Young d: чему и зачем учиться на пенсии

«Когда с утра до вечера свободен, внуки теряют к тебе интерес. Потому что могут в любое время завладеть вниманием. А тут ты сидишь с конспектами, вся в делах.

И можешь сказать: подожди, мне сейчас некогда», — говорит Ирина Джагарова, которая за последние годы научилась работе с компьютером и стала на «ты» со своим «Андроидом». TUT.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

BY расспросил выпускников необычного университета для тех, «кому за», что им дали новые знания.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Вадим Замировский, TUT.BY

В этом году стали выпускниками 1100 слушателей минского Университета третьего возраста. Занятия на курсах бесплатные, существует проект третий год и продолжает набирать обороты. Организован он под эгидой Белорусской ассоциации социальных работников. На курсах люди преклонных лет могут изучать английский язык, компьютерную грамоту и освоить творческое хобби.

Ирина Джагарова, 70 лет: «Благодаря компьютерным курсам с внуками теперь разговариваю, не вжав голову в плечи»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Ирина Джагарова не только слушатель курсов, но еще и волонтер. Она активно помогала в арт-мастерской «Творческая мозаика».

— Я тут уже не первый год. Прежде всего в университете я учусь компьютерам. А в августе прошлого года у меня появился смартфон — его мне подарили на день рождения дети. Дальше была задача — узнать, как он работает. Мне не хватало того, что я могу только позвонить, сфотографировать самое элементарное. И здесь, на курсах «Андроида», я очень много знаний получила.

Во всяком случае, с внуками я теперь разговариваю, не вжав голову в плечи, потому что чего-то не могу. Я уже совершенно свободно работаю и с компьютером, и со смартфоном. Интернет мне тоже очень нравится.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сборная россии завоевала золото на международной олимпиаде по информатике

Оценим за полчаса!

Раньше просила внуков, чтобы мне показали. Ну, они подойдут: «тык-тык» и уйдут. У них свои дела. А ты остаешься потом и не понимаешь, что дальше делать. А тут все тебе подробно расскажут и покажут, и ты уже с занятия уходишь с чувством собственного достоинства.

По «Андроиду» у нас была совершенно великолепная преподаватель. Дело в том, что она сама «60+», то есть понимала, что нам может быть где-то что-то неясно. Обязательно подойдет, объяснит.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Когда ты осваиваешь что-то новое, то внуки начинают к тебе относиться как к человеку. Тоже очень важно. Знаете, я сорок лет работала преподавателем экономических дисциплин.

И когда ты отошел от дела и свободен с утра до вечера, то внуки теряют к тебе интерес. Потому что в любое время могут завладеть твоим вниманием. А тут ты сидишь с конспектами, вся в делах.

И можешь сказать: подожди, мне сейчас некогда. И уже совсем другое отношение.

Афанасий Гринь, 83 года: «Хотелось освоить сценарий и режиссуру»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии На выпускном Университета третьего возраста Афанасий Гринь занимался фотосъемкой. Свой фотоаппарат он ласково называет «Сонечкой»: «Я пришел к выводу, что „Сонечка“ для быстрых съемок — незаменимая вещь. Во-первых, разрешение большое. Во-вторых, она четко работает, никаких сбоев. В молодости у меня были знаменитые фотоаппараты: Kodak, Leica. А начинал с обыкновенного — „Зоркий“, еще в 1948 году. Ну и закончил „Сонечкой“. Хотя если здоровье будет, то, надеюсь, и не последний».

— Об этом Университете третьего возраста узнал из рекламки. Вообще моя жизнь и раньше скучной не была. Есть такая общественная организация — ветераны подразделения особого риска. Я сам военным был и там занимался режиссурой, репортерством, съемками, фильмами. Поэтому меня заинтересовал прежде всего английский язык — хотелось брать интервью у иностранцев. Хотелось освоить еще и сценарий, и режиссуру. Помимо прочего, я вот два года еще и журналистику посещал, сегодня мне вручили диплом об окончании. Я рад и доволен.

Но в целом до открытия университета люди были, конечно, пассивные и не знали, куда себя пристроить. Так что когда он появился, все с удовольствием пошли. Многие сидели и думали, что они ничего не могут делать, — а тут такие стихи пишут, рассказы.

Я — слушатель, но несколько раз уже замещал преподавателя, когда его не было: на компьютерных курсах и по фотоделу.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Если бы я кому-то советовал, куда пойти, то сказал бы так. В настоящее время компьютеры — это очень важно. Сегодня без них ни туда и ни сюда.

Второе — восточные языки, у нас тут китайский язык в этом году пошел и японский… Мы сняли фильм о японском языке, его можно посмотреть на сайте Университета третьего возраста.

Еще у нас сейчас есть занятия в группах по оздоровлению и экологии. Есть и другие курсы, но из всего, что есть в университете, выделил бы это прежде всего.

Единственная проблема — помещения нам сейчас дают с трудом и на определенное время. Хотелось бы, чтобы у университета было свое здание.

Серафима Кононкова, 59 лет: «Очень хотелось изучить английский язык и усовершенствовать память»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Серафима Кононкова говорит, что за собой на курсы привела уже трех человек: «Моя соседка пришла — ей было скучно, неинтересно дома. И теперь она очень активно себя проявляет. В театры ходим, и какая-то общественная работа у нас появилась».

— Я не работаю. Я работала много лет художником-оформителем в Доме офицеров. Последние годы — менеджером в иностранном предприятии. На пенсию бы не ушла, но так случилось, что я попала в больницу. Пришлось сделать операцию, которая меня вывела из строя: семь лет находилась на группе… И мне нужно было восстанавливать себя и тренировать память.

О курсах узнала из интернета, друзья подсказали. Я в школе и институте учила немецкий, а очень хотелось изучить английский язык. И в то же время как-то свою память усовершенствовать, поэтому я пришла сюда.

Курсы один раз в неделю, это не большая нагрузка, а даже мало. Но самое главное в них то, что мы приобрели много друзей хороших. И я уже третий год член совета университета. Интересная жизнь у нас.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Белорусские пенсионеры вообще неактивные. Только-только проблески начались. Думаю, 70% пенсионеров полностью отсутствуют в социальной жизни. Так они быстрее стареют, им становится неинтересно жить. Я это заметила по тем людям, которые приходили к нам в университет. Какие они в начале пришли и какие сейчас стали активные.

Кроме английского, я еще и компьютерные курсы прошла. В следующем году планирую продолжать.

Геннадий Чикиткин, 75 лет: «Журналистика. А в следующем году хочу пойти еще и на риторику»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Геннадий Чикиткин так характеризует своих новых товарищей: «Те пенсионеры, которые окружают сейчас меня, — великолепные люди, очень активные. Они жадные до всего».

