Создать сложные механизмы для решения простых задач

Игра: The Ingenious Machine | 33 руб. | Универсальное приложение | Установить

Буквально несколько дней назад состоялся релиз игры «The Ingenious Machine», которая будет по нраву любому, кто для решения легких задач использует сложные и ресурсоемкие конструкции.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Гейм-плей данной игры основан на физических законах, создатель этого продукта Скотт Харбер предлагает нам на протяжении многочисленных уровней создавать Машину Голдберга, основной задачей которой является нажатие одной-единственной кнопки.

Создать сложные механизмы для решения простых задач

Я думаю, что каждый знает о том, чем является Машина Голдберга, или, другими словами, заумная машина, просто необходимо понять, о чем идет речь.

Эта машина, как правило, состоит из цепочки механизмов, которые создают сложную конструкцию, работающую по принципу домино, и реализует какую-либо простую задачу.

Лично мне Машина Голдберга помнится по кинофильму «Назад в будущее», где таковую создал доктор Эмметт Браун для того, чтобы кормить свою собаку.

Создать сложные механизмы для решения простых задач Создать сложные механизмы для решения простых задач В игре The Ingenious Machine наша задача – это нажатие кнопки. Из уровня в уровень условия будут значительно усложняться, кнопка будет прятаться за бетонными перекрытиями или другими препятствующими поверхностями, также будет повышаться и количество кнопок в одном уровне. Для решения этой задачи разработчик предлагает нам следующие игровые элементы: вентилятор, гиря, пистолет, магниты, конвейерная лента, шестеренки, качели – но всего этого недостаточно для прохождения уровня, так как скрепляющим эфиром, который заставит работать этот механизм, является ваша логика, на нее и следует полагаться.

Я бы назвал игру The Ingenious Machine интересным проектом с увлекательным и реиграбельным игровым процессом, так как для прохождения одного и того же уровня можно создавать совершенно различные конструкции.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  С -лейкой и блокнотом: растет конкурс на факультеты журналистики

Оценим за полчаса!

Единственным минусом игры, на мой взгляд, является слабая графическая реализация.

Естественно, то, что предложил автор продукта, вполне пригодно для использования, но все это можно было бы завернуть в более яркую и нарядную обертку.

Создать сложные механизмы для решения простых задач Создать сложные механизмы для решения простых задач На данный момент в игре имеется различных 25 уровней и около десятка игровых элементов, стоит ли ждать расширения в следующих апдейтах – неизвестно. Тем не менее цену на продукт нельзя назвать высоким – всего 33 рубля, без каких-либо внутриигровых покупок и рекламных баннеров.

Название: The Ingenious Machine Издатель/разработчик: Scott Harber Цена: 33 руб. Встроенные покупки: Нет Совместимость: Универсальное приложение Ссылка: Установить

Источник: https://AppleInsider.ru/obzory-prilozhenij/app-store-hd-the-ingenious-machine-slozhnye-resheniya-prostyx-zadach.html

Сложные простые задачи по программированию

У каждого из нас есть представления о том, как должно происходить обучение. Они основываются на нашем прошлом опыте, рассказах других людей и неких идеальных образах.

Зачастую эти представления не совпадают с тем, как на самом деле работает механизм становления хорошего разработчика. Студенту может казаться, что его учат неправильно или грузят ненужными знаниями.

Подобные ситуации случались с каждым в школе и в университете. Они встречаются и у нас на Хекслете. В этой статье я объясню некоторые теоретические основы процесса обучения, которые позволят по-другому взглянуть на происходящее вокруг.

Это поможет качественнее учиться и проще справляться с трудностями.

Обучение программированию без непрерывного реального кодинга неэффективно и фактически бесполезно. В этом ни у кого нет сомнений.

Поэтому, несмотря на наличие множества обучающих роликов на ютубе, статей в блогах и книг, люди записываются в школы и покупают практические курсы.

С другой стороны, задания на этих курсах могут быть построены настолько по-разному, что это станет определяющим фактором в усвоении новых знаний.

В организации практических заданий существует две крайности. Первая — давать задания, которые решаются почти точным повторением кода из теории урока.

Вторая — давать задания, которые требуют глубокого самостоятельного погружения в тему. Эти две крайности сами по себе встречаются редко, как правило конкретное задание находится где-то между.

В одних школах ближе к одному краю, в других — к другому. Какой подход лучше? Где баланс?

У программирования есть одна отличительная черта, которая выделяет его среди привычных нам областей деятельности. Возьмём для примера повара. Хорошие повара много знают про продукты, про способы приготовления, хранения, про обеспечение нужных условий (гигиена, санитарные правила).

Они эффективно орудуют ножом и выполняют любое действие во много раз быстрее, чем мы с вами. При этом большинство поваров — люди, которые используют готовые рецепты для приготовления чего-либо. И лишь небольшая их часть способна создавать новые блюда самостоятельно. Да и потребности в этом мало.

Примерно такая же история и во многих других профессиях, где уровень принятия решений сильно ограничен. В таких местах действуют по заранее заготовленным инструкциям.

Создать сложные механизмы для решения простых задач

В программировании всё не так. Даже на самом базовом уровне программисты подобны поварам, которым нужно создавать свои собственные блюда, ориентируясь на вкусовые желания любителей поесть (заказчиков).

Практически любой нетривиальный проект ежедневно сопровождается десятками принятых сложных решений: начиная от проектирования базы данных, заканчивая взаимодействием с системами оплаты (биллинг) и организацией интерфейсов.

Всё это требует не только большого количества самых разнообразных знаний, но и способности синтезировать новое, находить простые пути решения сложных задач, справляться с техническими ограничениями, находить трудноотлавливаемые ошибки.

