Российские подростки умеют принимать финансовые решения

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

В рамках Проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Директор Проекта Андрей Бокарев и Директор и Постоянный представитель Всемирного банка в РФ Андраш Хорваи подготовили статью о практических результатах Проекта.

Вы можете спросить: «В чем заключается финансовая грамотность?».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В принципе, это возможность применять знания и навыки для того, чтобы эффективно управлять своими финансовыми ресурсами и в идеале заботиться о собственном финансовом благополучии на протяжении всей жизни.

По сути, финансовая грамотность – это то, над чем нам всем надо работать каждый день – это часть процесса нашего непрерывного образования.

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

Директор Проекта Андрей Бокарев на открытии Недели финансовой грамотности-2018 в Московском Дворце пионеров / 9 апреля 2018 года

Несмотря на то, что финансовая грамотность — относительно новая область, она приобретает все бóльшую важность как для государств, так и для граждан. Без нее невозможно представить достижение экономического благополучия и финансовой стабильности в странах.

В России власти ясно осознают это, поэтому в 2011 году в партнерстве со Всемирным банком была начата реализация Проекта повышения финансовой грамотности и образования населения. Основная цель проекта — воспитание ответственного и рационального финансового поведения граждан.

Одна же из основных задач проекта – повысить уровень финансовой грамотности школьников и студентов ВУЗов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Узнать больше о машинном обучении

Оценим за полчаса!

Смысл состоит в том, что учащиеся получают навыки в области финансов, которые не только пригодятся им в будущем, но востребованы уже сегодня: поскольку в современном мире уже со школьного возраста дети должны уметь распоряжаться деньгами и пользоваться финансовыми инструментами. Что важно – знаниями можно поделиться дома с членами своей семьи, в том числе с пожилыми родственниками, а также с более широким кругом людей.

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

Открытый урок по финансовой грамотности с Управляющим директором Всемирного банка Кристалиной Георгиевой в московской школе №1253 / 17 января 2018 года

Благодаря проекту в школах и вузах внедрены курсы финансовой грамотности, а в рамках системы подготовки и повышения квалификации педагогов проводится обучение. К июню 2018 года почти 20 тысяч преподавателей и будущих педагогов из почти двух третей российских регионов прошли обучение в рамках проекта.

Это нашло свое отражение в результатах обследования по вопросам финансовой грамотности в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), представленных в 2017 году.

Российские учащиеся продемонстрировали результаты, превышающие средний международный уровень, заняв 4-ое место (по сравнению с 10-м местом в 2012 году).

Россия достигла поистине беспрецедентного прогресса, намного превзойдя средние показатели стран ОЭСР.

Ежегодно проводимые в рамках проекта Всероссийская неделя сбережений для взрослого населения и Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи получили большую популярность. Так, в 2018 году в мероприятиях детской и молодежной недели приняли участие более 2,5 миллиона детей и подростков, которые участвовали примерно в 25 400 мероприятиях по всей России.

Российские подростки умеют принимать финансовые решения 

Игровые технологии преподавания финансовой грамотности, разработанные при поддержке «Фонда хороших идей», во всероссийском детском центре «Орленок» / 5 — 6 июня 2018 года

В феврале 2016 года был также создан Фонд хороших идей, который на конкурсной основе предоставляет финансовую поддержку проектам, разработанным по инициативе граждан, и стимулирует инновационные пути развития финансового образования. Так, например, Фонд оказал поддержку в организации летних лагерей для подростков в ряде российских регионов, а также в разработке тематических мультфильмов «Смешарики», посвященных финансовой грамотности.

Среди других задач проекта – создание инфраструктуры финансового образования на федеральном и региональном уровнях, повышение ответственности поставщиков финансовых услуг, повышение осведомленности населения, укрепление институциональных возможностей и деловой практики взаимодействия потребителей и поставщиков финансовых услуг.

В целях поддержки этой деятельности в сентябре 2017 года Правительство Российской Федерации утвердило Национальную стратегию повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы, а также была разработана Дорожная карта для её реализации.

В России предприняты серьезные усилия по повышению уровня финансовых знаний молодежи для того, чтобы помочь ей в принятии ответственных финансовых решений, которые являются неотъемлемой частью ее повседневной жизни.

Всемирный банк привержен оказанию поддержки этой важной и уникальной инициативы со стороны России, опыт реализации которой может быть успешно воспроизведен на благо молодого поколения и общества в других странах, и интерес к этому опыту в последние годы все возрастает.

Назад

Источник: https://vashifinancy.ru/for-smi/press/news/finansovaya-gramotnost-pomogaya-grazhdanam-prinimat-otvetstvennye-finansovye-resheniya/

Финансовая грамотность для подростков — Экспертные статьи в блоге IQ007

Принимать верные решения в денежных вопросах, копить и распределять бюджет, знать, что такое кредит, вклад, налог, рассрочка и другие смежные понятия, — всё это и есть финансовая грамотность.

Внутри этого понятия содержится масса нюансов, которые не всегда быстро усваиваются. И почему-то финансовой грамотности почти не учат в школе, а между тем это был бы один из самых полезных предметов для средних и старших классов.

