39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов
КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна  ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Малайзия далекая и близкая, или Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

Россия находится в первой десятке стран, которые выбирают граждане Малайзии для обучения за рубежом. Наиболее перспективным образовательный рынок этой страны может стать для российских медицинских вузов при наличии у них аккредитации Малазийского медицинского совета (англ. – MalaysianMedicalCouncil).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Общая характеристика

Среди стран Юго-Восточной Азии малазийская экономика занимает третье место. На протяжении последних шестидесяти лет в стране наблюдается рост ВВП примерно на 6 % в год. Население – около 30,9 млн.

, при этом самая крупная возрастная группа, от 25 до 54 лет, составляет 41 %. Система высшего образования представлена частными колледжами (414), частными (37) и государственными (20) университетами, политехническими институтами (24), 7 филиалами зарубежных вузов.

Всего по программам высшего образования обучается 1,2 млн. студентов.

​Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

С 2009 года правительство страны неоднократно смягчало политику в отношении сектора услуг с целью привлечения большего объема зарубежных инвестиций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Узнать больше о машинном обучении

Оценим за полчаса!

После отмены ряда ограничений в области консультирования по IT, туризму и грузоперевозкам в 2011 году принято решение о разрешении присутствия компаний, чьи акции на 100 % принадлежат зарубежным владельцам, в таких отраслях, как здравоохранение, розничная торговля, образование, а также оказание профессиональных, экологических и курьерских услуг.

По состоянию на 1 декабря 2016 года подписано более 900 меморандумов о договоренности и взаимопонимании между университетами Малайзии и зарубежными организациями для расширения сотрудничества в области высшего образования и академических исследований на международном уровне. Они охватывают вопросы обмена публикациями, сотрудниками и студентами, совместного проведения исследований.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

По данным исследования банка HSBC «Ценность образования» (англ.

– TheValueofEducation) 68 % малазийских родителей полагают, что обучение за рубежом создаст перспективы для будущей карьеры их детей, 65 % родителей считают, что реализовать эти цели поможет обучение в рамках послевузовских программ.

Предпочтения относительно будущих специальностей распределяются следующим образом: 25 % родителей малазийских студентов думают об их обучении за рубежом по медицинским специальностям, 18 % – по инженерным и 3 % – по компьютерным наукам.

Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия (см. табл. 1).

В свою очередь Малайзия активно приглашает иностранных студентов. В 2014 году в государственные и част­ные вузы страны были зачислены 135,5 тыс. иностранных граждан, в основном из Бангладеш, Китая, Индонезии, Нигерии, Индии и Пакистана. К 2020 году Малайзия намерена стать международным и региональным образовательным хабом и привлечь 200 тыс. студентов.

​Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия. 

Российские ориентиры

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891, гражданам Малайзии ежегодно выделяются квоты на обучение в российских вузах. Число квот утверждается ежегодно.

В 2013-2014 учебном году по всем уровням образования Малайзии было выделено всего 5 квот, а в 2014-2015 учебном году за счет средств российского бюджета обучались 30 малазийцев . Большая часть малазийских студентов обучается в российских вузах на контрактной основе, причем медицинским специальностям.

По данным ведомственной статистики , количество студентов из Малайзии в прошлом учебном году достигало 2 465 (см. табл. 2).

Медицинский совет, полномочный государственный орган Малайзии, признает дипломы 6 медвузов России: с 1999 года – Курского государственного медицинского университета, с 2001 года – Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.

Сеченова, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Нижегородской государственной медицинской академии, Волгоградского государственного медицинского университета и с 2001 по 2013 годы – Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского .

За последние двадцать лет в этот список не вошел ни один другой российский вуз.

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

Самый большой контингент малазийских студентов зарегистрирован в Нижегородской государственной медицинской академии, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И.

Пирогова, Волгоградском государственном медицинском университете, Курском государственном медицинском университете, а также в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете и Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете).

Перспективы набора абитуриентов из Малайзии для российских вузов высокие.

В последние годы среди малазийцев усилился интерес к изучению русского языка. Так, на языковых курсах в Российском центре науки и культуры Россотрудничества в г. Куала-Лумпур в 2015 году обучалось 222 слушателя. Рост наблюдается с 2014 года.

​Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

В ноябре 2015 года подписано межправительственное соглашение о создании российско-малазийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Соглашения в области образования, признания документов о предыдущем образовании между нашими странами отсутствуют.

Однако так же, как Россия и Индонезия, Малайзия является участницей Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 26, ноябрь 2011).

Документы об образовании, выданные малазийскими образовательными организациями, признаются действительными на территории России при наличии консульской легализации.

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

  • Российским вузам, планирующим начать набор малазийских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:
  • – создание Ассоциации выпускников российских (советских) вузов в Малайзии;
  • – участие в международной образовательной выставке FaconEducationFair в Малайзии.
  • В целом увеличению числа малазийских студентов, обучающихся в российских вузах, может способствовать:
  • – подписание между Россией и Малайзией соглашения о сотрудничестве в области образования и признании документов о предыдущем образовании;
  • – увеличение числа ежегодных квот на обучение малазийских граждан в российских вузах;
  • – создание русского центра фонда «Русский мир» в Малайзии;
  • – проведение в Малайзии Года российского образования.

[1]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[2]Там же.

