Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочно

В России учеников 10 классов и студентов сузов предупреждают о необходимости пройти учебные (в народе их часто называют военными) сборы. Законодательно эта часть регулируется статьей 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в которой говорится, что юноши должны «получить начальные знания в области обороны».

Как и в случае с прохождением военной службы, далеко не все воспринимают такую перспективу с энтузиазмом. О законной альтернативе для призывников ПроВладимир писал подробный материал с рекомендациями эксперта, теперь пора разобраться в том, как обстоят дела в учебных заведениях.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Конечно, учебные сборы — мероприятие непродолжительное (пять дней) и не такое суровое, как настоящая служба, однако нежелание юношей в них участвовать объяснимо. Далеко не все хотят изучать элементы строевой подготовки и разучивать команды — по религиозным, пацифистским или любым другим убеждениям.

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочноФото — ucheba.ru

Если даже уйти от рассуждений о высоком, то на учебных сборах может быть элементарно опасно. Занятия проводятся зачастую на базе воинских частей и включают в себя боевые стрельбы. От последних можно отказаться по религиозным причинам, правда на слово могут не поверить.

Для девушек предусмотрены отдельные занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний, но их проводят далеко не во всех школах. Сборы же — обязательны, в силу того, что являются частью курса ОБЖ или БЖД.

Одна из основательниц «Движения сознательных отказчиков от военной службы» Елена Попова по просьбе ПроВладимира составила план действий для тех, кто не хочет ехать на учебные сборы:

  1. Подготовить заявление об отказе от участия в сборах по образцу (или составить аналогичное заявление на свое усмотрение). Заявление мы настоятельно советуем направлять не только директору учебного заведения, но и в Минобрнауки, и в органы исполнительной власти по образованию, а также в военный комиссариат, в котором вы состоите на воинском учете или будете состоять. Там должны понимать, с кем имеют дело, и знать — военная служба не для вас. В некоторые инстанции можно отправлять заявление заказными письмами (в военкомат), в некоторые — в электронном виде (в Минобрнауки). Заявление директору школы можно зарегистрировать у секретаря и попросить поставить отметку о приеме на своем экземпляре.
  2. Подготовиться к беседе с директором. Помнить, что вы не должны никому ничего доказывать: вы излагаете свою позицию и предлагаете вместо этого другую форму освоения учебного материала (подробнее изложено в образце заявления). Если на вас начинают оказывать давление (угрожать неаттестацией), не продолжать разговор в таком тоне и уйти. Самое важное в этом диалоге — сохранение дистанции.Можно сделать более решительный шаг: не регистрировать заявление в канцелярии, а прийти к директору на прием с подготовленными двумя экземплярами. Дни и часы приема граждан указаны на двери кабинета руководителя школы. Разговор в это время будет более спокойный, чем на перемене между уроками, да и вы будете подготовленнее.
  3. Продумать, как общаться с родителями, особенно, если они не на вашей стороне. Иногда бывает удобно доносить до близких людей эту позицию письменно. Подчеркните, что любите и уважаете их, но данный вопрос для вас является личным.
  4. Подготовить реферат и презентацию об альтернативной гражданской службе или о том, как устроен призыв, чтобы представить материал вместо участия в сборах.

Военная подготовка в школах должна проходить сверхурочноФото — edukovrov.ru

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Достать чернил и выпить: как готовиться к сочинению

Оценим за полчаса!

«Это явная милитаризация молодежи, к тому же несовершеннолетних.

Это навязанная через институты образования подготовка к военной службе, навязанные стереотипы о том, что служба в армии — это что-то неизбежное и обязательное.

Это вдалбливание в головы стереотипов о предназначении мальчиков. Мне это отвратительно. Я считаю, что пропаганда военной службы среди несовершеннолетних — это очень подлое занятие со стороны взрослых.

На мой взгляд, если человек решает идти в армию, это должно быть осознанное и взвешенное решение, основанного не на привлекательном образе и не на надежде „получить квартиру и рано уйти на пенсию“.

Он должен четко понимать: что это за „защита отечества“ — в чем она выражается, какова его роль в этом, какие есть риски, ради чего он решается поступиться частью своей свободы.

Должен проходить серьезный отбор людей, которые по определенным качествам готовы к этому, а не липовые тесты по профессионально-психологическому отбору, которые сейчас массово заполняют в военкоматах призывники», — подчеркнула Попова.

По словам правозащитницы, в ее практике не было ни одного школьника или студента, который получил бы в итоге неудовлетворительную оценку за свое нежелание проходить сборы. Некоторые молодые люди, не дождавшись мгновенного результата, предпочитали не ввязываться в конфликт, но остальные свои права отстаивали без негативных последствий.

Фото — сайт кировской организации Ветеранов воздушно-десантных войск

Елена Попова добавила, что за помощью к ним обращаются не только сами юноши, но и их родители, причем даже те, кто работает в школах. Порой, учебные сборы «отрезвляют тех, кто хотел в армию» вместо того, чтобы стать способом привлечения молодых людей.

Ранее мы с помощью городского управления образования и областного департамента образования разбирались в том, насколько законна летняя отработка в школах.

