Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

  • Содержание
  • Школьное портфолио — что это?
  • Цель составления портфолио для первоклассника
  • Как оформить портфолио первоклассника
  • Разделы портфолио ученика 1 класса
  • Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения
  1. Страницы раздела «Личные данные»
  1. Страницы раздела «Достижения ребенка»
  1. Страницы раздела «Участие в жизни класса и школы»
  1. Страницы раздела » Отзывы и пожелания»

Портфолио первоклассника – шаблоны

Малыши с волнением ждут 1 сентября. День Знаний – праздник для первоклассников и родителей. Праздник, с изрядной долей тревоги со стороны старшего поколения: как ребенок адаптируется в новой обстановке, справится ли со всеми требованиями, которые ему предъявит школа? Для вчерашнего дошколенка меняется многое: режим дня, детский коллектив, деятельность, которая теперь будет оцениваться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Портфолио ученика 1 класса – это один из современных вариантов оценивания школьника.

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Школьное портфолио — что это?

Портфолио – эта папка, содержащая сведения о личности ребенка, его интересах и активности в тех или иных сферах деятельности в школе и вне ее. Этот документ помогает раскрыть способности и умения школьника. В портфолио же содержится информация о семье ребенка, семейных традициях.

Цель составления портфолио для первоклассника

Учеба важна сама по себе, но готовность первоклассников к новой деятельности разная. Иногда ребенок, отставая в чем-то от своих сверстников, может потерять интерес к обучению еще на начальном этапе.

Для того, чтобы этого не произошло, педагоги используют множество приемов.

Это и адаптационные программы для первоклассников, уроки с игровыми элементами для плавного перехода от игровой деятельности к учебной, и оценка работы первоклашки в различной форме на занятиях.

Для родителей в этот период важно принимать активное участие в жизни своего ребенка и прислушиваться к требованиям и советам учителя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Говорить с детьми о безответной любви, наркотиках и безопасности

Оценим за полчаса!

Одним из таких требований и является создание портфолио первоклассника. Какой смысл в сборе этих материалов?

Изначально создание портфолио ученика задумывалось как основа для успешного выбора профильного обучения в старших классах. Но в заполнении и украшении этих страничек у малышей существуют и другие аспекты, которые имеют, скорее, психологический характер.

Заполнение разделов портфолио формирует у ребенка привычку фиксировать свои успехи, что важно для положительной самооценки: ребенок видит, что его результаты раз от раза становятся лучше, и узнает свои сильные и слабые стороны. Если ученик не научится реально оценивать свои учебные успехи, то в дальнейшем возможны конфликты с педагогами, поскольку ребенок не ориентирован на самосовершенствование и дисциплину.

Строгих рамок для создания портфолио ученика 1 класса нет. Важно лишь не превратить эту работу в учет достижений, поэтому нужно научить ребенка анализировать свою учебную деятельность, а не создавать «памятник» самому себе.

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Как оформить портфолио первоклассника

Заполнение портфолио ученика 1 класса – кропотливая работа, но ее можно превратить в увлекательный процесс совместной деятельности родителей и ребенка.

Первое, что вы должны сделать – это посетить вместе с ребенком магазин канцелярских товаров. Пусть малыш поможет вам выбрать самую красивую папку с файлами. Учитывайте, что эта папка будет служить вам долгие годы, поэтому она должна быть прочной и содержать большое количество пустых файлов (не меньше 90).

Портфолио для 1 класса должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать внимание ребенка, поэтому для его оформления вам также понадобятся цветные карандаши и ручки, фломастеры, линейка, трафареты, детские наклейки с различными изображениями.

Школьное портфолио ученика

Разделы портфолио ученика 1 класса

Портфолио для первого класса может включать в себя следующие разделы:

  • личные данные,
  • достижения ребенка,
  • участие в жизни класса и школы,
  • отзывы и пожелания.

Личные данные

Вклеить фотографию, написать полное имя ребенка, охарактеризовать семью (рисунок первоклассника на эту тему), написать адрес. Можно включить рисунки и рассказы о школе, друзьях, любимых животных с фотографиями.

