Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

Давеча, покупал я обычное мясо  в магазине. Внимание мое привлек более дорогой продукт с надписью «Халяль» на этикетке. Цена, разумеется, была значительно выше обычного и потому, захотелось мне выяснить, в чем же отличие. Заодно и понять, какая разница в кошерном продукте от вышеупомянутого. Вроде все также, да не так…

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

Итак:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кошерное — то, что произведено по правилам кашрута, в основе которого лежат законы Торы. «Халяль» буквально с арабского переводится как «дозволенное Аллахом», и в мусульманском мире означает дозволенные поступки в целом. Если говорить о продуктах, то, в основном, те, которые являются кошерными, одновременно являются и халяльными. В обратную же сторону это правило НЕ действует.

Оказывается, кошерное и халяльное мясо одинаково только в том, что при его производстве следуют религиозным законам. В остальном же кошерное — абсолютно другое дело.

Есть множество правил.

Самые основные касаются употребления конкретных животных в пищу и способа их производства.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

Что касается птиц, то по кашруту запрещено употреблять в пищу только хищных. Далее, те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны.

Следующее правило касается способа забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  39 российских вузов будут привлекать иностранных студентов

Оценим за полчаса!

Делает это обученный шохет, который одной рукой держит курицу, а другой режет. Если хоть какой-то пункт не был соблюдён (дрогнула рука, нож был недостаточно острым и так далее) — курица не кошерна. Шохет сам понимает, правильно он сделал или нет.

Если всё в порядке, курицу осторожно вскрывают, чтобы не повредить внутренние органы, и проверяют, все ли они здоровы. Есть и правила по тому, какого цвета должны быть, например, лёгкие. Таким образом можно определить, болело ли животное. Если хоть один орган оказался больным, вся курица не годится.

Если же курица была здоровой, то начинают промывать внутренности, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли. Так же поступают с гусями, утками, индюками и другими птицами.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

С мясом крупного рогатого скота способ похожий: животное должно быть здоровым, надрез нужно делать быстро и острым ножом, промывать и оставлять затем в соли, но есть особенности.

Например, можно использовать в пищу только переднюю часть туши. В задней части находится седалищный нерв, на который наложен запрет в Торе, а удалить его очень сложно.

Что касается передней части, то её чистят от жил и разделывают на куски.

В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь

Некоторые законы, прописанные в Торе, объясняются и даже подтверждаются с медицинской точки зрения, некоторым законам конкретного подтверждения нет, и тут вступает вопрос веры — рано или поздно их необходимость подтвердится, как и в случае с другими, объяснение которым уже есть. Например, нельзя точно объяснить, почему в пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (травоядными) и парнокопытными. Поэтому свинина не употребляется: свинья парнокопытна, но при этом не травоядна.

С другой стороны, запрет употребления в пищу крови имеет объяснение. В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь. Поэтому кровь полностью выводится из животного.

Чем отличается халяльное мясо от кошерного?

«Халяль» означает «дозволенное», «харам» — запрещённое, и его намного меньше. В Коране написано, что «пищу людей Писания», то есть иудеев, можно употреблять в пищу. Принципы похожи на принципы кашрута, и продукт, признанный кошерным, также является халяльным, но это работает только в одну сторону, так как халяль не всегда является кошерным. Правила в данном случае менее строгие.

Если говорить о мясе, то также запрещено употреблять в пищу свинину, мёртвых животных и хищных птиц.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

Согласно стандартам сертификации «Халяль», животное должно быть здоровым, забой должен происходить гуманным методом: одно животное не должно видеть, как забивают другое; забивать должны быстро и остро отточенным ножом путём перерезания шейной артерии; в это же время забойщик произносит молитву «Бисмилляхи Рахмани Рахим», в переводе с арабского «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Что касается последнего, то чтение молитвы при забое применяется и в других религиях: например, это делали традиционно христиане в деревнях. Также недопустим варварский способ убийства — забой электротоком и размозжением черепа.
По стандарту «халяль» допускается электрооглушение в случае с птицей, по кашруту это запрещено. Чтобы легче снять перья, используются ванны ошпарки, по кашруту перья ощипывают вручную.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии

Та кровь, которая вытекает из животного после забоя, — запретная. Но кровь, которая остаётся в туше, не трогается. Иудеи пошли дальше: они эту кровь удаляют путём выдавливания.