— Когда я сюда шел, меня интересовал только один курс — журналистика. Потому что она ближе к литературе, а ничего иного не было… Я пишу прозу и стихи. Они в какой-то степени биографичны. С моей точки зрения, любой человек, который прожил большую жизнь, если она была интересная, может об этом написать.

Родные то, что я сюда пошел, восприняли с одобрением. Для моей жены вообще это не было неожиданностью, потому что я и так писал — для себя, в стол. А здесь небольшой коллектив, меня слушают, всем интересно. И говорят: пишите еще. И я пишу.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Пенсионер я с 60 лет, еще 7 лет на пенсии работал. По образованию же я инженер по радиосвязи и радиовещанию. Но это было так давно, когда радиосвязь и радиовещание были совсем другими.

К повышению пенсионного возраста отношусь положительно. Потому что жизнь изменилась, человечество изменилось. Я вспоминаю семидесятипятилетних стариков тогда, когда я был вашего возраста. Это глубокие старики были.

Но вы ж, глядя на меня, не скажете, что я глубокий старик.

Наталья Хлопкова, 65 лет: «Сортируем книги, дезинфицируем и отправляем в тюрьмы, больницы, госпитали»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Наталья Хлопкова успела стать в Университете третьего возраста не только слушательницей, но и волонтером: «Здесь увидели, что я пришла с сумкой ручной работы, и мне сказали: вы знаете, мы будем взаимно полезны. Так я стала сама проводить мастер-классы по ручному вязанию. Причем начиналось, знаете, с бабских половичков. А потом оказалось, что по такой технике здорово делать снуды шикарные, крупнообъемные. Народ загорелся. Половички на второе место ушли, а снуды — на первое. Нам же всем хочется выглядеть красиво».

— Про университет узнала, можно сказать, случайно. И пришла записываться в последний день. Тогда еще не понимала, насколько это все хорошо. Здесь я хотела компьютер изучить, потому что планшетом еще я как-то немножко владею, а мне хочется «фотошопа», видео.

А потом оказалось, что можно работать с книгами, о чем я с детства мечтала.

Мы присоединились к проекту организации «Белгипс». Они ставят по всему городу зеленые контейнеры, в которые можно выбрасывать макулатуру.

Правда, сначала написали «Подари книге вторую жизнь», так что народ воспринял, будто книги переработают, а потом еще раз напечатают на бумаге другие. Оказалось, что это не так.

Мы ставим стол с «бэушными» книгами и рассказываем: ребята, выбрасывая в эти ящики книги, ничего не рвите. Они еще другим пригодятся.

«Белгипс» макулатуру из ящиков забирает и сортирует: газеты и мусор отдельно, а книги — отдельно. Не могу вам передать, какие там попадаются книги! Есть отдельная комната, где мы книги протираем, дезинфицируем, сортируем по авторам, по тематике. Потом, опять же, идет сортировка для социальных групп. Отдавали литературу и в тюрьмы, и в больницы, и в госпитали.

Источник: https://news.tut.by/society/498153.html

Арт-терапия, визаж, купаж: чему и зачем учиться на пенсии

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

председатель попечительского совета сети университетов пожилых «Серебряный возраст»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Когда мы создавали университет пожилых, нам казалось, что мы сейчас проведем один проект, 54-часовое обучение, и на этом, слава богу, все закончится. Но оказалось, что люди, которые прошли курс, никуда не собирались уходить.

Они сказали: «О, отлично! Давайте еще 54 часа и еще 54!» — и так далее.

Мы этим стали заниматься, подвели под это какую-то базу и пришли к следующему выводу: по сути, образование в том возрасте, о котором мы говорим, может иметь три основания.

Первое — это обучение как докапитализация. Человек, который собирается выходить на пенсию, либо ожидает, что его на эту пенсию скоро попросят, хочет себя как-то докапитализировать, чтобы стать более ценным кадром или стать просто полезнее для общества в целом. Он начинает учиться компьютерной грамотности и прочим интересным вещам.

Наиболее ответственные работодатели сами учат пожилых людей. Если мы говорим об обучении как о докапитализации человека, то оно строится на основании того, что нужно работодателю. Он заказчик, как бы это ни выглядело. Соответственно, это компетентностный подход. Это называется в сфере обучения hard skils — научить человека тем профессиональным знаниям, которые у него отсутствуют.

Самый простой пример — это та же самая компьютерная грамотность.

Вторая история — это обучение как самореализация. Человек в пожилом возрасте просто хочет развиваться. Никаких иллюзий относительно своей карьеры он не строит, и она ему не нужна. Это то, с чем мы столкнулись на 54-м часу.

Люди хотят учиться, а на вопрос «зачем?» отвечают: «Ну, мы хотим знать еще английский язык, ландшафтный дизайн и… Что у вас тут еще есть? Здоровый образ жизни? Прекрасно!» Оказалось, что все, что мы можем им предложить, они хотят: арт-терапию, визаж, купаж, все что угодно.

Потому что люди получают в пожилом возрасте то, чего они не получали раньше. Есть прекрасный проект «Сбыча мечт», когда в пожилом возрасте человек может реализовать мечту, которую он не мог реализовать ранее. По разным причинам: не было у него денег, времени и так далее.

Оказалось, например, что многие за всю жизнь не были в зоопарке или в цирке. Это другая история, здесь заказчик — сам человек. И я здесь стою на таких мальтузианских принципах: хочешь — учись за свои деньги. То есть это не должно обеспечивать государство.

Если ты хочешь развиваться, то неважно, сколько тебе лет и какая у тебя пенсия, или стипендия, или зарплата, или ты вообще безработный — развивайся самостоятельно. Люди как-то находят возможность йогу оплачивать.

А вот третья вещь, мне кажется, характерна для России. Это то, к чему мы у себя в университете пришли, — обучение как социализация. Это когда человеку не важно, чему он учится, а важно, где и в какой компании, в какой тусовке. Это создание некой тусовки. Именно поэтому люди, которые прошли у нас обучение, возвращаются обратно со словами: «Я могу научить этому других».

Не факт, что может, не факт, что есть тренерские качества, но человек очень хочет. Поэтому у нас стали возникать движения волонтеров, пресс-центр, спортивные направления. Появилось желание устраивать походы и даже квест. Мне, кстати, кажется, что он станет очень популярным в Петербурге. Это бабушкин квест, его проводят бабушки.

По-моему, это намного лучше, чем когда его проводит молодой дипломированный экскурсовод. Для него это просто дома, а для бабушки это родина и история. Так вот, на мой взгляд, это как раз является социальной услугой.

Если обучение нужно не для личностного роста, а скорее для создания каких-то сообществ, если это необходимо для того, чтобы повышался какой-то эмоциональный статус пожилого человека, вот тогда в это надо вкладываться, в том числе государству.

