Синхронизировать учебники по всемирной истории и истории рф



В настоящее время содержание школьного исторического образования построено на научной основе историко-культурного стандарта. В самом деле, проблема упорядочивания, систематизации исторического образования давно стояла на повестке дня.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На многие образовательные вопросы данный стандарт дал исчерпывающие ответы: принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Важной мировоззренческой задачей курса является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Это должно достигаться с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов компаративных характеристик. Так должно быть в теории.

На сегодняшний день обучение учащихся по новым учебникам истории России составленных в соответствии с историко-культурным стандартом идёт третий год. Пришло время первоначального осознания как на практике реализуются поставленные задачи.

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время это могут быть учебники следующих линий:

‒ издательство «ДРОФА». Рабочая программа История России. 6–10 классы. (И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко)

‒ издательство Русское слово. Рабочая программа История России. 6–9 классы. (Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин, К. А. Соловьёв, А. П. Шевырёв)

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рост зарплаты учителей и открытие новых школ

Оценим за полчаса!

‒ издательство «Просвещение» Рабочая программа История России. 6–9 классы. (А. А. Данилов, О. Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина)

Выбор учебников по всеобщей истории немного больше, их содержание не претерпевало изменений в связи с введением нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и не пересматривалось для осуществления синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.

Разберём некоторые возникающие вопросы при обучении по новым учебникам курсов истории России и всеобщей истории на примере учебников высоко авторитетного издательства «Просвещение».

Из рабочей программа по всеобщей истории предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы:

п/п Тема курса Класс Количество часов на изучение (прим.учебный план)
1 История Древнего мира 5 класс 68
2 История Средних веков 6 класс 28
3 История Нового времени. 1500–1800 7 класс 26
4 История Нового времени 1800–1900 8 класс 26
5 Новейшая история 9 класс 34

Авторами программы предполагается что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России» с 6 по 11 класс.

Из рабочей программы по истории России предметной линии учебников А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкина:

п/п Тема курса Класс Количество часов на изучение (прим.учебный план)
5 класс
2 От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в) 6 класс 40
3 Россия в XVI-XVII вв. 7 класс 40
4 Россия в конце XVII-XVIII в. 8 класс 40
5 Российская империя в XIX — начале XX в. 9 класс 40

Рассмотрим имеющийся новый учебно-методический комплект по истории России с точки зрения некоторого опыта работы по нему.

‒ Учебник История России в 2х частях Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

‒ Артасов И. А. История России. Контрольные работы.

‒ История России. Поурочные рекомендации. Коллектив авторов-лауреатов

‒ Рабочие тетради И. А. Артасов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Л. А. Соколова

Кроме этого, по некоторым классам разработаны книги для чтения (не удалось купить, заказывали от школы), атласы и контурные карты. Очевидно, комплект будет постепенно пополняться. Хотя уже сейчас это довольно разработанный комплекс, изданный в удобном формате, хорошо иллюстрированный, удобный в работе.

Хорошо продумана структура учебника. В конце большинства параграфов представлены отрывки из подлинных исторических источников, задания для работы с картами, по отдельным вопросам приводятся разные точки зрения историков, имеются вопросы на повторение и закрепление пройденного.

Положительно и своевременно то что в учебнике есть материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Дети учатся работать самостоятельно с книгой, тетрадью, учатся учиться.

Особый разговор (хоть и короткий) о стиле, языке на котором изложен учебный материал. Оставляет желать лучшего. Нередко подача материала затрудняет понимание темы.

О рабочих тетрадях. Хорошо, что они разработаны к каждому учебнику для всех классов. Вызывает некоторое сомнение обилие заданий, не опирающихся на материал в учебнике.

По задумке авторов, учащиеся должны привлекать дополнительные источники при выполнении таких заданий, прежде всего такими источниками выступают материалы Интернета.

На практике это приводит к появлению вопросов в сети Интернет, цитирующих задания рабочих тетрадей и ответов к этим вопросам.

Интернет — это реалии нашего времени. Несомненно, он может и должен использоваться при изучении вопросов истории. Однако как должны быть сформулированы задания, что должны найти дети, как они должны поработать с этим материалом — это вопросы, в которых предстоит научиться ориентироваться не только коллективу авторов учебника и тетрадей, но и всему педагогическому сообществу.

О синхронизации курсов истории России и всеобщей истории. Необходимо иметь в виду что в соответствии с примерным учебным планом основного общего образования (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением от 8 апреля 2015.

Протокол от № 1/15) на изучение Истории России и Всеобщей истории выделяется в общей сложности по два часа в неделю в каждом классе основной школы при пятидневной учебной неделе. В сетке примерного учебного плана основного общего образования учебные предметы История России.

