Специалисты отметили главные тенденции в образовании

В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.

Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Основные принципы изменения содержания образования

Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.

Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.

Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.

Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Глава рособрнадзора получил статус замминистра образования и науки

Оценим за полчаса!

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Гуманизация образования

Она заключается в преодолении главного порока классической школы – обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.

Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Дифференциация образовательного процесса

Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:

  • обеспечение прав детей на выбор базового либо профильного образования;
  • индивидуализация образовательного процесса на основе природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.

Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Пути и направления развития образования в РФ

В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Среди важнейших направлений отмечаются:

  1. Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
  2. Реформирование отечественного образования.
  3. Переподготовка квалифицированных кадров.
  4. Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через «Скайп».

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Высшая школа

Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.

Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:

  • образовательные государственные стандарты;
  • программы;
  • проектные, научные, культурно-просветительные организации;
  • научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
  • университет, институты, академии.

Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.

После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.

Подведем итоги

Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.

  • Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.
  • При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
  • В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.
  • Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.

В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.

В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.

Источник: https://www.syl.ru/article/426716/osnovnyie-tendentsii-razvitiya-obrazovaniya-v-rossii

Основные тенденции в развитии системы образования в 21 веке

Система образования 21 столетия часто меняется, на что влияют такие факторы:

  • Увеличение доступного информационного поля.
  • Прогресс.
  • Развитие экономики, которое нуждается в квалифицированных кадрах.

Новое образование 21 столетия

Выделяют такие тенденции в развитии современного образования:

  • Гуманизация.
  • Гуманитаризация.
  • Национализация.
  • Открытость.
  • Правильный подход.
  • Анализ и осмысление.
  • Переход к самореализации и самообучению.
  • Сотрудничество.
  • Творческая сфера.
  • Применение мотивации и методик для развития.
  • Результат и его оценка.
  • Непрерывность.
  • Взаимодействие образования и воспитания.

На рисунке представлены направления современных тенденций в образовании.

Специалисты отметили главные тенденции в образовании

Основные тенденции современного образования

Определение 1

Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью.

Современное обучение учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности ученика в образовании, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам.

Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения.

Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей.

Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов.

Открытость – ещё одна тенденция образования, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться.

При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Замечание 1

Современное образование нуждается в переходе внимания учителя с учебной работы на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика.

Культура должна побуждать человека на продуктивную работу, только в таком случае она выполнит функцию развития личности. Лучше овладеть культурой возможно при выполнении разнообразной работы, которая значима для человека.

Подход деятельности к обучению поможет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом работы человека.

Раньше часто применялись информативные формы образования, которые на сегодня перестали быть актуальными. Современное образование требует применение элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике.

Замечание 2

Сегодня важно давать ученикам возможность для самоутверждения и самореализации, что помогает наладить самоорганизацию. Учитель и ученик являются сотрудниками. Преобразование форм взаимодействия зависит от изменения ролей и функций всех участников процесса обучения.

Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд.

Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения, до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом.

Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.

Творческую направленность легко проследить в современном образовании. Проявление творческой стороны образования и использование творческого процесса поможет ученику легко пройти стадию индивидуального роста и развития, удовлетворение от результата. Творчество способствует получению положительных эмоций от образовательного процесса.

Строгая регламентация процесса обучения уже в прошлом. На сегодняшний день педагог свободен от правил и регламентов. Это поможет добиться эффективного результата и сделать обучение индивидуально направленным.

Результат любой работы требует оценки. То поможет понять уровень эффективности обучения. Оценка ставится по определённым требованиям и стандартам, унифицированными независимо от формы и специфики образования.

Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни.

Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование личности.

Технический прогресс идет вперед, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/tendentsii-v-razvitii-sistemy-obrazovanija/

Десять трендов современного образования

16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).

Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением.

Кейс Терлоу, эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, представил участникам семинара современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.

Учить работать на результат

Какие же это тренды? Прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования.

Этот эффект хорошо виден на примере медицинского или технического образования. Прилежно обучающийся студент-медик может диагностировать болезнь, а студент-информатик — написать новую программу.