Я думаю, в этом возрасте часто люди готовы идти на работу ради социализации. Вспомните старый фильм «Старики-разбойники». Там не для докапитализации они сами себе грабеж устроили, а ради социализации. Фильм фильмом, но это действительно так. Тут еще важен работодатель.

Например, страховые компании готовы предложить место агента по страхованию жизни, то есть чтобы пожилые продавали услуги пожилым. «Это не прикольно», — подумал бы я на месте пожилого.

Вот если бы предложили какое-то интересное место, тогда, возможно, люди стали бы вкладываться в докапитализацию, чтобы на этом новом рабочем месте социализироваться.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

профессор кафедры клинической психологии ИИПО ОНУ им. Мечникова

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Молодежь и пожилые — это колоссальный ресурс, в мире постоянно происходит что-то, что их существенно разделяет. И вот идея образования на сегодня имеет под собой хорошую подоплеку. Я за непрерывное образование.

Нужно подвести научный базис: если ты учишься всю жизнь, то это в конечном итоге заканчивается более благополучной старостью. По самым разным позициям.

Я думаю, что тут срабатывает тот факт, что человек все время настроен на поиск и изучение чего-то нового, а это целостная направленность личности. Соответственно, это порождает и физические, и моральные силы.

Но это не имеет никакого смысла, если у человека нет осознания того, ради чего он существует и чего он в этой жизни хочет достичь. Надо сказать, что, подключая людей к системе непрерывного образования, мы невольно помогаем им обрести этот смысл.

Я убежден в этом, потому что каждый может себе что-то интересное найти. На эту тему есть много серьезных научных работ. В Соединенных Штатах есть такая инициатива, она уже много лет существует: пожилые люди помогают учителям школ.

Просто помогают как социальные работники, как воспитатели.

И когда мы наблюдаем за этими людьми в течение нескольких лет, контролируя их рост, вес, уровень холестерина, давление и многие другие параметры, то выясняется, что они в целом себя лучше чувствуют, чем те, кто этим не занимается. Замечательный пример, и это научные данные.

Наш проект родился как попытка синтезировать все эти вещи.

Как уменьшить этот разрыв между молодежью и пожилыми? Возникла идея подготовить молодых людей, чтобы они смогли выступить в роли преподавателей в группах пожилых людей.

Это абсолютно не новая идея, она давно уже используется, но когда подводишь это под базу психического здоровья, появляется, на мой взгляд, новое качество, которое можно успешно продвигать дальше.

Идея была в том, чтобы широко подключить университеты, чтобы они активно предоставили своих аспирантов, докторантов, дипломантов и т. д.

 В конечном итоге нашими клиентами стали молодые социальные работники, молодые преподаватели, просто творческие молодые люди, которые хотели расширить свои возможности. Мы подготовили 120 ребят и девушек.

Они изучали, что такое психическое здоровье, как преподавать пожилым, а дальше предлагали свои проекты. Это были очень разные работы, далеко не все были посвящены освоению компьютеров.

Системного изменения пока не произошло. Это связано с тем, что пока мы не сумели найти контакт между университетами третьего возраста и той группой, которую сумели подготовить.

Мы считаем важнейшим возможным продолжением проекта вебинары, которые позволят нам расширить аудиторию и подтолкнуть на местах к развитию системы образования для пожилых.

Преподавать пожилым людям — это очень трудно, потому что они сами все время стремятся учить окружающих и особенно молодых, у них есть такая нереализованная потребность. Это, кстати, тоже не нужно запрещать.

Считаю, что в нашем случае главное достижение — это то, что молодежь стала лучше понимать пожилых. От этого и продолжительность жизни пожилых может увеличиться, и молодежь начнет задумываться о том, как прожить свою жизнь, чтобы прийти к такому возрасту в состоянии когнитивного баланса и психологического благополучия.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

председатель попечительского совета АНО «Центр развития социальных технологий»

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Сложности с трудоустройством людей старшего возраста совершенно объективны. Я про профессионализм не говорю — сейчас все очень быстро меняется, появляются новые технологии и так далее.

Я скорее говорю про психологические моменты: работодателям проще взять человека, которому 30 лет, чем человека перед пенсией. Они объясняют так: «Я буду в него вкладываться, обучать. А человеку перед пенсией что надо? Ему надо доработать.

То есть он уже не мотивирован». Вот эти стереотипы глубоко сидят в наших кадровых сотрудниках.

Самым крупным работодателем города Москвы является правительство Москвы, все подведомственные организации. Это социальный сектор: здравоохранение, школы и так далее. Больше миллиона человек работает в этих подведомственных организациях. И на эти рабочие места тоже претендуют люди старшего возраста. Мы сейчас говорим не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения государственных подходов.

Как университет управления мы сейчас проводим обучение старших сестер в медицинских организациях, у нас учится 400 человек. Мы им показываем вот такую схему. Работодатель ищет людей с максимальным количеством компетенций.

Мы говорим, что качество работы человека определяется не только его профессиональными навыками: важна способность управлять отношениями на рабочем месте, личная зрелость, степень мотивации.

Причем все коэффициенты друг на друга умножаются, то есть если у человека личная зрелость ноль, то какие бы у него ни были профессиональные навыки, он получит ноль. Это такой условный образ.

И если брать личную зрелость, мотивацию и компетенции, то люди 45–55 лет не проигрывают, а, наоборот, часто выигрывают. В общем, фактор возраста мы нивелируем этой формулой и пытаемся объяснить это нашим кадровикам в больницах, поликлиниках, школах. Мы только начали этот процесс.

Кроме того, в октябре мы запустили проект «Центр новых возможностей 50+», который в этому году получил президентский грант. Суть в том, что люди, которые испытывают сложности в поиске работы и при этом подходят к пенсионному возрасту, — это особенный формат настроений, который требует очень качественной консультативной поддержки.

Кому задать вопрос? С кем поговорить? Консультанты «Центра новых возможностей 50+» будут работать в Москве и Московской области, Ленинградской и Псковской областях. У нас уже есть договоренность с пенсионными фондами в этих регионах.

Людям, которые пришли в пенсионный фонд, чтобы проконсультироваться по поводу получения пенсии, будут вручать листовки с информацией о нашем центре. Мы их будем ориентировать по дальнейшим карьерным и вообще жизненным траекториям. Вот подходит у них время пенсии.

Что им делать? Продолжать карьеру или получать образование и начинать другую карьеру? Может, например, они себя увидят в волонтерской или некоммерческой деятельности.