Будет просто отлично, если ребенок совместно с родителями нарисует короткий и безопасный путь от школы домой, а мама с папой объяснят основные требования безопасности, и первоклашка усвоит ТРИ НЕЛЬЗЯ:

  • нельзя заговаривать с малознакомыми и чужими людьми на улице;
  • нельзя садиться в машину (ходить в гости, гулять) с малознакомыми и чужими людьми;
  • нельзя открывать двери кому – либо, когда он один дома.

Пусть ребенок оформит эти запреты в портфолио рисунками.

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Достижения ребенка

В начальной школе у детей так много забот: научиться быстрому чтению, освоить навыки счета и выучить таблицу умножения, выполнить программу по внеклассному чтению.

Всю динамику стоит занести в портфолио ученика 1 класса, оформить иллюстрациями на тему прочитанных книг, придумать смешные картинки о том, как преодолевались трудности. Родители должны приветствовать и поддерживать инициативу ребенка в заполнении этих страниц.

Не стоит акцентировать внимание только на успехах в учебе. Ребенок посещает спортивные секции, музыкальную или художественную школу, дополнительные занятия по иностранному языку. Все творческие работы, которые нравятся школьнику, грамоты, награды, фото с соревнований и выступлений включаются в этот раздел портфолио ученика 1 класса.

Весь собранный материал можно разграничить на отдельные главы:

  1. математика – вкладываются работы по математике, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
  2. русский язык – вкладываются работы по русскому языку, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
  3. литературная копилка – рисунок с динамикой наращивания скорости чтения, короткие заметки о прочитанных книгах, удачные изложения и сочинения;
  4. проектная деятельность – работы, которые были признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
  5. творческая деятельность – в этот раздел портфолио первоклассника следует помещать рисунки, стихи, сказки, фотографии объемных поделок, которые сделал ребенок, или любые другие творческие работы;
  6. мои увлечения – фотографии, рассказы о том, что интересно ребенку;
  7. спортивные победы или успехи в музыкальной школе, изучении иностранного языка – собрать грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях.

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Участие в жизни класса и школы

Для любого человека важно быть принятым в коллектив. Поощряя участие первоклашки во внеклассных мероприятиях, родители помогут ребенку адаптироваться в школе.

Все фотографии о походах, экскурсиях, поездках, праздниках, рисунки, памятные сувениры помещаются в папку портфолио ученика 1 класса.

Там же нужно записать, какие обязанности ученик выполняет в классе, ребенок по желанию может оформить все рисунками или картинками по теме.

Отзывы и пожелания

Этот раздел портфолио ученика 1 класса должны вести сами родители и учитель. Основная цель – поощрить ребенка. Не стоит ограничиваться общим словом «Молодец!», лучше писать развернутые отзывы и хвалить ребенка за какие-то конкретные достижения, это поможет повысить его мотивацию к учебе.

Итоги учебного года и характеристика от учителя с рекомендациями и пожеланиями для следующего учебного года также будет хорошей мотивацией для ребенка.

Портфолио первоклассника может содержать и другие разделы, их может добавить учитель. Также структуру этого документа может регламентировать Положение о портфолио ученика, утвержденное педагогическим советом школы.

Заполняем портфолио для школьника

Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения

Вы может взять в качестве примера по заполнению страниц портфолио ученика 1 класса образец, приведенный ниже. Эта информация поможет максимально полно раскрыть личность вашего ребенка, его способности и таланты, укажет направления дальнейшего совершенствования, мотивирует на новые достижения.

  • Мой портрет (фото ребенка)
  1. Меня зовут___________________
  2. Я родился ____________________ (число/месяц/год)
  3. Я живу в ______________________
  4. Мой адрес ____________________
Вопрос Напиши Нарисуй
Я люблю заниматься…
У  меня есть любимая игрушка – это…
Мой любимый цвет…
Мое любимое блюдо…
Моя любимая книга…
Больше всего мне нравиться…
Я хочу научиться…
  • Портрет моей семьи (фото или рисунок ребенка)
  • Родословное дерево
  • Наши семейные традиции
  • Мой класс (фото и небольшая характеристика класса)
  • Мои друзья (фото и небольшая характеристика друзей)
Время Дела Рисунок
Утро
День
Вечер

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

  • Мои лучшие работы по математике (русскому языку, окружающему миру и т.д.)

