Школьники показали хорошее знание истории

Школьники показали хорошее знание истории 17 Августа, 2019, 17:23

Три коротких слова, которые дадут самое точное описание каждого знака зодиака.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

#гороскоп #астрология #знакизодиака Школьники показали хорошее знание истории 25 Января, 13:24

Говорят, что работа либо спокойная и комфортная, либо приносит вам деньги.

Неужели эти две вещи совместить невозможно? На эту тему можно философствовать долго, но вот стрессы и апатия — это уже вопрос, который не терпит отлагательств.

Тест на профессиональное выгорание и конфликты на работе поможет вам выявить и предотвратить психические расстройства, а также даст ответы на другие актуальные вопросы!

Школьники показали хорошее знание истории 3 Марта, 00:12

Что подарить на 8 марта? Обзор подарков на Алиэкспресс. Выбрали несколько интересных вариантов

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Школьникам помогут найти идеал рабочего места

Оценим за полчаса!

Школьники показали хорошее знание истории 26 Февраля, 11:07

Контрольный тест по теме имя прилагательное за 4 класс вызвал бурное обсуждение в Интернете. Родители никак не могли найти верные ответы.

Как оказалось, этот вопрос недостаточно освещается в школе и даже старшее поколение слабо в нем ориентируется.

Мы взялись за дело и подготовили для вас тест по разрядам имен прилагательных, а также другим вопросам этой тематике. Попробуйте пройти его без ошибок!

#русский язык #имя прилагательное Школьники показали хорошее знание истории Школьники показали хорошее знание истории 11 Марта, 09:16

Астрология может помочь даже с выбором партнёра. И нет, это не про таблицы совместимости. Основываясь на твоих интересах и предпочтениях, можно легко узнать знак зодиака идеального для тебя человека. Для этого нужно всего лишь пройти наш тест.

#знаки зодиака #астрология #партнёр Школьники показали хорошее знание истории 8 Марта, 11:43

Тест на пошлость для девушек и мальчиков вопросы и картинки — такой запрос в Интернете делается более полумиллиона раз в месяц! Так что если вы вдруг стеснялись того, что хотите узнать уровень своей пошлости, то, как видите, очень зря. Мы разработали список вопросов, который вас очень порадует. Тест на пошлость с картинками на русском определит ваш точный процент. Узнаем, насколько он высок!

Школьники показали хорошее знание истории 14 Августа, 2018, 10:02

Сегодня курс Bitcoin топчется около отметки в 6000 долларов, и если верить адептам криптовалют, то рост обязательно возобновится, и уже в следующем году он может подняться еще в 10 раз.

Сейчас спрос на bitcoin и другие электроденьги перерос все мыслимые и немыслимые масштабы, а это значит, что пора и вам вступить в игру.

Сейчас курс упал до 6 000 долларов, и это очень удачное время для его покупки.

#bitcoin #криптовалюты #биткойн Школьники показали хорошее знание истории 11 Марта, 11:07

Говорят, что без прошлого нет будущего. Если брать такое далекое прошлое, как Древний Египет или Римская империя, то связь кажется сомнительной. Но вот с тем, что события 20 века повлияли на то, как мы живем сегодня, вряд ли кто-то сможет не согласиться. Давайте проверим вашу подготовку. Тест по теме история Нового времени с ответами ждет вас.

Школьники показали хорошее знание истории 27 Февраля, 12:59

Лингвисты рекомендуют, если вы изучаете иностранный язык, проходить тест на определение его уровня не реже раза в четыре месяца.

В случае успешной работы за этот период ваш результат должен становиться лучше на 10-15%. Однако в частных школах за его прохождение обычно просят немаленькую сумму.

Но выход есть: этот онлайн тест на уровень знания английского языка бесплатно проверит ваши знания!

#английский язык #уровень английского 26 Февраля, 16:33

В тюрьме между арестантами имеется жесткая иерархия. В ней ничто не поможет подняться наверх, если ты один раз докатился до самого низа. Мы никому не желаем оказаться в такой ситуации, но ради интереса можно проверить. Пройди тест на зека в камере, отвечай максимально честно и тогда узнаешь кто ты в тюрьме, какой масти!

4 Апреля, 2019, 16:00

Давно ли вы закончили школу? Как показывает практика, через пять лет после выпуска мало кто помнит хотя бы 30% информации, которая была получена за школьной скамьей.

Даже лёгкие вопросы из программ общеобразовательных учреждений ставят в тупик взрослых.

Вы еще помните такие слова, как демократия, параллелограмм и рудимент? Если да, то у вас есть все шансы стать исключением из правила. Докажите, что не зря учились 11 лет!

#образование #школьная программа 10 Марта, 15:10

Болезнь Альцгеймера обнаруживается у всё большего количества людей старшего поколения. Один из ее симптомов меняет жизнь на «до» и «после». Речь идет о постепенной потере долгосрочной памяти. Однако в то же время этот факт может использоваться специалистами при диагностики. Сегодня вы можете самостоятельно пройти тест на Альцгеймера с картинкой верблюда и узнать свой результат.

30 Января, 13:41

Как насчет того, чтобы проверить свой айкью? Полагаем, что большинство знает, зачем это нужно. Однако, если вы все же сомневаетесь, то объясняем: этот показатель наиболее точно оценивает степень развития вашего мозга. А вдруг вы настоящий гений? Об этом нужно рассказать миру! Пройдите наш айкью тест без регистрации с результатами ответа, наберите баллы и узнайте свой уровень.