Результат обучения этих студентов состоит в том, что они на основе своих знаний делают что-то полезное, что-то создают. В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата.

И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента.

Высшее образование, чтобы действительно улучшить качество обучения и результаты обучения, должно активно использовать методы и наработки из сферы труда. Студентов нужно рассматривать как молодых сотрудников компаний.

«Если вы хотите подготовить исследователя-экономиста, то уже с первого курса с ним нужно обращаться как с членом коллектива научных работников, стимулировать его работать на результат, которым может быть курсовая, научный отчет или статья в журнале», — отметил докладчик.

Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила суровое название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения.

То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у студентов знания и навыки, но ставить перед ними сложные задачи, чтобы развивать профессиональные навыки, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте.

«Когда я работал на факультете государственного управления, мы давали студентам конкретные задания по разработке, например, политики развития сельского хозяйства. Конечно, студенты наделают кучу ошибок, но они будут понимать, чем им придется заниматься через три-четыре года», — сказал доктор Терлоу.

Системный подход и кулуарное обучение

Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями.

Преподаватель при работе со студентами должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями.

Читайте также:  Как будущим студентам подготовиться к самостоятельной жизни

Если над каким-то научным проектом работает международная команда исследователей, они все должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды.

Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо.

Так, для преподавателей созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов.

К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы.

О пятой тенденции сегодня не вспоминает только ленивый. В сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning, а преподавание «в режиме очной встречи» неспешно теряет свои позиции.

В США с 2002 по 2008 год число студентов, которые за время обучения в университете выбрали по крайней мере один онлайн-курс, выросло с полутора до четырех с половиной миллионов. И сегодня любой университет, если он хочет идти в ногу со временем, должен задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн.

Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. «Если для изучения какой-то дисциплины студенту нужна математика, а он в ней не блещет, преподаватель может предложить ему пройти курс математики онлайн.

А бывает так, что в группе появляются очень одаренные студенты, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана», — поделился своим опытом Кейс Терлоу.

Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail.

А 42 процента работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий» возле кулера с водой… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, университеты могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики.

Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и студентов с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая.

Сети, игры и наука

Источник: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html

Три тенденции современного образования, с которыми надо смириться

Что необходимо знать родителям об образовании, чтобы их дети шли в ногу со временем.

Мы прекрасно понимаем, что наши дети будут жить в другом, во многом непохожем на сегодняшний день мире. И современная школа слабо отвечает требованиям времени и задачам, которые придётся решать новому поколению в будущем.

«Летидор» вместе со Всероссийской онлайн-олимпиадой для младших школьников «Умназия» рассказывает, какие тенденции в образовании нельзя игнорировать, если вы хотите, чтобы ребёнок состоялся во взрослой жизни.

Будущее — это эпоха цифровых технологий. Мы уже не можем представить себя без планшетов, интернета и мобильных телефонов. Образование, несомненно, тоже переходит в цифровой формат.

Ученики все больше времени проводят перед электронными носителями информации. Эксперимент по использованию электронных учебников в Москве начался в 2013 году. А сегодня эксперты издательства «Просвещение» прогнозируют, что 100% российских школ перейдут на электронный формат к 2025 году.

Доступность цифровых технологий в образовании предоставляет школьникам разные возможности.

Во-первых, цифровые технологии позволяют в значительной мере обеспечить доступ к единому качеству образования , независимо от того, в каком регионе живут и учатся дети.

Во-вторых,информатизация делает возможным частую и детальную оценку знаний учеников. Онлайн-тесты, интернет-олимпиады, компьютерные тренажёры — все эти инструменты не только позволяют отследить прогресс ученика, но и сравнить его результаты с ровесниками по всей стране.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют педагогам создать так называемые модульные образовательные блоки , учитывающие скорость овладения новыми знаниями, глубину изучения предмета и качество усвоения пройденного материала.

Многие педагоги и родители, которые испытали на себе традиции западного (европейского и американского) образования, отмечают, что ключевое отличие «их» от «нас» — в смещении фокуса на так называемыеsoft skills*. Этим термином обозначают *не связанные напрямую с изучаемым предметом навыки и умения — например, умение слушать и слышать собеседника, навыки переговоров, инструменты убеждения.