Список прочитанных книг с короткими заметками о них

График динамики наращивания скорости чтения

  • Мои лучшие проектные работы
  1. Работая над этим проектом я узнал…
  2. Работая над этим проектом я научился…
  3. Я рисую
  4. Я сочиняю
  5. Я делаю своими руками
  6. Я спортсмен (певец, танцор, музыкант, художник)
  7. Грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях
  • За последний год я узнал много нового и интересного
  • За последний год я научился

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

  • Общественно-полезные дела класса (фото и небольшие заметки)
  • Наши школьные праздники, походы, поездки, экскурсии (фото и небольшие заметки)
  • Наши совместные победы в конкурсах и соревнования (фото событий и призов, небольшие заметки)
  • отзывы о проделанной работе
  • рекомендации в письменном виде
  • цели на начало учебного года
  • итоги учебного года

С нашего сайта вы можете скачать бесплатно портфолио для первоклассника в виде готовых красочных шаблонов, которые вам останется только заполнить в соответствии с выше приведенными рекомендациями, либо по своему усмотрению. Отметим, что вы можете найти портфолио первоклассника для девочки или для мальчика в соответствующем тематическом оформлении.

Портфолио первоклассника – шаблоны

Нажмите на картинку, чтобы скачать портфолио.

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/6849-portfolio-uchenika-1-klassa.html

Презентация на тему: Портрет будущего первоклассника

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников Описание слайда:

Портрет будущего первоклассника

Описание слайда:

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Описание слайда:

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮОпределяется уровнем развития основных функциональных систем организма Определяется уровнем развитияэмоционально-волевой сферы ребенкаопределяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения, мелкой моторики

Описание слайда:

Физиологическая готовность к школьному обучениювес мозга 6-7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач; к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка; в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной; развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Описание слайда:

Физиологическая готовность

Описание слайда:

Психологическая готовность к школьному обучению ребенок знает основные цвета, может правильно различать тяжесть предметов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов; у ребенка достаточно развита произвольная память: он умеет ставить цель запомнить что-либо и свободно применяет способы запоминания; развивается произвольное внимание, он умеет выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Может продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. у ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. у ребенка, поступающего в школу, воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. у ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». К поступлению в школу ребенок уже воспринимает время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Описание слайда:

Готовимся к школеПамятьслуховаязрительная

Описание слайда:

МышлениеУчимся анализировать, выделять главное, находить закономерности, устанавливать связи , обобщать, осмысливать.

Описание слайда:

Мышление«Что лишнее?»

Описание слайда:

Додумай словоЯ назову вам три слова. Два из них являются парой, подходят друг к другу по смыслу. Вам нужно будет придумать пару к третьему слову, чтобы получилось так же, как в первой паре. Карась – рыба, а василек — ?Больница – врач, а школа — ? Птица – гнездо, а собака – ?Черное – белое, а утро — ?Часы – время, а градусник — ?Море – вода, а небо — ?Дом – кирпич, а слово — ?

Описание слайда:

Внимание

Описание слайда:

Найди отличия в картинках

Описание слайда:

Зрительно-моторная координация

Описание слайда:

Зрительно-моторная координация

Описание слайда:

Развитие моторикиПальчиковая гимнастикаПоложение карандаша

Описание слайда:

Развитие моторики “кривулечки”

Описание слайда:

Развитие моторикизаштриховать рисунок

Описание слайда:

Развитие моторикитонкой кисточкой обведём рисунок

Описание слайда:

Развитие моторикизакрашивать рисунки акварелью

Описание слайда:

Развитие моторикиграфические диктанты

Описание слайда:

Развитие моторикиРазвиваем обе руки.ВырезаниеОбрываниеЛепкаВязаниеНанизывание Конструктор

Описание слайда:

Развитие речи,кругозор

Описание слайда:

Развитие речи

Описание слайда:

Разговорная речь Обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное.Приучайте последовательно рассказывать .Играйте в антонимы, съедобное-несъедобное, живое-неживое.

