Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Утвержден новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году. Вступил в силу приказ Министерства образования РФ, принципиально меняющий правила поступления в аспирантуру в этом году. Что изменится при поступлении в аспирантуру в 2017 году, какие документы необходимо предоставить и какие права появятся у образовательного учреждения?

Суть изменений проста: правила поступления в аспирантуру перестают быть едиными для всех и формируются каждым вузом в отдельности. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В чем заключается главное новшество?

До настоящего времени при приеме проводились три вступительных испытания, результаты которых оценивались по 5-балльной шкале. При этом два вступительных испытания являлись обязательными (специальная дисциплина и иностранный язык), а третье — определяла организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Согласно новому порядку поступления в аспирантуру организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно устанавливает количество и перечень вступительных испытаний, шкалу оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, что позволит обеспечить более гибкую систему ранжирования поступающих. 

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя 

Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Российские вузы попали в международный рейтинг

Впервые для аспирантуры устанавливается возможность получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя: наличие публикаций, патентов, участие в научных мероприятиях и конкурсах и т.д. Сейчас они при любом раскладе будут суммироваться с суммой баллов за вступительные испытания, тогда как раньше наличие портфолио давало преимущества лишь при равенстве прочих критериев ранжирования списков поступающих. 

По новым правилам позволено предоставлять диплом не при подаче заявления, а в более поздний срок, а вступительные испытания будут проводиться поэтапно, по мере формирования групп из числа лиц, подавших документы. Вузам также разрешили принимать вступительные экзамены в аспирантуру у граждан других стран на иностранных языках. 

Количество конкурсов на поступление в аспирантуру заметно расширится 

Если по прежним правилам прием шел по крупным направлениям подготовки, а затем в рамках каждого разбивался на отдельные образовательные программы, то с этого года по каждой образовательной программе в рамках общего направления будет свой конкурс и свой перечень вступительных испытаний. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Да что вы говорите: 6 необычных способов выучить язык

Оценим за полчаса!

Это означает, что даже в рамках одного вуза объем информации, связанной с поступлением в аспирантуру, резко возрастет. Отсутствие ее в полном объеме у поступающих, притом заблаговременно, чтобы оставить время на подготовку к экзаменам по изменившемуся перечню, способно перекрыть дорогу в аспирантуру очень многим. И с этим надо считаться. 

Правда, закон обязывает учебные заведения публиковать всю информацию о приеме в более ранний срок – 1 октября года, предшествующего приему. Но это лишь с 2018/2019 учебного года, а в текущем году срок опубликования на сайте информации о приеме в аспирантуру не изменился. 

Поступление в аспирантуру по новым правилам

Аспирантура признанна третьей ступенью высшего образования. Она необходима для подготовки научных и педагогических кадров. По окончании выпускникам вручается диплом со званием «педагог-иследователь» и дается право на соответствующую деятельность. 

Для того чтобы сделать блестящую научную карьеру, нужно приложить много усилий, потратить немало времени и даже личных средств. Так что каждый выпускник магистратуры, прежде чем отвечать на вопрос о том, как поступить в аспирантуру, должен четко понимать, для чего на самом деле он идет учиться на третью ступень.

Основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации 

Отныне сам университет определяет количество и содержание вступительных испытаний. Неизменным остается реферат или статьи по выбранной специальности и устный экзамен по ней же. 

Теперь аспиранты имеют зачетную книжку, как и студенты. Для них предусмотрена специальная программа обучения и промежуточные зачеты и экзамены. Неизменным осталась основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации с последующим присвоением звания кандидата наук. 

Как стать аспирантом? 

Для тех, кто обучался по болонской системе, для того, чтобы претендовать на третью ступень, надо пройти первые две: бакалавриат и магистратуру. Только после этого будут приняты документы в аспирантуру. Для тех, кто обучился на специалитете, такого образования достаточно. 

Обычно выпускникам магистратуры уже предлагают дальнейшее бучение в аспирантуре. Можно продолжить тему исследования или заняться совершенно новыми разработками. Но в любом случае, следует заручиться поддержкой научного руководителя и выпускающей кафедры. 

Перечень документов для поступления в аспирантуру: 

  • копия магистерского или специалитетного диплома с вкладышем;
  • если была смена фамилии – обязательно наличие подтверждающих документов;
  • характеристика с места работы или от выпускающей кафедры;
  • тема и обоснование научной работы, утвержденные руководителем;
  • автобиография;
  • медицинская справка;
  • справка об отсутствии судимости, так как все аспиранты проходят педагогическую практику;
  • реферат по теме исследования, либо список опубликованных научных статей. 

Некоторые университеты могут потребовать дополнительные документы, связанные с учебой, работой или состоянием здоровья. Это может быть обусловлено особенностями научной деятельности.

Формы обучения в аспирантуре 

Большинство университетов предоставляет три основные формы обучения в аспирантуре: 

Дневная – аналогична студенчеству. Аспиранты практически ежедневно посещают занятия, очень часто встречаются с научным руководителем, активно участвуют в общественной жизни университета. 

Заочная – при такой форме обучения аспиранты посещают занятия сессионно, чаще всего один или два раза в месяц, но так же участвуют в общественной жизни. Часто одновременно с учебой занимаются педагогической деятельностью. 

Соискательство – наиболее свободная из форм обучения в аспирантуре. Ее выбирают те, кто давно закончил учебу и по какой либо причине решил получить научную степень. Чаще всего она организуется на договорной основе. 

Для большинства форм существуют разные варианты оплаты. Но если вы задаетесь вопросом о том, как поступить в аспирантуру на бюджет, то выбирайте дневное обучение. Именно для него выделяется наибольшее количество бесплатных мест. 

