Вожатых будут готовить в педагогических вузах

Вожатых будут готовить в педагогических вузах

26 июня  2018 года в Министерстве образования и науки прошло совещание по вопросу включения образовательных организаций среднего профессионального образования в проект по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, в котором приняли участие наши коллеги: Владимирова Татьяна Николаевна – проректор по связям с общественностью, Лесконог Наталья Юрьевна – директор ФКЦ по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Марусяк Дарья Михайловна– заместитель директора ФКЦ и Айсина Рания Рушановна – ведущий специалист ФКЦ.

Всех собравшихся поприветствовал Михеев Игорь Анатольевич – директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Игорь Анатольевич, пользуясь случаем, отметил хорошую работу окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в Сибирском федеральном округе (далее – ОКЦ СФО).

(ОКЦ СФО действует на базе Новосибирского государственного педагогического университета: в рамках всероссийского совещания ректоров ОКЦ СФО представил промежуточные результаты своей работы).

Колударова Ольга Павловна – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, рассказала о включении модуля «Основы вожатской деятельности» в основные образовательные программы сузов с сентября 2018 года.

Комарницкая Елена Анатольевна – заместитель руководителя Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», поддержала желание и готовность учреждений СПО внедрять модуль «Основы вожатской деятельности» и развивать проект «Всероссийская школа вожатых» в системе.

СПО.

От ОКЦ на совещании присутствовали и выступали, ОКЦ СКФО (Сотникова Наталья Николаевна, Ставропольский филиал МПГУ) и ОКЦ ЮФО (Зайцев Владимир Васильевич, Волгоградский государственный социально-педагогический университет и Калинин Александр Сергеевич, Волгоградский государственный социально-педагогический колледж), а также Колледж вожатых «Воробьевы горы» г. Москва (Сахнова Ирина Владимировна).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 20 по 26 марта

Оценим за полчаса!
  • В завершении совещания выступил Левченко Алексей Николаевич – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, который выразил готовность поддержать идею подготовки вожатых на базе сузов и проект «Всероссийская школа вожатых».
  • В заключении встречи директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России  Михеев Игорь Анатольевич подвел итоги совещания, поблагодарил присутствующих за проделанную работу и поручил подготовить письма на региональные министерства образования о включении учреждений СПО в проект.
  • Федеральный координационный центр по подготовке и
    сопровождению вожатских кадров
  1. Рассказать друзьям:

Источник: http://mpgu.su/novosti/v-suzah-budut-gotovit-vozhatyih-v-ramkah-proekta-vserossiyskaya-shkola-vozhatyih/

Кто работает с детьми в туристических лагерях

Вожатых будут готовить в педагогических вузах

А. Таранин

День 18 июня стал трагическим для 47 детей и четырех вожатых и инструкторов из карельского лагеря «Парк-отель «Сямозеро», которые отправились в плавание по Сямозеру в Пряжинском районе Карелии. Путешественников застиг шторм, два каноэ с детьми унесло далеко от берега, и они перевернулись.

Рафт с остальными детьми прибило к одному из островов. Погибло 14 человек, в том числе взрослый инструктор, которые шли на каноэ (данные Следственного комитета России). На руководителей, сопровождавших детей инструкторов и руководителя местного Роспотребнадзора заведены уголовные дела.

Как устроена система подготовки специалистов, работающих с детьми в стационарных лагерях и во время походов, и есть ли такая система вообще? Что за люди работают вожатыми и инструкторами в детских лагерях, на каких условиях они трудятся, кто и как контролирует их работу? «Ведомости» попытались найти ответы на эти вопросы.

Вожатый и инструктор-методист по туризму – специальности, которые государство признает официально. Они включены в единый квалификационный справочник, рассказал «Ведомостям» представитель Минтруда.

Каковы требования к вожатым и старшим вожатым? Такой специалист должен иметь среднее общее или высшее образование, пройти подготовку в области педагогики, обладать знаниями по психологии, уметь работать с детьми и организовывать отдых, знать правила трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности и т. п.

Специальность инструктора-методиста описана более детально. Специалист должен быть в состоянии разрабатывать технику туристических походов, изучать маршруты, оценивать их пригодность для конкретной группы.

В его обязанности входит подготовка маршрутных листов, графика походных мероприятий, сроков их проведения, расчет сметы расходов, инструктаж по соблюдению мер предосторожности и проч.

Иными словами, на плечах такого сотрудника большая часть ответственности за проведение похода.

У него обязательно должен быть диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности «физкультура и спорт», «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» или «туризм» и стаж работы не менее 2–3 лет. Кроме того, он должен пройти курсы инструкторов-проводников по одному из шести туристических маршрутов.

Впрочем, все это не более чем рекомендации, оговаривается представитель Минтруда, в требования они превращаются только в тех случаях, когда государство предоставляет работнику какие-либо льготы, гарантии или компенсации.

Но это теория, а на практике каждый лагерь нанимает сотрудников так, как считает нужным.

По словам члена Национальной академии туризма Сергея Менделевича, руководство лагеря получает разрешение Роспотребнадзора на его организацию, но эта служба проверяет только соблюдение санитарно-технических требований, наличие медперсонала и т. п.

, а квалификацию вожатых и инструкторов – нет. Фактически каждый лагерь создает собственную систему найма сотрудников, подтверждает пресс-секретарь сети частных лагерей «Большое приключение» Вячеслав Венидиктов.

Вся ответственность за уровень квалификации вожатых и инструкторов лежит на руководстве лагерей, так как единых стандартов или госаккредитации специалистов не существует, утверждает он: «Это как с мороженым: можно производить его по ГОСТу, а можно на основе ТУ».

Как правило, лагеря берут на работу тех, кто отучился в организованных ими же специальных школах подготовки вожатых. Например, сотрудники лагеря «Остров героев» (занимается детским активным туризмом с 2009 г.

) читают лекции и проводят практические занятия для всех желающих, рассказывает старший менеджер лагеря Татьяна Малугина.