Описание слайда:

МатематикаМежду делом считайтеЗапоминайте цифры Учите ориентироваться в пределах десяткаПредлагайте ребенку несложные задачки из жизни. Разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство

Описание слайда:

Личностная готовность

Описание слайда:

Личностная готовность интерес к предметной деятельности, желание добиться одобрения, умение ориентироваться на задание, систему требований. Не обещайте много интересного, увлекательного в школе.

Читайте также:  А кому сейчас легко: преподаватели жалуются на работу

У ребенка часто возникает разочарование, после нескольких дней обучения. Ведь в школе есть не только праздники, но и будни.Коммуникативная готовность – умение вступить в контакт с детьми и взрослыми, способность работать в группе сверстников.

Школа привлекает ребенка: «Хочу учиться»

Описание слайда:

Эмоционально-волевая готовностьАдекватное эмоциональное реагирование, способность вести себя в соответствии с ситуацией. Может удерживать цель деятельности, планировать, старается самостоятельно преодолевать трудности, доводит дело до конца. Способность выполнять умственную работу по инструкции и по образцу.

Описание слайда:

Как ?правильно распорядиться временем, оставшимся до школы?Что?нужно делать с ребенком, чему его сейчас учить?

Описание слайда:

Ответ прост:умению слышать и слушать; заниматься общим развитием ребенка;развивать мелкую моторику рук;не отнимать у ребенка игровую деятельность;играть в ролевые игры

Описание слайда:

Успехов в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание!

Источник: https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/portret-budushhego-pervoklassnika.html

Статья (1 класс) на тему: Портрет первоклассника | Социальная сеть работников образования

  • Портрет первоклассника
  •  «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
  •   Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                               ( Венгер Л.А.)

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

В начале  учебного  года  наше исследование  готовности детей к обучению в школе показало следующие результаты.

        Видно, что 88 % детей пришедших в первый класс имеют вторую группу здоровья. Именно эта группа здоровья вызывает наибольшее опасение.

Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии, склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления и стресса, имеют определённые клинические не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Такие дети составляют большинство  среди поступающих в первый класс и очень часто к концу обучения в первом классе демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья.

Обследование школьной зрелости показало высокий результат у 37 % детей, низкий уровень готовности  – 20%, агрессивность проявилась  у 24 % опрошенных, такое же количество неуверенных в себе детей. Творчество смогли отметить у 40 % ребят. Обследование проводил школьный психолог и педагоги.

        Психолог  помог провести диагностику сформированности  внимания, памяти и мышления.

Мы получили следующие результаты:

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Память 67% 31% 2%
Внимание 86% 8% 6%
Мышление 18% 62% 20%

 Обобщая вышеперечисленные результаты можно сделать следующий вывод: 55 %  детей имеют высокий уровень готовности к школе, 41 % детей показали средний уровень и лишь 4 % детей имеют низкий уровень готовности к школе.

       Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя и родители.

Некоторые малыши становятся беспокойными, или, наоборот, вялым, сонливыми,  плаксивыми, раздражительными, жалуются, что «болит головка», плохо едят, с трудом засыпают.

Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно, не проходит бесследно для самочувствия.

Но проходит 1–2 месяца, и большинство ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя уже школьниками, успешно усваивают программу. Есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения.

            Но не всегда бывает так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни, многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

       Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.

Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую форму протеста, проявляющуюся в  поведении.

Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в жизни).

Как видим, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.