Всеобщая история — не разделены и указаны как один предмет. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель. В нашей школе — 34 недели. В каждом классе основной школы — 68 часов в год.

Сложив количество часов в год одного и другого курса, мы получим общее количество часов, соответствующее примерному учебному плану.

Тем не менее, в рамках одного учебного предмета мы изучаем два разных исторических курса. При указанном количестве часов нет смысла вести Историю России и Всеобщую историю по одному часу в неделю. Логично изучать учебный предмет в каждом классе с курса всеобщей истории, т. к. она должна стать основополагающей для понимания и осмысления курса «Истории России».

  • Что же получается на практике?
  • В пятом классе курс истории России не изучается.
  • В шестом классе после изучения Истории Средних веков дети приступают к изучению курса «От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в)».

В седьмом классе после изучения Истории Нового времени. 1500–1800 переходят к изучению курса «Россия в XVI-XVII вв.».

В восьмом классе после изучения Истории Нового времени 1800–1900 изучают курс «Россия в конце XVII-XVIII вв.».

В девятом классе после изучения Новейшей истории будут изучать «Российскую империю в XIX — начале XX в.».

Необходимо сказать, что такое изучение истории не позволяет формировать целостное восприятие эпохи, затрудняет устанавливать связи Истории России с ведущими процессами мировой истории.

Курсы Истории России, разработанные по историко-культурному стандарту, и по всеобщей истории начинают терять синхронизацию на второй год обучения — в 7 классе.

В восьмом и девятом классах они утрачивают её полностью.

Существующий порядок, помимо отсутствия понимания всеобщности исторических процессов, закономерностей, несёт несомненный вред на подсознательном уровне: история России воспринимается учащимися более отсталой, неразвитой по сравнению с европейскими государствами, в следствии утраченной синхронизации курсов.

Это не проблема конкретной линии учебников. Если мы ознакомимся с программами и учебно-методическими комплексами других издательств, увидим примерно такую же картину.

Нужно отдать должное авторам предметной линии учебников А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е.

Барыкина: они продумали и по возможности попытались решить проблему: в учебнике существует постоянная рубрика «История в лицах: современники».

В ней помещены краткие сведения о видных исторических деятелях России и других стран мира, живших примерно в одно время. Замысел интересный, помогает уточнить и оживить восприятие конкретного времени.

Вопрос синхронизации курсов истории России и всеобщей истории решён в примерной основной образовательной программе основного общего образования (2015г):

Синхронизация курсов всеобщей истории иистории России

Всеобщая история История России
5 класс
  1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
  2. Первобытность.
  3. Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Народы и государства на территории нашей страны в древности
6 класс ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VIXVвв.

  • Раннее Средневековье
  • Зрелое Средневековье
  • Страны Востока в Средние века
  • Государства доколумбовой Америки.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ КРОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIIIXVвв. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

  1. Образование государства Русь
  2. Русь в конце X — начале XII в.
  3. Культурное пространство
  4. Русь в середине XII — начале XIII в.
  5. Русские земли в середине XIII — XIV в.
  6. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
  7. Культурное пространство
  8. Формирование единого Русского государства в XV веке
  9. Культурное пространство
  10. Региональный компонент
7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIXVIIвв. От абсолютизма кпарламентаризму. Первые буржуазные революции

  • Европа в конце ХV— начале XVII в.
  • Европа в конце ХV— начале XVII в.
  • Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
  • Страны Востока в XVI—XVIII вв.
  1. РОССИЯ ВXVI— XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА КЦАРСТВУ
  2. Россия в XVI веке
  3. Смута в России
  4. Россия в XVII веке
  5. Культурное пространство
  6. Региональный компонент
8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

  • Эпоха Просвещения.
  • Эпоха промышленного переворота
  • Великая французская революция
  1. РОССИЯ ВКОНЦЕ XVII— XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА КИМПЕРИИ
  2. Россия в эпоху преобразований Петра I
  3. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
  4. Россия в 1760-х — 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I
  5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
  6. Народы России в XVIII в.
  7. Россия при Павле I
  8. Региональный компонент
9 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIXв. Мир кначалу XXв. Новейшая история. Становление ирасцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

  • Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
  • Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
  • Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
  • Страны Азии в ХIХ в.
  • Война за независимость в Латинской Америке
  • Народы Африки в Новое время
  • Развитие культуры в XIX в.
  • Международные отношения в XIX в.
  • Мир в 1900–1914 гг.
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВXIX— НАЧАЛЕ XXвв.