Варианты карьеры выпускника аспирантуры: 

  • педагогическая деятельность в университете;
  • дальнейшая научная работа с защитой докторской диссертации;
  • административная карьера в университете;
  • политическая карьера;
  • работа на руководящих должностях;
  • работа в научно-исследовательских центрах страны и зарубежья. 

Какую бы карьеру вы не выбрали, помните – занятие наукой – это всегда интересно и престижно!

Источник: https://informatio.ru/news/education/highedu/priem_aspirantov/

Как поступить в аспирантуру: основные правила и условия поступления

Некоторые выпускники после вузов ищут работу по специальности, некоторые выбирают научную карьеру. Создать собственный научный труд (кандидатскую диссертацию) и получить право преподавать в высших учебных заведениях можно, окончив аспирантуру.

Аспирантура — хороший выбор для тех, кто склонен к научно-педагогической работе и увлекается теоретическими разработками. Она позволяет глубоко изучить ту или иную отрасль и провести собственное научное исследование.

О других вариантах трудоустройства после выпуска из вуза мы расскажем в нашем телеграм-канале. Там же вы найдете лайфхаки по учебе и просто интересную информацию.

Как поступить в аспирантуру: с чего начать

Выбираем тему

Учеба в аспирантуре заканчивается защитой кандидатской диссертации, поэтому перед поступлением выберите тему исследования и научного руководителя. Им может выступать кандидат или доктор наук. Чаще всего в качестве научного руководителя выбирают руководителя дипломной работы, продолжая глубже разрабатывать уже знакомую тему.

Формулировка темы будущей диссертации обсуждается с научным руководителем, потом — на заседании кафедры, и в итоге утверждается ученым советом факультета.

Обращаемся в отдел аспирантуры

Главное условие поступления в аспирантуру — ее наличие в вузе. Не все учебные заведения лицензируют эту форму подготовки, поэтому проверьте, действует ли в университете отдел аспирантуры. Там же вам расскажут главные правила поступления.

Эти правила касаются нескольких моментов:

  1. Наличия бюджетной и контрактной формы.
  2. Очного и заочного режима аспирантуры.
  3. Пакета документов и сроков их подачи.
  4. Программы экзаменов и их графика.

Документы для поступления в аспирантуру

Пакет документов для аспирантуры может различаться в зависимости от вуза и формы обучения, но чаще всего в него входят:

  1. Заявление.
  2. Копия диплома магистра и приложения к нему.
  3. Копия паспорта.
  4. 2-4 цветные фотографии размером 3 см на 4 см.
  5. Рекомендация для поступления в аспирантуру от научного руководителя.
  6. Личный листок и автобиография для отдела кадров.
  7. Список научных трудов и достижений.

Для заочной формы обучения понадобится справка с места работы.

Выбор формы обучения

Как поступить в аспирантуру на бюджет

На бюджетной форме аспирантуры обучающиеся получают государственную стипендию: чтобы «заслужить» ее, нужно учиться без троек и не иметь «хвостов».

Поступить в аспирантуру на бюджет можно, если раньше вы не учились на такой форме и успешно сдали все вступительные экзамены. Если в аспирантуре несколько бюджетных мест, на которые много претендентов, на бюджет поступят те, чей рейтинговый балл будет выше (он состоит из оценок за экзамены и среднего балла приложения к диплому).

В последние годы вузы также имеют право начислять дополнительные баллы абитуриентам за индивидуальные достижения. К ним относятся:

  • публикации в научных изданиях (статьи в журналах ВАК добавят больше баллов);
  • участие в конференциях, семинарах, грантах;
  • победы в профильных научных конкурсах;
  • международные стажировки;
  • наличие патентов и авторских свидетельств;
  • «красный» диплом и наличие именных стипендий.

Если при поступлении вы представите портфолио с такими достижениями, шансы поступить на бюджет возрастут.

Платная аспирантура

Контрактная форма предполагает, что аспирант сам платит за обучение. Обычно стоимость этой формы в 1.5-2 раза превышает стоимость магистратуры.

Очная и заочная формы

Очная аспирантура подойдет выпускникам, которые хотят полностью посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Она предполагает:

  • посещение пар;
  • регулярные консультации с научным руководителем;
  • сдачу сессий;
  • педагогическую практику.

Аспиранты этой формы не могут совмещать обучение и работу в другой организации, но могут подрабатывать на четверть ставки ассистентом, инженером или лаборантом в вузе.

Заочный режим выбирают те, кто хочет совмещать подготовку диссертации с работой. Эти люди не посещают лекции, приезжают в университет только на сессии, а консультироваться с руководителем могут дистанционно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Независимо от формы аспирантуры, для поступления придется сдать экзамены.

Система поступления в аспирантуру станет более гибкой
С детства мечтаете о карьере ученого? Тогда аспирантура точно для вас!

Вступительные экзамены в аспирантуру

Вступительные испытания могут отличаться в зависимости от специфики вуза. Чаще всего для зачисления будущие аспиранты сдают:

  • философию;
  • английский;
  • экзамен по специальности (иногда его сдают только те, кто заканчивал магистратуру по другому направлению).

Список вопросов для подготовки можно попросить в отделе аспирантуры или на соответствующих кафедрах. К экзаменам стоит отнестись серьезно: если количество мест в аспирантуре ограничено, поступят те, кто сдаст их лучше всего.

Без экзаменов поступить в аспирантуру невозможно, но многие вузы делают упрощенную программу для своих выпускников.

Особенности поступления

Аспирантами становятся те, кто успешно получил образовательный уровень магистра. Но иногда абитуриентов интересует, можно ли поступить в аспирантуру после бакалавриата или специалитета.

