Изменения в подсчете рейтинга the повлияли на места российских вузов

Отвечаем на вопросы — в пяти карточках

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов

Brian Snyder / Reuters

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

1

Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация, которая, в свою очередь, влияет на его привлекательность в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов.

Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов.

Для участия в рейтинге вузы в своей работе должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. По результатам «Проекта» не менее 5 университетов России к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Министерства образования россии и армении будут сотрудничать

Оценим за полчаса!

2

Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты конкретной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

3

Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд.

В последнее годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

4

Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии.

Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS).

Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, к примеру, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который высчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурирует академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

5

Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Место того или иного вуза в рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже. Но прямой связи между местом вуза в глобальном рейтинге и уровнем образования в нем, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда лучше задействовать здравый смысл и оценивать любые рейтинги с точки зрения именно выбранной специальности и профиля ВУЗа.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d6965ba9a794773337665ff

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов

Британский журнал Times Higher Education (THE) представил новый рейтинг лучших вузов мира. В этот раз в него вошли сразу 24 российских вуза (в прошлом году — только 13), среди которых, например, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Times Higher Education формируется на основании 13 индикаторов, отражающих такие области превосходства, как образование, исследования, цитируемость, доход от промышленности и интернационализация.

В рейтинг, в который в этом году вошло 980 учебных заведений, также попали три Петербургских учебных заведения — Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, а также Высшая школа экономики, которая, в частности, имеет подразделение в Петербурге.

Для учебных заведений, не попавших в топ-200, создатели рейтинга не определяли конкретное место в рейтинге, а лишь отмечалось, в какой сотне они оказались.

Не один из российских вузов снова не вошел в первую сотню списка (ранее «ДП» уже писал о том, почему так происходит), но тем не менее включение в такие рейтинги все равно имеет большое значение.

Хорошо, но субъективно

  • В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, вошедшем в список лучших вузов THE, отмечают, что рейтинг — это достаточно субъективная оценка результатов реализации различных ключевых процессов вуза за прошедший период.
  • «Это хороший способ посмотреть на то, как университет выглядит со стороны, и скорректировать свои действия», — говорят в вузе.
  • А вот в петербургском подразделении ВШЭ говорят, что попадание в международные рейтинги сказывается в итоге на всем процессе обучения, но и для того, чтобы быть включенными в подобный список, вузу изначально приходится перестраивать свою работу.

«Вузам есть смысл заниматься тем, чтобы попасть в подобные рейтинги, если учебное заведение работает для международного рынка. И здесь надо понимать, что мы меняем что-то в своей работе не после того, как случайно попали в рейтинг или продвинулись в нем, а наоборот, мы меняемся ради того, чтобы нас начали замечать.

Но вместе с тем, когда вуз открывается для международного рынка, ему в любом случае приходится менять механизмы работы. Ведь когда открываешься международному рынку, это касается не только потребителей услуг, то есть студентов, но и зарубежных преподавателей. Если что-то в учебном заведении будет не так, например, в сфере управления персоналом, в него просто никто не поедет. Думаю, это сильно влияет и на качество образования», — объясняет директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников.

Кто дороже

Попавшие в рейтинг, в том числе и впервые, петербургские вузы не планируют в связи с этим повышать стоимость обучения для студентов, но при этом отмечают, что попадание в международный рейтинг повлияет на последующее восприятие выпускников на рынке труда.

«Основная задача университета — это не обеспечение себе финансовой поддержки через привлечение студентов-контрактников. Главное для нас — собрать элиту.

Под словом “элита” мы подразумеваем таких абитуриентов и студентов, которые будут способны решать задачи, которые не решались до них.

По ценовой политике никаких серьезных изменений не планируется», — отмечает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Сергей Кадочников отмечает, что попадание вуза в такие рейтинги делает выпускников узнаваемыми для международных компаний и тех российских компаний, которым важно работать с иностранными партнерами.

При этом умение студентов работать в межкультурной среде на рынке должны расценить как дополнительную компетенцию, а это, в свою очередь, дает выпускнику основания рассчитывать на более высокие доходы после окончания вуза.

Каждому — по инициативности

Сами работодатели при отборе кандидатов значение всевозможных рейтингов стараются не переоценивать. Как рассказывают в компании HeadHunter, они интересуются не местом учебы соискателя, а тем, насколько он инициативен, ответственен и готов работать в команде.

«Практику указания в требованиях к специалистам дипломов конкретных вузов скорее можно назвать исключением, чем правилом. Чаще встречаются упоминания о типе образования, например финансовое или  юридическое, или уровне (высшее, среднее)», – объясняет представитель службы HeadHunter в СЗФО Ирина Жильникова.

Также в компании рассказывают, что среди работодателей из Петербурга котируются дипломы вузов — участников проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов, таких как ИТМО, СПбГУ, СПбПУ и др. То есть как раз те учебные заведения, которые вошли в этом году и в рейтинг THE.

В компании Superjob, представившей в этом году несколько собственных рейтингов, основанных на получаемых выпускниками зарплатах, рассказывают, что для большинства вузов попадание в рейтинг, вне зависимости от занятого места, служит подтверждением самого важного тезиса: их выпускники действительно востребованны как профессионалы на рынке труда.

«За лучшими вузами работодатели «приглядывают» заранее: организуют программы стажировок, учебные лаборатории, всевозможные конкурсы и гранты. Но после выпуска преимущество уже будет иметь тот специалист, который сумеет лучше убедить работодателя в своем профессиональном потенциале», — рассказывает представитель компании Владислав Гладенков.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/09/22/Na_chto_vlijaet_popadanie_v

Российские вузы: нужны ли места в международных рейтингах?