Похожее

Источник: https://provladimir.ru/2019/11/12/militarizacija-shkolnikov-mozhno-li-izbezhat-voennyh-sborov/

Как избежать военных сборов, если вы старшеклассник

«Афиша Daily» поговорила с недавними и нынешними старшеклассниками об их опыте с военными сборами и попросила правозащитницу рассказать о том, как от них можно отказаться.

В старших классах советских школ существовал предмет НВП — начальная военная подготовка. Школьники и школьницы собирали и разбирали автоматы, учились перевязывать раненых, маршировать и надевать противогаз. А мальчиков еще и отправляли на сборы.

В 1990-х годах фрагменты НВП перекочевали в состав ОБЖ, причем в наследство ОБЖ достались и преподаватели НВП — вышедшие в отставку военные.

Шло время, издавались и дополнялись приказы об организации школьного образования, но пункт о военных сборах для старшеклассников так или иначе сохранился.

Необходимость и обязательность их, впрочем, не раз ставилась под сомнение. Поводом для дискуссий, как правило, становились несчастные случаи на сборах.

Сейчас многим десятиклассникам и их ровесникам, которые учатся в колледжах, приходится участвовать в военных сборах.

Правозащитники говорят, что первые задокументированные случаи отказа от сборов по убеждениям появились более двух лет назад, но вопрос о том, как на законных основаниях избежать этого мероприятия, волновал граждан РФ и раньше.

«Афиша Daily» решила узнать, как проходят военные сборы в школе, можно ли от них отказаться и какие у такого решения бывают последствия.

Подробности по теме

Альтернативная гражданская служба: как это работает и кто ее выбирает

Альтернативная гражданская служба: как это работает и кто ее выбирает

Есть совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования от 2010 года, в соответствии с которым все молодые люди — десятиклассники и учащиеся колледжей — обязаны посетить пятидневные учебные сборы. Степень рьяности выполнения приказа, однако, не везде одинаковая, потому что вывезти детей куда-то — это очень хлопотно. Где-то военные сборы обязательны, где-то их может вовсе не быть.

Об отказе от военных сборов

Отказ от военных сборов в школе не массовое явление. Количество таких случаев за год я могу пересчитать по пальцам одной руки, но это не значит, что это не играет никакой роли.

Здесь уместна параллель с прохождением альтернативной гражданской службы: мало людей пользуются правом на АГС, но закон об АГС имеет колоссальное моральное и правовое значение — он расширяет правовое пространство защищенности и свободы человека.

Поэтому мне кажется очень важным то, что делают сегодня немногие молодые люди, которые подают заявления об отказе от сборов. Это пример того, что так делать можно.

О форме и сроках подачи заявления

Может быть несколько типов заявлений: заявление от самого человека, заявление от родителей и, как мне кажется, самый удачный вариант — коллективное заявление, например, от нескольких мальчиков или от нескольких семей.

Мы заметили, что они оказывают более сильное давление.

Заявление можно подать в любой момент, но лучше не делать этого слишком рано, скажем, за полгода до сборов, чтобы не было психологического давления со стороны учителя ОБЖ и администрации школы.

О том, куда писать заявление об отказе

Мне кажется логичным отправить заявление от отказе от сборов во все органы, которые принимают участие в их организации, и их начальству и указать всех адресатов в шапке письма.

Если мы отправляем какому-то одному должностному лицу, начинается перекладывание ответственности.

Когда вы пишете целому ряду должностных лиц, вы таким образом ставите в известность всю систему — и они должны будут найти кого-то, кто будет давать ответ по существу.

Я бы писала начальнику отдела военного комиссариата по тому району, где молодой человек состоит на первоначальном воинском учете или где он, скорее всего, будет стоять по достижении 18 лет. Дальше — начальству этого отдела — военному комиссару субъекта РФ.

Это же совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования, так что я бы писала и директору школы, и — обязательно — начальству директора — в органы исполнительной власти по району и по субъекту, которые занимаются образованием.

Еще можно отправить заявление уполномоченному по правам человека в вашем регионе или — вместо него — уполномоченному по правам ребенка.

О содержании заявления

Читаем в Инструкции, зачем проводятся эти сборы. Это не спортивное соревнование, не олимпиада, там очень четко написано, что это подготовка к военной службе. Да, это в рамках предмета ОБЖ.

Если человек говорит, что не может проходить военную службу в силу своих убеждений, то подготовка к военной службе тоже же им противоречит. Это логично. Чего я прошу? Освободить меня от сборов. Читаем, какие могут применяться меры, если человек не участвовал в сборах без уважительных причин.

Ему выставляют оценку «неудовлетворительно». Мы просим не выставлять такую отметку, потому что полагаем, что неучастие в сборах по идейным убеждениям — это уважительная причина.

В Инструкции написано, что к сборам привлекаются «все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья», то есть там ничего не говорится про освобождение от занятий по идеологическим причинам. Единственное — «по религиозным мотивам» можно отказаться от участия в стрельбе.