Далее: мусульмане используют в производстве тушу целиком, иудеи же — только переднюю часть.

Сейчас индустрия халяльной продукции быстро развивается и её можно найти не только при мечети, но и в обычных сетевых супермаркетах. Так что халяль вышел за рамки конфессиональности и его часто покупают люди, не имеющие отношения к мусульманству.

Разумеется, из-за промышленного производства начали появляться производители, которые используют маркировку «халяль» в маркетинговых целях и производят продукт, не соблюдая правил. В этой ситуации можно доверять тем продуктам, на упаковке которых стоит знак «халяль».

Его могут наносить только те производители, которые прошли процедуру сертификации и получили сертификат Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.

Вот такие нюансы, в которых, если честно, можно легко запутаться. Однако, если Вы всерьез решили разобраться в данном вопросе, то скорее всего, очень скоро Вы начнете ориентироваться при выборе продукта.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials
demkristo.livejournal.com

Запись Кошерное или халяль? В чем отличие? взята с сайта Мир Путешествий.

Опубликовал: Инга Прознич

Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/koshernoe_ili_halyal_v_chem_otlichie

Халяльный или кошерный?

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии
В последнее время на полках крупных продуктовых сетей все чаще встречается продукция, помеченная особой маркировкой, которая указывает, что эти продукты кошерны (т.е. пригодны для верующих евреев) или халяльны (пригодны для мусульман).

Открываются кошерные и халяльные рестораны и даже торговые сети. Действительно ли производить специальные продукты питания для верующих стало выгодно?

Что можно, а чего нельзя

Как кашрут, так и халяль являются системами диетарных ограничений, основанных на священных писаниях соответствующих религий. Эти системы разные, хотя многие правила сходны. В первую очередь, правила касаются мяса. Как для евреев, так и для мусульман запрещена в пищу кровь, мертвечина, растерзанное мясо, причем разрешены в пищу только определенные виды животных.

Убито животное должно быть верующим человеком. На этом сходства заканчиваются. Мусульманам достаточно, чтобы животное было умерщвлено просто верующим в Бога. Идеальный вариант — повернуть голову животного в сторону Мекки и перед забиванием произнести «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Но в принципе мусульманин может есть и мясо животных, зарезанных евреями или христианами. Запрещена для употребления в пищу только свинина, а также любой алкоголь.Правила кашрута существенно жестче. Из животных разрешены в пищу только жвачные парнокопытные (корова, овца, коза), все остальные — запрещены. Из рыб можно есть только чешуйчатых.

Такие рыбы, как угорь, сом, осетрина, а также любые морепродукты — под запретом. Алкоголь в принципе разрешен, но все виноградные напитки (вино, мартини, коньяк, виноградный сок) должны быть изготовлены только религиозным евреем.

Резать животных может только специально обученный резник (шойхет), получающий разрешение отдельно на забой птицы и отдельно на забой крупного скота. Животное должно умереть мгновенно. Но даже убитое по всем правилам животное может оказаться некошерным, если его внутренние органы будут повреждены.Также нельзя есть вместе мясные и молочные продукты.

Для них даже используется раздельная посуда. Поэтому кошерный ресторан может быть либо мясным, либо молочным. Запрещенную пищу еврей может есть только в случае прямой угрозы для жизни.Это лишь основные моменты правил кашрута, на самом деле они гораздо сложнее.

Проверьте меня еще раз!

Продавать халяльную продукцию должно быть выгодно и перспективно: мусульманское население России неуклонно растет — как за счет рождаемости, так и за счет миграции. Да и получить соответствующий сертификат не так сложно.

