Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее Профессии будущего. (21 мин)Обзор трендов и профессий будущего по 8 значимым отраслям 
Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее Как и какую профессию выбрать? (31 мин.)Фильм-видеоурок с обзором факторов, влияющих на выбор профессии. В фильме даются конкретные рекомендации, а также обозначены траектории образовательной и профессиональной самореализации. 
Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее История профессий за последний миллион лет. (20 мин.)Динамичный и интересный фильм с обзором отраслей и массовых профессий. Позволяет получить системные и объемные знания о том, как устроен современный рынок труда.  

Узнать стоимость можно на этой странице ниже>>>

Видеофильмы для школьников, студентов, выпускников и взрослых соискателей, планирующих трудоустройство:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Лайфхак по трудоустройству. Подробное описание всех этапов поиска работы, прохождения собеседования и испытательного срока глазами работодателя и соискателя. Конкретные советы, подробный ликбез, разрушение мифов и типичных ошибок соискателей. (Дополняется рабочей тетрадью «Советы по трудоустройству»).
  • Как и какую профессию выбрать? (20 мин.)Адаптированная версия фильма для родителей и взрослых соискателей о ключевых темах, связанных с выбором профессии.

Посмотрите пример видеофильма «Профессии Будущего»

Технические характеристики:

  • Носитель: USB-носитель / облачная лицензия
  • Формат: 16:9
  • Звук: stereo
  • Размер экрана (HD): 1280×720  25 fps
  • Хронометраж: 21 мин.

Фильм описывает технологические перемены в 8 отраслях: транспорт, медицина, ИТ-сектор, робототехника и машиностроение, образование, социальная сфера и ритейл).В фильме выделены наиболее перспективные профессии в данных отраслях, включены профессиограммы наиболее востребованных/массовых.

  • «Часть первая» (Кем стать? Обзор мира будущего)
  • «Часть вторая» (Будущее отрасли: Транспорт)
  • «Часть третья» (Будущее отрасли: Медицина)
  • «Часть четвертая» (Будущее отрасли: ИТ-сектор)
  • «Часть пятая» (Будущее отрасли: Робототехника и машиностроение)
  • «Часть шестая» (Будущее отрасли: Образование)
  • «Часть седьмая» (Будущее отрасли: Социальная сфера)
  • «Часть восьмая» (Будущее отрасли: Ритейл)
  • Узнать стоимость можно на этой странице ниже >>> 

Наши видеофильмы с большим удовольствием смотрят старшеклассники и обсуждают полученную из фильма информацию. Фильмы очень высоко оценили педагоги и профориентаторы — «удобные, современные, информативные и самое главное: эффективные в процессе самоопределения и профессиональной ориентации школьников». 

 Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

 (школьники и педагоги при просмотре профориентационного видеофильма «НАВИГАТУМ». г. Москва)

 Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

 (школьники при просмотре профориентационного видеофильма «НАВИГАТУМ». г. Санкт-Петербург)

Для занятий по профориентации со старшеклассниками рекомендуем просмотр фильмов совмещать с профориентационными играми. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Самым популярным егэ по иностранному языку стал экзамен по английскому

Оценим за полчаса!

Стоимость и заказ онлайн

При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:

  • Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 1 компьютере с операционной системой Windows (1 стационарное рабочее место). Срок действия лицензии: 3 года с момента активации.
  • Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флэшке), материал привязан к флэшке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флэшку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.

Подробно о типах лицензий, возможностях и ограничениях >>>. 

Источник: https://navigatum.ru/videofilmyi-dlya-starsheklassnikov.html

Как выбрать профессию и где искать работу школьникам и студентам

Сегодня работодатели находятся в куда более выигрышном положении, чем соискатели. По данным Департамента экономической политики и развития на ноябрь 2016 года, на одну вакансию в Москве приходилось три резюме.

И даже тот факт, что по итогам 2016 года сфера «Начало карьеры, студенты» заняла одно из лидирующих мест по количеству вакансий, не уменьшает конкуренцию среди молодых соискателей. При этом почти половина работодателей в Москве (45 процентов) предпочитают специалистов с опытом работы от одного года до трёх лет.

Как же выпускникам школ и вузов разорвать этот порочный круг и начать свою карьеру, не имея за плечами багажа необходимых навыков и умений?

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Определяемся с будущей профессией

Чуть ли не с яслей взрослые терзают детей вопросом: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Так они готовят своих чад к тому, что рано или поздно на этот вопрос придётся ответить самому себе максимально честно. Справиться с трудностями выбора школьникам и студентам помогают профориентационные центры.

Центр занятости молодёжи

Центр открылся в Москве в мае 2016 года. За это время больше 300 работодателей разместили на его сайте около восьми тысяч вакансий, а 12,5 тысячи соискателей отправили порядка 4500 резюме. Для старшеклассников, абитуриентов и студентов проводят мастер-классы, тренинги и тесты, которые помогают выявить скрытые таланты и способности и определиться с выбором профессии.

Кроме того, здесь консультируют по правовым вопросам при открытии собственного дела, помогают грамотно составить резюме и подбирают временную работу. Кстати, 23 марта в центре занятости пройдёт молодёжная ярмарка вакансий «Поверь в себя», на которой кандидаты смогут познакомиться с будущими работодателями и получат возможность устроиться в крупную столичную компанию.

Сайт: czmol.ru

Адрес: улица Щепкина, дом 38, строение 1.

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Центры тестирования и карьерные консультанты

В Москве также есть целый ряд коммерческих центров, которые работают со школьниками и студентами, а также с уже опытными специалистами: первым помогают выбрать подходящую профессию и, как следствие, учебное заведение, вторым предложат дополнительные занятия, а третьих проконсультируют в случае смены сферы деятельности.

Появились в России и карьерные консультанты. Эти специалисты помогают людям найти новую работу или сменить текущую. Карьерные консультанты научат, как правильно составить резюме, подготовиться к собеседованию и  отвечать на неудобные вопросы работодателя.

