Минимальный уровень расходов на образование планируют закрепить в бюджете

ТЕМА 8. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ.

Система финансирования расходов в непроизводственной сфере

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.

В России в отраслях соц. инфраструктуры трудится примерно 25%, из бюджета ежегодно выделяется 25% всех бюджетных ассигнований.

  • Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства
  • В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников:
  • — бюджета,
  • — внебюджетных фондов,
  • — средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на социальную инфраструктуру.

Главное их назначение – социальное развитие общества и социальная защищенность населения.

Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

  1. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную системы в виде расходов:
  2. 1) на социально-культурные мероприятия
  3. 2) жилищно-коммунальное хозяйство.
  4. Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и ЖКХ являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.
  5. Эти права зафиксированы в Конституции РФ 1993 г.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворение социально-культурных и жилищно-коммунальных потребностей и соц.защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Оценим за полчаса!
  • В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования на:
  • · образование,
  • · культуру,
  • · искусство,
  • · средства массовой информации,
  • · здравоохранение,
  • · физическую культуру,
  • · социальную культуру,
  • · ЖКХ.
  • Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете РФ составила около 40%, в федеральном – 10%, в региональных – 60%, в местных – около70%.
  • Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы наобразование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.

В большинстве организаций социальной сферы применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах, в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.

Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах – количество учащихся и классов, в поликлиниках – количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.

В соответствии с Бюджетным Кодексом, начиная с 2006 г. предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах.

Для этого должны быть утверждены государственные и муниципальные стандарты по всем видам социальных услуг.

Стандарты определяют виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов на минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Далее должна быть определена минимальная социальная обеспеченность социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться, исходя из нормативов финансовых затрат, которые в свою очередь должны определяться, исходя из плановых расходов на оказание услуг.

В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации т.д.

  1. Расходы бюджета на образование.
  2. Право на получение образования согласно «Закону об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ.
  3. Расходы на образование включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
  4. Доля расходов на образование в ВВП составляет менее 4%, что значительно ниже, чем во многих зарубежных странах.
  5. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.
  6. Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяется в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.
  7. В компетенции федерального бюджета: доля средств, направляемая на финансирование образования, формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от кол-ва уч-ся, минимальных размеров ставок з/платы работников образовательных учреждений.
  8. В компетенции субъектов Федерации в этой области –формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.
  9. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования (содержание ДОУ).
  10. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, 4% — федерального бюджета, 20% -региональных бюджетов.
  11. В общей сумме расходов на образование затраты на:
  12. · детские дошкольные учреждения – 15%,
  13. · общее среднее образование – 41%,
  14. · школы-интернаты – 8%,
  15. · среднее спец.образование – 10,5%,
  16. · высшее образование – 11,5%.

Бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании разных учреждений образования. (СШ – на 99% — из бюджетов субъектов РФ, на 1% — федер., ВУЗы на 96% — из федер. бюджета, на 4% — из территориальных).

  • Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
  • Финансирование учреждений образования осущ-ся на основе государственных и местных нормативов финансирования, в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
  • Федеральные нормативы должны ежегодно утверждаться Госдумой и быть минимально допустимыми.
  • Региональные и местные нормативы должны учитывать специфику учреждения и быть достаточными для покрытия средних текущих расходов.
  • Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.
  • К дополнительным платным услугам населению относятся:
  • — обучение по дополнительным образовательным программам;
  • — преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
  • — репетиторство,
  • — углубленное изучение отдельных предметов и др.
  • Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате.
  • Негосударственные образовательные учреждения взимают плату а образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

I. Детские дошкольные учреждения – начальное звено образования

Обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасти от 2 мес. До 7 лет.

  1. Основные показатели определения расходов:
  2. · количество воспитанников,
  3. · количество групп.
  4. В типовых положениях того или иного типа ДОУ установлены нормы наполняемости групп: в обычных ДОУ – норма 20 воспитанников 3-7 лет; в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6-10 детей.

Стоимость содержания одного ребенка в садах компенсирующего вида значительно превышает расходы по содержанию здоровых детей, поскольку количество воспитателей, нянь, обслуживающего персонала зависит от количества групп. На з/плату влияет также временной режим функционирования ДОУ: 10,5 ч. в день; 12 ч., круглосуточное пребывание детей.