27 Февраля, 13:39

«Кто хочет стать миллионером?» — одна из самых популярных телепередач. На сегодняшний день игра выходит в 74 странах мира. Однако людей, которые добрались до главного приза, не так много. Проверь, достаточно ли ты умен, чтобы забрать 3 миллиона рублей.

#Игра #миллионер #телепередача

Источник: https://dropi.ru/posts/test-dlya-gumanitariev-poprobujte-otvetit-na-voprosy-iz-shkolnoj-programmy

«Зачем вы рассказываете нам про Золотую Орду? Ведь этого не было!» Почему школьники плохо знают историю (особенно всемирную) и как в этом виноваты учителя

Школьники показали хорошее знание историиПреподавание школьной истории всегда вызывает много вопросов. Надо ли давать ребёнку разные точки зрения, рассказывать о событиях, которые уже считаются мифами, и учить мировую историю, когда времени едва хватает на Россию. Об этом Никита Белоголовцев поговорил с методистом программы «Учитель для России» и учителем школы «Летово» Константином Левушкиным.

Для меня разговор про историю во многом личный и болезненный. Я до сих пор её очень люблю — за школьную физику душа не так серьёзно болит, как за историю. Насколько, с твоей точки зрения, традиция преподавания этого предмета даёт ребёнку действительное представление об истории? И насколько полезно то, чему его учат на уроках истории в школе?

Болезненное отношение к истории объяснимо с разных сторон. Кажется, что историей интересуются все. Когда ты едешь в такси и случайно упоминаешь о том, что преподаёшь историю — всё! Ты обречен слушать про историю страны, из которой происходит водитель. Понятно, что и родители, и учителя, и государство, и церковь, и СМИ — абсолютно все хотят про это разговаривать.

Я постараюсь говорить с позиции учителя, но с оглядкой на позицию родителя. Как выпускник исторического факультета МГУ могу сказать, что историю мне приходилось учить заново, хотя на истфаке считали, что мы уже всё знаем.

Когда мы начинали изучать Ивана Грозного или какую-нибудь другую тему, нам говорили: «Прочитайте эту сложную книгу, потому что простые вы уже прочли». Нам было страшно сказать, что мы не читали, поэтому приходилось или дочитывать, или делать вид, что прочёл.

Нынешний курс школьной истории в том виде, в котором он написан в учебниках и существует в сознании некоторых учителей, — не даёт ни цельной картины, ни многого того, что, на мой взгляд, должен давать.

Школьники показали хорошее знание истории

Давай ради ликвидации родительской (и не только) безграмотности коротко расскажем, что происходит в процессе утверждения нового стандарта по истории. Почему это важно?

Недавно прошло заседание, на котором в очередной раз отложили принятие новых ФГОСов (Федеральных государственных образовательных стандартов). Почему это важно? Потому что через какое-то время после того, как его примут, он будет регулировать всё: содержание учебников, содержание экзаменов, подготовку учителей и так далее. Это очень важный документ.

В чём загвоздка принятия новых стандартов с точки зрения истории? Создатели нашего ФГОСа, очевидно, читали зарубежные стандарты: американские, австралийские, французские и так далее. Оттуда они взяли самую главную идею: история должна учить мыслить.

Историческое мышление предполагает внимательное прочтение и понимание источников: карт, предметов, текстов, иллюстраций. В новых стандартах этому отводится много времени. Есть другое мнение: история должна учить историческому наследию.

У России богатая история, у мира — ещё больше, поэтому давайте это историческое наследние, со всеми датами и цифрами, запихнём в новый стандарт образования. Вот про это они и спорят.

Ещё один важный вопрос, требующий решения. Под видом истории мы часто изучаем годами воспроизводимые исторические мифы. Например, реальность Рюрика и его братьев или Ивана Сусанина и его подвига. Мне кажется, проблема в том, что ребёнок, историей особо не интересующийся, воспринимает всё как есть.

Есть одна правда, про которую мы всё знаем, — чёткая, линейная, понятная, без вариантов. Ребёнок, который историю чуть-чуть знает, быстро понимает, что Рюрика, судя по всему, не было, а откуда русская государственность, мы толком не знаем. Он понимает, что история в школе и история в жизни — разные вещи, и интерес теряет.

Как с этим быть?

Причина такого несоответствия довольно глубоко лежит. Давайте подумаем, что мы понимаем под словом «история»? Это слово используется в двух случаях: как синоним рассказа (например, история семьи) и как синоним прошлого (что было на самом деле).

Школьники показали хорошее знание истории

Причём рассказ о чём-то (например, об истории государства) и реальные исторические факты — это вещи, не совпадающие на 100%, а иногда и прямо противоположные.

Да, конечно. Наш учебник рассказывает историю, а если взять французский или британский учебник — он не столько рассказывает, сколько предлагает тебе изучить историю. Кстати, изначально само слово «история» переводится как «исследование».

Значение действительно противоречит рассказу. И это первое, что родитель должен объяснить ребёнку, потому что учитель не всегда будет проговаривать эту разницу. Во-первых, у учителя масса других проблем.

Во-вторых, он всё-таки, скорее, должен рассказывать историю: про Сусанина, про значение Невской битвы и многое другое, что в науке поставлено под сомнение. А родитель может сказать: «Давай возьмём учебник про Невскую битву.

Что там написано? Указаны ли источники, на которых основаны данные об этой битве? Может, почитаем эти источники?». Задавая такие вопросы, мы развиваем в ребёнке критическое мышление.

Что почитать и посмотреть по истории:

Есть другая проблема — гиперкритическое мышление. Часто ко мне приходит ученик и говорит: «Что это вы тут нам рассказываете про Золотую Орду? Ведь этого не было, все же знают. Источников нет».