Пожалуй, этот вариант больше подходит для уже набравших некоторый опыт соискателей, которые попробовали свои силы в той или иной сфере и хотят либо добиться повышения, либо сменить сферу деятельности. В России эти наставники работают не так давно, в отличие, например, от США, где рынок давно сложился.

Поэтому в нашей стране есть риск нарваться на некомпетентного консультанта, который может не оправдать ожиданий.

Устраиваемся на стажировку

Метод проб и ошибок отлично подходит для поиска работы, особенно в самом начале карьерного пути. Этот путь может быть тернистым и извилистым, но, набивая шишки, можно приблизиться к пониманию того, как выглядит работа вашей мечты.

На практике вы поймёте, что у вас получается хорошо, а что — не очень.

В идеале после всех стажировок, фрилансов и волонтёрских проектов можно найти разумный компромисс и выбрать работу, с которой вы хорошо справляетесь, которая приносит удовольствие и хорошо оплачивается.

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Технопарк «Кванториум»

«Кванториум» предлагает школьникам познакомиться с современными техническими профессиями и поработать в лабораториях на передовом оборудовании. В феврале технопарк открыл программу для студентов колледжей.

С самыми талантливыми стажёрами «Кванториум» будет заключать отложенные трудовые договоры: практиканты могут быть уверены, что при успешном завершении учёбы в своём колледже они гарантированно выйдут на работу.

  • Сайт: roskvantorium.ru
  • Адрес: Волгоградский проспект, дом 42, конгресс-центр «Технополис “Москва”».
  • Детский технопарк на «Мосгормаше»

На территории технопарка «Мосгормаш» в мае 2016 года открылся первый московский детский технопарк. Обучаться робототехнике, геоинформатике и космонавтике здесь могут 360 школьников в год, и ещё 2500 учеников могут посещать это место в рамках ознакомительных туров.

Совместно с колледжами и вузами в детском технопарке разрабатываются образовательные программы, которые помогают подросткам в возрасте от 13 до 17 лет ориентироваться на рынке востребованных профессий, выбрать свой путь и получить первые навыки. Кроме того, на этой площадке работает программа ранней профориентации JuniorSkills.

Она даёт ученикам возможность попробовать себя в разных сферах под присмотром мастеров своего дела. Более того, к моменту окончания школы можно даже получить желаемую работу.

Сайт: dnpp.mos.ru/kvantorium/kvantorium-mosgormash

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Адрес: Каширский проезд, дом 13, строение 4, технопарк «Мосгормаш»

Стажировка в Правительстве Москвы

В феврале Правительство Москвы запустило программу оплачиваемых стажировок «Москва моими глазами». Она рассчитана на студентов старших курсов, магистров и аспирантов и длится семь месяцев. Программа существует уже седьмой год и за это время помогла многим молодым людям применить свои знания на практике и начать успешную карьеру на госслужбе.

В этом году кандидатов набирают по четырём направлениям: «Медийный город», «Социальный город», «Комфортная городская среда» и «Правовое пространство». Стажёры могут попробовать себя в разных департаментах и комитетах, префектурах и управах, в городских парках, в программах «Моя улица», «Открытые запросы Москвы», в районных газетах и так далее.

Приятные бонусы — зарплата 20 тысяч рублей и возможность совмещать практику с учёбой.

Сайт: talent.mos.ru

Адрес: улица Тверская, дом 13.

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Фриланс

«Многостаночники», которые работают на фрилансе, берут заказы у разных работодателей в меру своей жадности. Этот вариант хорошо подходит старшеклассникам и студентам, которые ищут небольшую подработку, не мешающую учёбе. У такой занятости есть свои плюсы и минусы.

Плюсы — это удобный график, удалёнка, отсутствие привязки к одному месту. Но есть и негативные моменты — нерабочая обстановка, нестабильный заработок, отсутствие соцпакета.

Важно понимать, что фрилансерам часто достается работа, которую не хотят брать на себя штатные сотрудники, и при этом оплачивается она хуже.

Перед тем как взяться за заказ, лучше посмотреть в интернете отзывы о компании-заказчике, чтобы не стать жертвой недобросовестной организации. Работу для фрилансеров можно найти на любом крупном рекрутинговом портале или ограничиться специализированными сайтами.

Резюме и сопроводительное письмо

Если вы уже определились с будущей сферой деятельности, самое время грамотно себя подать. В этом поможет правильно составленное резюме. Шаблон можно найти, например, на портале Центра занятости населения города Москвы. На этом сайте также можно найти советы по составлению сопроводительного письма к резюме:

  1. Расскажите, почему вы решили откликнуться на вакансию — убедите потенциального работодателя в своей заинтересованности.
  2. Кратко опишите свою текущую работу, но не увлекайтесь: после слишком подробного сопроводительного письма работодатель может и не добраться до вашего резюме.
  3. Постарайтесь «подогнать» свои навыки и личные качества под требования вакансии.
  4. Расскажите о том, почему вы решили работать в данной компании: что вы знаете о её истории, успехах, миссии. Эту информацию наверняка можно будет найти на сайте работодателя.
  5. Напишите о своей готовности встретиться на собеседовании и о том, что вы ждёте ответ на своё письмо.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/21527073/

Старшеклассники российских школ не готовы к будущему

Осенью 2019 года свои способности в олимпиаде «Навыки XXI века» проверили дети из 85 субъектов Российской Федерации и 167 регионов по всему миру.

Проект сфокусирован на тех навыках будущего, которые основываются на базовых предметах (английский язык, математика, информатика) и могут развиваться в школе. Лучше всех с заданиями по каждому предмету справились младшие школьники. Худшими оказались ученики 9-х классов.

Абсолютным лидером с самыми высокими средними баллами по всем трем предметам оказалась Республика Мордовия.