Расходы на питание зависят от числа воспитанников, среднего числа дней посещения ДОУ в год и нормы питания в день (норма питания определяется с учетом натуральных норм и средних цен на продукты в каждом субъекте РФ).

Особенность финансирования ДОУ – часть расходов по содержанию детей должны покрывать родители (федеральный норматив — не более 20% от всех расходов, в субъектах могут использоваться свои нормативы).

В 2007 году дополнительно введены компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ по программе дошкольного образования, в соответствии со статьей 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2007 г.

№17 «О мерах материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования»).

Компенсация составляет: 20% платы – на 1 ребенка, 50% платы – на двоих детей, 70% платы – для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с отклонениями в развитии т.д.).

II. Учреждения общего образования: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторный детский дом, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.

Расходы на общеобразовательные школы. – основные в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

— на текущее содержание (з/пл педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хоз. расходы, расходы на командировки и пр.),

  • — приобретение оборудование,
  • — капитальный ремонт,
  • — строительство новых зданий.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/38716.html

Исследование РБК

Самая здоровая статья

Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.

Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников).

В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы.

Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, подсчитывали эксперты ВШЭ.

Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали») снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб.

Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб.

с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.

На воспитание и обучение

Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов.

В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону.

И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.

Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение.

На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП.

В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.

Экономисты ВШЭ обращают внимание, что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер.

Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план.

В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».

Силовикам затянут ремень

На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.

Расходы, которые нас охраняют

Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.).

В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб.

Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.

На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах.

Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015–2016 годах.

 Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.

Слуги народа все скромнее

Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить.

По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти.

Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.

Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%.

Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП.

Читайте также:  Изменения в подсчете рейтинга the повлияли на места российских вузов

Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).

Потому в запланированное на 2018–2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006–2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года.

Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции.

Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже.

Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016–2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Полины Звездиной

Игорь Моисеев, Анна Зейман, Владислав Шишков, Владимир Дергачев

Источник: https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265ede

Бюджет на 2020: образование, медицина и другое

Особенности планирования расходов государства на ближайшую перспективу напрямую отражаются на качестве жизни населения. В бюджете на 2020 г. образование, медицина и другие расходы на «человеческий капитал» составляют более трети объема. Планируемые траты вроде бы растут и в перспективе. Однако насколько это улучшит жизнь россиянам, стоит рассмотреть внимательнее.

Бюджет на 2020 год – доходы и расходы

Годовой финансовый документ для государства составлен с заметным профицитом. Президент и правительство настойчиво работают над укреплением внешнеэкономической устойчивости России. Повторять дефолт, который потряс стану в девяностые, никто не намерен. Мировая экономическая ситуация выглядит неустойчивой. Не добавляет оптимизма и ситуация, сложившаяся у России с западными партнерами.

  • Профицит в 2020 году почти 0,9 трлн. рублей (или 0,9-1% ВВП), что позволяет говорить об устойчивости и безопасности экономики страны.
  • Доходная часть запланирована в размере 20,379 трлн. рублей. Нефтегазовый сектор составляет чуть более 0,1 части всех поступлений в казну. Цена нефти, заложенная в прибыльную часть казны на год, составляет 42,4 доллара за баррель. Все средства, поступившие в казну выше указанной цены, будут направлены на формирование финансовой подушки безопасности – в Фонд Народного Благосостояния.
  • Расходная часть составит 19,503 трлн. рублей. Из этих денег 41% уйдет силовикам, около 25% собираются выделить на социальные нужды. Чуть более 7% — содержание госаппарата. На развитие экономики государство выделило 12,5%. Около 18% распределено между медициной, образованием, ЖКХ, расходами на экологию и региональные субсидии.

Объединяя расходы на социальные траты и медицину, можно сказать, что забота о людях в приоритете. Детальное же рассмотрение планов показывает, что населению придется в 2020 году по-прежнему жить с затянутыми поясами.

Социальные расходы

Годовая инфляция в 2019 по официальным данным составила всего 3%. Это ниже запланированного уровня на 1%. Показатель инфляции значим для финансирования социальных выплат населению и коррекции денежного довольствия силовикам. Правительство ожидает сохранения инфляции на уровне в 3% и в 2020 году.

В бюджет заложена индексация пенсий более чем в 2 раза превышающая официальное подорожание товаров. Прибавка пожилым составит 6,6%. Бюджет ПФР планируется с небольшим дефицитом. Расходы будут превышать доходы на 0,1 трлн. рублей.