Читайте также:  Минобрнауки и роскосмос будут готовить кадры вместе

На одной из конференций зашла речь о том, что, когда человек выходит на пенсию, он проходит несколько стадий. Первая — стадия некоего возбуждения. Он уже не должен работать, но получает пенсию, и у него есть время, чтобы сделать многие дела, которые накопились.

Дальше идут другие стадии, в том числе и стадия депрессии: человек привык работать, а работы нет. Вот нам желательно до того, как человек дойдет до стадии депрессии, его проконсультировать. Не трудоустроить, а просто рассказать ему о тех возможностях, которые у него есть.

Поверьте, возможностей очень много.

эксперт и тренер МОО «Немецкое молодежное объединение», руководитель социокультурных проектов

* Республика немцев Поволжья существовала до 1941 года, а с началом войны всех, кто в ней проживал, депортировали и переселили на другие территории Советского Союза: Сибирь, Казахстан, Урал, Север и так далее. С того момента эта этническая группа стала проживать разрозненно.

Я работаю в общественной организации «Немецкое молодежное объединение», и мой опыт связан с тем, как возрастную аудиторию включить в образовательный процесс. Порядка двух лет назад мы подумали, что у нас нет никакой стыковки между двумя очень важными возрастами — возраст 50+ и возраст, скажем, 20+.

Это как раз те два поколения, которые очень активны в общественной деятельности и так или иначе представляют свою этническую организацию. Но между собой они практически никак не взаимодействуют.

Глобально наша цель была в том, чтобы попробовать соединить два поколения и изменить сложившуюся модель отношений между молодыми и пожилыми, так называемыми сеньорами. Мы долго думали, как найти точки соприкосновения, и оттолкнулись от такой довольно практической темы.

В 90-е годы большое количество российских немцев уехало в Германию.* И сейчас люди, которые остались здесь, не всегда могут общаться с родственниками там, потому что не владеют новыми технологиями: написать в фейсбуке или в «Одноклассниках», позвонить по скайпу и так далее.

Так что изначально мы зашли со стороны компьютерных технологий и компьютерной грамотности. Так появился проект «Школа выходного дня». Но в итоге это была только вывеска, предлог для начала диалога.

Понятно, что приходили в основном бабушки, пожилых дедушек было очень мало. Но эти бабушки всегда приходили со своими запросами. Кому-то хотелось не бояться компьютерной мышки; кому-то — научиться звонить родственникам в Германию; кому-то — создавать видеофильмы; кто-то хотел записывать уроки вязания и выкладывать на YouTube и так далее.

Мы старались максимально использовать принципы неформального образования и отвечать на эти запросы. Мы сразу взяли установку на работу с волонтерами, то есть мы никому не платим за этот проект. Мы говорили пожилым, что это ваш помощник, вы не в позиции «учитель — ученик». Это было обучение через опыт: минимум теории и максимум практики.

Изначально у нас было опасение, как отнесутся к нашим молодым волонтерам наши уважаемые сеньоры и насколько они готовы воспринимать такую модель. Все-таки это люди, которые прошли советскую школу, и у них, возможно, остались особые представления о том, как должен выглядеть и общаться преподаватель. Но наши опасения оказались надуманными.

В какой-то момент это переросло во что-то большее, чем просто курсы компьютерной грамотности. Мы прочитали отчеты наших волонтеров, которые писали: «Наши талии расширяются на несколько сантиметров в месяц, потому что мы постоянно едим принесенные нам в благодарность пирожки».

На самом деле это очень важно, это момент передачи опыта: не все наши волонтеры (те же российские немцы, но молодые) умели готовить национальный пирог, не все знали какие-то другие рецепты. Так что иногда компьютерные курсы превращались в уроки кулинарии.

В такие моменты мы понимали, что это и есть та самая новая модель, которую мы искали.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/15167-art-terapiya-vizazh-kupazh-chemu-i-zachem-uchitsya-na-pensii

Студенты на пенсии: кто они и зачем учатся

Уже несколько лет в Набережных Челнах работает Университет третьего возраста при НГПУ. Он выпускает студентов старше 50 лет. Сейчас тут абсолютно бесплатно обучаются 155 человек. На днях в учреждении состоялся очередной выпускной, 42 возрастных студента получили дипломы. «Челнинские известия» пообщались с ними.

Стала учить немецкий, чтобы чаще ездить к дочери в Германию

Нина Мерзлякова второй год учится в Университете третьего возраста на факультете немецкого языка, до выпускного ей остается еще год. Этот язык она выбрала потому, что ее дочь живет в Германии, и Нина периодически ездит к ней в гости.

Основное образование Нины Мерзляковой — Московский инженерно-экономический институт, сейчас она работает в издательстве. Признается, что всегда имела много увлечений, в том числе спорт и танцы. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Нина Мерзлякова

«Всегда хотела стать ближе к Германии, узнать об этой стране больше. В школе учила английский язык. Считаю, чем больше знаешь языков, тем легче общаться, лучше будет работать память, расширяется кругозор. Сейчас есть много возможностей для путешествий, и как хорошо, когда можешь понимать язык в чужой стране без чьей-то помощи», — говорит студентка.

Занятия у студентов в Университете третьего возраста проходят раз в неделю, поэтому важно заниматься дома, студентка уделяет самостоятельному изучению 2-3 часа в день. 

«Немецкий один из самых сложных языков, раньше его терпеть не могла, казалось, он грубый. Но внуки говорят на немецком, хотя и русский знают, поэтому поменяла свое отношение», — признается Нина Мерзлякова. 

Нина Мерзлякова планирует в дальнейшем продолжить обучение на факультете английского языка и ИЗО.

Студентка стала репетитором по английскому языку

Ирина Зайцева учится на втором курсе Университета третьего возраста, изучает английский язык. Она уже применяет свои знания на практике – занимается с детьми.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Ирина Зайцева

Она работает педагогом дополнительного образования, много лет назад окончила училище культуры в Елабуге. Несколько лет назад она посещала курсы английского языка, поэтому пришла в университет уже не новичком.

«Мне посоветовали взять троих детей, у которых нет возможности оплачивать занятия, я согласилась сделать это доброе дело, и для детей польза, и для себя. Так, занималась с второклассником, у него были тройки по английскому, сейчас он ударник. Я была так горда, когда мне сказали, что у моего ученика в школе повысилась успеваемость», — делится Ирина Зайцева.

Зарабатывать деньги на своих знаниях, считает женщина, у нее не получится. Поэтому она продолжит заниматься с детьми исключительно бесплатно. 

«В молодости я хорошо знала английский, потом дополнительно учила его, но владею им не настолько, чтобы брать за уроки деньги», — говорит Ирина Зайцева.