Изменения в подсчете рейтинга THE повлияли на места российских вузов Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Эксперты считают, что важнее качество образования, а не рейтинги

В мировом рейтинге университетов QS World University Rankings МГУ имени М.В.Ломоносова стал лучшим российским вузом, заняв лишь 108 строчку. Больше ни одного российского вуза во второй сотне нет.

СПбГУ опустился в рейтинге с 233-го на 256-е место, Новосибирский государственный университет поднялся с 328-го на 317-ое место, МГТУ им. Н.Э. Баумана опустился с 322-го на 338-е.

Всего в рейтинг попал 21 российский вуз. Из них 13 за год улучшили свои показатели, а восемь — ухудшили.

  • При создании рейтинга использовалось несколько критериев: мнение экспертов из академической среды, соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, а также доля иностранных преподавателей и студентов.
  • Как отмечали ранее в компании-составителе рейтинга Quacquarelli Symonds, у российских вузов высокие оценки по академической репутации, однако сравнительно низкие показатели по индексу цитируемости.
  • О том, что означают для российской школы высшего образования места в подобных рейтингах, отражают ли они качество образования и стоит ли вообще гнаться за высокими позициями, Русская служба Би-би-си спросила у экспертов.

Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ

С учетом изменения методики подсчета нельзя говорить о том, что наши вузы ухудшили позиции. Наши вузы либо улучшили, либо сохранили свои места. Рейтинг — это не линейка, в которой есть сантиметры.

Неслучайно все больше говорят о группировках: первая полусотня, вторая. В этом плане передвижение внутри полусотни на 10-20 позиций не является критическим.

Меня лично очень радует, что, несмотря на серьезные экономические трудности и репутационные потери, в этом рейтинге мы сохранили позиции. Это неплохой результат.

Image caption Академическая репутация российских вузов традиционно получает высокие оценки

Такой показатель, как репутация, тут играл большую роль. Мы сами давали поводы для серьезной критики академического сообщества: это и закрытие фонда «Династия», и история с изгнанием неблагонадежных иностранцев из наших институтов, и закрытие института Конфуция. То, что в этом рейтинге мы не просели, является неплохим результатом.

Когда наши выпускники приезжают в аспирантуры ведущих вузов и учатся там хорошо, это позволяет их научным руководителям рейтинговать наши вузы высоко.

Качество же образования надо обсуждать на трех уровнях: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Наши исследования показывают, что в лучших вузах уровень бакалаврской подготовки мало изменился.

Что касается магистратуры, ситуация хуже, это связано с состоянием экономики.

В нефтяной экономике сложно ожидать, что будут хорошие магистры по биологии, астрофизике или даже информационным технологиям.

И совсем плохая история с аспирантурой. Потому что уровень аспирантской подготовки зависит от уровня развития науки, где у нас есть очень значительные проблемы.

То, что сейчас делает министерство образования, поддерживая исследовательские университеты, рассматривая вопрос об увеличении нормативов на магистерские программы, расширяя магистерские программы, — это шаги в правильном направлении. Жаль, что ничего не сделано в области аспирантуры, которая остается во многом фиктивным сектором образования.

Александр Архангельский, литературный критик, публицист, телеведущий

Вопрос в мировом распределении научного рынка. Он распределен таким образом, что рейтинги составляют те, кто потом в них будет выигрывать. Я не думаю, что российские вузы в пятой сотне. Но и не в первой, наверное.

Наше стремление попасть в эти рейтинги наносит довольно большой ущерб образованию, потому что есть целый ряд показателей, которые для гуманитарных областей абсолютно бессмысленны. А мы начинаем подгонять себя под эти стандарты.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Уровень магистерского образования в России остается высоким.

Проблемы существуют в системе аспирантуры, считают эксперты

Мы стремимся присутствовать, а не развиваться. Присутствовать в рейтингах. Что из этого следует? Да ничего. Мы подменяем задачу.

Мне все равно, какое у нас там место. Не это главное. Вопрос в том, развиваемся мы или нет.

Главное — развитие, создание университетских лабораторий, наведение порядка с распределением бюджетных мест. Задачи другого уровня, не попадание в рейтинг.

Место в рейтинге — это следствие, а не причина. Оно должно быть следствием развития, а не целью, к которой мы стремимся.

Что нам надо? Конвертировать наши образовательные программы в мировой процесс, выдавать двойные дипломы, обеспечивать конкурентность своим выпускникам.

И если это получится, то и места в рейтинге будут обеспечены.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2015/09/150915_qd_universities_rating_russia

В россии стало больше лучших университетов

Британский журнал Times Higher Education (THE) опубликовал результаты ежегодного Рейтинга лучших университетов мира. В нынешнем году рейтинг выходит в 16-й раз, теперь в него входит более 1,3 тыс. вузов из 92 стран.

Лучшим высшим учебным заведением мира четвертый раз подряд был признан Оксфордский университет. При этом в рейтинге 2019–2020 представлено 39 российских вузов — на 4 больше, чем в предыдущем году.

Первым среди российских вузов, как и год назад, стал МГУ имени Ломоносова: он смог подняться на 10 позиций, заняв 189-е место в общей таблице.

Оксфордский университет занимает первое место в рейтинге четвертый год подряд. Вторую позицию занял Калифорнийский технологический институт (Caltech). Доля России в нынешнем рейтинге увеличилась: страна заняла 39-е место в таблице — это на 4 места выше, чем в предыдущем году.

По количеству вузов в списке THE-2020 Россия обогнала Австралию, но осталась на 11-м месте по уровню представленности страны, уступив Ирану.

Лидером среди российских вузов, как и год назад, стал Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ). Он поднялся на 10 позиций по сравнению с прошлым годом и теперь занимает 189-е место в рейтинге THE.

