Где учиться детям с овз

…всех граждан к социально нормальному. Особого внимания требуют дети-инвалиды, чье рождение для семьи становилось еще недавно катастрофой, сводящей жизнь в сторону бедности.

Статус «ребенок с ОВЗ» предоставляет несколько дополнительных возможностей для его родителей, поэтому не стоит им пренебрегать.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С его помощью можно добиться помощи у государства на воспитание такого малыша, а также значительно облегчить обучение ребенка в школе.

Где учиться детям с ОВЗ

Статус ОВЗ значительно облегчает жизнь детям и их родителям

Иногда тяжело признавать особенность своего ребенка, особенно в случае психологических отклонений, когда внешне он ничем не отличается от сверстников. Оформление статуса в настоящее время дает множество преимуществ:

  • упрощение получения образования;
  • льготы при реабилитации;
  • упрощение процесса пребывания учащегося в школе;
  • повышенную правовую защиту таких детей;
  • предоставление помощи родителям;
  • льготы на отдых по путевкам;
  • максимальную социальную защиту.

Статус ОВЗ предназначен, чтобы выделить особенных детей и предоставить им лучшую защиту. С ее помощью социализация людей с ОВЗ становится проще, они могут стать полноценными членами общества.

Где учиться детям с ОВЗ

Что такое ОВЗ и что оно дает?

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается, как «ограниченные возможности здоровья». Этот статус получают люди с физическими или психическими заболеваниями, отличающими их от обычного человека и мешающие нормальной жизни в социуме.

Статья в тему: Причины, симптомы и лечение ЗПР у взрослых

Статус в большей степени важен для образования, так как ученики с особыми потребностями сложнее усваивают информацию. Кроме того, он важен для получения некоторых видов льгот. Статус ОВЗ определяет ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) после осмотра и собеседования с ним. Его могут получить дети имеющие такие проблемы:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена

Оценим за полчаса!
  • задержки в развитии;
  • нарушения развития;
  • проблемы опорно-двигательного аппарата;
  • слабость слуха;
  • слабость зрения;
  • психологические травмы, приведшие за собой нарушение психики.

Такие дети параллельно имеют статус инвалида, но не всегда. В некоторых случаях распределение к категории ОВЗ происходит у ребенка с проблемами психического развития, когда они не настолько явно выражены, чтобы оформить инвалидность, но достаточны для того, чтобы он неправильно воспринимал информацию.

Где учиться детям с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут учиться в обычной школе

Льготы от государства родители детей с ОВЗ получают, оформив их инвалидность. В большей степени этот статус дает дополнительные преимущества. Государство пытается помочь таким детям учиться наравне со всеми. Некоторым из них разрешено обучение в общеобразовательных школах, но на особых условиях.

Нарушения у детей с ОВЗ и разрешенные учебные заведения

Нарушение Где можно учиться?
Задержка умственного и психологического развития школа/ специализированное учебное заведение
Психологические травмы тяжелого характера школа/ специализированное учебное заведение
Нарушения слуха школа/ специализированное учебное заведение
Нарушения опорно-двигательного аппарата школа/ специализированное учебное заведение
Нарушение психологического развития школа/ специализированное учебное заведение
Психиатрические заболевания специализированное учебное заведение
Нарушения зрения школа/ специализированное учебное заведение
Нарушения неврологического характера (ДЦП и гидроцефалия) школа/ специализированное учебное заведение

Как видно из приведенных выше данных, школьник может учиться в обычной школе, но не всегда. Именно комиссия определяет степень выраженности его заболевания.

Если специалисты решают, что ученик справится со сложностью обучения, а персонал учебного заведения сможет помочь ему в этом, ему разрешают идти в обычную школу.

Обучение в специализированных интернатах неизбежно только в критических проявлениях заболевания: при сильной слепоте, глухоте, спастике мышечной мускулатуры и других проблемах, при которых без специально-обученного медицинского персонала не обойтись.

