В каждой школе появится факультатив по шахматам

В каждой школе появится факультатив по шахматам

Изучение шахмат в школе должно стать обязательным в рамках внеурочной деятельности на факультативах и с необходимой методической поддержкой для педагогов. Об этом заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева на встрече с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым.

«Я думаю, что вместе с ФИДЕ нам удастся реализовать идею введения шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения.

Перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе» – сказала министр.

Ольга Васильева привела данные, согласно которым у детей, играющих в шахматы, показатели успеваемости в школе выше на 35-40%. 

В  свою очередь, Илюмжинов рассказал об опыте внедрения шахмат в образовательные программы: 

«Программы изучения шахмат в школах активно осуществляются в 180 странах мира… Среди государств, где уделяют особое внимание изучению шахмат – Китай и страны СНГ».

Он предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы абитуриентам, которые являются победителями шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней, а также – ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию для педагогов, которые занимаются обучением игре в шахматы. Илюмжинов рассказал также о том, что ФИДЕ проводит работу по подготовке учебников и методических пособий, проведению семинаров по освоению и преподаванию шахмат.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мы лучше, чем фсб: родителям предлагают следить за детьми в соцсетях

Оценим за полчаса!

СПРАВОЧНО

УМК «Шахматы в школе. 1-4 классы» Э.Э. Уманской, Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой, созданный образовательным холдингом «Просвещение» при поддержке фонда «Шахматы в школе», знакомит учащихся с основами шахматной игры.

УМК «Шахматы в школе» включает в себя учебники для начальной школы в бумажной и электронной форме, методические пособия для учителя и рабочие программы.

Предлагаемые пособия помогут ребенку выйти за рамки регламентированного общеобразовательного процесса, раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Уникальный курс улучшает успеваемость, развивает у детей логическое мышление, формирует навыки стратегического планирования.

Курс может быть использован в рамках третьего часа урока физической культуры, во внеурочной деятельности в форме занятий с детьми во второй половине дня как дополнительное образование.

  • В каждой школе появится факультатив по шахматам
  • В каждой школе появится факультатив по шахматам

В каждой школе появится факультатив по шахматам

Источник: https://prosv.ru/news/show/2673.html

Через два года шахматы войдут в школьную программу

В каждой школе появится факультатив по шахматам

Главная задача российских властей — подготовить человека и гражданина, которому можно «завтра передать страну», заявила во время «правительственного часа» на пленарном заседании Совета Федерации министр образования и науки Ольга Васильева. Какие решение предложила глава ведомства сенаторам?

Останутся два-три учебника по каждому предмету

Так, к 2020 году в расписании первоклашек появится новый предмет — шахматы, сообщила глава Минобрнауки.

Планируется, что учить школьников азам настольной логической игры будут учителя начальной школы, а программа будет рассчитана с первого по четвёртый класс.

Сегодня подростки посещают факультативы по шахматам в 40 регионах, а десять субъектов РФ включили этот предмет в образовательную программу.

Читайте по теме В каждой школе появится факультатив по шахматам

По данным мониторинга Минобрнауки, школьники, которые играют в шахматы, как правило, демонстрируют хорошую успеваемость и дисциплину. «Шахматы учат стратегии и умению концентрироваться.

 Кроме того, играющие в шахматы дети понимают цену времени.

А это полезно сказывается и на освоении других предметов», — объяснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, трёхкратный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

Один из важнейших принципов российского образования — его доступность. Причём это касается не только общего, но и дополнительного образования. Согласно планам Минобрнауки, к 2020 году 75 процентов учеников смогут посещать бесплатные кружки и секции. «В каждой школе должно быть не менее пяти бесплатных кружков», — поставила задачу Васильева.

Также, по словам чиновника, в подотчётном ей ведомстве работают над изменением образовательных стандартов. Как сообщила Васильева, поправки носят конкретный и содержательный характер. «Самое важное, чтобы базовое содержание каждого предмета знал каждый ребёнок», — подчеркнула министр.