Подняться в рейтинге МГУ смог за счет увеличения количества баллов, присуждаемых за оценку исследовательской среды.

При этом МГУ все еще показывает низкий индекс цитируемости научных работ по сравнению с международными конкурентами: в текущем рейтинге по параметру цитируемости МГУ был присужден более низкий балл, чем в предыдущем.

В то же время Московский физико-технический институт (МФТИ) поднялся в группу 201–250 из группы 251–300, а Высшая школа экономики (ВШЭ) поднялась в группу 251–300 из группы 301–350.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) улучшил свои показатели по сравнению с прошлым годом и перешел из группы 501–600 в группу 401–500 вместе с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ.

Кроме того, в рейтинг впервые вошли пять новых российских вузов:

  • Национальный минерально-сырьевой университет,
  • Башкирский государственный университет,
  • Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Южно-Уральский государственный университет,
  • Уфимский государственный авиационный технический университет.
Читайте также:  Летние школы: подготовка к егэ и олимпиадам

По словам главного редактора THE Фила Бейти, «в последние годы Россия сталкивается с очень жесткой конкуренцией в сфере высшего образования, поэтому радует, что некоторые из лучших вузов страны смогли в этом году улучшить свое положение в рейтинге».

При этом российские вузы «действуют недостаточно эффективно по ключевым показателям по сравнению с международными конкурентами, и прежде всего это касается цитируемости научных работ».

«К сожалению, это нивелирует положительные достижения, которых многие из них добились по другим параметрам»,— считает эксперт.

Как заявил “Ъ” проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, усиление позиций вузов связано с активной работой по всем направлениям: преподавание, исследования, передача знаний и международное взаимодействие.

Так, к примеру, МФТИ «налаживает сотрудничество с ведущими зарубежными и российскими профессорами лучших университетов и исследовательских центров России и мира, возвращает перспективных исследователей с международным опытом работы из других стран.

На Физтехе растет процент защит аспирантов: в прошлом году он достиг показателя 42% защитившихся относительно выпуска», отметил господин Баган.

Напомним, в прошлом году в общем рейтинге THE было представлено 1250 университетов мира из 86 стран (в рейтинге 2017–2018 — около 1100 университетов из 81 страны). Количество российских вузов во всемирном рейтинге 2018–2019 составило 35 (годом ранее в рейтинг вошло 27 российских вузов).

Первыми среди российских университетов год назад были признаны МГУ, МФТИ и ВШЭ. При этом МГУ год назад опустился на пять пунктов по сравнению с рейтингом 2017–2018 и занял 199-е место. В предметных рейтингах THE прошлого года в категории «Образование» российским лидером стал Казанский федеральный университет, который вошел в рейтинг впервые.

ВШЭ тогда стала российским лидером рейтинга «Социальные науки», заняв место в категории 126–150, и поднялась по сравнению с рейтингом 2017–2018 на 50 позиций. В предметном рейтинге «Науки о жизни» российским лидером стал МГУ, который тогда вошел в категорию 126–150.

В предметный рейтинг по направлению «Физические науки» вошли 26 российских университетов, а лучшим второй год подряд стал МФТИ, который занял 50-ю позицию. В рейтинге «Психология» лучшим российским вузом в прошлом году стал МГУ в категории 101–125, а значительное продвижение продемонстрировал НИУ ВШЭ, впервые войдя в рейтинг и сразу оказавшись в топ-200.

МГУ год назад также стал лучшим среди российских вузов по направлению «Науки о медицине и здоровье», а в рейтинге «Компьютерные науки» российским лидером стал ИТМО.

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4089187

Россия оказалась третьей по числу вузов в новом рейтинге влияния THE

Британский журнал Times Higher Education впервые представил рейтинг университетов по уровню влияния на устойчивое социальное и экономическое развитие.

Для первого издания рейтинга эксперты оценили более 450 вузов мира по 11 из 17 глобальных целей устойчивого развития ООН, среди которых — обеспечение здорового образа жизни, гендерного равенства и доступа к правосудию.

В сводный рейтинг попали 30 университетов из России — больше только у Японии (41) и США (31). Среди отечественных вузов лидирует Алтайский государственный университет — он занял 58-ю строчку в общем списке.

Также в топ-100 попал петербургский Политех (85-е), который оказался на 24-м месте по борьбе с изменением климата, на 40-м в категории «Устойчивые города и сообщества», на 41-м по механизмам глобального партнерства и на 87-м в сфере ответственного потребления и производства.

МГУ расположился в категории 101–200, куда также попал петербургский РГПУ имени Герцена, оказавшийся 55-м по снижению уровня неравенства. Московский государственный университет стал 14-м по содействию индустриализации и инновациям, а также 82-м по обеспечению качественного образования.

В следующую сотню (201–300) попали МИСиС, СПбГУ и «ЛЭТИ», который занял 37-е место по влиянию на экономический рост. В категорию 300+ вошли МГТУ имени Баумана, МИФИ, Российский государственный социальный университет и нижегородский Университет Лобачевского.

Возглавил общий рейтинг новозеландский Оклендский университет, за которым следуют канадские Университеты Макмастерa и Британской Колумбии, а также британские Манчестерский университет и Королевский колледж Лондона.

В нынешний список лучших университетов Times Higher Education входят 35 российских вузов. Самую высокую строчку — 199-ю — занимает МГУ, который также располагается на 33-м месте репутационного рейтинга THE.

На этой неделе список лучших университетов представило агентство Quacquarelli Symonds. В обновленном рейтинге МГУ оказался на 90-м месте. Вторым среди отечественных вузов следует СПбГУ с 235-й строчкой. В предметном рейтинге QS ситуация обстоит чуть лучше: в топ-100 входят десять вузов из России.

Источник: Times Higher Education

telegram

instagram

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/346569-times-higher-education

39 российских вузов вошли в рейтинг THE

Британское издание Times Higher Education представило мировой рейтинг университетов Times Higher Education World University Rankings (THE). В этом году в него вошли 1300 учебных заведений из 92 стран. Российских вузов в рейтинге 39, пять из них вошли в него впервые. С полным списком учебных заведений можно ознакомиться на сайте THE.

Рейтинг университетов THE оценивает учебные заведения со всего мира по всем направлениям их деятельности.

При составлении рейтинга используются 13 индикаторов эффективности: преподавание (среда обучения), исследования (объем, доход и репутация), цитирования (влияние исследований), международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности (передача знаний).

Количество российских вузов в рейтинге THE растет с каждым годом. Отчасти в этом заслуга «Проекта 5-100», в рамках которого оказывается поддержка определенным вузам страны.

В 2015 году только девять вузов из этого проекта вошли в рейтинг THE, но в этом году их число увеличилось более чем в два раза: теперь нашу страну на мировой образовательной арене представляют 19 высших учебных заведений, входящих в программу.

Тройка лучших российских вузов во всемирном рейтинге на протяжении последних двух лет остается неизменной. На первом месте находится МГУ им. М.В. Ломоносова (189-я позиция в THE). По сравнению с прошлым годом он поднялся на 10 позиций.

На втором и третьем местах участники «Проекта 5-100» — МФТИ (позиция 201-250) и НИУ ВШЭ (позиция 251-300).

За прошедший год университеты переместились в сторону более высоких рейтинговых диапазонов: МФТИ – из группы 251–300 в группу 201–250, НИУ ВШЭ – из диапазона 301–350 в группу 251–300.

В топ-500 также попали НИЯУ МИФИ (позиция 401-500) и Университет ИТМО (позиция 401-500). Присутствовавшие в рейтингах прошлых лет СПбПУ, НГУ, ТГУ, КФУ, НИТУ «МИСиС» и ТПУ улучшили свои позиции. Новичком в THE стал ЮУрГУ.

ИнститутМесто в миреМесто в стране
Московский государственный университет 189 1
Московский физико-технический институт 201-250 2
НИУ ВШЭ 251-300 3
НИЯУ МИФИ 401-500 4
Университет ИТМО 401-500 4
Казанский федеральный университет 601-800 5
НИТУ «МИСиС» 601-800 5
Томский государственный университет 601-800 5
Томский политехнический университет 601-800 5
Новосибирский государственный университет 601-800 5

Источник: https://indicator.ru/humanitarian-science/39-rossiiskikh-vuzov-reiting-the-11-09-2019.htm

Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования | Капитал страны

Глобализация экономики привела к глобализации конкуренции. Этим процессом оказались затронуты и такие специфические хозяйственные структуры, как университеты. Между тем определить, какое из высших учебных заведений является лучше, а какое – хуже, по целому ряду причин представляется проблематичным.

Если же речь идет об университетах разных стран, то оценка их качества еще больше осложняется. В связи с этим в мире разворачивается большая работа по составлению глобальных университетских рейтингов, призванных проинформировать общественность, по крайней мере, о самых лучших вузах мира.

В настоящее время можно говорить о настоящей «рейтинговой лихорадке», которая близка к своему апогею.

1. Рейтинговая революция: историческая справка

История академического ранжирования университетов, как это ни парадоксально, берет свое начало в Соединенных Штатах еще с 1870 года. Однако этот почти полуторовековой период очень неоднороден по своим достижениям.

Так, первое ранжирование высших учебных заведений академическими кругами началось в конце XIX века. Дальнейшая хронология первого этапа развития рейтинговой деятельности представлена в табл.1.

Таблица 1. Хронология рейтинговой активности в США с 1870 по 1982 гг.

Годы Событие
1870–1890 Комиссия Бюро по образованию США начинает публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений.
1910 Ассоциация американских университетов убеждает Бюро по образованию США внести исправления в классификацию.
1911 Бюро по образованию США публикует обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений
1910–1933 James Cattell, один из первых психологов Америки, профессор университета Пенсильвании и Колумбийского университета, публикует свою работу «American Men of Science», в которой располагает вузы по числу выдающихся ученых, связанных с университетом, по числу студентов или преподавателей факультета, а также по соотношению числа ученых в данном учреждении к общему количеству преподавательского состава.
1925 Raymond Hughes, ректор Университета Майами и председатель американского Совета по образованию и его Комитета по магистерской подготовке, публикует работу «A study of the Graduate Schools of America», в которой использует ранжирование по репутации в разрезе 26 научных дисциплин в 36 вузах.
1957 Chesley Manly из Chicago Tribune публикует 6 различных рейтингов: 10 лучших университетов, образовательных колледжей, колледжей раздельного обучения для юношей и для девушек, юридических и технических школ.
1959 Hayward Keniston из Университета Пенсильвании публикует рейтинг по репутации 25 университетов по группе дисциплин.
1966 Allan Carter из Американского Совета по образованию публикует «An assessment of quality in graduate education», где составляется рейтинг 106 университетов.
1973–1975 Blau и Margulies вводят рейтинг репутации для профессиональных школ.
1982 Национальная академия наук США вводит оценку исследований и докторских программ в США.
1982 Рейтинговая деятельность распространяется на преддипломное образование (бакалавриат).

Составлено по: [1-2].

Второй этап истории университетских рейтингов начинается с 1983 г.

, когда журналом «US News&World Report» был опубликован список 50 лучших вузов США, инициировавший дальнейшую систематическую работу в этом направлении.