Где учиться детям с ОВЗ

Права ребенка с ОВЗ достаточно широкие

Ребенок с ОВЗ имеет свои права, которые касаются организации процесса обучения и реабилитации:

  • школа обязана организовать рабочее пространство таким образом, чтобы ученику было удобно учиться;
  • учащемуся предоставляется специальная адаптированная программа по каждому предмету;
  • в некоторых случаях разрешено нахождение родителей для помощи ученикам во время занятий;
  • если требуется, выделяется дополнительный педагог, помогающий детям с ОВЗ не отставать по программе;
  • разрешено выбирать методики сдачи экзаменов, аттестаций и контрольных работ;
  • ученик с ОВЗ первоочередно получает возможность отдыхать в оздоровительных и обучающих лагерях;
  • корректируется в соответствии с лечением график посещений школы;
  • предоставляется помощи профильных специалистов – логопедов, реабилитологов, психологов.

Большая часть помощи и прав определяется видом заболевания, так инвалиду-колясочнику должны предоставить возможность передвигаться по классу, а ребенку с РАС – дополнительного педагога, который поможет освоить материал.

Классифицируют три степени ОВЗ

В зависимости от вида и проявления заболевания существует несколько категорий ОВЗ:

  • недуг – физиологическое отклонение (например, отсутствие подвижности сустава или плохое зрение);
  • дефективность – неспособность или усложненность выполнения тех или иных функций, естественных для обычных детей;
  • инвалидность – полная недееспособность в отдельных отраслях.

От степени ОВЗ зависит уровень сложности обучения и особенные потребности каждого ученика. Кроме того, разделение происходит по видам нарушений: психические, физиологические, сенсомоторные. Все эти нюансы вычисляются и определяются на психолого-медико-педагогической комиссии.

Где учиться детям с ОВЗ

Как получить статус ребенка с ОВЗ?

Государство защищает особенных детей, поэтому получение статуса дает массу преимуществ. Каждому родителю морально тяжело документально подтверждать неполноценность своего ребенка, но при этом такой статус значительно облегчит ему жизнь.

Для того чтобы оформить статус ОВЗ и назначить корректную программу обучения, родителям потребуется сделать несколько шагов:

  • пройти консультацию профильного врача и получить направление;
  • собрать соответствующий пакет документов;
  • пройти ПМПК;
  • оформить заключение;
  • известить школу о полученном статусе и новых требованиях к организации ученого процесса.

Родители сами принимают решение об оформлении статуса. Они не обязаны этого делать, но в случае отказа от оформления ОВЗ они будут обязаны обеспечить нормальное обязательное обучение в общеобразовательной школе.

Если же статус получен, то, наоборот, школа обязана обеспечить ему максимальную поддержку (как в учебе, так и в оценивании знаний). Например, при сдаче экзаменов:

  • ученик сам выбирает методику сдачи ОГЭ и ЕГЭ
  • школа обязана предоставить ему условия – не больше 12 человек в аудитории, помощь в прочтении, написании, перемещении и т.д.;
  • дежурит медицинский работник;
  • удлиняется время на ответы.

Во время обычной учебы школьникам предоставляются бесплатные обеды, им помогают дополнительные педагоги, а их учебная программа рассчитана на физиологические и психологические особенности.

Статья в тему: Симптомы, причины и диагностика ЗПР. Признаки ЗПР у детей

Источник: https://autizmy-net.ru/7-prichin-oformit-ovz-dlya-osobennogo-rebenka/

Информация для родителей, имеющих детей с диагнозом ОВЗ

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа №14» города Выборга Ленинградской области
  • Советы социального педагога
  • «Куда пойти учиться детям с ОВЗ?»
  • Нелюдовой Людмилы Петровны,
  • социального педагога
  • 2019 год

Социальный педагог – это специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Социальная педагогика», профессионально подготовленный для социально – педагогической деятельности. Объектом деятельности социального педагога являются дети, которые нуждаются в помощи. Социальный педагог в школе – это скорая педагогическая помощь в решении многих школьных проблем.