И я понимаю, что за мнением этого ребёнка стоит папа, который прочёл Фоменко и Носовского и после этого несколько вечеров подряд говорил своему сыну: «Иди и скажи своему учителю, что этого не было».

Поэтому здесь тоже важно не переборщить.

Школьники показали хорошее знание истории

Зачем и почему важно рассказывать про Рюрика, если более или менее все сошлись на том, что его, скорее всего, не было? Или точно было не так, как описано в мифе.

Когда у тебя мало часов на предмет, гораздо проще рассказать одну версию. На историю даётся всего два часа в неделю, а содержания там, мне кажется, больше, чем в любом другом предмете. Разнообразие точек зрения запоминается сложнее.

Немного напоминает Стокгольмский синдром: все понимают, что это плохо и неправильно, но а как ещё?

Я веду семинары с учителями, и они говорят: «Всё, что вы рассказываете нам про критическое мышление, прекрасно. Мы всё понимаем, но где нам взять время?». Второй вопрос, который они задают: «Где нам взять для этого материалы?».

Подготовка хорошего урока, включающая в себя историческое исследование того же вопроса о Рюрике, требует как минимум одной ночи. Скорее, несколько ночей подготовки, сидения в архивах.

Хочется, чтобы родители понимали, что у учителя просто нет средств, чтобы это делать.

Второй важный момент. В тех же ФГОСах чёрным по белому написано, что задача истории — воспитание российской идентичности. На самом деле написано в любом стандарте: и сингапурском, и американском. Это очень важная цель истории, начиная с XIX века, когда стали строить национальные государства.

И, честно говоря, совместить это с критическим мышлением сложно. Либо ты критически относишься к мифу, либо ты не критически относишься к мифу. Каждый учитель делает выбор в силу своего вкуса, убеждений, мнения директора и управы, которая приходит и проверяет его.

Преподаватель — человек подневольный.

Школьники показали хорошее знание истории

Чудовищно сложное лавирование ты описываешь. Такие Сцилла и Харибда (древнегреческие чудовища) в классическом варианте.

Конечно. В недавней истории тоже есть острые сюжеты, которые очевидно мифологизированы, но одно прикосновение к ним вызывает истерику на уровне министерств культуры и образования. С точки зрения государства это справедливо, оно честно говорит: «Не нужны нам ваши исследователи!».

Повторюсь, в школе я очень любил историю, и для меня стало открытием, когда на первом курсе журфака МГИМО нужно было сдавать всемирную историю — от древнейшего мира до раннего средневековья.

А многих однокурсников не было базовых представлений о том, что это такое. При этом студенты были отличниками, некоторые из них сдавали историю России на вступительных испытаниях.

Почему так получается?

На уроках не хватает времени на изучение всемирной истории. В экзамены включается только российское содержание, только сейчас в ЕГЭ добавили немного всеобщей истории.

Есть и другой ответ на этот вопрос. Твои однокурсники изучали этот период всемирной истории в 5-6 классах — всё давно забыли. У нас принята линейная стратегия изучения — от древности до современности. Соответственно, древность они знают хуже, современность лучше.

Читайте также:  Досуг переходного возраста: дворы, кино, соцсети

Что бы ты посоветовал школьникам и родителям школьников, чтобы всемирная история как-то отложилась в голове?

Таймлайн или хронологическая лента. Правда, примеров таких лент на русском языке мало, но это отличный инструмент. Ещё можно брать простые тексты и переводить их в другую знаковую систему. Мне очень нравится «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+». В ней хорошо рассказана всемирная история.

То ли там был хороший редактор, то ли учёные сами постарались, но они написали это понятно и интересно. Информацию из этой книги можно перекладывать на линию времени. Ленту можно сделать из стикеров, что-то клеить, рисовать картинки, делать надписи маркером.

Хорошо заходит даже в 11 классе, потому что дети изголодались по живой истории.

Помимо таймлайна есть ещё один носитель исторического знания, который меняется даже быстрее, чем школа. Это музеи. Серьёзно — идёте в музей, находите хороших экскурсоводов и образовательные программы. В музее видно все исторические связи. На одном стенде видишь одежду русских князей, на другом — венгерских, и сразу понятно, чем они отличаются.

Веришь ли ты, что в обозримом будущем история начнёт играть в школе важную роль контекста и обрамлять другие предметы? У меня есть любимая историю про Му-Му: мотивация героев Тургенева кажется абсолютно абсурдной, если ты не знаешь историю Руси.

Верю. По моим расчётам, нам нужно пять-десять лет, чтобы все обо всём договорились. Сейчас в школе к тебе может прийти учитель литературы и сказать: «Слушайте, ну невозможно! Ну хоть что-то они должны знать про 1812 год, чтобы говорить про „Войну и мир“». И спрашивает тебя: «Когда вы будете это изучать по истории?» — «В следующем году».

Это проблема синхронизации, но «здесь и сейчас» её могут решить только родители. Школа хочет, но пока не способна на такие изменения, а родитель может помочь ребёнку это связать. Главное, у родителя есть отличные помощники: музеи или хорошие проекты, которые стараются делать историю понятной.

Школьники показали хорошее знание истории

И не могу не спросить про фильмы и компьютерные игры как источник знаний по истории. Плюсы, минусы, подводные камни.

Конечно, минус для любого историка очевиден. У фильмов и игр другая цель. У игры развлечь, у фильма — вот то самое «рассказать». Поэтому воспринимать фильм как исторический источник, как правило, невозможно. Даже документальные фильмы.