Рейтинг создавался в помощь студентам и их родителям при принятии решения относительно выбора высшего учебного заведения. С тех пор журнал ежегодно публикует наиболее авторитетный рейтинг американских университетов [3].

В последующие годы в ряде зарубежных изданий стали появляться рейтинги независимой оценки университетов, сделанные СМИ и специализированными исследовательскими лабораториями. При этом ранжирование проводилось, как правило, на национальном уровне, когда сравниваемые университеты находились внутри одной страны.

Например, с 1986 г. в Великобритании составляется рейтинг Research Assessment Exercise (RAE), который ведется британскими организациями, ответственными за распределение государственного финансирования и контроль эффективности его использования университетами.

Рейтинг оценивает результаты исследовательской деятельности английских вузов и является основой для решений об их государственной поддержке. Однако у этого рейтинга имеется серьезный недостаток – он публикуется раз в четыре года; его последняя версия вышла в 2008 году [36]. С 1997 г.

в Великобритании составляется множество других рейтингов, успешно конкурирующих с RAE.

С 1991 года в Канаде журналом Maclean’s публикуется один из самых популярных рейтингов университетов Канады – Maclean’s University Ranking [4]. Его целью является популяризация вузов и предоставление информации относительно подготовки в вузах.

В 1992 г. был опубликован первый польский профессиональный образовательный рейтинг крупнейшим варшавским издательством Perspektywy, специализирующимся на вопросах образования [5]. Основная его задача состоит в помощи молодежи сделать правильный выбор в области образования.

С 1993 г. британская газета Times начала публиковать университетские табели о рангах, желая помочь молодым людям правильно выбрать для себя программы и вузы.

С этого же года Times начинает выпуск издания «The Good University Guide», в котором предоставляет своим читателям достоверную картину высшего образования в Великобритании.

В издании акцент делается больше на преподавании, чем на исследованиях, на программах получения диплома бакалавра, чем на магистерских и докторских программах [6].

С 1994 г. одна из ведущих японских газет, Asahi Shimbun, начинает публикацию ежегодных «Рейтингов университетов» с целью предоставления абитуриентам полной и достоверной информации о японских вузах [7].

В 1998 г. Центр по развитию высшего образования совместно с Национальным фондом оценки товаров и услуг Shiftung Watest составил первые рейтинги вузов Германии. Их целью также являлась помощь выпускникам школ при выборе вуза для дальнейшего обучения. С 1999 г. рейтинги публикуются совместно с еженедельным журналом Stern на сайте Центра по развитию высшего образования [8].

К настоящему моменту национальные и отраслевые рейтинги являются уже весьма многочисленными, однако их истинная роль для мирового информационного пространства пока так до конца и не определена.

Первый международный (но не общемировой!) университетский рейтинг был подготовлен журналом AsiaWeek в 1997 г., составившим классификацию крупнейших университетов Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако по политическим причинам, о которых будет сказано ниже, в 2001 году рейтинг прекратил свое существование [1]. Можно сказать, что данный негативный опыт послужил своеобразной репетицией для последующих более успешных действий подобного рода.

При этом следует особо отметить, что первая попытка построения глобального (международного) рейтинга была предпринята на образовательном рынке Азии.

С 2003 года начинается третий этап в развитии практики рейтингования вузов и связан он с первым шагом в построении системы глобальных университетских рейтингов.

В этом году Шанхайский университет (Shanghai Jiao Tong University) (Китай) начал составлять ежегодный академический рейтинг ведущих университетов мира (Academic Ranking of World Universities) [9]; в дальнейшем мы его будем называть ARWU. На основе этого рейтинга оцениваются научно-исследовательские достижения университетов по 6 показателям.

Интегральный показатель для учебного заведения представляет собой средневзвешенное значение по этим показателям. Вузу, получившему самый высокий балл, присваивается показатель 100; результат для остальных учебных заведений рассчитывается в процентном отношении от лидера.

Здесь также следует обратить внимание на тот факт, что первый глобальный рейтинг «стартовал» в Азии. Именно с 2003 года начинается новая история университетских рейтингов, т.к. впервые была успешно применена «сквозная» методика оценки вузов разных стран, независимо от страны их происхождения.

С 2004 года свою ежегодную версию лучших университетов мира предлагает британская организация «TSL Education Ltd», публикуя ее в издании «The Times Higher Education» [10]. C 2005 года рейтинг составлялся совместно с компанией «Quacquarelli Symonds» и назывался QS-THES (с 2009 г. – THE-QS). Однако с 2010 г.

в результате переосмысления накопившихся ошибок и критики со стороны мировой академической общественности вышеуказанный рейтинг как совместный проект THE и QS прекратил свое существование, распавшись на два самостоятельных рейтинга. Компания QS по-прежнему составляет свою версию рейтинга [27], а Times Higher Education отныне сотрудничает с агентством Thomson Reuters.

В сентябре 2010 года вышел их первый совместный рейтинг THE World University Rankings (THE). Таким образом, держателем сложившегося бренда THE осталась компания «TSL Education Ltd», а рейтинг QS перешел на положение конкурирующей системы оценки; в дальнейшем будем его обозначать QS. Здесь сразу укажем, что формальной датой рождения рейтинга QS является 2009 год, т.к.

уже в этом году рейтинги THE и QS различались, хотя их окончательное организационное и правовое размежевание произошло лишь в 2010 году.

В 2004 году международное рейтинговое движение было поддержано лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании и опубликовавшей свой рейтинг Webometrics [11]; в дальнейшем будем его называть Web.

Эта система оценивает присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве и опирается в основном на Интернет-показатели университетских сайтов. В зону внимания Web попадает примерно 16-20 тыс. университетов, в результате анализа которых формируется итоговая таблица, включающая 4 тыс. вузов мира.