Читайте по теме В каждой школе появится факультатив по шахматам
В ближайшее время, отметила она, завершится работа по экспертизе учебников, после которой из 1370 пособий останется по две-три линейки по каждому предмету.

Наконец, третье направление, без которого, по мнению главы Минобрнауки, невозможно единство образовательного пространства, — постепенное переподчинение школ от муниципалитетов регионам.

«При этом вся финансовая деятельность останется на местах, главная наша задача — управление содержанием образования», — поделилась планами министр.

По мнению Васильевой, школы не должны быть «государством в государстве», а единство образовательных подходов может быть выполнено только при вертикальной структуре управления.

Девятиклассники выбирают колледж

Как сообщила сенаторам министр, в 2017 году средний балл ЕГЭ увеличился на 1,6.

За последние четыре года была проведена колоссальная работа по изменению контрольно-измерительных материалов для Единого экзамена по всем школьным предметам.

В результате тестовые задания остались только в устной части экзамена по иностранному языку. Во всех остальных предметах тесты заменили на более сложные задания из разделов B и С.

В области профессионального образования в Минобрнауки главным итогом считают популяризацию колледжей среди школьников. «59 процентов выпускников 9-го класса выбрали среднее образование», — привела данные Ольга Васильева.

За последние годы ведомство разработало стандарты по 50 самым востребованным профессиям и рассчитывает на помощь профсообщества при поведении экзаменов на определение профессиональных компетенций выпускников колледжей.

Сегодня стоимость такого экзамена составляет около 15 тысяч рублей.

«Это неподъёмная цена для молодого человека, особенно если ему требуется сдать несколько таких экзаменов», — считает министр.

Российский вуз опередил Стэнфорд и Гарвард

Одним из приоритетных проектов в области высшего образования, отметила Васильева, является создание опорных вузов, на базе которых будут работать центры инновационного, технологического и социального развития регионов.

По планам Минобрнауки до 2020 года запланировано создание 80 таких вузов. Другой важный проект касается развития вузовской науки.

По данным ведомства, 47 процентов научных исследований проводится именно в университетских лабораториях.

  • В 2017 году 10 ведущих российских университетов вошли в Топ-100 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов

Министерство также намерено увеличить квоту для иностранных студентов и облегчить административные барьеры для их временной регистрации на территории РФ. Сегодня в России учатся 227 тысяч иностранных студентов, сообщила Ольга Васильева.

Кстати, некоторые российские вузы по качеству преподавания информационных технологий опережают известные зарубежные университеты.

Так, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) семь раз становился победителем международной IT-олимпиады.

«Никто — ни Стэнфорд, ни Гарвард этих цифр не достиг. И там преподавали наши российские граждане», — уточнила министр.

Российская система образования в цифрах

  • 7,3 миллиона дошкольников;
  • 15,2 миллиона школьников;
  • 2,8 миллиона студентов среднего профессионалного образования;
  • 4,4 миллиона студентов вузов;
  • 93 767 образовательнх организаций.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование»

  • 2016 год — 541 миллиард рублей
  • 2017 год — 595 миллиардов рублей
  • 2018 год — 626 миллиардов рублей

Источник: https://www.pnp.ru/social/cherez-dva-goda-shakhmaty-voydut-v-shkolnuyu-programmu.html

Факультативы по шахматам появятся в каждой российской школе | Департамент общего образования Томской области

27 июля, 09:32

В каждой школе появится факультатив по шахматам

В  Минобрнауки России состоялась встреча Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой с президентом Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) К.Н. Илюмжиновым. Во встрече также принял участие директор представительства ФИДЕ в России Б.Т. Балгабаев. Главной темой обсуждения стало изучение шахмат в российских школах.

Открывая встречу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила о том, что изучение шахмат в школе должно стать обязательным – в рамках внеурочной деятельности, на факультативах — с необходимой методической поддержкой для педагогов.