  1. В сентябре учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.
  2. Общая характеристика исследования.
  3. В исследовании принимали  участие 86 учащихся первых классов
  4. Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников
  5. Задачи исследования включали в себя
  6. -изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
  7. — изучение характера адаптации каждого первоклассника;
  8. -изучение уровня влияния компонентов.
  9. Предметом исследования явились социально-психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.
  10.         В качестве основных методов исследования были использованы психодиагностические методики и анкетный опрос.
  11.               Анализ результатов  исследования  мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период показал, что для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
  12. Преобладающие мотивы учебной деятельности:
  13. -Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
  14. — Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
  15. — Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.
  16. А такие мотивы, как социальный (ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители) и учебный (ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу)- на сравнительно низком уровне.
  17. Педагоги же отмечают усложнение процесса адаптации среди первоклассников.
  18. Изучение причин, негативно влияющих на мотивацию учебной деятельности, позволило выделить следующие позиции:
  19. — неправильное отношение родителей к школе – 21%
  20. — преобладание попустительского стиля воспитания – 30%
  21. -недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другим- 26%
  22. — некорректные требования для первоклассников – 13%

 Такое исследование готовности ребёнка к школе, основанное только на знании возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, было приемлемо до введения ФГОС. ФГОС предъявляют свои требования к освоению основной общеобразовательной программы по начальному общему образованию. К планируемым результатам отнесены:

  • личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотиваций к учению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
  • метапредметные – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные – освоенный опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У меня, как у педагога возникает вопрос: «Как достичь планируемых результатов?  Надо начинать с нуля или должна быть сформирована первичная основа, предпосылки для успешного старта?».

 Ответ  на свой вопрос  я нашла  в ФГТ.   Впервые данный документ предоставляет нам  социальный портрет выпускника детского сада, а, следовательно, и будущего первоклассника. Давайте познакомимся.

         Возьму на себя смелость и скажу, что каждый из нас с радостью примет такого первоклассника.  Но как определить уровень сформированности интегративных качеств, ведь это необходимо каждому педагогу и ОУ для дальнейшего планирования своей деятельности.  

Становиться очевидным, у нас пока нет инструментария для диагностики вышеперечисленных качеств.

Сейчас имеется в наличие большое количество общеобразовательных программ для ДОУ: «Детство», «Успех», «От рождения до школы» и др. К каждой из них разработана система мониторинга планируемых результатов.

В большинстве своём форма проведения исследования это беседа и наблюдение, что не всегда приемлемо в условиях школы.

Хочется отметить и тот факт, что в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается.

И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении.

Поэтому остаётся актуальным вопрос о преемственности между ДОУ и школой, а одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого информационного и образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Непосредственный контакт психологов, воспитателей  детского сада и  педагогов школы, использование преемственных подходов, форм, методов, технологий обучения и воспитания позволит нашим детям успешно пройти всю линейку образования.

Как вывод следует сказать: « Основанием  для преемственности между дошкольным, начальным общим и основным образованием становится ориентация на приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое обеспечивается развитием системы универсальных учебных действий». Остаётся продумать содержание, формы и методы приемлемые для каждой стороны.

Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно…. Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте». Ч. Темпл

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.  Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый.  Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту.  Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.  Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/01/09/portret-pervoklassnika

Первоклассная галерея

Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выявили основные паттерны развития детей к началу школьной жизни. С одной стороны, получилась, по их собственным словам, галерея «типичных портретов первоклассников». А в ней отражена и психология детей, и их знания.

С другой стороны, дана точная диагностика проблем, с которыми придется работать учителям в начальной школе. Проседание у первоклассников одних навыков, высокий уровень других — все это предикторы достижений в учебе.

А для педагогов — руководство к конкретным действиям. 

Портреты «галереи» складываются из сочетаний когнитивных и социально-эмоциональных навыков детей, поясняют авторы статьи. К когнитивным относятся навыки в чтении и математике, а также словарный запас и фонематическая (звуковая) грамотность: умение распознавать и повторять слова и чувствовать рифмы.

Социально-эмоциональные навыки включают две шкалы: «уверенность в себе» и «поведение в классе».

 Шкала «уверенность в себе» измеряет самостоятельность детей в школе и умение общаться с окружающими (одноклассниками и педагогами).