Ближе к пенсии открылся талант художника

Лариса Якбарова пришла в Университет третьего возраста пять лет назад, то есть она училась там два раза. Таких студентов, как она, которые выпускаются, а потом приходят учиться снова, много. Теперь челнинка осваивает изобразительное искусство.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Лариса Якбарова

«Всегда хотела научиться рисовать, чувствовала, что мне это надо. Всю жизнь проработала в снабжении, в строительстве. Поэтому я так рада, что сейчас, в зрелом возрасте, воплотила свою давнюю мечту. Лучше поздно, чем никогда», — признается Лариса Якбарова.

За время учебы, студентка уже принимала участие в четырех выставках со своими картинами, одну ее работу даже купили. Она рисует в классике, любит городские пейзажи, холст и масло. А любимой работой стал портрет внучки. 

Чтобы поступить на факультет изобразительного искусста никаких вступительных экзаменов сдавать не нужно, главное – желание. Большая часть учебы – это практика, сначала учат рисовать карандашом, потом акварелью, затем маслом. 

«Думаю, после окончания пойти учиться на языки. Мой муж тоже пробовал со мной на ИЗО, но ему не понравилось. В основном здесь учатся женщины, мужчины стеснительные. Сейчас постоянно рисую дома, включаю компьютер и смотрю мастер-классы», — рассказывает Лариса Якбарова. 

Слесарь пошел получать свое первое в жизни высшее образование

Александр Клевцов окончил первый курс факультета немецкого языка. Он тоже пришел учиться уже во второй раз. Первый раз ему не хватило времени, чтобы хорошо выучить немецкий. Признается, что если делать большие перерывы в учебе, все быстро забывается, память уже не такая, как в молодости. 

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии Александр Клевцов

«Моя покойная жена была российской немкой. Поэтому мне всегда хотелось выучить этот язык. Делаю это исключительно для себя. В школе вообще изучал французский, но ничего не помню», — рассказывает Александр.

Сейчас студент на пенсии, можно сказать, что это его первое образование. Когда-то, окончив школу, он сразу пошел на завод работать слесарем. 

P.S. Университет третьего возраста в НГПУ работает совместно с ПФР. Для учебы в НГПУ принимаются заявления от неработающих пенсионеров, необходимо подать его на вахту или в 204 кабинет. Прием заявлений новых слушателей осуществляется в августе, обучение начнется в октябре. Вопросы по телефону: 74-79-40.

Источник: http://chelny-izvest.ru/news/education/studenty-na-pensii-kto-oni-i-zachem-uchatsya

Пенсионерам: когда можно и когда нужно включать учебу в стаж?

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Порядок расчета пенсии сейчас в России очень сложный. Нынешние и будущие пенсионеры слабо разбираются во всех тонкостях расчета пенсионных баллов, коэффициентов и пенсионных прав.

Но понимать общий порядок расчета пенсии нужно, чтобы не лишиться положенных по закону выплат.

Бесполезный гранит науки

Мы все в свое время много учились, а, выйдя на пенсию, обнаружили, что годы нашей учебы исчезли при подсчете стажа, а те пенсионеры, которые пытались добиться включения учебы в стаж, получили отрицательный ответ из Пенсионного фонда. Почему?

Ведь в советские времена учеба входила в трудовой стаж, так было и в 90-е годы, а вот с 2002 года это правило отменили, но за более ранние периоды оно остается в силе.

Так, Конституционный суд РФ постановил, что права граждан, заработавших пенсию в советское время, не могут ухудшаться независимо от изменений в законодательстве.

По этой причине человек вправе требовать перерасчета пенсионного обеспечения за трудовую деятельность во времена СССР.

Тем не менее Пенсионный фонд в большинстве отказывается включать учебу в стаж, уверяя, что в этом случае пенсия снизится.

Почему так происходит и когда учебу действительно стоит включать в стаж

Оказывается, все отказы ПФ происходят из-за того, что УВЕЛИЧЕНИЕ СТАЖА за счет включения туда учебы НЕ ВСЕГДА УВЕЛИЧИВАЕТ ПЕНСИЮ!

Есть вариант расчета, когда увеличение стажа дает прирост к пенсии (если учитывается коэффициент стажа), а есть вариант, когда учитывается средняя зарплата.

Поэтому учеба до 2002 года засчитывается в стаж, если пенсионеру не хватает стажа для начисления пенсии или у него была невысокая зарплата в советское время.

Например, женщина 3 года училась в техникуме и 6 лет ухаживала за двумя детьми до трехлетнего возраста в период с 1992-го до 2002 года.

Исходя из норм 400-ФЗ (без применения части 8 статьи 13) страховой стаж отсутствует, так как периоды ухода за детьми при отсутствии факта работы не могут быть засчитаны в страховой стаж.

Исходя из норм части 8 статьи 13 с учетом норм закона 340-1 от 20.11.1990 г., страховой стаж составляет 9 лет: 3 года учебы плюс 6 лет ухода за детьми.

Когда закон разрешает включить учебу в стаж

Согласно действующему законодательству периоды учебы не включаются в стаж и не дают никаких дополнительных пенсионных баллов. Тем не менее при желании включить учебу в стаж все же можно.

Дело в том, что федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет особую оговорку в статье 13:

8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ФЗ № 400, пункт 8 статьи 13).

  • Простыми словами этот пункт означает, что если на момент учебы она могла быть включена в стаж, то это можно сделать и сейчас.
  • Поэтому стоит учитывать, на какие именно годы приходятся периоды учебы будущего пенсионера.
  • Впервые пенсии в СССР были введены соответствующим законом в 1956 году. С тех пор действовали такие законы:

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Как видно, чтобы учебу в вузе в советский период засчитали в стаж, до нее должен быть период трудовой деятельности.

Самое социально справедливое законодательство действовало в 90-е годы – в стаж могла быть включена любая учеба.

С 2002 года пенсионная система России изменилась, теперь вместо данных о зарплате и отработанных годах для определения размера пенсии учитывается сумма уплаченных за работника страховых взносов.

В отдельных случаях учеба и после 2002 года может быть засчитана в стаж. Например, если человек учился заочно и одновременно работал, этот период будет учтен в стаж как период работы.

Для того чтобы набрать минимальный стаж для выхода на пенсию (10 лет, а в перспективе 15 лет), учебу включат в стаж.

Также ее могут учесть при определении льготного стажа (учебу в ПТУ для Списков 1 и 2, для медиков и педагогов – учебу в медицинских и педагогических училищах и в вузах).

Стоит ли всем пенсионерам просить включить учебу в стаж для определения пенсии

  1. Мы знаем, что от продолжительности стажа зависит оценка пенсионных прав, сформированных у гражданина до 2002 года.
  2. Так, расчетный размер пенсии на 31 декабря 2001 года рассчитывается двумя способами:
  3. 1.