Осенью 2019 года состоялся пятый сезон всероссийской олимпиады «Навыки XXI века» – это бесплатный онлайн-проект для школьников 2–11-х классов.

Организатором всероссийской олимпиады «Навыки XXI века» является крупнейшая в стране онлайн-школа английского языка Skyeng, соорганизатором олимпиады по английскому языку выступил МГЛУ, по информатике – МИСиС и МФТИ.

Главный контент-партнер по направлению программирования – международная школа программирования для детей «Алгоритмика».

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

В рамках олимпиады основной акцент сделан на тех трех компетенциях будущего, которые развиваются в процессе изучения базовых школьных дисциплин: изучение английского способствует развитию навыка коммуникации, математика развивает системное мышление, а информатика помогает улучшить навык алгоритмического мышления.

Олимпиада показала, что российским школьникам лучше всего дается навык межкультурной коммуникации (общение на английском языке): самый высокий средний балл по федеральным округам – 70,8 из 100 возможных. Английский язык также имел наибольший отклик у детей – задания выполнили 63 632 участника.

Навык алгоритмического мышления (информатика) развит у современных школьников хуже: самый высокий средний балл по федеральным округам – 50,8 из 100 возможных. При этом задания по информатике выполнили меньше всего участников – 38 694 человека.

Задания на системное мышление (математика) оказались вторыми по популярности среди школьников – их прошли 46 299 участников. Однако результаты по математике оказались самыми плохими: самый высокий средний балл по федеральным округам – 49,3 из 100 возможных.

При этом девятиклассники справились с заданиями по всем предметам хуже всех. Задания для учеников 9–11-х классов были на порядок сложнее, чем для ребят младшего возраста. Однако в 10–11-м классе остаются в основном дети, которые действительно хотят продолжать обучение в школе, а потому их средний уровень знаний выше, чем средний уровень девятиклассников.

Английский язык (межкультурная коммуникация)

Лучше всех с заданиями по английскому языку, которые проверяли навык межкультурной коммуникации, справились второклассники: их средний балл составил 79,2 из 100 возможных. Хуже всего выступили девятиклассники, набрав в среднем 57 баллов.

Лучшими по знанию английского стали школьники из Республики Мордовия и Орловской области, набрав в среднем 78 и 76 баллов из 100 возможных соответственно. Школьники из Санкт-Петербурга набрали в среднем 75 баллов, москвичи чуть меньше – 73 балла. Хуже всех с заданиями по английскому языку справились участники из Республики Дагестан, их средний балл – 42.

Математика (системное мышление)

Олимпиада показала, что лучше всех математику, которая проверяла навык системного мышления, знают ученики 2–4-х классов: средний балл в этой возрастной категории составил 60 из 100 возможных. Хуже всех с заданиями опять справились ученики девятых и десятых классов, набрав в среднем всего 28 баллов из 100.

С математикой лучше всего справились школьники из Республики Мордовия (60 баллов в среднем) и Владимирской области (57 баллов в среднем).

Школьники из Санкт-Петербурга набрали в среднем 50 баллов, москвичи опять чуть меньше – 47 баллов.

Замыкают таблицу результатов ученики из Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Сахалинской области и Севастополя – их среднее знание математики и навык системного мышления оценивается всего в 33 балла из 100.

Читайте также:  Учителя года: лучшие педагоги о своем предмете, детях и школе

Информатика (алгоритмическое мышление)

Результаты олимпиады по информатике, которая проверяла алгоритмическое мышление, выявили почти прямую зависимость знаний от возраста учащихся: младшие школьники показали максимальные баллы, выпускники – одни из самых низких. Абсолютными лидерами рейтинга стали второклассники: в среднем 92 балла из 100 возможных за самое короткое время – 7 минут.

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

Абсолютным лидером по информатике с результатом в 75 баллов в среднем стали школьники из Республики Мордовия, которые превзошли следующие по результатам регионы почти на 20 баллов. Учащиеся из Санкт-Петербурга набрали в среднем 53 балла, москвичи – 50 баллов. Худший результат у школьников из Северной Осетии-Алании – только 30 баллов в среднем.

Марина Павлуненко, старший методист Skyteach онлайн-школы Skyeng: «Сейчас проводится огромное количество конкурсов и олимпиад для школьников, но далеко не все из них реально проверяют знания. Важно, чтобы задания были разработаны в соответствии со стандартами и отвечали требованиям Министерства просвещения.

Все задания олимпиады «Навыки XXI века» были рассчитаны на средний уровень знаний школьной программы и не включали ничего, что мог бы не знать ученик общеобразовательной школы. Подрастающее поколение более приспособлено к обучению новым компетенциям и в новых форматах.

Кроме того, для малышей всегда очень важно хорошо проявить себя в любой контрольной или олимпиаде, поэтому к этому процессу они подходят гораздо более ответственно, нежели старшеклассники.

Также не стоит забывать о том, что средний уровень сложности заданий повышался в зависимости от возрастной категории, и старшеклассникам нужно было решать больше задач на системное мышление и построение сложных моделей».

О навыках будущего

Ученые, футурологи и представители бизнеса давно говорят о том, что формат школьного образования устарел: детей учат предметам, а не навыкам, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов. При этом пока нет единого мнения о списке навыков, которыми должен обладать успешный «человек будущего».

Осенью 2019 компания Skyeng провела опрос среди более 1000 человек (школьники, родители и взрослые разных возрастов) из разных регионов России на тему того, какими навыками должен обладать человек будущего и как их развивает современная школа.

Почти 40% опрошенных практически не думают о том, какие навыки и умения понадобятся, чтобы в будущем людей не заменили роботы.

При этом дети и подростки думают об этой проблеме больше: лишь 36% сказали, что никогда или мало думали об этом, в то время как среди взрослых так ответили 38%. Думают об этом, но ничего не делают 21% детей и подростков и 22% взрослых.