Во времена нашего детства и отрочества обучение финансовой грамотности проходило сначала на листиках и фантиках, а затем на распределении карманных денег в киоске с жвачками и сухариками. Некоторые сверстники те же деньги копили, покупая потом игровые приставки, велосипеды и другие крупные радости.

Впоследствии кому-то из нас не хватало знаний для того, чтобы поймать удачный момент и открыть свое дело. При этом идей было немало. Возможно, если бы родители и учителя больше просвещали нас в вопросах финансов, нам было бы легче взрослеть и жить на первые зарплаты, а затем строить бизнес или делать карьеру.

Сейчас подростки больше осведомлены о мире финансов. Есть курсы финансовой грамотности и факультативные занятия. Но официально введенного в школьную программу предмета нет.

Если вы еще не решили, углубляться в эту тему или нет, то изучайте основы финансовой грамотности со своими взрослеющими детьми самостоятельно.

Это может стать увлекательной игрой для всей семьи, попутно приносящей пользу и даже позитивно влияющей на семейный бюджет.

Главное — опыт и полезная литература

И главное тут — не ваш достаток и материальное положение, а ваш позитивный и негативный опыт. Вы можете передать его и объяснить ребенку, как лучше и вернее поступить с заработанными средствами. За основу для построения «образовательной программы» в домашних условиях можно взять полезную литературу.

  • Одним из самых полноценных учебников по финансам для тинейджеров стала одноименная книга Натальи Поповой.
  • В ней просто и понятно рассказано о том, что определяет стоимость денег, зачем нужен бюджет, как поставить финансовую цель и управлять своими накоплениями, что такое кредиты и налоги, почему люди получают разные зарплаты и почему не хватает пенсий.
  • Еще в ней есть размышления о том, что толкает нас на покупку ненужных вещей, как выбрать профессию и не ошибиться, и другая действительно полезная информация, рассказанная увлекательно и с примерами.

Эта книга будет полезна и подросткам, и даже взрослым. Рекомендуем прочитать ее вместе, разбирая примеры из реальной жизни, которые точно найдутся на каждую тему.

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

Зачем подросткам разбираться в тонкостях экономики?

Подросток — это будущий бизнесмен, экономист, банкир, маркетолог или представитель другой профессии, в которой ключевую роль тоже играет бюджет и прочие финансовые понятия.

Его будущие успехи напрямую зависят от знаний и информации, которые он получит в подростковом возрасте. От того, как он будет распоряжаться своими первыми карманными деньгами, зависит его умение их зарабатывать и осознавать значимость заработанного.

К тому же это еще один способ помочь ребенку определиться с профессией. Хорошо понять, что душа совсем не лежит к дебету с кредитом, еще в школе, и выбрать профессию, не связанную напрямую с финансами. Вы дадите ребенку основы для комфортной жизни, но при этом развиваться он будет, возможно, в гуманитарном или естественнонаучном направлении.

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

* * *

Вся экономика будущего напрямую зависит от того, как наши дети будут относиться к деньгам, какими знаниями будут обладать и как будут строить бизнес. Помогите ребенку освоить основы финансовой грамотности самостоятельно или отдав на соответствующие курсы, и через несколько лет он поблагодарит вас за отличную инвестицию в его будущее.

Источник: https://iq007.ru/blog/expert/20190527-finansovaya-gramotnost-dlya-podrostkov

Обучение молодёжи финансовой грамотности. урок 2. предварительный анализ собственных потребностей. основы финансового планирования. — agulidov — конт

Российские подростки умеют принимать финансовые решения

  • «Двумя главными причинами несчастий являются:
  • Незнание того, как мало тебе нужно, чтобы быть счастливым.
  • Мнимые потребности и безграничные желания»
  • (Клод Гельвеций)
  • Обучение осознаванию потребностей и контролю над ними.
  • Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что — желание.
  • Потребность — то что нужно для выживания
  • Желание — то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить.

  1. Примеры потребностей:
  2. дом (в широком смысле)
  3. пища
  4. здравоохранение
  5. одежда
  6. Примеры желаний:
  7. технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры, игровые приставки)
  8. ювелирные украшения, бижутерия
  9. кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, можно вызвать аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае?» Необходимо поставить диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи — куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но задача будет напомнить ему/ей о зарплате/доходе, который имеют родители, и о том, что они ограничены: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Можно посмотреть журнал или каталог, указать ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось.

Во время похода в торговый центр, можно показать (продемонстрировать) показательные потребности и показательные желания.

И необходимо продолжать задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «Может перестанем платить за воду?», «Что важнее купить: еду или игрушку?»

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое — на желания, можно сделать простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, можно начать усложнять уравнение, и вносить в него переменные стоимости: «Мяч стоит 200 рублей, а робот —400.

Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать, какой же товар ему действительно нужен.

Таким образом, будет запущен важный процесс самостоятельного осмысления.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, можно вносить новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели смартфона могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах
  • Причины против покупки:
  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», которые потянуться ко мне из-за последнего смартфона.
  • И когда у ребенка будет список причин ЗА и ПРОТИВ для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Можно попросить ребенка сузить список до 1 товара, и при этом сказать, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег.

Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить к решению.

В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый смартфон.

Если вдруг родители не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор», потому что тогда будет происходить демотивация самостоятельного выбора.

Вместо этого, лучше указать на преимущества и недостатки того или иного выбора и постараться дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину.