Возможно, правительство надеется на естественную корректировку трат, поскольку тенденция к превышению смертности над рождаемостью приобрела устойчивый характер.

Доходную часть по-прежнему будут составлять все пенсионные отчисления – накопительная пенсия россиян остается в замороженном состоянии.

В послании Федеральному Собранию президент страны озвучил свое видение приоритетов социальной поддержки населения. Для пенсионеров перемен не планируется. Работающие пожилые граждане остаются без повышения пенсий. Бывшие силовики без корреляции повышающего коэффициента.

Пенсионерам выделено:

  • 7,366 трлн. рублей на выплату страховых пенсий;
  • 930 тыс. рублей выделено на единовременную выплату в 5 тыс.

Основное внимание уделяется стимуляции рождаемости. Расходы на поддержку семей с детьми потребуют, по всей видимости, перераспределения средств или поиска дополнительных источников дохода. Заложена в бюджет ежегодная индексация материнского капитала. В 2020 и 2021 году на 3%, в 2022 году на 4%.

Отдельные категории граждан будут поддержаны адресно – это инвалиды, ветераны, лица, пострадавшие на службе отечеству (не только военные, но и гражданские). На это рассчитана государственная программа социальной поддержки населения.

Медицина и образование

Расходы на здравоохранение в 2020 году можно назвать хорошо подросшими. Министры выделили в 2019 году почти 842 млрд. рублей. Тогда как в конце 2018 планировалось на этот период потратить 563,2 млрд. Однако уже в 2021 и 2022 годах будет некоторое снижение расходов на медицину – до 780 млрд. рублей.

Развитие отрасли планируется не за счет вливания средств, а за счет более полного использования уже имеющихся активов. Национальная программа сохранения здоровья нации рассчитана на долговременное и планомерное развитие.

В приоритете:

  • раннее выявление онкопатологий;
  • обеспечение населения медицинскими препаратами и высокотехнологичной помощью;
  • дальнейшее развитие и совершенствование первичного звена медпомощи.

На борьбу с раком планируется потратить около 1 трлн. рублей за 6 ближайших лет. 200 млн. рублей выделено на 2020-2022 годы для информирования населения о мерах профилактики, раннего выявления онкологических болезней. Большое внимание уделяется обязательной плановой диспансеризации граждан.

На образование выделено около 900 млрд. рублей. Кроме того, снижена долговая нагрузка на доходы регионов, что позволит увеличить финансирование образовательных и культурных программ на местах. Улучшение работы учителей планируется не за счет дополнительного финансирования, а за счет прозрачной и понятной системы оплаты труда.

Средняя заработная плата по стране запланирована на уровне 40 тыс. рублей. Минимальная — 12130 рублей.

Другие расходы

Правительство поворачивается лицом к селу. На развитие деревни выделено почти 77 млрд. рублей. Планируется, что на эти цели могут быть направлены дополнительные деньги, если позволят цены на нефть.

2 млрд. рублей отпущено на развитие физкультуры в стране. Строительство оздоровительных и спортивных комплексов в регионах будет продолжено.

1 млрд. рублей получит государственное телевидение. Правительство уделяет пристальное внимание информированию населения. В сравнении с 2019 годом эта статья расходов возросла на 20%.

Рост расходов на оборону можно назвать незначительным. В 2019 году это было 2,4% ВВП, в 2020 будет 2,6%. Для сравнения – в 2016 году эта статья расходов оттянула на себя 4,4% ВВП страны.

Итоги

  • Бюджет страны на 2020 год можно назвать социальным в той же мере, что и военно-полицейским. Больше трети всех денег запланировано потратить из федеральной казны на поддержку и развитие «человеческого капитала». На развитие образования, медицины и других сфер жизни населения власти собираются потратить чуть более 0,1 части годовой казны.

Источник: https://grazhdaninu.com/raznoe/byudzhet-na-2020.html

Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится  во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником.

Это означает, что образовательная организации  получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей.

Таким образом, чем больше учеников привлечет  себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что  подушевое  финансирование  автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом  устанавливает подушевой норматив?