    отношение средней зарплаты работника к средней по стране в тот же период (не более 1,2) умножается на коэффициент стажа и на 1671 рубль;

2. средняя зарплата работника умножается на коэффициент стажа.

По этому варианту есть ограничение по итоговой сумме в 555,96 рублей.

  • Работники ПФ проводят расчет по обоим вариантам и выбирают тот, который дает большую сумму.
  • В обоих вариантах есть коэффициент стажа, но рассчитывается он разными способами:
  • Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Чтобы учеба учитывалась как стаж, пенсию на 31.12.2001 года нужно рассчитывать только через второй вариант (пункт 4 статьи 30 ФЗ-173) , а это невыгодно большинству пенсионеров, т.к. здесь основную роль играет ограничение максимального размера рассчитанной таким образом пенсии – 555,96 рублей.

Например, при расчете пенсии по первому варианту, если у работника была близкая к средней по стране зарплата, сумма выйдет равной 919,05 рублей, что гораздо выше 555,96 рублей – ограничения по второму варианту.

Математически можно подсчитать, что включать учебу в стаж целесообразно только тем, у кого зарплата в советские годы и в 90-е была на уровне 60 % или ниже средней по стране, а суммарный стаж (на 31.12.2001) был больше 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Например, если у человека в справке о зарплате числится сумма среднего заработка за 60 месяцев в 90 рублей, а средняя зарплата по стране в тот же период была равна 130 рублям, то уже выгодно учебу не включать (соотношение со средней будет на уровне 70 %).

Поэтому, прежде чем обращаться в ПФ с требованием пересчитать пенсию, включив в стаж годы учебы, следует хорошо подумать, стоит ли овчинка выделки, и что вам даст этот перерасчет.

Сотрудники Пенсионного фонда при установлении страховой пенсии обязаны проводить расчет по обоим вариантам и затем выбирать из него самый выгодный (то есть с большей суммой).

Но в любом случае, если есть сомнения в правильности расчета, можно и нужно запросить официальные разъяснения, написав заявление и лично явившись в ПФ.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777756174/

Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости — это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся — и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

  • Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:
  • — с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;
  • — с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;
  • — с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;
  • — с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;
  • — изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям.

Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости.

В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии

«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

«Новый пенсионер»

См. начало темы:

Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо?

Источник: https://www.pencioner.ru/news/ucheba/zachem-pozhilym-uchitsya-ili-mne-eto-ochen-nado/

Young Old: чему и зачем учиться на пенсии

Население стареет: уже сегодня каждый четвертый человек в стране — пенсионер. При этом образ жизни, запросы и потребности людей старшего возраста стремительно меняются.

Теперь, уйдя на заслуженный отдых, люди озадачены тем, как сохранить социальную, профессиональную и умственную активность.

Татьяна Дроздова, создатель и руководитель лаборатории Young Old, рассказала, как устроено образование для людей старшего возраста и почему так важно развивать это направление.

Dwayne Madden / Flickr / CC BY 2.0

Young   d: чему и зачем учиться на пенсии В современном мире возрастные границы очень расширились. Какой возраст теперь считается «пожилым»? Можно ли сказать, что во всех странах эти условные границы одинаковые, или это зависит от уровня жизни и социальных возможностей?

На то, как мы ощущаем возраст, влияет несколько факторов: прежде всего, конечно, то, как мы воспринимаем себя, но не только. Вся окружающая среда: родственники, члены семьи, коллеги, работодатели, то, как о старости говорят медиа, тональность, с которой ее обсуждают в обществе, законодательство — все это тоже оказывает на нас воздействие.

Формально точкой отсчета является пенсионный возраст, но и он не одинаковый в разных странах. Люди выходят на пенсию все позже — в среднем в 60-65 лет. А сейчас есть тенденция к еще большему увеличению пенсионного возраста — до 67 лет.

Именно этот период жизни, 60-75 лет, западные исследователи и классификация ООН называют «young old», то есть «молодые пожилые». Впрочем, в некоторых развивающихся странах «пожилым» человека начинают считать значительно раньше — уже после 50 лет.

Здесь имеет значение и средняя продолжительность жизни: понятно, что если в Средние века люди умирали в 40-45 лет, то в 30 лет они уже находились преклонном возрасте.

Культурные особенности тоже играют роль: старость — это время, когда от активной жизни принято переходить к меньшему участию в жизни сообщества.

К сожалению, наша страна пока ближе к развивающимся — уже после 55 человек воспринимается как стареющий. От него ждут «жизни на пенсии»: считается, что он должен закончить карьеру и посвятить себя внукам. При этом часто его собственные родители еще живы и тоже требуют ухода и помощи.

Расскажите о проекте Young Old. Почему вы решили обратить внимание именно на аудиторию 50+?

Проектная лаборатория Young Old — это сообщество экспертов, которые изучают проблемы старшего возраста и создают решения для того, чтобы улучшить жизнь пожилых. Значительная часть нашей работы — это образование для людей старшего возраста, а также просветительские мероприятия: лектории, проектные лаборатории, медиапроекты.

В октябре в культурно-образовательном пространстве «Охта Lab» (Санкт-Петербург) стартует проект Young Old, который включает в себя открытый лекторий и проектную лабораторию. Там будут читать бесплатные лекции по социологии, культурологии и психологии. Преподаватели — сотрудники РАН, СПбГУ, Института им. Мечникова, МАРХИ и др.

У Young Old есть канал в «Телеграм», который рассказывает, как стареть «правильно» и почему пожилые люди могут быть ценным ресурсом в разных областях.

Ведь население России стареет: каждый четвертый в стране — пенсионер. Людей старшего возраста не просто становится больше — меняются их запросы и образ жизни.

Наша задача — представить старшее поколение в качестве потенциального заказчика социальных, образовательных и бизнес-проектов.

Сильная сторона возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми

Зачем человеку, который уже, можно сказать, на пенсии, учиться?

Дело в том, что работа и учеба не только означают финансовое благополучие, но и «отвечают» за социальную активность и круг общения. Именно в профессиональной жизни и во время учебы создается так называемый круг слабых связей: сообщество друзей, знакомых, коллег. После ухода на пенсию этот круг сужается, что негативно сказывается на качестве жизни.

Физиологические процессы, которые протекают в мозгу в момент достижения цели, важны с точки зрения когнитивного здоровья: ставя учебные или рабочие задачи и пытаясь их разрешить, организм вырабатывает вещества, которые замедляют старение нервной ткани. Вот почему, отказавшись от привычных задач, люди могут столкнуться с резким когнитивным старением.

Образование для тех, кому за 50 и за 60, может быть разным: обучение современным навыкам, повышение квалификации в рамках специальности или получение новых знаний для того, чтобы найти новую работу, возможность превратить свое хобби в профессию или просто получить знания, которые помогут в повседневной жизни.

