Дуальное образование может вернуться в вузы

06.12.2019

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» — образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека
или в помощь экономике страны?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Дуальное образование может вернуться в вузы

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них — недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор — предложениена рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Подростковая депрессия: когда усталость и грусть становятся частью жизни

Оценим за полчаса!

Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда.

Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее
сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

Дуальное образование может вернуться в вузы

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю — учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня — на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых
проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г.

, в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии.

Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

  • Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.
  • Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.
  • Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня.

У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая.

Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

Дуальное образование может вернуться в вузы

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвовали 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализовался в поле среднего профессионального образования и был завершен к 2016 году.

Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, — разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная — больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно.

Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах
на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна.

Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

Дуальное образование может вернуться в вузы

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве.

Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования.

А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно — одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.

ГлавСправ. 2019

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/journal/861/

Нужен ли диплом в XXI веке? Рассказывают специалисты в области университетского и альтернативного образования

Зачем нужен диплом нынешнему поколению работодателей и студентов и нужен ли он вообще, что вытесняет университетское образование и что до сих пор можно получить только в вузе? Ответы на эти вопросы — в тезисах с дискуссии специалистов в области университетского и а��ьтернативного образования «Кому нужен диплом в XXI веке?», прошедшей в «Охта Lab».

Дуальное образование может вернуться в вузы

Чем является диплом сегодня и зачем он нужен

Павел Лукша, основатель проекта «Образование-2035»: До какого-то момента диплом действительно был критически важным звеном в построении карьеры: он формально требовался.

Мы вошли в новую ситуацию, где перестали воспринимать диплом как признак того, что человек образован и способен что-то делать. В экономической теории образования диплом описывается как сигнал, показывающий, что вы что-то умеете и знаете.

Когда качество образования падает, диплом как сигнал теряет свое качество. С другой стороны, нужны новые сигналы. И в этот момент нам надо создавать новую систему, которая будет охватывать то, что человек знает и умеет. Хорошо бы иметь систему обратной связи с теми людьми, с которыми он работал.

Хорошо бы иметь какое-то подтверждение его трудов — портфолио. В XXI веке, где есть интернет, где вы можете загрузить все ваши достижения и рекомендации, зачем вам диплом?

Сергей Колюбин, заместитель директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО: Диплом —  это так или иначе бренд.

Например, когда вы приходите в магазин, вы скорее выберете товар, рядом с которым лежит сертификат качества, нежели тот, который лежит без него. Возможно, по характеристикам товар, на котором знак качества отсутствует, не уступает тому, что со знаком. И дешевле окажется.

В такой ситуации находятся работодатели, когда выбирают себе сотрудников. Понятно, что компетенции выходят на первый план. Но тем не менее бренд и знак качества — очень важные критерии.

Дуальное образование может вернуться в вузы Павел Лукша, основатель проекта «Образование-2035». «Охта Lab»

Дима Зицер, директор института неформального образования INO: Мне кажется, что диплом — вещь абсолютно формальная. И неважная. Важнее и интереснее говорить о том, что, собственно, скрывается за этим дипломом. В XXI веке, в веке выбора, молодые люди находятся в старой, линейной, скучной, прогнившей структуре, которая в России называется «высшее образование».

Молодые люди оказываются в почти безальтернативном университете, где программы утверждены в далеком 1953 году и никто не собирается их менять. Для меня очевидно, что важнее не диплом, а компетенции по личному выбору. Плюс XXI век — это век личного выбора: если меня не принимает работодатель, я имею право послать его нафиг.

Потому что у меня есть другие способы заработать себе кусок хлеба.

Для чего всё же нужен университет

Павел Лукша: Университет полезен как среда общения, как место, где чему-то можно научиться, где даже частично есть полезные лекции и семинары. Какие-то. Не все. Университет по своей природе будет отставать от экономики.

Возлагать на него всю ответственность за то, что он не может дать практические навыки, всё равно что винить в ситуации тех, кто просто не способен решить проблему. Да, у университета есть свои плюсы: общая подготовка, формирование словаря, систематизация знаний. Но не надо всё перекладывать на университет.