К этому невозможно подготовиться заранее, потратив кучу времени на обучение и набив руку. Почти каждая ситуация, с которой сталкивается программист, уникальна.

Да, мы всё же стоим на плечах гигантов и используем готовые библиотеки и фреймворки, но это не освобождает программиста от реализации прикладной логики, которая будет делать то, что нужно именно нашему приложению. И чем больше приложение, тем сложнее реализация.

Приходится учитывать огромное количество факторов, общаться со многими людьми и идти на компромиссы.

В реальной жизни программист большую часть времени делает четыре вещи (если говорить только про кодинг):

  • Думает. Очень много. Об архитектуре, производительности, бизнес-логике, расширяемости, простоте, поддерживаемости.
  • Читает документацию. Современный программист без интернета практически неспособен писать код. Библиотеки, фреймворки — всё это содержит так много кода, что его невозможно запомнить.
  • Отлаживает. Ищет ошибки. Пытается разобраться, почему не работает или работает не так. Или, что совсем плохо, в одних случаях работает, а в других — нет (не воспроизводится локально).
  • И немного пишет код. 100 строк в день в большом и сложном проекте — это достижение. И, вероятно, большая часть этого кода — тесты.

Всё это имеет непосредственное отношение к тому, как происходит обучение. Задания, в которых надо повторять за учителем без приложения серьёзных усилий, создают ложное ощущение понимания происходящего.

Как правило, после такого обучения у человека не получается ровным счётом ничего. Он чувствует это сам, особенно когда возникает задача сделать что-то самостоятельно и без указки. И, конечно же, такой подход не имеет ничего общего с реальным миром.

К реальным проблемам такой человек не готов.

Почему же тогда такой способ довольно популярен? Хотя бы потому, что такое обучение легче продать и так проще удерживать людей (до определённого момента). Пользователи сами подсознательно ожидают, что им всё разжуют, ведь они заплатили деньги (и переубеждать их себе дороже, проще сразу дать ответ на все вопросы).

Другая крайность гораздо ближе к реальной жизни. Сложные задания заставляют разобраться в теме, почитать дополнительную литературу, перепробовать разные алгоритмы решения, ошибиться и в конце концов добиться результата.

Но на таких заданиях значительная часть людей потеряет мотивацию и просто уйдёт туда, где проще. Кто-то вообще разочаруется в себе и подумает, что не способен стать программистом.

Поэтому слишком сложные задачи почти так же плохи как и простые.

Вспомните школьных учителей. Кто дал больше всех знаний? Как отразилась строгость преподавателя на качестве вашей подготовки?

На Хекслете ежемесячно учатся многие тысячи людей. За годы образовательной деятельности у нас было много времени для анализа того, какие задания работают лучше или хуже, где тот баланс, который, с одной стороны, не убьёт мотивацию, а с другой, заставит человека поработать самостоятельно и научиться. И кажется мы его нашли (но ещё не везде внедрили, так как много контента).

Главный вывод, который мы сделали: уровень самостоятельности нужно поднимать постепенно (это не то же самое, что уровень сложности). Идеально, если начальное обучение построено максимально просто, в духе «повторяй за мной». Это придаст уверенности и заложит базу. На этом уровне идёт фокус на структуре и синтаксисе.

Именно поэтому для совсем новичков мы сделали отдельный проект https://ru.code-basics.com. Короткие уроки, в каждом из которых даётся ровно одна мысль. Например, только вызову функций на бейзиксе посвящёно больше 6 уроков. Для человека, который только начал учить программирование, вызов f(10) и f(x + 5) — абсолютно разные вещи, которые нужно объяснять последовательно, давая возможность как можно чаще пробовать набирать простой код.

Тут нужно добавить, что обучение чему-то совершенно новому всегда отличается от расширения знаний в области, где уже есть некоторые знания. Так происходит, потому что у новичка в голове нет даже базовых моделей, которые бы помогли ориентироваться в пространстве.

Например, когда новичок натыкается на ошибку, он может провести много времени, медитируя над ней, ожидая, что решение само придёт в голову.

Опытный же разработчик начинает действовать сразу: он читает текст, вбивает его в гугл, ищет на стековерфлоу, включает режим отладки и добивается ответа не за счёт долгого думания, а за счёт проведения экспериментов и отладки.

На Хекслете уровень сложности заданий и самостоятельности уже начинает расти. С одной стороны, задания усложняются алгоритмически, требуют время на анализ и включение изобретательности.

С другой – поощряют читать дополнительную литературу, использовать библиотеки и функции, примеры которых в курсах не разбирались (но в них всегда есть ссылки на документацию). Хотя технически в этих практиках нет ни новых концепций, ни нового синтаксиса. Их решение опирается на пройденную теорию.

Именно здесь заканчивается изучение структуры языка и начинается прокачка мышления, формирование правильных моделей разрешения сложных ситуаций.

Дальше, в проектах, мы начинаем включать элементы из реального кодинга: самостоятельная работа с окружением, работа с GitHub, с системами сборки, зависимостями, командной строкой, проектированием архитектуры.

Чем дальше по проектам, тем больше это заметно.

В конце концов в последних проектах даются темы, которые в теории не разбирались вообще, но наши студенты уже готовы к этому (мы постепенно ведём к тому, что надо уметь работать самостоятельно) и, как правило, справляются хорошо.

Создать сложные механизмы для решения простых задач

Прямо сейчас эта идея полностью реализована в профессии PHP-программист. В JavaScript профессиях обновление произойдёт на днях. UPD: Профессии JavaScript уже обновили.