  1. Россия на пути к реформам (1801–1861)
  2. Александровская эпоха: государственный либерализм
  3. Отечественная война 1812 г.
  4. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
  5. Крепостнический социум. Деревня и город
  6. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
  7. Пространство империи: этнокультурный облик страны
  8. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
  9. Россия в эпоху реформ
  10. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
  11. «Народное самодержавие» Александра III
  12. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
  13. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
  14. Этнокультурный облик империи
  15. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
  16. Кризис империи в начале ХХ века
  17. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма
  18. Общество и власть после революции
  19. «Серебряный век» российской культуры
  20. Региональный компонент

Однако и на сегодняшний день мы занимаемся по учебникам всеобщей истории, вошедшим в федеральный перечень учебников, прошедших соответствующую экспертизу, по программам не соответствующим историко-культурному стандарту и не соответствующим требованиям установленным примерной основной образовательной программой основного общего образования.

На мой взгляд, главная проблема перехода на обучение по новым учебникам истории России — «рассинхронизация» курсов истории России и всеобщей истории, что противоречит мировоззренческой задаче историко-культурного стандарта. Уверена, эта проблема должна уйти и со временем уйдёт из школьного исторического образования.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (2015г)
  3. Рабочая программа История России. 6–9 классы. (А. А. Данилов, О. Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина) М. «Просвещение» 2016г
  4. Всеобщая история. Рабочие программы предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы М. «Просвещение» 2014г

Основные термины (генерируются автоматически): всеобщая история, россия, история России, класс, основное общее образование, историко-культурный стандарт, ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ, Данилов, культурное пространство, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Источник: https://moluch.ru/archive/197/48824/

Синхронизация курсов истории, предлагаемую "Примерной учебной программой по истории"

В 2018 – 2019  учебном году в 5 – 8  классах необходимо использовать синхронизацию курсов истории, предлагаемую Примерной учебной программой по истории (Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: http://fgosreestr.ru) – см. табл. 

Таблица

Классы

  • Всеобщая история
  • История России
  • 5 класс
  • История Древнего мира (68 ч.)
  • 6 класс
  • Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов)
  • История России VIII- XV вв. До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40 часов)
  • 7
  • класс
  • Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (28 часов)
  • История России XVI-XVII вв. Начиная с Василия III (1505), Ивана IV Грозного (1533) До начала правления Петра I (40 часов)
  • 8 класс
  • • Всеобщая история XVIII в. • Эпоха Просвещения • Эпоха промышленного переворота • Первые буржуазные революции • Великая французская революция • (28 часов)
  • История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов)
  • 9
  • класс
  • • Всеобщая история XIX в. • Становление буржуазного общества • (28 часов)

История России XIX в. От начала правления Александра I (1801) до начала Первой мировой войны (1914) г. (74 часа)

  1. 10 класс
  2. • Всеобщая история XX в. • (40 часов)
  3. История России 1914 – до начала XXI в. (62 часа)
  4. При изучении отечественной и всеобщей истории необходимо уделить более пристальное внимание вопросам культуры и истории народов России, в частности, расширению территории страны на юго-западе (Крым), истории повседневности и истории идей.
  5. 1.Нормативные документы:
  6. Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании». 

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644). 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 

№ 1089». 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. № 576 г.

Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. № 08-2655 «О рассмотрении обращения».

  • Класс/курс Всеобщая история История России
  • 5 класс  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 
  • Первобытность. 
  • Древний Восток. 

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

6 класс   ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв.  

Раннее Средневековье. 

Зрелое Средневековье. 

Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. 

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII вв. Культурное пространство. 

Русь в середине XII – начале XIII вв.  

Русские земли в середине XIII — XIV вв. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.  Культурное пространство.  

Формирование  единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент. 

7 класс  ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв.                                                                 От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции 

Европа в конце ХV – начале XVII вв. Европа в конце ХV – начале XVII вв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII – ХVIII вв. 

Страны Востока в XVI – XVIII вв.  РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке.

Культурное пространство.Региональный компонент.

8 класс  ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.

  1. Эпоха Просвещения.  
  2. Эпоха промышленного переворота. 
  3. Великая французская революция. 
  4. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ 
  5. Россия в эпоху преобразований Петра I. 

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790-х  гг. Правление Екатерины II и Павла I. 

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.  Народы России в XVIII в. Региональный компонент

В качестве примера предлагается вариант поурочного планирования по истории для 8 класса для образовательных организаций (по учебникам издательства «Просвещения»): 

Курс «История России. XVIII в». 

Урок 1. У истоков российской модернизации (Введение). 

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I 

Урок 2. Россия и Европа в конце XVII в. 

Урок 3. Предпосылки петровских реформ. 

