Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

В статье мы обсудим пять ключевых качеств, формированию которых способствует игра в шахматы. Подробнее о том, как развить у детей навыки, необходимые для достижения профессиональных и личностных успехов во взрослой жизни, вы узнаете на вебинаре «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе» 15 декабря 2017 года.

Зарегистрироваться на вебинар

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ранее министр образования и науки РФ Ольга Васильева, говоря о введении в школе уроков шахмат, привела статистику роста общей успеваемости. Согласно полученным данным, у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%.

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», учитель информатики Каменской средней школы Городищенского района Волгоградской области Петр Байкалов подтверждает, что прямая зависимость обучения этой игре и роста успеваемости по предметам школьной программы есть. Он сам любит играть в шахматы, поэтому, конечно, двумя руками за введение в российских школах такого урока:

– Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления – это действительно так. Они заставляют ребенка больше думать, больше концентрироваться на решении. И тем самым способствуют более вдумчивому отношению к предмету.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам? Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Интеграция детей с ОВЗ

Игра может выступать в качестве элемента адаптивного обучения для интеграции детей с ОВЗ, уверен клинический психолог, системный семейный психотерапевт, кандидат педагогических наук и директор центра «Когнитивные науки в образовании» Алексей Михальский:

– Это познание, расширение кругозора, развитие способности прогнозирования, логического мышления. Также шахматы воспитывают волевые качества и внимательность, усидчивость, а значит – самостоятельность и ответственность за результат своих поступков. Спокойствие, выдержка и укрепление здоровья для собранности и концентрации – также позитивное влияние.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Усидчивость

Проблемы дисциплины на уроке и ранее были, а сегодня, в век распространения гаджетов и соцсетей, они еще более актуальны. Кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного УМК по шахматам Петр Чернышев подчеркивает, что игра учит организованности и разумному использованию своего времени:

– Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове. Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребенок учится общаться с соперником, предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном уровне.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Стрессоустойчивость   

Гроссмейстеры, которые готовят юных шахматистов к соревнованиям, отмечают, что игра способствует повышению стрессоустойчивости. Кандидат в мастера спорта по шахматам, основатель сети шахматных школ в РФ Максим Викерчук считает:

– Если правильно готовиться к соревнованиям, они способны закалить ребенка. Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало, приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды, – особенно тем, кто играют в блиц-шахматы.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Корпорация «Российский учебник» 15 декабря проводит вебинар «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе». Как рассказала Анна Хлап, координатор проекта «Шахматы», методист по ЭФУ корпорации «Российский учебник» и ведущая вебинара, будут рассмотрены два основных вопроса:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Опубликован проект устной части по русскому языку

Оценим за полчаса!
  • методика и ведение уроков по шахматам в современной школе;
  • развитие навыков XXI века через шахматное образование.
– В век избытка информации особенно важно, что игра в шахматы способна учить быстро оценивать ситуацию и принимать наилучшее решение. Таким образом, хорошо развивается такой навык, как реакция. Дети будут учиться продумывать ситуацию на 2–3 хода вперед и, в конце концов, научатся применять этот прием не только в игре, но и в жизни.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Зарегистрироваться на вебинар

Источник: https://rosuchebnik.ru/blog/prepodavanie-shahmat-v-shkole/

Константин Сакаев: Современное обучение шахматам должно быть интерактивным

10 Февраля 2016

Беседа главного тренера «Русской шахматной школы» в Санкт-Петербурге с Анной Оладько 

Константин, у вас огромный опыт: как практический, так и тренерский. Что сейчас приоритетно для вас?

– Основным направлением моей деятельности стала работа с детьми. В 2011 году Российская шахматная федерация пригласила меня поработать с нашими ведущими юниорами. Тогда проводилось около шести сборов в год, куда приглашали сильнейших юных шахматистов. Для начала я приехал посмотреть, будет ли мне самому это интересно, и, конечно, не знал, понравится ли это ребятам и федерации.

В итоге все остались довольны, всем всё понравилось, и в следующий раз меня пригласили опять. С тех пор я как-то «втянулся». Потом стал индивидуально работать с ребятами разного возраста.

Когда меня пригласили впервые, я был действующим активным игроком, но потихоньку количество желающих заниматься шахматами прибавилось, и с собственной игрой пришлось «завязать».

В этом году я заскучал по былым временам и сыграл несколько блицтурниров, рапидов и один раз – в классику. Получилось, кстати, неплохо: результаты меня удовлетворили. По возможности, буду и дальше поддерживать себя в форме, играя в турнирах. Для тренерской деятельности полезно «держать руку на пульсе», не отрываясь слишком далеко от реальности.

Мне интересен и другой вид деятельности. В последние годы я написал несколько книг, которые вполне востребованы в шахматном мире. Сначала вышел фундаментальный двухтомник по славянской защите; знаю, что многие мастера взяли мою работу за основу своего дебютного репертуара и не жалеют об этом.

Следующая книга в двух томах – «Учебник шахматной стратегии. Самоучитель/помощник для тренера» (совместно с гроссмейстером Константином Ландой). Эта работа выполнялась по заказу Российской шахматной федерации» и Министерства спорта.

Учебник проходил строгую рецензию еще в процессе создания. В этой книге была сделана попытка осветить все темы и мотивы, которые существуют в шахматах.

Я продолжаю работать в этом направлении; возможно, со временем выйдет еще часть, где мне хотелось бы затронуть и эндшпиль, так как для него места в двухтомнике не хватило.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

В 2015 году вы ездили в качестве тренера на первенства Европы и мира. Что скажете об этих соревнованиях?

– Эмоции самые разные: от радости до разочарования. На первенстве Европы все прошло замечательно; у России по традиции собрался огромный мешок медалей. На первенстве мира прогнозируемо дела шли значительно хуже – в Иране, Китае и Индии нашим конкурентам мощно помогают на государственном уровне.

Тем не менее, красиво начали и хорошо шли наши шахматисты. Перед чемпионатом и во время него я помогал, в первую очередь, Андрею Есипенко, который в группе до 14 лет стал вторым.

«Золото» было на расстоянии вытянутой руки, Андрей уступил чемпионство лишь по дополнительным показателям. В других возрастных категориях тоже были шансы у некоторых ребят, например, у Илья Маковеева в группе до 10 лет.

Илья тоже был близок к «золоту», но занял второе место.

Традиционно сильна группа девочек до 14 лет, но в этот раз произошло что-то невероятное: после седьмого тура наши девочки оккупировали весь пьедестал, после чего стали поочередно обыгрывать друг друга, и все откатились. А из-за угла, что называется, вылезла конкурентка и всех обогнала.