Этот подход базируется на нескольких важных предположениях:

  • У студента есть уровень мотивации стать профессиональным разработчиком. Так получается, что далеко не каждый человек, который решил стать программистом, хочет стать по-настоящему классным специалистом. Иногда мотивация — это просто деньги за способность делать хотя бы самую простую работу. В таком случае наши курсы могут оказаться слишком сложными для таких людей.
  • В такой парадигме невозможно учиться целиком самостоятельно (если получается, значит для вас эти курсы бесполезны). Всегда будут ситуации, когда придётся задать вопрос. Задавать вопросы — это нормально. Если они есть, значит процесс идет. Если обучение проходит без вопросов и «всё понятно», значит это плохое обучение. Вспомните школу и университет. Можно ли их пройти, не задавая вопросов? И проблема не в том, как преподают (это тоже проблема, но другая), — мозг НЕ учится там, где всё понятно.
  • Периодически будут встречаться задания, которые решить не получится. Не потому, что они сложные. Практика показывает, что у разных людей возникают сложности в совершенно разных местах и формах. Что одному сложно, то другой щёлкает, как орехи.
  • Каждое новое упражнение, в идеале, базируется на теории, полученной во всех предыдущих уроках. Это правило становится строже ближе к концу обучения.

Наша генеральная цель, помимо конкретных знаний, научить студента самостоятельно справляться с трудностями: гуглить, читать документацию, отлаживать (это целое искусство), смотреть исходники, анализировать тесты. Всё отражается на том, как мы структурируем практику и работаем с пользователями в комьюнити.

Читайте также:  Университеты станут центрами технологического развития

Менторы Хекслета крайне редко дают прямой ответ на вопрос, так как это не помощь, а наоборот, вред для студента (хотя многие этого не понимают — опять же следствие отношения к школе, как к сервису). Это, кстати, не так просто, многие ожидают прямых ответов и очень раздражаются, когда с ними говорят «загадками».

Единственный способ, который может это изменить – подобные статьи, которые объясняют принципы обучения.

Лёгкое (или тяжёлое) ощущение раздражения к учителю — это не просто нормально, но и скорее всего показатель, что всё идёт хорошо (кроме ситуаций, когда сам преподаватель вызывает неприятие в силу личных качеств). Обучение чему-то новому почти всегда болезненный процесс.

Несмотря на все вышесказанное, от ошибок не застрахован никто. Даже несмотря на наш обширный опыт офлайнового обучения, нам понадобилось много лет, перед тем как мы начали понимать эффективные стратегии обучения программированию онлайн. Более того, даже зная их, мы понимаем, что невозможно создать заранее хорошо спроектированный курс.

Онлайн аудитория, в отличие от студенческой скамьи абсолютно непредсказуема. На ресурсах типа Хекслета учатся совершенно разные люди, имеющие разный опыт, уровень подготовки и отношение к процессу. Именно поэтому для нас так важна обратная связь.

Конструктивная обратная связь — единственный способ понять, где мы ошиблись, не объяснили хорошо теорию, сделали упражнение слишком сложным или простым и так далее.

Выводы

  • Эффективное обучение программированию не может быть простым.
  • Обучение происходит не тогда, когда понятно как правильно, а тогда, когда сделано неправильно.
  • Знание конструкций языка не делает из человека программиста.
  • Нужно учиться самостоятельно искать ответы и правильно задавать вопросы.
  • Отладка – ключ к эффективному программированию.

Источник: https://ru.hexlet.io/blog/posts/slozhnye-prostye-zadachi-po-programmirovaniyu

Простые механизмы

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: простые механизмы, Кпд механизма.

Механизм — это приспособление для преобразования силы (её увеличения или уменьшения).
Простые механизмы — это рычаг и наклонная плоскость.

Рычаг

Рычаг — это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси. На рис. 1) изображён рычаг с осью вращения . К концам рычага (точкам и ) приложены силы и . Плечи этих сил равны соответственно и .

Условие равновесия рычага даётся правилом моментов: , откуда

Создать сложные механизмы для решения простых задач
Рис. 1. Рычаг

Из этого соотношения следует, что рычаг даёт выигрыш в силе или в расстоянии (смотря по тому, с какой целью он используется) во столько раз, во сколько большее плечо длиннее меньшего.

Например, чтобы усилием 100 Н поднять груз весом 700 Н, нужно взять рычаг с отношением плеч 7 : 1 и положить груз на короткое плечо. Мы выиграем в силе в 7 раз, но во столько же раз проиграем в расстоянии: конец длинного плеча опишет в 7 раз большую дугу, чем конец короткого плеча (то есть груз).

Примерами рычага, дающего выигрыш в силе, являются лопата, ножницы, плоскогубцы. Весло гребца — это рычаг, дающий выигрыш в расстоянии. А обычные рычажные весы являются равноплечим рычагом, не дающим выигрыша ни в расстоянии, ни в силе (в противном случае их можно использовать для обвешивания покупателей).

Неподвижный блок

Важной разновидностью рычага является блок — укреплённое в обойме колесо с жёлобом, по которому пропущена верёвка. В большинстве задач верёвка считается невесомой нерастяжимой нитью.

На рис. 2 изображён неподвижный блок, т. е. блок с неподвижной осью вращения (проходящей перпендикулярно плоскости рисунка через точку ).

На правом конце нити в точке закреплён груз весом . Напомним, что вес тела — это сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес. В данном случае вес прило жен к точке , в которой груз крепится к нити.

К левому концу нити в точке приложена сила .

Плечо силы равно , где — радиус блока. Плечо веса равно . Значит, неподвижный блок является равноплечим рычагом и потому не даёт выигрыша ни в силе, ни в расстоянии: во-первых, имеем равенство , а во-вторых, в процессе движении груза и нити перемещение точки равно перемещению груза.

Зачем же тогда вообще нужен неподвижный блок? Он полезен тем, что позволяет изменить направление усилия. Обычно неподвижный блок используется как часть более сложных механизмов.

