Как выиграть -всерос по редким предметам

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее. 

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

Еще раз расставим все точки над «i»

Как выиграть -Всерос  по редким предметамМатвей Бронштейн: жизнь, смерть и квантовая гравитация

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов). 

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли? 

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Smm и управление временем: чему учиться, чтобы найти работу

Оценим за полчаса!

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

Подготовка: где и с кем?

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»: тест на речевую безграмотность

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели. 

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам.

Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция», Центр Педагогического Мастерства, Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие.

Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет. 

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

что читать

Как выиграть -Всерос  по редким предметамЛитература с человеческим лицом

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М.  Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л.  Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа. 

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Как выиграть -Всерос  по редким предметам5 принципов захватывающей истории

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится». 

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

и ещё несколько советов

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

(источник: )

самое важное

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Читайте также:  Онлайн-курсы английского на всякий случай

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Источник: https://newtonew.com/school/kak-vyigrat-vserossiyskuyu-olimpiadu-shkolnikov-po-literature-i-ne-posedet

20 проверенных советов от призёров олимпиад

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Создайте здоровую конкуренцию

Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе и постоянно стремился превзойти своих товарищей — и благодаря этому добился отличных результатов.

Разработайте стратегию подготовки

Нужно заниматься всё свободное время, каждый день. Как говорит мой учитель: «У олимпиад нет каникул». Я обожаю олимпиадное лето: это возможность глубоко изучить право и обществознание, не отвлекаясь на школу.

Также необходимо составить подробный план занятий, особенно если готовишься по нескольким предметам. На первом месте в моём дневном расписании стояла отработка олимпиадных заданий и теории по какому-либо блоку, а уже потом — всё остальное.

Вот план подготовки к олимпиадам по обществознанию и праву, которые я разработал вместе со своим учителем.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам План подготовки по обществознанию Как выиграть -Всерос  по редким предметам План подготовки по обществознанию Как выиграть -Всерос  по редким предметам План подготовки по праву

Узнайте критерии оценивания

Для победы в олимпиадах стоит знать критерии оценивания и понимать, что именно ждут от вас разработчики и эксперты. Выполняя задания, требующие развёрнутого ответа, нужно быть логичным и последовательным, не допускать повторов и подмены понятий.

Учитесь быстро запоминать материал

1. Графические зарисовки. Рисунки, схемы и диаграммы помогают систематизировать материал и быстрее усваивать даже сложную информацию.

2. Деление информации на структурированные блоки — частями материал учить проще.

3. Стикеры. Я записывал информацию на цветном стикере и наклеивал его над столом или где-то ещё, чтобы он постоянно был перед глазами.

4. Решение тестов. Они помогают закрепить полученные знания.

5. Ассоциации. Чтобы запомнить материал, я придумывал к ней ассоциацию и потом с её помощью легко вспоминал выученное.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Заручитесь поддержкой сильных преподавателей

В седьмом классе я заняла первое место в школьной олимпиаде по русскому языку. В восьмом к нам пришла сильная учительница по русскому и литературе, которая заметила мой интерес и предложила серьёзно готовиться к олимпиадам. Я начала ходить на факультативы — 2 раза в неделю по 2–3 часа.

В дополнение к школьным занятиям я купила курс по русскому языку в «Фоксфорде». Преподавателем был Никита Змановский, который сам выиграл две олимпиады, сейчас учится в Высшей школе экономики и в курсе последних тенденций в лингвистике.

  • Так я училась у разных преподавателей: у того, кто хорошо разбирается в основах, и у того, кто больше понимает в современной лингвистике.
  • Начните участвовать как можно раньше
  • Результаты Всероса действительны в течение четырёх лет: если вы начнёте участвовать с восьмого класса, то у вас будет больше шансов занять призовое место и заранее гарантировать себе поступление.