Но окончательное решение ребенок должен принимать сам (в разумных пределах, конечно).

  1. Обучение планированию.
  2. Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму.
  3. Американская пословица

То, что мы слышим, часто забывается, то, что мы видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко. В памяти запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что человек делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.

Из сказанного следует, что наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.

Для побуждения ребенка самостоятельному планированию можно применить следующую методику:

Подпишите 3 конверта, например, на одном «ВЕЛОСИПЕД», на втором «ИГРУШКА», на третьем «СЛАДОСТИ». Объясните ребенку, что можно положить его карманные деньги в конверт «СЛАДОСТИ» и пойти в магазин потратить все прямо сейчас. Можно выбрать ИГРУШКУ, и копить на нее пару месяцев.

А можно предпочесть ВЕЛОСИПЕД — копить придется дольше, отказаться от сладостей и от игрушки, но зато это — велосипед, о котором он так мечтает. Таким образом, ребенок будет учиться не поддаваться импульсивным тратам, удовлетворению сиюминутных желаний, а копить на далекую, но крупную цель.

Причем проблема импульсивных трат в России почти у каждого взрослого, поэтому придется учиться себя сдерживать вместе с ребенком.

— Если ребенку выдаются карманные деньги, просите чтобы он (она) отчитывались о том, как они потратили эти средства. Затем совместно с ребенком можно проанализировать расходы. Можно попробовать объяснить, почему эти траты неразумны их можно было не совершать, а эти — вполне оправданы.

Очень действенный способ — доверить ребенку вести семейный бюджет. Необходимо сесть вместе и объяснить, сколько семья зарабатывает, на что придется обязательно потратить, например, оплатить счета поставщиков коммунальных услуг. Ребенок должен понимать, на что тратятся деньги.

Читайте также:  Перевод школ в ведение регионов повысит прозрачность финансирования

Дети могут так увлечься планированием семейного бюджета, что со временем наверняка сделают это лучше взрослых. К тому же это дисциплинирует самих родителей, которые в любом случае будут вынуждены вести бюджет, дети не дадут забыть.

Очень важный инструмент воспитания финансовой грамотности детей – выдача им карманных денег. Карманные деньги, средства, которыми ребенок распоряжается по своему усмотрению, помогут не только в финансовом воспитании, но и научат детей принимать решения, расставлять приоритеты, тратить и копить.

Безусловно, в зависимости от возраста школьника, подход к выдаче и контролю карманных денег должен отличатся: чем меньше возраст, тем деньги нужно выдавать чаще и меньшими частями, так как дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время и в более раннем возрасте им сложнее планировать.

Например, если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на месяц, то он, скорее всего, потратит всю сумму в первые несколько дней или же не будет тратить вовсе. С возрастом дети готовы учиться планировать, поэтому им лучше выдавать карманные деньги на более длительные строки и большими долями.

Для подростков оптимальной частотой получения карманных расходов является раз в месяц. Это учит их бюджетированию, позволяет экономить и откладывать, а также помогает определять приоритеты.

Также очень важно регулярно (с детьми младшего возраста – ежедневно, с подростками раз или два раза в неделю) интересоваться, на что тратит и/или откладывает ребенок, при этом советовать и помогать.

Для того чтобы дети научились принимать финансовые решения, родителям важно предложить несколько инструментов для финансового планирования, но ни в коем случае нельзя диктовать, как необходимо сохранять или тратить деньги.

Обучение критическому отношению к воздействию на себя и контролю над эмоциями.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.

Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию.

Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Способность критически воспринимать информацию также поможет ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Обучение критическому восприятию в контексте воспитания финансовой грамотности необходимо прежде всего для того, чтобы ребенок был защищен от направленного на него манипулятивного психического воздействия со стороны продавцов финансовых услуг.

Основным методом такого воздействия, в первую очередь, выступает реклама. К производству рекламы, особенно детской, привлекаются психологи, социологи и другие специалисты по детскому развитию, что делает её еще более действенной. Многие ролики похожи на детские фильмы и мультфильмы с любимыми героями, которые показывают сериями. Дети легко узнают себя в этих героях.

Реклама пагубно влияет на неокрепшую детскую психику, поскольку вызывает повышенную возбудимость. Ученые доказали, что реклама снижает умственную активность и негативно сказывается на развитии личности.

Исследователи из Российского интеллектуального корпуса установили, что три часа, проведенные перед телевизором с большим количеством рекламных вставок, снижают объём оперативной памяти и замедляют скорость мышления у человека.

У маленьких детей с их неокрепшим организмом излучение, которое даёт телевизор, накапливается и ослабляет иммунную систему. Кроме того, бесконечное мелькание сказывается на всём зрительном аппарате ребёнка, на работе сердца и мозга.

Следует также учитывать то, что рекламные внушения осуществляются не на правильном русском языке, а на сленге («Не тормозись – сникерснись»). Детский мозг «бомбардируется» очень яркими образами, которые активно способствуют запечатлеванию в подсознании нелитературных речевых оборотов в качестве образцов.

В результате этого ребёнок будет воспринимать сленг, а не хорошую прозу и поэзию, как нормальную речь.

Английский писатель Джордж Оруэлл в своем романе «1984» описал, как с помощью целенаправленного искусственного изменения языка («новояз») производится изменение (переформатирование, перекодирование) сознания людей в соответствии с потребностями кукловодов-манипуляторов.

Примерно лет до десяти реклама безотказно действует на детей, потом их уже можно убедить в том, что это просто выгодно продавцу.

Маленькие дети – самая выгодная аудитория для рекламодателей, потому что они всему верят.

Вы говорите, что много сладкого вредно, а реклама утверждает обратное, вы против покупки чипсов и ли газировки, но в телевизоре все родители с восторгом покупают их своим детям, может вы не лучшие родители?

Одно время большинство психологов было уверено, что первыми в сети потребительства попадают дети из проблемных семей, которые страдают, что не могут приобрести всё, что хочется.

Родители, в свою очередь, считали, что рекламные ролики усиливают социальные расслоения. Американский социолог Д.

Скор доказала, что именно здоровые дети, втягиваясь в сети потребительства, начинают испытывать чувство тревоги, у них появляются головные боли, понижается самоуважение, появляется враждебность к родителям и учителям.

Что можно посоветовать родителям? Прежде всего, лет до пяти телевизор с рекламой вообще не нужен. Вы хотите показать ребенку мультики, пожалуйста, можете показать запись через мультимедиаплеер.

Во-первых, вы убережете ребенка от рекламы, во-вторых, так вам легче регламентировать время просмотра. Договаривайтесь сразу, что можно посмотреть только один или два мультфильма, не более получаса.

Детям постарше можно проводить у телевизора больше времени, но желательно, чтобы взрослые были рядом, и по возможности комментировали рекламу, демонстрируя своё критическое отношение к ней.

Подростки всегда склонны к бунту, они всегда склонны всё отрицать, но им просто необходимы рядом взрослые, которые всегда могут помочь и поддержать, и показать, как надо себя вести.

Без этого ориентира подросток просто растеряется, появится неуверенность в себе, тревожность, а от этого недалеко и до неврозов.

Ведь предлагая в рекламном ролике «оттянуться со вкусом», «сникерснуть», выпить «крутой газировки» и прочее, они заставляют подростка недоумевать: «Как же так можно? Если можно им, то почему нельзя мне?».

Постарайтесь объяснить подростку, что реклама специально утрирует, показывая, как нельзя себя вести. В конце концов, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. И самое главное, относитесь к рекламе с юмором, объясните, что им главное – продать свой товар, а какой он неважно, можете даже купить что-нибудь из рекламируемого, скорее всего, удовольствия ребёнок получит мало.

С. Адамс Салливэн в своей «Энциклопедии для отцов» предлагает разыгрывать сценки, в которых отец старается продать своему ребёнку совершенно ненужную тому вещь, потом ребёнок продаёт отцу что-нибудь ненужное.

Продавая товар, необходимо максимально его расхваливать, чтобы ребёнок понял, что не столько хорош сам товар, сколько продавцу желательно его продать.

Может быть, тогда ребёнок будет более критически относиться к рекламе и перестанет страдать, что ему не покупают всё рекламируемое.

Критическое мышление – наука о способах рассуждения, а не о его предмете. Учителя используют специальные техники для обучения школьников основам критического восприятия мира. Специалисты предлагают несколько таких методик родителям, чтобы они помогли своим детям не только подготовиться к школе, но и стать пытливыми мыслителями в будущем.

Задавайте открытые вопросы без готовых ответов. Постановка проблемы, не имеющей единственного «верного» решения, позволяет ребенку применить творческий подход без страха «ошибиться».

Учитесь анализировать и классифицировать.

Классификация играет очень важную роль в обучении техникам критического мышления, поскольку обязывает рассортировать предметы в соответствии с правилами, которые дети могут усвоить и применить в конкретных ситуациях. Тренируйтесь со своим малышами разделять домашние вещи и признаки на подобные друг другу и различные. Сортируйте все подряд – от грязного белья до деталей Лего.

Обеспечьте взаимодействие со сверстниками. Общение с ровесниками позволяет детям столкнуться с другим «таким же» мышлением и понять на практике, что любая проблема имеет несколько решений.

Позвольте принимать решения. Помогите ребенку перед любым поступком тщательно взвесить все «за» и «против», не боясь при этом сделать «неправильный» выбор. Потом вместе оцените принятое решение. Спросите у малыша «Ты доволен своим решением? Что ты сделаешь иначе в следующий раз?».

Помогите увидеть структуры. Что бы вы ни делали, где бы ни были – в парке или у телевизора – поощряйте детей искать основания вещей и явлений, а также замечать связи для аналитических суждений.

Например, обсудите популярное телешоу в контексте какой-либо ситуации, знакомой ребенку из повседневного опыта.

Или, путешествуя на автомобиле, попросите детей найти связь между формами дорожных знаков и крышами домов, мелькающих в окне.

Чем в большей степени ребёнок будет научен критически осмысливать не только поведение других субъектов общения, но и своё собственное, тем в большей степени он будет защищен при встрече с конкретными манипуляторами, расставляющими капканы по наши души и кошельки.

О поведении в уже во время коммуникации с манипулятором — в следующей статье.

