Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Когда нужно начинать с детьми разговор о деньгах? Что делать, чтобы ребёнок научился оптимально расходовать средства? Как сформировать правильное отношение к деньгам и понимание их реальной ценности? Ищем ответы на эти вопросы вместе с экспертами по финансам, журналистами, блогерами и детским психологом.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Развивать финансовую грамотность важно с детства

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Никогда не забывайте о том, что в самом юном возрасте ребёнок копирует действия родителей и ближайшего окружения. В особенности это относится к тем поступкам, которые совершаются по привычке, на автомате, с регулярной периодичностью.

Так как дети ещё не могут в полной мере понять, что будет правильным, а что неправильным, они на подсознательном уровне «считывают» именно вашу модель поведения как единственно верную.

Поэтому если вы говорите ребенку одно, а сами поступаете иначе, то неважно, что произносится вслух, малыш будет делать и относиться к деньгам так же, как вы.

Меня в своё время никто не сажал на стульчик и специально не обучал финансовой грамотности, — рассказывает Сергей Вильянов, журналист, блогер Vilianov.com, ex-главный редактор Bankir.ru.

— Просто ходишь с родителями в магазин, и они тебе говорят — «это дорого», «это дёшево», «это можно» или «это нельзя». По схожему принципу и в моей семье сложилось так, что личный пример — самый убедительный и показательный. На нём фактически я и объясняю детям, как правильно тратить средства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю со 2 по 8 октября

Оценим за полчаса!

Например, я всегда стараюсь не поддаваться эмоциям и соблазну каких-то непродуманных и импульсивных покупок при детях, только самое необходимое: продукты, оплата за проезд. Если на глазах у детей сорить и швырять деньгами направо и налево, то и они будут поступать также.

Мы вместе стараемся разбираться, почему «я хочу тот планшет» — недостаточный аргумент для его покупки, особенно, если он стоит 30 000 рублей.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Покажите детям личный пример — с вашей помощью им проще ориентироваться в мире финансов

В некоторых семьях не принято при детях разговаривать о деньгах. Все финансово-денежные разговоры сводятся к двум полярным фразам: «денег нет» или «возьми, только отвяжись». Будьте готовы, что такой подход обернётся последствиями в будущем.

Ребёнок, не получивший своевременных навыков обращения с финансами, как правило, получает сложности в расстановке приоритетов.

Чем раньше вы начнёте заниматься финансовым воспитанием своего малыша, тем больше вероятность, что в будущем он сможет избежать разочарований, ненужных трат и неоправданных надежд.

Как только ребёнок начал интересоваться и задавать вопросы, откуда берутся деньги, как мы их зарабатываем, почему не можем что-то купить, — на все эти вопросы мы сразу даём ему ответы, — говорит Игорь Костылев, советник агентства Spektr, ex-главный редактор Futurebanking.ru.

— То есть не ждём, пока он достигнет какого-то определенного возраста, чтобы отдельно к чему-то его подготовить, ведь мышление у всех развивается по-разному.

Главное в этом процессе соблюдать баланс: с одной стороны, удовлетворить любопытство, с другой стороны, не перегрузить малыша трудностями взрослых — он не должен чувствовать груз ответственности за родителей.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Развивающие экономические настолки помогают детям разобраться в тонкостях финансов

Не секрет, что до определённого возраста ребёнок познает окружающий мир через игры. Используйте этот механизм для знакомства малыша и с миром денег. Первые навыки экономической грамотности можно развить, например, с помощью незатейливой игры в магазин.

Вы — продавец, он — покупатель, из подручных средств (книги, игрушки, куклы) всегда можно собрать витрину товаров, а для оплаты — мелочь или нарисованные купюры, и начинайте обмен и торги.

Со временем вы станете замечать, как развивается финансовое мышление ребёнка.

Сегодня есть разные виды игр на любой вкус и возраст: начиная от всевозможных приложений для планшета и заканчивая веб-версиями для компьютера, — поясняет Анастасия Паршукова, консультант по вопросам детской и семейной психотерапии, психолог-тренер Parshukovapsy.ru.

— А «Монополию» знаете же? Играли сами? Игра, идущая сквозь века, на её основе можно рассказать и про финансовые рынки, и про бизнес, и про кредиты, операции. В неё, конечно, лучше начинать играть с детьми 9-10 лет, когда они уже не только поглощены собственной персоной и своим «я», но и начинают интересоваться — «а как у других?».

В процессе главное — не идти на уступки, а честно играть вместе с ними.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Мультики и игры помогают малышам познакомиться с миром денег

Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги, иллюстрации или фильмы. Например, вы можете прочесть вместе «Пёс по имени Мани, или Азбука денег» (Бодо Шефер). Или используйте в качестве примера дядюшку Скруджа из мультика Уолта Диснея.

Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости.

Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.

Моему сыну 17 лет, и могу сказать, что он уже намного более продвинут в вопросах мобильных платежей и электронной коммерции, чем многие взрослые, — рассказывает Василина Гутьеррес, директор по развитию бизнеса проекта Совесть. — Он уверенно перемещается на такси по городу, привязав мою карту к сервису, и с радостью угощает друзей на фуд-корте, оплачивая покупки телефоном через Apple Pay. Конечно, многое он перенял из моего личного примера, что-то и из окружающей внешней среды — друзей, одноклассников. С детьми вообще не работают лекции и нравоучения, они просто считывают модели поведения вокруг.