Источник: https://akvobr.ru/kak_privlech_v_rossiiskie_vuzy_bolshe_inostrannyh_studentov.html

Зачем России иностранные студенты

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

Александра Мудрац / ТАСС

Согласно нацпроекту в области образования количество иностранных студентов в российских вузах к концу 2024 г. должно вырасти в два раза – до 425 000 человек. Это значит, что каждый десятый студент будет не гражданином России. Зачем их столько?

Может быть, мы просто пытаемся успеть к разделу нового ценного ресурса – сто лет назад нефть, теперь человеческий капитал? Ведь в самой постановке цели мы не уникальны: Канада четыре года назад взяла курс на 450 000 иностранных студентов к 2022 г. – это тоже двукратное увеличение.

Похожие цифры у Франции: с 245 000 до 500 000 человек к 2027 г. Самые большие амбиции у индийского правительства, которое к 2023 г. стремится привлечь 200 000 студентов – это в 4 раза больше, чем сейчас.

Цели дополняют многоуровневые стратегии привлечения, куда может входить все – от упрощения визового режима до ребрендинга университетов страны.

За качество студентов, как и за количество, идет жесткая борьба. Из 6 млн мобильных студентов в мире примерно треть – это будущая интеллектуальная и технологическая элита.

Они как раз и интересуют топовые университеты и национальные экономики больше всего.

Отсюда резкий рост стипендиальных предложений и все более изощренные способы привлечения талантов: как инструмент для рекламы используется все, от онлайн-курсов до мобильных приложений собственной разработки.

В это время образ российского образования за рубежом оставляет желать лучшего. Положительная динамика в международных рейтингах есть, но она пока не конвертируется в повышение привлекательности.

Для того чтобы цель в 425 000 иностранных студентов стала реальной и уж тем более для того чтобы элитные студенты были существенной частью притока, необходимы смена международного позиционирования, принципиально другое поведение университетов и смена регулирования их деятельности правительством.

И тут уже никак не обойтись без ответа на вопрос, с которого мы начали статью: ради чего? Зачем нужны иностранные студенты? У нас ведь и своих хватает.

Стандартный ответ – для дополнительного финансирования. Стандартный ответ – и ограниченный. Добирать доход можно и за счет российских платных студентов.

А студенческая элита, выбирая между российскими вузами и вузами, например, Северной Европы, где образование в основном бесплатное, а стипендиальные программы в изобилии, скорее выберет второе, поэтому задирать планку платы за обучение мы не можем.

Наконец, студенты в первую очередь не источники финансирования, а отдельные личности со своими целями. Они не только клиенты, но и партнеры в образовательном процессе.

Большинство сфер деятельности, от сельского хозяйства до IT, уже имеют глобальный рыночный и технологический контекст. Развивать такую глобальную компетенцию во время обучения намного результативнее, чем осваивать методом проб и ошибок потом.

И курсами по страноведению и английскому языку дважды в неделю тут не обойдешься.

Необходимы постоянное общение и совместная командная работа со студентами других стран, которая как раз и формирует способность действовать в разных национальных контекстах.

Привычное возражение: но вдруг наши выпускники, став востребованными, уедут? Да, но искусственное удержание таланта – из той же позавчерашней идеологии, что и предложенный недавно одним из академиков запрет на выезд для ученых как решение проблемы оттока интеллекта.

Университет как тип организации исторически и принципиально глобален. Сейчас, после двухсот лет доминирования университета национального, мы возвращаемся к университету мировому. И это не совокупность обособленных заведений, а неформальная академическая сеть, по которой перемещаются студенты, преподаватели и идеи.

Чтобы считаться университетами, нашим вузам нужно стать ее частью.

Но как же вопросы национальной безопасности? Они актуальны не только для нас, и ставим их не только мы.

В большинстве случаев они решаются с помощью разграничения уровней доступа – например, в шведских университетах к лабораториям, занимающимся ядерными разработками, допускаются студенты c любым гражданством, кроме Ирана и Северной Кореи. Чтобы сохранить национальные тайны, не обязательно обносить все высшее образование колючей проволокой.

С точки зрения безопасности замкнутость российских университетов сама по себе проблема. Они сами сужают зону своего влияния. Выпускники воспринимаемого у нас как элитное закрытое заведение, но на деле весьма космополитичного Гарварда – члены советов директоров 300 000 компаний по всему миру; 20 выпускников стали главами государств за пределами США.

Все топовые университеты, начиная от Оксфорда и Кембриджа и заканчивая французскими Grandes Ecoles и китайскими лидерами вроде Пекинского университета и Университета Цинхуа, активно интернационализируются – Пекинский университет открыл кампус своей бизнес-школы в британском Оксфорде, чтобы стать к иностранным студентам еще ближе.

Интернационализация производится для безопасности, а не вопреки ей. Это и называется мягкой силой.

За исключением нескольких новых нестандартных учебных заведений, возникших после распада СССР, у российских университетов нет целостных стратегий интернационализации. Предполагается, что десятка-двух программ на английском языке, курсов русского как иностранного и удовлетворительного для отчетности количества иностранцев более чем достаточно.

Мы привлекаем иностранных студентов, а потом помещаем их в своеобразные образовательные резервации. Остальные интеллектуальные и даже физические пространства университета для них недоступны из-за языкового и культурного барьера.

Для вузов так проще – не нужно ничего менять. Но мобильные студенты ценны именно как полноправная и неотделимая часть студенческого сообщества.

