Выпускники готовятся к итоговому сочинению

До новой волны государственной итоговой аттестации осталось меньше месяца: 5 декабря всех выпускников ждет первое испытание, которое является допуском к ЕГЭ — итоговое сочинение.

За что можно получить «незачет»? На какие источники лучше ссылаться? Кого могут удалить из аудитории? Подробные инструкции не только для школьников, но и для учителей опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Выпускники готовятся к итоговому сочинению Выпускники готовятся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение — очень важное испытание для выпускников 2019 года. Без «зачета» по нему допуск к ЕГЭ не получить. Евгения Смолянская/ РГ

Открытые направления тем известны: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». А вот конкретные формулировки с вопросами станут доступны за 15 минут до начала сочинения. На письменное творчество отводится почти 4 часа. Рекомендуемый объем — от 350 слов.

Выпускники готовятся к итоговому сочинению

Готовы ли школы к обязательному ЕГЭ по истории

— В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям, — комментируют одну из тем эксперты ФИПИ. При этом подчеркивается, что от учеников ждут рассуждений по теме, а не литературоведческий анализ.

Но опираться на конкретный литературный источник все-таки придется: это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки. В остальном список открытый.

В принципе, подойдут даже труды Шопенгауэра или Коран. Главное, чтобы произведение реально существовало. И еще один совет: у ребят еще есть шанс подтянуть грамматику, пунктуацию и орфографию. Допустимое количество ошибок — не более пяти на 100 слов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Оценим за полчаса!

И, по статистике, чаще всего «незачет» около процента выпускников получают именно за неграмотность.

Что школьник может принести с собой на сочинение? Ручку, паспорт, бумагу для черновиков, при необходимости — лекарства и питание. Для детей-инвалидов — специальные технические средства.

А вот гаджеты, шпаргалки и даже собственные словари строго запрещены. Если их заметят, сразу удалят с испытания. Переписать работу можно будет 6 февраля и 8 мая.

Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение.

Источник: https://rg.ru/2018/11/06/vypuskniki-gotoviatsia-k-itogovomu-sochineniiu.html

Выпускники готовятся к итоговому сочинению

Выпускники готовятся к итоговому сочинению

  • 4 декабря около 4 тысяч одиннадцатиклассников Тамбовской области  напишут итоговое сочинение (изложение), которое с 2014 года является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
  • В управлении образования и науки области определили главную задачу – обеспечить высокий уровень проведения сочинения (изложения), объективность его написания и качество оценивания результатов.
  • Региональная комиссия по рассмотрению документов для предоставления особых условий при проведении итогового сочинения (изложения)  с особым вниманием анализировала документы школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов для того, чтобы предоставить каждому участнику  особые условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Следить за исполнением требований порядка проведения сочинения (изложения) будут сотрудники отдела надзора в сфере образования управления образования и науки области, 173 аккредитованных общественных наблюдателя. В этом году впервые в качестве общественных наблюдателей выступят студенты Тамбовского государственного технического университета. 23 студента будут контролировать ход написания сочинения (изложения).

Управление образования и науки области напоминает, что регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится  в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет принимают  участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию.  

Конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно будут открыты в день написания сочинения.

Темы итогового сочинения организаторы разместят на официальном информационном портале единого государственного экзамена ege.edu.ru ,официальном  сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования», официальном сайте управления, сайте РЦОИ за 15 минут до начала проведения  итогового сочинения. 

Экзаменационный комплект  будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. 

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение «незачет» ему предоставляется возможность его пересдать, но не более двух раз  в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения), – 5 февраля  и 6 мая 2020 года.

Источник: https://www.tambov.ru/tambov-news/social/item/7486-vypuskniki-gotovyatsya-k-itogovomu-sochineniyu.html

Началась активная подготовка выпускников к итоговому сочинению (изложению)

[Версия для печати]

Выпускники готовятся к итоговому сочинению

ВНИМАНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ!!

Выпускники прошлых лет, получившие среднее общее образование в предыдущие годы, смогут написать сочинение (изложение) для использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования.Сочинение (изложение) будет проводиться   3 декабря 2014 г., 4 февраля 2015 г., 6 мая 2015 г.