Иногда развивают необходимые для будущего навыки 31% детей и лишь 24% взрослых, а прицельно и много занимаются развитием навыков 13% детей и 20% родителей.

По мнению самих детей, самый развитый у них навык будущего – командное взаимодействие (владение им оценили на 3,9 балла).

За ним следует креативность (3,85), критическое мышление (3,7), эмоциональный интеллект (3,6).

Школьники признают, что они средне владеют концентрацией и управлением вниманием (3,5), а самые неразвитые качества – алгоритмическое мышление (3,3) и межкультурные коммуникации (2,7).

Зимний этап онлайн-олимпиады стартовал в конце января и продлится до 22 апреля.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/2/6/quality_of_education/11477-starsheklassniki_rossiyskih_shkol_ne_gotovy_k_buduschemu

Школа старшеклассников: интересы, увлечение и мечта по вузовской системе

08.10.2019 00:01:00

Как в Москве учителя, университетские преподаватели и предприниматели создают атмосферу, в которой хочется учиться

Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее Фото сайта mos.ru

Столичные образовательные практики и технологии поднялись на новый уровень, изучать их приезжают коллеги из разных регионов и стран. «Московская электронная школа», например, стала образцом для российской модели.

  Учебный процесс вышел за рамки школы,  ребята участвуют в проектной деятельности, олимпиадном движении и общегородских проектах, учатся в предпрофессиональных классах.  Москва инвестирует в образование сегодняшних школьников, а значит – в будущее города и страны, все новые и новые ресурсы.

В этом учебном году получил свое развитие проект «Школа старшеклассников».

Важнейшая задача столичной системы образования – создать для школьников мотивирующую среду для получения умений и навыков, которые помогут в будущем задавать вектор развития города, стать востребованными специалистами в своей области. В наше время основная опора в мотивации подростков – это их интересы, увлечения, мечта. Ориентируясь на эти три составляющие, и была сконструирована образовательная среда в «Школе старшеклассников».

Проект запустили на базе трех корпусов школ № 1502, № 1560 и № 2097.

Наладили сотрудничество с ведущими вузами и высокотехнологичными предприятиями, переформатировали часть помещений, наряду с учебными классами появились специальные лекционные аудитории, кабинеты для проведения экспериментальных работ, лабораторные комплексы, оснащенные современным оборудованием и IТ-полигоны. За основу взяли вузовскую систему организации учебного процесса: лекции, семинары, практикумы, работы в группах сменного состава. Ребята окунулись в творческую атмосферу исследовательской деятельности.

По мнению ректора Московского городского педагогического университета  Игоря Реморенко, для старшей школы очень важно предоставить детям возможность попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности, должно быть достаточное количество профилей, возможность выбирать и менять траектории обучения. Для учеников старших классов нужны особые образовательные события, которые отличаются от начальной и средней школы.

В «Школе старшеклассников» несколько направлений предпрофессионального образования, ребята занимаются в академических, медицинских, инженерных и IТ-классах.

Медицинские классы оснащены цифровыми лабораториями, уникальными системами «Телементор», применимыми для полуавтоматического контроля за качеством выполнения медицинских манипуляций по заданным сценариям, интерактивными столами «Пирогов», позволяющими детально изучить анатомию человека, проводить сравнения, разбирать действие патологий, загружать диагностические данные.

Такое же оборудование в учебных целях используется в вузах. Будущие врачи уже в школе учатся оказывать первую помощь, проводить лабораторные анализы и ухаживать за пациентами. Ученики инженерных классов вовлечены в активную проектную деятельность под руководством специалистов ведущих вузов.

В IТ-классах школьники постигают премудрости программирования, учатся создавать мобильные приложения.

«В этом году открылись IТ-классы, в один из которых я и поступил для того, чтобы попробовать себя в IT-сфере. Это здорово, что уже сейчас я могу начать осваивать азы своей будущей профессии – хочу стать программистом.

Для этого здесь есть все условия: нет недостатка в хороших компьютерах, на которых можно писать сложные программы, есть IT-полигон, где можно испытать робота, программу для которого ты создал, на 3D-принтерах можешь воспроизвести модель, которую ты придумал», – рассказывает ученик «Школы старшеклассников» московской школы № 1560 Иван Рузин.

В старших классах ребята уже понимают, какая профессия станет делом их жизни, мечтают о том, чтобы работа увлекала, давала ощущение успешности, стремятся разделить любимые занятия и получить признание в среде ровесников. Иван добавляет: «Здесь учатся мои сверстники и у меня много друзей, у которых такие же интересы, как и у меня. Здесь все по-другому, как во взрослой жизни».

«Проект «Школа старшеклассников» направлен на активизацию процесса профессионального самоопределения, поможет нашим старшеклассникам погрузиться в высокотехнологичную учебную среду для проведения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ: IT-полигон, робокласс, медицинская, физическая и химическая лаборатории, рекреации с библиотеками, столы для тенниса, скоростной Wi-Fi и многое другое», – считает директор «Школы» в Капотне Валерий Тихонов.

Создать особую атмосферу, где хочется учиться, невозможно без увлеченных и знающих учителей, которые поведут за собой, откроют мир различных профессий, максимально используя возможности новейших технологий.

«Школа – это пространство для взаимодействия с педагогами, специалистами разных отраслей и представителями успешных предприятий и компаний; проектирования и профессиональных проб.

Такие школы мотивируют наших ребят на учебу, потому что именно здесь сходятся интересы, мечты и их увлечения», – подчеркивает Валерий Тихонов.

«Школы старшеклассников» сегодня открыты для десятиклассников и одиннадцатиклассников, но на этом проект не останавливается. В ближайших планах – открытие таких школ в каждом районе Москвы, в них выбрать профессию и строить свою жизнь «как в вузе» смогут также ученики восьмых и девятых классов. n

Источник: http://www.ng.ru/education/2019-10-08/100_0810190835.html

Жизненные перспективы и страхи старшеклассников

Касторская Мария НиколаевнаКубанский государственный университет

Kastorskaya Maria NikolaevnaKuban State University

Библиографическая ссылка на статью:
Касторская М.Н. Жизненные перспективы и страхи старшеклассников // Студенческие научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2481 (дата обращения: 07.02.2019).