Но Инструкция не может ограничивать жизнь человека — она может ограничить только деятельность должностного лица. И конечно же, человек может отказываться от службы не только из-за соображений религии.

Во второй главе Конституции РФ, которая является пересказом Всеобщей декларации прав человека, в Пакте о гражданских политических правах, предусмотрено право человека на свободу совести и право на убеждения.

Можно ссылаться на статью 18 Всеобщей декларации прав человека, статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и статью 9 Европейской конвенции о правах человека — это о праве на свободу совести. Также можно сослаться на Конвенцию о правах ребенка, где отмечено, что ребенок имеет право иметь убеждения. Они могут быть даже отличными от убеждений родителей.

Необязательно ссылаться на международное законодательство. Я это советую скорее, чтобы человек понимал, что за ним есть некая правовая позиция. Право на отказ от обязательной военной службы по убеждениям совести стало общепризнанным правом человека, которое напрямую связывается с правом на свободу совести и убеждений (образец заявления об отказе от сборов можно найти здесь.— Прим.

ред.)

О действиях после подачи заявления

Что еще делать в сложной ситуации? Когда учителя угрожают, что наставят двоек, можно официально запросить выписку текущих оценок по определенным предметам.

Это нужно на тот случай, если ученику потом вместо пятерок пририсуют двойки и колы и скажут, что, вообще-то, он был неуспевающим и сборы тут ни при чем.

Понятно, что это гипертрофированная ситуация, но можно сделать это, чтобы исключить возможность фальсификации.

Ответ на заявление, по всей вероятности, не будет решением всего. Не надо отчаиваться, если он будет ни о чем, если там перечисление строчек из федерального законодательства или Инструкции.

Бывает ответ в том духе, что вы должны пройти сборы. Бывают ответы с явно неправовыми вещами.

Среди этих ответов рано или поздно встретится тот, где будет рациональное зерно, за которое мы можем зацепиться и двигаться дальше.

В Инструкции написано, что при уважительной причине пропуска сборов «организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов».

Я сталкивалась с ситуацией, когда молодому человеку предложили сдать реферат по теме, связанной со сборами. Ну он благополучно нашел материал в интернете, скомпоновал и сдал его, на этом его теоретическое обучение закончилось.

Был и такой случай, что старшеклассник просто посещал занятия в школе во время сборов.

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/3013-kak-izbezhat-voennyh-sborov-esli-vy-starsheklassnik/

Армия на чинается со школы Кому и для чего нужна начальная военная подготовка?

В июле прошлого
года депутаты Госдумы приняли поправки к
законам «О воинской обязанности и военной
службе» и «Об образовании» .

Согласно им уже с
сентября военные сборы станут
обязательными для всех старшеклассников, а
оценка по ОБЖ будет идти в аттестат.

Недавно
президент Путин предложил усилить
физическое и военное воспитание в школах, а
также восстановить систему допризывной
подготовки. Насколько это осуществимо в
нынешних условиях, попытался разобраться
наш корреспондент.

Почетная обязанность для
каждого

«Воинская служба в рядах
Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность
советских граждан». Эта нехитрая мысль,
черным по белому прописанная в Конституции
СССР, втолковывалась советским детям со
школьной скамьи.

Читайте также:  -ты все время чувствуешь себя иностранцем, а не просто человеком

В основе начальной военной
подготовки времен СССР лежала идея
тотальной готовности граждан к глобальным
войнам с «вероятным противником» (в роли
которого по умолчанию подразумевались
«империалистические» США).

Чтобы в случае
войны все как один могли подняться на
защиту своей страны.

https://www.youtube.com/watch?v=pI4Fu2yQ70M

Помимо
школьной «обязаловки» работала и мощная
сеть клубов ДОСААФ, где занятия по военным
дисциплинам проходили на факультативной
основе.

В 1991 году на смену
предмету НВП пришла странная и непривычная
аббревиатура ОБЖ, что расшифровывалось как
«основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение военных дисциплин сократилось до
минимума, что, по мнению работников
военкоматов, не лучшим образом сказалось на
качестве призывного контингента.

Тогда же,
под благовидным предлогом борьбы с
преступностью, из всех школ и
военно-спортивных клубов изъяли
мелкокалиберное оружие. Криминогенную
ситуацию эти меры не улучшили, зато системе
военной подготовки был нанесен очередной
удар.

Военная подготовка как
факультатив

Сегодня военная
подготовка является составной частью ОБЖ.
Теперь она именуется курсом «Основы
подготовки к военной службе» и изучается в
10-м, 11-м классах. Формально курс обязателен
для изучения во всех средних школах
Петербурга, но на практике предписание
выполняется далеко не всеми.

По
образовательному стандарту на курс ОВС
отводится 102 часа плюс 40 часов на сборах в
конце 10-го класса, где ученики закрепляют
теорию практикой. Во время сборов школьники
стреляют из автоматов, метают учебные
гранаты, бегают кроссы. И, разумеется,
учатся ходить строем. Хотя на сегодняшний
день сборы — дело добровольное.

Ученик либо
его родители имеют право отказаться от
участия в них.