Для участия в сочинении (изложении) 3 декабря 2014 г. необходимо зарегистрироваться не позднее 10 ноября 2014 г. в управлении образования администрации города Магнитогорска (пр. Ленина, 72, каб. 359).

При себе необходимо иметь:

  1. Документ, удостоверяющий личность (и его копию).
  2. Аттестат о среднем общем образовании (и его копию).
  • Все участники сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных. 
  • Общие сведения об итоговом сочинении (изложении)
  • Итоговое сочинение изложение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
  • Итоговое сочинение может проводиться в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования.
  • Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
  •  Кто может участвовать в итоговом сочинении (изложении)
  • Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, получавших образование в очной, очно-заочной или заочной формах.
  • Обучающиеся в форме семейного образования или самообразования, а также обучающихся по программе среднего общего образования в специальных воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право участвовать в итоговом сочинении (изложении).
  • Студенты колледжей и техникумов, получающие среднее общее образование в образовательных организациях среднего профессионального образования также имеют право на участие в итоговом сочинении (изложении).
  • Итоговое сочинение по желанию может проводиться для выпускников прошлых лет — лиц, получивших среднее общее образование в предыдущие годы и имеющих документ об образовании и для граждан, получивших среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
  • Изложение имеют право писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды, а также обучающиеся по программе среднего общего образования в специальных воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  • Лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении также вправе писать изложение.
  •  Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении)
  • Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Расписание итогового сочинения (изложения) и необходимая информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) публикуются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования (obrnadzor.gov.ru), Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru).

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года, 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года.

Заявления подаются участниками итогового сочинения (изложения) в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в управление образования администрации города магнитогорска (пр. Ленина, 72, 3 этаж, каб. 359). Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании (при необходимости, с переводом с иностранного языка, заверенным нотариально).

  1. Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных.
  2. Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а участники дети-инвалиды и инвалиды — справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  3.  Проведение итогового сочинения (изложения)
  4. В день проведения итогового сочинения (изложения) участник итогового сочинения (изложения) должен иметь с собой гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета.
  5. Участнику итогового сочинения (изложения) разрешается пользоваться орфографическим словарем, выданным членами комиссии.
  6. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой).
  7. До начала проведения итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) проходят инструктаж и прослушивают информацию о порядке проведения итогового сочинения (изложения), о правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).
  8. Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут.

Участник итогового сочинения (изложения) может при выполнении работы использовать черновики. Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

  • Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника итогового сочинения (изложения), помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:
  • — ручка (гелевая), капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета;
  • — документ, удостоверяющий личность;
  • — при необходимости лекарства и питание;
  • — орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
  • Участники итогового сочинения (изложения), завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) до объявления об окончании итогового сочинения (изложения), имеют право сдать бланки и покинуть учебный кабинет.
  •  Особенности проведения итогового сочинения (изложения) для отдельных групп участников итогового сочинения (изложения)
  • Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья.
  • При проведении итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете вместе с участником итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое.
  • Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
  • Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья в процессе сдачи итогового сочинения (изложения) имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами.
  • Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового сочинения (изложения), сочинение (изложение) может быть организовано на дому.
  •         Результаты итогового сочинения (изложения)
  • Результаты итогового сочинения (изложения), ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с результатами итогового сочинения (изложения).
  • С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.
  • Результаты и изображения бланков записей участников итогового сочинения (изложения) будут доступны вузам для ознакомления и учета при подаче заявления абитуриентом.
  • Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.

Источник: http://magobr.eps74.ru/Publications/News/Show?id=217

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы). учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы)

Богачева О.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского г. Курска».

           На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся.

Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами других предметов гуманитарного цикла. Введение в 2014 г.

итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья. Однако анализируя работы трёх прошедших лет, можно выделить некоторые распространённые проблемы:

  • 1) незнание частью выпускников содержания знаковых произведений художественной литературы;
  • 2) неумение внимательно читать и понимать формулировку темы, вычленять в ней констатирующую и вопросительную часть;
  • 3) неумение строго следовать теме сочинения на протяжении всего своего рассуждения;
  • 4) неумение примеры- иллюстрации превращать в аргументы, обосновывать высказанные тезисы и связывать тезисы и аргументы в письменном рассуждении.

    Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников связаны чаще всего не с конкретными тематическими направлениями  и не с анализом литературных произведений, а с неумением соблюдать общие правила создания письменного высказывания. ( Беляева Н.В. Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников// Литература в школе, 2016г. №4. С. 23 – 26)  

   Рассмотрим,  какие методы и формы работы можно использовать на уроках по подготовке к  итоговому сочинению, чтобы избежать этих ошибок.

        Итоговое   сочинение носит надпредметный характер, но в то же время является литературоцентричным, т.к. требует построения аргументации с опорой на литературный материал. Опора на литературный материал подразумевает не только ссылку на литературное произведение, но и осмысление его в ракурсе темы

       В 2016 году в систему оценивания были введены 2 критерия: объём сочинения ( рекомендуемый – не менее 350 слов, обязательные – не менее 250 слов) и самостоятельность. Чтобы привыкнуть к требуемому объёму и начать его чувствовать, необходимо написать определённое количество сочинений. На первых этапах помогает подсчёт количества слов в каждой из частей сочинения.

Читайте также:  С дипломом — на выход: где учиться и работать

Чтобы написать самостоятельное сочинение, необходимо учиться создавать тексты, не отталкиваясь ни от каких шаблонов. Ученик имеет право косвенно цитировать, но должна быть ссылка на источник в любой свободной форме. Кроме того, объём цитирования не должен превышать объём собственного текста.

     Чтобы подготовка к итоговому сочинению была успешной, надо помнить о критериях, по которым оно оценивается.

Критерий 1. Соответствие теме.

 Первый этап сочинения – обдумывание темы: необходимо разобраться в формулировке темы и определить её объём.

С какими типичными проблемами можно столкнуться на этом этапе?

1)Подмена темы тематическим направлением. Нельзя написать сочинение по тематическому направлению, не сформулировав конкретной темы.

В прошлом году темы  я формулировала по разному: в виде вопроса ( « Когда между близкими возникает вражда?»), в виде утверждения ( «  Победа в войне – заслуга народа»), в виде цитаты( «К беде неопытность ведёт» А.С.Пушкин).

 И чтобы в теме были оба слова : «Победа над слабым подобна поражению», и только по первому слову, только по второму и т.д.  Единственно, что на всех занятиях и пробниках я соблюдала право выбора ученика одной из 5 тем.

Затем я предлагала ученикам самим сформировать комплект тем, на которые им хотелось бы написать сочинение.  А потом темы, которые кажутся очень трудными. …. А теперь напишите на одну из этих тем. И некоторые признавались, что после написания сочинения тема стала понятной.

2)Невнимание к ракурсу постановки проблемы, неумение выявить ключевые слова в теме.  Проанализируем сходные темы по направлению «Честь и бесчестие»:   «Что значит идти дорогой чести?» и «Актуально ли понятие «честь» в наше время.

И в первом, и во втором случае  мы рассуждаем о чести, но в первой теме нам важно понять, что означает метафора «идти дорогой» — она предполагает протяжённость во времени, т.е. на протяжении всей жизни человек живёт по законам чести. Работая над второй темой, внимание привлекает слово «актуально», т.е.

в сочинении необходимо доказать, что качества, включаемые в понятие честь, современны  и необходимы в  сегодняшней  жизни, что понятие чести не устарело и в наши дни.

3) Недостаточно чёткое понимание терминов или нравственно – психологических понятий в формулировке темы. Чтобы рассуждать о понятии честь, необходимо дать определение этому слову. На этом этапе мы обращаемся к словарям, подбираем синонимы, антонимы, ассоциации, связанные с объясняемым понятием..

Честь – это «достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы» ( словарь С.И.Ожегова), « внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» ( словарь В. И. Даля)

Антоним – бесчестие.

Честь ( ассоциации к слову) – доброе имя, благородство, доблесть, честность, гордость, порядочность, смелость, уважение, добропорядочность. На этом же этапе определяем, как соотносятся между собой слова – синонимы, например, «честь» — «гордость».

4) Постепенный уход от темы.