Урок 4. Начало правления Петра I. 

Урок 5 – 6 Великая Северная война 1700-1721 гг. 

Урок 7. Экономическая политика. 

Урок 8. Реформы управления. 

Урок 9. Российское общество в петровскую эпоху. 

Урок 10. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. 

Урок 11. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. 

Урок 12. Перемены в культуре России в годы петровских реформ. 

Урок 13. Повседневная жизнь и быт при Петре I. 

Урок 14. Народы России в петровскую эпоху 

Урок 15. Значение петровских преобразований в истории страны. 

Урок 16. Повторительно-обобщающий. 

Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха «дворцовых переворотов» 

Урок 17 – 18. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. 

Урок 19. Внутренняя политика и экономика в 1725 – 1762 гг. 

Урок 20. Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. 

Урок 21. Национальная и религиозная политика. 

Урок 22. Повторительно-обобщающий. 

Урок 23 – 24. Резерв. 

Курс Всеобщая история. Новая история XVIII в. (24 ч.) Учебник «Всеобщая история. 7 класс». А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. 

Изучается материал § 19 п.6 и § 20 – 30. 

Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований 

Урок 25. Введение Мир в конце XVII в. 

  • Урок 26 – 27. Великие просветители Европы § 20 
  • Урок 28 – 29. Мир художественной культуры Просвещения § 21 
  • Урок 30 – 31. На пути к индустриальной эре § 22 
  • Урок 32 Английские колонии в Северной Америке § 23 

Урок 33 – 34. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки 

§ 24 

Урок 35. Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции § 25 

Урок 36 – 37. Французская революция. От монархии к республике § 26 

Урок 38 – 39. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера

 Наполеона Бонапарта § 27 

Урок 40. Европа в период Французской революции. 

Урок 41. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. 

Урок 42. Повторительно-обобщающий. 

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 

Уроки 43 – 44. Государства Востока. Начало европейской колонизации § 29 – 30 

Уроки 45 – 48. Резерв. 

Курс История России. XVIII в. (продолжение). 

Тема 3. Российская империя при Екатерине II 

Урок 49. Россия в системе международных отношений. 

Урок 50. Внутренняя политика Екатерины II. 

Урок 51. Экономическое развитие России при Екатерине II. 

Урок 52. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. 

Урок 53. Народные движения. Восстание Е. И. Пугачева. 

Урок 54. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. 

Урок 55. Внешняя политика Екатерины II. 

Урок 56. Освоение Новороссии и Крыма. 

Урок 57. Повторительно-обобщающий. 

Тема 4. Россия при Павле I 

Урок 58. Внутренняя политика Павла I. 

Урок 59. Внешняя политика Павла I. 

Урок 60. Повторительно-обобщающий. 

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 

Урок 61. Образование, общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. 

Российская наука и техника в XVIII веке.

Урок 62. Искусство в XVIII веке. 

Урок 63. Перемены в повседневной жизни российских сословий. 

Урок 64. Народы России в XVIII веке. 

Уроки 65 – 68. Резерв.

Источник: https://infourok.ru/sinhronizaciya-kursov-istorii-predlagaemuyu-primernoy-uchebnoy-programmoy-po-istorii-3200218.html

Рекомендации по изучению учебного предмета «История» в 10—11 классе по трем вариантам учебников

Приказом Минобрнауки РФ № 576 от 08 июня 2015 г. в Федеральный перечень учебников были включены учебники по истории России для 6-10 классов. Данные изменения были вызваны принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и введением линейной системы изучения истории в школе.

АО «Издательство «Просвещение» представлено в ФПУ учебниками по истории России для 6-10 классов под ред. А. В. Торкунова. Они были оценены Российским историческим обществом как наиболее полное воплощение Историко-культурного стандарта, что подтверждается правом на использование логотипа Российского исторического общества на данных учебниках.

  • При этом, в действующем ФПУ ни у одного из издательств нет учебников по истории России 11 класса, соответствующих действующей Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
  • В связи с отсутствием в Федеральном перечне учебников полного комплекта учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего образования по учебному предмету «История», необходимо предоставить образовательным организациям необходимые разъяснения по данному вопросу.
  • Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, где в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 9 классе изучается курс всеобщей и отечественной истории (История нового времени) XIX – начала XX века. (См.: содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. История России. Всеобщая история. С. 314).

Примерная программа учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Примерные программы учебных предметов на уровне среднего общего образования сохраняют преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования.

С целью реализации программ общего образования: ПООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.

№ 1/15)) и ПООП СОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.