Совсем иное дело с кашрутом. Чтобы получить сертификат кошерности продукции производителю придется изрядно попотеть: необходимо, чтобы состав продуктов и весь производственный цикл были проверены раввином соответствующей квалификации. Кроме того, такие проверки необходимо проходить регулярно, чтобы лицензирующая организация была уверена, что технические условия соблюдаются.На первый взгляд кажется, что получение эхшера (сертификата кошерности) — экономически бессмысленная затея. Ведь необходимо платить деньги за дополнительную проверку производства (как будто их мало в пищевом секторе) ради весьма немногочисленной группы покупателей? Хотя число религиозных евреев и растет, но их все равно не так много, чтобы создать сколько-нибудь заметный потребительский спрос. Более того, кошерными стремятся стать продукты, находящиеся в ценовой категории выше среднего, а соблюдающие традиции евреи — это, как правило, люди с большим количеством детей, стремящиеся купить что-нибудь подешевле. И еще одна странная особенность: довольно часто знак кашрута можно видеть на продуктах, которые очень сложно сделать некошерными (например, такие как водка, макароны, красная соленая рыба и т. п.). Зачем сертифицировать товар, который целевая аудитория купит и так, без всяких значков?Тем не менее количество кошерных продуктов увеличивается. По словам главного раввина России Берла Лазара, за последние пять лет число наименований таких продуктов, сертифицируемых только его раввинатом, выросло в 7 раз. А кроме него, пищевую продукцию в России сертифицирует раввинский суд во главе с раввином Пинхасом Гольдшмитом, а также некоторые международные организации по наблюдению за кашрутом.

Как это работает

Для получения сертификата кошерности специалисты по кашруту приезжают на предприятие, проводят проверку производственного процесса, технических характеристик и так далее, а в результате дают заключение о том, что такой-то продукт уже сегодня соответствует законам кашрута, другой пока не соответствует, но нужно сделать то-то и то-то, и только после этого выдается удостоверение кошерности (эхшер). В некоторых случаях, например когда речь идет о молочных продуктах, приходится направлять специально подготовленных контролеров (машгихим), которые постоянно наблюдают за производственным процессом.Как отмечает Б.Лазар, несколько лет назад инициатива по сертификации продуктов исходила от самого раввината. «В большинстве случаев мы сами шли на предприятие и предлагали ему помочь наладить кошерное производство. Кое-где мы и сейчас так делаем: например, в тех случаях, когда в каком-то регионе у верующих есть потребность в кошерных продуктах, а предложения нет или оно недостаточно». Однако теперь ситуация изменилась. «В последнее время почти всегда инициатива исходит от производителя: представители предприятия приходят к нам и просят проверить их продукцию на кошерность с целью получения эхшера», — говорит главный раввин России.

По его мнению, у многих производителей есть дополнительные поводы для получения сертификата. «Удостоверение кошерности — это пропуск на внешний рынок, не только в Израиль, но и в США, в страны Евросоюза. Там-то давно уже знают, что кошерный продукт — это экологически чистый продукт», — отметил Б.Лазар.

Кошерный или халяльный: смогут ли школьники выбрать обед согласно религии
Сертификация халяльного производства проводится сходным образом. Директор департамента внедрения стандарта «Халяль» Международного центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России Ринат Зарипов, пояснил, что при производстве мяса проверяется, чтобы это была «чисто говяжья» бойня (т.е. чтобы рядом не было производства свинины), чтобы животное было здоровое. Забивающий должен быть непременно мусульманином. Также производителю ставится условие, чтобы электрический разряд, применяемый на бойнях, только оглушал животное, но убивать должен сам резник.