— Начальная
военная подготовка в ее нынешнем виде
позволяет дать школьникам первичное
представление об армии, но не более того, —
говорит Татьяна Мельникова, главный
методист кабинета ОБЖ. — У нас нет цели
подготовить военного человека, полностью
готового для воинской службы. Главная наша
цель — подготовить настоящего гражданина
своей страны, готового в трудную минуту
защитить ее.

Востребованные
обществом и временем

Для тех, кто
хочет связать свою жизнь с военной службой,
существуют кадетские классы. Как правило,
туда стараются набирать ребят из разных по
социальному положению семей.

В этих классах
военное дело изучается более углубленно —
кадеты стреляют, маршируют, бегают
марш-броски, ходят в походы.

По словам
преподавателей, многие воспитанники потом
охотно идут служить либо поступают в
военные институты.

В средней
школе N 454 Колпинского района кадет набирают
уже четвертый год — причем как мальчишек,
так и девчонок. Ребята с гордостью носят
камуфляжную форму и оранжевый берет —
отличительный символ военнослужащего МЧС.

Причем, как правило, свой выбор школьники
делают сами. К примеру, 14-летняя Маша
Жужкова из 8-го «к» до кадетского класса
училась в другой школе. Когда решила
перейти в кадеты, учителя долго уговаривали
ее остаться, но девочка настояла на своем.

Говорит, что о своем выборе нисколько не
жалеет.

— Мне все предметы
одинаково интересны, но особенно нравятся
уроки по медицине, где мы учимся оказывать
первую помощь пострадавшим, — говорит Маша. —
Пока с жизненным выбором не определилась,
но уверена: по какой бы дороге ни пошла,
полученные здесь знания и навыки
обязательно пригодятся в будущем.

Оказание первой помощи — лишь малая
толика знаний, что получают ребята в
кадетских классах. Они умеют разжечь костер
без спичек, связать носилки из подручных
средств, найти пострадавшего по азимуту,
сориентироваться на местности без карты. И
конечно, как будущие защитники, учатся
стрелять из автомата и винтовки.

Совсем
недавно десятиклассники ездили на учебные
стрельбы на полигоне Северо-Западного
регионального центра МЧС. «Надо было видеть,
как у мальчишек горели глаза при виде
настоящего автомата, а сколько впечатлений
и разговоров было потом!» — с улыбкой говорит
преподаватель — организатор ОБЖ школы N 454
Вадим Валовик.

На глазах
корреспондента «ВП» кадеты уверенно
собирали и разбирали автомат Калашникова,
снаряжали автоматные рожки патронами.
Причем быстроте и четкости их движений мог
бы позавидовать солдат-старослужащий.

— Сегодня за воспитанников-кадетов
буквально сражаются как военные институты,
так и гражданские, — убежден методист ОБЖ
Центра повышения квалификации Колпинского
района Виктор Чеканов. — Неудивительно: все
хотят иметь в своих рядах не только умных,
но и дисциплинированных, и физически
развитых ребят. И лучшую кандидатуру, чем
кадет, трудно отыскать.

«Обязаловка» вместо факультатива

В июле прошлого года депутаты
Госдумы приняли поправки к законам «О
воинской обязанности и военной службе» и «Об
образовании». Поправки не предусматривают
введение отдельного предмета НВП, объем и
содержание программ военного обучения не
изменятся.

Но уже с сентября этого года
военные сборы станут обязательными для
всех старшеклассников, а оценка по ОБЖ
будет идти в аттестат. Кроме того, принятые
поправки устраняют главное противоречие,
существовавшее до недавних пор. Ранее Закон
«О военной службе» предписывал вести
военную подготовку в школах в обязательном
порядке.

Тогда как в Законе «Об образовании» утверждалось, что обучение военному делу
должно быть факультативным и преподаваться
лишь с согласия самих учеников и их
родителей.

Нововведения для
школьников уже вызывают бурные протесты
как ряда педагогов, так и правозащитников.
По их мнению, обязательная военная
подготовка изначально настраивает
обучение на милитаристский лад.

Что
нарушает права детей представителей
конфессий, чья вера не приемлет участие в
войнах. Соответственно нарушаются и права
всех желающих пройти альтернативную
гражданскую службу.

Призывнику будет
невозможно доказать, что он не может брать в
руки оружие.

Существуют и другие
проблемы — например, кадровая. Как
предполагается, курс подготовки к военной
службе будут вести офицеры-отставники. Что
уже сегодня вызывает большие сомнения у
специалистов.

— Это мнение сильно
оторвано от реальности, — считает Виктор
Чеканов. — В Колпинском районе все 30 школ
укомплектованы преподавателями ОБЖ, но во
многих школах Петербурга их нет и взять их
неоткуда. Молодые офицеры, досрочно
увольняющиеся из армии, в школу работать не
пойдут. Не пойдут и военные пенсионеры,
увольняющиеся во вполне трудоспособном
возрасте.

Недавно к нам приходили
устраиваться два подполковника запаса,
служившие раньше на Байконуре. Когда узнали
про свою будущую зарплату, тут же ушли.
Конечно, сегодня педагоги получают намного
больше по сравнению с прошлыми годами.
Однако зарплата в 10 — 12 тысяч для мужчины
маловата.