Источник https://www.razumei.ru/blog/Ma…

ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЁЖИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. УРОК 1. КРЕДИТНЫЕ КАПКАНЫ. https://cont.ws/@agulidov/1488…

Источник: https://cont.ws/post/1491296

Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие в экономическом росте России

Бадмаева А. В. Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие в экономическом росте России // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 142-143. — URL https://moluch.ru/archive/38/4450/ (дата обращения: 21.03.2020).

Актуальность темы исследования: особенности экономического сознания подростков, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте страны взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Уровень финансовой грамотности населения касается не только несовершеннолетних.

Это крупная общегосударственная проблема, от которой напрямую зависит развитие экономики. Там, где финансовая грамотность небольшая, возможности экономического роста неизбежно ограничены.

Как в начале ХХ века страна не могла совершить индустриальный рывок, не ликвидировав неграмотность, так и сегодня мы не можем войти в постиндустриальное общество с низким уровнем экономической культуры.

Сегодня эти подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится финансовая привычка управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.

Исследователи экономисты считают, что главными ресурсами будущего станут информация и знания.

Тогда знания какого характера нам, несовершеннолетним, пригодятся больше всего? Какую информацию можно будет считать действительно актуальной и нужной? В условиях рыночной экономики, по моему глубокому убеждению, знать то, как заработать деньги, рационально ими воспользоваться, быть грамотным в финансово-экономическом плане и, наконец, ясно понимать то, как реально функционирует экономика — это не просто важно, а порой жизненно необходимо.

Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста.

По-моему мнению, чем раньше несовершеннолетние начнут изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем успешнее они смогут построить свое будущее.

Изучение экономики помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.

С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только дети, но и взрослые. Кто из нас не хотел бы жить обеспеченно? Многие думают о том, как увеличить свои  финансовые  потоки в жизни. Другие – как правильно их распределять и инвестировать. Слово «экономика» — реальность в мире человеческих отношений.

В газетах и на телеэкранах мелькают «рентабельность», «конкурентоспособность», «инвестиции», «доллар», «евро», а дома, на работе или на улице «сколько стоит», «одолжи на месяц», «где взять деньги»…

Вечная нехватка денег — вот та проблема, которая стоит перед подавляющим большинством людей не только нашей необъятной Родины, но и всего мира. Нехватка денег рождается оттого, что каждый день мы совершаем одни и те же ошибки снова и снова, а потом удивляемся — почему же нам вечно не хватает денег.

Во все времена перед человеком всегда возникали конкретные жизненные, в том числе и экономические ситуации и проблемы.

Очевидно также, что материальные блага играют важную роль в нашей повседневной социальной жизни – причем не только в рекламе и телевизионных программах, но также и в способах нашего восприятия самих себя и других людей. Социально-экономический кризис общественного развития втягивает в экономические отношения и подрастающее поколение.

У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.

Быть финансово грамотным важно в наши дни для всякого человека, независимо от возраста и от того, трудится ли он на государственном предприятии, учится в школе, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Хороший уровень финансовой грамотности  необходим каждому человеку не только для достижения его финансовых целей и обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

«Экономика» — это слово знакомо несовершеннолетнему с детства, ибо с этим понятием он связывает определенные свои и иные материальные блага.

А с понятием, что такое финансовая грамотность и как несовершеннолетний может участвовать в экономическом росте своей страны, не каждый сумеет определиться.

В ситуации экономической неопределенности важно помочь несовершеннолетним овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

Задачи исследования предопределили структуру моей работы. Внимание к проблеме невысокого уровня финансовой грамотности большинства людей в России остается пристальным на протяжении как минимум пяти последних лет: в стране реализуется около 20 самых разных программ.

Тем не менее, проблема остается, а вопрос об осведомленности жителей, особенно несовершеннолетних России в области финансов встает вновь и вновь.

При исследовании данной темы мною проведен анализформирования финансовой грамотности несовершеннолетних по теоретическим источникам, Интернет ресурсам и по результатам исследования среди подростков г. Элисты.

Выделены, пожалуй, две главные причины формирования финансовой грамотности: как минимум — обеспечить свою финансовую безопасность, как максимум — желание повысить уровень жизни.

Источниками формирования финансовой грамотности несовершеннолетних становятся: образовательные учреждения, личный опыт подростка и его наблюдения за окружающим миром, семья, средства массовой информации.

Здесь могут быть отмечены две особенности: 1) По мере взросления детей приоритетность источников финансовых знаний смещается от семьи к средствам массовой информации, при наличии его личного опыта; задача взрослых как можно раньше научить подростка правильно относиться к рекламе, разбираться с ней.

Необходимо объяснить детям, что в рекламе идет защита далеко не лучшего товара, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве.

Многие родители могут вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.

); 2) Семья становится полноценным источником финансовых знаний для несовершеннолетних только в той мере, в какой этими финансовыми знаниями обладают родители. Хотелось отметить на один из аспектов формирования финансовой грамотности подростка – это так называемые карманные деньги.

Некоторые родители решают этот вопрос радикально: покупают проездной, телефонную карточку, оплачивают питание в столовой. Нет ни копейки денег, которые ребенок мог бы потратить сам. Вряд ли это правильный метод. Делая самостоятельные покупки, подросток приобщается к миру взрослых, ощущает себя значимым, практикуется в математике и учится распоряжаться финансами, что весьма ему пригодится в будущем.