Кирилл Алексеенко, мой земляк из Петербурга, в возрастной категории до 18 лет занял второе место. Я недавно начал с ним немного заниматься и надеюсь, что он вырастет в по-настоящему большого шахматиста. Кирилл уже сейчас является сильным гроссмейстером. На первенстве мира он показал великолепный результат, но этого не хватило для первого места. Печально, конечно.

Хорошо помню времена, когда мы выигрывали всё, что только можно. До сих пор не могу привыкнуть, что второе или третье места оцениваются как успех. Сам стараюсь настраивать ребят на то, что есть в любом турнире только два места: первое и все остальные. Не всегда получается.

У нас всегда любят считать общие медали. К сожалению, пока приходится этим утешаться, поскольку первых мест всё меньше и меньше.

Хотя по сравнению с другими видами спорта шахматы достаточно благополучны: и по позиции России на мировой арене, и по популярности вида спорта в стране. Все больше появляется шахматных кружков в школах и учебных заведениях.

Дети хотят заниматься, и турниров становится больше во всём мире. Главное, что сейчас развиваются детские шахматы.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Как вы оцениваете общий уровень юных шахматистов?

– Уровень игроков неплохой, если сравнивать с европейцами. Если брать первенства Европы, то у нас всегда много медалей.

На первенстве мира, к сожалению, Индия, Иран и Китай нас опережают, и трудно что-то с этим поделать. Настолько там масштабная государственная поддержка, что нам стало сложно с ними конкурировать.

В том же Китае есть шахматные интернаты, ведется работа с детьми на высоком уровне, существует мощная государственная программа развития. У нас всё-таки поддержка не постоянная, поэтому, к сожалению, мы отстаём.

Это объективный процесс.

У нас идет реформа в образовании, все становится мобильным, доступным, интерактивным. Каким, на ваш взгляд, должно быть современное обучение шахматам?

– Однозначного ответа нет. Я думаю, что все формы обучения, которые сейчас существуют, имеют право на существование.

Предпочтительнее, на мой взгляд, постоянная практика за обычной шахматной доской и соревнования друг с другом. Но из-за пробок и удаленности учебного зала иногда приходится находить компромисс – занятия через интернет. Можно не тратить время на дорогу, занимаясь так же качественно, как и при личном общении, однако занятия за доской все же привычнее и приятнее, чем перед монитором.

Немаловажную роль в процессе обучения имеет личность тренера: он должен быть опытным педагогом. На занятиях он – наставник и старший товарищ. Тренер обучает, подсказывает и обращает внимание на сильные и слабые стороны, вдохновляет и делает все, чтобы его воспитаннику было интересно и комфортно.

Конечно, условия, в которых проходят занятия, тоже важны. Нужно погружаться в процесс, чтобы ничего не отвлекало, а наоборот, способствовало обучению.

Современное обучение шахматам должно быть интерактивным. Хороший пример – это «Русская шахматная школа», где к обучению и развитию ребенка подходят профессионально.

Чем РШШ принципиально отличается от других школ?

– Совсем недавно лучшей, с моей точки зрения, школой была ДЮСШ им. М. Чигорина, но там ситуация в последнее время стала ухудшаться, и часть тренеров ушла в РШШ. Если тенденция сохранится, то остальные тренеры тоже уйдут.

С ностальгией могу вспомнить про Аничков Дворец, в который ходил в детстве. К сожалению, он не развивается в той мере, как хотелось бы.

РШШ, в свою очередь, активно развивается, а главной его силой является отличный преподавательский состав. В Петербурге это М. Макаров, Е. Подвойский, Н. Сироткина, Т. Иванова. Надеюсь, я тоже его укрепил. У нас современное оборудование, комфортное помещение и самое главное – люди, стремящиеся развивать школу по всем направлениям.

Как понять родителям, есть ли у ребенка способности к шахматам? Как можно это выявить?

– Есть много разных методик, и надо постоянно наблюдать за ребенком. Если мы говорим об обучении для общего развития, то научиться играть могут все. Шахматы – это действительно интересная, хорошая игра, для которой надо не так много способностей.

Не так сложно ученику объяснить, как ходят фигуры, главное – вдохновить на самостоятельные занятия. Только нагрузка должна быть дозированной, чтобы не было перенасыщения шахматами.

Позанимался шахматами, в интернете посидел, поиграл в футбол, сделал уроки.

Если есть явная нацеленность родителей на спорт больших достижений – это уже другая история, тогда надо работать профессионально. Для занятий на профессиональном уровне нужна не только способность, но и упорство. Тут уже многое зависит от правильно выбранного тренера, от родительской поддержки. Для начала нужно прийти на тестирование, которое поможет определить способности ребенка.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Кроме руководства тренерским составом РШШ, вы сами ведете группу…

– У меня достаточный опыт работы на индивидуальных занятиях. Я работал, в основном, с ребятами довольно сильными, подавляюще большинство которых – чемпионы России, Европы, мира в своих возрастных категориях. Группы начинающих я не беру, поскольку моя квалификация позволяет тренировать будущих профессионалов. Кроме того, опытным ученикам самим гораздо интереснее заниматься со мной.

Как, на ваш взгляд, происходит переход детей от любительского уровня к профессиональному?

– Очень медленно (смеётся). К сожалению, для этого требуется много-много лет, поскольку резко это произойти не может.

Про шахматы можно сказать, что «вода камень точит»: где-то количество переходит в качество, где-то нужно обладать талантом, нужно иметь спортивный характер, чтобы добиваться результатов.

Нужно перелопатить гору литературы, прорешать кучу позиций, и со временем, потихонечку, количество перейдет в качество.

Постепенно приходит накопление игрового, профессионального и жизненного опыта. Десятилетний ребенок никогда не сможет играть, как гроссмейстер, какой бы он ни был талантливый. Он в своем возрасте становится сильным, потом потихонечку прогрессирует и к 18-20 годам может стать сильным гроссмейстером.

Многое зависит от тренера, но, в первую очередь, от самого ребенка. Великий Михаил Ботвинник говорил, что шахматам нельзя научить играть, можно только научиться. Тренер может что-то подсказать, направить, подметить недостатки в развитии.

Например, как объяснить ребенку его ошибку? Компьютер не поможет, даже показывая сильнейший ход. Потому что компьютер выдает решение, но не объясняет «почему», а иногда выдает и неправильное решение.

Тренер же может объяснить идею с тактической точки зрения.

Например, стоит определенная позиция, и компьютер вам покажет, что есть 5 верных ответов, и все они одинаковые по силам. Какой ответ выбрать? Для ребенка довольно сложно понять, какими критериями руководствоваться при принятии решения.

Когда я общаюсь с ребятами, то объясняю, почему надо выбрать то или иное продолжение. На такие темы можно очень долго дискутировать и объяснять, потому что это очень тонкий и сложный вопрос.

Именно так и совершенствуется мастерство: шаг за шагом.

Как вы оцениваете состояние шахмат в России?

– В последнее время наблюдается улучшение, ситуация позитивная. Соревнований становится больше не только у нас в стране, но и во всем мире.

В России вновь проходит «Белая Ладья», причем этот турнир уже стал международным. Вообще, я не встречал еще ни одного родителя, который бы, отдав ребенка на шахматы, потом пожалел об этом.

Даже если ученик не достигнет высоких профессиональных результатов, все равно будет развитым человеком.  

Источник: https://ruchess.ru/news/report/konstantin_sakaev_sovremennoe_obuchenie_shakhmatam_dolzhno_byt_interaktivnym/

Будут ли в школе преподавать шахматы? // ACADEMICA.RU

Шахматы скоро, возможно, станут обязательным предметом в младшей школе. Президент FIDE Кирсан Илюмжинов попросил Министра образования поддержать инициативу о введении шахмат в учебный курс 1-4 классов в качестве обязательного предмета.

Новых часов не будет

Немного раньше это же предложение внёс в Совет Федерации Вадим Тюльпанов, общественный деятель и сенатор. По мнению инициаторов подобного нововведения, шахматы в качестве обязательной дисциплины повысят общий уровень образования. 

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Чем обоснована такая позиция? Не может ли она отражать личное отношение авторов инициативы к этой старинной игре? И предпочтительнее ли шахматы, например, хорового пения? О хоровом пении в ноябре 2016 года говорила вице-премьер Ольга Голодец, обещав, что оно станет обязательным уроком и в каждой школе появятся хормейстеры и концертмейстеры. При этом добавила, что дополнительных часов на хоровое пение не предусмотрено, так как дети и так перегружены. Кстати, не предусматривают дополнительных часов на уроки шахмат и авторы новой инициативы. Сенатор Вадим Тюльпанов предложил заменить шахматами один из уроков физкультуры. 

Практическая польза 

Кирсан Илюмжинов считает шахматы не только интересной игрой, но и занятием, прививающим математические навыки, позволяющим лучше ориентироваться во времени и даже развивающим умение стратегически мыслить. Согласно статистическим данным, которые приводит FIDE, шахматы улучшают успеваемость младших школьников. 

О практической пользе шахмат в рамках школьной программы говорит и Вадим Тюльпанов. Если ученик по медицинским показаниям освобождён от уроков физкультуры, он сможет играть в шахматы и приобщиться, таким образом к участию в спортивных соревнованиях и ощутить вкус борьбы за победу. 

Шахматы в школе уже сегодня

Третий урок физкультуры в 250 школах Москвы отдан шахматам, а в Ханты-Мансийском округе в городе Югре — шахматы обязательный урок для всех младшеклассников.

Уже сейчас специально созданный для поддержки инициативы фонд «Шахматы в школе» начал подготовку учителей физкультуры и педагогов начальных классов.

Издательство «Просвещение» подготовило учебники, рабочие программы, методические материалы. 

Курс обучения рассчитан на 135 уроков: 33 урока в 1-ом классе, и по 34 урока в трёх последующих. 

По мнению экспертов, уроки шахмат повысят качество образования и разовьют такие необходимые качества, как память, внимание, дисциплину. Немаловажно то, что для полноценных уроков нужен недорогой инвентарь: комплекты шахмат с доской, а также большая магнитная демонстрационная доска. 

По мнению психологов, шахматы способствуют воспитанию сосредоточенности, памяти и логики. У детей, которые слишком много времени пребывают в сетевом и виртуальном пространстве, с этим наблюдаются определённые трудности.

Читайте также:  планы на неделю с 13 по 19 ноября

Кроме того, шахматы развивают самостоятельность.

А ещё, по мнению психологов, в возрасте 6 -10 лет у ребёнка формируется механизм «действий в уме», и шахматы намного лучше, чем прочие учебные и развивающие дисциплины, способствуют его правильному формированию. 

Шахматы как модель конфликта

Что такое шахматы как таковые? Это модель конфликта, противостояния, в котором есть жёстко заданное количество начальных ресурсов, но вариантов развития конфликта может быть бесконечно много. Получается, что шахматы это конкурентная площадка, на которой обучающийся конкурирует с равным по силе соперником. 

Такая игра формирует стрессоустойчивость. Тот, кто не способен долгое время выдерживать состояние нервного напряжения, не сможет выиграть, особенно при ограничении по времени.

  • Еще одним эффектом от игр становится умение сдерживать эмоции. 
  • Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.
  • В условиях роста конкурентности среды особенно важно умение думать на далёкую перспективу и правильно распределять ресурсы, продвигаясь к цели. 

Ещё одна положительная особенность шахмат — тренировка мозга. Ребёнок, играющий в шахматы, учится преобразовывать обычный детский конфликт, часто решаемый на физическом уровне, в интеллектуальный.

Можно сказать, что шахматы – модель бизнес-соперничества, в которой можно победить, проиграть или достичь временного компромисса.

Умение побеждать и проигрывать воспитывает волю к победе и умение верно расставлять приоритеты. 

Мнение общественности

«Российская газета» провела широкий опрос родительской общественности на тему обязательных уроков и получила широкий спектр разнообразных мнений. Далеко не все они оказались положительными.

Правда, родители, в основном, не сомневаются в пользе шахмат как таковых, их беспокоит появление ещё одного обязательного предмета в напряжённой школьной программе.

Причём предмета «сидячего», ведь час для шахмат планируется забрать у урока физкультуры. 

Часто высказывается и мнение, что к шахматам не стоит относиться как к научной и учебной дисциплине. Прежде всего – это развлекательная игра, от которой нужно получать удовольствие. Да игра намного полезнее, чем большинство компьютерных игр, но некоторые люди спрашивают, не проще ли оставить её в качестве факультативного курса – для желающих? 

У педагогов возникают опасения другого рода. Если шахматы становятся обязательным школьным предметом, то у них, как и у остальных предметов, должна предполагаться итоговая аттестация.

Есть ли готовое решение о том, как именно она должна проводиться? Предполагается ли выставлять ребёнку оценки за знание шахматных ходов? Или отличные оценки получат те, кто выиграл большее количество партий? Найдутся ли в достаточном количестве учителя–энтузиасты шахматной игры, способные работать с детьми с различной мотивацией, разной степенью ранимости и способные донести красоту шахмат до любого ребёнка? 

Положительно родители отнеслись к предложению занять шахматами не урок физкультуры, а резервные часы, которые имеются в любой школе, и использовать она их может по своему усмотрению. Обычно такие часы отдают таким предметам как национальный язык, МХК, КРК. В этом списке, по мнению родительской общественности, уроки шахмат как никогда уместны. 

Есть ещё одно интересное мнение, с которым согласна часть родителей.

Не будет ли более взвешенным решением ввести в школьное расписание не шахматы, а предмет «логические игры»? Такой предмет, при грамотном подборе игр, будет интересен намного большему числу первоклассников.

И если основной причиной введения шахмат в учебный план инициаторы называют развитие логического мышления, то курс «логических игр», в силу его большего разнообразия, справится с этой задачей ничуть не хуже. 

Шахматы как практическая деятельность 

Вот что говорят о шахматах как об обязательном учебном предмете эксперты, написавшие об этой игре множество прекрасных книг. 

Чтобы сделать шахматы обязательным для всех школьников предметам, надо убедиться в том, что они дают что-то особенное, развивают такие качества, какие не под силу развить другим предметам. Как раз рассуждать логически учит любой школьный предмет при грамотном его преподавании. 

Недостаток школьного образования в том, что оно не учит применять полученные знания на практике. И дети в полученных знаниях, формулах и алгоритмах не видят реального практического наполнения.

Чтобы научить ребёнка устанавливать связь между делами и теоретическими знаниями, нужно привлечь его к полезному труду. Но к какому? Какой полезный труд, доступный школьнику, потребует серьёзных знаний математики, химии, биологии? Здесь и помогут шахматы.

Эту старинную интеллектуальную игру можно без оговорок назвать интересной для ребёнка и полезной ему деятельностью, у которой теория и практика неразрывно связаны.

Комментарий: Сергеева Татьяна Геннадьевна, учитель изо и технологии: «В моей школе шахматы идут внеурочной деятельностью и пользуются популярностью у деток, многие занимаются в специальных студиях/центрах. Но я бы не ставила оценки, возможно, подошла бы вузовская система оценивая «зачёт/незачёт».»

Источник: https://Academica.ru/stati/stati-o-pervom-vysshem-obrazovanii-i-magistrature/835349-budut-li-v-shkole-prepodavat-shahmaty/

Регионы готовятся к урокам шахмат в школах

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Обязательные уроки по шахматам, которые должны появиться в школах России в ближайшие два года, будут полезны для развития у детей аналитического мышления, но при некачественном преподавании могут и оттолкнуть школьников от этой игры, считают опрошенные ТАСС эксперты в регионах.

Минобрнауки в ближайшие два года намеревается ввести шахматные занятия в школах: их планируется сделать обязательными для учеников первых-четвертых классов — по часу в неделю.

Мнения опрошенных ТАСС представителей школ, шахматных федераций и чиновников разделились — одни отмечают, что такой урок нужен даже и без профессиональных преподавателей, другие уверены, что этот спорт — далеко не для всех.

Подготовка к урокам

Многие эксперты рады, что государство обратило внимание на интеллектуальные виды спорта, и задаются лишь вопросом о том, как организовать процесс обучения. При этом отмечают, что шахматы достаточно часто уже преподают в школах факультативно, и инвентарь для них — шахматная доска, в случае введения обязательных уроков не потребует больших затрат.

«Я сам занимался в кружке, это была система дополнительного образования в сельской школе. Занимался я где-то с пятого класса.

Думаю, что, если была бы возможность заниматься раньше, я бы это с удовольствием делал», — признался ТАСС министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов, отметив, что вопрос организации массовых уроков в ближайшее время будет обсуждаться с директорами школ.

В Приморье размышляют о том, насколько глубоко нужно преподавать шахматы в школе и с какого возраста, при том, что в регионе интерес к шахматам среди школьников начальных классов достаточно высок. Ежегодно в Дальневосточном федеральном университете проходят соревнования по шахматам среди детей, в которых участвуют около 300 спортсменов — и это только лучшие из шахматистов.

«Непрофессиональные педагоги могут проводить занятия в начальных классах обзорного, ознакомительного характера, что, однако, не гарантирует возникновения увлеченности шахматами в дальнейшем.

На примере Приморского края можно сделать такой вывод: с 5 до 13 лет детей, увлеченных шахматами, очень много, дальше их количество резко уменьшается, так как нужны профессиональные педагоги- тренеры, потребность в которых остро ощущается в России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга», — пояснил ТАСС директор шахматного клуба ДВФУ, председатель Приморской шахматной федерации Вячеслав Цинцадзе.

Председатель федерации шахмат Карелии Владимир Виноградов согласился с тем, что интерес у школьников к шахматам есть именно в начальных классах, когда у детей пытливый мозг — в школе дети могут получить знания об азах игры, а стратегический и тактический потенциал развивать в спортшколах.

Начальник учебно-методического отдела Шахматной федерации Татарстана Андрей Кульков считает, что урок шахмат надо ввести в первом классе и всего на один год, чтобы дети изучили основы, потом те, кто захочет, продолжат игру в специальных школах.

Международный гроссмейстер из Свердловской области Наум Рашковский с этим соглашается, отмечая, что для развития интеллекта и открытия новых талантов хватит элементарных знаний и навыков игры в шахматы.

Кому играть со школьниками

Один из самых острых вопросов — кому предстоит преподавать шахматы.

Международный гроссмейстер из Пятигорска (Ставропольский край), известный тренер и обозреватель Российской шахматной федерации, один из авторов книг, посвященных великим гроссмейстерам, серебряный призер чемпионата России по блицу в составе команды «Малахит», чемпион СКФО (2017) и самый молодой гроссмейстер страны Дмитрий Кряквин считает, что профессионалы в игре в школах вообще не нужны.

«Есть специальные методические пособия, даже есть учебно-методический комплекс, выпущенный российской шахматной федерацией, мастером Владимиром Барским — я видел его, там очень подробно описано, он сделан очень красочно, ярко. Не нужно обладать специальной квалификацией, чтобы детям преподавать. За неделю действительно можно научиться», — пояснил Кряквин.

Многие эксперты, однако, с ним не согласны. Детский тренер по шахматам Всеволод Костров из Санкт-Петербурга к существующим комплектам учебников по шахматам относится неодобрительно. «Они никуда не годны. Будет просто вред и профанация предмета, нельзя же доверить человеку лечить людей после двухнедельных медицинских курсов. Так и здесь, нельзя научиться за две недели», — считает Костров.

Педагог, математик, программист, автор книг по алгоритмике и программированию, собиратель стратегических и логических игр Виталий Потопахин из Хабаровска считает, что по крайней мере в его регионе подходящих учителей нет, а плохие учителя в данном случае хуже, чем вообще никаких.

«Я недавно получил лишнее подтверждение. Мама ученика рассказала, что в их школе шахматистом назначили учительницу, умеющую расставлять фигуры.

Но это, конечно, худший вариант — более распространенная версия в Хабаровске — это «опытный шахматист с большим стажем».

То есть человек как-то умеющий играть, может быть даже хорошо, но имеющий очень смутное представление о учебном процессе», — охарактеризовал ситуацию Потапахин.

Подобным вопросом задается и тренер по шахматам ДЮСШ «Газовик» города Оренбурга Ольга Сухарева: по ее словам, заниматься обучением детей должен педагог со специальным образованием, однако далеко не все учителя играют в шахматы. Согласны с коллегой и в Сахалинском областном центре внешкольной работы, где работает шахматная секция, в которой дети занимаются, начиная с 4-5 лет.

«Министр образования высказала идею, что по методичкам, которые дадут, может обучать шахматам любой педагог. Представьте — учитель по литературе, физике, математике или труда будут учить шахматам.

Это все равно, что всем нам идти печь хлеб.

Привить любовь к шахматам может только профессионал, который умеет работать с детьми и любит шахматы, а обязательный для всех урок раз в неделю может даже навредить», — пояснили в центре.

Бум в шахматной столице

Несмотря на скепсис ряда специалистов, в некоторых российских регионах уже много лет в той или иной форме шахматы в обязательном порядке преподают в школах.

Так, в Псковской области, по данным администрации региона, еще в 2008 году во вторых классах был введен «шахматный всеобуч», который включает преподавание шахмат, обеспечение школ инвентарем, проведение массовых мероприятий, разработку учебных программ.

Результаты эксперимента показывают, что интеллектуальный спорт становится все более популярным у детей: праздник «День детских шахмат» сегодня собирает более 2 тысяч участников, проводятся тематические летние школы по этому виду спорта. Шахматы преподают сейчас в 104 школах из 157 в регионе, а в 36 школах это обязательный предмет.

Нужны ли профессиональные педагоги по шахматам?

Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов

© Михаил Почуев/ТАСС

Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов не раз говорил в СМИ, что именно благодаря шахматам об Элисте (Калмыкия) узнал весь мир, и сейчас город называют шахматной столицей России.

В республике была проведена Шахматная олимпиада-98, построен специальный комплекс — Сити Чесс, который называют «Нью Васюки», намекая на фантазии Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Шахматный бум в Калмыкии начался раньше олимпиады — в 1995 году, интерес к игре не угасает по сей день.

Как рассказал ТАСС президент региональной федерации шахмат Валерий Боваев, была принята специальная программа, и перед тем, как занятия начались, учителя начальных классов прошли переподготовку.

Сейчас в регионе три гроссмейстера, призеры и победители российских и международных соревнований по шахматам.

Шахматы на русском севере

В Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) в Архангельской области в нынешнем году открылась Шахматная академия — это добровольное объединение студентов, выпускников САФУ, школьников и преподавателей. Она будет заниматься популяризацией шахмат среди молодежи и студентов, повышением спортивного мастерства шахматистов, подготовкой высококвалифицированных тренеров, проведением соревнований.

Как рассказал ТАСС председатель правления Ассоциации выпускников САФУ Валерий Синицкий, совпадение с недавней инициативой Министерства образования оказалась случайным, но своевременным. «У САФУ появляется возможность скоординировать работу со школами.

Образовательные вопросы, вопросы подготовки по шахматам САФУ может взять на себя.

Поэтому будет здорово, если учителя города и области пройдут такие (шахматные) курсы: поможем, научим, потому что играть в шахматы, это ведь не просто передвигать фигуры», — сказал Синицкий.

В Забайкальском крае, где несколько лет этот спорт был сверхпопулярен и действительно был «спортом для всех», рассчитывают на новую волну интереса к этой теме благодаря федеральной инициативе.

2013 — 2016 годы стали золотой эпохой для шахмат в регионе — краем руководил Константин Ильковский, который возглавил региональную федерацию шахмат.

В Чите впервые прошел суперфинал чемпионата России по шахматам, а летом 2013 года в городе открылся «шахматный» парк, где, по задумке организаторов, пока малыши катаются на горках, взрослые могут сразиться в интеллектуальные аттракционы «Гигантские шахматы». Тогда же обсуждалось и внедрение шахмат в школы Забайкальского края.

«После отставки Константина Константиновича в начале 2016 года все масштабные проекты свернулись, практически не осталось финансирования, — рассказал ТАСС исполнительный директор Федерации шахмат Забайкальского края Денис Абашеев. — Однако детские турниры мы стараемся проводить, невзирая на трудности».

По его словам, сейчас шахматы преподают во всех школах Могойтуйского района Забайкальского края, факультативно ими занимаются в нескольких школах Читы.

Кавказ как шахматный прорыв

Активнее всего введение шахматных уроков поддерживают на Северном Кавказе — там уже начали реализовывать свои проекты по новой дисциплине в школах, а инициативу всеобщего шахматного обучения обсуждают уже много лет.

По словам российского шахматиста, гроссмейстера, многократного чемпиона Дагестана Джакая Джакаева, обязательный урок по шахматам был введен в школах республики еще с 2016 года.

Проблемы есть и с кадрами, и с инвентарем, но их научились решать: для педагогов шахматисты проводят специальные семинары, инвентарь закупает Минобрнауки региона, а в некоторых школах — и сами родители.

«Я сам пытался продвигать эту идею: в 2010 году к нам приехал Кирсан Николаевич Илюмжинов (президент Международной шахматной федерации — прим.

ТАСС), было подписано соглашение между ним и министром образования Чеченской Республики Музаевым о постепенном введении в школьную программу шахмат.

Но, к сожалению, у нас это забуксовало», — рассказал исполнительный директор Федерации шахмат Северо-Кавказского федерального округа Руслан Яндарбиев, подчеркнув, что сейчас профессиональные шахматисты из федерации готовы консультировать учителей.

Аналогичный проект в рамках региона уже пытались реализовать и в Кабардино-Балкарии, обращаясь с письмами к властям, отмечает президент федерации шахмат и шашек республики Артур Шахмурзов. По его мнению, обучение такого рода вряд ли может повлиять на успеваемость, но точно повысит ответственность.

«Вряд ли шахматы повлияют на успеваемость детей в школах: то, что от шахмат дети будут лучше учить ботанику или химию — вряд ли, я думаю.

Но то, что дают шахматы точно — это ответственность, дети будут учиться отвечать за свои поступки, ведь в шахматах надо отвечать за каждый свой ход. Ты сделал, например, 40 ходов, и за все 40 должен ответить, нужно продумывать каждый шаг.

Нужно вводить шахматы с первого класса и то, может быть, поздно», — пояснил свою точку зрения Шахмурзов.

Активнее же всех за шахматное дело взялась Ингушетия — детей во всех школах региона второй год подряд учат играть в шахматы, правда не в обязательном порядке, а в формате кружков.

По словам замминистра образования Ингушетии Заремы Падиевой, было бы целесообразным сделать шахматный урок обязательным — к примеру, вместо трех уроков физкультуры в неделю сделать два, а один час отдать для шахмат.

В другом регионе, Карачаево-Черкессии (КЧР), за последние два года число детей, увлекающихся шахматами, увеличилось почти вдвое — до более 1 тыс. человек, а секции шахмат открываются при школах республики.

«Занимаюсь шахматами 31 год, с 6 лет, и считаю, что ввод обязательных уроков по шахматам в школе будет способствовать популяризации интеллектуального спорта среди детей. Отрадно, что в КЧР растет интерес к шахматам, и секции шахмат открываются при школах республики», — рассказал ТАСС международный гроссмейстер, президент Федерации шахмат КЧР Казбек Акбаев.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4693688

Кто имеет право вести в школе шахматы

16 августа 2019 года

Партнерский материал

Здравствуйте! В школы потихоньку вводится новый предмет — шахматы, поэтому вопрос о том, кто его имеет право вести, актуальный. С одной стороны, человеку, который будет учить ребят, нужно математическое мышление, с другой — это же вид спорта))). Так математики или учителя физкультуры должны преподавать новую дисциплину? Или кто-то другой?

Старенькие шахматы нашей семьи.

Вопрос в учительском сообществе

Так как шахматы в нашей школе ввели одновременно с моим уходом, то я об этом знаю мало, потому обратилась к коллегам разных школ.

Читайте также:  Новый егэ по иностранному и рейтинг лучших для абитуриентов школ

Вот что они ответили на вопросы, в каком виде есть такой предмет (кружок/урок) и кто же у них ведет шахматы:

— Во всех классах началки есть внеурочка. «Преподают» учителя началки. Курсов не было. Как преподавать, когда сам играть не умеешь и не хочешь — никто не знает. Профанация полная.- У нас это обязательный урок со 2 класса , преподаёт физрук, хотя могла бы и математичка.- У нас ведёт учитель истории, любой желающий с 1-11.- Сейчас есть варианты курсов. Если будет введено как обязательный предмет, то вести может только тот учитель, который пройдет курсы.- Преподают у нас тренеры по шахматам с педобразованием. Есть методика И. Сухина.- Компьютерная программа «Динозавры учат шахматам».- У нас есть кмс по шахматам (повезло), он и ведёт.

Отношение коллег к новому уроку

Понятно, что насильно мил не будешь. Не всем учителям понравилось нововведение.

Вот крик души:

Ненавижу игру в шахматы с детства! Когда узнала, что с 1 сентября 2019-20 уч.

года это будет обязательным предметом в начальной школе, да ещё за счет часа урока математики, захотелось уволиться, потому что я не представляю, как я могу научить детей в них играть и привить интерес к этому занятию, если сама терпеть их не могу… Работу свою люблю, но порой хочется убежать без оглядки из-за этих дурацких новшеств.

Мое мнение

Не понимаю, почему надо заставлять проводить этот урок именно учителей начальной школы. Есть же в началке уроки музыки, английского языка и других предметов, на которые ребята ходят к специалистам.

Думаю, что мудрые руководители школ предлагают этот урок тем, кто его любит. Мое твердое убеждение — если учитель не горит сам, то и ребята не освоят шахматы (как и любой другой предмет).

Недавно вспоминали с дочкой, как она ходила на кружок геометрии (это было лет 15 назад). Когда у них оставалось время после занятий, учитель предлагал им поиграть в шахматы. Ей было интересно.

Раньше я тоже увлекалась ими, играла с детьми. Тому, кто умеет, не надо говорить, насколько это полезно и увлекательно.

Шахматы и другие игры в интернете

Жаль, зависание в интернете вытесняет настольные игры. Но есть сайты, на которых в игровой форме прививается любовь к логическим играм и к шахматам в том числе.

Разные задачи на сайте ЛогикЛайк.

Недавно как раз познакомилась с такой платформой по развитию логики и мышления — ЛогикЛайк. К своему стыду, некоторые задачки для малышей в спешке решила не с первого раза))).

Мои скромные успехи на платформе ЛогикЛайк.

Стоит только отметить, что в последнее время ребята ведут малоподвижный образ жизни, поэтому не хотелось бы, чтобы из-за шахмат забрали урок физкультуры, что собираются кое-где сделать (как я поняла из разговоров коллег).

А что касается права преподавания, то его могут вести те, кто пройдет курсы. Хочется верить, что это будут учителя, которые любят шахматы и смогут передать это детям.

А как вы относитесь к новому предмету?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b62cf5a24286300a954ed15/5d52b963a1b4f100adf9c09c

Тренер по шахматам — принципы работы и выбора — школа Лабиринты шахмат

«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого при желании можно научиться». Народная мудрость.

«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого при желании можно научиться». Народная мудрость.

Каждый из тех, кто избрал поприще шахматной педагогики, должен обладать высокой педагогической и психологической культурой, а также знанием и опытом шахматиста, доступного ему уровня развития. Каждый тренер по шахматам должен стремиться сочетать в себе триединство педагога, психолога и психотерапевта. Что же образует эту емкую составляющую профессионализма и мудрости?

Тренеру по шахматам необходимо:

  1. Знать и понимать свой предмет намного лучше, чем его ученикам.
  2. Обладать сенситивностью — умением предвосхищать действия окружающих на основе знания человеческих взаимоотношений с учетом чувствительности (умения угадывать мысли, чувства, поведение, реакции) и состояния внутреннего мира окружающих.

Какими путями самосовершенствования нужно идти тренеру по шахматам (в порядке их значимости), для завоевания авторитета в процессе учебно-тренировочных занятий:

  1. Любить детей и искренне желать передать им свой опыт и знания;
  2. Влюблять детей в содержание шахматной игры в процессе саморазвития посредством шахмат;
  3. Уметь образно и доступно для понимания ребенка излагать свои мысли. Предлагая учебный материал, получать от ребенка обратную связь, дарить шахматы детям;
  4. Вести диалог доброжелательно и терпеливо на основе высокой общей культуры и эрудиции;
  5. Постоянно совершенствовать свои знания и углублять их по своему профилю. Обязательно добиваться роста своего профессионального мастерства.

Существуют личностные и условные качества, противопоказанные тренеру по шахматам:

  • Высокомерие,
  • Недоброжелательность,
  • Грубость,
  • Самовлюбленность,
  • Лень и неорганизованность.

Постоянное самосовершенствование тренера с учетом последних достижений шахматной педагогики включают работу над четырьмя блоками:

  • Личностные свойства;
  • Конструктивные и познавательные способности;
  • Коммуникативные и организаторские способности;
  • Рефлексивные способности.

Самое страшное для учебно-тренировочного процесса — безразличие!

«… Настоящая тренировка начинается с того момента, когда вспыхивает мысль ученика, когда его голова работает в указанном направлении, выходя за рамки известного. Когда начинается общение «тренер — ученик!»

Источник: https://chesslabyrinth.ru/stati/41-prostye-istiny-dlya-trenera-po-shakhmatam/

Как шахматы могут научить учителя работать по-новому

  • работа размещена по адресу: http://easyen.ru/publ/pedagog/pedagogicheskij_opyt/kak_shakhmaty_mogut_nauchit_uchitelja_rabotat_po_novomu/7-1-0-26
  • «Как шахматы могут научить учителя
  • работать по-новому?»
  • внедрение нововведений в систему образования
  • Колесникова Ирина Евгеньевна
  • учитель начальных классов
  • КГУ «Урицкая средняя школа
  • отдела образования акимата
  • Сарыкольского района»
  • Костанайской области
  • Республики Казахстан

У меня всегда были пессимистичные взгляды по поводу использования навыков спортивных игр в жизненных ситуациях. Что они могут дать нам для жизни, кроме азартных партий? Возьмём, к примеру, шахматы. Очень сложная игра, заключающаяся в манипулировании деревянных условных фигурок в зависимости от их функциональных особенностей. Для чего?

Озабоченная этим вопросом довольно долгое время, я нашла ответ на мой вопрос. Достаточно было погрузиться в историческое шахматное информационное пространство и всё стало предельно ясно.

История шахмат начинается более полутора тысяч лет назад. Название символически состоит из двух корней: шах и мат, что означает: властелин умер. Говоря о шахматах мы ничего не находим в этом таинственного и удивительного, кроме известных шахматных гроссмейстеров Каспарова, Карпова.

Само же шахматное поле и фигурки, стоящие на нём, могут поведать необычайные истории, которые остаются где-то в тени игроков. Но, всё же, шахматы считают загадкой человечества, так как в далёкие времена именно их использовали в качестве диагностики и предсказаний.

Секрет загадочной системы этой игры, с довольно интригующим названием, принадлежал только древним императорам, мудрецам и магам. При помощи шахмат эти, приближённые к императору мудрецы, предсказывали исход сражений, переговоров. Именно они диагностировали тактику в ведении придворных событий. Шахматная доска была большая, напоминающая поле боя.

Император часами проводил у шахматной доски, даже в одиночестве, играя по очереди то белыми, то чёрными фигурами. Теперь всё это доступно каждому человеку. Главное условие – научиться правилам игры и усвоить особенности каждой из шести фигур.

Если посмотреть на жизнь человека в целом, то можно заметить, что она напоминает шахматную доску, на которой субъекты – главные и не очень главные вершат действа для того, чтобы обеспечить себе и своей стране, как сейчас принято говорить, место под солнцем.

На шахматной доске, как на поле действий, видна целостная картина: кто есть кто, виден чёткий структурированный почерк стратега, который управляет всеми фигурами.

Меня, как педагога очень заинтересовала эта, не побоюсь этого слова, шедевральная игра, целиком напоминающая жизнь. Я никогда не умела играть в шахматы.

Но, заинтересовавшись, представила систему работы педагога через призму шахматной партии.

Что же это мне дало? Во-первых, я чётко смогла ассоциировать шахматные фигуры с формами собственной деятельности относительно формирования у учеников функциональной грамотности через стратегии критического мышления.

Определила иерархичность системы шахматных фигур: жизнеспособность, каких руководящих фигур, напрямую зависят от функциональности других, статус которых на порядок ниже.

Во-вторых, ассоциируя образовательную систему с шахматной игрой, установила, что правила шахматной игры помогли мне оценить влияние системы работы учителя на решение конечного результата в целом.

В-третьих, репрезентативная выборка фигур показала, насколько оправданны тактические действия относительно результативности. В-четвёртых, и шахматы, и педагогика – науки, изучающие закономерности передачи социального опыта, направленные на развитие и становление интеллектуальной, гармоничной личности человека.

Можно бесконечно перечислять точки соприкосновения шахматной игры и системы работы педагога. Но, всегда нужно помнить о том, что у каждой науки есть строгая концепция, и перекладывать одно на другое категорически запрещено.

Можно лишь на один предмет посмотреть через призму другого и, отметив выигрышные позиции, применить, не нарушая научных концепций.

Таким образом, это ещё раз доказывает позитивность интеграции образования и науки, как необходимое условие для обучения в течение всей жизни, способствующее не только поднятию престижа педагога, но и формированию функционально-грамотной личности ученика.

В своей системе работы по формированию функциональной грамотности посредством стратегий критического мышления, я представляю собственную деятельность через призму шахматной партии.

Шахматная наука представляет шесть уникальных видов фигур. У каждой фигуры своё уникальное название. Каждая из них наделена определёнными функциональными возможностями.

Отличаются они мощностью ударной силы и привязаны к конкретной ситуации на шахматном поле. Есть фигуры, которыми стратег жертвует для получения положительного результата.

При столкновении сил стратегу предоставляется возможность производить размен фигур для достижения победы.

В роли стратега выступает сам педагог:

  • глубоко владеющий педагогической наукой, обладающий навыком управления процессом (в данном случае обучения),
  • моральными и этическими принципами,
  • пользующийся авторитетом среди всех участников образовательного пространства (ученики, родители, коллеги, администрация школы, методисты отдела образования и т.д.),
  • способный устанавливать партнёрские отношения со всеми участниками образовательного процесса,
  • владеющий арсеналом современного педагогического инструментария в разрезе ТРКМ,
  • умеющий оценить рациональность определённых тактических шагов по отношению в результату.

Если интерпретировать роли шахматных фигур и внедрить положительные моменты в педагогическую практику, то это может выглядеть примерно следующим образом. Представление функциональных возможностей шахматных фигур мы представим в иерархическом порядке: от высшего чина к низшему.

Шахматная фигура – Король – фигура главнейшая. По правилам без него играть нельзя, его нельзя бить.

Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими.

Бьет король так же, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена). Если перенести функциональные преимущества на педагогическую парадигму, то в роли короля могут выступать нововведения, осуществление инжиниринга в любом образовательном процессе.

На практике это выглядит так: происходящее инъецирование нововведений при столкновении с другой технологией, ранее апробированной, либо изживает её, за утратой актуальности, либо интегрирует её с нововведениями, используя как «леса — подмостки» (по Мерсеру) для адаптации внедряемых нововведений.

Другая шахматная фигура самая сильная – Ферзь – это полководец, генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Ферзь ходит и как слон, и как ладья, может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Осуществляет удар аналогично.

Функциональную роль Ферзя на педагогическом поле исполняет ресурсное обеспечение педагогического процесса в целом, в том числе технические ресурсы.

Именно ресурсное обеспечение по вертикали и диагонали (система воспитательного, образовательного и дополнительного образования) способно обеспечить качественное внедрение нововведений для повышения качества образовательных услуг школы.

Как и Ферзя ресурсное обеспечение, чтобы оно не теряло своих возможностей нужно беречь и не растрачивать по пустякам. Другими словами, нужно научить участников образовательного процесса использовать ресурсное обеспечение так, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

И вот на шахматное поле выходит следующая шахматная фигура – ладья — вторая по силе фигура от ферзя, передвигается по вертикали и горизонтали, на которых находится, на педагогическое же поле в функциональных возможностях ладьи выступает интеграция учебных предметов (внутрипредметная – интеграция тематического диапазона внутри одной образовательной области, межпредметная – интеграция тематического диапазона нескольких образовательных областей, транспредметная – итегриция учебно-воспитательного + дополнительной образование интеграции) через реализацию проектов. Проекты отличаются своим разнообразием: урок-кейс, страна авторских сказок, педагогические мастерские, поиск истины, деловые игры, кейс-пари, технологии открытого пространства и прочее. Педагог может сам создавать собственные проекты и вовлекать в них учащихся относительно их индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом участники образовательного процесса будут странствовать на ладье развивая личностный потенциал относительно различных образовательно-воспитательных траекторий, интегрируя единые темы различных предметных областей.

Слон — фигура дальнобойная, как ладья и ферзь. Очевидным недостатком слона является то, что он может ходить по полям только одного цвета.

На педагогическом поле данные функции будут ценны в распределении потенциала учащихся, то есть формирование групп учащихся для работы на уроке с учётом их мотивационной потребности, заинтересованных в самостоятельном поиске и афишировании знаний.

Ротация групп может выглядеть следующим образом: пары /лидер + 1/, малые группы /лидер + 2/, большие группы /модератор + лидер + тайм-менеджер + 3/. При грамотном распределении результат превзойдёт свои ожидания.

Самая необычная фигура – Конь. Он ходит буквой «Г»: два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот — два поля по горизонтали и одно по вертикали. Он очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он — единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути.

Именно эту функцию в образовательном процессе может играть система оценивания преподавания и обучения. Оценка достижений может быть прямой (горизонтальной) – суммативной (выражающаяся конкретным баллом по пятибалльной системе), или же, вертикальной – формативной (не выражающейся конкретным баллом).

Здесь для педагога широкий спектр оценивания, ценность которого представляет собой взгляд «со стороны» — независимую оценку: взаимооценку одноклассников, самооценку, оценку учителя. Для того, чтобы оценивание имело объективный характер, педагог готовит листы оценивания с указанием дескрипторов, по которым само и взаимооценивание будет объективным и аргументированным.

Таким образом, функция коня «перепрыгивание» будет оправданным для педагога в оценивании с учётом «взгляда со стороны».

Ну и самый низший чин в шахматах – у Пешки. В шахматах её не принято называть фигурой, но мастера называют пешку «душа шахматной партии» из-за важности её на игровом поле. Она защищает и поддерживает основные фигуры. В перспективе в случае успеха превращается в любую сильную фигуру.

Здесь на память приходят слова Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Здоровые амбиции всегда обеспечивали прорыв в любой области развития человечества.

Поэтому на педагогическом поле функциональная принадлежность Пешки относится к учителю новой формации, переживший рефрейминг, понимающий, что новому миру, новой школе необходим новый учитель, способный создавать комфортную атмосферу инновационного образования.

Поддержка и развитие инновационной практики в организациях образования – необходимый постулат современной школы. Реализаторами инжиниринга выступают учителя новой формации, деятельность которых происходит в строго вымеренной системе: в классе, в рамках школы, в развитии профессиональных сетевых сообществ. Только так возможно поставить образование на новый уровень.

Всего шесть фигур на шахматном поле – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. И какие сложные задачи они способны решать на шахматном поле! Нам есть чему поучиться у них.

Переняв систему взаимодействия фигур на шахматной доске и перенеся их концептуальные основы на поле педагогической практики, можно прийти к созданию новой системы образования.

Достаточно только конструктивно расставить приоритеты и распределить функциональные обязанности.

Возвращаясь в режим системы образования, уходя от интерпретированных ассоциаций шахматного мира, следует сделать вывод, что движущими силами педагогического процесса всегда являлись противоречия, которые оказывали благоприятное влияние на развитие любого образовательного направления.

Мы – педагоги на местах создаём новые системы для внедрения Государственных образовательных стандартов в практику преподавания и обучения.

Всё это для того, чтобы наши выпускники были не только востребованными специалистами на рынке труда в будущем, могли извлекать необходимую информацию самостоятельно и использовать её в жизненных ситуациях, но и быть мобильными в вопросах перепрофилирования профессии. Ведь мир не стоит на месте.

Сегодня востребованы учителя, врачи, строители, инженеры, дизайнеры и т.д. А кто будет востребован завтра?! Этого никто не знает… Но мы уверены, что наши дети будут к этому готовы! Потому что мы используем нестандартный подход к решению проблем современного образования.

Создавая собственную систему, мы не пытаемся, как сейчас принято говорить, второй раз «изобрести велосипед». Мы используем тот багаж идей, который является мировым достоянием человечества.

Только эти идеи мы применяем не в чистом виде, а через определённую призму, интерпретируя, условно обозначая аспекты самой системы, находя общие точки соприкосновения.

И воспользоваться уникальным изобретением человеческой мысли – шахматами — в решении педагогических проблем – ещё одно изобретение человеческой мысли на благо человечества.

е-мейл: ir.kolesnikova2010@mail.ru

Титульный лист конкурса:

Список участников и их работы: http://easyen.ru/load/admin/konkursy/konkurs_41_ehsse_na_temu_kak/232-1-0-44768

Источник: https://infourok.ru/kak-shahmati-mogut-nauchit-uchitelya-rabotat-ponovomu-2958340.html

Ссылка на основную публикацию