Не поведу тебя в музей: скандал в третьяковке

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

В новой Третьяковке на Крымской набережной прошел пресс-показ выставки Марата Гельмана, сообщает с места событий корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН). На выставке показаны работы эпатажных художников нашего времени из личной коллекции Гельмана, которую он передал в дар Третьяковской галерее. Она включает 72 работы, отражающие основные тенденции развития искусства на постсоветском пространстве в период с 1990 по 2000 годы.

Это произведения скандально известных акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, Авдея Тер-Оганьяна, Виктора Алимпиева, Дмитрия Врубеля, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Представлены работы из направления соц-арт Виталия Комара и Александра Меламида, Алексея Каллимы и Юрия Шабельникова, а также проект «Новые деньги» Леонида Парфенова и Елены Китаевой и панорама художественной сцены Георгия Острецова.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Как убедился корреспондент ФАН, не все гости остались довольны выставкой, некоторые негодовали в попытках найти смысл в загадочных инсталляциях.

«Коробки очень странные, я не поняла в чем там смысл. Открытки с пьющими людьми я вообще считаю неуместными на данной выставке, здесь очень много детей, и это плохой пример для подражания», — возмутилась Дарья, молодая посетительница галереи.

Не только у нее абстрактные фигуры и картины вызывали недоумение. Сам автор выставки в беседе с корреспондентом ФАН заявил, что «не всем дано понять искусство».

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

«Я человек без каких-либо талантов. Я горю художниками, а не Третьяковкой. Я хочу показать это людям», — объяснил свои мотивы Гельман.

Впрочем, большинство гостей остались под большим впечатлением. Посетители делали снимки и обсуждали экспонаты, зал с картинами был заполнен людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дуальное образование может вернуться в вузы

Оценим за полчаса!

«Картины действительно прекрасны. Даже если не пытаться найти какой-то смысл, они все равно притягивают, выглядят мистически. Каждый видит что-то свое в работе художника, свой посыл, но без сомнений — это прекрасные работы», — поделилась своим мнением с ФАН другая посетительница галереи, отказавшаяся представляться.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Самым странным экспонатом посетители сочли «Коробки». В темном зале под светом прожектора стояли две белые коробки, внутри которых находились люди. В первой коробке любой посетитель мог увидеть Владимира Ильича Ленина, который перекатывался с боку на бок.

На дне второй располагался планшет, на видео в котором несколько обнаженных мужчин смотрели вверх, махали руками и кричали, издавая неприятный звук.

Судя по разговорам в зале, многие гости выставки не смогли понять, что хотел показать художник своей работой, и комментировали инсталляцию резко.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Другая работа — ноги лошади, отделенные от тела, — тоже вызывала непонимание у зрителей, но многие не решались вслух комментировать свои впечатления.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Так же перед входом в зал стоял стол, на котором художники оставляли открытки с маленькими копиями своих работ. На открытках были показаны мусорные баки, пьющие люди и бездомные. На некоторых можно было найти надписи «Интим» и подобные. К столу подходили дети и разглядывали работы: сама выставка не имела возрастного ограничения.

Напомним, Марат Гельман с 90-х годов успешно продвигал в массмедиа образ скандального галериста, вызывая гнев и даже ярость у консервативной части российской публики.

Создание Гельманом «Музея современного искусства» в Перми вызвало волну критики в адрес властей, в частности по поводу расходования значительных бюджетных средств на этот проект.

Скандал случился и в Новосибирске, где в рамках выставки под названием «Родина» предполагалось разместить провокационные работы вроде обезьяны в военной форме. Скандалы преследовали Гельмана и в Петербурге, и в Краснодаре. В итоге в 2014 году он уехал в Черногорию, однако громких успехов там не добился.

Идет ли речь о возвращении скандального галериста в Россию через взаимодействие с Третьяковской галереей, пока неясно. Журналистам Гельман сообщил, что «возвращается в Москву, но остается жить в Черногории».

Источник: https://riafan.ru/1250977-skandalnyi-galerist-gelman-vernulsya-v-moskvu-s-vystavkoi-v-tretyakovke

Скандал в Третьяковской галерее

18 июня 2018 | Время чтения 3 мин

Евгений Елфимов, 18 июня 2018, 01:03 — REGNUM Зачем нам нужны художественные музеи?

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Константин Флавицкий. Смерть княжны Таракановой. 1864. Третьяковская галерея

Ведь не только для того, чтобы было куда зайти в дождливый день. Не только для развлечения и утоления любознательности, но и для обучения школьников, студентов, да и многих взрослых людей. Для того, чтобы прививать им любовь к прекрасному. Я убежден, что в первую очередь важна именно эта просветительская функция.

Много раз я видел группы учащихся, сопровождаемых своими преподавателями, в лучших музеях мира. Признаться, в Британском музее они мне немного досаждали своим гвалтом, а более всего пожиранием сэндвичей в буфете. Это как-то отвлекало от ассирийских сцен охоты на львов.

Но в глубине души я понимал, как правильно поступают эти англичане, когда организованно приводят своих отпрысков в музей. Обратите внимание, ни один сотрудник им не сделал по этому поводу замечания. Никто не потребовал с них денег, да и с остальных тоже — вход в этот музей свободный.

Немецкие учителя на музейном острове в Берлине восхищали меня четко подаваемыми хорошо поставленным командирским голосом командами. Они привели детей в музей, и от одного их вида веяло уверенностью, что программа пребывания в музее будет скрупулезно выполнена.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Вот и у нас есть настоящие преподаватели, увлеченные своим делом. Они тоже пришли со своими студентами в музей, в лучший музей Москвы — в Третьяковку. Потратили свое личное время, чтобы вместе со студентами осмотреть выставку, поделиться впечатлениями.

«Что нужно сказать?» — хочется спросить так, как спрашивают маленького ребенка, получившего подарок. Спасибо. Нужно им сказать спасибо. Что вместо этого услышали эти люди? Какие-то безумные обвинения и претензии.

Для начала, на мой взгляд, Третьяковке стоит принести свои извинения университетским преподавателям и студентам.

И надо всё же разобраться с сутью вопроса. Преподаватели высших и средних учебных заведений могут и должны приходить в музеи со своими подопечными. И чем чаще они будут это делать — тем лучше. Лучше для юного поколения, лучше для музеев, лучше для всех.

Не нужно создавать каких-то препон в виде обязательных регистраций, получения предварительных согласований, утверждений и тому подобной бюрократической волокиты. Я думаю, наоборот, музей должен создавать наиболее дружественную обстановку для таких походов.

Музей не должен мешать воспитанию и обучению студентов, а должен помогать в этом.

Могут ли преподаватели вести беседу со студентами, рассказывать о картинах, интересоваться их мнением? Конечно, могут и должны. А почему нет? А если я прихожу в музей со своей дочерью, я могу рассказать ей о картинах? А если дочь не одна, а с ней ее одноклассники? А если я пришел с друзьями? Это всё риторические вопросы.

Любому здравомыслящему человеку ответ очевиден. Главное ограничение должно заключаться лишь в одном — не мешать другим посетителям. Кстати, когда штатный экскурсовод излагает свою тему, он не мешает другим посетителям, не входящим в состав его группы? Нет? Ну, так и я, высказывая свои суждения, тоже никому не мешаю.

Разве не так?

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Здание Третьяковской галереи

Andrey

Или вот другой случай. Кому на Соборной площади мешает человек, рассказывающий о Кремле своему британскому коллеге и его семье? По-моему, никому он помешать не может. Однако сотрудник музея устраивает настоящий конфликт. Это поведение никак нельзя назвать разумным. Я бы сказал, его нельзя назвать человеческим.

Честно говоря, я в этих инцидентах вообще не вижу какой-то культурологической составляющей. Люди пришли в музей, пришли на выставку — радуйтесь тому, что они приобщаются к искусству! Если им нужно экскурсионное обслуживание — они закажут экскурсию, если нет — значит, сами справятся.

Мне кажется, эту мысль надо осознать не только рядовым сотрудникам музея, не только их руководителям, но и Министерству культуры, поскольку нездоровая практика «борьбы с неправильными гидами» превращается в настоящую «охоту на ведьм», и проявляется она отнюдь не в одной Третьяковке.

Очень хотелось бы услышать позицию Министерства культуры по этому поводу. Я понимаю, что всё упирается в столь необходимые всем доходы. Но есть ведь и рамки приличия! Фактически такими действиями посетителей принуждают обратиться к штатному экскурсоводу, а это — навязанная услуга.

Источник: https://regnum.ru/news/2432639.html

Третьяковская галерея комментирует скандал с «незаконными экскурсиями» в музее | Артгид

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке Департамент образования города Москвы

Вокруг Третьяковской галереи развернулись очередные баталии в соцсетях и СМИ. Поводом стало открытое обращение преподавателей МГУ, историков Олега Айрапетова, Максима Шевченко и Федора Гайды к Министерству культуры РФ по поводу некорректного поведения сотрудников охраны ГТГ.

Во время посещения выставки Василия Верещагина преподаватели беседовали со своими студентами и аспирантами и были обвинены в «незаконном проведении экскурсии».

СМИ запестрели гневными заголовками вроде «Из Третьяковки выгоняют обсуждающих картины людей», на соцсети обрушился шквал подобных историй, рассказанных другими посетителями ГТГ, столкнувшимися с хамством смотрителей и охранников.

Действительно, это уже не первый скандал в Третьяковской галерее, связанный с якобы нелегальными экскурсиями: так, в октябре 2014 года учителя рисования Павла Шевелева вывели из музея вызванные смотрителем полицейские, обвинив его в том, что он проводил «незаконную экскурсию» со своими учениками.

На письмо историков Министерство культуры отреагировало, направив запрос директору ГТГ Зельфире Трегуловой: «Уважаемая Зельфира Исмаиловна! В адрес Минкультуры России поступило обращение сотрудников МГУ им. М.В. Ломоносова, по проблемам, возникшим у данной группы при посещении выставки В.В. Верещагина.

Направляем данное обращение на рассмотрение и о принятых мерах просим проинформировать авторов сообщения. Директор Департамента музеев Ю.А. Евтюхин» (ответ Минкультуры, как и само обращение историков туда, опубликовал в своем фейсбуке Максим Шевченко). Отреагировала и Третьяковская галерея. «Артгид» публикует текст созданного музеем информационного письма «Информация о проведении экскурсий и занятий в музее».  

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Сергей Вараксин. В очередь. 2006. © Автор

«В связи с вопросами общественности и представителей СМИ о правилах проведения экскурсий и учебных занятий на выставках и экспозициях в Третьяковской галерее считаем необходимым разъяснить позицию музея.

Мы рады всем посетителям, ценим внимание постоянных зрителей и тех, кто впервые приходит в музей.

Постоянно возрастающий поток гостей — свидетельство любви к отечественному искусству, признание особого места Третьяковской галереи в русской культуре.

Но это же ставит перед нами непростые задачи поддержания в залах необходимых для экспонатов и публики условий, соблюдения норм безопасности, комфорта для всех.

Третьяковская галерея в своей работе с посетителями руководствуется несколькими важнейшими принципами.

Это в первую очередь безопасность экспонатов в небольших и подчас переполненных залах, равный доступ к произведениям искусства для всех посетителей музея, а также, что немаловажно, обеспечение качества той информации, которая преподносится гостям музея на постоянных экспозициях и временных выставках.

В связи с высокой посещаемостью Третьяковской галереи и нагрузкой на залы и экспонаты очень важно знать, сколько гостей придет в залы музея и когда (их число колеблется от 5000 до 12 000 человек в день) прежде всего для того, чтобы спланировать поток посетителей, проанализировать наличие свободных или переполненных пространств в экспозициях и соотнести эту информацию с расписанием других мероприятий в залах музея, в том числе плановых экскурсий.

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например, в Музеях Московского Кремля.

Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий/экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы.

А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, на самых посещаемых выставках и на экспозиции в Новой Третьяковке, где меньше поток посетителей, различны. Эти правила подробно изложены на сайте музея в разделе «Посетителям / Преподавателям».

Так, на экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке любые занятия бесплатны. Но оформлять их все же необходимо для того, чтобы организовать потоки посетителей и предотвратить помехи в работе групп.

Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована.

Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость».

Эта мера необходима, так как нередко в Третьяковскую галерею поступают жалобы от посетителей на то, что некий экскурсовод в одном из залов распространяет неверную информацию. При выяснении подробностей оказывается, что это вовсе не сотрудник музея, а кто-то из гостей галереи.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме Галерее не приходится сомневаться.

Но есть просто лихие «специалисты», которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией.

И сейчас на страницах Ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для 1–2 человек.

А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена.

Кроме того, во всех музеях мира соблюдается особый звуковой режим. Если в экспозиционных залах разговаривают, то делают это тихо. Наши смотрители обычно обращают внимание именно на тех посетителей, которые нарушают звуковой режим.

Что касается вопросов о стиле общения работников музея с гостями, мы понимаем, что случаются разные ситуации и обе стороны могут переходить на излишне эмоциональный тон. Мы постоянно развиваем и эту область нашей деятельности, проводим тренинги общения для сотрудников служб по работе с посетителями и службы безопасности.

Хотелось бы еще раз отметить, что Третьяковская галерея стремится обеспечить наиболее комфортное пребывание гостей в залах и именно поэтому старается регулировать ритмичность прохождения занятий и экскурсий.

При этом Третьяковская галерея является одним из самых открытых музеев в нашей стране: у нас введены бесплатный вход для посетителей не старше 18 лет, бесплатные среды на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» на Крымском Валу и на выставках в Инженерном корпусе, а также бесплатные субботы для многодетных семей.

Читайте также:  Все в вуц: как изменятся военные кафедры в вузах

В Третьяковской галерее давно существует практика проведения бесплатных занятий для студентов профильных вузов, средних специальных учебных заведений и художественных школ.

Каждая жалоба со стороны посетителей становится предметом внимательного рассмотрения, делаются выводы, направленные на совершенствование работы музея.

Мы рассчитываем на понимание со стороны общественности и профессионалов и надеемся, что преодолеем этот сложный этап адаптации к новому методу авторизации экскурсий, и к началу нового выставочного сезона и учебного года все вопросы будут разъяснены и решены.

Мы ждем к нам всех! Приходите с друзьями и семьями, разговаривайте и обсуждайте увиденное — только делайте это, не мешая другим посетителям».

Источник: https://artguide.com/posts/1539

«В Третьяковке творилась неразбериха»: как стало возможным украсть картину Куинджи — МК

«Огромное количество посетителей на руку преступнику — зрители отвлекли смотрительницу от экспоната»

— Мы с сыном были на выставке Куинджи в начале января, на каникулах — говорит Екатерина. — Электронные билеты приобрели заранее.

Вышло так, что проспали и опоздали на два часа, время же в электронных билетах проставлено по сеансам. Мы еще беспокоились, что нас могут не пустить.

Посетители с электронными билетами проходили без очереди, нас таких набралось на проходе человек шесть, была толкотня. Параллельно стоял очень длинный хвост живой очереди.

Перед входом был один охранник — он очень бегло посмотрел распечатку билетов, вопросов к нам не возникло. Дальше мы прошли через рамку и показали сумки.

Следующий пункт контроля расположен на входе на первый этаж экспозиции: два человека за столом сканировали коды билетов и как-то совсем по старинке надрывали распечатки.

Смотрительницы в залах были довольно внимательны — когда сын наклонился к одной из картин, нам сделали замечание по поводу того, что «подошли слишком близко». Однако залы устроены таким образом, что были уголки, где смотрительницы не находились — по крайней мере, при нас.

Полагаю, что им надо было обходить такие залы — и часть выставки на какое-то время оставалась без их внимания.

Какой-либо сигнализации, ее датчиков у каждого полотна мы не заметили.

У входа на второй этаж у нас просто посмотрели надорванные распечатки билетов. Но самое интересное в применении к истории с кражей было на выходе.

В фойе находится сувенирный киоск, где можно купить альбомы большого размера и репродукции картин — и многие выносят пакеты с ними.

С такими же пакетами, кстати, можно зайти и на выставку, если купили что-то перед ее посещением. Выходили мы тоже в давке, никого не интересовало, что мы с собой несем…

Общее ощущение — суета и неразбериха. К тому же памятна история с выставкой в Третьяковке шедевров из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna — тогда мне пришлось потратить несколько дней на покупку электронных билетов.

Сайт без конца висел, людям не приходили коды подтверждения (подробно об этом читайте в материале «Третьяковка устроила издевательство с продажей электронных билетов на «Шедевры Ватикана».

По крайней мере тогда электронные сервисы галереи были далеки от совершенства.

Евгений — музейный работник из Санкт-Петербурга. Мужчина предположил, каким образом смотрительницы могли не доглядеть за экспонатом.

— История странная. Дело в том, что каждый смотритель имеет при себе мобильную тревожную кнопку на случай экстренных ситуаций.

На некоторых площадках возможно наличие тревожной кнопки на стене – при нажатии быстро приходит охрана, которая предпринимает необходимые для конкретного случая меры, — объясняет собеседник.

— Кроме этого, в каждом выставочном зале, как правило, находится камера видеонаблюдения или несколько камер — охрана в прямом эфире следит за происходящим в залах.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

Неужели никто из работников Третьяковки не заметил ничего подозрительного? В музеях такого уровня запрещено близко подходить к картинам, если охранник замечает нарушение, то сразу дает сигнал смотрительницам. Как можно было пропустить кражу, мне не понятно.

— В минувшее воскресенье в галерее собралось много народу. Почему это не спугнуло злоумышленника?

— Да вы что, огромное количество народа преступнику только на руку. Смотрительница просто может не разглядеть, что происходит с картиной, которую окружили зрители. В такие дни, как воскресенье, работать тяжело, сильно устаешь, и человек можешь потерять бдительность.

Огромное количество посетителей наших выставок всегда норовит потрогать даже то, что находится за ограничительной линией и постучать по самым хрупким экспонатам. Смотрителям приходится предупреждать подобные действия, бегать от одного экспоната к другому.

Естественно, пока сотрудник будет разбираться с посетителями около той или иной картины, то другие экспонаты останутся вне поля его зрения. В тот вечер, возможно, кто-то отвлек внимание смотрителя таким образом.

— Могла смотрительница принять вора за работника музея?

— Исключено. В ходе любой выставки возможны некоторые официальные изменения экспозиции, то есть можно поменять одну картину на другую, перевесить ее или унести.

Но если смотритель по каким-либо причинам об этом не знал, он обязан не допустить любые изменения. Если он видит, что картину снимают, ему необходимо связаться со своим руководством и уточнить ситуацию.

Даже куратор выставки не может без разрешения хранителя поправить косо висящую картину…

  • — Сколько зарабатывают смотрители?
  • — От 15 до 25 тысяч рублей в месяц.
  • — Насколько я знаю, раньше за одной смотрительницей в Третьяковке были закреплены до трех залов.

— У смотрителя может быть несколько залов. Это нормальная практика. В выходные и праздничные дни, когда предполагается, что придет большое количество посетителей, смотрители в Третьяковке работают каждый в одном зале.

— Сигнализация есть на каждой картине?

— Это не так. Сигнализации как таковой в музее нет. Ее наличие предполагается только на самых дорогих экспонатах. Но смотрители, я думаю, были бы ей очень рады. Ведь ответственность за кражу полотна ложится на хранителя и смотритель

Другая наша собеседница, Ольга несколько лет работала в столичных музеях: в государственном и в частном. Она поделилась своим мнением.

-Известно, что главное при музейной краже для преступника внимательно изучить, что как работает, есть ли сигнализация, — замечает Ольга.

— Выходит, у Чуприкова должны быть сообщники, которые могли его информировать?

— Теоретически преступника мог информировать практикант музея или временный работник. Вряд ли к краже причастны старшие работники галереи, для них каждый экспонат, они к картинам относят трепетно. Для новичков в музейном деле произведения искусств ничего не значат.

— Кого из сотрудников музея могут обвинить в халатности?

— Судя по тому, что смотрительница видела преступника и не отреагировала — налицо халатность. Хотя еще раз повторюсь, она вряд ли была в теме. Если бы она принимала участие в заговоре, то даже не смотрела бы в ту сторону, где снимали картину, чтобы не привлекать внимания.

Смотрительницы глубоко привязаны к своему делу, они кажутся немного помешанными, живут в своем мире, и для них музейные экспонаты все равно, что родное дитя. Ну а преступник действовал самонадеянно. Как говорил Суворов: «Смелость города берёт». Ну вот у злоумышленника все и получилось.

Главное в этом деле — делать всё уверенно.

— Что грозит смотрительнице?

— Выговор или увольнение.

Еще один музейный работник, Анастасия, заявила: «Еще одна версия гуляет в наших кругах — злоумышленник выполнял чей-то заказ. Возможно, преступник за то время пока его искали, успел поменять подлинник на копию.

Теперь надо тщательно проверить — оригинал ли вернули музею. Но знаете, в чем ценность Куинджи? Его подделать практически нереально, это все знают. Технику и авторство этого мастера невозможно скопировать.

А вот того же Шишкина — проще простого».

Несколько лет назад «МК» общались со смотрительницей Третьяковской галереи на тему возможно ли вынести из галереи картину и остаться незамеченным.

— У нас никогда не было крупных хищений. Это нереально, — уверяла тогда женщина. — Мы начинаем работу с пересчета всех картин. Каждая смотрительница тщательно пересчитывает экспонаты своего зала. Потом заносим число картин в специальную тетрадь. Вечером, как правило, не проверяем наличие шедевров.

Вряд ли посетители сподобятся украсть в присутствии огромного количества людей какой-то экспонат. Тем более каждое полотно находится под сигнализацией. Заметьте, даже от некоторых столиков тоже идут провода. Это сигнализационная система. Чуть заденешь — сразу нагрянет наряд милиции. К тому же в каждом зале установлены камеры видеонаблюдения.

Поинтересовались мы тогда у женщины, легко ли устроиться музейным смотрителем.

— Да проще простого, — смеялась собеседница. — В основном сюда идут пожилые люди. Молодежь не станет работать за такие деньги. Но, хочу заметить, каждая из нас держится за такое мало оплачиваемое, но зато престижное место. При приеме на работу я предъявила лишь трудовую книжку. До этого всю жизнь работала инженером, а одна моя коллега была начальником продовольственного склада.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

А вот к хранителями фондов — более серьезный подход. Туда набирают людей с искусствоведческим образованием. Хранитель — ответственная должность, без них не обходится ни один музей.

Ведь только этим людям дозволено снимать со стены произведения искусства, следить за состоянием полотна. Мы не имеем права даже дотрагиваться до рамки.

Насколько я знаю, у них тоже весь персонал в возрасте, видимо, молодые сотрудники не вызывают доверия у начальства.

Читайте материалы по теме: «Охрана Третьяковки: похищение картины Куинджи и шубы из гардероба связаны»

«Биография похитителя Куинджи Дениса Чуприкова: пьющий автослесарь и домработник»

Источник: https://www.mk.ru/incident/2019/01/28/v-tretyakovke-tvorilas-nerazberikha-kak-stalo-vozmozhnym-ukrast-kartinu-kuindzhi.html

Посетители Третьяковской галереи обойдутся без лишних разговоров

Третьяковская галерея начала борьбу с нелегальными экскурсиями, но из-за нее страдают обычные посетители. Сразу несколько групп москвичей пожаловались в соцсетях на то, что им не разрешили коллективно обсуждать картины в Третьяковке на Крымском Валу. Кто в споре о нелегальных экскурсиях потерпевший на самом деле — музей или его гости? Об этом — в материале Владимира Расулова.

Не успели мастера еще приступить к реставрации поврежденной картины, известной в народе под названием «Иван Грозный убивает сына», как вокруг Третьяковской галереи снова разгорелся скандал. На этот раз он коснулся не экспонатов, а их почитателей — гостей и сторонних экскурсоводов.

Не поведу тебя в музей: скандал в Третьяковке

В середине июня три историка МГУ вместе со своими студентами пришли в здание музея на Крымском Валу для того, чтобы посмотреть на полотна Василия Верещагина.

Рассматривая картины, посетители делились впечатлениями и рассчитывали на что угодно, но только не на то, что им запретят обсуждения. Даже шепотом.

Сотрудники охраны объяснили, что их посещение похоже на экскурсию, а проводить такие туры для групп больше одного человека по Третьяковке без специальной аккредитации нельзя.

Как оказалось, это далеко не единственный случай. Вот пример исследователя моды и лектора Высшей школы экономики Тима Ильясова: «Мы с друзьями пришли на основную экспозицию в Лаврушинский переулок разглядывать платья на картинах. Я размахивал руками, всячески показывая на те или иные шляпки и кружавчики.

В принципе, это не было экскурсией. Вначале к нам подошла смотрительница, потом начальник охраны. Он потребовал прекратить нашу нелегальную экскурсию. Я спросил: «Это означает, что нам вообще нельзя разговаривать?». Он ответил: «Да, это значит, что вам нельзя разговаривать. Все вопросы к администрации»».

На самом деле, запрет на сторонние или нелегальные экскурсии в Третьяковке действует уже давно, пояснил арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Я сталкиваюсь с этой практикой регулярно, поскольку вожу своих студентов. Надо каждый раз писать письмо на имя одного из директоров музеев, который своим распоряжением может разрешить тебе проводить группу из определенного количества студентов».

Как поясняют в Третьяковке, любой человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не имеет отношения к музею, считается гидом. Поэтому сейчас, чтобы говорить кому угодно, даже просто друзьям, что-либо о полотнах, нужно получить специальный бейдж.

Для галереи на Крымском Валу это бесплатно, а вот для группового посещения основного здания музея придется, помимо покупки билетов, заплатить еще и 5310 руб.

, рассказала заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер: «Мы ввели специальные бейджи, которые позволяют сотрудникам музея понять, экскурсия ли это или учебное занятие, оформлено ли оно должным образом.

Это то, с чем столкнулись наши гости с исторического факультета МГУ. От посетителей приходят жалобы, что они не понимают, что происходит — экскурсовод ли читает лекцию или кто?».

Практику аккредитационных бейджей вводят и в Пушкинском музее. Там опасаются за свою репутацию, поделилась с «Коммерсантъ FM» заместитель директора по экономике музея Мария Салина.

«Мы не можем гарантировать качество экскурсий, если не знаем, кто их ведет.

Люди просто очень странные вещи рассказывают, например, про то, что экскурсовод говорит — в музее находится мумия Пушкина.

Конечно, мы проводим аккредитации и работаем с внешними гидами. Они тоже постоянно проходят аккредитацию. В среднем экскурсия в музее для группы у нас стоит 5-6 тыс. руб. Экскурсии, которые продаются в интернете, — и 20 тыс. руб., и 25 тыс. руб., а претензии потом получает музей», — поделилась госпожа Салина.

Борьба музеев за качество экскурсий понятна. Правда, возникают вопросы.

Почему посетителей лишают выбора? И почему на выставку нельзя прийти со своим гидом, услуги которого клиенты и так оплачивают? Вопросы звучат справедливо, ведь такая практика нарушает закон, считает специалист по антимонопольному праву Наталья Мосунова: «Музей может установить какие-то правила, регулировать время входа-выхода гостей, наполняемость, может каким-то образом пытаться регулировать посещение групп. Но музей не может навязывать свою услугу или создавать условия, при которых люди вынуждены ее покупать и лишены выбора поговорить с друзьями, прийти с другим экскурсоводом и так далее».

Практика борьбы с гидами-мошенниками существует и за рубежом. Например, в барселонскую Саграду-Фамилию вообще не допускаются сторонние экскурсоводы.

Выставка работ Василия Верещагина продлится в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 15 июля.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3677240

Я поведу тебя в музей… | новые известия

Не поведу тебя в музей: скандал в ТретьяковкеРедкие посетители в музее конструкторского бюро им. А. С. Яковлева.

Есть Музей подпольная типография на Лесной улице, все достоинство которого – подвал, запрятанный в глубине продовольственной лавки, где печатались революционные листовки. На Поклонной улице до сих пор действует Педагогический музей Макаренко (туда можно прийти только по записи). Еще более экзотичный Музей мозга (при НИИ мозга). Он хоть и пребывает в полуразрушенном состоянии, но до сих пор проводит экскурсии.

С таких музеев-аттракционов спрос мал. Другое дело, Музей истории города Москвы, занимающий центральную позицию прямо в центре.

Обозреватель «НИ» трижды на неделе заходил в совершенно пустое здание с тремя частями экспозиции: на втором этаже развернулась выставка из истории города с восковыми фигурами селянок и кузнецов, в двух других залах – Москва бытовая XIX века (выставка почти без пояснений).

И отдельный раздел, посвященный району Малой Дмитровки и Страстного бульвара с костюмами из Ленкома и Новой Оперы. Ни тебе ощущения города, ни желания заинтриговать зрителя, ни одного нововведения из арсенала XXI века.

По замечанию смотрительниц, в среднем в день приходят 50 человек. При нехитром умножении получаем – около 19 тысяч в год. Даже со всеми обязательными экскурсиями цифра не дотягивает до мировых стандартов.

Все музеи-усадьбы похожи друг на друга.

Американские власти давно бы закрыли никому не нужный довесок. Но в России совершенно другая музейная идеология. Во-первых, музеи здесь возникают исключительно «на память». Об интересе посетителей никто не заботится. Хотите – приходите, хотите – нет.

Во-вторых, все российские музеи создавались на госсредства без участия частных вкладчиков. Оттого никто и не интересовался их судьбой: есть – и слава Богу. Музеи в свою очередь, получая мизерные дотации, находят оскорбительными все требования насчет улучшения. Дайте денег – тогда отчитаемся.

Проблема в том, что деньги в музеях решают ровно половину задачи. Через два года Пушкинский и Третьяковка обрастут новыми тысячами квадратных метров выставочных площадей, но не факт, что эти площади будут рентабельными.

Музеи у нас уже научились подсчитывать фонды и предъявлять требования к инвесторам, но инвесторы (прежде всего государство) пока не выработало никаких критериев оценки музейной работы.

Может быть, Музей мозга (если дать ему чуть больше денег) окажется куда эффективней, чем бесчисленные филиалы Музея города Москвы? И не пора ли для пропаганды никому не известных музеев привлечь инвесторов со стороны? Впрочем, все это пока только рассуждения о количестве, которое никак не переходит в качество.

Читайте также:  Замечания в дневниках рассказывают историю страны и школы
Справка «НИ» В ведомстве Министерства культуры РФ находятся 2012 музеев (каждый год их количество увеличивается примерно на 30). Помимо министерских, есть еще местные и ведомственные хранилища. В Москве за Минкультом закреплено чуть больше одной десятой всех музеев (47 объектов из 438), остальные находятся на балансе других ведомств. Среди них, естественно, есть безусловные лидеры – «статусные учреждения» – они у всех на виду: Третьяковская галерея, Кремль, Исторический, Пушкинский музеи (ГМИИ). Остальные должны подтягиваться к показателям фаворитов. За 2002 год Кремль поселили 1908 тысяч человек, Третьяковку – 1375 тысяч, Исторический музей – 1100 тысяч, ГМИИ – 824 тысяч. На абсолютной вершине по посещаемости среди всех российских музеев Дворцы Петергофа (2669 тысяч). Однако число посетителей почти не влияет на доходность. Любой музей убыточен. От продажи билетов и коммерческой деятельности он покрывает только одну треть своего бюджета (Третьяковка получила год назад 340132 тысячи рублей, заработала – 171816 тысяч, и это при том, что она – самая «выгодная»).

Источник: https://newizv.ru/news/culture/30-07-2004/8715-ja-povedu-tebja-v-muzej?ind=2

Культура

В Третьяковской галерее разгорелся скандал — 15 июня туда пришла группа из студентов и аспирантов МГУ и преподаватели-историки. Охранник попросил группу удалиться, обвинив их в том, что они проводят «нелегальную экскурсию». Педагоги утверждают, что они лишь осматривали экспозицию и обменивались со студентами впечатлениями от увиденного.

После столь неудачного посещения Государственной Третьяковской галереи ученые написали обращение в Министерство культуры России и попросили разобраться в ситуации. Министерство культуры, в свою очередь, отправило запрос директору музея Зельфире Трегуловой.

И тут началось самое интересное. Узнав подробности, руководство галереи не только не извинилось перед посетителями за то, что из-за нелепой ошибки с ними дурно обошлись, но и сообщило, что никакой ошибки не было.

Именно так они намерены поступать и впредь, ибо такие здесь порядки.

Это, кстати, далеко не первое подобное происшествие в Третьяковке: самое громкое произошло в октябре 2014 года, когда учителя рисования Павла Шевелева вывели из музея вызванные смотрителем полицейские, обвинив его в том, что он проводил «незаконную экскурсию» для своих учеников. Теперь же правила стали еще жестче.

Заместитель директора Третьяковки Марина Эльзессер рассказала «Медузе», что в середине мая вступило в силу правило о необходимости уведомлять галерею об экскурсиях.

Человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не является штатным гидом музея, обязан получить бейдж, где будет указано, что он «гид-гость».

Музею в этом случае надо заплатить: экскурсия для группы от одного (!) до 20 человек стоит 5310 рублей.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека, — сообщают в музее, — это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в галерею посетителей и предлагать именно такую „частную“ экскурсию для одного-двух человек.

А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена».

Запрет на «нелегальные экскурсии» есть во многих местах, тем более если речь идет о коммерческой деятельности. И все же даже тогда, когда стало понятно, что это не «черные» экскурсоводы, а преподаватели и студенты, галерея не изменила своей позиции.

Руководство Третьяковки утверждает, что на записях с видеокамер преподаватели истфака «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины».

В музее считают, что педагоги не просто обменивались мнениями, а проводили занятие, поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит и внести плату.

Источник: https://news2.ru/story/552825/

Скандал в Третьяковской галерее: из музея выгоняют «чужих» гидов

Также негативно относятся к группам лиц, которые отказываются от услуг местных экскурсоводов.

Сторонние экскурсоводы и преподаватели должны получить в Третьяковке именные бейджи «Гида-гостя», чтобы водить по галерее группы. С 15 мая сотрудники музея выявляют таких людейи просят их прекратить экскурсию.

Как пояснили в Третьяковке, такое правило ввели из-за случаев, когда посетители галереи жаловались, что некий экскурсовод распространяет неверную информацию, а затем оказывалось, что это не сотрудник музея, а посетитель.

При этом правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковке в целом не менялись на протяжении 20 лет и «принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и страны», уточнили в Третьяковке.

Оформивший бейдж экскурсовод должен заранее уведомить галерею о планирующейся экскурсии и заплатить за нее, сообщила замдиректора музея Марина Эльзессер.

В корпусах в Лаврушинском переулке экскурсия будет стоить 5310 рублей для группы до 20 человек, на Крымском валу приходить с группой можно бесплатно. Это требование касается в том числе преподавателей, которые водят в музей учеников.

При этом в пресс-службе галереи заверили, что сотрудники музея «достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность».

2 июля пользователь фейсбука Tnargime Rǝnni сообщил, что пошел на выставку Верещагина на Крымском валу с тремя друзьями и рассказывал им о художнике.

Сначала его попросили прекратить несанкционированную экскурсию, а потом попросили уйти.

20 июня такой же случай описал главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов, который привел пятерых друзей на основную экспозицию Третьяковки в Лаврушинском переулке.

15 июня сотрудники истфака МГУ пожаловались в Минкультуры, что им делали замечания за несогласованную экскурсию, когда они со студентами и аспирантами обменивались мнениями о выставке Верещагина.

19 июня директор департамента музеев Минкульта Юрий Евтюхин перенаправил их жалобу гендиректору музея Зельфире Трегуловой и попросил разобраться.

Комментируя письмо историков, замдиректора Третьяковки Марина Эльзессер сказала «Медузе», что, судя по видеозаписям из зала, педагоги «проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями», и отметила, что в деканате истфака знают, как нужно оформлять и оплачивать такие занятия.

Позднее руководство исторического факультета МГУ принесла извинения Третьяковке за «неверную позицию» сотрудников, которые пошли в музей, не ознакомившись с правилами посещения. Их на факультете сочли обоснованными и выразили надежду, что инцидент не разрушит «дружеские, научные и человеческие связи», сложившиеся между галереей и факультетом.

Такие же ограничения действуют и в Дворце Меншикова, который входит в Эрмитаж, сообщил в х к посту Ильясова сотрудник музея Валерий Тропин.

По его словам, ужесточение правил началось «в основном, благодаря серым китайским гидам, с которыми тут все активно борются», но в результате борьба доходит до абсурда, когда сторонним фирмам приходится идти «на любые ухищрения», чтобы провести свою экскурсию, если экскурсии штатных гидов музея их не устраивают.

Источник: https://obzor.press/russian/73843

Третьяковская галерея начала бороться с «нелегальными» экскурсиями. Из музея выгоняют обычные группы людей — Meduza

15 июня работающие в МГУ историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда пришли вместе с несколькими студентами и аспирантами в Третьяковскую галерею на Крымском Валу на выставку художника Василия Верещагина. Как рассказывают они сами, они осматривали экспозицию и обменивались впечатлениями от увиденного, когда к ним подошел охранник и заявил, что «экскурсии без аккредитации» в музее запрещены. В ответ преподаватели заявили, что не проводят экскурсию, и перешли на шепот.

Как историки заявили в открытом обращении к Министерству культуры, они пытались уточнить у сотрудника музея, что считается экскурсией, но тот не ответил.

Позже, когда они со студентами уже уходили, их встретили «старший лейтенант МЧС» и сотрудница музея, которые заявили, что действия посетителей галереи незаконны.

Историкам объяснили, что в случае прохода на выставку группой «от 1 до 20 человек» необходимо запрашивать разрешение у музея. Получить ответ на вопрос, что такое «группа из одного человека», ученым не удалось.

19 июня директор департамента музеев Министерства культуры Юрий Евтюхин направил генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой письмо с просьбой разобраться в ситуации и проинформировать о решении авторов открытого письма.

Это не первый случай, когда из Третьяковки просят удалиться группы разговаривающих между собой людей

20 июня главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов, читающий в Высшей школе экономики лекции по истории и теории моды, пришел в Третьяковскую галерею на Лаврушинском переулке вместе с пятерыми друзьями. «Конечно же, я рассказывал истории, комментировал платья и шляпки на портретах», — рассказывает он «Медузе».

По словам Ильясова, вскоре сотрудники музея стали возмущенно говорить ему, что экскурсии могут проводить только штатные экскурсоводы музея. «Я попытался у них уточнить, о какой экскурсии идет речь, ведь я просто общаюсь с приятелями, — вспоминает журналист.

— Но сотрудники музея не смогли дать внятный ответ — „ничего не знаем, нельзя“».

Ильясов рассказал, что после этого замечания он стал говорить тише, однако вскоре к нему подошел охранник, потребовал предъявить бейдж экскурсовода и заявил, что без такого бейджа вести экскурсию запрещено. Ильясов спросил, значит ли это, что они должны ходить по галерее молча.

«Мне ответили, что, видимо, да, и отправили за разъяснениями в администрацию музея, — продолжает он. — Я очень хорошо отношусь к Зельфире Трегуловой, мне нравится, как она вернула жизнь в галерею, какие славные выставки там проходят в последнее время.

Но политика борьбы с „нелегальными экскурсиями“ глуповата».

2 июля пользователь фейсбука, подписывающийся как Tnargime Rǝnni (свое настоящее имя он назвать «Медузе» отказался), рассказал об аналогичной истории, случившейся в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Он пришел на выставку Верещагина с друзьями, «далекими от искусства», и рассказывал им о художнике; смотрительница сообщила им, что несогласованные экскурсии в музее запрещены; затем охранник потребовал от него предъявить бейдж и, убедившись в отсутствии такового, попросил молодого человека покинуть музей.

В Третьяковке меру объясняют тем, что сторонние гиды дают посетителям неверную информацию

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер сказала «Медузе», что правило о необходимости уведомлять галерею в случае, если туда приходит экскурсовод, вступило в силу 15 мая 2018 года.

Согласно новому регламенту, человек, который рассказывает собеседникам что-то о картинах, но не является штатным гидом музея, обязан получить бейдж, на котором указано, что он «гид-гость».

Музею в этом случае надо заплатить: экскурсия для группы до 20 человек стоит 5310 рублей — в Лаврушинском переулке, а на Крымском Валу можно проводить такие экскурсии бесплатно.

«Я считаю, это необходимая мера, потому что нередко в руководство галереи поступают жалобы от самих же посетителей на то, что некий гид в одном из залов рассказал неверную информацию. А потом выясняется, что это был вовсе не наш гид, а кто-то из гостей галереи», — объясняет Эльзессер.

По ее словам, записи с видеокамер доказывают, что преподаватели истфака «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины».

«У нас замечательные отношения с историческим факультетом МГУ, но его руководство прекрасно знает, как оформляются в Третьяковской галерее такие занятия, — продолжает замдиректора галереи. — О занятии, которое проводили [15 июня] в стенах галереи преподаватели истфака, никто из нас не знал.

Мы считаем, что педагоги проводили именно занятие, а не просто обменивались мнениями, как они утверждают. Поэтому они должны были заранее зарегистрировать визит на нашем сайте и внести плату».

Источник: https://meduza.io/feature/2018/07/04/tretyakovskaya-galereya-nachala-borotsya-s-nelegalnymi-ekskursiyami-iz-muzeya-vygonyayut-obychnye-gruppy-lyudey

Администрация Третьяковской галереи объяснила, почему из музея выгоняют посетителей

Новости

Екатерина Тимофеева

Посетители Третьяковской галереи в Москве пожаловались в социальных сетях на то, что сотрудники учреждения приняли их за нелегальных гидов и выгнали за обсуждение картин

Один из постов был опубликован 20 июня. Главный редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов рассказал, что в компании пятерых друзей обсуждал картины.

Услышав разговоры, к ним подошла смотрительница и попросила бейдж гида. По ее словам, без него рассказывать о картинах нельзя. Второй критический пост был опубликован 2 июля.

Посетитель рассказал, что его и трех друзей по аналогичным причинам выдворили с выставки Верещагина.

Работающие в МГУ историки Олег Айрапетов, Максим Шевченко и Федор Гайда даже составили открытое обращение к Минкультуры России. Они пришли на выставку Верещагина вместе со студентами и аспирантами. Открытое обсуждение произведений искусства также привело к тому, что их попросили покинуть залы.

Пресс-служба Третьяковской галереи заявила, что музей не запрещает посетителям обсуждать выставки, но с середины мая сотрудники внимательно отслеживают нелегальных гидов. Работники Третьяковки «достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность», подчеркнули в галерее.

По данным Третьяковки, возле музея постоянно стоят люди, которые незаконно за деньги предлагают посетителям частные экскурсии. В галерее они якобы общаются с друзьями и отказываются платить взнос за группу или спрашивать разрешения у музея.

 «Мы рассчитываем на понимание со стороны общественности и профессионалов и надеемся, что преодолеем этот сложный этап адаптации к новому методу авторизации экскурсий, и к началу нового выставочного сезона и учебного года все вопросы будут разъяснены и решены», — говорится в сообщении пресс-службы.

Как сообщает «Интерфакс», исторический факультет Московского госуниверситета извинился перед Третьяковкой за «некорректное поведение» его преподавателей.

«Очень жаль, что преподаватели исторического факультета МГУ, предварительно не ознакомившись с этими правилами, проводили занятие на выставке Верещагина, которая открыта в залах Третьяковской галереи. Обоснованные претензии работников музея были встречены негативной реакцией», — говорится в сообщении пресс-службы факультета.

#МГУ, #экскурсии, #Государственная Третьяковская галлерея, #новости Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме
Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!

Источник: https://snob.ru/news/162949/

"Незаконные экскурсии" и повреждение картины Репина. Скандалы вокруг Третьяковской галереи

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 января 2019 года с выставки художника Архипа Куинджи, проходящей в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), было похищено полотно «Ай-Петри. Крым». Вскоре оно было обнаружено в Московской области, предполагаемый преступник задержан.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила подборку инцидентов и скандалов, связанных с деятельностью музея.

25 мая 2004 года с торгов аукционного дома Sotheby's в Лондоне было снято полотно, ранее атрибутированное экспертами Государственной Третьяковской галереи как «Пейзаж с ручьем» Ивана Шишкина (1832-1898).

Оказалось, что картина является подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука (1807-1868). Годом ранее (в мае 2003 года) она была продана на шведском аукционе Bukowskis за $65 тыс.

9 октября 2005 года решением директора музея Валентина Родионова с выставки «Русский поп-арт», проходившей в Третьяковской галерее на Крымском валу, была изъята картина «Икона-икра» Александра Косолапова (род. 1943). Сделано это было из-за письма в музей, подписанного 50 московскими прихожанами. В письме было указано, что изображение золотого оклада, наполненного черной икрой, оскорбляет чувства верующих.

В марте 2008 года стало известно, что в результате внутренней проверки Третьяковская галерея выявила ошибки, допущенные сотрудниками музея при проведении экспертиз подлинности произведений искусства.

Ранее, в 2007-2008 годах, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) выпустила три каталога «Внимание: возможно, подделка!». В них было представлено более 500 картин.

При этом на некоторые из произведений Третьяковской галереей ранее были выданы неверные заключения об их подлинности. По словам заместителя директора ГТГ Лидии Иовлевой, через музей прошло более 200 работ, и в 96 случаях эксперты Третьяковки ошиблись.

24 декабря 2016 года директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сообщила о спекуляции билетами на проходившую в здании на Крымском валу выставку Ивана Айвазовского (1817-1900). По ее словам, входившие в число спекулянтов сотрудники музея были уволены.

25 мая 2018 года житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и нанес повреждения картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», находившейся в здании музея в Лаврушинском переулке. Холст был прорван в трех местах в центральной части работы, где изображена фигура царевича. Вандал был задержан и решением Замоскворецкого суда арестован.

В настоящее время остается под стражей. Ему предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса РФ («Уничтожение или повреждение особо ценных объектов культурного наследия…»). Подпорин объяснил свои действия тем, что, по его мнению, «эта картина оскорбляет чувства верующих» и изображает недостоверные события. Психиатрическая экспертиза признала его вменяемым.

Ущерб полотну был оценен в 30 млн рублей.

Летом-осенью 2018 года Третьяковскую галерею неоднократно критиковали из-за новых правил, которые фактически квалифицировали обсуждение экспонатов между посетителями как проведение несанкционированных экскурсий.

В СМИ сообщалось, что сотрудники музея неоднократно запрещали посетителям разговаривать между собой и иногда требовали их покинуть здание музея.

Наибольший резонанс вызвали два случая: 15 июня смотрители ГТГ запретили обмениваться впечатлениями о выставке Василия Верещагина группе преподавателей и студентов исторического факультета Московского государственного университета (МГУ) им. М. В.

Ломоносова, среди которых были доктор исторических наук Федор Гайда и кандидаты исторических наук Максим Шевченко, Олег Айрапетов. После этого преподаватели МГУ подписали открытое письмо в Министерство культуры с жалобой на музей. 1 сентября работники ГТГ потребовали от посетительницы, которая рассказывала о картинах двум дочерям, покинуть здание галереи. 

Источник: https://tass.ru/info/6048825?amp

Ссылка на основную публикацию