Активной подготовкой я советую заниматься в 8–9 классе, поскольку к этому времени вы успеете достаточно познакомиться с предметом и вас не будет отвлекать ЕГЭ. Следует готовиться сразу к нескольким олимпиадам по тому предмету, который вы выбрали. Решая задачи разных типов, вы получите хороший опыт.

Обязательно отдыхайте

Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так:

  • занятия в школе;
  • на переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна;
  • после уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в «Фоксфорде» по русскому языку.

По выходным тоже старалась заниматься — мне казалось, что я делаю недостаточно. Сейчас я понимаю, что нужно было делать больше перерывов в учёбе, потому что под конец года я очень устала. Лучшим отдыхом в то время для меня были встречи с друзьями: с ними получалось отвлечься и немного переключиться.

Не бойтесь отстаивать своё мнение

Когда в конце заключительного этапа я увидела свои баллы, то поняла, что прохожу в призёры. Однако воспользовалась возможностью и обсудила спорные моменты с составителем. Я подошла к нескольким профессорам: не со всеми диалог получился приятным — им тоже не хотелось признавать свои ошибки. В итоге я смогла убедить оппонентов и набрала 4 дополнительных балла.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Не готовьтесь в одиночку

При подготовке к олимпиаде в течение года накапливается усталость, поэтому лучше заранее заручиться поддержкой. Найдите школьного преподавателя, который будет знать, что вы готовитесь к олимпиаде, поможет с материалами и проверит творческое задание.

Соберите одноклассников и вместе с ними решайте олимпиадные задачи. Также полезно познакомиться с другими олимпиадниками, с которыми можно обсудить общие проблемы, например, в группе «Типичный олимпиадник» во «ВКонтакте» или на форуме «Покори Воробьёвы горы!».

Занимайтесь при любой возможности

На уроках. Я занималась вместе с другом, и мы договорились с нашей учительницей по обществознанию, что на её уроках будем готовиться к олимпиадам.

С предметами у меня не было проблем, поэтому учительница была не против и даже сама помогала разбирать задания. Во время урока мы с другом садились на заднюю парту и решали задания по сборникам и учебникам.

С некоторыми учителями тоже получилось так договориться.

Дома. В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты записывала в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона. С другом мы тоже часто переписывалась — задавали друг другу проверочные вопросы.

Чередуйте учёбу и физические нагрузки

Весь год я жила в очень напряжённом графике: приходя домой, садилась заниматься, участвовала в онлайн-этапе одной из олимпиад или вообще уезжала на очный тур в другой город.

В это время мне не хватало общения с семьёй: мы встречались только во время ужинов. К счастью, несколько раз удалось всем вместе выехать покататься на лыжах. Спорт и физическая активность для меня — отличная разгрузка.

Также я тренер по спортивным бальным танцам — в перерывах между уроками и подготовкой к олимпиадам ходила заниматься с детьми. Так я давала голове отдохнуть и переключиться.

Не сдавайтесь

Однажды у меня случилась череда проигрышей. Хотелось всё бросить и просто сосредоточиться на ЕГЭ. Пару раз я ложилась спать с мыслями, что больше не буду готовиться, но утром просыпалась с новыми идеями, что ещё можно доучить.

Также меня здорово поддерживали родители: «Ты уже такой путь прошла, поздно отступать».

В результате наш с другом план подготовки сработал. «Покори Воробьёвы горы!» была последней олимпиадой, в которой я участвовала, и именно на ней я заняла призовое место. Благодаря этому я поступила в Высшую школу экономики на специальность «Государственное и социальное управление». Друг тоже занял призовое место и поступил в Вышку в Питере.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Полюбите предмет

Довольно сложно просто взять и что-то полюбить, но если участвовать в олимпиадах только ради льгот при поступлении, то азарт быстро пройдёт. То же самое с высшим образованием: получать его просто ради корочки, я думаю, бессмысленно.

Если же идёшь за знаниями, то, конечно, нужно поступать в вуз на любимую специальность. Лучшая работа — та, которая приносит удовольствие. Иначе это не работа, а мучение.