Поэтому отставные военные
охотнее идут в различные коммерческие
структуры, чем в школы.

По
свидетельству работников военкоматов,
здоровье призывников и их подготовленность
оставляют желать много лучшего. Сам
президент Путин выразил озабоченность
сегодняшним состоянием начальной военной
подготовки в общеобразовательных
учреждениях.

И предложил усилить в школах
физическое и военное воспитание, а также
восстановить систему допризывной
подготовки, разрушенную в начале 90-х годов.
Что и говорить, слова очень правильные. Но,
как показывает наша действительность,
извратить до неузнаваемости можно даже
самую хорошую идею.

Остается надеяться, что
прогнозы пессимистов, предсказывающих крах
военной подготовки, не оправдаются. И
Российская Армия все-таки получит
призывников, подготовленных к службе со
школьной скамьи.

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/40744

Нужна ли сегодня начальная военая подготовка в школе?

Хочешь мира — будь готов к войне.

Считаю, что нужна. По крайней мере, любой человек должен через НВП пройти, а в каком возрасте — уже вопрос.

У нас в школе были основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Безусловно, отметать этот предмет никак нельзя. И он непосредственно содержит элементы НВП — например, то же поведение при ядерных ударах, или мы метали гранаты, т.е. теннисные мячики.

Но, согласитесь, один раз в год ради норматива метнуть — это для галочки. Что останется у людей в голове? (и мышцах, раз говорить о том же метании гранат). Хотя нас уверяли, что когда надо — мозг всё сам вспомнит.

К счастью, чрезвычайных ситуаций в моей жизни, где я бы это проверила, не было.

В старшей школе на 2 недели нас отправляли в специальную школу ОБЖ, и это было круто. Мальчики и девочки занимались отдельно, и все 2 недели — учились всему от правильного питания до надирания маньяку нужного места (последнее — на практике в спортивном зале, конечно).

В ВУЗе у нас был такой предмет, как БЖД — всё та же песня. Большую часть времени мы занимались по старому советскому учебнику «Начальная военная подготовка». Безусловно, актуальность информации важна, но сейчас вопрос немного не об этом. И это было ещё круче и полезней.

Теперь я точно знаю свой размер противогаза (хотя и до этого знала, но тут утвердилась). Знаю, за сколько секунд его надену, и до автоматизма отработала этот процесс. Знаю, что нужно работать с дыханием, а пока тонуть рядом со мной никому не советую. И, конечно, ура-ура, у нас был тир и разбор автомата Калашникова.

Там уже для себя я занималась 2 года стрельбой и участвовала в соревнованиях. Это ценнейший опыт. Хоть и маленький. И для более старших людей такие рассказы — ерунда, у них-то это всё в школе огого как было. А сейчас — нет. Мне страшно за своих детей.

Чему их будут учить? Тратить их жизненное время на основы православной культуры? А я хочу знать, что мой ребёнок сможет постоять за себя, и вряд ли я одна такая. Почему бы школе в этом желании не помочь родителям?

В общем, я только «за». Предупреждён — значит, вооружён. От человеческой природы никуда не деться. В какие-то стереотипы я не верю. Оттого, что я хорошо стреляю, я не хочу убивать людей или перестала быть милой девушкой, любящей котиков. Такие дисциплинирующие предметы жизненно необходимы.

Только тут уже вопрос встаёт о качестве. Считаю, что мне повезло ещё — у нас в ВУЗе были преподаватели той ещё старой закалки, а в тире — заслуженный мастер спорта СССР. В любом случае, об НВП своих детей я позабочусь, как смогу. И буду очень рада, если школа в этом поможет.

Пока не вижу причин, почему этот предмет может быть НЕ нужен.

В ССУЗЫ и ВУЗЫ, увы, не все попадают. Поэтому, лучше начинать со школы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2297917-nuzhna-li-segodnja-nachalnaja-voenaja-podgotovka-v-shkole.html

Военные сборы в школе и колледже — Солдатские матери

На уходящей неделе депутаты внесли в Госдуму законопроект о допризывной и вневойсковой подготовке граждан к военной службе. Однако, как известно, начальные знания в области обороны молодые люди уже сейчас получают в возрасте 16-17 лет.

Так, с 1 января по 31 марта 2019 года в России состоится очередная кампания по первоначальной постановке граждан на воинский учет, а, следовательно, после новогодних каникул многие школьники и студенты колледжей обязаны будут получить начальные знания в области обороны, которые включают в себя военные (учебные) сборы, к которым стоит готовиться заранее.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев рассказал об обучении основам военной службы, а также возможности молодых людей отказаться от прохождения военных сборов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» юноши, а также по собственному желанию и девушки, получающие среднее и среднее профессиональное образование, при постановке на первоначальный воинский учет должны получить начальные знания в области обороны страны, военно-патриотическое воспитание и подготовку по основам военной службы. Эта обязанность возникает у молодых людей и в случае, если они не проходят обучение в школе или колледже.