Напомним, что в соответствии с  ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ определяют  нормативные затраты на  обучение одного ученика  органы государственной власти субъектов Российской Федерации;  на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее  бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

  • Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например,  школа получает деньги, а на что нет.
  • Подушевой норматив для общеобразовательных организаций
  • Общими требованиями установлено, что   нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника  по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:
  • форм обучения;
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Подушевой  норматив для организаций дополнительного образования

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

  • форм обучения;
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).
  1. Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
  2. Подушевой  норматив для организаций дошкольного образования
  3. При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.
  4. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.
  5. Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций
  6. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

  • Что входит в нормативные затраты
  • Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:
  • —  затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;
  • затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;
  • затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;
  • затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
  • затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

  1. Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.
  2. Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций  на НПФ, пришли к таким  выводам:
  3. — механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;
  4. — прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

— механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547)   опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?».  В нем авторы письма — директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

При подготовке использованы материалы источников:

приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2015 г. №1040

http://www.rg.ru/2015/10/28/detsad-site.html

  • http://onf.ru/2015/12/25/eksperty-onf-normativno-podushevoe-finansirovanie-shkol-i-bolnic-dolzhno-byt/
  • http://sociosphera.com/publication/conference/2013/169/normativnopodushevoe_finansirovanie_obrazovatelnyh_uchrezhdenij_opyt_i_problemy/
  • http://ug.ru/insight/547

P.S.Выступая на  съезде партии «Единая Россия», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил усилить контроль за бюджетом в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он также отметил, что в бюджет заложен необходимый объем средств для выплаты зарплат педагогам, и никаких перебоев не намечается (http://www.eduhelp.info/).

Читайте также:  Советы эксперта: как сдать огэ по истории

Также в блоге по теме

Минобрнауки: школьные поборы недопустимы

Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

Источник: https://eduinspector.ru/2016/02/10/normativno-podushevoe-finansirovanie-prozrachnyj-byudzhet/

Опубликован проект бюджета на 2020 года: Главные расходы – на оборонку и социальные нужды

26 Сентября 2019 15:00

Опубликован проект бюджета России на ближайшие три года. Доходы в 2020 году составят 20,4 трлн рублей, в 2021 году – 21,2 трлн рублей, в 2022 году – 22 трлн рублей, сообщает ТАСС

Профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,9 трлн рублей, в 2021 году – 0,6 трлн рублей, а в 2022 году – 0,3 трлн рублей.

Согласно документу, доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,4 трлн рублей, в 2021 году – 21,2 трлн рублей, в 2022 году – 22 трлн рублей. Расходы бюджета запланированы на уровне 19,5 трлн рублей, 20,6 трлн рублей и 21,8 трлн рублей.

Ранее в Минфине сообщали, что профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году – 0,5% ВВП, в 2022 году – 0,2% ВВП.

Небольшое снижение доходов по отношению к ВВП в Минфине объяснили заложенным постепенным снижением цен на нефть. Также на этот процесс влияет рост объема налоговых льгот для нефтегазового сектора.

По информации Минфина, в 2020 году 3/4 дополнительных расходов сформируют социальная политика, здравоохранение и образование.

В частности, в 2020 году расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут более чем на 50%, что является рекордом с 2005 года.

Как уточняли в аппарате правительства, расходы на науку в следующем году увеличатся на 33%, на охрану окружающей среды – на 60%. При этом расходы на национальную оборону в 2020 году снизятся.

  • Минфин заложил в проект федерального бюджета прогноз по инфляции на 2020 год на уровне 3% в годовом выражении.
  • «Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2020 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 112 863 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года)», – уточняется в документе.
  • Согласно макропрогнозу Минэкономразвития, инфляция в России в 2020 году сократится до 3%, а в 2021-2024 годах сохранится на целевом уровне в 4%.
  • На президента потратят более 110 млрд рублей

Объем расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности президента составит 42,7 млрд рублей. В 2020 году на эти цели планируется направить 13 млрд 851 млн рублей, в 2021 году – 14 млрд 191 млн рублей, в 2022 году – 14 млрд 625 млн рублей. В бюджет 2019 года было заложено на эти цели 11,1 млрд рублей.

Что касается администрации Президента РФ, то на ее функционирование в проекте бюджета заложено 13,7 млрд рублей в 2020 году, 14 млрд рублей в 2021 году и почти 14,5 млрд рублей в 2022 году. Объем финансирования Управления делами Президента РФ составит примерно по 9,1 млрд рублей в год.

На обеспечение функционирования председателя правительства, его заместителей и аппарата кабмина в бюджет на 2020 год заложено 7 млрд 278 млн рублей, на 2021 год – 7 млрд 469 млн рублей, на 2022 год – 7 млрд 714 млн рублей.

Объем расходов на оплату труда премьера и его замов за три года должен увеличиться со 193 млн рублей до 205 млн рублей.

В бюджет 2019 года на функционирование премьера, его заместителей и аппарата кабмина было заложено 7,5 млрд рублей.

Финансирование Федеральной службы охраны (ФСО) в 2020 году составит 2 млрд 160 млн рублей, в 2021 году – 2 млрд 36 млн рублей, в 2022 году – 2 млрд 821 млн рублей.

Основная задача ФСО – «обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда».

К таким объектам государственной охраны относится, в первую очередь, Президент РФ, также в их число входит глава правительства.

Министерство обороны получит более 5 триллионов рублей

Объем средств, выделенных Министерству обороны России в 2020 году, составит 1,894 трлн рублей, при этом в 2021 году расходы военного ведомства сократятся до почти 1,574 трлн и незначительно возрастут до 1,609 трлн рублей в 2022 году, сообщает ТАСС.

Согласно документу, который опубликован в среду на портале проектов правовых актов, основная часть расходов российского военного ведомства будет направлена на обеспечение национальной обороны – в 2020 году на эти цели уйдет 1,056 трлн рублей. При этом именно эта статья расходов будет расти – до 1,077 трлн в 2021 году и до 1,096 трлн в 2022 году.

В основном, сумма будет увеличиваться за счет расходов на Вооруженные Силы Российской Федерации, включенных в раздел «Национальная оборона». В следующем году на них будет затрачено 973 млрд рублей, годом позже – 995 млрд рублей, в 2022 году эта сумма вырастет до 1,024 трлн рублей.

  1. Кроме того, в проекте засекречены основные показатели гособоронзаказа и значительная часть бюджета в отношении госкомпаний, оборонных предприятий и иных юридических лиц.
  2. Соцподдержка граждан обойдется в 4,5 триллиона
  3. Государственная программа «Социальная поддержка граждан» получит 4,527 трлн рублей бюджетных ассигнований в 2020-2022 годах.
  4. Объем финансирования программы запланирован на уровне 1,466 трлн рублей в 2020 году, 1,512 трлн рублей в 2021 году и 1,548 трлн рублей в 2022 году.
  5. На развитие сельского хозяйства потратят 800 млрд рублей
  6. Объем финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году может составить 290,134 млрд рублей.
  7. Как говорится в документе, в 2021 году на эти цели заложено 292,863 млрд рублей, в 2022 году – 328,883 млрд рублей.
  8. При этом на финансирование госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса России в 2020 году предусмотрено 20,825 млрд рублей, в 2021 году – 14,054 млрд рублей, в 2022 году – 12,367 млрд рублей.
  9. На здравоохранение выделят 2,4 триллиона рублей
  10. Объем финансирования государственной программы развития здравоохранения может составить 2,4 трлн рублей.
  11. В 2020 году на эти цели планируется направить 841,852 млрд рублей, в 2021 году – 780,421 млрд рублей, в 2022 году – 785,76 млрд рублей.
  12. Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение» в следующем году может получить финансирование в размере около 190 млрд рублей.
  13. Кроме того, объем финансирования программы запланирован на уровне 182 млрд в 2021 году и 186,8 млрд рублей в 2022 году, следует из проекта.

На переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, в следующем году планируется выделить почти 50 млрд рублей. Информационно-коммуникационная кампания, направленная на раннее выявление рака и повышение приверженности к лечению, будет финансироваться по 200 млн рублей в течение трех лет.

  • На космическую программу выделяется 350 млрд рублей
  • Бюджет на реализацию Федеральной космической программы (2016-2025) до 2022 года составит свыше 350 млрд рублей.
  • На 2020 год на реализацию программы предусмотрен бюджет в объеме 111,393 млрд рублей, на 2021-й – 119,671 млрд рублей, на 2022 год – 119,671 млрд рублей.
  • Бюджет на реализацию федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ» на 2020 год предусмотрен в объеме 31,207 млрд рублей, на 2021-й – 33,289 млрд рублей, на 2022-й – 39,11 млрд рублей.
  • Бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» в 2020 году составят 28,847 млрд рублей, следует из документа.
  • На развитие транспортной системы потратят 3,36 триллионов рублей

Объем финансирования программы запланирован на уровне 948,5 млрд рублей в 2020 году, 1,1 трлн рублей в 2021 году и 1,3 трлн рублей в 2022 году.

При этом подпрограмма «Железнодорожный транспорт» получит около 319,9 млрд рублей. В частности, 70,2 млрд рублей планируется направить на развитие высокоскоростного сообщения.

Федеральный проект «Северный морской путь» получит 32,4 млрд рублей бюджетного финансирования.

  1. Объем финансирования проекта «Развитие культуры» составляет 380 млрд рублей
  2. Согласно материалам, в 2021 году на программу планируется выделить свыше 130,4 млрд рублей, в 2021 году – более 128,4 млрд рублей, в 2022 году – более 118,3 млрд рублей.
  3. На фундаментальные исследования выделяется 527 млрд рублей

Документ предусматривает выделение Министерству науки и высшего образования РФ свыше 577 млрд рублей в следующем году, из них на фундаментальные исследования предполагается направить около 150 млрд рублей, а за три года этот показатель превысит 527 млрд рублей. В 2021-2022 годах средства, планируемые выделить министерству, составят ежегодно свыше 677 млрд руб. Финансирование фундаментальных научных исследований в 2021 году планируется увеличить до 174,5 млрд рублей, в 2022 году – до 203,1 млрд рублей.

Источник: https://www.rline.tv/news/2019-09-26-opublikovan-proekt-byudzheta-na-2020-goda-glavnye-raskhody-na-oboronku-i-sotsialnye-nuzhdy-/

Счетная палата: расходов бюджета 3,6% ВВП на образование недостаточно

Счетная палата  (СП) опубликовала промежуточные результаты анализа реализации нацпроекта «Образование» по состоянию на ноябрь 2019 года. Наш обозреватель изучил отчет СП и выделил несколько существенных критических замечаний.

Эксперты СП, в частности, отмечают отсутствие в федеральном проекте «Современная школа» задач по сокращению неравенства между школами и группами учащихся и по преодолению образовательной неуспешности, а также мероприятий, направленных на преодоление кадрового дефицита в образовательных организациях.

Расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП), по мнению СП, недостаточно для обеспечения конкуренции со странами-лидерами в области образовательных технологий.

Краткие итоги мониторинга

На сайте Счетной палаты появился отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта “Образование”, необходимых для выполнения задач, поставленных в Указе президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”».

На 1 ноября текущего года кассовое исполнение мероприятий нацпроекта «Образование» составило 73 814,5 млн рублей, или 68,3% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью (СБР).

Основной объем бюджетных расходов исполнен по федеральной программе (ФП) «Поддержка семей, имеющих детей» – 95,4% от объема, предусмотренного СБР, ФП «Молодые профессионалы» – 94,8% СБР, ФП «Экспорт образования» – 86,4% СБР. Не исполнялись бюджетные расходы по ФП «Новые возможности для каждого».

На низком уровне исполнены расходы на реализацию мероприятий ФП «Современная школа» – 52,1% СБР, ФП «Социальные лифты для каждого» – 40,6% СБР.

Сп критикует показатель «средневзвешенный результат»

В Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2024 года, направленных на реализацию положений Указа президента от 7 мая 2018 г.

№204, одна из задач нацпроекта «Образование» сформулирована следующим образом: «вхождение Российской Федерации в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности по результатам исследования PISA, проводимого ОЭСР каждые три года».

Россия по результатам двух последних циклов исследований PISA занимает место в конце третьего десятка стран, что сложно назвать подходящей стартовой точкой для выполнения задачи «вхождения в топ-10 стран».

Минпросвещения и Рособрнадзор предложили для определения места России учитывать и другие международные исследования (PIRLS, 4-й класс, чтение и понимание текста; TIMSS, 4-й и 8-й классы, математика и естествознание), в которых наши школьники показывают хорошие результаты.

В итоге появился наспех сконструированный показатель – средневзвешенный результат РФ в группе международных исследований.

Запланированная динамика изменения «средневзвешенного результата РФ»

Счетная палата отмечает в отчете: «Поскольку в мировой практике не существует средневзвешенного результата исследований, данный показатель является не позицией России среди других стран, а расчетным значением, используемым только для целей мониторинга самого показателя. В этой связи считаем целесообразным рассматривать результаты каждого исследования отдельно, как это принято в мировой практике».

