Университеты станут центрами технологического развития

В завершающий день работы Петербургского международного экономического форума прошло знаковое для Фонда «Талант и успех» мероприятие – круглый стол «Инновационный научно-технологический центр «Сириус»: планы развития», в ходе которого руководители образовательного центра поделились со своими нынешними и будущими бизнес-партнерами перспективами развития научно-образовательной, внедренческой и культурной среды в Имеретинской долине города Сочи.

По сути, на круглом столе был презентован «город будущего», наполненный самыми разнообразными смыслами и гиперсовременной инфраструктурой. Открытие Инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) состоится уже в июле 2019 года.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как сказала, открывая заседание, руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, «базовым структурным элементом ИНТЦ станет Научно-технологический университет НТУ «Сириус», одна из главных задач которого – на основе новых методик профессионального образования вовлечь студентов в решение реальных технологических задач, которые стоят перед бизнесом, а также проведение передовых научных исследований по приоритетным направлениям Стратегии «больших вызовов».

В мероприятии приняли участие помощник Президента России Андрей Фурсенко, заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко, руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, руководители научно-образовательных и инфраструктурных подразделений фонда, представители партнеров Сириуса — ведущих российских университетов, НИИ и технологических компаний. Среди них — BIOCAD, Яндекс, Россети, Ростелеком, Сибур, Корпоративная академия Росатома, Роскосмос, Томский государственный университет, Национальный медицинский исследовательский центр имени Алмазова и другие.

Помощник президента Андрей Фурсенко сказал, что создание ИНТЦ — логичный этап развития Образовательного центра «Сириус», и залогом успеха работы ИНТЦ должно стать партнерство всех участников. «Изначально Сириус был нацелен на многоплановую подготовку школьников, талантливых в сферах науки, искусства и спорта, на базе Олимпийской инфраструктуры.

Когда нам стало ясно, что проект успешен, возникла идея его расширения. При этом ясно, что оно не может состояться без участия представителей бизнеса и использования передовых научных знаний. Современные технологичные компании, в свою очередь, понимают, что главное для них — это подготовленные кадры.

Коллаборация науки, образования и бизнеса стала основной идеей ИНТЦ», – подчеркнул Андрей Фурсенко.

Компании, представители которых участвовали в круглом столе, являются партнерами Сириуса на протяжении уже нескольких лет: они регулярно работают со школьниками, выступают заказчиками и экспертами на мероприятиях центра, в том числе – ежегодной проектной образовательной программе «Большие вызовы».

Некоторые уже открыли свое представительство в Сочи – так, сотрудники Яндекса начали переезжать в Сириус еще в августе 2018 года.

По словам генерального директора Яндекс в России Елены Буниной, на переезд претендовали около тысячи человек, при этом одним из главных критериев отбора сотрудников для жизни и работы в Сириусе было их желание работать со школьниками, проводить лекции и мастер-классы, делиться с ребятами знаниями и опытом. «Мы особое значение придаем развитию «цифровой экономики» и уверены, что работа в среде ИНТЦ поможет достигнуть хороших результатов», – подытожила свое выступление Бунина.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как повысить конкурентоспособность вузов на мировом рынке образования

Оценим за полчаса!

В ходе круглого стола еще несколько компаний заявили, что планируют открыть офисы в Сочи в самое ближайшее время. Об уже проделанной работе, а также о планах дальнейшего развития рассказал и директор по информационным технологиям ОАО РЖД Евгений Чаркин.

«Сейчас в Адлере уже работает филиал нашего Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем численностью около 50 человек. До конца года мы планируем пригласить туда еще порядка 30 человек.

Открыты шесть лабораторий: исследования и тестирования ПО (для импортозамещения), разработки ПО, моделирования и анализа, больших данных, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нейронных сетей. Более того, уже есть продукты, разработанные в сочинском филиале – некоторые созданы в партнерстве со школьниками, обучавшимися в Сириусе.

Меня радует то, что мы занимаемся прикладными, насущными вещами, которые в то же время для железной дороги являются прорывными. Планы развития у нас также есть: буквально вчера мы подписали меморандум о намерении создать центр разработок в области интернета вещей, и он тоже будет в Сочи», — заявил Евгений Чаркин.

Университеты станут центрами технологического развития

В ИНТЦ будут вестись исследования и разработки по трем направлениям: генетика и науки о жизни, информационные технологии и искусственный интеллект, когнитивные науки. На эти же сферы будут ориентированы и программы Научно-технологического университета «Сириус».

Первыми программами станут отдельные модули и учебные курсы для студентов, которые уже учатся в ведущих вузах страны. Впоследствии будут созданы собственные программы. «В Университете студенты будут учиться в соответствии с задачами, поставленными технологическими партнерами.

Решения, предложенные студентами, будут апробироваться и внедряться на практику. Мы должны показать молодым людям современные технологии, заинтересовать их работой, дать им производственную базу. Это – ключевая роль Университета как первого резидента ИНТЦ», – прокомментировал и.о.

ректора НТУ Артемий Рожков.

Об объединении науки и технологий рассказал и Алексей Одиноков, председатель правления Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ). «Мы объединяем научные университеты, центры и компании с целью трансфера технологий. В этом процессе очень важна мотивационная часть: ученые и аспиранты должны иметь стимул к участию.

С учетом нашего опыта, мы будем рады стать постоянным партнером ИНТЦ с точки зрения организации процесса трансфера технологий. Многие компании уже работают с Сириусом – это создает хорошую базу. Сам факт создания ИНТЦ открывает уникальные возможности для внедрения в жизнь научных разработок.

Впечатляет и то, что Университет создается на абсолютно новой платформе, с новыми идеями», – подчеркнул Одиноков.

Заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко высказала мнение, что у ИНТЦ «Сириус» есть все шансы стать ведущей в России комплексной инновационной площадкой.

«Мы приветствуем такое расширение Сириуса, готовы всячески этому содействовать и уже это делаем, поскольку приложили много усилий для того, что ФЗ-216 «Об инновационных научно-технологических центрах» получил новое смысловое содержание.

Сегодня закон дает весьма серьезные преференции участникам, резидентам ИНТЦ, этим необходимо пользоваться.

В данном случае мы исходим из того, что у Сириуса и его партнеров уже есть серьезный научно-технический задел, и этот задел нужно внедрять в экономику, и 216-й закон, в данном случае, эффективней других действующих механизмов поддержки инноваций», – сказала Оксана Тарасенко.

Константин Маркелов, вице-президент, директор по бизнес-технологиям «Тинькофф» заявил, что компания планирует поддерживать и расширять сотрудничество с Сириусом: «Мы высоко оцениваем опыт уже проведенной работы.

Для нас Сириус – мощный инструмент доступа к талантам, которые двигают компанию вперед. Мы же, в свою очередь, стараемся показывать школьникам и студентам, что у них – если они умны и хотят работать – есть возможности реализовать себя и в науке, и в бизнесе.

Мы как технологическая компания знаем, как монетизировать науку».

Сириус станет местом, где будут готовить покорителей космоса – об этом сообщил директор Департамента развития персонала и сопровождения проектов Роскосмоса Дмитрий Шишкин. Госкорпорация имеет продолжительный опыт сотрудничества с образовательным центром «Сириус» по реализации образовательных программ и проектов.

На регулярной основе Корпорация является постоянным партнером программы «Большие вызовы», участвует в развитии экспозиции Парк науки и искусства.

Также в прошлом году при поддержке Корпорации и предприятий ракетно-космической отрасли был осуществлен запуск малых научно-образовательных аппаратов «СириусСат 1 и 2», которые успешно выполняют свои задаче на орбите за границами гарантийного срока.

«Следующим шагом, который мы реализуем по поручению генерального директора Госкорпорации Д.О. Рогозина, является программа Центра подготовки космонавтов, где будут реализованы не только специализированные элементы подготовки, но и научные и образовательные практики, в рамках которой «Сириус» станет площадкой для отработки задачи в сфере космической деятельности», – отметил Дмитрий Шишкин.

Своими планами развития на территории ИНТЦ «Сириус» поделились и другие партнеры центра. Так, исполняющий обязанности директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин сообщил о планах по созданию «финтех-хаба» – полигона, где будут тестироваться решения по информационной безопасности.

Генеральный директор Корпоративной академии Росатома Юлия Ужакина поделились планами по созданию на базе ИНТЦ дискуссионной площадки совместно с ассоциацией «Глобальная энергия».

По словам Ужакиной, площадка – «Мировой институт энергии» – станет международным объединением основных игроков мирового рынка энергетики, и на ней будут обсуждаться «большие вызовы», стоящие перед национальной энергетической сферой.

«Мы чрезвычайно благодарны всем, кто уже принял решение стать резидентом ИНТЦ и надеемся, что многие другие высокотехнологичные компании последуют вашему примеру. Кадры, творческая среда, комфортные условия для жизни и ведения бизнеса – это то, что мы можем предложить нашим партнерам уже сегодня.

Экосистема ИНТЦ и его внедренческий кластер позволят показать талантливым школьникам и студентам актуальные междисциплинарные задачи, стоящие перед инновационными компаниями.

Ребята уже с 9-10 класса получат возможность включаться в передовые исследования ведущих российских вузов и НИИ, проходить практику в научно-исследовательских подразделениях компаний – резидентов ИНТЦ, участвовать во внедрении инноваций», – подвела итог круглого стола руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Источник: https://sochisirius.ru/news/2738

Опорные вузы становятся центрами интеллектуального притяжения

Задачи, поставленные перед ними, — готовить высококлассных специалистов для местных экономик, повышать интеллектуальный потенциал, привлекая в свои аудитории талантливых выпускников, традиционно ориентированных на учебу в вузах Москвы и Петербурга.

А также не только в теории, но и на практике решать сложные задачи по внедрению в экономику регионов инновации.

Как складывается жизнь опорных вузов, что изменилось в них за два года, какие новые вызовы ставит перед ними жизнь? Чтобы ответить на эти вопросы, «РГ» пригласила за «круглый стол» ректоров опорных университетов из шести регионов России.

Вместе сильнее

Ольга Пилипенко, ректор Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, д.т.н., профессор:

Наш опорный университет был создан 1 апреля 2016 года на базе двух крупнейших вузов региона.

Мы понимали, что выполнить программу развития, которую сами приняли, невозможно без серьезной модернизации всей образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; без развития кадрового потенциала, модернизации системы управления, материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета. И многие из поставленных задач дали результат.

Уже сегодня университет — лидер подготовки региональных кадров в инженерной, медицинской, педагогической, математической, естественно-научной и бизнес-сферах, обучение ведется по более чем 290 направлениям.

К примеру, создание университетской клиники и центра превосходства «Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность» позволили уже в первый год получить синергетический эффект от междисциплинарных научных исследований и образовательных программ. В них начали работать коллективы, включающие специалистов в области информационных и биотехнологий, приборостроения и систем коммуникаций, фотоники, фармацевтов, психологов, социальных работников, педагогов, медиков.

Читайте также:  Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета, к.э.н. :

Благодаря объединению исследовательских коллективов двух университетов — Вятского госуниверситета и Вятского государственного гуманитарного университета — уже в первый год объемы научных исследований выросли почти вдвое. Конечно, такой результат потребовал серьезной трансформации всех структур.

Мы сформировали и обучили «Команду изменений», в которую вошли проректоры, директора институтов, руководители административно-управленческих подразделений. Объединение факультетов позволило нам консолидировать коллективы, ведущие образовательную и исследовательскую работу в смежных областях знаний.

Сергей Колодяжный, ректор Воронежского государственного технического университета, к.т.н. :

Наш университет возник на базе технического и архитектурно-строительного университетов.

За короткое время он трансформировался в крупный системообразующий научно-образовательный комплекс, отвечающий как за подготовку специалистов, так и за инновационное развитие в Центрально-Черноземном экономическом регионе. Сегодня ВГТУ реализует около 30 укрупненных групп специальностей и направлений по 159 образовательным программам.

Требуются лидеры

Еще одной важнейшей функцией опорных вузов должно стать формирование новой региональной элиты, воспитание новой популяции лидеров — хорошо образованных, получивших все необходимые компетенции, способных вести за собой других.

Ольга Кобякова, ректор Сибирского государственного медицинского университета (Томск), д.м.н., профессор:
Очевидным вызовом высшему образованию сегодня стал дефицит высококомпетентных специалистов, лидеров, способных руководить как научными, так и инновационными проектами, продвигать разработки на реальный рынок. Быстро пришло понимание, что нельзя осуществить многочисленные стратегические проекты, обучая по старинке, необходимы новые образовательные форматы. Мы сделали акцент на сетевых образовательных программах. Что было бы невозможно вне научно-образовательной инновационной экосистемы региона, создавшей условия для интеграции СибГМУ с национальными исследовательскими университетами Томска, институтами Российской академии наук и высокотехнологичными предприятиями нашего региона.

Важнейшей функцией опорных вузов должно стать формирование новой региональной элиты

Осознавая значимость проблемы, с 2018 года мы решили запустить программу элитного медицинского образования. Более чем из 800 студентов 4-го курса всех факультетов по итогам конкурса были отобраны 20 участников трехлетнего цикла усиленной дополнительной подготовки, которая при этом не освобождает студента от освоения основной образовательной программы.

Выпускники программы — это уникальное предложение для рынка медицинских и фармацевтических услуг региона и России в целом. Мы рассчитываем, что растущий престиж вуза позволит привлечь талантливых абитуриентов и воспитать плеяду специалистов, которые смогут создавать успешные стартапы, руководить сложными научно-образовательными и медицинскими проектами.

Валентин Пугач:

Практический любой студент опорного университета может проявить свои таланты, отточить лидерские качества. Чтобы обеспечить равные возможности для всех, разработаны и апробированы различные модели получения высшего образования студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, включая их профессиональную ориентацию, постдипломное сопровождение и трудоустройство. Наш университет стал крупным ресурсным центром по инклюзивному образованию. В 2017 году мы неоднократно презентовали в Минтруда России, в Минобрнауки России этот опыт. Победив в конкурсном отборе ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), ВятГУ стал одним из 16 вузов страны, имеющих такие центры. Для нас это стало новым вызовом: в соответствии с приказом Минобрнауки России одна из задач, стоящих сегодня перед университетом, — организовать работу по инклюзивному обучению на территории Кировской области, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской области.

А что на практике?

По мнению участников дискуссии, в процессе развития опорные университеты получают реальный шанс занять в своем регионе лидирующие позиции в качестве интегратора системы «образование — наука — промышленность».

Кроме того, студенческие проекты, разрабатываемые в тесном сотрудничестве с реальными секторами экономики, способны дать тот практический опыт, которого, по отзывам работодателей, часто недостает среднестатистическому молодому специалисту.

Михаил Швецов, ректор Марийского госуниверситета (МарГУ), д.э.н., к.п.н. :
Среди самых актуальных научных разработок, внедряемых в реальном секторе, — новые технологии в области дистанционного зондирования Земли с применением беспилотных авиационных систем и малых космических аппаратов для поддержания и развития инфраструктуры, транспорта, подвижной связи, высокотехнологичного точного земледелия, кадастра. Мы разрабатываем специализированное программное обеспечение для бортовых радиолокационных комплексов, развиваем и внедряем новые технологии нейрокомпьютерных интерфейсов Интернета. Созданная инфраструктура позволяет готовить кадры для высокотехнологичных предприятий Марий Эл с учетом их требований. В рамках своей программы развития открываем центр превосходства «Высокопроизводительные вычисления и обработка больших данных». У нас функционируют научно-исследовательская лаборатория компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта «Al Labs», научно-исследовательская лаборатория «Робототехника» и базовая кафедра на предприятии-партнере ОАО «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца».
Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, д.т.н., профессор:
Такие стратегические проекты, как, например, «Региональный центр расчетно-экспериментального обоснования инновационных приложений ядерных технологий» и «Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения» направлены на получение прорывных результатов в области ядерной энергетики и автомобилестроения. В частности, с компанией «ОКБМ Африкантов» мы занимаемся разработкой и обоснованием ресурсных характеристик реакторной установки РИТМ-200 для универсальных атомных ледоколов нового поколения и перспективных плавучих АЭС. С компанией «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ сотрудничаем в области проектирования систем видео— и радиолокационного обзора в рамках создания беспилотных транспортных средств, работаем над созданием образцов автомобильной техники на базе электроплатформ и другими проектами мирового уровня.

Сергей Колодяжный:

Мы осознаем всю важность миссии опорного университета быть источником позитивных изменений в своем регионе. Воронежская область входит в число лидеров среди регионов Центрального федерального округа по объемам жилищного строительства.

Летом 2017 года в рамках российско-японского сотрудничества по формированию комфортной городской среды на территории ВГТУ появился «Умный и здоровый дом», построенный японскими строителями с применением передовых технологий. «Умный дом» стал настоящей лабораторией, где исследуются свойства различных строительных материалов.

По итогам будут сформированы рекомендации по использованию японских технологий в российских условиях. Но двери «Умного дома», конечно, открыты не только для ученых — он сразу стал популярным центром притяжения для тех горожан, которые интересуются «умными» технологиями. И таких уже очень много.

Активное участие нашего университета предполагается при разработке и реализации и других совместных проектов нашего региона с японскими коллегами. Например, в сфере организации дорожного движения — «умные светофоры» уже начали устанавливать на улицах Воронежа, при строительстве городского метро и других.

Ольга Кобякова:

В ходе проекта «Сетевой образовательный центр высокотехнологичной медицины» мы провели аудит потребности биомедицинского сектора реальной экономики Томской области. По итогам был спланирован портфель сетевых магистерских образовательных программ, таких, например, как «Биомедицинская инженерия» — совместно с Томским политехническим университетом, Physics Methods and Information Technologies in Biomedicine — совместно с Томским госуниверситетом, и другие. По направлению «Ядерная медицина» в 2017 году уже выпустили первых в России специалистов.

  • Сергей Дмитриев:
  • Наш стратегический проект «Университетский центр инновационного технологического развития Нижегородского региона» предусматривает аудит областных промышленных предприятий, анализ их инновационного потенциала, реальной эффективности, потребности в новых идеях и технических проектах.
  • Связанные одной целью

Уходит в прошлое модель высшего образования, по которой дипломированный специалист, придя из института на производство, слышал привычную фразу: «А теперь забудь все, чему тебя учили в вузе, будем учить тебя заново!» Нынешний выпускник изучает реальное производство, сам участвует в решении его проблем, получает практические навыки руководства. Этому способствуют технологии проектного обучения.

Сергей Колодяжный:

Внедрение проектного управления мы считаем главным механизмом, влияющим на развитие университета в научном и инновационном направлении. Это подразумевает также создание новой модели взаимодействия вуза с органами государственной власти.

Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с правительством Воронежской области в сфере промышленности, сельского хозяйства, градостроительства, экологии, ЖКХ и энергетики.

Университету отведена ключевая роль в рамках создания строительного кластера — важнейшего на сегодняшний день регионального проекта.

Валентин Пугач:

Как победитель конкурсного отбора Национального фонда подготовки кадров, в 2017 году наш университет предоставил площадки, на которых команды 19 опорных университетов провели апробацию лучших практик своего взаимодействия с регионами. Были представлены кейсы в области образования, науки, инноваций, развития местных сообществ, городской и региональной среды.

При поддержке правительства Кировской области и бизнес-сообщества в вузе разработаны и успешно реализуются 4 стратегических проекта: «Центр превосходства „Фармацевтическая биотехнология“ как основа формирования биофармацевтической промышленности региона»; «Агентство образовательной инноватики»; «Региональный штаб позитивных изменений»; «Университет проектных команд для решения системных задач региональных партнеров».

от редакции

Обсуждение в «РГ» первых итогов двухлетней практики проекта «Опорные вузы России» показало: вновь созданные университеты, унаследовав опыт и наработки предшественников, быстро трансформируются в новые центры компетенции.

Они способны реально влиять на развитие своего региона, готовить для него необходимые кадры и при этом не оставаться на периферии науки, смело берутся за решение сложных производственных и социальных задач.

А это значит, что усилия их коллективов, властей регионов и федеральных кураторов проекта уже приносят свои плоды.

Василий Голубев, губернатор Ростовской области:

Ростовская область отмечает в этом году свое 80-летие, это мощный агроиндустриальный регион. И Донской государственный технический университет просто не мог не стать нашим опорным вузом — в свое время он и был открыт как раз, как база для подготовки квалифицированных кадров для всесоюзного завода-гиганта «Сельмаш».

Сегодня университет успешно решает задачу обучения кадров для всей инновационной донской экономики: готовит инженеров не только для комбайнового завода, но и для предприятий авиа-, станко— и приборостроения, металлургии и военно-промышленного комплекса.

Совместно с опорным вузом мы решаем не менее важную задачу — подготовку реально востребованных экономикой специалистов. До сих пор существует проблема нехватки квалифицированных кадров, особенно в промышленности — предприятия испытывают дефицит технологов, конструкторов. А среди абитуриентов по-прежнему пока самые популярные специальности — экономика, менеджмент и юриспруденция.

По нашему заказу ДГТУ занялся разработкой системы прогнозирования рынка труда. Кроме того, опорный университет является активным участником кластерного развития, на которое сделала ставку Ростовская область. ДГТУ подписал соглашения с 11 региональными кластерами.

Стратегическими партнерами вуза являются более 150 крупных предприятий Ростовской области. Ежегодно заключается более 2,5 тысячи договоров на прохождение практики.

Из них 96 — многопрофильные договоры с крупными предприятиями, обеспечивающие почти 4 тысячи мест более чем по 50 направлениям и профилям подготовки.

Кроме того, университет реализует ряд социально значимых проектов: организует профильные классы в школах, детский и родительский университеты, академию абитуриента. Эти проекты позитивно восприняты общественностью нашего региона.

Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия:

Петрозаводский государственный университет играет ведущую роль в социально-экономическом развитии региона как научно-инновационный и образовательно-культурный центр Карелии.

На базе университета формируются инновационные структуры: гуманитарный, педагогический, инженерный и молодежный иннопарки как интеграционно-акселерационные площадки по разработке и поддержке проектов, направленных на интенсификацию развития региона.

Мы вместе определили перспективы на будущее. В концепции опорного университета я предложил предусмотреть масштабное изучение истории Карелии, раскрытие туристического потенциала республики. Это те направления, где крайне необходимы новые подходы, новые идеи, новые научно обоснованные мысли. Очень перспективно сотрудничество госуниверситета с Президентским кадетским училищем Петрозаводска.

Особое внимание в стратегии развития вуза уделено взаимодействию с предприятиями региона. Мы вместе будем создавать инновационную инфраструктуру, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки.

Для конкретных проектов будет заключен ряд соглашений о сотрудничестве.

Такие соглашения уже подписаны между ПетрГУ и республиканскими министерствами: сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, по делам молодежи, физической культуре и спорту, здравоохранению, а также с Карельским институтом развития образования.

Студенты уже предложили свои разработки в робототехнике, микро— и наноэлектронике, экологии, рациональном природопользовании, аквакультуре, эффективном домостроении, социальном предпринимательстве и др.

Многие из них не только внедрены в республике, но и получили всероссийское признание.

Так, модульные технологии и импортозамещающее оборудование для садкового рыбоводства стали призерами Всероссийского конкурса-выставки разработок конструкторских бюро опорных университетов в Омске.

Источник: https://news.rambler.ru/education/38642280-opornye-vuzy-stanovyatsya-tsentrami-intellektualnogo-prityazheniya/

Вузы как центры инноваций

Мировой опыт показывает, что устойчивый экономический рост требует опоры на университеты в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов (США, Европа, Китай, Корея и др.).

Однако в 29 российских регионах отсутствуют вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных студентов, соответствующим оценке «отлично», — они не только не в состоянии инициировать новые технологические решения, но не соответствуют уровню лучших выпускников школ своих же регионов.

Результаты олимпиады «Я — профессионал» показали очень значительный разрыв качества профессионального образования между ведущими университетами и основной группой вузов.

Ключевая проблема региональных университетов — отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом.

Многие учебные курсы (в том числе магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности.

Распространены случаи, когда преподаватель одновременно читает 4–5 курсов совершенно разного содержания.

Частично эту проблему можно решить за счет сетевых отношений, широкого использования массовых открытых онлайн-курсов ведущих университетов, в том числе по смешанной модели преподавания (семинары и экзамены проводятся на местах). Однако для устойчивого восстановления качества образования в региональных университетах необходимо обеспечить укрепление их научной и проектной компоненты.

В   большинстве вузов нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. При этом в условиях низкой инновационной активности бизнеса созданная и формирующаяся в регионах инновационная инфраструктура (включая как материальные, так и финансовые элементы) мало используется по на-значению.

Существует возможность расширить ее использование в целях поддерж-ки проектов студентов и выпускников региональных вузов, закрепляя в регионах наиболее амбициозную и квалифицированную часть молодежи и обеспечивая выход этой молодежи на рынок труда, включение в экономику региона с успешным опытом реализации собственных проектов в соответствии с приоритетами регио-нального развития.

«Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов».Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

  • передачу в состав университетов сложившейся в регионах инфраструктуры поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновацион-ные парки, технопарки и пр.) и поддержку эффективного использования этой инфраструктуры;
  • онлайн-курсы ведущих университетов и смешанные курсы на их основе (семи-нары и экзамены проводятся очно) будут составлять не менее трети образова-тельных программ высшего образования в вузах. Они преимущественно заме-щают курсы, для обеспечения которых в вузах-реципиентах нет преподавателей, ведущих соответствующие исследования. Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских уни-верситетов. Высвобожденные средства региональные университеты направляют на финансирование научных исследований;
  • грантовую поддержку кооперации региональных вузов, науки и бизнеса по моде-ли, апробированной в ходе реализации 218 Постановления Правительства РФ12, которое предполагает выделение субсидий сроком от 1 до 3 лет для финансиро-вания комплексных проектов, направленных на развитие отраслей и регионов, выполняемых совместно образовательными, научными и бизнес-организациями;
  • конкурс грантов по модели «1+3», предполагающий 7-летнее финансирование исследований и разработок консорциума в составе одного ведущего научного центра или исследовательского университета и трех региональных университе-тов. В каждом из региональных университетов-партнеров создается лаборато-рия, кадровое и научное руководство которой осуществляет головной партнер. При этом финансирование делится на паритетной основе между головным и региональными участниками консорциума, а ведущий участник фактически отвечает за «выращивание» в трех региональных вузах перспективной научной группы с глобально конкурентоспособными результатами;
  • конкурсный отбор 100 университетов для поддержки программ развития экономики регионов и 25 университетов — для поддержки программ развития отраслей (транспорт, медицина, сельское хозяйство, промышленность и др.). Программы развития этих университетов получают финансовую поддержку, включая стимулирование студенческих инициатив в сфере технологического и социального предпринимательства с учетом региональных особенностей, обновление образовательного процесса, кадровое обновление, формирование перспективных исследовательских и проектных групп;
  • программу грантовой поддержки выпускников аспирантуры и постдоков ведущих научных центров, переходящих на позиции преподавателей и научных сотрудников региональных университетов. Грант предполагает 5-летнее финансирование исследовательского проекта и академической мобильности (2 месяца в году);
  • повышение размера стипендии аспирантам с целью поддержки развития науч-ных исследований для нужд отраслей и экономики регионов.
  • от 10% до 15% выпускников вузов будут оставаться в регионе и развивать свои инновационные проекты, пользуясь инфраструктурной поддержкой, включая финансовую;
  • 100% студентов получат возможность разработать собственный бизнес-проектвоспользоваться профессиональной поддержкой в его реализации;
  • во всех университетах, которые являются центрами инноваций в регионах и отраслях, сформировано новое кадровое «ядро перемен», включающее молодых пре-подавателей, в проекты с ведущими вузами страны и обеспечивающих поддержку онлайн-курсов ведущих университетов. Это «ядро» будет также включать в себя исследователей вновь организованных лабораторий и руководителей проектов;
  • рост объема НИОКР в расчете на одного студента в региональных универ-ситетах в два раза и объема НИОКР в интересах региональных заказчиков (предприятий и организаций, распложенных в том же федеральном округе, что вуз) — в три раза;
  • усилится соответствие между высшим образованием и рынком труда: средний заработок 75% выпускников вузов в течение первых трех лет работы будет не ниже средней заработной платы по региону.
Читайте также:  Совместная магистратура вузов и компаний

Для реализации проекта потребуется 392 млрд руб.:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь период
Млрд руб. 29,21 64,14 67,74 70,55 76,25 83,92 391,80

Грантовая поддержка вузов с целью передачи в состав университетов сложившейся регионах инфраструктуры и поддержки инноваций. Гранты 100 вузам по 25 млн руб. в год, всего — по 2,5 млрд руб. в год.

Поддержка и использование онлайн-курсов из расчета 5 курсов на 1 студента в год. Субсидия вузам-провайдерам и вузам-реципиентам по 1,5 тыс. руб. и 200 руб. за курс/студента. Всего по 5 млрд руб. в год. Охват студентов такими онлайн-курсами 2019 году — 10% студентов, 2020 году — 20%, 2021 году — 35%, 2022 году — 50%, 2023 году — 70%, 2024 году — 100%.

Эффект высвобождения средств вузами-реципиентами (возникает с лагом 2 года) — нарастает к 2024 году. Совокупная экономия — до 30% ФОТ ППС вузов-реципиентов. Таким образом, экономия составит 100–200 млн руб. в расчете на вуз в 2024 г., что обеспечит финансирование 3–5 новых лабораторий и научных проектов.

Поддержка кооперации между вузами, наукой и бизнесом на уровне регионов — федеральные гранты на поддержку 200 проектов кооперации в размере 50 млн руб. в год при условии 50-процентного софинансирования из любых источников. Всего 10 млрд руб.

c 2019 по 2021 год, 13 млрд руб. в 2022 году, 15 млрд руб. в 2023 году, 20 млрд руб. в 2024 годуза счет бюджетных средств,что гарантирует привлечениееще 10 млрд руб. c 2019 по 2021 год, 13 млрд руб. в 2022 году, 15 млрд руб. в 2023 году, 20 млрд руб.

в 2024 году средств бизнеса.

На проведение совместных научных исследований между ведущими и региональ-ными вузами (реализация модели кооперации «1+3») выделяются гранты в размере до 220 млн руб. в год сроком на 7 лет. При этом головному участнику — не более 100 млн руб.

, каждому из региональных участников — не более 40 млн руб. Ежегод-но в 2019, 2020 и 2021 годах проводятся конкурсы на получение 20 таких грантов, 2022–2024 годах — на получение 10 таких грантов. Всего понадобится по 5 млрд руб. первые 3 года и по 3 млрд руб.

в 2022–2024 годах.

Проведение ежегодного конкурсного отбора 25 отраслевых университетов с выделением грантов в размере 200 млн руб. на 1 вуз. Гранты расходуются на разработку и реализацию программ развития вузов в соответствии с приоритетами отраслевого развития. Общая сумма 33 млрд руб., из которых ежегодно в 2019–2022 годах 5 млрд руб., в 2023–2024 году — 6 млрд руб.

Проведение ежегодного конкурсного отбора 100 университетов по программам развития экономики регионов с выделением грантов из расчета 100 млн руб. на 1 вуз. Гранты расходуются на реализацию программ развития экономики регионов. Общая сумма 66 млрд руб. Из, из которых в 2019 году 10 млрд руб., в 2021–2023 годах — 11 млрд руб ежегодно, в 2024 году 12 млрд руб.

Ежемесячная финансовая поддержка исследований 39 тыс. аспирантов в размере среднего уровня заработной платы по экономике в месяц в размере 48 тыс. руб. 2020 году и 65 тыс. руб. в 2024 году потребует 23 млрд руб. в 2020 году, 25 млрд руб. 2021 году, 27 млрд руб. в 2022 году, 29 млрд руб. в 2023 году, 30 млрд руб. в 2024 году .

На грантовую поддержку 10 тыс.

выпускников аспирантуры исследовательских ву-зов и постдоков ведущих научных центров в период с 2020 года по 2024 год на уровне средней заработной платы по экономике в месяц в размере 48 тыс. руб.

В 2020 году сучетом последующей индексации необходимо 1 млрд руб. в 2020 году, 1 млрд руб. в 2021 году, 2 млрд руб. в 2022 году, 2 млрд руб. в 2023 году и 3 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

Отказ от реализации проекта приведет к снижению темпов роста производительности труда и инновационной активности, отсутствию возможностей создания высоко-производительных рабочих мест на региональном уровне.

Заниженные темпы роста инновационной активности вузов и развития бизнес-инкубаторов не смогут простимулировать экономическую активность, что приведет к негативной динамике ВРП.

Лучшие выпускники региональных вузов будут уезжать в Москву и Санкт-Петербург, местные предприятия лишатся кадрового ресурса для технологического обновления и роста производительности. Разрыв между регионами в уровне развития экономики и качестве жизни будет нарастать, повышая социальную напряженность.

Источник: https://www.hse.ru/twelve/part8

Опорный университет должен стать центром инновационной культуры

Развитие опорных университетов как центров создания инноваций обсудили в Тюмени на пленарном заседании под председательством министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой. В нем также приняли участие представители региональных властей, руководители российских вузов, в том числе всех опорных университетов страны.

Полку опорных вузов прибудет

Масштабный проект создания опорных университетов был запущен в 2015 году. После проведения конкурса 11 вузов были признаны победителями и в течение этого года реализовывали свои программы, в их числе Тюменский индустриальный университет.

На участие в проекте претендуют еще несколько вузов страны, отметила министр. «Среди них немало педагогических, – сообщила она. – Без развития социальной системы развитие регионов невозможно. Экономика любой области или края очень шатка, если в регионе нет сильных соцработников и педагогов. Я глубоко убеждена, что педагогическое и социальное образование является залогом успешной работы сильного региона»

В феврале 2017 года состоится совещание по обсуждению итогов первого этапа создания опорных вузов и дальнейшего развития этой программы.

К 11-и уже имеющимся опорным университетам добавятся новые участники проекта.

Какие именно – окончательное решение об этом примет федеральный совета, членом которого стал губернатор Тюменской области Владимир Якушев.](http://www.vsluh.ru/news/society/313011 «»)

Ольга Васильева также проинформировала, что летом текущего года на Совете при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждалась разработка национальных приоритетных проектов. Один из них, предложенный Министерством образования и науки РФ, — «Вузы как центр пространства создания инноваций».

«Проект направлен на обеспечение к 2025 году глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов и создание в субъектах РФ университетских центров инновационного и технологического развития. В качестве участников проекта заявлены вузы, входящие в программу «5–100», и опорные университеты.

Это требует от всех серьезной ответственности и результативной работы», – подчеркнула она.

Стать опорным вузом – принять вызов

На вчерашнем совещании губернатор Владимир Якушев высказал свои мысли относительно развития высшей школы и сделал акцент на проблематике развития опорных университетов.

«Важность проекта в том, что здесь сконцентрированы усилия министерства образования и науки РФ, вузов и регионов. Это те основные игроки, которые сегодня формируют промышленную политику в регионах и спрос на кадры. Они же должны ответить на один из главных вопросов — все-таки готовы ли университеты, в частности опорные, стать центрами инноваций? Здесь мы видим пробелы в законодательстве. Термина «инновационный продукт» и его расшифровку в законодательстве мы не найдем. Это усложняет работу, но вовсе не значит, что нужно останавливаться. Мы должны двигаться вперед», – заявил Владимир Якушев

Опорные университеты находятся в самом начале пути, на котором придется преодолеть множество барьеров, но он не сомневается, что именно эти вузы должны стать центром инноваций. Хотя бы потому, что существует государственный заказ.

Тюменская область полностью поддерживает новые веяния и осознанно включилась в работу, поскольку в регионе понимают: система высшего образования является ключевым фактором развития.

Каждый субъект страны должен сам формировать актуальную повестку комплексной модернизации высшего образования, подчеркнул губернатор.

Он добавил, что регион как основной заказчик специалистов сегодня более активно формулирует свою позицию при согласовании цифр приема. В Тюменской области с прошлого года пересмотрена структура внебюджетного набора, дублируемого и несоответствующего профилю того или иного вуза.

Работа по всем направлениям ведется параллельно и комплексно.

Только в таких условиях можно говорить не о случайном наборе мероприятий, а о достижении общего результата – адекватном кадровом обеспечении социально-экономического развития и балансировке регионального рынка труда без социального напряжения и обманутых ожиданий выпускников.

Если говорить о вхождении Тюменского индустриального университета в программу опорных вузов, нужно помнить, что это не только бонус, но вместе с тем серьезный вызов, уточнил губернатор.

Областное правительство выделяет для себя, помимо непосредственных задач опорного вуза, еще целый ряд точек приложения усилий и смотрит на проект гораздо шире.

 В регионе идет профилизация школ, для 53-х определена предметная специализация по пяти направлениям: физико-математическое, естественно-научное, информационно-технологическое, социально-гуманитарное, агро-технологическое. Создаются IT- и робоклассы.

Начала работу областная физико-математическая школа, которая аккумулирует потенциал одаренных детей Тюменской области с прицелом на их будущее в родном регионе. Серьезно меняется система среднего профессионального образования.

«Университет должен стать полноценным связующим звеном и двигателем дальнейших изменений в сфере прикладной востребованности инженерного образования региона. Он должен меняться, если хочет оставаться востребованным, – уверен Владимир Якушев.

– Нужно укреплять его кадровый потенциал, менять образовательные программы под конкретные требования времени. Все условия для этого есть. И, конечно, мы говорим о том, что опорный университет должен не только создавать инновации, но и стать тем центром, который будет формировать инновационную культуру.

Задачи, поставленные перед опорными университетами, вполне по силам решить. Главное – желание меняться и достигать определенных результатов».

К чему стремиться?

Вопрос «А что же дальше?» волнует всех участников программы, а также тех, кто только собирается в нее вступить. Развитие проекта обсудили на тюменской площадке представители более 70-и вузов.

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александр Соболев поделился общим мнением, высказанном участниками круглого стола.

Абсолютно все руководители опорных вузов видят позитивные результаты: это и привлекательность образовательных программ, и повышение внимание со стороны органов власти. Вуз становится ключевым фактором развития региона, и губернатор пристально следит за его жизнью.

«Что было удивительным — главным все считают статус, он важнее, чем деньги и организационные решения, – сообщил Александр Соболев. – Что же он дает? Прежде всего, позволяет фиксировать цели и задачи. Кроме того, статус определяет содержательную повестку власти. В ряде регионов образование опорного университета — это в том числе и политическая повестка. Также статус — это управляемость. У губернатора, Министерства образования и науки появляется партнер, с которым можно вести переговоры и принимать решения. И конечно, что отмечалось всеми, — это привлекательность для абитуриентов»

На круглом столе говорилось о ключевых показателях проекта. В первой фазе они были довольно жесткими: определенное количество студентов, объем научных исследований, общий бюджет проекта, пропорции по магистерским и аспирантским программам.

«Большинство коллег подчеркивает: масштаб играет большое значение, – поделился Александр Соболев. – Если говорить о факторах входа в программу, большинство участников считает, что количество студентов и разнообразие программ являются важнейшими условиями жизнеспособности будущего университета. Поэтому нужно серьезно думать, изменять ли показатели входа в программу».

Много внимания было уделено новым формам работы, использованию частно-государственного партнерства. Пока эти возможности не полностью задействованы опорными вузами.

Один из важнейших вопросов, который обсуждали участники круглого стола: «Является ли объединение вузов ключевым и важнейшим фактором для образования опорного вуза?» Было высказано несколько точек зрения. Многие ратовали за то, что нужно использовать более гибкий формат. «Часть коллег говорили о том, что присоединение создает репутационные риски, сейчас мы прошли этот путь.

И теперь у нас есть все нормативные и законодательные возможности создавать опорные университеты путем не присоединения, а объединения вузов, – рассказал Александр Соболев. – При этом возникает ряд проблем, связанных с формированием внутренней организационно-управленческой структуры.

Нужно поработать над нормативной базой, но многие говорили о том, что новые университеты нуждаются в новой управленческой модели».

Говорилось и о том, чтобы в дальнейшей перспективе рассматривать более мягкие модели объединений. Они использовались в РФ. Так, известна модель университетского комплекса.

Проведение совета в феврале 2017 года должно дать ответы на все вопросы, прозвучавшие в Тюмени. К этому времени завершится первый этап реализации программы по созданию опорных университетов. Ольга Васильева отметила, что хотела бы слышать не только о накопленном опыте, но и о сложностях, рисках, проблемах, чтобы министерство знало, чем оно может помочь.

  • Новости по теме:
  • Ольга Васильева заявила, что опорных университетов будет больше
  • Министр образования Ольга Васильева оценила работу индустриального технополиса
  • Министр образования Ольга Васильева побывала в ТюмГУ

реклама

Источник: https://vsluh.ru/news/society/313024

О проекте | ноц.рф

О проекте

  • ЧТО ТАКОЕ НОЦ?
  • Планы по созданию сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня ранее были отражены в майском указе президента РФ Владимира Путина и являются одной из задач национального проекта «Наука».
  • Согласно целям нацпроекта «Наука», в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
  • Должны быть созданы привлекательные условия для работы в РФ российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям; увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки.

Научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

  1. ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРОЕКТНЫЙ ОФИС?
  2. Проектный офис оказывает консультационно-методическую поддержку инициаторов создания и участников НОЦ по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсном отборе, реализации программ деятельности НОЦ, проводит экспертизу программ деятельности НОЦ и документов в рамках конкурсного отбора, рассматривает ежегодные отчеты о результатах деятельности.
  3. Есть вопрос по НОЦ? Пишите

В.В. Путин, Президент РФ:

«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере науки исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач: создание не менее 15 научно — образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”)

Т.А. Голикова, Заместитель Председателя Правительства РФ:

«Среди ученых есть здоровая конкуренция по поводу того, где создаются соответствующие научно-образовательные или математические объединенные центры»

М.М. Котюков, Министр науки и высшего образования РФ:

«Во всех пяти первых проектах (НОЦ) партнеры играют лидирующую роль… По первым пяти проектам мы видим, что интерес компаний очень серьезный. Их планы, в том числе и финансовые, оправдывают наши самые смелые ожидания»

Источник: https://www.xn--m1acy.xn--p1ai/about

Ссылка на основную публикацию