Законодательство определяет целый спектр целей подготовки граждан по основам военной службы:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;
  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в сфере, связанной с прохождением военной службы;
  • приобретение навыков в области гражданской обороны;
  • изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.
  • Обучение в области обороны предполагает как теоретическую, так и практическую части.
  • Теоретическую часть граждане осваивают в образовательных организациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а за пределами образовательных организаций для граждан, не проходящих обучение — в учебных пунктах созданных при образовательных организациях.
  • Обучение основам военной службы производится в течение учебного года и по результатам обучения знания молодых людей оцениваются преподавателем.

Не обучающиеся граждане направляются для получения знаний по основам военной службы районными военными комиссарами, начиная с 16-летнего возраста.

Выявление граждан, не получивших знания в области основ военной службы, производится военными комиссарами при первоначальной постановке на воинский учет.

Обучение граждан в учебных пунктах производится с учетом срока призыва граждан на военную службу, занятия в них проводятся по 2-3 раза в неделю продолжительностью 2-3 часа. По результатам обучения граждане сдают зачеты и получают справку об окончании обучения.

Практическая часть обучения связана с воплощением в жизнь теоретических знаний во время ежегодных учебных сборов. В соответствии с пунктом 33 Приказа Минобороны РФ и Министерства образования РФ и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 к военным соборам привлекаются все граждане за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Исходя из логики приказа, список лиц, освобожденных от учебных сборов, составляется директором образовательного учреждения из лиц, освобожденных от занятий по физической культуре, и лиц, предоставивших медицинские справки, свидетельствующие о невозможности прохождения учебных сборов по состоянию здоровья. Сведения о медицинских противопоказаниях к прохождению учебных сборов должны предоставляться родителями (родственники, близкие, попечители) молодого человека вместе с заявлением, написанным на имя директора образовательного учреждения, с просьбой освободить ребенка от учебных сборов.

Продолжительность учебных сборов равна 5 дням (35 учебных часов), в ходе которых гражданами изучаются:

  • размещение и быт военнослужащих;
  • уставы вооруженных сил;
  • организация караульной и внутренней служб;
  • элементы строевой подготовки (выполнение команд, строевой шаг и др.);
  • огневой подготовки (в большинстве случаев с использованием автомата «Калашников» с боевыми боеприпасами);
  • тактической, физической и военно-медицинской подготовок;
  • а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
  1. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
  2. В большинстве случаев обучение происходит на территории войсковой части.
  3. Оценка, выставленная по результатам учебных сборов, заносится в классный журнал и учитывается при вынесении итоговой оценки за весь курс обучения по предмету.

Важно, что от прохождения военных (учебных) сборов гражданин может отказаться в связи с наличием у него убеждений, препятствующих военной службе.

Несмотря на то, что пунктом 53 Приказа Минобороны РФ и Министерства образования РФ и науки от 24 февраля 2010 года № 96/134 предусмотрена возможность отказа от прохождения военных сборов только по религиозным убеждениям, на практике это право могут реализовать и граждане, чьим светским антивоенным убеждениям противоречит несение военной службы.

Читайте также:  Минобрнауки отчиталось о доступности дошкольного образования

О наличии таких убеждений родителям (законным представителям) и самому молодому человеку необходимо до начала сборов письменно уведомить руководителя образовательного учреждения, попросив об освобождении от сборов. Образец такого заявления об отказе от военных вы можете найти здесь.

Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительной причине, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

На практике замена учебных сборов, как правило, заключается в написании 2 рефератов по темам, связанным с подготовкой граждан к военной службы, а для граждан, отказывающихся от военных сборов по убеждениям совести – к написанию рефератов по вопросам реализации гражданами права на прохождение альтернативной гражданской службы (вопрос выбора темы реферата определяется преподавателем по своему усмотрению).

Источник: https://soldiersmothers.ru/news/voennye-sbory-v-shkole

Новый приказ Минобра о нагрузке педагогов. Комментарий юриста

10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». (Текст прилагается к статье).Ранее действовавший аналогичный приказ (№2075 от 24.12.2010) утратил свою силу. Публикуем комментарий к документу, подготовленный юридической службой независимого профсоюза работников образования Череповца.

Новый нормативный акт имеет ряд принципиальных отличий от предшествовавшего приказа.

   Отличие, которое есть уже в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Это значит, что учебная нагрузка должна быть четко прописана в трудовом договоре работника.

  •    Обратите внимание на Приложение № 2 «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
  •    В прошлом приказе такого приложения не было.
  •    Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года.

   Пункт 1.

1: «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4читаем: «Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Важно! Если на следующий год учебная нагрузка у педагога меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану.

Обратите внимание на пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год.

Исключения указаны в специальном пункте приложения, а раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и все вписано в общее положение.

Важен пункт 1.

7, в котором прописано: «Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка». То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная нагрузка снижена быть не может.

Также в пункте 1.

9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)».

В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Важен пункт 2.

3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило», и он стал обязательным к исполнению.

Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе.

Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было.

 Положение говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях.

В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников.

Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент — это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году.

Меньше можно, выше нельзя.

Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе, за исключением нормы часов преподавателей ДШИ и ДМШ (для них теперь установлена единая норма – 18 часов!).

Появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы.

Будьте внимательны и используйте данный приказ в своих интересах.

http://www.pedagog-prof.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=722

Источник: http://NetReforme.org/news/novyiy-prikaz-minobra-o-nagruzke-pedag/

Сверхурочная работа: 3 совета по оформлению

В статье мы рассмотрим, что понимается под сверхурочной работой, какие гарантии и компенсации полагаются сотрудникам, как оформить привлечение к ней и, главное, как правильно рассчитать и оплатить такую работу.

Все вебинары по кадровому учету для бухгалтера

Учимся правильно оформлять трудовые отношения от приема до увольнения

Посмотреть

Сверхурочная работа соответствует условиям:  (ч. 1 ст. 99 ТК РФ):

  • выполняется по инициативе работодателя;
  • она выходит за пределы установленной для работника продолжительности рабочего времени — ежедневной работы (смены).

Если сотрудник задерживается на работе по собственной инициативе, такая работа не считается и не оплачивается как сверхурочная (Письмо Роструда от 18.03.2008 № 658-6-0).

Также не признается сверхурочной работой выполнение трудовых обязанностей в рамках ненормированного рабочего дня.

Если в организации принят суммированный учет рабочего времени, то в этом случае, сверхурочной считается работа, установленная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Работодателю необходимо определить в правилах внутреннего трудового распорядка учетный период (месяц, квартал или другой период до года).

Это необходимо для правильного подсчета часов, отработанных работником сверхурочно (ст. 104 ТК РФ).

Привлечение к сверхурочной работе не должно носить систематического характера, оно может происходить эпизодически в определенных случаях (письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Продолжительность сверхурочной работы

Нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).

Совет первый: время, отработанное работником сверхурочно отразите в табеле учета рабочего времени (например, по форме N Т-12 или N Т-13, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Обязанность работодателя — обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Сверхурочные часы в табеле отметьте буквенным кодом «С» или цифровым «04», под которым указывается количество часов переработки.

Правда для некоторых категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая для них является нормальной (ст. 92 ТК РФ). К ним относятся, в частности:

  • несовершеннолетние работники — от 24 до 35 часов в неделю в зависимости от возраста;
  • инвалиды I или II группы — не более 35 часов в неделю;
  • работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю;
  • женщины, работающие в районах Крайнего Севера (ст. 320 ТК РФ);
  • педагоги (ст. 333 ТК РФ);
  • медработники (ст. 350 ТК РФ).

То есть для данных категорий работников сверхурочной будет считаться работа, превышающая установленную для них сокращенную продолжительность рабочего времени (ежедневной работы, смены).

Нормы, касающиеся сверхурочной работы, распространяются как на работников по основному месту работы, так и на совместителей.

Пример 1. Бухгалтеру установлена пятидневная рабочая неделя и восьмичасовой рабочий день с 9.00 до 18.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00). Руководитель попросил бухгалтера задержаться до 20.00, чтобы подготовить для него отчет. Промежуток времени с 18.00 до 20.00 в этом случае является сверхурочной работой.

Пример 2. Слесарь работает 5 дней в неделю — с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Для устранения аварии его вызывали на работу в субботу с 10.00 до 20.00. Считается ли это сверхурочной работой?

Нет, это считается работой в выходной день и регулируется ст. 153 ТК РФ. Таким образом, если слесарь получает оклад и отработал месячную норму рабочего времени, то его работа в выходной день должна оплачиваться в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада (ч. 1 ст. 153 ТК РФ). Также не является сверхурочной работа, выполняемая в нерабочие праздничные дни.

Кого нельзя привлекать к сверхурочной работе

Запрещено привлекать к сверхурочным работам следующих работников:

  • беременных женщин (ч. 5 ст. 99 ТК РФ);
  • лиц в возрасте до 18 лет,

Исключение составляют:

  • отдельные категории творческих работников (ст. 268 ТК РФ). Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252;
  • спортсмены, если коллективным или трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами установлены случаи и порядок привлечения к сверхурочной работе (ч. 3 ст. 348.8 ТК РФ);
  • работники в период действия ученического договора (ч. 3 ст. 203 ТК РФ);
  • иные работники (как правило, ограничения устанавливаются по медицинским противопоказаниям, например, для лиц с активной формой туберкулеза — Постановление СНК СССР от 05.01.1943 N 15; водителей, допущенных к управлению транспортным средством в виде исключения в связи с особым состоянием здоровья, — Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, утвержденные Минздравом СССР 05.05.1988 N 4616-88).

Кроме того, для некоторых категорий сотрудников предусмотрен особый порядок привлечения к сверхурочным работам. Работодатель обязан:  

  • получить письменное согласие работника;
  • убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний;
  • ознакомить работников под роспись с правом отказаться от выполнения сверхурочной работы.

К таким работникам относятся (ч. 5 ст. 99, ст. 259, ст. 264 ТК РФ):

  • инвалиды;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
  • матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
  • работники, имеющие детей-инвалидов;
  • работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;
  • опекуны (попечители) несовершеннолетних.

Привлечение к сверхурочной работе с согласия работника и без его согласия

По распоряжению работодателя работника без его согласия можно привлечь к сверхурочной работе:  (ч. 3 ст. 99 ТК РФ):

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии, устранения их последствий;
  • производственной аварии или ликвидации их последствий;
  • для устранения обстоятельств, из-за которых не функционируют централизованные системы водо-, тепло- и газоснабжения, транспорта и связи;
  • в случае введения чрезвычайного или военного положения и в других экстренных случаях, которые угрожают населению (пожары, наводнения и др.).

Для привлечения к работе по указанным основаниям согласия профсоюзной организации, поскольку данные обстоятельства являются чрезвычайными. За отказ от выполнения такой работы составляется соответствующий акт, а работник привлекается к дисциплинарной ответственности.

С письменного согласия работника можно привлечь к сверхурочной работе в следующих случаях (ч. 2 ст. 99 ТК РФ):

  • при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • при временных работах по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для многих работников;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

Работодатель обязан ознакомить под роспись некоторые категории работников с правом отказаться от такой работы. В Определении от 14.11.2006 по делу N 4-В06-31 Верховный Суд РФ указал, что ст. 371 ТК РФ предусмотрена обязанность принятия работодателем решений с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа, даже, если он не является членом профсоюза.

Совет второй: устные договоренности могут привести к ненужным спорам. Чтобы этого избежать, придерживайтесь позиции, что все соглашения «работник — работодатель» оформляются в документарном виде. Издайте приказ о привлечении к сверхурочной работе и ознакомьте с ним работника.

Унифицированная форма такого приказа не утверждена, поэтому работодатель вправе разработать ее самостоятельно.

В приказе укажите причину привлечения работника к сверхурочной работе, дату начала работы, фамилию, имя, отчество работника, его должность и реквизиты документа, в котором работник выразил согласие на привлечение к такой работе.

Совет третий: если коллективным договором или иным локальным нормативным актом установлен размер дополнительной доплаты, то укажите данную сумму  в приказе. Сумма может также определяться соглашением сторон.

Сверхурочная работа может компенсироваться повышенным размером оплаты труда или дополнительным временем отдыха по желанию работника (ст. 152 ТК РФ). Если работник определился с формой компенсации, этот пункт тоже включите в приказ. С приказом работника ознакомьте под роспись.

 Кстати, законодательство не обязывает работодателя предоставлять дополнительный отдых в удобное для работника время. Однако, стороны всегда могут договориться.

Дополнительное время отдыха

По желанию работника оплату за привлечение к сверхурочной работе можно заменить на предоставление дополнительного времени отдыха. Какой продолжительности должен быть этот отдых?

Время отдыха не может быть меньше по продолжительности, чем время, отработанное сверхурочно (152 ТК РФ). Таким образом, если работник отработал сверхурочно четыре часа, то дополнительное время отдыха, предоставляемое ему в качестве компенсации, должно составлять не менее четырех часов. Сверхурочная работа в таком случае оплачивается в одинарном размере.

Дополнительное время отдыха никак не оплачивается и предоставляется на основании приказа (распоряжения) работодателя, с которым работника нужно ознакомить под роспись. Кстати, это необязательно могут быть день или смена. Как показывает практика, в  зависимости от объема переработки это могут быть и час, и несколько часов.

Если работнику предоставлен целый день отдыха, то в табеле учета рабочего времени его следует отразить буквенным кодом «НВ» или цифровым кодом «28» — как дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

А вот ситуация, когда предоставленное время отдыха измеряется не днями, а часами или минутами, Постановлением не предусмотрена и соответствующий код отсутствует.

Можно указать в табеле только фактически отработанное за день время либо самостоятельно разработать обозначение для такого случая и закрепить его в локальном нормативном акте.

Основные моменты, связанные со сверхурочными работами:  

  • запрашивайте письменное согласие работников и мнение выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • проверяйте, не противопоказана ли по медицинскому заключению привлекаемым сотрудникам работа сверхурочно;
  • компенсируйте работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени;
  • Отразите в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте порядок привлечения работников к сверхурочной работе, предоставления дополнительных дней отдыха и механизм расчета денежной компенсации переработки (например, будет ли повышенная оплата сверхурочных включать премиальные выплаты);
  • заведите журнал учета сверхурочных работ и с его помощью отслеживайте, чтобы работники не перерабатывали более 120 часов в год.

При нарушении порядка привлечения работника к сверхурочной работе работодатель несет ответственность согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ — это штраф от 30 000 до 50 000 рублей, а должностное лицо, допустившее нарушение, — на сумму от 1 000 до 5 000 рублей. В случае совершения аналогичного нарушения повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

  • Читайте другие материалы по кадровому учету:
  • Предоставление отгула сотруднику: как оформить и рассчитать
  • Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении
  • Предоставление учебного отпуска работнику: 5 правил для бухгалтера

Все вебинары по кадровому учету для бухгалтера — учимся грамотно оформлять трудовые отношения от приема до увольнения. 

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1491

Ссылка на основную публикацию