  • Можно и совместить
  • Сколько это стоит
  • Источник: Григорий Коган, РБК

Предприниматель Роман владеет мясокомбинатом, производительностью 700 т в месяц. Помимо обычного мяса, он производит кошерное — примерно 60-70 т в месяц. Таким образом, кошерная продукция составляет примерно одну десятую часть. По его словам, этот сегмент, нацеленный на определенную (довольно узкую) клиентуру, все же приносит прибыль, притом что 10 лет назад производство кошерного мяса было нерентабельным. «Сегодня на этом рынке практически нет конкуренции, — говорит Роман. — Однако, если она появится, бизнес станет неинтересным, поскольку затраты и дополнительные сложности слишком велики».Для производства мяса в промышленных масштабах требуется специальное дорогостоящее оборудование (чтобы забой вручную можно было производить быстро и в больших количествах).По словам Романа, тому, кто решил работать на этом специфическом рынке, удобнее всего совмещать кошерное и халяльное производство. Дело в том, что при кошерном забое определенная часть мяса выбраковывается уже после забоя. Доля выбракованного мяса может составить 30-40%, а то и больше. Это мясо, которое не соответствует жестким требованиям кашрута, вполне может быть признано халяльным, так как это все равно качественное мясо. «У нас налажены отношения с центром стандартизации продуктов «Халяль», они с удовольствием признают нашу продукцию халяльной. Они прекрасно понимают, что при производстве кошерного мяса рядом не может быть никакой свинины, притом что на обычной бойне им не всегда могут это гарантировать», — подчеркнул Роман. В ходе забоя на бойне присутствуют как еврейский, так и мусульманский резники. Таким образом обеспечивается соответствие сразу двум «стандартам».Согласно экспертным оценкам, в России в целом потребляют кошерное мясо примерно 700 тыс. семей, при этом половина потребителей находится в Москве. Продавцы как кошерного, так и халяльного мяса отмечают, что их продукция пользуется спросом и у людей, которые не имеют отношения к исламу и иудаизму, в силу того, что эта продукция воспринимается покупателями как более качественная, соответствующая повышенным требованиям.Эта особенность потребительского поведения давно используется одним известным производителем молочной продукции. Получив сертификат кошерности, компания продает молоко, кефир, творог и т. д. как товары премиум-класса.За сертификацию, естественно, необходимо платить, так как проверка — это довольно сложная работа.По оценке производителей кошерного мяса, сертификат добавляет к стоимости товара примерно 20%. Сертификация халяльной продукции — примерно 10-20%.Конечная цена, поясняет Б.Лазар, всегда складывается из целого ряда условий. «Она напрямую зависит от сложности продукта и того, сколько нам самим стоит работа с данным предприятием. Например, если мы рассмотрим организацию линии кошерного забоя скота, то цена будет одной, если речь идет о молочной продукции, то, разумеется, уровень цен будет иным, нежели в бакалее или производстве кошерного вина. Следует понимать, что для нас это — не бизнес. Мы не стремимся наживаться на своих потребителях. После закрытия всех издержек, связанных с производством, выплаты заработной платы работникам и обслуживающему персоналу остается лишь минимальная наценка, которую мы делаем для того, чтобы кошерное производство продолжало функционировать и развиваться», — отмечает Б.Лазар.

Источник: https://www.meatvestnik.ru/2013/02/blog-post_8749.html

Что такое кошерные и халяльные продукты, и стоит ли за них переплачивать?

За продукты с пометкой «Халяль» или «Кошерное» заплатить придется больше! Разбираемся: оправданы ли лишние траты.

Сразу оговоримся, что тем, кто выбирает такие продукты согласно национальной традиции и для соблюдения религиозных правил сомневаться не приходится. Следование обычаям предков требует готовить из правильных продуктов. Но и тем, кто далек от религии, такие продукты могут быть полезны потому, что они:

  • Очень тщательно проверяются. А обязательной сертификации продуктов питания в России нет.
  • Делаются из качественного сырья по экологичным технологиям.
  • Мясные животные забиваются самыми щадящими методами.
  • Религия также требует использовать для приготовления мяса и других продуктов разную посуду, доски и приборы, что правильно с гигиенической точки зрения.
  • Этническая кухня такого рода обычно отлично вписывается в правила современного ЗОЖ.