Согласно современному законодательству диплом специалиста дает право для поступления в магистратуру или аспирантуру. В то же время диплом бакалавра дает право только на магистратуру. И именно после ее успешного завершения выпускник может рассчитывать стать аспирантом.

Не менее популярен вопрос, до какого возраста можно поступить в аспирантуру? Законы никак не регламентируют возрастной максимум аспиранта. Но вузы иногда устанавливают собственный порог. Чаще всего на очную форму берут людей до 35 лет, на заочную — до 45.

Люди старше этого возраста могут стать соискателями.

Соискательство предполагает самостоятельную работу над диссертацией, без освоения программы по философии, английскому и др. Это своеобразный аналог заочной аспирантуры.

Преимущества аспирантуры

Аспирантура не только позволят заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и дает некоторые преимущества. Для юношей особенно актуальной станет отсрочка от армии при вступлении в аспирантуру и обучении. Справка из отдела аспирантуры надежно защитит от очередного призыва. Другой вариант избежать его — поступить на военную кафедру.

Существуют и другие льготы для аспирантов. Заочникам полагается дополнительный 30-дневный отпуск для сдачи сессии, а если вуз находится в другом городе, их обеспечивают местами в общежитии. У «очников» есть двухмесячные каникулы. В некоторых вузах аспирантам также выделяется дополнительное пособие для приобретения необходимой научной литературы.

Сколько длится аспирантура

Срок обучения в аспирантуре составляет 3 года для очной и 4 для заочной формы. Для ее завершения необходимо сдать экзамены (кандидатский минимум: философия, английский, экзамен по специальности), а потом защитить подготовленную за время учебы кандидатскую диссертацию.

Выпускникам очной формы время обучения засчитывается в стаж научно-педагогической работы.

Чтобы поступить в аспирантуру, нужны высокие оценки в дипломе. Их можно получить только сдавая все задания вовремя. Согласитесь, будет обидно распрощаться с аспирантурой из-за какого-то «хвоста». Чтобы этого не произошло, воспользуйтесь услугами студенческого сервиса. Его эксперты помогут работают качественно и оперативно.

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/kak-postupit-v-aspiranturu-osnovnye-pravila-i-uslovija-postuplenija/

Почему в российской аспирантуре так мало защит

Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Эффективность новой модели аспирантуры корректно будет оценивать начиная с 2019 г., когда выйдут на защиту первые аспиранты /Денис Абрамов / Ведомости

Молодые кандидаты наук – основной двигатель инноваций и развития, обеспечивающего лидирующие позиции страны на международной арене. Однако в 2017 г. только 13% выпускников российской аспирантуры защитили диссертацию. Это на 5 п. п. ниже показателя 2015 г. и на 15 п. п.

– 2010 г. В 2017 г. состоялось 2320 защит, что существенно ниже, чем в США (55 000 защит), Германии (29 000), Великобритании (26 000), Японии (16 000).

Такая ситуация – показатель кризиса аспирантуры в России, а значит, пора обсудить пути ее развития и повышения ее эффективности.

Советские и российские аспирантские программы до 2013 г. основывались на немецкой модели наставничества: аспирант занимается исследованием под контролем научного руководителя и сам ответственен за результат.

Согласно новому закону «Об образовании» аспирантура стала третьей ступенью образования и, как следствие, получила все атрибуты образовательной программы.

Если раньше обучение сводилось к подготовке текста диссертации и кандидатским экзаменам, то теперь у аспирантов появилось значительное число обязательных учебных курсов и возможность завершить аспирантуру без защиты диссертации. Такая модель за рубежом называется структурированной.

Развернувшаяся в последние несколько лет дискуссия о возврате к старой модели идет вразрез с мировыми трендами, которые заключаются в усилении учебной составляющей и ориентации аспирантуры не только на академический рынок труда.

Переход к структурированным программам обусловлен особенностями развития высшего образования, в частности его массовизацией и интернационализацией, а также повсеместным переходом к экономике знаний.

Модель наставничества не справлялась с ключевыми вызовами – перепроизводством научных кадров, снижением качества подготовки, повышением уровня отсева.

Реорганизация системы аспирантской подготовки была поддержана потребностями экономики в высококвалифицированных кадрах для обеспечения инновационного развития. Ориентация на более широкий рынок труда, нежели академический, привела к тому, что значительный упор в обучении стал делаться на развитие так называемых soft skills.

Действительно ли новая модель аспирантуры оказалась неэффективной? На наш взгляд, оценивать результаты российской реформы еще рано. Во-первых, многие аспирантские программы не завершили процесс перехода к новой модели.

В них не хватает учебных курсов, разработанных специально для аспирантов, в результате им приходится посещать уже пройденные курсы бакалавриата или магистратуры. Во-вторых, аспирантам пришлось адаптироваться к новым условиям и возросшим требованиям. В таких условиях снижение доли защит вполне объяснимо.

Эффективность новой модели аспирантуры корректно будет оценивать начиная с 2019 г., когда выйдут на защиту первые аспиранты, с самого начала обучавшиеся в аспирантуре нового типа.

Хотя зарубежная практика показывает эффективность структурированной модели, сам факт перехода к ней не означает автоматического решения проблем российской аспирантуры, накопившихся за многие годы.

Читайте также:  Московские родители смогут выбрать кружки и секции на новый учебный год

Первая проблема – это низкое качество набора. Что скрывать – часто в аспирантуру идут за получением социальных льгот, а не для того, чтобы заниматься наукой.

Как следует из результатов опроса Высшей школы экономики, в котором приняли участие 1866 аспирантов в 11 вузах из проекта 5-100, примерно четверть аспирантов мужского пола идут в аспирантуру за отсрочкой от армии, а каждый десятый – ради места в общежитии.

