Дети должны изучать пдд в школе

Дети должны изучать ПДД в школе

Как правильно разъяснить правила дорожного движения для детей, чтобы они не только их поняли и запомнили, но и ежедневно и без напоминаний соблюдали?

  • Содержание
  • Ошибки родителей, объясняющих правила дорожного движения детям
  • Когда и как начинать объяснять ПДД детям?
  • Что должны содержать ПДД для детей?

А насколько целесообразно говорить о важности правил дорожного движения для детей, сама за себя говорит статистика несчастных случаев.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

По данным ГИБДД, в России смертность детей в автомобильных ДТП превышает смертность в результате пожаров и наводнений, авиа и железнодорожных катастроф. Даже по причине болезней дети умирают реже, чем от несчастных случаев на дороге.

Такая статистика должна заставить взрослых серьезно задуматься о том, как уберечь своего ребенка от трагедии.

Дети должны изучать ПДД в школе

Ошибки родителей, объясняющих правила дорожного движения детям

Часто случается, что многие родители, даже те, кто имеет водительские права, не могут правильно донести до ребенка элементарные знания о поведении на проезжей части и возле нее, на остановках и в транспорте. Ограничиваясь фразами «Стой, там дорога», «Иди со мной за руку» и «Нельзя», они воспитывают безграмотного пешехода. А дальше вся надежда на детский сад и школу, мол, там научат.

Процесс понимания и усвоения правил дорожного движения является очень сложным и долгим процессом, который должен состоять не только из объяснений мамы и папы «Как можно» и «Как нельзя». Правила дорожного движения для детей должны стать важным звеном воспитания в каждой семье.

Дети должны изучать ПДД в школе

Когда и как начинать объяснять ПДД детям?

Обучать детей столь важным правилам можно и нужно уже с полутора лет. Обычно начинают уделять этому большое внимание, когда малыш может самостоятельно передвигаться. Конечно, в этом возрасте ребенок не сможет еще запомнить, куда нужно посмотреть, переходя улицу и на какой свет следует остановиться. Это не значит, что учить не надо.

Рассказывайте детям о правилах дорожного движения, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Вместе с детьми рассматривайте картинки с различными видами транспорта, учите называть их, показывать, узнавать на улице. Важно знать и различать звуки различных транспортных средств, уметь произносить их.
  2. Хорошими помощниками в обучении станут книги с историями и рассказами о дороге, транспорте, а так же мультфильмы на эти темы.

  3. С малышами 2-х лет уже можно поиграть в простые игры, моделирующие ситуации на дороге. Так, например, дети с удовольствием запомнят цвета светофора и как действовать, когда горит какой-нибудь свет. Для этого, взрослые могут показывать ребенку кружки красного, желтого или зеленого цветов и совмещать их с движениями (стоять не двигаясь, хлопать в ладоши или идти).

    alt

    Узнай стоимость своей работы

    Бесплатная оценка заказа!

    Оценим за полчаса!
  4. С ребенком от 3-х лет полезно будет рисовать, например, дорогу от дома до магазина или садика, читать и разучивать простенькие стишки о правилах дорожного движения для детей, разгадывать загадки, рассматривать дорожные знаки на улице и специальные игрушечные дорожные знаки для детей дома.

  5. Необходимо развивать у малышей представления о пространстве и скорости движения. В этом помогут упражнения на определение удаленности объекта. Выберите для ребенка любой предмет или объект в поле видимости и попросите его описать словами далеко или близко, спереди или сзади, справа или слева. Учите ребенка определять, быстро или медленно он идет (едет машина).

Дети должны изучать ПДД в школе

Что должны содержать ПДД для детей?

Уже к трем годам ребенок должен знать и понимать следующие понятия:

  • Дорога, проезжая часть
  • Тротуар, обочина
  • Перекресток
  • Переход (пешеходный, подземный, наземный)
  • Пешеход
  • Водитель
  • Транспортное средство (автомобиль, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл, мопед и др.)
  • Светофор
  • Дорожный знак
  • Остановка

В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей знания об основных правилах дорожного движения. Эти знания условно можно разделить на четыре группы.

Дети должны изучать ПДД в школе

  • Переходи улицу по переходу (пешеходному, подземному, надземному).
  • Если на пешеходном переходе есть светофор для пешеходов, переходи, когда на нем загорится зеленый свет.
  • Если светофора для пешеходов нет, переходи, когда все машины остановятся (для них на светофоре загорится красный свет).
  • Если специального перехода нет, посмотри сначала направо, затем налево и если нет машин – переходи.
  • Никогда не перебегай дорогу. Иди быстро и спокойно.
  • Не разговаривай во время перехода через дорогу, будь внимателен.