А настоящая интеграция предполагает изменение организации всех университетских процессов и политик.

Так, абсурдно предполагать, что кадровую политику можно оставить без изменений: увеличение количества международных студентов должно идти в ногу с интернационализацией преподавательского состава.

Тем более что лучшие преподаватели одновременно занимаются исследовательской деятельностью и строят свои курсы на собственных научных разработках, а не на стандартах, спущенных сверху.

Очевидно, что исследовательский процесс международен: все прорывные современные научные проекты от физики микромира до генной инженерии осуществляются в международной коллаборации.

Также нельзя думать, что международными университетами можно руководить без глобальной сети контактов и глобального видения. Мы практически не включены в мировую дискуссию о высшем образовании.

Если в прошлом веке нам удавалось создавать интересные образовательные модели в изоляции – такие, как Физтех или университет в новосибирском Академгородке, то сейчас ситуация в высшем образовании требует участия в разговоре о моделях и методиках.

Мы продолжаем отставать, пока другие страны активно обмениваются опытом.

Наконец, есть болезненный для любого иностранного студента в России вопрос университетской среды. Мобильным студентам сейчас нужны и персонализированное сопровождение до приезда, и четкие протоколы межкультурной коммуникации, и целый пакет дополнительных сервисов.

Чаще всего можно услышать комментарий из разряда «да все это у нас и так уже есть!». Но на практике не выполняются даже такие простые технические условия, как владение английским языком администрацией или комендантами общежитий, единые требования для иностранных и российских граждан в процессе обучения и т. д.

– и это если не поднимать дорогостоящий вопрос о комфорте физического пространства.

От притока интеллекта есть и прямая макроэкономическая выгода.

Великобритания сегодня получает около $30 млрд от иностранных студентов, США – $39 млрд, и это не считая экономического эффекта от деятельности выпускников, оставшихся после обучения.

Читайте также:  Интернет-маркетинг: smm, seo и креативный бриф

В Австралии экспорт образования дает $25 млрд – 3-е место после экспорта железной руды и угля. При этом весь консолидированный бюджет индустрии высшего образования России – это примерно $15 млрд.

Для задач форсированного экономического развития есть мировая практика создания особых экономических зон и территорий опережающего развития. Вполне возможно, мы подошли к исторической необходимости выделить «особую академическую зону» для группы университетов – с особыми правилами автономии, финансовой поддержкой и повышенными требованиями к интернационализации деятельности.

Авторы – эксперты школы управления «Сколково»

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/04/09/798618-zachem-rossii-studenti

Экспорт образования — новая программа правительства России

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

На основании решения Правительства «О приоритетном проекте «Экспорт образования»» Минобрнауки подготовлен перечень из 39 ВУЗов, которым предстоит первыми начать реализацию данного проекта. Предполагается, что в период с 2017 по 2025 годы в России произойдет существенный приток иностранных студентов.

Правительство Российской Федерации утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября 2017 года.

Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года – во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы:

  • совместных образовательных программ
  • программ на английском языке,
  • развивать онлайн-образование для иностранцев,
  • образовательные туристические маршруты
  • летние программы обучения для иностранцев,
  • а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек.

Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

В правительстве надеются на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году.

В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые идея об экспорте российского образования была озвучена премьер-министром Дмитрием Медведевым в мае 2017 года. Менее, чем через пять месяцев проект приобрел законченные формы предложен к внедрению.

Источник: https://obrmos.ru/go/go_vys/Articles/go_vys_39.html

Иностранные студенты российских вузов

39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов © ЛЭТИ

Молодые люди из разных стран мира стремятся получить высшее образование в России. Откуда они приезжают, какие вузы и специальности выбирают, сколько платят за обучение – рассказываем в статье.

Российские университеты принимают все больше студентов из-за рубежа. Так, в 2015/2016 учебном году в России училось 200 тысяч иностранцев, в 2016/2017 году – 230 тысяч, а в 2017/2018 году – 257 тысяч. То есть их количество за три года возросло на 22%.

Вузов, в которых обучают иностранных студентов, тоже становится все больше. Если в 2016/2017 учебном году молодые люди из-за границы учились в 693 университетах нашей страны, то сейчас – в 703.

Это почти 92% всех вузов (всего в России работает 766 высших учебных заведений)1.

Откуда приезжают иностранные студенты

Российские университеты пользуются популярностью во многих государствах. Однако преимущество по-прежнему у абитуриентов из стран СНГ: в 2017/2018 году 136 090 ребят из ближнего зарубежья приехали получать высшее образование в России. Больше всего молодых людей, желающих получить российский диплом, прибывают из Казахстана (41 285 человек).

На втором месте – Туркмения (22 093), на третьем – Узбекистан (16 954). Много студентов приезжает из стран Азии (64 621 человек). В 2017/2018 учебном году каждый четвертый иностранный студент был представителем этого региона. Самый большой поток абитуриентов – из Китая (29 172 человека). На втором месте – Индия (13 176 человек), на третьем – Вьетнам (4758 человек).

Традиционно много студентов приезжает из Ирана, Монголии, Южной Кореи.

Со времен СССР российское образование востребовано среди граждан арабских государств – Северной Африки и Ближнего Востока. В 2017/2018 учебном году их в совокупности было 22 180 человек.