— Я думаю, что вместе с ФИДЕ и со всеми заинтересованными структурами, депутатами, экспертами нам удастся реализовать идею, о которой я уже говорила, — введение шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса.

Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения.

Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе, — сказала Ольга Юрьевна.

К.Н. Илюмжинов рассказал об опыте внедрения шахмат в образовательные программы в школах в разных странах мира и о результатах обучения игре в шахматы.

— Программы изучения шахмат в школах активно осуществляются в 180 странах мира. В Армении шахматы введены как обязательный предмет, который изучается 2 раза в неделю.

Во Вьетнаме 9 лет назад начинали с факультативов по шахматам, сейчас во вьетнамских школах шахматы – обязательный предмет, и на мировых чемпионатах представители Вьетнама показывают прекрасные результаты. В Латвии освоение шахмат включено в программу по математике.

Среди стран, где уделяют особое внимание изучению шахмат в школах, — Китай и страны СНГ, — рассказал К.Н. Илюмжинов.

Кирсан Николаевич также информировал о работе, которую проводит ФИДЕ по подготовке учебников и методических пособий, проведению семинаров по освоению и преподаванию шахмат.

— Мы специально подготовили методические рекомендации для педагогов — для первого и второго года обучения. Активно подключаются к сотрудничеству не только школы в российских регионах, но и вузы, среди них — Российский социальный государственный университет, Московский машиностроительный университет.

В рамках встречи К.Н. Илюмжинов предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы абитуриентам, которые являются победителями шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней. Он также предложил ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию для педагогов, которые занимаются обучением игре в шахматы в школе.

— Такой опыт уже был реализован в Калмыкии – лучшим учителям, всем победителям финала конкурса «Учитель года» мы оплачивали поездку на мировые состязания по шахматам. Хочу предложить такую номинацию от ФИДЕ и на Всероссийском конкурсе «Учитель года», — сказал К.Н. Илюмжинов.

В завершение встречи Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила, что все высказанные предложения будут проработаны на федеральном и региональном уровнях.

миобрнауки.рф

Источник: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/20345

Шахматы в школе: факультативно или обязательно?

В каждой школе появится факультатив по шахматам

С этого учебного года в каждой школе должно быть не менее пяти бесплатных кружков, предлагает Минобрнауки. Один из факультативов — шахматы — может стать обязательным уроком. Согласны ли с этим в курских школах?

В школе №35 работают более 10 бесплатных кружков. Группы — как обычный класс — до 25 человек.

Татьяна Уварова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: «Спорт, экология. Художественное направление. Это, например, «Волшебная палитра», где дети учатся представлять свои работы не только на школьном уровне, но и на уровне области».

Из 1000 учеников школы около 95% постоянно посещают факультативные занятия во второй половине дня, так как учебное заведение работает в первую смену.

Татьяна Дородных, ученица 6-го «А» класса: «Я в данный момент хожу на вокал. А в школе, раньше, я ходила на рисование, я ходила на танцы».

Тимофей Шаталов, ученик 4-го «А» класса: «Сейчас я посещаю футбол, рисование, спортивно-бальные танцы».

Руслан Агаев, ученик 6-го «А»: «Шахматы — это очень интеллектуальная игра. Развивает интеллект. Сам мозг развивается».

Возможно, шахматы помогут Руслану Агаеву поступить в будущем в высшее учебное заведение. Минобразования предлагает по этой интеллектуальной игре проводить Всероссийскую олимпиаду школьников.

Успешные выступления пополнят портфолио будущих абитуриентов и прибавят 5 баллов к итоговой оценке ЕГЭ. Кроме того, в одной из столичных школ уроки шахмат сделали обязательными с 1-го по 4-й класс.

Сами шахматисты уверены: идея, скорее всего, останется на уровне эксперимента.

Олег Куликов, директор Курского шахматного клуба: «Это очень специфический вид деятельности, который нельзя навязывать. Мне так кажется.

Наверное я как руководитель шахматного движения города и области не должен так говорить. Но это действительно не для каждого и не нужно каждому. Познакомиться в факультативном порядке — да.