Это в несколько раз больше, чем в других рейтингах. Например, ARWU анализирует только 3 тыс. вузов, а THE – 3-6 тыс. Как заявляют разработчики Web, его целью является не столько ранжирование университетов, сколько поддержка их инициатив по открытию информации к научным публикациям и другим академическим материалам.

С этой целью проводится анализ вузов по четырем основным показателям, отображающим в основном исследовательскую активность университетов.

Следующий значительный шаг был сделан в 2007 году Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higer Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan), начавшего публикацию своего собственного рейтинга – Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities) [12]; в дальнейшем будем его называть PRSP. В этом рейтинге представлено 500 ведущих университетов мира, оцененных в основном с точки зрения исследовательской деятельности в части написания научных статей.

Между тем начало столетия ознаменовалось многочисленными и во многом неудачными попытками построения других рейтингов, которые пока почти не учитываются мировым сообществом.

Тем не менее, некоторые из них имеют потенциал для перехода в разряд полноценных участников соответствующего информационного рынка.

Например, в 2006 году американский журнал Newsweek опубликовал свой глобальный рейтинг университетов «The Top 100 Global Universities» [13]. Однако в дальнейшем этот рейтинг больше не воспроизводился, ознаменовав тем самым некую единичную попытку вхождения на рынок составителей рейтингов.

С методической точки зрения этот рейтинг можно считать «вторичным», ибо он не основывался на собственной оригинальной системе оценки. Так, его составители при оценивании университетов использовали критерии двух других рейтингов, ставших к тому времени авторитетными, – ARWU и THE.

Вес показателей рейтинга ARWU, составил 50%, еще 40% пришлось на показатели рейтинга THE, а оставшиеся 10% были отданы «оригинальному» показателю разработчика – оценке объема библиотечных фондов университетов.

Несмотря на наличие описания используемой методологии, журнал Newsweek значения сводных и промежуточных оценок не приводит, что делает и сам рейтинг недостаточно прозрачными.

Кроме того, гибридный характер методики рейтинга Newsweek не позволяет классифицировать его как оригинальный и самостоятельный продукт. Тем не менее, сама попытка усреднения глобальных рейтингов является симптоматичной и заслуживает внимания.

Появившийся в 2007 году французский рейтинг «Professional Ranking of World Universities», разработанный Ecole nationale superieure des mines de Paris, своей главной целью объявил оценку эффективности вузов с точки зрения востребованности и успешности карьеры их выпускников.

Главный критерий оценки вуза – присутствие его выпускников в числе генеральных директоров крупнейших мировых компаний, представленных в ежегодном рейтинге Fortune Global 500 [18]. Данный университетский рейтинг по целому ряду причин является своеобразным и интересным.

Во-первых, он также является «вторичным», так как базируется на данных другого рейтинга. Во-вторых, он оценивает не потенциальные возможности университетов и, следовательно, то, что они могут дать своим выпускникам, а то, что они им реально дают в смысле профессиональной карьеры.

Между тем такая чрезмерно прагматичная оценка и узкая выборка лиц среди топ-менеджмента крупнейших компаний могут давать серьезные смещения искомых оценок.

Еще одной попыткой оценить и сравнить деятельность университетов является создание в 2009 году в рамках российско-армянского проекта рейтинга «АркаЛер» [17].

Этот рейтинг также можно отнести к категории Интернет-рейтингов, так как место (ранг) университета определяется как его позиция в мировом виртуальном информационном образовательном пространстве путем расчета обобщенного индекса виртуального интеллектуального капитала (ОИВИК).

ОИВИК выводится на основе измерения и оценки так называемых нормализованных индексов «качества и востребованности» веб-сайтов университетов с помощью индексов цитирования, выявленных из скрытых данных глобальных поисковых систем как в англоязычном, так и в русскоязычном образовательном сегменте Сети.

По словам разработчиков, в рейтинге «АркаЛер» впервые идентифицируется не столько критерий качества образования, сколько обобщенный критерий качества виртуального интеллектуального капитала университета по следующим компонентам: человеческий капитал, организационный капитал и капитал отношений.

Данный рейтинг в динамике определяет конкурентоспособность университетов, идентифицирует потенциал их возможных успехов и достижений и не зависит от предпочтений экспертов (российских и зарубежных), подверженных различным влияниям. Однако и этот рейтинг грешит отсутствием толкования используемых показателей, пояснениями о том, чему равна и как формировалась выборка вузов, как и когда проводился сбор и анализ информации.

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/globalnye_rejtingi_universitetov_praktika_sostavleniya_i_ispolzovaniya/

Российские ВУЗы: май 2019

Компания «Медиалогия» составила медиарейтинг российских высших учебных заведений за май 2019 года.

ТОП-20 ВУЗов — май 2019

Медиалогия

ВУЗ МедиаИндекс
1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 76 429,3
2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 70 132,0
3. Российская академия народного хозяйства и государственной службы 65 942,3
4. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ 33 890,2+2
5. Финансовый университет при Правительстве РФ 24 841,6
6. Санкт-Петербургский государственный университет 22 903,0+2
7. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 18 799,2
8. Дальневосточный федеральный университет 18 343,9-4
9. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 16 840,0+6
10. Московский физико-технический институт 12 708,0-1
11. Казанский (Приволжский) федеральный университет 11 718,3+1
12. Российский государственный гуманитарный университет 11 387,4New!
13. Новосибирский государственный университет 11 046,7
14. Российский институт театрального искусства 10 891,5-4
15. Российский университет дружбы народов 10 691,4+1
16. Южно-Уральский государственный университет 10 418,5New!
17. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) 10 345,6-6
18. Национальный исследовательский Томский государственный университет 10 153,1-4
19. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 9 400,9New!
20. Тюменский государственный университет 9 270,1New!