Дети должны изучать ПДД в школе

  • Двигаясь по тротуару или обочине, иди навстречу машинам, т.е. по правой стороне.
  • Не ходи по самому краю тротуара и обочины, а тем более по бордюру.
  • Иди со взрослым рядом, держа его за руку. Не убегай от старших.
  • Со стороны проезжей части должен идти взрослый (а не ребенок).

Дети должны изучать ПДД в школе

  • Не выходи на дорогу, чтобы посмотреть, не едет ли троллейбус, например.
  • Не подбегай к подъезжающему транспорту.
  • Не толкай других пассажиров.
  • В общественном транспорте веди себя тихо, спокойно.
  • Не ходи по транспорту во время его движения.
  • Заходи и выходи из транспорта только после полной его остановки.
  • Заходи в транспорт первым перед взрослым, а выходи после него.

Дети должны изучать ПДД в школе

  • Не играй мячом возле дороги.
  • Не катайся на велосипеде, самокате, роликах и т.п. по проезжей части.
  • Не выбегай на проезжую часть и не играй на дороге.

Взрослым необходимо запомнить самое главное правило. Ни одно правило дорожного движения для малышей не будет иметь никакого смысла, если вы сами не будете их придерживаться или начнете нарушать. Лишь показывая правильный пример, вы сможете обеспечить безопасность дорожного движения для детей.

Мультфильм про правила дорожного движения для детей

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7153-pravila-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-detej-2.html

Пдд для детей – научить и защитить

Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса. Учитывая данные статистики по совершенным ДПП в нашей стране, эта проблема является весьма актуальной в наше время. За формирование у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах сегодня отвечают детские сады и школы.

Именно в их стенах начинается познание детьми азов ПДД, именно там они узнают о взаимодействии таких понятий, как пешеход и транспортное средство, аварийность и травматизм. Важная роль в изучении ПДД детьми отводится воспитателям и школьным педагогам.

В данной статье расскажем, в каком возрасте детям лучше всего начинать изучать правила поведения на дороге, как обезопасить от ДТП, а также о принципах эффективной организации занятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. По количеству совершаемых ДТП Россия занимает одно из лидирующих мест. При этом количество аварий с участием детей с каждым годом не уменьшается.

Как это ни печально, но чаще всего ДТП с детьми происходят на пешеходных переходах, когда банально не соблюдаются правила поведения на дороге. Среди других частых причин можно выделить переход дороги в неустановленном месте и игра вблизи проезжей части.

Вот так выглядит статистика ДТП с участием детей за 2018 год:

  • наездов на несовершеннолетних – 5300;
  • пострадавших всего – 15860 человек;
  • погибло – 582 ребенка.

ДТП является одной из основных причин детской смертности — каждый день в нашей стране в аварию попадает 43 человека.

Эти показатели увеличиваются в школьный период, когда дети чаще находятся без присмотра взрослых. В ГИБДД заявляют, что только благодаря раннему обучению детей правилам дорожного движения, проведению специальных классовых мероприятий и постоянной просветительской работе можно сократить число жертв ДТП и сохранить несколько сотен детских жизней. Для воспитанников детских садов необходимо проводить специальные интерактивные занятия, игры.Для школьников – уроки ОБЖ с изучением ПДД и правильного поведения на дороге.

Так зачем детям знать ПДД

Анализируя данные ПДД за несколько лет, характер травм, полученных детьми, можно прийти к выводу, что изучение ПДД является крайне актуальной задачей, которая существенно поможет снизить количество аварий с участием юных пешеходов.

Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать обучение детей с самого раннего возраста, а затем постоянно освежать и пополнять эти знания уже в школе. И обязанность за это ложится именно на плечи воспитателей и педагогов.

Безопасность ребенка на дороге будет зависеть от того, насколько качественно он обучен правилам дорожного движения, от его внимательного отношения ко всем опасностям на дороге.

Когда родители начинают отпускать своего ребенка одного гулять во дворе, или самостоятельно сходить в магазин, они должны быть уверены в том, что он в полной мере осведомлен о правилах поведения на проезжей части.

Что необходимо знать ребенку, чтобы безопасно выходить на улицу без сопровождения взрослых

Дети должны изучать ПДД в школе Дети должны изучать ПДД в школе

Только освоив эту информацию, ребенок сможет стать самостоятельным и научится осознавать уровень опасности, подстерегающей его на проезжей части. Только так можно будет сократить риск возникновения ДТП с его участием к минимуму.