Но заставлять учить и ставить за это оценки… Это уже явный перебор».

  • Кроме того, поиск преподавателя по шахматам для каждой школы, а их в России более 40 тысяч, может стать серьезной проблемой, если инициатива Министерства превратится в законопроект.
  • Дмитрий Новиков, Вести-Курск
  • 13:25 | 28-09-2017

Источник: http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/28092017131756_l.html

В российских школах предлагают ввести уроки шахмат

В каждой школе появится факультатив по шахматам

m24.ru/Михаил Сипко

В российских школах предлагают ввести один год обязательного изучения игры в шахматы. Об этом m24.ru сказал исполнительный директор Российской шахматной федерации Александр Бах. В стране действует несколько пилотных проектов по шахматному образованию в средних школах.

«Шахматное образование стоит ввести во всех школах России. Шахматы развивают стратегическое мышление, память, логику и в целом интеллект», – сказал он.

С 1 сентября 2016 года шахматы станут обязательным предметом во всех средних школах Югры (Ханты-мансийский автономный округ). В целом в России шахматы пока остаются дополнительной дисциплиной. Специализированные школы есть в Москве, Калмыкии, республике Тува, Челябинской области.

В Тюменской области преподаванием шахмат охвачены более половины школ и детских садов. Школы с обязательным шахматным образованием есть в Китае, Турции, Канаде, США, Румынии, Молдавии. Как правило, школьников обучают этой игре в столицах и крупных городах: Монреале, Нью-Йорке, Пекине и многих других.

В Румынии шахматы преподают уже в 15 тысячах школ, а в Турции с начала двухтысячных годов этот предмет охватил все городские школы.

В пресс-службе министерства образования и науки России пояснили, что регионы вправе самостоятельно добавлять в учебную программу некоторые дополнительные предметы. Могут это делать и сами школы в рамках выделенных квот.

«Каждая школа имеет в учебном плане вариативную часть, которая заполняется по желанию участников образовательных отношений.

Это могут быть факультативы, внеурочная деятельность или предметы основного расписания», – пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

При этом работники ведомства особо подчеркнули, что в любом случае нагрузка на школьников не должна превышать установленные показатели.

Так как объем допустимых нагрузок на учащихся по общему количеству часов занятий утвержден санитарно-эпидемиологическими нормами и определен с учетом рекомендаций Минздрава.

Иными словами, нельзя вводить дополнительные часы сверх квот, установленных учебным планом.

Ранее для московских школьников предлагали увеличить количество часов плавания. На первом этапе проект затронет только те образовательные учреждения, у которых есть бассейн. Однако власти столицы совместно с Федерацией плавания разрабатывают программу по строительству плавательных бассейнов во всех школах Москвы.

Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как поступить и учиться в мади

А для развития инженерного мышления, школьникам предложили собирать на переменах огромные деревянные конструкторы. Помимо прочего, это поможет занять детей во время пауз между уроками. Весной мастер-классы для столичных школьников проводили олимпийские чемпионы. Ученики вместе с ними сделали «Олимпийскую зарядку» и посмотрели, как тренируются мастера спорта и победители международных первенств.

Помимо этого, в московских школах могут появиться уроки езды на велосипеде. Предположительно, занятия будут проходить в два этапа: сначала теоретическая подготовка в рамках уроков ОБЖ, а затем практическая езда на занятиях по физкультуре. Предполагается. что такие уроки сформируют правильное отношение детей к дороге и к велосипеду, как транспортному средству.

Также предлагается открыть образовательные центры по безопасности дорожного движения и передвижные автогородки.

Российский шахматист, гроссмейстер Александр Грищук отмечает, что склонность к шахматам проявляется уже в детстве, поэтому вовлекать в занятия нужно младших школьников.