Финансовая грамотность – залог развития и здоровья экономики. В современный период проблема становления финансовой грамотности у подростков становится важной стратегической проблемой и приобретает наибольшую актуальность в связи с объективным процессом увеличения роли рыночных отношений в обществе.

В процессе работы определены основные направления участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как их участие в трудовой сфере, как активные потребители товаров и услуг, которые в свою очередь, создают в бюджете страны налогооблагаемую базу и улучшают качество жизни несовершеннолетних. Исключение составляет отрицательное направление участия несовершеннолетних в экономическом росте страны как потребителей пива и сигарет.

Читайте также:  Открывается новое направление -финансовые технологии и анализ данных

Все больше число несовершеннолетних России в свободное время от учебы работают или подрабатывают в разных сферах и таким образом увеличивают экономический потенциал страны. Любой хочет иметь в своем кармане, хотя бы 50 честно заработанных рублей.

Труд подростков – явление не новое, и ранее старшеклассники ХХ века участвовали в оплачиваемом труде.

В РФ необходим закон, позволяющий проводить регистрацию несовершеннолетних в службе занятости и получение статуса безработного для лиц в возрасте 16-18 лет по степени трудовой занятости — совмещение обучения и работы.

Несовершеннолетние ХХI века хотят работать и зарабатывать, им не нужны подачки и кредиты. Они не имеют надежд на патерналистскую поддержку государства, не связывают свое будущее только с материальным достатком родительской семьи. Настрой на обретение высокого уровня и достойного места в жизни нередко сочетается в их представлении с разными, в том числе не всегда законными средствами.

Во все времена несовершеннолетние испытывают потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости, способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях.

Вместе с тем,  подростки в большинстве настроены на активное освоение социального пространства.

Государство обязано эффективно решать проблемы участия несовершеннолетних в экономике, ведь именно они – это будущее России.

Литература:

  1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.
  2. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. //http://aitp.khb.ru/project/psy/young.html

  3. Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001—2005 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), М., 2006
  4. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.
  5. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Россия, экономический рост страны, массовая информация, экономический рост, будущее, деньга, знание, подросток, проблема.

Источник: https://moluch.ru/archive/38/4450/

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В 2012 году в рамках международного сравнительного исследования качества образования PISA впервые в мире была предпринята попытка оценить финансовую грамотность 15-летних школьников. В проекте приняли участие 17 стран, в том числе Россия, и китайский Шанхай (в PISA он считается отдельным субъектом исследования).

1187 учеников 9-10 классов из разных регионов решали практические задачи по экономике, соответствующие пяти уровням сложности.

Чтобы решить простую задачу, требовался здравый смысл и умение грамотно читать (например, объяснить, что выгоднее — купить ящик помидоров или набрать развесных), а для решения сложных задач (например, выбора лучшего варианта кредитования из нескольких возможных) нужны были знания математики.

Кроме того, школьникам предлагалось заполнить анкету о себе и о семье, пройти небольшое психологическое тестирование, характеризующее личные качества человека, — например, дать ответ на вопрос, что делать, если задание сложное: отказаться от него или упорно пытаться найти решение?

Дети в общем выглядят неплохо

Какие результаты показали российские подростки?

В целом — обнадеживающие. В общем зачете наша страна заняла 10-е место — примерно те же результаты показали Польша, США и Франция. 1-е место с существенным отрывом занял Шанхай.

Однако есть тревожная тенденция. Если самые низкие результаты в России показали столько же подростков, сколько в среднем по ОЭСР, то ребят с самыми высокими баллами у нас меньше.

В среднем по ОЭСР школьников, владеющих финансовой грамотностью на 5-м (самом высоком) уровне, — 9,7%, а в России — вдвое меньше, всего 4,3%.

В то время как в Шанхае высочайший уровень финансовой грамотности продемонстрировали 42,6% участников исследования.

Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты

Лучшие результаты и в России, и в других странах демонстрируют дети из семей с высоким уровнем образования и с высоким достатком.

Однако и здесь наша страна несколько отличается: результаты группы детей из семей самого высокого социально-экономического статуса несколько ниже, чем в среднем по ОЭСР. По другим социальным группам таких различий не наблюдается.

Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева предположила, что российская школа просто не умеет мотивировать детей из таких семей.

В ходе исследования PISA-2012 выяснялось, как математическая грамотность и грамотность чтения влияют на финансовую грамотность. Оказалось, что в целом по ОЭСР это влияние достаточно велико, а в России — существенно меньше.

По мнению Галины Ковалевой, это связано с тем, что задачи на финансовую грамотность школьники решают, полагаясь только на здравый смысл, а в случае с математической грамотностью и грамотностью чтения им несколько мешает привычка к традиционным школьным заданиям (особенность PISA в том, что задания там — жизненные, не такие, как в школе, и нередко дети, хорошо успевающие в школе, выполнить их не могут).

Наши дети демонстрируют рациональное финансовое поведение. Когда им не хватает денег на что-либо, они начинают копить, как и их сверстники из стран ОЭСР. В то же время российские подростки не отличаются склонностью подолгу биться над задачей, решение которой им не дается сходу.

А что у взрослых?