Иногда это может быть связано со смешением понятий: например,  сначала ученик пишет о « человеке чести», а затем употребляет словосочетание «честные человек» и незаметно для себя переходит на рассуждения о честности. Чтобы этого не произошло, необходимо в своём тезисе также выделить ключевые слова и строить рассуждение таким образом, чтобы мысли каждой из частей не противоречили друг другу.

5) Неумение дать краткий, ясный ответ на вопрос темы.  Отвечая на вопрос, заключённый в  теме, мы уже заявляем основную мысль нашего сочинения, формулируем тезис, который должен пройти сквозь текст, собирая его части в единое целое.

 « Идти дорогой чести – это честно жить, быть благородным, совершать нравственные поступки, и делать это не иногда, а всю жизнь» ( Пожидаева В. 11 класс), «идти дорогой чести — это значит всегда совершать достойные уважения и гордости поступки, придерживаться моральных принципов и при любых обстоятельствах сохранять свое доброе имя» ( Иосипчук С. 11 класс) .

Таким образом, чтобы избежать ошибок по критерию №1, надо внимательно, вдумчиво читать темы, верно определять ключевые понятия, которые и должны помочь правильно и чётко формулировать тезис сочинения.

    Критерий 2.   Аргументация. Привлечение литературного материала.

  1.  После формулировки тезиса  переходим к подбору литературного материала.
  2. С какими сложностями можно столкнуться на этом этапе?
  3.          Аргументы:
  4.     —  отсутствуют ( есть только примеры);
  5. -не имеют непосредственного отношения к тезису;
  6. — недостаточны для подтверждения тезиса;
  7. — являются ложными, так как искажают содержание произведения;
  8.      —  сводятся к пересказу произведения.

       Естественно,  что чем больше  читаешь, тем шире твой собственный «банк аргументов». К 10 классу большинство учеников приходит к убеждению, что вести читательские дневники целесообразно.

В них выделяется отдельная графа, в которой учащиеся  пишут проблемные вопросы, чтобы потом было легче ориентироваться.   На занятиях по подготовке к сочинению мы перечитывали небольшие произведения, выделяя в них проблемы:  «Капитанская дочка» , «Дубровский», «Повести Белкина» А.С.

 Пушкина, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, стихотворения о природе и Родине любимых поэтов, рассказы И.А. Бунина и Куприна и другие.

        Рассмотрим работу с аргументами по теме сочинения «Что значит идти дорогой чести»  из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» .  Испытание на честь и совесть проходят все герои произведения.

Сам Пугачёв, несмотря на то, что предстаёт в повести как бунтовщик и разбойник, имеет понятие чести. Так, народный предводитель с благодарностью вспоминает тулупчик, некогда подаренный Гринёвым, а также по достоинству оценивает его правдивость.

Позднее он вступается за Машу, говоря, что никто не смеет обижать сироту. Но разумеется, его жизнь не подходит под определение «идти дорогой чести».

 «Героями чести» оказываются Василиса Егоровна и Иван Кузьмич Мироновы, решившие, что лучше принять смерть, чем служить самозванцу и убийце. Но в тексте мало информации, чтобы говорить обо всей их жизни.

Маша Миронова – девушка совсем юная, но с глубокими моральными принципами, не желающая выходить замуж по расчету, без любви. Даже под страхом смерти она отказывается принять предложение Швабрина, человека бесчестного, не гнушающегося ни лицемерием, ни предательством, ни насилием.

А если вспомнить о том, как она едет к императрице, чтобы добиться справедливости, её жизнь вполне может служить примером по данной теме. И, безусловно, «дорогой чести» идёт Пётр Гринёв, от лица которого ведется повествование. Он также отказывается присягать Пугачёву. Чуть позже герой, не раздумывая, бросается спасать честь любимой девушки.

И хотя ему пришлось для этого обратиться за помощью к Пугачёву, он по-прежнему остается верен своим принципам и наставлениям отца.

      Таким образом, литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц .

     Критерий 3. Композиция и логика рассуждения.

  Если правильно организовать работу с тезисом, то и всё рассуждение будет логичным. Строгих требований к композиции сочинения нет, главное – должна быть логика.

Типичная ошибка – несоразмерность частей ( например, долгое вступление).

Также ученик должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами ( вступление и заключение должны составлять 13 всего сочинения) ; объём аргументов должен быть приблизительно одинаковым.