В связи с различными социально – экономическими преобразованиями в современном обществе, формируется высокая степень неопределенности, которая наиболее ярко воздействует на молодежь, а именно на моральные, ценностные ориентации.

Старшеклассники наиболее остро ощущают жизненную неопределенность, так как они находятся на стадии перехода от подросткового возраста к взрослой жизни.

Эмоциональная вспыльчивость, крайне чувствительное восприятие окружающего мира и внешнего воздействия со стороны общества, повышенное чувство тревожности и множество страхов формируют уязвимость, неуверенность у подростков старших классов.

  Стрессы, связанные со сдачей выпускных экзаменов, различные контрольные работы, мысли о будущей профессии и жизни в целом, отражаются на них в виде высоких психологических нагрузок.

Таким образом,  проблема представления старшеклассников о собственном будущем, отношения к своему будущему, реализация его в настоящем представляется актуальной и ценной для изучения. Именно переживания, психологический внутренний мир со всеми страхами, эмоциями, влияют на формирование старшеклассников как личности, как будущего члена общества.

Целью исследования являлось выявление жизненных перспектив и страхов старшеклассников. В исследовании принимали участие школьники 9-11 классов средних общеобразовательных школ. Всего участие в пилотажном исследовании приняло 96 школьников. В качестве метода сбора информации был использован анкетный опрос.

Первой задачей исследования было выявление стадии планирования жизненной перспективы у старшеклассников, а именно определенность с планами на будущее [1]. Как показало исследование, большинство старшеклассников не определились с планами на будущее (57,9%).

  Это подчеркивает тот факт, что для старшеклассников является актуальной тема будущей их жизни, но, вероятнее всего, ввиду многих факторов, например, неуверенность в знаниях, неопределенность с будущей профессией оказывают сильное влияние.

Следует подчеркнуть, что среди тех, кто определился с планами на будущее, больше оказалось девушек (57,7 %), чем юношей (42,3%).

Вероятнее всего, это связано с тем, что на девушек определяющее влияние оказывает семья, которая формирует потребность в дальнейшем обучении, а для парней актуальной является тема армии.

После окончания школы большинство опрошенных респондентов будут продолжать свое образование (74,7%). Здесь четко выражена тенденция семьи, общества в формировании у старшеклассников необходимости и значимости дальнейшего образования.

Вцелях изучения жизненной перспективы была исследована определенность  школьников с будущей профессией. С выбором будущей профессии в 9 классе определилось больше юношей (59,4%), чем девушек (40,6%). В 10 классе – больше девушек (80 %), чем юношей (20%) и в 11 классе – больше девушек (71,4%), чем юношей  (28,6%).

Вероятнее всего, такое распределение определенности по полу зависит от того, что в девятом классе, среди ребят большинство планирует окончить средне специальное образование, а в десятом и одиннадцатом классах, ребята предпочитают не планировать будущее, а жить сегодняшним днем, также и фактор армии накладывает свой отпечаток.

Выбор будущей профессии осуществлялся самостоятельно (40%), либо под влиянием семьи и родных (37,9%). Здесь следует отметить, что профориентация из различных учебных заведений была выбрано очень небольшим количеством, возможно из-за неэффективной работы этих представителей или из-за стремления старшеклассников подчеркнуть важность и авторитетность своей семьи и самостоятельности.

Также необходимо было определить наиболее значимые характеристики профессии, по мнению старшеклассников. Главным для старшеклассников в будущей профессии является: возможность получать высокие доходы (80%); интересный характер будущей работы (49,5 %) и соответствие профессии способностям (48%).

В целом, для старшеклассников важным является материальная составляющая работы, но и не менее важным старшеклассники отметили интересность работы и возможность выполнения работы.

Это показывает, что школьники осознают и понимают реалии жизни, в которой для хорошего заработка необходимо соответствовать требованиям профессии.

Старшеклассники заинтересованы в построении успешного будущего. Респонденты отметили, что они активно готовятся к экзаменам (36,2%), дополнительно занимаются (24,2%) и стараются хорошо учиться в школе (39,6%), что говорит об ответственности и сознательности учащихся.

Далее исследовалось проявление страхов в зависимости от состава семьи, класса[2]. Выяснилось, что у старшеклассников самыми значительными страхами оказались: страх плохо сдать экзамены (82,2%), страх того, что родные перестанут доверять (77,8%), страх предательства со стороны друзей (60%).

Таким образом, здесь проявляется тенденция глубокого переживания в отношении предстоящих экзаменов, что очень сильно сказывается на слабой и неустойчивой психике подростков. Возможно, это  связано с неуверенностью в собственных знаниях.

Также, для школьников немаловажным является отношения с родными и друзьями, что обусловлено потребностью в поддержке и доверии близких людей, т.к. школьные годы для подростков представляют собой сложный и ответственный этап в жизни.

Как показало исследование, факторы класса, пола, состава семьи не оказали никакого влияния на распределение значимых страхов.

Самыми незначительными страхами школьники выбрали следующие: страх быть не таким, как все, выделяться и  страх перед вызовом ответить на уроке (75,6%) и также страх быть осмеянным классом (70,5%). Это подчеркивает тот факт, что старшеклассники уже представляют собой сформированную личность, для которой присущи уверенность в себе и отсутствие страха публичного осуждения и оценки.

Важной задачей являлось изучение наиболее значимых жизненных ценностей старшеклассников.

Для юношей главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (92,5%); друзья (35%); материальное благополучие (22,5%); учеба и проф. образование (15%); карьера (12,5%); здоровье и внешний вид (10 %).