Сегодня мы поговорим с родителями, у которых есть дети с диагнозом ОВЗ

(ограниченные возможности здоровья).

Диагноз ОВЗ – это не приговор. Родителям таких детей нужно выполнять рекомендации врачей и школы. Внимательно прочитать заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Для каждого ребёнка разрабатывается своя адаптированная программа.

Справка.

В МБОУ «СОШ № 14» г. Выборга обучается 872 учащихся, из них инвалидов – 10 человек, ОВЗ начальная школа – 17 человек, (на дому – 0), основная школа – 41 человек, 27 человек обучается в классе, на индивидуальном обучении – 14 человек.

В каждой школе есть учащиеся с диагнозом ОВЗ, есть и у нас. Учителя видят в классе таких детей, но родители иногда не хотят вести детей на обследование в «Центр диагностики и консультирования» (188800 г. Выборг, ул.

Красноармейская, д. 16. Тел/факс 881378 – 22101). Это большая ошибка родителей. Ребёнок должен учиться по той программе (адаптированной), по которой он может учиться.

Нельзя задавать вопросы, на которые дети не могут ответить.

Протокол медико-педагогической комиссии отдаётся в руки только родителям. Но в школе должны знать, по какой программе учить ребёнка, каких специалистов привлечь ему на помощь. Только вместе родители и школа могут добиться положительного результата. Как правило, при правильном решении проблем, из детей с диагнозом ОВЗ вырастают вполне успешные люди.

Куда же пойти учиться после школы?

Рекомендации для родителей учащихся с ОВЗ по выбору профессии

  1. Не давите на ребенка в выборе профессии.

    Если ребенок получит профессию, которая не соответствует его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может навредить ребенку, как психически, так и физически.Где учиться детям с ОВЗ

  2. Учитывайте состояние здоровья ребенка.Если у Вашего ребенка есть какие-то отклонения здоровья, заболевания, обязательно проконсультируйтесь с врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии.

  3. Обсудите с ребенком все «за» и «против» выбранной профессии, но не навязывайте свою точку зрения.В разговоре важно осознать, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он ее представляет, какой карьерный рост он видит в ней.

  4. При выборе профессии необходимо учитывать потребность рынка труда в кадрах.Необходимо узнать, какие профессии более востребованы на данный момент на рынке труда нашего региона, а какими профессиями рынок перенасыщен.

  5. Будущая профессия должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и морально удовлетворять.

  6. Помогите найти необходимую информацию о профессиях, об учебных заведениях.

  7. Если ребенок ошибся в выборе профессии, не упрекайте его в этом. Ошибку можно и нужно исправить.

  8. Если у вас возникают разногласия по поводу выбора профессии, проконсультируйтесь со школьным психологом.

Справочник для детей с ОВЗ

Список учебных заведений средне-специального образования, принимающих на учебу детей с ОВЗ в СПБ и Ленинградской области

p-rcenter.edu.ru

Специальности среднего профессионального образования: коммерция (квалификация: коммерсант; срок обучения: 1 год 10 месяцев), лабораторная диагностика (квалификация: медицинский лабораторный техник; срок обучения: 2 года 10 месяцев), агент рекламный (срок обучения: 1 год), делопроизводитель (срок обучения: 1 год), мастер по обработке цифровой информации (квалификация: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин; срок обучения – 1 год), портной (срок обучения: 1 год 10 месяцев). Профессии: художник росписи по дереву (срок обучения: 1 год), портной (срок обучения: 1 год). Форма обучения: очная. Обучение бесплатное, выплачивается стипендия; общежитие не предоставляется.

Сиверский техникум-интернат бухгалтеров Минздрава России Адрес: 188330, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, п. Сиверский, пр. Республиканский, 72. Телефон: (813) 714-40-41. Факс: (813) 714-40-75.