       Необходимо выстраивать смысловые связи между  основными  частями сочинения, между вступлением и заключением  ( каждая часть должна содержать микровывод)

На занятиях мы знакомились с разными видами вступления и заключения. Также на этом этапе помогает анализ текстов – рассуждений различных жанров  — как образцовых, так и собственных сочинений.  К ним предложены задания:  найдите в тексте вступление и заключения,  выделите микротемы,  составьте структурный  план, какие средства связи предложений использованы в тексте .

Работая таким образом, мы приходим к алгоритму написания сочинения.

  1. Выбираем тему, формулируем её в виде вопроса.
  2. Вступление. Отвечаем на вопрос , пишем тезис.
  3. Аргумент1.  Микровывод.
  4. Аргумент2.  Микровывод.
  5. Перед тем как написать заключение, возвращаемся к ответу на вопрос, т.е.  читаем тезис.
  6. Считаем слова.
  7. Проверяем черновик.
  8. Переписываем.

    Критерий 4. Качество письменной речи.

Ученик должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику,  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Типичные речевые ошибки:

-неуместный повтор слов, выявляющий бедность словарного запаса(« Я люблю любовную лирику..»);

  •          -тавтология( «изображение образа»);
  •            -смысловая избыточность ( плеоназм) : «Любовь может дать взаимопонимание друг      к другу»;
  • -неточное словоупотребление;
  • — нарушение лексической сочетаемости;
  •              — смешение паронимов;
  •            — стилистические ошибки;
  •   — речевые штампы;
  •            — неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов.

 Важную роль в предупреждении речевых ошибок играет систематическая работа при изучении грамматических форм.  Сочинения можно печатать: и мне читать легче, и они собирают все сочинения в отдельный файл, обращаются к ним по мере необходимости.  Периодически я ксерокопирую одну из работ без указания фамилии и предлагаю к коллективной проверке.

Конечно, как и в жизни, в сочинениях очень приятно искать чужие ошибки, и ученики принимаются за эту работу с энтузиазмом, подчёркивают даже то, что ошибкой не является. Надо сказать, что я с пятого класса знакомлю с классификацией ошибок и нормами оценки, а к 10 у все имеются соответствующие таблички.

Также рекомендую читать вслух свою работу дома: нашёл чужие ошибки, постарайся не допускать своих.

     Критерий 5.  Грамотность.  

 Несмотря на то  что на итоговом сочинении можно пользоваться словарями, ошибки встречаются.  По исследованиям МГУ,  наиболее частотные – слитные – раздельные написания, н-нн в прилагательных и причастиях.  В пунктуации   — знаки препинания в сложном предложении, на стыке союзов, запятые,  закрывающие конструкцию.

 При работе и в этом направлении неоценимую роль оказывает чтение классической литературы. Читая, можно прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширяется словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу.

Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Конечно,  не обойтись без каждодневной работы над ошибками и повторения отдельных разделов орфографии и пунктуации.

Как оценивает итоговое сочинение вуз.  Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много.

Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.

 Надо заранее знать, по каким критериям оценивает итоговое сочинение  вуз и интересоваться, как обстоит дело в том вузе, куда выпускник собирается поступать.

Используется зачётная и балльная системы.

  Рекомендации  по оценке итогового сочинения в вузе

К1. Соответствие теме.

К2. Аргументация, Привлечение литературного материала.

К3. Композиция и логика рассуждения.

К4. Качество письменной речи.

К5. Оригинальность сочинения.

К6. Речевые нормы.

К7. Орфографические нормы.

К8. Пунктуационные нормы.

К9. Грамматические нормы.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

    Например, Московский Государственный университет им. М.В.Ломоносова оценивает сочинения по 3 критериям. Можно получить максимально 3 балла.

  1. Самостоятельность и соответствие заявленной теме, знание текста литературного произведения и историко  – литературного контекста, фактическая точность.
  2. Логичность и умение строить свой собственный текст.
  3. Соответствие нормам литературного языка( если не более 2 орфографических или пунктуационных ошибок).

   Нередко итоговое сочинение является не только проверкой знаний выпускника, но и мощным психологическим испытанием. Есть ученики, которые даже при хорошей подготовке боятся предстоящего испытания. Естественно, при подготовке надо учитывать человеческий фактор.