«Людей развивает то, к чему у них душа лежит. И в шахматах, как в спорте, уже с детства понятно, есть ли у человека склонности или нет. Если потенциал и интерес у ребенка есть – ему стоит заниматься дальше, если нет – нужно поискать что-то другое. Поэтому полезно будет проводить годичный, ознакомительный курс шахмат. И именно для учеников 1-2 классов», – заключил эксперт.

Председатель московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко двояко оценивает инициативу шахматного образования в школах. «С одной стороны, шахматы развивают логическое мышление, дают понятие о причинно-следственных связях, тренируют память и внимание. Это полезно для общего развития.

К тому же, зачастую дополнительные кружки и секции сейчас платные, а введение шахмат в общую учебную программу позволят детям заниматься бесплатно, – пояснил он, – Но с другой стороны, сейчас учебный план очень насыщен, и просто так внести что-то новое не получится. Добавить один предмет можно только за счет другого.

И вот здесь возникает вопрос: что же меньше важно, чем шахматы? Какой дисциплиной можно пожертвовать и в каких пределах?»

Летом столичные школьники могут не только отдыхать и ходить на различные экскурсии. В августе стартует третья смена «Московских каникул» – бесплатных городских лагерей, в которых школьники смогут получить новые знания и навыки благодаря всевозможным спортивным секциям и мастер-классам.

Третья смена пройдет в 146 учреждениях департамента труда и социальной защиты населения. В детских лагерях Севастополя для московских школьников подготовили 7 уникальных тематических программ. В частности, для детей организуют курсы английского языка и журналистики, познакомят их с секретами бизнеса, русской культурой, историей российского флота.

А те, кому по вкусу самостоятельность, могут устроиться на временную работу и пополнить копилку.

Источник: https://www.m24.ru/articles/shahmaty/29072016/111796

Уроки шахмат для начальной школы станут обязательными

С нового учебного года уроки шахмат станут обязательными для учеников начальной школы. В чем плюсы и минусы такого решения? Как именно и за счет чего будет реализовываться проект? Рассказываем в нашей статье.

Дебют. С чего все началось

Занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе с 1994 года. Теперь же эти уроки планируется ввести в число обязательных предметов.

Год назад во время правительственного часа в Совете Федерации сенатор Олег Цепкин задал министру просвещения (тогда – образования и науки) Ольге Васильевой вопрос, когда же наконец во всех российских школах введут обязательные уроки шахмат. Министр ответила, что, мол, это случится в ближайшие два года, а может быть, даже и со следующего учебного года. То есть момент настал. 

Нововведение Васильева объясняет тем, что занятия шахматами положительно влияют на общую успеваемость школьников: она становится выше на 35–40 %. В пилотных регионах (а их по всей России 40 штук) это уже заметно. С 2015 года в нашей стране заработал проект «Шахматы в школе»: сначала только в Москве и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Позже сюда добавились Краснодар, Калужская, Псковская, Курганская, Липецкая, Воронежская, Томская, Ульяновская, Тюменская и Белгородская области, Якутия и Чувашия. Проект действует с подачи одноименного фонда и ФИДЕ (Международной шахматной организации) и включает в себя методическую подготовку учителей начальных классов и предоставление школам необходимого инвентаря.

Идея постепенно набирает обороты: если изначально в проекте участвовало 100 московских школ, то в этом году их стало уже 401, то есть в четыре раза больше. Растет число школ-участниц и в других регионах. В Югре шахматы – обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах.

Президент региональной шахматной федерации Василий Филипенко подчеркивает, что такие занятия повышают успеваемость учащихся по всем предметам школьной программы. 

С ним полностью солидарен Кирсан Илюмжинов. Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой Республики Калмыкии в школах и детских садах с 1996 года ввели обязательные занятия шахматами.

После этого успеваемость учащихся повысилась аж на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам.

Целью «шахматного всеобуча» Илюмжинов называет не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости по всем предметам. 

Миттельшпиль. Как идею будут реализовывать

Все выше сказанное звучит, конечно, заманчиво, что и говорить. Но насколько привлекательно будет выглядеть эта идея при реализации на местах? 

Сначала разберемся, какие варианты предлагает сама министр Ольга Васильева. Общее количество уроков составит 135 занятий: 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2–4-м классе. То есть получается одно занятие в неделю. 

Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина или Всеволода Кострова, по которым дети успешно изучают шахматы без малого 30 лет; новые разработки Екатерины Прудниковой, Екатерины Волковой и Эльвиры Уманской (учебно-методический комплекс).   

Кто будет вести уроки? По словам главы Министерства просвещения, школьная программа по шахматам очень несложная, освоить ее с помощью методического пособия будет легче легкого для любого учителя начальных классов. Вот эти-то учителя и будут вести шахматные занятия. Специального педагога-шахматиста никто в общеобразовательные учреждения приглашать не будет. 

Где найти время для шахмат? Все педагоги знают, что ФГОС определяет базовую часть школьной программы и ее вариативную часть.

Минимальное количество часов на каждый обязательный предмет строго регламентировано. Также существуют нормы учебной нагрузки для учащихся каждой параллели.

То есть взять и просто добавить в расписание урок шахмат в один из дней недели явно не получится. Как же выделить этот час?

Ольга Васильева говорит о том, что во всех общеобразовательных заведениях существует обязательная добавка к учебному расписанию. Это внеурочная деятельность. По два часа в день – итого набегает десять часов в неделю. Вот из этого объема министр и предлагает одно занятие выделить на шахматы.

Есть другой вариант. Кирсан Илюмжинов – в то время президент ФИДЕ – еще в 2016 году написал письмо министру Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и происходит в большинстве школ: в московских, ханты-мансийских и прочих образовательных учреждениях, участниках проекта «Шахматы в школе».

Какие же плюсы и минусы нас ждут с введением в школах обязательных уроков шахмат?

  • Плюсы:
  • — шахматы развивают логику и стратегическое мышление;
  • — эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться; 
  • — с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.
  • Минусы:

— увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужнее подвижные игры;

— подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии случаются регулярно.

Эндшпиль. Мнение родителей

Елена Разумова:

— Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и всякие прочие дополнительные предметы, детям в школе станет совсем тяжко.

Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально.

Где взять преподавателей? Выйдет, как с основами безопасности жизнедеятельности и основами религиозных культур и светской этики: их везде ведут неспециалисты.

Причем даже в городах! А уж в сельских-то школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, кто будет вести факультатив по шахматам?

Анжела Румель:

— Я против всеобщего обучения шахматам. Введение урока шахмат или приведет к перегрузке, или заставит забрать час от другого предмета.

Какого именно? За счет чего детям будет предложена эта игра? Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение означает промежуточную и итоговую аттестацию.

А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем.

То есть пятерки будут получать только те, кто выиграл?! Да и вообще, кто будет учить детей шахматам? Неужели просто учитель начальной школы? Я, конечно, ничего не имею против шахмат как игры и признаю их развивающую роль, но считаю, что они должны быть только как дополнительные и исключительно добровольные занятия. Хочешь – играй, не хочешь – не играй.

Константин Кириллов:

— У ребенка в начальной школе три часа физкультуры по расписанию. Из них только два настоящие, проходят в спортзале (зимой катаются на лыжах на улице, естественно). Школа старая, спортзал один, учительница физкультуры тоже одна – на всех не хватает.

Поэтому третий час вместо физкультуры все занимаются у себя в классе со своими учителями: задачки там решают, по внеклассному чтению что-то разбирают. Так что если вместо этого будут играть в шахматы – я только за! Опять же, шахматы – это полезно для развития.

Не все родители могут научить, если сами не умеют… Вот школа и выручит!

Светлана Щетинина:

— Я бы хотела, чтобы у моего ребенка в школе начали преподавать шахматы. Но делать их обязательным уроком, думаю, не стоит – гораздо лучше сделать факультатив.

Ведь далеко не всем детям это интересно, а уж если шахматы сделать обязаловкой, то интерес может легко пропасть и у тех, кто, в общем-то, хочет научиться в них играть. Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем-совсем не сможет поладить.

И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их будут выставлять? В общем, складывается впечатление, что в министерстве не до конца продумали эти вопросы… 

Мария Григорьева:

— Как-то слышала в одной передаче, что многие известные политики, музыканты, ученые и т. д. увлекались шахматами. И вообще, везде много пишут о пользе этой игры. Поэтому, если в школе будет урок шахмат, хотя бы факультативно, я только за. Шахматы учат думать и анализировать, выстраивать логическую цепочку, причинно-следственные связи находить – это и для дальнейшей жизни будет полезно.

Екатерина Полякова:

— Если в школах будут уроки шахмат, я только за. Лучше уж пускай дети будут загружены по максимуму и всегда при деле, чем бегают по заброшенным стройкам, безобразничают или шатаются себе безнадзорные по улицам в поисках приключений. Пусть хоть мозги у них будут заняты делом. Да и вообще, шахматы здорово развивают мышление: игра-то интеллектуальная!

Мнение эксперта Российской шахматной федерации

Александр Николаевич Костьев, кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Шахматный всеобуч России», член комиссии «Шахматное образование» Европейского шахматного союза, 10 лет работал заведующим кафедрой шахмат в Российском государственном университете.

Приказом ввести урок шахмат в школы не удастся. Найти единовременно более 40 тысяч преподавателей нереально. Надо проводить обучение учителей на курсах, хотя этот процесс длительный.

Введение дополнительного урока шахмат или замена третьего урока физкультуры на урок шахмат возможны только для частных случаев, когда есть соответствующие решения администрации школ, родительского актива и наличие шахматных педагогов.

Вряд ли целесообразно всех детей принудительно обучать шахматам в течение четырех лет.

Что же делать, ведь польза от изучения шахмат для школьников очевидна? Во-первых, не мешать тем, кто уже что-то делает. Шахматные факультативы в школах получили повсеместное развитие после старта всесоюзного турнира школьных команд «Белая ладья» (1969 г.). Сегодня этот процесс продолжается, усиливается, но все же не может охватить все школы. Во-вторых, надо искать «ассиметричный» вариант.

Об одном из них я хочу рассказать. Речь об эксперименте, третий год идущим в гимназии № 11 города Лениногорска в Республике Татарстан.

Перед началом очередного учебного года, учителя, которым предстояло взять новый первый класс, прошли обучение по теме «Использование межпредметных связей для ознакомления с шахматной игрой в первых классах общеобразовательных школ».

Учителя не были знакомы с нюансами шахматной игры, но все они были опытными педагогами, сделавшими уже не один выпуск из начальной школы.

Идея заключалась в том, чтобы в каждый стандартный урок вкрапливать небольшую информацию о шахматах, а во время внеурочной деятельности закреплять тему шахмат.

Был подготовлен календарно-тематический план по всем предметным областям (математика, обучение грамоте, чтение, окружающий мир, технология, музыка, физическая культура, изо) и всем направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), изготовлены раздаточные материалы, дидактические пособия.

Вот пример цикла для изучения понятия «Шахматный конь». При изучении звука «К» на уроке чтения при показе слов, начинающихся со звука «К», демонстрировался шахматный конь. На уроке физкультуры дети прыгали ходом шахматного коня на заранее изготовленном шахматном поле (обычный баннер, раскрашенный под шахматную доску).

На уроке пения разучивался стишок про шахматного коня, на уроке рисования его рисовали, а на шахматном празднике (внеурочная деятельность) кто-то из детей изображал этого коня. Можно придумать очень много связок и для шахматно-математических тем, напр.

формулу 3+3=6 можно иллюстрировать на классной доске магнитными шахматными фигурами  Конь + Слон = Ладья + Пешка.

Пример представления математического тождества в виде шахматных фигур

В результате такой системы обучения, все (!!) ученики первых классов гимназии № 11 города Лениногорска познакомились с правилами шахматной игры фактически на обычных уроках в школе. Затем наступил период «игровой практики» и более углубленных занятий шахматами.

Здесь на помощь учителям пришли тренеры городской детской-юношеской спортивной школы по шахматам.

Кстати, гимназия № 11 создала ежегодную проблему для местной шахматной ДЮСШ – теперь наполняемость групп начального обучения буквально зашкаливает, потребовались новые тренеры и помещения.

На мой взгляд, Лениногорский эксперимент показывает путь для шахматного всеобуча в российские школы. В урочное время правилам шахмат обучаются все дети без исключения, во время внеурочных мероприятий дети знакомятся с шахматной историей и культурой, а заинтересовавшиеся игрой, могут продолжить занятия в секциях, кружках, спортшколах.

Учителей обучить применять методику межпредметных связей несложно. Наиболее продвинутые из них в состоянии самостоятельно изучить основы теории шахмат (благо есть интернет) с тем, чтобы самим вести школьный шахматный кружок с учениками вторых-третьих классов.

 Вопрос только в стимулах для учителей, чтобы они заинтересовались шахматным всеобучем.

В дополнение, хочу сказать, что проблемам шахматного всеобуча Российская шахматная федерация уделяет огромное внимание, постоянно координирует свои действия с Министерством просвещения России, вместе с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко с 2014 года ведет в одиннадцати регионах России проект «Шахматы в школах», снабжая регионы шахматным инвентарем, пособиями, организуя семинары для педагогов и соревнования для детей. Этот проект расширяется с каждым годом.

В прошлом учебном году Российская шахматная федерация при поддержке Фонда президентских грантов и фонда Тимченко организовала всероссийскую конференцию по шахматному всеобучу для учителей и педагогов дополнительного образования. Недавно мы начали новый проект – объявлен всероссийский конкурс «Учитель шахмат».

Читайте также:  Профессии будущего: как подготовиться к изменениям в работе и в карьере

Современный мир вступает в эру цифровых технологий, и мы должны готовить детей к этому переходу. Сейчас надо учить не накапливать знания, а уметь ими оперировать, решать нестандартным путем проблемные ситуации. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру. В этом и есть цель шахматного всеобуча.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5c506182c9fd5600ae460eaf

Глава Минобрнауки: «В школах должны играть в шахматы»

Сдавать ЕГЭ даже под камерами — проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. 

— Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

— Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного — содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений.

Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений.

Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне — это немыслимо много.

Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта.

Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

— Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

— Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота — педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций — я только за эволюционный путь. Всё новое — хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь — национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

— В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

— У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, — Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель — представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках. 

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

— Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

— Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше.

Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

— Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

— Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. — это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году.

Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл.

По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось — в 2 раза, по истории — в 2 раза, по физике — в 1,6 раза, по литературе — в 1,5 раза, по базовой математике и географии — почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку — на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

— Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

— Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

— Говорят, что тяжело сдавать под камерами…

— Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ.  Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное — изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

— Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

— Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога — развить и привить желание учиться.

— Учителя на местах это понимают?

— Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию — на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае.

Цель — проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается.

Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике — у пятерых золото, по химии — 3 золота и 2 серебра, у математиков — золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

— Каких предметов не хватает в школьной программе?

— Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений — это астрономия.

С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные.

Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

— Это будет где-то рекомендовано?

— Есть внеурочная деятельность — обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым — нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

— Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

— Правильно, образование — это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок — на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

— Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня — новой технологической революции?

— Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе.

Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс.

бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

— У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

— Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное — любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток — как хрустальный сосуд.

— А в угол ставить на горох?

— Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

— Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

— Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду — третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа.

Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2—2,2 тыс.

 человек и совсем маленькие сельские школы.

— Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

— Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу.

Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ.

У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

Источник: https://iz.ru/626638/aleksandra-krasnogorodskaia/olga-vasileva-v-shkolakh-dolzhny-igrat-v-shakhmaty

Ссылка на основную публикацию