Именно таков ответ на вопрос, когда начинать обучать детей правилам дорожного движения.Как только ребенок встал на ноги и делает свои первые шаги, как только он вылез из коляски и топает по улице с родителями за руку – вот самое подходящее время, чтобы начинать знакомить ребенка с транспортом, проезжей частью, светофорами и правилами. Жизнь диктует прививать детям правильное поведение на дорогах уже в дошкольном возрасте. Дело в том, что маленькие дети не обладают необходимой психологической реакцией, свойственной взрослым:

  • не могут определить уровень опасности;
  • не умеют определять и оценивать расстояния;
  • часто переоценивают свои способности, считая себя быстрыми;
  • не могут управлять своим поведением;
  • не принимают никаких правил.

Личный пример взрослого – лучшая форма обучения малышей.

И даже если ребенок в полной мере не осознает, для чего ему все это говорят, вся информация непременно отложится в его голове.Несмотря на то, что первыми учителями ребенка становятся родители, важнейшую роль в обучении детей занимают воспитатели. Именно дошкольный возраст является идеальным для начала образовательной деятельности.

Чем раньше начать обучение ребенка правилам дорожного движения, тем больше информации будет закреплено в его сознании в качестве привычки, а риск возникновения ДТП будет сведен к минимуму.

Поэтому среди других знаний и умений, которые ребенок получает в детском саду, обучение правилам дорожного движения является ключевым навыком, поскольку именно он отвечает за его безопасность. Помочь ребенку стать полноправным участником дорожного движения, привить ему дисциплину поведения на тротуарах обязаны воспитатели и учителя. Именно на их плечи ложится ответственность за выполнение этой работы. И ее важность переоценить невозможно. Дошкольное учреждение – это первая ступень образования для каждого ребенка. Здесь закладывается фундамент его знаний, умений, привычек. Поэтому очень важно начинать обучение правилам дорожного движения уже в этом возрасте. Когда ребенок начинает ходить в школу, от него требуется более углубленное знание правил дорожного движения. Свое обучение школьник начинает с запоминания безопасного маршрута в школу, а дальше он постепенно наращивает количество получаемых знаний. Старшеклассники – полноправные участники дорожного движения. Многие из них имеют велосипеды, скутеры, а кого-то родители уже начинают сажать за руль автомобиля. Для них обучение ПДД актуально в аспекте ребенок-водитель.

Необходимые знания ПДД для детей разных возрастных категорий

Знает назначение зебры, что такое светофор и значение всех его цветов

Через игру и мультимедиа в ненавязчивой форме изучает более сложные правила ПДД

Умеет сам переходить улицу, пользуясь зеброй или подземным переходом; знает о запрете не играть вблизи проезжей части.

Дети должны изучать ПДД в школе

Знания правил поведения на дороге без тротуара; умеет правильно обходить разные виды транспорта

Знания о детском травматизме и оказание первой медицинской помощи; ПДД при езде на велосипеде

Знания о формах правовой ответственности за нарушение ПДД

Организация занятий для дошкольников

Для того, чтобы сформировать из ребенка грамотного пешехода и обучить его навыкам безопасного поведения на дороге, каждый воспитатель должен руководствоваться специальными методиками в организации занятий. Одним из главных условий успешного обучения будет создание необходимой материальной базы и развивающей среды.

Различают три вида взаимодействия ребенка и городского транспорта:

Дети должны изучать ПДД в школе Дети должны изучать ПДД в школе Дети должны изучать ПДД в школе

При изучении ПДД в дошкольном учреждении решается ряд важных задач:

развитие навыка правильной и безопасной ориентации на улице;

формирование представления о том, что соблюдение ПДД направлено на сохранение их жизни;

воспитание культуры поведения в общественном транспорте, а также развитие дисциплины и сознательного соблюдения правил поведения на дороге.

Виды деятельности для обучения ПДД в ДОУ

Игровая деятельность позволяет закрепить знания, а позже – применять эти знания на практике.

4 принципа эффективного занятия по обучению ПДД в ДОУ

занятия необходимо проводить регулярно и постоянно, на протяжении всего учебного года

изучение правил ПДД должно охватывать разные виды деятельности – от изобразительного искусства до сюжетно-ролевых игр

Соответствие возрастным категориям

все программы разрабатываются для каждой возрастной группы индивидуально

проведение регулярных бесед с родителями на предмет активного участия в обучении детей ПДД, в т.ч. и через личный пример

Обучение ПДД детей – это сложный и многоступенчатый процесс. Чтобы грамотно организовать занятия и знать современные методики обучения, необходимо регулярное повышение квалификации.

Организация занятий для школьников

Школьная программа уделяет мало часов на изучение ПДД. Поскольку цель этих знаний – не успешная сдача экзаменов, а обеспечение безопасности и сохранение жизни учеников на дороге, пренебрегать такими уроками нельзя. Все, что остается учителям, это грамотный подход к организации учебной деятельности.

Базовые направления, по которым ведется образовательная деятельность по изучению ПДД:

  • курс ОБЖ;
  • внеклассная деятельность, куда входят викторины, профилактические экскурсии;
  • интегрированные занятия.

Принципы эффективного занятия по изучению ПДД для школьников

Важно не столько привить знания правил дорожного движения, сколько научить применять их на практике

Важная роль в изучении ПДД отводится тематическим лекциям при участии сотрудников ГИБДД и специалистов правовых структур. В этом возрасте школьников необходимо знакомить с дорожными правонарушениями и видами наказаний. Обучение школьников правилам дорожного движения является сложным многоуровневым процессом. Для этого педагогам требуется знание современных методик обучения, а также умение находить индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его возрастных и личных особенностей. Не стоит забывать и о регулярном самообразовании и повышении квалификации – только так возможно построить грамотный и продуктивный образовательный процесс. Обучение правилам дорожного движения начинается с самых ранних лет. И чем более ответственно подойдут к этому вопросу воспитатели, педагоги и родители, тем эффективнее будет это образование. Знание ПДД – это ключевой навык, необходимый всем детям, чтобы адаптироваться во взрослой жизни и максимально обезопасить свою жизнь. А как построено обучение ПДД в вашем учебном заведении?

Если Вы хотите узнать о современных методиках обучения детей ПДД, в нашем образовательном центре Вы можете пройти курс повышения квалификации «Формирование основ безопасного поведения на улицах у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Источник: http://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/organizaciya_zanyatii_po_pdd_v_dou_i_shkole

Учат в школе: какими должны быть уроки БДД

По данным за прошлый год 80% ДТП с участием детей происходило по вине водителей. В первую очередь, ответственность лежит на взрослых, но для снижения этих показателей не последнюю роль также играет формирование навыков безопасного поведения на дорогах у самых юных участников дорожного движения.

По данным Госавтоинспекции, ежегодно на дорогах страны погибают более 600 детей и более 20000 получают травмы. Только за первые пять месяцев этого года на российских дорогах погибли 173 ребенка и 7273 были ранены.

За последние несколько лет благодаря проведению масштабных информационно-пропагандистских кампаний и специальных образовательных проектов количество дорожных аварий с участием детей существенно снизилось.

Но показатели по-прежнему высокие.

«В современных условиях интенсивного дорожного движения без знания его основных правил — никуда. Ребенок вышел из дома — и он сразу же попадает в транспортную среду.

И от того, насколько правильно он будет себя в ней вести, зависит его жизнь и здоровье», — говорит Алла Суражевская, главный редактор всероссийских изданий по безопасности дорожного движения «STOP-газета» и «Добрая Дорога Детства».

Дети должны изучать ПДД в школе

Владимир Песня/РИА Новости

При этом сложилась ситуация, когда многие дети не знают основ Правил дорожного движения или же, зная их, намеренно ими пренебрегают. По мнению председателя правления Гильдии автошкол России Сергея Лобарева, все дело — в недостаточно полной подаче информации в школах: количество часов, отведенных на изучение основ Безопасности дорожного движения (дальше — БДД) сведено к минимуму.

В советское время уроки по безопасности дорожного движения были включены в школьную программу. С начала 1990-х годов они исчезли из расписания, и с тех пор равноценной альтернативы так и не появилось.

Разумеется, школьные образовательные программы не обходят эту тему стороной: изучение основ БДД включено в обязательный учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (дальше — ОБЖ).

А во многих школах существуют и дополнительные занятия по БДД — в рамках внеклассной работы. Но в большинстве случаев их оказывается недостаточно.

В связи с этим возникает вопрос — как должна строиться работа с учащимися общеобразовательных организаций? И в каком объеме следует их знакомить с основами Правил дорожного движения?

«Тема обучения детей безопасному поведению на дорогах — очень сложная и многогранная. Педагогу нужно не просто дать ребенку знания, но и объяснить, к чему приведет пренебрежение правилами, воспитать уважение к дорожным законам.

Ведь многие из детей, которые пострадали в ДТП, на самом деле прекрасно знали, что нельзя перебегать дорогу на красный сигнал пешеходного светофора или выбегать на проезжую часть, не осмотревшись, но тем не менее нарушили эти правила — чаще всего, совершенно осознанно», — говорит Алла Суражевская.

В последние несколько лет обсуждается вопрос о включении уроков по основам Правил дорожного движения в перечень обязательных школьных дисциплин.

В частности, с такой инициативой выступал депутат Госдумы Борис Чернышов, направлявший соответствующее предложение главе Минобрнауки Ольге Васильевой.

Он также добавил, что обучение должно происходить при содействии профессионалов — представителей ГИБДД.

Дети должны изучать ПДД в школе

Михаил Воскресенский/РИА Новости

Депутат подчеркнул, что из-за сложившейся ситуации, когда обучению БДД в школах не отводится достаточно времени, основная просветительская нагрузка фактически делегируется родителям.

А те, в свою очередь, сами нередко лишь поверхностно знакомы с Правилами или ограничиваются элементарной информацией, например, на какой сигнал светофора переходить дорогу.

Инициативу депутата поддержал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков:

«Обучать Правилам дорожного движения надо даже не со школы, а с детского сада. Чем раньше, тем лучше. Поскольку это будущие водители и пешеходы, им надо формировать законопослушное поведение с детства».

Дети должны изучать ПДД в школе

Сергей Фадеичев/ТАСС

С другой стороны, активное взаимодействие педагогов общеобразовательных организаций с сотрудниками Госавтоинспекции происходит уже давно и на постоянной основе. Специалистами ГИБДД разработано немало методических пособий, сценарных планов уроков и других инструментов донесения информации до учащихся начальных, средних и старших классов.

Например, развлекательные квесты, мастер-классы, экскурсии в автошколы и мероприятия в автогородках.

Основной посыл — информация о Правилах дорожного движения не должна быть абстрактной: если в советских школах неплохо работали агитационные плакаты и буклеты, то до современного школьника при помощи таких «инструментов» достучаться крайне трудно.

«Проблема в том, что современных детей не так-то просто увлечь. Они «сидят» в гаджетах, не хотят читать учебники, им неинтересно находиться в роли пассивных слушателей. Зато они с удовольствием примут участие в увлекательной интерактивной игре, квесте или мастер-классе.

Мы стараемся откликаться на эти их потребности — отыскиваем, аккумулируем на страницах газеты «Добрая Дорога Детства» лучшие практики по обучению детей дорожной безопасности, публикуем сценарии игровых программ, квестов, театрализованных выступлений, которые педагоги из других регионов могут повторить в своей школе», — говорит Алла Суражевская.

Дети должны изучать ПДД в школе

Виталий Аньков/РИА Новости

Особенно неэффективно методы механического заучивания работают с учащимися начальных классов.

Оптимальный способ донесения информации до этой возрастной аудитории — ролевые игры с ситуационным моделированием, в том числе, непосредственно в автогородках на детских транспортных площадках, где можно проиграть дорожные ситуации, в том числе, на пешеходных переходах, за рулем самоката или велосипеда.

Младшие школьники плохо осознают, что такое опасность, поэтому практические занятия играют для них первостепенную роль. Как считает учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 23» Наталья Каменева (Биробиджан), важно сформировать у детей умение прогнозировать как саму опасность, так и её последствия, а также способность правильно оценивать свои возможности:

«Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность — личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Дети должны не только получить понятия по основам дорожного движения, но и осознать смысл данных понятий», — резюмирует педагог.

Большую работу по популяризации Правил дорожного движения среди школьников ведут представители движения ЮИД (Юных инспекторов движения) — отрядов, существующих еще с советских времен.

Их главный инструмент — активное участие самих детей в пропаганде безопасности дорожного движения.

Причем с использованием как «классических» способов донесения информации — плакатов и буклетов, так и интерактивных.

Дети должны изучать ПДД в школе

Юрий Юрьев/РИА Новости

«Агитационная печатная продукция по-прежнему играет важную роль, но сегодня мы просто не можем игнорировать такой инструмент, как Интернет. По нашему опыту, один из эффективных способов донесения информации — интерактивные фильмы-тренажеры.

Это своего рода онлайн — квесты, позволяющие ребенку передвигаться от этапа к этапу, самостоятельно выбирая один из предложенных вариантов.

Таким образом, ребенок не только становится своего рода автором сюжетной линии, но и осознает свою ответственность за ее развитие», — говорит руководитель движения ЮИД России Руслан Русявый.

Целый комплекс материалов, позволяющих проводить полноценные занятия, был разработан в рамках программы «Лаборатория безопасности», созданной Российским Союзом Автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и Минобрнауки России при поддержке экспертного центра «Движение без опасности». В программе предусмотрено несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми; для самостоятельных детей-пешеходов; для будущих водителей — что особенно актуально для учащихся старших классов, и для педагогов и родителей.

Дети должны изучать ПДД в школе

Михаил Воскресенский/РИА Новости

Примечательно, что разработки предусматривают не только практические, но и теоретические занятия.

Так, в разделе «Пассажиры» при помощи специального оборудования создается модель автобусной остановки, на которой разбираются разные ситуации: как зайти в общественный транспорт и безопасно покинуть его, правила поведения в салоне и многое другое.

В разделе «Двухколесный транспорт» особое внимание уделено средствам пассивной защиты, что особенно важно в связи с увеличением числа велосипедов на городских дорогах.

А адресованный учащимся старших классов раздел «Водители» помимо прочего демонстрирует связь безопасности дорожного движения с техническими дисциплинами школьной программы. Например, здесь подробно рассматривается упражнение, которое демонстрирует зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства.

То есть, детально разработанная база для обучения есть. Налаженные схемы взаимодействия общеобразовательных организаций и специалистов Госавтоинспекции — тоже.

Остается открытым вопрос введения в образовательные программы обязательных полноценных уроков о безопасности на дорогах — с тем, чтобы дети не только получали в полном объеме необходимые знания, но уже с самого раннего возраста начинали осознавать ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь окружающих людей. Новое грамотное поколение пешеходов и водителей не появится само по себе, его можно воспитать только самим.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Источник: https://rg.ru/2019/06/29/uroki-bdd.html

Школа или родители — кто должен учить наших детей ПДД?

13 ноября 2019 года

И правительство, и представители ГИБДД из года в год повторяют правильные слова: необходимо снизить смертность на дорогах, надо бороться с детским травматизмом.

По государственной программе безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах в следующем, 2020 году показатель детской смертности в ДТП должен снизиться до 673 человек. Начинали в 2012-м с 940.

При этом только за первые четыре месяца 2019 года в стране зарегистрировано 4744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых пострадали 5146 детей, а 119 — погибли.

Осторожно, дети! В обилии информационного мусора этот знак теряется. И ставят его зачастую не там, где нужно. В данном случае — на воротах школы, хотя он должен быть на проезжей части.Осторожно, дети! В обилии информационного мусора этот знак теряется. И ставят его зачастую не там, где нужно. В данном случае — на воротах школы, хотя он должен быть на проезжей части.

Глобальная же задача поражает амбициозностью: достичь нулевой (не только детской) смертности к 2030 году. Допустим, это возможно, хотя даже в благополучной Швеции, которая по размерам сопоставима с небольшой Магаданской областью, притом что с 1997 года действует государственная программа Vision Zero, в 2017 году в ДТП погибли 253 человека.

Как это сделать? Вести работу с нынешними водителями — само собой. По статистике, 80% аварий с детьми происходит по вине взрослых, водителей. Но также важно — правильно воспитывать будущих водителей и пешеходов, вкладывая в них уважение к ПДД. И делать это, что называется, с пеленок.

Домашняя работа

Об основах обучения безопасности движения мы уже рассказывали. Чтобы ребенок был в безопасности на дороге, родители должны обучить его правилам — сначала самым простым, как то «на красный стой, на зеленый иди», потом все сложнее. Для этого существует масса всевозможных книг и игр.

Но главное — родители обязаны подавать пример соблюдения ПДД. Если ребенка учат переходить улицу только на зеленый сигнал светофора и по зебре, папа, перебегающий дорогу где попало, может перечеркнуть все обучение.

Впрочем, здесь еще можно подумать и поговорить об общей культуре и уважении (или неуважении) к окружающим, которые помогают или мешают нам соблюдать правила, в том числе на дороге.

Дети копируют поведение родителей, об этом важно помнить, в том числе на дороге.Дети копируют поведение родителей, об этом важно помнить, в том числе на дороге.

Если ваш ребенок ездит на велосипеде — позаботьтесь о том, чтобы он делал это правильно: спешивался перед зеброй и переходил, а не переезжал дорогу, двигался по велодорожкам (там, где они есть), надевал защитный шлем. И будьте для него примером.

Стыдно, если не видно

Родители же должны следить за тем, чтобы на одежде ребенка были какие-либо светоотражающие элементы. Это особенно важно именно сейчас, когда рано темнеет, но не везде еще выпал снег. Практичные мамы стараются одеть детей во что-нибудь потемнее, что меньше пачкается.

Если вы так делаете и на одежде ребенка нет светоотражающих элементов, купите для него хотя бы несколько копеечных фликеров, которые можно нашить, приклеить, повесить на куртку или рюкзак. Кстати, взрослым обзавестись подобными аксессуарами тоже не мешает.

И носить их не должно быть стыдно.

До школы

Занятия по безопасности дорожного движения входят обычно и в образовательную программу дошкольных учреждений.

Если ваш ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь у него, были у них в группе занятия по правилам дорожного движения или нет. То же можно спросить у воспитателей и предложить провести такие занятия.

Не мешает заручиться поддержкой других родителей. Сделать это несложно — у каждой группы есть свой чат в интернете.

Неплохо будет, если по итогам этих занятий будет организован праздник безопасности дорожного движения — представление на полчаса, с загадками и отгадками на тему ПДД, конкурсами, призами. Для этого мероприятия потребуется копеечный реквизит и минимум времени на подготовку, а польза будет огромной и долгосрочной, особенно если в празднике примут участие не только дети, но и родители.

В школе (и снова дома)

Но если дошколята редко ходят одни и, как правило, за ручку со взрослыми, а играют обычно на безопасных площадках, у школьников куда больше свободы. И поэтому именно они находятся в группе наибольшего риска и им нужно напоминать о правилах движения.

В программу школьного обучения такие занятия включены в виде дополнительных уроков, которые проходят несколько раз в год (как правило, перед каникулами). Изучение основ безопасности дорожного движения включено и в обязательный предмет — ОБЖ. Но и этого может быть недостаточно.

Поэтому родителям стоит регулярно, но ненавязчиво, чтобы не вызвать неприязнь, напоминать о необходимости соблюдать ПДД. И снова — показывать правильный пример.

Дети школьного возраста, достаточно самостоятельные, но недостаточно сознательные, находятся в группе особого риска на дороге.Дети школьного возраста, достаточно самостоятельные, но недостаточно сознательные, находятся в группе особого риска на дороге.

Кстати, а ваш ребенок знает о существовании такой организации, как Юные инспекторы движения? Она была создана 46 лет назад по инициативе МВД и Минпросвещения и объединяет детей от 10 до 14 лет, которые учатся управлять велосипедом, оказывать помощь попавшим в ДТП и, конечно, учат ПДД. По данным ЮИД, сегодня в России 30 тысяч отрядов и 400 тысяч инспекторов.

Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Ильнур Хабибуллин считает, что к 2024 году в проекте будет уже 41 тысяча отрядов. На официальном сайте организации можно пройти тестирование на знание Правил в своей возрастной группе.

Кстати, очередное тестирование в онлайн-формате началось 14 октября.

Регулярно организуются и соревнования, слеты Юных инспекторов. Самое значимое событие года, Всероссийский форум ЮИД, пройдет с 17 по 19 ноября в Москве.

Новая концепция развития программы предполагает поднять возраст старшей группы юидовцев до 18 лет, чтобы сократить разрыв с автошколами, в которых можно обучаться с 17 лет. Если это произойдет, программа охватит 1,5 миллиона человек.

Остается сожалеть, что сегодня у школьников нет возможности попасть на практику в УПК на автозавод или автобазу, как это было в советское время. Изучение конструкции автомобиля заставляло ребят серьезнее относиться к дорожному движению в целом. Зато и частные автомобили теперь не редкое, а рядовое явление. И неисчерпаемая тема для разговоров и занятий с ребенком.

  • Как проходил Всероссийский форум ЮИД, читайте тут.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/920297-kto-dolzhen-uchit-detej-nashim-p/

Изучение правил дорожного движения в начальной школе

Пояснительная записка

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч и свыше 250 тысяч человек получают травмы.

Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.

Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в России в 3 раза больше, чем в Италии, в 2 раза больше, чем в Германии и Франции.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники.

Каждые 6 часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами.

Школьники, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.

За последние 5 лет в России в среднем ежегодно погибают более 1700 детей и подростков, а более 22500 – получают травмы разной степени тяжести.

Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Основными причинами ДТП по вине и неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9 %); неподчинение сигналам светофора (11,8 %); неожиданный выход из-за транспортного средства, кустов (15,3 %); игра на проезжей части (4,2 %); неумелое управление велосипедом (3 %). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь.

Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дорогах. Занятия по программе «Безопасность дорожного движения» направлены на воспитаниеу детей культуры поведения на дорогах и выработку устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Программа «Безопасность дорожного движения» ориентированна на решение проблемы по предупреждению и снижению детского дорожно-транспортного травматизма в Лискинском муниципальном районе.

Она составлена в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как одной из важнейших ценностей духовно-нравственного единства общества. Программа составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих изучение правил дорожного движения(ПДД), подготовку юных инспекторов движения, подготовку и проведение различных мероприятий и соревнований по данной тематике. Много внимания уделяется совместной работе с сотрудниками ГИБДД.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, типовому положению об общеобразовательном учреждении, действующим ПДД, реальным условиям дорожного движения регионального характера.

Программа учитывает психофизиологические и возрастные особенности учащихся, опирается на Федеральной закон «О безопасности дорожного движения».

Министерством образования и науки Российской Федерации определён обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: «Окружающий мир» 1-4 классы, «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы.В рамках этих предметов, а также классных часов,на внеклассных занятиях различного вида учащиеся должны изучать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.

  • К проведению занятий привлекаются работники отделения ГИБДД поЛискинскомумуниципальному району, работники правоохранительных органов, медицинские работники.
  • Школа является основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
  • Данная программа является актуальной и востребованной для учащихся школ, так как
  • — углубляет предметные знания и создает базу для дальнейшего изучения учебных дисциплин в средней школе;
  • — ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
  • — учит самостоятельному поиску знаний.
  • Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их исполнением.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

  1. Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
  2. В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая непрерывность обучения детей правильным действиям на улицах и дорогах.
  3. Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть
  • взаимодействия школы с социально-педагогической средой;
  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Даннаясистема занятий включает в себя такие элементы, как

  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • соответствующие организационные формы и методы обучения;
  • использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной и основной школе;
  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Анализ работы по профилактике ДТП позволяет сформулировать основные направления обучения детей ПДД:

  1. Определение дорожных ситуаций, наиболее опасных для детей.

  2. Обучение безопасному поведению на дорогах должно выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватного решения в непрерывно меняющихся условиях движения.

  3. Успех обучения невозможен без обязательного и активного участия в нем взрослых, в первую очередь родителей.

  4. Действия всех служб и организаций, привлекаемых к работе по профилактике ДТП должны быть скоординированы, носить единый, целенаправленный характер.

  • Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у обучающихся Лискинского муниципального района сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
  • Задачи программы:
  • Образовательные
  • повысить уровень знаний учащихся по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

  • развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости.

Воспитательные

  • воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • вырабатывать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

В данную программу вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и могли воспользоваться ею в реальной жизни.

Прогнозируемые результаты программы

  • снижение ДТП с участием детей и подростков;
  • повышения качества результативности мониторинга знаний ПДД;
  • создание условий по формированию правовой культуры, активной гражданской позиции в молодежной среде;
  • воспитание грамотных сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами.
  1. Формы обучения:
  2. При проведении занятий по изучению ПДД сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
  3. Стратегия обучения:
  4. Ассоциативно – коммуникативная, опережающая, развивающая.
  5. Средства обучения:
  6. 1.ПДД

2.Макеты перекрёстков, автомобилей, дорожных знаков ит.д.

3.Компьютерные игры.

4. Раздаточный материал.

5. Музыкальные и видеозаписи.

6. Плакаты.

7. Уголок (городок) безопасности.

8. Интерактивный комплекс для изучения ПДД.

Принципы обучения:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психологического и физического развития.

« Дети — дорожная среда». Учитывает закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – ДТП.

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать ПДД.

  • Принцип социальной безопасности:

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

  • Принцип возрастной безопасности:

Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.

  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют своё поведение и замечают нарушение ПДД сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

  • Проявляется в использовании на уроках наглядных материалов.
  • Принятие любого ребёнка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним.
  • Используя программу и учебно-методические комплекты, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимые ему материал.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данная программа опирается на минимальный запас знаний ПДД и умений их выполнять, полученных в школе и семье. Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на три блока, которые дополняют друг друга.

  1. Первый блок — для учащихся начальных классов по изучению ПДД в школе.
  2. Второй блок – основы ПДД – для учащихся основной и средней школы.
  3. Третий блок – для отряда «Юный инспектор движения».
  4. Форма организации занятий

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте.

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на работе и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

  • Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
  • Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
  • Методы и средства обучения
  • С л о в е с н ы е — рассказ, объяснение, беседа.
  • Н а г л я д н ы е- показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
  • П р а к т и ч е с к и е – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
  • На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
  • С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:
  • уголки безопасности дорожного движения;
  • изображение дорожных знаков согласно ПДД;
  • кроссворды, загадки, сочинения по ПДД;
  • уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.

В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.

Данная программа способствует

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  1. Конституция РФ.

  2. Конвенция « О правах ребенка».

  3. Устав Образовательного учреждения.

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.

Источник: https://infourok.ru/izuchenie-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-v-nachalnoy-shkole-1669859.html

Ссылка на основную публикацию