Должны быть и другие образовательные практические площадки.

Сергей Колюбин: Университет — это среда, которая может объединять компетенции как научные, так и предпринимательские, потому что университет является центром притяжения бизнеса и передовых научных исследований. И при этом там можно получить образование. Университет дает возможности малому бизнесу, стартапам. В этом смысле университет уникален.

Дуальное образование может вернуться в вузы Сергей Колюбин, заместитель директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО. «Охта Lab»

Дима Зицер: Наши вузы не дают людям возможности личного выбора.

Кроме факультета свободных искусств СПбГУ, и то ты выберешь себе предметы, а потом катишься по установленной неизменной программе непонятно куда.

Читайте также:  Получить пять медалей за знания в астрономии

Сейчас в университетах нам дают герметически закрытую коробку, из которой нельзя ничего вынуть и в которую нельзя ничего вложить. И потом нас просят, чтобы мы называли это профессией.

Как университеты могут стать по-настоящему полезными

Павел Лукша: Нужно создавать новую систему, вовлекающую работодателей в процесс подготовки специалистов. Мы начинаем двигаться в правильном направлении.

Есть два промежуточных решения: это дуальное образование, когда человек может половину времени в неделю находиться на рабочем месте, а половину учиться.

Второй вариант называется «система наставничества», когда есть человек, который даст практические знания выпускнику вуза после его окончания. Но это лишь маленький шаг к новой системе.

Сергей Колюбин: Сейчас есть платформы, где каждый может выбрать себе предмет и прокачать его. Например, Massive Open Online Courses (MOOC). Студенты просто должны немного активнее ими пользоваться. И больше общаться с работодателями.

Дуальное образование может вернуться в вузы Дима Зицер, директор института неформального образования INO. «Охта Lab»

Дима Зицер: Надо вернуться к заказчику, к тому, кому нужно образование. Систему должен формировать субъект образования в любом возрасте, в университетском тем более. Почему именно в университетском? Просто в этом возрасте можно легко прийти к консенсусу.

Студент должен быть субъектом, он должен выбирать и решать сам, как и что учить. Он должен прийти к преподавателю и сказать: «Я договорился со своим работодателем. Теперь я должен учить вот эти три предмета».

Невозможно представлять людей, а особенно тех, которые учатся в университете, объектами.

Источник: https://paperpaper.ru/xxi-education/

Duales Studium — дуальное образование в Германии

Duales Studium (дуальное образование) позволяет одновременно учится и работать. Вы получаете теоретические знания на лекциях и семинарах в вузе и в то же время применяете их на практике на предприятии.

Во время дуального образования вы следуете особому расписанию, в котором прописано, в какие дни вы учитесь, а в какие работаете на фирму, где проходите практику.

То есть по окончании университета ваш диплом уже подкреплен продолжительной производственной практикой.

Продолжительность обучения и расписание duales Studium

Обучение на Duales Studium  продолжается от 7 до 9 семестров на бакалавриате (то есть от 3,5 до 4,5 лет) и от 3 до 6 семестров на магистратуре (от 1,5 до 3 лет).

Как правило, обучение и практика чередуются каждые три месяца, то есть, три месяца вы работаете, три месяца посещаете занятия в вузе. По окончании трех месяцев обучения вы сдаете экзамены по пройденному материалу.

С чего начинается образование – с обучения или практики – зависит от выбранного вами вуза.

Преимущества дуального образования

дуальная система образования в Германии (duales Studium) имеет несколько неоспоримых плюсов, например:

  • Применение знаний на практике Уже во время обучения вы становитесь практикантом на предприятии. Вы сразу углубляетесь в процесс и обучаетесь тому, что в университете проходите только в теории. Как следствие, по окончании учебы у вас уже есть достаточно опыта и знаний, чтобы легче найти работу и иметь более высокие конкурентные преимущества.
  • Зарплата Как и все сотрудники фирмы, за прохождение практики вы получаете зарплату, причем каждый месяц, независимо от того, проходите ли вы сейчас практику или посещаете занятия в вузе. Размер зарплаты зависит от размера фирмы и ваших способностей и варьируется от 600€ до 1400€ в месяц. Таким образом вам проще финансировать свое обучение (учебные материалы, общежитие или квартиру, продукты и т.д.). Также, как и любой сотрудник фирмы, вы имеете право на оплачиваемый отпуск.
  • Хорошие шансы остаться на предприятии Во время вашей практики фирма фактически инвестирует в вас деньги, помимо этого, к окончанию практики вы уже хорошо знакомы с предприятием, а предприятие уверено в вашей компетенции. Поэтому у вас имеются высокие шансы остаться в вашей фирме и продолжить работу на более высокой должности как штатный сотрудник. На некоторых крупных фирмах, например Volkswagen, при приеме на дуальную систему со студентом даже заключается договор, согласно которому компания обязана принять его на работу, если выпускной балл будет достаточно высоки.
  • Двойной диплом Не все вузы предлагают такую возможность, однако некоторые дуальные программы подразумевают наряду с университетским образованием и практикой на предприятии получение среднего специального образования (Berufsausbildung), которое позволит стать более разносторонним и опытным специалистом. По окончании такой программы вы получаете двойной диплом.
  • Комфортные условия обучения вузы, предлагающие дуальное образование (duales Studium), могут предложить и хорошие условия для его получения, как, например, небольшие учебные группы и современное оснащение аудиторий

Дуальное образование может вернуться в вузы

Недостатки дуального образования

  • Несмотря на все положительные стороны системы дуального образования, существует также несколько минусов Duales Studium: Высокие временные затратыСтудентам  дуального образования (duales Studium) приходится совмещать лекции, которые каждый семестр завершаются экзаменами, и практику (а иногда еще и обучение на специальном образовании в Berufshochschule). При этом, в отличие от остальных учащихся, у вас нет каникул между двумя семестрами – только отпуск, который вам предоставляет предприятие (от 25 до 30 дней в году).
  • Сложности со сменой специальности или прерыванием учебы Для студентов «традиционной» системы образования обычно не составляет проблем сменить факультет или вовсе бросить обучение. В случае дуального образования дело обстоит иначе. Если вы понимаете, что такая форма обучения вам не подходит или вы выбрали не ту специальность, прервать учебу может быть довольно непросто. Предприятие может потребовать, чтобы вы компенсировали сумму, выделенную на ваше обучение или же (в редких случаях, конечно), вы будете связаны с вузом договором, согласно которому должны будете в любом случае доучиться на выбранной специальности.
  • Необходимость сразу выбрать специализацию В то время как в «традиционной» форме обучения студенты выбирают специализацию только в 4-ом или 5-ом семестре после того, как ознакомятся со всеми возможными отраслями своей специальности, будучи студентом дуального образования, вам надо будет сразу определиться с тем, какой области деятельности выбранного предмета вы себя посвятите. На предприятии, как правило, вы должны быть сразу определены в конкретный отдел, где и проходит ваше обучение, и сменить специализацию чаще всего бывает сложно.
  • «Ненаучное» образование Из-за сильной ориентированности на практику, программа дуального образования едва ли касается научной стороны специальности или углубляется в исследования. Это может стать препятствием для тех, кто хочет посвятить себя научной или исследовательской деятельности в своей области.

По каким направлениям можно получить дуальное образование в Германии?

Ниже представлен список направлений, которые чаще остальных предлагаются в форме дуального образования (направления уже делятся на конкретные специальности, с которыми можно ознакомиться на сайтах вузов):

  • Здоровье и спорт | Gesundheit & Fitness
  • Инженерия и техника | Ingenieurwesen & Technik
  • Информатика и IT | Informatik & IT
  • Педагогика и социальная работа | Pädagogik & Soziales
  • СМИ и связь с общественностью | Medien & Kommunikation
  • Туризм и организация мероприятий | Tourismus & Event
  • Управление и государственная служба | Verwaltung & Öffentlicher Dienst
  • Экономика предприятия, финансы и менеджмент | BWL, Finanzen & Management
  • И другие направления

Какие вузы предлагают дуальное образование?

В Германии немалое количество вузов, как государственных, так и частных, предлагает дуальное образование. Есть даже высшие школы, которые специализируются только на дуальной системе. Число университетов и высших школ, вводящих в свою программу подобную форму обучения, растет с каждым годом. Сейчас их насчитывается около 230. Вот некоторые из них:

  • Высшая школа Аахена | Fachhochschule Aachen
  • Высшая школа Аугсбурга | Hochschule Augsburg
  • Международный университет Дрездена | Dresden International University
  • Высшая школа Бохума | Hochschule Bochum
  • Высшая школа Ганновера | Hochschule Hannover
  • Техническая академия Вупперталь | Technische Akademie Wuppertal
  • Высшая школа Дортмунда | Fachhochschule Dortmund
  • Высшая школа дуального образования в Баден-Вюртемберге | Duale Hochschule Baden-Württemberg (имеет несколько филиалов во всей федеральной земле)
  • Франкфуртская школа финансов и менеджмента | Frankfurt School of Finance & Management
  • Высшая школа Мюнстера | Fachhochschule Münster
  • Высшая школа Мюнхена | Hochschule München
  • Высшая школа экономики и права в Берлине | Hochschule für Wirtschaft und Recht Berlin

С полным списком вузов можно ознакомиться здесь.

Дуальное образование может вернуться в вузы

Стоимость обучения

В рамках дуального образования фирма перенимает на себя все затраты на обучение, независимо от того, учитесь ли вы в частном или государственном вузе.

Как поступить на дуальное обучение?

Порядок поступления зависит от вуза, где вы будете проходить обучение.

Первый вариант – вы сначала подаете документы в вуз, а затем вам предлагают возможные варианты предприятий, где вы будете проходит обучение. Такой порядок действий чаще всего встречается в частных вузах.

Второй и более распространенный вариант – вы самостоятельно находите предприятие, которое предлагает duales Studium (дуальное образование) и только после заключения контракта можете подать документы в вуз. Список предприятий, которые на данный момент предлагают места для дуального образования, можно найти здесь.

Из документов для вуза, как правило, необходимы языковой сертификат, подтверждающий уровень немецкого языка на уровне С1 (могут также потребоваться и знания английского языка) и допуск на обучение в Германии (законченный первый курс вуза на родине или диплом об окончании Штудиенколлега). Также у вас могут потребовать сдачу внутреннего экзамена.

При подаче документов на предприятие вам понадобятся мотивационное письмо и автобиография (Lebenslauf). После проверки документов вас приглашают на собеседование.

Виза для дуального образования

Как правило, для данного типа обучения требуется стандартная учебная национальная виза (как и в случае обычных, не дуальных специальностей), которая имеет ограничение на количество рабочих дней в году. Однако, на студентов дуального обучения данное ограничение не распространяется, но при поступлении данный вопрос всё же стоит обсудить с учебным заведение, работодателем и отделом по делам иностранцев.

Источник: http://euni.ru/informatsiya/statji/obrazovanie/duales-studium

Студентам грозит дистанционное проживание

Минобрнауки пока не станет расселять из-за коронавируса студенческие общежития: министр Валерий Фальков оставил этот вопрос на усмотрение вузов. Он подчеркнул, что ректоры должны учитывать интересы и возможности студентов.

Из крупных российских вузов пока лишь МГИМО принял решение о выселении иногородних студентов: они уже завтра должны покинуть общежития.

Студенты-международники жалуются, что им сложно за столь короткий срок найти съемное жилье в Москве; другие не могут уехать из-за подорожавших билетов и перекрытых границ.

Вчера глава Минобрнауки Валерий Фальков в онлайн-режиме провел встречу с ректорами. «Мы сняли очаги распространения инфекции — лекционные аудитории, аудитории для практических занятий,— но остались общежития,— сказал он.— Какие-то вузы уже приняли решение, что закрывают их. Но единого для всех нормативного решения быть не может, надо исходить из интересов студентов».

Господин Фальков призвал не удерживать студентов, которые хотят вернуться домой и продолжить обучение по интернету. Но попросил ректоров учесть, что «часть студентов не хотели бы уезжать, потому что это финансово затратно, либо в силу других причин».

По его словам, в данной ситуации «разумными мерами» было бы «закрыть общежития от посещения посторонними, вести санобработку и организовать измерение температуры». «Если по общежитиям нужны будут решения со стороны министерства, мы эти решения примем. Но пока это находится в ведении ректоров»,— сказал господин Фальков.

Ранее “Ъ” сообщал, что 16 марта МГИМО (подчиняется не Минобрнауки, а МИДу) объявил в своих общежитиях двухнедельный карантин и дал студентам пять дней на то, чтобы они выехали.

Позже начальник управления МГИМО по воспитательной работе Станислав Суровцев сказал студентам, что карантин, скорее всего, будет продолжаться до конца семестра.

Студенты сообщили “Ъ”, что господин Суровцев объяснил необходимость выселения в том числе переводом на новый формат обучения: общежитие полагается студентам очной формы, а теперь оно будет происходить дистанционно.

Вчера проректор МГИМО Андрей Байков на собрании в общежитии №2 («Вернадского») заявил студентам, что вузам дано указание «готовиться к приему экзаменов и защите в дистанционном формате»: «Соответственно, мы вас расселяем на четыре, пять, шесть месяцев. И в условиях, когда кампус будет полностью закрыт, никакого смысла вам здесь находиться нет».

В пресс-службе МГИМО заявили “Ъ”, что вуз считает общежитие «неотъемлемой частью кампуса»: «Поэтому если закрывается учебное здание, то закрываются и здания, где проживают студенты». О том, будет ли возвращена студентам плата за проживание (от 3,5 тыс. до 7 тыс. руб. за семестр), пока неизвестно.

«Я в шоке. Мы с соседками только вчера ближе к вечеру узнали о расселении. Теперь придется в срочном порядке переезжать,— сказала “Ъ” магистрант МГИМО Мария.— А для этого надо быстро, за пару дней, найти съемную квартиру». У иностранцев ситуация еще сложнее.

Екатерина, приехавшая учиться в МГИМО c Украины, говорит, что «поехать домой варианта нет, ведь Украина закрыла пропускные пункты на границе». Есть еще и проблема дорогих авиабилетов или даже отмены рейсов. Глава Азербайджанского клуба МГИМО Шамиль Гулиев сказал, что «университет никого бросать не будет».

По его словам, вуз поможет иностранным студентам вернуться домой, для чего, в случае необходимости, будет договариваться с посольствами.

В вузе отвечают, что если студент не может покинуть общежитие до 20 марта «в связи с тяжелой ситуацией», его проблема «будет рассматриваться в индивидуальном порядке» комиссией, в состав которой входят как студенты, так и представители администрации.

Только за 17 марта заявления написали около 100 человек. Как именно им помогут, пока неизвестно. По информации “Ъ”, один из возможных вариантов — продление срока выселения до 28 марта.

На встрече со студентами Сергей Синицын отметил, что «возможность материальной помощи рассматривается» вузом.

Однако для этого к заявлению необходимо приложить справку о своих доходах и членов семьи, чтобы «никто не воспользовался ситуацией».

«Я просто не знаю, что мне делать. Возвращаться мне некуда: родители уехали в длительные командировки. Денег у меня только 20 тыс. руб., снять квартиру я на них не могу, надо еще на что-то есть»,— рассказала студентка бакалавриата МГИМО.

Она написала заявление в комиссию 17 марта, однако ответа еще не получила. Бумагу написал и студент с Дальнего Востока: «У меня нет средств уехать в родной город, билеты стоят в районе 16 тысяч».

Он отметил также, что не понимает, как будет учиться дистанционно, учитывая разницу во времени.

МГИМО — пока единственный в России крупный вуз, где в качестве профилактики коронавируса решили расселить общежития.

Другие университеты ограничились различными ужесточениями режима проживания. Так, с 17 марта запрещен проход гостей в общежитие МГУ.

Обучающиеся, которые вернулись из-за границы, проведут двухнедельную изоляцию в филиале общежития, где им предоставят одноместные комнаты.

«С 16 марта студенты переведены на индивидуальные учебные планы, многие учащиеся из Подмосковья и других близлежащих регионов выразили желание уехать домой. Места в общежитиях при этом остаются за ними,— рассказал “Ъ” проректор НИТУ МИСиС Вячеслав Хван.

— Для тех, кто перешел на индивидуальный учебный план, но остался в студгородках, функционируют учебные комнаты, оснащенные компьютерами с интернетом». Он добавил, что для студентов, которые вернулись из-за границы, оборудованы «изоляторы», сейчас в них находятся 20 человек.

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов считает, что руководство вузов, расселяющих общежития, должно как минимум обеспечить студентов билетами домой.

«Но мне кажется странным стимулировать студентов к перемещению и подвергать их и окружающих дополнительному риску,— считает он.

— Более того, если они вернутся в небольшие города и заболеют там, то шанс, что они получат такую же по качеству медицинскую помощь, как в Москве, невысок».

Елизавета Ламова, Александр Черных

Дуальное образование может вернуться в вузы

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4292688

Дуальное обучение в университете как новая форма высшего образования

Дуальное образование может вернуться в вузы

Латинское выражение гласит: usus magister est optimus или практика — лучший учитель. Классическое высшее образование зачастую грешит слишком теоретической составляющей учебного плана, оставляя практическую часть обучения на втором плане. Мы бы хотели рассказать вам об относительно новом виде высшего образования – дуальном обучении, которое все больше и больше пользуются популярностью среди абитуриентов.

Читайте также:  Не поведу тебя в музей: скандал в третьяковке

Дуальная система обучения (Duales Studium) подразумевает под собой получение практических и теоретических знаний одновременно. Теоретическая часть обучения проходит в университе, а практическая часть – на предприятии.

Германия является родоначальником данной системы образования, которая была представлена в 20 веке.

Дуальное обучение пользуется большой популярностью в Германии, так как предоставляет отличный шанс получить опыт работы во время обучения.

Более того, предприятие, с которой студент подписывает контракт, перенимает на себя расходы за обучение, а также обеспечивает студента заработной платой во время всей учебы.

Программы дуального обучения предлагаются в различных технических и экономических направлениях. После трех или четырех лет обучения студент получает степень бакалавра (B.A., B.Sc, B.Eng) и может получить постоянную должность на предприятии.

  • Таким образом, выпускники данных программ имеют не только ценный практический опыт, наработанный во время обучения, но и место дальнейшего трудоустройства.
  • Какие требования предъявляются к международным студентам?
  • Для того, чтобы быть принятым в университет на дуальную программу обучения, необходимо:
  • иметь допуск к обучению в ВУЗе (для студентов с аттестатом это дополнительный год обучения в российском ВУЗе или один год обучения в Штудиенколлег);
  • предъявить официальный сертификат, который подтверждает уровень владения немецким языком (минимальный уровень: В2);
  • предоставить подписанный контракт с предприятием, где будет проводиться практическая часть обучения.

Как найти компанию?

Многие компании в Германии предлагают трудоустройство в рамках дуального обучения. Выбор компаний варьируется от маленьких и средних предприятий до крупных мировых концернов как IBM, SAP, Daimler, Siemens, Volkswagen и т.д.

Каждый университет, предлагающий программы дуального обучения, имеет список партнеров, с которыми он работает.

Подача заявки на дуальное обучение схожа с поиском работы. Студент самостоятельно должен установить контакт, с интересующими его компаниями и отправить в них свои заявки. Как правило, от кандидата потребуется следующий список документов:

  • мотивационное письмо;
  • резюме;
  • выписка с оценками;
  • языковой сертификат, подтверждающий знания немецкого (и/или английского языка);
  • все дополнительные сертификаты, которые подходят для подачи заявки в Вашем направлении (подтверждение практики, участие в проектах, семинарах и т.д.).

Если заявка показалась интересной работодателю, Вас пригласят на собеседование. Именно здесь нужно показать себя в лучшем свете, чтобы убедить работодателя, что именно Вы наилучшим образом подходите для этой компании. Все только в Ваших руках и именно от Вашего таланта и умения подать себя будет зависеть, возьмут Вас в данную компанию или нет.

Поступить на дуальную программу обучения не просто и будьте готовы, что Вам придется конкурировать с большим количеством других студентов. Но если Вы мотивированны и готовы усердно работать – у Вас есть все шансы осуществить задуманное!

Источник: https://student-hng.net/dualnoe-obuchenie-v-universitete-kak-novaya-forma-vysshego-obrazovaniya/

Студенты четырех столичных вузов переходят на дистанционное обучение

2020-03-17T00:20+0300

2020-03-17T09:08+0300

https://ria.ru/20200317/1568700887.html

Студенты четырех столичных вузов переходят на дистанционное обучение

https://cdn25.img.ria.ru/images/155717/22/1557172212_0:317:3077:2048_1036x0_80_0_0_2593c109489c4ea1420f85242aee0aa0.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Ранее министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал документ, рекомендующий российским вузам перевести своих студентов на удаленное обучение, а также организовывать всё их взаимодействие с преподавателями дистанционно.

«Осуществлять учебный процесс в Московском университете с использованием дистанционных образовательных технологий с 17 марта 2020 года до особого распоряжения», — говорится в приказе ректора МГУ Виктора Садовничего.

Документ также предполагает возможность перехода студентов на индивидуальные образовательные планы.

«С 17 марта в МГИМО прекращаются учебные занятия. Руководством университета прорабатывается программа дистанционного образования для обучающихся», — говорится в сообщении на странице Студенческого союза МГИМО.

РНИМУ имени Н.И. Пирогова также отменяет проведение массовых мероприятий и командировки для сотрудников и студентов.

«С 17 по 29 марта 2020 года в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова отменяется очное посещение всех видов учебных занятий… Данные меры были введены в целях предупреждения и недопущения распространения инфекции», — говорится в сообщении пресс-службы вуза.

В пресс-службе ВШЭ также сообщили, что «с 17 марта и до конца учебного года студенты ВШЭ будут учиться удаленно». Студенты будут учиться с помощью онлайн-платформ, онлайн-курсов и с использованием программ Zoom или Skype.

Дисциплины, которые нельзя освоить дистанционно, будут перенесены на более поздние сроки

ВШЭ не закрывает кампусы — библиотеки и столовые продолжат работу.

Кроме того у студентов сохраняется возможность запланировать очную индивидуальную консультацию.

Власти Китая 31 декабря 2019 года проинформировали Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань в центральной части страны (провинция Хубэй).

ВОЗ 11 марта объявила вспышку нового коронавируса COVID-19 пандемией. В мире заражены уже более 153 тысяч человек более чем в 140 странах, большинство выздоровели, 5,7 тысячи скончались.

В России, по последним данным, зафиксировано 93 случая коронавирусной инфекции, четверо пациентов уже выздоровели.

Актуальная информация о реальной ситуации с коронавирусом в России и мире представлена на интернет-портале правительства стопкоронавирус.рф.

Источник: https://ria.ru/20200317/1568700887.html

Дуальное образование в России

Проблема дефицита рабочих кадров – одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест­но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики – цель проекта1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования – на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю.

 Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»2, организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций.

Журнал «Аккредитация в образовании» – постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов – профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения.

Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей.

Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде3.

Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и  образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально.

На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе.

Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели.

Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора.

В данный момент экс­перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин­обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему.

Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом.

Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона – индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения.

Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля­ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон.

Преимущество ученического договора – в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения – эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке.

Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее – команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата.

Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии – корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания.

Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности.

Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь – построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне.

Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода.

Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, – нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника.

Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами.

Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности.

Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

Источник: https://akvobr.ru/dualnoe_obrazovanie_v_rossii.html

Ссылка на основную публикацию