Не забывайте про русский язык и пишите сочинения

Когда из-за досадной арифметической ошибки я потерял льготу поступления без вступительных испытаний, меня спас хороший результат по русскому. Обязательно в течение 11 класса пишите сочинения и прорешивайте первую часть.

Поначалу это сложно, особенно когда приоритетно готовишься к физике и математике.

Однако это важно, и не только для поступления: грамотная и культурная речь поможет налаживать контакты с новыми знакомыми, работодателями и коллегами.

Переключайтесь

Чтобы морально не перегореть и не подпортить себе здоровье во время интенсивной подготовки, советую переключаться на другие занятия. Например, очень хорошо помогает спорт.

Я знал парня, который все 8–9 классы занимался только химией, в 9 классе был на Всеросе по химии, а в 10 уже видеть её не мог. В итоге он поступил на факультет радиотехники в Екатеринбурге. Это не самый плохой вариант, но, думаю, он мог легко поступить на химфак МГУ, если бы занимался чем-то ещё кроме химии.

Не волнуйтесь

Паника — частый бич участников олимпиад. Когда я пришёл на Московскую олимпиаду по физике, то почему-то очень испугался страшных и нестандартных задач. В итоге так разволновался, что почти ничего не решил.

У меня так было в самом начале олимпиадного пути: я думал не о заданиях, а о том, как бы не выступить плохо. С каждой же решённой олимпиадой чувствовал себя увереннее, поэтому советую участвовать в олимпиадах как можно больше.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Заслужите доверие преподавателей

Я придерживался принципа «выполняй маленькие правила, нарушай большие». Например, в начале учебного года выделил несколько месяцев, чтобы тщательно заниматься теми школьными предметами, по которым отставал. В течение этого времени я выполнял домашние задания, не пропускал уроки и выстроил хорошие отношения с преподавателями.

В результате доверие, которое я заслужил среди учителей, начало работать на меня: через несколько месяцев прилежной учёбы я смог договориться о свободном посещении. Так, большую часть года я готовился к олимпиадам, а домашние задания делал по возможности.

Запаситесь временем и много занимайтесь

Советую самостоятельно освоить школьный уровень химии летом или в начале года. Так у вас будут хорошие отношения со школьным учителем и теоретическая база, чтобы решать олимпиадные задания.

Также прорешивайте побольше задач прошлых олимпиад. Задачи по химии требуют особой тренировки — нужно выделить много времени, чтобы начать в них разбираться. Для закрепления знаний занимайтесь в школьной лаборатории. Практические опыты помогут лучше понимать логику задач в практической части олимпиады.

Тренируйте логическое мышление и изучайте другие предметы

Всероссийская олимпиада более сложная, чем остальные олимпиады по химии. Она требует логического мышления и знания по другим предметам: физике, математике и химии. Их не нужно изучать углублённо, но основные понятия важно знать.

Также советую пройти курс по биохимии. Я прошёл курс Никиты Сергеевича Шлапакова в «Фоксфорде», и он мне очень помог продвинуться. Вопросы по биохимии встречаются именно на Всероссийской олимпиаде, а в школе никто не объясняет, как их решать.

Подавайте апелляцию

На олимпиадах по химии апелляция особенно важна и часто даёт участникам дополнительные баллы. За все 3 года участия в олимпиаде мои работы ни разу не оценивали полностью, что-нибудь всегда упускали.

Члены комиссии хорошо понимают, что можно придумать разные решения для одной и той же задачи по химии. Главное — объяснить им свой ответ. Не врываться в аудиторию и не кричать, а спокойно рассказать, что в вашей работе недооценили. Так я на апелляции смог добавить 12,25 балла к своей изначальной оценке.

Источник: https://media.foxford.ru/tips_winners/

Как победить на олимпиаде?

Хотя выражение «главное не победа, главное — участие» наиболее часто употребляется в отношении олимпиад, победить тут хочет каждый. Причем это касается не только участников, но и школ, которые они представляют. Да, для школьника победа — это почетный и полезный диплом, но для учебного заведения — это престиж и повышение рейтинга.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Но как же достичь победы при участии в предметной олимпиаде? Очень многое (если не все) решает подготовка. Тут следует выделить несколько основных принципов, которых школьнику следует придерживаться на подготовительном этапе.

Первое — выбирать только тот предмет, который интересен.

Даже в отношении базовой школьной программы учащимся трудно справиться с предметами, к которым у них нет ни предрасположенности, ни банального интереса.

А для олимпиады нужно располагать большим багажом знаний, чем тот, что предоставляется в школе. Следовательно, увеличивается и нагрузка. И справиться с ней при наличии интереса к предмету намного легче.

Второе — не перегружать себя. Да, бывает, что школьники участвуют одновременно в 4-5 олимпиадах. Но это часто приводят к переутомлению и даже неврозам. Поэтому, при наличии талантов и интереса сразу к нескольким предметам, лучше выделить два, максимум — три, и уделить им максимум внимания.

Третье — обращаться к опытным олимпиадникам из старшеклассников за советами. Соперниками они не будут, поскольку будут принимать участие в олимпиадах среди своих сверстников, а подсказать в отношении того, на что лучше обратить внимание и какие организационные моменты нужно учитывать — для них совсем нетрудно.

Четвертое – учиться и не пропускать занятия. Казалось бы, очевидный совет, но есть серьезная разница между зубрежкой и учебой. Это означает, что школьнику, для участия в олимпиаде, нужно развивать умение критически мыслить.

Для этого, вначале, нужно научиться делать одну простую вещь – задавать вопросы учителям. На большинстве занятий в конце урока преподаватель обращается к ученикам «Вопросы есть?» И, как правило, никто ничего не спрашивает.

Но если научиться спрашивать, это будет сразу развивать критическое мышление, умение анализировать предмет и искать нестандартные подходы к решению проблемы.

Пятый момент является дополнением предыдущего – обращаться к учителю данного предмета с просьбой о проведении дополнительных занятий.

Иногда педагоги их проводят за отдельную плату, а иногда договариваются с руководством школы о соответствующей прибавке и помогают школьникам бесплатно.

В любом случае, индивидуальные занятия всегда приносят намного большие результаты, чем стандартные уроки в школе.

 Основные лайфхаки для школьников

Теперь о небольших не совсем очевидных хитростях, которые помогут новичкам добиться победы при участии в предметной олимпиаде.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Первый лайфхак довольно прост – понятный и аккуратный почерк. Если даже правильный ответ написан неразборчиво, или есть несколько зачеркиваний, из-за которых непонятно, что хотел написать участник – этот ответ проверяющие могут просто не засчитать.

Вторая хитрость касается подготовительного процесса – составить график. Особенно если школьник – новичок в олимпиадах, он должен точно распределить свое время и строго следовать установленному графику.

Сделать это можно самостоятельно или с помощью родителей и опытных олимпиадников. В любом случае, подобный тайм-менеджмент не только повысит эффективность подготовки, но и позволит справиться с возможным стрессом.

Когда точно знаешь, что должен сейчас делать – нервов намного меньше.

Третья хитрость относится и к подготовке и даже более важна непосредственно на олимпиаде – сохранять спокойствие.

Шелест бумаги, шепот соседа, или даже ранних уход кого-то из участников – все это может вывести из равновесия и, даже если конкурсант готов, он не сможет показать хороший результат.

Поэтому очень важно напоминать себе сохранять спокойствие и концентрироваться на своем тесте, что бы ни происходило в аудитории или за ее пределами.

Четвертый лайфхак, которым многие школьники, увы, пренебрегают – полноценный сон накануне олимпиады. Это касается любых подобных мероприятий. Выучить все в последнюю ночь не получится, а не выспавшийся школьник забудет даже то, что действительно выучил, и допустит элементарные ошибки в простейших вопросах. А это приведет к потере драгоценных баллов.