Есть дети, которым не хватает времени, они сидят до последнего, не успевают переписать. Им рекомендую разобраться, на что тратится много времени, разбей работу по этапам и отслеживай по часам.

Чтобы преодолеть страхи помогают «пробники» — такая репетиция помогает учиться правильно организовывать отведённое время и уменьшает стресс.  

          Таким образом, успех на итоговом сочинении зависит не только от уровня знаний, сколько от способности выпускника сосредоточиться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы.

      Закончить свои размышления хочу словами Л.Н. Толстого: « Писать всегда трудно, и чем труднее,  тем лучше выходит».     Я думаю, у нас нет оснований  не доверять великому классику!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/25/statya-podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-iz-opyta-raboty

Что учесть при подготовке к итоговому сочинению

УДББК

Рецензенты:

Романова О.В.,к.п.н.,заместитель директора ИМЦ, НижнийТагил.

Анохина Н. Е.,учитель в.к.к., МАОУ Гимназия №9

Автор-составитель: Долинина Т.А., заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Развитие речевых умений при обучении написанию итогового сочинения (в соответствии с рекомендациями МОРФ 2018 год): методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра филологического образования; авт.-сост. Т.А. Долинина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018 – 50 с.

Данные методические рекомендации помогут педагогам выстроить систему работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. В рекомендациях дается характеристика требований к итоговому сочинению, основных направлений 2018 г.

, по которым предстоит писать сочинение, предлагаются примерные списки произведений, позволяющие выбрать произведение, опираясь на которое можно выстраивать аргументацию в сочинении.

Дается характеристика деятельности при написании сочинения: объясняются приемы правильного прочтения темы сочинения, выделения ключевых слов темы, приемы, развивающие умения подбирать вспомогательные тезисы и подтверждать их аргументами из текстов художественных произведений, анализируются возможные способы написания сочинения, ключевые приемы работы с основной частью сочинения, особенности написания вступления и заключения, предлагается алгоритм написания сочинения, примеры выполнения задания.

  • Материалы рекомендаций носят ярко выраженный практико-направленный характер.
  • Рекомендации могут быть использованы на дополнительных образовательных программах, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.
  • Содержание
Введение 4
Требования и критерии к написанию итогового сочинения 6
  1. Анализ результатов написания итогового сочинения в 2017 году
  2. Общая характеристика тематических направлений
  3. итогового сочинения 2018 года
8 14
  • Особенности работы над сочинением
  • по каждому из критериев
  • Список литературы
30 46

Введение

Важнейшими требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов являются требования к результату образования. Особое значение имеет рассмотрение и решение проблем подготовки к написанию итогового сочинения.

Источник: https://multiurok.ru/files/chto-uchest-pri-podgotovke-k-itogovomu-sochineniiu.html

Подготовка к итоговому сочинению в выпускном классе

  • Чем отличается сочинение в ЕГЭ по русскому языку от итогового сочинения?
  • Выпускное декабрьское сочинение отличается от сочинения, которое пишется в рамках ЕГЭ по русскому языку, целым рядом особенностей, начиная с количества абзацев, как говорят сами выпускники (всего 5!). К тому же итоговое сочинение проверяется школьными учителями и оценивается по системе «зачет» — «незачет». Работа с итоговым сочинением дает возможность подвести определенные итоги в школьном речевом обучении, являясь своеобразным диагностическим показателем успешности духовно-нравственного развития и воспитания школьников.  Итоговое сочинение должно показать начитанность его автора – выпускника, умения уйти от шаблонов и «тестового» мышления, обращаться к литературному материалу, выбирая наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (или произведения) для раскрытия темы. Сочинение в формате ЕГЭ – это анализ темы, проблемы предложенного текста, определение позиции автора и последующие рассуждения выпускника о согласии или несогласии с автором, приведение двух аргументов из различных источников, включая публицистику и научную литературу.

    • Задача выпускника, пишущего сочинение в декабре определяется так: в рамках выбранной темы  сформулировать свой тезис, свою позицию и привести убедительные аргументы.
    • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    • Два сочинения (итоговое и на ЕГЭ) отличаются и критериями, по которым оцениваются работы:

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3 — №5).