Продукты «Кошер»

  • Кошерные – продукты, разрешенные по правилам и законам иудаизма:
  • — мясо жвачного животного с раздвоенным копытом, вырезанное строго из передней части туши
  • — мясо любой птицы, не являющейся хищной
  • — морская рыба, у которой есть и плавники, и чешуя
  • — алкогольные напитки, но приготовленные по канонам
  • Трефная (запрещенная) еда:
  • — любые продукты и блюда, содержащие в себе кровь
  • — мясо животных, которые были убиты или умерли от естественных причин
  • — мясо не жвачных или не имеющих «правильного» копыта животных
  • — рыба, у которой отсутствуют чешуя или плавники, морепродукты
  • — продукты из молока и мяса, приготовленные вместе
  • — содержащие любые искусственные компоненты

Продукты «Халяль»

  1. «Халяльный» — допустимый мусульманскими канонами:
  2. — мясо любых не больных животных, за исключением свиней
  3. — рыба речная или морская
  4. — любые ягоды, овощи или фрукты 
  5. — продукты из молока
  6. Все, что не попадает под каноны, называется «харам»:
  7. — мясо свиньи
  8. — мясо животных, умерших своей смертью или погибшие случайно либо забитые не по канону
  9. — мясо хищников: птиц и животных
  10. — любые субпродукты
  11. — продукты, содержащие искусственные или запрещенные канонами добавки
  12. — любой алкоголь

Требования к производству продуктов «Халяль» и «Кошер» похожи:

  • Использовать можно строго мясо абсолютно здоровых животных.
  • Никаких антибиотиков или гормонов в процессе выращивания.
  • Корма – только естественные и натуральные.
  • Забой – строго по канонам: опытным забойщиком, мгновенно, остро заточенным ножом, с молитвенной формулой.
  • Из туши должна вытечь вся кровь, внутренние органы осмотрены на предмет скрытых заболеваний.
Читайте также:  Информация на сайте: как не пропустить запись в лучшие кружки москвы

Различия не существенны.

Так, халяль позволяет использовать электроток, ошпаривание птицы и не требует полного удаления оставшейся в туше крови.

Именно поэтому то, что является кошерным, может быть признано и халяльным, но не наоборот.

Конечно, мы упомянули только основные правила. Найти такие продукты на прилавке просто: «Халяль» и «Кошер» имеют так называемые товарные знаки подтверждения.

Это могут быть сертификаты Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России или региональных комитетов при духовных управлениях мусульман «Халяль».

Сертификат кошерности (эхшер) выдается после того, как раввином будет проверен полный цикл изготовления продукта, и на некоторых этапах этот контроль должен осуществляться постоянно.

При таком жёстком контроле продукты практически гарантированно будут иметь высокое качество, а значит, и завышенная цена в этом случае допустима. Но выбор все равно остается за покупателем.

Источник: https://www.gastronom.ru/text/chto-takoe-koshernye-i-haljalnye-produkty-i-stoit-li-za-nih-pereplachivat—1010608

Чем кашрут отличается от халяля?

Аба Аббо: «Правил много.
По порядку.

Мы не едим свинину, это раз. Многие евреи не соблюдают кашрут, но
они не едят свинину. Хотя запрет есть насекомых или рыбу без чешуи по силе
точно такой же. Съешь ты муравья или свинью — это одинаковое нарушение законов.
Я как-то интересовался, сколько человек съедает за год насекомых, — с листьями
салата 500 грамм в год! Тем не менее это считается как бы нормальным, а свинина — нет.

Второе, мы не едим мясо и
молоко вместе. После мясного блюда надо ждать шесть часов, прежде чем съесть
молочное, после молочного — час. В Торе написано «не вари козленка в молоке
матери».

Тут закрадывается некая ошибка перевода. «Козленок» — это ребенок
своей мамы. То есть мы не ограничиваемся только козлами, любого ребенка матери
нельзя варить в ее молоке.

Нельзя готовить, нельзя есть, нельзя получать от
этого никакую выгоду.

Третье — мясо. В Торе
есть правило, что кошерное животное должно иметь два признака: у него должны быть раздвоенные
копыта и оно должно быть жвачным. Теоретически можно и жирафа съесть, если бы
он не был занесен в Красную книгу.