Опять же, если помнить, что фильм — это рассказ, родители могут направлять ребёнка: «Давай попробуем выяснить, а где в фильме нам не соврали». Потому что у фильма нет цели рассказать правду.

Плюс много рецензий пишется, в том числе историками.

Компьютерные игры обожаю, потому что они позволяют представить себя на месте того или иного героя. Но надо понимать, что игра в какой-то момент делает фан. Определить этот момент человеку, который историю не знает, довольно сложно.

Но главный критерий: если что-то выглядит очень просто и понятно, значит, что-то не так. Один мой коллега любит говорить: «Я раньше любил рассказывать о сложных вещах просто. А сейчас узнал, как сложные вещи на самом деле устроены».

Если в игре или фильме слишком простая интерпретация какого-то события — значит, скорее, всё было не совсем так.

Поделитесь в социальных сетях

Источник: http://tomedu.ru/2018/05/03/zachem-vy-rasskazyvaete-nam-pro-zolotuyu-ordu-ved-etogo-ne-bylo-pochemu-shkolniki-ploho-znayut-istoriyu-osobenno-vsemirnuyu-i-kak-v-etom-vinovaty-uchitelya/

Итоги ЕГЭ: школьники не знают историю родной страны

Исследование ФИПИ

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом, заявили опрошенные Накануне.RU эксперты.

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

Школьники показали хорошее знание истории

«Большинство ошибок связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала.

Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое.

Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике», – отмечают в Рособрнадзоре.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

Школьники показали хорошее знание истории

«Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения», – пояснили эксперты.

Разработчики ЕГЭ порекомендовали 11-классникам, планирующим сдавать ЕГЭ по истории, повторить информацию об исторических деятелях и потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Школьники показали хорошее знание истории

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Апостолова считает, что разработчики ЕГЭ по истории поторопились вводить задание с развернутым ответом, в котором от ученика требуется аргументация предложенной точки зрения.

«На мой взгляд, пока нет планомерной и целенаправленной работы учителя по формированию аналитических навыков у наших школьников. Мы только на пороге этого. Чтение и анализ исторических документов – тоже из серии этих же проблем.

Это не делается за год-два. Я думаю, лет через пять мы сможем увидеть положительные подвижки в выполнении этого и подобных заданий, когда появится навык. Просто надо научить», – поделилась своим мнением с Накануне.

RU Татьяна Апостолова.

История России 20-го века – один из самых закрытых фрагментов истории, в котором предстоит еще немало изменений и открытий, заметила эксперт. «Сами историки еще не до конца знают эту историю, а мы хотим, чтобы дети знали эти фрагменты на отлично», – добавила она.

  • Вопросы о культуре России, задания, связанные с картой и иллюстрациями, обнажают узкий кругозор школьников, считает Татьяна Апостолова.
  • Время, терпение и отсутствие поспешных решений помогут преодолеть эти проблемы, уверена доцент.
  • Нужно менять учебники по истории и сам подход, который сводит уроки по этому предмету к заучиванию дат, считает историк по образованию, директор по развитию 404 Group Наталья Фефилова.

«Когда я смотрю на учебник истории, по которому учится сейчас мой сын-шестиклассник, я понимаю, почему школьники плохо ориентируются в исторических событиях и почему они в целом не знают, не понимают и не любят историю.

Учебник неинтересен, нелогичен, уныл и абсолютно непонятен не то, что шестикласснику, а даже взрослому человеку, в голову которого сложно уложить все эти миллионы непонятных имен средневековых правителей из разных частей Европы и Азии, тысячи дат и словарь терминов, которые давно не употребляются.

И главный вопрос, на который нет понятного ответа для ребенка, все это не дает понимания, а зачем мы учим всю эту древность?» – отметила Наталья Фефилова в разговоре с Накануне.RU.

  1. Историю нужно преподавать так, чтобы она могла «зацепить» школьника.
  2. «Задача истории как предмета – не вдолбить даты, задача – научить разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего«, – добавила эксперт.
  3. «Заточенность» уроков истории под Всероссийские проверочные работы и ЕГЭ усугубляет ситуацию, считает Фефилова: «Когда ты почти не отвечаешь устно, а, как проклятый, только заучиваешь данные для тестов, о каком знании можно говорить?»

Учеников нужно знакомить с типичными образами и атрибутами эпохи, показывать портреты, схемы, карты – визуализировать информацию. Так школьнику будет легче усвоить насыщенный датами, именами и фактами курс истории, поделилсясвоими соображениями с Накануне.RU учитель истории столичной школы №2120 Егор Бондаренко.

Школьники показали хорошее знание истории

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что ученикам не хватило практики при подготовке к экзамену, отметил учитель истории московской школы №1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин.

«Любое знание нуждается в практическом закреплении. Низкие баллы за работу с текстом говорят, что у детей нет опыта такой работы, а это как раз практика.

История как наука – это не про пересказ дат и фактов, это про выстраивание логических цепочек из огромного количества элементов.

И пока сам не попробуешь разобраться – что, когда и где произошло, ничего толком и не запомнишь», – сказал Николай Ногин.

Важно показать школьникам связь истории с современностью, уверен российский ученый, писатель и политический аналитик Константин Щемелинин.

«История, преподаваемая в школе, перегружена датами и не показывает главного – тогда, в прошлом, жили такие же люди, как и мы с вами, и эти люди делали карьеру, воевали, любили. Например, школьники должны понимать, что нынешнее благосостояние России базируется на природных богатствах Сибири, а это – Ермак, Иван Грозный, Хабаров и многие землепроходцы», – пояснил эксперт.