Сын пробует зарабатывать, создавая музыку. Иногда просит одолжить под будущие доходы и не всегда вписывается в сроки. Это хорошая возможность отработать те сценарии денежных отношений, которые могут возникнуть у него в дальнейшем.

Считаю важным именно сейчас, когда он взрослеет, привить культуру денежных отношений, где сами деньги вторичны, а порядочность и честность первичны. Иногда использую для разъяснения этих вопросов фильмы.

Например, один из хороших фильмов про деньги и ценности, понятный подросткам — «В погоне за счастьем».

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Выделяйте карманные деньги — пусть ребёнок учится планировать финансы самостоятельно

При всём желании вы не сможете научить малыша управлять деньгами, если он не будет их иметь. Поэтому предоставьте ребёнку небольшой запас карманных средств на неделю на различные непредвиденные расходы и позвольте самостоятельно ими распоряжаться. Методом проб и ошибок к нему придёт осознание, как формировать бюджет, появится ответственность и навыки планирования.

Из своего опыта могу сказать, что вопрос денег становится актуальным, когда ребёнок идет в первый класс, — поделилась Сабина Хасанова, главный аналитик Banki.ru, — Именно в этот момент начинаются разговоры о том, кто лучше одет, обут и у кого круче рюкзак. А ещё именно в школе дети попадают в буфет, где одни каждый день накупают горы сладостей, а другие начинают чувствовать себя обделёнными. Чтобы избежать обеих ситуаций, мы обсудили карманные расходы с младшим сыном. Поговорив о том, что в ассортименте буфета вредно, а что не очень, мы составили список покупок на каждый день. А потом добавили к нему одну «хотелку» в неделю, которая хоть и не слишком полезная, но радует ребёнка. В результате мы вывели сумму на ежедневные карманные расходы. Сын активно участвовал в принятии решения, поэтому теперь строго придерживается правил и не чувствует себя при этом обделённым.

Старший сын у меня уже учится в 8 классе, поэтому с ним приходится обсуждать не только карманные деньги на обеды. Как-то раз на родительском собрании тогда еще 5 класса мне рассказали о том, как он покупал утром несколько двухлитровых бутылок газировки, а на переменах продавал их ученикам школы на розлив.

Дома мы посчитали, сколько денег он выручает с одной бутылки, и помогли разработать своеобразный «бизнес-план» — со временем он даже расширил ассортимент. Теперь он время от времени с важным видом вносит свой вклад в домашний бюджет.

В качестве дополнительного источника заработка он завел аккаунт на Avito и продаёт (под нашим присмотром) ненужные вещи в интернете.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Научите ребёнка использовать свои способности

Как правило, люди, у которых растут доходы, нацелены на это и следуют определенному плану. Важно донести до ребёнка это и помочь ему определить свои способности: что нравится делать, а что совсем не получается.

В соответствии с этим составьте схему действий: дети должны иметь возможность развивать свои навыки, расти и добиваться определенных результатов.

Помните, что согласно исследованиям психологов, мотивация и нацеленность на результат приносят больше удовлетворённости человеку, нежели наследство.

Если вы видите, что у вашего ребёнка есть хорошие навыки и знания в какой-то области, например, он хорошо рисует, предложите ему попробовать зарабатывать именно на этом, — советует Анастасия Паршукова, консультант по вопросам детской и семейной психотерапии, психолог-тренер Parshukovapsy.ru. — Малыш может потренироваться на вас или давать уроки другим. Однако обходить вниманием разные варианты и способы заработка не стоит. Только если у ребёнка будет выбор, он найдет свой путь. Кроме того, важно объяснить особый нюанс: не всегда получается зарабатывать на том, что ты любишь или умеешь делать. Можно много трудиться, но получать за это гроши, ситуации кардинально противоположные — тоже не исключение. Например, далеко не все художники, футболисты, дизайнеры одежды становятся известными. В то же время блогинг сегодня позволяет получать немалые суммы денег. То есть умение и труд не дают 100% гарантии успеха. Важно донести до ребёнка, что развитие рынка, популярность профессии и даже регион могут сильно повлиять на заработную плату, поэтому стоит смотреть на этот вопрос шире. Вероятно, это будет трудно понять сразу, поэтому используйте интересные примеры из жизни, фильмы, блоги.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Превратите знакомство с миром финансов в увлекательную игру

К сожалению, далеко не всё в нашей жизни решают деньги. Правда же? Купим ли мы за деньги любовь, здоровье, дружбу? Именно поэтому финансовые средства закладывают основу для хорошей жизни, но никак не могут стать самой целью. Покажите ребёнку, что можно радоваться жизни, не зависимо от количества денег в кошельке.

Такого мнения придерживается и Антон Арнаутов, генеральный директор Финтех Лаб:

Действительно, прививать мысль о том, что не всё в жизни покупается и не всё продается, как мне кажется, нужно с детства. Мы, например, с сыном часто вместе занимаемся спортом, не прибегая к фитнес-залам, стараемся путешествовать и выбираться на природу с палатками, ходим в походы, периодически сын ездит в детский лагерь.