Четвертое — рыба. Она
должна быть с плавниками и чешуей. Например, осетровые рыбы и их икра — некошерная пища. А красная икра — кошерная, потому что она происходит от
кошерных лососевых рыб. Есть много видов рыб, которые сбрасывают чешую, они
считаются кошерными. Моллюски, креветки и прочие морепродукты — некошерные.

Пятое — птица. В Торе
написано, что у кошерных птиц нет отдельных признаков. Есть список птиц,
которых есть можно. Вот тут люди и начинают ломать себе головы. Потому что то,
что называлось ястребом 2000 лет назад, сегодня может оказаться орлом.

Из-за
смешивания языков в связи с кочеванием наименования птиц и животных тоже
менялись. Нужна визуальная традиция, которая передавалась бы через поколения. Чтобы
кто-то мог ткнуть пальцем и сказать, что эта птица и есть тот индюк, о котором
писали тысячи лет назад.

Традиций осталось немного, поэтому мы поступаем так: есть свидетельство — едим, нет — не едим.

Шестое. Мы не едим
насекомых и пресмыкающихся. То есть червивое яблоко — некошерное, пока вы не
удалите оттуда червяка. Листья салата надо очень тщательно проверять перед
употреблением.

Я как-то проверял продукты, говорю шефу: какая чистая зелень! А
он: ничего ты не понимаешь, эту зелень даже насекомые не хотят есть. Мы должны
проверять все крупы, рис перед тем, как забросить их в воду.

Высыпаем на белую
поверхность и проверяем при хорошем освещении.

Внутри этих правил мудрецы
пытались находить закономерности и выводили определенные правила. Например, кошерная
птица никогда не будет хищной. А как мы
можем определить хищную птицу? У нее клюв будет заострен вниз и будет
дополнительный палец, чтобы хватать добычу.

Видишь такие признаки — значит, птица точно не кошерная. Более того,
мудрецы сказали, что если у рыбы есть чешуя, значит у нее точно был плавник.
Довольно храброе утверждение для мудрецов, которые жили в земле Израиля, либо в
Вавилоне.

Много они морей там видели? Сколько рыб человечество узнало с тех
времен! Сколько раскрылось с того времени, о которых в то время никто не знал. То же самое с животными: мудрецы сказали,
что у кошерных млекопитающих ветвистые рога.

Вряд ли древние мудрецы видели оленей
и лосей, а ведь они подходят под описание. Это говорит о том, что информация
была действительно получена от Бога, а не из личного опыта.

Мы говорили о продуктах.
Но само по себе это мясо не является кошерным. В Торе есть отдельный запрет на употребление крови в
пищу. При забое кровь обязательно сливается.

Вы спросите, а как же стейки с
кровью? В детской викторине, которую я проводил, был вопрос: было два продукта,
один изначально кошерный, другой
некошерный, их совместили на время, потом разъединили и первый продукт стал
некошерным, а второй — кошерным. Что это? Ответ: соль и мясо. Соль всегда кошерная.

Посоли ей мясо, она вытянет всю жидкость,
включая кровь, станет некошерной, а мясо — кошерным. Если в кошерном мясе или
птице вы встретите жидкость, то это будет не кровь. Рыбу засаливать перед
употреблением не надо, рыба не мясо, и ее кровь — в нашем понимании не кровь.
Кровь птицы может быть внутри яиц.

Поэтому мы покупаем только белые яйца, в них
она встречается реже. И перед употреблением яйцо надо разбить в стаканчик и
посмотреть на свет».

Рушан хазрат Аббясов: «Халяльным
является мясо животных, забитых правильным образом. Также есть харам, то есть
запрещенные продукты. Основных запрета два: свинина и алкоголь. Соответственно,
все блюда, содержащие их, — тоже харам. Также запрещена мертвечина. Фрукты, яйца, морепродукты
считаются халяльными».

Источник: https://eda.ru/media/vopros/chem-kashrut-otlichaetsya-ot-halyalya

Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу?