То, что сегодня российские школьники не ориентируются в истории своей Родины, было ожидаемо еще 20 лет назад, когда в начале 90-х к разработке образовательных стандартов подключились консультанты американского миллиардера Джорджа Сороса, рассказал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

По его словам, первым делом эти «специалисты» взялись за пересмотр стандартов и программ по российской отечественной истории. Именно в этот период было написано сразу несколько учебников и учебных пособий по истории России. При этом особое внимание было уделено периоду развития России в 20 веке.

«Одной из задач, которую решали американские «советники» и «методисты», было принизить роль нашей страны во Второй мировой войне.

И, конечно же, – опорочить лидеров партийных органов, которые осуществляли руководство предвоенной индустриализацией нашей страны, боевыми операциями против нацизма в ходе войны и активным восстановлением народного хозяйства после войны.

В связи с этим ими преднамеренно были изъяты из курса российской истории 20 века даже упоминания о многих общественных, государственных и политических деятелях нашей страны», – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

После развала СССР в российском образовании с подачи западных «советников» начался процесс «деидеологизации российской школы» – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, литературы. Коснулось это главным образом именно советского периода, добавил профессор. Тогда одна часть педагогов перестроилась, а другая покинула школы, освободив место подготовленным по новым «методичкам» специалистам.

«Вполне возможно, что именно подобного рода подход к преподаванию российской отечественной истории стал одной из причин страшной трагедии, разыгравшейся 17 октября 2018 г. в крымском городе Керчи. Потому что такое могло произойти лишь с молодым человеком, который полностью потерял ориентацию в социальном и историческом пространстве.

А я, как один из ведущих российских экспертов в области образования, вынужден констатировать факт, что, к нашему огромному несчастью, дав возможность западным «советникам» вмешаться в процесс преподавания нашей отечественной истории в 90-е годы, мы не только резко снизили уровень знаний наших выпускников по истории России, но и подвергли нашу страну страшной социальной опасности! И эту ситуацию необходимо в срочном порядке изменять. В ином случае Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная трагедия!» – заключил эксперт.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114491/

Новости регионов

Итоги тематической диагностики по истории России, которая проводилась впервые для учащихся 10-х классов ряда школ столицы в октябре 2015 года, подвели в Московском центре качества образования. Большинство участников успешно справились с работой и показали достойные знания по истории своей страны.

 

В Московском центре качества образования подвели итоги тематической проверочной работы «История государства Российского», которая проводилась впервые для учащихся 10-х классов ряда школ столицы в октябре 2015 года.

Участие в диагностике было добровольным, заявки на неё подали более половины школ и средних профессиональных образовательных организаций города. Работу выполняли свыше 13 тысяч учащихся. 

91% московских десятиклассников (от общего числа участников диагностики) успешно справились с работой, причем 16% из них выполнили работу на высоком уровне. Средний процент выполнения работы – около 60%, это говорит о хорошем багаже исторических знаний у учащихся Москвы. 

Школьники показали хорошее знание таких тем, как «Князь Александр Невский, борьба русских земель против агрессии с Запада»; «Минин и Пожарский, освобождение Москвы вторым ополчением»; «Военные действия и победы российского оружия в XVIII в., Северная война и победы эпохи Екатерины Великой»; «События Отечественной войны 1812 года»; «Битва за Москву и коренной перелома в Великой Отечественной войне»; «Особенности завершающего этапа войны, битва за Берлин». 

Отметим, что тематическая диагностика «История государства Российского» проверяла не изучаемые в данный момент темы по истории, а историческую грамотность и общекультурный уровень московского школьника; диагностировала знания важнейших побед российского народа за три периода: с XII до середины XV века, со второй половины XV до начала XX века и с 1917 по 1991 годы.

Несмотря на то, что диагностика была добровольной, а не обязательной, на ней присутствовали независимые наблюдатели. На данный момент все работы учеников проверены, каждая школа получила результаты и может рассматривать их по каждому учащемуся, в целом по классу, соотносить с результатами всего города. 

В разработке материалов участвовали многие партнеры Московского центра качества образования: Институт российской истории РАН, Московский городской педагогический университет, Городской методический центр, Московский институт открытого образования, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Диагностика «История государства Российского» – одна из тематических проверочных работ, проводимых Московским центром качества образования. Ознакомиться с полным списком можно на сайте центра в разделе «Педагогам» (подраздел «Мониторинг и диагностика»). 

Департамент образования Москвы

Дата последнего изменения: 16.12.2015

Источник: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/regions/index.php?id_4=528

Молодежь не знает историю РФ? Педагоги поспорили с Мединским

Преподаватели истории прокомментировали заявление Владимира Мединского о том, что молодежь ничего не знает о прошлом РФ.

Министр культуры Владимир Мединский представил на Белградской книжной ярмарке свою книгу «Война. Мифы об СССР 1939–1945 годов». Глава Минкульта написал ее в 2009 году после многочленных поездок по стране в составе комиссии правительства по истории Второй мировой войны.

По словам Мединского, в то время он много общался со студентами и пришел к выводу, что за 20 лет в России выросло поколение людей, которые превратно представляют себе историю своей страны: «Они либо ничего не знают, либо у них голова забита всякой чушью», – заявил министр, подчеркнув, что современная молодежь узнает о российской истории из голливудских фильмов, компьютерных игр и статей в интернете.

Sobesednik.ru решил выяснить, как преподаватели истории оценивают уровень исторических знаний нынешней молодежи.