Большинство – из Ирака (4438 студентов), Египта (3763 студента), Марокко (2869 студентов) и Сирии (2752 студента). Остальные страны Африки добавляют к ним еще 14 589 человек.

Это на полторы тысячи больше, чем в прошлом году.

Стабильно сохраняется интерес к российскому образованию в Европе. 11 884 европейца учатся сейчас в российских университетах. Больше всего студентов приехали из Италии, Германии и Франции.

Стоит также отметить быстрое увеличение числа студентов из Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Куба, Мексика, Перу и другие страны): 5339 человек, в 2017/1018 году прирост составил 21% по сравнению с 2016/2017 годом.

Где учатся иностранцы

Чаще всего зарубежные абитуриенты поступают в университеты Москвы и Санкт-Петербурга (20,5% и 8,7% от общей численности соответственно).

Если говорить о регионах, интерес у иностранцев вызывают вузы Приволжья и Сибири (туда приезжают 15,8% и 11,5% всех зарубежных студентов).

Самый интернациональный вуз – Российский университет дружбы народов, в нем учатся 14 896 иностранцев, на втором месте – Санкт-Петербургский политехнический университет (5928 человек), на третьем – Казанский федеральный университет (5564 человека).

Какие специальности самые популярные

Одно из преимуществ российских университетов – большой выбор специальностей и программ. В России можно получить практически любую профессию. Вузы нашей страны выпускают специалистов, востребованных во всем мире.

Традиционно наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются инженерно-технические специальности. Чаще всего на эти направления поступают молодые люди из стран СНГ и Азии.

Среди инженерно-технических дисциплин студентов больше всего привлекают технологии строительства (это направление в 2017/1018 году выбрали 6899 человек), машиностроение (6104 человека) и электро- и теплоэнергетика (6041 человек).

Инженерно-технические направления представлены в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», Московском физико-техническом институте, Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», Университете ИТМО, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Томском политехническом университете, Самарском университете, Южно-Уральском государственном университете.

На втором месте по популярности у иностранных студентов медицинские специальности. Их в 2017/2018 учебном году в России получали 53,5 тысячи человек (20,8% иностранцев, обучающихся в России). Это на 7,7 тысячи больше, чем в 2016/2017 году.

Студенты-медики в основном приезжают из Азии (17 248 человек), стран Африки и Ближнего Востока (12 569 человек), а также из СНГ (16 430 человек). Программы по медицине предлагают Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова, Казанский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени И.

Канта, Новосибирский государственный университет, Университет Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Дальневосточный федеральный университет и другие.

Третье популярное направление – экономика. За знаниями в этой области в Россию в 2017 году приехали 31,5 тысячи иностранцев (12,3% всех зарубежных студентов). Большинство – из стран СНГ (18 058 человек), Азии (8592 человека), Южной Африки (1751 человек).

Качественное образование по экономическим дисциплинам можно получить в Высшей школе экономики, Сибирском федеральном университете, Томском государственном университете, Тюменском государственном университете, Уральском федеральном университете и других вузах.

Сколько стоит учеба в российском вузе

Более 60% иностранных студентов российских университетов учатся на платных программах. Обучение по престижным специальностям в России обходится значительно дешевле, чем в США и большинстве европейских государств.

Так, наименьшая стоимость программ бакалавриата в университетах технического профиля – 126 500 рублей ($1946) в год, а максимальная – 632 000 рублей ($9723) в год2. Студенты-медики платят от 196 000 рублей ($3015) до 617 500 рублей ($9500) в год за обучение по программам специалитета.

Программы бакалавриата по экономике, в зависимости от вуза и направления, обойдутся от 99 000 рублей ($1523) до 550 000 рублей ($8461) в год.

Список лучших государственных университетов России, входящих в Проект повышения конкурентоспособности вузов 5-100, вы можете увидеть на нашем сайте.

В разделе каждого можно узнать о том, какие общежития вуз предоставляет иностранным студентам, в каких мероприятиях участвует, какие места занимает в международных рейтингах, какие программы предлагает.

Чтобы связаться с интересующим вас вузом напрямую, зарегистрируйтесь в Личном кабинете абитуриента и направьте заявку. Вам ответят в течение 10 рабочих дней.

Источник: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-rossiyskikh-vuzov/

Российские вузы увеличат доход от иностранных студентов

Приоритетная программа была разработана в мае 2017 года, ее цель — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке, а также сделать пребывание иностранных студентов на территории России в период их обучения более комфортным. В понятие «экспорт образования» входит также количество слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций. Их число должно вырасти с 1,1 миллиона человек в прошлом году до 3,5 миллиона к 2025 году.

«Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов, прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил глава правительства, а в ближайшие годы конкуренция за иностранных студентов во всем мире будет усиливаться.

Чтобы сделать свои образовательные программы более привлекательными для иностранцев, российские вузы будут внедрять целевую модель деятельности экспорту образования. Одна из частей такой модели — международные службы поддержки иностранных студентов. Модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

Планируется также развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Все эти мероприятия должен реализовать консорциум из 39-ти ведущих российских вузов — Дальневосточный федеральный университет, МГИМО, МГУ, МГТУ им.Баумана, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Саратовский государственный аграрный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Южный федеральный университет и другие.

По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году во все мире будут учиться более 7 миллионов иностранных студентов, а в денежном выражении объем мирового рынка образовательных услуг достигнет нескольких миллиардов долларов.