Для юношей, как уже отмечалось выше, важным является близкое окружение и материальное благополучие. Учеба и карьера интересует их в меньшей степени.

Для девушек главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (88,7 %); учеба и проф. образование (26,4%); друзья (24,5%); здоровье и внешний вид (20,8%); карьера (17%); материальное благополучие (11, 3 %). Девушки оказали предпочтение близкому окружению и обучению, здоровье и внешний вид их интересует меньше.

Далее, было проанализировано эмоциональное состояние старшеклассников через призму взаимоотношений с одноклассниками. Большинство (92,5%) указали, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, это говорит о том, что у них в классе положительный эмоциональный климат.

Если старшеклассник столкнется с какой-либо неприятностью, то он обсудит ее с родителями (родными), либо с друзьями (76,8%). Вариант ответа «поговорю о проблеме с учителем, которому я доверяю» не выбрал ни один из респондентов, что говорит о полном недоверии ученика к учителю.

Как дополнительный метод, было использован метод неоконченных предложений. Старшеклассникам было представлено 6 предложений, которые они должны были продолжить в соответствии со своим мнением.

Первым предложением было: «Когда я окончу школу, то буду чувствовать…». Для большинства учащихся школа представляет собой трудность и сложность, и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение (30,5%). Но также стоит отметить, что для некоторых школьников окончание среднего образования ассоциируется с вступлением во взрослую жизнь, ответственность (6,3%).

Следующим предложением было «Если я получу плохую оценку, то…». Как показало исследование, для большинства старшеклассников при получении плохой оценки самым главным является стремление ее исправить. (41,05%).

Но при этом, также большое количество отметили, что плохая оценка является для них стрессом и депрессией.

Читайте также:  Копите деньги: высшее образование за деньги становится нормой

(33,6%), что скорее всего, связано с обстановкой в семье, где происходит наказание за неуспеваемость и излишним давлением на подготовку к экзаменам.

Следующее предложение имело формулировку: «Больше всего в школе я люблю…». Для многих учеников самым любимым является общение с друзьями (41%) и школьные предметы(27%), что в целом подчеркивает положительное эмоциональное состояние.

Далее, было предложение: «Из-за большой нагрузки в школе я…». К сожалению, большинство учащихся из-за большой нагрузки в школе чувствуют усталость (72,6%), стресс и депрессию (11,5%) и невозможность реализации интересов вне школы (9,5%).

Таким образом, оказалось, что старшеклассники испытывают сильное негативное влияние чрезмерных учебных нагрузок.

Но при этом, стоит отметить, что были респонденты, которые подчеркивали важность и значимость большой нагрузки для успешного обучения (6,3%).

В предложении «Мне очень страшно, если…», большинство учеников отметили, что самое страшное является для них сдача экзаменов и страх не поступление в ВУЗ (47,4%).

Здесь вновь отражается психологическая нагрузка и давление на школьников, которое находит отражение в страхах и неуверенности.

Также, при помощи этого метода были выявлены и другие страхи старшеклассников (насекомых, вызов родителей, плохой оценки, страх за семью, и т.д.)

Последним предложением было следующее: «Школа для меня – это…». Большинство респондентов считают, что школа это второй дом (34,7%), а также это дом науки и храм знаний (24,2%).

Для некоторых школа является просто местом для учебы (14,7%), т.е. здесь выявляется безразличие к учебному заведению. Но также были старшеклассники, которые отметили неприязнь к школе – «ад, мучение, тюрьма» (11,6%).

Но в целом, показатели имеют позитивный характер.

Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников.

Говоря о жизненных планах, следует отметить, что чуть больше половины не определились с жизненными планами. Но большинство ответили, что будут продолжать обучения после окончания школы.

Для этого, старшеклассники активно готовятся к экзаменам, учатся в школе и занимаются дополнительно. С будущей профессией, большая часть подростков определилась, т.к.

понимают важность и необходимость выбора для дальнейшей жизни.

 При изучении страхов, было выявлено, что для учащихся самыми значительными страхами являются экзамены, предательство со стороны друзей и потеря доверия со стороны родителей. Состав семьи, класс, пол не выявили каких-либо других значимых страхов.

При вопросе о том, что является страшным для старшеклассников, большое количество ответов были связаны с учебным процессом – экзамены, контрольные, плохие оценки, вызов родителей за неуспеваемость.

Таким образом, существует высокая степень проявления страхов, связанных с учебой.

В целом, вопросы, касающиеся одноклассников, школы имели положительный аспект. Многие ребята писали о том, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, школа для них является «вторым домом», а классный руководитель – «вторая мама». В школе респондентам нравится учиться, общаться.

В случае плохой оценки, большинство испытает стресс, но потом постарается исправить ее. Из-за больших учебных нагрузок, старшеклассники испытывают усталость и нереализованность своих интересов и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение.

Таким образом, эмоциональное состояние старшеклассников можно охарактеризовать как удовлетворительное.

При выборе профессии старшеклассники ориентировались на свои предпочтения, и поэтому указали, что самостоятельно осуществляли поиск интересной профессии. Возможно, это связано с тем, что подростки хотели показать свою самостоятельность и взрослость. Главным критерием в будущей профессии старшеклассники выделили материальную составляющую.

В ходе исследования были выявлены жизненные ценности школьников. Самыми значимыми, как показало исследование, для парней и девушек оказались семья и учеба, профессиональное образование. Материальное благополучие занимает предпоследнее место в жизненных ценностях.

Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников. В целом, следует отметить, что подростки стремятся воспринимать современную жизнь исходя из рациональных соображений, они объективно оценивают свои приоритеты и слабости.

Несомненно, для старшеклассников, это очень сложный период жизни, в котором они становятся взрослее, ответственнее. Но важно подчеркнуть, что формирование страхов и фобий в отношении сдачи экзаменов, обучения в школе и дальнейшего обучения в значительной части зарождается в семье и школе.