Лидерами рейтинга по качественному показателю МедиаИндекс в мае 2019 года стали МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГСи НИУ ВШЭ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова занял первую позицию благодаря следующим сообщениям СМИ:

  • Компания «Инфотекс» и Центр квантовых технологий МГУ представили первый в России телефон с квантовой защитой связи ViPNet QSS Phone.
  • Ректор МГУ Виктор Садовничий находится на 17-й строке рейтинга по доходам среди руководителей российских вузов.

Главные события, повлиявшие на медиарепутацию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

  • Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон раскритиковал данные о зарплате официальной статистики.
  • Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в 2018 году занял четвертое место в рейтинге по доходам руководителей российских вузов. 

СМИ сообщали о следующих событиях с участием Российской академии народного хозяйства и государственной службы:

  • Реальные располагаемые денежные доходы россиян вопреки ожиданиям властей продолжат падение и в 2019 году, считают экономисты ВШЭ и РАНХиГС.
  • Зарплата и премии ректора РАНХиГС составили 10,5 млн руб. за год. 

Короткая ссылка на рейтинг: https://www.mlg.ru/~kasCb

Читайте рейтинги Медиалогии в Telegram-канале @Medialogia

Самое заметное перемещение

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (+6)

  • Математики Уральского федерального университета разработали модель изменения климата, данные которой сообщают о смене глобального потепления резким похолоданием. 
  • Новые участники рейтинга
  • ВУЗы (new), которые вошли в медиарейтинг в мае 2019 года, но не были представлены в ТОП-20 в предыдущем месяце (с указанием заметных событий, которые освещали СМИ): 
  • Российский государственный гуманитарный университет (12 место)
  • Специалисты РГГУ принимали участие в разработке вариантов заданий для «Диктанта Победы».

Южно-Уральский государственный университет (16 место)

  • Сообщалось, что к апрелю 2020 года планируется завершить строительство общежития Южно-Уральского государственного университета. 

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (19 место)

  • Ректор МГТУ им. Баумана дал интервью Российской газете об отборе абитуриентов. 

Тюменский государственный университет (20 место)

  • Изучение разных аспектов арктических территорий, цифровая трансформация нефтегазовой индустрии, биологическая безопасность людей, животных и растений — основные направления работы межрегионального НОЦ, который создается на базе Тюменского государственного университета.

Методика

  • В рейтинге участвовали ВУЗы, работающие на территории РФ.
  • Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «Медиалогия», которая включает на данный момент более 51 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
  • Данные для рейтинга рассчитаны 20.06.19.

Требования к публикациям в СМИ

  1. Cсылка на компанию «Медиалогия».
  2. Период исследования, за который публикуются данные.
  3. Определение основного показателя рейтинга согласно методике.

Источник: https://www.mlg.ru/ratings/research/6707/

Российские университеты в международных рейтингах



За последние несколько лет в России, а также и во всем мире, возрос интерес к ранжированию вузов, как на национальном и региональном уровнях, так и на международном. Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.

Спрос на высшее образование растет и необходимость оценки качества образовательных услуг чрезвычайно актуальна. Международные рейтинги воспринимаются уже как важная составляющая оценки экономического развития страны и человеческого капитала. Результаты рейтингов интересны, прежде всего, с точки зрения оценки состояния отечественной системы образования на международной арене.

Попадание в топ-500 лучших является мощным инструментом для дальнейшего развития университета. Привлечение квалифицированных преподавателей, профессоров и докторов наук, поддержка со стороны государства являются хорошим стимулом для преобразований и превращения университета в ведущего вуза страны.

В связи с этим руководством страны в 2012 году были определены основные направления развития образования в Российской Федерации до 2020 года (государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г № 2148-р).

Перед российскими вузами и академическим сообществам была поставлена задача до 2020 года вывести минимум 5 российских вузов в первую сотню списка лучших университетов мира.

В настоящее время одними из известных и влиятельных международных рейтингов лучших университетов мира являются: ARWU, QS World University Rankings и The Times Higher Education.

Рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU), созданный в 2003 году Институтом высшего образования Шанхайского университета, первоначальной целью которого было желание выявить разрыв между китайскими университетами и университетами мирового класса.

Благодаря его научно обоснованной, стабильной и прозрачной методике, он привлек внимание многих ведущих университетов, что сделало его одним из популярных мировых университетских рейтингов.

Данный рейтинг определен на основе шести объективных показателей: выпускники-лауреаты премий, преподаватели-лауреаты премий, высоко-цитируемые исследователи, число статей, опубликованных в журналах Nature и Science, число статей, проиндексированных в ScienceCitationIndex и производительность университета в расчете на душу населения.

Рейтинг «QS World University Rankings» британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds разработан в 2004 году. Целью создания являлось представление последовательного и систематического взгляда на главные университеты мира в рамках глобализации высшего образования.

Данный рейтинг основывается на мнении академического сообщества и работодателей о научной и образовательной деятельности университетов.

Значимым также является соотношение численности студентов и преподавателей, и уровень цитирования научных статей в расчете на одного преподавателя.

Рейтинг The World University Rankings журнала Times Higher Education рассчитывается с 2010 года.

Главной целью данного рейтинга является предоставление оценки университета по трем направлениям его деятельности: научно-исследовательской, образовательной и трансфера знаний.

В основу оценки положены такие показатели, как: средняя цитируемость научной публикации, репутация университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал.

Несмотря на разницу в применяемых методиках, эти рейтинги объединяет то, что в них придается большое значение критерию «научно-исследовательской деятельности». От научной работы, по мнению большинства экспертов, зависит качество образования и эффективность работы вуза.