На том же заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Дмитрий Медведев подчеркнул, что США уже сейчас зарабатывают на иностранных студентов в 15 раз больше, чем тратят на них.

По данным ОЭСР за 2016 год, на США приходилось около 12 процентов мирового рынка высшего образования, на втором месте Великобритания (9 процентов). У России 4,5 процента рынка, однако по уровню доходов от образовательных услуг на США приходится больше трети рынка, а на Россию — всего 0,7 процента.

Глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования — это приоритетная цель и национального проекта «Образование», напомнила министр просвещения Ольга Васильева на встрече с директором департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андресом Шляйхером. В свою очередь Андреас Шляйхер отметил, что Россия достигла заметных успехов в образовании за последнее десятилетие.

«Меня очень впечатляют достижения в области образования в вашей стране.

Эта цель — войти в десятку самых лучших — она очень амбициозная, но, если оценить темпы роста и прогресса, которого добилась Россия за последние 10 лет, эта цель становится вполне реалистичной.

Вы создали хорошие материальные предпосылки: условия работы учителей улучшились, их зарплаты повысились, поэтому сейчас очень хороший момент для развития», — подчеркнул Шляйхер.

Источник: https://rg.ru/2018/12/05/rossijskie-vuzy-uvelichat-dohod-ot-inostrannyh-studentov.html

Никонов рассказал, как можно повысить привлекательность российского образования для иностранных студентов

В прошлом году российские вузы заработали на экспорте образования порядка 100 млрд рублей, сообщил председатель думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов в ходе парламентских слушаний, посвящённых реализации задачи по увеличению числа иностранцев, обучающихся в России.

«Наше образование интересно для зарубежных студентов и по соотношению цена — качество, так как подавляющее число студентов платит за своё обучение, — пояснил депутат. — Наибольший прирост даёт Китай, где всё высшее образование платное, а российское образование оказывается дешевле, чем в КНР».

По словам парламентария, в число наиболее востребованных иностранцами направлений вошли медицина, экономика и управление, педагогика, филология, геология и нефтегазовая отрасль.

Вячеслав Никонов напомнил, что в Советском Союзе максимальное число иностранных студентов было достигнуто в 1990 году — 89 тысяч человек, или 2,6 процента от общего числа обучающихся в вузах. Минимум был в 1995/96 учебном году — 52 тысячи. Сейчас в России обучается около 320 тысяч зарубежных студентов.

«Динамика хорошая. Россия входит в число стран — лидеров по экспорту образовательных услуг, на нашу страну приходится примерно 7 процентов мирового экспорта в этой сфере», — сказал Никонов.

При этом парламентарий напомнил, что перед страной стоит задача увеличить число иностранных студентов до 700 тысяч человек. Способствовать достижению обозначенной цели должен комплекс мер, считает депутат.

«Абсолютно поддерживаю практику предоставления иностранным студентам квот на бесплатное обучение, а также идею увеличения этих квот, — подчеркнул депутат.

 — Это не только инструмент «мягкой силы» и способ привлечения в наши вузы талантливой молодёжи, победителей олимпиад. Существует проблема неплатёжеспособности студентов из ряда стран.

У фонда «Русский мир» одна из самых крупных статей расходов — это оплата кубинским студентам проезда в Россию и обратно».

Приоритетным вопросом Никонов назвал обучение иностранцев русскому языку. «Здесь решение заключается в расширении курсов русского языка как иностранного в нашей стране и преподавании русского за рубежом», — рассказал он.

Серьёзными факторами наращивания экспорта образования Никонов назвал расширение филиальной сети российских университетов за рубежом, совершенствование визового режима и системы информирования о российских образовательных услугах, эффективную организацию практической подготовки студентов, модернизацию вузовской инфраструктуры, в том числе общежитий, формирование ассоциаций выпускников.

«Важный момент — семестровые программы, система кредитов, летние школы, когда студенты приезжают не на полный срок, а для изучения конкретных программ. Во всём мире международные студенческие обмены — это прежде всего летние курсы. У нас летом вузы отдыхают, а в тех странах, с которыми мы конкурируем, — активно работают, как в том же Китае», — отметил депутат.

Поскольку рейтинги вузов, которые составляются на Западе, вызывают оправданный скептицизм, то, по мнению Никонова, России необходимо развивать и продвигать собственные рейтинги вузов, ориентированные на страны, входящие в отечественное образовательное пространство, — страны СНГ, БРИКС.

Видео дня. Голосование за поправки в конституцию пройдёт 22 апреля

Источник: https://news.rambler.ru/education/43668841-nikonov-rasskazal-kak-mozhno-povysit-privlekatelnost-rossiyskogo-obrazovaniya-dlya-inostrannyh-studentov/

Иностранных студентов умножат на два

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, который позволит иностранным студентам, обучающимся в России, работать без специальных разрешений. В Госдуме считают, что это поспособствует увеличению числа иностранных студентов в России.

Эксперты считают текущее законодательство, разрешающее иностранным студентам работать только в своих вузах, одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ.

В целом в вузах положительно оценивают инициативу, но при этом надеются, что она не повлияет на учебный процесс.

Законопроект, внесенный председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко, предусматривает возможность для иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских государственных вузах, работать в свободное от учебы время без получения соответствующего разрешения. Сейчас студенты—граждане других государств могут работать только в течение каникул и только в организациях, в которых они обучаются. В случае принятия закона иностранные учащиеся смогут получить работу на основании трудового или гражданско-правового договора.

«Такие иностранные студенты имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу.

Читайте также:  Егэ атакует: 10 полезных советов для абитуриентов

Оно выдается согласно сокращенному перечню документов и без учета квот на выдачу упомянутого разрешения.

Работодатели и заказчики работ освобождены от обязанности иметь разрешение на привлечение и использование указанной категории иностранных работников»,— уточняется в пояснительной записке.

Вячеслав Володин в ходе обсуждения законопроекта отметил, что новые правила позволят «увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в наших вузах и профучилищах».

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров заявил “Ъ”, что считает законопроект «своевременным»: «Мы не должны ставить в неравные условия российских и зарубежных студентов. Закон поможет устранить несправедливость и подготовить более квалифицированных специалистов, а также даст возможность иностранным студентам сделать выбор в пользу российских предприятий»,— считает он.

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ ЛЭТИ Анастасия Минина, комментируя инициативу, отметила, что «на сегодняшний день иностранным студентам довольно сложно устроиться даже на практику»: «Иногда вузы включаются в решение проблемы, устраивают студентов к себе в лаборатории. Большие сложности возникают у ребят с устройством на практику на предприятия реального сектора, которые в перспективе готовы принять их на работу»,— сказала она “Ъ”.

Проректор по социальным коммуникациям БФУ им. И. Канта Ефим Фидря отмечает, что уровень материального благосостояния семей иностранных абитуриентов «может быть очень разным», и для них «было бы важно иметь возможность зарабатывать в период обучения, тем более что они и так довольно часто получают достаточно много предложений о работе, прежде всего в языковых центрах.

Сейчас законной процедуры их трудоустройства нет». Проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев считает, что «нововведение будет способствовать привлечению большего числа иностранных студентов в российские вузы», но «главное — поддерживать баланс и не забывать про учебный процесс»,— заявил он “Ъ”.

Начальник отдела международного рекрутинга Новосибирского госуниверситета Ольга Кузнецова отмечает, что многие иностранные обучающиеся — «достаточно взрослые, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры», и им «важно иметь возможность обеспечивать себя во время обучения в России». Часто еще на стадии подачи заявки на обучение иностранные абитуриенты интересуются возможностью работы на время обучения, говорит госпожа Кузнецова.

Проректор ТГУ по международным связям Артем Рыкун заявил “Ъ”, что отсутствие возможности для работы было «одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ». «Наша целевая аудитория — не самые богатые студенты.

Многие хотели бы работать для того в том числе, чтобы оплачивать образование.

Хочется надеяться, что местные подразделения МВД, осуществляющие миграционный учет будут способствовать скорой и полномасштабной реализации данной меры»,— отметил он.

В 2018 году по очной форме в российских вузах обучались 210 тыс. иностранцев. Из них, по сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России, лишь 859 человек воспользовались возможностью получить в установленном порядке разрешение на работу и трудоустроиться.

Как ранее сообщал “Ъ”, количество заявок на обучение в России от иностранных абитуриентов за последний год выросло примерно на 20%.

Самыми популярными среди иностранцев остаются СПбГУ, РУДН и Казанский (Приволжский) федеральный университет; самые популярные направления — медицина, экономика, менеджмент, стоматология и международные отношения. Чаще всего в Россию едут студенты из арабских и других азиатских и африканских стран, а также из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.

Также за последний год более чем на 10% увеличилось число китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Эксперты связывают прирост с увеличением количества краткосрочных программ и квот для иностранных граждан.

Вместе с тем в августе стало известно, что Минобрнауки издало приказ, ужесточающий правила взаимодействия российских ученых с иностранными коллегами и организациями. Приказ вызвал возмущение научного сообщества.

В Минобрнауки тогда заявили “Ъ”, что документ «носит рекомендательный характер», а в Кремле призвали не «создавать излишества» в правилах, но напомнили, что «зарубежные спецслужбы не дремлют и научно-промышленный шпионаж никто не отменял».

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4226395

Тгу и минобрнауки подготовят рекомендации для вузов по привлечению иностранных студентов

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Томский государственный университет (ТГУ) вместе с Министерством науки и высшего образования России проводят исследования предпочтений иностранных студентов и ученых при выборе российских вузов.

На основе результатов анализа для университетов будут подготовлены рекомендации по привлечению студентов из-за рубежа, сообщили порталу «Будущее России.

Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, в пресс-службе ведомства.

«Исследовательская группа Томского государственного университета при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ реализует масштабный исследовательский проект по изучению предпочтений иностранных студентов и зарубежных ученых по выбору российских вузов для учебы или работы. Исследование завершится в середине декабря 2019 г. На основе его результатов будут подготовлены справочные материалы и методические рекомендации по привлечению иностранных студентов и ученых для российских вузов», — говорится в сообщении.

Как пояснили в ведомстве, в проекте задействованы десять университетов-экспортеров образования как столичных, так и региональных.

В исследовании эксперты ТГУ используют данные социальных сетей, проводят онлайн-опрос зарубежных студентов и абитуриентов, берут интервью у студентов, ученых и сотрудников международных служб, а также обрабатывают статистику и результаты предыдущих исследований на эту тему. Все это, полагают в министерстве, позволит обеспечить «максимальную достоверность результатов, детализацию и глубину анализа данных».

«Мы сделали упор на региональные российские вузы. Так как в столичных вузах работа по привлечению лучших иностранных студентов ведется на высоком уровне. Поэтому мы задействовали опыт высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы сделать нашу работу еще более эффективной», — цитирует пресс-служба Минобрнауки проректора по международным связям ТГУ Артема Рыкуна.

Первые выводы

По словам проректора вуза, во время работы над проектом эксперты пришли к интересным выводам.

Так, впервые фокус привлечения иностранных студентов был смещен со стран СНГ, с которыми российские вузы традиционно и давно работают, на дальнее зарубежье, в частности, на страны Азии.

При этом в борьбе за лучших азиатских студентов у России появился мощный конкурент — Китай. Помимо него на образовательном международном рынке наша страна конкурирует с Турцией, Саудовской Аравией и Ираном.

«Несмотря на то, что зарубежные студенты хотят обучаться на английском языке, позиции русского языка во многих странах растут, необходимо продолжить их укрепление, чтобы привлечь как можно больше талантливых молодых людей», — добавил Рыкун.

Анализ предпочтений иностранных ученых, отметил представитель ТГУ, показывает, что в большей степени они хотят оставаться мобильными: для них важна возможность реализовать свои идеи по всему миру и работать в хорошей команде, имея доступ ко всей необходимой инфраструктуре. «Поэтому для успешной реализации федерального проекта «Экспорт образования» (национального проекта «Образование» — прим. ТАСС) важно сделать так, чтобы пункты остановок ученых из-за рубежа в России были максимально комфортны», — заключил он.

В соответствии с федеральным проектом, число иностранных студентов в российских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое — до 425 тысяч человек.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7341599

Как привлечь иностранных студентов в российские вузы?

 « …студенты должны … принимать лекции профессорские

 на латинском или русском языке…»

  • статья 38 из «Регламента Академии Наук и Художеств
  •  в Санкт-Петербурге»
  • (утвержден Елизаветой Петровной 24 июля 1747 г.)
  • Язык обучения — выбирай сам!

Право выбора языка обучения является одним из неотъемлемых прав человека в цивилизованном обществе. Это касается как граждан России, так и иностранных учащихся, прибывающих для получения образования в нашу страну.

До последнего времени русский язык использовался в вузах СССР и России в качестве единственного языка, на котором велось обучение всех студентов, включая и иностранных.

Иностранные студенты должны были в обязательном порядке изучать русский язык до поступления в институт на специальных подготовительных курсах в течение одного года (в случае наличия базовой языковой подготовки).

Когда студенты обучались в наших вузах в течение шести лет, то дополнительный год обучения русскому языку составлял менее 15% в общем периоде обучения. Сейчас же в связи с распространением четырехлетней подготовки бакалавров год, потраченный на изучение языка, составляет уже 20%.

Кроме того, после защиты диплома иностранные учащиеся должны были фактически «доучиваться» в своей стране на английском или французском языке для возможности чтения мировой научной и технической литературы, общения с коллегами, продолжения образования в западноевропейских или американских университетах.

Таким образом, обязательное использование русского языка в качестве единственного языка — посредника для обучения иностранных учащихся в высших учебных заведениях России имеет ряд существенных недостатков.

В первую очередь, это существенно сужает образовательное пространство, на которое распространяется российское интеллектуальное влияние.

В особенности это стало проявляться в последнее десятилетие в связи с сокращением количества стран, где до недавнего времени изучение русского языка считалось обязательным. Здесь имеются в виду и страны третьего мира, и республики бывшего СССР.

Переход на осуществление возможности обучения по выбору наряду с русским языком на основных европейских языках и, в первую очередь, на английском языке, может резко расширить контингент зарубежных учащихся. Кроме того, это может значительно увеличить и число отечественных студентов, которые теперь приобретают возможность, получая образование на европейских языках у себя на родине, продолжить его на Западе.

Предлагаемый подход не выпадает из русла традиций высшего образования, например, в Санкт?Петербурге, когда допускалось чтение лекций, как на русском, так и на латинском языках. Сегодня уже с определенной долей допущения можно утверждать, что по степени распространенности место латинского языка занял английский как язык международного научного, технического и культурного общения.

  1. По мере развития предлагаемого подхода возможно обучение студентов не только из стран третьего мира, но и из государств Восточной и Северной Европы.
  2. Первоочередные меры
  3. Необходимо, в первую очередь, собрать сведения по вузам о номенклатуре специальностей, по которым возможна подготовка зарубежных студентов на иностранном языке с точки зрения конкурентности на мировом уровне, спроса на данную специальность, наличия подготовленных преподавателей, комплектности библиотечных фондов учебной литературой на иностранных языках, возможности обмена литературой с зарубежными университетами, возможности вузовской издательско-полиграфической базы по выпуску учебных пособий на иностранных языках и рекламных материалов с высоким полиграфическим качеством, состояния лабораторной базы, благоустройства вузовских помещений и общежитий, стоимости обучения по каждой специальности.
  4. Базы данных о преподавателях
  5. и специальностях
  6. На основании сведений, представленных вузами, создаются базы данных о преподавателях и специальностях, по которым будут вести подготовку на иностранных языках отечественные вузы.
  7. Базы данных по преподавателям должны включать кроме традиционных сведений указание на степень знания иностранного языка или языков, названия дисциплин, по которым преподаватель проводил или готов проводить занятия, наличие трудов на иностранных языках, планируемые учебные пособия на иностранном языке.
  8. Базы данных по специальностям должны включать кроме названия специальности перечень читаемых дисциплин с краткой аннотацией содержания, объема часов, указания о семестре, на котором читается дисциплина, широкого перечня дисциплин по выбору.
  9. Взаимная помощь вузов

Если проведение занятий на иностранных языках по специальным дисциплинам должно вестись, как правило, преподавателями собственного вуза, то занятия по общеобразовательным предметам (математика, физика, химия и др.) могут проводиться преподавателями из смежных вузов и других организаций на основе почасовой оплаты. Проведение занятий по ряду гуманитарных дисциплин могут взять на себя кафедры иностранных языков.

Рекламная кампания

На основании материалов, поступивших из вузов, о номенклатуре специальностей, перечне дисциплин, учебных планах и др. кроме базы данных составляется обобщающая справка?брошюра (на английском и французском языках). Брошюра с необходимыми сопроводительными письмами рассылается в следующие организации:

  • в российские посольства за рубежом (атташе по культуре);
  • в министерства образования зарубежных стран;
  • в зарубежные консульства (в городе по месту нахождения вуза).

Возможно распространение печатной информации о новациях в системе высшего образования в России через комитеты ЮНЕСКО. Но самым действенным средством рекламы является глобальная компьютерная сеть Интернет.

Сейчас каждое высшее учебное заведение имеет в нем свой вебсайт, по которому любой потенциальный абитуриент в мире может узнать практически всё и об учебных планах и программах, и о том, кто читает лекции, каким оборудованием оснащены лаборатории.

Всё, вплоть до цен в университетских столовых и домашних телефонов преподавателей.

Лицензирование и сертификация

Лицензия на право проведения вузом полного цикла обучения на иностранном языке должна выдаваться на основании соответствующего Положения по заявлению вуза. Сертификат на право проведения преподавателем занятий на иностранном языке также выдается на основании указанного Положения.

Финансовые вопросы

Начальные инвестиции должны быть, в первую очередь, направлены на модернизацию лабораторной базы, на переоборудование общежитий, на приобретение и издание литературы на иностранных языках, на издание рекламных и информационных материалов.

Естественно, что по мере развития предлагаемого подхода он постепенно станет самоокупаемым. Другим источником финансирования начальных расходов являются регистрационные взносы вузов на получение лицензий на право обучения на иностранных языках.

К финансированию начальной стадии проекта может быть привлечена Международная Ассоциация европейских государств по оказанию помощи ученым бывшего СССР (Брюссель, Бельгия).

Возможна также помощь коммерческих банков, для которых вложение средств в образование с учетом налоговых льгот и относительно быстрой отдачи может оказаться выгодным. Часть инвестиций может быть осуществлена инновационными предприятиями, созданными на базе вузов.

Окончательная сумма начальных финансовых вложений в вузы может быть определена только после получения от них соответствующих материалов и оценки их специальной комиссией.

Оплата работы преподавателей

Преподаватели, непосредственно ведущие занятия на иностранных языках, должны получать не менее 25% от общей суммы валютных поступлений от иностранных учащихся. Расчеты показывают, что в этом случае средняя зарплата преподавателя может составить при нагрузке 8—10 часов в неделю не менее 1200—1500 долларов в месяц.

Участие зарубежных ученых

Участие зарубежных ученых в организации новых форм обучения возможно как в виде чтения лекций на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей, так и в качестве членов экзаменационных комиссий вузов, а также квалификационной Комиссии.

Материальные вопросы пребывания ученых из-за рубежа и оплаты их работы решаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г.

№ 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Также дополнительно могут быть привлечены средства Ассоциации профессоров Университетов США, Ассоциации Университетов и Колледжей Канады, Ассоциации Европейских государств по оказанию помощи ученым бывшего СССР.

Возможно, после окончания вуза лучших выпускников из числа иностранных учащихся оставить на 1—2 года в вузе. При этом они могут совместить продолжение образования, например, в аспирантуре с преподаванием на иностранном языке.

Еще одним каналом является приглашение преподавателей через организацию «Волонтеры Объединенных наций» (Женева).

И, наконец, надо приглашать на временную работу из?за рубежа бывших советских ученых и преподавателей (в первую очередь, из США, Израиля, Германии), в совершенстве овладевших иностранными языками и повысивших в большинстве случаев свою квалификацию.

Организация курсов повышения квалификации

и переподготовки

Для повышения качества обучения на иностранных языках и унификации квалификационных требований к преподавателям необходимо создавать специальные курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей. Преподавателями курсов являются ведущие профессора и доценты, а также зарубежные ученые и специалисты.

Опыт Германии

Высшее образование в Германии можно получить и без знаний немецкого языка. В общем перечне немецких вузов можно найти 93 специальности для бакалавров и 421 — для магистров, обучение на которых проходит полностью на английском языке.

Спектр учебных направлений при этом очень широк: зарубежная филология, международные отношения, биоинформационные технологии, инженерное дело, машиностроение и многие другие.

В списке специальностей преобладают естественные и инженерные науки.

Источник: https://almavest.ru/ru/node/1178

Ссылка на основную публикацию