Работа по повышению финансовой грамотности населения ведется в разных странах, и Россия не исключение — в нашей стране действует проект Всемирного банка и Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Один из элементов проекта — проверка финансовой грамотности у взрослых. И вот его результаты — в сравнении с итогами PISA — показывают, что российские подростки существенно лучше считают деньги, чем их родители, рассказала координатор проекта Анна Зеленцова.

Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты.

Порядка 60% опрошенных считают, что государство должно компенсировать им все вложения в любую коммерческую компанию в случае, если та потерпит крах.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/133699688.html

Дети бизнесменов получают «зарплату»

87% российских школьников получают деньги на карманные расходы, при этом 40% из них уже имеют свои сбережения, говорится в исследовании ВЦИОМ. Сколько дают своим детям бизнесмены и по какому принципу выделяют средства? Выясняла Аэлита Курмукова.

Карманные деньги в виде перевода на банковскую карту получают почти треть российских школьников в возрасте от 12 до 17 лет, электронный кошелек есть у четверти подростков, а мобильные приложения для платежей установили 20% респондентов. Данные ВЦИОМ подтверждают, что уровень финансовой грамотности детей выше, чем мы думаем, и счет деньгам они знают. Например, 30% школьников готовы полностью отложить все карманные деньги.

Между тем, в каждой семье своя форма финансовых отношений.

Так, директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан, отец четырех детей, младшим выдает деньги на школьные завтраки и обеды, а старшим платит зарплату: «Например, десятилетнему ребенку выдается по 500 руб.

Также в нашей семье действует правило — мы финансируем детей в течение трех лет после окончания высшего учебного заведения, плюс покупаем первые квартиру и машину, а также ежемесячно переводим на карточки по 60 тыс. руб.».

В России сфера распределения карманных денег не регулируется властями, а вот в Германии родителям рекомендовано платить своим детям на законодательном уровне — специалисты отдела по делам несовершеннолетних совместно с финансистами даже разработали таблицу платежей: начиная с пяти лет, ребенок должен получать по €1 в неделю. И «доход» растет вместе с детьми. Так, подросткам 12-13 лет выделяют в среднем €20 евро в месяц, а 16-летним — уже €50.

Карманные деньги нужно выдавать детям, тогда они смогут понять им цену, считает бизнесмен, дважды отец, Вадим Дымов: «С определенного возраста ребята должны получать деньги на свои расходы, чтобы они умели принимать решения и делать какие-то первые в жизни выводы и расчеты о том, хватило ли им средств и правильно ли они их потратили».

Однако российские бизнесмены не готовы просто так давать деньги своим детям. Они считают, что нужна мотивация.

Например, можно премировать за учебу и хорошие оценки, считает президент инвестиционной группы «Московские партнеры», отец пятерых детей, Евгений Коган: «На карманные расходы мы выдаем по 500 руб. на неделю. Но наши дети еще должны отчитаться о своих трудовых успехах.

Так что, если кто-то напроказничал, то сумма карманных расходов может урезана. Бывают, конечно, и исключения. Например, когда любимая доча приходит и смотрит на меня жалостливым взглядом, я задаю только один вопрос: «Сколько?»».

Можно не только премировать детей за успеваемость, но и дать им возможность заработать, считает основатель агентства Progress, четырежды отец, Дмитрий Солопов: «Мои старшие дети — 13-летняя дочь и 15-летний сын — получают карманные деньги, которые мы называем «стипендией». Ее размер €100 в месяц.

Вот первого числа мы эти деньги им на карточки переводим. Кроме того, можно и получить «зарплату». Так, старший сын, например, моет яхту — приведение в порядок палубы стоит €80, общий клининг — €150 или €200.

При этом я еще и экономлю, потому что если заказывать эти услуги на стороне, то они обойдутся в €300».

Как правило, родители не контролирует расходы своих детей. В 2012 году, к примеру, российские подростки, по данным исследования компании TNS Russia, потратили $6 млрд на одежду, развлечения и гаджеты. Их траты тогда выросли почти вдвое с 2010 годом. Свежих исследований не проводилось.

Российские школьники, как говорят эксперты, эта та аудитория, за которую стоит бороться ритейлерам. Юные покупатели лояльнее к брендам в интернете и «лайкают» их в соцсетях на 62% чаще, чем взрослые.

Больше всех на карманные расходы получают норвежские подростки — $150 в неделю. На втором месте тинэйджеры Арабских Эмиратов — у них $130, на третьем — финские, им родители дают $120. Российские подростки в 2012-м, когда последний раз публиковалось подобное исследование, имели $30 еженедельно.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3536190

Мал да удал: финансовое поведение российских подростков

Российские подростки активно пользуются финансовыми продуктами. Более половины из них имеют денежные сбережения, а треть берут деньги в долг. А наиболее востребованные финансовые услуги среди молодежи — банковские карты и электронные кошельки.

Национальное агентство финансовых исследований провело опрос финансового поведения российских подростков.

В ходе, которого аналитики пытались выяснить, какими банковскими услугами пользуются 14–17-летние, есть ли у них сбережения и на какие цели они копят, берут ли в долг, и кто их кредиторы.

Всероссийский опрос школьников в возрасте 14-17 лет был проведен в 2015 г. Опрошено 300 человек. Статистическая погрешность —не более 5,7%.