Минимальные баллы означают, что ребенку неуютно в школе: ему трудно завести друзей и разговаривать с педагогами, он скучает по родителям и постоянно нуждается в помощи взрослых.

Максимальные результаты говорят о самостоятельности первоклассника. Он хорошо адаптирован к школе и не испытывает проблем в общении.

 Шкала «поведение в классе» описывает самоконтроль и дисциплину. Она включает собранность, умение следовать школьным правилам и толерантность. Низкие баллы свидетельствуют, что ребенок отвлекается на уроках и нарушает дисциплину. Максимальные результаты означают, что ученик умеет работать сосредоточенно и с уважением относится к другим людям.

Проект опирается на данные по почти 7800 первоклассникам в четырех российских городах: Москве, Набережных Челнах, Севастополе и Тамбове. Навыки первоклассников оценивались с помощью международного инструмента iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), адаптированного к российским реалиям.

Когнитивные навыки детей определялись в ходе тестов, социально-эмоциональные — в опросах учителей. В работе также учтен бэкграунд детей — социально-экономический статус семьи (СЭС; помимо доходов и профессии, он включает культурный уровень: образование матери, число книг в домашней библиотеке). Согласно многим исследованиям, СЭС служит предиктором успешности детей в школе.

Высшее образование матери и внушительное книжное собрание хорошо влияют на учебу.

При такой диагностике «учитель может оценить как поддающиеся, так и не поддающиеся его контролю обстоятельства или компоненты ситуации», комментируют исследователи.

Читайте также:  Досуг переходного возраста: дворы, кино, соцсети

Так, на уровень образования родителей повлиять сложно. Зато общение ребенка с одноклассниками, его когнитивные потребности поддаются воздействию.

Педагог «может менять условия развития ученика, обеспечивая тем самым прогресс в учебе», поясняют авторы. 

Точки максимума и минимума

С учетом разных комбинаций навыков ученые выделили четыре типа развития первоклассников: два полярных (все очень хорошо vs дело плохо) и два промежуточных варианта. При этом использовался кластерный анализ.

 Первый кластер — потенциальные отличники, дети с лучшими показателями развития по всем статьям: от математики и словарного запаса до поведения в классе. В этом кластере доля высокообразованных матерей максимальна (74%). Почти половина — 43% — семей этой группы имеют хорошую домашнюю библиотеку. Девочки преобладают: их 59%.

 Четвертый кластер — антипод первого. Это дети с низкими результатами в когнитивной и социально-эмоциональной сфере.

Словарный запас и фонематическая грамотность первоклассников этого кластера намного меньше, чем в трех других кластерах. Это преимущественно мальчики (62%). Социально-экономический статус их семей ниже, чем в других группах.

Больше половины матерей — без высшего образования. Только четверть семей имеют дома более сотни книг.

Вразнобой

Второй и третий кластеры — срединные и представляют собой сочетания высоких и низких показателей.

 Во втором кластере — ученики со средними или высокими показателями по чтению и математике, с хорошей фонематической грамотностью и неплохим словарным запасом, у которых, однако, проседают поведение в классе и уверенность в себе. Примерно две трети (65%) — мальчики. СЭС семей в этой группе довольно высок. Свыше трети имеют хорошие книжные собрания, около 70% матерей заканчивали вузы.

 Третий кластер — обратное сочетание признаков. Эти первоклассники хорошо вписываются в школьную среду, легко общаются, но отстают по когнитивным навыкам.

Результаты по чтению и математике — хуже средних по выборке. У них ниже фонематическая грамотность и беднее словарный запас.

Социально-экономический статус семей несколько ниже, чем в первой и второй группе. Почти две трети (64%) — девочки.

Такое объединение в группы имеет явный практический смысл. Оно помогает учителям выделить типовые цели помощи ученикам, будь то знания по предметам или навыки общения. Траекторию развития ребенка можно подправить и тем самым дать ему больше шансов на успех.

IQ

Авторы исследования:

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 мая, 2018 г. Образование психометрика социология Школа

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/219307280.html

"Портрет будущего первоклассника по ФГОС"

Портрет будущего первоклассника по ФГОС

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки.

Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е.

ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

  • Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
  • Общий кругозор
  • 7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.

Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.

Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

Источник: https://infourok.ru/portret-buduschego-pervoklassnika-po-fgos-3886522.html

Портрет первоклассника не готового к школе

  • Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада
  • Тема  «Игра — как средство подготовки кшколе»
  • Цели— повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи,            обогащение воспитательного опыта родителей по вопросу готовности ребёнка к школе.
  • Задачи:
  • -показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка подготовительной к школе группы;
  • -обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;
  • -развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры;
  • Форма проведения — традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
  • Участники-воспитатели, родители, дети.
  • План проведения:
  • Подготовительный этап:
  • -подбор материала для выставки: настольные развивающие игры, картотеки игр, методическая литература для родителей;
  • -подготовка наглядного материала для оформления группы;
  • -памятки и советы для родителей по игре .

Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, разделены на три группы, в центре лежит геометрическая фигура. Родители, заходя в помещение, подходят к «волшебному мешочку» и тянут одну фигуру-фишку, обозначающую, за какой стол нужно сесть; кроме этого на столах лежат цветные карандаши и альбомные листы на каждого родителя; у доски- подборка картотек игр; на столе представлены настольные развивающие игры; литература для воспитателей и родителей по теме собрания.

 Добрый вечер, мы рады видеть вас в нашем детском саду! Хотим поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Год пролетит незаметно, и  дети пойдут в первый класс. Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

  Так о чём же мы с вами будем говорить? Попробуйте определить сами. Предлагаю небольшое игровое упражнение, которое называется «Ассоциации». Я назову слово, а вы скажите, какие ассоциации  оно у вас вызывает. Это слово – игра (ответы родителей ).

   Да, важный вопрос-  подготовка к школе, а говорить мы будем об игре, как же объединить эти  направления?

   Итак, тема нашей встречи «Игра — как средство подготовки к школе»   ( листок с темой собрания прикрепить на доске).

  В.Шекспир сказал: «Весь мир- театр, а люди в нём актёры. И каждый не одну играет роль».

Мы, просыпаясь утром, начинаем играть свои роли -заботливой мамы ,любящей жены, коллеги, пассажира, покупателя и т.д. Это сейчас. А в какие игры вы любили играть в детстве(воспоминания родителей: футбол, классики , резиночка , разведчики и другие).

   А какие игры любят наши дети? (высказывания родителей — в основном компьютерные).Да, к сожалению, прервалась цепь игровых традиций, которые переходили от одного поколения к другому. Где прыгалки, казаки-разбойники, волейбол, лапта?

  Играли всегда и везде. А зачем ребёнку нужна игра? Вот что думают об этом педагоги и психологи (работа родителей по группам)У вас на столе лежат листочки .Предлагаю обсудить и высказать своё мнение:

-«Игра-это школа произвольного действия» Д.Б.Эльконин

-«Игра-школа морали в действии»                А.Н.Леонтьев

  1. -«Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте».
  2. (родители в своей группе обсуждают одно из высказываний), выводы делает воспитатель:
  3. — через игру ребёнок познаёт мир;
  4. -в игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается;
  5. -игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие;
  6. -можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь в игре, поставив себя на место героя ребёнок способен понять это, и именно игра учит ребёнка многим добродетелям. В игре даже недруги, оказавшись в одной команде, становятся друзьями;
  7. -игра самая привлекательная деятельность для дошкольника.
  8.     Однако в последнее время игра вытесняется учебной деятельностью.

-Как вы считаете, почему? (ответы родителей).

    Психологи предупреждают, раннее обучение превращает детей в уменьшенную копию взрослых. Дошкольник, так и не научившись играть, останется личностью не зрелой.

«Ненаигравшиеся» дети, по мнению психологов, характеризуются худшей успеваемостью и быстро утрачивают интерес к школе.

Вместе с учителями начальной школы они  составили портрет первоклассника  не готового к школе(приложение 1).

Итак ,не торопите ребёнка, не нагружайте, пусть играет, лучше вместе с вами.