Объявления о наборе размещаются в интернете, занятия начинаются в сентябре, на первое собеседование приходит от 50 до 100 претендентов в возрасте от 21 года, около 20% моментально отсеиваются. Затем в течение девяти месяцев будущим вожатым читают лекции.

Два-три раза они участвуют в сборах. В итоге 20–30 человек трудоустраиваются в «Остров героев» – однако не все из них остаются работать с детьми, говорит Малугина: нередко после первых 2–3 дней работы становится ясно, что вожатый к этому не готов.

8,46 млн детей отдыхают в 50 000 российских лагерей ежегодно, говорит представитель вице-премьера Ольги Голодец. Около 40 000 – лагеря дневного пребывания, 1500 – санатории, 2500 – загородные лагеря, 6500 – палаточные лагеря и лагеря труда и отдыха. В походах ежегодно участвует около 800 000 детей

В лагере «Большое приключение» (существует с 2000 г.) своя методика найма вожатых и инструкторов. Сначала потенциальные кандидаты слушают 360 часов лекций и читают 400-страничное учебное пособие, потом проходят практику.

Из 600 кандидатов, подавших заявки, инструкторами становятся около 20, говорит Венидиктов. К отбору сотрудников лагерь относится очень серьезно, заверяет он: «Мы смотрим на [кандидатов] буквально под лупой.

Если человек закурил в походе или выругался матом, исключаем его из претендентов».

Инструкторов готовят в школах при Федерации спортивного туризма – правда, документы об их окончании государство не признает, говорит вице-президент ФСТ Алексей Ярошевский.

Организаторы походов и лагерей, подведомственных Минобрнауки, должны следовать выпущенной этим ведомством инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися школ, профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ. Там указаны, например, минимальный возраст участника пешего похода второй категории сложности (14 лет) и минимальный возраст руководителя (19 лет). Сказано, что руководитель должен иметь опыт участия в походах соответствующей категории. Предписано, что группу из 6–15 детей должны сопровождать двое руководителей.

Но частные организации могут игнорировать требования этой инструкции, разводит руками Менделевич. Не существует нормативного документа, который обязывал бы частные лагеря руководствоваться ею. А частных лагерей – 20–30%, оценивает сооснователь лагеря «Большое приключение», член Координационного совета по развитию детского туризма Матвей Шпаро.

Первое место среди кандидатов на место вожатого или инструктора, как правило, занимают студенты или выпускники педагогических вузов, которые хотят таким образом отработать летнюю практику, либо те, кто учится по туристическим специальностям.

Представитель Московского государственного педагогического университета Анна Качуровская подтверждает: часть его студентов проходит практику, отправляясь работать вожатыми, так как за это еще и платят (средняя зарплата, по данным HeadHunter, 25 000–30 000 руб. в месяц).

Студентов предварительно готовят, уверяет она: в вузе есть факультативная система подготовки вожатых.

На рекрутинговом портале HeadHunter недавно было размещено всего 24 вакансии вожатых – впрочем, это вдвое больше, чем в июне 2015 г. Но резюме соискателей в сотни раз больше – 1410.

Количество резюме от соискателей по специальности «инструктор» в июне 2016 г. составило 408, а вот вакансий почти не было, говорит представитель HeadHunter. В основном соискатели – женщины (81%).

41% соискателей – молодые люди до 22 лет, еще 29% – 22–25-летние.

Особенно остро кадровая проблема стоит в частных лагерях, признает Шпаро из «Большого приключения». В государственных и подведомственных лагерях за квалификацией сотрудников следят более или менее строго, уверен он.

Представитель Минобрнауки на вопрос «Ведомостей» о госконтроле за работой персонала детских лагерей ответил, что министерство формирует банк данных по программам и практикам летнего оздоровительного отдыха и рекомендует ориентироваться на него при выборе места отдыха для ребенка.

Банк содержит методические материалы по шести основным направлениям дополнительных общеобразовательных программ: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Кроме того, Минобрнауки направляет во все регионы России письма с рекомендациями, как организовывать туристические походы по программам дополнительного образования. Последний раз такое письмо было разослано в ноябре 2015 г., говорит представитель ведомства.

По словам представителя вице-премьера Ольги Голодец, которая руководит координационным советом по детскому туризму, Минтруд и Минобрнауки сейчас работают над тем, чтобы изменить организацию детского отдыха. Изменения коснутся в том числе и контроля за квалификацией инструкторов и педагогов, работающих с детьми, обещает собеседник «Ведомостей».

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/06/28/647029-kto-rabotaet-detmi

Школа вожатых: особенности подготовки

Многие желающие стать вожатыми прекрасно понимают необходимость обучения данной профессии, однако все равно остается множество людей, которые не придают значение этому факту и задают вопрос: зачем нужно проходить школу подготовки вожатых? И здесь главным является даже не факт законодательного требования обучения, важнее сами знания. Рассмотрим подробнее обе стороны данного вопроса.

Вожатых будут готовить в педагогических вузах

Обучение вожатых часто называют школой вожатского мастерства (ШВМ). Подобные школы часто организуют при вузах, центрах дополнительного обучения.

При выборе места обучения стоит заранее узнать об организации, которая это обучение проводит: имеет ли она лицензию, сколько проходит обучение, какое расписание занятий, кто проводит обучение, есть ли у них опыт работы, происходит ли дальнейшее трудоустройство или только обучение и т.д. Важно понимать, что для работы вожатым необходим документ установленного образца , свидетельствующий о прохождении школы вожатых, поэтому обязательно поинтересуйтесь заранее об этом у руководителей школы. Так же, бывают ситуации, когда обучает одна организация, а экзаменует другая. В этом тоже нет ничего плохого, главное, чтобы договоренности были закреплены договором.

На сегодняшний день минимальное количество часов, которые должен прослушать обучающийся в школе вожатых составляет 144 часа.

