Сергей кравцов: -от директора школы очень многое зависит

Сергей Кравцов: -От директора школы очень многое зависит

– В этом году существенно сократилась доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальные пороги: по русскому языку, истории – в два раза, по базовой математике и литературе – в полтора. Вы это связываете с тем, что общее число сдающих экзамен стало меньше? Почти половина всех учащихся девятых классов уходит в колледжи, а не в старшие классы.

– Действительно, в прошлом году тех, кто выбрал профессиональное образование после девятого класса, было 50%. Это даёт небольшое снижение. Но основную роль играет не это. В большей степени снижение числа не преодолевших минимальный порог связано с ростом доверия к экзамену.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ещё в 2014 году многие не верили в то, что экзамены пройдут объективно, материалов в Интернете не будет, и надеялись на какую-то помощь, шпаргалки. В 2015 году таких людей стало меньше, но они ещё оставались. Теперь можно говорить о том, что честная процедура экзамена стала систематической.

Фактически четыре года экзамен проходит спокойно и без нарушений, можно говорить о создании устойчивой и прозрачной системы государственной итоговой аттестации. Дети в средней школе видят, что экзамены проходят объективно, и они, конечно, прикладывают усилия для того, чтобы улучшать свои результаты. Это первый фактор.

А во-вторых, мы точечно работали с регионами, в которых были сложности. Специально созданный проект «Я сдам ЕГЭ» включает работу с учителями и выпускниками и позволяет выявить пробелы в знаниях одиннадцатиклассника в начале года и в течение года их устранить, чтобы к экзамену он пришел подготовленным.

И эта работа позволила сократить количество не сдавших экзамен в три-четыре раза. То есть вот это общее сокращение числа не сдавших ЕГЭ по России во многом происходит за счёт ряда регионов, в которых была проведена работа, а не за счёт того, что стали больше уходить в среднее профессиональное образование.

Вы неоднократно говорили, что все время результаты ЕГЭ расти не могут. Ожидаете ли вы остановку роста или спада?

– По предварительным итогам наблюдается улучшение результатов ЕГЭ. Итоги по всем учебным предметам свидетельствуют о стабильности проведения экзаменов за последние годы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Деньги из воздуха: как устроена профессия метеоролога

Оценим за полчаса!

В этом году у нас есть 21 участник – им удалось набрать 100 баллов по трём предметам, то есть не просто 100-балльники, а уже 300-балльники. Для того чтобы был объективный прирост результатов учебных достижений, системе необходимо примерно пять лет.

Мы четыре года повышали объективность процедуры, пресекли возможности нечестного получения результатов ЕГЭ. Происходит ежегодное незначительное повышение результатов ЕГЭ – как средних по стране, так и в конкретном диапазоне баллов: и на уровне минимальной границы, и на уровне высокобалльных результатов.

Это говорит о том, что будущие участники ЕГЭ действительно стали больше внимания уделять учебе в условиях честной процедуры. Прослеживается и правильно выстроенная работа в школах.

Но ЕГЭ – это экзамен, который, кроме своих функций итоговой аттестации, должен обеспечивать ещё и дифференциацию будущих абитуриентов по уровню подготовки. Поэтому вопрос не в установлении «предела роста», а в обеспечении возможности высшим учебным заведениям набирать на специальности самых подготовленных студентов.

– Результаты ЕГЭ вы признали объективными. Можно ли это же сказать о результатах экзаменов в девятых классах?

– С итоговой аттестацией в девятых классах пока остаются некоторые проблемы. У нас есть вопросы к объективности проведения экзаменов в ряде регионов. К сожалению, не везде оценивание происходит прозрачно. Полномочия по организации государственной итоговой аттестации в девятых классах лежат на регионах.

Пока мы видим, что информационная безопасность контрольно-измерительных материалов экзаменов обеспечивается не в полной мере, не развита система общественного наблюдения. На экзаменах не используется видеонаблюдение. В ряде случаев информационная работа с организаторами проводится в недостаточной степени.

Случается, что дети получают «помощь» с их стороны. Всё это приводит к тому, что экзамен проходит не так объективно, как ЕГЭ.

Мы всё это видим и призываем регионы обеспечивать прозрачность на госэкзаменах в девятых классах – в том числе для того, чтобы у ребят не складывалось ложного впечатления, что потом и на ЕГЭ им удастся списать или воспользоваться помощью извне.

– Вы несколько раз говорили о пяти принципах повышения качества образовательных систем (объективная оценка учащихся на всех уровнях, работа с учителями, директорами, адаптация содержания образовательных программ к современным условиям, ограничение числа учебников) и подчеркивали, что все они не требуют дополнительных финансовых затрат. Тем не менее в числе первоочередных задач глава Минобрнауки Ольга Васильева недавно назвала переход всех школ РФ с муниципального на региональный уровень управления именно для упрощения финансовых принципов. То есть получается, что начинать нужно всё-таки с изменения системы финансирования образования?

– Те принципы, о которых я говорил, требуют определённых управленческих решений. Чтобы проводить объективную аттестацию учителей, прозрачные аттестацию и назначения директоров школ, конечно, нужны соответствующие полномочия, в том числе и для регионов.

Мы знаем случаи, когда директором школы назначается человек, который к образованию не имеет никакого отношения или не имеет соответствующего управленческого опыта. А от директора очень многое зависит, в том числе качество образования.

Поэтому реализация этих принципов требует в том числе построения чёткой для всех регионов и уровней образования управленческой модели.

– Квалификация учителей – это отдельный большой блок. И министр говорила о том, что систему нужно менять. В частности, новая модель подтверждения квалификации предполагает внешнюю оценку учителя экспертами. Кто должен её проводить, за кем должны быть закреплены полномочия – за регионом или федерацией?

– В этом году совместно с Минобрнауки России мы предлагаем 13 пилотным регионам новую модель оценки учителей. Она будет реализовываться на базе региональных центров повышения квалификации. И я бы не вводил понятия «внешняя и внутренняя оценка», для нас важно, чтобы она была объективной.