Пятая рекомендация – анализировать прошлогодние тесты и изучать логику проверяющих. Сумев определить, каким образом происходит оценка, будет легче дать те ответы, которые принесут больше баллов при оценке теста.

Читайте также:  Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

И последний лайфхак, который позволит чаще побеждать в предметных олимпиадах – не быть перфекционистами. Попытка дать полный ответ может стоить нескольких лишних минут раздумий. Лучше написать все, что известно по данному вопросу и пойти дальше. Если будет свободное вернуться – можно будет потом вернуться к проблемному пункту и попробовать его доработать.

Основные ошибки при подготовке к предметной олимпиаде

Итак, выше было сказано, что нужно делать при подготовке и участии в олимпиаде для победы. Теперь о том, чего делать нельзя, и какие действия будут по меньшей мере бесполезны.

Первая ошибка – попытка выучить все-все-все по этому предмету. Подобное количество информации не сможет осилить ни один школьник, даже если будет усердно готовиться в течение целого года.

Лучше посмотреть, какого рода темы затрагиваются в конкретном тестировании, и сконцентрироваться на их изучении.

Если же выучить все, то будет потрачено много времени и сил, масса ненужной информации осядет, а то, что нужно – обязательно забудется.

Кроме того, есть один любопытный психологический момент. Парадоксально, но факт – выучить слишком много можно. В этом случае у «переучившегося» участника появляется ощущение, что он чего-то не знает, и он забывает все изученное. Разумеется, в этом случае о победе в олимпиаде можно забыть.

Второе – постоянное участие во всех олимпиадах. Да, рекомендация частого участия для снижения уровня стресса попадается чаще.

Отчасти она справедлива – регулярно выходя из зоны комфорта, школьник начинает меньше нервничать перед каждым тестированием. Но если слишком часто записываться на олимпиады по всем предметам – переутомление неизбежно.

А это, в итоге, скажется плохо не только на успеваемости ребенка, но и на состоянии его здоровья.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Третье – стремление победить любой ценой. К сожалению, иногда это выливается в попытки сжульничать, получить доступ к вопросам раньше или «подсидеть» других участников.

Ничего хорошего из такого стремления к победе не выйдет. В лучшем случае, один-два раза это «прокатит», а потом участника обязательно поймают на жульничестве.

И последствия, в любом случае, будут весьма неприятными как для школьника, так и для его родителей и школы в целом.

Но даже если следование всем вышеприведенным рекомендациям не привели к победе на первой олимпиаде – не стоит отчаиваться. Лучше попробовать еще раз.

Такой фактор, как удача, тоже не стоит отбрасывать – это может включать настрой и внимательность педагога, проверяющего, тест, состояние школьника на тестировании и даже качество его письменных принадлежностей.

Поэтому, проиграв один-два раза, опять же, не стоит бросать попытки победить и, рано или поздно, победить в олимпиаде удастся.

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/kak-pobedit-na-olimpiade/

«Отбросить все и идти к цели». Интервью с абсолютными победителями Всероса по экономике-2015

16 апреля завершилась Всероссийская олимпиада по экономике. Победителями стали 21 человек, призерами — 95.

Первое место занял Кирилл Марк (251 балл), второе — Игорь Карпов (248 баллов), третье — Дмитрий Александров (244 балла). Все они из Москвы.

В этом году сложилась редкая для Всероса по экономике ситуация — второе и третье место заняли десятиклассники. Мы поговорили с абсолютными победителями и узнали их впечатления.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Кирилл Марк

Москва, 11 класс

Это мой первый Всерос. Я начал заниматься экономикой серьезно только в июле. В десятом классе прошел на регион, но мне не хватило трех баллов до Всероса. Тогда мне очень понравились задания, понравилось, что я смог их решить. Потом меня взяли на сборы ко Всеросу — это получилось случайно, кто-то не поехал.

Я решил, что надо определиться, чем я буду заниматься, потому что до окончания школы оставался год. Я выбрал экономику: очень много занимался сам, ходил в ЭМШ (экономико-математическая школа МГУ), на субботние курсы, в школьный кружок, сидел на сайте ILoveEconomics.

 Брал оттуда задачи, решал их, потом смотрел решения, читал комментарии, находил людей, мы общались или вживую, или в интернете.

Мне очень повезло: я вообще не волнуюсь на туре. Перед ним — да: и вечером, и утром чувствую напряжение. Это был мой единственный Всерос, поэтому надо было сделать все, на что способен. На самом туре мне пошли на встречу: позволили сесть у окна, дали оставить ключи, потому что я привык, что они лежат в левом кармане.

Самые яркие эмоции я испытал, когда пришел на показ работ. Я думал, что у меня будет баллов двести, долго смотрел на цифры, искал общий балл, потому что мне было лень считать.

Когда увидел цифру 251, я просто перестал понимать, реально ли все это. Я себя оценивал на существенно меньшее количество баллов.

Первые пять минут — просто взрыв эмоций, а потом приходит радость, удовлетворение от той работы, которую проделал.

На самом деле, меня поддерживали все, кроме меня самого — поддержка друзей, родителей, учителей очень помогла. Я чувствовал, что в меня верят.

Я в принципе не привык сдаваться и бросать начатое, хотя, конечно, такое было в процессе подготовки, когда попадались особенно сложные задачи, над которыми я сидел после школы, уставший. Но мне действительно нравилось то, что я делаю.

Я себе на весенних каникулах решил дать неделю отдыха, но уже после двух дней безделья открыл задачи и начал их решать. Просто захотелось, да и совесть грызла: не дело перед Всеросом ерундой заниматься.

Сам Всерос дал мне огромное количество разных эмоций. Здесь очень много умных людей, с которыми интересно общаться.

Они тоже увлекаются экономикой: можно подойти к человеку, начать объяснять что-то сложным языком, а он тебя поймет и начнет спорить.

Это действительно круто! Наверное, через несколько лет буду вспоминать об олимпиаде с умилением и ностальгией. А вообще, это несколько стрессовое, шокирующее событие в том смысле, что оно резко переставляет тебя на новый уровень.

Выбираю между совбаком, МИЭФом и «Первой группой» экономического факультета МГУ. Пока точно не знаю. Я привык ставить себе цели по этапам, не заглядывая далеко вперед.

У каждого из вариантов, конечно, есть свои преимущества и недостатки, но об этом еще предстоит подумать. Сейчас хочу немного отдохнуть, отвлечься: на премию от Всероса планирую съездить с друзьями в Европу.

Хочу попутешествовать, развеяться, а дальше посмотрим.

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Игорь Карпов

Москва, 10 класс

Я первый раз на олимпиаде, в прошлом году на экономике дошел только до региона, провалился там, потому что вообще ничего не изучал.

Сначала я хотел выиграть математику или физику, но потом понял, что там есть очень сильные школы, с которыми трудно конкурировать. На экономике в этом смысле легче.

В подготовке я делал упор на качественные задачи, общие и редкие темы — например, олигополии, благосостояние общества, общественные блага. Это помогло.

Я немного волновался перед турами, но старался держать себя в руках. В любом случае, понимал, что даже если не стану призером, мир не разрушится. Лучше так себя и настраивать. Я стал вторым, но даже не хотел этого.

Люди, которые пишут олимпиаду, раз они просто прошли сюда, — уже очень много сделали и все равно поступят в престижный университет.

Я рассматриваю такие варианты, как МИЭФ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, но есть еще целый год, и все может измениться.

Хочу, чтобы в будущем жизнь была спокойной, чтобы было меньше сильных колебаний, чтобы я знал, что будет завтра. Теперь, после победы, уже странно о чем-то мечтать. Может быть, попробовать доказать другим, что удержаться на таком уровне реально.