В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит […]

В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф. 6, 25)

Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я.

 Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.

Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», — а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт.

Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах.

Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало.

Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру — я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»

А потому религиозные пищевые запреты — одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху.

Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило — религиозной.

Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.

Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… ».

И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11; 2, 8).

По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?

Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства.

Святой Константин (Кирилл), просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» (Втор. 32, 15).

Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24).

Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.

А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений.

Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).

«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»

Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 12), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия.

Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое.

Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 12-14). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом).

Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной.

Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.

Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек — существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое “алкание”, всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет “питанием” и зависимостью от него.

Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом — царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»).

А потому высшая точка в человеческом поиске Бога — Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой (Ин. 6, 51).

Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.

Если мы осознаем литургический смысл поста, т.е.

пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.

В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное».

Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая.

Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.

Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?

Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.

Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы.

Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора.

Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.

И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.

д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору.

Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?

Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения.

Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать).

Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться.

Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение.

Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).

А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа.

Читайте также:  Да что вы говорите: 6 необычных способов выучить язык

Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами.

Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.

Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», — чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное.

Если печенье жирное и вкусное — то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь.

Главное не забывать, что пищевой пост в православии — всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи.

«А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23).

Вы можете поаплодировать автору30

Источник: https://pravoslavie.fm/bogoslovie/mozhno-li-khristianinu-est-koshernuyu-i-kh/

Отличие кашрута от халяля

Правоверные иудеи и мусульмане придерживаются очень строгих правил.

Кажется, что вся их жизнь регламентирована священными книгами и наставлениями. И питание тут не исключение. Ислам и иудаизм выработали множество правил, согласно которым правильная пища стала халяльной или кошерной.

Мы решили разобраться, чем же отличаются друг от друга во многом похожие своды правил двух религий.

Разрешено/запрещено

Халяль — на арабском языке означает «свободный, разрешенный». Так называют пищу (на самом деле, не только пищу, халяльными могут быть даже финансовые операции), разрешенную для употребления Кораном и другими основополагающими книгами мусульман. Запрещенная пища называется харам. Есть также термин макрух, что значит — нежелательное.

Кашрут — означает пригодность чего-либо для употребления иудеем с точки зрения Галахи, иудейского права, основанного на законах Торы, Талмудов и другой религиозной литературы. Кошерный — значит пригодный, правильный, в том числе и для принятия в пищу. Трефной — запрещенный. Кашрут, конечно, применяется не только к пище — он касается практически всех областей жизни иудеев.

Кашрут и Халяль в некоторых вещах очень похожие системы. Кашрут — строже. Пища, которая признана кошерной, подойдет для мусульманина. Но наоборот это правило не работает: не всякая халяльная пища может быть кошерной.

Мясо

Халяль

Не разрешено употреблять в пищу мясо хищных наземных животных, а также мертвечину. Запрещены и всеядные звери. Животные, которые рождаются и живут в воде, то есть всевозможные амфибии, водоплавающие млекопитающие — также харам. Особенный акцент делается на запрете мяса свиней и ослов.

Правила забоя: Животное должно быть убито с именем Бога на устах, убито максимально быстро и безболезненно. Кровь должна быть спущена. Вымачиванием и выдавливанием крови, как иудеи, мусульмане не занимаются. Но как иудеи не признают метод убоя электрическим шоком.

Кашрут

Евреям разрешено есть животных только травоядных, жвачных и парнокопытных. Есть животных, которые соответствую только одному из этих условий, «кошерны наполовину» — строго запрещено. Так, в один ряд с плотоядной свиньей попадают травоядные зайцы и верблюды. Обоим не повезло с копытами.

Правила забоя: Животное убивают очень быстро, так, чтобы оно не успело испугаться. Забивает специально обученный человек — шохет. Обязательно спускается вся кровь, туша вымачивается, а потом посыпается солью, чтобы удалить вообще всю кровь.

Важно: евреи употребляют в пищу только переднюю половину туши, так как в задней есть трудноудаляемый и запрещенный седалищный нерв.

