пойдем как вчера.
  • Из роты в роту, из дзота в
    дзот,
  • (А у немцев есть снайпера!)
  • Наш брат, не  сгибаясь, 
    к бойцам идет:
  • Он – рядовой пера.
  • Так выпьем, покуда писатели
    спят.

Всем встать! Мы крикнем: «Ура!»

За наших читателей, смелых
ребят,

И за нас, рядовых пера!

Источник: https://s-kub.ru/veterans/creation/s-lejkoj-i-bloknotom/

Как поступить на журфак: предметы, баллы, творческое испытание, список вузов

Для выпускников проблема поступления находится на повестке дня, многие связывают ВУЗ со всей жизнью, считая этот выбор определяющим для своего будущего.

Главное – не впадать в панику под грузом такой ответственности, спокойствие и планомерная подготовка приведут к успеху.

А мы подготовили для вас способы поступления на лучшие журфаки страны, и ответы на вопросы: что сдавать и как поступить.

С чего начать?

Решив стать журналистом, вы переводите свое существование в область словесности навсегда. На любой журналистской работе придется много писать. Это умение следует тщательно оттачивать, писать постоянно, на любые темы, легко и грамотно.

Также журналист напрямую связан с обществом, поэтому должен знать немного из экономики, права, социологии и так далее. Немаловажным является знание иностранных языков.

Без них успешную карьеру не построить и на мировой (а часто и федеральный) уровень не выйти.

Переживать, если вы чего-то из этого не знаете, не стоит. Во-первых, в университете этому тоже будут учить. Во-вторых, самообразование еще никто не отменял. Работа над собой помогает преодолеть все преграды. 

Список предметов на ЕГЭ

Как понятно из написанного выше, в любом случае для поступления необходимы высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе. Также могут потребоваться обществознание и английский язык, в зависимости от ВУЗа. 

Олимпиады и конкурсы

Участие в различных олимпиадах и конкурсах может существенно облегчить поступление, дать дополнительные баллы.

  • Во-первых, можно участвовать во Всероссийской олимпиаде. Она начинается со С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистикишкольного этапа, далее идет городской, региональный, иногда окружной и российский уровень. Призерам олимпиады на уровне страны и дают дополнительные баллы. Даже если так далеко вы не пройдете, пытаться стоит, потому что участие в подобных конкурсах приучит к стрессовым учебным ситуациям, и ЕГЭ не покажется столь страшным.
  • Также каждый крупный ВУЗ проводит собственную олимпиаду, призеры которой получают привилегии при поступлении (например, олимпиада Ломоносова в МГУ). Чаще всего первый этап проходит дистанционно, далее лучшие участники едут на очный этап. Подробности стоит уточнять на сайте своего будущего учебного заведения.

Список вузов: баллы и конкурс

Поступить в лучший ВУЗ страны – мечта практически каждого абитуриента. Каждый имеет право подать документы в пять учебных заведений, в рамках одного учебного заведения можно поступать на три направления. Таким образом, у вас пятнадцать шансов, вы обязательно добьетесь своей цели!

МГУ

  • Экзамены – русский язык, литература, иностранный язык, дополнительное вступительное испытание творческой и профессиональной направленности (письменно).
  • Дополнительные баллы за индивидуальные достижения: аттестат с отличием – 5 баллов, золотой значок ГТО – 2 балла, итоговое сочинение в выпускных классах – до 3 баллов.
  • Проходной балл – минимальный балл для поступления на дневное отделение – 348 
  • Творческий конкурс – письменное испытание, проверяющее знания по литературе и истории. Предполагает сочинение (раскрытие предложенной темы) и редакционное задание (план статьи по предложенной теме). 
  • Количество бюджетных мест – 196 (в том числе, 20 человек по квоте). 
  • Плюсы – самый авторитетный ВУЗ страны, относительно большое количество бюджетных мест, возможность получить место в общежитии, сильный состав педагогов. 
  • Минусы – средний балл по всем испытаниям должен быть не менее 85, необходимо сдавать иностранный язык (проблема для большинства), огромное количество человек на место (и большинство из них распределяются между целевиками, инвалидами, стобальниками из коррупционных регионов и теми, кто посещал платные курсы для подготовки к вступительным экзаменам), высокая цена платного обучения.
Читайте также:  Как устроена школа подготовки к -физтеху

РУДН

  • Экзамены – русский язык, литература и творческий конкурс.
  • Проходной балл – 152. 
  • Творческий конкурс – состоит из дополнительных испытаний профессиональной и творческой направленности. Первое из испытаний представляет собой тест из 50 заданий с выбором ответа. Здесь проверяется знание абитуриентом основных современных тенденций журналистики. Творческое задание – это художественно-публицистическое эссе на одну из заданных тем. 
  • Количество бюджетных мест – 9.
  • Плюсы – авторитетность вуза, возможность подтянуть иностранные языки, поехать учиться по обмену и позже работать за рубежом.
  • Минусы – непонятный сайт, минимальное количество информации, минимум бюджетных мест, высокий конкурс, высокая цена платного обучения.

ВШЭ

  • Экзамены – русский язык, литература, иностранный язык, творческий конкурс.
  • Проходной балл – нужно набрать минимум 230 баллов (60 по литературе, русскому и иностранному языкам и 50 по творческому испытанию).
  • Дополнительные баллы выдаются за участие во Всероссийской олимпиаде, а также в других олимпиадах, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте ВУЗа.
  • Творческий конкурс – письменный и устный туры. Первый заключается в необходимости предоставления журналистского материала в электронном виде (дается компьютер с выходом в интернет), а второй — собеседование. На устном туре оценивается общекультурный уровень, понимание профессиональной медиасреды, а также портфолио.
  • Количество бюджетных мест – 40. 
  • Плюсы – авторитетность вуза, возможность пользоваться интернетом на творческом конкурсе, понятный сайт, филиалы по России, насыщенная студенческая жизнь.
  • Минусы – необходимость проходить «Антиплагиат», необходимость сдавать иностранный язык, высокая цена платного обучения, общежития за МКАДом, а корпуса раскиданы по всей Москве.

Ранхигс

  • Экзамены – русский язык, литература, творческое или профессиональное испытание, иностранный язык (для спортивной журналистики с углубленным его изучением, в этом направлении нет даже литературы в качестве обязательного экзамена).
  • Проходной балл – неизвестен: в 2018 году либо не было набора (спортивная журналистика), либо зачислили только победителей и призеров олимпиад (деловая и политическая журналистика, медиажурналистика).
  • Творческий конкурс – написание эссе по одной из предложенных тем для направления «Медиажурналистика». Для поступления на деловую или политическую журналистику требуется написать текст в журналистском жанре, а также пройти тест. Тестирование должно показать осведомленность о базовых понятиях будущей профессии, а также хорошую ориентацию в современном медиапространстве.
  • Количество бюджетных мест – только для победителей и призеров олимпиад.
  • Плюсы – широкие возможности для участников олимпиад, филиалы по России, насыщенная студенческая жизнь, неплохие общежития, четкое тематическое деление на факультете.
  • Минусы – человек «с улицы» просто так поступить не может (по крайней мере, так произошло в 2018 году), высокая цена платного обучения, все стажировки и программы, которыми заманивают абитуриентов, платные, причем, дорогие, администрация вуза не дружелюбная (судя по большинству отзывов).

МУП

  • Экзамены – русский язык и литература, творческий конкурс.
  • Проходной балл – 368 (минимально по 40 за каждый этап творческого конкурса и по 50 за ЕГЭ)
  • Творческий конкурс – состоит из двух частей: сочинение и собеседование. Сочинение проверяет у абитуриентов знания по русской литературе. На собеседовании проверяется и общий кругозор, и ориентация в масс-медийной сфере, и творческие способности, и предрасположенность к профессии, и мотивация ее выбора. 
  • Количество бюджетных мест – 10.
  • Плюсы – известный вуз, много положительных отзывов
  • Минусы – высокий конкурс, высокая цена платного обучения.

Как подготовиться?

Самое главное при подготовке к поступлению – выбрать ВУЗы и тщательно исследовать их требования к абитуриентам. Как видно из списка ВУЗов, эти требования могут отличаться. Также стоит участвовать во Всероссийской олимпиаде, а также в профильных конкурсах, которые проводит ВУЗ. Причем чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов. 

Понятно, что подготовке к ЕГЭ надо уделить большое количество времени. Попадание в престижные ВУЗы страны предполагает баллы ЕГЭ, близкие к максимальным.

Также не стоит пренебрегать возможностью поступать на три направления одного ВУЗа. Главное – попасть в нужное учебное заведение, потом можно перевестись. 

Кроме того, нужно оформить портфолио: публикации в Интернет-СМИ (есть удаленные стажировки, где не важен возраст), грамоты и сертификаты. Отличный способ набить руку и получить возможность публиковаться (причем, недаром) — попробовать себя в копирайтинге.

Перед творческим конкурсом следует тщательно следить за сферой СМИ, причем выбирать наиболее авторитетные, знания из этих источников помогут пройти испытания. И самое главное – не паникуйте и верьте в себя! 

Мария Блинова

Источник: https://its-journalist.ru/articles/kak-postupit-na-zhurfak-predmety-bally-tvorcheskoe-ispytanie-spisok-vuzov.html

«С лейкой и блокнотом»

Главная Культура «С лейкой и блокнотом»

06.10.2012

Просмотров: 1262, комментариев: 0

С -Лейкой  и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистики

Сегодня в рамках празднования юбилея Союз журналистов Нижегородской области организует конкурсы и встречи, фотовыставки и выставки книг. А региональным СМИ предложено рассказать о ветеранах журналистики на страницах своих газет.

Журналистика — профессия редкая, но это не значит, что работают в ней особенные люди. Немногие из нас, сотрудников районных газет, имеют специальное журналистское образование.

Придя в редакцию, «мы все учились понемногу» брать и добирать материал, не выходя при этом из установленного норматива строк излагать его так, чтобы читателю было интересно. Мучались над лидом (первым предложением или абзацем в тексте, на который ложится основная смысловая нагрузка), «рожали» заголовки.

С сознанием выполненного долга сдавали статью в набор, ожидая при этом если не похвалы, то одобрения, но… не тут-то было. О, как часто старший коллега в должности ответственного секретаря (и с уважительным прозвищем «отсек») возвращал выстраданный материал.

По выражению его лица можно было понять, что всё написанное — чушь полная. Он строго указывал, что «вот тут и тут надо сократить, вот это и это – переписать, а вот здесь и здесь добавить».

 В 80-е годы, теперь уже прошлого столетия, ответственным секретарём в редакции газеты «Знамя труда» был Станислав Крац. До него эту должность занимали Николай Шкут, Виктор Полозов.

Но именно Станислав Всеволодович, по мнению коллег, работавших с ним, был не только ответсеком от бога, но и по духу своему — настоящим газетчиком. Для печатной районной прессы такой человек — настоящий клад.

Это признавали и те, кто его уважал, и те, кто пытался поставить его на место за крутой и непокорный нрав и те, кто не раз плакал из-за его прямолинейности и требовательности.

В газету Станислав Крац пришёл фотокорреспондентом.

На сделанных им снимках запечатлены важные моменты в жизни города и района 70-х годов: открытие трёхэтажного здания поликлиники, вручение Красного Знамени председателю колхоза «Новый путь», сев и уборка урожая, парад на площади Советской в День Победы.

Светлыми и лиричными получались пейзажные зарисовки. Но самыми удачными были портреты жителей района, простых тружеников. Допотопным (по сравнению с современными) фотоаппаратом он с высокой степенью профессионализма мог уловить то мгновение, когда в выражении глаз и лица открывалась душа человека.

С появлением на прилавках магазинов знаменитой «Практики», главный редактор газеты Геннадий Павлович Чистяков безоговорочно выделил деньги на её приобретение. Фотокор сам ездил в Горький и в специализированном магазине купил новое «орудие» труда за 500 с лишним рублей (считай, на полугодовую свою зарплату).

Творческая натура искала большего самовыражения. Поэтому без раздумий, когда в редакции возникла необходимость, стал корреспондентом сельхозотдела, которым заведовала Римма Петровна Катаева.

Специальных знаний не хватало, поэтому Стас Крац поступил заочно в Горьковский сельскохозяйственный институт.

Совместив в журналистике две профессии в одну (фотографа и корреспондента) он стал полностью соответствовать образу газетчика из гимна журналистов, где звучат слова «с лейкой, блокнотом» (лейка — род плёночного фотоаппарата — прим. автора).

В должности ответственного секретаря, продолжал писать для своей газеты. Старался не замалчивать нелицеприятные факты, имеющие место в родном городе или оправдать их «объективными причинами». В отличие от большинства провинциальных журналистов смело брался за фельетон.

Именно в этом жанре написан «Сон Георгия Сергеевича» (1977 год, 8 сентября) о затянувшемся строительстве детского комбината № 41. Ведь только во сне прораб СМП-631 мог сознаться в собственных недоделках: «Кровля протекает, во многих батареях уменьшено количество секций, линолеум везде отстаёт от пола, а в одной комнате вообще настелен на цементный пол.

Светильники не соответствуют санитарным нормам, некоторые окна не закрываются. А подоконники? Они же не прошпатлёваны, а только слегка помазаны белилами». И это лишь половина недоделок. Неудивительно, что прораб, проснувшись, чертыхается: «Сколько с этим детским комбинатом вожусь, а сплавить заказчику никак не могу». В статье «Там, где кончается улица Белинского…

» (1977 год, 24 мая) Станислав Крац в качестве общественного инспектора по охране природы обличает тех, кто «бережно» относится к окружающей нас среде.

Стараясь восстановить и сохранить для истории района цепь событий далёких 30-х годов, периода коллективизации, вёл серьёзную исследовательскую работу с изучением документальных материалов Балахнинского филиала областного государственного архива.

Об обнаруженных ценных фактах сообщил в статье «Говорят документы» (1983 год, 2 июня). «В 1929 году в районе образовалось семь колхозов. Первыми на путь коллективизации встали крестьяне деревни Веденино Андриановского сельсовета. Сейчас этой деревни не существует.

Она находилась на территории нынешнего Хмелевицкого сельсовета на расстоянии около одного километра от деревни Соромотной и в народе называлась Зятьково. 17 февраля в ней был организован колхоз, получивший название «Имени 1-е Мая». Так начинался процесс коллективизации.

А через два года в районе было 128 колхозов и четыре коммуны». Это были бесценные сведения для музея и для школьников, изучающих данную тему, а также для студентов, пишущих курсовые и дипломные работы.

У Станислава Краца на всё была своя точка зрения. В статье о первом в Шахунье конкурсе красоты он был откровенен, как всегда: «…название «Мисс-Шахунья-88» — мне не по душе. Зачем тащить заграничный термин, когда на Руси с давних времён существует свой — понятный и всеобъемлющий — первая красавица».

Самому же Станиславу Всеволодовичу запомнился «Синий платочек» — проблемный материал о настоящем и будущем районной газеты, который отмечен областным правлением Союза журналистов.

Кстати, сам он тоже был членом правления, принимал участие во всех заседаниях, а затем о принятых решениях рассказывал коллегам с севера нижегородчины на межрайонных журналистских летучках, проходивших ежеквартально.

— Это был человек дела: конкретный, требовательный, — вспоминает о С.В.Краце Галина Аркадьевна Смирнова, работавшая в то время заведующей отделом писем. — Номер верстал без суеты.

При нём газета впервые стала печататься в установленные сроки. Он умел рачительно распоряжаться временем. Первым открыл нам глаза на то, что не за горами компьютерная вёрстка. Мы тогда в это не поверили.

Но прошло совсем немного времени и всё произошло именно так.

От своих старших коллег мне не раз доводилось слышать, что при Краце дизайн газеты был безупречен. Он на лету схватывал всё новое, прогрессивное. Полезными были и курсы, которые Станислав Всеволодович закончил в Московской высшей партшколе и при полиграфическом институте.

— Помню, часто спорили с ответсеком из Яранской газеты Лидой Медведевой о преимуществах вёрстки в наших газетах, — рассказал С. В. Крац, который перенёс тяжёлый инсульт и сейчас восстанавливается после болезни. — У нас была шестиколонная вёрстка, у них — четырёхколонка. Я доказывал, что наша более экономична и рациональна.

Больше знаков вмещается на полосе, но при этом и простора больше.

С этим мнением шахунского ответсека были согласны и в Горьковском Союзе журналистов. Первые места в областных конкурсах по дизайну многие годы отдавали газете «Знамя труда».

Станислав Всеволодович с теплотой и признательностью, думаю, даже с гордостью, вспоминает сегодня своих коллег, уже ушедших из жизни: Алексея Петровича Веселова, Станислава Владимировича Семченко, Сергея Ивановича Дёмина. Внося свою лепту в историю газеты, они не забывали и о традициях.

Одна из них — ежегодный пробег на приз газеты «Знамя труда», очень популярный среди жителей района, — была заложена в середине 50-х годов и просуществовала без малого полвека. В отдельные годы в пробеге участвовало более 50-ти команд.

Победителям, по словам Станислава Всеволодовича, вручали фирменные дипломы, которые печатались в шахунской типографии, а в качестве приза — фирменные эстафетные палочки, выточенные в мастерских средней школы № 14.

Считаю, судьба сыграла злую шутку, предоставив возможность С.В.Крацу в начале 90-х уйти из газеты. Возможно, сам он думает об этом с точностью до наоборот.

Так или иначе, но он подготовил себе хорошую смену, передав дело, которое любил, начинающему журналисту Светлане Соколовой.

По прошествии лет, став главным редактором газеты, обновляя её дизайн, и даже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Светлана Александровна считает его своим учителем. Тот, кто имеет достойных учеников, жизнь прожил не зря.

Галина Модина

Источник: http://znamiatruda.ru/kultura/s-leykoy-i-bloknotom-06-10-12.html

Почему молодые исследователи хотят учиться журналистике (опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ)

Ссылка для цитирования: Пронина Е.Е.,Ильченко Д.С., Колесниченко А.В. Почему молодые исследователи хотят учиться журналистике (опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ) // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2472
DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.8

© Пронина Елена Евгеньевна доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), pronina.elena@gmail.com

© Ильченко Даниил Сергеевич научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистикифакультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Росиия), ilchenkod@yandex.ru

© Колесниченко Александр Васильевич кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), april-7@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются мотивы, побуждающие молодых исследователей (студентов и сотрудников непрофильных факультетов) учиться журналистскому мастерству. Эмпирическую базу составили 190 анкет-заявок, присланных на конкурс Мастерской научной журналистики факультета журналистики МГУ.

В результате контент-анализа анкет и последующей математической обработки данных по методам кластерного, факторного и дискриминантного анализа установлены мотивы, корреспондирующие с успешным обучением журналистике.

На основе полученных данных делаются выводы об особенностях профессиональной идентичности журналиста, а также о задачах и специфике научной журналистики.

Ключевые слова: журналистика, мотивация обучения, научная журналистика, профессиональная идентичность журналиста, подготовка журналистов.

В 2017 г. конкурс для поступающих на факультет журналистики МГУ достиг рекордного значения за 25 лет. По сообщению пресс-службы факультета это был самый высокий показатель с 1992 г.1, когда в университете стали накапливать подобную статистику.

Примечательно, что в течение последних лет конкурс не снижается, а растет, даже несмотря на то, что пришло время поколения, родившегося в годы «демографической ямы».

Объяснить этот феномен довольно сложно, учитывая, повсеместно обсуждаемый кризис медиасистемы, когда старые информационные модели уже не работают, традиционные СМИ теряют аудиторию (MediaMakers, 2016; Young, Carson, 2016; Deuze, 2008; Вартанова, 2018), медиабизнес буксует и многим «кажется, что будущее за соцсетями и блогерами, которые теснят большие СМИ и профессионалов»2.

Специалисты в области массовой коммуникации − кто с оптимизмом, а кто с сожалением − говорят о том, что рост медиаактивности аудитории (Пустовалов, Березина, 2013) и появление разнообразного контента от самих пользователей (UGCUser-generated content

Источник: http://www.mediascope.ru/2472

С «лейкой» и блокнотом

Перебирая имена курских журналистов – участников Великой Отечественной войны, вспоминая их газетные публикации или снимки, невольно подумалось о том, что всех их вместе можно было бы рассматривать как некое ополчение, сводную воинскую часть.

И перед ее личным составом как бы поставлена бессрочная задача – высшим напряжением сил и таланта каждого бойца, причем, до последнего его часа рассказывать о той невиданной мере подвигов, героизма, жертв и потерь нашего народа, которой оказалось достаточно для Победы.

Рассказывать во имя памяти павших героев, во имя любви к своему Отечеству.

И если бы такой коллективный сборник их печатных материалов увидел свет, то его страницы наполнились запахом пороха и грохота пушек, щемящим сиротством печных труб в сожженных деревнях, горечью и болью прощальных салютов, сдержанной радостью первых побед, безмерным ликованием в мае 45-го…

Журналисты на войне были такими же солдатами, как и любые другие люди мирных профессий, которых призвала страна в годы своих тягчайших испытаний. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», – это пожелание поэта стало тогда реальностью.

Корреспондентов на войне не жаловали. «Там, где мы бывали, нам танков не давали», – так писал К. Симонов и был прав. Свои репортажи журналисты добывали отчаянной храбростью, трудом и потом, а иногда и кровью – ведь бой с врагом в тылу не снимешь.

Читайте также:  Космические дети: как стать илоном маском

Если говорить о работе фронтовых газетчиков, то надо помнить, что раньше, чем над газетными листами появились призывы: «Вперед, на запад!», «Добить врага в его логове!», «Даешь Берлин!» – им предшествовали другие шапки: «Ни шагу назад!», «Выстоять!», «За Волгой земли нет!». И конечно, вместе с теми, кто дожил до конца войны и писавшими свои военные корреспонденции из Праги, Вены и Берлина, незримо присутствовали и те журналисты, кому не довелось увидеть победный салют.

Курские журналисты, как свидетельствует книга «Страницы и лица», с началом войны, все, кто мог, ушли – одни в народное ополчение, другие в истребительный батальон или сразу на фронт.

Собственный корреспондент «Курской правды» Дмитрий Невежин по возрасту и состоянию здоровья бы непригоден к воинской службе, но добился освобождения от льготы, воевал, служил примером доблести. Он погиб под Старым Осколом.

Не вернулись с войны художник Василий Булавин, литературный сотрудник Федор Козликов, секретарь редакции Ефим Абрамзон, корреспондент отдела культуры Абрам Ришин.

Их имена золотом сияют на мемориальной доске, установленной в редакции газеты «Курская правда»:

«В борьбе за свободу, честь и независимость нашей Родины на фронтах Великой Отечественной войны пали смертью храбрых журналисты областных газет «Курская правда», «Молодая гвардия», «Пионер»: Абрамзон Хаим Аизикович, Ефременко Анатолий Павлович, Кравченко Андрей Иванович, Кравченко Татьяна Петровна, Ришин Абрам Григорьевич, Халанский Николай Ионович, Булавин Василий Николаевич, Невежин Дмитрий Карпович, Козликов Федор Петрович, Панченко Александр Владимирович».

Многие из нынешних ветеранов курской прессы воевали артиллеристами, разведчиками, пехотинцами.

Кто-то на фронте писал стихи и, к своей радости, иногда находил их опубликованными в дивизионной газете, кто-то взялся за перо уже в мирное время, однако военная тема оставалась для них главной всегда.

Размышления и воспоминания о войне, о ее уроках, о путях послевоенного устройства жизни, о превратностях в судьбе своей страны, – мысли об этом проходят красной нитью через почти все их журналистские материалы.

История курского «журналистского» ополчения, состоящего из ветеранов войны, посвятивших свою жизнь газетному делу будет, убежден, написана. Одной из глав этой будущей книги станет, вероятно, данная подборка: «С «лейкой» и блокнотом».

  • А. Щигленко,
  • председатель Союза журналистов
  • Курской области.

Источник: http://domjour-kursk.ru/dom-journalista/kurskie-journalisty/s-leykoj-i-bloknotom.html

Как поступить на журфак МГУ? Часть 1. Творческий конкурс

Это просто надо пережить.

Как и забег на длинные дистанции по редакциям, снисходительное «У нас по этой теме материал уже Леночка пишет», ловля ультрасвежих новостей на самодельный спиннинг, если Вы поступаете на факультет журналистики. Что, начало уже горчить? Ничего-ничего, цель оправдывает средства. Ну, а если совсем кисло — достаньте из холодильника фрукты-ягоды. Совмещайте приятное с полезным!

Я же не буду совмещать все истории про поступление в московские вузы воедино. Каждый вуз достоин отдельной инструкции. Первая же безраздельно посвящается первому. В череде мечт и рейтинг-листов — МГУ… и его не менее знаменитому журфаку. Итак, о наболевшем…

МГУ… Ну что сказать — ну что сказать… Три веселые буквы. Истерически-веселые. Никто не пьет столько крови из абитуриентов, сколько МГУ. Для желающих поступать на журфак первое испытание заключается в том, чтобы найти само здание журфака.

Ведь это совсем не тот архитектурный шедевр, что на Воробьевых горах и на памятных открытках. Сразу пугаться тоже не надо: это не арендованный детский садик, как нынче модно. Это вполне себе неказистого вида учреждение с неотъемлемым монументом М. В.

Ломоносову минутах в семи ходьбы от метро «Охотный ряд».

Из-за автономности расположения студенты считают журфак этаким независимым королевством. Со своим гербом, гимном и королем — президентом факультета, Я. Н. Засурским. И охраной, что немаловажно, которая и ощупает, и обнюхает одновременно.

Второе истерически-веселое испытание проходит по кодовым названием «ТК», творческий конкурс то есть. Ведь в МГУ помимо экзаменов по гуманитарным дисциплинам (сочинение по литературе, письменный английский), абитуриент еще должен сдать тест на профпригодность = «ТК».

Пройти его можно в конце апреля или в начале июля. Я, со своей стороны, настоятельно рекомендую сделать это в апреле. Сдавая ЕГЭ, готовясь к выпускному и оформляя публикации в июне, вы надорветесь… Поберегите здоровье свое и своих редакторов, которые летом никоим образом не обрадуются свалившемуся на их плечи вороху хлопот. А хлопот будет немало…

В конце апреля (как договорились) в приемную комиссию факультета вы должны принести документы и свои публикации (всего не менее пяти, и три из них должны быть опубликованы в году поступления), а также характеристику-рекомендацию из редакции, с которой вы сотрудничали.

Благо, журфак МГУ не требует подавать публикации только из крупных и известных изданий. У вас примут публикации из любого средства массовой информации, главное условие — чтобы оно было зарегистрировано как СМИ (если это газета, то регистрационный номер обычно печатается в выходных данных, а тираж — не менее 1000 экз.).

Также можно предоставлять публикации из Интернет-СМИ, но к таким публикациям придется приложить также копию свидетельства о регистрации СМИ, что добавит вам волокиты при оформлении публикаций. Поподробнее про специфику оформления можно узнать на неофициальном сайте факультета журналистики (www.journ.ru). И как можно раньше.

Вы уж мне поверьте.

Помимо приема ваших публикаций творческий конкурс состоит из сочинения-рассуждения и собеседования. На сочинении вам предложат пять тем («Каким я вижу будущее журналистики», «Интернет и дети», «Мое первое интервью»… — разнообразие гарантировано). На одну из них вы должны будете написать нечто вроде материала для газеты. С этим заданием справляются почти все.

А что касается творческого собеседования: принимают два экзаменатора, преподаватель факультета и приглашенный журналист. В их задачу входит отсев совершенно безнадежных личностей и, если вы себя таковой не считаете, волноваться не стоит. Они могут задавать вопросы на основе ваших публикаций, сочинения и всего, чего угодно. Но до этого обычно дело не доходит.

Большой поток абитуриентов, как правило, отбивает всякое желание фантазировать, оттого экзаменаторы лишь незатейливо интересуются, почему ты выбрал эту профессию, переглядываются-улыбаются, снова любопытствуют, какие газеты читаешь, программы смотришь, радио слушаешь, улыбаются еще раз, вновь вопрошают, но уже о твоих любимых журналистах и о последних событиях в мире.

Знали б мы это раньше, не стали б повторять ламбаду и стихи Пушкина, министров РФ и фамилии импрессионистов.

Запуганные эксцентричными вопросами экзаменаторов, раскрасневшиеся за 3−4 часа терпеливого ожидания мы неустанно дергали и теребили друг друга, что в итоге позволило нам сдружиться.

Нет, всеобщее бедственное положение все же здорово объединяет. Вот где национальную идею искать надо… НУ ничего, впереди у нас еще целый кладезь идей и ухищрений — вступительные экзамены…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/8112/

Личный опыт: как сдать вступительный экзамен на журфак на высокие баллы

Это последний материал спецпроекта «Вся правда о журфаке и работе журналиста». Мы уже развеяли основные мифы о журналистике, рассказали, чему учат на журфаке, и собрали отзывы студентов и выпускников разных факультетов журналистики о пользе и пустой трате времени в университете.

Мы также поделились советами и полезными ссылками, которые помогут сдать вступительный экзамен на максимум, и рассказали, как удивить приёмную комиссию своим портфолио. Все материалы можно найти здесь.

Ну а сегодня мы публикуем истории ребят о том, как им удалось сдать на высокие баллы вступительный творческий экзамен на журфак в МГУ и СПбГУ.

«Я готовилась к творческому конкурсу сама, на курсы не ходила. Подготовка заняла две недели (после экзаменов и выпускного), и я волновалась, что недостаточно времени уделила вступительным. 

Творческий экзамен в СПбГУ состоял из двух частей: письменной (эссе) и устной (билеты по обществознанию). Тем для эссе было много, сейчас даже и не вспомню их, но похожие всегда вывешены на сайте.

К письменной части я готовилась тщательно: накидывала себе аргументы, новости, известные имена, рассуждения, сравнения… Погдотовка к устной части не заняла много времени – в школе я сдавала обществознание, и все билеты были уже готовы.

Вечером перед творческим конкурсом я просто прошлась по ним. 

Главное – не бояться выражать свою позицию и вызывать собеседника на диалог. Преподаватели настроены положительно, поддерживают тебя, улыбаются и порой шутят. Студенты из приёмной комиссии всегда помогут, поделятся своим опытом, расскажут про университет и преподавателей. 

Секрет успеха: быть максимально открытым и свободным в выражении своих мыслей. Не стоит копировать чьи-то мысли, потому что «так правильно, это оценят». Лучше говорить о том, в чём сам разбираешься и что интересно тебе».

– Маргарита А., СПбГУ

Не бойтесь рисковать. Когда-то я тоже не верила, что буду студенткой МГУ

«Я поступила в Москву не сразу. В 2016 году, когда окончила школу, возможности поехать в столицу не было. И я пошла на журфак КубГУ, но до бюджета не хватило двух баллов. Тогда я не разбиралась в журналистских жанрах и творческий конкурс написала слабо – на 54 балла.

За год учёбы на факультете я работала в студенческой радиостудии, в пресс-центре ОСО КубГУ. Набрав должный опыт, решила рискнуть. Я подкопила денег и отправилась в Москву. Документы больше никуда не подавала. Решила: либо всё, либо ничего.

В течение нескольких месяцев я проходила дистанционные курсы МГУ. Нам давали темы для сочинений и редакционные задания. Я отправляла их по почте. Работы проверяли, указывали на ошибки вплоть до знаков препинания, которые усиливают эмоциональный эффект той же проблемной статьи. 

Результаты ЕГЭ были ещё действительны, и я ничего не пересдавала, писала только творческий. Здесь всё типично: темы, связанные с актуальными проблемами общества и журналистикой. Устный экзамен содержал примерно такие же вопросы, там сложность в умение подать себя, грамотно выстроить речь. Мне, как радийщику, было нетрудно.

Я осталась довольна собой – 93 балла. А с учётом индивидуальных достижений получилось 370 в сумме. Для заветного бюджета этого хватило с головой. Проходной балл в 2017 году был 343. 

Секрет успеха: получать практические журналистские навыки ещё со школы. Сейчас для этого полно возможностей: те же школьные газеты, работа внештатником, копирайтинг в Интернете. И главное – не бойтесь рисковать. Когда-то я тоже не верила, что буду студенткой МГУ». 

– Елизавета Т., МГУ

Творческое испытание – это яркий пример того, на каком «нервяке» и в каком стрессе живёт журналист

«Когда я готовилась к вступительному, я чётко знала, что ждёт меня на творческом испытании. Все темы для эссе были выложены на сайте журфака СПбГУ. Поэтому я просто прописала каждую тему, чтобы не было ступора перед белым листом бумаге на самом конкурсе.

 Второй этап – собеседование – был гораздо интереснее. На сайте были размещены все темы, поэтому я просто читала школьные конспекты и учебники по обществознанию. Очень рекомендую не ограничиваться одним учебником за 10-11 класс, а отдельно читать право и экономику.

 

Секрет успеха: меньше стресса и больше уверенности в себе. Творческое испытание – это яркий пример того, на каком «нервяке» и в каком стрессе живёт журналист. Если такая атмосфера вас не подстёгивает и не заводит – смело покидайте стены журфака. Тут нужны железные нервы и работоспособность в любых условиях».

– Анна Р., СПбГУ

Всё невозможное может стать реальностью. Стоит только приложить чуть больше усилий

«Для того чтобы поступить в МГУ, я готовилась с восьмого класса, долго и упорно. Сейчас кажется, это было так давно, что подробностей не вспомнить. Среди тем творческого конкурса было что-то о журналистике, об основании университета.

Однако тема сочинения «Женщины войны» врезалась в память.

Тогда я сразу подумала не только об известных женщинах-фронтовиках, но и о тех, чьи имена не найдёшь в учебниках: прабабушки моих знакомых, друзей, которые ушли на войну и стали частью истории только их семей.

Для подготовки к творческому конкурсу я просто много читала, причём не только по школьной программе, но и по зарубежной истории и истории России.

Секрет успеха: не стоит бояться. Всегда нужно пробовать поступать туда, куда мечтаешь, но, быть может, не надеешься попасть. Поверьте, всё невозможное может стать реальностью. Стоит только приложить чуть больше усилий». 

– Елена А., МГУ

Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз

«Поступить в СПбГУ было моей главной целью. Хоть я и подала документы в РАНХиГС и СПбГУПТД, мечтала я только о СПбГУ. Поэтому с самого начала была решительно настроена на победу. 

Вот я прохожу в аудиторию. Её строение напоминает амфитеатр: деревянные скамьи в несколько рядов – такое я видела только по телевизору. Мне понравился интерьер: от каждого предмета так и отдавало стариной.

Но, как оказалось, сидеть было очень неудобно: столы располагались под углом, и ручка всё время скатывалась по столу на пол. Нас проинструктировали, спросили, есть ли вопросы, и раздали темы сочинений.

 

Это был лист, на котором были написаны две темы, мы выбирали любую из них. У меня были темы «Береги честь смолоду» и «Самый лучший город на земле» (или «Мой любимый город», не помню точно).

Тему про честь я сочла уж слишком стариковской, я ведь всё-таки будущий журналист, и хочется написать крутое и оригинальное сочинение, в котором я не буду рассуждать о всем известных истинах. Поэтому я выбрала тему про город. Я догадывалась, что большинство людей напишут либо про свою малую родину, либо про Петербург.

Я решила быть оригинальнее и написала про Пятигорск – город, находящийся в гармонии с природой. Думаю, получилось хорошо. Я очень боялась, что 1,5 часа мне не хватит, но с этим сочинением я управилась то ли за полчаса, то ли за час. 

Затем была устная часть. Я вытянула билет. Там было два обязательных вопроса: «Типы мировоззрения» и «Политическое участие и политическая деятельность: типы, виды, формы».

И если первый вопрос был моим любимым, то второму я уделила мало внимания. Времени на подготовку давалось 40 минут. Я уже думала сдаться со вторым вопросом и признаться экзаменаторам, что не помню его.

Но всё же решила, что если и бороться, то до конца. Начала писать его и, пока писала, вспомнила эту тему. 

Затем я отвечала двум экзаменаторам. Мне было очень приятно, что они внимательно меня слушали и не перебивали (в отличии от экзаменаторов в РАНХиГСе). Они задали несколько интересных дополнительных вопросов, мы порассуждали о связи науки и религии. Был также вопрос о том, какие телеканалы какие типы мировоззрения формируют.

Готовиться к сдаче экзаменов нужно заранее. Хотя бы с 10 класса, иначе не успеете. Я могла бы подготовиться гораздо лучше, если б начала заранее. Если есть возможность – посещайте подготовительные курсы, которые для вас проводит СПбГУ. 

Секрет успеха: всегда верить в себя. Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз». 

– Алёна П., СПбГУ

Секрет успеха: как можно больше учить историю, литературу и русский язык именно для творческого экзамена, а не только тестов ЕГЭ

«В начале 11 класса я стала выбирать вузы и смотреть, какие эказмены нужны для поступления. На журфак МГУ требовались ЕГЭ по литературе, русскому, английскому и творческий конкурс (ДВИ). В год, когда я поступала, не было устного собеседования.

Однако письменная работа оказалась не такой простой: она включала в себя большое сочинение, ориентированное на знания литературы и истории, а также подготовку вопросов для интервью с исторической личностью. Весь одиннадцатый класс я усиленно готовилась к ЕГЭ, и по истории – в том числе.

Сдавала её на всякий случай и даже не думала, что углублённые знания по этому предмету мне так пригодятся при поступлении.

В официальный день ДВИ я не смогла прийти – заболела. Пришлось идти в резервный день. Очень переживала по этому поводу, ведь вопросы отличались от предыдущих.

Помню, я писала сочинение о столицах мира. В качестве литературного аргумента для Москвы привела «Мастера и Маргариту» Булгакова и примеры из истории – централизация земель, революции. А в задании с вопросами для интервью я выбрала оттепель как исторический период и задавала вопросы Хрущёву, Эйзенхауэру и другим.

На самом деле, к ДВИ я почти не готовилась и смутно представляла, как это будет происходить. Даже не смогла прийти на консультацию из-за экзаменов в других вузах. Поэтому сдала экзамен не очень хорошо. Но на бюджет поступила благодаря высоким баллам ЕГЭ.

Секрет успеха: как можно больше учить историю, литературу и русский язык именно для творческого экзамена, а не только тестов ЕГЭ, чтобы не плавать и не теряться в работе. Ещё хорошо бы в течение года ходить на подготовительные курсы к ДВИ. Так шансы поступить в желаемый вуз увеличатся». 

– Алина П., МГУ

Истории собрали Даника Некрасова и Виктория Зайченко

Источник: https://5uglov.ru/post/14947_lichniy_opit_kak_sdat_vstupitelnie_ispitaniya_na_zhurfak_na_visokie_balli

Ссылка на основную публикацию