Отмечу, что с учетом последних известных результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS средневзвешенное место России по состоянию на декабрь 2019 года имеет значение 16,1 вместо запланированного 12,5, то есть наша страна не приближается к цели – топ-10 стран, а отдаляется от нее.

Кадры для учебного процесса

Счетная палата отмечает в отчете, что нацпроектом уже в 2019 году запланировано создание 75,9 тыс. новых мест в школах.

Это потребует от региональных и муниципальных органов управления образованием принятия срочных мер по кадровому обеспечению учебного процесса, но федеральным и региональными проектами соответствующие мероприятия не предусмотрены.

При этом уже в 2018/2019 учебном году в государственных школах число вакантных должностей педагогических работников составляло 20,9 тыс. единиц, в том числе учителей – 10,4 тыс. единиц.

Наибольшее число вакансий наблюдается по должностям учителей-дефектологов – 561 ставка, или 8,1% от числа ставок по штату (в том числе в сельских школах – 154 ставки, или 14,2%), учителей-логопедов – 1090 ставок, или 5,6%, социальных педагогов – 663 ставки, или 2,8%, педагогов-психологов – 1621 ставка, или 5,2%, педагогов дополнительного образования – 1744 ставки, или 2,9%, тьюторов – 442 ставки, или 8,5%. Число вакансий учителей математики составляет 1025 штатных единиц, учителей иностранного языка – 2041 единиц.

Устранить неравенство в качестве образования

Недавно редакция ActivityEdu анализировала различные виды неравенства в образовании.

В отчете подчеркивается, что для достижения цели нацпроекта «Образование» по вхождению России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования важно устранить неравенство в качестве образования, повышая уровень наиболее слабых учащихся и школ.

О разрыве в качестве образования свидетельствуют данные статистики, согласно которым в 2018 году 2,9% городских выпускников 9-х и 11-х классов не получили аттестат об основном или среднем общем образовании, а в селе этот показатель составил 6,6% выпускников.

Россия демонстрирует средние результаты в исследовании функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA. По мнению экспертов Всемирного банка, России для вхождения в топ-10 стран необходимо повышать баллы учащихся, демонстрирующих низкие результаты.

В будущем эти люди с большой вероятностью не смогут полноценно встроиться в экономику, что приведет к потерям в размере около 10-12% ВВП. Сокращение их доли в два раза означает прибавку как минимум 5% ВВП в долгосрочной перспективе.

Однако в ФП не включены мероприятия по сокращению существующего разрыва в качестве образования и коррекции трудностей в обучении учащихся, имеющих соответствующие риски.

Увеличить расходы на образование

Счетная палата считает необходимым произвести перераспределение бюджетных средств путем увеличения расходов бюджета, в том числе по направлению «Образование» на 0,8-1% ВВП (в разные годы).

По величине бюджетных расходов на образование в процентах ВВП Россия уступает развитым странам и странам Центральной и Восточной Европы более чем на 1% ВВП.

Франция, к примеру, тратит на образование 5,5% ВВП, а Россия − 3, 6%, то есть разница составляет 1,9 процентных пункта (см. рисунок ниже).

В период 2019–2021 годов расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование составят 3,6% ВВП ежегодно, что соответствует уровню 2015–2017 годов. Этого недостаточно для страны, которая хочет конкурировать со странами-лидерами в области инноваций и технологий.

Расходы на образование в разных странах в процентах ВВП

Ожидать ли каких-либо изменений

Промежуточный отчет и информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия направлены в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Полагаю, что в ближайшее время никаких решений по следам опубликованного Счетной палатой отчета не последует. 

  • О нехватке педагогов в образовательных организациях глава Минпросвещения Ольга Васильева говорит регулярно и не прогнозирует каких-либо изменений до 2029 года. 
  • О негативном влиянии на экономику страны людей, которые из-за низкого уровня функциональной грамотности не могут встроиться в экономику, давно и подробно говорят эксперты, но это не приводит к включению мероприятий по преодолению образовательной неуспешности в федеральные программы. 
  • Увеличение же доли ВВП, расходуемой на образование, – это, на мой взгляд, вообще невероятное событие с учетом сложившихся трендов и приоритетов внутренней политики. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/schetnaya-palata-rashodov-byudzheta-36-vvp-na-obrazovanie-nedostatochno/

Ссылка на основную публикацию