   Какие же игры больше всего подходят для детей 6-7 лет? Перед вами подборка различных игр, направленных на развитие мышления, логики, речи, творческих способностей (обратить внимание на выставку игр: дидактические, подвижные, театрализованные, познавательно-исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые).Все они нужны и по-своему полезны, хотя, современные родители принижают значение игры для ребёнка. И если выдаётся время и выбор : поиграть или позаниматься с ребёнком, то они скорее отдадут предпочтение занятиям.

А ведь, по словам  Д.В.Менджерицкой, игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными; дети много двигаются, прыгают. Благодаря этому дети растут крепкими , сильными, ловкими.

Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать друг другу, заботиться о товарищах .

Игра сплачивает детский коллектив, вовлекает в деятельность даже самых замкнутых и застенчивых, воспитывает сознательную дисциплину.

   А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке. Вспомните свою любимую игрушку. Какие чувства вы испытываете(воспоминания родителей).

   А какие игрушки любят ваши дети? Творческая работа родителей: нарисуйте, пожалуйста, картинку с любимыми игрушками ваших детей. Спасибо, ваши работы мы разместим на доске и ещё к ним вернёмся.

Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимая игрушка, которую он помнит всю жизнь. У детей она тоже есть. Целый день, играя в детском саду, он всё же хочет видеть ту, которая дома осталась и ждёт его.

К.Д.Ушинский сказал: «Лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете, почему(ответы родителей).

   Дети любят играть с различными предметами, им подойдут подушки, стулья, платки, покрывала и т.п. Поэтому не обязательно покупать дорогие игрушки, которые ломаются, становятся не интересными. Предоставьте лучше им место и право самим выбрать, из чего сделать машину, паровоз, магазин и т.д. и ещё лучше, если вы будете играть вместе, они этого очень ждут .

  Давайте же пригласим ребят и поиграем. Но сначала, ребята, посмотрите выставку творческих работ родителей и определите где, же нарисована ваша любимая игрушка. Ну а теперь, пришла пора поиграть(игра «Как  живёте?» (смотри приложение 4).

Ответное слово родителей. Они дарят настольные развивающие игры. Дети уходят.

   Подведём итоги. Чтобы ребёнка подготовить к школе, позвольте ему играть со всем , что попадается ему под руку, играйте вместе. Помните, играя, развиваются те навыки, которые необходимы школьнику.

Родителям вручается памятка «Чему обучается ребёнок в игре?» и советы взрослым по игре(приложение 3).И в завершении хочу привести слова Ж.-Ж.

Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении(листок с высказыванием прикрепить на доске).

  Решение родительского собрания:

1.Продумать организацию игрового пространства в семье ;

2.Уделять больше внимания детской игре – как средству подготовки детей к школе.

3.Включаться в работу детского сада по игровой деятельности, принимая активное участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях.

  • Желаем вам удачи!
  • Приложение 1.
  • Портрет первоклассника не готового к школе
  • 1.Чрезмерная игривость;
  • 2.Недостаточная самостоятельность;
  • 3.Импульсивность,бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • 4.Неумение общаться со сверстниками;
  • 5.Трудности в общении с незнакомыми взрослыми;
  • 6.Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;
  • 7.Неумение обобщать, выделять сходства, различия;
  • 8.Недостаточное развитие моторики рук(неумение выполнять графические задания, манипулировать мелкими предметами)
  • 9.Недостаточное развитие произвольной памяти;

10.Задержка речевого развития: это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли, и т.п.

Советы взрослым

Качества, которыми должен обладать младший школьник , чтобы учение происходило успешно.

-Должен быть сформирован учебный мотив, т.е. он должен хотеть учиться;

-Должен быть сформирован внутренний план действий,т.е. способность действовать в уме;

-Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний;

-Произвольность деятельности ,т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.

  1. -А также творческая активность и инициативность.
  2. Приложение 2.
  3. Памятка по игре

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 345;

Источник: https://studopedia.net/7_57358_portret-pervoklassnika-ne-gotovogo-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию