Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Министерства образования и науки больше нет. Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству. Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу – читайте в материале Накануне.RU.

Разделить Министерство образования и науки РФ президенту предложил вновь назначенный премьер-министр Дмитрий Медведев. Реорганизация, по его мнению, «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Прежнее объединение в одном ведомстве управления всеми уровнями образования, да еще и наукой было ошибкой, которая привела к снижению уровня подготовки в колледжах и повальной ориентации всех учащихся на получение высшего образования, поэтому преобразования в структуре Минобра назрели давно, отметил президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.

«Почти 20 лет все ведущие эксперты в данной области говорят о том, что объединение общего среднего образования, высшего профессионального образования и науки в ведение одной государственной структуры было большой стратегической ошибкой.

Потому что система общего среднего образования тем самым была фактически отдана на откуп муниципальным властям, у которых для ее качественного развития порой не хватало ни материальных ресурсов, ни методического обеспечения, ни административной поддержки, – рассказал Сергей Комков Накануне.RU. – Резко снизился уровень внеклассной и внеурочной воспитательной работы, уровень развивающей деятельности школьников. Всех стали ориентировать исключительно на подготовку к поступлению в вуз. Без разницы в какой! Именно поэтому практически на-ура прошла, так называемая, «реформа» по внедрению в российских школах ЕГЭ».

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин отмечает, что в постсоветское время по сфере образования был нанесен «сокрушительный удар либералами».

«Взрастили несколько поколений, у которых в голове полный фаршмак, которые не знают историю своей страны, и, самое главное, у которых отсутствуют национальные ориентиры.

Они воспитаны так, что там, где есть пармезан, должна быть и Родина. Это нужно исправлять.

Но если ведомство возглавят те, кто до этого внедрял «Болонскую систему», проводил эксперименты над нашим образованием, уничтожая его, тогда образованию конец», – поделился своим мнением с Накануне.RU эксперт.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Разобраться в отличиях нико, впр и гиа

Оценим за полчаса!

С виду реорганизация самого Минобра напоминает возврат к советскому опыту, при котором существовало несколько образовательных ведомств.

За школьное образование отвечало Министерство просвещения, за высшее – Госкомитет высшей школы, отдельно существовала Академия наук, напоминает историк, соавтор проекта «Последний звонок» Евгений Спицын.

Впрочем, нынешняя реорганизация могла понадобиться вовсе не для достижения благой цели спасения образования и науки, а для того, чтобы поделить власть между лоббистами.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

«Мне кажется, это делается не ради решения серьезных и важных задач, а просто ради того, чтобы развести две группировки и сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки были сыты», – пояснил Накануне.RU Евгений Спицын.

Опыт показывает, что в РФ постоянные правительственные реорганизации принципиально не меняют ситуацию с проводимой политикой.

«В данном случае, я думаю, просто идет борьба разных группировок, которые хотят взять под контроль те или иные сферы государственного управления и соответствующие денежные потоки. Идет борьба за кресла между отдельными группировками.

За кресла борются хорошо известные разные группировки в Администрации президента, Правительстве, Академии наук. Есть группировка Фурсенко-Ковальчука, они хотели поставить своего человека президентом РАН, но им это не удалось.

Есть группировка Грефа-Кудрина-Кузьминова – группировка Высшей школы экономики. Есть группировки, которые существуют в РАН. Здесь завязано довольно много интересов и политических моментов», – считает он.

Евгений Спицын отмечает, что назначение Ольги Васильевой министром образования стало «ударом под дых той либеральной своре, которая все эти годы командовала образованием». Теперь реформаторы хотят вновь оказаться у руля.

«На мой взгляд, министр Васильева, которая пришла полтора года назад в министерство, только вошла в курс дела, начала что-то потихоньку исправлять. И бах! Все начинать сначала, что ли? Я этого не понимаю. По моему ощущению, она какой-то министерский пост должна занять, скорее всего, в Министерстве просвещения», – добавил историк.

Политолог Павел Салин напоминает, что против министра Ольги Васильевой последние два месяца шла достаточно интенсивная кампания, либеральная группа влияния была недовольна перспективами сохранения ею поста в Правительстве, в то же время у госпожи Васильевой есть влиятельные аппаратные покровители. «Принято соломоново решение – уж если ей действительно больше нравится то, что называется «просвещением», то ей решено отдать этот школьный блок среднего образования, а представителям либерального блока отдать высшее образование и науку», – говорит эксперт.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Продолжит ли Ольга Васильева управлять образованием, как ожидается, станет известно в пятницу, 18 мая, когда Дмитрий Медведев представит президенту предложения по персональному составу Правительства.

Источник, близкий к Минобру, ранее сообщал Накануне.RU, что, скорее всего, нынешняя глава ведомства сохранит пост в образовательной структуре, однако у Васильевой есть и конкурентка.

По информации СМИ, возможным претендентом на пост министра просвещения называют руководителя центра для одаренных детей «Сириус» Елену Шмелеву.

Властям придется выбрать между эволюцией в лице Васильвой и революцией в лице Шмелевой, полагает Сергей Комков.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

«Могу сказать лишь одно: назначение на пост министра просвещения уже проверенной временем Ольги Юрьевны Васильевой будет означать продолжение «эволюционного пути развития» российской системы образования и планомерного ухода от навязанных нам западными «советниками» и «консультантами» стандартов.