Подвижный блок

На рис. 3 изображён подвижный блок, ось которого перемещается вместе с грузом. Мы тянем за нить с силой , которая приложена в точке и направлена вверх. Блок вращается и при этом также движется вверх, поднимая груз, подвешенный на нити .

В данный момент времени неподвижной точкой является точка , и именно вокруг неё поворачивается блок (он бы «перекатывается» через точку ). Говорят ещё, что через точку проходит мгновенная ось вращения блока (эта ось направлена перпендикулярно плоскости рисунка).

Вес груза приложен в точке крепления груза к нити. Плечо силы равно .

А вот плечо силы , с которой мы тянем за нить, оказывается в два раза больше: оно равно . Соответственно, условием равновесия груза является равенство (что мы и видим на рис. 3: вектор в два раза короче вектора ).

Следовательно, подвижный блок даёт выигрыш в силе в два раза. При этом, однако, мы в те же два раза проигрываем в расстоянии: чтобы поднять груз на один метр, точку придётся переместить на два метра (то есть вытянуть два метра нити).

У блока на рис. 3 есть один недостаток: тянуть нить вверх (за точку ) — не самая лучшая идея. Согласитесь, что гораздо удобнее тянуть за нить вниз! Вот тут-то нас и выручает неподвижный блок.

На рис. 4 изображён подъёмный механизм, который представляет собой комбинацию подвижного блока с неподвижным. К подвижному блоку подвешен груз, а трос дополнительно перекинут через неподвижный блок, что даёт возможность тянуть за трос вниз для подъёма груза вверх. Внешнее усилие на тросе снова обозначено вектором .

Принципиально данное устройство ничем не отличается от подвижного блока: с его помощью мы также получаем двукратный выигрыш в силе.

Наклонная плоскость

Как мы знаем, тяжёлую бочку проще вкатить по наклонным мосткам, чем поднимать вертикально. Мостки, таким образом, являются механизмом, который даёт выигрыш в силе.

В механике подобный механизм называется наклонной плоскостью. Наклонная плоскость — это ровная плоская поверхность, расположенная под некоторым углом к горизонту. В таком случае коротко говорят: «наклонная плоскость с углом «.

Найдём силу, которую надо приложить к грузу массы , чтобы равномерно поднять его по гладкой наклонной плоскости с углом . Эта сила , разумеется, направлена вдоль наклонной плоскости (рис. 5).

  • Выберем ось так, как показано на рисунке. Поскольку груз движется без ускорения, действующие на него силы уравновешены:
  • .
  • Проектируем на ось :
  • ,
  • откуда
  • .
  • Именно такую силу нужно приложить, что двигать груз вверх по наклонной плоскости.

Чтобы равномерно поднимать тот же груз по вертикали, к нему нужно приложить силу, равную . Видно, что , поскольку . Наклонная плоскость действительно даёт выигрыш в силе, и тем больший, чем меньше угол .

Широко применяемыми разновидностями наклонной плоскости являются клин и винт.

Золотое правило механики

Простой механизм может дать выигрыш в силе или в расстоянии, но не может дать выигрыша в работе.

Например, рычаг с отношением плеч 2 : 1 даёт выигрыш в силе в два раза. Чтобы на меньшем плече поднять груз весом , нужно к большему плечу приложить силу . Но для поднятия груза на высоту большее плечо придётся опустить на , и совершённая работа будет равна:

т. е. той же величине, что и без использования рычага.

В случае наклонной плоскости мы выигрываем в силе, так как прикладываем к грузу силу , меньшую силы тяжести. Однако, чтобы поднять груз на высоту над начальным положением, нам нужно пройти путь вдоль наклонной плоскости. При этом мы совершаем работу

т. е. ту же самую, что и при вертикальном поднятии груза.

Данные факты служат проявлениями так называемого золотого правила механики.

Золотое правило механики. Ни один из простых механизмов не даёт выигрыша в работе. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии, и наоборот.

Золотое правило механики есть не что иное, как простой вариант закона сохранения энергии.

Кпд механизма

  1. На практике приходится различать полезную работу A полезн, которую нужно совершить при помощи механизма в идеальных условиях отсутствия каких-либо потерь, и полную работу Aполн,
    которая совершается для тех же целей в реальной ситуации.

  2. Полная работа равна сумме:
    -полезной работы;
    -работы, совершённой против сил трения в различных частях механизма;
  3. -работы, совершённой по перемещению составных элементов механизма.

  4. Так, при подъёме груза рычагом приходится вдобавок совершать работу по преодолению силы трения в оси рычага и по перемещению самого рычага, имеющего некоторый вес.
  5. Полная работа всегда больше полезной.

    Отношение полезной работы к полной называется коэффициентом полезного действия (КПД) механизма:

  6. =Aполезн/Аполн.

КПД принято выражать в процентах. КПД реальных механизмов всегда меньше 100%.

Вычислим КПД наклонной плоскости с углом при наличии трения. Коэффициент трения между поверхностью наклонной плоскости и грузом равен .

Пусть груз массы равномерно поднимается вдоль наклонной плоскости под действием силы из точки в точку на высоту (рис. 6). В направлении, противоположном перемещению, на груз действует сила трения скольжения .

  • Ускорения нет, поэтому силы, действующие на груз, уравновешены:
  • .
  • Проектируем на ось X:
  • . (1)
  • Проектируем на ось Y:
  • . (2)
  • Кроме того,
  • , (3)
  • Из (2) имеем:
  • .
  • Тогда из (3):
  • .
  • Подставляя это в (1), получаем:
  • .
  • Полная работа равна произведению силы F на путь, пройденный телом вдоль поверхности наклонной плоскости:
  • Aполн=.
  • Полезная работа, очевидно, равна:
  • Аполезн=.
  • Для искомого КПД получаем:

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/fizika/prostye-mexanizmy/

11 приемов для решения сложных задач

Эффективно решать задачи позволяет ряд общепризнанных стратегических приемов. Их нельзя считать универсальными, подходящими для всех случаев. Но умение применять эти приемы на практике придаст вашим действиям нужный вектор и поможет обрести уверенность. Приведем самые основные из них, которые могут стать руководством в выработке правильных решений.