Электронная почта:

stibspb@yandex.ru Cайт: stib.spb.ru

Специальность: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (квалификация: бухгалтер). Срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 9 классов, 1 год 10 месяцев на базе 11 классов. Форма обучения: очная. Принимаются инвалиды второй и третьей группы. Обучение на бюджетной основе, предоставляются общежитие, питание; выплачивается стипендия.

Профессиональное училище № 80 г. Санкт-Петербурга Адрес: 194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7. Телефон: (812) 517-26-97 (приемная комиссия), 517-56-41.

Факс: (812) 517-94-41.

Специальное отделение для профессионального образования слабослышащих и глухих. Профессии: слесарь по ремонту автомобилей, мастер столярного и мебельного производства (специальности: сборщик изделий из древесины, столяр), портной.

Срок обучения: 2 года на базе образования не ниже 10 классов специальных (коррекционных) школ. Принимаются инвалиды по слуху. Имеется возможность получения общего среднего (полного) образования в вечерней школе на базе училища.

Иногородние обучаются на платной основе, общежитие не предоставляется.

Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж) Адрес: 196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, 18. Телефон/факс: (812) 452-14-13 (приемная).

Электронная почта:

im.krilov@mail.ru Cайт: mcr.spb.ru

Специальности: дизайн (по отраслям) (квалификация: дизайнер; срок обучения: 3 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), социально-культурная деятельность (по видам) (квалификация: организатор социально-культурной деятельности; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), право и организация социального обеспечения (квалификация: юрист; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная), организация сурдокоммуникации (квалификация: сурдопереводчик; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная). Зачисленным на дневное отделение предоставляется питание, общежитие; выплачивается стипендия.

  1. Профессиональная подготовка для лиц с ограниченными возможностями
  2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
  3. Мастер по обработке цифровой информации
  4. Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Срок обучения — 2 г. 10 мес.Невский политехнический колледж им. А.Г.Неболсина

2-й Муринский пр., д. 43, д. 12, тел.: 552-11-88, 550-12-58 (Выборгский р-н)

  • Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению
  • Медицинский массаж

Срок обучения на базе 11 кл. — 2 г. 10 мес. Медицинский техникум № 2

Волковский пр., д. 106, тел.: 766-05-40, 766-05-22. (Фрунзенский р-н)

  1. Для выпускников коррекционных школ I – II вида
  2. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
  3. Повар
  4. Кондитер

Срок обучения — 2 г. 10 мес.Колледж «ПетроСтройСервис»

пр. Сизова, 17, тел.: 393-41-88, 393-40-66. (Приморский р-н) пр. Непокоренных , 13/7, тел.: 534-17-49, 534-17-53. (Калининский р-н)

  • Слесарь
  • Портной

Срок обучения — 2 г. 10 мес. Автодорожный колледжПридорожная аллея, 7, тел.: 517-26-97. (Выборгский р-н) Ириновский пр., 29, корп. 2, тел.: 526-40-53. (Красногвардейский р-н)

Учительская ул., 3, тел.: 558-73-65. (Калининский р-н)

  1. Для выпускников коррекционных школ VIII вида
  2. Портной

Срок обучения — 1 г. 10 мес.Автодорожный колледжПридорожная аллея, 7, тел.: 517-26-97. (Выборгский)Ириновский пр., 29, корп. 2, тел.: 526-40-53. (Красногвардейский)

Учительская ул., 3, тел.: 558-73-65. (Калининский)

Портной

Срок обучения — 1 г. 10 мес.Индустриально-судостроительный лицейпр. Народного Ополчения, 155, тел.: 755-83-77. (Кировский)

ул. Стойкости, д. 36, корп. 2. (Кировский)

  • Учреждение СПО
  • Вышивальщица
  • Делопроизводитель
  • Мастер по обработке цифровой информации
  • Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
  • Наладчик компьютерных сетей
  • Портной
  • • 10 мес. на базе 11 классов
  • Вышивальщица
  • Обувщик по ремонту обуви
  • Портной
  • Садовник
  • Цветовод