А назначение министром просвещения мало кому известной Елены Владимировны Шмелевой может означать переход к «революционному пути развития» нашей отечественной системы образования.

Так как ей либо придется полностью сменить свою парадигму, созданную во время работы с одаренными детьми, либо активно и достаточно быстро ломать сложившуюся порочную систему управления образованием. В первую очередь, ей придется принципиально решить вопрос по поводу ЕГЭ, так как ЕГЭ и работа с одаренными детьми – понятия несовместимые.

А, во-вторых, ей придется достаточно активно заняться искоренением всей системы бюрократизации, сложившейся в российском образовании за последние 15-20 лет. И особое внимание обратить на возрождение работы во внеурочное время», – отметил профессор.

Кандидатом на пост министра науки называют заместителя Васильевой по научной и инновационой деятельности Григория Трубникова.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

«У Ольги Васильевой есть зам, который курирует науку, молодой академик, физик. Я ничего не хочу сказать про этого человека, потому что я ничего о нем не знаю, насколько он крупный ученый, насколько хороший он организатор.

У нас наука сейчас опущена до такого плинтусного состояния, что мы даже не знаем, насколько у нас серьезные научные школы, какие из них сохранились, насколько они авторитетны в мировом научном сообществе», – сказал Евгений Спицын.

Профессор Сергей Комков считает, что возглавить Миннауки должен один из действующих успешных ректоров вузов, либо один из руководителей РАН, активно сотрудничающий с высшей профессиональной школой и вузовским сообществом.

«Наука – это серьезная сфера, которой должны заниматься серьезные люди. Но я очень боюсь, что снова всплывет фигура или Фурсенко, или что-то типа него», – предположил Александр Жилин.

Наука нуждается в развитии, и упразднение ФАНО, существовавшего отдельно от Министерства образования и науки, выглядит вполне логичным шагом, считает Сергей Комков.

«Идея создания так называемого ФАНО изначально была воспринята всеми экспертами весьма скептически. Никакого дублирования функций в системе управления высшим образованием и наукой быть не должно!» – сказал профессор.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Еще одной новацией станет вынесение Рособрнадзора из ведения образовательного ведомства. Надзорный орган будет находиться «под Правительством» и контролировать деятельность средней, высшей школ и науки.

Стоит ли ждать от преобразований пользы или это очередная формальная перестановка, станет известно в конце недели, когда будут названы имена членов нового Правительства.

«По-хорошему, во главе министерства должен стать человек наподобие Берии, Мехлиса, Молотова, который своей железной рукой мог бы навести там порядок, привести систему в чувство – встряхнуть, провести чистку, не формальную, а настоящую, и нацелить людей на выполнение важнейших государственных задач. Совершенно очевидно: если мы окончательно угробим науку и образование, у страны не будет будущего», – резюмировал Евгений Спицын.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/113950/

Российские школьники с 2021 года будут учиться по обновленным стандартам

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения РФ рассмотрел и одобрил обновленные стандарты общего образования. Обновленные ФГОС будут обязательны в школах с 1 сентября 2021 года. Что это значит для российских школьников и их родителей? Как будет выстраиваться система российского образования в будущем? Подробности — в материале Федерального агентства новостей.

Жить по-новому

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

  • Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.
  • В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.
  • За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Репетиторы не нужны

Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.

«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.

Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.

«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ.

Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.

«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

Окончить два класса за год

Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.

«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.

Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.

В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.

«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.

Источник: https://riafan.ru/1230989-rossiiskie-shkolniki-s-2021-goda-budut-uchitsya-po-obnovlennym-standartam

Кто построит школы

«В стране развернута масштабная стройка, чтобы у каждого ребенка в нашей стране была возможность учиться в нормальной, современной школе. Желательно – в одну смену», – говорил премьер Дмитрий Медведев в ноябре 2019 г. на совещании, посвященном в том числе строительству школ

В России становится меньше школ. С 2001 г. количество сельских школ сократилось с 46 000 до 24 000, городских – с 23 000 до 18 000 единиц, сказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, выступая на правительственном часе в июне 2019 г. (ее слова есть на сайте Счетной палаты). Из-за этого 13% школьников, по ее данным, учится во вторую или даже третью смену. Всего в России 16 млн школьников.

Другая проблема – износ. В России 9146 школ имеют износ от 50 до 70% и 6082 – более 70%, говорится в программе содействия созданию в регионах новых школьных мест. Это, судя по данным Росстата, более трети всех школ в стране.

Читайте также:  Просто повезло: -синдром самозванца и как с ним бороться

Ветхие школы не соответствуют федеральным государственным программам образования, сказано в документе. Повысить доступность и качество образования помогут переход на обучение в одну смену и строительство новых школ взамен ветхих.

«К 2024 г. численность школьников составит почти 20 млн, и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», – указывает Орлова.

Помочь всеобщей доступности образования должны государственные программы. Медведев, упоминая о масштабной стройке, говорил о нацпроекте «Образование», на реализацию которого из федерального бюджета планируется потратить 723,3 млрд руб. до 2024 г., и ее подпрограмме «Современная школа» (стоимостью 295,1 млрд руб.), которая предполагает создание 230 000 новых школьных мест к 2024 г.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

«Современные, удобные здания школ прямо влияют на желание самого ребенка приходить туда учиться. Это так же важно, как и интересная школьная программа», — сказал премьер Дмитрий Медведев /Екатерина Штукина/ТАСС

Правительство должно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, говорится в майских указах президента Владимира Путина.