Объективно могут оценить и сотрудники регионального центра, просто не всегда это делается. Сейчас во многих регионах аттестация учителей основана на формальных требованиях. Требуется так называемое портфолио: учитель собирает подтверждения об участии в конкурсах, конференциях.

Это, конечно, важно, но не самое главное. Главное – это знание предмета и методики его преподавания, и новая модель предполагает их проверку. Для предметной оценки мы разрабатываем соответствующие измерительные материалы, которые позволят выявить пробелы.

Это необходимо делать, потому что наши исследования предметных знаний учителей показывают, например, что некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий.

Например, 10% учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2% учителей математики не смогли решить уравнение (х–3)2=2|x–3|.

А второй блок пилотного проекта предполагает экспертную оценку ведения урока. Тут тоже бывают проблемы. Например, учитель прекрасно знает физику, но донести до детей материал интересно и грамотно не всегда может.

Самое главное, что после такой аттестации мы увидим существующие проблемы, и центры повышения квалификации будут работать с учителями именно по тем пробелам, которые выявлены, – того, чего сейчас не всегда хватает.

– Сейчас система финансирования повышения квалификации учителей лежит на регионах. С введением этой модели ничего не поменяется?

– Я сейчас говорю с точки зрения организации системы повышения квалификации, а не с точки зрения её финансирования. Этими вопросами занимается министерство. В принципе может быть оставлена та модель финансирования, которая существует.

Но более детально это можно будет обсуждать по итогам апробации, как она пройдет в тех условиях, которые есть. Посмотрим, как система может быть организована по-другому, но за имеющиеся средства.

На наш взгляд, новая организация будет более эффективной и полезной прежде всего для самого учителя.

– Вы упомянули случаи, когда учитель знает предмет, но не может вести урок или наоборот. Это, наверное, вопрос к педагогическим вузам, как они выпустили такого учителя?

– Да, это вопрос и к педагогическим вузам, конечно. Об этом мы постоянно говорим. Это первое. Но второе – это вопрос к системе повышения квалификации, которую нельзя недооценивать. Появляются новые методики, меняется содержание материала, всё это записано в федеральном государственном стандарте.

Система повышения квалификации должна работать, то есть повышать квалификацию, а не просто читать формальные курсы либо проверять какие-то формальные показатели, которые зачастую не соотносятся с реальным состоянием дел.

Поэтому мы будем идти постепенно: проведем апробацию осенью, посмотрим, что получится, и после этого будем принимать решение относительно распространения её итогов.

– Возвращаясь к теме вузов – не только педагогических, всех. Как там контролировать качество? Вы говорите, что должна быть единая система оценки качества для всех уровней образования. Как туда включить вузы?

– Мы добровольно вузам предлагаем два формата. Первый формат – это объективное оценивание студентов после второго года обучения по тем предметам, дисциплинам, которые являются для них базовыми: для экономистов – экономика, для юристов – право и так далее.

В этом случае зачёт принимают не только те преподаватели, которые ведут предмет, но и привлечённые из других университетов. Вместе с Высшей школой экономики и МГЮА мы уже проводили исследование уровня знаний студентов-экономистов и юристов. Участвовали 15 достойных вузов.

И юристы в целом получили «тройку с плюсом», а экономисты — «тройку с минусом».

Если нет базовых знаний после второго курса, то как можно прикладные знания получать? Если юрист не знает конституционного, гражданского, административного права, как он может быть хорошим юристом? Поэтому, конечно, должна быть объективная оценка уровня знаний базовых предметов после второго курса и по завершении вуза – профессиональная оценка полученных умений.

– Кто должен проводить такую оценку?

– Оценка должна быть многосторонней, в ней обязательно должны принимать участие работодатели, но при этом должен быть и государственный контроль. Но, в отличие от ЕГЭ, разработчиками измерительных материалов, по которым производится оценка, должны быть и работодатели, а не только государство.

Потому что они заказчики – им виднее, какие кадры и с какими умениями им нужны. Также решающую роль играют подготовка управленческого резерва среди ректоров и введение внешнего контроля. И тогда мы сможем перенести акцент с формальных проверочных процедур на реальную оценку знаний студентов.

Если мы проведём объективную оценку знаний студентов, сразу станет очевидно, какая учебная литература не подходит и какой преподаватель недорабатывает, нуждается в повышении своей квалификации. Постепенно мы к этому идём. Мы видим, что со стороны вузов такая потребность есть.

Сейчас уже более 100 вузов проводят объективную оценку знаний своих студентов после второго курса. И постепенно по нашим рекомендациям приглашают в качестве членов государственных экзаменационных комиссий представителей работодателей на выпускные экзамены. Вуз должен давать профессию.

Поэтому если по итогам обучения вы хотите на практике подтвердить свои знания, доказать работодателю, что вас научили, то возможность объективной оценки и профессионального экзамена должна быть. Пусть на первом этапе на добровольной основе как альтернатива традиционной форме.

Этот процесс должен быть организован совместно с работодателями, но под контролем государства, чтобы не было ненужных злоупотреблений. Потому что система профессионального образования ориентирована на работодателей. В первую очередь они заказчики тех кадров, которые готовятся.

– Можно ли сказать, что колледжи сегодня тоже выпадают из общей системы оценки качества?

— Колледжи в основном ориентированы на региональные рынки труда, и, конечно, там тоже должны быть профессиональные экзамены. Должна быть определённая программа по развитию среднего профессионального образования, в ней тоже должен участвовать местный малый и средний бизнес.

– Вы говорите, там должна быть система, это означает, что сейчас единой системы нет?

– Она только начинает выстраиваться.

Вы ранее говорили, что подушевое финансирование школ может быть в регионах разного уровня, очевидно, что в Москве эта цифра будет больше, чем в небольшом субъекте, но при этом школьники должны находиться в равных условиях. Как это возможно и связываете ли вы финансирование региона и состояние его экономики с образовательными результатами, которые там есть?

– Отчасти такая связь, конечно, есть. Но, как я уже сказал, есть ряд определённых факторов, которые влияют на качество образования и при этом они не связаны с финансами.

Это прежде всего единый минимум содержания образования, объективное оценивание учащихся, объективная аттестация учителей и помощь учителям, объективное назначение директоров школ и эффективная инспекция школ, которая выявляет проблемы и работает над их решением, носит, как мы говорили, развивающий характер. Эти принципы больших затрат не требуют.

Можно колоссальные деньги вкладывать в систему образования, но если нет объективных результатов и всем рисуют хорошие отметки, то качество образования, понятно, от этого не улучшается.

– Можно вкладывать колоссальные деньги и не иметь результатов, но помогут ли эти принципы в ситуации, когда система недофинансирована?

– Есть определенные требования к оснащённости, они должны быть для каждой школы одинаковы. И по поводу условий, и по зарплате учителей эти требования должны соблюдаться везде. Но мы видим, что точечная работа по выявленным конкретным проблемным зонам существенно улучшает ситуацию. Тот же проект «Я сдам ЕГЭ». Поэтому однозначного ответа тут нет.

– После масштабных утечек заданий школьных предметных олимпиад в прошлом учебном году в министерстве выдвигали идею применять к организации олимпиад те же принципы, что и к проведению ЕГЭ. Вы к этому готовы?

– Если от министерства нам будет такое поручение, мы его исполним.

– В ближайшее время российских школьников ждет серьёзное нововведение: устное собеседование как допуск к экзамену по русскому языку в девятом классе. По каким критериям оно будет проверяться и будут ли школьники в республиках в составе РФ оцениваться по отдельным критериям?

Читайте также:  В первом -турнире двух столиц победили школьники петербурга

– В сентябре мы представим полную модель организации и оценки этой процедуры. Прежде всего будут разработаны тексты собеседования, критерии его оценки, учителя, которые будут проводить собеседование, пройдут соответствующую подготовку.

Не думаю, что можно говорить о какой-то региональной дифференциации. Можно говорить о некоторых особенностях, которые будут обсуждаться экспертами и учитываться в модели оценки, но все подробности мы будем готовы представить осенью.

Активно обсуждаются планы по введению третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку, в последнее время всё чаще возникает тема с введением обязательного экзамена по истории. Как идёт подготовка, готовы ли учителя?

– Введение любого обязательного для всех выпускников экзамена требует серьёзной подготовки. Последние годы свидетельствуют о стабильности в выборе выпускниками для сдачи ЕГЭ истории и английского языка. Средний тестовый балл по этим предметам ежегодно повышается. Надо сказать, что собственно разработка экзаменационных моделей – это только вершина айсберга.

На федеральном и региональном уровнях прорабатываются организационно-технологические вопросы, логистика экзамена. Не менее важна готовность школьников и учителей.

Рособрнадзор в 2015 году совместно с Всероссийской ассоциацией учителей истории провёл исследование профессиональных компетенций учителей, в 2016 году – национальные исследования качества образования по истории учеников шестых и восьмых классов, в 2017 году проведены всероссийские проверочные работы по истории для пяти- и одиннадцатиклассников.

В том же 2016 году были проведены национальные исследования качества образования по иностранным языкам для пятых и восьмых классов. Пока качество преподавания иностранных языков не всегда соответствует современным требованиям.

Так что мы имеем достаточное представление о проблемах в подготовке учителей и качестве знаний школьников разных классов. На основе этой информации регионы принимают свои «дорожные карты» по развитию системы образования.

Мы регулярно говорим о том, что на региональном уровне органам управления образования совместно с институтами повышения квалификации необходимо анализировать результаты ЕГЭ по школам не для составления различного рода рейтингов, а для выявления слабых точек в работе учителей и работы с ними.

Источник: Газета «Коммерсант», 12 июля 2017 года

Источник: https://mosmetod.ru/centr/novosti-stolichnogo-obrazovaniya/glava-rosobrnadzora-sergej-kravtsov-o-tom-kakie-ekzameny-zhdut-uchitelej-v-novom-uchebnom-godu.html

Сергей Кравцов жестко обозначил правила игры на поле образовательной политики

Выступая на прошлой неделе на селекторном совещании с регионами, Сергей Кравцов заявил, что за невыполнение показателей реализации нацпроектов отвечать будет не только он и председатель правительства, но и региональные управленцы образованием. Тем самым он обозначил красные линии для региональных министров. Кравцов общался тихим голосом и внешне без эмоций, но в эфире ощущалось напряжение, порой даже страх.

От объективного ЕГЭ – до школ «красной зоны»

Первая и главная задача — выполнение мероприятий Национального проекта «Образование». Министр потребовал от региональных министров образования провести ревизию всех мероприятий Национального проекта по всем контрольным точкам и немедленно сообщить ему лично о возможных рисках срывов.

Сергей Кравцов напомнил, что правительство уже внесло поправки в бюджет по расходам на горячее питание школьников, на доплаты классным руководителям и на создание новых мест в детских садах и школах – т.е. теперь дело за регионами.

ЕГЭ, никаких изменений, вы понимаете?

Вторая по важности задача — объективное проведение Государственной итоговой аттестации.

«Никаких сбоев в организации единого государственного экзамена быть не должно. Это очевидно. Никаких изменений по реализации политики в области проведения единого государственного экзамена, как вы прекрасно понимаете, не будет. Мы должны также чётко, слаженно работать и провести экзамен без сбоев и объективно», – подчеркнул Сергей Кравцов.

  • Министр удивленно констатировал, что в большинстве субъектов РФ министры образования настраивают своих губернаторов лишь на выбивание средств на стройку школ и детских садов, при этом никак не настраивают региональных руководителей на меры по улучшению качества образования.
  • В качестве примера – ОГЭ в 9-х классах и всероссийские проверочные работы в 7-м классе: «От того, насколько объективно пройдут эти процедуры, во многом будет зависеть, достигнем мы показателя нацпроекта или нет», – пояснил Сергей Кравцов.
  • При этом он отметил, что при проведении всероссийских проверочных работ меры безопасности, применяемые на ЕГЭ, скорее всего, не подходят, но рекомендовал коллегам провести совещания с директорами школ, с начальниками районных муниципальных образований, родителями с целью «разъяснительной работы по поводу объективности», чтобы «понимать реальную картину по всей стране и в отдельно взятой школе».

Пробелы – ликвидировать!

А все школы, в зависимости от результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО (национальных исследований качества образования), уже условно поделены на три зоны: зелёная, жёлтая и красная.

И хотя смысл такой градации не в наказании директоров или учителей школ «красной зоны», а в организации адресной помощи отстающим учебным заведениям по повышению качества образования, но как раз в этом отставании – большой риск невыполнения ключевого показателя национального проекта: войти в топ-10 стран по качеству общего образования.

И все региональные министры просвещения получат списки этих школ, и совместно с Рособрнадзором будет организована методическая работа с учителями и с учениками этих школ для того, чтобы ликвидировать имеющиеся у них пробелы. Эффективность проведенных мероприятий, по его мнению, должна стать гарантией улучшения результатов российских школьников в международных исследованиях.

Кроме того, на контроле ведомства находятся те директора школ, которые три года подряд необъективно проводят экзамены.

СПО, ИПК и система оплаты труда

Третий приоритет – это развитие системы среднего профессионального образования. Сергей Кравцов дал поручение региональным профильным министерствам проанализировать, насколько программы обучения техникумов и колледжей соответствуют задачам регионального развития.

По его словам, Министерство просвещения такой анализ уже проводит, и теперь предстоит сравнить результаты федерального ведомства с самодиагностикой на местах.

После этого при необходимости будут скорректированы программы СПО, «чтобы они действительно работали на подготовку кадров для среднего, малого бизнеса, рабочих специальностей».

Четвертая ключевая задача, на которую обратил внимание руководитель главного образовательного ведомства – это институты повышения квалификации.

По данным исследования, проведенного Рособрнадзором в рамках нацпроекта, во многих регионах эти учреждения получили низкую оценку.

В связи с этим планируется провести анализ эффективности работы ИПК с участием школ и сформировать банк программ дополнительного профессионального образования для педагогов.

Наконец, пятый приоритет касается системы оплаты труда учителей.

«В соответствии с поручением правительства от 31 декабря 2019 года мы приступаем к анализу региональных систем оплаты, в связи с чем я, уважаемые коллеги, прошу вас в течение недели направить нам в рабочем порядке документы, регламентирующие систему оплаты труда в регионе», – отметил Сергей Кравцов.

Таким образом, мы видим, что приоритеты деятельности нового министра просвещения, с одной стороны, тесно связаны с задачами нацпроекта «Образование», с другой – продолжают линию руководимого им до этого Рособрнадзора на обеспечение объективности оценочных процедур и ГИА. При этом ставка делается на работу со школами зоны риска, показывающими низкие или необъективные результаты.

С первых шагов Сергей Кравцов дал понять: условия игры на поле образовательной политики ужесточаются.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/2/25/edpolitics/11720-sergey_kravtsov_zhestko_oboznachil_pravila_igry_na_pole_obrazovatelnoy_politiki

Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о поддержке для дистанционного обучения в российских школах

Для российских школ будут открыты для бесплатного использования все необходимые образовательные ресурсы и организована поддержка дистанционного обучения, которые позволят вести учебный процесс на период каникул с 23 марта по 12 апреля.

При этом школы продолжат работу, если у родителей не будет возможности оставить учеников дома. Об этом рассказал Министр просвещения Сергей Кравцов в рамках первого заседания рабочей группы по поддержке региональных систем образования 18 марта.

Участие в заседании также приняли врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко, президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.

Глава ведомства сообщил, что Министерством просвещения совместно с Рособрнадзором создана рабочая группа по взаимодействию и координации с региональными органами управления образованием, а также сегодня, на базе Центра реализации государственной образовательно политики и информационных технологий, создана методическая координационная группа по поддержке учителей, родителей, в частности, по организации дистанционного обучения в регионах и использования электронных образовательных ресурсов.

Министр отметил, что крупнейшее издательство учебной литературы «Просвещение» на время введения каникул предоставит образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебников, входящих в Федеральный перечень.

По словам Президента группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова, в ближайшее время на сайте Группы компаний, а также федеральных ведомств и подведомственных региональным министерствам методических объединениях будут опубликованы подробные инструкции по использованию образовательными организациями бесплатного доступа к электронным учебникам.

«Крайне важно, чтобы учителя и школьники использовали в рамках дистанционного обучения контент, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту.

«Просвещение» уже 90 лет создает учебники и наша первоочередная задача – сохранить эффективный, контролируемый и увлекательный образовательный процесс для каждой из школ страны.

Также мы запускаем специализированный раздел на официальном сайте «Просвещения», в котором будут консолидированы статьи, вебинары, подкасты и иные полезные материалы о дистанционном обучении для педагогов», – рассказал Михаил Кожевников.

«Мы также понимаем, что важно учитывать время учеников работы за компьютером. Сегодня Министерством просвещения подготовлен проект рекомендаций по дистанционному обучению и поддержке школьников, в котором будут учтены важные вопросы, чтобы позаботиться о здоровье школьников», – рассказал Сергей Кравцов.

Заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко добавил, в свою очередь, что рабочая группа по координации деятельности с региональными органами управления образованием будет оперативно отрабатывать запросы, которые будут возникать в случае конкретных ситуаций, а методическая служба для обеспечения дистанционного обучения «будет работать с учетом всех географических поясов, чтобы директора школ, учителя, родители и школьники могли уточнить какую-либо информацию об организации процесса дистанционного обучения и о тех ресурсах, которые предоставлены для бесплатного доступа школам».

Врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев обратил внимание, что досрочный этап Единого госэкзамена будет перенесен на июнь, соответствующий приказ направлен сегодня в Министерство юстиции:

«Чтобы успокоить всех участников, которые должны были сдавать ЕГЭ в досрочный период, а их около 32 тыс., могу заявить, что экзамены для них переносятся на основной этап в июне месяце», – сообщил Анзор Музаев, – «В основном это выпускники прошлых лет. Для них в расписании основного периода предусмотрены резервные дни, в которые они смогут экзамены сдать».

Заместитель руководителя департамента образования и науки г.Москвы Татьяна Васильева рассказала, что платформой для организации дистанционного обучения в столице стала Московская электронная школа, а также был запущен новый портал, на котором представлен перечень необходимых ресурсов:

«Мы запустили новый портал под названием «Дистанционное и электронное обучение». Мы собрали в помощь всю необходимую информацию для учеников и учителей. Туда входят перечень доступных сервисов со всеми необходимыми ссылками, методики и инструкции по организации вебинаров, электронному журналу и дневнику».

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/03/18/ministr-prosvescheniya-sergei-kravtsov-rasskazal-o-podderzhke-dlya-distantsionnogo-obucheniya-v-rossiiskih-shkolah

Почему деятельность главы Рособрнадзора Сергея Кравцова вызывает все больше вопросов

Начальник Федеральной службы в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Сергей Кравцов известен своим служебным рвением.

Школы и вузы в России стонут от непрекращающихся проверок, которые во многих случаях, скажем прямо, мешают нормальному учебному процессу.

Источники «Нашей Версии» считают, что чрезмерную активность Кравцова-надзирателя можно объяснить финансовыми мотивами. Чтобы получше монетизировать свою должность, чиновник должен производить хорошее впечатление на начальство.

Школьники по всей России в эти дни завершают последние приготовления к ЕГЭ. Единый госэкзамен проводят в нашей стране больше 10 лет подряд, и с каждым годом у педагогов, выпускников и их родителей возникают новые претензий к этой процедуре.

Учителя жалуются на отсутствие логики и ошибки, которые по-прежнему встречаются в заданиях. Ученики и родители указывают на избыточно жёсткие условия проведения тестов.

Действительно, с каждым разом сдача ЕГЭ всё больше похожа на операцию спецслужб: детей помещают под прицелы видеокамер, отбирают у них телефоны, глушат сигнал сотовой связи.

Как показалось, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов признаёт, что чиновники от образования по умолчанию рассматривают каждого российского ребёнка и педагога как потенциального нарушителя:

«В некоторых странах Европы нет такого контроля на экзамене. Потому что школьник сдаёт экзамен для себя. Сам приходит, сам пишет, ни у кого не списывает – он показывает свои знания… Наша задача – привить и школьнику, и учителю культуру объективности, культуру честности. Без этого очень сложно», – посетовал Сергей Кравцов в своём недавнем интервью агентству ТАСС.

По сути, чиновник от образования пропел старую песню российских «реформаторов» о том, что народ у нас, оказывается, «неправильный». Дескать, были бы вместо русских какие-нибудь немцы или англичане, дела в стране моментально бы наладились.

Впрочем, рассуждения главы Рособрнадзора о честности заставляют вспомнить о скандале с его докторской диссертацией.

Вскоре после назначения Сергея Кравцова на ответственный пост, депутат Госдумы Владимир Бурматов представил результаты проверки диссертации чиновника, согласно которой в первой части работы объём заимствований составляет 42%, а во второй – 52,5%.

Что касается изменения психологии учителей, то здесь дела у Кравцова тоже идут непросто. Все последние годы педагоги жаловались на растущее число проверок и ничем не оправданную бюрократизацию школ.

Из-за постоянных ревизий и гигантского объёма отчётности учителям попросту стало некогда заниматься с детьми. И вот, глава Рособрнадзора пообещал, что в 2018 году число проверок в школах сократится на треть.

Учителя в частных беседах подтверждают: мероприятий, озаглавленных словом «проверка», и правда стало меньше. Но одновременно с этим увеличилось число разнообразных «мониторингов» и «скринингов».

Всё для друзей

Вопреки поручению президента, который поставил задачу упорядочить контрольно-надзорную деятельность и прекратить бессмысленное давление контролёров-надзирателей, после выборов с подачи Кравцова в школах заработала очередная новация.

Речь идёт о так называемых «всероссийских проверочных работах» и «национальных исследованиях» оценки качества.

Наряду с проведением досрочного ЕГЭ и ОГЭ, эти мероприятия на несколько месяцев погрузили российские школы в пучину тестирования.

«Наша Версия» уже рассказывала о том, что Сергей Кравцов позволяет себе не чётко выполнять не только общие, но и прямые указания главы государства.

В частности, президент трижды говорил о необходимости поддержать Европейский университет в Петербурге, который в 2016 году возглавил рейтинг эффективности вузов Минобрнауки.

Несмотря на это, учебное заведение лишилось лицензии и, судя по всему, не смогло получить новую из-за искусственно созданных препятствий. Зачем это было сделано и кому именно это выгодно, делайте выводы сами.

По теме

В то же время, к некоторым вузам Рособрнадзор относится весьма благосклонно. Например, 17 марта 2017 года ведомство завершило выездную плановую проверку в ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет».

Ревизоры выявили несоответствия ФГОС, и потому 27 марта государственная аккредитация университета была приостановлена. Но уже 7 апреля вуз официально возобновил свою деятельность. Как следовало из сообщения на его официальном сайте, нарушения были устранены 18 марта – буквально на следующий день после ревизии.

На фоне претензий Рособрандзора к другим высшим учебным заведениям, скорость, с которой была восстановлена аккредитация Государственного гуманитарно-технологического университета, не может не удивлять.

Более того, данное обстоятельство позволяет предположить, что борьба за качество образования ведётся ведомством избирательно и, соответственно, создаёт почву для заботы о личных интересах главы Рособрнадзора.

Деньги для «науки»

Впрочем, государственная служба привлекательна для различных дельцов не только за счёт контрольных функций, но и по причине возможностей распределять бюджетные деньги.