Иван Филатов, учитель истории и обществознания в казанской гимназии №90:

Читайте также:  Пройти процедуру признания иностранного образования станет легче

– Я на 100% с этим мнением не согласен. Есть много учеников, которые интересуются историей России, ходят на выставки и патриотические фильмы.

Что мы в обществе сейчас популяризируем, тем дети и интересуются. Например, детям интересна Великая Отечественная война. Мы с детьми ходили на исторические фильмы, на тех же «28 панфиловцев».

Все наше общество этой теме уделяет определенное внимание, и это правильно.

Интернет по-разному влияет на уровень знаний ребенка. Кто-то в интернете ищет научные статьи или хотя бы ссылки из «Википедии», чтобы подготовиться к урокам, а кто-то лезет на сайты, которые совершенно не нужны, а порой и вредны.

Поколения не всегда отличаются друг от друга. Я не могу сказать, что это какое-то потерянное поколение. Иначе бы у нас не было побед в международных олимпиадах. И должно было бы случится что-то совсем страшное, если бы это поколение было совсем плохим. Но есть прослойка детей, которая действительно непонятно о чем думает, живет одним днем, не смотрит ни в прошлое, ни в будущее.

Алексей Киличенков, профессор РГГУ:

– Студенты и школьники, у которых я вел занятия, историю России, конечно, знают. Как они могут ее не знать, если им приходится сдавать экзамены? По своему опыту могу сказать, что с течением времени изменился набор нормативного знания – имена, даты, содержание событий, – который мы в свое время получили в школе и университете.

Мы намеренно или ненамеренно задаем вопрос об уровне знания молодежи, опираясь на собственные нормативные знания, полученные десятилетия назад. И здесь приходится признать, что уровень знания тех фактов, тех имен и дат снижается.

Но если говорить о современном знании – в том объеме, в котором его обеспечивает научное сообщество, – то в этом отношении снижения я не наблюдаю.

Приведу простой пример. В школе, армии и институте мы учили наизусть или близко к тексту содержание трудов Ленина. Это уже в прошлом, но мы подсознательно пытаемся проверить студентов на знание подобного рода фактов.

Здесь мы не находим ни соответствия, ни понимания. Но интерес к истории, особенно интерес к сложным и, можно сказать, «больным» вопросам нашей истории сохраняется, более того, в последние годы он повышается.

Содержание таких событий и их интерпретации молодые люди знают.

Павел Кротов, профессор Санкт-Петербургского университета:

– Я контактирую с определенной частью молодежи – с той, которая увлечена историей. Они знают историю России и хотят знать ее еще лучше.

А если говорить о молодых людях из других вузов, которые историей не интересуется, то вспоминается анекдот: «Кто был женой Ленина? Ну Ленина».

Эта часть молодежи стремится к знаниям в других областях – техника, программирование и так далее. Они историю не знают и знать не хотят.

Я знаю, что молодежь сейчас висит в интернете. Я могу предположить, что есть такие молодые люди, чьи головы до беспредела забиты всякими трансформерами и покемонами. Но сколько их, я не знаю.

Первокурсники, которые к нам приходят, – они прямо детки. Я такой же был на первом курсе. Сейчас я вижу повторение себя в этих детках. Третий-четвертый курсы – это уже достаточно профессиональные историки. Людьми, которые приходят к нам, движет не жажда больших денег и не жажда административного роста: они увлечены нашей богатой историей.

Источник: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20181022-molodezh-ne-znaet-istoriyu-rf-pedagogi-posporili-s-medinskim

Что не так с преподаванием истории в школе?

Спорить об истории можно бесконечно. Причем, чем меньше в голове у человека устоявшихся академических знаний, тем более жаркими будут эти споры и столкновения мнений, версий, слухов и домыслов. И если ты обычный историк, окончивший обычный классический истфак, то с товарищами, начитавшимися чего-то там по истории, вступать в подобную полемику часто просто невыносимо.

Клио — муза истории (википедия)

Вот такая она эта наша спорная с ног до головы наука. Тем более, в этой связи, совсем не просто преподавать историю, как школьный предмет.

Здесь мы сталкиваемся с абсолютно неподготовленными слушателями, которым, начиная с пятого класса нужно не просто выучить все разнообразные события, факты, даты, процессы, познакомиться с сотней всевозможных исторических деятелей и других, затесавшихся в содержание образовательного стандарта персонажей, но и понять, запомнить, закрепить, вызубрить. Иначе, ой!

А ведь когда-то с чувством, с толком, с расстановкой…

Раньше история в школе, как собственно и в целом в обществе, была первой служанкой политики партии и правительства. Вся ее стройная канва начиналась с прекрасного учебника «Рассказы по истории СССР» для 4 класса.

Я его в свое время, будучи еще учеником 2-3 класса прочитал от корки до корки, а в 4-м, стащив из стопки потрепанных, изрисованных и приготовленных для списания Историй Древнего мира, окунулся в мир борьбы измученных рабов с античными эксплуататорами.

По старой программе мы 2 года, весь пятый и шестой класс изучали всемирную историю.

Это, пожалуй, самые яркие и интересные курсы ничем не прерывались и разжевывались для нас учителем в прекрасной классической манере.

Затем весь 7 класс шла история СССР, опять же, не спеша, с чувством, с толком и расстановкой мы узнавали о беспримерной борьбе нашего народа со всевозможными завоевателями и «боярами-кровопийцами».