Конечно, не всегда эти действия на все 100% исключают какие-то финансовые затраты, но максимально ограничивают их, давая возможность проверить свои личные способности, так скажем, в бою, развить чувство прекрасного, радости, ощущения свободы. Он активно интересуется физической культурой, я время от времени занимаюсь с ним и стараюсь поддерживать, поощрять эту затею.

Хочу также, чтобы он умел соразмерять свои желания и силы.

В заключение мы хотим поделиться с вами неизменно актуальным советом от Маргарет Тэтчер: «Когда ваш ребёнок заработает свои первые деньги на мороженое, то сделайте следующее:

Перед тем, как он успеет лизнуть своё мороженое, выхватите его у него и откусите 20 %.

Пока ребёнок будет с изумлением таращиться на вас, откусите ещё 30 %.

После этого отдайте ему остаток мороженого и объясните, что так государство поступает со всеми деньгами, которые кто-то зарабатывает. И что так будет с каждым мороженым, которое он себе купит. И что % откусываемого можно сократить, схватив откусывающего за руку и потребовав отчёта, почему он откусывает именно столько. Если так будет делать каждый родитель, есть надежда, что в стране вырастет поколение людей, которые поймут, что у государства нет своих денег — есть только деньги налогоплательщиков. И что налогоплательщики не просто могут, но и должны следить за тем, как государственные чиновники расходуют их деньги». И напоминаем: никто, кроме вас, не научит малыша обращаться с деньгами. Правильное финансовое воспитание — залог его счастливого будущего. Детей предлагают обучить финансовой грамотности Интересно? Подписывайся, чтобы не пропустить новые статьи @sovestblog

Источник: https://sovest.ru/blog/kak-nauchit-rebyonka-finansovoj-gramotnosti/

Финансовая грамотность: учим подростка управлять карманными деньгами

Развитие ребенка

Финансовая грамотность: учим подростка управлять карманными деньгами

28 мая 2019 5 079 просмотров

Лиана Хазиахметова

Подростковый возраст — отличное время, чтобы научиться отвечать за личный бюджет. Подростки начинают получать карманные деньги от родителей или зарабатывают, выполняя работу по дому или подрабатывая в компаниях, поэтому неплохо им объяснить, как планировать бюджет.

Карманные деньги

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
Как помочь ребенку повзрослеть

Это основа для обучения финансовой грамотности. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должен получать их регулярно (как зарплату). Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «придешь поздно — денег не получишь», или «выучи уроки — дам тебе больше денег». Также не стоит ругать за неоправданные, по вашему мнению, траты. Ребенок может истратить все деньги на развлечения, а потом сидеть дома весь месяц из-за отсутствия финансов. Но как раз такие ситуации послужат ему уроком, он будет учиться тратить деньги разумно.

У ребенка есть траты, без которых нельзя обойтись, — обеды, проездной, мобильная связь. Не стоит сразу же взваливать на ребенка ответственность за это.

Иначе вы можете поставить себя в неудобное положение: например, ребенок потратил карманные деньги, и теперь не обедает в школе.

Что сделает родитель? Даст денег на обеды, но в этом случае ребенок и в следующий месяц может все потратить («мама все равно даст еще денег!»).

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
Источник

На первом этапе лучше регулярные траты взять на себя, а ребенку выдавать карманные деньги, которые он будет тратить по своему усмотрению. При этом вы договариваетесь, что развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с ребенком о правилах заранее и не забывайте их соблюдать.

Подать хороший пример

Из книги «Как помочь ребенку повзрослеть» приводим советы для родителей, как стать примером для подражания в финансовом вопросе.

  • Если для вас привычно планировать доходы и расходы и откладывать средства, ваш ребенок, скорее всего, именно от вас узнает о таких возможностях.
  • Если в прошлом у вас были финансовые проблемы, полезно поговорить об этом с вашим ребенком, чтобы он понял, как избежать ошибок.
  • Отличный способ мотивации и воспитания подростка в отношении денег — вовлекать его в финансовые решения семьи, например, в выбор лучших условий страхования автомобилей или отпуска.
Читайте также:  Летние школы: подготовка к егэ и олимпиадам

Ниже — еще несколько советов по планированию детского бюджета.

Планирование бюджета

Бюджет — это оценка будущих доходов и трат. Хороший бюджет основывается на реалистичных прогнозах. Подросток может начать с определения того, сколько он получает (карманные деньги, частичная занятость и прочее).

Это нужно записать, потом отметить необходимые траты, например, на канцелярские принадлежности для школы (если ребенок уже самостоятельно несет какие-то расходы, то можно расширить зону ответственности, если нет — лучше начать с какой-то одной статьи трат), развлечения.

Если после этих расходов останутся деньги, их можно отложить на то, что очень хочется себе позволить (видеоигры или музыка).

Сбережения

Откладывая свободные деньги, подросток сможет в будущем позволить себе купить необходимые или желанные вещи. Во многих банках подросткам предлагаются простые сберегательные счета, но стоит изучить ситуацию и выбрать оптимальные условия. Можно настроить регулярные платежи на сберегательный счет, и тогда откладывать деньги на будущее станет проще.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
Если ребенок достаточно взрослый, можно познакомить его не с копилкой, а со сберегательным счетом в банке. Источник

Объясните ребенку, что откладывать надо не в конце месяца, а в самом начале, иначе можно не заметить, как потратились все деньги.