Молоко

Халяль: особых указаний нет

Кашрут: молоко и мясо теплокровных запрещено употреблять вместе в рамках одной трапезы.

Молоко или мясо даже теряют свою кошерность, если попали в руки человека, что недавно имел дело с враждебной частью пищи (мясом или молоком) и плохо помыл руки. Эти продукты даже в одной посуде готовиться не должны, вне зависимости от качества помывки.

Именно поэтому рестораны часто специализируются на чем-то одном — либо на мясных, либо на молочных блюдах, чтобы не было путаницы с двумя комплектами посуды.

Птица

Халяльная

Мусульмане не едят хищных, а также всеядных птиц. Также птица должна быть покрыта перьями — птицу без перьев мусульмане не едят. Яйца разрешены любые, даже яйца запрещенных хищных птиц.

Кошерная

Все виды хищных птиц, а также их яйца, являются трефовыми, то есть запрещенными в пищу. Также нельзя есть яйца, в желтках которых замечены сгустки крови. Разрешены в пищу куры, индейки, перепела, голуби… Правила забоя здесь такие же, как и для млекопитающих.

Рыба и морепродукты

Халяль

Все, что рождается, живет и умирает в воде — харам, кроме рыбы. Но у нее должна быть чешуя. Так что морепродукты для последователей ислама недоступны. Правила убоя на рыбу не распространяются. Главное — не есть ту, что умерла собственной смертью от невыясненных причин. Если же она умерла от холода, например, то ее можно есть.

Кашрут

Разрешена рыба, которая имеет плавники и чешую. И производные от нее, например, икра. Поэтому иудей откажется от угря, сома, акулы, осетра, а также от кита и дельфина. Всевозможные виды моллюсков и ракообразных — под строгим запретом, ведь у них нет ни чешуи, ни плавников.

Зато рыба не является ни молочной, ни мясной пищей. Единственная оговорка: рыбу и мясо нельзя использовать в одном блюде.

Спиртные напитки

Халяль

Алкоголь запрещен Кораном. Не разрешаются также наркотические и психотропные вещества. Вообще все, чем человек может нанести себе вред, в том числе и табак.

Кашрут

Спиртные напитки разрешены к употреблению. Но только сделанные правоверным иудеем и из кошерного винограда. Вино, которое было просто открыто неправильным человеком, становится некошерным.

Насекомые

Халяль

Все насекомые запрещены, за исключением саранчи, которую в жареном виде ел пророк.

Кашрут

Насекомые запрещены. А вот пчелиный мед кошерен. Согласно Торе, он не является продуктом жизнедеятельности пчелы.

Казалось бы, правоверные иудеи могут вздохнуть с облегчением — в Таиланде их никто не заставит есть жареных кузнечиков.

Но расслабляться не стоит: под запретом все личинки, черви и прочие представители мира насекомых, а это значит, что червивые яблоки и инжир не могут быть употреблены в пищу.

Следовательно, постоянно нужно быть настороже, перебирая зелень — вдруг проскользнет салатная мошка.

Источник: https://stmegi.com/posts/31471/ptitsa-v-peryakh-i-ryba-v-cheshue-chem-khalyalnaya-pishcha-otlichaetsya-ot-koshernoy/

Можно ли есть пищу христиан и иудеев?

Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно.

Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля».

Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.

Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.

Что нельзя есть по Корану и Сунне?

В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].

«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения… Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).

  • В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
  • Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
  • Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.

До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.

Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно.

В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием.

Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.

Кого считать людьми Писания?

Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.

Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:

«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).

  1. Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
  2. Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
  3. Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
  4. Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.

Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей.

Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].

Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение.

Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют.

Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.

Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.

В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится.

К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.

[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог».

Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа.

Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А.

Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С.

777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.

Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».

[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления.

Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.

[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.

[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.

[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.

[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца.

Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д.

Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.

Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).

Источник: https://umma.ru/mozhno-li-est-pishhu-hristian-i-iudeev/

Ссылка на основную публикацию