Учебник для 4 класса по истории СССР

8 класс – это насыщенное правильными фактами и установками Новое время, из которого учащиеся узнавали о зарождении и сущности капитализма, а так же абсолютной неизбежности буржуазных, а если сильно постараться, то и пролетарских революций.

9 класс – опять советская история, и снова доскональное изучение только уже русской освободительной, а затем и революционной борьбы против ненавистного крепостничества и самодержавия, которая закончилась триумфальной победой пролетариата в Великой октябрьской революции и гражданской войне. Ну и, наконец, в 10-м нас ждал серьезный разбор многочисленных перипетий строительства социализма, победы в Великой отечественной войне и борьбе за мир во всем мире. Все было ясно, понятно и очень легко укладывалось в наши, незатуманенные всякими спорными вопросами истории, головы.

А теперь «галопом по Европам»!

Сегодня же, не успев толком разобраться с Древним миром, мы уже в 6 классе, после небольшого экскурса в мир средневековых городов и рыцарей, беремся за сложнейший и, с самого начала, дискуссионный курс русской истории. И все остальные годы вплоть до 9-го класса продолжается эта чехарда.

Учительские возгласы, про то, что мы «не успеваем» по истории России, когда впереди еще целый учебник по Новому времени, это наше обычное состояние и наша ежегодная головная боль.

Как-нибудь побыстрее, обзорно, сообщения, проектики, самостоятельное чтение… и в итоге, можно сказать, ноль!

Ушли, вроде бы, в последние три года от концентра, но линейка в изучении Истории России все так же разбавляется параллельными курсами всеобщей. Никакие интегрированные курсы не помогают. Что так, что так, все равно каша в головах.

В 9-м заканчиваем 1914 годом и всё! Про революцию и гражданскую войну наши современные подростки может быть узнают в колледжах и техникумах, если в 10-й конечно не пойдут. А что будет в 11-м сегодня еще до конца не всем понятно.

Короче, наш непростой предмет оказывается не по зубам ни учителям, ни разработчикам программ, ни тем более детям, которые окончательно запутались и судорожно готовятся к экзаменам то у репетиторов, то на каких-то ютуб-каналах. А довольно низкие результаты ЕГЭ по истории говорят сами за себя.

«Витязь на распутье» (википедия)

Последней из начальственных новаций стал выпуск новых просвещенческих учебников за 5, 6, 7 классы по всемирной истории. Теперь мы идем по пути сокращения учебного материала.

Хотя, если честно, именно сокращение затронуло только Новую историю, а в учебниках по Истории Древнего мира и Средних веков поменялся только формат печати, да еще появилась-таки тоненькая ФГОСовская обложка.

Это, видимо, должно символизировать скоротечность и не такую уж большую важность всемирного исторического процесса.

В итоге, мы теперь в 9 классе изучим вдоль и поперек весь 19 век (3 часа, как-никак в учебном плане) и будем готовы к великим свершениям на ниве сдачи ОГЭ. Благо, демо-версии заданий нового формата уже можно скачать с официального сайта ФИПИ.

Спасибо, что дочитали до конца! Если у вас есть мнение по теме, добро пожаловать в комментарии! Всем добра и любите историю!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c489037ad061100acdd397a/5cfe9ebe253cb300aec684ba

Тест: 15 простых вопросов из школьной программы, которые вводят в ступор большинство взрослых

  • У нас есть еще одна причина влюбиться в Леонардо Ди Каприо. Перед Новым годом он спас жизнь человеку
  • 16 странных актерских требований, которые изменили популярные фильмы (Часто к лучшему)
  • 8 актеров, которые не разобрались в сюжете собственных фильмов
  • Я 5 лет ношу виниры и могу рассказать о них то, о чем вы стеснялись спросить у стоматолога
  • 16 особенностей человеческого тела, о которых знают даже не все медики
  • 28 эпичных «кусь» от питомцев, которым лучше не подставлять свой бочок
  • 17 ситуаций, которые приняли слишком неожиданный оборот
  • 9 неочевидных причин, по которым официальный брак гораздо лучше сожительства
  • 25+ фактов о том, что происходит в шоу о женских преображениях, когда камеры выключены
  • 11 привычек окружающих, которые всех раздражают, но у каждой из них есть объяснимые причины
  • 50+ книг, получивших высокие оценки критиков и хорошие отзывы читателей (И их определенно стоит прочесть)
  • 12 популярных фотоновостей, которые на поверку оказались пшиком
  • 11 шедевров народного творчества от людей, у которых крепкая дружба с рифмой
  • 11 выдающихся людей, которых нам будет не хватать в 2020 году
  • «Встреча с бывшей. 30 лет спустя». Жизненный рассказ о мести и несбывшихся мечтах молодости
  • 20 человек, давясь слезами, рассказали, как попробовали блюда национальной кухни

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/test-15-prostyh-voprosov-iz-shkolnoj-programmy-kotorye-vvodyat-v-stupor-bolshinstvo-vzroslyh-1873965/

5 причин, почему дети плохо знают историю (и как в этом виноваты учителя)

Навязывание идеологии, заучивание порой бессмыссленных дат и хронологический разброс. Историк Тамара Эйдельман и журналист Сергей Бунтман в проекте «Открытая библиотека» обсудили проблемы в преподавании школьной истории, а мы выбрали пять основных.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. От школьников требуют, чтобы они знали всё

Мы все когда-нибудь в жизни говорили своим детям: «Как можно не читать вот это? Как можно не знать вот этого?». У нас распространено мнение, что мы должны всё знать — хотя сами прекрасно понимаем, что это невозможно.