Отчасти такая значительная доля аспирантов, не слишком интересующихся собственно наукой, объясняется процедурами отбора, которые не учитывают или учитывают с небольшим весом академические достижения и опыт поступающих. В большинстве случаев отбор сводится к формальной оценке по вступительным экзаменам.

Это не позволяет адекватно оценить поступающих и приводит к тому, что вузы берут котов в мешке. Хотя в 2017 г. вузы получили возможность гибкого подхода к набору, мало кто этим воспользовался.

Вторая острая проблема – фиктивное научное руководство аспирантами. Научные руководители часто манкируют своими обязанностями: около 16% опрошенных аспирантов отмечают, что научный руководитель не оказывает им помощи в работе над диссертацией и выходе на защиту.

Удивительно, но примерно две трети таких аспирантов удовлетворены сложившейся ситуацией. Мы наблюдаем так называемый сговор о невовлеченности: никто ничего не делает, и всех это устраивает.

Кроме того, сама модель наставничества, когда единственным «контролером» прогресса аспиранта является научный руководитель, создает высокий риск неудачи.

Вариантом решения этой проблемы может стать распределенная или командная система научного руководства, принятая в ведущих европейских и американских университетах. Авторитетные международные исследования показывают ее эффективность.

Третья проблема – необходимость совмещать работу и обучение. Согласно опросу аспирантов, девять из десяти совмещают учебу с работой. Большинство работают вне университета, у каждого второго работа не связана с темой диссертации.

Почти для половины работающих аспирантов такое совмещение – это существенная проблема.

Решение может быть в увеличении финансирования аспирантской подготовки за счет государственных ресурсов или привлечения вузами аспирантов к работе над оплачиваемыми научными и прикладными проектами.

Наконец, четвертая серьезная проблема – это сложность выполнения публикационных требований для получения кандидатской степени в срок. Более половины аспирантов отмечают, что барьером выступает необходимость публикации статей в журналах ВАК наряду с подготовкой текста диссертации.

Трудности вызывает как сама подготовка текста, так и прохождение долгого редакционного цикла, а также сложность подбора журнала из ограниченного списка ВАК для некоторых научных областей. В результате часть аспирантов публикует некачественные тексты за деньги.

При этом в зарубежных университетах действуют более гибкие правила к определению требований к присвоению степени: часто они регулируются самим вузом или факультетом. На некоторых престижных аспирантских программах публикации вовсе не требуются.

Другая опция – возможность получить степень на основании статей в признанных журналах и краткого резюме к ним без необходимости писать объемный текст диссертации.

Решением последней проблемы может стать предоставление большей автономии вузам в определении требований присуждения степеней, увеличение нормативного срока обучения и внедрение специальных учебных курсов по развитию научно-исследовательских навыков. Одна из наиболее многообещающих инициатив в этом направлении – предоставление ведущим российским вузам возможности присваивать собственные степени.

Российская аспирантура сегодня переживает нелегкие времена, которые отчасти вызваны отсутствием стратегических решений по ее развитию. Как правило, дискуссии об аспирантуре не основываются на данных и мировом опыте.

Именно результаты статистических и социологических исследований могут заложить фундамент для принятия эффективных стратегических решений по совершенствованию российской аспирантуры, которые позволят не только увеличить количество защит, но и существенно повысить качество кандидатских диссертаций.

Авторы — директор аспирантской школы Института образования Высшей школы экономики, директор Центра социологии высшего образования Института образования Высшей школы экономики

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/01/14/791401-v-rossiiskoi-aspiranture

English lives here

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели — степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Система поступления в аспирантуру станет более гибкой

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования — аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных — соискательство.

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно — 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения — 4 года. 
  • Соискательство — 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).

Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.

  • Для молодых людей аспирантура — отсрочка от армии. Но здесь есть ряд нюансов: 

А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется), 

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней, 

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.  

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, — время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук

По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий: 

  • А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию, 
  • Б) защитить кандидатскую диссертацию.
  • Что дает аспирантура при трудоустройстве? 

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, — ничего, или, почти ничего. Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена. 

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук». 

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем. 

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному, в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».  

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, — нет. И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама  

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя. Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет.

Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло.

Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты.

Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться. 

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления. Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать.

Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность, совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.     

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три, они называются кандидатскими: по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

  1. Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта — диссертационного.
  2. Разумеется, нужно писать диссертацию, которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года
  3. Требуется также опубликовать определенное количество научных статей и пройти педагогическую практику (прочитать необходимое число (в часах) лекций).
  4. Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите, это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.
  5. В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы, доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет.

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы.

Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом.

Все, Вы — кандидат наук!

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций. 

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику — четыре.

Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования.

Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить.

При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно — можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

  • На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:
  • А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,
  • Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером), 
  • В) оплату публикации статей в различных сборниках (результаты диссертационного исследования аспирантов обычно публикуют бесплатно, но может потребоваться напечататься в платном издании, или при бесплатной публикации оплатить, например, почтовые расходы по доставке сборника),
  • Г) иногородним придется платить за проезд и проживание в другом городе,
  • Д) подарки научному руководителю, рецензентам, оппонентам, ученому секретарю диссертационного совета, банкет для ученого совета и членов кафедры (когда дело дойдет до защиты диссертации в диссертационном совете),
  • Е) печать диссертации и автореферата в нескольких экземплярах, для научного руководителя, оппонентов, библиотек и других учреждений, в которые положено их отправлять, плюс почтовые расходы по их отправке (для защиты в совете),

Ё) возможно появление других статей расхода, когда дело дойдет до защиты, например, оплаты такси по доставке члена совета или авиабилета для оппонента, живущего в другом городе и т.п.

