В россии будут преподавать сектоведение

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина анонсировала разработку пакета антисектантских законов. Цель – защита россиян от мошенников. Насколько она достижима, какие секты угрожают России, кто и зачем их финансирует, разбиралась «Наша Версия».

Итак, в России начинается новый крестовый поход. Теперь против сектантов. А поведёт нас в бой неистовый сенатор Елена Мизулина. Уже провозглашено, что это будет масштабная баталия против коварного врага, который пробрался в самые тонкие сферы – умы россиян.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Но мы пойдём на него с открытым забралом, широко озвучивая каждое намерение и каждый шаг. Конечно, проанонсированные заранее боевые действия несколько похожи на пиар-акцию военачальников и могут вызвать сомнения в конечном результате похода, но ведь бывает и так, что предварительная канонада заранее предопределяет победу.

Если, конечно, цель благая и соответствует заявленной. Так – победим?

Востребованный бред

Атака на сектантство стартовала в ходе круглого стола в Совете Федерации, темой которого стало «Повышение уровня законодательной защиты российских граждан от мошеннических действий деструктивных сект».

Представительство для мозгового штурма подобрали мощное: члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, специалисты с многолетним опытом работы по проблеме сектантства от Министерства юстиции, учёные и эксперты-сектоведы, представители РПЦ, общественных организаций.

По итогам круглого стола будет создана рабочая группа, которая систематизирует уже поступившие предложения и приступит к подготовке пакета законопроектов по борьбе с деструктивными сектами. И не только.

Возможно, даже не дожидаясь принятия законов, в МВД будет создано специальное «антисектантское» подразделение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Все в вуц: как изменятся военные кафедры в вузах

Оценим за полчаса!

Такая оперативность вызвана настоящим разгулом деструктивных сект, который наблюдается в последнее время на фоне определённого правового вакуума.

Открывая дискуссию, Елена Мизулина рассказала: «По имеющимся экспертным оценкам, в России сейчас действует порядка 500 деструктивных сект. Ситуация осложняется и тем, что в российском законодательстве как такового понятия «секта», тем более «деструктивная секта», не существует.

Современные секты маскируются под различные организации, проводящие психотренинги, семинары по развитию лидерских качеств, отдельные умельцы рассказывают, как выжить, если наступит конец света, или, например, как телепортироваться на другие планеты, желательно вместе с имуществом.

Причём на удочку мошенников попадаются очень разные люди. Используя различные психотехники, сектанты лишают людей воли, а после и имущества. Я хотела бы особенно подчеркнуть, что, объявляя войну деструктивным, тоталитарным сектам, нельзя допустить наступления на традиционные религиозные организации.

В их лице мы получим сильных союзников в борьбе с мошенниками».

Конечно, правоохранители всё-таки действуют. За последние два года в России были запрещены и ликвидированы на основании судебных решений 52 сектантские организации, действовавшие в 24 регионах. Для этого законодательной базы хватило.

Однако даже эти ликвидации не остановили разгул сектантства, отчего проблема приобрела реальную угрозу.

Причём удивительно, что любой, даже самый невероятный бред не только востребован, но и приносит продвигающим его в массы личностям фантастические прибыли.

В России будут преподавать сектоведение

Людмила СТЕБЕНКОВА, депутат, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы:

– Известно, что в моменты кризисов – экономических в стране или своих личных – люди угнетены, часто испытывают дефицит общения и становятся лёгкой добычей для всевозможных «ловцов душ», даже зная, что тем самым только умножат свои проблемы.

В такой момент участие, даже показное, даже видимость участия, для них важнее всего. Но ни к чему вроде бы не обязывающий разговор может стать роковым: мошенники, которые выходят на охоту за людьми, часто владеют методиками зомбирования.

Я глубоко верующий человек и всегда знаю, где получу поддержку и новые силы. В церкви. Вот только ни батюшка, ни депутат, ни любой другой неравнодушный человек не станут приставать на улицах к прохожим, не пойдут по квартирам с предложением своей помощи. А мошенники – станут. Но как нам защитить людей от такой напасти?

Конечно, нужны законы. Это необходимый инструмент защиты людей от деструктивных сект. Чрезвычайно актуален сегодня закон о психологической помощи, чтобы и граждане и правоохранители могли чётко различать тренинги, которые сейчас предлагаются в огромном количестве.

Как без помощи специалиста понять, это полезный или хотя бы невредный тренинг или ещё одна форма психического подавления личности с помощью специальных методик? Работа над этим законом коснётся очень тонких сфер, для нёе потребуются профессионалы высочайшего уровня.

Здесь важно не ополчиться на всех психологов скопом и не наломать дров.

Лола и Лолита

Ведущий российский исследователь современного религиозного сектантства профессор Александр Дворкин рассказал в Совете Федерации об истории проблемы: «Массовое нашествие сектантов в России началось в конце 80-х годов, с началом развёрнутой перестройки.

Попытки государства бороться с ними были неудачными. Во-первых, было сильно внешнее давление со стороны определённых стран, лоббирующих интересы этих организаций. Их цель заключалась в раздроблении нашей национальной идентичности.

Во-вторых, мешала несформированность гражданского общества».

Мешала и слабая информированность. Пострадавшие от деструктивных сект пытались выбраться из своего тупика в одиночку, стыдясь огласки и опасаясь насмешек. В результате размеры катастрофы, уровень опасности долгое время оставались за пределами информационного поля. Теперь ситуация изменилась.

Люди начали рассказывать свои истории, потому что поняли: это поможет уберечь других от рокового шага. В качестве пострадавших на круглом столе убедительно выступили Лолита Милявская и жена участника группы «Иванушки Интернешнл» Лола Андреева. Мужа известной певицы, как поведала она, «зомбировали» в одном из столичных «тренинговых центров».

«Буквально за пять дней человек превратился в совершенно чужого. Изменились поведение, психика, даже почерк. Нам повезло, и эта история для нашей семьи – со счастливым концом», – рассказала Лолита. История Лолы Андреевой началась вполне безобидно – девушка увлеклась психологией.

Однако в результате сама стала объектом манипуляций и была вовлечена в секту. Дело едва не закончилось трагедией.

фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Единство сект и бизнеса

Тот факт, что дело вполне может закончиться плохо, буквально на следующий день после круглого стола в Совете Федерации косвенно подтвердил трагический случай, произошедший в Новочеркасске.

Собственник компании ВНИКО Владимир Надтока покончил с собой, выстрелив в голову из ружья. Сообщается, что он имел проблемы с бизнесом – взял в банке кредит 30 млн рублей для развития бизнеса, а вовремя выплатить сумел лишь 12 миллионов.

Однако знавшие его люди говорят: кредит – сущая мелочь для крупной компании с 25-летним стажем успешной работы и такими партнёрами, как «Газпром», «Роснефть» и другие. Возможная причина суицида – проблемы не с бизнесом, а с самим коммерсантом.

Он очень изменился после того, как посетил семинар одной из компаний,

По теме

по-видимому связанных с сайентологами. Если верить информации сайта 161.

ru, то можно узнать, что, по словам его жены, после этого в коллективе начались необъяснимые процессы: «Он привёз из Москвы схему внутренней структуры предприятия, которая очень похожа на систему организации сайентологической церкви.

Там имеются странные подразделения, например отдел понимания. Вместо нормальной работы началась какая-то бессмысленная деятельность: все пишут объяснительные, служебные записки, приказы и прочие бумаги. А результат нулевой».

Бывает, что о компании не говорится вроде бы ничего криминального, однако красивая упаковка порой может скрывать самую страшную начинку.

Взять, к примеру, случай с владельцем финансовой корпорации «Уралсиб» Николаем Цветковым.

В своё время крупный коммерсант также увлёкся «позитивным мышлением», йогой и эзотерикой, сделав это учение в итоге основой корпоративной культуры компании. В итоге бизнес оказался на грани банкротства.

Не обошлось без потусторонних сил и в деле Нота-банка, с которым связывают найденные у полковника Дмитрия Захарченко миллиарды. Там появился новый фигурант – «потомственная ворожея Нона» Михай, которая, по версии следствия, давала советы другой фигурантке расследования – сестре гендиректора банка Ларисе Марчуковой.

Обеспокоенность возросшей в кризис активностью деструктивных сект и их подобий, маскирующихся под светские организации, наблюдается весь текущий год.

Ещё в январе забил тревогу глава комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев. По его словам, активность сект из-за кризиса выросла на 30%.

Сейчас в столице насчитывается около 80 сект и оккультных объединений.

«Они не только ходят по квартирам, а стали обзванивать людей, рассылать сообщения на мобильные телефоны, чего раньше не было», – подтвердила эту активность член президентского Совета по развитию гражданского общества и по правам человека Яна Лантратова.

В свою очередь, Александр Дворкин отметил, что на фоне кризиса оживились «Свидетели Иеговы»*, кришнаиты, мормоны, секта Светланы Пеуновой, которая выступает как политическая партия социал-демократического толка.

«Растёт число психокультов, которые действуют как тренинги и семинары, и так называемого коммерческого культа, где учат методам психологического насилия и контроля сознания», – рассказал Дворкин.

Психология, здоровье, спорт всё чаще появляются в названиях сект, вводя людей в заблуждение. Так, Школа дыхания, Школа психологического самоанализа под видом занятий проводят оккультные сеансы.

Кто финансирует секты?

Весной этого года в Думе уже обсуждалась возможность взять деятельность сект под контроль путём их сертифицирования. Тогда депутаты озвучили цифру: в сектах сейчас состоит до 800 тыс. граждан России.

Авторы инициативы также отмечали, что наиболее активные секты имеют центры в США и спонсируются оттуда. Председатель комитета по вопросам собственности в Думе прошлого созыва Сергей Гаврилов заявил о масштабе финансирования: около миллиарда долларов.

По его словам, большинство религиозных объединений превратились в полноценный прибыльный бизнес.

Причём финансирование, как правило, идёт не напрямую, а через миссионерские проекты. Среди них, например, может быть изготовление учебных пособий для школ. Часто сектантсткая литература проникает в страну под видом помощи инвалидам. Такие пособия распространяют через почтовые ящики, раздают на улице.

Но главный смысл работы секты заключается в получении прибыли, которая достигается за счёт «сравнительно честного отъёма денег у граждан». Тут уместно вспомнить так называемого бога Кузю, у которого при аресте нашли 43 млн руб-

лей и документы на десятки квартир, оформленных на его имя (на фото слева).

Если расцвет сектантства – неприятное сопровождение кризисов, тогда получается, что объявленный поход – это наступление на симптомы, а не на саму болезнь.

В секты люди приходят в основном из-за недостатка внимания к себе, от отчаяния и невозможности получить помощь. Государство вполне в состоянии восполнить этот пробел.

Сможет ли и, главное, захочет ли? Или же методы борьбы сведутся к карательным мерам?

  • КОНКРЕТНО
  • Специалисты определили своеобразный рейтинг организаций, активно работающих с деньгами населения, действующих на территории России. Вот топ-6 из них, по версии Александра Дворкина:
  • Неопятидесятники, или харизматики

Это самое распространённое движение в России, насчитывающее до 300 тыс. членов, пришло к нам из США, где называлось «Движение веры». Его основатели: семейство Хейгин – дед, отец и внук, а также Кеннет Коупленд, Бенни Хинн, Йонги Чо, Ульф Экман и другие.

Адептам объясняют: чтобы разбогатеть, нужно давать деньги, и чем больше дашь, тем быстрее разбогатеешь.

Сайентологи

Одна из самых мощных международных структур. В Москве и России действуют десятки организаций под разными названиями: «Сайентологическая церковь Москвы», «Центр дианетики» и так далее. Организацию в 50-х годах прошлого века придумал американский писатель-фантаст Лафайет Рональд Хаббард. Её головной центр находится в США.

Наш мир обречён на уничтожение, внушают руководители организации своим адептам. Но, к счастью, человек существует не только физически. За пределами тела и ума находится основной элемент нашей личности – тэтан.

Если с помощью дианетики стать совершенным человеком, то можно научиться оперировать своим тэтаном. Курсы дианетики и сайентологии стоят несколько сотен тысяч долларов.

По подсчётам экспертов, общий доход организации – 3–5 млн долларов в день.

Кришнаиты

В общежитии (ашраме) московского центра «Международное общество сознания Кришны» (МОСК) проживает несколько десятков человек, а всего в России их 3–4 тысячи. В 2004 году кришнаиты получили от московской мэрии участок земли на Ленинградском шоссе для строительства самого большого в Европе храма. Но в итоге мэр отозвал свою подпись, так как реакция москвичей была крайне негативной.

Муниты

Это тоже международная империя, которая существует под массой имён: «Академия профессоров за мир во всём мире», «Женская федерация за мир во всём мире» и так далее. Организацию в 50-х годах создал кореец Сан Мен Мун. Теперь он руководит ею вместе с супругой, проживая в США. Её члены живут группами по 5–10 человек. Пытаются найти средства, работают, а все доходы отдают семье Муна.

«Анастасия»

Её адепты живут «экологическими» поселениями по всей России, в том числе и в Подмосковье. Саму Анастасию никто не видел – её представляет некто Пузаков под псевдонимом Мегрэ. Он якобы однажды встретил в тайге сверхженщину Анастасию, род которой всегда жил отдельно от всего человечества.

Адепты продают свои квартиры, чтобы жить «на земле» и сажать кедры, в которых таится спасение России. Сам Мегрэ торгует «священным» кедровым маслом, амулетами и получает взносы в размере 30 тыс. долларов с носа за право жить «на земле».

Говорят, что сам Пузаков живёт в трёхэтажном тереме в общине под Владимиром.

Читайте также:  10 вопросов про инклюзивное образование

Учение Григория Грабового

После осуждения лидера организации его паства сократилась в 10 раз. А в 2003–2005 годах грабовистов в стране было не менее 50 тысяч. Организация имела густую сеть филиалов не только в России, но и в СНГ, и в дальнем зарубежье.

Грабовой утверждал, что может воскрешать людей и даже научить этому своих последователей, но за большие деньги.

Источник: https://versia.ru/zakonodateli-popytayutsya-ochistit-rossiyu-ot-sekt

«В борьбе с сектантством чрезвычайно важен святоотеческий опыт». Беседа с преподавателем сектоведения, доцентом МДА Романом Конем / Православие.Ru

Роман Конь. Г.Балаянц / Православие.Ru

– Роман Михайлович, расскажите, пожалуйста, о ваших первых шагах к Богу, к вере.

– Я не помню себя неверующим благодаря моей семье, где все были верующими.

– Какое образование вы получили? И как сложилось, что вы стали преподавать предмет «Сектоведение»?

– У меня высшее техническое и богословское образование. После окончания Московской духовной академии я поступил на Высшие богословские курсы при Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии.

Заведующий курсами профессор Алексей Ильич Осипов предложил мне заняться изучением сектантства, а тогдашний глава ОВЦС митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, утвердил выбранную для меня специализацию. Так что я стал заниматься сектантством, выполняя послушание церковного руководства.

Затем я был зачислен на работу в ОВЦС, где продолжал заниматься сектоведческой тематикой, и в 1996 году ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений предложил мне читать курс сектоведения в семинарии и академии.

  • – С какого времени можно отсчитывать существование такой сферы знания, как сектоведение?
  • – Изучение сектантства и борьба с ним восходит к апостольскому времени в истории Церкви, к моменту появления первых сект – так на латыни именовались ереси.
  • – А когда преподаваемая вами дисциплина появилась в учебных планах российских духовных школ?

– Кафедра сектоведения в системе академического богословского образования РПЦ появилась в 1912 году. До учреждения кафедры сектоведческая тематика изучалась в рамках истории и обличения русского раскола и непродолжительное время в курсе истории и обличения западных исповеданий.

Появлению кафедры сектоведения содействовало сразу несколько обстоятельств.

Важнейшими были: увеличение количества сект и числа их последователей в конце XIX – начале XX века, а также отсутствие у выпускников семинарий специальной подготовки для противостояния сектантству, тем более в таких масштабах, и, наконец, изменение в 1905 году законодательства, регулирующего деятельность сект в России: согласно Манифесту о свободе совести, государство отказывалось от прежде добровольно взятых на себе обязательств по борьбе с сектантством, и Церковь должна была выполнять свои задачи, полагаясь только на свои силы.

– Как в сектоведении соотносятся теоретическая и прикладная составляющие?

– В сектоведении как богословской дисциплине не может быть теории, не имеющей отношения к прикладной деятельности. Возьмем, к примеру, слово «секта». В зависимости от того, какое содержание вкладывается в него, будет строиться и работа с сектантами.

Если в них видят нерелигиозную группу, мафиозную структуру, «лохотрон», то борьба с такой организацией не предполагает богословских знаний. И наоборот, если секты – это религиозные группы, то противостояние им должно вестись преимущественно в богословской плоскости. Поэтому деление на теоретическую и прикладную составляющие неудачно.

В данном случае уместнее говорить о первой части как о введении в проблематику сектоведения, и такое введение будет определять конкретные формы работы с сектантами.

Помимо этого, вводный курс лекций предполагает выявление различных влияний на русское сектоведение и соотнесение этих заимствований с критерием истины – со святоотеческим опытом борьбы с лжеучениями, что также напрямую касается методологии исследования и борьбы с сектантством.

Поскольку секты являются предметом изучения и светской науки, то студент духовной школы должен быть знаком и с ее подходом. Обзор разных подходов к природе сектантства требует достаточно много времени, но без этого цикла лекций подготовить хорошего специалиста по сектоведению невозможно. Кроме того, называть изучение конкретных сект практической частью тоже неправильно. Сектоведение предполагает богословский подход к разным заблуждениям, их опровержение и раскрытие истин Православия применительно к ним.

  1. – На какие разделы делится курс сектоведения?
  2. – Курс сектоведения состоит из двух неравных по объему, но равноценных по значимости частей: введения в сектоведение и изучения и опровержения заблуждений конкретных сект.
  3. – Какие темы из читаемого вами курса вы считаете наиболее сложными для студента духовной школы?

– Сектоведение преподается в семинарии после изучения курса истории Церкви и основных богословских дисциплин. В ходе этих занятий студенты видят системность, всесторонность, непротиворечивость в структуре православного богословского знания, его историзм.

При изучении сектантства они встречаются, как правило, с отсутствием и явным пренебрежением историзмом, с фрагментарностью и избирательностью сектантских богословских построений, с их непоследовательностью, субъективизмом религиозного опыта, который выдается за полноту истины.

Поэтому одна из проблем при изучении сектантства состоит в необходимости преодоления интеллектуального и психологического отторжения при изучении подобных доктрин.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших научных и методических работах, посвященных сектоведению.

– Один из моих принципов состоит в следовании святоотеческому подходу в изучении и опровержении лжеучений и критическому отношению к разным сектоведческим теориям, открыто декларирующим пренебрежение к ним как устаревшим и несовременным.

Более подробно об этом можно узнать в моей книге «Введение в сектоведение». Если кому-либо она недоступна в печатном виде, то ее электронная версия находится на сайте Нижегородской духовной семинарии.

Ее можно свободно скачивать и размещать на своих сайтах и в электронных библиотеках.

– Какие из существующих учебных пособий по вашему предмету вы рекомендуете студентам духовных школ?

– Современных учебных пособий с грифом Учебного комитета РПЦ у нас пока нет или же они представляют собой редкость – это касается не только пособий по сектоведению, но и по другим дисциплинам.

В такой ситуации можно использовать любую литературу, если она отвечает критериям объективности и достоверности изложения истории сект и их доктрин и если в ней дается православный анализ сектантских заблуждений. В остальных случаях литература по данной теме нуждается в х и дополнении.

Вводный цикл лекций в сектоведение я преподаю по своей книге «Введение в сектоведение». Для остальных тем приходится использовать материал из различных источников. Как показывает практика, многое из необходимой литературы студенту или труднодоступно, или же у него не хватает времени на ее освоение.

Поэтому им приходится конспектировать лекции и по ним готовиться. Отчасти этот пробел будет восполнен моей новой книгой, которая, надеюсь, появится в конце этого или начале следующего года.

– Скажите, как появился термин «секта» в русском богословии?

– Термин «секта» в русском богословии появился со второй половины XVIII века, но стал активно использоваться со второй половины XIX века.

Одни считают его прямым заимствованием из католического богословия, другие – из протестантского, но в обоих случаях он использовался в значении «ересь» применительно к заблуждениям, возникшим в христианском мире. В настоящее время этот термин распространяется и на группы, возникшие за пределами христианства.

Поэтому секты следует различать по происхождению: если секта имеет христианские корни, то она не что иное, как ересь; если же она вышла из нехристианской среды, то она – типичное язычество.

– Как современные исследователи трактуют понятие «тоталитарная секта»?

– Наряду с церковным подходом к сектантству в России появилась занесенная из светского западного антикультового движения теория тоталитарного сектантства, которая претендует на богословскую и церковную, но при этом полностью игнорируется святоотеческий подход к сектантству как несовременный и устаревший.

Считается, что тоталитарные секты не религиозны по своей природе, но используют религиозную риторику для сокрытия своих криминальных целей, что они представляют собой мафиозные структуры, которые путем психотехнологий делают людей сектантами помимо их воли и без их согласия, выкачивают из них деньги и хотят захватить власть. Теория тоталитарного сектантства появилась во второй половине XX века и к этой категории причисляет практически все группы, которые прежде именовались просто сектами, за исключением баптистов. Главная идея этой теории – «промывания мозгов» – эмпирически не подтверждается, и, следовательно, она неадекватно описывает природу сектантства. Кроме того, рассматривая секты как нерелигиозные группы, она переводит полемику с ними из богословской в психологическую, медицинскую и правовую плоскость, тогда как свидетельство о Христе, наряду с богословским опровержением заблуждений о Его деле, и спасение людей составляют единственное предназначение Церкви.

– Как бы вы охарактеризовали общие, основные методы работы сектантов? Какие психологические приемы они используют? Почему человек бросает семью, работу, отдает имущество и следует за лжеучителем?

– Главным виновником сектантства Христос называет диавола, изобретающего лжеучения для погибели людей, а в апостольских посланиях детализируются условия, способствующие распространению этих заблуждений: ревность не по разуму о своем спасении, гордость, высокомерие, духовная прелесть, увлечение лженаукой и лжефилософией, порабощенность плотским похотям и страстям, нравственная распущенность. Весьма образно о развитии ересей высказался блаженный Феодорит Киррский. Он говорит, что диавол избирает людей, достойных его энергии, надевает на них в виде личины наименование христиан и через них, как бы медом помазав край чаши, преподносит людям яд лжи. Причины происхождения сектантства, по мнению русских миссионеров, коренятся не в каких-либо внешних – исторических, культурных, социальных или бытовых – условиях жизни человека, не вне его, но в самом человеке.

– Какие секты угрожают сегодня России?

– К наиболее распространенным в России сектам относятся иеговисты, пятидесятники и харизматы, баптисты и адвентисты. Они охватывают около 600 тысяч человек. Наряду с ними действует малочисленные, но весьма активные и/или агрессивные сайентологи, кришнаиты, мормоны, богородичники, виссарионовцы, а также языческие группы. Весьма многочисленным является оккультное движение.

– Как все же может устоять перед сектантом человек, который не обладает достаточными знаниями о сектах?

– Это зависит от многих факторов, и каждый случай будет индивидуальным. Одно дело, когда человек, хотя и неверующий, прислушивается к голосу Церкви, к ее во многом формирующим общественное мнение оценкам деятельности сект, другое – когда он полагается на свои чувства и свои предпочтения.

– Имеются ли сейчас в российском законодательстве акты, ограничивающие сектантскую деятельность?

– В 1997 году был принят закон, регулирующий деятельность сект в России, однако он несовершенен, и некоторые ограничения, налагаемые на деятельность сект, можно обойти. С другой стороны, все религиозные группы, как получившие регистрацию, так и незарегистрированные, обязаны соблюдать российское законодательство.

– Что вы можете сказать об организациях, которые в настоящее время занимаются антисектантской деятельностью? Насколько эффективна их работа?

– В России существуют два типа антисектантских организаций: одни работают, используя опирающийся на святоотеческую методологию церковный подход к сектантству, другие – на светскую методологию западного антикультового движения.

Первый подход представлен возглавляемым священником Олегом Стеняевым московским Центром реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий. О его эффективности можно судить по сотням присоединяемых ежегодно к Церкви и прилагаемых к спасаемым людей.

Но по этому критерию сложно что-либо сказать об эффективности вторых, хотя бы потому, что их статистика неизвестна.

– А лично вы ведете какую-либо практическую деятельность, направленную против сектантского движения? В чем она заключается?

– Я преподаю сектоведение и иногда организую в рамках учебного процесса диспуты с сектантами с участием студентов.

– Известно, что активные, действующие сектанты никогда не идут на контакт со священнослужителями Православной Церкви. В связи с этим хочется задать, может быть, неожиданный вопрос: в чем же тогда польза изучения предмета «Сектоведение» для будущего пастыря?

– Не могу говорить за всех священнослужителей, но, насколько мне известно, священник Олег Стеняев с такими проблемами не сталкивается. За все время моего изучения сектантства только руководитель РОСХВЕ Сергей Ряховский в последние годы избегал встреч со мною. С другими харизматами, даже с иеговистами и сайентологами, у меня таких проблем не возникает.

Источник: https://www2.pravoslavie.ru/34709.html

Преподают ли в школах России религиоведение? Или проводятся какие-то лекции, направленные на то, чтобы уберечь детей от вступления в секту?

Религиоведение, сюрреализм, эзотеризм и моды в культуре. Египтология.  ·  

Религиоведение — дисциплина ВУЗовская и светская (не про-религиозная и не антирелигиозная).

Не существует учебника по религиоведению (не ОРКСЭ), адаптированного для школ, который бы был одобрен основными кафедрами религиоведения России (на обложке вопроса — учебник из Казахстана).

Вероятно, где-то проводятся школьные курсы, которые так называются, но это местные инициативы и об их квалификации судить трудно. Есть учебники, написанные с православной точки зрения, но светское религиоведение не признаёт их религиоведческими.

Перечень террористических организаций можно найти здесь: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm Так называемых сект среди них — разве что Аум Синрикё. Экстремистские организации и экстремистская литература — это другое. Хранить дома и читать в общественных местах экстремистскую литературу НЕ запрещено.

Нетрадиционные религиозные организации в современной России находятся под большим административным давлением и их миссионерская деятельности почти нулевая. От лекций православных священников, сектоведов (и им сочувствующих) больше вреда, чем пользы. Они просто запугивают население историями, подлинность которых невозможно установить.

Есть простой тест на опасность сектантской деятельности в вашем регионе. Некуда не глядя назовите пять сект. Если не справились — ваше представление об опасности «сект» сильно преувеличено.  Если какая-то организация нарушает законодательство, то неважно, религиозная она или нет — обращайтесь в полицию.

Юрист, изучаю Библию, интересы расширяются  ·  

Свидетели Иеговы — христианская религиозная организация. Ничего необычного по сравнению с другими религиями в их практике нет.

Обычные люди, которые встречаются в своих местах для поклонения для изучения в форме лекции(речей), обсуждения Священного Писания и совместных молитв, кроме того, каждый Свидетель занимается проповеднической деятельностью по своему желанию и возможностям. Свидетели Иеговы считают свою религию правильной.

Никаких методов распространения своих убеждений, кроме обычной дискуссии на библейские темы со всеми желающими, не проводят. Недобросовестные СМИ, как правило, пишут заказные отрицательные статьи относительно Свидетелей Иеговы и других, так называемых «религиозных меньшинств». Такие статьи представляют набор запугивающих терминов из лексикона антикультистов.

Иногда, это просто личное мнение автора, на которое он, конечно, имеет право. Редко можно встретить объективные статьи в СМИ последнего времени о Свидетелях Иеговы. Телевизионная пропаганда сильно влияет на неокрепшие умы 🙂 Тех кто немного знаком с историей Свидетелей Иеговы этим не удивить. Например религиовед С.

Иваненко в книге «О людях, никогда не расстающихся с Библией» писал: «На протяжении всей истории СССР Свидетели Иеговы подвергались репрессиям за свои религиозные взгляды, особенно в период сталинизма. Свидетелей Иеговы преследовали с особым ожесточением, так как в отличие от большинства религиозных организаций они не соглашались,чтобы государство контролировало их религиозную жизнь.

Поэтому они казались властям одной из наиболее опасных»антисоветских» организаций». » С 1991 г. Свидетели Иеговы одни из первых получили официальную регистрацию.

В дальнейшем перерегистрировались на основании изменившегося закона «О свободе совести и религиозных объединениях», а для этого как все зарегистрированные религиозные объединения подавали в экспертный совет сведения об основах вероучений и религиозной практике. Репрессированные в годы советской власти Свидетели были реабилитированы.

Сейчас, в связи с обострением политической и экономической ситуации в стране идет очередной виток борьбы с инакомыслием под видом борьбы с экстремизмом. Свидетели Иеговы, которые преследовались и преследуются в разных странах всеми тоталитарными режимами, просто не могли остаться в стороне от этого процесса в России.

Читайте также:  Многие знания: стоит ли идти на курсы довузовской подготовки?

Оставшиеся в стране правозащитники считают преследования Свидетелей за экстремизм неправомерным. Особые вопросы обычно вызывает политический и военный нейтралитет (неучастие в выборах и выбор альтернативной гражданской службы). Но это, заметьте, пока еще наши конституционные права. У нас по закону нет обязательного участия в выборах и обязательной военной службы для всех.

Также Свидетели Иеговы отказываются по своему желанию от переливания крови и используют альтернативные методы лечения, но ведь это тоже право пациента по закону. Более того, без письменного согласия любого пациента или его представителя никому не имеют право перелить кровь или ее основные компоненты. Свидетели Иеговы не справляют обшепринятые праздники и дни рождения, но и это не является обязательным по закону. Для того, чтобы стать Свидетелем Иеговы нужно знать, верить и применять в своей жизни библейские принципы, вести морально чистый образ жизни. Из Свидетелей Иеговы получаются ответственные, добросовестные, честные работники. Некоторые работодатели специально ищут для работы Свидетелей. У Свидетелей Иеговы, как правило, крепкие семьи. Что из всего этого на самом деле представляет опасность?

Прочитать ещё 4 ответаЕсли человек создан по образу и подобию божьему, то бога следует считать…  ·  

Экзорцизм — это процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из человека/места/предмета с помощью молитв, обрядов определённой религии.Соответственно, любой христианский обряд крещения человека/места/предмета можно считать экзорцизмом (шутка, на самом деле — не любой )

Если говорить серьезно.В частности, в православной церкви (как институте) существует экзорцист, который занимается так называемой отчиткой  — это отдельный высокий чин священника, считается, что не каждый может обладать таким даром и силой.

Таким образом, современная православная (да и католическая тоже) церковь (как институт) может считаться такой сектой/клубом.

Небольшая историческая справка

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение. Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnyj-ekzortsizm-v-sovremennoj-tserkvi.html

Прочитать ещё 1 ответкандидат физ.-мат. наук, доцент КубГУ  ·  

Я не атеист, но думаю, что принцип нейтрального воспитания примерно одинаков для всех. Я делал так: с самого младенчества по чуть-чуть рассказывал как устроен мир и откуда взялся человек с точки зрения науки.

Потом годам к 4-5 мы дошли до того, что на некоторые вопросы наука не дает ответа (например, как возникла Вселенная, что было до Большого взрыва, есть ли край у Вселенной и что за ним и т.д.). И уже тогда говорю, что пытаясь дать ответы на эти вопросы «многие люди верят, что …

» и рассказываю основные положения творения мира и возникновения человека с точки зрения христианства.

Говорить стараюсь от третьего лица, не навязывая своего мнения, а если ребенок спрашивает конкретно, то объясняю: «я верю/ не верю, потому что…», но не агрессивно, иначе ребенок перестанет задавать вопросы и просто примет точку зрения родителей как единственно верную.

Ну, как-то так.

Прочитать ещё 1 ответ

Тут много попутных уточнений, которые надо сделать. Насколько подготовленные и компетентные преподаватели будут проводить эти уроки? По каким программам? С какими акцентами? И т.п. Любую хорошую идею можно загубить никудышной реализацией.

Прочитать ещё 8 ответовПереводчик, литературный рецензент  ·  

Говорить о том, что в СССР в школе изучали логику — это легкое лукавство.    

Логика преподавалась во всех гимназиях Российской Империи с 1828 года. 

В СССР преподавание логики было отменено повсеместно в 1921 году (автор классического учебника Челпанов был уволен из университета «за невозможность ведения преподавания с марксистских позиций»), затем восстановлено указом Сталина от 3 декабря 1946 года и снова отменено в 1955 году в рамках борьбы со сталинизмом. Общеобязательным школьным предметом логика была в течение шести лет. 

Согласно воспоминаниям В.Ф Асмуса, автора первого советского учебника логики (1947 г.), причиной этой краткой логической оттепели было то, что Сталин пришел к выводу, что «комиссары совсем не умеют думать, их нужно научить логике».

Прочитать ещё 6 ответов

Источник: https://yandex.ru/q/question/prepodaiut_li_v_shkolakh_rossii_ili_kakie_2e9bfece/

РПЦ: активизация сектантов в России вынуждает принять специальную программу

2017-06-23T13:09+0300

2017-06-23T13:09+0300

https://ria.ru/20170623/1497153718.html

РПЦ: активизация сектантов в России вынуждает принять специальную программу

https://cdn22.img.ria.ru/images/29060/37/290603789_0:387:1535:1256_1036x0_80_0_0_cee367340e2e5deefcdb4b30693f0de6.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 23 июн – РИА Новости.

Межправославная образовательная программа по сектоведению на русском и греческом языках будет разработана в ближайшее время в связи с активизацией сектантского движения в России и других странах, к такому решению пришли участники международного совещания в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), сообщила в пятницу пресс-служба ПСТГУ.

В совещании приняли участие представители ряда поместных православных церквей, викарий патриарха Кирилла епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, сектоведы, религиоведы, профессора, преподаватели российских и зарубежных вузов. Участники заседания высказали озабоченность деструктивными явлениями в религиозной жизни России, а также обратили внимание на «текучесть» целого ряда новых сект, активно перемещающихся внутри славяноязычных стран. 

«На Дальнем Востоке до сих пор число зарегистрированных сектантских организаций превышает количество православных организаций. Важно, чтобы все наши программы имели антисектантское направление.

Когда человек услышит грамотный, квалифицированный ответ о Православии, у него будет прививка против сект и других религиозных учений», — сказал, в частности, епископ Пантелеимон.

По его словам, в области образования «особенно важно сотрудничество братских церквей – Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской и Греческой».

Епископ Карпасийский Христофор (Кипр) напомнил, что 10 лет назад была основана всеправославная сеть противосектантских организаций, которая ежегодно проводит конференции и другие мероприятия в разных странах.

Так, в сентябре в Польше пройдет десятая юбилейная конференция, которую будет принимать Польская церковь. Тем не менее, квалифицированных и грамотных православных специалистов по сектоведению, признал епископ Христофор, «катастрофически не хватает».

Новая программа, по его словам, должна готовить церковные кадры, которые будут специалистами в сектоведении.

И по мнению президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александра Дворкина, главной проблемой сектоведения на сегодня является нехватка кадров.

«Был в Греции известный сектовед протопресвитер Антоний Алевизопулос, памяти которого посвящена книга «Сектоведение», он умер, и в Греции у него не нашлось достойных преемников. Сейчас самое время для каждого из нас задуматься об этом.

Необходимо воспитать тех, кто продолжит наше дело», — сказал Дворкин, слова которого приводит пресс-служба ПСТГУ. 

Участники встречи договорились создать общую образовательную программу по сектоведению для людей, уже имеющих, как минимум, бакалавриат по теологии. Программа должна быть создана на двух языках – греческом и русском. ПСТГУ возьмет на себя обучение русскоговорящей аудитории. Грекоговорящая часть будет проходить обучение на Кипре. План новой учебной программы представил профессор Кристос Якову (Кипр).

Как ожидается, преподавание будет осуществлять международный профессорский состав из всех православных церквей. Специальный созданный комитет «соберется в ближайшее время и разработает детальную учебную программу для очно-заочных двухгодичных миссионерских курсов со специализацией по сектоведению», уточнили в ПСТГУ.

Источник: https://ria.ru/20170623/1497153718.html

Нижегородская Митрополия

Проблемы ересей и сектантства были актуальными на протяжении всей истории Церкви.

Для беседы об этом мы встретились со специалистом-сектоведом — доцентом Московской духовной академии и преподавателем Нижегородской духовной семинарии, кандидатом богословия Романом Михайловичем Конем.

Наша встреча состоялась спустя девять дней после трагической кончины иерея Даниила Сысоева, личности и подвигу которого мы не могли не уделить внимание.

— Роман Михайлович, отец Даниил был вашим учеником в Московской духовной академии. Каким он вам запомнился?

— Отец Даниил был студентом с живым, цепким умом. Он не был равнодушным и всегда поддерживал важные темы, которые затрагивались на лекциях, запомнился мне своими вопросами.

По окончании академии он успешно защитил на кафедре сектоведения кандидатскую работу об антропологии адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы и затем опубликовал ее в виде монографии.

Мы также встречались с ним после академии, в частности, в рамках студенческой конференции, посвященной теме свидетелей Иеговы, в Нижегородской духовной семинарии. Отец Даниил был человеком, преданным своему служению, и ясно и четко определял для себя цели и задачи своего служения.

Он всегда называл вещи своими именами, уходя от политкорректности, от модного слова „толерантность“, за которым нередко скрывается равнодушие или желание „заговорить“, но не решить проблему. Думаю, что эту духовную направленность он оставил нам в наследство, хотя я не всегда с ним соглашался. Теперь он убит, и убит за веру, за проповедь православия. И с нами останется то, что в нем было вечного.

— И, наверное, его опыт работы с сектантами будет плодотворно использован?

— Жизнь отца Даниила, его служение — а работал он как с сектантами, так и с представителями нехристианских религий — выявили одну очевидную вещь, которая является аргументом против тех, кто не желает вести полемику с сектантами с церковных позиций.

Сегодня продолжают оставаться популярными несколько подходов к сектантству, которые церковными назвать в полной мере нельзя. Те, кто придерживается такой методологии в работе с сектантами, зачастую апеллируют к тому, что аудитория, к которой они обращаются, не желает видеть священника, представителя Церкви.

О вреде сект, их деструктивности, по их мнению, нужно говорить не с богословских позиций. Что, кстати, намного проще сделать, потому что в ином случае нужно знать, по меньшей мере, две вещи — и православие, и сектантство.

Не желая входить в богословскую полемику, эти люди пытаются навязать светские методы и церковным миссионерам. Так вот, жизнь отца Даниила и его миссионерское служение опровергают это мнение.

— А что это за люди, которые не хотят слышать церковного мнения по этим вопросам?

— Как правило, это представители светских учебных заведений, школ, которые хотели бы предостеречь своих учащихся от опасности быть совращенными в секту, но в то же время в силу политкорректности не хотят, чтобы это предостережение исходило из православных позиций.

Объясняют это тем, что школа у нас светская, общество якобы поликонфессиональное, хотя на самом деле таковым его назвать нельзя.

И для таких аудиторий якобы нужен политически корректный, религиозно нейтральный лектор, который выделил только криминально-уголовную направленность сект, не противопоставляя сектантству истины православия.

— Есть такое мнение, что миссия в иной религиозной среде расшатывает хрупкий межконфессиональный мир, который сложился в нашей стране. Как вы на это смотрите?

— Я думаю, что православные и не православные так или иначе занимаются проповедью своих религиозных убеждений. Если высшее руководство об этом не говорит, то это не значит, что этой миссии нет.

Что касается православных, тут не может быть никаких канонических ограничений, потому что Христос заповедовал свидетельствовать о Нем всем народам. И думаю, что проповедь православия никак не может нарушить гражданский мир в стране.

Слово о Христе живо и действенно и привлекает людей к себе, люди обращаются в православие из нехристианских религий, и среди их единоверцев это вызывает недовольство.

Не имея возможности ответить на проповедь христианства, они идут на крайние методы и убивают миссионеров, как в случае с отцом Даниилом. Вопрос не в том, что он кого-то оскорблял, хотя иногда его формы проповеди и выражения могли быть очень резкими, — у них не было достойного средства ответить ему.

— Вы имеете в виду — на богословском уровне?

— Не то чтобы на богословском или интеллектуальном уровне. Я бы сказал, что они не могли противостать притягательной силе вечной жизни, которая проступала через немощное человеческое слово. Не могли противостать на онтологическом уровне.

Люди чувствовали, что слово о Христе — это слово о вечной жизни, о бессмертии, и это представляло для них угрозу. Человек чувствует всем своим существом, как говорят — сердцем, где правда Божия, а где ее нет.

Проповедь отца Даниила несла в себе жизнь вечную, и против этой жизни нельзя было ничего противопоставить. Но несомненно одно: его мученическая кончина дала мощный импульс к миссионерскому служению, она многих заставит задуматься о силе христианской проповеди.

Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что нападки на отца Даниила были вызваны тем, что в его словах ощущалось дыхание вечной жизни, и против этой жизни восстали те, кто поднял на него руку.

— Какова сегодня ситуация в стране с количеством сект по сравнению с той, которая была в первой половине 90-х годов ХХ века, когда мы наблюдали нашествие сект разного рода?

— Пик сектантской активности пришелся у нас на 1992–1994 годы, когда появилось большинство сект, которые мы сегодня встретим в реестре Минюста РФ. Конечно, секты и дальше продолжают появляться, но этот процесс не столь разнообразен и обширен. Что касается темпов развития сектантства, они сегодня гораздо меньше.

Некоторые секты по сравнению с 90-ми годами потеряли свое влияние или ушли в тень, например Международная церковь Христа (Бостонское движение), секта Муна. В середине 90-х это были достаточно активные группы. Сегодня у нас очень активно распространяются пятидесятнические организации и выросты из них — харизматы, а также свидетели Иеговы и разные оккультные группы.

У этих организаций наблюдается рост численности.

— Можно ли сказать, что вопрос решился в результате законодательных мер, ведь агрессия сект заметно поубавилась?

— Отчасти, да. До 1997 года в России был очень либеральный закон 1990 года, по которому любой человек, имея подписи десятка лиц, мог зарегистрировать устав религиозной организации. За этим уставом могли стоять любые общины, действенного контроля за которыми не было.

А закон 1997 года предполагает более серьезные требования к порядку регистрации религиозных организаций, предоставлению им соответствующего статуса, вводит временные ограничения в виде 15 лет существования общины.

Правда, многие сектанты обходят последний пункт, входя в так называемые централизованные религиозные организации в качестве ассоциированных членов. Это недостаток закона. Но я считаю, что при всех недостатках закона его положительная роль велика.

Однако в значительно большей мере спад сектантской деятельности произошел благодаря миссионерской и просветительской работе Церкви, особенно на приходском уровне, которая изо дня в день неутомимо и незаметно ведется все это время.

— А как вы прокомментируете поправки к этому закону, которые в настоящее время пытается ввести Минюст?

— Минюст предлагает ввести поправки, которые регламентировали бы миссионерскую деятельность в России. Предполагается, что каждый миссионер, проповедующий на улице, должен иметь от своей организации справку о том, что ему разрешено заниматься миссионерством от ее имени.

Но в том виде, в котором эти поправки были озвучены, они вряд ли будут продуктивными, потому что любой сектант будет иметь по пачке разрешений на миссионерскую деятельность, а будут ли такие справки у каждого православного человека, я сомневаюсь.

Такие вопросы требуют серьезной проработки.

— Могут ли в Церкви быть секты?

— Я считаю, что в Церкви не может быть сект. С богословской точки зрения, сектанты — это люди, которые изобретают новые лжедогматы или отвергают существующие. Если учение человека находится в серьезном противоречии с догматическим сознанием Церкви, то он сам от Нее отпал. В Церкви не может быть еретика, потому что он отпал от Церкви.

Нужно различать разные этапы роста ереси. Ересь зарождается как невежество, или сомнение в каких-то вопросах веры, или заблуждение, неправильное объяснение какого-то вероучительного вопроса, или как любопытство.

И до тех пор, пока потенциальный еретик или сектант не противопоставляет свое мнение церковному учению и не упорствует в своем заблуждении, назвать его сектантом или еретиком невозможно. Но если он продолжает упорствовать в своем заблуждении после неоднократных вразумлений, он становится таковым.

Сказать, что в Церкви есть сектанты, значит признать, что в мертвом теле есть жизнь. Например, случаи младостарчества — это не сектантство. В церковном опыте для этого существует свой термин — „прелесть“: „прелестное“ мнение о себе.

В таком состоянии может быть и мирянин, который считает себя весьма продвинутым в духовной жизни и может вразумлять священников и епископов. При этом он будет исповедовать все православные догматы, соблюдать устав, каноны и т.д. Здесь нет почвы для догматических разногласий, здесь разногласия по вопросам дисциплинарным и духовным.

— Роман Михайлович, почему вы стали заниматься сектами?

— Во время учебы в семинарии и затем в академии я не мог предположить, что буду заниматься сектоведением.

Но по окончании академии я поступил на высшие богословские курсы, как тогда именовалась аспирантура при отделе внешних церковных связей, и по рекомендации заведующего аспирантурой профессора Алексея Ильича Осипова председатель ОВЦС митрополит Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, благословил меня заниматься среди прочих тем сектантством. Затем я был принят на работу в отдел, где занимался протестантами в России, в том числе теми протестантами, которые для нас являются сектантами — баптистами, адвентистами и т.д. То есть это был не мой выбор, это решение я сделал по благословению священноначалия. Я занимаюсь этой темой с 1993 года. А в 1996 году ректор Московской духовной академии епископ Евгений (Верейский) пригласил меня читать лекции в МДА, с того момента я преподаю сектоведение.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Источник: https://nne.ru/roman-kon-nachalnoe-religioznoe-obrazovanie-khoroshaia-privivka-protiv-religioznykh-zabluzhdenii-i-sektantstva/

Ссылка на основную публикацию