Какие качества человек теряет, а какие приобретает с возрастом?

По нашим наблюдениям, у тех, кому за 50, есть качества, позволяющие им конкурировать с молодыми. Взрослый человек гораздо лучше понимает собственные задачи, ему легче ответить на вопрос о том, зачем, чего ради он действует.

Мне кажется, что сильная сторона преклонного возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми, развитая эмпатия. Отличительной чертой пожилых россиян является способность жертвовать своими интересами ради других. Такое качество достаточно опасно для самого человека, но это важный ресурс для общества.

Людям старшего возраста присуще стратегическое видение, долгосрочный взгляд на рабочие процессы, ответственность и стабильность. Ну, и, конечно, у них есть жизненный опыт.

планировать свою старость лучше всего заранее

Есть какие-то особенности в организации обучения для пожилых?

Проектируя такое образование, нужно понимать, что внутри сегмента «50–55+» есть много подсегментов. И это разные целевые аудитории.

Например, онлайн-курсы подойдут для «молодых пожилых», которые достаточно активно пользуются интернетом. Есть также подсегмент «средних» и «старших» пожилых — и у них другие возможности и потребности.

Так, в группе тех, кому за 90, надо учитывать специфические проблемы — например, болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона.

Социализация и общение тоже являются важной частью образования и досуга для людей старшего возраста. Поэтому необходимо дать таким студентам возможность общаться вне занятий и создать для этого условия. Нужно учитывать, что память и скорость принятия решений с возрастом замедляются.

Преподаватель должен обладать авторитетом, но при этом в его взаимоотношениях со студентами должна отсутствовать иерархия: все должны быть равноправными носителями знаний. Пожилые люди хорошо воспринимают интерактивные форматы, с удовольствием решают практические задачи.

И для них важен материальный результат — артефакты, то, что можно унести домой, показать родственникам и друзьям.

Какие образовательные возможности сегодня есть у пожилых людей?

Мы недавно создали несколько онлайн-курсов на платформе «Активный возраст» — это своего рода «Coursera для пожилых». Они посвящены нескольким темам: как выработать стратегию старости, как сохранить конструктивные отношения в семье, как не остановиться в профессиональном развитии и вести активную социальную жизнь.

Что касается работы для пожилых людей, будем честны, предложений на рынке труда не так много: если пенсионеры и находят работу по специальности, то, как правило, идут на понижение. Врачи становятся нянями, педагоги — репетиторами, и так далее.

Но можно сделать основным делом и монетизировать свое хобби или заняться общественной работой — например, стать районным активистом, старшим по подъезду или председателем ТСЖ. Это здорово — научиться хорошо делать то, что крупные организации делают плохо и только за большие деньги. У нас даже есть отдельный курс «Как сделать город лучше».

Речь в его рамках идет о самых разных вещах: от раздельного сбора мусора до благотворительности. Можно даже создать собственный социальный проект.

Другой курс мы посвятили здоровью, чтобы рассказать о доказательной медицине, о том, как фильтровать информацию, распознавать шарлатанов и конструктивно общасться с врачами.

Еще один курс посвящен современным технологиям: мы рассказываем, как решать повседневные проблемы с помощью смартфона и интернета, искать старых друзей и одноклассников, планировать досуг.

Подобное обучение не должно проходить формально — «нажмите такие-то кнопки, передвиньте курсор». Нужно, чтобы студенты решали конкретные жизненные задачи.

Вообще, хотелось бы заметить, что планировать свою старость стоит заранее: думать, какие профессии и умения будут востребованы, какой запрос есть в обществе, какие навыки после выхода на пенсию помогут вам самореализоваться, чем бы вы хотели заниматься. Ну, и, конечно, создать финансовые «подушки безопасности», изучить возможности: пенсионные фонды, страхование, инвестирование и т. п.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5571

Стать студентом после 50-ти. Зачем учиться перед пенсией?

Пенсионная реформа обострила проблему трудоустройства пожилых людей. С чем сталкиваются при поиске работы жители Ставропольского края и республик СКФО и какую помощь предлагает государство — в материале «АиФ-СК».

Только опыта недостаточно

Увеличив пенсионный возраст, законодатели отнесли работников, которым остаётся пять лет до пенсии, к новой категории — предпенсионеры.

У них может быть богатый опыт работы, но они, например, не владеют компьютером или их профессия не пользуется спросом.

Чтобы помочь таким людям найти себя на рынке труда, центры занятости по федеральному проекту «Старшее поколение» открывают курсы переподготовки и повышения квалификации.

На Ставрополье за этот год должны обучить 900 человек — женщин 53-55 лет и мужчин 58-59 лет. В столице края им предлагают освоить профессии оператора котельной и слесаря-электрика, охранника и водителя, повара и кондитера. Из более сложных специальностей можно выбрать курсы для операторов ЭВМ, бухгалтеров, графических дизайнеров, управляющих персоналом. Оплачивает обучение государство.

В Нальчике курсы для предпенсионеров пока только планируются, но уже больше 200 человек записались на них. Больше всего желающих стать пользователями персонального компьютера, поварами, бухгалтерами, психологами, медсёстрами и санитарами.

«Безработных среди них пока нет, все трудоустроены. Но для того, чтобы не потерять работу, им нужны дополнительные навыки. От своего работодателя они приносят справку, что будут заняты по полученной специальности», — пояснили в городском центре занятости.

В Чечне тоже наибольшим спросом пользуются компьютерные курсы. Но есть и такие специфические направления, как обучение егерей. «В республике созданы рабочие места в заповеднике, поэтому потребовались такие специалисты, — рассказал начальник отдела профориентации и профобучения департамента по вопросам занятости населения минтруда Чечни Шедид Абубакаров. — Если человек решил приобрести навыки в совершенно новой для себя области, это только приветствуется. Мы обязаны обеспечить занятость, как минимум, 85% выпускников курсов, поэтому заранее договариваемся с работодателями».

«Никем не могу устроиться»

Ставропольчанка Марина Александровна много лет учила детишек в школе русскому языку и литературе, потом давала частные уроки. Сейчас учеников у неё маловато, и она вывесила на разных сайтах своё резюме, в школу возвращаться не хотела бы.

«Я дистанционно прошла за свой счёт курсы отельера, и мечтаю работать в гостиничном бизнесе, — говорит она. — В резюме честно указываю, что опыта по этой специальности нет, и никто не приглашает на работу. А в центр занятости за помощью я обратиться не могу, потому что прописана в другом районе».