И именно эта излишняя обеспокоенность и нагнетание ненужных переживаний очень сильно  и негативно отражается на современных школьниках и их внутреннем мире.

Библиографический список

Источник: http://student.snauka.ru/2015/05/2481

Владимир Чудов: За проектом «Школа старшеклассников» − будущее!

«Здесь каждый ученик может почувствовать себя ученым, инженером или программистом», − так говорится о школе 1502 при МЭИ, участвующей в проекте московского образования «Школа старшеклассников», на ее странице «ВКонтакте». О целях проекта, о том, что он дает ученикам и почему за «Школой старшеклассников» — будущее, в интервью журналисту редакции рассказали директор образовательной организации Владимир Чудов и его заместитель Денис Бритов.

  • Материал подготовлен совместно с Департаментом образования и науки города Москвы.
  • Директор московской школы № 1502 Владимир Чудов

Владимир Чудов: «Школа старшеклассников» – уникальный проект. Это не просто идея, реализованная в двух-трех школах, а целая идеология, которая будет распространяться в Москве.

«Школа старшеклассников» создана для детей старшего возраста (8−11-х классов), находящихся на стадии предпрофессионального самоопределения. Это отнюдь не элитарная школа в центре Москвы. В ближайшем будущем такие образовательные организации планируется открыть в каждом районе города.

Об образовательном пространстве

Денис Бритов: Здание, в котором мы сейчас находимся, отремонтировали, и за 5 месяцев школа из старого учреждения превратилась в современное.

Вместо монолитных классов теперь мобильные трансформируемые пространства, вместо старых лабораторий − лаборатории площадью более 100 кв. м и мобильные перегородки, с помощью которых можно разделить ее на две-три части и образовать классы.

В школе нет надоевших узких темных коридоров, зато много открытых пространств (open space).

Об учебном оборудовании

Денис Бритов: Мы укомплектованы самым современным оборудованием. Не каждый преподаватель и уж тем более ученик сможет с ходу начать с ним работать, ведь даже чтобы настроить его, нужно иметь определенную сноровку. Например, только на запуск установки по изучению удельного заряда электронов нужно не менее 20 минут.

Владимир Чудов: Это не значит, что оборудование выше уровня знаний ученика и учителя и его трудно освоить. Просто оно настолько современное, что требует новых подходов к обслуживанию.

Проект «Школа старшеклассников» нацелен на то, чтобы дети уже в школе привыкали к той среде, которая будет их окружать в университете. А дальше, надеюсь, они пойдут работать на современное производство с современным оборудованием.

О методиках преподавания

Владимир Чудов: Школа постепенно переходит к лекционным занятиям, но традиционные уроки из программы не исключены (у старшеклассников они длятся 1,5 часа). В программе также множество практико-ориентированных занятий (лабораторные, специальные инженерные курсы).

Денис Бритов: Нет никакого пропорционального разделения между лекциями, практикумами и уроками, все зависит от предметов. Там, где можно собрать большое количество детей и прочитать им лекцию или провести вместе с ними эксперимент, педагоги проводят лекции и эксперименты. В ряде предметов большой массив практических работ, что особенно востребовано в профильных классах. 

Концепция «Школы старшеклассников»: максимально приблизить учебный процесс к вузовскому. Это такой первый шаг в сведении школы и высшего учебного учреждения.

Об учениках

Владимир Чудов: Дети, обучающиеся в детском саду при школе, автоматически (при желании родителей) зачисляются в первый класс. Уже ближе к старшим классам ученики, которые мотивированы (подчеркиваю!), проходят внутришкольное тестирование, чтобы определиться с профилем и перейти в «Школу старшеклассников».

Второй способ стать учеником «Школы старшеклассников» — через донабор детей в профильные классы, который проводится в апреле. Испытания не простые, но это и хорошо, потому что серьезный конкурс позволяет поднять планку, до которой тянутся и остальные ученики.

О преподавании предметов IT-направления

Владимир Чудов: Информатика – определенный конек школы. Нас курирует Московский энергетический институт, и там всегда престижным было направление «Автоматика и вычислительная техника». И в школе, и в МЭИ есть класс с углубленным изучением информатики.

Ученики, серьезно изучающие информатику, создают неплохие проекты, занимают с ними высокие места на топовых конференциях. Эти результаты означают, что мы неплохо преподаем, а ребята правильно применяют полученные знания.

Однако важно и другое. Школа прошла конкурсный отбор, чтобы создать на нашей территории IT-класс. Эта работа курируется мощными IT-компаниями Москвы и России. Мы уже набрали детей и педагогов. Если в классе с углубленным изучением информатики 4 часа урока в неделю, здесь будет 10 и форматы занятий будут разными.

О преимуществах выпускников «Школы старшеклассников» при поступлении в вузы

Владимир Чудов: Ученики «Школы старшеклассников», помимо ЕГЭ, сдают предпрофессиональный экзамен.

Он состоит из двух компонентов: теоретического (40 баллов максимум) и практического (60 баллов максимум). Ребята сдают его на 70 и более баллов (в сумме).

При поступлении они прикладывают результаты к портфолио. Вузы в соответствии с положением приемной комиссии дают до 10 баллов к ЕГЭ.

Это очень неплохо, потому что дети стремятся поступить на наиболее престижные специальности и направления, где высокий проходной порог. И каждый дополнительный балл – это шаг вперед в их самореализации.

О том, что нужно делать вузам, отстающим от школ

Владимир Чудов: Думаю, им стоит брать пример с передовых московских и российских вузов, где давно применяют индивидуальный план работы студентов, создают элитарные группы, разрабатывают собственный образовательный маршрут и применяют индивидуальную систему оценивания.

О будущем проекта

Владимир Чудов: Сейчас каждая образовательная организация пытается найти собственный путь развития. Если появится больше школ, участвующих в городских проектах, тесно взаимодействующих с вузами, то наши выпускники смогут делать более осознанный выбор будущих профессий, а вузы будут получать подготовленных абитуриентов с хорошим багажом знаний.