Какими финансовыми услугами пользуются подростки

Активная финансовая жизнь начинается уже в подростковом возрасте, следует из опроса НАФИ. Хотя бы одной финансовой услугой пользовались примерно треть опрошенных.

Наиболее распространенным является использование банковских карт (19%) и электронных кошельков («Яндекс.Деньги» и т.п.) (17%). Результат предсказуем, ведь именно с помощью этих инструментов можно оплачивать покупки в онлайн-магазинах, оплачивать услуги связи и покупать мобильные приложения. Также 7% опрошенных сказали, что имеют счет в банке, 2% — срочный вклад.

И чем старше школьник, тем выше вовлеченность в использование банковских услуг: если среди 14-летних не пользуется ни одной из услуг 77%, то среди 17-летних имеют дело с банками уже 56%. Наибольший прирост в группе 17-летних связан с банковскими картами — 27% в группе указали на их наличие.

Таблица 1.  «Используемые финансовые услуги»

(Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов)

Используемые банковские услугиДоля, %
Банковская карта 19
Счет, кошелек в платежных системах (Яндекс.Деньги и т.п.) 17
Текущий счет в банке 7
Срочный вклад в банке 2
Нет ничего из перечисленного 65

Сбережения подростков

Юный возраст отнюдь не преграда к практическому жизненному подходу. По данным опроса, более половины молодых людей — 57% — делали сбережения в течение 2015 года. Не имели накоплений 43% опрошенных.

Таблица 2. «В течение последних 12 месяцев Вы делали какие-нибудь сбережения, копили на что-то деньги?», % от всех опрошенных

Однако сберегательная модель подростков отличается от логики взрослых. Если последние зачастую копят на черный день, то среди молодежи это не принято: только 11% респондентов ответили, что копят на непредвиденный случай. Чаще всего подростки откладывают деньги на: новый телефон (13%), подарок (12%), покупку одежды или обуви (9%), личные нужды (7%).

Таблица 3. «C какой целью Вы делали сбережения, копили?», в % от опрошенных, которые делали сбережения за последний год

Новый телефон 13
Подарок 12
Покупка обуви, одежды 9
Личные нужды (без уточнения) 7
Ноутбук, планшет, игровая приставка 5
Косметика, парфюмерия 4
Велосипед, мопед, мотоцикл 4
Обучение, репетиторы 2
Без определённой цели, непредвиденный случай 11
Другое 12
Затрудняюсь ответить 22

[yadirect]

Долги подростков

Большинство российских подростков — 67% — не берут деньги в долг. Лишь треть опрошенных подростков указали, что они занимают, причем лишь 2% делают это постоянно, а 31% — иногда.

Таблица 4.  «Вы берете деньги в долг?», в % от всех опрошенных

Да, бывает постоянно 2
Да, бывает иногда 31
Нет, не бывает 67

Из тех же, кто имеет долги, большинство — 75% — занимали у друзей, знакомых. Еще 13% — у родителей, столько же — у оператора сотовой связи. А вот в банк за кредитом не обращался никто из опрошенных молодых людей. Оно и понятно: не каждый банк готов взять риски и выдать займ заемщику в столь юном возрасте и без постоянного источника дохода.

Таблица 5. «Кому именно Вы должны деньги?», в % от опрошенных, имеющих текущий долг

Друзьям, знакомым 75
Родителям 13
Оператору мобильной связи 13
Родственникам 0
Банку 0
Интернет-провайдеру 0

Несколько чаще одалживают юноши (41%, на 14% выше, чем среди девушек).

Для большинства опрошенных (67%) все же долговые практики не характерны.

Подросткам, указавшим, что они занимают деньги, задавался дополнительный вопрос о том, насколько они аккуратно возвращают долги. Большинство 14-17-летних (64%) указали, что всегда отдают долг вовремя. Примерно четверть (28%) отметили, что иногда задерживают возврат денег, и только 3% признались, что постоянно нарушают сроки возврата долга.

Второй дополнительный вопрос «должникам» касался распространенности практик перекредитования. 13% признались, что перезанимают деньги, чтобы вернуть имеющийся долг, из них 3% — делают это постоянно, 10% — на эпизодической основе.

Долговые практики имеют более широкую распространенность среди 17-летних: когда-либо брали в займы 22% (в группе 14-летних только 3%), имеют текущий долг 15% (среди 14-летних 3%).

«В отношении финансов подростки всё же демонстрируют достаточно высокий уровень дисциплины: больше половины делают сбережения (57%), отдают вовремя долги (64%)», — констатирует генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Однако большинство школьников не задумываются о накоплениях на старость: 66% согласились с суждением, что «старость так далеко, что даже думать о том, что надо копить деньги на старость, сейчас бессмысленно». Только 23% выражают уверенность, что копить на старость необходимо начиная с молодого возраста.

Таблица 6. «С каким из утверждений Вы согласны…», в % от всех опрошенных

Старость еще так далеко, что даже думать о том, что надо копить деньги на старость, сейчас бессмысленно 66
Нужно копить на старость с молодого возраста, чтобы иметь возможность не отказывать себе в старости в том, к чему привык 23
Затрудняюсь ответить 11

Данные: НАФИ

Источник: Средства.ру

Источник: https://www.sredstva.ru/publications/money/fin-povedenie-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию