Необычные профили обучения в школах

Всё больше столичных школ переходит на профильное образование. Количество программ расширяется: к классическим гуманитарным и математическим классам добавляются медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие.

Зачем нужно предпрофессиональное обучение?

Главный акцент сделан на формировании навыков и умений для реальной жизни. Кроме того, предпрофессиональное обучение помогает сделать образовательный процесс индивидуальным, ведь он учитывает склонности и способности каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их профессиональными интересами и планами на будущее.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Много ли таких школ в столице?

Подавляющее большинство. Если в 2010 году доля школ, реализующих более трёх различных программ профильного обучения, составляла около одного процента, то в 2016-м их число выросло до 96 процентов.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта утверждено пять наименований профилей: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический и универсальный.

Но в Москве активно развивается ещё и предпрофессиональное образование, которое направлено на подготовку необходимых городу специалистов. В столичных школах открыты медицинские, инженерные, кадетские, академические (научно-технологические) классы.

Предпрофессиональное образование организовано на основе трёхсторонних договоров между школами, вузами и перспективными работодателями.

Кто решает, какие профили надо ввести в той или иной школе?

Проекты по созданию инженерных, медицинских, академических и кадетских классов реализует столичный Департамент образования. А учебные заведения могут войти в любой из проектов при условии соблюдения требований к участию.

Чем отличается профильная программа?

Это не просто углублённое изучение предметов, а практико-ориентированное образование в высокотехнологичных медицинских и инженерных лабораториях, центрах молодёжного инновационного творчества и на площадках медицинских организаций и производственных предприятий.

Учась в предпрофессиональных классах, старшеклассники могут выбрать курсы, связанные с их будущей специальностью: «Медицинскую латынь», «Шаг в медицину», «Основы медицинской статистики», «Десмургию» — в медицинских; «Промышленный дизайн», «Треш-робототехнику», «Лазерные технологии», «Алгоритмику», «Бионику» — в инженерных; «Методы научного исследования», «Теорию вероятности», «Современную селекцию и семеноводство», «Генную инженерию» — в академических. Главный результат такого образования — формирование предпрофессиональных умений и осознанный выбор будущей профессии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В школы может вернуться политинформация

Оценим за полчаса!

В чём преимущества такой системы?

Предпрофессиональное образование ориентировано на востребованные в Москве специальности. В профильных классах учащиеся осваивают навыки, необходимые любому специалисту. И главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями.

В предпрофессиональных классах организовано межпредметное обучение. Например, на занятии по математике ребята изучают методы решения задач с параметрами, которые позволят провести расчёт архитектурного сооружения и создать чертёж на интерактивном кульмане на уроке технологии.

В медицинской лаборатории учащиеся применяют знания из области биологии, химии, физики и информатики, чтобы провести лабораторный анализ препаратов с помощью цифрового оборудования. Такое образование развивает умения, без которых не обойтись в современной жизни и в профессии.

Как родители могут помочь сделать правильный выбор?

Главное — помнить, что задача родителей — помочь ребёнку определиться с профессией, а не сделать выбор за него. Поэтому необходимо понять, какие у школьника интересы, что удаётся ему лучше всего. Затем вместе с ребёнком стоит изучить рынок труда, найти информацию о разных специальностях, продумать варианты для дальнейшего образования.

Можно воспользоваться тестами для определения интересов, способностей и личностных качеств. Многие из них есть в свободном доступе. Также стоит пройти тест на профориентацию.

Инженерные, медицинские и кадетские классы

Благодаря инженерным и медицинским классам у ребят появилась возможность заниматься в университетских лабораториях и практиковаться в различных компаниях и на предприятиях. Там они получают бесценные навыки и умения, необходимые для будущей профессии.

В программе «Медицинский класс в московской школе» участвуют Первый МГМУ имени И.М. Сеченова и более 30 медицинских организаций. Такие классы открыты в 81 школе, общее количество учащихся — 4,5 тысячи человек.

В них есть цифровые лаборатории, тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи и многое другое.

Высокие технологии помогают ребятам осваивать азы микробиологии, биохимию, анатомию и нанотехнологии в медицине.

А всего в распоряжении будущих медиков около 90 видов оборудования, в том числе приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, учебные электрокардиографы. Кроме того, в медицинских классах планируется осваивать латынь и профессиональную терминологию на английском языке.

Занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также практикующие врачи. Такая подготовка поможет ребятам понять, готовы ли они стать врачами. Тем же, кто ответит на этот вопрос положительно, будет намного проще поступить в профильный вуз.

Необычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школах

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет общеобразовательные учебные заведения, 17 технических вузов, центры инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий. Участниками программы стали 148 столичных школ и более девяти тысяч учащихся.

Чтобы вывести предпрофессиональную подготовку на новый уровень, школы постепенно оснащают современной техникой. Это цифровые лаборатории, оборудование для 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы, нанотехнологические комплексы, атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники.

В инженерных классах изучают основы нанотехнологий, нанохимии, компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников и многое другое. Как и в случае с медицинскими классами, занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также специалисты предприятий-партнёров.

При поступлении в технические вузы выпускники инженерных классов имеют преимущество. Постоянно участвуя в олимпиадах, форумах и мастер-классах, они успевают накопить дополнительные баллы, которые прибавляются к сумме баллов ЕГЭ.

Необычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школах

Ещё одно направление — это кадетские классы. Они есть в 116 столичных школах. В проекте участвуют силовые ведомства и профильные вузы. В таких классах учатся более 10 тысяч московских школьников.

При отборе детей в кадетские классы учитывают успехи в учёбе, физическое развитие и состояние здоровья, степень ориентированности на дальнейший выбор профессии военного. Конкурс при этом составляет от 2,5 до 15 человек на место.

В 2017 году созданы академические классы, в которых учащиеся проводят реальные научные исследования в партнёрстве с научными институтами Федерального агентства научных организаций.

Необычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школахНеобычные профили обучения в школах

Отложенные трудовые договоры

В 2016 году в столице появился ещё один инструмент профессионального ориентирования школьников — отложенный трудовой договор.

Он позволяет столичным высокотехнологичным предприятиям решать проблему поиска перспективных молодых кадров.

В свою очередь талантливые школьники не только выбирают профессию, но и заранее решают, в какую компанию они пойдут работать после получения профильного образования.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/20924073/

А как у них? необычные уроки в зарубежных школах, познавательные статьи

Сегодня внимание российских педагогов и родителей привлекают необычные уроки в западноевропейских и азиатских странах. В наших школах детей этому пока не учат.

Может быть, стоит присмотреться к ним внимательнее, оценить и обсудить возможности внедрения зарубежной практики? Ведь, запреты всегда стимулируют повышенный интерес, а, в случае положительного результата, наши дети станут еще умнее, выше и сильнее.

Необычные профили обучения в школах

Российская система образования давно, еще во времена Советского Союза, считалась одной из лучших в мире.

Подтверждение этому – иностранные студенты, обучающиеся в ВУЗах страны и школьники – победители всевозможных международных олимпиад.

Но не в этом дело, поскольку сегодня власти ведут активную работу над усовершенствованием обучающих программ, а это значит, что появилась надежда на возрождение былого величия российского образования. Дело в другом.

Если раньше единопартийная советская система ревностно охраняла детей и молодежь «от тлетворного влияния Запада», то сегодня Россия открыта для обмена опытом, и готова принять к рассмотрению новшества, которые не противоречат нашим базовым принципам воспитания и развития юных граждан.

Но, как всегда, важно начать с обсуждения вопроса и выяснения оценки российского общества возможных нововведений. Мы предлагаем подробнее рассмотреть некоторые зарубежные варианты обучения и развития школьников – для размышления.

Необычные профили обучения в школах

Голландия, Израиль: уроки дискуссий

Безусловно, каждому человеку необходимо умение отстаивать свою точку зрения, цивилизованно, с помощью хорошо поставленной речи, мимики жестов, убедительных и логически выстроенных аргументов, без лишних эмоций.

Такие уроки дискуссий – норма в Голландии и Израиле. В ходе дискуссий школьники учатся открыто обсуждать любые проблемы. Примечательно, что учитель не влияет на выбор тем и ход занятия. Иногда педагог предлагает лишь другой формат: он может разделить учеников на две группы, которые отстаивают противоположные точки зрения.

Япония: уроки единения с природой

Азиатская философия, с глубинными смыслами, привлекает внимание людей всего мира. Сами японцы возвели потребность общения с природой в духовный ритуал.

Поэтому не удивительно что, начиная с 4-5 лет, детей учат не просто базовым знаниям природоведения или биологии, как это принято у нас. На уроках гармонии и понимания школьников знакомят с природной красотой мира, его грациозностью, величием и безграничностью.

Как правило, такие занятия проводятся в формате прогулок на природе, по завершению которых учитель оценивает усвоенные знания.

Можно возразить, что в школьных программах наших детей есть подобные предметы. Но это – именно подобные уроки, преимущественно носящие характер информативности. Если вспомнить экскурсии наших школьников, то многие, по ассоциации, обязательно упомянут о разговорах, на разные темы, у костра или сборе гербария, а быть на природе и с природой – не одно и то же.

Необычные профили обучения в школах

Германия: здоровый образ жизни – уроки для всей семьи

В педантичном немецком обществе особое внимание принято уделять здоровому образу жизни. Здесь обычной практикой является приглашение на урок специалиста с медицинским образованием.

А на физкультуре и уроках, посвященных правилам рационального питания и методам релаксации, вреде алкоголя, курения и наркотиков, учитель задает домашнее задание для всей семьи.

Вот где проявляется связь семьи и школы, воспитание личным примером, равноправное общение детей и взрослых!

В некоторых начальных школах успешно работают педагоги, которые обучают детей самообороне и методам профилактики насилия. Возможно, в России проблема не достигла таких катастрофических масштабов, при которых нужно учить первоклассника защищаться, но:

  • во-первых, она существует, и отрицать это бессмысленно,
  • во-вторых, нет ничего плохого в дополнительной физической подготовке ребят и умении ими принимать правильное решение в сложных и опасных ситуациях,
  • в-третьих, такие занятия помогают реализовать и многие воспитательные цели: например, научить пониманию, что такое хорошо, и что такое плохо,
  • в-четвертых, детям, все же, лучше говорить правду, чтобы перед лицом реальной угрозы они успели «снять розовые очки», которые им старательно надевают взрослые из лучших побуждений.

Нельзя забывать, дети больше доверяют и слушаются, когда взрослые с ними говорят на равных. Похоже, в Германии об этом не забывали никогда.

США: «В каждом маленьком ребенке…»

Американская система образования не только не запрещает детям проводить исследования, а наоборот, поощряет их и даже включает в школьную программу.

В результате, педагогам удается направить непреодолимую энергию и любопытство маленьких «почемучек» в «мирное русло»: школьники исследуют окружающий мир, учатся жить в нем и приносить пользу обществу под руководством педагогов.

Для американских школ вполне привычно проводить уроки на ферме, мусороперерабатывающем заводе, в ресторане или любом другом безопасном предприятии.

Затем такие «наглядные пособия» обсуждаются в классе, усвоенный материал оценивается учителем, а для закрепления пройденного материала оборудуются целые производства в школьных кабинетах и мастерских, где дети всерьез «примеряют на себя» разные профессии.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Необычные профили обучения в школах

Испания: управление эмоциями

Как это ни странно, но экспрессивный по своему темпераменту народ Испании учит школьников сдержанному проявлению эмоций. Неформальная обстановка уроков, внешне похожая на медитацию или занятия йогой, дает возможность детям прислушиваться к себе, а также научиться понимать чувства и эмоции окружающих.

Старшеклассники продолжают программу обучения в классах-ассамблеях, упражняясь в риторике и искусстве ведения споров в конструктивном русле. Для обсуждения предлагаются разнообразные темы: от межличностных отношений до глобальных мировых проблем. Приобретенные навыки общения наверняка пригодятся школьникам во многих профессиях, да и в личной жизни тоже.

От пчеловодства до уроков серфинга

Мы рассмотрели всего лишь несколько примеров обучающих программ из разных стран мира, которые, на наш взгляд, полезно было бы внедрить и в российскую систему образования.

На самом же деле в каждой стране есть уроки, которые нам могут показаться странными, но интересными. Например, в Австралии школьная программа включает в себя уроки серфинга. В Армении позаботились о сохранении традиций и ввели в школьную программу занятия по изучению народных танцев. Входящая в состав России Башкирия также имеет в своем «арсенале» необычные уроки – предмет «пчеловодство».

Все эти необычные для нашей страны школьные уроки убедительно демонстрируют, что отечественной системе образования еще есть, куда расти.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1549_kak-nih-neobychnye-uroki-zarubezhnyh.html

Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Необычные профили обучения в школах

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:

  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.
Читайте также:  Перевод школ в ведение регионов повысит прозрачность финансирования

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса. 

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей. 

Заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Необычные профили обучения в школах

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Необычные профили обучения в школах

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждого вида обучения — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.  

Необычные профили обучения в школах

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid

Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование :: РБК Тренды

Тенденции в образовании — индивидуальные программы, гибкость обучения и акцент на практическом применении знаний — не обошли стороной и школу. Что происходит в российских школах сейчас и чего мы можем ждать в будущем?

Российский бизнес кровно заинтересован в квалифицированных кадрах, и многие компании сегодня сотрудничают не только с вузами, но и со школами. Некоторые предприниматели мыслят еще шире — они открывают собственные учебные заведения.

Например, в Новой Москве начала работать школа-пансион «Летово» Вадима Мошковича, основатель «Тройки Диалог» и Московской школы управления «Сколково» Рубен Варданян запустил частную школу в Дилижане (Армения), семья президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа открыла в российской столице Хорошевскую прогимназию.

Парта как социальный лифт

Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.

Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?

В рамках исследования «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» мы изучили ситуацию с подготовкой школьников. В частности, сравнили качество обучения в школах Москвы и крупнейших городов мира (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, Гонконг, Лондон, Берлин, Сингапур, Шанхай, Хельсинки и др.).

Выяснилось, что Москва входит в число мировых лидеров — среди 20 мегаполисов российская столица находится на пятом месте по рассчитанному нами интегральному показателю «Знания» (включает средний уровень знаний школьников, доступность образования и достижения сильнейших учеников), а по достижениям сильнейших учащихся (по сути, по результатам на международных предметных олимпиадах) — на четвертом месте. В обоих случаях впереди только города Азии. При этом важно подчеркнуть доступность московского образования — среди городов с высоким средним уровнем знаний школьников разброс между «худшими» и «лучшими» в Москве существенно ниже. Ситуация в других регионах России, конечно, отличается, но многие лучшие практики можно перенимать из столицы.

Для наиболее мотивированных детей в Москве есть школы топ-уровня, их история складывалась десятилетиями («Пятьдесят седьмая школа», которой Bain pro bono помогал с разработкой стратегии, 179-я школа, лицей «Вторая школа», лицей №1535, школа-интернат имени А.Н.

Колмогорова и другие). Сюда принимают только после серьезного отбора и, как правило, детей постарше. В последние годы топовых школ становится все больше. Например, лицей НИУ ВШЭ — прекрасный трамплин для поступления в Вышку.

Появляются также передовые частные школы, но их число пока невелико.

Для способных детей, родители которых не могут позволить себе платное обучение, некоторые частные школы предлагают стипендии. Например, схему финансовой поддержки активно применяют в «Летове», хотя отбор здесь одинаково строгий для всех детей без исключения.

Необычные профили обучения в школах

пресс-служба школы «Летово»

Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.

Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках.

Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю.

В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.

Учитывая быстрое изменение рынка труда, все чаще говорят о необходимости «научить детей учиться», дать им навыки «открытости новому», «критического мышления», «умения взаимодействовать и сотрудничать» с другими людьми. Однако, на наш взгляд, в школе пока рано обучать только soft skills — мы видим ценность в том, чтобы предлагать детям и широкий набор фундаментальных знаний в ключевых предметных областях.

Необычные профили обучения в школах

Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии.

Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент.

Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.

Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.

Средняя школа без середнячков

После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.

К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.

Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.).

Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science.

Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.

Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.

Конкуренция за юных гениев

Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей.

Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.

Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.

Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.

Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение.

От каких-то курсов можно вообще отказаться.

Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).

Гибкость программы в старших классах нужна детям, которые еще не осознали свои интересы, а также тем, кто хочет чего-то необычного. Например, у направления «компьютерная лингвистика» нетипичный набор предметов, и вряд ли школа соберет целый профильный класс. Однако дети, которых интересует эта сфера, могут самостоятельно выбрать продвинутую математику, программирование, языки.

Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе.

Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов.

Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.

Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.

Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d78f4469a7947b7da5086b1

Из опыта профильного обучения в школе

О  профильном обучении в школе со мной говорили ещё в начале 90-х годов мои коллеги — педагоги, имевшие большой стаж работы, а также молодые учителя. Понимая и принимая важность профильного обучения, они внесли много интересного в организацию и содержание работы классов с углублённым изучением предметов (спецклассов).

Необычные профили обучения в школах

Их суждения, основанные на личном участии и наблюдении, имеют много общего, дополняя друг друга. Вот некоторые из них:      «Профильное обучение требует большого внимания, определённости в организации процесса обучения, обеспечения условий для практики,  как в школе, так и вне её».     

«Важна система включения учащихся в профильное обучение с учётом индивидуально-психологических особенностей.

А просто желание «не отстать от жизни», «выглядеть привлекательнее других школ, имея спецклассы», не решает вопросов заинтересованного подхода к сохранению значимости  личности каждого конкретного ученика, так как игнорируются психологические аспекты в отборе и распределении учащихся».

«Целесообразно создавать профильные классы, когда учащиеся могут сделать более осознанный выбор, то есть в 9 классе должен быть отбор на конкурсной основе для обучения в соответствующих профильных 10-х классах. Можно в районе (городе) создать несколько классов.

При отборе надо больше всего учитывать желание заниматься, например, физикой и после окончания школы. Нужно учитывать умение и желание самостоятельно заниматься. Учитывать математическую подготовку, степень развития логического мышления.

Лучше создавать классы по углублённому изучению одного предмета, так как слишком мало дополнительных часов».

Читайте также:  Абитуриенты интересуются медиа и it

«Классы с углублённой подготовкой как естественного, так и гуманитарного циклов быть должны. Просчёты в решении этой проблемы — это следствие  недоучёта важности профильного обучения для каждого учащегося, вовлечённого в этот процесс. Нет ещё сегодня технологий выбора, отбора, распределения. С чем сталкиваемся сегодня:

–    концентрация сил в одном классе и «выбирание» способных вообще учиться. Беда для оставшихся: не за кем тянуться.

Отсюда как результат — снижение и успеваемости и дисциплины; –    чувство  элитарности в спецклассах, которое губительно сказывается на учащихся (хотя, по большому счёту, какая элитарность — занятие по душе, способностям и так далее); –    ломка коллектива, межличностных отношений, если такие классы создаются в среднем звене школы, то есть в один из труднейших психологических периодов; –    Мнение о том, что это «моё», может измениться. И что тогда? Куда идти? Или «тянуть лямку» до конца? А если не под силу?»; –    «Что можно предложить проработать? Первый год, учитывая интерес и наклонности учащихся, предложить заниматься в учебных объединениях по интересам (клуб, факультатив, кружок и так далее). Для этого можно определить день недели, когда класс занимается не вместе, а по объединениям. С учётом возрастных особенностей это реально с 6,7 классов. И уже к 9 классу ученик или укрепится в понимании, что путь выбран верно, или откажется от выбранного профиля для углублённого изучения. Далее видятся варианты: 1.Создание класса по интересам, уже укрепившимся на предыдущих формах занятий. Если, конечно, число учащихся будет достаточным для класса. 2. В обычном классе объединение в группу (группы) по интересам.     

И, конечно, обязательное условие — наличие необходимой материальной базы. На пальцах интереса не поддержишь».

Мнения коллег мне во многом импонируют, подтверждая важность профильного обучения, и содержат довольно интересные предложения организационного характера в интересах учащихся.

А именно: в среднем звене школы  обеспечить условия для пробы сил по интересам, не спешить с созданием, так называемых  закрытых профильных систем — классов, а открыть клубы, факультативы, кружки по интересам, куда можно войти, испытать себя в определённом профиле занятий, где есть единомышленники, где узнаёшь больше, чем по школьной программе, то есть пробуешь свои силы. Ну, а если уж постигло разочарование, то можешь свободно оставить данное объединение и перейти в другое, где тебя также примут. Пробуй и дерзай! У тебя всё ещё впереди!

Мне кажется, это очень верный ход на подготовительном этапе в профильном обучении. Но и достаточно ответственный, ибо содержание работы объединений по интересам должно быть высококачественным и творческим. Обеспечить такие условия можно только, если за дело берётся увлечённый руководитель объединения.

Важна система работы объединения и обязательно необходима связь с профессиональными учебными заведениями, где это возможно.

Я убеждён, что если начальное, среднее и высшее профессиональные  учебные заведения будут  дружить на деловой основе с учащимися, начиная с 6-7 классов, встречаясь с ними хотя бы два три раза в месяц в школе или в стенах учебного заведения, то выиграют от этого и учащиеся и профессиональные учебные заведения.

Понимаю, что всё это не просто. И это дополнительная нагрузка на администрации образовательных учреждений. Но это и реальное дело в подготовке учащихся к полноценной самостоятельной жизни.

Подписаться на авторский канал Владимира Любимова

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/iz-opyta-profilnogo-obucenia-v-skole

Самые необычные школы в России и за рубежом

Самые необычные школы в России и за рубежомВысоцкая Life ∙ Администратор, Москва

Кризис школьного образования в нашей стране привел к тому, что люди разочаровываются в современных образовательных методиках и многие из них выбирают альтернативные формы обучения.

Пока российские родители мужественно пытаются давать образование своим чадам в домашних условиях, в других странах успешно действуют необычные школы, где применяются нестандартные образовательные технологии. И что удивительно — они работают! Главным результатом подобных экспериментов, помимо высокого уровня знаний, является интерес к учебе.

Что может быть лучше, когда дети с радостью спешат в нескучную школу?

Vittra Telefonplan: школа будущего без разделения на классыСамые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежом

Эта школа находится в Стокгольме в просторном современном здании, в котором нет отдельных помещений, напоминающих традиционные классы с партами и доской. Детей разделяют на группы по типу обучения и обязательно выделяют каждому индивидуальный ноутбук.

Занятия проходят везде — на скамейке вокруг огромного синего амфитеатра, похожего на айсберг, на уютном зеленом диване или даже на полу.

В этой школе окружающее пространство является уникальным инструментом обучения, поэтому оно поделено на пять территорий: «лаборатория» для практических экспериментов, «вода» для дискуссий, «огонь» для работы в группах, «покажи себя» для демонстрации личных проектов и «пещеры», где можно отдохнуть и расслабиться.

В Vittra Telefonplan нет стандартных уроков, расписания и школьных предметов. Учебная программа построена не на изучении разрозненных дисциплин, а на решении конкретных вопросов, требующих обширных знаний. Дети воспринимают мир как единый организм и учатся жить в нем гармонично и разумно.

Команда архитекторов Rosal Bosch создала для этой школы очень красивое и необычное здание, которое в Швеции и во всем мире считают шедевром дизайнерского искусства. Пожалуй, это одна из самых красивых школ мира. Школьная организация Vittra открыла уже 30 подобных школ, значит, счастливых детей и их родителей стало еще больше!

Big Picture Learning: главное — это профориентация

Это учебное заведение по праву входит в десятку самых необычных школ мира. Оно появилось в американском штате Род-Айленд в 1995 году как экспериментальный проект и очень быстро продемонстрировало хорошие результаты. Около 98 % выпускников Big Picture Learning поступают в колледжи и вузы, получают стипендии и не испытывают проблем с трудоустройством.

В чем же секрет? Дело в том, что в этой школе учеба тесно связана с профориентацией, поэтому дети учатся по своей индивидуальной программе. Они объединены в группы по 15 человек, которые называют советами, и к каждой группе приставлен куратор.

Наставник общается со своими подопечными, пытается разобраться в их интересах и помочь с выбором профессии, поскольку именно на этом и будет основана индивидуальная схема обучения. Два дня в неделю отведены на профориентацию, когда учащиеся встречаются со специалистами из разных сфер деятельности и получают опыт в разных профессиях.

В школе нет оценок по успеваемости, учитель — не надзиратель, а помощник, а родители и дети принимают активное участие в составлении программы обучения.

Сейчас существует более 65 школ Big Picture Learning в США, Канаде, Австралии и Голландии. Эллиот Уолтер, один из основателей школы, говорит: «Я за стандарты, но не за стандартизацию. Наоборот, нужно дальше отходить от подхода „единый тест для всех учеников“. В фокусе всегда должны быть интересы учащихся и то, какие возможности им предоставлены».

Steve Jobs School: школа цифровой эпохиСамые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежом

Стив Джобс назвал созданные им учебные заведения «Школой для новой эры», где все дети учатся по индивидуальным программам и в свободном графике занятий. У каждого ученика есть личный iPad с учебным материалом, упражнениями, задачами и тестами в соответствии с выбранной программой обучения.

Каждый сам определяет для себя интенсивность занятий, скорость обучения, приоритеты по школьным предметам и объем необходимых знаний. Учителей здесь называют тренерами, ведь их главная задача — не давать знания и оценивать результаты, а помогать и советовать. Каждые шесть недель план меняется, поэтому скучать здесь некогда.

Первая школа была открыта в Нидерландах, а сейчас по всему миру успешно функционирует целая сеть школ Стива Джобса, главной целью которых является формирование оригинальности и гибкости мышления, творчества, которые очень нужны в нашем постоянно меняющемся мире.

Ученики приобретают универсальные качества, необходимые для цифровой эпохи, к окончанию школы они умеют собирать информацию, анализировать ее, делать выводы и понимать, как эти знания можно применить на практике. Вместо разделения на классы по возрасту здесь создаются группы по 20–30 детей с разницей в возрасте до 4 лет.

Младшие учатся у старших, а старшие обучают младших.

По мнению Business Insider, Steve Jobs School входят в рейтинг самых инновационных учебных заведений мира.

Watershed School: школа приключений для реальной жизни

Однажды два американских педагога Джейсон Берв и Сумайя Абу-Хайдар решили создать в Колорадо веселую необычную школу, в которой детям было бы очень интересно. И эта затея увенчалась успехом, несмотря на то что вначале в ней училось всего 16 человек.

Сейчас количество учеников достигло ста, при этом на девять учащихся приходится один учитель. Но это в Watershed School не самое главное. Школьный коллектив — это дружное сообщество, в котором дети не просто учатся, а познают жизнь во всех ее прекрасных аспектах.

Кроме классов в школе есть мастерская дизайна, танцевальный и театральный центры, спортивный клуб, научные лаборатории, познавательные уроки на свежем воздухе.

Дети активно занимаются краеведением, посещают местные фермерские хозяйства, индейские резервации и красивейшие места не только в своем штате, но и в других странах.

Директор школы Грэм Бэмфорд считает, что «образование может быть качественным только тогда, когда сам образовательный процесс поддерживает и развивает врожденную любовь к познанию. Ученики должны любить процесс познания и быть активными его участниками». Но самую главную задачу школа видит в том, чтобы преодолеть разрыв между школьными стенами и реальной жизнью.

Школа Щетинина: обучение через погружение

Как ни странно, среди списка нестандартных учебных заведений можно встретить и необычные школы России. К примеру, экспериментальную школу Михаила Петровича Щетинина долгое время считали сектой, как и все необычное в нашей стране.

Созданная в 1988–​1994 годах старшим сотрудником НИИ средств и методов обучения АПН СССР в поселке Текос Краснодарского края, она сразу привлекла внимание своей необычностью.

Поскольку школа интернатского типа, в ней учатся дети из разных городов, при этом обучение круглогодичное.

Интересный факт: учащиеся сами занимаются строительством, ремонтом и обслуживанием всех зданий и помещений на территории школы. Согласитесь, что в обычных среднеобразовательных учебных заведениях такому не учат!

Образование в школе Щетинина основано на методе погружения, длительность которого составляет от нескольких дней до нескольких недель, когда дети изучают только один предмет.

По мнению педагогов и самих учеников, такой способ обучения более эффективный, поскольку не нужно постоянно переключать внимание и скакать между разными школьными дисциплинами.

Помимо традиционных предметов в программу включены рукопашный бой, этнические танцы и эзотерика. Собственно, именно по этой причине многие относятся настороженно к школе Щетинина.

Вместо классов в школе созданы разновозрастные группы, отсутствуют учебные кабинеты, система оценок и дипломированные педагоги-предметники. Дети получают образование самостоятельно, при поддержке взрослых.

В школе обучаются 350 учеников, но попасть сюда сложно из-за высокого конкурса. Не важно, как ребенок учился ранее, приоритетными являются качества характера и уживчивость в коллективе — все это выявляется во время испытательного срока.

В школе, представляющей собой своеобразную коммуну, установлен достаточно суровый распорядок дня с ранними подъемами, физкультурой и закаливанием.

Обучение бесплатное, уровень образования высокий, дети легко сдают устные экзамены в вузы и колледжи, но сложнее сдают ЕГЭ, поскольку тестовая система основана на запоминании. Выпускники, которым нужны результаты ЕГЭ, готовятся к ним отдельно.

«Перспектива»: вся жизнь — игра!

Но, пожалуй, самой необычной школой России считается Московская игровая школа «Перспектива». Созданная в 1992 году в качестве альтернативы традиционной системе школьного образования, она взяла из старой советской школы все самое лучшее и добавила прогрессивные методики. Так и появилось учебное заведение, в которое стремятся пристроить свое чадо очень многие родители.

Обучение в школе ведется в группах по десять человек. Образовательная «программа» состоит из своеобразных «пакетов» — курсов, в которых объединены несколько предметов, например история, литература и география. На время прохождения курса все участники группы погружаются с головой в изучаемый вопрос.

Если темой изучения становится Япония, в школьной столовой вместо традиционной каши подают японские блюда, которые нужно есть палочками, на уроках декламируют хокку и устраивают чайную церемонию на циновках. Все обучение построено как увлекательная игра.

Часть учебного года проходит в пансионатах, и раз в году устраивается «Большая игра», для которой в Подмосковье создается замок, городок с домами и улочками, небольшая деревушка с личными хозяйствами. Во время игры у каждого своя роль. Тут есть вельможи, ремесленники, крестьяне, охотники и даже разбойники.

Впрочем, ролевые игры для «Перспективы» не редкость, а вполне обычный каждодневный процесс. Нередко учебный материал осваивается в лагерях, поездках и походах.

Первая политкультурная школа № 1650

В первой политкультурной школе России № 1650 учатся дети 32 национальностей, хотя в народе ее называют армянской. Дело в том, что педагог Офелия Вазгеновна Аракелян создала эту школу в 1989 году для детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Постепенно школа расширилась и стала принимать на обучение детей других национальностей.

При этом любой ученик может изучать не только язык и культуру своего народа, но и национальные традиции других государств. Интересно, что русский язык здесь преподается как иностранный — наравне с другими языками.

В школьной программе есть культурология, этнология, россиеведение, этнопсихология, этикет народов мира — не случайно это учебное заведение называют школой международных коммуникаций.

Здесь учатся около 200 учеников на бюджетной основе.

Школа № 1650 не имеет аналогов не только в нашей стране, но и во всем мире.

Какие еще есть необычные школы в мире?

В городе Альбукерке штата Нью-Мексико в США есть очень интересная школа «Приятного взаимодействия с миром».

Ее необычность в том, что здесь не только изучают классические школьные предметы, но и приобретают навыки, которые облегчают контакт с окружающей средой, например в кулинарии, рукоделии и садоводстве.

Основные принципы образования в школе — удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие.

В «Школе познания всего через музыку», расположенной в Нью-Йорке, уделяется много внимания игре на музыкальных инструментах, танцам, пению и другим исполнительским искусствам.

В Москве есть еще одна необычная школа, № 446, знаменитая своим экологическим уклоном. Ученики школы проводят экскурсии в Измайловском лесопарке, заботятся о птицах и принимают участие в других природоохранных мероприятиях. Здание школы построено из энергоэффективных материалов с применением принципов «зеленой архитектуры».

Самые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежомСамые необычные школы в России и за рубежом

Стоит упомянуть и те учебные заведения, которые отличаются красивым оформлением. Одна из них — школа № 5 в Йошкар-Оле, которая напоминает замок Хогвартс, из-за чего ее называют «обыкновенным чудом».

Это подарок предпринимателя Сергея Мамаева своей жене учительнице, уставшей от традиционных «казенных» школьных зданий.

Школа № 10 в Ногинске, украшенная лепниной, фресками и чугунными перилами, напоминает резиденцию царей, а крыша французской школы Marcel Sembat High School в городке Соттевиль-ле-Руан превращена в огромный живописный газон. Эти школы можно отнести к самым красивым школам в мире.

Говорят, в будущем появится множество интересных и самобытных школ, а традиционная система образования с усредненными стандартами отойдет в прошлое. А пока мы можем с восхищением изучать презентации и фотоподборки лучших школ за рубежом и в России. Будем надеяться, что нашим внукам повезет больше, ведь у них есть шанс ходить в школу с удовольствием и радостью.

Вспомнить все: что делало нас крутыми в школе в 90-е годыШкольная пора: как помочь ребенку с домашним заданиемТест: 11 вопросов из школьной программы

Источник: https://www.jvlife.ru/articles/1514-samye-neobychnye-shkoly-v-rossii-i-za-rubezhom

Ссылка на основную публикацию