Редакция «Нашей Версии» получила материалы на несколько коммерческих фирм, участвующих в конкурсах Министерства образования и науки.

Источники газеты предполагают, что эти конкурсы могут быть связаны с использованием средств Рособрнадзора на «непрофильные цели».

Для примера рассмотрим результаты конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» (мероприятие 1.3, 27 очередь).

Читайте также:  Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Протокол оценки заявок по данному конкурсу имеется в распоряжении редакции. Этот документ – своеобразный парад ведущих научных и учебных заведений России. На получение субсидий в рамках ФЦП претендовали МГТУ им.

Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Балтийский федеральный университет, ФГУП «Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт химических реактивов и особо чистых химических веществ» и десятки других тяжеловесов.

Но, похоже, что вместе с ними бюджетные деньги намеревались получить несколько малоизвестных коммерческих фирм.

Так, судя по документам, в числе претендентов на государственные субсидии значатся ЗАО «Когнитив» и ООО «Когнитивные технологии».

Обе организации заявили на конкурс исследования с похожей тематикой: первая хочет получить бюджетные деньги на разработку программного комплекса оперативного мониторинга работы сельскохозяйственной техники с использованием систем высокоточного позиционирования, вторая – на разработку технологии автономного управления наземной сельскохозяйственной техникой на базе технологии компьютерного зрения. Наши источники предполагают, что конечным бенефициаром обеих этих компаний мог быть сам руководитель Рособрнадзора. Если это соответствует действительности, то абстрактные рассуждения чиновника о честности школьников и объективности учителей выглядят, по меньшей мере, неэтичными.

По имеющейся в распоряжении редакции информации из источника, хорошо осведомленного о процессах в системе высшего образования, в свою бытность директором Института управления образованием при Российской академии образования нынешний глава Рособрнадзора якобы принимал участие в разработке и реализации масштабной схемы выполнения заказов и научно-исследовательских работ за бюджетные деньги. В схеме судя по всему участвовали самые разные, никак, на первый взгляд, не связанные друг с другом, организации, в т.ч. и весьма серьезные, – ФИРО, МИОО, ФЦТ, ООО «Сок», АПКРО, Московский гуманитарный университет им. Шолохова, государственное учреждение «Информационно-методический центр» Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при президенте Республики Саха (Якутия) и другие. Похоже, что абсолютно идентичные по своему содержанию, но при этом с разными названиями научные работы заказывались этими организациями друг у друга, более того, они были друг у друга соисполнителями в этих проектах. Таким образом, фактически под одну и ту же тему могли списываться бюджетные средства у разных ведомств. Тесно аффилированной с господином Кравцовым на тот момент была, как представляется, компания «Эко-Доминанта», зарегистрированная по адресу Большая Дмитровка, 12/1 и имевшая расчетный счет в ОАО «МАСТ-Банк». По всей видимости в указанной схеме будущему главе Рособрнадзора активно помогала уроженка Саратова Нина Иванова, занимавшая должность начальника отдела Департамента федеральных целевых программ и проектов в Минобрнауки России и последовавшая затем вслед за Кравцовым в Рособрнадзор и занявшая в скором времени должность его заместителя, а также ее супруг – Дмитрий Иванов. По этой семейной паре и их близкой связи с Кравцовым напрашивается вообще отдельное журналистское расследование. Кстати сказать, пару лет назад ведомство спешно покинула заместитель Кравцова – Нина Иванова. Она осела в уже упомянутой выше Российской академии образования в должности вице-президента.

Редакция располагает определенными материалами по изложенным выше вопросам, а также планирует получить в свое распоряжение дополнительные сведения и подтверждающие документы, в т.ч. с живыми подписями действующих должностных лиц, и ознакомит читателей с результатами в следующих публикациях.

Очевидно, что возможная связь главы Рособрнадзора с различными структурами, в т.ч.

и коммерческими, получавшими и получающими финансирование из федерального бюджета, может стать поводом для служебной проверки и конкретных кадровых решений в ведомстве, особенно в преддверии формирования нового кабмина.

Источник: https://versia.ru/pochemu-deyatelnost-glavy-rosobrnadzora-sergeya-kravcova-vyzyvaet-vse-bolshe-voprosov

Сергей Кравцов о правилах игры на поле образовательной политики

Министр просвещения Сергей Кравцов 17 февраля  провёл с руководителями, отвечающими за сферу образования в регионах, селекторное совещание по реализации
приоритетных задач в сфере образования.

Выступая на селекторном совещании (более подробную информацию о
совещании читайте по адресу https://edu.gov.ru/press/2143/ministr-prosvescheniya-sergey-kravcov-prizval-rukovoditeley-municipalnyh-organov-upravleniya-obrazovaniem-obratit-osoboe-vnimanie-na-rabotu-po-povysheniyu-kachestva-obrazovaniya-shkolnikov/ – НМО БРПК), Сергей Кравцов заявил, что за невыполнение показателей
реализации нацпроектов отвечать будет не только он и председатель Правительства,
но и региональные управленцы образованием. Тем самым он обозначил красные линии
для региональных министров. Кравцов общался тихим голосом и внешне без эмоций,
но в эфире ощущалось напряжение, порой даже страх.

От объективного ЕГЭ – до школ «красной зоны»

Министр потребовал от региональных министров образования
провести ревизию всех мероприятий Национального проекта по всем контрольным
точкам и немедленно сообщить ему лично о возможных рисках срывов.

Сергей Кравцов напомнил, что правительство уже внесло поправки
в бюджет по расходам на горячее питание школьников, на доплаты классным
руководителям и на создание новых мест в детских садах и школах – т.е. теперь
дело за регионами.

ЕГЭ, никаких изменений, вы понимаете?

«Никаких сбоев в проведении единого государственного
экзамена быть не должно. Это очевидно. Никаких изменений по реализации политики
в области проведения единого государственного экзамена, как вы прекрасно
понимаете, не будет. Мы должны также чётко, слаженно работать и провести
экзамен без сбоев и объективно», – подчеркнул Сергей Кравцов.