Таким образом, перед поступлением в аспирантуру нужно тщательно все взвесить, и свое финансовое положение в том числе. Учесть, что придется не работать какое-то время, при этом понадобится немалая сумма денег на обучение и защиту.

Если есть на кого положиться финансово, то можно позволить себе аспирантуру, если Вы основной кормилец в семье и работу оставить, даже на время, не получится, то, вероятнее всего, закончить аспирантуру завершением диссертационного исследования и его защитой, — не получится. 

О том, почему преподаватели вузов идут в аспирантуру, читайте в статье о профессии лингвиста.  
Почему становятся преподавателями? Интересно — читай здесь.
В аспирантуре потребуется написать несколько научных статей. Как правильно их писать и где публиковать? Что значит «на правах рукописи»?

  1. Если остались вопросы после прочтения статьи, задавайте их в х.
  2. Чтобы не пропустить следующую статью, подписывайтесь на мой блог (кнопка вверху страницы)
  3. Подписывайтесь также на мой мини-блог в твиттере! (Там есть еще и то, чего нет здесь)
  4. Если статья была полезна, поделитесь в любой соцсети.

Источник: https://www.englishliveshere.ru/2017/08/blog-post.html

«Нужно кардинально менять вопросы, связанные с эффективностью аспирантуры»

Какие недостатки аспирантуры призваны исправить новые поправки в закон «Об образовании», как вузы в настоящее время поддерживают молодых ученых и что, по мнению экспертов, необходимо предпринять далее — в материале Indicator.Ru.

В начале февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменениях в подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, внесенный правительством. Главные новшества в нем не так уж и новы: аспирантура, согласно документу, не должна больше считаться уровнем высшего образования, и ее программы будут регламентировать не подробные образовательные стандарты (ФГОС), а более общие государственные требования, и выпуститься из нее можно будет только с готовой кандидатской диссертацией. Она может быть защищена как еще до окончания аспирантуры, так и после.

Законопроект содержит только изменения, которые предлагается внести в закон «Об образовании», действовавший с 2013 года.

В том, как именно они будут действовать, пока много неизвестных: Министерству науки и высшего образования предстоит и разработать федеральные государственные требования на замену образовательным стандартам аспирантуры, и предложить механизмы контроля за подготовкой научно-педагогических кадров, и установить порядок итоговой аттестации.

Вопреки распространенным в новостях словам об «обязательной защите» сама по себе защита кандидатской не станет формой аттестации. Диссертация должна быть подготовлена в срок обучения в аспирантуре и представлена, как сейчас можно предположить, на какой-то форме предзащиты.

О необходимости вернуть аспирантуре статус научной подготовки давно говорили и ученые, и чиновники. Научным институтам необходимость аккредитовать ее как образовательные программы создавала большие проблемы, и общее число организаций, имеющих аспирантуру, в результате снизилось. По данным Высшей школы экономики, в 2012 году в России было 820 научно-исследовательских организаций и 740 вузов с аспирантурой, а в 2018 осталось 618 и 585 соответственно. На 42 тысячи человек за то же время сократилось общее число аспирантов (считается в конце каждого года). Как отметили в своих х для Indicator.Ru исследователи Центра социологии высшего образования ВШЭ — старший научный сотрудник Евгений Терентьев, директор центра Наталья Малошонок и научный сотрудник Сауле Бекова — в 2013 — 2018 годах в основном сокращалось число аспирантов в возрасте до 24 лет. Доля аспирантов во всем населении этой возрастной группы сократилась почти в три раза. Получается, для молодых людей поступление в аспирантуру стало менее привлекательной опцией, чем прежде. К тому же, по данным проведенного исследователями ВШЭ опроса аспирантов ведущих российских вузов, 26% из них поступили в аспирантуру по мотивам, не связанным с исследовательской деятельностью. Эти негативные тенденции теоретически можно оспорить, предположив, что закрылись в основном аспирантуры в тех организациях, где не было должного качества подготовки, а падение числа аспирантов — следствие «демографической ямы» 1990-х. Но одновременно в разы сократилось число выпускников аспирантуры, защитивших кандидатские: с 8,9 тысяч человек в 2013 году до 2,2 тысяч в 2018. Удельный вес новых кандидатов в общем числе выпускников аспирантуры в конце этого периода составил 12,4%, в то время как в 2000 — 2013 годах он варьировался от 24 до 33,5%. Новый законопроект, подготовленный в Минобрнауки, бьет в самую очевидную причину этого негативного тренда: аспиранты не защищались, потому что не должны были! И действительно, с 2013 года аттестация в аспирантуре, как и на других уровнях высшего образования, состоит в защите выпускной квалификационной работы. По идее этот «научный доклад» должен отражать содержание диссертационного исследования. Но полноценная диссертация и ее защита — не часть аттестации, и, получается, для выпуска из аспирантуры работать над диссертацией сейчас не обязательно. Однако специалисты ВШЭ и другие социологи отмечают, что снижение числа защит скорее обусловлено ужесточением требований к присуждению ученых степеней и закрытием многих диссертационных советов. Именно в 2014 году, напоминают Терентьев, Малошонок и Бекова, в силу вступило новое положение о присуждении ученых степеней. По нему обязательное количество статей в рецензируемых научных журналах выросло с одной до двух — трех, и, вероятно, повышенные требования стали одним из факторов отказа от поступления в аспирантуру и защиты. Хотя введение требования ВКР вместо обязательной диссертации и нельзя считать единственной причиной снижения числа защит, в сегодняшней аспирантуре критику вызывает, отмечает заместитель проректора по научной работе и инновациям и начальник управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры Томского политехнического университета Роман Оствальд, именно то, что ресурсы государства и организации вкладываются в человека, который даже не обязан защищать кандидатскую диссертацию. «При этом национальный проект „Наука“ предполагает, что в России должно появиться 35 тысяч новых кандидатов наук. Очевидно, что для достижения таких результатов нужно кардинально менять вопросы, связанные с эффективностью аспирантуры», — говорит Оствальд. Однако идею изменить правила так, чтобы от защиты аспирантам было не отвертеться, российские ученые никогда не принимали как шаг к повышению эффективности аспирантуры. Сейчас представители университетов из проекта 5 — 100 считают предложенные в новом законопроекте изменения скорее полезными, но отмечают: без продуманных мер стимулирования и поддержки аспирантов само по себе требование обязательно написать диссертацию ничего не решит. К главным проблемам российской аспирантуры социологи из ВШЭ относят нехватку финансирования, слабость контроля и недостаток поддержки для продвижения аспирантов, низкое качество набора, отсутствие качественных исследовательских баз для реализации диссертационных исследований. Очевидно, новый закон может затронуть только часть этих факторов.

Читайте также:  Преподаватели и студенты дали оценку своим вузам

Вузы программы 5 — 100 решают проблему недостаточной поддержки аспирантов своими силами. «Наш опыт показывает, что необходимо разработать систему стимулов для аспирантов, и тогда количество защит значительно возрастет.

В рамках Проекта 5 — 100 мы ввели систему стимулирования, обязательную аккредитацию и обязательное рассмотрение результатов работы аспирантов на третьем и четвертом курсе и нарастили за последние три года долю защит с 15 до 35%», — рассказывает проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган.

О целом комплексе мер сообщил и Роман Оствальд. В ТПУ действует центр научной карьеры для молодых ученых, магистрантов и аспирантов. Он сопровождает их участие в стипендиальных и грантовых конкурсах, а также программы мобильности, стажировки и поездки на конференции по России и за рубежом.

Так как университет имеет право самостоятельно присуждать ученые степени, весь процесс защит организован более гибко, диссертационные советы формируются из узких специалистов, знакомых с тематикой диссертаций.

Еще одно новшество — интегрированные магистерско-аспирантские программы в исследовательских школах по химическим и биомедицинским технологиям и по физике высокоэнергетических процессов. На таких программах будущий кандидат наук может заниматься своей темой шесть лет.

Доступны ли организациям, не получавшим субсидий по проекту 5 — 100, такие программы стимулирования и поддержки? Сотрудники Центра социологии высшего образования ВШЭ признают, что финансовые ограничения и нехватка человеческих ресурсов заметно сокращают спектр мер, которые могли бы повысить качество подготовки аспирантов и ее эффективность. Другое ограничение, в чем-то даже более важное — жестко регламентированные действующие федеральные стандарты. Тем не менее, и вузы, и научные организации по всей стране, по оценке социологов, ввели за последние годы в работу с аспирантами ряд новых практик.

Изменения вносятся начиная с первого этапа, с правил приема в аспирантуру. Стандартный набор вступительных экзаменов — философия, иностранный язык и специальность — иногда дополняют учетом индивидуальных достижений абитуриентов. Это как правило, свидетельства их академического опыта: публикации, выступления на конференциях, участие в научно-исследовательских проектах.

Как отмечают специалисты Центра социологии высшего образования ВШЭ, это позволяет снизить вероятность попадания в аспирантуру «котов в мешке», которые при поступлении могут руководствоваться неакадемическими мотивами.

Кроме того, набор в аспирантуру, как и на другие программы высшего образования, можно проводить в две волны, что расширяет возможности отбора и в том числе позволяет принимать аспирантов из-за рубежа.

Среди практик, улучшающих сам процесс обучения в аспирантуре, в Центре социологии высшего образования ВШЭ подметили вариант с вовлечением аспирантов в исследования, которые уже ведутся как в самой организации, так и в ее партнерах — других вузах и академических институтах и даже в технологических компаниях.

Так выстраивается проектное обучение и заодно решается проблема нехватки данных для диссертационного исследования. Близкое решение — трудоустройство аспирантов в научные центры и лаборатории.

Если аспирант работает на исследовательской позиции, а не на секретарской или другой административной, есть вероятность, что это поможет ему подготовить диссертацию в срок и качественно.

Другие подходы требуют серьезных организационных перестроек и финансовых вложений: это уже упоминавшиеся академические треки «магистратура — аспирантура» и специальные стипендии и гранты для аспирантов, а также создание аспирантских школ (в них в подготовке аспирантов участвуют не только научные руководители, но и широкий круг преподавателей и научных сотрудников) или более традиционных научно-исследовательских семинаров. И, наконец, набор лучших практик на финальном этапе аспирантуры доступен только организациям с правом присуждения собственных ученых степеней: это защита диссертаций в небольших тематических комитетах, формируемых под каждую диссертацию, и возможность защититься по набору статей.

По мнению руководителя сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» ТюмГУ Александра Сорокина, сейчас в поисках эффективных мер развития аспирантуры важно обращать внимание на баланс образовательной нагрузки и научной деятельности, на развитие мобильности аспирантов, в том числе для сбора информации для диссертации, и на роль научного руководителя и вознаграждение за нее. Не будет лишним и провести исторический экскурс, ведь, по словам Сорокина, для всей истории науки и высшего образования в России был характерен невысокий процент защищающихся диссертаций. Наиболее эффективными мерами в советское время были освобождение аспиранта от учебной и иной нагрузки и перевод на позицию старшего или младшего научного сотрудника, прикомандирование научных работников и преподавателей в аспирантуру и докторантуру Академии наук СССР или столичных вузов на срок до двух лет и присуждение ученой степени без текста диссертации, по совокупности научных трудов или по монографии.

Будут ли учтены в новых документах о подготовке аспирантов лучшие практики или же федеральные государственные требования оставят организациям большую свободу действий, чем сейчас допускают стандарты, судить рано. Но уже можно предсказать наиболее очевидное последствие фокусировки на обязательной диссертации.

Как предполагают сотрудники Центра социологии высшего образования ВШЭ, отчетным для вузов и институтов показателем деятельности аспирантуры станет количество защищенных диссертаций. В идеальном варианте оно должно будет равняться количеству выпускников.

Значит, вузы будут вынуждены отчислять на более ранних стадиях неуспевающих аспирантов, не доводя их до выпуска, а также проводить более тщательный отбор при приеме: ориентироваться не на результаты экзаменов, а на мотивацию кандидата к научно-исследовательской деятельности, опыт такой деятельности и наличие навыков, необходимых для успешной академической работы. Впоследствии это может вести к снижению цифр приема. «Хорошо, что снижается отчетное бремя на аспирантуру (за счет отказа от аккредитации ее программ как образовательных, от проведения ГИА и защит ВКР — Indicator.Ru), но хотелось бы увидеть дальнейшие шаги по решению содержательных проблем, с которыми сталкивается аспирантура», — заключают социологи.

Принятие законопроекта уже в нынешнем виде, считает проректор МФТИ Виталий Баган, положительно скажется на перспективах молодых ученых: «Молодые ученые, которые не торопятся с защитой диссертации, продлевают для себя время обучения и период, когда они не могут получить грант на создание собственной научной группы, тем самым увеличивая тренировочный шаг в науке. Принятие закона позволит им быстрее выходить на уровень не просто исследователей, а руководителей отдельных проектов, своих направлений. Такие примеры в МФТИ уже появляются».

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс. Новостей и читайте нас чаще.

Источник: https://news.rambler.ru/education/43703992-nuzhno-kardinalno-menyat-voprosy-svyazannye-s-effektivnostyu-aspirantury/

«Тебе не быть ученым»: что станет с научной аспирантурой

07 сентября 2017 в 16:11Технические наукиБудет ли польза от инициативы министра образования и науки

Почему стоит ожидать того, что качество аспирантских диссертаций вскоре упадет, как у аспирантов меняется философское осмысление мира, чем аспирантура похожа на смертную казнь и на кубинские ретроавтомобили, Indicator.Ru рассказали ученые и преподаватели, узнавшие о том, что защита диссертаций по окончании аспирантуры станет обязательной.

На днях министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что теперь любая аспирантура будет обязательно оканчиваться защитой диссертации. Соответствующее положение, по словам министра, уже принято, и в ближайшее время документ будет опубликован для обсуждения на портале правовой информации.

«Я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься, значит, тебе не быть ученым», — заявила министр на встрече с молодыми исследователями в Дальневосточном федеральном университете.

После того как в 2013 году был принят новый закон об образовании, аспирантура стала рассматриваться как третья ступень образования, а не как начало научной работы. В том, что предшественники Васильевой с реформой поторопились, а аспирантуре необходимо вернуть научный статус, уверены как ученые, так и министерские чиновники.

Этот вопрос они подробно обсуждали на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Президиума РАН в МГУ в конце июня. Тогда исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов аккуратно назвал реформу аспирантуры поспешной и предложил вернуться именно к научной аспирантуре.

Министр Васильева эту идею поддержала и пообещала в том числе сделать обязательной защиту диссертаций.

Когда защита диссертации станет обязательной для аспирантов, пока неизвестно, рассказал Indicator.Ru заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. «Мы хотим это обязательно обсудить на Совете по науке при Министерстве, с Российской академией наук, с Ассоциацией ректоров и с Союзом ректоров.

Это вопрос сложный, и тут не стоит цель как можно быстрее это дело реформировать. Мы спокойно все обсудим и эволюционным путем придем к исследовательской аспирантуре.

Когда это состоится, зависит в первую очередь не от министерства, а от университетского и от научного, академического сообщества», — подчеркнул Трубников.

Так ли обязательна защита?

Введение обязательной защиты вряд ли повысит качество диссертаций, считает профессор Сколтеха и Ратгерского университета, руководитель аспирантской программы Сколтеха по направлению «Науки о жизни» Константин Северинов.

Эта инициатива вредная и глупая. Она приведет к ухудшению уровня диссертаций, так как и руководители аспирантов, и сами аспиранты будут вынуждены гнать халтуру, чтобы выполнить требования обязательной защиты по окончании аспирантуры.Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

«Руководство министерства должно быть обеспокоено разработкой мер по улучшению качества образования и науки в нашей стране, а не начетничеством и желанием достичь бессмысленных показателей, которые позволят рапортовать об успехах «на бумаге», ухудшив ситуацию на деле», — считает Северинов.

Аспирантура должна быть нацелена на защиту диссертаций, но при этом необходимо сделать сроки защиты более гибкими, отмечает проектор МГУ Алексей Хохлов.

«Нельзя от организации требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, поскольку это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций.

Поэтому неправилен такой подход, когда нужно обязательно защитить диссертацию в срок, иначе организация будет наказана», — заявил Хохлов.

Профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Сергей Попов сравнил введение обязательных защит с ретроавтомобилями в Гаване. «Во многом система науки в России вообще и аспирантура в частности напоминают мне эти машины.

А попытки министра что-то реформировать — ремонт таких машин. Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль с правой стороны на левую, можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом (в зависимости от текущей концепции).

Но все это не имеет отношения к нормальному автопрому или возможности граждан купить современный автомобиль», — прокомментировал Попов.

От инициативы министерства не будет ни вреда, ни пользы, отметил философ и социолог Григорий Юдин (НИУ ВШЭ). «Это бесполезная и безвредная инициатива, как и большинство инициатив Васильевой. Заставлять защищаться никого все равно невозможно, даже если пригрозить смертной казнью», — подчеркнул эксперт.

Что нужно изменить в подготовке аспирантов

Обязательная защита — не единственное нововведение в аспирантуре. Изменения могут коснуться и программ подготовки аспирантов.

Как их менять, Министерство образования и науки планирует обсудить с учеными и преподавателями вузов. «Все лучшее, конечно, останется.

Все, что работает, все, что дает эффективную подготовку квалифицированных кадров, конечно, все эти практики останутся обязательно», — пообещал Григорий Трубников.

Сейчас много вопросов вызывают вступительные и кандидатские экзамены, обязательные курсы и педагогическая практика. В перечень обязательных вступительных испытаний во многих университетах входит «Философия». Аспиранты первого года обучения слушают курс по «Истории и философии науки» и сдают по нему кандидатский минимум.

Однако качество философской подготовки аспирантов оставляют желать лучшего. «Этот экзамен всегда был насмешкой над философией, осмысленно подготовиться к нему было невозможно, и единственное, чему он надежно обучал, так это отвращению к философии.

По счастью, некоторые университеты, такие как ВШЭ, начали отменять его как обязательный экзамен, и пока никто не жалуется, что уровень философского осмысления мира у аспирантов снизился», — заявил Григорий Юдин.

Ввести в программу обязательных курсов можно и более актуальные для аспирантов предметы, считает профессор Университета Северной Каролины и МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук Александр Кабанов.

«Философия в зависимости от специальности, может, и нужна, но далеко не всем.

Для химиков, биотехнологов, фармацевтов (области, которые я представляю хорошо) вместо философии я бы ввел какие-то другие курсы, современные и более полезные для специальности, которых не хватает выпускникам вузов.

Это могут быть статистические методы, которым, по моим старым представлениям, учат не очень хорошо, или информатика, или курс, сфокусированный на взаимоотношении различных дисциплин, с целью подготовки специалистов к междисциплинарным, «конвергентным» исследованиям в будущем», — рассказывает Кабанов.

Кабанов добавил, что вместо философии внимание в подготовке аспирантов следует уделять иностранному языку. «Успехи в философии, конечно, не отражают способность поступающих к творческой научной работе. Куда важнее способность хорошо говорить и связно выражать свои мысли, в том числе по-английски», — отметил он. Такого же мнения придерживается и Константин Северинов.

Уровень владения английским подавляющего большинства выпускников российских аспирантур, мягко говоря, не высок, а те, кто знает язык, выучили его не благодаря официальным занятиям в аспирантуре.Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

Помимо философии и качества преподавания английского языка, вызывает вопросы и то, что аспиранты обязаны преподавать. «Педагогическая практика не обязательна, но возможна, — считает Александр Кабанов. — За деньги и добровольно. Чтобы желающим аспирантам платили за ограниченное количество преподавательских часов».

По мнению Константина Северинова, педпрактика, наоборот, должна стать важным элементом подготовки кандидатов наук. «Другой вопрос, что правильно организовать педагогическую практику сложно, ведь речь должна идти не о мытье пробирок или переключении слайдов для профессора.

Человек со степенью кандидата в принципе должен быть способен профессионально провести лекцию на университетском уровне в области своей специализации. Было бы здорово, если бы подготовка и чтение нескольких лекций были частью аспирантуры. Так же, как и руководство дипломниками.

Лучший способ что-то понять самому — это объяснить другому», — полагает ученый.

Что дальше?

Философию и педпрактику, по мнению Сергея Попова, едва ли можно считать проблемой российской аспирантуры.

Он считает, что в аспирантуру (в основном по гуманитарным направлениям) часто идут люди, которые не планируют строить академическую карьеру и заниматься научными исследованиями.

Более того, в России не работает «нормальная система организации науки» и нет запроса на аспирантов. «Это видно уже по отсутствию, скажем, сколько-нибудь заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший индикатор», — поясняет Попов.

Едва ли реформирование аспирантуры в научную сторону что-то изменит, считает эксперт. «В короткой перспективе это приведет к тому, что просто ничего не изменится.

Будут ругать руководителей за то, что не обеспечили достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде так называемых «майских указов президента».

Или пойдет поток очень слабых защит», — сетует Попов.

С ним согласен и Константин Северинов. «»Испеченные» по новым правилам «кандидаты» в будущем будут занимать различные руководящие посты в системе высшего образования и в науке, так что ущерб от предложенных мер, если они будут приняты, будет долговременный и переживет нынешнего министра», — согласился Константин Северинов.

Реформа аспирантуры (как и системы присуждения ученых степеней), возможно, даст большую автономность вузам.

«В целом последняя реформа системы аттестации научных кадров показывает, что мы постепенно приходим к тому, что каждый университет может иметь собственные представления о том, как он хочет обучать аспирантов, что с них спрашивать и какие экзамены принимать», — комментирует Григорий Юдин.

По мнению Алексея Хохлова, необходимо отлеживать, насколько эффективна аспирантура в той или иной организации.

«Если видно, что из года в год аспиранты, проучившись три или четыре года, уходят безо всякой защиты, не имеют никаких публикаций и идут работать в место, не связанное с наукой, это плохо.

Если они публикуются регулярно на протяжении всего срока аспирантуры, защищаются, не обязательно в срок, но в течение одного, максимум двух лет после окончания аспирантуры, и после этого они используют свои знания, работают по специальности, это хорошо», — подводит итог Хохлов.

Источник: https://indicator.ru/engineering-science/chto-stanet-s-nauchnoj-aspiranturoj.htm

Ссылка на основную публикацию