1г. 10 мес. на базе 9 классов

  1. Оператор ЭВМ
  2. Швея
  3. 10 мес. на базе 9 классов

Профессиональный реабилитационный лицей Адрес: Волковский пр., д.4, тел.: 766-23-35

  • (Инвалиды и выпускники коррекционных специальных школ в возрасте от 15 лет)
  • Агент рекламный
  • Делопроизводитель
  • Изготовитель художественных изделий из керамики
  • Коммерция
  • Лабораторная диагностика
  • Мастер по обработке цифровой информации
  • Портной
  • Срок обучения составляет от 10 мес. до 2 лет 10 мес

Профессионально-реабилитационный центрАдрес: В.О., 26-я линия, д. 9, тел.: 322-77-51, 322-74-91

  1. (Принимаются инвалиды и люди с ослабленным здоровьем, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в возрасте от 18 лет до 55 лет)
  2. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области Мультицентр социальной и трудовой интеграции. Ресурсный центр комплексного интеграционного сопровождения инвалидов

188643, Ленинградская область, город Всеволожск, ул. Шишканя, д.4 тел.8(812)643-16-31, 8(921)377-47-47 — секретарь учебной части

  • Обучение в учреждении бесплатное.
  • Нуждающимся предоставляется проживание в отделении «Учебное проживание». 
  • О наборе
  • Уважаемые поступающие!
  • ГАПОУ ЛО «МЦ СиТИ» приглашает Вас получить профессию рабочего, должность служащего, пройти курсы повышения квалификации с последующим трудоустройством.
  • Записаться на профессиональные пробы можно по телефонам:
  • 8(921)377-47-47
  • 8(812)643-16-31 
  • 8(81370) 43-387
  1. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ НА 2019 ГОД
  2. В I квартале 2019 года Вы можете получить следующие профессии:
  3. Код профессии
  4.  Наименование профессии/профессионального модуля
  5. Период обучения
  6. 16199
  7. Оператор ЭВМ, профессиональный модуль «Офисные программы»

Источник: https://infourok.ru/soveti-socialnogo-pedagoga-kuda-poyti-uchitsya-detyam-s-ovz-3625507.html

Обучение детей с ОВЗ: дистанционное, в школе, в ВУЗе

Одним из базовых этапов в развитии личности считается школьное и дошкольное образование. Именно оно закладывает внутренние и социальные качества человека.

Однако подросткам с ограниченными возможностями стандартная учебная программа дается с трудом, а на освоение материала им нужно больше времени.

В связи с этим сегодня у родителей, воспитывающих такого ребенка, появилась возможность отдать его на специальное обучение детей с ОВЗ.

Проявление ОВЗ

Поскольку многие не знают, что такое ОВЗ, с этим нужно разобраться подробнее. Расшифровка аббревиатуры звучит так — ограниченные возможности здоровья, а применяют ее по отношению к детям.

Обычно у них наблюдаются нарушения речи, слуха, мышления, интеллекта, психики, движения и выражения эмоций.

При этом у такого ребенка может быть диагностирован как один из дефектов, так и несколько сразу.

К особенностям детей с ОВЗ относятся:

  • проблемы с коммуникацией;
  • зажатость;
  • потеря самоконтроля;
  • сложное восприятие письменной и устной речи;
  • психоэмоциональное отставание.

Именно в начальной школе происходит адаптация детей к новому окружению, поэтому наиболее острое проявление таких особенностей выпадает на этот период.

Формы обучения

Образование детей-инвалидов предполагает посещение специальных учреждений или учебу в домашних условиях. При тщательном подборе способа обучения успешней пройдет социализация, реабилитация, улучшится эмоциональное состояние ребенка. К тому же с таким подходом не возникнет дополнительных проблем в подростковом возрасте.

Коррекционные школы

Адаптироваться в обществе и подготовиться к школьной жизни поможет компенсированная группа детского сада. Для более взрослых детей учебу проводят в коррекционных школах, которые подразделяются в зависимости от вида нарушений:

  • слуховые, речевые, зрительные;
  • неврологические;
  • задержка умственного развития;
  • синдром дефицита внимания;
  • гиперактивность.

Также можно отправить ребенка с ОВЗ на обучение в обычную школу, однако для этого потребуется разрешение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Инклюзия

Если ПМПК разрешит, то подросток с ограниченными возможностями может получить инклюзивное образование. Эта методика вошла в педагогическую систему Российской Федерации недавно. Она основана на индивидуальном подходе и проведении дополнительных занятий, с которыми учебный материал будет усваиваться лучше.

Инклюзия не делит детей на больных и здоровых, поэтому между ними выстраиваются нормальные психологические отношения. При этом улучшается процесс социализации и результаты учебы.

Интеграция

Интегрированное обучение предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ со схожими заболеваниями. Для интеграции в обычных школах выделяют отдельные классы, а ее современные методы позволяют корректировать поведение ребенка и быстро приспособить его к школьному учебному процессу.

Кроме того, на фоне совместных занятий со здоровыми детьми у подростка-инвалида развивается коммуникация и социальные навыки.

Где учиться детям с ОВЗ

Домашнее образование

Если ребенок с инвалидностью физически не способен ходить в учебное заведение, он может учиться на дому с выездом педагога.

Тогда проработка предметов проходит по отдельно разработанной программе. Еще учитель проводит срезы знаний и контрольные работы, на основании которых и выставляет оценки.

В целом такое образование ничем не отличается от школьного, кроме самой обстановки.

Экстернат

При проблемах со здоровьем с полным сохранением интеллекта предусматривается получение образования экстерном. В основном такой вид обучения распространяется на учеников старших классов.

Поскольку подросток учится дома, то он может уделять одной дисциплине больше времени, чтобы получить более глубокие знания.

Однако промежуточную и государственную аттестацию он должен проходить в общеобразовательной школе.

Также ученик экстерната может приходить на практические, лабораторные уроки, участвовать в олимпиадах, пользоваться учебной литературой, дистанционно получать задания.

Программы

Дети с ограниченными возможностями могут обучаться по следующим видам программ, которые адаптированы под способности учащегося:

  1. Образование проводится в обычной школе в среде сверстников, а процесс обучения завершается в общие сроки.
  2. Учебные материалы стандартные, но на их усвоение отводится больше времени.
  3. Увеличенная по сроку программа для больных со зрительными, слуховыми, опорно-двигательными нарушениями, аутизмом. Итоговый уровень образования не соответствует тому, который получают здоровые ровесники.
  4. Более длительное обучение детей с умственной отсталостью.

Важно знать, что на основе выбранного варианта школа будет разрабатывать индивидуальные программы развития, подстраиваясь под каждого подростка с ОВЗ.

Социализация

Вместе с получением знаний важна и социальная реабилитация детей-инвалидов. При этом когда у ребенка обнаружены глубокие мыслительные нарушения, то социализация будет проходить дольше.

Для построения навыков общения в социуме проводят внеурочную работу на раскрытие творческого потенциала.

Также хорошо влияют на коммуникативные способности экскурсии, походы за покупками с самостоятельным расчетом сдачи.

Правила для учителей

Чтобы учить детей с ОВЗ, педагог должен основываться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Разнообразие в занятиях для исключения переутомления.
  3. Демонстрация красочного наглядного материала.
  4. Применение методов, которые вызовут интерес к познанию, положительно скажутся на развитии письменной и устной речи, формировании учебных навыков.
  5. Педагогическая тактичность, не позволяющая нарушить права ребенка-инвалида в школе. Сюда же относится поощрение ученика за успехи и помощь в усвоении знаний.

Кроме того, специфика работы с такими детьми основана на игровых ситуациях, дидактических играх с поиском чего-либо, психогимнастике. Последняя предполагает общение мимикой и жестами без слов. Главная задача школы — выпуск юных людей с набором умений для взрослой жизни, освоившихся в обществе.