1. Тщательно анализируем наши цели и средства их достижения

Простых путей при достижении целей, как правило, не бывает и быстро их достигнуть получается не всегда. Поэтому стоит найти обходные пути или же разбить каждую задачу на более мелкие подзадачи, имеющие соответственно свои цели или подцели.

2. Пытаемся решить задачу с ее конца

Такая стратегия решений иногда оказывается очень удобной. Мы начинаем обратное движение от своей конечной цели к текущему положению дел и сокращаем количество возможных вариантов решения.

Ярким тому примером служит задачка с водяными лилиями, которые удваиваются в своем росте раз в 24 часа, и нам нужно определить, какая площадь озера будет покрыта на день 59-й.

Если мы не начнем решать этот вопрос с конца, то мы никогда не сделаем вывод, что на 59-й день будет покрыта лилиями лишь половина озера.

То есть мы будем в состоянии решить поставленную задачу только стратегией обратного хода, минуя «прямую» стратегию, которая однозначно приведет нас в логический тупик!

3. Пытаемся максимально упростить решение

Самые трудные задачи обычно сложны по своей структуре, поэтому их следует стараться максимально упростить. При этом наглядное представление нашей задачи само собой подсказывает нам самые эффективные пути ее решения. Стратегией упрощения легко решить любую, даже самую сложную абстрактную задачу: стоит ее наглядно представить – и появляются идеи, позволяющие найти оптимальный выход.

Яркий пример тому – кошка на дереве, которую нужно снять с высоты трех метров с помощью двухметровой лестницы. Только графически изобразив (максимально упростив) эту геометрическую задачку, мы сможем найти ее правильное решение, представленное в виде гипотенузы прямоугольного треугольника и его катеты.

4. Пробуем варианты решения и выявляем ошибки

Такая стратегия хороша при явном незначительном количестве возможных вариантов решения, когда, перебирая одно за другим, мы быстро находим единственно правильный вариант.

Каждая проба и каждая ошибка в такой стратегии приближают нас к желаемой цели.

Таким способом хорошо решать короткие анаграммы, где задачи поставлены четко, и при этом ясно видимы возможные пути их решения – перестановка букв для получения нужного слова и тому подобное.

5. Узнаем правила решения

Определенные типы задач имеют определенные правила решения. Обычно это так называемые задачи последовательности, требующие усвоить принципы их правильного построения. В этих интеллектуальных задачах нужно просто найти закономерность – и они будут однозначно решены!

6. Ищем подсказки

Мы всегда можем отыскать нужное нам решение задачи, получив дополнительную информацию. Ведь в ней часто скрыты те важные сведения, которые и помогут найти нам то единственно правильное. Часто такие подсказки требуют от нас искать другие пути решений, но результат при этом будет неизменен. Самый удачный пример таких задачек – игра «горячо-холодно».

7. Делим имеющуюся информацию «пополам»

Такой метод представляет собой замечательную стратегию поиска, предполагающую, что уже имеющаяся у нас информация не дает нам единственно правильного варианта решения.

Пример – авария водопровода. Если в нашей квартире нет воды, мы не знаем, на каком участке между коммунальной системой и нашим краном случился засор. Как определить это место? Конечно же, исследовав всю нашу «трубу».

Чтобы понять место засора, «трубу» нужно просверлить. А где это сделать эффективнее всего? Да где-то посерединке! Начать работу стоит в середине всех проложенных в квартире неработающих коммуникаций и затем разбивать проверенные участки пополам.

Так мы в итоге найдем проблемное место быстрее всего.

8. Используем «мозговой штурм»

Хоть этот метод первоначально использовался для групповых задач, но он нашел свое воплощение и в индивидуальной работе. Благодаря брейнстормингу мы можем найти множество более-менее оптимальных решений для поставленной перед нами задачи. Решения подчас кажутся безумными и не совсем адекватными, но в итоге они оказываются самыми действенными изо всех возможных!

Благодаря этому методу возможно найти те самые нужные решения, когда мозги совсем уж «застоялись». Этот метод идеален в условиях различных ограничений – жестких финансовых, жестких временных, жестких этических и любых других.

9. Переформулируем условие задачи

Эта стратегия очень ценна для текущих задач, которые не имеют каких-либо четко поставленных рамок, как это часто бывает в нашей работе и в наших реалиях. Если мы не имеем четкой формулировки имеющейся задачи – ее надо постараться для себя определить, чтобы понять, как именно с ней бороться и какие методы при этом использовать.

Яркий пример такой задачи ежедневно становится практически перед каждым из нас и звучит так: «Как сделать денежные накопления?». Сколько семей задаются у нас таким вопросом? Да почти все! Как эффективно решать эту задачу? Да очень просто: давайте переформулируем нашу проблему в «как можно стать богаче».

Такая формулировка дает понять: нужна не просто работа, а работа с более высокой оплатой, важно инвестировать в более прибыльное дело, сорвать джек-пот или сделать что-то другое.

Главное: мы четко определились, как улучшить свою жизнь, и начинаем искать для этого самые подходящие варианты! Чем таких вариантов будет больше – тем быстрее наша жизнь будет меняться в ее лучшую сторону…

10. Используем аналогии

Нас окружает неисчислимое множество крылатых выражений и метафор, которые проверены многими сотнями лет.

Что же нам мешает взять их на вооружение? Ответ вас поразит: только наша природная лень! Давайте задумаемся: а откуда все остальные черпают новаторские идеи? Да просто из многовековой мудрости! Для этого и передаются из поколения в поколение притчи, чтобы подсказывать правильные выводы из повторяющихся ситуаций.

Все аналогии, которые содержат притчи, метафоры и наши собственные фантазии, условно можно разделить на четыре группы:

  • Аналогии личностные. Чтобы понять суть какого-то явления, нужно представить себя его частью и постараться максимально в него вжиться. Выберите для этого трудно решаемую задачу по вашему профилю и подумайте, как ее решили бы именно вы – только так и возникают самые смелые и инновационные идеи, которые потом правят миром. Не исключено, что вы (и только вы) вполне сможете уловить ту суть, над которой бьются уже который год самые лучшие умы мира. Дерзайте – и весь мир будет у ваших ног!
  • Аналогии прямые. Сопоставьте ежедневно решаемые вами задачи с задачами из других близких вам сфер. Никогда над этим не задумывались? А зря! Очень часто достаточно провести аналогии с другими видами работы – оказаться инноватором, предложившим более оптимальные пути решения самых сложных, как казалось раньше задач!
  • Аналогии символические. Здесь вам нужно будет включить полет воображения. Не обращайте внимания на общепринятые ограничения, какими бы они ни были – фразеологическими или же символическими. Создайте нужный вам образ задачи и увидьте правильное решение: очень возможно, что это произойдет.
  • Аналогии фантастические. Что вы видите в свои самых смелых мечтах? А почему вы считаете, что это неосуществимо? Вспомните, сколько идей из произведений писателей-фантастов нашли свое применение в нашей жизни! Что же мешает фантазировать вам? Нужно лишь изложить свои фантастические аналогии – и сделать шаг к тому, чтобы они воплотились в жизнь!

11. Консультируемся со специалистами

Решать в одиночку сложные задачи бывает очень непросто. Тогда мы стараемся посоветоваться с теми, кто соображает в этом лучше нас.

Мы обращаемся к бухгалтерам, когда у нас возникают сложные вопросы по «дебиторке», к врачам – при осложнении простуды, к строителям – при перепланировке квартиры.

Делаем мы это потому, что эти люди могут нам посоветовать такие решения наболевших проблем, которые мы найти сами не сможем.

Обращаясь друг к другу, мы обогащаемся новыми знаниями и становимся компетентнее в каждом отдельном вопросе. Не стоит бояться обратиться к более компетентному человеку. Здесь нет абсолютно ничего зазорного. Ведь к вам он потом обратится.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnost/1987833-11-priemov-dlya-resheniya-slozhnyh-zadach

Как быстро решать сложные задачи и осваивать новое

Анастасия Смагина, старший преподаватель департамента предпринимательства Тольяттинского государственного университета, главный бухгалтер

Критерии системного мышления

Некоторые с детства умеют мыслить системно. В школе они обычно больше интересуются математикой. Взрослея, часто выбирают финансовые или технические профессии, а не творческие.

Про таких говорят, что у них аналитический склад ума. Им свойственен четкий подход к выполняемому делу.

Люди с системным мышлением могут стабильно работать в условиях многозадачности, соблюдать установленные сроки, понимают свою роль и функций в общем деле.

Способность системно мыслить необходима в тех сферах, где нужен контроль. Такая способность есть у большинства бухгалтеров, потому что они вынуждены обрабатывать много информации, анализировать и группировать ее.

Для бухгалтера мыслить аналитически — значит четко выполнять свою работу. Творческий подход, возможно, в какой-то мере допустим.

Однако законодательство устанавливает многочисленные ограничения, поэтому у бухгалтера остается не так и много простора для развития творческих способностей.

Системному мышлению можно научиться, если это необходимо для работы или по другим причинам. Для тренировки можно начать составлять списки дел на день, неделю, расписывать дела в порядке важности их выполнения, вести учет собственных финансовых расходов.

Если у вас не получается начать какое-то дело или вы ленитесь, распланируйте ваши действия, разбейте одно дело на несколько небольших — и вы убедитесь, что системный подход поможет и в повседневной жизни.

Но не переусердствуйте — ведь отношения между близкими людьми не всегда поддаются анализу.

В решении бухгалтерских задач можно использовать методику, которую описывает Барбара Оакли в своей книге «Думай как математик».

Фокусируйтесь

Для первоначальной обработки информации, как правило, используется кратковременная память.

Если во время решения сложной задачи прокручивать в голове другие проблемы, то сфокусироваться будет крайне сложно — ячеек кратковременной памяти не хватит.

Поэтому при подготовке сложного отчета или изучении новых поправок в законодательство важно максимально сосредоточиться на поставленной задаче. В этот момент нельзя отвлекаться на что-то другое или думать о чем-то еще.

Когда получается максимально сконцентрироваться, запускается рациональное, последовательное аналитическое мышление — работает левое полушарие.

Леонардо да Винчи считал, что великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи. Когда Леонардо работал над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.

Переключайтесь и расслабляйтесь

Если вы понимаете, что зашли в тупик, — переключитесь на что-то другое.

Можно сменить деятельность и после сложной задачи заняться чем-нибудь рутинным — тем, что вы делаете практически на автомате, например, набить запланированные платежки или разнести счета.

Как только вы смените деятельность — в силу тут же вступит рассеянное мышление, которое позволяет выйти за привычные рамки. В такие моменты мозг в фоновом режиме продолжает работать над задачей, на которой вы были максимально сосредоточены до этого.

Именно в состоянии рассеянного мышления нас часто посещают внезапные озарения — и удается находить необычные решения, которые, наверное, были бы невозможны, бейся мы над вопросом снова и снова без остановки.

Метод переключения от сфокусированного мышления к расслабленному использовал еще Леонардо да Винчи. Когда художник работал над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти. Один из его друзей написал об этом так: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску.

Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии». Когда Леонардо отвлекался, он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное. Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше.

В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи».

Иногда недостаточно просто переключиться на другую задачу, и тогда необходимо полное расслабление — можно выйти прогуляться в парк, поспать, сходить в спортзал.

Наконец, можно отправиться после работы на урок танцев. Постарайтесь поменять не только картинку вокруг себя, но и мысли, которые кружатся в голове.

Это позволит максимально отвлечься от сложных задач, которыми вы были заняты в течение дня.

Чередуйте

Суть метода Барбары Оакли заключается в умении чередовать предельную концентрацию внимания с расслаблением — максимальным отвлечением от решаемых задач. Как правило, переход от сфокусированного к рассеянному мышлению происходит естественным образом, но порой мы зацикливаемся на проблеме.

Когда у вас не получается переключаться, подумайте, какие действия могли бы вам в этом помочь. Говорят, что изобретатель лампы накаливания Томас Эдисон, чтобы достичь рассеянного состояния, любил засыпать в кресле, зажимая в руке тяжелый предмет.

Как только он начинал засыпать, мышцы расслаблялись — и предмет с шумом падал на пол. Ученый просыпался, а его «рассеянный» мозг предлагал интересное решение или новый взгляд на проблему.

Похожий метод практиковал Сальвадор Дали, он называл такое состояние «сон без сна».

Попробуйте изучать информацию порциями. Сначала проанализируйте новые сведения — разложите их на части, а затем синтезируйте — соберите порции в связанные между собой фрагменты, чтобы получилось единое, понятное вам целое. Откройте любую статью, пробегите глазами по подзаголовкам, сопоставьте новую информацию с тем, что вы уже знаете по этой теме.

Быстро запоминайте новое

Изучение информации всегда состоит из двух этапов. Сначала мы анализируем новые сведения — раскладываем на части, на небольшие порции, а затем синтезируем — снова собираем в единое, понятное нам целое. Поэтому Барбара Оакли предлагает изучать информацию порциями, то есть небольшими, связанными между собой по смыслу фрагментами. Предлагаем вам пошаговый алгоритм работы по этому методу.

Шаг первый — сосредоточьтесь на информации, которую вы хотите объединить в порции. Постарайтесь уловить основные понятия, вокруг которых строится все содержание.

Откройте любую статью в нашем журнале, попробуйте пробежаться по подзаголовкам. По сути, каждый такой блок — это и есть порция, которую необходимо понять, сопоставить с уже имеющейся у нас информацией по данной теме.

В итоге должна получиться целостная картинка, учитывающая новые данные.

Когда вы просматриваете подзаголовки статьи, содержание книги, план вебинара, мозг настраивается на нужную волну. Так вы, с одной стороны, погружаетесь во что-то новое, а с другой — актуализируете то, что вам уже известно по этой теме. Затем мозг соединяет уже накопленные знания с новой информацией — устанавливает связи.

Шаг второй — выделите главное, сформулируйте тезисы, которые войдут в состав каждой порции. Тут вам может отлично пригодиться метод расслабления, описанный выше. Сфокусировавшись на проблеме на первом этапе, на втором этапе вы можете перейти в состояние рассеянного мышления, чтобы более широко взглянуть на проблематику, найти новые подходы для сопоставления.

Если вы изучаете новую статью, прочитайте информацию каждого блока, разберитесь в ней, а затем переключитесь — немного отдохните.

В этот момент в фоновом режиме мозг начнет обрабатывать новое, подтягивать имеющиеся знания — возможно, совсем из других областей, — чтобы в итоге «подкинуть» вам интересную идею о том, как можно использовать полученную информацию в работе.

Когда вы перечитаете текст, вернетесь к проблеме и сконцентрируетесь на ней, вам будет уже проще сориентироваться.

Шаг третий — начинайте применять новую информацию на практике. Погрузите созданную порцию в контекст тех знаний, которые у вас уже есть. Составьте пошаговый план, как вы перестроите свою работу с учетом новых знаний.

Источник: https://kontur.ru/articles/5335

Как научить работника решать сложные задачи

Чтобы сотрудник чему-то научился, можно отправить его на традиционный тренинг или на курсы повышения квалификации.

А можно намеренно создать для него ситуацию, которая вынудит его развиваться, говорит Павел Безручко, гендиректор компании «Экопси консалтинг». Например, поручить управление проектом тому, кто никогда этого не делал.

Или — подготовить презентацию на английском тому, кто не очень хорошо им владеет. Это подстегнет человека осваивать новое через работу.

Поднять планку

33-летнему Дмитрию Грибову, сотруднику ОКБ Сухого, у которого не хватало управленческого опыта, но были хорошие технические знания, поручили создать подразделение по разработке программного обеспечения нового гражданского самолета SukhoiSuperjet 100.

В крупных международных компаниях руководители проектов обычно проходят обучение в бизнес-школах, но на «Сухом» решили, что лучшие навыки приобретаются на практике. «В России 20 лет не строили новых гражданских самолетов.

И у нас была единственная возможность вытянуть проект — отобрать в ходе работы специалистов, способных быстро учиться на практике, на курсы и бизнес-школы времени просто не было», — говорит Виктор Поляков, директор Центра комплексирования ОАК.

Молодому сотруднику поставили задачу: сформировать команду из 60 человек, найти общий язык с основным партнером — французской компанией Thales и другими европейскими партнерами, перестроить здания, где работали программисты. Вдобавок ПО должно было пройти международную сертификацию, иначе самолет не мог бы экспортироваться на международные рынки.

«Мне предстояло усовершенствовать английский, научиться глубоко понимать менталитет партнеров и устанавливать с ними доверительные, даже дружеские отношения», — рассказывает Грибов. Ситуация вынудила его освоить практически все навыки работы над проектом: вести переговоры, управлять бизнес-процессами, планировать, оценивать способность поставщика выполнить заказ в срок.

Больше дела

Методику обучения действием (Action Learning) — развитие менеджеров без отрыва от повседневных дел — впервые описал английский консультант Реджинальд Реванс в 1940-х гг.

 Он предложил использовать обучение действием на угольных шахтах, когда требовалось повысить уровень менеджмента в сжатые сроки, а возможности отвлекать работников для обучения на стороне не было.

Однако людей не оставили без поддержки, руководители устраивали для них встречи в группах, где они обменивались опытом, рассказывали об ошибках, которые совершали. Опыт оказался успешным. Эффективность работы менеджеров выросла на 30%.

Особенно эффективно такое обучение, если оно сочетается с тренингами по теме, а руководитель поддерживает сотрудника, беседуя с ним и сообщая, что у него получается, а что нет, замечает Безручко.

Новичка Грибова руководители тоже не оставили один на один с проектом.

Занимавший тогда должность генерального директора «Сухого» Михаил Погосян и замдиректора «Сухого» по авионике Виктор Поляков подключались в сложных ситуациях.

 «Французские коллеги очень помогали: они присылали опытных инженеров, которые становились наставниками для молодых инженеров в рабочих группах, — замечает Грибов. — Наши инженеры часто ездили в Бордо».

За несколько месяцев Грибов создал команду и Центр программирования в Москве. В день проводилось около 10 собеседований, на которые приходили в основном молодые выпускники технических вузов.

Грибов вырос в компании «Сухой» до должности главного конструктора — начальника научно-технического центра. «У меня работает около 100 специалистов, средний возраст — меньше 30 лет.

И мы стараемся обучать людей через практику, поручая ведение проектов», — говорит Грибов.

Рабочие пишут кейсы

Обучение действием отлично подходит для поддержки любых изменений на производстве. Когда на «Сибуре» внедряли программу по улучшению культуры производства, то делали это руками самих рабочих и в три этапа, рассказывает Антон Капитонов, руководитель направления развития персонала корпоративного университета «Сибура».

Внедрение новых рабочих привычек — это всегда выход из зоны комфорта, решение новых и сложных задач, говорит Капитонов. Поэтому для начала в «Сибуре» провели конференцию, куда были приглашены начальники цехов и смен, чтобы сформировать позитивное отношение к изменениям.

Второй этап — трехмесячный практикум на рабочих местах: вместе с человеком на работу выходил инструктор, который помогал работнику понять, все ли он делает правильно: например, подсказывал, как проводить линейный обход участка, чтобы повысить качество контроля.

На третьем этапе работники обменивались опытом в формате мастерских, — обсуждали лучшие практики, анализировали ошибки, разбирали сложные ситуации, которые подготовили сами сотрудники.

Без стрессов

Сотрудникам обязательно надо давать задачи на вырост, но эти задачи должны в первую очередь развивать сильные стороны сотрудников, считает Алексей Коровин, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка: хороший выбор — поставить руководителя лучшего в городе отделения банка во главе всего бизнеса в городе. Или поручить лучшему начальнику смены колл-центра управлять строительством нового колл-центра в другом городе, чтобы потом он мог стать операционным директором этой площадки.

«Но странно, имея в подчинении сотрудника с хорошим знанием английского языка, поручать связанный с английским проект другому сотруднику, который языком не владеет, — считает Коровин. — Сотрудник получит стресс, а проект потерпит неудачу».

Обучение действием как метод развития подходит далеко не всем, а только сотрудникам, у которых есть предпринимательская жилка, убеждена Екатерина Шенец, гендиректор SapientNitro в России и СНГ.

Она говорит, что этот метод она опробовала на себе, когда ей, обычному аккаунт-менеджеру агентства «Родная речь», предложили создать с нуля и возглавить офис международного рекламного агентства Nitro в России. При этом на все про все дали три месяца.

И у нее все получилось сделать в срок, считает Шенец.

Реванс тоже говорил, что обучение действием рассчитано на участие заинтересованных людей, которые готовы взять на себя ответственность и риск решения проблемы собственного развития, в этом и есть отличие обучения действием от традиционных методов.

Учесть два интереса

Самое трудное в применении этой методики — выбрать ситуацию для обучения действием, которая одновременно будет учитывать интересы бизнеса и станет развивающей для самого сотрудника, замечает Капитонов. Не всегда эти задачи совпадают.

 «Например, сотруднику нужно повысить уровень английского. Для этого он хочет поехать в страну-носитель языка.

Но мы можем совместить его развитие и решение текущих задач бизнеса, сделав его ассистентом в команде переговорщиков с зарубежными контрагентами», — приводит пример он.

«Я никогда не буду поручать выполнение задачи на авось или на пробу, — говорит Михаил Гончаров, управляющий сетью быстрого питания “Теремок”. — Прежде всего я ставлю задачи, которые нужно решить компании.

Если этого не делать, игра в обучение действием может дорого обойтись. Задачи должны быть поручены только тем, кто с ними может справиться.

А если речь о том, чтобы тратить время на какие-то задачи для внутреннего развития, тогда сам человек и должен их найти».

Очевидно, что не стоит устраивать процесс обучения из сдачи годового отчета в налоговую инспекции, защиты пятилетней стратегии в Совете директоров или предствлении компании в суде, замечет Безручко.

Если рисков нет вообще, то задача может оказаться неинтерсной исполнителю.

В ситуациях, кода риски средние, и ошибки не убьют компанию, — а под это опредление попадают 90% всех задач, -, метод смело можно использовать, резюмирует консультант».

vedomosti.ru/

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-nauchit-rabotnika-reshat-slozhnye-zadachi

Ссылка на основную публикацию