Денис Бритов: «Школа старшеклассников» – эта концепция, к которой все шло. Это идеальная ступень для подготовки детей к обучению в вузе.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/proforientaciya/vladimir-chudov-za-proektom-shkola-starsheklassnikov-budushchee/

Будущие старшеклассники будут сами выбирать, чему и как учиться

Учеников и педагогов ожидают серьезные перемены, так как готовится принятие новых стандартов обучения.

В профессиональном сообществе обсуждается проект новых Федеральных стандартов среднего (полного) образования. Главная новость: в старших классах будет необязательно учить все предметы, которые есть сегодня в расписании.

Школьники сами выберут, какие дисциплины им нужны и в каком объеме они будут их изучать. Стандарты предлагают три уровня: интегрированный и базовый, на которые отводится по три часа в неделю, и профильный — пять часов.

Какие же конкретно предметы предстоит учить? Обязательными согласно новым стандартам считаются три дисциплины: «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Никакого выбора здесь школьникам не предлагается.

Зато со всеми остальными, включая русский язык, математику, физику, химию, историю, биологию, иностранный язык и прочие, теперь полная свобода. Ученик сможет выбирать себе предметы по собственному желанию. Все они объединены в шесть групп.

Из них каждому школьнику надо выбрать три дисциплины для изучения на профильном уровне, то есть по пять часов в неделю. А еще три он будет учить на базовом или интегрированном уровне. То есть получит «облегченный» вариант знаний.

Скажем, чистому гуманитарию вряд ли придется мучиться с числом Авогадро и арктангенсами или запоминать закон Гей-Люссака, а технарю запоминать даты средневековых битв и искать на карте реку Брахмапутра.

Или если при изучении иностранного языка на базовом уровне достаточно умения на нем объясняться с теми, для кого он, как и для вас, неродной, то профильный уровень предполагает использование языка в профессиональных целях. Надо не только знать разговорную речь, но и перевести текст из какой-то предметной сферы, а также поддержать беседу со специалистами в какой-либо области. Ну а тому, кто в точных науках безнадежен, в старших классах предлагается предмет «естествознание».

В итоге в старших классах останется девять предметов: три обязательных и шесть — по выбору. Учитывая, что ЕГЭ по русскому языку и математике пока никто не отменял, есть надежда, что большинство старшеклассников не откажутся от этих важных предметов. Хотя бы потому, что их придется сдавать при выпуске из школы.

Никто уже не спорит, что российские ученики перегружены, и многие вообще теряют интерес к школе, переходят на экстернат либо просто бросают учебу. У одних нет мотивации, у других — плохие учителя, у третьих — причины социального характера.

В России 60 процентов школ находится в сельской местности, многие из них не имеют ни кадров, ни условий для полноценного образования. Семья тоже, увы, перестала быть помощником школы. Как бы там ни было, выполняющих нынешний учебный план хотя бы на твердую четверку — немного.

Это убедительно показывает ЕГЭ.

Вводя новые стандарты, Россия вплотную подошла к европейскому опыту. В Англии, к примеру, старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии — 7-8. У нас сегодня 14, притом что в стране самый короткий учебный год с множеством каникул и праздников и самая низкая продолжительность урока.

Если в Англии к школе детей начинают готовить, по сути, с двухлетнего возраста — там обязательны развивающие занятия, то у нас об обязательности дошкольного образования нет ни слова даже в проекте нового закона «Об образовании». Новые стандарты, безусловно, — шаг к профильной школе, когда учишь то, что тебе может пригодиться при выборе профессии. Но вопросов и претензий к проекту множество.

Большая часть касается проверки знаний и программ по предметам. Кроме знаний по русскому языку, математике, физике и т.д. стандарты обязывают учителя воспитывать у детей патриотизм, толерантность. Как это проверить? В проекте нет примерных программ и планов учебных курсов. А они с переходом на разные уровни должны быть серьезно изменены. Как, впрочем, и учебники.

Кто и когда их перепишет? Успеют ли они попасть в школы к моменту введения стандарта? Если нет, то нет никакого смысла вводить новые требования.

Среди обязательных предметов названа физкультура. За границей это занятия в кружках и секциях. Но далеко не у всех российских школ даже есть спортзал, не говоря уж о бассейнах и теннисных кортах. Даже те два обязательных урока физкультуры, что предусмотрены сейчас, проводятся с трудом.

Вместо зала во многих школах используется коридор или вестибюль. В тех школах, что имеют спортзалы, как правило, нет душа, тренерских комнат, оборудованных раздевалок, хранилищ для инвентаря.

Один из известных московских педагогов в разговоре с «РГ» был категоричен: «Физкультура в старших классах — архаизм!»

Что касается ОБЖ, то многие педагоги полагали, что знания по этому предмету будут входить в курсы биологии, физики, химии. Чтобы практика объяснялась теорией. А «Россия в мире» — вообще новый предмет, по которому нет ни учебников, ни методичек. Хотя если разобраться, то содержание новой дисциплины — часть курса истории. Пусть и новейшей.

Новые стандарты потребуют изменения штатного расписания школ. Скорей всего, не уменьшится нагрузка только у словесников и математиков. Да и то благодаря ЕГЭ.

А вот физики, химики, биологи наверняка окажутся в трудном положении, ведь эти сложные предметы многие ученики недолюбливают, предпочитая инженерному образованию юридическое или экономическое.

Лучше всего при новых стандартах будут «жить» физруки, педагоги по ОБЖ и учителя «России в мире».

Авторам новых стандартов Любови Кезиной и Александру Кондакову уже высказаны замечания и предложения по тексту проекта. Ожидается, что стандарт вступит в силу с 1 сентября 2011 года.

Источник: https://rg.ru/2011/01/12/shkola.html

Ссылка на основную публикацию