Снабженцу Сергею Зубенко 59 лет. Работу ищет с января. «Кем я только не пытался устроиться. По моей специальности вакансий вообще нет. Для тяжёлых работ, типа грузчика, возраст не тот. Хотел водителем категории „В“ пойти, а мне говорят: „Вам тяжело будет“. Готов был ехать в Москву экипировщиком воздушных судов, а там, оказывается, только женщин берут. Я уже думал пойти в фрезеровщики, потому что в молодости 15 лет работал по этой специальности. Но с тех пор 20 лет я не фрезеровал, и меня не берут в мебельные цеха. Охранником хотел поработать, но там нужна лицензия. К тому же мне сказали, что 14 часов на ногах я вряд ли выдержу. Ни дворником, ни кладовщиком не могу устроиться. По ста адресам уже отправил, наверное, своё резюме, и всё без толку. Пенсионный возраст подняли, а работать негде. Очень переживаю, потому что за коммунальные услуги надо платить, кредит гасить, а денег нет», — сетует Сергей Михайлович.

Он обращался в центр занятости, чтобы пройти переобучение, но ему отказали, потому что он зарегистрирован индивидуальным предпринимателем и не считается безработным, хотя фактически доходов ИП не приносит.

Ещё один 59-летний соискатель, инженер по эксплуатации зданий и сооружений Николай Петров, полагает, что его проблема не в возрасте, а в экономической стагнации, из-за которой и молодым устроиться на работу непросто. Обучиться и пойти работать охранником или оператором котельной он считает ниже своего достоинства. «Работать оператором котельной? Да это неинтересно. Потенциал-то у меня гораздо выше. Я последние 15 лет проработал на руководящей должности, и когда мне предлагают должность инженера с обязанностями сантехника и электрика, я отказываюсь. Учиться? Так я владею всеми строительными специальностями. Компьютер прекрасно знаю, — говорит он. — И даже если я освою новую профессию, какую зарплату предложат новичку? Конечно, доведённый до отчаяния человек будет готов на всё, на это и рассчитывают».

Перед пенсией — в бизнес

Есть ещё один способ собственного трудоустройства — стать бизнесменом. Краевой фонд поддержки предпринимательства помогает начинающим, даже если им далеко за 50.

«Специалисты фонда консультируют новичков, приглашают на образовательные семинары, бизнес-тренинги, мастер-классы, курсы повышения квалификации, конференции, форумы, круглые столы. Им помогают разработать бизнес-план и собрать пакет документов, с которым можно обратиться за господдержкой», — напоминает министр экономического развития Ставропольского края Сергей Крынин.

В крае есть те, кто занялся бизнесом в пожилом возрасте. Галина Шестун за несколько лет до пенсии открыла своё дело по продаже медицинского оборудования. Правда, с самой этой сферой была очень хорошо знакома, проработала в ней полжизни.

«Такое дело, связанное со специфическим товаром, торгами, аукционами, предпенсионеру без опыта, конечно, не освоить, — полагает она. — Но когда мне было 55 лет и меня сократили, я готова была даже полы мыть, потому что содержать меня было некому. Тогда я вполне могла бы переучиться на новую специальность. Сейчас уже вряд ли. В этом году мне будет 70».

Геннадий Терещенко тоже начал своё дело до выхода на пенсию, но и сегодня в свои 68 бросать его не собирается. Он делает биотопливные котлы и топливо для них — гранулирует солому, лузу подсолнечника и опилки.

«Я заметил, что люди, которые уходят на пенсию, быстро деградируют, сильно переживают из-за того, что оказываются ненужными, часто болеют. Я считаю, пока есть силы, надо работать, — говорит он. — Своё дело можно открыть в любом возрасте. Хотя бы выращивать что-то и продавать с огорода».

Мнение эксперта

Руководитель PR-службы компании HeadHunter Алёна Манохина:

«Как показывает анализ вакансий и резюме, с отказами при приёме на работу сталкиваются 20% соискателей старшего возраста. Работодатели полагают, что пожилые недостаточно эффективны. Поэтому на собеседовании нужно излучать оптимизм, активность, уверенность в своих силах и не думать о закате профессиональной деятельности.

«Возрастные» соискатели чаще ищут работу в области бухгалтерского учёта, производственной и транспортной сферах. Они готовы рассматривать вакансии с частичной занятостью, а также надомную работу и сменный график. Мужчины претендуют на вакансии сторожей или вахтёров, а женщины готовы идти нянями, горничными, помощницами по хозяйству.

Рассчитывать на успех они могут там, где важен не столько профессиональный, сколько жизненный опыт. Это особенно актуально для бухгалтеров, юристов, репетиторов.

Не так важен возраст и в сфере продаж, где всегда большой объём открытых вакансий и всё зависит от желания зарабатывать.

Часто пожилых приглашают на должности консультантов, администраторов, диспетчеров такси или курьерской службы».

Комментарий

Руководитель Пятигорского центра бесплатной юридической помощи Ассоциации юристов России Анатолий Голец:

«В Пятигорский центр с начала года обратились восемь предпенсионеров: артисты, врачи, учителя. Они интересовались, имеют ли право на досрочную пенсию.

За людьми, которым осталось не более пяти лет до пенсии, сохраняются льготы и меры социальной поддержки, положенные пенсионерам: бесплатные лекарства и проезд на общественном транспорте, скидка на оплату ЖКХ. Кроме того, работодатель должен предоставлять им два дня с сохранением зарплаты на диспансеризацию.

Единственное исключение — налоговые льготы. Их дают с учётом прежних границ пенсионного возраста, то есть для большинства людей — 55 или 60 лет, кроме тех, кому была положена досрочная пенсия. Чтобы их получить, надо обратиться в налоговую инспекцию и представить документ, выданный Пенсионным фондом».

Официально

Для предпенсионеров в Государственной инспекции труда по Ставропольскому краю открыта «горячая линия» по телефону 8 (8652) 37-13-96. Чаще всего жалобы поступают на увольнения или отказы в приёме на работу. В 2018 году семи обратившимся инспекция помогла восстановиться на рабочем месте.

Особого порядка для увольнения или сокращения предпенсионеров нет. Зато внесены изменения в Уголовный кодекс, по которым предусмотрена уголовная ответственность за необоснованные увольнения или отказ в трудоустройстве таких людей.

«Если вас не хотят принимать на работу, у работодателя нужно затребовать письменный отказ с обоснованиями, пусть даже будут выдвигаться другие причины, и с этой бумагой можно будет обращаться в госинспекцию, прокуратуру или суд, — рекомендуют в трудинспекции. — Если вас сократили, пишите жалобу, и мы проверим, насколько это было законно: уведомили ли за два месяца до сокращения, исследовали ли, кто имеет преимущественное право остаться, спросили ли мнение профсоюза?».

Источник: https://news.rambler.ru/other/42088898-stat-studentom-posle-50-ti-zachem-uchitsya-pered-pensiey/

Ссылка на основную публикацию