За это время новичок узнает об организации безопасного пребывания детей в лагере и особенностях работы с детьми разного возраста в разные периоды смены: как можно и нужно создавать быт в отряде, что включает в себя распорядок дня, организация мероприятий, самоуправления и дисциплины в отряде, основы первой медицинской помощи, поведения в экстренных ситуациях, познакомится с нормативно-правовыми актами и многим другим, что непосредственно относится к деятельности вожатого.

Кроме теоретических знаний, будущие вожатые обязательно должны попробовать поиграть в игры разной направленности, провести коллективно-творческое дело (КТД), выучить минимальный список используемых отрядом (лагерем) песен и исполнить их в орлятском круге, поучаствовать в создании и исполнении вожатских номеров и концертов, которые готовятся обязательно заранее и другие традиционные для того или иного коллектива практические занятия. В завершении прохождения обучения в школе подготовки вожатых, каждый из обучающихся должен сдать экзамен и в зависимости от результата получить свидетельство о прохождении профессионального обучения по подготовке вожатых.

Кроме необходимости документа о прохождении школы подготовки вожатых, необходимо понимание о самой работе вожатого. Не всегда получение сертификата говорит о качестве практических знаний человека. Конечно, можно приступить к работе вожатым не зная всего практического и даже теоретического материала, но к чему же тогда это может привести?

Итак, желающим стать вожатым необходимо обучение для получения определенных знаний. В первую очередь, как сказано выше, отдых ребенка должен быть безопасным и комфортным, и вожатый один из сотрудников, который должен это обеспечивать.

Именно поэтому занятиях в школе вожатых очень много времени уделяется правилам и педагогическим требованиям, которые необходимо соблюдать детям. Это, например, как правила поведения во время мероприятий или нахождении за территорией ДОЛ, так и с выполнение норм гигиены.

Если не знать, что входит во все обязанности вожатого и как их выполнять, то можно создать множество проблем. А ещё стоит учесть количество детей в отряде, и тогда можно представить в какие масштабы это может вылиться.

Во-вторых, самому вожатому тяжелее выполнять свои обязанности, когда нет никакой теоретической подготовки.

Во время занятий, как правило темам разбираются типичные ошибки и прогнозируемые ситуации и предлагаются варианты их решения. Даже такие знания несомненно позволяют быть более готовыми к разным ситуациям.

Читайте также:  Учитель месяца: -человек будущего должен быть гармоничным

Кроме того, на занятиях можно задать любой вопрос преподавателю, который сможет дать компетентный ответ.

Резюмируя: Школы для вожатых организованы для того, чтобы подготовить не только теоретически и практически, но ещё и эмоционально.

Важно посещать занятия школы для самого себя, а не для оценки в документе, потому что только наличие оценка не поможет в работе.

Вожатым с опытом работы так же рекомендуется посещение школы, так как усвоение информации на второй или третий год работы идет уже по иному, потому что есть свой опыт, а повторение никогда не помешает.

Источник: https://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/professiya-vozhatogo/shkola-vozhatykh-osobennosti-podgotovki/

Высокий профессионализм и результат. Вожатых для детских лагерей Подмосковья обучат на базе МПГУ

Вожатых для детских лагерей Подмосковья будут готовить на базе Московского педагогического университета (МПГУ). Такое соглашение подписало правительство региона с учебным заведением.

На форуме «Детский оздоровительный лагерь — безопасная территория развития» также подвели итоги летнего отдыха.

Лето 2018 года детские лагеря Подмосковья провели успешно. Оздоровительную кампанию регион завершил в тройке лидеров среди всех субъектов страны.

Ни одного серьезного происшествия и довольные дети — результат, придерживаться которого будут и в этом году.

«И в прошлой оздоровительной кампании, и в кампании 2019 года самое главное — это безопасность наших детей. Физическая, психическая, психологическая. Мы очень заинтересованы, чтобы на территории работали грамотные, профессионально подготовленные кадры», — сообщила министр социального развития Московской области Ирина Фаевская.

На форуме по итогам летнего сезона наградили лучшие загородные лагеря. Среди них «Ракета» (Егорьевск) и «Восход» (Королев). Большинство победителей — муниципальные, что для Московской области и России — особенность. Такого рода организаций нет ни в одной стране мира.

Вожатых будут готовить в педагогических вузахИсточник фото: телеканал «360»

«Практики лагерей России мы продвигаем. В них есть уникальный опыт Московской области: это лагеря, которые содержат предприятия, где очень мощная государственная поддержка. Такого нет в мире. А в Московской области — вы сами видите, бюджет сколько средств выделяет на это и какое количество лагерей», — прокомментировал Валерий Долгих, посол России при Международном содружестве лагерей.

Свою оценку загородным лагерям дали и родители. Опрос проводили правозащитники среди тех, чьи дети минувшим летом отдыхали и набирались сил в Подмосковье. Недовольных практически нет.

«85 процентов опрошенных нами родителей поставили детскому отдыху, который организовали подмосковные власти, пятерку. Только один процент родителей был в чем-то недоволен детским отдыхом. Все отмечают высокий профессионализм подготовки вожатых», — рассказала Ксения Мишонова, уполномоченный по правам ребенка в регионе.

Несмотря на высокую оценку, вожатых для Подмосковья будут набирать из числа лучших, готовить по передовым методикам.

«Москва и Подмосковье находятся рядом, но мы не всегда взаимодействуем, а хотелось бы, чтобы это был взаимный обмен.

Что греха таить, нам студентов отправить на практику, например, в подмосковный лагерь, интереснее и экономически выгодней, чем отправить куда-нибудь в Тюмень или к Черному морю, потому что это экономически затратно», — объяснила Татьяна Владимирова, проректор по связям с общественностью МПГУ.

На форуме региональное правительство и МПГУ подписали соглашение. К работе студенты и выпускники вуза приступят уже этим летом.

Источник: https://360tv.ru/news/obrazovanie/vysokij-professionalizm-i-rezultat-vozhatyh-dlja-detskih-lagerej-podmoskovja-nachnut-obuchat-na-baze-mpgu/

Я б в вожатые пошёл… кто меня научит?

Вожатых будут готовить в педагогических вузах

Кто он такой – вожатый ? Это слово в русском языке появилось в начале XVIII века и означало – «вожак, путеводитель, проводник». Тот, кто указывает дорогу. Значение – «руководитель детского коллектива» вожатый получил в России в начале двадцатого столетия: тогда активно развивалось скаутское движение, из которого, как мы знаем, в советский период выросло пионерское движение.

ВОЖАТЫЙ – В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕПервым пионерским вожатым считается Михаил Стремяков, организовавший первый пионерский отряд в 1922 году на Красной Пресне. Дальше история вожатства проходит через тяжелые тридцатые и «сороковые роковые». Вожатые поддерживали тимуровское и коммунарское движения.

А в 1966 году появился первый студенческий педагогический отряд «Труверы» на базе Иркутского педагогического университета. Инициативу поддержали студенты- педагоги других городов, так, в середине 80-х в движении педагогических отрядов было более 60 тысяч человек.

Что их привлекало ? Особая творческая «отрядная атмосфера», которую сейчас, как утверждают вожатые «старожилы» — не повторить. И, конечно же, любовь к детям.С первых лет пионерского, нет, даже раньше — со времен скаутского движения — вожатый считается значимой фигурой в воспитании подростков.

Он занимает особую позицию в коллективе: дистанция между вожатыми и детьми гораздо короче, чем между детьми и педагогами. Вожатый – это тот, к кому ребенок может обратиться с какими-то проблемами, с кем можно интересно пообщаться, кто научит чему-то новому. Он старший друг, но ни в коем случае – не надзиратель.

При этом – именно в обязанности вожатого входит «надзирать» — чтобы «подотчетный» ребенок вовремя умылся, лег в постель после отбоя… И чтобы он легко встал после сигнала «подъем». Большая удача, если он сможет найти подход к каждому, независимо от возраста, социальной группы, укоренившихся привычек.

Вожатый – это не только воспитатель и психолог, но и литератор, артист, организатор, спортсмен… Тот, кто всегда рядом с детьми и одновременно – чуть-чуть впереди. Он был очень важным звеном, которое занималось воспитательным процессом в школе. К нему за помощью обращались учителя, к нему прибегали (в прямом смысле) дети.

Кто, как не вожатый, поможет устроить школьный спектакль, научит играть на гитаре, выслушает, подскажет ? К вожатому обращались с такими вопросами, с которыми не пойдешь к педагогу – все же он свой, пусть и старший – но товарищ. Например – как быть, если со мной никто не дружит ? Допустим ли бойкот всем классом одного ученика ? И вожатый отвечал на такие сложные вопросы – не с точки зрения «официальной педагогики», а более просто и понятно … 

Кто шел тогда в вожатые ? Вожатыми становились лучшие старшеклассники, студенты педвузов. Такая работа была хорошей педагогической практикой.

Тем более ценной, что она учитывалась при поступлении в педагогические институты и университеты.

Вожатые могли получить опыт общения с детьми, разрешения сложных дилемм, понять, подходит ли им такая деятельность по целому ряду параметров, включая и психологический. И сделать окончательный выбор.

ВОЖАТЫЙ – СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ 

…Читая такие «красивые словеса», некоторые, может быть, говорят: «Ах, если бы все так было на самом деле».

И вспоминают нашумевшие в Сети скандальные видеоролики: о том, как вожатые издеваются над детьми, как сами дети ведут себя в лагерях отдыха, где уже ничто не удивительно – ни секс, ни наркотики, ни нецензурная лексика… Куда, спрашивается, смотрят вожатые ? Как таких безалаберных людей вообще принимают в вожатые ? Самый частый ответ на такие претензии: «Попробуйте найти других на такую зарплату!». Руководители лагерей детского отдыха стремятся сделать их доходными, поэтому экономят на всем, в том числе и на персонале. Мы знаем к чему приводит такой подход. Трагедия в летнем лагере в Карелии в 2016 году привела к осознанию: инструкторов детско-юношеского туризма и вожатых нужно готовить. И не просто готовить, а тщательно проверять и сертифицировать. 

После создания детско-юношеской организации «Российское движение школьников», роль вожатого снова вышла на передний план.

Каким он должен быть современный вожатый ? Чему научит детей ? И кто научит самого вожатого ? Старшие товарищи личным примером – или в колледже, а может быть на специальных курсах ? И дело не только в составе образовательных программ, но и в личности педагогов.

Удастся ли найти таких преподавателей, чтобы смогли на собственном примере увлечь своих подопечных нелегкой, но интересной работой вожатого ? Необходимость специальной подготовки понятна. Остается вопрос – где именно и как готовить ? Где брать педагогические кадры ? 

К сожалению, выводы по кадровой политике после карельской трагедии не сделаны и сегодня. Не могут не настораживать факты того, что подготовкой вожатых занимаются непрофессионалы. К примеру, пищевой вуз — Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.

Разумовского организовал курсы по подготовке «вожатого ХХI века».

Интересно, кто будет учить будущих вожатых духовно-нравственным и культурологическим аспектам деятельности, если в руководстве этого вуза ректор с сомнительной репутацией — Валентина Иванова, которой москвичи не оказали доверие на прошедших выборах в муниципальные депутаты.

Студенты открыто обвиняют администрацию вуза в том, что на другой курс невозможно перейти без легализованных поборов: https://www.change.org/p/васильева-ольга-юрьевна-министр-об… Как в учебном заведении, в котором процветают мошенничество, взяточничество, кумовство и показуха, могут обучаться вожатые ?

ОСТОРОЖНО, КОЛЛЕДЖ ОТКРЫВАЕТСЯ…

Год назад в Москве на базе образовательного комплекса «Воробьевы горы» был открыт Колледж вожатых.

Как утверждает сегодняшний руководитель этого комплекса Ирина Сивцова : «История вожатского движения началась во Дворце пионеров в начале его истории в 1930е годы, а сейчас мы поняли, что пришло время давать среднее профессиональное образование для тех, кто хочет быть вожатым».