№ 2/16-з)) возможно изучение учебного предмета «История» в 10—11 классе по следующим вариантам:

1 вариант (для углублённого уровня изучения предмета «История»):

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

11 класс: Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Для 10 класса: Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

+

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Для 11 класса:

Борисов Н. С., Левандовский А. А. Под ред. С. П. Карпова «История. 11 класс. Углублённый уровень. Учебное пособие».

  1. В 2-х частях (повторительно-обобщающий курс истории России с древности до 1914 г.)
  2. Данный вариант показан на слайде 1.
  3. 2 вариант

(Для изучения учебного предмета «Россия в мире», который может быть выбран вместо «Истории» (базовый уровень). См.: ПООП СОО. Примерный учебный план. С. 511):

При выборе данного варианта следует учесть, что курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История» (базовый уровень). См.: ПООП ООО. Примерные программы отдельных учебных предметов. Россия в мире. С. 339).

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

  • 11 класс: Интегрированный курс всеобщей и отечественной истории «Россия в мире» до 1914 г.
  • Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:
  • Для 10 класса:

Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

+

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Для 11 класса:

Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. и др. под ред. А. А. Торкунова «Россия в мире. 10—11 кл. Базовый уровень. Учебное пособие». В 2-х ч.

Данный вариант показан на слайде 2.

3 вариант (для базового уровня изучения предмета «История»):

В соответствии с ПООП СОО, структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

События XX — начала XXI века распределяются на два года изучения, в 10 классе изучается период с 1914 по 1945 г., в 11 классе — период с 1945 по 2018 г. Это позволяет учащимся лучше изучить новейшую историю России, знание которой проверяются на ЕГЭ в 50 % заданий.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Для 10 класса:

Горинов М. М., Данилов А. А., Косулина Л. Г. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 10 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

+

О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Под ред. А. О. Чубарьяна «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие»

Для 11 класса:

Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О. В. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 11 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

+

Источник: https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-po-izucheniiu-uchebnogo-predmeta-ist.html

Как изучают историю в школе: линейная и концентрическая системы

В 2020 году девятиклассники впервые будут сдавать ОГЭ по истории, пройдя курс предмета в рамках линейной системы.

Предпосылкой к его внедрению стала инициатива президента РФ по разработке нового стандарта преподавания истории, высказанная в 2013 году.

Как учили детей прежде, каковы плюсы и минусы нового подхода, и почему в ОГЭ не будет вопросов про ХХ век − рассказываем в нашей статье.

Есть две системы, по которым выстраивается обучение по любому школьному предмету, в том числе по истории. При линейной системе материал излагают последовательно: ученики изучают исторические события в хронологическом порядке, не возвращаясь к пройденным темам.

При концентрической системе школьники проходят курс истории дважды. До девятого класса изучают события в хронологическом порядке, а в старшей школе упор делается на изучение и анализ различных теорий, трактовок вопроса и работу с источниками.

К примеру, если шестиклассник просто знакомится с биографией первых Московских князей, запоминает карты и читает отрывки из летописей, то десятиклассник постигает и сравнивает концепции нескольких ученых-историков о возвышении Москвы.

Занимающихся по профильной программе старшеклассников педагоги учат по специально разработанным учебникам.

Линейная и концентрические системы: от дореволюционных учебников до инициативы Владимира Путина

Системы сменяли друг друга несколько раз. До революции в классических гимназиях историю изучали по концентрической системе. Упор делался на прошлое Отечества и античность.

После прихода к власти большевиков настала череда радикальных реформ в образовании. Некоторое время история вообще отсутствовала в расписании. Лишь в 30-х годах предмет вернулся в школу, и в его основу, как пишет М. Т.

Студеникин в пособии «Методика преподавания истории в школе», был положен принцип линейности. Возврат к «концентризму» произошел в 1959 году и продолжался до 1964 года. Затем материал преподносился вновь на линейной основе.

В 1993 г. произошел очередной возврат к концентрической системе. Причиной этого стал переход школ на всеобщее девятилетнее образование, а также отход от советской идеологии. Но со временем подход стал вызывать критику, как у педагогов, так и у историков. 

В 2013 г. Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации предложил создать учебник, построенный «в рамках единой логики непрерывности российской истории». 

Вскоре историки представили «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Она была утверждена 30 октября 2013 года на заседании Российского исторического общества. На ее основе началась разработка учебников несколькими издательствами. Проверку выдержали лишь «Дрофа-Вентана», «Просвещение» и «Русское слово».

Как изучают историю сейчас

Переход на линейную систему начался в 2016−2017 годах. В каждом регионе он проходил по-разному. Новый подход внедрялся с трудом из-за отсутствия подробных указаний от Министерства образования. Академия дополнительного образования выпустила методические рекомендации, но официального статуса они не имели. 

В концепции оптимальной была названа модель, «при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5-го по 10-й классы», а в последний год обучения старшеклассники будут повторять изученное по профильным для поступления в вуз предметам.

Но такая реализация проекта помешала бы синхронизировать события отечественной и всемирной истории. Поэтому в пятом классе начинают изучать историю Древнего мира и античности, а с шестого −  отечественную, как было и раньше.

Линии УМК по отечественной истории и у издательства «Просвещение», и у издательства «Дрофа-Вентана» рассчитаны на учащихся 6-10-х классов. В них входят не только учебники, но и книги для чтения, рабочие тетради, пособия для педагогов.

Делается упор на связи между историческими событиями и темами, изучаемыми на других предметах гуманитарного цикла, на изучение духовно-нравственной культуры народов России, а также на «региональный/локальный компонент», то есть на краеведение.

Изучение всеобщей и отечественной истории заканчивается в 10-м классе. В одиннадцатом классе, согласно методической рекомендации, «возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетания». 

После 2013 года изменения произошли не только в подходах к изучению, но и в правилах аттестации по предмету. На экзаменах прошлых лет были вопросы по истории ХХ века. ОГЭ-2020 будет включать задания на знание истории Отечества только до 1914 года. 

Дискуссия о подходах к изучению истории

Мнения о линейной системе преподавания истории разнятся. Еще в 2005 году в «Российской Газете» появился материал с осуждением концентрической системы. Учителя говорили, что переход к ней дался потом и кровью, и жаловались на нехватку времени для объяснения материала. 

Директор Института всеобщей истории академик РАН Александр Чубарьян заявил: «Историю нужно изучать поэтапно до 11-го класса. Кроме того, необходимо ввести в 11-м классе курсы по основам права, экономики, а также курс по истории мировых религий». 

Министр образования Фурсенко о концентрическом методе выразился еще категоричнее, назвав его «хождением по кругу». Однако в то время главным объектом критики была не школьная программа и системы изучения отдельных предметов, а Единый государственный экзамен. 

В 2013 году, когда «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» только разрабатывалась, сайт «Русская планета» провел опрос педагогов.

Историк из частной школы «Интеллектуал» Александр Кондрашов выступил против линейного метода: «В пятом классе мы обсуждаем древность с детьми, у которых еще нет исторического мышления.

И если мы потом к этому времени не вернемся, то они так и будут относиться к древности как к чему-то детскому, хотя там говорится о таких важных вещах, как авторитаризм, демократия». 

Схожее мнение высказал и лидер профсоюза «Учитель» Андрей Демидов, подчеркнув, что большинство педагогов за линейную систему. 

Были и другие точки зрения. 82-летний работающий учитель Семен Моисеевич Меламед  выступил обеими руками за линейный принцип. Отказ от «концентризма» стал для него «радостной новостью». 

Нельзя сказать точно, сколько сегодня учителей за линейный принцип, а сколько против – масштабного социологического опроса никто не проводил. Да и на фоне других проблем, вроде постоянных изменений в ФГОС или бюрократической нагрузки, реформы в преподавании истории не кажутся столь значимыми.

Плюсы и минусы действующего подхода

Главный недостаток линейной системы заключается в том, что ученикам пятого и шестого класса сложно осмыслить материал.

Особенно непросто с ранним периодом Отечественной истории, начинающимся с расселения славян и заканчивающимся созданием Великим князем Иваном III централизованного государства.

Кроме того, к сдаче ЕГЭ пройдет пять лет с момента знакомства с этим историческим периодом и школьнику вспомнить все, что он изучал в пятом классе и не очень хорошо тогда понял, будет непросто.

Задания из части C Единого государственного экзамена требуют не только знания фактов, но и умения выстраивать суждения с опорой на эти знания. В основу вопросов нередко кладутся трудные, спорные темы, такие как, например, «норманская проблема». При этом на развитии навыков рассуждения педагоги сосредотачиваются только в старших классах. 

Концентрическая система позволяла пройти материал еще раз, изучить его глубже, разобраться в нем и сделать собственные выводы по различным вопросам. При линейной системе изучения истории такой всесторонней проработки материала не предусмотрено.

Однако если педагог не укладывается в разработанный им же контрольно-тематический план, а это случается довольно часто, он имеет возможность остановиться на изучении той или иной темы или сосредоточиться на межпредметных связях. Это несомненной плюс.

Заключение

Концентрическая система имела преимущества перед линейной – к изучению сложных вопросов того или иного исторического периода, их детальному разбору и анализу ученики приступали не в 5-7-х классах, а уже в более старшем возрасте, а значит рассматривали их более осознанно. Кроме того, имея возможность в старших классах вернуться к изучению исторического периода, учитель получал большую свободу в определении, как и когда подавать материал, какие темы оставлять на потом. 

Нынешняя, линейная система таких возможностей не предоставляет. Для ликвидации ее недостатков педагогу необходимо выстраивать индивидуальную работу с учениками, планирующими сдавать ЕГЭ по истории. 

При этом анализ преимуществ и недостатков линейной системы преподавания истории не приведет к ее отмене. Разработка новых УМК и их внедрение обошлись государству слишком дорого, чтобы сразу от них отказываться.

Но какой бы ни была система, уровень подготовки школьника зависит от умения педагога изложить материал и заинтересовать им ученика. 

При подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ необходимо ориентироваться на УМК нового стандарта. Учебники более раннего периода, за исключением пособий для старшей школы с профильным изучением истории, уже не актуальны. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/method/kak-izuchayut-istoriyu-v-shkole-lineynaya-i-koncentricheskaya-sistemy/

Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Персоналии внутри категорий расположены в алфавитном порядке.

Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.

В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников.

Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

  • Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
  • Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.
  • Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, предлагающих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России.

  1. Задачи учебно-методического комплекса:
  2. — создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
  3. — раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.
  4. Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
  5. Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
  6. — обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;- применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;- исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
  7. — обеспечить доступность изложения, образность языка.

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории.

Кроме того, особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры.

Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

  • Пояснительная записка
  • Основные положения
  • История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал» href=»/uploads/media/default/0001/33/98856a2f57910b97935bbca09b242491cc0408e7.pdf» target=»_blank»>История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал
  • Многоуровневое представление истории
  • Многоаспектный (многофакторный) характер истории
  • Человек в истории
  • Историко-культурологический подход: пространство диалога
  • Общие рекомендации к подготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории
  • Учебно-методический комплекс по истории России: информационное пространство и познавательная модель
  • Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе
  • Историко-культурный стандарт
  • Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
  • Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству
  • Раздел III. Россия в конце XVII — XVIII веках: от царства к империи

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.

Раздел VI. Советский союз в 1920-1930-е гг.

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

Примерный перечень «трудных вопросов истории России»

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii-1

Даты всемирной истории для ЕГЭ

  • (по кодификатору истории от ФИПИ)
  • 476 г.− падение Западной Римской империи
  • 486 г. − возникновение государства франков
  • 527−565 гг. − правление Юстиниана в Византийской империи
  • 610 г. − возникновение ислама
  • 632 г. − возникновение государства у арабов
  • 800 г. − провозглашение Карла Великого императором
  • 843 г. − распад Франкской империи
  • 962 г. − образование Священной Римской империи
  • 1054 г. − разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)
  • 1066 г. − нормандское завоевание Англии (битва при Гастингсе)

1096 г.

− первая половина 1270-х гг. /1291 г. / начало XIV вв. (разные версии окончания эпохи) − Крестовые походы

  1. 1204 г. − захват Константинополя крестоносцами
  2. 1215 г. − принятие Великой хартии вольности в Англии
  3. 1265 г. − возникновение Английского парламента
  4. 1302 г. − созыв Генеральных штатов во Франции
  5. 1337−1453 гг. − Столетняя война
  6. 1358 г. − Жакерия во Франции

1381 г. − восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

1389 г. − битва на Косовом поле

1419−1434 гг. − Гуситские войны

1440-е гг. − изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом

  • 1455−1485 гг. − война Алой и Белой розы в Англии
  • 1461−1483 гг. − правление Людовика XI во Франции
  • 1453 г. − падение Византийской империи
  • 1485−1509 гг. − правление Генриха VII в Англии
  • 1492 г. − открытие Америки Христофором Колумбом
  • 1492 г. − завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове
  • 1497−1499 гг. − открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

1517 г. − выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

1519−1522 гг. − кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

1521 г. − Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера

  1. 1524−1525 (1526) гг. − Крестьянская война в Германии
  2. 1534 г. − начало Реформации в Англии
  3. 1555 г. − Аугсбургский религиозный мир
  4. 1562−1598 гг. − религиозные войны во Франции
  5. 1566−1609 гг. − освободительная война в Нидерландах
  6. 1569 г. − образование Речи Посполитой
  7. 1572 г. − Варфоломеевская ночь во Франции
  8. 1579 г. − Утрехтская уния
  9. 1588 г. − разгром Англией Непобедимой армады
  10. 1598 г. − Нантский эдикт Генриха IV во Франции
  11. 1618−1648 гг. − Тридцатилетняя война
  12. 1624−1642 гг. − деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции
  13. 1640 г. − начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции
  14. 1641 г. − принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»
  15. 1642−1649 (иногда начало 1650-х) гг. − гражданская война в Англии
  16. 1643−1715 гг. − правление французского короля Людовика XIV
  17. 1648 г. − Вестфальский мир
  18. 1649 г. − казнь английского короля Карла I
  19. 1649 г. − провозглашение Англии республикой

1653−1659 гг. − протекторат О. Кромвеля

  • 1660 г. − реставрация династии Стюартов в Англии
  • 1688 г − «Славная революция» в Англии
  • 1715−1774 гг. − правление Людовика XV во Франции
  • 1740−1786 гг. − правление Фридриха II в Пруссии
  • 1810-е гг. − движение луддитов в Англии
  • 1773 г. − «Бостонское чаепитие»
  • 1776 г. − принятие Декларации независимости США
  • 1787 г. − принятие конституции США
  • 1789 г. − начало революции во Франции
  • 1789 г. − принятие Декларации прав человека и гражданина
  • 1791 г. − принятие Билля о правах в США

1789−1797 гг. − президентство Дж. Вашингтона в США

  1. 1792 г. − начало революционных войн Франции
  2. 1792 г. − крушение монархии во Франции
  3. 1793 г. − приход к власти во Франции якобинцев
  4. 1793 г. − казнь короля Людовика XVI во Франции
  5. 1796−1797 гг. − Итальянский поход Наполеона Бонапарта
  6. 1798 г. − Египетский поход Наполеона Бонапарта
  7. 1799 г. − государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера
  8. 1804 г. − провозглашение Наполеона императором Франции
  9. 1799−1815 гг. − Наполеоновские войны
  10. 1814 г. − свержение Наполеона
  11. март−июль 1815 г. − «Сто дней» Наполеона
  12. 1823 г. − провозглашение доктрины Монро в США
  13. 1830 г. – Июльская революция во Франции
  14. 1830−1840-е гг. − чартистское движение в Англии
  15. 1848–1849 гг.− «весна народов»: революции в европейских странах
  16. 1861−1865 гг. − Гражданская война в США

1861 г. − объединение Италии (с 1870 г. со столицей в Риме)

  • 1862−1890 гг. − деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии
  • 1868−1889 гг.− революция Мэйдзи в Японии
  • 1870−1871 гг. − франко− прусская война
  • 1871 г. − провозглашение Германской империи
  • 1882 г. − создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия)
  • 1904−1907 гг. − создание Антанты (Россия, Англия и Франция)
  • 1912, 1913 гг. − Балканские войны
  • 28 июня 1914 г. − «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда
  • 1914−1918 гг. − Первая мировая война

Ноябрь 1918 г. – август 1919 гг. − Ноябрьская революция в Германии

Январь 1919 – январь 1920 гг. − Парижская мирная конференция

1919 г. − учреждение Лиги Наций

Ноябрь 1921 г. – февраль 1922 г. − Вашингтонская конференция

  1. 1922 г. − приход фашистов к власти в Италии
  2. 1929−1933 гг. − мировой экономический кризис, «великая депрессия»
  3. Январь 1933 г. − приход Гитлера к власти в Германии

1933−1936 гг. − «новый курс» Ф. Рузвельта в США

  • 1936−1939 гг. − фашистский мятеж и гражданская война в Испании
  • 1936 г. − Антикоминтерновский пакт Германии и Японии
  • 1938 г. − захват Австрии нацистской Германией (аншлюс)
  • 1938 г. − подписание Мюнхенского соглашения
  • 1939−1945 гг. − Вторая мировая война
  • 7 декабря 1941 г. − японская атака на Пёрл− Харбор и вступление США в войну

6 июня 1944 г. − высадка англо−американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта

  1. 6, 9 августа 1945 г. − атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки
  2. 2 сентября 1945 − капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
  3. 20 ноября 1945 − 1 октября 1946 гг. − Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками
  4. 1949 г. − образование HATО
  5. 1949 г. − провозглашение Китайской Народной Республики
  6. 1959 г. − победа революции на Кубе
  7. 1965−1973 гг. − война США во Вьетнаме
  8. 1966−1976 гг. − «Культурная революция» в Китае
  9. 1989 г. − «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы
  10. 1990 г. − объединение ГДР и ФРГ
  11. Даты истории России
  12. Решайте с ответами:
  • задание 1 по истории
  • задание 11 по истории

Источник: https://bingoschool.ru/blog/27/

Ссылка на основную публикацию