Но есть более масштабная программа, посвященная содействию созданию в регионах новых мест в школах и рассчитанная на 2016–2025 гг. Она предполагает создание 6,6 млн новых мест, ее бюджет – 2,8 трлн руб., почти 2 трлн из которых – федеральные.

Но в 2018–2020 гг. регионы получат на строительство школ лишь 74,5 млрд руб. субсидии, что позволит ввести не более 122 000 учебных мест, писали «Ведомости». Уже сейчас в стране не хватает около 2 млн учебных мест, говорил Отто Сопроненко, генеральный директор «Первой концессионной компании «Просвещение» (его цитировали разные СМИ), причина – недостаток финансирования.

Выход из этой ситуации – строительство школ на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), указывает Сопроненко.

«Нет возможности ждать, когда появятся деньги в бюджете, руководство страны требует перевести школы в односменный режим в кратчайшие сроки», – говорил первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов на форуме Российского фонда прямых инвестиций и Совета Федерации «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее».

От ГЧП выигрывают все: бизнес взамен на льготы дает финансирование, опыт, управление, инновационные подходы, а государство получает готовую инфраструктуру, писала управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова в своей колонке в Forbes. Частный партнер, объясняет Сопроненко, берет на себя проектные риски и затраты на эксплуатацию уже построенных школ.

  • – строительство автомагистралей; – проекты в сфере ЖКХ; – строительство и эксплуатация IT-инфраструктуры; – социальная сфера
  • Источник: Центр развития ГЧП

Группа компаний «Просвещение» в ближайшие семь лет готова построить около 100 школ, если сложатся благоприятные условия.

«Видя большое количество школ-новостроек в стране, какой-то момент мы поняли: многие новые здания школ построены по устаревшим проектам и не отвечают потребностям тех, кто будет в них учиться и работать», – рассказывает в интервью «Ведомости&» президент «Просвещения» Михаил Кожевников (подробнее см. стр. 06). Построенная сегодня школа будет функционировать еще лет 30 и от того, как организовано пространство, будет зависеть развитие самой школы, отмечает он.

«Просвещение» умеет планировать образовательный процесс, понимает, где классы могут быть соединены, масштабированы и как для этого конфигурировать школьное пространство, объясняет Кожевников.

Образовательные комплексы, которые планирует построить ГК «Просвещение», будут представлять собой несколько зданий с единой администрацией. Управлять такой школой можно будет с помощью облачных технологий и единого электронного хранилища. Это позволит уменьшить число управленческого персонала.

Первый комплекс школ на 4000 мест «Просвещение» планирует построить по модели ГЧП в Нижегородской области. «Наша задача – сделать школу высокого уровня. Это касается оснащения, организации образовательного процесса, формирования управленческой команды и обучения учителей», – говорит Кожевников.

Комплекс будет состоять из трех учебных корпусов и центра дополнительного образования, объединенных единой образовательной программой, говорится на сайте правительства Нижегородской области.

Уникальность комплекса – в концепции двух ступеней. Первая ступень объединит начальную школу и обучающихся 5−7-х классов; вторая – старших школьников, с 8-го по 11-й класс.

Основной фокус второй ступени – предпрофильная подготовка и ранняя профориентация.

В новых школах Нижнего расположатся трансформируемые актовые залы, универсальные спортивные залы и бассейны, творческие студии, помещения для кружков, мастерские ручного труда, коворкинг, зоны для самостоятельной и проектной работы – в библиотеке-медиацентре. Рядом с производственными помещениями столовой будет кулинарная студия, чтобы дети могли наблюдать за работой поваров. По задумке школа станет и культурным центром.

Генподрядчика строительства утвердит Нижегородская область, она же выделит из регионального бюджета 2 млрд руб. «Просвещение», по словам его представителя, также вложит в проект собственные и привлеченные средства (сумму он не называет), а затем будет эксплуатировать школы 13 лет с момента окончания строительства.

Реализация проекта позволит решить злободневные проблемы: сократить очереди при поступлении в школы и ликвидировать вторую смену обучения, докладывал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре (цитата по сайту правительства области).

Всего в Нижегородской области «Просвещение» планировало построить 13 школ на 14 900 мест до 2024 г.

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок

/«Просвещение»

«Мы рассматриваем проект не с точки зрения строительной маржи, а как профессионалы в сфере образования», – говорит представитель «Просвещения» в ответ на вопрос о возврате инвестиций. В случае успешной реализации проекта его можно будет тиражировать, продолжает он, но нужны единые правила в сфере ГЧП.

Пока в России не так много примеров ГЧП в сфере образования. Эту сферу регулируют два акта: вступивший в силу в 2015 г. закон о ГЧП и закон о концессионных соглашениях (разновидность ГЧП), одобренный 10 годами раньше.

На сайте torgi.gov.ru к 22 октября 2019 г.

размещена информация о 2158 конкурсах на право заключения соглашений о ГЧП и муниципально-частном партнерстве, а также концессионных соглашениях, приводит статистику Людмила Ильичева, директор Центра государственно-частного партнерства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Но только в 70 конкурсах из 2158 речь идет об объектах образования, культуры и спорта. На платформе поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» есть информация о 42 проектах, заявленных по закону о ГЧП, но ни одного – в сфере образования, говорит Ильичева.

В России по всем схемам ГЧП реализуется около 4000 проектов стоимостью 3 трлн руб., 1,2 трлн из которых – частные, сказал предправления АНО «Национальный центр ГЧП» Павел Селезнев на Международном арктическом форуме.

Без ГЧП в образовании не обойтись: за короткий срок в Ханты-Мансийском округе нужно создать порядка 25 объектов в сфере образования стоимостью около 1,5 млрд руб. каждый, говорил Роман Генкель, гендиректор Фонда развития Югры.

Механизм ГЧП позволит распределить нагрузку для бюджета по времени.

Сейчас большинство проектов с участием государства и бизнеса реализуется по закону о концессиях, делает вывод Ильичева.

Одна из причин – сложная процедура инициации проекта, объясняет она: предложение представляет собой фактически предпроектную подготовку стоимостью 5–10% общего объема инвестиций. Нужны банковская гарантия (от 5% общего объема финансирования), разрешительная документация.

Но это не освобождает компанию-инициатора от участия в конкурсе, в котором конкуренты заявляются на сформированный ею проект и, соответственно, не несут предварительных затрат, отмечает Ильичева.

Кроме того, частным компаниям невыгодно инвестировать в социальную инфраструктуру: по закону о ГЧП собственность остается за компанией, но заработать, например, на школах весьма сложно, отмечает Ильичева.

Модели ГЧП могут быть разными, писал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования». Первая – «инфраструктурная ипотека».

В этом случае на старте государство потратит меньше, но будет выплачивать оставшиеся средства девелоперу. Вторая – расширенные обязательства инвестора. То есть не только строительство школы, но и ее оснащение – электронными учебниками, игровыми симуляторами.

Это предоставление комплексного образовательного продукта. Третий вариант – уже упомянутая концессия. &

Варвара Армеева, Мария Дранишникова

Источник: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/09/818139-postroit-shkoli

В россии не успевают строить новые школы

21.03.2017 00:01:00

В бюджете нужно найти более 2 триллионов рублей для будущих школьников

Минобрнауки не успеет построить новые школы в срок Не в каждом новом жилом микрорайоне строятся новые школьные здания. Фото с сайта www.mosreg.ru

Россию вот-вот накроет новая демографическая волна, когда численность школьников увеличится почти в полтора раза. Учебных мест для них сегодня просто нет.

Не случайно в стране есть немало школ, где обучение идет в две и даже в три смены. Чтобы ликвидировать дефицит в 6,5 млн школьных мест, казна должна где-то изыскать более 2 трлн руб.

Пока же бюджет способен выделить на строительство школ лишь по 0,025 трлн руб. в год, что явно не решает проблемы.

Явным индикатором дефицита школьных мест является практика двух- и трехсменного обучения, которая распространена в России и которую вряд ли можно назвать нормальной.

Чтобы сократить многосменное обучение, правительство ежегодно выделяет миллиарды бюджетных рублей и заставляет региональные власти строить новые школы.

Но результатов это практически не дает – число школьников на многосменном обучении в стране не сокращается, а увеличивается.

Причина – в надвигающейся демографической волне, для реакции на которую в бюджете фактически нет денег. Дефицит школьных мест оценивается, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в 6,5 млн мест.

«Если три года назад у нас школьным образованием было охвачено чуть более 13 млн человек, то через три года в будущем у нас численность учащихся составит 19 млн человек», – объясняла Голодец на правительственном часе в Госдуме.

На вчерашней встрече вице-премьеров с главой правительства Дмитрием Медведевым Голодец напомнила, что создать 6,5 млн новых учебных мест планируется за 10 лет. Всего на строительство и реконструкцию школ за 10-летие планируется потратить более 2 трлн руб.

Однако нынешние темпы финансирования и темпы строительства вызывают большие сомнения в реализуемости этой школьной программы правительства.

Действительно, чтобы за 10 лет выйти на обозначенные ориентиры, нужно расходовать ежегодно более 200 млрд руб. и создавать ежегодно более 600 тыс. учебных мест.

А на практике бюджет выделяет в восемь раз меньше денег и получает в четыре-пять раз меньше учебных мест.

«В 2016 году на эти цели было выделено 25 млрд руб. В дополнение к федеральной программе регионы осуществляют свои мероприятия по реконструкции, вводу новых мест.

Если считать полный объем всех созданных в 2016 году мест, то их число – 167 911 мест. Это очень хороший темп, который задан на старте», – объясняла вчера Ольга Голодец.

В текущем году на строительство школ вновь выделено 25 млрд руб. И общий прирост учебных мест вряд ли будет больше.

«По поручению правительства мы перешли к тому, что вводим новые типовые школы. Это школы нового образца, современные с точки зрения новых образовательных стандартов, а с точки зрения экономики строительства абсолютно оптимальные», – рассказала вчера Голодец.

Обучение в три смены – это не подарок. Но сотни тысяч детей в стране вообще не имеют рядом школы. В России насчитывается 55 тыс. населенных пунктов с проживающими на их территории 300 тыс. учениками, где нет школ, сообщила в Госдуме заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

По ее данным, бюджетные вливания никак не улучшили ситуацию с многосменным обучением. Число детей, которые учатся в третью смену, увеличилось за год на 9 тыс., а во вторую смену – более чем на 18 тыс. человек, сообщила Чистова. Бюджетные средства в 25 млрд руб. на 1 августа 2016 года были освоены только на 8,4%, рассказала зампред Счетной палаты.

«В этом году мы ожидаем, что будет введено дополнительно 170 тыс. новых мест, включая реконструкцию школ, которые нуждаются просто в модернизации», – пообещала вчера Голодец.  

Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-03-21/4_6953_school.html

По всей России в школах постепенно переходят на дистанционное обучение. Новости. Первый канал

По всей России ограничивают проведение массовых мероприятий, чтобы остановить распространение коронавируса. Это постановление Роспотребнадзора. 

Ранее регионы вводили запреты по своей инициативе, теперь же требование обязательное. Также губернаторы должны организовать информирование людей старше 60 лет об опасности заражения. В Петербурге волонтеры приносят пожилым продукты и лекарства, чтобы они могли не выходить из дома. В ближайшее время добровольцы начнут работать и в других регионах, где есть случаи заражения. 

Закрываются также многие школы. Где-то детей уже отпустили по домам. В других городах последний учебный день – пятница. Но бездельничать не придется, занятия продолжатся дистанционно.

Коронавирус коронавирусом, но в волгоградских школах и перемены, и уроки по расписанию.

Перед началом занятий всем измеряют температуру, из класса в класс теперь переходят учителя, а не ученики, уборщицы протирают дезинфицирующим раствором все, до чего могут дотянуться детские ладошки, а после уроков в помещениях включают бактерицидные лампы. Даже обычной простудой, по словам преподавателей, дети сейчас болеют меньше, чем обычно.

– Мама мне сказала, что я не буду на дистанционном. Если, конечно, не скажут, что в школу не приходить, – говорит Максим Ферко.

До внеплановых двухнедельных каникул всего три дня, возможно, еще и поэтому перевести своих детей на дистанционное обучение в городе решили только 7% родителей школьников.

Впрочем, карантинные меры – не повод не делать уроки. В Волгограде учителя выкладывают задания на сайтах своих школ, а индивидуальные консультации готовы проводить по скайпу. Выполненное домашнее задание преподаватели принимают письмом на адреса электронной почты или даже в виде фотографий по телефону. 

В Екатеринбурге номера задачек и упражнений для младших классов учителя отправляют родителям через мессенджеры. Четвероклассница Ульяна скучает без друзей, а вот учиться дома, говорит, совсем не сложно: «Наоборот, лучше, потому что тут можно все быстрее сделать».

Телефоны и компьютеры уже давно лучшие друзья школьников, а карантин, например, по гриппу, явление ежегодное, так что в большинстве школ давно созданы самые разные системы дистанционного обучения.

– Это система дистанционного образования, в которой выставляются задания. В нем есть и теоретический материал, и видеоурок, и практическая часть, и анимашки разные, и есть тестовый блок, который автоматически ставит отметку в электронный журнал, – комментирует Игорь Климовских, директор школ№76.

В Кемерово для старшеклассников стараются все занятия проводить онлайн. В классе только учитель. Напротив доски веб-камера, а сложную тему разбирают в режиме конференц-связи. По количеству аватарок понятно, даже виртуальных прогульщиков в классе нет. Скоро экзамены.

Математик Валерия Климкина и вовсе считает, что дистанционные технологии – это возможность индивидуального подхода к ученику: «Классное обучение все равно работает на среднего ученика, а дистанционно, я знаю, что мой отличник уже сейчас может решать более сложные задания, и я подбираю ему такие примеры, которые будут для него наиболее актуальны.

Если ребенку чего-то не хватает в базовой части, то не проблема подобрать и задания, которые помогут ему базу освоить».

21 марта закроются все общеобразовательные школы Москвы и Московской области, и еще десятки тысяч мальчишек и девчонок так же перейдут на дистанционное обучение. На организацию учебного процесса пока никто не жалуется. А вот некоторые образовательные сайты к такому наплыву учеников оказались не готовы.

Самые большие проблемы сейчас с доступом к учебным ресурсам у учеников московских школ. Вот смотрите. Дневник третьеклассника. Задание на среду – изучить прикрепленный урок. Вот скрепочка, нажимаем. Проверка деления с остатком – серьезная тема для третьеклассника. Но увидит он ее вот в таком виде: просто пустой лист.

– МЭШ висит с 11 утра. Сделать ничего невозможно, сбрасывает после 3-4 шага, – пишет Екатерина Смирнова.

Читайте также:  Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

– Можете ничего не задавать. У детей задания не открываются. Система не справляется, – жалуется Алла Сотникова.

Техподдержка сайта уверяет, что это разовые сбои, которые скоро прекратятся. А Министерство образования обещает, что разбираться с проблемами и отвечать на самые злободневные вопросы учеников и родителей будет целая группа экспертов с помощью специально созданного канала.

Срочное сообщение. Каникулы будут объявлены во всех российских школах с 23 марта по 12 апреля, об этом сообщили в Министерстве просвещения.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2020-03-18/382141-po_vsey_rossii_v_shkolah_postepenno_perehodyat_na_distantsionnoe_obuchenie

Новые школы в срок не построят

В Каминском Родниковского района частично заморозили строительство школы. Сейчас работы не ведутся в трех секциях здания из четырех. На стенах стали появляться трещины. До выяснения причин и корректировки проекта стройку приостановили.

Насколько отодвинутся сроки сдачи объекта, и как объясняют срыв подрядчик и другие ответственные лица?

В области в этом году должны быть построены 2 новые школы. В Савине и Родниковском районе. Ни одну не успеют. Эта в поселке Каминский — меньшая. Два этажа на 150 человек. На работы дан год. Это условие федеральной программы. Строить начали в ноябре. Весной в подвале появилась вода.

Её откачивали. Но она оказалась грунтовой и возвращалась. Стены одной из секций пошли трещинами. Маячки подтверждают, что кладка продолжает расползаться.

Прораб говорит, что геологические изыскания, на основе которых делался проект — ошибочны. Грунтовые воды оказались выше. Руководство компании застройщика добавляет — разница примерно в четыре метра. Первая геология проводилась в 2014 году. Повторная, по их инициативе, — после образования трещин. Теперь проект требует переработки, а часть уже построенного здания — сноса.

Максим Меледин, зам. директора по строительству ООО «Жилстройцентр»: «На данный момент мы не производим никаких работ именно потому, что нет никакого заключения, что именно нужно сделать то или иное мероприятие.

То есть и забор грунта сейчас взять невозможно, потому что в подвале вода стоит. Сейчас разработан проект, находится в экспертизе.

После разработки проекта мы выполним кольцевой дренаж, отведем воду, после того как вода уйдет из подвала, уже будет взят анализ грунта, разработаны мероприятия, то есть всё, что подлежит сносу, будет снесено и возведено заново»

Стоимость этой школы по контракту — около 200 миллионов рублей. Неучтенные работы увеличат эту сумму. Кто покроет разницу — неизвестно. Всё зависит от заинтересованности сторон в поиске ответственного и результата судебных процессов, которые скорее всего возникнут между подрядчиком и заказчиком по завершении стройки.

Татьяна Сидоренкова, зам. главы администрации Родниковского района: «На сегодняшний момент подрядчику эти работы не оплачены, здесь можете быть спокойны. Эти работы, действительно, не оплачены.

Но не могу сказать, кто из них виновен, потому что администрация со своей стороны контролировала ситуацию полностью, все этапы строительства. То есть у нас существует отдел строительства, который непосредственно курировал эту стройку.

Поэтому со стороны административного ресурса не могу сказать, что кто-то виновен»

Сейчас потеряно 3 месяца. Новый примерный срок сдачи объекта, который называет подрядчик — июнь будущего года. Основная задача — успеть до зимы положить кровлю, подвести коммуникации и подключить отопление.

Евгений Шишков, член регионального штаба ОНФ: «Я считаю, что нельзя допустить, чтобы в зиму этот объект ушел без кровли. Чтобы он остался в открытом котловане, потому что вся вода, которая выпадет у него в сезоне, она будет в подвале. Если он уйдет в зиму, она просто все разморозит»

Тормозят строительство и мелкие, но частые корректировки проекта.

«Ничего мне про проект не говорите. Я не знаю, или делалось на скорую руку как-то, или… Есть очень много вопросов, нюансов. Я имею ввиду, технических решений»

Вопросы к проекту есть и у прораба савинской стройки. Приводит пример: изначально здесь планировались земляные полы в 3 метра. Теперь решили ставить сваи и класть плиты. Всё это дополнительные расходы и время. В Савине тоже отстали от графика.

К сентябрю не успеют. ПСД по обеим школам разрабатывались институтом «Ивановопроект». Руководитель готов нам рассказать своё видение ситуации. но встретиться сможет лишь в понедельник.

В любом случае, все эти проекты ранее успешно прошли Госэкспертизу.

Татьяна Прокопенко, Сергей Тютин, программа «Губерния»

Источник: https://www.ivanovonews.ru/reports/910955/

Новый глава Минобрнауки обсудила с учителями проблемы образования

В стенах Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) прошло августовское Всероссийское педагогическое собрание, в котором приняли участие учителя, директора школ и представители разных уровней власти. Открыли мероприятие премьер-министр Дмитрий Медведев и новый глава Министерства образования Ольга Васильева.

В самом начале премьер-министр представил присутствующим нового министра. В свою очередь Ольга Васильева поприветствовала участников и поблагодарила их за продуктивную двухдневную работу. Глава ведомства после назначения успела провести несколько встреч с педагогическим сообществом.

«Хочу сказать, что педагогическое собрание в августе — хорошая традиция. Работники образования собираются вместе, обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году.

Это собрание отличается тем, что оно впервые имеет всероссийское значение, хотя мы прекрасно знаем, что в разных регионах такие совещания проводятся в последние недели перед началом учебного года, — обратилась к участникам Васильева.

— Всероссийский педагогический совет актуализировал вопросы работы по поручениям президента и правительства, была проанализирована текущая ситуация, и сейчас представлена возможность обсудить вопросы, волнующие нас, детей, родителей и общество в целом».

Участники совещания обсудили вопросы инфраструктуры в школьном образовании. Учителя сетовали на то, что существующие проекты и нормативы к школам несколько устарели и их необходимо совершенствовать.

Также затронули тему школьного оборудования и отчасти импортозамещения.

Премьера попросили поддержать российских производителей и организовать производство школьного оборудования на доступном расстоянии от школ.

Отдельно из зала был задан вопрос про обновление школьного автобусного парка. Премьер достаточно подробно и четко отвечал на каждый вопрос преподавателей.

«Инфраструктура школьного образования — основа, без которой оно развиваться не может. Мы это осознаем в правительстве. Была реализована большая программа по строительству детских садов, сейчас перешли к школам.

Мы эту программу реализуем до конца, чего бы это ни стоило. Большинство наших школ построены в 60–70-е годы. В ближайшие 10 лет нам необходимо создать мощности для обучения огромного количества учеников. До 2025 года — 6,5 млн мест.

На этот год на программу заложено 25 млрд рублей», — пояснил Дмитрий Медведев.

Премьер продолжил, заявив, что правительство готово сделать ставку на российских производителей, если оборудование, которое они производят для школ, устраивает учителей. По обновлению школьного автопарка было объявлено о том, что на днях им было подписано распоряжение о закупке 1,8 тыс. новых автобусов на сумму 3 млрд рублей.

Следующий блок вопросов касался содержательной части образовательного процесса. Здесь обсуждали метапредметные результаты учащихся и развитие информационной образовательной среды. Учителя просили больше внимания уделить вопросам онлайн-обучения и закрепить на государственном уровне инициативу создания электронной школы.

«Кого вы уговариваете? Я двумя руками за. Я прекрасно помню, когда в 1990-е годы появились компьютеры, для меня было довольно сложным моментом перейти с пишущей машинки и ручки к компьютеру.

Надо признаться, что наша школа блестяще это выдержала.

Можете не сомневаться, я уверен, что у российской электронной школы большое будущее, и я готов сделать всё, чтобы этот проект быстрее внедрялся», — обратился Медведев.

С финансовыми вопросами также решили не тянуть. Преподавателей и руководителей школ до сих пор волнует тема системы оплаты труда. В данный момент в различных регионах существует три модели начисления заработной платы.

Участники совещания предложили премьеру сделать единую систему, обязательную для всех.

Отдельно было выдвинуто предложение о повышении зарплаты преподавателей учреждений дополнительного образования до уровня преподавателей школ.

«Проблема заключается не только в средних показателях, но и в зарплатной бухгалтерии. Это довольно тонкая история. Она должна быть понятна и прозрачна. Вот говорили о трех моделях и необходимости перейти на одну.

Хочу сказать простую вещь, мы готовы сделать так, как вам удобно. Давайте это обсудим и примем решение. Но это не должно быть навязано новым министром образования, губернатором или правительством.

Я очень прошу эту работу продолжить и подготовить предложение», — сказал премьер.

Медведев подчеркнул, что поддерживает идею повышения зарплаты педагогам дополнительного образования, однако, по его словам, чтобы ее реализовать, нужно сделать одну простую вещь — найти деньги.

Про снижение бюрократической нагрузки на учителей говорят уже с 2012 года, однако с каждым годом учителя всё больше жалуются на количество заполняемых ими бумаг.

В этот раз преподаватели в очередной раз обратились за помощью к главе правительства проконтролировать этот вопрос и дать соответствующее поручение.

Озвучивались варианты сокращения проверок для успешных и стабильно работающих школ.

Обсуждая этот блок вопросов, премьер заявил участникам встречи, что его поразила цифра ненужных отчетов, которые подготавливаются учителями и директорами школ.

«Оказывается 80% того, что учителя и руководство школы пишут в разные ведомства, вообще не связано с учебным процессом. Это беда. Надо с этим разобраться. Минобрнауки готовит ответ к первому сентября. Если потребуется, то можем внести и поправки в законодательство.

По количеству ограничений проверок для школ, которые отлично себя зарекомендовали, я думаю, что это тоже возможно. Если по школе нет проблем, то количество проверок должно быть точно меньше, но критерии должны быть выработаны Минобрнауки», — уточнил Дмитрий Медведев.

Источник: https://iz.ru/news/628099

В ближайшее время министерство образования новгородской области сообщит о времени весенних каникул

Заявление министра прокомментировала министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова: «У нас не было информации по данному решению. Мы услышали об этом вместе со всеми с утра, поэтому у нас наверняка на региональном уровне появятся дополнения по этой теме.

Сейчас мы направили официальный запрос в минпросвещения РФ. Дело в том, что у нас уже в ряде школ были каникулы. В ряде учебных заведений — триместровая система, и в них весенние каникулы уже прошли. Еще один важный момент — детские сады.

Получается, если в семье несколько детей разного возраста, то, с учетом того, что школы на каникулах, часть детей придется водить в садик. Также есть вопрос по студентам среднего профессионального образования.

У них идёт практика, и стоит ли им также идти на дополнительные каникулы?

На уровне региона эти проблемы мы продумали и проработали. Мы сейчас активно готовимся к внедрению дистанционного образования, на дому — обучаем педагогов, работаем с платформами.

Однако сегодняшнее заявление федерального министерства может внести корректировки в режим работы образовательных учреждений в Новгородской области.

Я призываю родителей дождаться по весенним каникулам, который даст министерство образования Новгородской области в ближайшие дни».

Между тем, министр просвещения России Сергей Кравцов напомнил, что будет организовано дистанционное обучение школьников, откроются образовательные ресурсы с бесплатным доступом. Например, министерство рекомендует использовать возможности Российской электронной школы.

Участники совещания заявили, что готовы к любому развитию событий, и сейчас прежде всего должны организовать методическую поддержку школьникам, которые уходят на каникулы и будут временно учиться дома. В том числе, и готовиться к ЕГЭ.

Олимпиады предварительно на утреннем федеральном совещании решили проводить после 12 мая. «Мы успеем обработать результаты, сбоев не будет», — заверили его участники.

Также министерство просвещения откроет горячую линию по вопросам дистанционного обучения для учителей, директоров школ и родителей. 

Напомним, что в Новгородской области введен режим свободного посещения школ, учебные заведения переходят на дистанционное обучение. Телефон новгородской горячей линии — 50-10-10.

пресс-служба Министерства просвещения

Источник: https://53news.ru/novosti/55470-vesennie-kanikuly-v-shkolakh-prodlyat-s-23-marta-po-12-aprelya.html

Дистанционное обучение детей в школах региона продлится до 12 апреля

С 17 марта все школы, техникумы и колледжи Самарской области проводят образовательный процесс с применением дистанционных технологий.

«Режим дистанционного обучения в  образовательных учреждениях продлится до  12  апреля. При этом школьные каникулы пройдут в  обычные сроки. Все платформы и  крупные издательства открыли бесплатный доступ к  своим ресурсам и  ко  всем онлайн-версиям учебников. Это очень облегчает работу педагогам»,  — отметила и.  о. министра образования и  науки Самарской области Светлана Бакулина.

Она подчеркнула, что очень важно в  этот период установить грамотный распорядок дня ребенка, четко выделить время для учебных занятий, для отдыха, совместных дел с  родителями, обязанностей по  дому.

«Огромное значение имеет организация рабочего места ребенка в  этот период,  — пояснила Бакулина. —  Некоторые родители даже просят своих детей переодеться в  школьную форму на  время выполнения виртуальных уроков, чтобы создать рабочую атмосферу».

По  словам и.  о. министра, сейчас в  каждом территориальном управлении министерства открыта «горячая линия» по  дистанционному обучению. Эти телефоны размещены на  главной странице сайта Минобрнауки. Специалисты готовы ответить на  все вопросы, возникающие в  этот период у  родителей.

В  последние десятилетие в  российской школе в  целом и  в  самарских, в  частности, выработан значительный опыт успешной реализации программ общего образования в  дистанционном формате. Новые возможности открываются благодаря реализации национального проекта «Образование», инициированного президентом России Владимиром Путиным.

В  прошлом году Самарская область уже успешно справилась с  одной из  задач по  цифровизации образования  — оснащением школ и  техникумов высокоскоростным доступом в  интернет. На  начало 2019  г. этот показатель составлял 30%, к  концу года региону удалось достичь показателя в  75%.

В  2020 году Самарская область стала первым в  стране регионом, где федеральные эксперты презентовали новую платформу «Маркетплейс образовательных услуг«, разработанную в  рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Одна из  главных задач цифрового образования  — создать для всех детей, вне зависимости от  их  места жительства, будь то  крупный мегаполис или отдаленное от  центра поселение, равные условия для получения качественного образования, помочь им  выстроить индивидуальную траекторию развития, а  как следствие повысить уровень подготовки.

Уже не  первый год школы региона применяют в  образовательном процессе цифровой ресурс  — «Российская электронная школа».

На  нем содержится свыше 120 тысяч уникальных заданий и  видеоуроков, предусматривается   онлайн и  оффлайн поддержка.

Кроме того, все школы региона заведены на  единую платформу АСУ РСО, а  в  нее интегрированы такие ресурсы, как «ЯКласс», мультимедийные приложения от  компании «Новый Диск».

При дистанте реализация образовательных программ в  полном объеме осуществляется через систему АСУ РСО, которая является информационным порталом. Система позволяет ребёнку получить видеоуроки, презентации, тестовые задания. Это помогает изучить новую тему и  освоить материал учебной программы. Домашнее задание размещается в  электронном дневнике АСУ РСО.

В  тексте задания указывается ссылки на  электронный ресурс, номера заданий из  учебника, подробные рекомендации по  его выполнению высылаются каждому ученику и  родителям с  опцией уведомления. Выполненные задания обучающийся или его родители отправляют учителю. Если у  ребенка возникают вопросы, то  он  может задать их  учителю.

«Учителя используют такой формат и  в  обычном процессе обучения. Это очень удобно для педагогов, не  обязательно всё делать в  тетрадях. Гимназия работает в  этой системе давно по  всем предметам и  во  всех классах.

Интернет есть в  каждом кабинете, у  каждого учителя,  — рассказала директор гимназии №1 Новокуйбышевска Лариса  Слепцова. —    Сейчас мы  организуем дистанционные онлайн уроки, в  том числе   посредством видеоконференцсвязи, через мессенджеры, скайп. Наши педагоги используют платформы «Учу.

ру» и  «Российская электронная школа». Ссылки на  них размещаются в  АСУ РСО, там  же — домашнее задание и  выставляются оценки».

Педагоги гимназии уверены, что от  дистанционного обучения качество подготовки школьников не  страдает. Ключевым фактором, как впрочем, и  при очной форме обучения, остаются  — желание, мотивация и  ответственность. А  это совместная работа школы и  семьи. Кроме того, у  дистанционного обучения есть и  такой плюс: большинство детей получают индивидуальные задания.

Источник: https://samara.bezformata.com/listnews/distantcionnoe-obuchenie-detej-v-shkolah/82460252/

Ссылка на основную публикацию