Директор Колледжа вожатых Ирина Сахнова утверждает, что перед колледжем стоит задача — готовить вожатых нового поколения. Подготовка кадров идёт под девизом: «Учим для жизни». Поступить в колледж могут выпускники девятых и одиннадцатых классов.

Утверждается, что у учащихся колледжа — блестящие перспективы, их ждет «полноценное обучение со всеми вытекающими бонусами: стипендией, льготным питанием, проездным билетом и отсрочкой от армии. А в дальнейшем — диплом государственного образца и трудоустройство.

Кроме того — имеется возможность для выпускников получить высшее образование в Московском городском педагогическом университете по сокращенной программе. Звучит заманчиво. Тем более, что студентам обещают — летнюю практику в лучших лагерях отдыха России, в том числе и в «Артеке».

Недавно в лагере появилась традиция, которая принадлежит генеральному директору Алексею Каспржаку: «Задача в том, чтобы человек, который известен в стране, в мире смог прожить жизнь вожатого. Мы хотим, чтобы они почувствовали себя внутри лагеря, заняв в нем главную позицию – позицию вожатого». Почетными вожатыми «Артека» являются Дмитрий Медведев и Ольга Голодец, которые не раз в своих выступлениях заявляли о важности подготовки современного вожатого. 

Однако, сегодня информация в СМИ и блогосфере пестрит о том, что Колледж вожатых не просто не вписался в структуру Дворца, а что он её губит, узурпируя территорию и разрушая уникальные традиции и образовательные направления. И в самом главном — кадровом вопросе — есть серьёзные недоработки.

Как может занимать должность заместителя директора Колледжа вожатых специалист, который не имеет полноценного высшего педагогического образования?Замдиректора Ирина Хавренкова диплом бакалавра получила лишь в июне 2016 года.

Кроме того, она не имеет опыта руководства учебным заведением и ей следовало бы обучиться хотя бы самому элементарному — культуре речи. ( К слову, родители учащихся считают, что заместитель директора колледжа не должен курить и сквернословить ).

Возникает вопрос – кто утверждает на такие должности руководителей без соответствующего образования и опыта ? Неужели в Москве, кузнице педагогических кадров, не нашлось более подходящих руководителей – увлеченных, грамотных, опытных ?

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Сегодня ни для кого не секрет, что «бурные девяностые» нанесли огромный ущерб педагогическому образованию в нашей стране, так что российскую образовательную систему можно назвать «зоной социального неблагополучия».

Ситуация сложилась таким образом, что сегодня выпускник педвуза по уровню знаний и общей эрудиции значительно уступает своему «коллеге» из 70-х, 80-х годов, несмотря на произошедший технологический рывок последних десятилетий .

В этом винят не только низкую мотивацию педагогов, но и отставание учебно-лабораторных баз вузов, а также «миграцию» преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности.

В результате – снижается не только интеллектуальный уровень молодых педагогов, но и само практическое значение профессионального образования. Вопрос – кто и как будет учить будущих вожатых — сегодня особенно актуален.

Вернуться назад или поделиться

Источник: http://www.stolichnoe-obrazovanie.ru/news/998-ya-b-v-vozhatye-poshyol-kto-menya-nauchit

УрГПУ начнет готовить вожатых профессионально

— Мы вошли в проекты, так как на ИСОбре 10 лет реализуется учебная дисциплина «Организационная деятельность в детских оздоровительных лагерях», эта дисциплина читается на педагогических направлениях подготовки.

Как итог — вожатская практика в лагере или санатории, — прокомментировала Татьяна Майданова, директор центра сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников УрГПУ.

— Все 73 лагеря Свердловской области готовы сотрудничать с нашим университетом.

Уральская школа вожатых 

В прошлом году проект «Уральская школа вожатых» стал победителем президентского грантового конкурса. Планируется создать региональную школу вожатского мастерства, призванную повысить качество воспитательной работы в городских и загородных оздоровительных лагерях. 

Проект предполагает стажировки и дистанционные поддерживающие модули, а также три очных сессии: 2—4 февраля, 30 марта — 1 апреля и 27—29 апреля. Участниками школы станут старшеклассники, студенты, работающая молодежь и учителя.

2 февраля «Уральская школа вожатых» приглашает на трехдневный очный тур, где участники освоят командообразование, игровую теорию и практику, театральные постановки, ролевые игры и практическую отработку первой помощи. Подай заявку на сайте школы вожатых 

Теорию педагогической подготовки для будущих вожатых обеспечивает институт социального образования УрГПУ.

В программе будут представлены новые образовательные технологии, разбор и решение ситуационных задач. По итогам теоретического этапа УрГПУ выдаст сертификат повышения квалификации (в объеме 36 часов).

Для прохождения теоретической подготовки в УрГПУ слушателям необходимо заполнить документы. 

После освоения педагогической теории участникам предстоит защитить проект перед представителями детских лагерей, педагогического университета, министерства общего и профессионального образования Свердловской области и клуба «Корифей». Результатом обучения в школе вожатых будет единый сертификат, который станет пропуском для работы с детьми в лагере. 

— В прошлом году большое количество лагерей подверглись штрафам, потому что пришли работать ребята без каких-либо документов, подтверждающих их право работать вожатыми. И такая ситуация не только в Свердловской области, — уточнила Татьяна Витальевна Майданова.

Проект «Уральская школа вожатых» осуществляют: некоммерческое партнерство поддержки лидеров бизнеса и образования клуб «Корифей», УрГПУ, детский оздоровительный центр «Юность Урала». 

По всем вопросам: prisobr@mail.ru, 8 (343) 235-76-81, https://vk.com/russianschoolleaders.

Александра Карпушева, пресс-служба УрГПУ

Источник: https://uspu.ru/news/urgpu-nachnet-gotovit-vozhatykh-professionalno/

Уральский педагогический университет начнет профессионально готовить вожатых

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 января. /ТАСС/. Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) стал партнером двух проектов — «Уральская школа вожатых» и «Всероссийская школа вожатых», сообщили в пресс-службе вуза. 

«Мы вошли в проекты, так как в институте социального образования 10 лет реализуется учебная дисциплина «Организационная деятельность в детских оздоровительных лагерях».

Эта дисциплина читается на педагогических направлениях подготовки, ее итог — вожатская практика в лагере или санатории.

Все 73 лагеря Свердловской области готовы сотрудничать с нашим университетом», — прокомментировала Татьяна Майданова, директор центра сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников УрГПУ. 

Проект «Уральская школа вожатых» стал победителем президентского грантового конкурса в 2017 году. Планируется создать региональную школу вожатского мастерства, призванную повысить качество воспитательной работы в городских и загородных оздоровительных лагерях. 

Проект предполагает стажировки и дистанционные поддерживающие модули, а также три очных сессии в феврале, марте и апреле. Участниками школы станут старшеклассники, студенты, работающая молодежь и учителя.

После освоения педагогической теории участникам предстоит защитить проект перед представителями детских лагерей, педагогического университета, министерства общего и профессионального образования Свердловской области и клуба «Корифей». Результатом обучения в школе вожатых будет единый сертификат, который станет пропуском для работы с детьми в лагере. 

«В прошлом году большое количество лагерей подверглись штрафам, потому что пришли работать ребята без каких-либо документов, подтверждающих их право работать вожатыми. И такая ситуация не только в Свердловской области», — уточнила Татьяна Майданова.

Проект «Уральская школа вожатых» осуществляют некоммерческое партнерство поддержки лидеров бизнеса и образования клуб «Корифей», УрГПУ, детский оздоровительный центр «Юность Урала». 

УрГПУ был основан в 1930 году. За свою историю университет подготовил свыше 100 тыс. специалистов высшей квалификации. Здесь успешно функционируют 15 научных школ, получивших известность в России и мире.

В университете работают свыше 60 докторов наук и профессоров, около 300 кандидатов наук и доцентов, многие из них – академики и члены-корреспонденты государственных и общественных академий наук. Университет, насчитывающий 13 тыс.

Читайте также:  Современный русский: на спорные вопросы ответят эксперты

студентов, сотрудничает с вузами США, Франции, Германии, Израиля, Италии, Японии, Китая и других стран.

Источник: https://tass.ru/novosti-partnerov/4876206

Требования к подготовке сотрудников детских лагерей будут пересмотрены — МК

«Мы не должны смотреть на вожатого, как на затейника или аниматора»

В ближайшее время в России могут измениться требования к подготовке воспитателей и вожатых в летних оздоровительных лагерях и санаториях. Разговоры о необходимости специально обучать вожатых начались еще в 2016 году после трагедии в лагере на Сямоозере, когда утонули 14 детей.

В конце марта на общественное обсуждение наконец был вынесен проект изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», к которому и относится должность вожатого.

Предполагается, что вожатый нового образца должен будет разбираться не только в вопросах безопасности, но и знать детскую психологию, а также обеспечивать защиту школьников от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

По данным экспертов, в образовательных организациях работают свыше 50 тысяч вожатых, из них 62% трудятся в загородных лагерях. В настоящее время должности вожатого и младшего воспитателя отнесены к учебно-вспомогательному персоналу. При этом задачи, возлагаемые на вожатого в рамках реализации летней оздоровительной кампании, относятся к педагогическим.

Специалисты считают, что важно именно сейчас убрать это противоречие и принять единый стандарт подготовки вожатых. В связи с этим сотрудники Московского педагогического государственного университета разработали дополнения в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».

— Современный вожатый должен обладать знаниями в области безопасности, технической безопасности, психологии детей, защиты их прав, организации правильного питания и многое другое, — уверена проректор по связям с общественностью МПГУ Татьяна Владимирова.

— К тому же, воспитателям в детских лагерях по долгу службы приходится сталкиваться как со здоровыми детьми, так и с ребятами с ограниченными возможностями — все их особенности тоже важно учитывать. Кроме того, вожатый обязательно должен обладать знаниями в области профессиональной культуры и этики.

Для подготовки профессиональных воспитателей наши специалисты разработали обучающий модуль «Основа вожатской деятельности», который содержит вопросы психолого-педагогической деятельности, истории вожатского дела, основные технологии организации лагерной смены. Также мы дополнили программу модулем информационно-медийного сопровождения.

Современные дети сильно изменились по сравнению с нами, они полжизни проводят в интернете, поэтому вожатый должен знать, как научить их правильно использовать интерактивные технологии.

По словам Татьяны Владимировой, в интернете сейчас можно найти большое количество сайтов, предлагающих услуги по подготовке вожатых. Вопрос только в том, будет ли реальная польза от этой подготовки.

Еще с прошлого года в МПГУ была организована работа по взаимодействию с работодателями, в ходе которой планируется принять единый документ государственного образца, подтверждающий квалификацию вожатого.

Помимо этого специалисты собираются четко определить, какие организации будут готовить вожатых, и утвердить единый стандарт их подготовки.

— Должность вожатого сейчас не относится к педагогической, тем не менее, вожатый общается с детьми в течение 16-18 часов в день, в то время как классный руководитель в старших классах проводит, к примеру, классный час раз в неделю, — объясняет профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ Елена Леванова.

— Мы не сильно задумываемся над тем, что вожатый должен быть грамотным и юридически. У него должна быть мотивация, воля, умение работать в команде. Если мы доверяем вожатым детей, то должны помочь им обрести все эти навыки и знания. Очень важно сохранять летнюю педагогическую практику, в ходе которой студенты могли бы накопить собственный педагогический опыт.

Мы не должны смотреть на вожатого, как на затейника или аниматора — это вполне серьезная профессия.

Однако новая концепция подготовки вожатых нашла поддержку далеко и у всех.

— Здесь много спорных моментов, например, как студент 2 курса может знать все физиологические и психологические особенности детей, если в педагогических вузах данные дисциплины проходят, скажем, на 4 курсе, — поделилась своими сомнениями главный специалист отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского профсоюза образования Мария Степина. — Ему что быстрее все изучать или потом возвращаться к программе? А если вдруг вожатым захочет стать студент того курса, где модуль подготовки вожатого не был включен? Он что теперь не сможет быть у нас вожатым?

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/04/06/trebovaniya-k-podgotovke-sotrudnikov-detskikh-lagerey-budut-peresmotreny.html

Я б в вожатые пошел пусть меня научат

С этого года в педагогических вузах появится новая специальность, на которой будут готовить вожатых. Учебную программу за прошлый год уже апробировали в двенадцати вузах. Так, по словам экспертов, педвузы будут выпускать специалистов, которые смогут работать не только в школах, но и с временным детским коллективом в лагерях.

Но многие студенты могут работать вожатыми и без всякого образования – будучи бойцами педагогических отрядов. Мы решили узнать у самих педотрядовцев, как они относятся к вожатской «вышке», и так ли она нужна детским наставникам:

Александра, боец студенческого отряда

Чтобы быть вожатым, высшее педагогическое необязательно. Главное – призвание и любовь к детям, остальному научат. На занятиях в отряде нам дают всё необходимое для работы. 

Мы узнаем, как правильно относиться к детям разного возраста, помогать им и развивать их. Серьезный упор на медицинскую подготовку, вожатскую этику и возрастные психологические особенности детей. Этого вполне достаточно. Да и тем более кому захочется учиться несколько лет, чтобы потом иметь сезонную работу, за которую мало платят.

Диана Белькова, командир Иркутсткого объединения студенческих педагогических отрядов

Министерство уже не в первый раз говорит об этом. Несколько наших ребят уже прошли «повышение квалификации» при местном министерстве образования и даже получили сертификаты о том, что они специалисты по летнему отдыху. С этой «бумажкой» их теперь охотнее берут на работу.

Сама инициатива – классная, потому что они начали регламентировать ту работу, которой раньше по сути и не занимались. Главное, что так в лагерь не сможет попасть человек «с улицы». Сейчас ситуация немного другая.

Одно дело, когда это подготовленный боец студенческого отряда, который прошел массу лекций и тренингов, и даже получил специальное свидетельство об этом.

Совершенно другое – когда от нехватки кадров лагеря берут всех, кто хоть немного причастен к этой теме. Например, аниматоров или вообще студентов, которым надо «закрыть практику».

Сейчас даже в некоторых школах есть ставка вожатого, но то, чем они должны заниматься, ничем четко не регламентируется.

Вообще, я не считаю, что для этого нужно иметь «вышку». Но как курс профподготовки – отличная идея. Я сама с этим сталкивалась, и понимаю, что так можно предотвратить много опасностей от неподготовленного человека. Сейчас лагеря и сами в этом заинтересованы.

 Хотя в вожатые не пойдет любой – это достаточно тяжелая и эмоциональная работа, тем более и малооплачиваемая – в среднем ребята за это лето получали 10600 рублей за смену. Причем, чтобы пройти медкомиссию, нужно выложить примерно ту же сумму. Так что если и идти на такое высшее, то только по большому призванию.

Источник: https://5uglov.ru/post/12686_ya_b_v_vozhatie_poshel_pust_menya_nauchat

Профессия или развлечение: как и чему должны обучать вожатых для детских лагерей

Российские эксперты предлагают полностью изменить подход к подготовке вожатых для детских оздоровительных лагерей. По мнению опрошенных ТАСС специалистов, сейчас вожатые считают свой род деятельности скорее лишней возможностью приятно провести лето и отдохнуть, нежели профессией.

Как ранее заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева, министерство приложит все усилия, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья детей во время отдыха.

Кабмин опубликовал постановление правительства, согласно которому полномочия Минобрнауки в сфере организации детского отдыха будут расширены.

Опрошенные эксперты говорят о том, что в первую очередь необходимо выработать единые требования к подготовке вожатых, повысить их статус, а возможно, даже выдавать специальные сертификаты для гарантии того, что человек готов работать с детьми.

Кто ответит за безопасность

Эксперты высказывают разные мнения о том, кто именно должен отвечать за безопасность детей в летнем лагере. Сейчас некоторые лагеря содержат штат охраны, другие считают необходимым привлекать силовые структуры для контроля за ситуацией, третьи обходятся собственными силами, то есть за безопасность детей, по сути, отвечают воспитатели и вожатые.

Заместитель директора по научно-методической работе Агентства социальных технологий и коммуникаций (АСТИК) Борис Головин отмечает, что все лагеря в связи с этим находятся в разных условиях.

“Если федеральные детские центры находятся под охраной, то остальные лагеря охраняются либо ЧОПами, либо не охраняются никак”, — уточнил он.

В то же время в самих лагерях уверены, что поручение вопроса безопасности детского отдыха силовым структурам — это не слишком хорошее решение.

“Решать это через силовые структуры мне не кажется перспективным. Им должно быть достаточно того, что у них есть сейчас, а детство — это все-таки не охранники”, — отмечает заместитель начальника учебно-воспитательного отдела Всероссийского детского центра “Океан” (Владивосток) Елена Федорова.

Ежедневная безопасность детей на отдыхе зависит прежде всего от вожатого. И именно поэтому нужно уделять пристальное внимание обучению “педагогов лета”, уверена директор ресурсного центра “Ариадна” Ульяновского государственного педуниверситета Татьяна Балыкина.

Не отдыхать, а работать

Однако практически все опрошенные ТАСС эксперты сходятся в том, что сегодня вожатым может стать совершенно не подготовленный для этого человек.

“Многие едут на юг за низкую зарплату, стимул — не работа с детьми, а отдых и смена обстановки”, — говорит методист загородного центра детско-юношеского творчества “Зеркальный” в Санкт-Петербурге Светлана Максимова.

Как подчеркнула проректор Московского педагогического государственного университета Татьяна Владимирова, в последние 20 лет вопрос о кадровом потенциале вожатого серьезно не ставился. И только несчастные случаи с детьми в прошлом году заставили пересмотреть всю политику в области подготовки кадрового потенциала.

Специалисты отмечают, что сегодня вожатых готовит слишком много учреждений, по сути, никаких профессиональных критериев отбора для этого рода деятельности нет.

“Не секрет, что есть люди, которые совершенно случайно попадают в детские учреждения, не имея никакой профессиональной подготовки, опыта работы с детьми.

Неважно, обучаешься ты в педагогическом вузе и имеешь профессиональное педагогическое образование или ты не педагог, а обучаешься в технологическом учебном заведении, но подготовка должна быть стандартной для всех, требования должны быть едиными”, — уверен методист Башкортостанского регионального отделения организации “Российские студенческие отряды” Алексей Дударенко.

Отсутствие каких-то базовых требований к вожатым приводит к тому, что их статус среди других специалистов, работающих в детских лагерях, совсем не высок. Это, в свою очередь, ведет к тому, что вожатые не готовы нести ответственность за детей.

“Нужно приравнять вожатого в правах с педагогом с получением стажа, возможности выслуги”, — считает Головин.

Он уверен, что необходимо привести зарплаты вожатых к единому показателю, к примеру взять за основу федеральные детские центры. На данный момент, по словам специалиста, вожатый в ЦФО может получать 8 тыс. рублей за смену 31 день, а в отдельных лагерях СКФО оплата доходит до 50 тыс. рублей.

“Я не за то, чтобы в республиках Северного Кавказа уменьшили зарплату, я за то, чтобы в остальных регионах ее довели до соответствия. Если мы хотим не единичный случай, а массовое движение, то этот труд должен быть достойно оплачен”, — уточнил Головин.

Сертификаты для профессионалов

Эксперты настаивают на том, что нужно в первую очередь прекратить практику “повсеместного” обучения вожатых — этим должны заниматься профессионалы.

Более того, должен быть определен круг организаций, который сможет выдавать сертификаты о том, что человек прошел обучение и может работать вожатым.

Эти учреждения должны в дальнейшем нести ответственность за человека, которому выдали данный документ.

“Когда появляется большое количество коммерческих организаций, где преподают абсолютно не специалисты, которые не представляют себе эту сферу деятельности, а потом выдают липовые сертификаты, — это беда. Деятельность по обучению вожатых должна быть лицензирована, и вожатые должны иметь сертификаты”, — говорит Головин.

Он подчеркивает, что назрела необходимость выработки единого подхода к образовательным программам с минимальным базисом. В него следует включить минимальные психолого-педагогические навыки, основы безопасности жизнедеятельности и первой помощи.

В свою очередь, методист Башкортостанского регионального отделения организации “Российские студенческие отряды” Дударенко уверен, что вожатым необходимо также знать Уголовный и Административный кодексы.

“Ответственность до конца не будет понята и уяснена ни одним студентом, если мы не изучим с ним нормативно-правовые основы: это уголовная ответственность, это административная ответственность за здоровье детей, которой я посвящаю больше всего времени. Плюс к этому различные педагогические и методические идеи, разработки, которые мы тоже вместе с ребятами осваиваем”, — подчеркнул он.

Методист Всероссийского детского центра “Смена” в городе Анапе Наталья Лойко считает необходимым выработать систему подготовки вожатых к требованиям безопасности.

“Вожатые не всегда готовы сопровождать детей в части безопасности. Необходимо разработать какую-то систему для подготовки вожатых в этой области”, — уточнила она.

По мнению Лойко, прежде всего безопасность должны обеспечить образовательные или оздоровительные учреждения, а вожатый как сотрудник организации несет ответственность за жизнь и здоровье детей, сопровождая их.

Обучение на практике

Специалисты настаивают на том, что обучение вожатых должно быть практико-ориентированным. Это поможет сориентироваться в сложных ситуациях и предотвратить их нежелательное развитие.

“Наша задача — сделать обучение вожатых практико-ориентированным, чтобы они, попав на территорию лагеря, понимали, что к чему, что делать, когда ребенок переживает кризис. Чтобы логика смены вожатым была прожита задолго до начала этой смены”, — отмечает проректор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук Татьяна Владимирова.

Она рассказала, что в ее вузе занятия в школе вожатых ведут в том числе и преподаватели по основам безопасности жизнедеятельности. Но здесь не все так просто: нельзя переходить тонкую грань и излишне ограничивать детей.

“С одной стороны, проблема, наверное, в том, что не все летние лагеря думают о технике безопасности. Вторая проблема — другая сторона медали, когда уделяется повышенное внимание безопасности.

Детей, например, не пускают в походы, вся эта романтика прикрыта, мы детей в чем-то ограничиваем.

Безопасность должна быть, но в разумных пределах”, — отмечает методист “Зеркального” Светлана Максимова.

По ее мнению, необходимо пересмотреть все действующие инструкции в области обеспечения безопасности, чтобы исправить возможные ошибки и недочеты.

“Как только что-то случится, мы тут же начинаем это проверять, писать кучу инструкций, приказов, положений и так далее. Наверное, нужно пересмотреть еще раз все, наметить точки, в которых возможны какие-то ошибки, постараться их предотвратить до такого, как это наступит”, — подчеркнула эксперт.

На контроле министерства

Постановление правительства о расширении полномочий Минобрнауки в сфере организации детского отдыха было опубликовано на сайте Кабмина в апреле этого года.

Согласно документу, Минобрнауки обязано обеспечивать безопасность жизни и здоровья детей на отдыхе, а также проводить госконтроль за соблюдением законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления.

Министерство также будет координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в этой сфере и способствовать взаимодействию между органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и профильными организациями.

Алексей Павлишак /ТАСС

Источник: https://chel-meteor.ru/2018/11/28/professiya-ili-razvlechenie-kak-i-chemu-dolzhny-obuchat-vozhatyh-dlya-detskih-lagerej/

Ссылка на основную публикацию