Возможные проблемы

Во время воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья можно столкнуться с такими проблемами:

  • недостаточное количество профильных учителей, знающих особенности работы в условиях конкретного заболевания ребенка;
  • в большинстве школ нет специального оснащения и методических пособий;
  • отсутствие адаптированных программ, которые позволяют получить высшее или среднее профессиональное образование;
  • непринятие обществом и изолированность детей-инвалидов от социума.

К тому же недостаточное общение со сверстниками приводит к ухудшению эмоционального состояния подростков, поэтому они замыкаются в своих проблемах.

Льготы при поступлении в ВУЗ

Следующая ступень после окончания школьного курса обучения — получение высшего образования. Поэтому многих родителей детей с ОВЗ интересует, есть ли льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ. На данный момент в России по законодательству действуют льготные условия зачисления в университеты, чтобы у всех граждан была возможность бесплатно получить квалификацию.

Вне конкурса

Инвалиды 1, 2 группы поступают в ВУЗ, техникум, училище или колледж без экзаменов и вступительных испытаний.

По квоте

Каждое учебное заведение имеет квоты на поступление абитуриентов с инвалидностью — в 2019 году ее размер составляет 10% от всех бюджетных мест. При этом льгота касается и взрослых инвалидов 1, 2 группы, и детей-инвалидов.

Важно знать, что если у человека с ограниченными возможностями уже есть высшее образование и он планирует переобучение, то в таких случаях никакие квоты не действуют.

Преимущество при зачислении

Если у инвалида одинаковый балл с другим поступающим, то преимущество при зачислении отдают первому. Это условие касается только тех, кто успешно сдал все вступительные экзамены.

Важную роль в развитии детей с ОВЗ выполняет раннее обучение, а также процесс социализации. При четко составленном плане и грамотно разработанных методиках возможно успешно подготовить их к жизни, выработать социальные навыки. А специальные центры и школы позволят таким подросткам выучиться и получить профессию.

Источник: https://invalidu.help/lgoty-i-posobiya/obuchenie-detej-s-ovz/

Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей.

Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу.

Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее.

Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе.

Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ.

Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности.

Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.01.2016
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/organizaciya_obucheniya_v_shkole_lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи. 

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции. 

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30. 

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Расскажите друзьям

Источник: https://www.mos.ru/otvet-obrazovanie/vse-ob-obrazovanii-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

Образование детей с ОВЗ

  •  Образование детей с ОВЗ
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

  1. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.  
  3. Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
  4. В соответствии с Законом  об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29,12,2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование  (школах)  обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья: 
  5. Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
  • обучение совместно  с другими обучающимися
  • обучение в отдельном классе обычной школы,
  • обучение в специальной  школе,
  • индивидуальное обучение на дому,
  • обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации)

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья   на дому в школе по месту жительства и зачисление детей в средние общеобразовательные школы «Школы надомного обучения» осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения  от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.

В Москве открыт первый в стране Центр образования «Технологии обучения», осуществляющий обучение детей-инвалидов с использование дистанционных образовательных технологий. Список рекомендаций и интернет –ресурсов  по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике Дистанционное обучение. 

Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования  Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

корпус специалист ФИО пн вт ср чт пт
Корпус 9 учитель-логопед Беляева Юлия Анатольевна

Источник: https://sch830sz.mskobr.ru/resursnaya_shkola/obrazovanie-detey-s-ovz

Обучение ребёнка с инвалидностью и овз — образование на дому для детей инвалидов

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение 

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно. 

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения, устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно. 

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. 

Семейное обучение

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.  

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации». 

Организация учебного процесса и ответственность лежит на родителях. Мамы с папой решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.   

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»

«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы.

Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов.

Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем кураторское сопровождение. 

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.  

Преимущество онлайн-занятий в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.  

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/disability

Ссылка на основную публикацию