  • Министр удивленно констатировал, что в большинстве
    субъектов РФ министры образования настраивают своих губернаторов лишь на
    выбивание средств на стройку школ и детских садов, при этом никак не
    настраивают региональных руководителей на меры по улучшению качества
    образования.
  • В качестве примера – ОГЭ в 9-х классах и всероссийские
    проверочные работы в 7-м классе: «От того, насколько объективно пройдут эти
    процедуры, во многом будет зависеть, достигнем мы показателя нацпроекта или
    нет», – пояснил Сергей Кравцов.
  • При этом он отметил, что при проведении всероссийских
    проверочных работ меры безопасности, применяемые на ЕГЭ, скорее всего, не
    подходят, но рекомендовал коллегам провести совещания с директорами школ, с
    начальниками районных муниципальных образований, родителями с целью
    «разъяснительной работы по поводу объективности», чтобы «понимать реальную
    картину по всей стране и в отдельно взятой школе».
  • Пробелы ликвидировать!
  • А все школы, в зависимости от результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР,
    НИКО (национальных исследований качества образования), уже условно поделены на
    три зоны: зелёная, жёлтая и красная.
  • И хотя смысл такой градации не в наказании директоров или
    учителей школ «красной зоны», а в организации адресной помощи отстающим учебным
    заведениям по повышению качества образования, но как раз в этом отставании –
    большой риск невыполнения ключевого показателя национального проекта: войти в
    топ-10 стран по качеству общего образования.

И все региональные министры просвещения получат списки
этих школ, и совместно с Рособрнадзором будет организована методическая работа
с учителями и с учениками этих школ для того, чтобы ликвидировать имеющиеся у
них пробелы. Эффективность проведенных мероприятий, по его мнению, должна стать
гарантией улучшения результатов российских школьников в международных
исследованиях.

Кроме того, на контроле ведомства находятся те директора
школ, которые три года подряд необъективно проводят экзамены.

Третий приоритет – это развитие системы среднего
профессионального образования. Сергей Кравцов дал поручение региональным
профильным министерствам проанализировать, насколько программы обучения
техникумов и колледжей соответствуют задачам регионального развития.

По его
словам, Министерство просвещения такой анализ уже проводит, и теперь предстоит
сравнить результаты федерального ведомства с самодиагностикой на местах.

После
этого при необходимости будут скорректированы программы СПО, «чтобы они
действительно работали на подготовку кадров для среднего, малого бизнеса,
рабочих специальностей».

Четвертая ключевая задача, на которую обратил внимание
руководитель главного образовательного ведомства – это институты повышения
квалификации.

По данным исследования, проведенного Рособрнадзором в рамках
нацпроекта, во многих регионах эти учреждения получили низкую оценку.

В связи с
этим планируется провести анализ эффективности работы ИПК с участием школ и
сформировать банк программ дополнительного профессионального образования для
педагогов.

Наконец, пятый приоритет касается системы оплаты труда
учителей.

«В соответствии с поручением правительства от 31 декабря 2019 года мы приступаем к анализу
региональных систем оплаты, в связи с чем я, уважаемые коллеги, прошу вас в
течение недели направить нам в рабочем порядке документы, регламентирующие
систему оплаты труда в регионе», – отметил Сергей Кравцов.

Таким образом, мы видим, что приоритеты деятельности
нового министра просвещения, с одной стороны, тесно связаны с задачами
нацпроекта «Образование», с другой – продолжают линию руководимого им до этого
Рособрнадзора на обеспечение объективности оценочных процедур и ГИА. При этом
ставка делается на работу со школами зоны риска, показывающими низкие или
необъективные результаты.

С первых шагов Сергей Кравцов дал понять: условия игры на
поле образовательной политики ужесточаются (https://vogazeta.ru/articles/2020/2/25/edpolitics/11720-sergey_kravtsov_zhestko_oboznachil_pravila_igry_na_pole_obrazovatelnoy_politiki).

Источник vogazeta.ru

Источник: http://brpcrb.ru/site/pub?id=1550

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА “Россия сегодня”.

В России любят говорить о высоком качестве образования в Финляндии. В свое время финны гордились тем, что сделали существенный рывок и стали мировыми лидерами школьного образования. Так вот, теперь подобный рывок сделала Москва…

По инициативе столичного мэра во всех московских школах, а их порядка 600, было проведено международное исследование грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания Programme for International Student Assessment (PISA, проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития). Более 42 тысяч московских школьников прошли тест на умение использовать полученные школьные знания в практике.

Результаты превзошли все ожидания. Сто школ, которые по рейтингу Москвы являются лучшими, заняли лидирующее место по читательской и математической грамотности, обойдя Сингапур, Финляндию, Соединенные Штаты Америки, Великобританию.

Половина московских школ вошли в пятерку лучших образовательных систем мира, и абсолютно все школы города вошли в десятку лучших по результатам качества учащихся основной школы. Выходит, что российская столица признана одним из мировых лидеров школьного образования.

Предварительный анализ показал, что успех, зафиксированный в исследовании, прежде всего, связан с учителями. От качества работы учителей зависит очень многое. Сегодня государство делает все для того, чтобы статус педагога, его зарплата обеспечивались на достойном уровне. И кстати, это уже приносит свои плоды: в этом году в педагогические вузы, наконец, пошли “стобалльники” ЕГЭ.

Эти выпускники могли бы пойти в другие вузы, но они целенаправленно выбрали педагогику. У них есть все шансы стать хорошими учителями. Это очень важно, ведь личность учителя, его методическая подготовка… — именно это больше всего влияет на качество образования, повышает мотивацию школьников.

Кроме того, по нашим наблюдениям, мотивирует школьников и честная сдача ЕГЭ. Третий год подряд мы проводим ЕГЭ в России максимально объективно. Объективная сдача экзамена автоматически приводит к улучшению результатов обучения.

Школьники знают, что списать нельзя, нельзя заранее купить задание в интернете. Им ничего не остается делать, как учиться. К чему это приводит? Улучшаются результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе и естественнонаучным предметам.