Российское образование долгое время было нацелено на глубокое изучение образовательных предметов, но без гуманизации образования (смещения фокуса на освоение soft skills) будущий успех сегодняшних школьников невозможен.

Именно поэтому российские школьники неизменно становились победителями международных олимпиад по математике, физике и химии, но значительно уступали западным выпускникам в таких дисциплинах, как управление, маркетинг или продажи.

В соответствии с трендом гуманизации образования в наших школах активно внедряется проектная деятельность, когда школьники учатся ставить цели, планировать время, работать в команде, находить и анализировать информацию и презентовать свои решения.

В условиях проектной работы педагоги перестают быть единственным источником информации и новых знаний.

Роль учителя становится более наставнической — дать совет, предоставить конструктивную критику, открыть дискуссию или мотивировать ученика.

Дети получают возможность увидеть ролевые модели и научиться чему-то важному не только в школе, но и в других областях жизни, включая интернет. Логика, аналитическое мышление, умение выборочно концентрировать внимание и выражать свое мнение — ресурсов, позволяющих развить в ребенке такие нужные и важные для будущего успеха навыки, сейчас появляется все больше и больше.

Вы заметили, что сегодня учиться стало модно и интересно? Учатся не только дети, но и взрослые. Кто-то выбирает курсы личной эффективности, другой совершенствует английский или осваивает новую специальность. Интернет и современные технологии предлагают множество форм и возможностей для повышения своего образовательного уровня.

Теперь мы можем слушать лекции профессоров Гарварда, Оксфорда или родного МГУ, не выходя за пределы собственной комнаты.

Человек каждый день получает и обрабатывает огромные объемы информации. Эта непрерывность образовательного процесса неизбежно приводит к интеграции всех изучаемых предметов в единую образовательную среду.

Принимая и адаптируясь к тренду непрерывности образовательного процесса, сегодняшние ученики изучают предметы не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом.

Например, работая над проектом по изучению истории родного края, школьники получают навыки написания сочинений (словесность), строят макеты жилищ (технология), рисуют графики роста населения (математика) и собирают рецепты местных блюд (окружающий мир). Таким образом, презентуя друг другу результаты своего проекта, ученики не только закрепляют выученный материал и soft skill, но и расширяют свои знания за счет опыта и знаний других учащихся.

Учебник и учитель перестают быть единственными источниками знаний.

Качество и полнота образования требуют привлечения дополнительных ресурсов, доступ к которым даёт именно интернет и цифровые технологии.

Три тенденции (компьютеризация, гуманизация и непрерывность образования) — главные тренды, влияющие на содержание и процессы обучения. И задача педагогов и родителей — принять и использовать их для максимизации эффективности образования детей.

Согласно последним исследованиям специалистов НИУ ВШЭ, около 64% российских младших школьников и дошкольников вовлечены в систему дополнительного образования, и половина из них — пользователи именно онлайн-образования.

Это значит, что 1,5-2 миллиона детей в возрасте до 10 лет уже используют интернет для получения знаний.

В то же время специалисты образовательной платформы «Умназия» определили, что процент участников предметных олимпиад среди первоклассников составляет 60%, а к 4 классу (окончанию начальной школы) эта цифра достигает уже 80%. Если перевести это на язык цифр — это всё те же 2 миллиона детей год.

Эти 2 миллиона участников олимпиад и пользователей интернет-ресурсов дополнительного образования — это те, кто уже адаптировался к новым трендам в обучении.

Если образование — это непрерывный процесс, то силы и энергия, потраченные на прививание ребенку именно интереса и привычки к получению знаний, — это наиболее важная задача родителей и педагогов учеников младших классов. Невозможно всю жизнь успешно заниматься нелюбимым делом и невозможно вырастить успешного и гармоничного человека, игнорируя тенденции, формирующие наше будущее.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/tri-tendencii-sovremennogo-obrazovaniya-s-kotorymi-nado-smiritsya.htm

Эксперты разных стран обсудили развитие системы образования

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. В Москве проходит семнадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» в Московской школе социальных и экономических наук.

Эксперты обсудили международные тренды, исследования, реформы и способы эффективного управления в сфере образования.

«Невозможно регулировать образование и невозможно вообще хорошо управлять, находясь внутри.

Если только мы смотрим на образование извне и рассматриваем его в качестве цели, а не в качестве средства, только тогда можно обеспечить доступность, качество, эффективность, а не сохранение традиций, сложившихся «правил игры» и так далее», — подчеркнул декан факультета экономики, управления и сервиса Самарского государственного социально-педагогического университета Лев Фишман.

Способы управления и трудности реформирования в сфере образования затронули и другие спикеры.

«Попытки реформирования системы — они очень неблагодарны. Сила традиций, сила сопротивления — система невероятная. Нужно благодарить людей, которые берутся свернуть систему, но видимо это очень сложно», — заявил научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Исак Фрумин.

Свое экспертное мнение о реакции на реформы также выразили специалисты в сфере образования из зарубежных стран.

«Насколько хорошо школы реагируют на реформы, зависит от четкого законодательства. Государственные органы способны влиять на качество реакции», — объяснил Энтони Плэннелз из Автономного Университета Барселоны (Каталония, Испания).

Большое внимание на конференции уделили содержанию образовательных реформ в разных странах. Эксперты отметили, что сегодня требования к результатам обучения выросли.

«Сегодня школа отвечает не только за предметы, но и за универсальные навыки 21 века», ­— отметил Исак Фрумин.

В некоторых странах (Финляндия, Канада), по словам эксперта, все необходимые навыки зафиксированы в образовательном стандарте. Однако нет общих рекомендаций по внедрению и системы оценки, чем недовольны педагоги.

В США, как отметил спикер, общего списка компетенций нет. Американский образовательный опыт интересен методиками преподавания: внимание к практическому опыту и низкая плотность обязательного учебного материала.

«Когда нужно учить не 36 стихотворений, а всего 3, то остается больше времени на другие дела. Это любопытный пример, когда отсутствует централизованная реформа, но результаты каким-то образом достигаются», — рассказал Исак Фрумин.

Конференция посвящена памяти российского ученого и государственного деятеля в сфере образования Ефима Когана.

Источник: https://sn.ria.ru/20200214/1564772121.html

Эссе "Современные тенденции в образовании"

Эссе по курсу «Управление образовательными системами: теория и практика»

Описание современных тенденций в образовании (из опыта работы).

Приоритетной  проблемой   современного общества считаю повышение аддиктивности поведения подростков и молодежи, а также представителей уже взрослого, зрелого поколения.

Повышение аддиктивности связываю с недостаточным развитием умения критично воспринимать информацию и эмоциональной депривацией в детском возрасте. Недостаточная критичность, на мой взгляд, следствие  постоянной смены ценностей, идеалов, разрушение традиций.

Родителям, как и детям, а может быть и в большей степени, необходима поддержка, помощь в построении взаимодействия с ребенком, в осознании своей роли как родителя, воспитателя.

Часто родителями эта необходимость в помощи не осознается, а если и осознается, то рассматривается как собственная родительская несостоятельность, что является причиной дисфункции семейных  отношений.

Принято считать, что дисфункция семейных отношений характерна для неблагополучных семей, однако на деле получается, что во внешне благополучных семьях, где родители уделяют много внимания детям – забирают сразу после уроков, возят на большое количество кружков, секций и студий, добиваясь этим различных целей (поставленных самими родителями) – возникает не меньше проблем во взаимодействии с ребенком. Казалось бы, родители из кожи вон лезут, «занимаются» детьми, а они все равно испытывают ощущение одиночества, ненужности, незащищенности. Здесь речь идет о внешней, формальной заинтересованности ребенком, на лицо подмена истинного внимания и заботы внешними их проявлениями, замена целей развития ребенка целями родительской самореализации посредством достижений ребенка.

Часто можно наблюдать такие ситуации, когда учитель рассказывает родителям о том, как их ребенок себе ведет в школе, причем по просьбе самих родителей «Ну как мой сегодня вел?» (а в школе, по сравнению с домом, поведение  ребенка может меняться на противоположное), родители, вследствие переноса на себя замечаний педагога, начинают защищаться и оправдываться, что говорит о высокой степени инфантильности самих родителей, еще не поставивших себя на роль «взрослого родителя». Вообще, можно говорить о поколении родителей, которые явно самореализуюстя и самоутверждаются посредством достижений ребенка, его поведением, внешним видом. На родительских собраниях можно стать свидетелем этакого родительского соревнования. Как это влияет на образовательный процесс? Школа становиться полигоном для решения несвойственных ей проблем, находящихся совершенно в другой сфере жизни, а мы должны учить детей, а не разбирать межродительские конфликтные ситуации.  Практически это может выражаться в явно высказываемом недовольстве части родителей присутствием в классе «этакого хулигана», мешающего остальным учиться, и требовании к администрации «убрать этого ученика из нашего класса». Поэтому приходится «образовывать» и родителей, организуя для них консультации, лекции, дни открытых дверей, открытые мероприятия и др.

Также тенденцией становится демонстрация родителями своей несостоятельности в процессе воспитания ребенка в семье, что выражается в словах, которые все чаще звучат на беседах с родителями: «Я с ним/ней не справляюсь, делайте с ним, что хотите, я вам разрешаю!» Можно оставить без комментариев.

Еще хотелось рассказать о тенденции, которая должна, на мой взгляд, привести к серьезным организационным изменениям в учебном процессе: старшеклассники 10-11 классов пропускают учебные занятия по неуважительной причине, т.к.

считают, что многие второстепенные предметы им уже не понадобятся, т.к. они уже знают, какие ЕГЭ-сертификаты им нужны.

По данной проблеме педагоги что только не делали, все равно после незначительного улучшения ситуации с посещаемостью тенденция возвращается, возникает ситуация напряжения, стресса, в том числе и для педагогов («Мы же программу не проходим, оценок ставит не за что!).

Здесь необходимы кардинальные решения по изменению архитектуры учебного процесса в старших классах, пересмотра учебного плана, технологий и системы оценивания в периоды промежуточной аттестации.

  • Это описание только двух тенденций, на практике их больше.
  • *Данные тенденции выявлены в непосредственной деятельности в конкретной школе, но, я уверена, что они не являются оригинальными!
  • Елена Гришина
  •  Магистратура ВШЭ
  •  «Управление образованием»
  • 1курс

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/11/09/esse-sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii

Тенденции в развитии системы образования

  • Система образования двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:
  • Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.
  • Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира.

На основе усвоенной общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем материального и кадрового потенциала образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

Читайте также:  Как старшеклассники и студенты выбирали своё будущее

В современном обществе образовательная система должна быть открытой.

Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости.

Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося.

Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой.

Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека.

Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает.

Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся.

Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса.

Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед.

При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем.

Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности.

Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/tendencii_v_razvitii_sistemy_obrazovaniya/

Дайджест новостей о качестве образования. 5 июня — 11 июня 2017 г

Министерство образования и науки Российской Федерации: Финансовая грамотность российских подростков превысила средний уровень по ОЭСР

6 июня в Москве презентовали новые результаты авторитетного международного исследования PISA Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по финансовой грамотности 15-летних школьников. Согласно выводам экспертов, уровень финансовой грамотности российских подростков в 2015 году превысил средний международный уровень (среди 15 стран и экономик ОЭСР).

Подробнее о результатах исследования: http://минобрнауки.рф/новости/10175

Департамент образования города Москвы: Интерактивный онлайн-тренажер по заполнению бланков ГИА запущен в Москве

Потренироваться в заполнении бланков ГИА – такая возможность появилась у московских школьников в сервисе самопроверки и самоподготовки «Мои достижения» . Об этом сообщил руководитель регионального центра обработки информации Москвы Андрей Постульгин на селекторном совещании Департамента образования, которое состоялось 1 июня 2017 года.

Узнать подробнее: https://dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/6098994.html

Московский центр качества образования: Московские школьники сдали ЕГЭ по обществознанию

Согласно расписанию проведения единого государственного экзамена 2017 года 5 июня состоялся ЕГЭ по обществознанию. Заявления на участие в ЕГЭ по обществознанию подали более половины выпускников текущего года. Как и в предыдущие годы, обществознание является самым востребованным предметом по выбору.

  • Читать далее: https://mcko.ru/articles/935
  • Московский центр качества образования: Около 19 тысяч московских школьников сдали единый государственный экзамен по физике и литературе
  • «На сдачу единого государственного экзамена по физике были зарегистрированы 11 843 участника, на экзамен по литературе заявлен 7 071 участник», – рассказал руководитель регионального центра обработки информации Москвы Андрей Постульгин.

Для проведения экзаменов было подготовлено 110 пунктов проведения экзаменов (ППЭ), расположенных в образовательных организациях города, а также пять ППЭ на дому для участников с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения прозрачности процедур проведения ЕГЭ пункты проведения экзаменов оборудованы системой видеонаблюдения.

Читать далее: https://mcko.ru/articles/940

Московский центр качества образования: Заместители директоров школ защитили проекты по оценке качества образования

Защита проектов по итогам курса профессиональной переподготовки «Менеджмент системы качества образования» состоялась 30 мая 2017 года на базе Центра независимой диагностики Московского центра качества образования. Курсы проходили для заместителей директоров школ по управлению качеством образования.

Узнать подробнее о курсах и мероприятии: https://mcko.ru/articles/939

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Москвичи смогут подписаться на онлайн-уведомления о результатах ЕГЭ и ОГЭ

Москвичи смогут получить автоматические уведомления о результатах государственной итоговой аттестации (ГИА). Сервис запустили на портале mos.ru и в мобильном приложении «Госуслуги Москвы». Участники экзаменов и их родители теперь могут заранее подписаться на получение результатов ГИА (ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ).

Читайте далее: https://www.mos.ru/news/item/24675073/

  1. «Вечерняя Москва»: Москва стала лучшим регионом, внедряющими инновации в школах
  2. По итогам исследования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» было выявлено, что Москва стала лучшим регионом, внедряющими инновации в школах.
  3. Об этом сообщил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

— В инновационных регионах уже сегодня создана современная образовательная экосистема. Это лидеры, чьи модели развития образовательной инфраструктуры могут стать ориентиром для остальных субъектов Российской Федерации. Усилия этих регионов уже дали свои плоды. Москва — лидер по результатам проведенного исследования, — сказал он.

Подробнее: http://www.vm.ru/news/387377.html

  • Учительская Газета: Новое мобильное приложение поможет абитуриентам найти информацию о вузах
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» при поддержке Минобрнауки России разработал и запустил новое приложение «Поступай правильно», призванное обеспечить доступ всех желающих к информации о вузах России, которые ведут набор студентов в 2017 году.
  • С помощью приложения пользователи могут найти контакты приемной комиссии вуза, сведения об аккредитации, специальностях и направлениях подготовки, стоимости платных услуг, результатах приема прошлых лет, участии университета в различных рейтингах.

Читать подробнее про приложение: http://www.ug.ru/news/22017

«Мел»: «Мастерславль» откроет детскую лабораторию для знакомства с профессиями в сфере IT

Интерактивный развивающий проект «Мастерславль» открыл новую мастерскую — детскую лабораторию Связи и Интернета. В лаборатории дети смогут познакомиться с профессиями в сфере IT-технологий.

  1. Читать далее: http://mel.fm/novosti/9048275-masterslavl-otkroyet-detskuyu-laboratoriyu-dlya-znakomstva-s-professiyami-v-sfere-it-tekhnology
  2. Темоцентр: Москвичей приглашают увидеть класс 3D-моделирования на выставке «Техносфера современной школы»
  3. Подготовиться к сдаче нормативов ГТО, узнать, что такое класс 3D-моделирования и увидеть, как проходят интерактивные уроки — москвичи смогут на открытой выставке «Техносфера современной школы» ежедневно с 10:00 до 20:00 в Московском центре технологической модернизации образования.
  4. На отдельной части выставки школьники и родители смогут придумать разные варианты проведения занятий по робототехнике и мехатронике, или посоревноваться в искусстве управления и ловкости.

Далее: http://temocenter.ru/press-tsentr/news/all/60871-2017-06-08-10-30-07.html

Педсовет: Ректор ВШЭ: главной функцией учителя будущего станет воспитание

В ближайшем будущем в современной школе произойдет перестановка акцентов, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Традиционное рутинное образование потеряет ключевые позиции, главными же функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов, заявил он на днях в ходе панельной дискуссии «Образование как стратегический ресурс развития страны» на Петербургском экономическом форуме — 2017.

Подробнее: https://pedsovet.org/beta/article/rektor-vse-glavnoj-funkciej-ucitela-budusego-stanet-vospitanie

«Учёба.ру»: Школьники начнут изучать основы кибербезопасности в этом году

В рамках интервью РИА Новости и радио Sputnik глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева рассказала о введении уроков кибербезопасности в школах. Изучать угрозы в интернете ребята начнут в этом году. Ведомство готовит программы по повышению квалификации педагогов.

Читать подробнее: https://www.ucheba.ru/article/4913

«Учёба.ру»: Специалисты отметили главные тенденции в образовании

В рамках Петербургского международного экономического форума прошла панельная сессия «Революция в образовании: готовы ли мы?».

Минобрнауки делает акцент на информатизации образования и запускает две ключевые программы «Российская электронная школа» и «Современная цифровая образовательная среда».

По словам главы ведомства Ольги Васильевой, школы и вузы находятся на пороге цифровой революции, и преподаватели должны быть к ней готовы.

Эти программы дадут педагогу технологии, «которые позволяют ему быть наставником для своих учеников, которые в этой „цифре“ уже рождены».

Далее: https://www.ucheba.ru/article/4908

«Учёба.ру»: Добиться цифровой грамотности

Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме поставил задачу добиться всеобщей цифровой грамотности. Он отметил, что необходимо сформировать новую гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни.

Россия будет создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики с использованием передовых технологий и разработок. В связи с этим в ближайшем будущем значительно увеличится выпуск специалистов в этой сфере. Для достижения всеобщей фировой грамотности потребуется серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях.

Далее: https://www.ucheba.ru/article/4907

Дайджест подготовлен Московским центром качества образования

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/kachestve-obrazovaniya-5-iyunya-11-iyunya/58175370/

5 трендов в образовании, которые формируют будущее

Если в прошлом мы тратили на обучение небольшую часть повседневного времени, то в будущем, время, которое нам придется выделять на обучение, существенно вырастет.

Именно обучение станет нашей доминирующей ежедневной активностью (ДЕА). Сейчас наша ДЕА — работа, телевизор, социальные сети, выживание, воспитание детей. Кстати, по данным Р. Флорида, приведенным в его бестселлере “Креативный класс”, средний представитель этого класса учится около 14 часов в неделю *). Это было почти 10 лет назад. 

Доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению ко всем остальным занятиям, с 1900 года прошлого века и до 2031 года. Обратите внимание, что после 2030 время, которое мы ежедневно тратим на обучение, возможно, резко упадет до 0. *)

Тренд №2 — обучение станет пожизненным

Если в прошлом мы учились только небольшую часть жизни, то в будущем нам придётся учиться всю свою жизнь.

На инфографике показано, как меняется доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению к остальной активности.

Мы можем проследить, как эта доля увеличивается за последнее столетие, и нарастает в будущем. Также мы можем видеть, как доля обучения меняется с возрастом, захватывая всё больше времени.

Мы начинаем учиться во всё более раннем возрасте, не прекращаем в зрелости, и продолжаем в пожилом возрасте.

Разными цветами показана доля времени, которое люди тратят на обучение, на протяжении жизни, в разные периоды за 100 лет и в будущем. К примеру, красный цвет показывает 2025 год, и разные возрастные категории. Здесь также виден Тренд №1 — обучение станет нашей основной деятельностью.

Тренд №3 — традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному

Проектное обучение полностью соответствует требованиям современности, поэтому его доля будет нарастать, вплоть до полного выдавливания классической университетской модели.

Лекционное обучение доминировало на протяжении 1000 лет, как удачная модель масштабирования, способная удовлетворить массовый спрос на квалифицированных специалистов.

В то время как индивидуальное проектное обучение оставалось всегда дорогим, и мало доступным, так как основано на менторстве.

 Менторство трудно масштабируется, поэтому всегда оставалось бутылочным горлышком, которое сдерживало рынок. Наше решение устранило это препятствие.

На графике показано, как менялось соотношение проектного и лекционного обучения на протяжении истории, и к чему эта тенденция приведет в будущем.

Тренд №4 — изменение моделей масштабирования образования

Индивидуальное обучение, основанное на индивидуальном плане и доступности менторов для каждого, постепенно заменит массовое коробочное образование.

На диаграмме показано развитие и угасание разных подходов к масштабированию образования, на протяжении истории и в будущем:

  • Классический лекционный аудиторный подход в школах и ВУЗах
  • Персональное наставничество (менторинг)
  • Персонализация и индивидуальная образовательная траектория
  • Дистанционное обучение
  • Дистанционный менторинг

Рассмотрим каждый подход отдельно

  • Развитие и угасание традиционного лекционного подхода, который выдавливается дистанционными форматами.
  • Жирная бежевая линия показывает развитие и угасание традиционного лекционного формата.
  • Угасание традиционного персонального менторинга через личные встречи.
  • Жирная синяя линия показывает угасание традиционного менторингового формата.
  • Стремительное развитие и угасание дистанционного обучения, основанного на копировании традиционного лекционного формата, который будет выдавлен персонализированным обучением и дистанционным менторингом.
  • Жирная красная линия показывает развитие и угасание традиционного дистанционного обучения.
  • Угасание и возрождение полностью персонального подхода к обучению, за счёт современных технологий, AI/Big Data.
  • Жирная зеленая линия показывает развитие персонализированного обучения.

Развитие дистанционного менторинга, как доминирующего формата обучения, который заменит все традиционные подходы, и удовлетворяющего всем современным требованиям. Технологии обеспечат доступный менторинг в режиме 24/7 любому.

Жирная жёлтая линия показывает развитие дистанционного менторинга.

Тренд №5 — смена технологий, которые изменяют образование

Все предыдущие тренды обеспечены развитием технологий, которые отменяют старые подходы и привносят новые возможности.

Здесь можно ясно видеть, как бОльшая часть обычного образования уйдёт в онлайн и в виртуальную среду, добавится персонификация, моделирование и прогнозирование карьеры, основанное на использовании искусственного интеллекта, и подходов Big Data. Наконец, в перспективе светит полная симуляция виртуальной реальности, как в фильме Матрица, а на закуску, мечта трансгуманистов — улучшение человека, его когнитивных способностей и возможная киборгизация.

Зачем, я всё это показал? Эти тренды демонстрируют технологии, которые обеспечат прорыв в образовании:

  • масштабируемый, доступный, дистанционный, полноценный менторинг для каждого;
  • моделирование и прогнозирование индивидуальной учебной траектории, которая становится синонимом карьеры — по сути моделирование судьбы…
  • advanced training protocols (тренинговые протоколы), основанные на нейропластичности, способные изменять топологию нейронной сети мозга и, тем самым, кардинально увеличивать скорость и глубину обучения.

Именно эти направления я вместе с партнерами скромно развиваю в рамках проекта Serendipity University. Некоторыми направлениями я начал заниматься почти 25 лет назад, какими-то значительно позже, но так или иначе, один период завершился, и начинается следующий, когда я снова привлекаю финансовые ресурсы, чтобы вывести на образовательный рынок уникальный продукт.

* — Это означает, что нейрофизиологические и психофизические улучшения человека достигнут такого уровня, что каждый будет постоянно подключен к общей базе знаний, а процесс обучения будет происходить в реальном времени. Т.е. с этого момента человек “перестанет

Источник: https://hr-portal.ru/article/5-trendov-v-obrazovanii-kotorye-formiruyut-budushchee

Ссылка на основную публикацию