    При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

    Критерий №1. «Соответствие теме»

    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

    Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

    1. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    2. Критерий №3. «Композиция»
    3. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
    4. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    5. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    6. Критерий №4. «Качество речи»

    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

    • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    • Критерий №5. «Грамотность»
    • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    • «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
  • С какими трудностями сталкиваются школьники при написании итогового сочинения?

    Для сочинения, которое может получить дополнительные баллы при поступлении выпускника в вуз, необходимо прежде всего знание определений тех понятий, что будут названы в теме, их глубокое понимание.

  • Стоит ли писать сочинение по шаблону или в итоговом сочинении выпускник может себе позволить проявить индивидуальность? В какой степени ученику позволено выражать собственное мнение в сочинении?

    Вряд ли стоит говорит о каких-либо шаблонах, если цель работы – уйти от шаблонного мышления. А вот самостоятельность, доказательность суждений, логичность доводов не только приветствуются, но и требуются!

  • Список самопроверки для сочинения: какие элементы композиции обязательно должны присутствовать в сочинении?

    5 абзацев сочинения – это 5 элементов композиции: толкование понятий, собственная позиция, два аргумента и вывод. Обязательное условие: между первыми абзацами и выводом можно поставить слово «значит».

  • Что подразумевается под понятием “коммуникативный замысел сочинения”, и какие существуют способы его выражения?

    Это позиция выпускника, которую требуется доказать.

  • Как не «уйти в сторону» от темы сочинения и построить убедительное рассуждение?

    Всегда следует помнить о признаках текста: каждое предложение объединено с темой по смыслу и грамматически. Если в теме звучит, например, понятие «верность слову», то все, что пишет выпускник, должно быть о верности слову, а не верности вообще!

  • Как подготовить аргументы по темам не начитанному ученику? Какие короткие произведения можете посоветовать прочесть для аргументации по темам «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

    Считаю весьма разумным два пути: или прекрасно знать текст двух произведений, уметь рассматривать подготовленные аргументы в рамках всех направлений, или подготовить два  «базовых» сочинения по двум близким направлениям (например, таким как «Цель и средства» — «Отзывчивость и равнодушие», «Смелость и трусость»).

    «Универсальными» произведениями можно считать «Бесприданницу» А.Н.Островского, повесть В.Быкова «Сотников», «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, «Белую гвардию» М.Булгакова.

Читайте также:  Здравствуй школа, новый год: как в разных странах начали учиться

Источник: https://www.specialist.ru/news/4186/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-v-vipusknom-klasse

Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе

Воложина И. В. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/archive/215/52063/ (дата обращения: 21.03.2020).



Актуальная проблема для любого выпускника школы — получение документа о среднем (полном) общем образовании, путем успешной сдачи итогового сочинения по литературе, а значит и ЕГЭ по русскому языку. Поэтому в данной статье затронуты аспекты методической работы учителя при формировании навыков успешного написания итогового сочинения выпускниками соответственно заявленным критериям оценивания.

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для итогового сочинения.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее — Стандарт) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2].

В соответствии со Стандартом современное образование стремится достичь не только высоких предметных образовательных результатов обучающихся, но и сформировать у выпускников способность адаптировать полученные знания и умения в любых направлениях, как в области образования, так и в других общественно-полезных сферах деятельности человека.

Поэтому, с 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ — итоговое сочинение (ИС) по литературе.

Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также — развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей.

Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Народ зря не скажет — «язык до Киева доведет».

Итак, данное сочинение обязательно для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.). Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланков не входят в этот промежуток времени. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, норма — 350, но ограничений нет. Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».

На сайте ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений») говорится, что «итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично.

Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т. д.».

Так, вышеуказанное определение проверяется в сочинениях одиннадцатиклассников по пяти критериям: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность».

Чтобы получить «зачет», необходимо набрать баллы хотя бы по 3 критериям из 5.

Но несложные принципы проверки сочинений от Рособрнадзора таят в себе долгую, кропотливую работу учителей-словесников над грамотной письменной речью обучающихся, и трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной литературы. Тем более что умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов — сверхзадача для современного не читающего поколения твитера и ватсапа.

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдаче итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка.

Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов — Критерий № 5).