Я, например, доказал многим, что выиграть олимпиаду в 10 классе — это возможно. По результатам предыдущих олимпиад я сам думал, что это маловероятно. Уже после награждения я узнал, что когда-то еще один человек в 10 классе был вторым на Всеросе.

Хотя мне немного неловко перед одиннадцатиклассниками, что я их обошел.

Мне очень помогает моя мама, мой наставник по жизни. Она очень много для меня сделала, я ей очень благодарен. Мама говорила, что у меня есть очень хорошие шансы стать призером и даже победителем. Она очень хорошо меня настроила.

Десятиклассникам, которые в следующем году будут писать олимпиаду, хочу сказать — добиться высокого вполне возможно. Главное — верить в это, и не верить, когда тебе говорят, что ты проиграешь. Надо отбросить все и идти к цели. А потом, даже если ты не достиг ее, не расстраиваться: если одна цель не достигнута — мир не разрушится. Пожелаю всем большой удачи!

Как выиграть -Всерос  по редким предметам

Дмитрий Александров

Москва, 10 класс

Эмоции уже немного улеглись, но, на самом деле, даже сейчас я не очень спокоен. Победа стала для меня большим событием. Разумеется, уверенности не было. Я довольно долго готовился, интересовался экономикой с середины 9 класса. Начал работать над собой. Во многом мне помогал Серей Геннадьевич Белёв, он отличный человек, кандидат наук.

В первую очередь, я решал задания прошлых лет, интересовался экономикой в целом. Я бы порекомендовал такие порталы, как Slon и «ПостНаука», где постоянно публикуются современные экономические исследования и умные люди рассказывают о современной экономике. Это помогает в решении качественных задач. Для подготовки к решению количественных задач я решал задания прошлых лет.

Также посещал выездные школы — школу Егора Иванова, Липецкую школу. Это прекрасная возможность пообщаться с победителями и призерами прошлых лет, которым интересно то же самое, что и тебе. Это уникальный опыт, потому что ты начинаешь понимать, зачем тебе все это надо и надо ли вообще. Мне кажется, что для написания олимпиады очень важна математическая подготовка.

Я учусь в физико-математической школе, и это во многом мне помогло. Также важно читать литературу, например, книги Стивена Ландсбурга, Пола Хейне. Они позволяют начать думать как экономист. Экономический образ мышления несколько отличается от обычного, и когда ты этим занимаешься, начинаешь видеть некоторые вещи под другим углом.

Все это в совокупности и позволяет достичь хорошего результата.

Я смело могу сказать, что меня поддерживали все мои знакомые. С ними мне очень повезло. Мои родители, мои учителя — все понимали, как олимпиада важна для меня.

С пониманием относились к тому, что я бывал раздражительным, иногда чего-то не успевал. В последнее время я довольно усердно готовился к олимпиадам, поэтому времени было не так много.

Тем не менее, я не забывал ходить в бассейн и заниматься большим теннисом.

Куда поступать, я пока не решил, мест довольно много. Скорее всего, это будет совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ или МИЭФ. Пока склоняюсь к совбаку, в силу большей свободы, как про него рассказывают.

Мне интересна экономика, я понимаю, что хочу этим заниматься, но пока не очень понимаю, чем конкретно.

Мне было бы интересно прийти туда и попробовать разные вещи, возможно, поработать, заняться академической деятельностью и понять, что мне нравится.

Что такое олимпиада для меня? Скорее, это здравый интерес к интересным заданиям. Я участвовал в олимпиадах не только по экономике, но также по математике и физике. Это олимпиады, где интересно говорить с теми, кто участвует. Поступление — это рабочий момент, в то время как олимпиада — незабываемый опыт решения сложных задач и знакомств с замечательными людьми.

Я бы не сказал, что я приехал сюда с целью победить или стать призером. Я приехал сюда, чтобы решать необычные задания. Важно не то, какое у тебя место на олимпиаде, а то, как ты провел время. Абсолютом быть приятно, все тебя поздравляют. Было бы неплохо поучаствовать и в следующем году, но я бы хотел уделить время и другим наукам.

Как добиться успеха? Надо верить в себя и не забывать об остальных дисциплинах. Экономика — это хорошо, но, по-моему, важно быть разносторонне развитым человеком, интересоваться литературой, историей, языками, физикой или математикой. Работать над собой, находить слабые места и, найдя их, развиваться.

Текст: Екатерина Дмитриева, Милена Рублева, Анна Ким

Алексей Кистерев

Источник: https://myhseolymp.ru/otbrosit-vse-i-idti-k-tseli-intervyu-s-absolyutnyimi-pobeditelyami-vserosa-po-ekonomike-2015/

Михаил Бойм. Как выиграть олимпиаду — советы и рекомендации

Как выиграть -Всерос  по редким предметам 27.05.2018 Михаил Бойм. Как выиграть олимпиаду — советы и рекомендации.

Первое, что необходимо для победы на олимпиаде, это понимание того, зачем она вам нужна. Если отсутствует мотивация, выступить хорошо, не говоря о победе, скорее всего не получится. Кроме того, Ваша подготовка должна строиться на интересе к предмету, без него смысла в этой подготовке будет мало, и к высоким баллам она не приведёт.

            Что касается самого процесса подготовки, здесь есть два обязательных пути. Первый – это чтение научной литературы. В основном это университетские учебники. Второй – решение задач прошлых лет.

Они вплоть до 90-х годов доступны на сайте химфака МГУ вместе с решениями. Часто именно в них можно найти материал, о котором спрашивают в задачах, но которому не уделяется много времени в учебниках.

Также необходим сам навык решения задач, чем больше Вы решите, тем лучше будете знать, что имеется в виду в конкретной задаче и как начать своё решение.

            Перед Всеросом полезно прорешать как можно больше задач олимпиад прошлых лет. Так Вы научитесь находить наиболее простые для вас задачи, что особенно важно на 2-ом туре олимпиады. Имея большой опыт решения, Вы легко получите больше баллов, чем любой другой идеально вызубривший теорию участник олимпиады.

Надо сказать, что во время подготовки лучше решать задачи в соответствии со своими интересами, если Вы фанат органики, решаете задачи по органике, конечно, необходимо решать все разделы химии, но если в какой-то момент Вам ужасно надоела физ.

химия, бросьте её и решите что-то другое, что вызывает лично у вас интерес, от этого будет больше пользы.

            Очень важно готовиться к конкретному этапу. Готовясь к окружному этапу, не надо решать заключительный, это может помешать, потому что тематика задач сильно различается от этапа к этапу. В общем, есть два подхода к решению задач по химии. Собственно, химический и математический.

Вы должны понять, что для вас удобнее, расчитать формулу вещества или вспомнить вещество по его свойствам, а затем уже подтвердить вашу догадку расчетом. Бывают задачи, где возможен только один расчетный вариант решения или вообще нет цифр, и необходимо помнить химические свойства вещества.

Решать такие задачи сложнее всего, но сейчас их на Всеросе меньшинство, как правило есть возможность использовать оба подхода.

            Что касается распорядка дня, здесь сложно дать верный для всех совет. Олимпиадники ботают так, как им лично удобно, единственная важная вещь — это выспаться перед турами, потому что недосып может сильно повлиять на качество вашего решения.

Даже если у Вас огромное желание перечитать все конспекты и учебники, лучше сделаете это днём, но ночью перед олимпиадой точно не стоит. На туре важнее всего уметь распределять время и проверять. Сложные вопросы, особенно те, которые не принесут вам много баллов, лучше оставить на потом.

Как правило, Вы всегда делаете ошибки, потому что тур идёт 5 часов, и ни разу не ошибиться очень тяжело. Поэтому если у Вас остаётся время, вы должны проверить каждую задачу, желательно несколько раз.

Источник: https://olimpway.ru/articles/20

Ссылка на основную публикацию