Неполная занятость

Если ребенку не хватает карманных денег, предложите ему поработать (работодателем можете стать и вы).

Работа на неполный день — отличный способ получить новый опыт, завести новых друзей и обрести финансовую независимость.

В законодательстве указано, в каком возрасте подростки могут начать трудиться (в России это 14 лет), сколько часов в неделю им разрешено работать. Такая работа не должна мешать учебе, особенно во время экзаменов.

Как научить ребенка не тратиться на мелочи

В блокноте для подростков «Твои финансы» есть методы, которые помогают относиться к деньгам бережно. Вот что вы можете предложить ребенку.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
«Твои финансы»

Записывай каждую свою трату. Это поможет тебе увидеть необязательные расходы и посчитать деньги, потраченные зря.

  • МЕТОД НЕКУПЛЕННЫХ ТОВАРОВ

В следующий раз, когда тебе сильно захочется приобрести новые кроссовки или очередной модный аксессуар, отложи покупку на пару дней. Эмоции улягутся, и ты сможешь принять взвешенное решение.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
Источник

Посчитай, сколько денег в месяц дают тебе родители. Постарайся сразу отложить не менее 10% от этой суммы, чтобы они не превратились в лишние шоколадки.

Ты когда-нибудь зарабатывал деньги сам? Представь, сколько времени придется работать, чтобы купить, например, еще один свитшот. Такая мысль делает трату менее приятной.

Действует, если тебе дают карманные деньги на месяц вперед. Возьми четыре конверта, рассортируй деньги на четыре недели. К концу недели конверты

не должны пустеть. Клади остаток в общую копилку.

  • ПОЛЬЗУЙСЯ МОБИЛЬНЫМ БАНКОМ

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
«Твой первый миллион»

Заведи банковскую карточку и расплачивайся ей. Банковские приложения позволяют следить за расходами и планировать траты в личном кабинете.

В книге «Твой первый миллион» есть подробная схема, как вести бюджет.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности
Смотреть в полной размере

Вы видите три столбика. Средний — это неправильно сформированный бюджет, так как баланс доходов и расходов получился отрицательным. Ребенку полезно заранее расписать траты, которые он планирует совершить в ближайшем месяце.

Подростки обычно рисуют более радужную картинку, а потом неожиданно деньги заканчиваются. Предложите расписать бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы (как в правом столбике). Обратите внимание, что в расходах первой строчкой стоит пункт «сбережения».

Это нужно не только для того, чтобы накопить на какую-то вещь (о чем мы говорили выше), но и, например, для того, чтобы заработать первый миллион и открыть собственное дело. Кажется, что это не имеет отношения к вашему ребенку? Полистайте книгу-челлендж «Твой первый миллион».

В ней подросток найдет советы, идеи и мотивацию, чтобы стать финансово независимым и мыслить, как миллионер!

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/05/28/finansovaya-gramotnost-uchim-podrostka-upravlyat-karmannymi-dengami/

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности | Rusbase

Директор образовательных программ Panda Money и выпускница программы «Учитель для России» Екатерина Трушина рассказала Rusbase, почему она отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в обычной школе, зачем искать финансовые задачи в литературных произведениях и как создать детский мобильный банк.

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности Екатерина Трушина

Я окончила Финансово-экономический университет в Петербурге и во время учебы успела поработать на бирже, в крупной автомобильной компании, в финской производственной компании.

К последнему курсу университета я накопила опыт для работы в консалтинговой компании BCG. И именно тогда я первый раз наткнулась на рекламу программы «Учитель для России».

В рекламе говорилось, что эта программа отбирает профессионалов из разных областей, готовит их к школе и направляет работать учителем в российские школы, находящиеся в сложном социально-экономическом контексте. Неожиданно для себя я подала заявку.

Дома меня не поддержали. Это решение мне и самой казалось странным. Я не могла найти для себя рациональных аргументов и решила, что заполню заявку и посмотрю, что будет дальше.

Отборочный тур в программу проходил в офисе BCG. Я поняла, что интуиция меня не подвела, ведь это отличный способ узнать изнутри компанию, в которой я еще недавно хотела работать. Но когда я пришла на отбор, то на все 8 часов забыла, что нахожусь в BCG.

Детей предлагают обучить финансовой грамотности

Екатерина Трушина на уроке по финансовой грамотности

Мне было интересно вести урок, знакомиться с людьми из образования, выполнять задания. Я ушла абсолютно счастливой. К тому моменту когда меня пригласили в программу, было уже столько пройдено, что я не смогла отказаться.

Когда доверяешь своей интуиции

Некоторым людям это покажется странным, но я доверяю своей интуиции. Почему-то я была уверена, что эта возможность появилась не просто так и она была важной.

Я читала стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова и поняла, что это кривая альтернативных издержек.

Я собиралась работать учителем экономики и обществознания, но в московскую школу №554 меня взяли на должность учителя литературы. В этом была ирония судьбы, но именно она позволила мне найти дело, которое я по-настоящему полюбила.

Однажды мы с классом читали стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова, и я не могла избавиться от мысли, что на данном примере можно легко построить кривую производственных возможностей.

Мы задавались такими вопросами: «Почему пальмы недовольны своей жизнью? Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?».

Неожиданно я спросила класс: «К каким факторам производства вы бы отнесли пальмы?» Повисла тишина. Я построила график и попробовала объяснить детям стихотворение с точки зрения экономики.

После у нас возник спор «лириков» и «экономистов» по поводу использования природных ресурсов и должного отношения к природе. Мы подняли важную проблему взаимоотношений человека и природы, потребительского отношения ради сиюминутных желаний.

  • Детей предлагают обучить финансовой грамотности
  • Екатерина Трушина на мастер-классе по финансовой грамотности
  • Через призму стихотворения мне удалось выйти на одну из главных экономических тем — как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей.

Урок прошел замечательно, поэтому на одном примере я не остановилась. Например, я поняла, что через «Преступление и наказание» можно объяснить деятельность микрофинансовых организаций, схему кредитования. Через «Мертвые души» можно много узнать о налогах; можно разобрать бюджет семьи Карениных и сделать выводы об устройстве быта в конкретную эпоху.

Так я переделала школьный курс экономики…

После череды вдохновляющих уроков я пришла к директору и попросила ввести экономику в школьный курс. Со следующего года я стала руководителем экономического направления, в которое вошли три профильных класса.

Когда я взяла в руки учебники по экономике, я впала в ступор. Одно дело — объяснить кривую производственных возможностей на примере «Трех пальм», другое дело — каким-то образом разбирать сухую теорию, а именно так и написаны были учебники: ни одного живого кейса и актуального примера.

Я попробовала объяснять теорию и поняла, что детям не очень интересно. Однажды на уроке я отложила учебник и просто спросила у учеников, какие у них есть вопросы, которые могли бы касаться нашего предмета.

Поднялась первая рука: «А почему одни люди богатые, а другие бедные?». Затем еще одна: «Почему цены на похожие товары такие разные?», «Почему в одних странах люди живут хорошо, а в других нечего есть?», «А правда, что скидок не существует?».

Так мы собрали около 120 вопросов, и я раскидала их по курсу экономики. Оказалось, что отвечая на них, мы сможем пройти программу за год и даже охватить темы, которые предстоят нам только через 2-3 года.

Каждый урок начинался с вопроса. На протяжении всего курса мы отталкивались от реальных потребностей и интересов школьников.

Спустя полгода занятий мы с ребятами из 10 класса вышли на кейс-чемпионат в МГУ. Туда не прошла ни одна школьная команда кроме нас. Все остальные были студентами МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ и других вузов. Мои ребята заняли 4 место — это была наша большая победа.

… и открыла курсы финансовой грамотности

Когда я распределила все вопросы по экономике, оказалось, что большой блок относился к теме финансовой грамотности, то есть к проблемам, связанным с личными деньгами детей. Но данная тема не входила в курс экономики.

Эти проблемы были более мелкого, скорее бытового характера, но интересовали детей намного сильнее. Тогда я приняла решение открыть в школе курсы финансовой грамотности.

На занятиях дети учились проверять подлинность сайта, безопасно совершать платежи, узнавали что такое инвестиции, в каких случаях необходимо страхование, какие тренды есть в мире финтеха и как это может повлиять на наше будущее.

Спустя некоторое время я написала свой учебник по финансовой грамотности для 10-11 классов. Сейчас он вошел в федеральный перечень учебников, и любая школа может официально по нему учиться. Я старалась написать его на максимально доступном языке, приводить в пример актуальные кейсы, выбирать самые эффективные методы обучения конкретной теме.

А потом появился мобильный банк с обучением финансовой грамотности

Во время занятий со школьниками я выяснила, что у детей реально есть деньги. Но они не находятся в безопасности по ряду причин.

  • Во-первых, дети часто теряют деньги или их воруют хулиганы.
  • Во-вторых, дети дают друг другу взаймы и не всегда возвращают.
  • В-третьих, дети часто пытаются накопить определенную сумму на желание, но не могут.
  • А еще дети пытаются совершать финансовые операции в онлайне, и совершают множество ошибок.

Я осознала, что на сегодняшний день у школьников нет никакого финансового инструмента, который бы им подсказывал, как действовать правильно и эффективно.

У взрослых есть мобильные банки, банковские карты, вклады, приложения, помогающие анализировать доходы и расходы, покупать со смартфона акции и облигации, а у детей нет ничего. Но есть деньги.

Так мне пришла идея создать детский мобильный банк, который также обучал бы финансовой грамотности. Я нашла московскую команду, которая уже работала в сфере финансовых технологий, и пришла к ним с предложением создать первый детский мобильный банк с обучающими элементами.

Приложение называется Panda Money. Сейчас у него 10 тысяч скачиваний, оно вошло в рейтинг самых привлекательных для западного рынка приложений наряду с Telegram и LinguaLeo. Нашу команду пригласили в закрытый государственный акселератор Японии.

Мы получили несколько предложений от банков Японии, Сингапура и Европы. Сейчас мы сделали лишь небольшой шаг: выпустили электронную копилку, вшили внутрь часть банковской механики, подготовили прототип детского банка. Впереди у нашей команды большие планы. Я верю в эту идею и точно знаю, что детям это реально поможет.

Сейчас я периодически преподаю, провожу игры, мастер-классы по финансовой грамотности, езжу по разным городам России.

Параллельно с этим я руковожу проектами по финансовой грамотности в Сбербанке и, конечно же, развиваю проект детского банка.

Все эти многочисленные проекты, идеи и возможности, которые у меня появились в жизни, просто не состоялись бы без опыта работы учителем в обычной общеобразовательной школе. Все-таки моя интуиция меня не подвела.

Как научить ребенка финансовой грамотности

  1. Позвольте ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. Например, распланируйте бюджет Дня рождения ребенка вместе с ним. Так он будет учиться принимать решения в условиях ограниченного бюджета, поймет, что желания не всегда соответствуют возможностям, а некоторые вещи можно заменять более дешевыми аналогами.

    Также совместно можно принимать решения о крупных покупках, подумайте вместе с ребенком над всеми минусами и плюсами этой покупки, просчитайте какая сумма потребуется на приобретение товара и возможно ли ее оплатить сразу целиком.

    Таким образом, ваш ребенок сможет познакомиться с азами семейного планирования, а также в реальной ситуации сможет столкнуться с понятиями кредит, рассрочка, лизинг и другое.

  2. Попросите ребенка посчитать затраты на его обучение. В продолжении темы планирования можно попросить ребенка составить список всего необходимого к учебному году.

    Для него будет полезно рассчитать и спланировать объем средств, которые мы ежемесячно и ежегодно тратим на образование наших детей — от канцелярии до репетиторов.

  3. Знакомьте детей с профессиями будущего и рассматривайте затрачиваемые силы, время и деньги на обучение как инвестицию.

    Предложите ребенку выбрать одну из профессий и решить (обязательно рассмотрите и обсудите профессии будущего), какие для нее нужны знания и навыки. Пусть ребенок сам расскажет, во что необходимо инвестировать свое время, силы, знания и деньги, чтобы овладеть этой профессией. Через инвестиции в знания позже можно будет объяснить такие понятия, как акции и облигации.

  4. Позвольте ребенку помочь вам разобраться в digital-сфере. Если вы долго стоите в очереди банке, не стесняйтесь попросить ребенка разобраться в мобильных приложениях этого банка, которые смогут облегчить вашу жизнь. Скорее всего, ребенок найдет информацию быстрее, и ваше доверие, возможно, мотивирует его на обучение в этой сфере.

  5. Не давайте готовых ответов. Например, если ваш ребенок хочет смартфон, не покупайте его сами. Попросите ребенка проанализировать несколько сайтов, сравнить характеристики, найти аналоги, проверить рейтинги сайтов.

    Задавайте ребенку вопросы: как ты думаешь, почему здесь дороже? влияет ли гарантия на цену? какие условия страхования? Мотивируйте ребенка к размышлению.

  6. Играйте в игры, связанные с финансовой грамотностью.

    У ребенка формируется экономическое мышление, когда он строит город или предприятие, принимает решения по поводу вкладов и кредитов, видит последствия решений. В этой сфере есть множество увлекательных настольных игр: Денежный поток, Монополия, Инвестор 3000, Стартап, LibertEx.

    Если ребенок, например, любит компьютерные игры, можно предложить ему поиграть в Финансовый футбол, Финансовую игру, Ваши финансы, Виртономику и игру «ЖЭКА».

  7. Переведите детей с бумажных денег на электронные. Это защитит детей от воровства и потери денег, а также они смогут анализировать доходы и расходы при помощи приложений.

    Многие банки предлагают выпустить к карте родителя дополнительную карту ребенка. До 14 лет можно заводить prepaid-карты с ограниченной суммой вклада. Также есть карты, которые выпускаются в привязке к электронным кошелькам. Родитель может сам решить, готов ли ребенок пользоваться картой без контроля родителей.

  8. Мотивируйте ребенка откладывать деньги на желания. Как только ребенок начинает копить на важную цель, он избавляется от импульсивных трат.
  9. Договаривайтесь. Если ваш ребенок – фанат онлайн-игр, устанавливайте лимит, за пределы которого ребенок выходить не может. Помните, что форма сотрудничества намного лучше контроля.

Предложите ребенку почитать интересные книги по финансовой грамотности:

  • «Дети и деньги» Е. Блискавки для детей 8-10 лет
  • «Начинающий инвестор» Г. Карлица, «Удивительные приключения в стране Экономика» И. Липсица» для детей 11-13 лет
  • «Юный инвестор» К. Бэйтман, «Пес по имени Мани» Б. Шеффер для детей 14-16 лет
  • «Мани или азбука денег» Б. Шеффер для детей 17-18 лет

Не забывайте обучаться финансовой грамотности сами. Для этого также есть список полезных книг:

  • «Дети и первые деньги» Р. Петемкин и Е. Кавакевич
  • «Богатый ребенок, умный ребенок» Р. Кийосаки
     и Ш. Лектер
  • «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство?» К. Роберт
  • «Дети и деньги. Растим миллионера» Е. Красавина и Е. Бродникова
  • «Миллион для моей дочери» В. Савенок

Материалы по теме:

Зачем стартаперу читать Платона

Я ушел из «Яндекса» и запустил стартап. Теперь у него выручка — 120 миллионов

Как живет Дженнифер Гейтс — старшая дочь основателя Microsoft

Внутри магазина будущего Amazon Go, где нет касс и продавцов

15 лучших видов из окон московских офисов

Источник: https://rb.ru/opinion/fingramotnost-dorozhe-vsego/

Отвечает эксперт: как обучить своего ребёнка финансовой грамотности — Вопросы на vc.ru

Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметил такую тенденцию: нередко молодые люди не ценят деньги и относятся к ним довольно беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были воспитаны базовые принципы обращения с деньгами.

На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку отдельного предмета на подобную тему в школе нет, родители должны сами заниматься этой историей, и лучше всего, просто общаясь с ребенком, объяснять ему в доступной форме какие-то азы и финансовые правила, в идеале, конечно, на собственном положительном примере.

Начинать обучать детей надо с самого раннего возраста, буквально с 2-3 лет. Во-первых, дети копируют поведение родителей на подсознательном уровне, и важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. И не надо скрывать разговоры о финансах от ребенка под предлогом, что он еще маленький, наоборот, пусть слушает.

Во-вторых, на примере денег можно учить ребенка цифрам, учить считать и складывать. Обыкновенная игра в магазин может превратиться в познавательный и увлекательный урок.

Мне кажется, что задача взрослых заключается в том, чтобы доступно все объяснять и заинтересовывать ребенка в финансах, а проще всего это делать в игровой форме.

Конечно, ребенку необходимо объяснять, что такое деньги, для чего они нужны, откуда берутся и на что тратятся.

Ему легко объяснить, что папа уходит на работу, чтобы принести деньги, а если ты сломаешь телефон, то папе придется дополнительно работать.

И если бы ты не сломал игрушку и не попросил новую, то на эти деньги можно было бы покататься на аттракционах. Такие элементарные вещи дети понимают в самом раннем возрасте и начинают ценить вещи, деньги, время.

В игровой форме можно привить ребенку и навыки учета. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.

Главное — показывать ребенку выгоду от этого процесса, к примеру, рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание — основанное на личном примере.

Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так — они стоят денег, которые появляются не по волшебству. Сделайте привычными финансовые беседы с детьми в своем доме.

Еще очень помогают игры в кругу семьи, например знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и так далее.

Ещё одна важная вещь, которую необходимо обсуждать с ребенком — проблема бездумного потребления. Реклама навязывает нам массу ненужных вещей, и чтобы не вестись на уловки, надо четко осознавать насколько целесообразна та или иная покупка.

Можно обсуждать различные вещи из рекламы. Если ребенок просит что-то купить, подумать вместе, насколько эта вещь необходима, а не просто запрещать, запретный плод сладок.

Можно на примере предыдущих покупок обсудить, насколько они были важны, стоило ли покупать. Также стоит обсуждать свои ошибки, если купил что-то ненужное и публично признавать их, тогда и ребенок не будет бояться сказать о том, что ему не стоило покупать.

Здорово, если родители могут завести ребенку банковскую карту, обговорив с ним еженедельный или ежемесячный бюджет и установив лимит трат. Потому что это, пожалуй, лучший современный способ приучить ребенка к финансовой дисциплине.

  • В таком случае у ребенка появляется необходимость регулировать свои траты, а поскольку многие дети любят копить, большинство из них это мотивирует откладывать деньги на какую-то значимую вещь, мечту.
  • Главное, чтобы не только ребенок, но и родители соблюдали заранее утвержденный финансовый план, что для них может быть не так просто.
  • Зато ребенок, который научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно, инвестировать с умом, не превратится во взрослого, который тратит бездумно и умеет копить только вещи и кредиты.

Источник: https://vc.ru/ask/68764-otvechaet-ekspert-kak-obuchit-svoego-rebenka-finansovoy-gramotnosti

На биржу с пеленок: как учить детей финансовой грамотности с помощью технологий?

Как следствие — дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно.

Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными.

Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.

), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами — индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн.

Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом.

Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия, которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России.

На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события — некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики.

Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет — «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.

Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, — «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг — как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров.

Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами.

Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец».

Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано —дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы — ответить на вопрос или разгадать ребус.

Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины.

Этот формат — следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике.

У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д.

Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения — $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн.

При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов.

Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка.

Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5.

Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%.

Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно.

Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее.

Сколько баллов и за какие достижения — решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию.

Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы.

О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Источник: https://www.forbes.ru/tehnologii/340175-na-birzhu-s-pelenok-kak-uchit-detey-finansovoy-gramotnosti-s-pomoshchyu-tehnologiy

Благосостояние с пеленок

Заместитель директора Института финансового планирования Сергей Макаров также рекомендует книги автора Эдуарда Матвеева «Дима и совенок» и «Лесная биржа». А среди зарубежных авторов эксперт отмечает книгу Бодо Шефера «Money, или Азбука денег».

Игры и мобильные приложения

Эксперты сходятся во мнении, что дети хорошо обучаются финансовой грамотности при помощи игровых инструментов.

Например, «хорошей имитацией взрослой жизни» консультант компании «Личный капитал» Дмитрий Герасименко называет такие виды детских развлечений, как тематические парки «Кидзания», «Кидбург» и «Мастерславль».

«В детских развлекательных центрах присутствуют банки, своя валюта, там можно «заработать» и почувствовать, как можно получать доход и на что можно потратить деньги», — рассказывает Саида Сулейманова из Финансового университета.

Среди настольных игр финконсультанты советуют известную всем «Монополию», игру «Не в деньгах счастье», а также «Денежный поток». Последняя создана американским бизнесменом, инвестором и автором популярных книг Робертом Кийосаки. «Один из вариантов этой игры как раз рассчитан на детей младшего школьного возраста», — поясняет Дмитрий Герасименко.

В России по примеру западных стран постепенно появляются различные приложения для смартфонов, которые также позволяют учиться финансовой грамотности и накоплению.

 Так, мобильный сервис Panda Money помогает пользователям поставить цель, указать сумму и дату, к которой нужны деньги, а затем рассчитывает, сколько нужно откладывать каждый день.

С помощью приложения Upup родители могут делать перевод карманных денег на карту ребенка, а сами дети — обсуждать с родителями траты в финансовом чате и просить у них деньги.

Руководитель направления по развитию клиентских семинаров розничного бизнеса Альфа-банка Роман Нохрин отмечает, что уже сейчас дети являются активными пользователями смартфонов и мобильных приложений.

«Очевидно, что финансовые взаимоотношения детей и родителей перейдут в эту область», — говорит он. Дмитрий Герасименко из компании «Личный капитал» также считает, что различные финансовые приложения для телефонов могут быть полезными.

«Важно, чтобы игра помогала закрепить какое-то знание, но лучше, чтобы изначально это знание передавалось от родителей или педагогов», — добавляет он.

Алексей Горяев из РЭШ, напротив, считает, что мобильные приложения для детей — не самый лучший способ обучения. «Вопрос накопления и выделения денег на карманные расходы должен решаться между родителем и ребенком один на один, вживую, — говорит он. — Когда деньги обезличены, их гораздо легче потратить».

Детские лагеря

Еще один способ обучить ребенка финансовой грамотности и одновременно организовать ему отдых — отправить его в специальный образовательный лагерь. Возможность такого обучения уже не первый год предлагают ведущие российские вузы. Так, этим летом при МГУ имени М.В.

Ломоносова будет работать подмосковный лагерь «Слон и жираф». Здесь учат грамотно распоряжаться своими деньгами, быть экономным и ответственным, знакомят с такими понятиями, как пенсия, кредит, расходы, акции, вклады и др. Лагерь ориентирован на детей 12–17 лет.

Неделя обучения обойдется родителям в 45 тыс. руб.

При Финансовом университете при правительстве РФ будет работать лагерь «Лесное озеро», который ориентирован на детей 10–16 лет. Основное мероприятие лагеря — ежедневный квест «Саммит G20». В его рамках школьники развивают семь микрогосударств с наиболее удачной тактикой финансового поведения и наиболее успешной моделью экономики. Стоимость десятидневной смены в этом лагере — 35 тыс. руб.

С 11 по 24 августа НИУ ВШЭ организует в Липецкой области «Летнюю экономическую школу». Рекомендуемый возраст участников — 14–17 лет. Для своих подопечных организатор приглашает лекторов, в том числе из американских и европейских университетов. В лагере школьников учат финансовой грамотности, математике для экономических задач, экономике и даже теории игр. Стоимость обучения — 42 тыс. руб.

Опрошенные РБК финансовые консультанты положительно характеризуют такой способ обучения. «При этом важно, чтобы родители четко понимали, какая программа обучения предусмотрена в лагере и насколько она способствует развитию полезных финансовых привычек у ребенка», — подчеркивает Дмитрий Герасименко.

Советы родителям

По словам Романа Нохрина из Альфа-банка, уже к пяти годам ребенок способен понять природу денег, их назначение и источник появления.

В этом возрасте можно включать деньги в оборот: пусть это будут игрушечные купюры или настоящие монетки — дети должны начать понимать, что конфеты в магазине не просто берутся с полки, а покупаются.

«К 7–9 годам ребенок уже должен хотя бы под присмотром взрослых ходить в магазин, уметь сравнивать цены перед покупкой и копить на желанные вещи», — говорит Нохрин. В 10–12 лет ребенок вполне способен осознавать финансовые возможности семьи и свои личные, ему уже можно доверить, например, покупки к школе.

Саида Сулейманова считает, что полезно водить с собой ребенка в банк. «Например, если родитель собирается оформлять депозит, ребенок может понаблюдать, как происходит заключение договора, какие вопросы при этом возникают, — говорит эксперт.

 — То же самое можно сделать и в страховой компании». Для детей, по словам Сулеймановой, также будет интересен поход в Музей денег, где расскажут о монетах, купюрах, об истории денег.

Для подростков можно также рекомендовать экскурсию на Московскую биржу.

Сергей Макаров из Института финансового планирования замечает, что сегодня набирают популярность семейные фестивали, связанные с темой финансов. Они также могут быть полезны и детям и родителям. «Недавно в Москве проходил семейный фестиваль «PROДеньги», а в Томске проводилась выставка-ярмарка «Ваши личные финансы», где были активности и для детей, и для взрослых», — приводит пример Макаров.

Екатерина Аликина

Источник: https://www.rbc.ru/money/28/05/2017/5928426e9a79470168a26fb1

Ссылка на основную публикацию