Одним из вариантов данного метода можно назвать — взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память.

Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5–6 классах) или предложений (в 7–8 классах). А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста.

Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля, нельзя. Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.

Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

  1. Известно, что тематические направления ИС публикуются на официальном сайте разработчика экзаменационных направлений тем — ФИПИ, в начале сентября нового учебного года. Всего их 5. Каждый год направления меняются. А конкретные темы сочинений становятся известны одиннадцатиклассникам в день проведения экзамена (за 15 минут до его начала). Предугадать темы итогового сочинения невозможно. Но планомерная работа в рамках указанных тематических блоках помогает школьникам грамотно написать соответствующее всем критериям сочинение в декабре текущего учебного года и получить заветный «зачет». Поэтому целесообразно завести тетрадь-навигатор иначать работать скаждым направлением тем по очередности, путем подбора литературного материала (произведений) ввиде списка ипримерных тем кнему (проблемный вопрос, рассуждение над известной цитатой идр.). Также целесообразно подобратьнесколько ярких цитат к тематическому блоку в целом и выучить 2–3 из них. Грамотно подобранная цитата в сочинении придаст тексту образность и обстоятельность. Обязательное условие — знание критериев оценки ИС.
  2. Итак, тетрадь-навигатор заведена, список литературы, тем и цитат составлен. Далее начинается непосредственная работа со списком необходимой литературы. Сначала нужно поставить галочки напротив каждого прочитанного произведения или срочно заполнить пробелы в знаниях литературных текстов, т. е. прочитать или знать краткое содержание произведений. Здесь целесообразно заполнять таблицу памяти, вкоторую можно вносить данные ранее прочитанных произведений для систематизации знаний. Всреднем звене эта тетрадь носит название «Читательский дневник» и к 11 классу может иметь весомый объем:
Автор Краткие выходные данные Название произведения Краткое содержание текста Главные герои иих характеристика

После заполнения данной таблицы работать над критерием № 2 «Аргументация» становится проще.

  1. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения инеобходимых клише.

План:

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

Находим ключевые слова в выбранной теме. Даем им определение. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент № 1 (Доказательство № 1);

На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно выбранной теме.

  • или
  • Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию. Во-первых, …
  • Во-вторых, …
  • Г) Вывод.
  • Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …
  • Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:
  • тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

4. Пишем сочинение. Не одно.

Здесь присутствует еще одно условие — взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем — подробный комментарий к каждой ошибке.

Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки от 17 дек 2010 № 1897.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, литературный материал, русский язык, литература, критерий, класс, успешная сдача, письменная речь, общее образование, направление.

итоговое сочинение по литературе, план сочинения-рассуждения, клише для итогового сочинения

рассуждение, письменная речь, русский язык, сочинение, умение, объяснение, письменная форма, развитие речи, методика развития речи, вывод. Основные аспекты развития речи учащихся младших классов

современная литература, итоговое сочинение, современный школьник, произведение, последняя мировая война, половое воспитание, самое дело, одиннадцатый класс, современный человек, русский язык.

— как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их; — исходя из каких критериев, отбирать учебный материал для каждой группы.

Подготовку к обязательным письменным экзаменам по русскому языку следует начинать уже с 5 класса, так как…

английский язык, FCE, письменный экзамен, кандидат, успешная сдача, письменная речь, Критерий оценивания, TOEFL, IELTS, устная часть экзамена. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе.

· школьных мероприятий, дополнительное образование и т.д… Чем лучше в школе будет продумана и реализована вся эта программа, тем лучше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Литература ‒ это форма бытия национального литературного языка.

Стратегия «Драма» успешно работает и на уроках русской литературы.

Различные мини-сочинения, эссе, зарисовки помогают ученикам точно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, творческие способности.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Формирование речевых умений младших школьников при…

сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс

В связи с этим в последнее время появляются новые формы итоговой и промежуточной

Литература: 1. Комплексная программа модернизации образования и Национальная

Основные термины (генерируются автоматически) : русский язык, общее образование

Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу учащимися экзамена в новой форме. Данные материалы нацелены на подготовку слабоуспевающих и немотивированных учащихся.

Источник: https://moluch.ru/archive/215/52063/

Ссылка на основную публикацию