Причем, я сейчас говорю не о “приписках” баллов, а о реальном положении дел.

Допустим, по региону Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку составлял 72 балла — выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В 2014 году экзамен прошел объективно, средний балл составил чуть более 30.

После этого институт повышения квалификации учителей начал работать с теми школами СКФО, где действительно были зафиксированы проблемы с преподаванием ряда предметов. Сегодня мы видим там объективный рост знаний школьников.

Во всех регионах СКФО был успешно реализован проект “Я сдам ЕГЭ”. Оценивая в сентябре знания одиннадцатиклассников, мы зафиксировали серьезные пробелы в знаниях по русскому языку.

Целый год мы работали над устранением этих пробелов. В итоге количество школьников, которые на сей раз не преодолели минимальный порог по русскому языку, сократилось в три раза.

Между тем, знание русского языка влияет на другие предметы, отражается даже на математике и физике.

Теперь нам предстоит провести системный анализ полученных результатов международного исследования PISA. Это приведет к лучшему пониманию сильных и слабых сторон российского школьного образования, даст основания что-то изменить, усовершенствовать.

Мы должны описать передовые практики московских школ, а затем максимально распространить этот опыт на другие школы в российских регионах. Вне зависимости от того, где проживает 15-летний подросток — в Москве, Якутске или где-то еще — он должен получать качественное школьное образование.

Собственно говоря, для этого мы и работаем.

Информация с сайта РИА-новости

Источник: http://mpgu.su/novosti/sergey-kravtsov-nichto-tak-ne-motiviruet-shkolnika-kak-horoshiy-uchitel-i-chestnyiy-ege/

Кравцов говорит: что обещает новый министр просвещения

В середине января назначили нового  министра просвещения, Сергея Кравцова, бывшего главу Рособрнадзора. За месяц он успел высказаться о некоторых аспектах образования. Разбираем его обещания и как их можно понимать. 

Общий подход нового министра 

“Важно обеспечить преемственность с работой прежнего министерства. Также важно все силы положить на реализацию национальных проектов, утвержденных президентом”. 

Что это может значить

Скорее всего министерство Кравцова продолжит реализовывать все составные части нацпроекта «Образование»: улучшать цифровую образовательную среду, менять формат аттестации педагогов, делать школы и детские сады все более инклюзивными. Правда, велик шанс, что поменяются сроки и некоторые этапы реализации. Кравцов обычно действует обстоятельно, если не сказать осторожно.

Новые ФГОС от нового министра

“В отношении ФГОС возьмем паузу, чтобы проанализировать ситуацию и обсудить ключевые вопросы с профессиональным сообществом”.

Что это может значить  

Скорее всего, в 2020-2021 учебном году школы будут работать по нынешним ФГОС. Процесс запуска новых стандартов точно не будет ускорен — проекты еще раз отдадут экспертам, выслушают мнение сообщества и будут их дорабатывать. 

Остается пессимистичный вариант: министр не выполнит обещание выслушать сообщество, стандарты быстро подготовят, утвердят в минюсте и они начнут действовать уже с сентября. Но тогда это нужно делать к маю и значит уже скоро появятся новости, которые подтвердят или опровергнут слова министра. 

Какие изменения нас ждут в образовании в 2020 году?

Егэ и огэ глазами нового министра

“Как показывает многолетний научный анализ, основа для всех дальнейших неуспехов чуть ли не каждого нашего учащегося закладывается в основной школе, то есть с 5-го по 9-й класс. Пробелы в знаниях, полученные в это время, сказываются впоследствии в ходе всей дальнейшей учебы, и в том числе при сдаче ОГЭ-9 и ЕГЭ-11”. 

Что это может значить

Кравцов многое сделал для продвижения и совершенствования ЕГЭ: на посту главы Рособрнадзора он следил за прозрачностью проведения экзаменов. Конечно, он не откажется от их проведения, но видимо теперь обратит внимание на содержание тестов и подготовку школьников к ним.

Есть шанс, что с приходом нового министра будет настроена большая преемственность между ОГЭ и ЕГЭ. А еще возможно, что кроме ЕГЭ и ОГЭ появятся другие тотальные способы контроля успеваемости. 

Поддержка профессионального образования

“Мы видим запросы региональных экономик на рабочие профессии, на мастеров производственного дела и понимаем, какие шаги необходимы для развития и поддержки этой области. Только по линии национального проекта «Образование» выделено свыше 50 млрд рублей до 2024 года на технологическое оснащение колледжей”. 

Что может значить

Сейчас педагоги среднего профессионального образования «живут» хуже своих «школьных» коллег.

Им не поднимали зарплаты так сильно, в некоторых регионах власти объединяли колледжи, часть специальностей закрыта.

Возможно, дела начнут налаживаться, но скорее всего это коснется действительно рабочих профессий. Тогда как колледжи, обучающие воспитателей детских садов и учителей физкультуры, могут остаться не у дел. 

Где педагог может получить от 50 000 до 2 000 000 рублей?

Оплата работы педагогов

“Знаете, я сам бывший учитель, так что эти вопросы для меня особенно важны. Полагаю, что и здесь надо тщательно проанализировать ситуацию, с тем чтобы добиться полного и безусловного выполнения майского указа по зарплатам.

Но кроме того, обязательно надо провести и тщательный анализ самой системы оплаты труда педагогов и посмотреть, как нынешняя система реализуется на практике. Причем сделать это обязательно надо с участием регионов и учительских профсоюзов”.

Что это может значить 

Пока неизвестно. Точно точно будут увеличены выплаты классным руководителям — их обещал президент. Что будет с другими выплатами — непонятно. Возможно систему оплаты труда и правда пересмотрят, тем более, что этот вопрос может быть тесно связан с новой моделью учительского роста. 

Цитаты взяты из интервью Кравцова с «Московским комсомольцем» и сайта министерства просвещения.

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/kravtsov-govorit/

Ссылка на основную публикацию