«Одна преподавательница много лет назад во время экзамена в МГУ сказала: «Естественно, дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина». Я так и хотела спросить её: «А вы знаете все факты? Я — нет. Главное — зачем?»

Тамара Эйдельман

С одной стороны, это традиция, которая идёт от дореволюционных гимназий, ещё от немецких школ — всё надо знать подробно. А с другой — сегодня это хорошо вписывается в общую консервативную тенденцию. Есть много учителей и методистов, которые много лет положили на то, чтобы в истории не просто изучали факты, а развивали мышление.

2. Дети запоминают факты (а не анализируют)

У школьников (да и вообще в обществе) нет исторического мышления. И это самое страшное. В нашем сознании всё происходило одновременно и вообще смешано в одну кучу.

«Поляки 1612 года для нас — это те самые поляки, что и 1939 года, и те же, которых в 2005-м били в Москве около посольства».

Сергей Бунтман

А вот, например, в англосаксонской системе преподавания хронологии исторических событий вообще нет. У них каждый год выбирает учитель. Допустим, изучают эпоху Средних веков — и сразу несколько тем.

«Это разрушает, естественно, представления об общем процессе. То есть теоретически можно выйти из школы, изучив, условно говоря, Марию Стюарт, а про Ивана Грозного ничего не узнав. И это нам кажется диким и странным.

Но они изучают совсем по-другому.

Преподавание нацелено не на запоминание фактов, а на развитие навыков: научиться работать с источниками, анализировать тексты, отличать факты от мнения, пропаганды и искажения действительности».

Тамара Эйдельман

А дальше уже не важно, какая информация — историческая или то, что поступает из телевизора или из интернета. Умеешь анализировать — значит, цель достигнута. А найти, когда была Куликовская битва, несложно: погуглил — нашёл.

3. А ещё их не учат работать с источниками

Кстати, в этом плане ЕГЭ по истории — отличная вещь. Во-первых, ЕГЭ учит работать с информацией. Во-вторых, помогает развивать аналитическое мышление. Ведь в госэкзамене по истории большую часть занимает работа с источниками, анализ и сравнение разных точек зрения.

«Детям легче сдавать письменный экзамен, чем устный. Уж за 30 лет работы я такого наслушалась! В родном МГУ мальчику говорят: „Когда была написана работа Ленина ‚Основные задачи советской власти‘?“.

Он отвечает: „Не знаю“. „Минус, — они говорят. — А теперь угадай“. Он: „Как?“ — „Давай угадывай“. Он пробует: „В 1917 году“ — „Нет, ещё один минус“. Три раза не угадал — получил за один вопрос сразу четыре минуса.

А что он может доказать?»

Тамара Эйдельман

4. От детей требуют чётких формулировок (и в этом опасность единого учебника)

В едином учебнике могут быть идеологические формулировки и оценки исторических явлений, фактов и личностей, которые ученикам (особенно на экзаменах) придётся повторять вне зависимости от того, что они об этом думают или читали в других источниках.

«Этим грешили советские учебники: там идеология встречалась даже в названиях: „Всемирное историческое значение того-то и того-то“. Если всемирное историческое, то это уже позитивное явление».

Сергей Бунтман

Оно заключало в себе идеологическую подсказку и формировало не знание истории, а идеологию. Такая опасность есть и в едином учебнике, если от учеников будут требовать чётких формулировок.

«Я бы сказала, что это связано не только с единым учебником, а, опять же, с нашей системой образования. Понятно, что ни один учитель не будет давать детям пять разных учебников и говорить разное. А подавляющее большинство учебников по истории в нашей стране монологичны.

То есть, естественно, мне не нравится учебник, где написано, что Сталин — эффективный менеджер, мне больше понравится учебник, где написано, что Сталин — кровопийца. Но с точки зрения методики между ними нет разницы. Каждый из них заключается в том, что я говорю: „Дети, прочитайте, запишите и повторите“.

И тогда всё сводится к воспроизведению фактов».

Тамара Эйдельман

5. На преподавателе истории слишком большая ответственность

Учителям всё время приходится решать, какую информацию стоит давать, какую нет. И главное, как её преподносить. А в истории с этим особенно строго и легко исказить.

«Когда я начинала преподавать, я делала то, что делают многие учителя в разных московских школах.

Я говорила: „Сейчас я вам расскажу про коллективизацию, а потом вы запишете то, что должны говорить на экзамене“. И мне очень стыдно за это сейчас, но никто пока не придумал ничего другого.

Иначе ты зовёшь детей на баррикады, что, по-моему, неправильно. А врать детям нельзя, потому что они сразу это чувствуют».

Тамара Эйдельман

А ещё у учителей есть власть над детьми, и это всегда тяжело и ответственно. Любая власть развращает. Есть простые способы установить дисциплину. Например, высмеять хулигана, унизить. Очень помогает. А такая простая вещь, как вопль, — тем более. Многие учителя через это проходили.

Все сразу молчат, тихо сидят. Очень удобно. Можно потом сеять разумное, доброе, вечное. Все хотят дружить со своими учениками, но это на самом деле невозможно (разве что с выпускником). Нельзя дружить с человеком, которому ты можешь поставить двойку.

Это иллюзия, на которую поддаётся много учителей.

Беседа прошла в рамках диалогов проекта «Открытая библиотека» на Новой Голландии. «Открытая библиотека» — общественно-культурный проект, созданный в Санкт-Петербурге в 2012 году. В дискуссиях участвуют лучшие русскоязычные спикеры, а вход на все мероприятия всегда бесплатный.

Источник: https://mel.fm/konspekt/9120765-history_lessons

Ссылка на основную публикацию