По состоянию на 2015/16 учебный год на территории Российской Федерации действуют 530 государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и 366 частных организаций высшего образования [4]. Но далеко не все российские вузы попадают в рейтинг лучших международных университетов.

  • Для начала рассмотрим один из популярных и общеизвестных международных рейтингов — Академический рейтинг университетов мира (AWRU).
  • Таблица 1
  • Место университетов России по версии международного рейтинга ARWU, 2015–2016гг.
2015 2016 Название университета
86 87 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)
301–400 301–400 Санкт-Петербургский государственный университет
401–500 Новосибирский государственный университет

Cоставлено по данным [1]

Состав первой десятки рейтинга ARWU фактически не изменился в 2016 году. Как и в прошлом году лидирующие позиции занимают университеты США: Гарвардский, Стэндфордский, Массачусетский, Калифорнийский университет в Беркли и др. От России в данном рейтинге представлены лишь три университета (табл.

1) — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет. Позиции их в данном рейтинге достаточно стабильны, но не высоки, как того хотелось бы.

Новосибирский государственный университет появился в рейтинге AWRU только в 2016 году и занимает пока невысокую позицию. По сравнению с предыдущим 2015 годом, МГУ им. М. В. Ломоносова поднялся на одну позицию, с 86 на 87 место.

Данное увеличение связано с расширением деятельности в области научных исследований, в частности, увеличения числа публикуемых статей в авторитетных общенаучных журналах Nature и Science.

Таблица 2

Место университетов России по версии международного рейтинга QSWorldUniversityRankings, 2015–2016гг.

2015 2016 Название университета
108 108 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)
256 258 Санкт-Петербургский государственный университет
317 291 Новосибирский государственный университет
338 306 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
397 350 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России)
431–440 350 Московский физико-технический институт (МФТИ)
471–480 441–420 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
481–490 377 Томский политехнический университет
481–490 400 Томский государственный университет

Cоставлено по данным [2]

Далее обратимся к рейтингу QS (табл.2). За год большинство университетов изменили и значительно улучшили показатели рейтингов. Стоит отметить, что компания QS предъявляет не жесткие требования к претендентам. Поэтому в данный рейтинг входит большее количество высших учебных заведений.

От России в список вошли 21 университет. Лидирующие позиции среди них, как и в предыдущем рейтинге, принадлежат МГУ им. М. В.

Ломоносова (108 место) и Санкт-Петербургскому государственному университету, который не особо изменил свою позицию, поднявшись лишь на две позиции, с 256 места на 258.

Заметно поднялись в международном рейтинге и такие ведущие технические российские вузы, как МГТУ им. Н. Э. Баумана (306 место в 2016 году), Московский физико-технический институт (350 место).

Два российских вуза из Топ-500 университетов представлены в рейтинге QS 2015/2016 четырьмя показателями: «индекс академической репутации», «индекс репутации среди работодателей», «соотношение численности студентов и преподавателей», «доля иностранных студентов в общей численности обучающихся». Это МГУ им. М. В.

Ломоносова и Новосибирский государственный университет. Положительная динамика наблюдается среди показателей доли иностранных студентов и индекса репутации среди работодателей. Это означает, что происходит приток человеческого капитала в нашу страну.

Люди не боятся ехать, несмотря на нестабильную в настоящее время политическую и экономическую ситуацию в мире.

Таблица 3

Место университетов России по версии международного рейтинга TheWorldUniversityRankings, 2015–2016гг.

2015 2016 Название университета
161 188 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)
201–250 601–800 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
251–300 401–500 Национальный исследовательский ядерный институт (МИФИ)
251–300 501–600 Томский политехнический университет
301–350 301–350 Казанский федеральный университет
401–500 401–500 Новосибирский государственный университет
401–500 401–500 Санкт-Петербургский государственный университет

Cоставлено по данным [3]

Рассмотрим теперь позиции российских университетов по версии журнала Times Higher Education (табл. 3). Стоит отметить, что в 2016 году в рейтинге присутствуют 12 российских вузов, что в 1,5 раза больше, по сравнению с предыдущим годом.

В рассматриваемом рейтинге значительно ухудшил свои позиции МГУ им. М. В. Ломоносова, опустившись на 27 позиций, и занимающий на данный момент 188 строчку списка.

В 2015 году в списке рейтинга появился один из лидирующих вузов других рейтингов — Санкт — Петербургский государственный университет (401+место) и в 2016 году его место в рейтинге не изменилось. Положительной тенденцией можно считать и то, что в списках рейтинга появляются вузы не только городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), но и региональные вузы.

Таким образом, анализ позиций российских университетов в международных рейтингах показал следующее. Во-первых, на протяжении нескольких лет российские вузы находятся в списках международных рейтингов.

Во-вторых, большинство российских высших учебных заведений конкурируют с другими университетами только по одному (двум) показателям. И, зачастую, этот показатель является незначимым критерием в итоговой оценке, и лишь косвенно свидетельствует о качестве учебного процесса.

Например, ««доля иностранных студентов в общей численности обучающихся».

В-третьих, негативным фактором, мешающим российским вузам попасть в рейтинги на высокие позиции и стать ведущими игроками международного рынка образования, является незначительный объем научных публикаций в международных индексированных журналах, так как во многих списках рейтинг вуза в большей степени определяется его научной репутацией. В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда.

В 2017 году продолжается процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы.

Предпринятые меры должны оказать позитивное влияние на всю систему образования Российской Федерации и способствовать внедрению новых стандартов научной и образовательной деятельности, тем самым, повысив конкурентоспособность российских высших учебных заведений в мире.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/156/43760/

Ссылка на основную публикацию